Глаза и полушария мозга. За что отвечает правое и левое полушарие мозга. Какое полушарие мозга активно у вас

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Большие полушария головного мозга представляют собой самый массивный отдел головного мозга. Они покрывают мозжечок и ствол мозга. Большие полушария составляют примерно 78 % общей массы мозга. В процессе онтогенетического развития организма большие полушария головного мозга развиваются из конечного мозгового пузыря нервной трубки, поэтому данный отдел головного мозга называется также конечным мозгом.

Фактически, эксперименты показали, что введение гормонов стресса людям сразу после того, как они узнают что-то, усиливает их удержание, когда они проверяются через две недели. Гиппокамп находится глубоко в височной доле и имеет форму морского конька. Он состоит из двух рогов, изгибающихся от миндалины. Психологи и нейробиотики оспаривают точную роль гиппокампа, но в целом согласны с тем, что он играет важную роль в формировании новых воспоминаний о прошлом. Некоторые исследователи считают гиппокамп ответственным за общую декларативную память.

Полушария мозга представляют собой наиболее массивный отдел головного мозга. Они заполняют большую часть полости мозгового черепа. Снаружи полушария имеют серый цвет, что обусловлено скоплением нервных клеток. Этот слой носит название коры больших полушарий головного мозга. Под корой находится , представляющее собой нервные проводники - отростки нервных клеток. Продольная щель мозга отделяет от правого. Полушария связаны между собой спайками, главной из которых является мозолистое тело. Поверхность каждого полушария покрыта большим количеством борозд, между которыми располагаются извилины мозга. В каждом полушарии выделяют лобную, теменную, височную и затылочную доли. Поверхность коры головного мозга занимает 11 / 12 всей поверхности мозга, причем примерно 30 % приходится на лобные доли. В процессе эволюции кора головного мозга у человека получила наивысшее развитие, причем наиболее развиты лобные доли. Наибольшего развития у человека достигает и пирамидная система , осуществляющая произвольные движения.

Повреждение гиппокампа обычно приводит к серьезным трудностям в формировании новых воспоминаний, а также может влиять на доступ к воспоминаниям, сформированным до повреждения. Хотя ретроградный эффект обычно распространяется за несколько лет до повреждения головного мозга, в некоторых случаях старые воспоминания остаются нетронутыми; это приводит к мысли о том, что со временем гиппокамп становится менее важным в хранении памяти.

Гиппокамп: на этом изображении показан рогатый гиппокамп глубоко внутри височной доли . Как таламус, так и гипоталамус связаны с изменениями эмоциональной реактивности. Гипоталамус - небольшая часть мозга, расположенная чуть ниже таламуса по обе стороны от третьего желудочка. Повреждения гипоталамуса мешают нескольким бессознательным функциям и некоторым так называемым мотивированным поведением, таким как сексуальность, бодрость и голод.

Мозолистое тело - большая спайка мозга, соединяющая серое вещество больших полушарий головного мозга. Оно располагается в глубине продольной щели мозга. От в белое вещество полушарий мозга отходят белые волокна. Эти волокна лучеобразно расходятся во все доли мозга.

В основании белого вещества больших полушарий головного мозга лежат очень важные в функциональном отношении ядра серого вещества - хвостатое ядро, чечевицеобразное ядро, зрительный бугор и др. В определенных стадиях эволюционного развития эти образования были высшими двигательными (хвостатое и чечевицеобразное ядра) и чувствительными (зрительный бугор) центрами. Однако с развитием коры головного мозга они перешли в подчиненное к ней отношение. Хвостатое и чечевицеобра: ное ядра вместе с некоторыми другими образованиями нервной системы составили так называемую экстрапирамидную систему - систему обеспечения, или обслуживания, движений. Главной двигательной системой стала пирамидная система, которая тесно связана с корой головного мозга.

Боковые части гипоталамуса, похоже, связаны с удовольствием и яростью, в то время как медиальная часть связана с отвращением, неудовольствием и тенденцией к неконтролируемому и громкому смеху. Зубчатая извилина расположена в медиальной стороне мозга рядом с мозолистым корпусом. Еще многое предстоит узнать об этой извилине, но известно, что ее лобная часть связывает запахи и взгляды с приятными воспоминаниями о предыдущих эмоциях. Этот регион также участвует в нашей эмоциональной реакции на боль и в регулировании агрессивного поведения.

Зрительный бугор с развитием коры головного мозга стал подкорковым центром всех видов чувствительности. В нем сходятся все направляющиеся в кору проводники чувствительности. Зрительный бугор является основным коллектором чувствительности поэтому играет важную роль в формировании ощущений, эмоций побуждений.

Очень большое значение имеет подбугорная область мозга гипоталамус. Он является регулятором внутренних процессов организма, всех видов обмена веществ и теплообмена организма.

Базальные ганглии представляют собой группу ядер, лежащих глубоко в подкорковом белом веществе , которые организуют двигательное поведение. Базальные ганглии, по-видимому, служат механизмом стробирования физических движений, препятствуя потенциальным движениям, пока они не будут полностью соответствовать обстоятельствам, в которых они должны выполняться. Основанное на правилах обучение навыкам; ингибирование нежелательных движений и разрешение желаемых; выбирая из возможных действий; моторное планирование; последовательность действий; интеллектуальный контроль; рабочая память; внимание. Объясните, как происходит нейропластика.

Между ядрами основания больших полушарий находится узкая полоса белого вещества - внутренняя капсула. Через нее проходят все проводники, идущие в кору головного мозга и из коры в нижележащие отделы мозга.

Снизу к большим полушариям примыкает ствол головного мозга, который имеет следующие отделы: ножки мозга с четверохолмием, мост мозга с мозжечком, продолговатый мозг. В стволе мозга находятся ядра серого вещества и нервные проводники, идущие в восходящем направлении - из спинного мозга и нижних отделов ствола мозга в кору головного мозга - и в нисходящем направлении - из коры головного мозга в нижележащие отделы головного мозга и в спинной мозг. Ядра серого вещества, заложенные в стволе мозга, имеют важное функциональное значение. Некоторые из них (красные ядра, черное вещество в ножках мозга, оливы в продолговатом мозге и др.) относятся к экстрапирамидной системе и имеют отношение к осуществлению движений, другие являются важными чувствительными образованиями. В стволе головного мозга имеются также ядра черепных нервов, осуществляющих двигательную, чувствительную и вегетативную иннервацию в области головы.

«Нейропластичность» относится к изменениям в нейронных путях и синапсах, которые являются результатом изменений в поведении, экологических и нервных процессах, а также изменений, вызванных телесным повреждением. Нейропластичность заменила ранее проведенную теорию о том, что мозг является физиологически статическим органом и исследует, как изменяется мозг на протяжении всей жизни. Нейропластичность возникает на различных уровнях, начиная от минутных изменений клеток, возникающих в результате обучения крупномасштабному перекосу кортикальной оболочки в ответ на травму. Синаптическая обрезка или апоптоз - это запрограммированная гибель клеток нейронов, которая происходит в раннем детстве и подростковом возрасте . Обрезка укрепляет важные связи и устраняет более слабые, создавая более эффективную нервную связь. Нейрон: клетка нервной системы, которая проводит нервные импульсы; состоящий из аксона и нескольких дендритов. Нейроны связаны синапсами. пластик: Возможность формования; гибкий, гибкий, плакированный. синапс: соединение между терминалом нейрона и другим нейроном или клеткой мышцы или железы, по которой проходят нервные импульсы. апоптоз: процесс запрограммированной гибели клеток. Мозг постоянно адаптируется на протяжении всей жизни, хотя иногда и в критические, генетически определенные периоды времени.

Важной составляющей ствола головного мозга является сетчатое образование (ретикулярная формация), которое служит своеобразным коллектором энергии, активирующей кору головного мозга. От ретикулярной формации идут как активирующие, так и тормозящие влияния восходящего и нисходящего направлений. В стволе головного мозга располагаются жизненно важные центры: дыхания, сосудисто-двигательный, рвотный, кашлевой и др. Они тесно связаны с ретикулярной формацией.

Нейропластичность - это способность мозга создавать новые нейронные пути, основанные на новом опыте. Это относится к изменениям в нейронных путях и синапсах, которые являются результатом изменений в поведении, экологических и нейронных процессах, а также изменений, вызванных телесным повреждением.

Роль нейропластичности широко признана в здоровом развитии, учебе, памяти и восстановлении от повреждения головного мозга. В течение большей части 20-го века консенсус среди нейробиологов заключался в том, что структура мозга является относительно неизменной после критического периода в раннем детстве. Это правда, что мозг особенно «пластик» в критический период детства, с новыми нервными связями, формирующимися постоянно.

Внизу ствол мозга без резкой границы переходит в спинной мозг. Серое вещество спинного мозга, имеющее в разрезе форму бабочки, состоит из передних и задних рогов. В передних рогах располагаются периферические двигательные нейроны. К ним приходит многочисленная информация о совершении движений из коры головного мозга, подкорковых образований, ствола головного мозга. В задних рогах находятся чувствительные нейроны, из отростков которых формируются идущие в головной мозг чувствительные пути. В белом веществе спинного мозга находятся нервные проводники восходящего и нисходящего направлений.

Однако последние данные показывают, что многие аспекты мозга остаются пластическими даже во взрослую жизнь. Пластичность может быть продемонстрирована в ходе практически любой формы обучения. Для того, чтобы помнить об опыте, схема мозга должна измениться. Обучение происходит, когда происходит либо изменение внутренней структуры нейронов, либо повышенное количество синапсов между нейронами.

Удивительным следствием нейропластичности является то, что активность мозга, связанная с данной функцией, может перемещаться в другое место; это может быть результатом обычного опыта, а также происходит в процессе выздоровления от черепно-мозговой травмы. Фактически, нейропластичность является основой целенаправленных экспериментальных терапевтических программ в реабилитации после черепно-мозговой травмы. Например, после того, как человек ослеплен одним глазом, часть мозга, связанная с обработкой ввода от этого глаза, не просто сидит без дела; он берет на себя новые функции, возможно, обрабатывая визуальный ввод от оставшегося глаза или делая что-то совсем другое.

Головной мозг в полости черепа и спинной мозг в позвоночном канале покрыты оболочками. Их три: наружная - твердая, внутренняя - мягкая, средняя - паутинная. Их функциональная роль заключается в защите мозга от механических повреждений и сотрясений. Между паутинной и мягкой оболочками находится щелевидная полость - подпаутинное пространство, заполненное жидкостью.

Это связано с тем, что, хотя определенные части мозга имеют типичную функцию, мозг может быть «переписан» - все из-за пластичности. «Синаптическая обрезка» относится к неврологическим регуляторным процессам, которые облегчают изменения в нервной структуре, уменьшая общее количество нейронов и синапсов, оставляя более эффективные синаптические конфигурации. Поскольку мозг младенца обладает такой большой способностью к росту, его в конечном итоге следует обрезать, чтобы удалить ненужные нейронные структуры из мозга.

Этот процесс обрезки называют апоптозом или запрограммированной гибелью клеток. По мере развития человеческого мозга потребность в более сложных нейронных ассоциациях становится гораздо более уместной, а более простые ассоциации, сформированные в детстве, заменяются более сложными взаимосвязанными структурами.

Жидкость циркулирует по системе мозговых желудочков и подпаутинному пространству. Мозговые желудочки - это полости внутри мозга, заполненные спинномозговой жидкостью. В головного мозга находятся боковые желудочки, соединенные с центрально расположенным III желудочком. Желудочек III соединен посредством узкого канала - водопровода мозга - с IV желудочком, который находится в области ствола мозга и посредством особых отверстий соединен с подпаутинным пространством. Цереброспинальная жидкость служит добавочной механической защитой мозга от толчков и сотрясений; кроме того, она имеет отношение к обменным процессам в мозге.

Обрезка удаляет аксоны из синаптических соединений, которые не являются функционально подходящими. Этот процесс укрепляет важные связи и устраняет более слабые, создавая более эффективную нервную связь. Как правило, число нейронов в коре головного мозга увеличивается до подросткового возраста. Апоптоз возникает в раннем детстве и подростковом возрасте, после чего наблюдается уменьшение числа синапсов. Приблизительно 50% нейронов, присутствующих при рождении, не выживают до совершеннолетия. Выбор обрезанных нейронов следует принципу «использовать его или потерять», что означает, что синапсы, которые часто используются, имеют прочные связи, в то время как редко используемые синапсы устраняются.

Кровоснабжение головного и спинного мозга имеет свои особенности по сравнению с другими органами. Особенности эти связаны с большой функциональной важностью мозга. Кровоснабжение головного мозга осуществляется за счет внутренних сонных и позвоночных артерий. Благодаря соединению между отдельными ветвями этих артерий на основании мозга и в области ствола мозга образуются два артериальных круга, что имеет важное значение для нормального кровообращения мозга в условиях физиологических нагрузок и при нарушениях мозгового кровообращения.

Рост нейронов: нейроны растут в подростковом возрасте, а затем обрезаются на основе наиболее популярных соединений. Синаптическая обрезка отличается от регрессивных событий, наблюдаемых в пожилом возрасте. Хотя обрезка развития зависит от опыта, ухудшающиеся связи, которые происходят со старостью, не являются. Синаптическая обрезка похожа на резьбу статуи: получение камня без камней в его лучшую форму. Как только статуя будет завершена, погода начнет разрушать статую, которая представляет собой потерянные соединения, которые происходят со старостью.

Кора головного мозга - наиболее молодое в эволюционном отношении образование центральной нервной системы. У человека она достигает наивысшего развития . Кора головного мозга имеет огромное значение в регуляции жизнедеятельности организма, в осуществлении сложных форм поведения и становлении нервно-психических функций.

Под корой находится белое вещество полушарий, оно состоит из отростков нервных клеток - проводников. Из-за образования мозговьгх извилин общая поверхность коры головного мозга значительно увеличивается. Общая площадь коры полушарий составляет 1200 см 2 , причем 2/3 ее поверхности находится в глубине борозд, а 1/3 - на видимой поверхности полушарий.

Сложный человеческий мозг контролирует, кто мы такие: как мы мыслим, чувствуем и действуем. Мозг также контролирует все основные функции организма. Мозг размещается в черепе, который защищает его от травмы. Усредняя фунт при рождении, мозг растет до примерно трех фунтов от взрослой жизни. Мозг, наряду со спинным мозгом , является важнейшим компонентом центральной нервной системы.

В мозгу существуют два типа клеток. Нейроны посылают и получают сигналы от вашего мозга и от всего тела. Глиальные клетки, иногда называемые нейроглиями или глиями, образуют миелин, жирный изолирующий слой вокруг нервных волокон. Ячейки поддерживают стабильность и обеспечивают питание и поддержку.

Специализация полушарий головного мозга

В 1881 г, биопсихолог Роджер Сперри (1914-1994) был удостоен Нобелевской премии за работу но изучению специфических возможностей полушарии головного мозга . Сперри и другие ученые показали, что правое и левое полушария демонстрируют различные возможности в тестах вербальных, перцептивных, музыкальных и других способностей.

Каждая часть мозга выполняет определенную функцию и связана с другими частями мозга. Между черепом и мозгом находятся три слоя ткани, называемые мозгами. Сильный, самый внешний слой называется твердой мозговой оболочкой. Средний слой, арахноидная матер, представляет собой тонкую мембрану из кровеносных сосудов и эластичной ткани. Пиама является самым внутренним слоем, с кровеносными сосудами, которые проникают глубоко в мозг.

Части и функции мозга

Церем, или , формирует большую часть мозга и делится на две половины. Левое полушарие в значительной степени отвечает за язык. важно для интерпретации визуальных сигналов и пространственной обработки. Церебра контролирует координацию, температуру, зрение, звук, рассуждение, обучение и эмоции.

Каким способом можно проверить работу лишь одной стороны мозга?

Один из способов - исследование людей, перенесших операцию «расщепления мозга». При этой редкой хирургической операции разрезают мозолистое тело, чтобы устранить тяжелую эпилепсию. В результате мы получаем человека, имеющего, в сущности, два головных мозга внутри одного тела. После хирургического вмешательства вопрос сводится лишь к тому, чтобы направить информацию либо в одно полушарие, либо в другое.

Пространство между двумя полушариями называется большой продольной трещиной. Тело мозолистого тела соединяет обе стороны и передает сигналы с одной стороны мозга на другую. У головного мозга есть миллиарды нейронов и глии, которые образуют кору головного мозга, ее внешний слой. Это широко известно как серое вещество. Соединительные волокна между нейронами под поверхностью мозга называются белым веществом.

В мозжечке или заднем мозге обрабатываются мелкие двигательные движения, равновесие и осанка. Это помогает нам выполнять быстрые и повторяющиеся движения. Ствол мозга находится перед мозжечком и соединен со спинным мозгом. Его задача - передать сигналы между корой головного мозга и остальной частью тела. Он помогает контролировать наши основные функции и состоит из трех частей.

«Расщепленный мозг»

Разделение полушарий удваивает сознание. Сперри сказал: «Другими словами, каждому полушарию, по-видимому, свойственны собственные независимые и частные ощущения, собственные восприятия, собственные понятия и собственные побудительные импульсы».

Каким образом функционирует после операции человек с расщепленным мозгом?

Наличие двух «головных мозгов» в одном теле может создать серьезную дилемму. Когда один пациент с расщепленным мозгом одевался, он иногда одной рукой стягивал брюки вниз, а другой - натягивал их. Однажды этот пациент схватил левой рукой свою жену и сильно ее потряс. Его правая рука галантным образом пришла на помощь женщине и перехватила воинственную левую руку. Хотя подобные конфликты могут иметь место, намного более типичны случаи, когда пациенты с расщепленным мозгом ведут себя совершенно нормально. Причина здесь в том, что обе половины мозга имеют почти одинаковый опыт на один и тот же момент времени. Кроме того, если возникает конфликт, одна половина обычно берет верх нал другой.

Эффекты расщепления мозга легче всего наблюдать во время специальных тестов. Например, мы можем высветить символ доллара, направив его в правую половину мозга пациента но имени Том. А изображение вопросительного знака направить в левую половину его мозга. Далее Тома просят нарисовать то, что он видит, пользуясь вслепую левой рукой. Левая рука рисует символ доллара. Если затем Тома попросят указать правой рукой на картинку того, что нарисовала его «невидимая» левая рука , он укажет на вопросительный знак. Короче говоря, у человека с расщепленным мозгом одно полушарие может не знать, что происходит во втором. Это крайний случай ситуации, когда «правая рука не встает, что творит левая

Отличие левого и правого полушария головного мозга

Функции головного мозга разделяются примечательным образом. К примеру, приблизительно 95% всех взрослых людей используют левое полушарие в языке (устной речи, письме и понимании). Вдобавок левое полушарие обладает превосходством в математике, определении времени и ритма, координировании порядка сложных движений, таких, которые требуются для осуществления речи.

Напротив, правое полушарие реагирует только на простейший язык и счет. Работа с правой стороной мозга подобна разговору с ребенком, который понимает лишь с десяток слов. Чтобы ответить на вопросы, правое полушарие должно использовать невербальные реакции, например указание рукой на объекты.

Хотя правая сторона мозга и слаба в языке, она обладает собственными талантами, прежде всего перцептивными навыками. Во время теста правое полушарие лучше распознает узоры, лица и мелодии, решает конструкторские задачи или рисует картинку. Оно также участвует в распознавании и выражении ЭМОЦИЙ.

За что ответственны полушария головного мозга

Левое полушарие

Ощущение времени

■ Письмо

■ Упорядочение

Счет сложных движений

Правое полушарие

■ Невербальные

Распознавание способности и выражение эмоций

Перцептивные навыки

Пространственные

Представления навыки

Распознавания узоров,

Пониманиелиц, мелодий элементарного языка

Один мозг, два стиля

В целом левое полушарие участвует главным образом в анализе. Оно также последовательно обрабатывает информацию. Правое полушарие, видимо, обрабатывает информацию одновременно и целостно.

Подводя еще один итог, мы можем сказать, что правому полушарию лучше удается собирать отдельные элементы окружающего мира в согласованную картину; оно видит целостные паттерны и общие взаимосвязи. Левый мозг фокусируется на мелких деталях.

Правый мозг смотрит на мир широким панорамным взглядом; левый видит отдельные детали крупным планом. Фокус внимания левого мозга является локальным, а правого - глобальным.

Люди решают конструктивные задачи и делают рисунки, как правило, лишь с помощью правого полушария? Выполняют ли они остальные действия только с помощью левого полушария?

Нет. Верно, что некоторые задания требуют преимущественного использования одного или другого полушария, но в любой момент времени активен весь мозг. Меняется лишь баланс активности между полушариями. В норме люди не думают лишь одним из полушарий. При выполнении большинства задач «реального мира» полушария разделяют работу между собой. Каждое делает то, что оно умеет делать лучше, и делится информацией с другой стороной. Вот почему популярные курсы, утверждающие, что они обучают в правостороннему мышлению», игнорируют тот факт, что каждый человек уже пользуется правым полушарием при мышлении. Умение хорошо делать нечто требует таланта и способности перерабатывать информацию обоими полушариями. Разумным можно назвать мозг, который одновременно схватывает как отдельные детали, так и общую картину.

Кун «Все тайны поведения человека»

Правое полушарие является ответственным за воображение, с его помощью человек способен фантазировать, мечтать, а также сочинять учить стихи

Однако, ничто не мешает самому тренировать оба полушария мозга. Так, Леонардо да Винчи, который регулярно тренировался, в совершенстве владел как правой рукой, так и левой. Он был не только творческим человеком, но и аналитиком, у которого было отлично развито логическое мышление, причем в абсолютно разных сферах деятельности.

Дом Знаний

Скачать:


Предварительный просмотр:

Головной мозг человека является главным отделом центральной нервной системы, он располагается в полости черепа. В состав головного мозга входит огромное количество нейронов, между которыми имеются синаптические связи. Эти связи позволяют формировать нейронам электрические импульсы, контролирующие полноценное функционирование организма человека.

Головной мозг человека изучен не до конца. Ученые полагают, что у человека в процессе жизнедеятельности задействуется всего лишь часть нейронов, в связи с чем многие люди не проявляют своих возможным способностей.

Левое полушарие головного мозга и связанные с ним функции

Левое полушарие мозга является ответственным за вербальную информацию, оно отвечает за языковые способности человека, контролирует речь, способность к письму и чтению. Благодаря работе левого полушария человек способен запоминать различные факты, события, даты, имена, их последовательность и то, как они будут выглядеть в письменном виде. Левое полушарие несет ответственность за аналитическое мышление человека, благодаря этому полушарию развита логика и анализ фактов, а также осуществляются манипуляции с числами и математическими формулами. Кроме того левое полушарие головного мозга отвечает за последовательность процесса обработка информации (поэтапная обработка).

Благодаря левому полушарию, вся получаемая человеком информация обрабатывается, классифицируется, анализируется, левое полушарие устанавливает причинно-следственные связи и формулирует выводы.

Правое полушарие головного мозга и его функции

Правое полушарие мозга несет ответственность за обработку так называемой невербальной информации, то есть за обработку информации, выражаемой в образах и символах, а не словах.

Правое полушарие является ответственным за воображение, с его помощью человек способен фантазировать, мечтать, а также сочинять учить стихи и прозу. Здесь же располагаются способности человека к инициативе и искусству (музыка, рисование и др.). Правое полушарие несет ответственность за параллельную обработку информации, то есть подобно компьютеру позволяет человеку одновременно анализировать несколько различных потоков информации, принимать решения и решать задачи, рассматривая проблему одновременно в целом и с разных сторон.

Благодаря правому полушарию мозга мы устанавливаем интуитивные связи между образами, понимаем разнообразные метафоры и воспринимаем юмор. Правое полушарие позволяет человеку распознавать сложные образы, которые невозможно разложить на элементарные составляющие, например, процесс распознавания лиц людей и эмоций, которые отображают эти лица.

Синхронизированная работа обоих полушарий

Интуитивная работа правого полушария головного мозга основана на фактах, которые были проанализированы левым полушарием. Следует отметить, что работа обоих полушарий мозга в равной степени важна для человека. С помощью левого полушария мир упрощается и анализируется, а благодаря правому – воспринимается таким, каким он является на самом деле.

Если бы не было правого, "творческого" полушария мозга, люди бы превратились в безэмоциональные, расчетливые машины, которые могли бы только приспосабливать мир под свою жизнедеятельность.

Следует отметить, что правое полушарие контролирует работу левой половины тела человека, а левое полушарие - правую половину тела. Именно поэтому считается, что у человека, у которого лучше развита левая половина тела ("левша") лучше развиты и творческие способности. Тренируя соответствующую часть тела, мы тренируем то полушарие мозга, которое является ответственным за данные действия.

У преимущественного количества людей доминирует одно из полушарий: правое или левое. Когда ребенок рождается, он равномерно пользуется возможностями, которые заложены у него изначально в разных полушариях. Однако в процессе развития, роста и обучения одно из полушарий начинает развиваться более активно. Так, в школах, в которых присутствует математический уклон, мало времени уделяется творчеству, а в художественных и музыкальных школах у детей почти не развивают логическое мышление.

Однако, ничто не мешает самому тренировать оба полушария мозга. Так, Леонардо да Винчи, который регулярно тренировался, в совершенстве владел как правой рукой, так и левой. Он был не только творческим человеком, но и аналитиком, у которого было отлично развито логическое мышление, причем в абсолютно разных сферах деятельности.

Дом Знаний


За что "отвечают" левое и правое полушарие нашего мозга.

Человеческий мозг остается самым малоизученным органом. Несмотря на то, что исследования в этой области длятся уже более ста лет, тайна функционирования мозга является загадкой. Самый сложный биологический механизм, который когда-либо создавала природа - это человеческий мозг. Этот кусок серого вещества остается огромным белым пятном на карте человеческих знаний.

Большая часть массы мозга, а именно 70%, приходится на большие полушария. Мозолистое тело, соединяющее левое и правое полушарие, состоит из нейронов, которые обеспечивают обмен информацией между полушариями.

Два полушария нашего мозга делят между собой определенные функции. Левое полушарие отвечает за логическое и абстрактное мышление, правое за моторику. Два полушария могут дополнять друг друга. В случае повреждения одного из полушарий его функции переходят к другой половине.

Мозг - сложная и взаимосвязанная система, самая крупная и функционально важная часть ЦНС. Его функции включают обработку сенсорной информации, поступающую от органов чувств, планирование, принятие решений, координацию, управление движениями, положительные и отрицательные эмоции, внимание, память. Высшая функция, выполняемая мозгом - мышление.

Существуют школы отдающие предпочтение одному полушарию, а не другому. Так школы, развивающие левое полушарие концентрируют свое внимание на логическом мышлении, анализе и точности. В то время как школа правостороннего полушария фокусируется на эстетике, чувствах и творчестве.

Правое полушарие в основном "обслуживает" левую сторону тела: принимает большую часть информации от левого глаза, уха, левой руки, ноги и т.д. и передает команды соответственно левой руке, ноге.

Левое полушарие обслуживает правую сторону.

Обычно какое-то из полушарий у человека является доминирующим, что отражается на индивидуальных свойствах личности. Например, левополушарных людей больше тянет в науку. Правополушарные больше стремятся заниматься искусством или сферами деятельности, требующими индивидуальных образных решений. Подавляющее большинство великих творцов - композиторов, писателей, поэтов, музыкантов, художников и т.п. - "правополушарные" люди. Но бывают индивидуалы, работающие с обоими полушариями.

Сферы специализации левого и правого полушарий головного мозга

Левое полушарие

Основной сферой специализации левого полушария является логическое мышление, и до недавнего времени врачи считали это полушарие доминирующим. Однако фактически оно доминирует только при выполнении следующих функций.

Левое полушарие мозга отвечает за языковые способности . Оно контролирует речь, способности к чтению и письму, запоминает факты, имена, даты и их написание.

Аналитическое мышление:
Левое полушарие отвечает за логику и анализ. Именно оно анализирует все факты. Числа и математические символы также распознаются левым полушарием.

Буквальное понимание слов:
Левое полушарие способно понимать только буквальный смысл слов.

Последовательная обработка информации :

Информация обрабатывается левым полушарием последовательно по этапам.

Математические способности: Числа и символы также распознаются левым полушарием. Логический аналитический подходы, которые необходимы для решения математических, проблем, тоже являются продуктом работы левого полушария.

Контроль за движениями правой половины тела . Когда вы поднимаете правую руку, это означает, что команда ее поднять поступила из левого полушария.

Правое полушарие

Основной сферой специализации правого полушария является интуиция . Как правило, его не считают доминирующим. Оно отвечает за выполнение следующих функций.

Обработка невербальной информации :
Правое полушарие специализируется на обработке информации, которая выражается не в словах, а в символах и образах.

Пространственная ориентация: Правое полушарие отвечает за восприятие месторасположения и пространственную ориентацию в целом. Именно благодаря правому полушарию можно ориентироваться на местности и составлять мозаичные картинки-головоломки.

Музыкальность: Музыкальные способности, а также способность воспринимать музыку зависят от правого полушария, хотя, впрочем, за музыкальное образование отвечает левое полушарие.

Метафоры: С помощью правого полушария мы понимаем метафоры и результаты работы чужого воображения. Благодаря ему мы можем понимать не только буквальный смысл того, что слышим или читаем. К примеру, если кто-то скажет: "Он висит у меня на хвосте", то как раз правое полушарие поймет, что именно хотел сказать этот человек.

Воображение : Правое полушарие дает нам возможность мечтать и фантазировать. С помощью правого полушария мы можем сочинять различные истории. Кстати говоря, вопрос "А что, если..." также задает правое полушарие.

Художественные способности : Правое полушарие отвечает за способности к изобразительному искусству.

Эмоции: Хотя эмоции и не являются продуктом функционирования правого полушария, оно связано с ними более тесно, чем левое.

Секс: За секс отвечает правое полушарие, если вы, конечно, не слишком озабочены самой техникой этого процесса.

Мистика : За мистику и религиозность отвечает правое полушарие.

Мечты: Правое полушарие отвечает также и за мечты.

Параллельная обработка информации :

Правое полушарие может одновременно обрабатывать много разнообразной информации. Оно способно рассматривать проблему в целом, не применяя анализа. Правое полушарие также распознает лица, и благодаря ему мы можем воспринимать совокупность черт как единое целое.

Контролирует движения левой половины тела : Когда вы поднимаете левую руку, это означает, что команда поднять ее поступила из правого полушария.

Как можно проверить, какое из полушарий у вас больше развито?

Сожмите ладони перед собой, теперь сплетите пальцы рук и заметьте, большой палец какой руки оказался сверху.
- похлопайте в ладоши, отметьте какая рука сверху.
- скрестите руки на груди, отметьте какое предплечье сверху.
- определите ведущий глаз.

Как можно развить способности полушарий.

Существует несколько простых способов развития полушарий. Самый простой из них - увеличение объема работы, на которой ориентировано полушарие. Например, для развития логики Вам необходимо решать математические задачи, отгадывать кроссворды, а для развития воображения посещать кхудожественную галерею и т.п.

Следующий способ - максимально задействовать сторону тела, контролируемую полушарием - для развития правого полушария необходимо работать левой частью тела, а для проработки левого полушарий - с правой. Например, вы можете рисовать, прыгать на одной ноге, жонглировать одной рукой.

Развить полушарие поможет упражнение, на осознание правого и левого полушария мозга.

1. Подготовка к упражнению.

Сядьте прямо, закройте глаза. Дыхание должно быть спокойным и равномерным.

Зрительно представьте себе Ваш мозг, состоящий из двух полушарий и разделенный на две половины с помощью мозолистого тела. (См. рис выше) Сконцентрируйтесь на своем мозге.

Пробуем (в своем воображении) установить связь со своим мозгом, попеременно заглядывая левым глазом в левое полушарие мозга, а правым - в правое. Затем, обоими глазами смотрим внутрь, на середину мозга с мозолистым телом.

2. Выполнение упражнения.

Медленно вдыхаем, наполняемся воздухом и задерживаем дыхание ненадолго. Во время выдоха направляем поток нашего сознания, как прожектор, на левое полушарие и "смотрим" на эту часть мозга. Затем снова делаем вдох, задерживаем дыхание и на выдохе направляем прожектор на правое полушарие головного мозга.

Представляем себе: слева - четкое логическое мышление; справа - мечта, интуиция, вдохновение.

Слева: вдох, пауза, выдох связан с проекцией числа.
Справа: вдох, пауза, выдох связан с проекцией буквы.
Т.е. слева: число «1» число «2» число «3» и т.д.
Справа: буква «А» буква «Б» буква «В» и т.д.

Эту комбинацию чисел и букв продолжаем до тех пор, пока она вызывает приятные ощущения. Буквы и числа можно поменять местами, или заменить их чем-то другим - например, лето - зима, белый - черный.

"Ухо-нос".

Левой рукой беремся за кончик носа, а правой - за противоположное ухо, т.е. левое. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши и поменяйте положение рук так, чтобы уже правая держалась за кончик носа, а левая - за противоположное, т.е. правое ухо.

"Колечко".

Поочередно и очень быстро перебираем пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем указательный, средний, безымянный, мизинец. Сначала можно каждой рукой отдельно, потом одновременно двумя руками.

"Зеркальное рисование".

Положите на стол чистый лист бумаги, возьмите по карандашу. Рисуйте одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения вы должны почувствовать расслабление глаз и рук, потому что при одновременной работе обоих полушарий улучшается эффективность работы всего мозга.

Тренировка мозга с помощью образов

Левое полушарие мозга занимается логическим мышлением, а правое занимается зрительным мышлением и чувствами.
Часть 1:

Садия погрузитесь в состояние внутреннего покоя, прозрачности, состояние когда тебя ни что не беспокоит.

Представляйте (воображайте) по очереди:

В левом полушарии мозга

Средневековый крёстный ход группы монахов

Цветущие деревья

Покрытую снегом вершину

Восход Солнца

Жаркий летний день

Красный цвет

Театральную сцену

Медленно текущую реку

Ощущение при прикосновении к нежному шёлку

Ощущение наждачной бумаги

Ощущение, что пальцы скользят по кусочку льда

Звук удара большого мяча

Звук работающего кузнеца

Звук - мяукает кошка

Вкус лимона

В правом полушарии

Вихрь на побережье

Галактику

Покрытую снегом вершину

Осенний день

Густой туман

Песчаную пустыню

Прикосновение к куску гофрированной стали

Ощущение гладкого, прохладного стекла

Рука находится в тёплой воде

Шум автомобильного мотора

Звук колокола

Звук - лает собака

Вкус плитки шоколада

Сделайте несколько глубоких вздохов. Медленно встанте. Немного походите по комнате, внушая, что становитесь бодрее, сознание активнее. И сразу выполняйте часть 2.

Часть 2:

Посмотрите левым глазом наверх, как будто осматриваете левое полушарие мозга.

Посмотри правым глазом наверх, как будто осматриваете правое полушарие мозга.

Старайтесь вертикально вращать глаза. Как будто они вращаются точно посередине головы.

Обведите глазами 2 круга, в левой части своей головы.

Обведите глазами 2 круга, в правой.

Обведите глазами много кругов, входящих друг в друга. Круги наклонены под разными углами. Круги заполняют всю голову.

Отдохни немного, ничего не делай.

Обведите глазами круг: он расположен горизонтально, на высоте глаз. Следующий круг немного меньше. Так обводите много кругов, пока они не превратятся в точку.

Остановите глаза на этой точке. И держите их там как можно дольше. Но не напрягайтесь и не задерживайте дыхание.

Когда глаза сдвинутся с этой точки, заново обводи ими много кругов, которые сойдутся в точку.

Сделайте несколько глубоких вздохов. Медленно встанте. Немного походите по комнате, внушая, что становитесь бодрее, сознание ваше становится активнее.

И сразу выполняйте часть 3.

Часть 3:

Вообразите правое полушарие своего мозга.

Сосредоточтесь на правом полушарии,

На нём - как сверхчувствительном органе,

На извилинах и неровностях на поверхности,

На нерве, который соединяет 2 полушария,

На миллионах клеток мозга.

Постарайтесь почувствовать 2 полушария мозга.

Думайте о том, что в мозге происходят электрические и химические процессы.

Назовите цвета, а не то что написано.

Правое полушарие мозга - распознает цвета, левое - читает. В этом упражнении происходит балансировка полушарий и тренировка их взаимодействия. Для безопасности (от глюков у юзеров) - тест начинается и заканчивается "правильными" комбинациями слово-цвет.

Головной мозг – это важнейший орган, управляющий человеческим организмом. Благодаря его функционированию люди способны видеть, слышать, ходить, испытывать эмоции, общаться между собой, чувствовать, анализировать, размышлять и любить. Последние свойства присущи исключительно человеку. Прежде чем ответить на вопрос, за что же отвечает левое полушарие мозга, нужно вспомнить анатомию 9 класса: из чего состоит головной мозг.

Структура головного мозга

Масса органа у взрослого равняется примерно 1400 г. Располагается он в полости черепной коробки, сверху покрыт оболочками (мягкая, твёрдая, паутинная). Можно выделить 3 наиболее значимые части: гемисферы, мозжечок, ствол. Полушария мозга регулируют высшую нервную деятельность, в них находятся отделы, отвечающие за зрение, слух, речь, письмо. обеспечивает равновесие, в стволе заложены центры управления дыханием и сердцебиением.

Интересно! Мозг у мужчин завершает свой рост к 25 годам, а у женщин – к 15!

Между большими полушариями проходит продольная щель, в глубине которой располагается . Последнее соединяет обе гемисферы и позволяет им координировать работу друг друга. Из уроков анатомии многие помнят, что каждое из полушарий управляет противоположной стороной тела. Из этого следует, что левое полушарие отвечает за правую половину туловища.

Мозг имеет 4 доли (ниже будет рассказано о них). Разделены доли тремя основными бороздами: Сильвиева, Роландова и теменно-затылочная. Кроме борозд, мозг имеет много извилин.

Полезно узнать, что такое : формы, возможности.

Зачем человеку : связь с отделами мозга, причины нарушения.

Само вещество мозга делится на серое (кора) и белое. Серое состоит из нейронов и выстилает мозг сверху. Толщина коры примерно 3 мм, а количество нейронов около 18 млрд. Белое вещество – это проводящие пути (волокна нейроцитов), которые занимают всю оставшуюся часть мозга. Именно кора контролирует всю жизнь человека от сна до проявления эмоций.

Функции левого полушария мозга

Большие гемисферы не оторваны от других составляющих нервной системы, они работают вместе с подкорковыми структурами. Помимо этого, при повреждениях одного полушария, другое может частично взять на себя функции первого, что говорит о совместном обеспечении работы движений, чувствительности, высшей нервной деятельности и органов чувств.

Кора разделена на зоны, отвечающие за определённые функции (зрение, слух и другие), но и они не функционируют по отдельности. Чтобы что-то сказать, человеку нужно сначала подумать, проанализировать, просчитать. Во время разговора люди проявляют эмоции (печаль, радость, тревогу, смех), жестикулируют, то есть задействуют кисти рук, мышцы лица. Всё это обеспечивается слаженной работой нескольких зон коры, подкорковых ядер, черепными и спинальными нервами. Итак, за что отвечают различные доли головного мозга?

Интересно! Головной мозг людей изучен менее чем наполовину!

Лобная доля левого полушария мозга

Отвечает за движение, способность говорить, индивидуальность, мышление. – это часть мозга, отвечающая за эмоции, поведение, мышление.

Моторная зона коры

Отвечает за активность поперечно-полосатой мускулатуры правой половины тела, координированность точных движений, ориентирование на местности. В этот отдел идут импульсы от внутренних органов. При её повреждении возникает атаксия, парез конечностей, расстройство работы сердца, сосудов, дыхания. Ниже на картинке представлена топическая принадлежность органов и частей тела к прецентральной извилине.

Речедвигательная зона

Обеспечивает работу мышц лица для произнесения сложных слов, фраз. Другими словами, она отвечает за формирование речи. У всех правшей речедвигательная зона в левом полушарии занимает большую площадь, чем в правом.

При разрушении этой зоны человек теряет способность говорить, но может кричать или петь без слов. А также утрачивается чтение про себя, формулировка мыслей, а вот способность понимать речь не страдает.

Теменная доля

Тут располагается зона чувствительности кожи, мышц, суставов. В левую гемисферу идут импульсы с рецепторов кожи рук, ног, туловища справа. При повреждении этой зоны возникает нарушение чувствительности в некоторых частях кожи, способность определять предметы на ощупь. Утрачивается осязание, изменяется восприятие температуры, боли правых конечностей, а также туловища справа.

Височная доля

Слуховая зона отвечает за слух, вестибулярную чувствительность. При разрушении зоны слева наступает глухота с правой стороны, а также резко снижается способность слышать на левом ухе, движения становятся неточными, возникает пошатывание при ходьбе (см. ). Рядом расположен слуховой центр речи, благодаря которому люди понимают обращённую речь и слышат свою.

Зона вкуса и обоняния работает вместе с желудком, кишечником, почками, мочевым пузырём, а также половой системой.

Затылочная доля – зрительная зона

Зрительные волокна на основании мозга также перекрещиваются, как и слуховые. Таким образом, в зрительную часть левого полушария идут импульсы с обеих сетчаток глаз. Поэтому при повреждении этой зоны полная слепота не наступает, а страдает только половина сетчатки слева.

Затылочная часть мозга также отвечает за зрительный центр речи, способность узнавать написанные буквы и слова, поэтому люди могут читать текст. На картинке представлены отделы мозга, отвечающие за поведение, память, слух, осязание.

Отличие левого полушария от правого

Как уже стало ясно, в обеих гемисферах имеются речевые, зрительные, слуховые и другие зоны. Так в чём же отличие между ними? Только ли в контроле над противоположными половинами тела? Конечно же, нет!

Особенности левого полушария:

  1. Логика, анализ, мышление.
  2. Числа, математика, просчёт.
  3. Поэтапное решение сложных задач.
  4. Способность понимать буквально.
  5. Чёткие факты, доводы, без лишней информации.
  6. Обучение иностранным языкам, умение контролировать речь.

Все о и функции, нарушения и их последствия.

Полезно узнать, что такое : роль в организме человека, признаки дисфункции.

Все о : от анатомии до заболеваний.

За что отвечает правое полушарие мозга?

  1. Интуиция, воображение, эмоции.
  2. Восприятие, музыкальность, художественность.
  3. Фантазия, яркие краски, способность мечтать.
  4. Создание образа по описанию, пристрастие к мистике, загадкам.

Как определить доминирующее полушарие?

Говорят, что у правшей более развито левое полушарие, а у левшей наоборот. Это не совсем так. Человек может писать левой рукой, но быть прирождённым математиком, скептиком, логиком и аналитиком, совершенно не увлекаться живописью, музыкой и при этом не верить в мистику. На самом деле трудно сказать, какое именно полушарие доминирует, ведь оба они работают, когда это требуется.

Рад вас приветствовать, уважаемые читатели моего блога! Как и обещал в предыдущей статье, сегодня мы будем рассматривать, за что отвечает правое полушарие мозга. А также хочу предложить комплексный подход, чтобы развить обе половины. Тогда вы будете успешным в любой деятельности, а также научитесь мастерски управлять своими руками, при чём, выполнять различные функции одновременно.

Функции

Правое полушарие отвечает за нашу творческую часть, то есть умение фантазировать, обрабатывать информацию, которая поступает в виде образов, символов.

Помогает распознать невербальные проявления человека, которые, как вы знаете, очень важны в процессе общения, так как сигналы тела являются истинными и правдивыми. Именно благодаря этой части мозга мы можем рассматривать какую-либо ситуацию с разных сторон, давая объективную оценку и вообще, улавливать множество нюансов одновременно, успевая обрабатывать и систематизировать их.

Человек, у которого больше развита логика, не понимает шуток и всё воспринимает буквально. Напротив, творческая личность в этом плане очень пластична, мыслящая с помощью метафор. Она способна писать стихи, музыку, рисовать и хорошо разбираться в людях, потому что интуитивна и чувствительна. Хорошо ориентируется на местности, опять — таки благодаря способности нестандартно подходить к решению задач, складывая пазлы в одну картинку в своём воображении.

Конечно же, если вы поднимаете левую руку или ногу вверх, это значит, что противоположное полушарие включилось в работу, так как левая сторона вашего тела подчиняется именно ему. Принято считать, что ориентированность человека с доминирующей правой половиной направлена в окружающую среду, то есть вовне и называется экстраверсией.

Он более общителен, подвержен эмоциям и минутным порывам. Действует не по чёткому плану, а исходя из ситуации, подстраиваясь под изменчивые условия. Чтобы узнать, какая половина более развита у вас, можете поэкспериментировать, выполнив задания, изложенные , про левое полушарие мозга.

Упражнения

  1. Итак, чтобы прокачать свою творческую часть, вам следует посещать выставки, музеи, арт-галереи, и, конечно же, пробовать себя в написании стихотворений, рассказов, практиковать рисование, пусть даже абстрактное и понятное только вам. Танцы помогают скоординировать движения, что так же благоприятно сказывается на развитии.
  2. Начните выполнять техники визуализации, которые поспособствуют скорейшему достижению ваших целей, а также помогут развить способность фантазировать и мечтать. Это делать легко, изучите только для начала , где я подробно рассказываю обо всех нюансах практики.
  3. Медитация нелегко даётся людям, у которых хорошо развито логическое мышление, но она очень эффективна для них. И не только для расширения границ сознания, умения отходить от чёткой структуры и мыслить объёмно, но и для улучшения качества жизни и здоровья. Начните с самой простой медитации, ориентированной на дыхание и умение концентрироваться. Подробную инструкцию вы найдёте .
  4. Помассируйте своё левое ухо, это поможет активизировать правую половину мозга. Подходит в тех случаях, когда необходимо творчески подойти к решению какого-либо вопроса, опереться на свою интуицию.
  5. Творчество не ограничивается рисованием и стихами, читайте анекдоты и смотрите юмористические передачи, смех будет не только активизировать работу мозга, но ещё и улучшать самочувствие, предупреждая возникновение депрессии. К тому же, вы в курсе, что люди, использующие в своей речи юмор и сарказм, имеют высокий уровень интеллекта?
  6. При прослушивании музыки пробуйте прислушиваться к своим ощущениям, дыханию. Пусть образы, ассоциации и картинки свободно кружат в вашей голове, не контролируйте их, пытаясь избавиться. Просто понаблюдайте за ними, как невольный зритель спектакля, который организовали ваше сознание и подсознание.

Комплексный подход развития обоих половин мозга

Как я уже говорил, немаловажным является скоординировать работу обоих половинок, чтобы расширить их возможности и функции, за которые они ответственны. Тогда креативный подход в решении даже самых сложных задач будет вам обеспечен, а также увеличится быстрота и эффективность обработки информации.

  1. Сядьте удобно с ровной спиной, выберите перед собой какую-то точку, на неё вы должны будете сконцентрироваться. Примерно через минуту попробуйте своим периферическим зрением, не отрывая глаз от выбранной точки, рассмотреть, что находится слева от вас, а потом уже справа.
  2. Одной рукой гладьте себя по животу, а другой выполняйте постукивающие движения по голове. Сначала медленно, чтобы приспособиться, со временем наращивая темп.
  3. Также развитие обоих полушарий обеспечит вам такое задание: палец одной руки приложите к кончику своего носа, а другой рукой возьмитесь за ухо, противоположное ей. К примеру, левое ухо должна взять правая рука. Как только возьметесь, хлопните в ладоши и сделайте то же самое, поменяв положение рук. То есть, носа касаются пальцы совсем другой руки, точно та же схема с ушами.
  4. Вытяните перед собой руки, одной из них рисуйте в воздухе, к примеру, квадрат, а другой круг. Когда почувствуете, что появились успехи, придумайте новые фигуры для освоения.

Заключение

Выполняйте упражнения, и со временем вы заметите, как проще стало принимать решения и выполнять привычную работу, общаться с людьми и прочее. Можете периодически проверять уровень интеллекта, насколько он повышается и меняется. Подробнее об этом можете узнать из статьи

Наш мозг загадка, но на страницах этого блога, я буду собирать информацию обо всех возможных способах его развития. Подписывайтесь на обновления, что бы не пропустить выхода новых статей. Пока, пока.



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Жена сергея лаврова - министра иностранных дел Жена сергея лаврова - министра иностранных дел Урок-лекция Зарождение квантовой физики Урок-лекция Зарождение квантовой физики Сила равнодушия: как философия стоицизма помогает жить и работать Кто такие стоики в философии Сила равнодушия: как философия стоицизма помогает жить и работать Кто такие стоики в философии