Анатомо-физиологические особенности цнс и органов чувств у детей

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

К моменту рождения ребенка его нервная система , по срав­нению с другими органами и системами, наименее развита и дифференцирована. В то же время именно к этой системе предъявляются очень большие требования, так как она обеспе­чивает приспособление организма к условиям окружающей среды и регулирует жизненно важные функции новорожден­ного.

В процессе приспособления должен установиться обмен ве­ществ, должны перестроиться работа органов дыхания, крово­обращения, пищеварения. Все эти системы после рождения ребенка начинают функционировать по-новому. Согласованную деятельность всех систем и органов должна обеспечить именно нервная система .

У новорожденных масса головного мозга относительно ве­лика - 1/8-1/9 массы тела, тогда как у взрослого головной мозг составляет 1/40 массы тела. Головной мозг уже в момент рождения является одним из наиболее развитых по своим раз­мерам органом, однако это еще не говорит о его функциональ­ных возможностях. В течение первых 6 мес. жизни масса голов­ного мозга увеличивается на 86,3%. В период от 2 до 8 лет рост головного мозга замедляется и в последующем масса его изменяется незначительно.

К концу 1-го полугодия жизни ребенка его мозг макроско­пически приближается к мозгу взрослых, но имеет ряд морфологических особенностей, лежащих в основе всей жизни ре­бенка, его физического и психического развития, специфично­сти реакций на многие факторы внешней среды.

Мозговая ткань ребенка богата водой, содержит мало лецитина и других специфических органических веществ. Борозды и извилины выражены слабо, серое вещество мозга плохо дифференцируется от белого вещества. После рождения про­должается изменение формы, величины борозд и извилин: бо­розды становятся глубже, извилины - крупнее и длиннее. Об­разуются новые мелкие борозды и извилины. Особенно энер­гично этот процесс совершается в первые 5 лет, что приво­дит к увеличению общей поверхности полушарий головного мозга.

Нервных клеток в больших полушариях у новорожденного столько же, сколько и у взрослого, но они еще незрелые. Нерв­ные клетки имеют простую веретенообразную фopмy с очень небольшим числом ответвлений и расположены сравнительно близко друг от друга. Процесс созревания нервных клеток в разных отделах головного мозга совершается неодинаково энергично: для клеток коры он заканчивается к 18-20 мес., в продолговатом мозге - к 7 годам. Приблизительно к этому времени завершается миелинизация нервных волокон.

Спинной мозг к моменту рождения ребенка оказывается более совершенным по своему строению. Он относительно длин­нее, чем у взрослого (поэтому спинномозговые пункции у детей производят между 3 и 4 поясничными позвонками).

Соответственно мофологическим особенностям у ребенка наблюдается и ряд особенностей функций нервной системы. Поскольку кора, пирамидные пути, полосатое тело к рождению ребенка недостаточно развиты, все жизненные функции у но­ворожденного регулируются межуточным мозгом, т. е подкор­ковыми центрами.

С момента рождения у доношенного ребенка имеется ряд врожденных, или безусловных, рефлексов . К ним относятся со­сание, глотание, мигание, кашель, чиханье, акт дефекации мо­чеиспускания, такие рефлексы, как рефлексы Бабинского, Кернига, Моро и некоторые другие. Они осуществляют приспособ­ление организма к окружающей среде и до конца 1-го года жизни подвергаются быстрой и существенной эволюции. Боль­шинство безусловных рефлексов имеет примитивный характер. Их исчезновение является признаком подчинения низших цент­ров высшим, которые начинают функционировать полноценно (для большинства рефлексов - это центры полосатого тела и коры). Их сохранение после определенного срока или их по­вторное возникновение является патологическим признаком.

На базе указанных безусловных рефлексов у ребенка вырабатываются условные рефлексы , имеющие основное значение в жизни человека, иными словами, происходит развитие пер­вой сигнальной системы.

При рождении ребенка кора больших полушарий головного мозга уже готова к выработке условных рефлексов, однако образование их в период новорожденности происходит в весьма ограниченном объеме, так как здоровый новорожденный нахо­дится в состоянии бодрствования лишь короткое время. Обыч­но внешние раздражители являются для коры больших полу­шарий новорожденного сверхсильными, вследствие чего цент­ральная нервная система быстро утомляется, понижается воз­будимость нервных центров, развивается торможение и ребе­нок погружается в физиологический сон.

В конце 1-го и в начале 2-го месяца жизни у ребенка обра­зуется целый ряд условных рефлексов со всех анализаторов. Появление этих ранних условных рефлексов свидетельствует о том, что мозг и его высшие отделы - кора больших полуша­рий - начинают выполнять свою функцию: установление связи организма с окружающей средой. Следовательно, развитие высшей нервной деятельности происходит у ребенка с первых дней жизни.

Вначале условные рефлексы у ребенка простые, элементар­ные, но уже в конце 3-го месяца жизни и на 4-м месяце у него можно выработать довольно сложные, тонкие дифференциро­ванные рефлексы, указывающие на развитие анализаторной функции коры головного мозга.

Развитие высшей нервной деятельности, т. е. приобретение условных рефлексов, идет очень быстрыми темпами. Ребенок значительно легче, чем взрослый, образует условные связи с окружающей средой. Эти связи у него устойчивые и яркие. Это значит, что ребенок может сравнительно быстро приобре­сти определенные навыки поведения, привычки, которые по­том остаются на длительное время, часто на всю жизнь.

В то же время следует помнить, что вновь образованные рефлексы легко угасают при воздействии неблагоприятных и сильных раздражителей. Если ребенок попадает в непривыч­ную для него обстановку, например в больницу, то он нередко теряет приобретенные навыки. Незнакомые раздражители и впечатления вызывают чрезмерное раздражение коры голов­ного мозга и распространение этого раздражения, что выража­ется в беспокойстве ребенка, капризах, плаче, крике или же в заторможенности, вялости, сонливости.

Развитие сложного поведения ребенка тесно связано с оп­ределенным уровнем развития органов чувств как перифери­ческих воспринимающих органов. Органами чувств являются слух, зрение, обоняние, осязание, вкус, все они функционируют к моменту рождения, но далеко не совершенно.

Достаточно хорошо у ребенка развит вкус, он различает горькие и сладкие лекарства, охотнее пьет сладкие смеси. Хуже развито обоняние, однако некоторые резкие запахи ре­бенок различает довольно отчетливо. Достаточно хорошо раз­вито чувство осязания, например прикосновение к губам вызы­вает сосательные движения. Наиболее чувствительна к прикосновению кожа лица, ладоней и подошв. Болевые раздражения ребенок воспринимает обычно сразу же после рождения.

Самым сложным является развитие слуха и зрения . С мо­мента рождения ребенок видит и слышит, но восприятия у него не четкие. Слуховые рецепторы у новорожденного развиты достаточно хорошо, и на сильные звуковые раздражения он реагирует вздрагиванием. Ребенок начинает поворачивать го­лову к источнику звука после 2 нед. жизни, а на 2-м месяце он отличает гудок от звонка, т. е. различает звуки.

У новорожденного нередко отмечается косоглазие из-за отсутствия содружественного движения обоих глазных яблок, у многих наблюдается светобоязнь, иногда отмечается нистагм. Все эти явления проходят через 2-4 нед. Слезные железы раз­виты, но слезоотделения еще нет вследствие недостаточности импульсов из центральной нервной системы. Мигание у ребен­ка 1-го месяца жизни очень редкое, слезоотделение начинается с 2-месячного возраста. На 3-4-й неделе ребенок задерживает взор на яркой игрушке несколько секунд, в конце 2-го месяца жизни - несколько минут. После 3-го месяца ребенок фикси­рует взор на определенном предмете. С 6 мес. дети различают цвета, а с 3 лет правильно называют их. Следовательно, окру­жающий мир ребенок познает через органы чувств.

Огромную роль в поведении ребенка играет речь - вторая сигнальная система . Становление детской речи происходит по законам образования условных рефлексов и проходит через несколько этапов. В 2-3 мес. ребенок обычно «гулит» - это речевые шумы, зачаток будущих слов. Во 2-м полугодии начи­нает формироваться речь. Ребенок произносит отдельные сло­ги, а иногда повторяемые слоги принимают уже определенный смысл. К году дети обычно знают 5-10 слов. На 2-3-м году жизни особенно бурно и интенсивно идет развитие речи. К 2 годам словарный запас ребенка должен состоять примерно из 200 слов. Речь развивается путем подражания, поэтому осо­бенно важно разговаривать с ребенком правильно. Речь, воз­никая на основе первой сигнальной системы и будучи тесно с ней связана, становится ведущим звеном формирующейся в дальнейшем нервной деятельности ребенка. С развитием речи познание ребенком окружающего мира идет необычайно быст­ро и бурно.

В понятие «здоровый ребенок» входит и оценка поведения ребенка, его эмоциональной настроенности и соответствия его умений возрасту.

Определяющим и основным фактором развития высшей нервной деятельности ребенка является окружающая среда .

Развитие и воспитание ребенка складываются из определен­ного распорядка жизни (режима), из привития ему необходи­мых навыков, из создания условий, которые обеспечили бы правильное развитие его движений, речи, а также бодрое жизнерадостное настроение, из ежедневных прогулок и обще­ния с другими детьми и со взрослыми.

Ребенок с первых дней жизни должен иметь определенный режим дня, который предусматривает прежде всего правиль­ную организацию сна и бодрствования. Новорожденный спит 20-22 ч и для него устанавливают лишь режим кормления. Дети в возрасте 2,5-3 мес. спят 16-18 ч, из них ночью 10- 11 ч, днем 6-7 ч - 3-4 раза, по 1,5-2 ч с промежутками 1-1,5 ч. Как правило, после каждого сна ребенок должен есть, а после каждого кормления - бодрствовать. В возрасте от 2,5-3 до 5-6 мес. общая продолжительность сна составляет 16-16,5 ч (днем 3-4 раза по 1,5-2 ч), длительность каж­дого периода бодрствования колеблется от 1,5 до 2 ч.

С 5-6 до 9-10 мес. время бодрствования ребенка увеличи­вается до 2-2,5 ч подряд, общее количество сна равняется 15-16 ч в сутки, из них на дневной сон приходится около 5 ч (3 раза по 1,5-2 ч). В 9-10-месячном возрасте дети перехо­дят на двукратный дневной сон с промежутками бодрствова­ния от 2,5 до 3,5 ч, общая продолжительность сна равна 14,5-15 ч. Начиная с 1,5 лет дети спят днем 1 раз около 3 ч и бодрствуют до 4,5-6 ч подряд.

Следовательно, с возрастом время бодрствования постепен­но увеличивается. Промежутки между сном и кормлением должны быть заполнены интересными играми, способствую­щими развитию ребенка.

Режим детей дошкольного возраста (3-7 лет) следует строить с учетом того, что днем они спят 1 раз (2-2,5 ч) и ночной сон составляет 10-11 ч.

Принимать пищу ребенок должен в одни и те же часы, чис­ло кормлений зависит от возраста.

Укладывать ребенка спать нужно в одно и то же время, тогда у него постепенно вырабатывается привычка спать имен­но в эти часы. Сон ребенка любого возраста только тогда будет крепким, когда он заснет после спокойной игры, в тиши­не, при условии, если свет не падает ему в глаза, в хорошо про­ветренной комнате или с открытой форточкой. Нельзя укачи­вать ребенка, носить его на руках, петь песни, рассказывать сказки, давать в кровать игрушки, брать к себе в постель. Са­мый лучший сон - на воздухе. Правильно, по сезону одетый ребенок очень быстро засыпает на улице и крепко спит.

Летом в жаркие дни следует оберегать ребенка от перегре­вания. Лучше всего уложить ребенка спать на свежем воздухе, причем кроватку надо поставить в тени, около деревьев, но если в комнате прохладнее, чем на улице, ребенка надо уло­жить в помещении с открытыми окнами.

Для детей второй половины года прогулка не только явля­ется оздоровляющим средством, но имеет и большое воспитательное значение. На прогулке ребенок получает много разно­образных впечатлений, проявляет интерес ко всему окружаю­щему. Ребенок, умеющий ходить, во время прогулки встреча­ется с разнообразными препятствиями, преодоление которых способствует развитию ловкости, сообразительности, смелости. В зимнее время на прогулку нужно брать санки, лопатки; ле­том - ведерки, песочницы, корзиночки. Важно правильно одеть ребенка для прогулки. В холодное время одежда должна быть легкой, но теплой и удобной, чтобы не стеснять его дви­жений.

Игра в жизни ребенка - это средство развития и познания жизни. В игре формируются основные движения - хватание, ползание, сидение, вставание, ходьба, лазание. Одновременно игра способствует развитию речи, внимания, наблюдательно­сти, памяти, выработке определенных норм поведения, в игре закладываются основы будущего характера.

Важное значение имеют игрушки, которые ребенок должен видеть после 1-го месяца жизни. Характер игрушек меняется в зависимости от возраста. Ребенку в 2-3 мес. необходимо над кроваткой на высоте 50-75 см подвешивать крупную, яркую, блестящую игрушку. Ребенку старше 3 мес. следует давать игрушку меньшего размера и вешать ее так, чтобы он мог схва­тить ее руками и удержать (погремушки с закругленными руч­ками и др.). С 9-10 мес. ребенку следует показать, как нани­зывать кольца на палочку, катать мяч, открывать и закрывать коробочку, а затем давать эти предметы ребенку для само­стоятельной игры.

На 2-м году жизни ребенок начинает ощущать потребность в игре с другими детьми и подражать им. Детям этого возра­ста нужны легко моющиеся игрушки, а также яркие, простые по содержанию картинки для рассматривания.

Игра для ребенка на 3-м году должна быть более разнооб­разной и сложной (рисование, лепка, игра с песком, водой, стройка и конструкции из мелкого и крупного строительного материала, одежда для кукол, посуда, мебель, разрезные кар­тинки).

В этом возрасте надо приучать ребенка к аккуратности и бережному отношению к игрушкам.

Приобретение навыков имеет большое значение для здо­ровья ребенка и их надо вырабатывать с раннего возраста. Одним из основных навыков является аккуратный прием пищи. Во время кормления необходимо надевать ребенку нагрудник. Когда с 5-6 мес. начинают прикармливать ребенка, то кормить его надо с ложечки. С 7-8 мес. следует приучать его пить из чашки, а с 8-9 мес. - самостоятельно пользоваться ложкой. Ложку нужно давать перед началом еды, а не после того как ребенок будет покормлен, так как, насытившись, он не проявит стремления к самостоятельной еде.

С возрастом у ребенка воспитываются, закрепляются и дру­гие навыки (мыть руки перед едой, не выходить из-за стола с куском хлеба, уметь пользоваться салфеткой, носовым плат­ком).

Навыки самостоятельности следует развивать также при умывании, одевании и раздевании, привлекая ребенка к ак­тивному участию в этих процессах. Эти навыки прививаются детям легко и быстро, но при этом не следует допускать непри­ятных ощущений (при умывании - холодная или горячая вода, при одевании - неудобная, трудно застегивающаяся одежда, при еде - невкусная, например несоленая, пища и др.).

Следует приучать ребенка к опрятности в одежде. К 3-му году можно приучать детей при раздевании складывать одеж­ду и обувь на место и даже вешать пальто на вешалку. Стар­шие дошкольники должны оказывать помощь младшим.

Воспитывая у детей гигиенические навыки, следует особое внимание уделять уходу за полостью рта. Надо приучить детей после каждого приема пищи прополаскивать рот. В более стар­шем возрасте дети должны ежедневно чистить зубы.

Гигиенические навыки, которые прививаются дошкольникам, должны систематически подкрепляться у детей школьного воз­раста. У школьника появляется новый режим дня, который должен неуклонно выполняться. Ложиться спать дети должны в определенные часы, продолжительность ночного сна 9-10 ч. До завтрака ребенок обязательно должен выполнять зарядку и закаливающую водную процедуру. После школьных занятий или до них ребенку следует не менее 2 ч быть на свежем воз­духе. Помимо игр, в режим дня ребенка школьного возраста включаются трудовые процессы как в школе, так и дома. Не­допустима перегрузка нервной системы детей любого возраста возбуждающими односторонними впечатлениями. Детям разре­шается смотреть по телевизору лишь те передачи, которые рекомендуются для просмотра в соответствующем возрасте. Методом борьбы с любым увлечением, связанным с неподвиж­ным пребыванием в помещении, порой плохо проветренном, с нагрузкой на зрение, должно являться не запрещение, а пропа­ганда и организация более здоровых и более увлекательных занятий.

Основными функциями нервной системы являются регуляция всех физиологи­ческих процессов растущего организма и непрерывная адаптация его к меня­ющимся условиям внутренней и окружающей среды. Нервная система закладывается уже на самых ранних этапах эмбриональной ста­дии (2 - 3-я неделя), и в течение всего срока беременности происходят интенсив­ные ее рост и развитие. Ребенок рождается с большим по объему, но морфологи­чески и функционально незрелым мозгом, дальнейшее совершенствование и дифференцировка которого происходят под многочисленными воздействиями вне­шней и внутренней среды до 20 - 25-летнего возраста.

Головной мозг. Размеры и масса мозга при рождении относительно велики - около 400 г, что составляет 1/8 общей массы тела (у взрослого - 1/40). Удвоение массы мозга происходит к 9 мес, утроение - к 3 годам, к 20 годам он увеличивается в 4-5 раз. В полушариях боль­шого мозга новорожденного уже хорошо выражены борозды и крупные извили­ны. Мелкие борозды формируются в течение первых 4-6 лет жизни. К моменту родов в коре большого мозга уже имеется 7 слоев нейронов, но корковые клетки, нервные центры, стриарное тело, пирамидные пути развиты недостаточно. Серое и белое вещество плохо дифференцированы. В полушариях большого мозга преобладают затылочные доли, боковые желудочки широкие, мозолистое тело короткое и тонкое. Нервные клетки коры не имеют отростков (дендритов и аксо­на), и их структурное развитие в основном заканчивается лишь к 7-8 годам, окончательное - в зрелом возрасте. Миелинизация отдельных клеток и проводя­щих путей заканчивается в разные сроки: внутричерепных нервов к 3--4 мес, черепных (за исключением блуждающего) - к 1 году 3 мес, пирамидных путей к 2-3 годам.

Более законченную структуру имеет таламопаллидарная система, где миели­низация происходит еще во время внутриутробного этапа. Мозжечок относи­тельно высоко расположен, мал, имеет продолговатую форму и неглубокие борозды.

Наряду с недостаточным развитием клеток коры большого мозга и ее центров отмечается и функциональная ее слабость. Множество импульсов, поступающих в нее от интеро- и экстерорецепторов, вызывают в коре пассивное, длительное, иногда запредельное торможение, поэтому дети первых месяцев жизни спят боль­шую часть суток. Основные жизненные функции новорожденного регулируются межуточным мозгом (подкорковыми центрами таламопаллидарной системы), что объясняет, в частности, бессознательные, некоординированные, атетозоподобные движения новорожденных. Постепенная дифференцировка и миелинизация нервных клеток VII слоя коры и их аксонов, составляющих пирамидные пути, обусловливают последовательность развития статических и моторных функций ребенка. По мере созревания коры движения становятся все более точными, целенаправленными, а подкорковые узлы остаются регуляторами тонуса мышеч­ных групп.

Спинной мозг. Масса при рождении составляет всего 2-6 г, к 5 годам она утраивается, а к 20 - увеличивается в 5-8 раз. Длина спинного мозга увели­чивается преимущественно в грудном отделе и медленнее, чем размеры спинно­мозгового канала, поэтому нижний его сегмент расположен у новорожденного на уровне III поясничного позвонка, а к 4--5 годам - между I и II поясничными позвонками, как и у взрослого, что практически важно учитывать при проведении спинальной пункции. Спинной мозг к моменту рождения имеет более законченное строение, к 2 годам он почти соответствует спинному мозгу взрослого и функцио­нально более совершенен, чем головной. На уровне рогов спинного мозга, миели­низация которых происходит еще на внутриутробном этапе развития, в основном замыкаются дуги врожденных безусловных рефлексов.

Периферическая нервная система. У новорожденного пред­ставлена редкими, недостаточно миелинизированными и неравномерно распреде­ленными пучками нервных волокон, миелинизация которых заканчивается на 2 - 4-м году жизни.

Вегетативная нервная система. Функционирует уже у новоро­жденного. После рождения отдельные симпатические узлы сливаются между собой, образуя мощные сплетения. Периферические ветви блуждающего нерва заканчивают свое развитие и миелинизацию к 3 - 4 годам. К этому времени уста­навливается центральная регуляция деятельности органов дыхания и кровообра­щения. Вследствие этого у детей раннего возраста физиологичной является сим-патикотония, на 3 - 4-м году сменяющаяся ваготонией. Затем устанавливается равновесие двух систем, а в пубертатном периоде нередко возникает вегетососудистая дистония на фоне гормональной перестройки.

К моменту рождения периферические отделы анализаторов - органы чувств - структурно сформированы, однако функционируют недостаточно в связи с незрелостью корковых центров.

Оценивая высшую нервную деятельность ребенка и соответствие развития его ЦНС возрасту, необходимо помнить следующее: 1) дифференцировка нервных клеток, миелинизация проводящих путей и нервных стволов происходят в опреде­ленной последовательности; 2) образование условных рефлексов возможно лишь в результате многократного повторения раздражения и его подкрепления (в ран­нем детском возрасте - пищевая доминанта); 3) структурное совершенствование коры идет параллельно развитию функции, причем последняя при правильном воспитании (направленная выработка положительных и отрицательных условных связей) может опережать формирование морфологического субстрата и способ­ствовать ему.

Пропедевтика детских болезней: конспект лекций О. В. Осипова

1. Анатомо-физиологические особенности нервной системы у детей

Закладка нервной системы происходит на 1-й неделе внутриутробного развития. Наибольшая интенсивность деления нервных клеток головного мозга приходится на период от 10 до 18-й недели внутриутробного развития, что можно считать критическим периодом формирования ЦНС. Если число нервных клеток взрослого человека принять за 100 %, к моменту рождения ребенка сформировано только 25 % клеток, к 6 месяцам – 66 %, а к году – 90–95 %.

К рождению ребенка головной мозг относительно массы тела большой и составляет: у новорожденного – 1/8-1/9 на 1 кг массы тела, у ребенка 1 года – 1/11-1/12, у ребенка 5 лет – 1/13-1/14, у взрослого – 1/40.

Темпы развития нервной системы происходят тем быстрее, чем меньше ребенок. Особенно энергично он протекает в течение первых 3 месяцев жизни. Дифференцировка нервных клеток достигается к 3 годам, а к 8 годам кора головного мозга по строению похожа на кору головного мозга взрослого человека.

Кровоснабжение мозга у детей лучше, чем у взрослых. Это объясняется богатством капиллярной сети, которая продолжает развиваться и после рождения. Обильное кровоснабжение мозга обеспечивает потребность быстрорастущей нервной ткани в кислороде. А ее потребность в кислороде в 20 с лишним раз выше, чем мышц.

Отток крови от головного мозга у детей первого года жизни отличается от такового у взрослых. Это создает условия, способствующие большему аккумулированию токсических веществ и метаболитов при различных заболеваниях, чем и объясняется более частое возникновение у детей раннего возраста токсических форм инфекционных заболеваний.

В то же время вещество мозга очень чувствительно к повышению внутричерепного давления. Возрастание давления ликвора вызывает быстрое нарастание дегенеративных изменений нервных клеток, а более длительное существование гипертензии обусловливает их атрофию и гибель. Это находит подтверждение у детей, которые страдают внутриутробно развившейся гидроцефалией.

Твердая мозговая оболочка у новорожденных относительно тонкая, сращена с костями основания черепа на большой площади. Венозные пазухи тонкостенны и относительно уже, чем у взрослых. Мягкая и паутинная оболочки мозга новорожденных исключительно тонки, субдуральное и субарахноидальное пространства уменьшены. Цистерны, расположенные на основании мозга, напротив, относительно велики. Водопровод мозга (сильвиев водопровод) шире, чем у взрослых.

По мере развития нервной системы существенно изменяется и химический состав головного мозга. Уменьшается количество воды, увеличивается содержание белков, нуклеиновых кислот, липопротеидов.

Спинной мозг к рождению более развит, чем головной. Шейное и поясничное утолщения спинного мозга у новорожденных не определяются и начинают контурироваться после 3 лет жизни.

Темп увеличения массы и размеров спинного мозга более медленный, чем головного мозга.

Удвоение массы спинного мозга происходит к 10 месяцам, а утроение – к 3–5 годам. Длина спинного мозга удваивается к 7-10 годам, причем она увеличивается несколько медленнее, чем длина позвоночника, поэтому нижний конец спинного мозга с возрастом перемещается кверху. Это должно учитываться при выборе уровня выполнения спинномозговой пункции, при котором не повреждается вещество мозга.

автора О. В. Осипова

9. Анатомо-физиологические особенности нервной системы. Психомоторное развитие Закладка нервной системы происходит на 1-й неделе внутриутробного развития. Наибольшая интенсивность деления нервных клеток головного мозга приходится на период от 10 до 18-й недели

Из книги Пропедевтика детских болезней автора О. В. Осипова

15. Анатомо-физиологические особенности костно-мышечной системы Закладка и образование костной ткани происходит на 5-й неделе внутриутробного развития.Череп к моменту рождения ребенка представлен большим числом костей. Стреловидный, венечный и затылочный швы открыты и

Из книги Пропедевтика детских болезней автора О. В. Осипова

17. Анатомо-физиологические особенности системы дыхания Правое легкое состоит из трех долей: верхней, средней и нижней, а левое – из двух: верхней и нижней. Средней доле правого легкого соответствует язычковая доля в левом легком. Наряду с делением легких на доли большое

Из книги Пропедевтика детских болезней автора О. В. Осипова

27. Анатомо-физиологические особенности пищеварительной системы Методы исследованияК органам пищеварения относятся ротовая полость, пищевод, желудок, двенадцатиперстная кишка, тонкий кишечник, толстый кишечник (слепая, поперечно-ободочная, сигмовидная, прямая кишки),

Из книги Пропедевтика детских болезней автора О. В. Осипова

30. Анатомо-физиологические особенности выделительной системы Почки выполняют две основные функции:1) регулируют состав внеклеточной жидкости и кислотно-основного состояния организма;2) обеспечивают выведение из организма токсических веществ или продуктов

автора О. В. Осипова

1. Анатомо-физиологические особенности костной системы Закладка и образование костной ткани происходит на 5-й неделе внутриутробного развития. Костная ткань является очень чувствительной к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к нарушениям питания,

Из книги Пропедевтика детских болезней: конспект лекций автора О. В. Осипова

2. Анатомо-физиологические особенности мышечной системы у детей Масса мышц по отношению к массе тела у детей значительно меньше, чем у взрослых. Распределение мышечной ткани у новорожденного отличается от детей других возрастных групп и взрослых. Основная ее масса

Из книги Пропедевтика детских болезней: конспект лекций автора О. В. Осипова

ЛЕКЦИЯ № 8. Анатомо-физиологические особенности системы дыхания у детей. Синдромы поражения и методы исследования 1. Анатомо-физиологические особенности системы дыхания у детей. Методика исследования Правое легкое состоит из трех долей: верхней, средней и нижней, а

Из книги Пропедевтика детских болезней: конспект лекций автора О. В. Осипова

1. Анатомо-физиологические особенности системы дыхания у детей. Методика исследования Правое легкое состоит из трех долей: верхней, средней и нижней, а левое – из двух: верхней и нижней. Средней доле правого легкого соответствует язычковая доля в левом легком. Наряду с

Из книги Пропедевтика детских болезней: конспект лекций автора О. В. Осипова

ЛЕКЦИЯ № 12. Анатомо-физиологические особенности эндокринной системы у детей. Половое развитие. Семиотика поражений 1. Анатомо-физиологические особенности эндокринной системы у детей. Половое развитие Гипофиз – важнейшая железа внутренней секреции, вырабатывающая

Из книги Пропедевтика детских болезней: конспект лекций автора О. В. Осипова

1. Анатомо-физиологические особенности эндокринной системы у детей. Половое развитие Гипофиз – важнейшая железа внутренней секреции, вырабатывающая ряд тропных гормонов белкового характера. Связана с гипоталамической областью ЦНС.Осуществляет регулирующее влияние

автора Автор неизвестен

ЧАСТЬ I АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ

Из книги Детские болезни. Полный справочник автора Автор неизвестен

ГЛАВА 4. АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЫХАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ Начало формирования трахеопульмональной системы начинается на 3-4-й неделе эмбрионального развития. Уже к 5-6-й неделе развития эмбриона появляются разветвления второго порядка и предопределено

Из книги Детские болезни. Полный справочник автора Автор неизвестен

АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СЕРДЦА И СОСУДОВ У ДЕТЕЙ У детей происходит непрерывный рост и функциональное совершенствование сердечно-сосудистой системы. Особенно энергично растет и совершенствуется сердце у детей с 2 до 6 лет, а также – в период полового

Из книги Детские болезни. Полный справочник автора Автор неизвестен

ГЛАВА 6. АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПИЩЕВАРИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ У ДЕТЕЙ К органам пищеварения относятся ротовая полость, пищевод, желудок и кишечник. В пищеварении принимают участие поджелудочная железа и печень. Органы пищеварения закладываются в первые 4 недели

Из книги Детские болезни. Полный справочник автора Автор неизвестен

ГЛАВА 7. АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МОЧЕВЫДЕЛИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ К моменту рождения созревание почек еще не закончено. Клубочки у новорожденных значительно меньше, чем у взрослых, их фильтрующая поверхность составляет 30 % нормы взрослого. Канальцы короче и уже. По

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство здравоохранения Республики Марий Эл

Филиал государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Республики Марий Эл

«Йошкар-Олинский медицинский колледж» в г.Волжске

РЕФЕРАТ

на тему: АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

Выполнила: Бикеева М.А.

г. Волжск - 2016

ВВЕДЕНИЕ

1. СПИНОЙ МОЗГ

2. РЕФЛЕКСЫ

3. СЛУХ И ЗРЕНИЕ

4. ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА

5. АНАТОМИЯ СПИННОГО И ГОЛОВНОГО МОЗГА

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

К моменту рождения ребенка его нервная система , по сравнению с другими органами и системами, наименее развита и дифференцирована. В то же время именно к этой системе предъявляются очень большие требования, так как она обеспечивает приспособление организма к условиям окружающей среды и регулирует жизненно важные функции новорожденного.

В процессе приспособления должен установиться обмен веществ, должны перестроиться работа органов дыхания, кровообращения, пищеварения. Все эти системы после рождения ребенка начинают функционировать по-новому. Согласованную деятельность всех систем и органов должна обеспечить именно нервная система .

У новорожденных масса головного мозга относительно велика -- 1/8--1/9 массы тела, тогда как у взрослого головной мозг составляет 1/40 массы тела. Головной мозг уже в момент рождения является одним из наиболее развитых по своим размерам органом, однако это еще не говорит о его функциональных возможностях. В течение первых 6 мес. жизни масса головного мозга увеличивается на 86,3%. В период от 2 до 8 лет рост головного мозга замедляется и в последующем масса его изменяется незначительно.

К концу 1-го полугодия жизни ребенка его мозг макроскопически приближается к мозгу взрослых, но имеет ряд морфологических особенностей, лежащих в основе всей жизни ребенка, его физического и психического развития, специфичности реакций на многие факторы внешней среды.

Мозговая ткань ребенка богата водой, содержит мало лецитина и других специфических органических веществ. Борозды и извилины выражены слабо, серое вещество мозга плохо дифференцируется от белого вещества. После рождения продолжается изменение формы, величины борозд и извилин: борозды становятся глубже, извилины -- крупнее и длиннее. Образуются новые мелкие борозды и извилины. Особенно энергично этот процесс совершается в первые 5 лет, что приводит к увеличению общей поверхности полушарий головного мозга.

Нервных клеток в больших полушариях у новорожденного столько же, сколько и у взрослого, но они еще незрелые. Нервные клетки имеют простую веретенообразную форму с очень небольшим числом ответвлений и расположены сравнительно близко друг от друга. Процесс созревания нервных клеток в разных отделах головного мозга совершается неодинаково энергично: для клеток коры он заканчивается к 18--20 мес., в продолговатом мозге -- к 7 годам. Приблизительно к этому времени завершается миелинизация нервных волокон.

1. СПИННОЙ МОЗГ

Спинной мозг к моменту рождения ребенка оказывается более совершенным по своему строению. Он относительно длиннее, чем у взрослого (поэтому спинномозговые пункции у детей производят между 3 и 4 поясничными позвонками).

Соответственно морфологическим особенностям у ребенка наблюдается и ряд особенностей функций нервной системы. Поскольку кора, пирамидные пути, полосатое тело к рождению ребенка недостаточно развиты, все жизненные функции у новорожденного регулируются межуточным мозгом, т. е подкорковыми центрами.

нервный спинной мозг новорожденный

2. РЕФЛЕКСЫ

С момента рождения у доношенного ребенка имеется ряд врожденных, или безусловных, рефлексов. К ним относятся сосание, глотание, мигание, кашель, чиханье, акт дефекации мо­чеиспускания, такие рефлексы, как рефлексы Бабинского, Кернига, Моро и некоторые другие. Они осуществляют приспособление организма к окружающей среде и до конца 1-го года жизни подвергаются быстрой и существенной эволюции. Большинство безусловных рефлексов имеет примитивный характер. Их исчезновение является признаком подчинения низших центров высшим, которые начинают функционировать полноценно (для большинства рефлексов -- это центры полосатого тела и коры). Их сохранение после определенного срока или их повторное возникновение является патологическим признаком.

На базе указанных безусловных рефлексов у ребенка вырабатываются условные рефлексы, имеющие основное значение в жизни человека, иными словами, происходит развитие первой сигнальной системы.

При рождении ребенка кора больших полушарий головного мозга уже готова к выработке условных рефлексов, однако образование их в период новорожденности происходит в весьма ограниченном объеме, так как здоровый новорожденный находится в состоянии бодрствования лишь короткое время. Обычно внешние раздражители являются для коры больших полушарий новорожденного сверхсильными, вследствие чего цент­ральная нервная система быстро утомляется, понижается воз­будимость нервных центров, развивается торможение и ребе­нок погружается в физиологический сон.

В конце 1-го и в начале 2-го месяца жизни у ребенка образуется целый ряд условных рефлексов со всех анализаторов. Появление этих ранних условных рефлексов свидетельствует о том, что мозг и его высшие отделы -- кора больших полушарий -- начинают выполнять свою функцию: установление связи организма с окружающей средой. Следовательно, развитие высшей нервной деятельности происходит у ребенка с первых дней жизни.

Вначале условные рефлексы у ребенка простые, элементарные, но уже в конце 3-го месяца жизни и на 4-м месяце у него можно выработать довольно сложные, тонкие дифференцированные рефлексы, указывающие на развитие анализаторной функции коры головного мозга.

Развитие высшей нервной деятельности, т. е. приобретение условных рефлексов, идет очень быстрыми темпами. Ребенок значительно легче, чем взрослый, образует условные связи с окружающей средой. Эти связи у него устойчивые и яркие. Это значит, что ребенок может сравнительно быстро приобрести определенные навыки поведения, привычки, которые потом остаются на длительное время, часто на всю жизнь.

В то же время следует помнить, что вновь образованные рефлексы легко угасают при воздействии неблагоприятных и сильных раздражителей. Если ребенок попадает в непривычную для него обстановку, например в больницу, то он нередко теряет приобретенные навыки. Незнакомые раздражители и впечатления вызывают чрезмерное раздражение коры головного мозга и распространение этого раздражения, что выражается в беспокойстве ребенка, капризах, плаче, крике или же в заторможенности, вялости, сонливости.

Развитие сложного поведения ребенка тесно связано с определенным уровнем развития органов чувств как периферических воспринимающих органов. Органами чувств являются слух, зрение, обоняние, осязание, вкус, все они функционируют к моменту рождения, но далеко не совершенно.

Достаточно хорошо у ребенка развит вкус, он различает горькие и сладкие лекарства, охотнее пьет сладкие смеси. Хуже развито обоняние, однако некоторые резкие запахи ребенок различает довольно отчетливо. Достаточно хорошо раз­вито чувство осязания, например прикосновение к губам вызы­вает сосательные движения. Наиболее чувствительна к прикосновению кожа лица, ладоней и подошв. Болевые раздражения ребенок воспринимает обычно сразу же после рождения.

3. СЛУХ И ЗРЕНИЕ

Самым сложным является развитие слуха и зрения. С момента рождения ребенок видит и слышит, но восприятия у него не четкие. Слуховые рецепторы у новорожденного развиты достаточно хорошо, и на сильные звуковые раздражения он реагирует вздрагиванием. Ребенок начинает поворачивать го­лову к источнику звука после 2 нед. жизни, а на 2-м месяце он отличает гудок от звонка, т. е. различает звуки.

У новорожденного нередко отмечается косоглазие из-за отсутствия со дружественного движения обоих глазных яблок, у многих наблюдается светобоязнь, иногда отмечается нистагм. Все эти явления проходят через 2--4 нед. Слезные железы раз­виты, но слезоотделения еще нет вследствие недостаточности импульсов из центральной нервной системы. Мигание у ребенка 1-го месяца жизни очень редкое, слезоотделение начинается с 2-месячного возраста. На 3--4-й неделе ребенок задерживает взор на яркой игрушке несколько секунд, в конце 2-го месяца жизни -- несколько минут. После 3-го месяца ребенок фиксирует взор на определенном предмете. С 6 мес. дети различают цвета, а с 3 лет правильно называют их. Следовательно, окружающий мир ребенок познает через органы чувств.

Огромную роль в поведении ребенка играет речь -- вторая сигнальная система. Становление детской речи происходит по законам образования условных рефлексов и проходит через несколько этапов. В 2--3 мес. ребенок обычно «гулит» -- это речевые шумы, зачаток будущих слов. Во 2-м полугодии начинает формироваться речь. Ребенок произносит отдельные слоги, а иногда повторяемые слоги принимают уже определенный смысл. К году дети обычно знают 5--10 слов. На 2--3-м году жизни особенно бурно и интенсивно идет развитие речи. К 2 годам словарный запас ребенка должен состоять примерно из 200 слов. Речь развивается путем подражания, поэтому особенно важно разговаривать с ребенком правильно. Речь, возникая на основе первой сигнальной системы и будучи тесно с ней связана, становится ведущим звеном формирующейся в дальнейшем нервной деятельности ребенка. С развитием речи познание ребенком окружающего мира идет необычайно быстро и бурно.

В понятие «здоровый ребенок» входит и оценка поведения ребенка, его эмоциональной настроенности и соответствия его умений возрасту.

4. ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА

Определяющим и основным фактором развития высшей нервной деятельности ребенка является окружающая среда.

Развитие и воспитание ребенка складываются из определен­ного распорядка жизни (режима), из привития ему необходи­мых навыков, из создания условий, которые обеспечили бы правильное развитие его движений, речи, а также бодрое жизнерадостное настроение, из ежедневных прогулок и обще­ния с другими детьми и со взрослыми.

Ребенок с первых дней жизни должен иметь определенный режим дня, который предусматривает прежде всего правильную организацию сна и бодрствования. Новорожденный спит 20--22 ч и для него устанавливают лишь режим кормления. Дети в возрасте 2,5--3 мес. спят 16--18 ч, из них ночью 10-- 11 ч, днем 6--7 ч -- 3--4 раза, по 1,5--2 ч с промежутками 1--1,5 ч. Как правило, после каждого сна ребенок должен есть, а после каждого кормления -- бодрствовать. В возрасте от 2,5--3 до 5--6 мес. общая продолжительность сна составляет 16--16,5 ч (днем 3--4 раза по 1,5--2 ч), длительность каждого периода бодрствования колеблется от 1,5 до 2 ч.

С 5--6 до 9--10 мес. время бодрствования ребенка увеличивается до 2--2,5 ч подряд, общее количество сна равняется 15--16 ч в сутки, из них на дневной сон приходится около 5 ч (3 раза по 1,5--2 ч). В 9--10-месячном возрасте дети переходят на двукратный дневной сон с промежутками бодрствования от 2,5 до 3,5 ч, общая продолжительность сна равна 14,5--15 ч. Начиная с 1,5 лет дети спят днем 1 раз около 3 ч и бодрствуют до 4,5--6 ч подряд.

Следовательно, с возрастом время бодрствования постепен­но увеличивается. Промежутки между сном и кормлением должны быть заполнены интересными играми, способствующими развитию ребенка.

Режим детей дошкольного возраста (3--7 лет) следует строить с учетом того, что днем они спят 1 раз (2--2,5 ч) и ночной сон составляет 10--11 ч.

Принимать пищу ребенок должен в одни и те же часы, число кормлений зависит от возраста.

Укладывать ребенка спать нужно в одно и то же время, тогда у него постепенно вырабатывается привычка спать именно в эти часы. Сон ребенка любого возраста только тогда будет крепким, когда он заснет после спокойной игры, в тиши­не, при условии, если свет не падает ему в глаза, в хорошо проветренной комнате или с открытой форточкой. Нельзя укачивать ребенка, носить его на руках, петь песни, рассказывать сказки, давать в кровать игрушки, брать к себе в постель. Самый лучший сон -- на воздухе. Правильно, по сезону одетый ребенок очень быстро засыпает на улице и крепко спит.

Летом в жаркие дни следует оберегать ребенка от перегревания. Лучше всего уложить ребенка спать на свежем воздухе, причем кроватку надо поставить в тени, около деревьев, но если в комнате прохладнее, чем на улице, ребенка надо уложить в помещении с открытыми окнами.

Для детей второй половины года прогулка не только является оздоровляющим средством, но имеет и большое воспитательное значение. На прогулке ребенок получает много разно­образных впечатлений, проявляет интерес ко всему окружающему. Ребенок, умеющий ходить, во время прогулки встречается с разнообразными препятствиями, преодоление которых способствует развитию ловкости, сообразительности, смелости. В зимнее время на прогулку нужно брать санки, лопатки; летом -- ведерки, песочницы, корзиночки. Важно правильно одеть ребенка для прогулки. В холодное время одежда должна быть легкой, но теплой и удобной, чтобы не стеснять его движений.

Игра в жизни ребенка -- это средство развития и познания жизни. В игре формируются основные движения -- хватание, ползание, сидение, вставание, ходьба, лазание. Одновременно игра способствует развитию речи, внимания, наблюдательности, памяти, выработке определенных норм поведения, в игре закладываются основы будущего характера.

Важное значение имеют игрушки, которые ребенок должен видеть после 1-го месяца жизни. Характер игрушек меняется в зависимости от возраста. Ребенку в 2--3 мес. необходимо над кроваткой на высоте 50--75 см подвешивать крупную, яркую, блестящую игрушку. Ребенку старше 3 мес. следует давать игрушку меньшего размера и вешать ее так, чтобы он мог схва­тить ее руками и удержать (погремушки с закругленными руч­ками и др.). С 9--10 мес. ребенку следует показать, как нанизывать кольца на палочку, катать мяч, открывать и закрывать коробочку, а затем давать эти предметы ребенку для само­стоятельной игры.

На 2-м году жизни ребенок начинает ощущать потребность в игре с другими детьми и подражать им. Детям этого возраста нужны легко моющиеся игрушки, а также яркие, простые по содержанию картинки для рассматривания.

Игра для ребенка на 3-м году должна быть более разнообразной и сложной (рисование, лепка, игра с песком, водой, стройка и конструкции из мелкого и крупного строительного материала, одежда для кукол, посуда, мебель, разрезные картинки).

В этом возрасте надо приучать ребенка к аккуратности и бережному отношению к игрушкам.

Приобретение навыков имеет большое значение для здоровья ребенка и их надо вырабатывать с раннего возраста. Одним из основных навыков является аккуратный прием пищи. Во время кормления необходимо надевать ребенку нагрудник. Когда с 5--6 мес. начинают прикармливать ребенка, то кормить его надо с ложечки. С 7--8 мес. следует приучать его пить из чашки, а с 8--9 мес. -- самостоятельно пользоваться ложкой. Ложку нужно давать перед началом еды, а не после того как ребенок будет покормлен, так как, насытившись, он не проявит стремления к самостоятельной еде.

С возрастом у ребенка воспитываются, закрепляются и другие навыки (мыть руки перед едой, не выходить из-за стола с куском хлеба, уметь пользоваться салфеткой, носовым платком).

Навыки самостоятельности следует развивать также при умывании, одевании и раздевании, привлекая ребенка к активному участию в этих процессах. Эти навыки прививаются детям легко и быстро, но при этом не следует допускать неприятных ощущений (при умывании -- холодная или горячая вода, при одевании -- неудобная, трудно застегивающаяся одежда, при еде -- невкусная, например несоленая, пища и др.).

Следует приучать ребенка к опрятности в одежде. К 3-му году можно приучать детей при раздевании складывать одежду и обувь на место и даже вешать пальто на вешалку. Старшие дошкольники должны оказывать помощь младшим.

Воспитывая у детей гигиенические навыки, следует особое внимание уделять уходу за полостью рта. Надо приучить детей после каждого приема пищи прополаскивать рот. В более старшем возрасте дети должны ежедневно чистить зубы.

Гигиенические навыки, которые прививаются дошкольникам, должны систематически подкрепляться у детей школьного возраста. У школьника появляется новый режим дня, который должен неуклонно выполняться. Ложиться спать дети должны в определенные часы, продолжительность ночного сна 9--10 ч. До завтрака ребенок обязательно должен выполнять зарядку и закаливающую водную процедуру. После школьных занятий или до них ребенку следует не менее 2 ч быть на свежем воз­духе. Помимо игр, в режим дня ребенка школьного возраста включаются трудовые процессы как в школе, так и дома. Не­допустима перегрузка нервной системы детей любого возраста возбуждающими односторонними впечатлениями. Детям разрешается смотреть по телевизору лишь те передачи, которые рекомендуются для просмотра в соответствующем возрасте. Методом борьбы с любым увлечением, связанным с неподвижным пребыванием в помещении, порой плохо проветренном, с нагрузкой на зрение, должно являться не запрещение, а пропаганда и организация более здоровых и более увлекательных занятий.

5. АНАТОМИЯ СПИННОГО И ГОЛОВНОГО МОЗГА

Мозговые оболочки

Череп защищает мозг. Внутри черепа располагаются, охватывая мозг, три тонких слоя тканей. Это так называемые мозговые оболочки. Они также выполняют защитную функцию.

Передний мозг

Передний мозг разделен на две половины - правое и левое полушария головного мозга. Полушария контролируют наши движения, мышление, память, эмоции, чувства и речь. Когда нервные окончания выходят из мозга, они перекрещиваются - переходят с одной стороны на другую. Это означает, что нервы, которые отходят от правого полушария, контролируют левую половину тела. Поэтому, если опухоль головного мозга вызывает слабость левой части тела, то локализуется она в правом полушарии. Каждое полушарие делится на 4 области, называемые:

· Лобная доля;

· Височная доля;

· Теменная доля;

· Затылочная доля.

В лобной доли содержатся участки, которые управляют особенностями личности, мышлением, памятью и поведением. В задней части лобной доли находятся области, контролирующие движения и чувства. Опухоль в этой части мозга также может повлиять на зрение или обоняние пациента.

Височная доля контролирует поведение, память, слух, зрение и эмоции. Также здесь расположена зона эмоциональной памяти, в связи с чем опухоль данной области может вызвать странные чувства, что пациент уже был где-то или сделал что-то раньше (так называемое, дежавю).

Теменная доля отвечает, в основном, за все, что связано с языком. Опухоль здесь может повлиять на речь, чтение, письмо и понимание слов.

В затылочной доле находится зрительный центр мозга. Опухоли этой области могут вызывать проблемы со зрением.

Тенториум

Тенториум - это лоскут ткани, который является частью мозговых оболочек. Он отделяет задний мозг и ствол мозга от остальных его частей. Врачи используют термин «супратенториальные», имея в виду опухоли, расположенные выше тенториума, кроме заднего мозга (мозжечок) или ствола мозга; «инфратенториальные» - расположенные ниже тенториума - в заднем мозге (мозжечке) или в стволе мозга.

Задний мозг (мозжечок)

Задний мозг также называют мозжечком. Он контролирует равновесие и координацию. Так, мозжечковые опухоли могут привести к потере равновесия или трудностях в координации движений. Даже такое простое действие, как ходьба, требует точной координации - вы должны контролировать ваши руки и ноги, и делать правильные движения в нужное время. Как правило, мы даже не думаем об этом - мозжечок делает это за нас.

Ствол мозга

Ствол мозга контролирует функции организма, о которых мы обычно не думаем. Давление крови, глотание, дыхание, сердцебиение - все перечисленное управляется этой областью. 2 основные части ствола мозга называются мост и продолговатый мозг. Ствол мозга также включает в себя небольшую площадь выше моста, называемую средний мозг.

Ствол головного мозга, в том числе, является частью мозга, которая соединяет передний мозг (большие полушария) и мозжечок со спинным мозгом. Все нервные волокна, выходя из мозга, проходят через мост, далее следуя в конечности и туловище.

Спинной мозг

Спинной мозг состоит из всех нервных волокон, которые проходят вниз от головного мозга. В середине спинного мозга существует пространство, заполненное спинномозговой жидкостью. Вероятность первичного развития опухоли в спинном мозге существует, однако крайне небольшая. Некоторые типы опухолей головного мозга могут переходить на спинной, для предотвращения этого применяется лучевая терапия. Опухоли прорастают в спинной мозг и сдавливают нервы, вызывая множество различных симптомов в зависимости от локализации.

Эта небольшая железа расположена прямо в центре мозга. Она производит множество гормонов, за счет чего осуществляет регуляцию различных функций организма. Гипофизарные гормоны контролируют:

· Скорость большинства процессов (обмен веществ);

· Продукцию стероидов в организме;

· Продукцию яйцеклеток и их овуляцию - в женском организме;

· Выработку спермы - в мужском организме;

· Продукцию молочными железами их секрета после рождения ребенка.

· Желудочки

Желудочки

Желудочки - это пространства внутри мозга, наполненные жидкостью, называемой спинномозговой, сокращенно - ликвором. Желудочки соединяются с пространством в центре спинного мозга и с мембранами, покрывающими мозг (мозговыми оболочками). Так, жидкость может циркулировать вокруг головного мозга, через него, а также вокруг спинного мозга. Жидкость представляет собой, в основном, воду с небольшим количеством белка, сахара (глюкозы), белых кровяных клеток и небольшого количества гормонов. Растущая опухоль может блокировать циркуляцию жидкости. В результате повышается давление внутри черепа из-за нарастающего объема ликвора (гидроцефалия), что вызывает соответствующие симптомы. При некоторых видах опухолей мозга, раковые клетки могут распространяться в спинномозговой жидкости, вызывая симптомы, похожие на менингит - головные боли, слабость, проблемы со зрением и двигательной функцией.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Ребенок постоянно растет и развивается и на каждом возрастном этапе своей жизни предстает в особом морфологическом, физиологическом и психологическом качествах, поэтому необходимо выделять ряд периодов, или этапов, развития.

Значимые анатомо-физиологические особенности каждого периода имеют большое значение для научно обоснованной разработки медицинских, социальных и других мер охраны здоровья и развития ребенка. Поэтому периоды детства важны как для врачебной деятельности, так и для рекомендации адекватных режимов жизни, питания, воспитания, профилактики заболеваний и многого другого.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Воронин Л. Г. Физиология высшей нервной деятельности. - М., 1979.

2. Данилова Н. Н. Психофизиология. - М., 2000.

3. Ермолаев Ю. А. Возрастная физиология. - М., 1985.

4. Мурский Л. И. Физиологические основы обучения и воспитания. - Владимир, 1972.

5. Сапин М. Р., Брыксина З. Г. Анатомия и физиология детей и подростков. - М., 2000.

6. Смирнов В. М. Нейрофизиология и высшая нервная деятельность детей и подростков. - М., 2000.

7. Возрастная физиология / Ю. А. Ермалаев. - М.: Высш. шк. 1985. 384 с., ил.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Онтогенез нервной системы. Особенности головного и спинного мозга у новорожденного. Строение и функции продолговатого мозга. Ретикулярная формация. Строение и функции мозжечка, ножек мозга, четверохолмия. Функции больших полушарий головного мозга.

    шпаргалка , добавлен 16.03.2010

    Классификация, строение и значение нервной системы. Структура и функции центральной нервной системы. Морфология и принципы формирования корешка спинного мозга. Клеточно-тканевой состав и топография проводящих путей серого и белого веществ спинного мозга.

    методичка , добавлен 24.09.2010

    Изучение анатомии спинного мозга как отдела центральной нервной системы. Описание системы кровоснабжения спинного мозга. Состав клинико-нозологических вариантов сирингомиелитического синдрома. Дифференциальная диагностика различных травм позвоночника.

    презентация , добавлен 20.06.2013

    Основные восходящие (чувствительные) пути спинного мозга. Типы волокон мышечной ткани и их значение. Важнейшие двигательные безусловные рефлексы у человека. Общие функции спинного мозга. Морфо-функциональные особенности спинного мозга в онтогенезе.

    лекция , добавлен 08.01.2014

    Переферическая нервная система. Проводниковая функция спинного мозга. Задний мозг: мозговой мост и мозжечок. Рефлекс как основная форма нервной деятельности. Внутреннее строение спинного мозга. Причины спинального шока. Физиология среднего мозга.

    презентация , добавлен 07.12.2013

    Особенности строения и функции спинного мозга. Функции спинномозговых корешков. Рефлекторные центры спинного мозга. Зрительные бугры как центр всех афферентных импульсов. Рефлекторная и проводниковая функции продолговатого мозга. Виды зрительных бугров.

    реферат , добавлен 23.06.2010

    Основные отличия вегетативной от центральной нервной системы. Функционирование симпатической нервной системы. Функции ядер спинного мозга и ствола мозга, которые контролируются вегетативными центрами. Дуга вегетативного рефлекса, ее особенности.

    презентация , добавлен 15.02.2014

    Значение центральной нервной системы человека в процессе регулирования организма и его связи с внешней средой. Анатомическая структура спинного и головного мозга. Понятие серого и белого вещества, нервных центров, волокон и соединительнотканных оболочек.

    реферат , добавлен 19.01.2011

    Особенности внешнего и внутреннего строения спинного мозга. Устройство спинномозговых нервов и оболочки. Свойства серого, белого вещества. Сущность простого безусловного рефлекса. Механизм осуществления рефлекторной и проводниковой функций спинного мозга.

    презентация , добавлен 29.03.2015

    Анатомия спинного мозга человека, его внешнее строение и гистология, корешки, белое и серое вещество, спинальные нервы, кровеносные сосуды, рефлексы, эволюция и разнообразие. Опухоли спинного мозга, их диагностика, неврологическое исследование и лечение.

Актуальность данной темы можно обосновать данными изучения состояния здоровья детей и подростков в целом по Российской Федерации и отдельным ее субъектам. В результате проведенного исследования было выяснено, что число детей, имеющих функциональные отклонения и сниженные адаптационные возможности, за последние годы увеличилось до 70,0 % в различных возрастных группах. В раннем детском возрасте отмечается наибольшая распространенность болезней органов дыхания (43,4%-56,1%), болезней костно-мышечной системы и соединительной ткани (31,7-55,5%), нервно-психических расстройств (25,0-37,9%), болезней системы кровообращения (29,5-55,0%) (Иванова Е В, 2002; Лаптева А.Е, 2002. Осадчих А.И, Пузин С.Н, Лаврова Д И, 2005; Гришина Л.П., 2006).

Полагают, что общее развитие умственных способностей человека на 50% происходит в течение первых 4х лет жизни. На 1/3 между 4 и 8 годами, а на остальные 20% между 8 и 17 годами. Если какой-то патологический фактор повредит клетки головного мозга, то компенсация их возможна лишь до 18 месяцев, то есть заболевание должно быть распознано до 1.5 лет, так как позже лечение будет неэффективным.

К моменту рождения ребенка его нервная система, по сравнению с другими органами и системами, наименее развита и дифференцирована. В то же время именно к этой системе предъявляются очень большие требования, так как она обеспечивает приспособление организма к условиям окружающей среды и регулирует жизненно важные функции новорожденного.

В процессе приспособления должен установиться обмен веществ, должны перестроиться работа органов дыхания, кровообращения, пищеварения. Все эти системы после рождения ребенка начинают функционировать по-новому. Согласованную деятельность всех систем и органов должна обеспечить именно нервная система.

Развитие и воспитание ребенка складываются из определенного распорядка жизни (режима), из привития ему необходимых навыков, из создания условий, которые обеспечили бы правильное развитие его движений, речи, а также бодрое жизнерадостное настроение, из ежедневных прогулок и общения с другими детьми и взрослыми.

Цель данной курсовой работы - изучить анатомо-физиологические и функциональные особенности нервной системы у детей.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

1. Найти литературные и интернет источники по выбранной теме.

2. Изучить анатомо-физиологические особенности нервной системы детей.

3. Изучить безусловные рефлексы новорожденных.

4. Изучить психомоторное развитие новорожденных.

5. Сравнить развитие безусловных рефлексов у доношенных и недоношенных детей.

6. Провести анализ полученных результатов.

> Основная часть

> Анатомо-физиологические особенности нервной системы у детей

Закладка нервной системы происходит на 1-й неделе внутриутробного развития. Наибольшая интенсивность деления нервных клеток головного мозга приходится на период от 10 до 18-й недели внутриутробного развития, что можно считать критическим периодом формирования ЦНС. Если число нервных клеток взрослого человека принять за 100 %, к моменту рождения ребенка сформировано только 25 % клеток, к 6 месяцам - 66 %, а к году - 90-95 %.

Вследствие того, что внутренний слой мозговых пузырей растет значительно медленнее, чем корковый, избыток роста последнего ведет к образованию складок и борозд.

Рост и дифференцировка ядер гипоталамуса, а также мозжечка наиболее интенсивны на V-VI месяц внутриутробного развития.

Развитие коры головного мозга активно лишь в последние месяцы внутриутробного периода.

Подкорковые образования двигательного анализатора, интегрирующие деятельность экстрапирамидной системы, формируются уже к рождению. Однако движения новорождённого хаотичны, нецеленаправленны, имеют атетозоподобный характер, преобладает тонус мышц-сгибателей. Этот уровень организации движений называют пирамидно-стриарным. Мозжечок и неостриатум ещё недостаточно развиты. Координация движений начинает постепенно развиваться уже после рождения. Вначале это касается глазных мышц, что проявляется у ребёнка на 2-3-й неделе жизни фиксацией взора на ярком предмете. Затем ребёнок начинает следить за движущейся игрушкой, поворачивая голову, что свидетельствует о начальной координации движений шейных мышц.

К рождению ребенка головной мозг относительно массы тела большой и составляет: у новорожденного - 1/8--1/9 на 1 кг массы тела, у ребенка 1 года - 1/11--1/12, у ребенка 5 лет - 1/13--1/14, у взрослого - 1/40.

Извилины хорошо выражены, борозды крупные, но имеют малую высоту и глубину. Мелкие борозды появляются после рождения.

На 1кг массы новорождённого приходится 109гр. мозгового вещества. У взрослого всего 20-25гр. К 9 месяцам масса мозга удваивается, к 3-м годам утраивается, а затем с 6-7 лет скорость нарастания замедляется.

Кора головного мозга созревает к 5-6 годам.

Лобные доли относительно меньше, чем у взрослого человека, а затылочные больше. Боковые желудочки относительно велики, растянуты.

Височная доля после рождения развита лучше, однако её борозды и извилины не глубоки, фрагментированы и окончательно оформляются к 7 годам.

У новорожденных серое вещество плохо дифференцировано от белого. Это объясняется тем, что нервные клетки лежат не только близко друг от друга по поверхности, но и располагаются в значительном количестве в пределах белого вещества. Кроме того, практически отсутствует миелиновая оболочка.

Мозговая ткань богата белковыми веществами, 1г белка удерживает 17г воды, что обусловливает частые отёки у детей.

Темпы развития нервной системы происходят тем быстрее, чем меньше ребенок. Особенно энергично он протекает в течение первых 3 месяцев жизни. Дифференцировка нервных клеток достигается к 3 годам, а к 8 годам кора головного мозга по строению похожа на кору головного мозга взрослого человека.

Система кровеносных сосудов головного мозга оформляется на 3 месяце внутриутробного развития. Особенностью плода (новорожденного) является большое количество анастомозов. Наличием экстра-интракраниальных сосудистых анастомозов в области мембранных соединений незаращенных швов обеспечивается дополнительные резервные возможности церебральной гемодинамики. Большие возможности коллатерального кровоснабжения у детей способствуют значительной компенсации местных расстройств кровообращения. Равномерный ток крови в сосудах головного мозга у новорожденного устанавливается благодаря наличию своеобразных изгибов «сифонов», которые уменьшают силу пульсового толчка крови и равномерно распределяют ее по поверхности мозга. Таким образом, кровоснабжение мозга у детей лучше, чем у взрослого.

Отток крови от головного мозга у детей первого года жизни несколько отличается от такового у взрослых, так как диплоические вены (это вены губчатого вещества костей свода черепа) образуются лишь после закрытия родничков. Это создает условия способствующие большему аккумулированию токсических веществ и метаболитов при различных заболеваниях, чем и объясняется более частое возникновение у детей раннего возраста токсических форм инфекционных заболеваний. Этому способствует также большая проницаемость ГЭБ (Гематоэнцефалического барьера).

В то же время вещество мозга очень чувствительно к повышению внутричерепного давления. Возрастание давления ликвора вызывает быстрое нарастание дегенеративных изменений нервных клеток, а более длительное существование гипертензии обусловливает их атрофию и гибель. Это находит подтверждение у детей, которые страдают внутриутробно развившейся гидроцефалией.

Твердая мозговая оболочка у новорожденных относительно тонкая, сращена с костями основания черепа на большой площади. Венозные пазухи тонкостенны и относительно уже, чем у взрослых. Мягкая и паутинная оболочки мозга новорожденных исключительно тонки, субдуральное и субарахноидальное пространства уменьшены. Цистерны, расположенные на основании мозга, напротив, относительно велики. Водопровод мозга (сильвиев водопровод) шире, чем у взрослых.

Процесс дифференциации нервных клеток сводится к:

1. Значительному росту аксонов

2. Росту и увеличению разветвленности дендритов

3. Образованию непосредственных контактов между отростками нервных клеток (межневральные синапсы)

Развитие миелиновых оболочек происходит от тела нервных клеток к периферии.

В целом, миелинизация завершается только к 3-5 годам. Незавершенность миелинизации нервных волокон определяет и относительно низкую скорость проведения возбуждения по ним. О количественном развитии нервных окончаний судят по содержанию ацетилнейраминовой кислоты, накапливающейся в области сформированного нервного окончания.

По мере развития нервной системы уменьшается количество воды, увеличивается содержание белков, нуклеиновых кислот, липопротеидов. Липиды составляют 50% сухой массы мозга.

Структурное развитие нервных клеток заканчивается к 8-12 годам.

Окончательное развитие клеточных структур больших полушарий завершается к10-12 годам.

Спинной мозг у новорождённых по сравнению с головным морфологически представляет собой более зрелое образование. Это определяет его более совершенные функции и наличие спинальных автоматизмов к моменту рождения. К 2-3 годам заканчивается миелинизация спинного мозга и корешков спинного мозга, образующих «конский хвост».

Шейное и поясничное утолщения спинного мозга у новорожденных не определяются и начинают контурироваться после 3 лет жизни. Темп увеличения массы и размеров спинного мозга более медленный, чем головного мозга.

Удвоение массы спинного мозга происходит к 10 месяцам, а утроение - к 3-5 годам. Длина спинного мозга удваивается к 7--10 годам, причем она увеличивается несколько медленнее, чем длина позвоночника, поэтому нижний конец спинного мозга с возрастом перемещается кверху. Это должно учитываться при выборе уровня выполнения спинномозговой пункции, при котором не повреждается вещество мозга.

Спинномозговая жидкость у новорожденного имеется в сравнительно небольшом количестве и обычно находится под слабым давлением. Жидкость очень часто бывает окрашена в желтоватый или желтовато-зеленый цвет, зависящий от присутствия красящего вещества желчи. Эта физиологическая ксантохромия зависит от интенсивности билирубинемии. Поступление красящего вещества желчи в спинномозговую жидкость, надо думать, зависит от повышенной проницаемости гемато-энцефалического барьера; этим же, по всей вероятности, объясняется и частая у 8новорожденных положительная реакция Панди. В этом же возрасте можно отметить повышенное содержание в спинномозговой жидкости белка, клеточных элементов и часто несколько пониженное количество сахара (у новорожденных -- 30--70 мг%. у более старших детей -- 55-- 70 мг%).

Количество спинномозговой жидкости у малыша меньше и постепенно увеличивается, 30-40 мл у новорожденного, 40-60 мл в 12 месяцев, до 150 мл (как у взрослых).

В 5 лет спинной мозг на уровне I-II поясничных позвонков. В 18 лет верхний край II поясничного позвонка.

Спинной мозг растет до 20 лет. Масса его увеличивается в 8 раз по сравнению с периодом новорожденности.

Окончательное соотношение спинного мозга и позвоночника устанавливается к 5-6 годам.

Периферические нервы. Из возрастных морфологических особенностей периферических нервов надо отметить сравнительно позднюю миелинизацию их. В то время как миелинизация черепных нервов происходит в основном в течение первых 3--4 месяцев жизни и заканчивается не позже 15 месяцев, миелинизация спинномозговых периферических нервов продолжается еще до 3-летнего, а иногда и до 5-летнего возраста.

Возрастные гистологические особенности периферических нервов у детей наиболее раннего возраста не могут считаться окончательно изученными. Так, до сих пор нет вполне определенных данных о числе аксонов, входящих в состав отдельных нервов, об особенностях гистологического строения окончаний периферических нервов в коже, слизистых оболочках и в различных органах и др.

Некоторая незаконченность развития мозговой коры, пирамидных путей и стриарного тела обусловливает рефлекторно-стереотипный и атетозоподобный характер движений у новорожденных. В этот период жизни движения регулируются спинальным сегментарным аппаратом и межуточным мозгом, имеющим более законченное строение. Первый период жизни проходит под знаком превалирующего воздействия таламо-паллидарной системы.

Созревание стриарного тела делает возможным появление координации и примитивных сочетательных движений -- сидения, вставания, хождения и т. д. С морфологической и функциональной дифференцировкой мозговой коры движения приобретают большую законченность и определенную целеустремленность и целесообразность. Этими же гистологическими особенностями центральной нервной системы объясняется и повышение у детей наиболее раннего возраста рефлексов, центры которых находятся в спинном мозге.

Важный показатель созревания нервных структур - миелинизация нервных волокон. Она развивается в центробежном направлении от клетки к периферии. Так, миелинизация в спинном мозге начинается на 4-м месяце внутриутробного развития, и у новорождённого она практически заканчивается. При этом вначале миелинизируются двигательные волокна, а затем - чувствительные. В разных отделах нервной системы миелинизация происходит неодновременно. Сначала миелинизируются волокна, осуществляющие жизненно важные функции (сосания, глотания, дыхания и т.д.). Черепные нервы миелинизируются более активно в течение первых 3-4 мес жизни. Их миелинизация завершается приблизительно к году жизни, за исключением блуждающего нерва. Аксоны пирамидного пути покрываются миелином в основном к 5-6 мес жизни, окончательно - к 4 годам, что приводит к постепенному увеличению объёма движений и их точности.

В целом уже на самых ранних этапах развития созревание нервной системы осуществляется по принципу системогенеза с формированием в первую очередь отделов, обеспечивающих жизненно необходимые реакции, отвечающие за первичную адаптацию ребёнка после рождения (пищевые, дыхательные, выделительные, защитные).



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Жена сергея лаврова - министра иностранных дел Жена сергея лаврова - министра иностранных дел Урок-лекция Зарождение квантовой физики Урок-лекция Зарождение квантовой физики Сила равнодушия: как философия стоицизма помогает жить и работать Кто такие стоики в философии Сила равнодушия: как философия стоицизма помогает жить и работать Кто такие стоики в философии