Заболевания органов дыхания у детей лекция по дисциплине. Ателектаз или ателектатическая пневмония у детей. Осмотр носа и носовой полости

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

С первым вздохом малыша у него начинается новая жизнь, и работа всей дыхательной системы ребенка вступает в новое русло. Поступающий через дыхательную систему кислород обеспечивает жизнь, запуская все жизненно важные процессы. И если на любом участке этой системы произойдет сбой, замедляется и нарушается обмен веществ, что становится причиной торможения развития ребенка. И здесь важно вовремя начать лечения, не упуская драгоценного времени.

Каким же заболеваниям подвержена система органов дыхания?

На самом деле их довольно много, но чаще всего детей беспокоят такие болезни органов дыхания, которые мы опишем кратко.

Ринит

Аденоидит

– это воспаление лимфоидной ткани. Имеет три степени заболевания. При 1 степени – проявляется затрудненным дыханием во время сна. 2 степень – ребенку трудно дышать и днем и ночью, из-за разросшихся аденоидов. При 3 степени заболевания, так увеличиваются в размерах, что ребенок дышит исключительно через рот. Причины возникновения – слабый иммунитет, хронические заболевания, авитаминоз.

Гайморит

– воспаление гайморовых пазух. Причины такого воспаления в инфекции, не долеченном насморке, искривление носовой перегородки, как осложнение аденоидита. Бывает острым и хроническим

Симптомы острого гайморита – слизисто-гнойные выделения из носа, головная боль, особенно при наклонах головы. Хронический гайморит – плавно вытекает из острого. Появляется неприятный запах из носа. Во время обострения повышается температура. Существует опасность осложнений: менингит, абсцесс мозга.

Ангина

– инфекционное заболевание с поражением миндалин. Причина – инфицирование стрептококком, стафилококком, пневмококком, а также аденовирусом. Воспалительные гнойные процессы в носоглотке также являются причиной заражения. В детском возрасте воспаление миндалин – частое заболевание. Пик обычно приходится на весну и осень.

Симптомы: покраснение горла, увеличение миндалин, белесый налет, при фолликулярной ангине на миндалинах образуются точки с гнойным содержимым. Почти всегда ангина сопровождается высокой температурой.

Важно! Не пускать лечение ангины на самотек! Опасна серьезными осложнениями, такими как отит, отек гортани, холецистит, орхит, ревматизм, менингит.

Ларингит

– это воспалительный процесс, протекающий в гортани. Возникает на фоне других заболеваний верхних дыхательных путей. Отличительные признаки – , осиплость голоса, при глотании, но боль локализуется не в миндалинах, а именно в гортани.

Бронхит

– воспаление бронхов, которое является как следствие простуды, . Симптомы: грудной надрывный кашель, боль за грудиной, затрудненное дыхание. Бывает двух видов: острый и хронический. Осложнения после острого бронхита – эмфизема легких, пневмония.

Астма

Бронхиальная астма – заболевание аллергической этиологии, характеризующееся приступами удушья. Диатез в раннем возрасте, атапический дерматит, хронический бронхит, предшественники астмы. Пыльца, шерсть животных, медикаменты и даже табачный дым, могут быть аллергенами, способствующими бронхиальной астме.

Важно! Затрудненное дыхание по причине отека слизистой бронхов – главный симптом астмы. Отдышка, дыхание со свистом, приступы непрекращающегося кашля.

Пневмония

Пневмония – инфекционное заболевание, как осложнение перенесенного бронхита. Может развиться и как самостоятельное заболевание. Бывает крупозная и очаговая. Первые признаки – резкая головная боль с повышением температуры до 40 градусов. Ребенка бьет озноб. Мучающий кашель, и даже потеря сознания.

Важно! Тяжелее всего протекает заболевание у маленьких детей. И без того тяжелое заболевание может перейти в экссудативный плеврит.

Плеврит

Воспаление плевры, возникающее из-за поражения легких – это плеврит. Основной симптом – боль в области лопаток, в грудной клетке, сухой кашель. В тяжелых случаях с высокой температурой.

Абсцесс легких

Тяжелейшим осложнением пневмонии может стать абсцесс легких. Это нагноение, заканчивающееся омертвением легочной ткани. Делится на три вида заболевания: острый, затяжной, хронический. Общие симптомы – слабость, вялость, повышенное потоотделение, изначально сухой кашель. Абсцесс вызывает интоксикацию организма.

Своевременно начатое лечение болезней органов дыхания у детей позволит избежать различных осложнений!


Насморк – это один из симптомов простудного заболевания. Помимо жидких выделений из носа, у человека проявляется заложенность, которая мешает спать по ночам. Избавиться от этого состояния помогают специальные спреи или капли. Но бывают случаи, когда заложенность не...


Это средство уникально воздействует на организм при заложенном носе и насморке. Стоит отметить, что препарат использовали еще наши бабушки, которые, кстати, прекрасно разбирались в ее применении. Странно, конечно, что нынешнее поколение предпочитает использовать капли,...


Заложенность уха сильно усложняет состояние пациента. Простуда предоставляет массу дискомфорта человеку. Ринит доставляет множество неприятных симптомов, частично лишая пострадавшего обоняния, снижает аппетит, затрудняет дыхание и приводит к заложенности уха. Почему...


Появление ринита у малыша, не означает, что его следует оградить от всего мира, а тем более от прогулок на свежем воздухе. Педиатры утверждают, что гулять с крохой очень даже полезно, особенно если малыша болен. Большинство родителей интересуются: «Можно ли гулять с...


Затрудненное дыхание всегда неприятно, особенно когда страдает ребенок. Детки тяжело переносят любые болезни, даже если это обычная заложенность носа. Такое состояние настораживает родителей. Заложенность носа у ребенка без соплей имеет множество причин и видов....


Оптимальное лечение будет назначено после тщательного обследования у лечащего врача. При своевременно оказанной медицинской помощи насморк у ребенка пройдет через неделю адекватной терапии. Если же лечение было начато поздно либо врач назначил неправильные лекарства...


Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

На тему: «Заболевания органов дыхания у детей».

Выполнила: Куликова Ксения

Введение

Заболевание органов дыхания у детей

Ринофарингиты

Острые бронхиты

Острый обструктивный бронхит

Острые пневмонии

Литература

Введение

Дыхательный аппарат человека состоит из носа, глотки, гортани, трахеи, бронхов и легких.

Различают верхние дыхательные пути, к которым относятся нос с придаточными пазухами? глотка, делящаяся на верхний отдел (носоглотку), средний и нижний отделы, гортань и трахея. Бронхи и легкие составляют нижние дыхательные пути.

Дыхание совершается автоматически и управляется дыхательным центром, заложенным в продолговатом мозгу. У взрослого число дыханий в минуту равно 16-24, у детей дыхание чаще.

Нормальную физиологическую функцию дыхания могут нарушить различные болезненные процессы в воздухоносных путях или в самой легочной ткани.

Заболевания органов дыхания у детей - очень распространенное явление. Существуют их многочисленные виды и подвиды. Разные заболевания органов дыхания у детей имеют различную этиологию и патогенез. Часть из них трудно отнести к опасным болезням, но некоторые дают очень серьезные осложнения.

Заболевания органов дыхания у детей

Заболевания дыхательной системы многообразны и возникают в результате инфекций, аллергических реакций и воздействия различных провоцирующих факторов.

К основным видам дыхательных патологий в детском возрасте можно отнести ринит, ларингит, ангину, трахеит, бронхит, тонзиллит, фарингит, пневмонию, легочные микозы, болезни плевры и заболевания, относящиеся к группе острых респираторных вирусных инфекций.

Ринофарингиты детей раннего возраста

Всякий ринит грудного ребенка является непременно ринофарингитом, так как процесс локализуется одновременно в носу и в носоглотке, а иногда и в гортани, трахее, бронках и легких. Ринофарингит представляет нервнорефлекторную реакцию слизистой оболочки на раздражитель бактериальный, термический, механический и химический. Ринофарингит - болезнь всего организма с ярким местным проявлением.

Клиника. Из носа показывается жидкость, сначала светлая, прозрачная, скоро выделения становятся слизисто - тягучими или гнойными. Температура повышается, но может оставаться и нормальной. Через несколько дней ребенок выздоравливает. Наиболее частым осложнением ринофарингита в раннем детском возрасте является острое воспаление среднего уха.

Лечение. Поражение верхних дыхательных путей имеют практически необозримое число лечебных рекомендаций. Десятки и сотни средств - как народных, эмпирических, так и научно обоснованных - предлагались и предлагаются для этой цели. Сделать рациональный выбор очень непросто. При этих обычно нетяжелых заболеваниях лечение не только имеет целью смягчить те или иные симптомы, но и в не меньшей степени удовлетворяет внутреннюю потребность родителей помочь своему ребенку.

Режим. Особое внимание следует уделить поддержанию в помещении нормальной температуры (около20 градусов С), понижению температуры воздуха в комнате на 3 -4 градуса С во время сна ребенка, частому проветриванию помещения.

Капли в нос. Сосудосуживающие капли следует принимать не более 1 - 2 дней в начале заболевания при обильном жидком отделяемом из носа. Более длительное их применение может усиливать отек слизистой оболочки из - за сужения посткапиллярных сосудов. Следует избегать введение масел в нос. Использование капель, содержащих антибиотики, крайне не желательно из - за опасности развития аллергии.

дыхательный патология ангина пневмония

Общее инфекционное заболевание с выраженными воспалительными изменениями небных миндалин и в значительно меньшей степени всего лимфаденоидного кольца глотки. При заболевании третьей носоглоточной миндалины ангину называют носоглоточной; при заболевании язычной миндалины болезнь носит название язычной ангины.

Возбудителями ангин могут быть различные микробы.

Принято различать следующие виды ангин: 1) катаральная ангина, при которой воспалительный процесс проявляется преимущественно на поверхности слизистой оболочки; 2) лакунарная, при которой видимые изменения сосредоточены в криптах; 3) фолликулярная, при которой видимый процесс больше всего выражен в паренхиме миндалин. Эта классификация условна, так как чаще всего бывают комбинированные формы, где все элементы ткани миндалины поражаются одновременно.

Симптомы: болезнь начинается ощущением разбитости, головной болью, болью в глотке, в суставах и во всем теле, часто ознобом; одновременно повышается температура, которая может дойти до 40градусов С и выше. Из - за сильных болей, вызываемых актом глотания, ребенок часто старается не есть и не глотать слюны. Миндалины увеличены и больной ощущает их как инородное тело.

Одновременно с миндалинами вовлекается в воспалительный процесс и мягкое небо; оно становится отечным и менее эластичным, краснеет. Язык обложен - симптом, указывающий на общую интоксикацию.

Диагноз ставится на основании анамнеза, клинической картины, фарингоскопии и обязательно бактериологического исследования. При всякой ангине следует исключить такие инфекции, как корь, скарлатина и дифтерия.

Лечение: постельный режим, покой, обильное питье, у детей старшего возраста применяют полоскания настоем ромашки и шалфея, раствором фурациллина, раствором соды. При тяжелой форме ангины с сильной интоксикацией, при осложнениях - антибиотики, пенициллинотерапия.

Профилактика. Ангина - капельная инфекция, поэтому следует избегать контакта с больным, не следует целовать больного ребенка и иметь общие с ним полотенце, носовой платок, посуду. Больных ангиной детей следует поместить в изолятор.

Острые бронхиты

Острый бронхит -- воспалительное заболевание бронхов преимущественно вирусной этиологии. Чаще всего бронхитом болеют дети грудного (во втором полугодии) и раннего возраста.

Этиология и патогенез. Острый бронхит у детей, как правило, вызывается вирусами парагриппа, гриппа, респираторно-синцитиальним аденовирусом, вирусом кори, а также микоплазмой, стафилококком, стрептококком, пневмококком. Факторами, которые способствуют заболеванию, является охлаждение и перегрев, загрязненный воздух.

Вирусы, размножаясь в эпителии дыхательных путей, повреждают его, снижают барьерные свойства стенки бронхов и создают условия для размножения бактерий и развития воспалительного процесса. Респираторные вирусы будут поражать нервные окончания, ганглии, нарушают нервную регуляцию бронхиального дерева и его трофику.

У детей (особенно раннего возраста) сужения дыхательных путей при бронхите предопределяется отеком слизистой оболочки и выделения секрета в просвет бронхов и меньшей мерой бронхоспазмом, который характерен для астматического бронхита (эквивалента бронхиальной астмы). Синдром обструкции бронхов клинически проявляется шумным дыханием со свистящим выдохом, который часто слышать на расстоянии от больного.

Клиника. Острый бронхит преимущественно является проявлением острой вирусной инфекции. Сначала повышается температура тела, появляются ринит, фарингит (покашливание), иногда ларингит (хриплый голос), трахеит (боль за грудиной, сухой болезненный кашель), конъюнктивит. Кашель сухой, потом более мягкий, влажный. При перкусии в легких определяют ясный легочный звук с коробочным оттенком, выслушивают сухие, а затем и среднепузыристые хрипы на выдохе, продленный выдох. Хрипы преимущественно рассеяны, симметричны, после кашля количество их намного уменьшается. Одышка не является выраженной. Рентгенологически при остром бронхите обнаруживают симметричное усиление легочного рисунка в прикореневых и нижнемедиальных зонах.

Острый обструктивный бронхит

Для острого обструктивного бронхита характерным является свистящий выдох, какой слышно на расстоянии, разнообразные сухие хрипы на выдохе, участие в акте дыхания вспомогательных мышц, эмфизема. До конца первой недели болезни кашель становится влажным, температура тела снижается. Период обратного развития длится 2--3 недели. В анализе крови у больных острым бронхитом обнаруживают лейкопению или умеренный лейкоцитоз, увеличение ШОЕ.

Лечение. Режим постельный в течение 2--3 дней. В лихорадочном периоде показанным является увеличенное количество настоя шиповника, клюквенного морса, чая с лимоном, теплого боржома, молока с медом, при гипертермии -- чаю с малиной, липовым цветом, мятой. Специфическая терапия ГРВИ начинается из закапывания интерферона лейкоцитарного по 0,25 мл в оба носовых хода каждые 2 год в первые два дня болезни; при аденовирусной инфекции назначают закапывание в нос по 3--4 капли и в конъюнктивный мешок 1--2 капли каждые 3 год раствора дезоксирибонуклеазы (2 мг в 1 мл изотонического раствора натрия хлорида).

Если есть лихорадка, назначают уксусно-водные растирания, внутрь-- амидопирин, анальгин (0,01 г/кг), отвлекающие средства (горчичники, растирание мазью календулы). При болезненном кашле делают паровые ингаляции с 2 % раствором натрия гидрокарбоната или ацетилцистеином, отсасывают слизь из верхних дыхательных путей. Отхаркивающие средства можно рекомендовать детям, старше 1 года (отвар алтея, мукалтин, сок подорожника, бромгексин, пертусин). При обструктивном бронхите назначают сборы трав: травы фиалки трехцветной и чебреца, листья подбела, плодов аниса, плодов шиповника. По 1 чайной, десертной, столовой ложке смеси (в зависимости от возраста) заливают 200--300 мл кипятка; употребляют настой по 50--60 мл 5--6 раз в день. Аскорбиновую кислоту, тиамин, рибофлавин дают вовнутрь в дозах, которые превышают физиологичную потребность в 2--4 разы.

Физиотерапевтическое лечение: в стационаре назначают электровихревые токи (ЕВС) на грудную клетку, УФО местное.

Антибиотикотерапия при остром бронхите целесообразна лишь для детей первых месяцев жизни с отягощенным преморбидным фоном (родовая травма, глубокая недоношеность, гипотрофия), при подозрении на наслоение бактериальной инфекции. Назначают пеницилин, оксациллин, ампиокс, гентамицин и другие, нитрофураны и сульфаниламиды при средней тяжести бронхита у детей старшего возраста.

Острые пневмонии

Пневмония - это группа различных по этиологии, патогенезу и морфологической характеристике острых очаговых инфекционно-воспалительных заболеваний легких с преимущественным вовлечением в патологический процесс респираторных отделов и обязательным наличием внутриальвеолярного воспалительного экссудата. Диагностируется пневмония при наличии синдрома дыхательных расстройств и физикальных данных в сочетании с очаговыми или инфильтративными изменениями на рентгенограмме.

Характер возбудителя и, часто, его лекарственная чувствительность во многом зависят от условий, в которых произошло инфицирование.

Пневмонии у новорожденных. У новорожденных преобладает внутриутробное и нозокомиальное инфицирование. Внебольничные пневмонии наблюдаются у доношенных, в основном после 3-6 недель жизни, у недоношенных - после 1,5-3 недель. Внутриутробные пневмонии чаще вызываются стрептококками группы B и грамотрицательными бактериями.

Для возникновения пневмонии необходим комплекс патогенетических факторов: определенный путь заноса инфекции, нарушение защитных механизмов дыхательных путей и ослабление иммунологических защитных сил организма. Предрасполагающими факторами могут быть: перинатальная патология, неблагоприятный преморбидный фон (рахит, анемия, хронические расстройства питания), пороки сердца и легких, патология органов дыхания, повторные ОРВИ, наследственные заболевания, плохие социально-бытовые условия и др.

Возможны 3 пути проникновения возбудителей пневмонии в легкие: аэрогенный (бронхогенный), гематогенный и лимфогенный (из соседнего участка легочной ткани). Наиболее часто в нижние дыхательные пути попадает микрофлора из носо- и ротоглотки и при аспирации больших количеств содержимого ротоглотки у больных без сознания, при нарушении акта глотания, при ослаблении кашлевого рефлекса.

Проникновение возбудителя в легочную ткань в сочетании с нарушением системы местной бронхопульмональной защиты.

Классификация

I. По условиям инфицирования:

1. Внебольничная.

2. Внутрибольничная (госпитальная) - возникает через 72 часа после госпитализации или через 72 часа после выписки из стационара.

3. Врожденная (внутриутробная), возникшая в пределах 72 часов после родов.

4. Приобретенная (постнатальная):

внебольничная;

госпитальная.

5. Вентиляторассоциированная:

ранняя (до 72 часов на ИВЛ);

поздняя (более 72 часов на ИВЛ).

6. Пневмонии у лиц с иммунодефицитами.

II. По клинико-рентгенологическим данным:

1. Очаговая.

2. Очагово-сливная.

3. Сегментарная.

4. Крупозная (долевая, плевропневмония).

5. Интерстициальная.

III. По течению:

1. Острое (до 6 недель).

2. Затяжное (от 6 недель до 8 месяцев).

IV. По осложнениям:

Осложненная.

Неосложненная.

V. По степени тяжести:

Нетяжелая.

Критериями тяжелого течения пневмонии являются: спутанность сознания, бред, цианоз; гиперпирексия (температура более 390С); дыхательная надостаточность (одышка более 30 в мин., рО2 артериальной крови менее 60 мм. рт. ст., Sа О2 менее 90%); сердечно-сосудистая недостаточность (тахикардия, не соответствующая степени выраженности лихорадки); двустороняя или многодолевая пневмоническая инфильтрация;

Очаговые пневмонии - наиболее распространенная форма пневмоний; тяжесть состояния ребенка во многом зависит от размеров очага.

Начало заболевания острое, часто - на фоне респираторной инфекции. Температура субфебрильная или фебрильная, но может быть нормальной. Ухудшается общее состояние. У грудных детей первые симптомы заболевания связаны с интоксикацией, проявляющимся беспокойством, возбуждением, нарушением сна и аппетита. Появляются катаральные изменения в носоглотке, насморк, чихание, кашель, цианоз носогубного треугольника. Характер кашля может быть от покашливания до частого, изнурительного, с трудно отходящей мокротой. Соотношение частоты дыхания и пульса снижается до 1: 2,5 - 1: 2 (у здоровых детей - 1: 3). Тоны сердца приглушены, умеренная тахикардия, печень увеличена. Аускультативно выслушиваются жесткое или ослабленное дыхание, усиленная бронхофония, сухие и влажные звучные разнокалиберные хрипы.

Для картины крови характерна анемия, лейкоцитоз, нейтрофилез, сдвиг лейкоцитарной формулы влево, умеренное увеличение СОЭ. На рентгенограмме легких выявляются очаговые тени средней и слабой интенсивности размером 1,5 - 2,5 см, обогащенный сосудистый рисунок, особенно в местах очаговых теней, с реакцией лимфатического аппарата легкого. В период разрешения бронхопневмонии очаговые тени становятся нечеткими, количество их уменьшается.

Очагово-сливные пневмонии характеризуются поражением нескольких сегментов или всей доли, причем на фоне затемнения часто выделяются более плотные тени очагов с выраженной клеточной инфильтрацией, имеющие склонность к деструкции. Очагово-сливные формы являются основным источником осложнений, характеризуются тяжелым течением, требуют проведения интенсивной антибиотикотерапии с первого дня лечения путем назначения препаратов или их комбинаций, способных воздействовать на всех вероятных возбудителей этих форм (стафилококк, пневмококк).

Сегментарные пневмонии характеризуются высокой температурой тела, выраженным токсикозом, дыхательной недостаточностью. Отмечается бледность кожных покровов, стонущее дыхание, болезненный сухой кашель, который затем становится влажным. Перкуторно над участком поражения легочной ткани определяется укорочение легочного звука, ослабленное дыхание, на фоне которого могут выслушиваться разнокалиберные влажные звучные хрипы. Анализ крови характеризуется умеренным лейкоцитозом, преимущественно нейтрофильного характера со сдвигом лейкоцитарной формулы влево, ускоренной СОЭ. Рентгенологически отмечаются гомогенные тени соответственно одного или нескольких сегментов, по форме приближающиеся к треугольнику, основание которого обращено к наружной поверхности легкого, а вершина - к его корню, с четкими границами, прилежащими к междолевой щели и примыкающему сегменту.

Крупозная пневмония наблюдается у детей дошкольного и школьного возраста, организм которых имел предшествующую сенсибилизацию к пневмококкам. У детей первого года жизни крупозная пневмония встречается редко. Чаще всего процесс локализуется в верхней или нижней доле правого легкого. Заболевание начинается внезапно. Температура повышается до 39 - 400 С, ухудшается общее состояние, беспокоит головная боль. У детей дошкольного возраста могут появиться бред, ригидность затылочных мышц, бледность кожи, нездоровый румянец (чаще на стороне поражения), элементы герпетической сыпи на губах и крыльях носа, одышка с участием вспомогательной мускулатуры. На стороне поражения отмечается западение надключичной ямки, отставание одной половины грудной клетки в акте дыхания, ограничение подвижности нижнего края легкого, ослабление голосового дрожания, усиленная бронхофония. Кашель болезненный, малопродуктивный. Мокрота вязкая, стекловидная, может быть "ржавой". При глубоком вдохе может быть боль в боку. Перкуторно на стороне поражения регистрируется укорочение легочного звука, аускультативно - ослабление дыхания. Со 2 - 3 дня заболевания можно обнаружить бронхиальное дыхание, непостоянные нежные крепитирующие хрипы. Иногда хрипы присоединяются позже.

Характерной особенностью крупозной пневмонии у детей является то, что у многих больных в начале заболевания появляются боли в правой подвздошной области и около пупка, рвота, вздутие живота, расстройство стула. Это обусловлено висцеро-висцеральным рефлексом при локализации пневмонии в правой нижней доле, поэтому необходимо дифференцировать пневмонию с аппендицитом, гастритом, перитонитом. При локализации процесса в верхней доле правого легкого клиника пневмонии напоминает симптомы менингита: высокая температура, рвота, головная боль, ригидность затылочных мышц, клонические судороги. Для анализа крови характерны значительный лейкоцитоз, нейтрофилез, выраженный сдвиг лейкоцитарной формулы влево, ускоренная СОЭ. При рентгенологическом исследовании обнаруживаются очаги инфильтрации, занимающие всю долю или часть ее. Практически все случаи крупозной пневмонии протекают с вовлечением в процесс плевры, однако шум трения плевры можно выслушать не у всех больных. Интерстициальная пневмония является редкой формой и составляет менее 1% всех пневмоний. Этиология интерстициальной пневмонии различна: чаще это вирусы, пневмоцисты, патогенные грибы. Различают 2 варианта клинического течения интерстициальных пневмоний: острый (манифестный) и подострый (малосимптомный).

Острый тип чаще встречается у детей раннего и дошкольного возраста с явлениями аллергического диатеза. Характерно тяжелое течение с клиникой нейротоксикоза и дыхательной недостаточности. Затем присоединяется частый мучительный кашель. При перкуссии над легкими выслушивается тимпанический звук, аускультативно - единичные, нестойкие, высокочастотные сухие хрипы, реже - крепитирующие.

Клинические особенности пневмоний различной этиологии

Пневмоккоковая пневмония вызывается Str. pneumonia. Чаще протекает как крупозная пневмония, клиника которой описана выше.

Стафилоккоковая пневмония вызывается чаще золотистым стафилоккоком и характеризуется выраженной склонностью к деструкции. Возбудитель продуцирует ряд токсинов (коагулаза, гемолизин, лейкоцидин и др.), которые разрушают легочную ткань, вызывая в легких сливные бронхопульмональные очаги клеточной инфильтрации со склонностью к некрозу и образованию абсцессов. Начало пневмонии острое, с высокой лихорадкой, токсикозом. Отмечается одышка, стонущее дыхание, кашель. В легких выслушиваются притупление легочного звука, рассеянные сухие и разнокалиберные влажные хрипы, крепитация. Течение пневмонии тяжелое с вовлечением в процесс многих органов и систем. Рентгенологически определяется ограниченный негомогенный инфильтрат, который часто быстро увеличивается и становится плотным. Важным признаком является наличие воздушных полостей (булл) в уплотненных сегментах легкого. Буллы образуются на 2-5 день заболевания и исчезают самостоятельно через 1 - 1,5 месяца. Стафилококк вызывает пневмонии как внебольничные так и внутрибольничные, причем последние обусловливаются, как правило, полирезистентными штаммами.

Стрептококковая пневмония характеризуется бурным началом, выраженными симптомами интоксикации, ознобом на фоне скудной физикальной симптоматики. Обычно нет четких перкуторных данных, хрипов немного. На рентгенограмме определяются выраженные интерстициальные изменения с множественными округлыми очагами в стадии рассасывания. Для стрептококковой пневмонии типично значительное увеличение лимфатических узлов корня. Прогноз пневмонии обычно хороший.

Гемофилюсная пневмония характеризуется выраженными катаральными явлениями, с высокой температурой до 400С, токсикозом. В целом пневмонии, вызванные гемофилюсом и пневмококком различить трудно. Рентгенологическая картина весьма вариабельна - от негомогеной инфильтрации до полной очагово-сливной тени. Двусторонние поражения наблюдаются чаще, чем при пневмококковых процессах.

Псевдомонадная пневмония. В последние годы псевдомонас стал ведущим возбудителем внутрибольничной инфекции, он высевается из ингаляторов, кислородных аппаратов, инструментов. Как правило, болеют дети, получавшие антибиотики и заболевшие в условиях стационара. В клинической картине пневмонии псевдомонадной этиологии преобладают симптомы интоксикации (вялость, адинамия, бледность кожных покровов) при относительно незначительных признаках дыхательной недостаточности на фоне нормальной температуры тела. Перкуторная картина обычно пестрая, хрипы мелкопузырчатые. Поражение двустороннее: иногда, начавшись в одном легком, процесс через 2-5 дней захватывает и второе. Рентгенологически определяются двусторонние сливные очаговые тени малой интенсивности, разной величины, без четких границ, на фоне избыточного сосудисто-интерстициального рисунка. Заболевание прогрессирует с развитием пневмоторакса. Пневмоторакс требует обычно введения дренажа, через который долго отходит скудное отделяемое. Гемограмма характеризуется сдвигом лейкоцитарной формулы влево при незначительном лейкоцитозе, ускоренной СОЭ до 25-30 мм/ч.

Пневмонии, вызванные грамотрицательными бактериями кишечной группы, чаще встречаются у детей первых месяцев жизни, особенно у тех, которые длительно получали антибиотики. Клинически они во многом напоминают пневмонии, вызванные псевдомонасом, но имеют некоторые рентгенологические отличия. Обычно это двусторонние пневмонии. На рентгенограмме определяются сливные тени средней плотности в виде "лучистости", без четких границ с мелкими множественными полостями деструкции. Часто развивается тотальный или парциальный пневмоторакс с довольно массивными наложениями на плевре.

Лечение. Показания к госпитализации:

тяжелое или осложненное течение пневмонии;

неэффективность терапии в амбулаторных условиях в течение 24-36 часов;

пневмония у детей раннего возраста;

группа часто болеющих детей, страдающих повторными пневмониями и ОРЗ в анамнезе;

дети из сельской местности;

дети, бывшие в контакте с инфекционными больными;

неблагоприятные социальные и жилищные условия;

невозможность обеспечить лечение и уход за ребенком на дому.

Показания к госпитализации в процессе лечения:

присоединение внутрилегочных и внелегочных осложнений (плеврит, ателектаз);

распространение очагов воспаления на другие отделы легких;

присоединение вирусной инфекции, утяжеляющей течение пневмонии;

отсутствие эффекта от лечения в первые 3-4 дня, сохранение высокой температуры тела. Детей дошкольного и школьного возраста при неосложненной пневмонии можно лечить амбулаторно при соблюдении определенных условий: ежедневное врачебное наблюдение; хорошие условия быта и уход за ребенком; обеспечение необходимого обследования и лечения.

В остром периоде болезни показан постельный режим, а затем щадящий режим с обязательным дневным сном.

Питание должно быть полноценным, с достаточным количеством белков, жиров, углеводов и витаминов. В первые дни заболевания при лихорадке и интоксикации пища должна быть жидкой или полужидкой. Рекомендовано обильное питье: чай, фруктовые соки, минеральная вода, бульон.

До нормализации температуры тела необходимо дополнительное введение жидкости (для детей раннего возраста "питание + жидкость" должны составлять 140-150 мл/кг/сут.).

Антибактериальная терапия Пневмонии у новорожденных. Лечение пневмонии у новорожденного ребенка практически всегда проводится в стационаре. Антибиотики вводятся парентерально. При внутриутробных пневмониях препаратами выбора являются ампициллин, ампициллин/сульбактам в сочетании с аминогликозидами. При листериозе препаратом выбора является ампициллин в сочетании с гентамицином. Следует подчеркнуть, что листерии устойчивы к цефалоспоринам. Поэтому допустимо комбинировать цефалоспорины с ампициллином. В лечении нозокомиальных пневмоний, особенно поздних ВП, предпочтительна комбинация ингибиторозащищенных пенициллинов или цефалоспоринов III поколения с аминогликозидами. При подозрении на пневмоцистную инфекцию применяют котримоксазол, при грибковой этиологии - флуконазол.

При неосложненных пневмониях, особенно в амбулаторных условиях, предпочтительно введение антибиотиков внутрь. Если терапия была начата с парентерального введения препаратов, то по достижении эффекта следует перейти на пероральное введение антибиотика (ступенчатая терапия). Не доказана эффективность одновременного назначения противогрибковых препаратов (нистатин, леворин), антигистаминных препаратов.

Лечение детей первых 6 месяцев жизни при типичных формах проводится, как правило, в условиях стационара с использованием парентерального введения антибиотиков. При типичных пневмониях назначают амоксициллин клавуланат, ампициллин/сульбактам, ампициллин парентерально. Альтернативными антибиотиками являются цефалоспорины II и III поколений или цефазолин в комбинации с аминогликозидами. Препаратами выбора при атипичных формах являются современные макролиды. При анаэробной инфекции эффективны ингибиторозащищенные пенициллины, линкомицин, клиндамицин, метронидазол.

У детей в возрасте от 6 месяцев до 6 лет лечение нетяжелых, неосложненных пневмоний проводится амбулаторно с назначения пероральных препаратов. Антибиотиками первого выбора являются амоксициллин и макролиды, альтернативными - амоксициллин/клавуланат, цефуроксим/аксетил. У детей со склонностью к аллергическим реакциям предпочтительно назначать современные макролиды.

У детей в возрасте от 6 до 15 лет нетяжелые пневмонии лечатся в основном на дому с использованием пероральных препаратов. При типичной форме показаны амоксициллин, современные макролиды и др. При атипичной пневмонии лечение целесообразно начинать с макролидов.

Тяжелые формы пневмоний у детей всех возрастов, как правило, являются показанием к госпитализации. В стационаре желательно проводить ступенчатую терапию. Предпочтительны ингибиторозащищенные пенициллины, цефалоспорины II-III поколений.

Полный эффект: падение температуры тела ниже 37,50С через 24-48 ч при неосложненной и через 3-4 сут при осложненной пневмонии на фоне улучшения общего состояния и аппетита, уменьшения одышки. В эти сроки рентгенологические изменения не нарастают или уменьшаются.

Частичный эффект: сохранение фебрильной температуры тела после указанных выше сроков при уменьшении выраженности токсикоза, одышки, улучшении аппетита и отсутствии отрицательной рентгенологической динамики. Наблюдается обычно при деструктивных пневмониях и/или при метапневмоническом плеврите. Смены антибиотика не требует.

Отсутствие эффекта: сохранение лихорадки при ухудшении общего состояния и/или нарастании патологических изменений в легких или плевральной полости (увеличение объема выпота и его цитоза). При хламидиозе, пневмоцистозе отмечается нарастание одышки и гипоксемии. Отсутствие эффекта требует смены антибиотика.

Профилактика пневмоний должна начинаться еще до рождения ребенка. Предупреждение респираторных и других инфекций, правильное питание матери, строгие ограничения в отношении приема ею антибактериальных препаратов являются важными составляющими факторами антенатальной профилактики.

Профилактика пневмоний во многом зависит от работы родовспомогательных учреждений. Предупреждение асфиксии и травм, стафилококковых и других инфекций в родах снижает вероятность бронхолегочных заболеваний в последующие годы. После рождения ребенка в профилактике пневмоний важное место занимает защита его от ОРИ, особенно в эпидемически неблагоприятные периоды года.

Борьба за естественное вскармливание, своевременное введение прикорма, рациональное питание детей, находящихся на искусственном вскармливании, являются важным звеном в комплексе профилактических мероприятий по повышению резистентности организма ребенка к инфекционным заболеваниям. Для детей раннего возраста одним из методов профилактики пневмоний является своевременное выявление и лечение рахита, хронических расстройств питания, анемии, диатеза, так как эти заболевания предрасполагают к болезням органов дыхания. В плане повышения сопротивляемости организма ребенка внешним воздействиям (теплу, холоду) закаливание может быть порой самым эффективным средством защиты. Закаливающим действием обладают воздушные ванны, которые ребенок должен получать, начиная с рождения, влажные обтирания с переходом к обливанию вначале ног, затем туловища (с постепенно снижающейся температурой воды), солнечные ванны.

Важное значение имеют санация хронических очагов инфекции, тщательное наблюдение за детьми, страдающими ОРИ, бронхитами, особенно протекающими на фоне сопутствующих заболеваний (рахит, анемия, хронические расстройства питания, диатезы). Поэтому этапное комплексное обследование, лечение и наблюдение позволяют предотвратить развитие предрасположенности к бронхолегочным заболеваниям.

Литература

1. Болезни органов дыхания у детей. Под редакцией С.В. Рачинского, В.К. Таточенко.

2. Болезни уха и верхних дыхательных путей в детском возрасте. А.И. Фельдман и С.И. Вульфсон.

3. Новиков Ю.К. Алгоритмы выбора антибактериальной терапии при внебольничных пневмониях. Русский медицинский журнал. - 2000.

4. Справочник по лечению детских болезней / Под ред. М.В. Чичко.

5. Большая медицинская энциклопедия. М., 1989

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Острая дыхательная недостаточность, возникающая при острых повреждениях легких различной этиологии и характеризующаяся некардиогенным отеком легких, нарушениями внешнего дыхания. Особенности развития и течения РДС у детей. Клинические симптомы, лечение.

    презентация , добавлен 10.04.2014

    Воспалительное заболевание бронхов различной этиологии. Формы бронхитов и бронхиолитов у детей: острый, хронический, рецидивирующий, обструктивный. Механизм обструкции бронхов. Этиология, клинические проявления, критерии диагностики заболевания; лечение.

    презентация , добавлен 26.01.2017

    Характеристика желудочно-кишечных расстройств детей раннего возраста. Исследование этиологии, патогенеза и клинической картины простой диспепсии. Симптомы обезвоживания у ребенка. Лечение и профилактика токсической диспепсии. Степени тяжести эксикоза.

    презентация , добавлен 26.05.2014

    Клинические формы неспецифических заболеваний легких. Эпидемиология, предрасполагающие факторы, этиология, клинические особенности и классификация бронхитов. Острые респираторные заболевания у детей, методы их лечения. Механизмы защиты дыхательных путей.

    презентация , добавлен 12.12.2014

    Симптомы заболеваний органов дыхания. Основы углекислотной теории дыхания К.П. Бутейко. Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой. Исследование значимости применения методов лечебной физкультуры при заболеваниях органов дыхания у детей возраста 5-7 лет.

    дипломная работа , добавлен 10.06.2015

    Анатомо-физиологические особенности дыхательной системы у детей. Симптомы бронхиальной астмы. Диагностика пневмонии, лечение. Изучение использования методов электрофореза и ингаляционной терапии в реабилитации больных с заболеваниями органов дыхания.

    курсовая работа , добавлен 18.12.2015

    Пневмония как острое инфекционное поражение нижних отделов дыхательных путей. Развитие пневмонии у людей старческого возраста, ее проявления. Возбудитель заболевания, факторы риска. Классические клинические симптомы пневмонии у грудных детей, лечение.

    презентация , добавлен 17.09.2015

    Значимые анатомо-физиологические особенности развития новорожденного. Формирование структуры легких. Верхние дыхательные пути: придаточные пазухи носа, носовая полость, глотка. Особенности топографии нижних дыхательных путей у детей раннего возраста.

    презентация , добавлен 17.11.2014

    Статистика заболеваемости и смертности от туберкулеза. Клинические формы первичного туберкулеза у детей: диссеминированный, очаговый, кавернозный туберкулез легких. Туберкулез периферических лимфатических узлов. Профилактика и лечение заболевания у детей.

    курсовая работа , добавлен 24.11.2010

    Теоретические аспекты анализа болезней органов пищеварения. Боли в животе и болезни пищевода. Исследование этиологии, патогенеза, клинической картины дискинезии желчевыводящих путей. Особенности диагностики и основные методы лечения заболевания у детей.

Пожалуй, главным показателем жизнеспособности человека можно назвать непрерывный обмен газов между организмом и окружающей его средой, то есть дыхание. Заболевания дыхательной системы приводят к понижению возбудимости дыхательного центра с дальнейшим появлением проблем с дыханием (боли при вдохе, выдохе, отдышка, кашель и др.).

По строению дыхательная система (ДС) человека состоит из верхних и нижних дыхательных путей:

  • Воздухопроводящие органы - нос, гортань, трахея и бронхи;
  • Легкие, в альвеолах которых осуществляется газообмен.

Из этого следует, что патогенные факторы, вызывающие болезни дыхательной системы человека, могут размножаться не только в дыхательной части - легких, но и в носоглотке.

Индивидуальность структуры и состояние защитной системы ДС, возрастные особенности и большое количество этиологических факторов характеризуют многообразие клинико-морфологических проявлений, определяющих в свою очередь заболевания органов дыхания.

Причины

К факторам, определяющим характер патологического процесса, относят:

  • Возбудители инфекционных болезней;
  • Химические и физические агенты.

В первой группе ведущую роль отводят таким возбудителям, как пневмококки, стрептококки, стафилококки, микобактерии туберкулеза, вирусы гриппа, группа морфологически и клинически подобных острых воспалительных заболеваний органов дыхания.

Болезни и травмы органов дыхания могут возникать при контакте с бытовыми аллергенами, пыльцой растений. Травмам могут послужить профессиональные факторы, к примеру, электросварка - соли никеля, испарения стали; попадание инородного тела.

В целом, заболевания органов дыхательной системы классифицируют на группы, в зависимости от причины их возникновения:

  • Инфекционные. Попадая в организм, патогенный фактор вызывает воспалительный процесс (пневмония, бронхит);
  • Аллергические. Реакция организма на контакт с аллергеном (бронхиальная астма);
  • Аутоиммунные. Зачастую относятся к наследственным разрушениям органов и тканей под действием собственной иммунной системы (муковисцидоз, идеопатический гемосидероз легких).

Рассматривая причины возникновения заболевания дыхательной системы человека, нельзя не отметить нынешний образ жизни: курение, злоупотребление алкоголем, трудоголизм. Большинство проводят рабочие дни в непроветриваемых помещениях, переполненных людьми, и дышат воздухом из кондиционеров. Неправильно организованный режим дня способствует снижению защитных функций организма, провоцируя развитие аллергических, инфекционно-воспалительных недугов органов дыхания.

Заболевания органов дыхания у детей

Болезни органов дыхания занимают ведущее место среди патологий, развивающихся в детском возрасте. Организм ребенка так же, как и взрослый может столкнуться с инфекционными возбудителями, которые размножаются в слизистых оболочках дыхательных путей, вызывая разнообразные виды недугов. Рассмотрим основные болезни органов дыхания у детей.

Ринит - воспалительный процесс в слизистой оболочке носовых пазух. Выделяют три формы недуга:

  • острая;
  • хроническая;
  • аллергическая.

Ринит аллергического характера представляет собой нарушение тонуса сосудов слизистой носа, вызванное раздражением рефлексогенных зон под влиянием аллергенов различной природы.

Острая форма обычно проявляется на фоне респираторных инфекций (ОРВИ, корь, дифтерия и др.). Причиной появления хронической формы является длительный или периодически возникающий острый ринит.

К заболеваниям органов дыхания у детей относят трахеит, фарингит, ларингит, бронхит, которые зачастую имеют причинно-следственную связь между собой. Если трахеит сочетается с ларингитом или бронхитом - это ларинготрахеит и трахеобронхит соответственно.

Поставить диагноз и назначить грамотное лечение может только врач-педиатр.

ОРВИ при несвоевременном лечении всегда вызывают осложнения, связанные с поражением дыхательной системы, и пневмония у ребенка тоже не редкость.

Дети в младшем возрасте подвергнуты влиянию так называемых детских болезней, сопровождающиеся сбоями в органах дыхания: коклюш, дифтерия, круп.

Следует отметить, что дыхательные пути у ребенка отличаются меньшими размерами и более узкими проходами, нежели у взрослых, поэтому больше подвержены воздействию различных факторов, способствующих развитию болезни органов дыхания и их предупреждение должно быть своевременным.

Профилактика заболеваний органов дыхания

Система дыхания - совокупность органов, обеспечивающих подачу кислорода в организм и имеющая собственные механизмы защиты, предотвращающие сбои в функционировании системных процессов.

Профилактика заболеваний органов дыхания - необходимая поддержка, в которой нуждаются физиологические процессы для нормального функционирования.

Профилактические действия в первую очередь заключаются в закаливании организма, и не имеет значение взрослый это или ребенок. Включает в себя ряд процедур, направленных на повышение устойчивости организма к резким перепадам температуры (переохлаждение, перегревание).

Мероприятия, связанные с мобилизацией внутренних сил человека, повышают иммунитет, вырабатывают стойкость к влиянию неблагоприятных факторов окружающей среды.

Профилактика болезней органов дыхания заключается в нехитрых общих действиях:

  • организация правильного образа жизни;
  • соблюдение рациона питания;
  • занятия спортом;
  • закаливающие процедуры;
  • дыхательная гимнастика.

Если были замечены признаки возникновения простудного недуга, дабы избежать обострений, хорошей профилактикой заболеваний дыхательной системы станут ингаляции. И совсем не обязательно часами сидеть над кастрюлей с вареной картошкой, дыша ее парами. Современные ингаляторами (небулайзеры) имеют небольшие размеры, обеспечивают распыление препарата малыми фракциями в самые отдаленные участки дыхательных путей, где и достигается наилучший результат.

Разнообразие моделей позволяет подобрать необходимое устройство, которое может стать незаменимым помощником для профилактики бронхиальной астмы, лечения бронхитов, трахеитов, ларингитов и др. В качестве лекарства используют средства, назначенные врачом или обычный физиологический раствор.

Профилактика заболеваний органов дыхания у детей заключается в своевременном и правильном лечении простудных заболеваний. То есть не стоит пренебрегать первыми симптомами проявления ОРЗ/ОРВИ, требуется обеспечить должный уход за ребенком, проветривать помещение, следовать рекомендациям врача-педиатра. При отсутствии высокой температуры обязательно прогуливаться на свежем воздухе, организовать питьевой режим.

Лечение заболеваний органов дыхания

Недуги, которым подвергается дыхательная система человека, имеют различную природу возникновения. Очаг воспаления и его масштабы распространяются на области воздухоносных путей, легких и плевры.

Несмотря на схожесть симптоматики каждой болезни, ее правильная трактовка обеспечит постановку точного диагноза с последующим назначением комплексного лечения заболеваний органов дыхания:

  • этиотропная терапия направлена на устранение основной причины появления недуга;
  • симптоматическое лечение (снижение проявлений основных симптомов);
  • поддерживающая терапия (восстановление отдельных функций организма, нарушенных в ходе патологического процесса).

В зависимости от природы возникновения, характера протекания, масштаба поражения и возраста больного назначаются следующие виды лекарственных препаратов:

  • антибактериальные;
  • жаропонижающие;
  • муколитические;
  • бронхолитические;
  • антигистаминные;
  • мочегонные;
  • стимуляторы дыхания.

Помимо этого, в комплекс мер, направленных на выздоровление, входит дыхательная гимнастика, массаж при заболеваниях органов дыхания.

Упражнения подразделяют на три основные группы:

  • динамические;
  • статические;
  • специальные.

Целью является оказание тонизирующего влияния с дальнейшей нормализацией дыхательных функций.

Массаж носа и носогубного треугольника стимулирует рефлекс, способствующий более глубокому дыханию. Массаж грудной клетки обеспечивает укрепление дыхательной мышцы, повышая ее эластичность, устраняя застойные явления.

Физиотерапия при заболеваниях органов дыхания назначается в зависимости от их вида и стадии протекания.

Основные задачи:

  • активизация обменных процессов;
  • стимуляция крово и лимфообращения;
  • устранение бронхоспазмов;
  • предотвращение прогрессирования недуга.

Мероприятия такого рода имеют и свои противопоказания, в частности гнойные процессы, сложное протекание, легочно-сердечная недостаточность. В любом случае комплексный подход к выздоровлению назначает опытный врач.

Подробнее о заболеваниях органов дыхания

Таблица болезней органов дыхания

Дыхательный комплекс органов включает воздухоносные пути и респираторный отдел. В зависимости от локализации патологического процесса, выделяют три основные группы недугов.

Классификация болезней дыхательной системы:

1. Заболевания верхних дыхательных путей

Болезни горла:


Болезни носа и околоносовых пазух:

  • Ринит;
  • Синуситы (гайморит, фронтит, этмоидит, сфеноидит);

2. Заболевания нижних отделов дыхательных путей

  • Бронхит;
  • Бронхиальная астма;
  • Бронхоэктатическая болезнь;

3. Заболевания легких

  • Пневмония;
  • Плеврит;
  • Хроническая обструктивная болезнь легких (ХОБЛ).

Заболевания дыхательной системы -таблица:

У детей раннего возраста болезни дыхательных путей протекают своеобразно. При любом насморке у грудных детей поражаются слизистые оболочки носоглотки, а иногда гортани, трахеи, бронхов и даже легких. Чем это объясняется? Такому развитию заболевания способствуют анатомо-физиологические особенности дыхательных путей у детей:

а) недоразвитые и маленькие полости носа, узкие носовые ходы;

б) нежная, богатая лимфатическими и кровеносными сосудами слизистая оболочка всех отделов дыхательных путей;

в) узкие, легко подвижные гортань, трахея и бронхи;

г) очень поверхностное неглубокое дыхание.

ОСТРЫЙ РИНИТ

Острый ринит (насморк) - воспаление слизистой оболочки носа.

Этиология. Причиной заболевания могут быть вирусы (наи­более часто риновирусы), микроорганизмы, воздействие аллер­гического, термического, механического и химического раздра­жителей.

Патогенез. В основе развития заболевания лежит нервно- рефлекторный механизм. Под влиянием различных этиологиче­ских факторов развиваются отек слизистой оболочки носа и ги­персекреция слизи, происходят отторжение эпителия и исчезно­вение ворсинок.

Клиническая картина. В течении острого ринита различают три стадии: I - сухая, или раздражения (до 1 сут, ино­гда и более), II - серозных выделений (2-3 сут) и III - слизисто- гнойных выделений, которая наступает на 3-4-е сутки от начала заболевания и длится несколько дней.

У детей старшего возраста вначале появляются ощущение сухости, жжение в носу и носоглотке, затруднение носового ды­хания, слезотечение, головная боль. Снижается обоняние. Голос принимает гнусавый оттенок. Через несколько часов появляется серозно-водянистое, затем более густое слизистое отделяемое. Выделения вызывают раздражение кожи преддверия носа. На­рушается общее состояние: появляются чувство недомогания, озноб, повышается температура тела.

Воспаление из носовой полости может распространяться на придаточные пазухи, слезно-носовой канал, барабанную по­лость, гортань, трахею, бронхи и легкие.

У детей грудного возраста ринит сопровождается воспали­тельным процессом со стороны глотки - ринофарингитом. На­рушение дыхания затрудняет кормление грудью. Ребенок берет сосок матери и быстро бросает. Недоедание приводит к наруше­нию сна, беспокойству, потере массы тела. Повышение темпера­туры может быть значительным и держаться в первые дни бо­лезни, а иногда и более продолжительное время. Стекание слизи по задней стенке глотки вызывает кашель, усиливающийся при дыхании через рот. Наиболее часто кашель проявляется ночью.

Аллергический ринит не сопровождается повыше­нием температуры тела. Отделяемое из носа не приобретает гнойного характера. Ребенок постоянно чихает, его беспокоит зуд глаз и носа. Слизистая оболочка носовых ходов бледная, без признаков воспаления. В мазках со слизистой носа определяют увеличенное число эозинофилов.


Лечение. Направлено на восстановление проходимости ды­хательных путей и устранение воспалительного процесса.

Для местного лечения применяют: 1) противовирусные мази (лейкоцитарный интерферон, 0,25%-0,5% оксолиновая, 0,5% флореналевая, 0,05% бонафтоновая, 0,25% риодоксоловая)", 2) капли с сосудосуживающим действием (0,05-0,1% раствор нафтизина, 0,05%-0,1% раствор галазолина)-, 3) лекарственные средства с антисептическим и вяжущим свойствами (1% рас­твор резорцина, 0,1% раствор риванола, 2% раствор колларго­ла, 20% раствор сульфацила натрия)-, 4) иммуностимуляторы., 5) капли сложного состава, содер­жащие антисептические, десенсибилизирующие, противовоспа­лительные и стимулирующие иммунитет препараты ("Пиносол").

Сосудосуживающие препараты следует применять в начале заболевания при обильном жидком отделяемом. После введения сосудосуживающих капель закапывают лекарственные препара­ты с антисептическим действием. Необходимо избегать дли­тельного использования сосудосуживающих средств, поскольку их применение более 2-3 дней может усилить отек слизистой оболочки носа.

Детям грудного возраста сосудосуживающие капли рекомен­дуется вводить за 15-20 мин до кормления, чтобы во время еды ребенок мог дышать носом и отделяемое из носа не попало в слуховую трубу. При серозных выделениях помимо капель мож­но использовать введение лекарственных средств путем распы­ления (инсуфляции).

В лечении широко используется рефлекторная терапия (гор­чичники к икроножным мышцам, сухая горчица в носки к по­дошвам, горячие ножные или общие теплые ванны, парафино­вые или озокеритовые башмачки).

Для предупреждения инфицирования барабанной полости медицинской сестре следует обучить детей правильному очище­нию носа - поочередно каждый носовой ход. Необходимо контролировать у ребенка своевременность смены носовых платков При раздражении кожи вокруг носа выделениями ее рекоменду. ется смазывать стерильным маслом (вазелиновым или расти­тельным). После тепловых процедур ребенка необходимо тепло одеть или уложить в постель.

Фарингит

Это воспаление слизистой оболочки и лимфоидной ткани глотки. Фарингит может быть острый и хронический. Чаще болеют дети в возрасте 4-7 лет.

Этиология. Возбудителями являются бактерии и вирусы.

Клиническая картина. Отмечаются повышение температу­ры тела, недомогание, головная боль, «першение в горле» (зуд, ощущение инородного тела), сухость в глотке, боль при глотании, сухой навязчивый кашель («дерет горло»). Появ­ляется осиплость голоса, рвота, боли в животе.

Диагностика. При объективном обследовании выявляются гиперемия и «зернистость» (гипертрофия глоточной лимфо­идной ткани) задней стенки глотки, секрет на слизистой.

Осложнения. Воспалительный процесс в носоглотке часто приводит к развитию острого среднего отита у маленьких де­тей. Одним из осложнений является воспаление лимфоузлов брыжейки.

Принципы лечения. Теплое питье, паровые щелочные ин­галяции, полоскание глотки, голосовой режим. Прием по­ливитаминов, симптоматическая терапия. Хорошим эффек­том обладают препараты: биопарокс в ингаляциях, фалиминт, фарингосепт и другие. При сухом кашле назначаются сред­ства, блокирующие кашлевый центр: либексин, тусупрекс и другие.

Профилактика. Санация хронических очагов инфекции, закаливание, соблюдение гигиенических норм в быту, повы­шение иммунитета.

острый ларингит

Острый ларингит - воспаление слизистой оболочки гортани.

Этиология . Заболевание вызывается вирусами парагриппа, гриппа А, реже - респираторно-синцитиалъной и аденовирусной инфекцией. Нередко причиной острого ларингита могут быть бактерии, механические и химические раздражители. К разви­тию рецидивирующего острого стеноза гортани часто приводит аллергия.

Патогенез. Воспалительный процесс может локализоваться на слизистой оболочке надгортанника, голосовых складок, в подсвя­зочном пространстве или распространяться по всей гортани.

В результате воздействия этиологических факторов слизисш оболочка становится гиперемированной, отечной, усиливается секреция слизи. При локализации воспалительного процесса в подсвязочном пространстве (острый стеноз гортани) ведущим* компонентами патологического процесса являются отек, гапер- секреция слизистой, спазм мышц гортани.

Клиническая картина. Заболевание начинается с общего недомогания, появляется хриплый голос, грубый, сухой, "лаю­щий" кашель. Затем он становится влажным, отделяется скудная мокрота. Возможно повышение температуры. При осмотре об­наруживается гиперемия задней стенки глотки. Обычно к 5-м) дню наступает выздоровление.

Лечение. Важный момент в лечении - соблюдение голосово­го режима. Запрещается громкий разговор, крик. Из пищи необ­ходимо исключить горячие и острые блюда. Рекомендуются теплое питье, полоскание полости рта и зева щелочными раствора­ми, настоями шалфея, ромашки (1 чайная или 1 столовая ложка на 1 стакан воды). Показаны паровые (содовые) ингаляции. Используется отвлекающая терапия: горячие ножные ванны, горчичники на грудную клетку, теплые компрессы- на область шеи. Проводится этиотропное лечение.

Острый стеноз гортани (ложный круп) - форма ларингита, характеризующаяся преимущественной лока­лизацией воспалительного процесса в подсвязочном пространст­ве. Встречается обычно у детей с аллергической предрасполо­женностью в возрасте от 6 месяцев до 3 лет.

Клиническая картина. Острый стеноз гортани характеризу­ется триадой симптомов: стенотическим дыханием (с затруднен­ным вдохом), изменением голоса и грубым кашлем. Обычно синдром крупа развивается внезапно, чаще ночью. Ребенок ста­новится беспокойным, появляются кашель, осиплый голос, шумное дыхание, слышное на расстоянии, отмечается бледность кожных покровов.

В зависимости от выраженности стеноза и дыхательной не­достаточности выделяют четыре степени тяжести крупа. I сте­пень стеноза (компенсированная) характеризуется наличием гру­бого "лающего" кашля, осиплого голоса, шумного дыхания с не­большим втяжением яремной ямки при волнении, плаче или фи­зической нагрузке.

Стеноз II степени сопровождается более выраженными кли­ническими проявлениями: беспокойством, учащением кашля. Одышка становится постоянной, с участием в акте дыхания вспомогательной мускулатуры (втяжение межреберных проме­жутков, над- и подключичных ямок, раздувапие крыльев носа). Развивается выраженный цианоз носогубного треугольника, по­является тахикардия, которая не соответствует температуре тела. Отмечается сильная потливость.

III степень (декомпенсированная) - общее состояние ребенка тяжелое. Он возбужден, беспокоен, испуган, мечется в постели. Кожа бледная, покрыта липким холодным потом, отмечаются цианоз губ и акроцианоз. Резко выражена одышка с глубоким втяжением на вдохе эпигастральной области и всех податливых мест грудной клетки. Пульс частый, становится парадоксальным (выпадает пульсовая волна на вдохе), тоны сердца глухие.

IV степень (асфиксия) - общее состояние крайне тяжелое. Ребенок тщетно пытается сделать вдох, хватает воздух откры­тым ртом ("рыбье дыхание"), резко напрягает мышцы шеи. Бы­стро нарастает цианоз. Могут появиться судороги. Отмечается брадикардия. Пульс слабого наполнения, нерегулярный, тоны сердца приглушены. Артериальное давление снижается. Посте­пенно дыхание прекращается, после беспорядочных сокращений сердце останавливается.

Лечение. Острый стеноз гортани требует неотложной помо­щи и обязательной госпитализации в сопровождении медицин­ского работника.

Неотложная помощь состоит из мероприятий, направленных на восстановление проходимости дыхательных путей и устране­ние гипоксемии. Объем помощи определяется степенью стеноза и продолжительностью дыхательной недостаточности.

1. С целью уменьшения сухости слизистой оболочки дыхательных путей ребенку показано пребывание в атмосфере высокой влажности ("тропический климат"). Для разжижения и удаления мокроты рекомендуются теплое частое питье (раствор натрия бикарбо­ната или "Боржоми" с молоком), отхаркивающие микстуры (алтей, термопсис), ингаляции при температуре 30-32 °С ще­лочные, из настоя ромашки, шалфея, мать-и-мачехи, термопсиса, эвкалипта, над паром отварного картофеля.

2. Если отсутствуют лихорадка и симптомы сердечно-сосудистой недостаточности, используется рефлекторная терапия: горячие ножные или общие ванны. Температуру воды постепенно повы­шают от 37 до 40 °С. Показаны горчичники на грудную клетку и икроножные мышцы (при отсутствии аллергии), субэритемные дозы кварца на подошвы стоп, озокеритовые "сапожки".

3. Из медикаментов применяются бронхолитические (солутан, бромгексин, беродуал), седативные (бромиды, валериана, седук­сен) и антигистаминные препараты. При наличии обильной сли­зистой мокроты в носоглотке внутривенно вводят глюконат кальция.

4. После госпитализации ребенка назначают ингаляции увлаж­ненного кислорода со щелочами, минеральной водой, травами, протеолитическими ферментами (ацетилцистеин, дезоксирибо- нуклеаза, трипсин), кортикостероидными гормонами (гидрокор­тизон, преднизалон, дексаметазон), спазмолитическими и анти- гистаминными средствами.

5. В случае декомпенсированного стеноза гортани проводятся продленная назотрахеальная интубация и санация трахеобронхи- ального дерева. После санации ребенка помещают под тент или в кислородную палатку. В ограниченном объеме воздуха созда­ется микроклимат с высокой влажностью, повышенной концен­трацией кислорода и различных лекарственных веществ. Аэро­золи подаются под тент при помощи ультразвукового ("холод­ный туман") или обычного распылителя. По показаниям прово­дят инфузионную терапию, применяют мочегонные средства.

6. При выраженном стенозе гортани широко используется кор- тикостероидная терапия (гидрокортизон, дексаметазон, преднизолон).

7. Для снятия спазма назначаются спазмолитические препа­раты (эуфиллин, но-ита), при психомоторном возбуждении - оксибутират натрия, дроперидол.

8. При III, IV степенях стеноза в ряде случаев показаны трахеостомия и ИВЛ. Используются противовирусные средства (ин­терферон, противогриппозный гамма-глобулин). К назначению антибиотиков и сульфаниламидных препаратов подходят диф­ференцированно.

Уход. Ребенка следует поместить в отдельную палату, обес­печив психический и физический покой, полноценный пролон­гированный сон, свежий прохладный воздух, индивидуальный уход, при бодрствовании - организовать отвлекающий досуг.

Пища дается в полужидком виде. Способ кормления зависит от степени тяжести состояния. Полезно обильное теплое питье.

Зима – это не только Новый год, долгие выходные и лыжные прогулки – это еще и простуды. Респираторным заболеваниям, как и любви, все возрасты покорны, но малыши, чей иммунитет еще не работает в полную силу, особенно беззащитны перед такими болезнями. Заболевания органов дыхания у детей нередко проходят тяжело и требуют особого внимания, так как риск развития осложнений у детей выше, чем у взрослых.

Респираторные заболевания у детей и взрослых – самые распространенные инфекционные болезни в мире. На их долю приходится более 90% всех заболеваний, которые вызываются бактериями, вирусами или грибками. Каждый год в нашей стране регистрируется около 30 миллионов случаев ОРЗ – то есть они поражают каждого пятого жителя России.

2–3 раза в год ОРЗ болеют взрослые
6–10 раз в год ОРЗ болеют дети
38% заболевших ОРЗ составляют дети до 4 лет
34% людей, умерших от осложнений ОРЗ и ОРВИ – дети до 2 лет

Опросы показывают, что почти две трети россиян при первых симптомах респираторной инфекции отправляются не в поликлинику, а в аптеку, чтобы купить «что-нибудь от простуды». Многие вообще не доверяют медицине и предпочитают лечиться домашними средствами. Такая беспечность очень часто заканчивается осложнениями и распространением инфекции.

Респираторные заболевания особенно опасны для пожилых людей и для детей дошкольного возраста, поскольку у первых защитные силы организма уже ослабли, а у вторых иммунитет находится в процессе формирования и не всегда может дать отпор бактериям и вирусам.

Каковы же причины болезней органов дыхания у детей?

Конечно, прогулки по морозу в расстегнутой куртке и без шапки не добавляют здоровья, однако не это является основной причиной развития заболеваний дыхательных путей у детей. Переохлаждение лишь приводит к сужению капилляров и снижению иммунитета. Болезни органов дыхания у детей носят инфекционный характер, а инфекции гораздо проще проникнуть в организм, если его защита ослабла, пусть и всего на час.

Респираторные заболевания в основном передаются воздушно-капельным путем или через грязные руки. Они могут поражать верхние дыхательные пути и приводить к отиту, синуситу или ангине. Если инфекция распространяется на нижние дыхательные пути, развиваются пневмонии и бронхиты.

Часто виновником заболевания становятся бактерии, в частности стрептококки, стафилококки и гемофильная палочка. Но не реже медики имеют дело и с вирусами, в первую очередь – с вирусом гриппа. Очень часто на фоне вирусного респираторного заболевания возникает осложнение в виде бактериальной инфекции. Слизистая оболочка – первая линия обороны против бактерий, но при воспалении и раздражении, которые являются спутниками вирусных заболеваний дыхательных путей, она теряет свои защитные свойства.

На какие симптомы следует обращать внимание?

Врачи делят респираторные заболевания у детей и взрослых на две группы – заболевания нижних и верхних дыхательных путей. Собственно, общепринятой границы между верхними и нижними дыхательными путями не существует. К верхним относятся: нос и его придаточные пазухи, глотка и верхний отдел гортани. Областью нижних дыхательных путей считают легкие, трахею, гортань и бронхи.

На респираторные заболевания у детей указывают следующие признаки:

  • Заложенный нос, слизистые или слизисто-гнойные выделения из носа;
  • Чихание;
  • Кашель – как сухой, так и с отделением мокроты;
  • Боль в горле, налет на поверхности миндалин;
  • Увеличение шейных лимфатических узлов;
  • Повышение температуры тела (у маленьких детей она может повышаться быстро и очень значительно, до 40°С);
  • Тошнота и рвота, вызванные интоксикацией организма.

Если вы заметили у ребенка эти симптомы, не пытайтесь самостоятельно поставить диагноз. Отличить вирусную инфекцию от бактериальной, исходя только из симптомов, очень трудно. Выявить возбудителя болезни и назначить эффективное лечение можно только после лабораторной диагностики. Точный диагноз крайне важен, поскольку вирусные, бактериальные и смешанные инфекции лечатся по-разному.

Заболевания верхних и нижних отделов дыхательных путей могут протекать как в острой, так и в хронической форме. При этом стертая форма течения заболевания с малозаметными симптомами может соответствовать и острому, и хроническому процессу.

Если при остром течении заболеваний дыхательных путей у детей симптомы ярко выражены и вызывают беспокойство родителей, то при хроническом течении болезни признаки респираторных заболеваний часто игнорируются. И это очень опасно, так как именно хроническое течение инфекции чревато самыми серьезными осложнениями.

К развитию осложнений приводит и самолечение. Чаще всего домашняя «терапия» включает в себя средства, которые снимают симптомы, температуру, воспаление слизистых оболочек и кашель, но никак не воздействуют на причину болезни – вирусы и бактерии. В результате заболевание в ряде случаев может перейти в хроническую форму.

Нередко родители, видя, что «народные средства» не помогают, все же ведут ребенка к врачу. Но в таких случаях лечение длится дольше, поскольку болезнь уже бывает запущена.

Как правильно лечить болезни органов дыхания у детей?

Главное средство в борьбе с бактериальными инфекциями дыхательных путей у детей и взрослых – это антибиотики. Однако родители обычно относятся к ним с подозрением. Вокруг антибиотиков существует огромное количество мифов и заблуждений. А все потому, что люди порой очень слабо представляют себе, как эти средства работают. Попробуем разобраться в том, что же представляют собой антибиотики, зачем их назначают и способны ли они помочь вылечить респираторные заболевания у детей.

Миф №1. Антибиотики вызывают аллергию Это не совсем миф – аллергическая реакция действительно возможна. Но в арсенале у медицины очень много разных типов антибиотиков. И если один препарат конфликтует с иммунной системой пациента, врач немедленно подберет другой.

Миф №2. Антибиотики губят иммунитет Этот миф вообще не имеет под собой никаких оснований. Нет ни одного исследования, которое доказывало бы, что антибиотики ослабляют защитные силы организма. А вот запущенные болезни органов дыхания у детей, действительно, могут привести к угнетению иммунитета и частым повторным простудам.

Миф №3. Антибиотики убивают все живое Это тоже неправда. Более того – антибиотики не убивают абсолютно все вредоносные бактерии разом. Антибиотики – это не средство массового поражения, они действуют очень избирательно. Каждое средство предназначено для воздействия на определенный тип бактерий, и то, что поможет при стрептококковой инфекции, не поможет при заражении другой. Путаница происходит от того, что большинство антибактериальных средств называют «антибиотиками широкого спектра действия», и людям непосвященным кажется, что такие лекарства должны убивать множество типов бактерий. На деле же этот термин означает, что антибиотик эффективен в отношении нескольких десятков бактерий, но не более того.

Антибиотики постоянно совершенствуются, разрабатываются современные, еще более безопасные препараты, выпускаются новые удобные лекарственные формы – например, диспергируемые таблетки, которые растворяются в воде, что значительно облегчает их прием.
Нет причин опасаться антибиотиков – конечно, если их назначил врач, лекарства принимаются под его контролем и все рекомендации строго соблюдаются.

Антибиотики – это единственный известный медицине эффективный способ борьбы с бактериальными инфекциями, и никакой чай с малиной их не заменит.



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Жена сергея лаврова - министра иностранных дел Жена сергея лаврова - министра иностранных дел Урок-лекция Зарождение квантовой физики Урок-лекция Зарождение квантовой физики Сила равнодушия: как философия стоицизма помогает жить и работать Кто такие стоики в философии Сила равнодушия: как философия стоицизма помогает жить и работать Кто такие стоики в философии