Неврологический осмотр. На что смотрит невролог при осмотре

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Даже у детей первого года жизни может обнаруживаться патология нервной системы, причинами которой являются нарушения в периоде внутриутробного развития плода (инфекции, гипоксия плода) или тяжелое течение родов. Последствиями поражения нервной системы может стать задержка умственного и физического развития ребенка, нарушение речи и др. Наблюдение врача-невролога, таким образом, показано каждому ребенку с определенной периодичностью. В данной статье ответим на возможные вопросы родителей и устраним их беспокойство по поводу того, что же смотрит врач-невролог у детей.

Поражение нервной системы у грудничков встречается достаточно часто. Но заболевания эти могут иметь скрытую форму, поэтому на первом году жизни малыши неоднократно осматриваются невропатологом: при рождении, в 1 мес., в 3, 6, 9 мес. и по достижении года. Иногда врачи назначают и более частое наблюдение за младенцем по индивидуальному графику. Особое внимание уделяется недоношенным деткам.

Осмотр невролога...

0 0

Осмотр детского невролога очень важен для малышей. Диагноз этого врача с замиранием сердца ждут большинство родителей грудничков. Этого специалиста посещают детки в возрасте 1-го, 3-х, 6-ти, 9-ти и 12-ти месяцев.

Не пропускайте осмотры! Это позволит избежать многих проблем.

Прием детского невролога.

Главная задача неврологов - диагностировать и вылечить заболевания нервной системы у вашего малыша. А также оценить функциональные состояния, которые могут проявиться в первые месяцы у малыша и потребовать коррекции. Болезни нервной системы, к сожалению, сегодня довольно часто встречаются у малышей. Они могут быть связаны с тяжелым течением беременности, внутриутробными инфекционными болезнями, осложненными родами, травмами при рождении. Особого контроля за неврологическим статусом требуют те малыши, которые родились раньше срока.

Первичный осмотр детского невролога новорожденных.

Первый осмотр новорожденного неврологом проходит в роддоме, там же...

0 0

Осмотр невролога для грудничка является обязательным в 1, 3, 6, 9, и 12 месяцев жизни. Что смотрит детский невролог на приеме – этот вопрос интересует каждую маму. Осмотры невролога для грудничков обязательны даже если они абсолютно здоровы. Столь частый контроль совсем не безоснователен, неврологический статус младенца меняется каждые три месяца. Именно в эти периоды происходит интенсивный рост малыша и формирование у него определенных навыков, поэтому любые отклонения будут видны.

Перед выпиской из родильного дома малышам проводится нейросонография (или УЗИ головного мозга). Иногда при данном обследовании у малышей находят кисты головного мозга. Причины возникновения кист у малышей еще недостаточно изучены. Предположительно они появляются вследствие гипоксии (кислородного голодания). Если размеры кисты не более 3-4 мм, то к 3 месяцу они рассасываются бесследно. При обнаружении у младенца кисты головного мозга показана нейросонография в динамике.

Заболевания нервной...

0 0

Невролог – это врач, который должен наблюдать за состоянием здоровья вашего ребенка на каждом этапе развития, давать советы о том, как правильно ухаживать за малышом, лечить в том случае, если ребенок заболел. Посещение доктора необходимо почти каждый месяц.

Осмотр обязателен даже в том случае, если младенец абсолютно здоров, тем более, что это может быть не так. Только специалист может выявить отклонения от нормы. Проводится осмотр раз в квартал, так как статус новорождённого меняется почти каждый месяц. Каждый отрезок знаменуется формированием каких-либо навыков, происходит это из-за непрерывного роста и развития организма.

В роддоме

Когда маму и грудничка выписывают из роддома, то малышу делают ультрасонографию головного мозга. Киста головного мозга – частый диагноз у новорождённых. Почему возникает данная патология медицине до конца неизвестно. Если размер опухоли не более 5 мм, то причин для беспокойства нет, и опухоль рассосётся к трем месяцам. Если...

0 0

Неврология представляет собой тот раздел медицины, основные принципы которого сосредоточены в области изучения причин и механизмов, способствующих развитию заболеваний центральной нервной системы и системы нервной периферической. Естественно, что сюда же относится и разработка соответствующих методик лечения этого типа заболеваний. Что касается врача, который лечит болезни данной группы, то им, как вы уже догадались, является невропатолог (или невролог). Следует заметить, что данная дисциплина находится в тесной связи с нейрохирургией, психиатрией и педиатрией.

Что лечит невролог?

Невролог (он же невропатолог) – это врач, получивший высшее медицинское образование, а также прошедший обучение относительно соответствующей специализации по данному направлению (то есть по неврологии). Вникая на более глубоком уровне в рассматриваемую специализацию, а точнее в возможность реализации себя в качестве специалиста...

0 0

Невролог занимается определением признаков заболеваний нервной системы (периферической и центральной), их лечением, профилактикой. Какие болезни лечит невролог? Инсульты (кровоизлияние в мозг, инфаркт мозга), транзиторная ишемия мозга, органические поражения мозга, дистрофические изменения проводящих путей мозга, травмы мозга (лечение осуществляется совместно с травматологами), остеохондроз и корешковые синдромы, болезни периферических нервов (повреждения, воспалительные изменения) – лечение и диагностика всех этих и многих других состояний входит в компетенцию невролога.

Иногда пациентов интересует, чем отличается невролог от невропатолога? Так вот, ничем. Невропатологом (до 1980 года) называли врача, прошедшего специализацию по нервным болезням. Сейчас такой специальности нет, существует только «невролог». Хотя и первый вариант употребляется в печати и в разговорной речи, он постепенно выходит из обихода.

Узнайте, к какому врачу обращаться при головной боли: как...

0 0

Квалифицированный детский невролог должен знать не только функции и динамику формирования нервной системы ребенка с рождения, но и разбираться во всех соприкасающихся медицинских сферах – здоровье матери во время беременности, внутриутробное развитие и процесс родов, генетические патологии, эндокринология, ортопедия, инфекционные заболевания, психология, психиатрия и т. д. При работе с ребенком до года, невролог оценивает состояние ЦНС (центральной нервной системы). Как она развивается и как на нее влияют неблагоприятные факторы. Давайте рассмотрим основные вопросы к детскому неврологу от родителей грудничка и на что обращает внимание врач при осмотре на каждом приеме.

Наследственность, неблагоприятное протекание беременности и родов могут вызвать патологии в развитии плода. Осмотры врача позволяют обнаружить опасные отклонения в работе нервной системы на самых ранних сроках и своевременно их вылечить до наступления необратимых последствий.

Зачем нужен плановый...

0 0

10

Неврологический осмотр пациента - что и как проверяет невролог на обследовании

Неврология представляет собой область медицины, которая исследует нервную систему человека, ее строение и функции в норме и при развитии того или иного неврологического заболевания.

Неврология подразделяется на общую и частную. Общее подразделение основано на изучении функций и строения нервной системы, а также методов диагностики. Частная неврология занимается отдельными заболеваниями нервной системы.

Центральную систему представляет спинной и головной мозг. Периферическая система включает в себя всевозможные структуры, которые соединяют центральную нервную систему и остальные органы и ткани организма человека.

Нервная система отвечает за нормальное функционирование всего организма и реакцию на изменения со стороны внешней и внутренней среды.

Как выносится заключение о диагнозе

Неврологический осмотр с целью постановки диагноза строится на трех диагностических...

0 0

11

В первый год жизни ребенок развивается особенно активно. Поэтому необходим постоянный контроль специалистов. Вовремя выявленные проблемы имеют большой шанс на успешное исправление. 3 месяца - важный возраст. В это время врачи могут делать первые выводы о том, насколько малыш соответствует нормам, нет ли у него каких-либо скрытых заболеваний.

Осмотр у педиатра

Если возникает вопрос, каких специалистов нужно проходить, то первым делом необходимо отправиться к педиатру. Именно он выдаст направления для посещения других врачей и назначит анализы.

Посещать педиатра следует ежемесячно, пока ребенку не исполнится год. После выписки из роддома врач сам приходит на дом, а уже начиная с 1 месяца нужно самостоятельно идти в поликлинику. На каждом осмотре обязательно измеряется рост малыша, его вес и окружность головы. Делают это для того, чтобы видеть развитие грудничка в динамике. Сравнение с другими детьми и таблицами норм не очень показательно. А вот...

0 0

12

Первое посещение невролога всегда волнительно для новоиспечённых родителей, бабушек и дедушек. Понять это довольно просто – зачем кому-то дотошно изучать ребёнка и подвергать сомнению здоровье самой любимой в мире крохи? И, тем не менее, это действительно важно – придётся собраться с силами и доверить карапуза неврологу. Квалифицированное и своевременное медицинское обследование зачастую является залогом хорошего здоровья вашего ребёнка.

Как подготовиться к первому посещению невролога?

Если нет срочной рекомендации педиатра, то первое посещение невролога обычно происходит в месячном возрасте. Также в 1 месяц осмотр ребёнка должны провести травматолог-ортопед и окулист. Желательно хорошенько подготовиться к визиту, чтобы предоставить специалисту как можно больше информации о ребёнке. Будьте готовы рассказать о том, как протекала беременность и сами роды, какую оценку получил новорождённый по шкале Апгар. Возьмите с собой амбулаторную карту малыша и всё, что у него...

0 0

13

Очень часто после рождения или в http://crazymama.ru/razvitie.php, малышу выставляют множество непонятных и пугающих неврологических диагнозов. Кроме того, родителей пугают страшными последствиями этих диагнозов и выписывают большое количество достаточно серьезных препаратов и различные другие методы лечения, довольно часто не такие уж и дешевые. Разобраться в загадочных аббревиатурах диагнозов и немного прояснить ситуацию попробуем в этом материале.

О диагнозах…

Детская неврология – одна из сложнейших отраслей педиатрии – тут еще до сих пор очень много гипердиагностики (постановки множества избыточных диагнозов) и неизученных процессов. Постоянно совершенствуются методы исследования, поэтому с каждым годом происходит постоянный пересмотр подходов к постановке диагноза его лечению. Многие диагнозы, которые выставлялись еще 20 лет назад, сейчас не являются отклонениями или не существуют вовсе. К таким можно отнести и загадочную аббревиатуру ПЭП.

ПЭП или...

0 0

14


Неврологический осмотр

Неврологические заболевания представляют собой порой невероятно сложные сочетания действия различных патологических факторов, разные уровни поражения нервной системы, нарушения как органического, так и функционального плана.

При этом при разной патологии жалобы больного будут схожими. Чаще всего имеют место головные боли, головокружение, слабость, боли в спине, нарушения чувствительности, снижение памяти и т.д. Тогда как уровень поражения нервной системы, а также ведущий патологический фактор остается неизвестными.

Что же делать? Проводить дорогостоящие нейровизуализационные исследования (МРТ, МСКТ)? Использовать другие методики исследования? Но при некоторых заболеваниях никаких изменений можно и не найти, да и начальные стадии заболевания порой сложно обнаружить.

Именно поэтому начало обследования неврологического больного всегда начинают с древнейшего и, пожалуй, наиболее точного метода исследования – неврологического...

0 0

15

Самое первое знакомство новорожденного с врачом происходит сразу же после появления на свет, при осмотре неонатолога. Встречи же с другими специалистами в белых халатах, при отсутствии иных показаний, происходят согласно календарю осмотра. И одним из первых в нем значится невролог (невропатолог).

Детский невролог (или врач-невропатолог) - специалист, который тщательно следит за развитием и созреванием нервной системы малыша. Состояние нервной системы человека - один из главных показателей состояния всего организма. И если с раннего возраста не уделять нервной системе и патологическим проявлениям с ее стороны должного внимания, то это может привести к задержке психомоторного развития малыша, нарушениям его поведения и многим другим «болезням от нервов».

Осмотр врача: когда, зачем и почему?

Каждый ребенок, даже абсолютно здоровый, должен наблюдаться неврологом. Врач вместе с родителями будет следить за соответствием психомоторного развития малыша...

0 0

16

Неврология занимается лечением болезней центральной и периферической нервной системы.

Этот раздел медицины находится в тесной взаимосвязи с психиатрией, нейрохирургией, педиатрией. Лечением болезней этой группы занимается невролог.

Некоторые пациенты думают, что этот специалист лечит психиатрические заболевания. Но на самом деле, деятельность этого врача никак не связана с помощью пациентам с патологическими изменениями психики.

Какие заболевания лечит невролог

Неврологические заболевания разнообразны, они возникают при нарушении работы нервных клеток и связей между ними, воспалениях различного характера в волокнах нервов, спинном и головном мозге.

К неврологу нужно обращаться при следующих состояниях:

Головной и лицевой боли (тиках, треморе, параличе Бэлла, мигрени); болезни Паркинсона; болезни Альцгеймера; эпилептических припадках и судорогах (потери и нарушении сознания); последствиях инсульта; болях в спине (грыжах,...

0 0

Развивается череп от жизни
Во весь лоб — от виска до виска. . .
О. Мандельштам

Вашему малышу скоро исполнится или уже исполнился 1 месяц!

Позади остался один из самых сложных периодов жизни новорожденного. Ведь первый месяц жизни ребенка становится для него первым критическим периодом после рождения: он характеризуется напряженной работой всех органов и систем организма, "ответственных" за адаптацию (приспособление) новорожденного к принципиально новым для него условиям окружающей среды. К концу этого периода все переходные процессы должны завершиться, однако под воздействием неблагоприятных условий внешней среды, при отягощенном течении беременности и родов естественные для новорожденного адаптационные процессы могут принять патологическую направленность и привести к неврологическому заболеванию ребенка.

Именно в это время и необходимо в первый раз посетить невролога — обычно просто для того, чтобы убедиться: у малыша все в порядке; но если это не так — чтобы выявить, "захватить" патологию в самом начале, не дать развиться заболеванию. Для определения уровня развития ребенка и исключения неврологической патологии имеет значение не только оценка сформировавшихся реакций на свет, звук, двигательной и психоэмоциональной активности новорожденного, но и его внешний вид (собственно, именно этой последней теме и будет в основном посвящена моя статья).

Итак, на что прежде всего обратит внимание невролог при осмотре месячного ребенка? На форму и размер его черепа, выражение лица, позу, вид кожных покровов. Почему это так важно? Почему часто наши волнения и переживания связаны с наличием отклонений именно со стороны внешнего вида ребенка, особенно если это изменение формы и размера черепа? Связано это прежде всего с тем, что такие изменения могут оказаться диагностическим признаком серьезных заболеваний — и микроцефалии.

Форма и размер черепа

Отклонение от нормы — возможная патология. . .

Гидроцефалия — это чрезмерное увеличение размеров черепа, родничков, вызванное увеличением количества спинномозговой жидкости в полости черепа. При этом заболевании изменяется и форма черепа — его мозговой отдел значительно преобладает над лицевым, лобная часть резко выступает вперед, в области висков и лба наблюдается выраженная венозная сеть.

Микроцефалия — это уменьшение размеров черепа и раннее закрытие родничков. При врожденной микроцефалии размеры черепа малы с рождения, черепные швы сужены, или закрыты, или небольших размеров. В дальнейшем отмечается замедленный темп прироста окружности головы, так что иногда у ребенка 2-3 лет размеры черепа почти такие же, как и при рождении. При микроцефалии череп имеет специфическую форму: мозговой отдел черепа меньше лицевого, лоб маленький, покатый, линия лба и носа скошена.

Такие состояния, как гидро- и микроцефалия, в дальнейшем приводят к задержке умственного и физического развития и поэтому требуют коррекции с самого раннего возраста!

. . .или повод для дальнейших обследований?

Но всякое ли отклонение от нормы однозначно должно свидетельствовать о патологическом состоянии? Конечно, нет! Клинические наблюдения показывают, что есть множество факторов, которые влияют на форму и размер головы. Конечно, даже небольшое увеличение или уменьшение окружности черепа у новорожденного по сравнению с возрастной нормой можно рассматривать как фактор риска в отношении развития гидроцефалии или микроцефалии, однако не следует впадать в панику, едва обнаружив, что головка ребенка немного больше или меньше нормы: это обстоятельство должно прежде всего стать сигналом к необходимости проведения дополнительных обследований для исключения патологических состояний. Какие же это обследования?

  • Абсолютно безопасным и достоверным методом является нейросонография (ультразвуковое исследование головного мозга через большой родничок). Это исследование поможет не только увидеть изменения структуры головного мозга и признаки повышения внутричерепного давления, но и оценить кровоток по основным сосудам головного мозга.
  • Еще более достоверным методом является ядерно-магнитный резонанс головного мозга (ЯМР), однако данное исследование для малышей осуществляется под общим наркозом, поэтому проводят его только по достаточно веским показаниям.
  • В данном случае также необходимы консультации окулиста и нейрохирурга.

"Домашнее задание" для родителей

Кроме того, прямо с рождения вы можете самостоятельно контролировать прирост окружности головы ребенка, который является одним из основных показателей нормы и патологии. Как это сделать грамотно?

  • Еженедельно измеряйте окружность головы ребенка и фиксируйте полученные цифры в специально заведенной тетради.
  • Сантиметровую ленту при измерении располагайте по наиболее выступающим точкам черепа (лобные и затылочные бугры).
  • Во избежание недоразумений измерение должен проводить один и тот же человек.

Помимо прироста окружности головы, можно контролировать прирост окружности груди, являющийся одним из общих антропометрических показателей развития ребенка. Для этого:

  • еженедельно измеряйте окружность грудной клетки в тот же день, когда измеряете окружность головы;
  • сантиметровую ленту располагайте на уровне линии сосков ребенка.

Для чего нужна такая "самодеятельность"? Проводя эти несложные измерения, вы поможете врачу составить объективную картину развития ребенка, да и сами сможете быть спокойны, исключив возможность развития серьезных заболеваний (в норме ежемесячный прирост окружности головы первые три месяца у доношенного ребенка не должен превышать 2 см в месяц; до года окружность грудной клетки больше окружности головы ребенка приблизительно на 1 см).

Ну, а теперь несколько слов о том, что может и должно быть в норме, а что является патологией. Разговор на эту тему я попыталась облечь в форму ответов на вопросы, чаще всего волнующие молодых родителей.

От чего зависит форма черепа?

В норме при прохождении ребенка по родовым путям происходит наложение костей черепа друг на друга. Особенности течения родового процесса влияют на изменение формы черепа. При осложненном родовом акте может возникнуть резкое нахождение костей черепа друг на друга, и это приведет к его деформации, которая будет сохраняться достаточно длительное время.

Изменение формы черепа может выражаться в сохранении припухлости мягких тканей головы в том месте, которым ребенок продвигался вперед по родовым путям. Припухлость исчезает в течение первых 2-3 суток. (кровоизлияние под надкостницу) также изменяет форму черепа. Она рассасывается медленнее, чем припухлость, и этот процесс требует наблюдения специалистов (невролог, хирург).

Изменение формы черепа связано и с возрастными особенностями. У новорожденного череп вытянут в переднезаднем направлении, а через несколько месяцев увеличится поперечный размер черепа, и форма его изменится.

Некоторое изменение формы и размера черепа может быть и при нормальном развитии у недоношенных детей, или при частом укладывании ребенка на один и тот же бок, или при длительном лежании ребенка на спине.

Как растет голова?

У новорожденного в среднем окружность головы равна 35,5 см (нормальным считается диапазон 33,0-37,5 см). Наиболее интенсивный прирост окружности головы у доношенных детей отмечается в первые 3 месяца — в среднем это 1,5 см за каждый месяц. Затем прирост несколько снижается, и к году окружность головы ребенка в среднем равна 46,6 см (границы нормы 44,9-48,9см).

На сегодняшний день болезни нервной системы у детей относятся к самым распространенным. Часто приходится выявлять те или иные отклонения нервной системы даже среди новорожденных детей. В первую очередь, это связано с патологией в период беременности и родов: гипоксическими, инфекционными процессами, перенесенными плодом внутриутробно, фето-плацентарной недостаточностью (нарушения кровотока в системе «мать-дитя»), групповым и резус-конфликтами крови, стрессовыми факторами, вредными...

Минимальная мозговая дисфункция (ММД) - представляет собой широко распространенную форму нервно-психических нарушений детского возраста, это не поведенческая проблема, не результат плохого воспитания, а медицинский и нейропсихологический диагноз, который может быть поставлен только по результатам специальной диагностики. Внешние проявления заболевания у детей с минимальными мозговыми дисфункциями, на которые обращают внимание педагоги и родители, нередко бывают сходными и обычно...

1 октября начался прием работ на всероссийский конкурс поэтической декламации «Дети читают стихи». Конкурс «Дети читают стихи» стал одним из самых масштабных проектов в рамках Года литературы. Свыше 20 000 детей из разных регионов России, из более чем 700 городов и населенных пунктов, приняли участие в мероприятиях предыдущих сезонов. На этот раз творческая тема – «Мой любимый поэт», дети могут прочитать наизусть стихотворение любимого автора и рассказать о причинах своего выбора. Для участия...

Получила вопросы, тема очень актуальна для моих близких, чтобы не повторяться буду писать здесь. Для начала следует попытаться решить эту проблему с помощью диеты. Больше всего холестерина содержится в субпродуктах (печень, мозги, почки), жирном мясе, яичных желтках, сливочном масле, жирных молочных продуктах. Следует ограничить употребление животных жиров. Узнаете про плохой и хороший холестерин, продукты-помощники. Клетчатка также способствует выведению холестерина. Как не крути, без...

Доктор, куда мы только не ходили, никакого результата. Помогите. Как видите – она легонько подтолкнула ребенка к доктору - он заикается, хотя это ему не мешает болтать без умолку. - Расскажите для начала, в чём дело, может что-то случилось? - Да ничего особенного не было. Вроде говорил всегда нормально, он вообще у нас разговорчивый, дальше некуда. А тут – вот уже месяц – ничего не понимаю. Это ладно сейчас, маленький пока, а в школу – ведь задразнят, да и дальше… Врач осмотрел ребенка...

Моей дочке 1,5 года. У нее происходят рвота на эмоциях. Раньше, в грудничковом возрасте, у нее были срыгивания, я все никак не могла понять в чем дело, долго ее держала в вертик положении.А теперь уже все поняла: сильно радуется она (папа пришел с работы, печеньку даю ей) или плачет, чаще второе, у нее может произойти рвотный рефлекс. Причем я заметила что она намеренно иногда сует ручки в рот.Если бы она умела говорить! Я не знаю что мне делать. Была у невролога, она сказала подождать более...

Обсуждение

У нас это уже 16 лет, Любые эмиоции - положительные или отрицательные, или ожидание чего-то, будь-то праздник, контрольные или похода к доктору, все вызывает рвотный рефлекс, "прорыгается" успокоится, и идем дальше. Случалось и в магазине, и в гостях, и в школе. Злилась, кричала, ругала - только хуже. Перестала обращать вниманение, она сама пытается справиться. Диагноз - синдром Мебиуса, лечить пробовали чем только можно - результата нет. Были на консультации и на Талдомского, и Одессе все что можно было обойти, все в один голос говорят, что с этим нужно научиться жить и с возрастом сама научится сдерживать эмоции. Сейчас ходит к психологу 1 раз в неделю. Но дороговато это у нас. Вам путь к неврологу, обследование, генетика если будет показано, больше общения с детками, что бы отвлекать от привыканий. Грудь - навязчивые движения, скорее всего, Удачи Вам и не паникуйте - это главное.

Почитайте про рефлюкс-эзофагит, по-хорошему стоило бы попасть к гастроэнтерологу. Отказаться от зонда - ваше право.

Процедура оформления инвалидности ребенку происходит в несколько этапов и, как правило, занимает минимум 3 месяца. Наберитесь терпения: для достижения цели вам надо будет сделать, как в той китайской поговорке, 1000 мелких шагов. Кто дает направление на МСЭ? В поликлинике (или психиатрическом диспансере), где наблюдается ребенок, врач соответствующего профиля выдает направление на медико-социальную экспертизу (МСЭ). Ребенка с нарушением слуха направляет ЛОР (отоларинголог), с нарушением...

Поделитесь, пожалуйста, своим опытом, у кого детки возраста 2,8 лет (мы в янв 2011 рождены) уже хорошо разговаривают, т.е. строя предложения и выговаривая шипящие согласные, 2подряд согласные (СЛОН, например), букву Р? И как вам удалось прийти к таким результатам? Или просто хорошая генетика и далось без труда? Моя дочь повторяет простые слова типа ВАГОН, СОВА по просьбе, сама по инициативе - никак. И самое длинное наше предложение пока ДОМ БАБЫ АНИ ТУТ(идем на днях на консультацию к...

Обсуждение

У нас сын 2.4 родился в мае 2011. Начал хорошо говорить в 2 года. Говорит сложные предложения, называет все предметы. Не могу сказать однозначно генетика или занятия. Потому что первый сын тоже быстро заговорил в 1.8, но с обоими мы много играли. Например с младшим много пели и играли на синтезаторе. Вот здесь немного писала об этом - [ссылка-1]

Дочке 2,7. Разговаривает очень бегло и чисто. И начала говорить очень рано, еще до года. До этого старший сын заговорил предложениями в два года и имел неплохой запас словарный, но логопед умудрилась заподозрить у него зрр. Сейчас ему 6,9 и разговаривает отлично, нет никаких проблем. А вот средний сынуля (сейчас ему 4,6) до сих пор говорит не очень отчетливо и заговорил поздно, к трем годам, практически одновременно с младшей сестрой, а у них 2 года разницы! Ходили в периоде с 2 до 3 лет к логопеду, проводили всевозможные тесты и сказали нам, чтобы мы отстали от ребенка, интеллектом он не обделен, мелкая моторика на хорошем уровне, заговорит в свое время. Заговорил, конечно, но еще работать и работать над его речью. Это все я написала к тому, что и правда все детки разные, даже в одной семье. Так что не переживайте, разговориться обязательно! Заниматься при этом с ребенком точно лишним не будет. Пальчиковая гимнастика, различные логопедические упражнения (если получится ребенка заинтересовать). Вы хоть слова говорите, мы вообще молчали и ни на какие занятия не соглашались:)

Лидеры по продажам на нашем российском цветочном рынке сейчас - это, конечно, розы. Этот цветок является любимым нашими российскими мужчинами, статистический букет которого на сегодняшний день состоит из набора бордовых роз с как можно длинным стеблем. Их количество определяется размером возможной потраченной суммы денег. Еще около пяти-шести лет назад розы составляли 75% от всего, что было в ассортимента обычного цветочного магазина. Сегодня данный показатель значительно снизился. Примерно...

Я в шоке... Сходили сегодня к педиатру... Позорище... Сашка прибавил всего 128г от веса при рождении, или 438г от минимального веса. Аринка зе 1-й месяц набрала 1300г, а Костка 1100... Очень надеюсь, что причина тому мои маститы, я же его 2 недели кормила одной грудью, и до сих пор в больной груди молока очень мало. А у груди проводим очень много времени... часами... И писает-какает нормально, по крайней мере сейчас, раньше на самом деле заметно меньше писал. Рост вообще намеряли 54,5 см, а в...

Обсуждение

Они в этом возрасте рассматривают подолгу далекие большие неподвижные предметы. Мой в месяц очень любил шкаф. Уставится на него и лежит смотрит. Так что это нормально)) Если тонус снижен, то и голову и все остальное ребенок будет делать позже. Ничего страшного в этом нет. У. Меня старшая из-за этого все очень поздно делала и вообще физически очень долго была плохо развита -неуклюжая была, зато умственное и псхо-эмоциональное развитие всегда опережало сверстников, да и сейчас по сравнению со многими она очень этим отличается, а физически догнала. Так что не переживайте раньше времени. А насчет глазика я бы показала окулисту на всякий случай.

ну что сказать, я в больнице с Вовкй лежала- у них все весы по разному показывают) А учитывая, что еще и в росте "усох" за месяц, так это 100% чья-то ошибка))

ВСЕ ЕЩЕ 39 НЕДЕЛЬ Ага. Я вернулась обратно:) Не удалось им меня запереть:)Рассказываю: У меня плановое кесарево из-за рубца на матке и дородовая госпитализация по настоянию врача ЖК.Бесплатно. Ну я не стала сопротивляться и в назначенный день, попрощавшись тут с вами, пришла с пакетами в ЖК за нарядом. Предварительно, прошерстив все роддома в округе и выбрав себе 7ой для пребывания, так и заявила: Хочу в седьмой. Врач пошла за нарядом. на котором выяснилось, что в нашем ЮЗАО вообще нет мест в...

Не знаю как ваши дети, а моя дочь просто обожает всё, что можно склеить/заклеить/наклеить/прик-леить. Ей на радость и была куплена книга c наклейками из этого минишопа: [ссылка-1] Точнее, книг было две: для дочки и её друга. Ну что сказать...они отличные! Большой формат, красивые картинки,плотные листы, многоразовые наклейки, много страниц детской радости!:) Обе книги примерно одинаковы: первые страниц 20 -это масса картинок по разнообразным темам(в случае книги с принцессами-это День...

Конференция с Юлией Борисовной Жихаревой, психологом-дефектологом детского клинико-диагностического центра МЕДСИ II 1. Моей дочке 3 годика очень плохо разговаривает. Стоит ли начать водить уже ее к логопеду? Да! Надо прежде всего придти на консультацию к логопеду, который сделает заключение: что и почему? После этого Вы с логопедом обсудите вопрос о необходимости логопедических занятий. 2. Дочке 4,5 года. Постоянно говорит «я сделал»,»я погулял»,короче путает женский и мужской род. У Вашей...

В последние годы значительно возрос процент детей с речевыми нарушениями. К сожалению, к специалисту-логопеду такие дети попадают перед школой, в лучшем случае после пяти лет. Самый значимый для развития ребенка возраст (сензитивный период) упущен. Отсюда масса проблем не только с устной речью, но и с письменной. Эти проблемы особенно ярко проявляются у детей при обучении чтению и письму. А ведь внимательное отношение к ребенку с первых дней его жизни дает возможность мамам, врачам...

Невролог – врач, который занимается выявлением и лечением заболеваний различных отделов нервной системы. В ведении врача невролога находятся следующие отделы нервной системы:

  • Головной мозг;
  • Спинной мозг;
  • Периферические нервы;
  • Вегетативные нервы.

Раньше врача этой специальности называли также невропатологом, но этот термин устарел и уже не используется. Пациент может получить рекомендации по обследованию и лечению на приеме у невролога в поликлинике (амбулаторно). В случае заболевания, требующего специальных обследований и процедур, можно пройти курс лечения в специализированном неврологическом стационаре.Консультация невролога бывает необходима и в экстренных ситуациях, например, в случае инсульта, приступа невралгии или судорог.Врач невролог помогает отличить болезни нервной системы от соматических, имеющих «маску» нервных болезней.

На сегодняшний день врач невролог нередко имеет смежную или более узкую специальность, например, по психиатрии, эпилептологии или остеопатии.

Обследование у невролога

На приеме невролог сначала расспрашивает пациента о жалобах. Чаще всего поводом для консультации невролога становятся головокружения, обмороки и головные боли, боли в спине, нарушения координации или чувствительности, расстройства памяти, зрения или слуха, повышенное потоотделение, нервозность и раздражительность, бессонница.

Важную роль в возникновении заболеваний нервной системы могут играть образ жизни человека, условия его труда, наследственная отягощенность по некоторым заболеваниям, полученные травмы, сопутствующие болезни и т.д. Обо всем этом врач невролог узнает при расспросе пациента.

При общем осмотре на приеме у невролога могут быть обнаружены повышенное или пониженное давление, которое может играть роль в возникновении инсульта, а также быть одним из признаков нейроциркуляторной дистонии.

Специальное неврологическое обследование дает неврологу представление о работе нервной системы. Такое обследование должно быть комплексным и оценивать работу всех отделов нервной системы – от головного мозга до мышц, которые иннервируются рецепторами. Кроме того, во время консультации невролог никогда не оставит без внимания и оценки высшую нервную деятельность.

Для проведения неврологического обследования невролог придерживается четкой его схемы, проводя по порядку оценку:

  • Психики;
  • Черепных нервов;
  • Движений;
  • Рефлексов;
  • Чувствительности;
  • Координации;
  • Походки.

В ходе обследования врач невролог сначала выявит место поражения (топический диагноз), а далее по отдельным симптомам установит клинический диагноз.

Полному неврологическому обследованию подвергаются пациенты с признаками поражения нервной системы. Если человек не предъявляет жалоб, то обычно бывает достаточно краткого неврологического обследования, которое по отзывам неврологов занимает не более 3 – 5 минут. Оно включает оценку сознания, исследование подвижности мимических мышц и глаз (в том числе глазного дна, зрачков), речи, силы мышц в руках и ногах, подошвенных и сухожильных рефлексов, походки и болевой чувствительности.

Иногда даже при тяжелых неврологических заболеваниях выявить нарушения в работе нервной системы не удается, например, вне приступа при эпилепсии. В этом случае для работы невролога важное значение имеет анамнез заболевания.

К дополнительным методам неврологического обследования можно отнести рентгенологические, электроэнцефалографию (ЭЭГ), эхоэнцефалографию (ЭхоЭГ), реоэнцефалографию (РЭГ), ультразвуковую допплерографию (УЗДГ), электромиографию (ЭМГ). По отзывам неврологов современные методы визуализации (КТ, МРТ, УЗДГ) позволяют более точно и быстро проводить топическую диагностику.

Только после полного и углубленного обследования невролог выставляет диагноз и назначает лечение. По мнению неврологов сложную и важную часть их работы составляет общение с родственниками больного, которым необходимо знать о прогнозе заболевания и способах реабилитации неврологических больных.

Патология нервной системы

Нервные болезни – довольно распространенная патология. Чаще всего неврологу приходится сталкиваться с такими заболеваниями, как:

  • Инсульт;
  • Вестибулярные нарушения;
  • Нейроциркуляторная дистония;
  • Эпилепсия;
  • Дегенеративные процессы в нервной системе (болезнь Альцгеймера и др.);
  • Воспалительные процессы в нервной системе (невриты, менингиты, энцефалиты);
  • Заболевания позвоночника (остеохондроз, грыжи);
  • Травмы нервной системы.

Кроме того, некоторые заболевания нервной системы имеют четкую причинно-следственную связь с соматическими заболеваниями тела.

Детский невролог

Осмотр детского невролога входит в программу обследования всех детей до 1 года. Это важно сделать в столь ранние сроки для того, чтобы не пропустить патологические изменения в нервной системе ребенка и не привести к задержке его развития. Кроме того, нервная система ребенка обладает хорошими восстановительными возможностями, и своевременное лечение по отзывам неврологов может привести к полному выздоровлению.Если вовремя не принять меры, то в дальнейшем это может неблагоприятно отразиться на учебе, способности концентрировать внимание и усидчивости.

Нервной системой детей должен заниматься только детский невролог, потому что даже многие педиатры с трудом проводят грань между нормой и патологией в нервной деятельности грудничков. Осмотр детского невролога иногда выявляет сбои в работе нервной системы даже при отсутствии жалоб у родителей ребенка.

Специфика работы детского невролога в том, что часть неврологических заболеваний возникает сразу после рождения, и поэтому возникают трудности в сборе анамнеза и жалоб, когда малыш еще не говорит. Для лечения невролог назначает препараты, безопасные для применения в педиатрической практике и рассчитывает их на вес и возраст ребенка.

Хорошие отзывы о неврологах, работающих с детьми – признак того, что врач нашел общий язык с малышом и его родителями.

Страница 10 из 114

Неврологический осмотр - основной метод исследования в неврологии. Он представляет собой совокупность приемов, имеющих целью максимально точно охарактеризовать нарушения неврологических функций и тем самым уточнить локализацию поражения. Осмотр проводят по определенному плану, обычно сверху вниз.
Состояние сознания. Угнетение сознания - один из важнейших неврологических синдромов, связанный с дисфункцией верхней части ствола мозга (восходящая активирующая система) или обоих полушарий большого мозга и возникающий при различных неврологических и соматических заболеваниях. Состояние сознания определяют по реакции на внешние стимулы, при этом ясному сознанию соответствует адекватная, дифференцированная реакция на сложные стимулы, а глубокой коме - абсолютная ареактивность. Между этими двумя крайними нарушениями существует непрерывный спектр, который для удобства условно делят на ряд состояний (табл. 3.1).
Исследование черепных нервов. Обонятельный нерв (I). Чтобы проверить функцию нерва, больному предлагают распознать запах любого ароматического вещества (кофе, цитрусовых или шоколада), за исключением алкоголя и табака, которые раздражают окончания тройничного нерва в слизистой носа и могут быть узнаны даже при нарушенном обонянии. При исследовании одну ноздрю следует заткнуть.
Зрительный нерв (II). О состоянии нерва можно составить впечатление, исследовав остроту зрения, поля зрения, глазное дно, реакцию зрачков на свет. При выраженном снижении остроты зрения больной может видеть источник света или посчитать количество пальцев, поднесенных к его лицу. Более легкое снижение можно обнаружить с помощью специальных таблиц.
Таблица 3.1. Степени угнетения сознания

Чтобы оценить поле зрения правого глаза, врач стоит или сидит напротив больного на расстоянии 1 м и просит его прикрыть ладонью левый глаз и сосредоточить взор на его переносице, сам же закрывает правый глаз и ведет палец или небольшой предмет (чаще неврологический молоточек) от периферии к центру, отмечая момент, когда больной заметит его. В норме предмет появляется в поле зрения обследуемого и врача одновременно. Таким образом исследуют все 4 квадранта поля зрения. Более точно поля зрения можно определить с помощью периметрии. При этом могут выявляться выпадение зрения в центральной области (центральная скотома), концентрическое сужение полей зрения, выпадение одноименных или разноименных половин полей зрения (гомонимная или гетеронимная гемианопсия).
Исследование глазного дна выявляет папиллит, отек или атрофию дисков зрительных нервов.
При оценке зрачков нужно определить их размер, форму, симметричность, прямую реакцию на свет (сужение зрачка при поднесении к нему источника света), содружественную реакцию на свет (сужение зрачка при освещении другого зрачка), реакцию на аккомодацию и конвергенцию (сужение зрачка при направлении взора на расположенный вблизи предмет). При поражении зрительного нерва нарушаются прямая реакция на той же стороне и содружественная реакция на противоположной.
Глазодвигательный (III), блоковой (IV) и отводящий (VI) нервы. Поражение этих нервов вызывает ограничение подвижности глазных яблок, субъективно проявляющееся двоением, а объективно - косоглазием. При исследовании подвижности глазных яблок больного просят посмотреть в стороны, вверх, вниз, сначала активно, а затем пассивно следя за движущимся предметом. При этом определяют объем движений обоих глаз в горизонтальном и вертикальном направлении.

Открывание
глаз

Двигательная реакция на боль

Арефлексия,
диффузная
мышечная
гипотония

Угнетение
стволовых
рефлексов

Нарушение витальных функций

Сохранено

Целенаправленная

Сохранено

Целенаправленная

Только на сильный болевой

Целенаправленная

раздражитель

Нецеленаправленная

Чтобы точнее связать выявленное ограничение подвижности глазного яблока со слабостью определенной мышцы и поражением того или иного нерва, исследуют движение глаз в 6 различных направлениях (рис. 3.2).
При проверке движений глазных яблок выявляют также способность к фиксации предметов и наличие нистагма (колебательных движений глазных яблок). Нистагм проявляется медленным движением глаз в одном из направлений с последующим быстрым обратным корригирующим движением. По направлению движения глазных яблок нистагм может быть горизонтальным, вертикальным, вращательным.

Рис. 3.2. Схема исследования функции наружных мышц глаза и глазодвигательных нервов.


Рис. 3.3. Иннервация кожи лица и головы.
А - зоны иннервации ветвей тройничного нерва: I - глазной нерв; II - верхнечелюстной; III - нижнечелюстной; Б - зоны иннервации различных частей ядра тройничного нерва; 1 - верхняя часть ядра; 2-4 - средние части ядра; 5 - нижняя (шейная) часть ядра; 6 - ядро тройничного нерва.

При отведении глазных яблок в крайнее положение может возникать мелкоразмашистый «физиологический» (установочный) нистагм, не имеющий клинического значения.
Тройничный нерв (V) иннервирует кожу лица лобной и височных областей, слизистую оболочку полости рта, Vi языка, зубы, конъюнктиву глаза, жевательные мышцы, мышцы дна полости рта. Его состояние можно определить, проверив болевую, температурную и тактильную чувствительность на лице. Отметив зону сниженной чувствительности, необходимо выявить. соответствует ли она зонам иннервации отдельных ветвей тройничного нерва (глазного, верхнечелюстного и нижнечелюстного нервов), разделенным горизонтальными границами (по линии разреза глаз и линии рта), либо зонам иннервации частей стволового ядра, разделенным вертикальными границами. При этом верхняя часть ядра проецируется на срединную область лица, а нижняя часть ядра - на наружную (рис. 3.3). Чувствительным индикатором состояния тройничного нерва (его первой ветви) может служить роговичный рефлекс (прикосновение кусочка ваты к роговице вызывает двустороннее мигание). Он может нарушаться и при поражении лицевого нерва, обеспечивающего эфферентную часть рефлекса. Для проверки функции жевательных мышц больного просят сжать челюсти и пальпаторно оценивают сокращение височной и жевательной мышц, а также пытаются закрыть рот, преодолевая сопротивление больного. При слабости крыловидной мышцы челюсть при открывании рта будет смещаться в пораженную сторону.
Лицевой нерв (VII) иннервирует мимические мышцы лица; в ею составе идут также волокна, иннервирующие слезные и слюнные железы, вкусовую чувствительность на передних двух третях языка. Больного просят наморщить лоб, нахмурить брови, надуть щеки, оскалить зубы. Проверяют, способен ли пациент плотно зажмурить глаза или сомкнуть губы. При центральном поражении нерва (например, при инсульте) возникает слабость мимических мышц только нижней половины липа (опущение носогубной складки) на стороне, противоположной очагу (верхние мимические мышцы иннервируются обоими полушариями); при периферическом поражении лицевого нерва страдают мышцы всей половины лица (глазная щель на стороне поражения расширена, бровь расположена выше, лобные морщины сглажены, угол рта опущен). Следует учитывать, что у большинства людей лицо несколько асимметрично, поэтому во внимание следует принимать лишь явную патологию.
Слуховой (преддверно-улитковый) нерв (VIII) состоит из преддверной (вестибулярной) и улитковой (слуховой) частей. Для проверки слуха произносят шепотом несколько цифр, дают послушать шум потирания пальцев или тиканье часов, предварительно заткнув противоположное ухо. Помимо поражения нерва, снижение слуха может быть обусловлено серной пробкой, воспалением среднего уха, поражением звукопроводящей системы (проводниковая, или кондуктивная, тугоухость). При поражении вестибулярной части нерва возникают нистагм, быстрый компонент которого направлен в сторону, противоположную поражению, вращательное головокружение в направлении быстрого компонента нистагма, неустойчивость в позе Ромберга с тенденцией к падению в сторону поражения, а также отклонение в эту же сторону при ходьбе с закрытыми глазами.
Языкоглоточный (IX) и блуждающий (X) нервы иннервируют мышцы глотки и гортани. При парезе голосовых связок возникает осиплость голоса (дисфония). Состояние голосовых складок может исследовать оториноларинголог с помощью непрямой ларингоскопии. Одновременно могут возникать нарушение глотания и поперхивание (регургигация пищи через нос). Оценивают и состояние мягкого неба. На стороне поражения оно менее подвижно, свисает, язычок отклонен в здоровую сторону. Для проверки глоточного рефлекса придавливают язык и прикасаются шпателем к области миндалин и задней стенки глотки (с обеих сторон). При этом обращают внимание на чувствительность с каждой стороны, симметричность сокращения мягкого неба. Для проверки глотания больному дают выпить немного жидкости.
Добавочный нерв (XI) иннервирует грудино-ключично-сосцевидную (кивательную) мышцу, поворачивающую голову в противоположную сторону, и верхнюю часть трапециевидной мышцы. Для проверки силы этих мышц просят повернуть голову в сторону и пытаются вернуть ее в срединное положение, а также предлагают поднять плечи и пытаются опустить их, преодолевая сопротивление больного.
Подъязычный нерв (XII) иннервирует мышцы языка. Больного просят открыть рот, при этом осмотр языка может выявить его атрофию, мышечные подергивания (фасцикуляции). Затем предлагают высунуть язык, отмечая его отклонение в сторону слабой мышцы.
Двигательная система. Исследование двигательной системы начинается с оценки внешнего вида костно-мышечной системы, тонуса и силы мышц. При осмотре обращают внимание на похудание (атрофию) или гипертрофию определенных групп мышц, фасцикуляции - спонтанные неритмичные сокращения мышечных пучков, особенности статики (осанка) и моторики (главным образом ходьбы).
Тонус мышц исследуют с помощью повторных пассивных движений, оценивая пассивное сопротивление. Предварительно конечность должна быть максимально расслаблена (иногда путем отвлечения больного). Тонус может быть снижен (мышечная гипотония) или повышен (гипертонус). При повышении тонуса нужно отнести его к одному из трех вариантов. При поражении двигательных нейронов коры тонус повышается по типу спастичности, которая характеризуется феноменом «складного ножа» (первоначальное сопротивление движению внезапно преодолевается при повторных движениях). При экстрапирамидных нарушениях выявляется ригидность - повышение тонуса по типу «зубчатого колеса» (прерывистый гипертонус) либо по пластическому типу (гипертонус постоянен во всем объеме движения или постепенно нарастает при повторении движений - феномен «восковой куклы»). При поражении лобных долей может возникать паратония, характеризующаяся непроизвольным противодействием больного пассивным движениям, что выражается в непостоянном повышении тонуса, зависящем от направления движения.
Снижение мышечного тонуса наблюдается при периферических парезах, поражениях мозжечка - мозжечковой атаксии, хорее. Отмечаются отсутствие сопротивления при пассивном движении, дряблая консистенция мышц, увеличение объема движений в суставах (например, возможность переразгибания в коленном суставе).
Сила мышц оценивается по усилию, необходимому для преодоления активного сопротивления той или иной мышечной группы. Она оценивается по 6-балльной системе (см. ниже).
При этом нужно исследовать различные группы мышц в проксимальном и дистальном отделах конечностей.

Для выявления пареза может служить проба Барре: больного просят вытянуть руки ладонями вверх и закрыть глаза - паретичная рука будет опускаться вниз, постепенно вращаясь (при пирамидном парезе) кнутри. Аналогичная проба существует и для нижних конечностей (больной, лежа на животе, поднимает обе ноги, сгибая их в колене, при этом паретичная нога будет постепенно опускаться вниз). При легком пирамидном парезе сила иногда бывает нормальной, но выявляется нарушение тонких движений в кисти (например, замедляются и становятся неловкими пронация-супинация кисти или переборы пальцев).

Количественная оценка мышечной силы
5 баллов Нормальная мышечная сила
4 балла Сила снижена, но больной способен осуществлять активные движения, преодолевая сопротивление врача
3 балла Больной способен осуществлять движения, преодолевая силу тяжести (например, поднять ногу вверх), но не сопротивление врача
2 балла Больной только частично способен или не способен противодействовать силе тяжести
1 балл Больной способен напрягать мышцу
0 баллов Видимые сокращения мышц отсутствуют

Исследование чувствительности предполагает оценку поверхностной и глубокой чувствительности. Болевую чувствительность обычно проверяют с помощью иголки, температурную - с использованием пробирок с горячей и холодной водой, тактильную - с помощью клочка ваты. Суставно-мышечное чувство можно проверить, попросив больного закрыть глаза, при этом определяют способность пациента отгадать направление движения в суставе (вверх или вниз). Суставномышечное чувство можно исследовать также, попросив больного, вытянув руку, дотронуться с закрытыми глазами указательным пальцем до носа или попасть указательными пальцами друг в друга.
Вибрационную чувствительность проверяют с помощью камертона (обычно 128 Гц), который прикладывают к костным выступам (лодыжке, шиловидному отростку луча, локтевому отростку, головке малоберцовой кости, коленной чашечке и др. Больного просят определить момент, когда камертон прекратит вибрировать. После этого врач может приставить камертон к своей руке и проверить, сколько он еще будет ощущать вибрацию - чем больше это время, тем грубее нарушена вибрационная чувствительность.


Рис. 3.4. Сухожильные и периостальные рефлексы.
А - запястно-лучевой рефлекс (С5-C8); Б - рефлекс с трехглавой мышцы (С7-С8); В - рефлекс с двуглавой мышцы (С5-С6); Г - ахиллов рефлекс (S1-S2).

Если указанные выше сенсорные функции сохранены, то исследуют более сложные формы глубокой чувствительности, связанные с функцией корковых отделов (стереогноз, графестезия, дискриминационное чувство, чувство локализации). Стереогноз - способность распознавать предметы на ощупь (больного просят закрыть глаза и кладут ему в ладонь ключ или карандаш): графестезия - умение распознавать буквы или числа, рисуемые на коже; дискриминационное чувство - способность различать два одновременно наносимых раздражения на близко расположенные точки (в норме человек различает два раздражения, если расстояние между ними на кончике пальца превышает 3 мм, на ладони - 1 см, на подошве - 3 см). Чтобы проверить чувство локализации, больного просят закрыть глаза и определить, к какой части тела прикоснулся врач.
Рефлексы подразделяют на глубокие (сухожильные и надкостничные) и поверхностные (с кожных и слизистых покровов). На рис. 3.4 представлена методика исследования основных глубоких рефлексов, а также сегменты спинного мозга, через которые они замыкаются.

Рис. 3.5. Подошвенный рефлекс.
А - нормальный подошвенный рефлекс; Б - рефлекс Бабинского.

Поражение периферических нервов, сплетений, корешков спинномозговых нервов, а также сегментов спинного мозга, через которые замыкаются дуги рефлексов, приводит к их снижению (гипорефлексия) или выпадению (арефлексия). Оживление глубоких рефлексов (гиперрефлексия), обычно в сочетании с расширением рефлексогенных зон (т.е. зон, с которых можно вызвать рефлекс), указывает на поражение кортико-спинальных (пирамидных) путей. Умеренное оживление рефлексов выявляется также у некоторых здоровых людей или больных неврозами, но у них не расширены рефлексогенные зоны.
Из поверхностных рефлексов обычно исследуют брюшные: штриховое раздражение кожи с каждой стороны вызывает сокращение мышц живота. Рефлексы не вызываются при поражении пирамидных путей, но это имеет значение лишь в том случае, когда оказываются сохранными глубокие брюшные рефлексы, вызываемые перкуссией по реберной дуге.
При поражении пирамидных путей вследствие растормаживания сегментарного аппарата спинного мозга появляются патологические стопные и кистевые рефлексы. Патологические стопные рефлексы подразделяют на разгибательные и сгибательные. Основным разгибательным рефлексом является рефлекс Бабинского (рис. 3.5). Он вызывается штриховым раздражением наружного края подошвы (снизу вверх к основанию мизинца, затем медиально - к основанию большого пальца). В норме при этом возникает сгибание большого пальца, при патологии - разгибание большого пальца (сокращение длинного разгибателя большого пальца), которое может сопровождаться веерообразным расхождением остальных пальцев стопы, сгибанием голени, сокращением мышцы, натягивающей широкую фасцию бедра. Разгибание большого пальца также может быть вызвано проведением с нажимом подушечкой большого пальца врача по гребешку большеберцовой кости (рефлекс Оппенгейма) или сдавлением икроножной мышцы (рефлекс Гордона). К сгибательным патологическим стопным рефлексам относится прежде всего рефлекс Россолимо (подошвенное сгибание пальцев стопы при постукивании по подошвенной поверхности их дистальных фаланг).
К кистевым патологическим рефлексам относятся рефлекс Гоффманна (сгибание и приведение большого пальца и сгибание остальных пальцев при щипкообразном раздражении ногтевой фаланги III пальца), кистевой аналог рефлекса Россолимо (сгибание и приведение большого пальца при ударе по кончикам пальцев свободно свисающей кисти).
При нарушении связей коры с ядрами черепных нервов возникают рефлексы орального автоматизма: ладонно-подбородочный (раздражение ладони в области возвышения большого пальца вызывает сокращение подбородочной мышцы с этой же стороны), хоботковый (вытягивание губ в трубочку при поколачивании по верхней губе), сосательный (сосательные движения при раздражении угла рта). При поражении лобной доли возникает хватательный рефлекс (непроизвольное схватывание пальцев врача или предмета, помещенных в ладонь).
Исследование координации движений дает представление о функции мозжечка. Для исследования координации движений в конечностях применяют: 1) пальценосовую и коленно-пяточную пробы, которые могут выявлять Деметрию (быстрое, но обычно корригируемое промахивание мимо цели) и интенционный тремор (дрожание, усиливающееся при приближении к цели, лат. intentio - намерение, цель); 2) пробу на дисдиадохокинез (нарушение быстрых чередующихся движений, например вращение кистей внутрь и наружу или перекат стопы с пятки на носок и обратно).
Для оценки равновесия применяют пробу Ромберга (больного просят встать и свести вместе пятки и носки, максимально ограничив тем самым площадь опоры). Вначале пробу проводят с открытыми, затем с закрытыми глазами. При мозжечковом поражении в этой позе возникают колебания туловища и утрата равновесия, на выраженность которых мало влияет контроль зрения. При сенситивной атаксии, связанной с нарушением глубокой чувствительности, и вестибулярной атаксии закрывание глаз резко усиливает атаксию.
Оценка походки - одна из наиболее важных составляющих неврологического осмотра, позволяющая быстро оценить двигательные функции больного. При исследовании нужно оценить позу, длину шага, площадь опоры, шаткость, движение рук. Легкая мозжечковая недостаточность выявляется при тандемной ходьбе (пятка приставляется к носку).


Рис. 3.6. Исследование симптома Кернига.

Для проверки постуральных рефлексов, которые могут быть нарушены, например, при паркинсонизме, врач становится позади больного и за плечи подталкивает его на себя. В норме пациент сохраняет равновесие, рефлекторно поднимая носки, наклоняя вперед туловище или делая один шаг кзади. При патологии он падает безо всякой попытки удержать равновесие или делает несколько мелких шажков назад (ретропульсия).
Исследование менингеальных симптомов. К менингеальным симптомам, указывающим на раздражение мозговых оболочек, относятся ригидность шейных мышц, симптом Кернига, симптомы Брудзинского.
Ригидность шейных мышц проверяется в положении больного на спине с выпрямленными ногами; при наличии этого симптома не удается согнуть голову и привести к груди подбородок больного. Следует помнить, что ригидность шейных мышц, особенно у пожилых, может быть следствием шейного остеохондроза или паркинсонизма. В отличие от всех этих состояний при менингите затруднено лишь сгибание шеи, но не ее ротация или разгибание.
Симптом Кернига характеризуется невозможностью полностью разогнуть в коленном суставе ногу, предварительно согнутую под прямым углом в тазобедренном и коленном суставах (рис. 3.6).
Симптомы Брудзинского заключаются в сгибании бедра и голени при проверке ригидности шейных мышц (верхний симптом Брудзинского) и при проверке симптома Кернига на другой ноге (нижний симптом Брудзинского).
Краткое исследование нейропсихологических функции должно включать оценку ориентации (больному предлагается назвать число, день недели, месяц, год, название больницы, отделения, этаж, на котором он находится, номер палаты и т.д.), память (просят повторить через определенный промежуток 3-4 названных ему слова или нарисовать предъявленную ему картинку, для проверки отдаленной памяти спрашивают о детских и школьных годах, работе, семейных воспоминаниях), внимание и счет (больного просят последовательно вычитать из 100 по 7 или повторить в обратном порядке месяцы года), речь (больной должен назвать определенные предметы, например часы или карандаш, повторить фразу), письмо, способность к чтению, гнозис (способность узнавать названные ему предметы, ориентироваться в пространстве, в том числе распознавать правое и левое), праксис (способность выполнять символические жесты, одеваться, застегивать пуговицы, копировать геометрические фигуры), мышление (больного просят решить арифметическую задачу, объяснить смысл поговорки или пословицы, найти обобщающее слово). При оценке полученных результатов важно учитывать образовательный уровень и профессию больного. Кроме того, важно отметить особенности его поведения и эмоционального состояния (тревога, возбуждение, расторможенность, эмоциональная лабильность, депрессия, апатия и т.д.).


Неврологические заболевания представляют собой порой невероятно сложные сочетания действия различных патологических факторов, разные уровни поражения нервной системы, нарушения как органического, так и функционального плана.

При этом при разной патологии жалобы больного будут схожими. Чаще всего имеют место головные боли, головокружение, слабость, боли в спине, нарушения чувствительности, снижение памяти и т.д. Тогда как уровень поражения нервной системы, а также ведущий патологический фактор остается неизвестными.


Что же делать? Проводить дорогостоящие нейровизуализационные исследования (МРТ, МСКТ)? Использовать другие методики исследования? Но при некоторых заболеваниях никаких изменений можно и не найти, да и начальные стадии заболевания порой сложно обнаружить.

Именно поэтому начало обследования неврологического больного всегда начинают с древнейшего и, пожалуй, наиболее точного метода исследования – неврологического осмотра.

Неврологический осмотр представляет собой целую систему диагностического поиска. При проведении осмотра больного проверяется функция всех структур нервной системы. Исследуются черепно-мозговые нервы, головной и спинной мозг, периферическая и вегетативная нервная система. Также исследуется чувствительность, двигательные функции, функции высшей нервной деятельности. При неврологическом осмотре используется множество простых инструментов, в частности неврологический молоточек, иглы и щеточки для проверки чувствительности, динамометр, колесо Вартенберга и другие.

Подробный неврологический осмотр включает в себя проверку наличия или отсутствия десятков разных симптомов и рефлексов, большая часть которых названы в честь первооткрывателей или имеют запоминающиеся названия. Также больного просят выполнить те или иные действия, что позволяет оценить сохранность функций различных отделов нервной системы. При этом совокупность визуального обследования, анализ его с предъявляемыми жалобами дают возможность грамотному врачу в считанные минуты определиться с предполагаемым уровнем поражения нервной системы. Врач также может предположить наиболее вероятную причину, вызвавшую заболевание, а также составить план дальнейшего диагностического поиска.

Видео неврологического осмотра (Скоромец А.А.)


Часть симптомов заболеваний нервной системы можно объединить в группы, другие лучше рассматривать отдельно. В приведенном списке вы найдете описание того или иного признака, а также заболевания, при которых они могут встречаться.



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Жена сергея лаврова - министра иностранных дел Жена сергея лаврова - министра иностранных дел Урок-лекция Зарождение квантовой физики Урок-лекция Зарождение квантовой физики Сила равнодушия: как философия стоицизма помогает жить и работать Кто такие стоики в философии Сила равнодушия: как философия стоицизма помогает жить и работать Кто такие стоики в философии