Инфекционные болезни нервной системы. Медленные вирусные инфекции центральной нервной системы: симптомы и лечение.

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Инфекционные поражения нервной системы весьма часты и служат серьезной причиной инвалидизации и летальных исходов у детей. Причинами их являются вирусы, бактерии, грибки, простейшие. Инфекции нервной системы бывают первичные и вторичные (первоначальное поражение нервной системы или ее заболевание на фоне первоначального поражения инфекцией других органов и систем).

В зависимости от локализации в нервной системе выделяют поражения:

  1. оболочек мозга- менингиты, в том числе паутинной оболочки - арахноидиты;
  2. вещества головного мозга - энцефалиты;
  3. вещества спинного мозга - миелиты, в том числе его серого вещества - полиомиелиты.

Инфекционные заболевания нервной системы возникают в результате проникновения инфекции через кровь, лимфу или контактно - от придаточных пазух носа, при воспалении полости среднего уха, при гнойных процессах в области лица, позвонков и проч.
Основные синдромы при инфекционных поражениях нервной системы:

  1. Инфекционный синдром: повышение температуры, общее недомогание, лейкоцитоз в крови, повышенная СОЭ.
  2. Общемозговой синдром: головная боль, рвота, нарушение сознания (оглушение, кома или возбуждение, делирий).
  3. Оболочечный (менингеальный) синдром: головная боль, тошнота, рвота, общая гиперестезия - повышенная чувствительность к свету и звуку, а также менингеальная поза с запрокинутой головой, согнутыми в коленях и тазобедренных суставах ногами, симптомы ригидности затылочных мышц, Кернига, Брудзинского, Лесажа.
  4. Очаговый синдром: парезы, параличи, нарушения чувствительности, дисфункция черепных нервов, мозжечковые нарушения, афазии и проч.
  5. Ликворный синдром: давление ликвора повышено, при серозных процесах жидкость прозрачная, при гнойных - мутная. Клеточно-белковая диссоциация. Преобладание лимфоцитов при серозных процессах вирусной и туберкулезной этиологии. Преобладание нейрофилов при гнойных процессах при бактериальной или тяжелой вирусной инфекции.
  6. Возможен судорожный синдром.
  7. Для менингита характерно сочетание общемозгового, инфекционного и менингеального синдромов. При тяжелых менингитах, а также у детей менингеальные знаки могут быть неяркими, а изменения ликвора длительное время отсутствовать.

Последствия инфекционных процессов могут быть весьма стойкими: нарушения слуха, зрения, речи, интеллекта, двигательных функций.

Поражения нервной системы при СПИДе (нейроСПИД)

СПИД - вызывается ретровирусом, характеризуется длительным периодом инкубации (до 10 лет). Ретро-вирус характеризуется особенностями строения (состоит из РНК). Вирус встраивается в геном клетки, в результате чего она начинает часто делиться, воспроизводя новые продукты. При этом пораженная клетка приобретает свойства чужеродной. Вирус поражает Т-хелперное звено иммунной системы и клетки с рецептором СД4 (его много на Г-хелперах, в клетках лимфоузлов, костного мозга, семенной жидкости, отделяемого влагалища, альвеол легких, крови, на клетках кожи, в эндотелии). Поражая макрофаги крови, попадает в сосуды мозга и пробивает гематоэнцефалический барьер, иммунный барьер мозга, затем - глиальные клетки с рецептором СД4. Внутри клетки вирус может длительно находиться в латентном состоянии, активизируясь затем под влиянием некоторых факторов.
Нервная система при СПИДе страдает в 80-90% случаев.

Выделяют:

Первичные формы нейроСПИДа:

  1. ВИЧ-1-ассоциированная деменция с развитием атрофии мозга;
  2. энцефалопатии- диффузные поражения мозга;
  3. очаговые поражения мозга в виде подострого микроглиального энцефалита;
  4. асептические менингиты;
  5. невротические расстройства;
  6. ИИ и ГИ (связаны с тромбоцитопенией);
  7. поражения спинного мозга - вакуольные миелопатии с центральными нижними парапарезами и сенсорной атаксией;
  8. полиневропатии: хронические демиелинизирую-щие, сенсомоторные, множественные мононейропатии.

Вторичные формы поражения нервной системы при СПИДе: следствие угнетения иммунной системы и активизации латентной инфекции.
Предполагается повышенная склонность к заболеваемости СПИДом у лиц, инфицированных вирусом опоясывающего герпеса. В развитии СПИДа играет роль и генетический фактор.

Маркерные заболевания СПИДа:

  1. прогрессирующая мультифокальная энцефалопатия;
  2. церебральный токсоплазмоз;
  3. криптококковый менингит;
  4. туберкулезный менингит;
  5. герпесные энцефалиты;
  6. прогрессирующая лейкоэнцефалопатия (следствие поражения паповавирусом JC);
  7. первичная лимфома ЦНС.

Лечение : препараты задерживают размножение вируса.
Пути заражения в неврологии: кровь, ликвор, грязные инструменты.

Заболевания нервной системы формируют обширный список, который составляют различные патологии и синдромы. представляет собой очень сложную, разветвленную структуру, участки которой выполняют различные функции. Повреждение одного участка оказывает влияние на весь организм человека.

Нарушение работы (ЦНС и ПНС соответственно) могут быть вызваны различными причинами – от врожденных патологий развития до инфекционного поражения.

Заболевания могут сопровождаться различными симптомами. Лечением таких заболеваний занимается врач невролог.

Все нарушения работы ЦНС и ПНС можно условно поделить на несколько обширных групп:

  • сосудистые заболевания нервной системы;
  • инфекционные заболевания нервной системы;
  • врожденные патологии;
  • генетические нарушения;
  • онкологические заболевания;
  • патологии вследствие травмы.

Описать всевозможные заболевания нервной системы списком очень сложно, так как их насчитывается великое множество.

Сосудистые заболевания ЦНС

Центром ЦНС является головной мозг, поэтому сосудистые заболевания нервной системы характеризуются нарушением его работы. Эти болезни развиваются вследствие следующих причин:

  • нарушении кровоснабжения мозга;
  • поражение мозговых сосудов;
  • патологии сердечнососудистой системы.

Как видно, все эти причины тесно взаимосвязаны и зачастую одна проистекает из другой.

Сосудистые заболевания нервной системы –это поражения кровеносных сосудов мозга, например, инсульт и атеросклероз, аневризмы. Особенностью этой группы заболеваний является высокая вероятность летального исхода или инвалидности.

Так, инсульт провоцирует отмирание нервных клеток. После инсульта полная реабилитация пациента чаще всего невозможна, что приводит к инвалидности либо смерти.

Атеросклероз характеризуется уплотнением стенок сосудов и дальнейшей потерей эластичности. Заболевание развивается из-за отложений холестерина на сосудистых стенках и опасно образованием тромбов, которые провоцируют инфаркт.

Аневризма характеризуется истончением сосудистой стенки и образованием утолщения. Опасность патологии состоит в том, что уплотнение в любой момент может лопнуть, что приведет к выбросу большого количества крови. Разрыв аневризмы заканчивается летально.

Инфекционные болезни ЦНС


Инфекционные заболевания нервной системы развиваются вследствие воздействия инфекции, вируса или грибка на организм. В начале поражается ЦНС, а следом ПНС. Наиболее распространенные патологии инфекционной природы:

  • энцефалит;
  • сифилис нервной системы;
  • менингит;
  • полиомиелит.

Энцефалитом называют воспаление головного мозга, которое может быть спровоцировано вирусами (клещевой энцефалит, поражение мозга вирусом герпеса). Также воспалительный процесс может иметь бактериальную или грибковую природу. Заболевание очень опасно и при отсутствии лечения может привести к слабоумию и смерти.

Нейросифилис встречается в 10% случаев заражения этим венерическим заболеванием. Особенностями нейросифилиса является то, что болезнь поражает все отделы ЦНС и ПНС без исключения. Сифилис нервной системы вызывает развитие изменений структуры спинномозговой жидкости. Болезнь характеризуется множеством разнообразных симптомов, включая симптомы менингита. Сифилис нервной системы требует своевременной антибактериальной терапии. Без лечения возможно развитие паралича, инвалидности и даже летальный исход.

Менингиты – это целая группа заболеваний. Их различают по локализации воспаления, которое может поражать как оболочку головного мозга, так и спинной мозг пациента. Патология может быть обусловлена различными причинами – от воспалительных процессов в среднем ухе до туберкулеза и травмы. Это заболевание вызывает сильную головную боль, симптомы интоксикации и ослаблением шейных мышц. Болезнь может быть спровоцирована вирусом и тогда высока вероятность заражения окружающих при контакте. Такие инфекции нервной системы развиваются очень стремительно. Без своевременного лечения вероятность смерти очень высока.

Полиомиелит – это вирус, который способен поражать всю нервную систему человека. Это так называемое детское заболевание, которое характеризуется легкостью передачи вируса воздушно-капельным путем. Вирус быстро поражает весь организм, вызывая различные симптомы – от лихорадки в начале заражения, до паралича. Очень часто не проходят бесследно и человек на всю жизнь остается инвалидом.

Врожденные патологии


Патологии нервной системы у ребенка могут быть обусловлены генетической мутацией, наследственностью либо родовой травмой.

Причинами патологии может быть:

  • гипоксия;
  • прием некоторых препаратов на ранних сроках беременности;
  • травмы при прохождении через родовые пути;
  • перенесенные женщиной в период беременности инфекционные болезни.

Как правило, детские болезни нервной системы проявляются с самого рождения. Генетически обусловленные патологии сопровождаются физиологическими нарушениями.

Среди генетические обусловленных патологий:

  • эпилепсия;
  • спинальная мышечная атрофия;
  • синдром Кэнэвэн;
  • хорея Хантингтона;
  • синдром Туретта.

Эпилепсия, как известно, является хроническим заболеванием, которое передается по наследству. Этот недуг характеризуется судорожными припадками, полностью избавиться от которых невозможно.

– это тяжелое, и часто летальное, заболевание, связанное с поражением нейронов спинного мозга, отвечающих за мышечную активность. Мышцы у больных не развиты и не работают, движение невозможно.

Синдром Кэнэвэн – это поражение клеток мозга. Для заболевания характерно увеличение размера черепа и задержка умственного развития. Люди с этой патологией не могут принимать пищу из-за нарушения глотательной функции. Прогноз, как правило, неблагоприятен. Болезнь не поддается лечению.

Характеризуется нарушением моторики, развитием тиков и прогрессирующим слабоумием. Несмотря на генетические предпосылки к развитию, заболевание проявляется в старшем возрасте – первые симптомы возникают в 30-60 лет.

Синдром Туретта представляет собой расстройство центральной нервной системы, которое сопровождается непроизвольными движениями и выкрикиваниями (тики). Первые симптомы патологии появляются в дошкольном возрасте. В детстве эта болезнь причиняет массу дискомфорта, однако с возрастом симптомы проявляются меньше.

Заподозрить нарушение функции ЦНС у младенца можно, если внимательно следить за развитием ребенка. Поводом для обращения в неврологу является задержка умственного и физического развития, проблемы со зрением или ослабление рефлексов.

Периферические нарушения


Периферические заболевания нервной системы могут возникнуть как осложнение других патологий, а также из-за опухолей, хирургических вмешательств или травм. Эта группа нарушений очень обширна и включает такие распространенные болезни, как:

  • невриты;
  • полиневриты;
  • радикулиты;
  • невралгия.

Все эти болезни развиваются вследствие или нервных корешков, в результате воздействия какого-либо негативного фактора.

Как правило, такие нарушения развиваются как вторичное заболевание на фоне инфекционных или вирусных поражений организма, хронических болезней или интоксикации. Эти патологии часто сопровождают сахарный диабет, наблюдаются у нарко- и алкозависимых людей вследствие интоксикации организма. Отдельно выделяются вертеброгенные синдромы, которые развиваются на фоне болезней позвоночника, например, остеохондроза.

Лечение патологий периферических нервов осуществляется с помощью медикаментозной терапии, реже – оперативным путем.

Опухолевые патологии

Опухоли могут быть локализованы в любом органе, включая головной и спинной мозг.

Онкологическая болезнь нервной системы человека развивается в возрасте от 20 до 55 лет. Опухоли могут поражать любую часть головного мозга.

Опухолевые новообразования могут быть как доброкачественными, так и злокачественными. Часто встречается лимфома центральной нервной системы.

Наличие новообразования головного мозга сопровождается различными симптомами. Для диагностики заболевания необходимо провести МРТ-обследование головного мозга. Лечение и прогноз во многом зависят от места локализации и характера новообразования.

Психоэмоциональные нарушения

Существует ряд заболеваний нервной системы, сопровождающихся психоэмоциональными расстройствами. К таким болезням относят дистонию, синдром хронической усталости, панические расстройства и другие нарушения. Эти болезни развиваются вследствие негативного воздействия стресса, недостатка питательных веществ и нервного перенапряжения, и характеризуется человека.

Как правило, таким нарушениям в большей степени подвержена инертная нервная система, которой присуща чрезмерная чувствительность. Такой тип отличается низкой подвижностью нервных процессов. Торможение в ЦНС медленно сменяется возбуждением. Люди с такой нервной системой часто подвержены меланхолии и ипохондрии. Этот тип нервной деятельности присущ людям медлительным, чувствительным, легко раздражающимся и также легко впадающим в уныние. Торможение в ЦНС в этом случае выражено слабо, а возбуждение (реакция на раздражитель) отличает тормозной характер.

Лечение психоэмоциональных нарушений, сопровождающих соматическими симптомами, подразумевает снятие напряжения нервной системы, стимуляцию кровообращения и нормализацию образа жизни.

Симптомы болезней нервной системы


При заболеваниях нервной системы симптомы делятся на несколько групп – признаки двигательных нарушений, вегетативные симптомы и признаки общего характера. При поражении ПНС характерным симптомом является нарушение чувствительности кожи.

Нервные болезни характеризуются следующими симптомами общего характера:

  • болевой синдром, локализованный в разных частях тела;
  • проблемы с речью;
  • психоэмоциональные расстройства;
  • нарушения моторики;
  • парезы;
  • тремор пальцев;
  • частые обмороки;
  • головокружение;
  • быстрая утомляемость.

К двигательным нарушениям относят парезы и параличи, судорожные состояния, непроизвольные движения, чувство онемения конечностей.

К симптомам относят изменение артериального давления, учащение сердцебиения, головную боль и головокружение.

Общие симптомы - это нарушения психоэмоционального характера (апатия, раздражительность), а также проблемы со сном и обмороки.

Диагностика и лечение нарушений


Обнаружив какие-либо настораживающие симптомы, следует посетить невролога. Врач проведет осмотр и проверит рефлекторную деятельность пациента. Затем может понадобится дополнительное обследование – МРТ, КТ, допплерография сосудов головного мозга.

По результатам обследования назначается лечение, в зависимости от того, какое нарушение диагностировано.

Патология ЦНС и ПНС лечатся с помощью препаратов. Это могут быть противосудорожные лекарства, препараты для улучшения мозгового кровообращения и улучшения проницаемости сосудов, седативные лекарства и нейролептики. Лечение подбирается в зависимости от диагноза.

Врожденные патологии часто бывает сложно лечить. В этом случае лечение подразумевает меры, направленные на снижение симптомов заболевания.

Следует помнить, что шансы избавиться от приобретенного заболевания в начале его развития намного выше, чем при лечении недуга на последних стадиях. Поэтому обнаружив симптомы, следует как можно раньше посетить специалиста и не заниматься самолечением. Самолечение не приносит желаемого эффекта и способно в значительной мере усугубить течение болезни.


Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Челябинский Государственный педагогический университет

(ГОУ ВПО) «ЧГПУ»

Отдел заочного образования

Контрольная работа

по невропатологии

Тема: «Инфекционные болезни нервной системы»

Выполнила : студентка гр.351

факультета коррекционной педагогики

Нагаева Татьяна Юрьевна

Проверила: преподаватель кафедры СПП и МП

Бородина Вера Анатольевна

Введение.

I. Невропатология и дефектология.

1.1 Нейрофизиологические основы механизмов обучения и воспитания.

1.2 Взаимосвязь между развитием, обучением и воспитанием.

II. Патология нервной системы.

III. Клинические проявления инфекционных болезней нервной системы.

3.1 Менингиты.

3.2 Энцефалиты.

3.3 Полиомиелит.

3.4 Невриты, полиневриты.

3.5 Лейкоэнцефалиты.

3.7 Сифилис нервной системы.

3.8 Туберкулезные поражения нервной системы.

3.9 Арахноидиты.

IVРоль педагога-дефектолога восстановительном лечении детей с поражениями нервной системы.

Заключение.

Литература.


Введение

Нервная система представляет собой тончайший и сложнейший инструмент, который на низших ступенях развития живых организмов выполняет простую роль связи между рецепторами и мускулатурой. Усложняясь в своем строении, у более организованных организмов она принимает на себя все более сложные функции взаимосвязи между средой и организмом. Она не может быть поставлена рядом с другими системами, например с кровеносной, пищеварительной, выделительной. Нервная система находится в совершенно иных взаимоотношениях с другими органами и системами организма. Она стоит над ними, так как несет верховную функцию. Головной мозг держит в своем ведении все процессы, происходящие в теле.

Невропатология – (от греч. neuron-нерв, pathos-болезнь, logos-наука) - раздел медицинской науки, который изучает болезни нервной системы.

Невропатология является частью неврологии – науки о структуре и функциях нервной системы. Последние два десятилетия ознаменовались стремительным и все ускоряющимся прогрессом в познании структурно-функциональной организации нервной системы. Получены многочисленные новые данные, сформулированы гипотезы и созданы концепции, объясняющие закономерности работы нервных клеток, нервных центров и системной деятельности мозга в целом. Установлено, что нервная система осуществляет регуляцию основных функций организма, поддерживает постоянство его внутренней среды (гомеостаз), играет важную роль в приспособлении к условиям жизни. Проводится исследование таких высокоорганизованных функций, как речь, память, поведение. Процессу неврологии способствует использование современных электрофизиологических, биохимических, морфологических и нейропсихологических методов исследования, а также изучение нервной системы на молекулярном, клеточном субмикроскопическом уровнях.

Наряду с этим в неврологии широко применяются современные методы математического моделирования. Совершенствуются представления о заболеваниях нервной системы, принципах диагностики и лечения.

Успехи медико-биологических наук, а также развитие методов раннего распознавания болезни сделали возможным лечение многих заболеваний нервной системы, которые до недавнего времени приводили к тяжелой инвалидизации больных.

Важным разделом детской невропатологии является перинатальная неврология (peri-около, natus-родовой), исследующая особенности формирования нервной системы в раннем периоде в нормальных и неблагоприятных условиях. Самостоятельное значение приобретают геридитарная неврология (heriditas-наследственный), изучающая наследственные болезни, отоневрология (oticus- ушной), изучающая поражение нервной системы, органа слуха и вестибулярного аппарата, офтальмоневрология (ophthalmos- глаз), изучающая поражение нервной системы и органа зрения. В последнее время употребляется термин «педагогическая неврология», в задачи которой входит изучение особенностей нервной системы применительно к проблемам обучения детей, в том числе страдающих различными нарушениями слуха, зрения, двигательной сферы, речи, а также отстающих в умственном развитии.

Знание основ невропатологии – необходимая предпосылка для любого вида педагогической работы, особенно с детьми, страдающими патологией речи, органов чувств, двигательными нарушениями, задержками нервно-психического раз


I . Невропатология и дефектология

Невропатология и дефектология - тесно связанные между собой науки. Обе они изучают особенности людей с теми или иными недостатками (глухие, слабослышащие, слепые, слабовидящие, умственно отсталые дети и др.).

Дефектология изучает психофизиологические особенности развития аномальных детей, закономерности их воспитания, образования и обучения.

Будучи отраслью общей педагогик, дефектология опирается на ее теоретические положения и методы исследования, а также на ряд медицинских дисциплин, поскольку изучает людей с теми или иными отклонениями в развитии и нарушениями нервной системы. Среди этих дисциплин важнейшее место принадлежит невропатологии, которая изучает причины, проявления, течение болезней нервной системы, разрабатывает методы их лечения, диагностики и профилактики.

В повседневной практике невропатолог и психоневролог совместно с дефектологом устанавливают характер дефекта, степень его выраженности, влияние на развитие ребенка той или иной функции нервной системы. Врач и дефектолог совместно прогнозируют вопросы развития аномального ребенка, выбирают наиболее оптимальные методы его обучения и воспитания, определяют методы коррекции нарушенных функций.

Дефектология, как и педагогика в целом, строит теорию обучения и воспитания аномальных детей на знании строения нервной системы, ее функций и особенностей развития. Кроме того, дефектология опирается на знание закономерностей становления и развития психики. Научное познание вопросов психической деятельности человека началось со второй половины XIX в. В 1863 г. И.М.Сеченов опубликовал работу «Рефлексы головного мозга». Эта работа имела огромное значение для развития нейрофизиологии и педагогики, так как сконцентрировала внимание исследователей на материальной основе психических процессов.

1.1 Нейрофизиологические основы механизмов обучения и воспитания

С нейрофизиологической точки зрения обучение и воспитание есть изменение ответных реакций по мере приобретения и накопления личного опыта. Процесс обучения тесно связан с восприятием сенсорной (входящей, чувствительной) информации и аналитико-синтетической деятельностью коры головного мозга. Поступающая через анализаторы информация достигает первичных полей коры головного мозга. Именно там формируются образы предметов и явлений. Однако тот или иной образ может быть сформирован при наличии необходимой связи между отдельными анализаторами.

Одной из самых важных ассоциативных областей считаются лобные доли. Поражение этих долей на самых ранних этапах онтогенетического развития (сразу после рождения или несколько позже) значительно задерживает и нарушает психическое развитие ребенка. Сохранность лобной ассоциативной области – важная предпосылка успешного усвоения знаний в процессе обучения.

Ни один вид психической деятельности не может совершаться без одновременного участия трех функциональных блоков, трех основных аппаратов мозга.

Первый блок (энергетический, или блок регуляции тонуса и бодрствования) анатомически представляет собой сетчатое образование ствола головного мозга. Он располагается в глубинных отделах мозга. В процессе эволюции эти отделы сформировались первыми. Первый блок принимает сигналы возбуждения, приходящие из внутренних органов и от органов чувств, улавливающих информацию о происходящих во внешнем мире событиях. Затем он перерабатывает эти сигналы в поток импульсов и постоянно посылает их в кору головного мозга. Импульсы тонизируют кору, без них она «засыпает».

Второй блок (блок приема, переработки и хранения информации) находится в задних отделах больших полушарий и состоит из трех подблоков – зрительного (затылочного), слухового (височного), общечувствительного (теменного). Каждый подблок имеет иерархическое строение. Условно в них выделяют три отдела: первичные, вторичные, третичные. Первые дробят воспринимаемый образ мира (слуховой, зрительный, осязательный) на мельчайшие признаки. Вторые синтезируют из этих признаков целые образы. Третьи объединяют информацию, полученную от разных подблоков.

Третий блок (блок программирования, регуляции и контроля) расположен преимущественно в лобных долях мозга. Человек, у которого этот участок нарушен, лишается возможности организовать свое поведение, не умеет перейти от одной операции к другой. В связи с этим личность такого человека как бы «распадается». Итогом анализа и синтеза поступающей информации является программа действий, которая должна отвечать заданным условиям.

В тех случаях, когда имеется «поломка» какого-либо механизма мозга, процесс развития и обучения нарушается. «Поломка» может произойти на разном уровне: могут быть нарушены ввод информации, ее прием, переработка и т.д. Недоразвитие или нарушение одной из функций ведет к недоразвитию другой или даже нескольких функций. Однако мозг располагает значительными компенсаторными возможностями. Эти резервные возможности используются в процессе реабилитации лиц с теми или иными отклонениями в развитии. Дефектология строит свои методы работы по абилитации и реабилитации больных с поражениями нервной системы на использовании огромных резервных возможностях мозга.

1.2 Взаимосвязь между развитием, обучением и воспитанием

Процессы обучения и воспитания, имеющие огромное значение для становлении личности ребенка, как в норме, так и в патологии, неразрывно связаны с процессами развития. Под развитием в неврологии понимают непрерывный процесс изменения морфологических структур и функциональных систем мозга в зависимости от возраста. Процесс развития имеет неравномерный характер. Неравномерность созревания различных функциональных систем обусловлена их неодинаковой значимостью на разных этапах индивидуального развития. Можно сказать, что новорожденный от рождения не способен ни к чему, кроме как всему учиться. Следовательно, обучение и воспитание имеют определяющую роль для психического развития ребенка. Существует и обратная связь. Продвижение в развитии положительно влияет на обучение и воспитание. Для педагога-дефектолога, имеющего дело с аномальным ребенком, наибольшее значение имеют два уровня развития: актуальный уровень развития и зона ближайшего развития. Смысл обучения состоит в переходе зоны ближайшего развития в актуальное развитие. В этом заключена также внутренняя взаимосвязь между обучением и развитием. В случаях, когда созревание тех или иных структур мозга задерживается или нарушается, процесс обучения затруднен. Задача педагога-дефектолога в каждом конкретном случае состоит в том, чтобы вместе с врачом проанализировать причины задержки развития той или иной функции. Вскрыв причины той или иной задержки, педагог-дефектолог сможет найти адекватные способы для ее преодоления. При обучении аномального ребенка нормальный переход зоны ближайшего развития в актуальный уровень развития значительно затрудняется. В процессе обучения педагогу-дефектологу приходится уделять больше внимания зоне ближайшего развития.

В развитии ребенка различают несколько имеющих специфические особенности периодов. Эти периоды называют критическими, или возрастными, кризами из-за повышенной ранимости нервной системы и повышенного риска возникновения нарушений ее функций. Наиболее ответственным является первый возрастной криз. Этот период охватывает первые 2-3 года жизни. На первом году закладываются основы психической деятельности, идет подготовка к самостоятельному хождению и овладению речью. В это время формируются «нейронные ансамбли», которые служат фундаментом для более сложных форм обучения.

В возрасте 5-7 лет ребенок вступает в новый ответственный период, условно называемый вторым критическим. У ребенка хорошо развиты моторика и речь, он тонко умеет анализировать ситуацию, у него развито чувство «психологической дистанции» в отношениях со взрослыми. Но недостаточно самокритики и самоконтроля, не выработана способность к зрительному сосредоточению, в деятельности преобладают игровые элементы. В период второго криза могут возникать психопатологические состояния, корни которых уходят в период раннего детства. Могут происходить «срывы» нервной системы. Результатом таких «срывов» может быть развитие неврозов.

В возрасте 12-16 лет подросток вступает в третий, так называемый пубертатный период. Происходит бурный рост подростка. Возникают изменения, связанные с половым метаморфозом. Особенно значительно изменяется поведение подростков. Подросток проявляет стремление быть или казаться взрослым. Иногда такое стремление выражается в нежелательных формах. Нежелательные проявления особенно ярко выражены у подростков с теми или иными нарушениями нервной системы.

Возрастные кризы сопровождаются сложными нейроэндокринными изменениями. Кроме того, под влиянием нейроэндокринных изменений у больных детей могут возникать асинхронии.

Педагог-дефектолог должен хорошо знать возрастные особенности детей и учитывать их в своей повседневной работе. Вместе с врачом ему необходимо принимать меры предупреждения тех нежелательных явлений, которые иногда возникают во время критических периодов развития.

Есть основание полагать, что к 18-20 годам формирование нервной системы завершается.

Сложность и многоэтапность становления нервно-психических функций в онтогенезе нарушаются при различных заболеваниях нервной системы и проявляются в форме задержки темпа ее развития, выпадение функций анализаторов.

II . Патология нервной системы

Таким образом, при анализе нарушений нервно-психического развития следует учитывать не только особенности состояния нервной системы ребенка, но и то окружение, в котором он растет и развивается.

Как уже говорилось выше, в центральной и периферической нервной системе, как и в других отделах организма, могут возникать разнообразные патологические процессы. Среди них различают воспалительные, обусловленные, как правило, бактериями или вирусами. Обширную группу инфекционных поражений нервной системы объединяют под названием нейроинфекций. Различают первичные нейроинфекции, при которых возбудитель проникает в нервную ткань непосредственно (первоначально), и вторичные, для которых характерен занос в нервную ткань возбудителя из уже имеющихся в организме инфекционных очагов. Пример первичной нейроинфекции – эпидемический гнойный менингит, вторичной – осложнения при кори, оспе, гриппе, воспалении легких и т. д.

Следующая группа патологических процессов – это наследственно-дегенеративные поражения нервной системы. Для них типичны разнообразные наследственно обусловленные нарушения обмена веществ, приводящие к нарушению нормального функционирования нервной системы в целом или ее отдельных образований.

Следующий раздел патологии – нарушения внутриутробного развития нервной системы (дизэмбриогенез). Эти нарушения вызываются разнообразными вредоносными воздействиями на плод во время беременности.

В следующую группу входят травматические повреждения нервной системы. Сюда относят сотрясения мозга, ущемления или разрывы отдельных нервных стволов, а также родовые травмы, при которой наряду с механическим повреждением наблюдается нарушение мозгового кровообращения и кислородное голодание плода. Кроме того, родовая травма часто наслаивается на дизэмбриогенез.

Другая группа заболеваний – интоксикации, т.е. отравление нервной системы. Обычно от интоксикаций страдает весь организм. Сюда относят алкоголь, также отравление солями свинца, ртути. Из лекарственных средств токсическое воздействие на нервную систему оказывает стрептомицин в высоких дозах.

Опухоли нервной системы встречаются относительно редко.

Педагогу-дефектологу чаще всего приходится иметь дело с врожденными аномалиями развития головного мозга, органов слуха, речи, последствиями родовых и бытовых травм, нейроинфекций, некоторыми медленно прогрессирующими дегенерациями. При всех этих вариантах патологии в нервной системе можно обнаружить очаги поражения (поломка или недоразвитие). В таких случаях принято говорить о наличии органического поражения – врожденного или приобретенного характера. Наряду с органическим поражением могут встречаться нарушения функций тех или иных отделов нервной системы.

Приведем примеры функциональных нарушений при поражении центральной нервной системы.

Расстройства двигательных функций. Здесь отметим детские церебральные параличи, парезы, гиперкинезии, нарушения координации (атаксия).

Дети, утратившие слух или зрение, а также страдающие недоразвитием интеллекта, в большинстве случаев характеризуются своеобразием моторной сферы.

Расстройства зрительных функций. Здесь отметим полную слепоту, слабовидение, слепота на один глаз (амавроз), выпадение половины зрения (гемианопсия), алексия (расстройство чтения), потеря цветоощущения.

Тяжелые расстройства зрения всегда вызывают изменения общей нервной деятельности.

Расстройства слуховых функций. Глухота (врожденная и приобретенная, периферическая и центральная), тугоухость, слуховая агнозия.

Глухие дети в полной мере обладают качествами, свойственными детскому возрасту вообще. Однако отсутствие речи создает ряд специфических особенностей в их психике в смысле особых форм взаимодействия с внешней средой, общения со слышащими. Тугоухость оказывает отрицательное влияние на речь ребенка и на его психику. Степень этого влияния зависит от типа нервной системы, уровня интеллектуального развития и от условий жизни.

Расстройства речи. При поражении различных отделов нервной системы, участвующих в формировании речевого акта, возникают разные формы патологии речи. Афазия (распад сформированной речи), подразделяется на экспрессивную и импрессивную, алалия (несформированность речи с раннего детского возраста), моторная и сенсорная, связаны с поражением коры головного мозга. Дизартрия (нарушение артикуляции, фонации, дыхания и др.), – результат поражения различных уровней двигательного анализатора и связанных с ним систем координации. Заикание (неврозоподобное и невротическое)– сложное функциональное расстройство нервной системы, тахилалия, брадилалия, спотыкание. Расстройства письменной речи (дислексия, дисграфия: акустическая, оптическая, моторная).

Специфические нарушения у детей возникают в связи с нарушением взаимосвязи анализаторных систем.

Расстройства чтения и письма возможны у детей, страдающих различными формами патологии речи.


III. Клинические проявления инфекционных болезней нервной системы

Инфекционные заболевания нервной системы встречаются довольно часто. Они вызываются бактериями, вирусами, грибками, простейшими. Неврологические нарушения могут развиваться в результате непосредственного проникновения возбудителя в нервную систему (нейроинфекции). Иногда они развиваются на фоне других заболеваний. Избирательность поражения мозга при нейроинфекциях обусловлена так называемым нейротропизмом инфекционно-токсических агентов. Термин «нейротропизм» обозначает сродство инфекционного возбудителя к нервной клетке. В развитии инфекционных болезней нервной системы кроме тропизма вируса важную роль играют изменения проницаемости стенки сосудов, состояние оболочек головного и спинного мозга, особенности имунно-биологических защитных свойств организма. Благодаря защитным мерам организма поражения нейронов часто оказываются обратимыми.

Развитию инфекционного процесса в нервной системе, как правило, предшествует пребывание инфекционного агента в крови. В этот период увеличивается проницаемость сосудов мозгового барьера. В результате нарушается циркуляция крови и спинномозговой жидкости, происходят изменения обмена веществ в мозговой ткани, и развивается отек мозга. С развитием отека мозга связано появление общемозговых симптомов, которые преобладают в начале заболевания и нередко опережают возникновение очаговых симптомов нарушения мозга (рвота, судорожные припадки, потеря сознания).

Течение инфекционных заболеваний нервной системы различно. Иногда оно молниеносно и приводит к смертельному исходу в первые часы или сутки болезни. В большинстве случаев в течении инфекционных заболеваний нервной системы выделяют острый период, период восстановления нарушенных функций и резидуальный период болезни, т.е. период последствий. Иногда заболевание может приобрести затяжное, хроническое течение даже спустя значительный срок после действия возбудителя. Прогрессирование нейроинфекционного процесса связано с имуннологическими сдвигами в нервной системе, развившимися в острой стадии болезни. Эти сдвиги связаны с явлениями аллергии. Истинное прогрессирование нейроинфекционного процесса следует отличать от «псевдопрогрессирования». Ложное впечатление прогрессирования может наблюдаться в резидуальной стадии болезни у детей. Оно обусловлено тем, что с возрастом к ребенку предъявляются все большие требования, неполноценная нервная система не может их функционально обеспечить.

Инфекционные заболевания нервной системы часто приводят к стойким нарушениям слуха, зрения, речи, интеллекта.

Коррекция этих нарушений требует совместных усилий врачей и педагогов.

Перейдем к описанию отдельных форм заболеваний.

3.1 Менингиты

Менингит – воспаление мозговых оболочек мозга. Заболевание вызывается бактериальными формами, но чаще всего группой кокков (менингококки, стрептококки, пневмококки). Одной из наиболее часто встречающихся форм менингита является цереброспинальный менингит, вызываемый особой группой менингококков. Заболевание это чаще всего распространяется в виде эпидемических вспышек в зимнее и весеннее время.

Резервуаром и источником менингококковой инфекции является зараженный человек. Во внешней среде под воздействием солнечного света, температуры возбудители заболевания (менингококки) быстро погибают. На слизистой оболочке носа здоровых детей они могут находиться довольно длительное время, и этим обуславливается так называемое бациллоносительство.

Заражение может распространяться при попадании носовой слизи бациллоносителей на кожу или слизистые оболочки других детей, находящихся в контакте (во время игры, при поцелуях, через общее полотенце, носовой платок и другие предметы, которыми пользовался бациллоноситель).

Различают первичные и вторичные менингиты. При первичном менингите воспалению мозговых оболочек не предшествуют заболевания каких-либо других органов. Вторичные менингиты возникают как осложнение других заболеваний (воспаление полости среднего уха, паротит, туберкулез, черепно-мозговые травмы, гнойные процессы в области лица и головы). По клиническому течению менингиты подразделяются на молниеносные, острые, подострые и хронические. Течение менингита зависит от характера возбудителя, реактивности организма, возраста больного.

Острая картина болезни довольно характерна. Обычно заболевание начинается с высокой температуры, сопровождается рвотой, сыпью на коже, сильными приступами головной боли, иногда бессознательным состоянием. Характерными признаками болезни являются позы больного: откинутая назад голова из-за патологического напряжения мышц (ригидность затылка), подогнутые к животу, полусогнутые в коленных суставах ноги (симптом Кернига), повышенная кожная чувствительность (гиперестезия), светобоязнь. Наиболее постоянный и обязательный признак менингита – воспалительные изменения в цереброспинальной жидкости (увеличение числа клеток и умеренно выраженное повышение содержания белка). Этот признак позволяет диагностировать менингит даже в отсутствии выраженных менингеальных симптомов, как это часто бывает у маленьких детей.

В зависимости от характера воспалительного процесса и изменений цереброспинальной жидкости менингиты делят на гнойные и серозные.

Гнойные менингиты вызываются главным образом бактериями. Течение гнойных менингитов и характер последствий во многом зависит от своевременности и характера проводимого лечения. При рано начатой и рациональной терапии состояние больного значительно улучшается на 3-4 день болезни; полная нормализация наступает к 8-15 дню. В этих случаях у детей могут наблюдаться негрубые остаточные явления. При позднем диагнозе и неправильно проводимой терапии возможно затяжное течение гнойного менингита, приводящее к грубым нарушениям в строении мозговых оболочек и другим осложнениям. Примерно у 20% детей, перенесших гнойный менингит, отмечаются признаки очагового поражения нервной системы: эпилептиформные судороги, сходящееся и расходящееся косоглазие, парезы лицевого нерва, глухота, вегетативно-обменные расстройства, двигательные нарушения, задержка психического развития.

Серозные менингиты вызываются главным образом вирусами. Патоморфологические изменения при них менее грубы, чем при гнойных менингитах. Серозные менингиты, как правило не оставляют после себя выраженных последствий. Некоторое время могут наблюдаться головная боль, повышенная утомляемость, эмоциональная лабильность и другие. Лечение менингитов в остром периоде следует начинать как можно раньше и проводить в стационаре под наблюдением медицинского персонала. При всех формах менингита назначают антибактериальную терапию, наряду с этим применяют средства, уменьшающие отек мозга и снижающие внутричерепное давление, нормализующие кровообращение, жаропонижающие и т.д.

Перенесший менингит ребенок нуждается в щадящее-оздоровительном режиме, здоровом сне, пребывании на свежем воздухе, полноценном питании. Занятия ребенка не должны быть однообразными в течение длительного времени. Необходимо чередовать умственную и физическую деятельность. Ребенку надо чаще давать витамины, а также средства, улучшающие обмен веществ в мозговой ткани и усиливающие снабжение мозга кислородом.

3.2 Энцефалиты

Энцефалит – воспаление головного мозга. Под таким названием объединяют группу заболеваний, вызываемых различными возбудителями. В развитии этих заболеваний важную роль играет изменение иммунологической реактивности организма.

Энцефалиты подразделяют на первичные и вторичные.

Первичные энцефалиты вызываются нейротропными вирусами, которые проникают непосредственно в клетки нервной системы и разрушают их. К этим энцефалитам относят эпидемический, клещевой, комариный и кроме того энцефалиты, вызванные полиомиелитоподобными вирусами, вирусом простого герпеса. Однако не всегда можно выявить вызвавший энцефалит вирус. Эта форма патологии наиболее часто встречается у детей раннего возраста.

Вторичные энцефалиты, как правили, являются осложнением таких инфекционных заболеваний, как корь, ветряная оспа, токсоплазмоз. Реже вторичные энцефалиты развиваются после профилактических прививок.

Энцефалиты – тяжелые заболевания и наряду с менингитами составляют основную группу инфекционных болезней нервной системы. Болеют энцефалитом люди разного возраста.

К общемозговым симптомам относят головную боль, головокружение, рвоту, судороги, нарушение сознания – от его легкого затемнения до глубокой комы. Коматозное состояние характеризуется тяжелым расстройством функций мозга: больной без сознания, не реагирует на окружающее, регуляция жизненно важных функций (дыхание, кровообращение) нарушена, реакция зрачков на свет очень вялая или отсутствует, сухожильные рефлексы угнетены. В некоторых случаях наблюдаются психомоторное возбуждение, бред, галлюцинации.

Эпидемический энцефалит. Заболевание эпидемическим энцефалитом связано с проникновением в организм особого нейровируса, поражающего центральную нервную систему. Заболевание носит характер эпидемии и чаще бывает зимой.

Клинически это выражается в повышенной сонливости или бессоннице, сходящемся или расходящемся косоглазии, двоении в глазах, разницей между зрачками. Вегетативные нарушения характеризуются расстройствами частоты и ритма дыхания, колебаниями артериального давления, стойким повышением температуры, повышенной сальностью лица, несахарным мочеизнурением, жаждой и другими симптомами.

Течение этой болезни может осложняться нарушениями отдельных функций в области двигательной сферы, речи, психики, которые и формируют сложный симптомокомплекс так называемых остаточных явлений. Характер этих последствий после эпидемического энцефалита в значительной степени зависит от того, какие области мозга были поражены болезненным процессом более интенсивно.

В зависимости от преобладания в клинической картине тех или иных очаговых симптомов поражения головного мозга различают следующие формы энцефалитов: корковую, подкорковую, мезодиэнцефальную, стволовую, стволово-спинальную и другие. Поражение вещества головного мозга может сопровождаться воспалительными изменениями в оболочках. В этих случаях заболевание рассматривается как менингоэнцефалит.

Диагноз энцефалита ставят в случае острого развития заболевания, а также на основании данных неврологического обследования.

В течение энцефалитов различают несколько стадий: острую, восстановления и резидуальную, т.е. период стойких последствий. Длительность острой и восстановительной стадий, тяжесть энцефалитов во многом зависят от патогенных свойств возбудителя, защитных сил организма и возраста больного. Продолжительность острого периода весьма вариабильна: от10 – 15 дней до нескольких месяцев.

Степень выраженности патологических изменений в области эмоционально-волевой сферы и характера последствий эпидемического энцефалита может быть различна. Иногда эти нарушения могут быть тяжелыми, что отражается на учебной деятельности ребенка, - резкая неуспеваемость, срывы дисциплины, частые конфликты в школе и семье. Правильно организованные педагогические и лечебные мероприятия могут значительно сглаживать указанные последствия болезни. Изменения интеллекта после эпидемического энцефалита очень своеобразны и только в раннем возрасте характеризуются значительными расстройствами, фактически сближаясь с олигофренией. В более позднем возрасте чаще наблюдается картина своеобразной психической астении, выражающейся только в быстрой истощаемости, ослаблении способности к интеллектуальному напряжению и памяти. Грубых расстройств интеллекта может и не быть.

В последние годы, выраженные случаи эпидемического энцефалита встречаются редко, чаще они имеют стертые формы, характеризующиеся какими-либо отдельными симптомами, свойственными этой болезни (вестибулярная форма, сенсорная форма).

Лечебные мероприятия при менингитах и энцефалитах разнообразны. Обычно применяют антибиотики, уротропин, сульфамидные препараты, сыворотки. В резидуальной стадии – физиотерапию, лечебную гимнастику, логотерапию. В контакте с невропатологом педагог-дефектолог разрабатывает индивидуальную программу учебно-воспитательных мероприятий. При этом учитывают характер поражения, возможность компенсации за счет использования сохранных функций и подключения относительно здоровых функциональных систем.

3.3 Полиомиелит

Полиомиелит – острое инфекционное заболевание нервной системы. Раньше считали, что это острое инфекционное заболевание центральной нервной системы, преимущественно серого вещества спинного мозга, свойственно главным образом детскому возрасту. В настоящее время доказано, что заболевание вызывается фильтрующимся вирусом. Полиомиелит относят теперь к общим инфекциям, поскольку наблюдаются формы заболевания без поражения нервной системы.

Источником инфекции является больной или вирусоноситель, которые выделяют вирус со слюной, калом, мочой. Заражение происходит через пищу или воздушно-капельным путем. Попадая в организм человека, вирус размножается в кишечнике и носоглотке, откуда с током крови разносится по всему организму. Циркуляция вируса в крови сопровождается общеинфекционными симптомами: повышение температуры тела, кашель, насморк, боли в глотке, рвота, боли в животе, жидкий стул или запор. При достаточной иммунной реактивности больного через 3-7 дней наступает полное выздоровление. Эта форма полиомиелита называется абортивной (стертой). Диагностировать ее очень сложно.

В других случаях (спустя 2-5 дней) на фоне относительного улучшения состояния поражается нервная система, что проявляется вторым подъемом температуры тела.

В зависимости от преимущественной локализации патологического процесса, которая определяется избирательной особенностью вируса к нервной ткани, силой вируса и реактивностью организма, различают несколько клинических форм поражений нервной системы.

Менингеальная форма. Характеризуется клиническими проявлениями серозного менингита. Течение этой формы полиомиелита доброкачественное и относится к непаралитическим вариантам болезни.

Паралитическая форма. Протекает наиболее тяжело. Параличи обычно развиваются на высоте второй волны подъема температуры тела. Они могут возникнуть внезапно. Иногда интенсивность параличей нарастает в течение 2-3 дней.

В зависимости от преимущественной локализации поражения различают спинальную, мостовую, бульбарную и энцефалитическую формы полиомиелита.

Спинальная форма. Встречается чаще других. Характеризуется вялыми парезами и параличами ног, рук, дыхательной мускулатуры. Иногда наблюдаются расстройства мочеиспускания и дефекация. Особую опасность для жизни представляют поражения шейно-грудного отдела спинного мозга, при которых отмечаются дыхательные расстройства вследствие паралича диафрагмы и межреберных мышц.

Мостовая форма. Характеризуется внезапным развитием паралича мышц лица вследствие изолированного одностороннего или двустороннего поражения ядер лицевого нерва. При этом у больного наблюдается асимметрия лица. Больной не может вытянуть губы вперед, надуть щеки. У него плохо закрывается глаз. Пища выливается из угла рта.

Течение этой формы полиомиелита доброкачественное.

Бульбарная форма. Характеризуется расстройством жизненно важных функций вследствие поражения ядер продолговатого мозга и развития бульбарного синдрома. При этом голос становится гнусавым, наблюдается поперхивание при глотании. Жидкая пища попадает в носоглотку и выливается через нос. Дыхательные расстройства сопровождаются обильным слюнотечением и выделением бронхиальной слизи. Отмечаются расстройства сердечной деятельности и терморегуляции.

При данной форме полиомиелита смертность наиболее высока.

Энцефалитическая форма. Проявляется симптомами очагового поражения головного мозга. На фоне вялости, сонливости или возбуждения развиваются центральные парезы, локальные судорожные припадки, непроизвольные движения. Паралитическая стадия болезни длится от нескольких дней до двух недель и без четкой границы переходит в восстановительную стадию. Восстановительная стадия длится 1-2 года. В первую очередь и более полно восстанавливаются те мышцы, которые пострадали последними.

Резидуальная стадия характеризуется стойкими параличами отдельных групп мышц, вторичными деформациями туловища и суставов.

Для «современного» полиомиелита характерно стертое клиническое течение.

Дети, перенесшие тяжелые формы паралитического полиомиелита, обычно учатся по программе массовой школы, поскольку у них интеллектуальные функции сохранены. Обучение таких детей осуществляют в специальных школах, интернатах и санаториях для больных с нарушением опорно-двигательного аппарата. Здесь наряду с обучением проводят и лечебные мероприятия.

Задача педагога состоит в том, чтобы сформировать у детей веру в собственные силы. Воспитание воли больного ребенка должно проходит красной нитью через весь учебно-воспитательный процесс. Положительное значение имеет организация встреч с людьми, которые, несмотря на физический дефект, стали полноценными членами общества.

Весь уклад жизни детей, перенесших полиомиелит, должен быть в наибольшей степени приближен к образу жизни их здоровых сверстников. Это – одно из обязательных условий их социальной адаптации.

3.4 Невриты. Полиневриты

Различают несколько форм невритов.

Неврит лицевого нерва. Причины возникновения лицевого нерва различны. Это и переохлаждение, но чаще имеет место инфекционная этиология (кариесный зуб, гнойные процессы в ухе). Неврит может быть результатом осложнения после гриппа, эпидемического паротита, дифтерии. Обычно заболевание развивается остро. Признаком заболевания является чувство онемения и резкое уменьшение или полная неподвижность мышц в одной половине лица. Возможны сильные боли. Иногда наблюдаются небольшие расстройства вкуса, слюнотечение и т.п. Течение болезни может продолжаться в легких случаях 2-3 недели, а иногда задерживается на несколько месяцев, особенно если не проводится лечение. Встречаются такие формы неврита, которые принимают хронический характер. Это ведет к обезображиванию лица больного и может вызывать, особенно у подростков, ряд тяжелых переживаний.

Неврит тройничного нерва. Заболевание возникает в результате воздействия инфекции (грипп, малярия).Основные симптомы заболевания – приступообразно наступающие жгучие боли, чаще локализующиеся в местах выхода нерва. Приступы крайне мучительны. Дети этому заболеванию подвержены редко.

Неврит седалищного нерва. Заболевание у взрослых имеет много форм и обусловливается различными причинами. В детском возрасте чаще возникает под влиянием простуды – сидение на холодных камнях, скамье, охлаждение ног, купание в холодной воде, что может служить предрасполагающей причиной для развития инфекционного неврита.

Заболевание выражается в появлении болей. Локализация болей может быть разнообразной. Имеют место отечность кожи, покраснение, иногда сухость кожи. Очень характерным признаком при выраженных формах болезни является так называемый «симптом посадки». При затянувшихся формах неврита может быть утрата коленных и ахилловых рефлексов и развитие атрофии, снижение чувствительности. В случаях длительного заболевания дети вынуждены надолго отрываться от школы.

Неврит плечевого сплетения. Причины разнообразны – инфекционные, токсические, травматические.

Картина острого плечевого неврита выражается в резких болевых ощущениях в области шейно-плечевых мышц, ограничение объема движений в плечевом и локтевом суставах и ослабление мышечной силы.

Прогноз в большинстве случаев благоприятный, но имеются формы с затяжным течением, которые сопровождаются парезами и атрофией мышц.

Множественные невриты (полиневриты).

Под полиневритами понимается множественное поражение периферических нервов и их корешков. Причины полиневритов разнообразны. Наиболее часты полиневриты инфекционно-токсического происхождения. При этой форме заболевание обусловлено непосредственным воздействием нейровирусов или является осложнением некоторых общих инфекций (гриппа, тифа, дифтерии).

Начало заболевания инфекционным полиневритом характеризуется в большинстве случаев высокой температурой, головной болью, общей слабостью и наличием выраженных болевых ощущений кожи по ходу крупных нервных стволов, онемением в области стоп и кистей, особыми ощущениями типа ползания мурашек, покалыванием. Заболевание продолжается 2-4 месяца. Исход заболевания чаще благоприятный.

Последующие наблюдения за детьми, перенесшими полиневрит, указывают, что у некоторых их них надолго остаются заметные изменения характера и эмоционально-волевой сферы по типу астенических реакций.

Дифтерийная форма полиневрита особенно свойственна детскому возрасту. Обычно поражение нервной системы развивается в начале или в исходной стадии дифтерии. Одним из наиболее типичных осложнений является развитие пареза или паралича мягкого неба.

Лечение медикаментозное, физиотерапевтическое, применяется лечебная физкультура.

3.5 Лейкоэнцефалиты

Это варианты воспалительных поражений головного мозга, при которых страдают преимущественно проводящие пути, т.е. белое вещество мозга. Предполагают, что лейкоэнцефалиты имеют инфекционно-аллергическую природу. Возможно, в их возникновении играют роль вирусы кори, бешенства, опоясывающего лишая. Возбудители попадают в нервную систему и вызывают аллергическую реакцию, приводящую к распаду белого вещества.

Симптомы болезни возникают исподволь и неуклонно прогрессируют. Самыми ранними клиническими проявлениями являются психические нарушения. Постепенно развиваются расстройства личности, прогрессирует снижение слуха, зрения. Постоянный симптом лейкоэнцефалитов – судороги. Поздней стадии больные обездвижены.

Заболевание продолжается от нескольких месяцев до 2 лет и заканчивается смертью.

Лечение направлено на поддержание иммунитета, а также снижение клинических проявлений.

3.6 Хорея

Это заболевание нервной системы (головного мозга), вызываемое ревматической инфекцией. Заболевание чаще происходит в сырое и дождливое время. Обычно ему предшествует перенесение ангины, полиартрита, иногда гриппа. Начало подострое. Происходят заметные изменения в характере детей, постепенно развиваются гиперкинезы. Ему сопутствуют изменения со стороны сердечно-сосудистой системы (пороки сердца).

В большинстве случаев хорея протекает относительно благополучно и заканчивается полным выздоровлением. Исключение составляют редкие формы, при которых наблюдаются стойкие осложнения сердечной деятельности. Отдаленным последствием хореи может быть заикание.

Педагогам, которые нередко могут первыми заметить своеобразные изменения в поведении своего ученика, необходимо рекомендовать срочное направление таких детей на врачебную консультацию.

3.7 Сифилис нервной системы

Заболевание сифилисом связано с размножением в организме бледной спирохеты. Входными воротами для инфекции при приобретенном сифилисе служат кожа и слизистые оболочки при наличии хотя бы незначительных нарушений целости покровов. Заражение может осуществляться как половым путем, так и внеполовым: через полотенце, поцелуи, общую посуду.

Сифилис проходит в организме ряд стадий, что связано с постепенным распространением инфекции в различных тканях и органах тела: кожный сифилис, сифилис внутренних органов, сифилис нервной системы. В детской практике чаще приходится иметь дело с врожденным сифилисом.

Такие дети отличаются общим физическим недоразвитием, инфантилизмом, иногда неправильной формой черепа, седловидным носом. Со стороны нервной системы отмечаются отдельные поражения некоторых черепно-мозговых нервов, понижение сухожильных рефлексов, в ряде случаев у детей плохо выражена моторика, недостаточна координация движений. Нередко страдает интеллект, резко нарушены эмоционально-волевая сфера и характер. Такие дети характеризуются резко неустойчивым настроением, склонностью к аффектам, агрессивным выходкам, у них резко выражены влечения – пищевые, сексуальные. По своему поведению такие дети приближаются к эпилептоидным психопатам.

Сифилис излечим при условии своевременного и систематического лечения. Для лечения употребляются препараты антибиотиков, мышьяка, йода. Большое значение имеет лечебная физкультура, а также целый ряд лечебно-педагогических мероприятий, укрепляющих организм ребенка.

3.8 Туберкулезные поражения нервной системы

Туберкулезные поражения нервной системы обычно наблюдаются в результате заноса туберкулезных палочек током крови из уже имеющегося очага туберкулезной инфекции (легких, лимфатических желез). При попадании туберкулезных бацилл в мягкие мозговые оболочки развивается туберкулезный менингит. Продолжительность заболевания 25-30 дней, иногда затягивается до 2-3 месяцев. Течение болезни всегда вялое, иногда без температурной реакции. В прошлом исход туберкулезного менингита всегда был летальным. В современных условиях смертность от туберкулезного менингита резко уменьшилась благодаря применению антибиотиков в лечении. В картине остаточных явлений после туберкулезного менингита отмечаются параличи и парезы скелетной мускулатуры, невриты отдельных черепно-мозговых нервов, нарушение характера и эмоционально-волевой сферы, в отдельных случаях снижение интеллекта.

Поражение нервной системы при туберкулезном спондилите. Чаще развивается у детей, уже страдающих туберкулезом лимфатических желез, суставов, легких. Туберкулезный процесс, разрушая костную ткань позвонков, вызывает ее разжижение и рассасывание, в связи с чем позвонки теряют свою обычную форму и в результате давления тяжести тела претерпевают различные деформации. Это приводит к искривлению самого позвоночника, что обусловливает появление горба (кифоз).

Заболевание длится от1 до 2-3 лет и больше. Исходом туберкулезного спондилита может быть полное выздоровление, иногда остаются отдельные дефекты, как со стороны позвоночника, так и со стороны нервной системы (парапарезы). Проведение уроков для детей с туберкулезным спондилитом происходит в палате больницы и требует особых знаний и внимания со стороны педагога.

3.9 Арахноидиты

Арахноидит – воспаление паутинной оболочки головного или спинного мозга. Иногда в патологический процесс вовлекаются и мягкие мозговые оболочки. Воспалительный процесс носит негнойный характер. Арахноидиты возникают как осложнения инфекционных заболеваний: кори, скарлатины, эпидемического паротита, отита, воспаления околоносовых пазух. Встречается также первичный вирусный арахноидит.

Симптомы заболевания появляются остро или нарастает постепенно. При остром начале заболевание напоминает менингит. При подостром больные жалуются на головную боль, головокружение, тошноту. Арахноидит диагностируется на основании инфекционного начала заболевания, периодических обострений, связанных с различными инфекционными процессами, симптомов повышения внутричерепного давления и данных дополнительных исследований. Лечение арахноидитов включает применение противовоспалительной и рассасывающей терапии, средств, снижающих внутричерепное давление, физиотерапии. При стойких нарушениях слуха и зрения больные нуждаются в специальных медико-педагогических воздействиях.

Медико-педагогическая коррекция зависит от локализации дефекта. В стадии обострения и после нее у больных наблюдается астенический синдром, в связи с чем необходимо уменьшить школьные нагрузки. Кроме того, надо предоставить больному больше отдыхать и бывать на свежем воздухе.


IV . Роль педагога-дефектолога восстановительном лечении детей с поражениями нервной системы

Работающие в специальных учреждениях врачи и педагоги-дефектологи выполняют сложные и ответственные задачи. Успех лечебно-воспитательных мероприятий во многом зависит от отношения их к больному ребенку. В связи с этим работа медицинского и педагогического персонала в детских лечебно-профилактических учреждениях должна основываться на строгом соблюдении принципов деонтологии. Термин «деонтология» происходит от греческого слова «деон» - должный. «Должное» - это то, как должен врач, педагог и другой персонал строить свои взаимоотношения с больным, его родственниками и своими коллегами по работе.

Принципы профессиональной этики провозглашались и поддерживались лучшими врачами прошлого. Исключительно бережно следует относиться к больному с отклонениями в нервно-психической сфере. Окружающие таких больных людей врачи, педагоги-дефектологи должны строить свою работу в соответствии с высокими нравственными принципами.

Больному ребенку в семье требуется большое внимание со стороны родителей и других близких родственников. Проблема больные дети-родитель довольно сложна. Ее следует решать с учетом культурного, духовного, материального состояния семьи и, конечно, в содружестве с врачом-невропатологом, психоневрологом и педагогом-дефектологом.

Педагоги-дефектологи, работающие в детских лечебно-профилактических и специализированных учреждениях, должны проявлять исключительную заботу в уходе за детьми, в профилактике психического травматизма больных в условиях разобщности с родителями и близкими людьми.

Особо важное значение имеет уход за детьми, с неврологическими и психическими заболеваниями, в условиях их оторванности от родителей (в стационаре, санатории, лесной школе, интернате). Необходимо помнить, что дети очень остро реагируют на помещение их в больницу, санаторий и другие учреждения, плачут, капризничают, нередко отказываются от еды. Поэтому к ним нужен особенно чуткий, внимательный, ласковый подход. Недопустимы грубость, окрики, наказания. Медицинский персонал и педагоги должны заменить детям мать. Это трудная и вместе с тем благородная задача. Ребенку важно ощутить любовное к нему отношение: в этом случае он будет расположен к педагогу, врачу, медицинской сестре, няне. Хорошо налаженный контакт значительно повысит эффективность проводимой с ним лечебно-педагогической работы.

Осуществляемые в специальных учреждениях лечебно-педагогические мероприятия строятся с учетом возраста детей.

Работа педагога-дефектолога должна строиться на основе рекомендаций врача-невропатолога или психоневролога с учетом неврологических и психологических особенностей ребенка. В процессе обмена мнениями врач и педагог-дефектолог вырабатывают общую программу педагогических занятий и лечебных мероприятий. Во время совместно проводимого обследования ребенка выявляют его потенциальные возможности. Врач и педагог-дефектолог прогнозируют конечный результат педагогических и лечебных воздействий, совместно определяют тактику лечения и дозировку занятий.

Врач сообщает педагогу-дефектологу, за счет развития каких сохранных функций можно компенсировать отсутствующие или недостаточные функции.

Педагог-дефектолог должен сообщать врачу о тех патологических особенностях ребенка, которые он смог обнаружить во время его обучения и воспитания. Однако не следует возлагать излишней надежды на лекарственные препараты. Не все можно корректировать лекарствами, тем более вылечит или исправить. Лекарства создают фон, на котором работа педагога-дефектолога может оказаться более успешной.

Педагог-дефектолог также должен вести работу с родителями больного, какие лечебные и педагогические мероприятия могут проводить сами родителя дома. Надо убедить родителей, что они и дома должно продолжаться преодоление имеющихся у ребенка нарушений нервно-психической сферы.

Большое значение имеет социально-трудовая реабилитация и реадаптация. Здесь также важную роль играет педагог-дефектолог. Необходимо помнить, что конечной целью врачей и педагога-дефектолога является адаптация больного.

Социальная адаптация, абилитация и реабилитация больного имеют несколько аспектов.

Во-первых, надо довести коррекцию дефекта больного до такого состояния, когда его двигательные, психические или речевые возможности позволяют ему самостоятельно обслуживать себя в школе, семье и другой среде.

Во-вторых, больному необходимо внушить веру в собственные силы, в то, что он может трудиться, быть полезным обществу человеком.

В-третьих, надо настроить больного на выполнение того или иного посильного труда, профессионально ориентировать его, помочь овладеть данной профессией.

В-четвертых, следует осуществить непосредственное трудоустройство больного.

Нельзя оставлять больного в школьном, другом коллективе или в домашних условиях без наблюдения. Надо периодически встречаться с больным, выяснять его нужды, заботы, оказывать посильную помощь советом и делом.


Заключение

Неврологические и психоневрологические нарушения у детей – это следствие раннего органического поражения мозга, возникшего внутриутробно, во время родов, непосредственно после них. Такие патологические состояния требуют постоянного лечения и медико-педагогической коррекции нарушенных функций нервной системы. Однако эти мероприятия могут быть эффективными только при условии соблюдения таких принципов, как непрерывность, поэтапность, комплексность, преемственность.

Вопросы организации медико-педагогической помощи детям с ранними поражениями нервной системы и физическими дефектами находятся в сфере внимания законодательных и исполнительных органов. С ростом благосостояния общества в целом расширяются, улучшаются и совершенствуются специализированные учреждения, а также формы и методы работы в них, увеличиваются размеры материальной помощи детям-инвалидам и их семьям.


Литература:

1. Бадалян Л.О. «Невропатология», Москва, «Академия», 2007.

2. Ляпидевский С.С. «Невропатология», Москва, «Владос», 2000.

3. «Специальная педагогика» под ред. Назаровой Н.М., Москва, «Академия», 2004.

Инфекционные заболевания нервной системы встречаются довольно часто Они вызываются бактериями, вирусами, грибками, простейшими. Неврологические нарушения могут развиваться в результате непосредственного проникновения возбудителя в нервную систему (нейроинфекции). Иногда они развиваются на фоне других заболеваний. Избирательность поражения мозга при нейроинфекциях обусловлена так называемым нейротропизмом инфекционно-токсических агентов. Термин “нейротропизм” обозначает сродство инфекционного возбудителя к нервной клетке. Тропизм вирусов определяется сходством строения рибонуклеиновых кислот вируса и нервной клетки. Это делает возможным проникновение вируса внутрь клетки; такое проникновение приводит к нарушению внутриклеточного обмена или к гибели нейрона. В развитии инфекционных болезней нервной системы кроме тропизма вируса важную роль играют изменения проницаемости стенки сосудов, состояние оболочек головного и спинного мозга, особенности иммунно-биологических защитных свойств организма. Благодаря защитным мерам организма поражения нейронов часто оказываются обратимыми.

Развитию инфекционного процесса в нервной системе, как правило, предшествует пребывание инфекционного агента в крови. В этот период увеличивается проницаемость сосудисто-мозгового барьера. В результате нарушается циркуляция крови и спинномозговой жидкости, происходят изменения обмена веществ в мозговой ткани и развивается отек мозга.

С развитием отека мозга связано появление общемозговых симптомов, которые преобладают в начале развития заболевания и нередко опережают возникновение очаговых симптомов нарушения мозга. К общемозговым симптомам относятся головная боль, головокружение, рвота, судорожные припадки, потеря сознания. При поражении того или иного отдела нервной системы возникают очаговые симптомы.

Течение инфекционных заболеваний нервной системы различно. Иногда оно бывает молниеносным и приводит к смертельному исходу в первые часы или сутки болезни. В большинстве случаев в течении инфекционных заболеваний нервной системы выделяют острый период, период восстановления нарушенных функций и резидуальный период болезни, т.е. период последствий. Иногда заболевание может приобрести затяжное, хроническое течение даже спустя значительный срок после действия возбудителя. Прогрессирование нейроинфекционного процесса связано с иммунологическими сдвигами в нервной системе, развившимися в острой стадии болезни. Эти сдвиги связаны с явлениями аллергии.

Истинное прогрессирование нейроинфекционного процесса следует отличать от “псевдопрогрессирования”. Ложное впечатление прогрессирования может наблюдаться в резидуальной стадии болезни у детей. Оно обусловлено тем, что с возрастом к ребенку предъявляются все большие требования, а неполноценная нервная система не может их функционально обеспечить.

Инфекционные заболевания нервной системы часто приводят к стойким нарушениям слуха, зрения, речи, интеллекта. Коррекция этих нарушений требует совместных усилий врачей и педагогов.

МЕНИНГИТЫ. Менингит - воспаление мозговых оболочек. Причиной заволевания могут быть бактерии, грибы, простейшие, вирусы. Различают первичные и вторичные менингиты. При первичном менингите воспалению мозговых оболочек не предшествуют заболевания каких-либо других органов. Вторичные менингиты возникают как осложнение других заболеваний (воспаление полости среднего уха, гнойные процессы в области лица и головы, черепно-мозговые травмы, туберкулез, эпидемический паротит и др.). По клиническому течению менингиты подразделяются на молниеносные, острые, подострые и хронические. Течение менингита зависит от характера возбудителя, реактивности организма, возраста больного.Основным клиническим проявлением менингита служит менингеальный (оболочечный) синдром, к которому относятся головная боль, рвота, общая гиперестезия, специфическая поза больного и ряд других симптомов.Головная боль обычно имеет разлитой характер и отмечается в любое время суток. Она обусловлена токсическим и механическим (вследствие повышения внутричерепного давления) раздражением рецепторов мозговых оболочек. Головная боль сопровождается рвотой, которая возникает внезапно или на фоне предшествующей тошноты. Рвота не связана с приемом пищи и приносит некоторое облегчение.Наблюдается общая гиперестезия. Больному крайне неприятны прикосновения к коже, зрительные и слуховые воздействия. В основе общей гиперестезии лежит механическое раздражение чувствительных корешков спинальных и черепных нервов переполняющей субарахноидальное пространство цереброспинальной жидкостью.Характерна поза больных менингитом: голова запрокинута назад, туловище выгнуто, живот втянут, руки согнуты, прижаты к груди, ноги подтянуты к животу. Такое положение больного является следствием рефлекторного тонического напряжения мышц. Этот механизм лежит в основе и других менингеальных симптомов. Ригидность мышц затылка выявляется при попытке пригнуть голову больного к груди.Назовем наблюдающиеся при менингите симптомы. Симптом Кернига - невозможность разогнуть в коленном суставе ногу, предварительно согнутую в тазобедренном и коленном суставах.Верхний симптом Брудзинского - непроизвольное сгибание ног в коленных и тазобедренных суставах при приведении головы больного к груди.Нижний симптом Брудзинского - непроизвольное сгибание одной ноги в коленном и тазобедренном суставах при разгибании другой.Симптом подвешивания Лесажа определяется у детей раннего возраста: ребенок, поднятый под мышки, подтягивает ноги к животу и некоторое время держит их в таком положении.

Симптом Бехтерева - гримаса боли на соответствующей половине лица, возникающая при постукивании по скуловой дуге. Симптом посадки - невозможность сидеть в кровати с выпрямленными ногами.

Наиболее постоянный и обязательный признак менингита - воспалительные изменения в цереброспинальной жидкости, характеризующиеся увеличением числа клеток и умеренно выраженным повышением содержания белка (белково-клеточная диссоциация). Изменения цереброспинальной жидкости позволяют диагностировать менингит даже в отсутствие выраженных менингеальных симптомов, как это часто бывает у маленьких детей (клинически бессимптомный, ликвороположительный менингит).

В зависимости от характера воспалительного процесса и изменений цереброспинальной жидкости менингиты делят на гнойные и серозные.

Гнойные менингиты вызываются главным образом бактериями - менингококком, пневмококком, стафилококком, стрептококком, кишечной палочкой, протеем, синегнойной палочкой и др. При гнойных менингитах мозговые оболочки пропитаны серозно-гнойным выпотом, располагающемся на выпуклой поверхности мозга и его основании. Если не проводится лечения, то к 4 -8-му дню гнойный выпот уплотняется, оседает на мозговых оболочках и изеняет их строение. Воспаление может распространяться на оболочки спинномозговых и черепных нервов, внутреннюю оболочку лудочков, вещество и сосуды головного мозга. Патологическиеие изменения в мозговых оболочках при несвоевременном и неправильном лечении могут привести к блокаде ликворных пространств, нарушению продукции обратного всасывания церебро-спинальной жидкости, развитию гидроцефалии. Менингеальный синдром при гнойных менингитах обычно развивается на фоне выраженных признаков интоксикации, т. е. отравлении ядами и другими продуктами жизнедеятельности бактерий. К таким признакам относятся учащение дыхания и сердцебиения, отсутствие аппетита, бледность или сероватый оттенок кожных покровов, цианоз носогубного треугольника, беспокойство или вялость, безучастность больных. При стертых, абортивных формах гнойных менингитов симптомы общей интоксикации могут выступать на первый план. При остром и молниеносном течении вследствие развития отека мозга иногда уже в первые часы заболевания могут отмечаться нарушения сознания и при этом судорожные приступы. Такие приступы иногда перерастают в эпилептический статус - состояние, при котором судорожные приступы следуют один за другим.

Течение гнойных менингитов и характер последствий во многом зависят от своевременности и характера проводимого лечения. При рано начатой и рациональной терапии состояние больных значительно улучшается на 3 - 4-й день болезни; полная нормализация наступает к 8 - 15-му дню. В этих случаях после гнойного менингита у детей могут наблюдаться негрубо выраженные остаточные явления в виде повышенной возбудимости и истощаемости нервной системы, эмоциональной неустойчивости, нарушения концентрации внимания, гидроцефального синдрома. При позднем диагнозе и неправильно проводимой терапии возможно затяжное течение гнойного менингита, приводящее к грубым нарушениям в строении мозговых оболочек, дисциркуляции цереброспинальной жидкости и другим осложнениям. Повышение секреции цереброспинальной жидкости, нарушение ее обратного всасывания, а также нарушения, препятствующие ее нормальному перемещению в желудочковой системе и суб-арахноидальном пространстве, являются причинами развития гидроцефалии. Гидроцефалия наиболее часто наблюдается при менингитах у детей раннего возраста. Примерно у 20 % детей, перенесших гнойный менингит, отмечаются признаки очагового поражения нервной системы: эпилептиформные судороги, сходящееся и расходящееся косоглазие, парезы лицевого нерва, глухота, вегетативно-обменные расстройства, двигательные нарушения, задержка психического развития.

Серозные менингиты вызываются главным образом вирусами. Патоморфологические изменения при них менее грубы, чем при гнойных менингитах. В мозговых оболочках наблюдается серозный воспалительный процесс, основной характеристикой которого являются отек и полнокровие сосудов. В клинической картине серозных менингитов в отличие от гнойных в меньшей степени выражены признаки интоксикации. Ведущими являются симптомы повышения внутричерепного давления: частая рвота, головная боль, возбуждение, беспокойство. Реже наблюдаются вялость, адинамия, заторможенность.

От того, как рано начинают и насколько рационально проводят лечение, зависят исход заболевания и характер остаточных явлений. Перенесший менингит ребенок нуждается в щадяще-оздоровительном режиме, здоровом сне пребывании на свежем воздухе, полноценном питании. Занятия ребенка не должны быть однообразными в течение длительного времени. Необходимо чередовать умственную и физическую деятельность. Ребенку надо давать витамины, а также средства, улучшающие обмен веществ в мозговой ткани и усиливающие снабжение мозга кислородом.

Инфекции центральной нервной системы вызывают серьезные заболевания и требуют немедленного лечения. В связи с особым характером этой системы, симптомы и течение инфекции могут быть различны. Инфекции ЦНС у детей вызывают острые неврологические расстройства, которые могут закончиться серьезными осложнениями и стойкой нетрудоспособностью. В результате заражения развивается воспаление центральной нервной системы.

Причины инфекции центральной нервной системы

Инфицирование ЦНС часто происходит в результате попадания инфекционных агентов через кровь или другие части тела (воспаление дыхательных путей, синусит и воспаление среднего уха). Центральная нервная система может быть заражена бактериями (менингококки, пневмококки), вирусами, грибами или простейшими.

К наиболее часто вызываемым инфекциями ЦНС заболеваниям относятся:

  • острый передний полиомиелит (болезнь Гейне и Медина) – это вирусное заболевание нервной системы. Вирусом можно заразиться ротовым путем. Однако, благодаря вакцинации, он уже практически не встречается. Период инкубации составляет около 3-х недель. Болезнь часто заканчивается смертью или инвалидностью.
  • бактериальный менингит – наиболее часто встречается у новорожденных и грудных детей. Болезнь вызывают, главным образом, бактерии. Заражение чаще всего происходит воздушно-капельным путем из носоглотки. Дефекты развития и травмы костей также могут способствовать этому.

Симптомы заражения центральной нервной системы

Некоторые грибковые инфекции...

Симптомы инфекции могут быть разные, в зависимости от точной причины или возраста больного.

К наиболее распространенным относятся:

  • менингеальные симптомы, возникающие в результате раздражения мозговых оболочек;
  • количественные нарушения сознания: от сонливости до комы;
  • качественные нарушения сознания, т.е. психотический синдром;
  • головные боли;
  • тошнота и рвота;
  • светобоязнь;
  • неврологические симптомы, такие как парез, паралич, эпилептические припадки, нарушения речи (афазия), нарушения памяти.

Появляются также общие симптомы, к которым относятся: , боль в мышцах, ускорение или замедление сердечных сокращений, а также петехии на коже.

Симптомы заболевания у новорожденных мало характерны. Сначала происходит общее ухудшение состояния ребенка, причины которого нельзя объяснить, понижение или повышение активности, нарушение дыхания, лихорадка, снижение температуры, а также нистагм, отклоняющееся положение головы.

У младенцев возникает высокая температура, которая не реагирует на различные лекарственные средства, рвота, гиперестезии, родничок выпирает, быстро пульсирует. Дети более старшего возраста испытывают головную боль, плохое самочувствие, появляется лихорадка, рвота, ригидность затылочных мышц.

Визуальные тесты : компьютерная томография или магнитный резонанс головы.

Инфекции центральной нервной системы требуют стационарного лечения. Применяются жаропонижающие и противовоспалительные препараты, антибиотики, противовирусные, противогрибковые, антипротозойные средства (в зависимости от обнаруженного патогена).

Симптоматическое лечение заключается в предотвращении отека мозга . В некоторых случаях применяется хирургическое лечение (например, при возникновении абсцессов мозга, эмпиемы и т.д.).



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Жена сергея лаврова - министра иностранных дел Жена сергея лаврова - министра иностранных дел Урок-лекция Зарождение квантовой физики Урок-лекция Зарождение квантовой физики Сила равнодушия: как философия стоицизма помогает жить и работать Кто такие стоики в философии Сила равнодушия: как философия стоицизма помогает жить и работать Кто такие стоики в философии