Опорно-двигательный аппарат у детей. Особенности строения опорно-двигательной системы у детей

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

2.2 Особенности формирования опорно-двигательного аппарата

Источником развития детей, их естественной потребностью является движение, осуществляемое за счет работы скелетной мускулатуры и костной основы – скелета.

Скелет ребенка дошкольного возраста состоит преимущественно из хрящевой ткани, что обуславливает возможность дальнейшего роста. Однако мягкие и податливые кости под влиянием нагрузок изменяют форму.

Избыточная и неравномерная нагрузка, связанная с длительным стоянием, хождением, переносом тяжестей, сидением за несоответствующими росту столами, может отрицательно повлиять на развитие опорного скелета – изменить форму ног, позвоночника, свода стопы, вызвать нарушения осанки.

К концу дошкольного возраста в основном завершается формирование костного скелета кисти руки, что создает наряду с другими факторами возможность систематического обучения.

В период дошкольного детства происходит изменение формы черепа – увеличение лицевой его части.

В известной мере это связано с функцией жевания, которая формируется с момента прорезывания зубов.

Интенсивное развитие скелета у дошкольников тесно связано с развитием мускулатуры, сухожилий и суставно-связочного аппарата. У дошкольников наблюдается высокая подвижность в суставах, связанная с большой эластичностью мышц, сухожилий и связок.

Своеобразие мышечной системы состоит в маленькой толщине мышечных волокон, большим содержанием в мышцах воды, низким показателем мышечной силы.

Объем мышечных волокон заметно нарастает к 5 годам, одновременно увеличивается и мышечная сила, однако эти сдвиги неравнозначны в разных группах мышц. Глубокие спинные мышцы и в 6-7 летнем возрасте отличаются слабостью, они недостаточно укрепляют позвоночный столб. Слабо развиты и мышцы живота. Поэтому у дошкольников часты функциональные (нестойкие) отклонения осанки.

В этом возрасте сила мышц сгибателей выше мышц-разгибателей, что определяет особенности позы ребенка: голова слегка наклонена вперед, живот выпячен, ноги согнуты в коленных суставах. Вот почему так важны и необходимы упражнения для мышц, удерживающих позу, и для мышц разгибателей.

Медленно развиваются мелкие мышцы кисти. Только к 6-7 годам ребенок начинает овладевать более сложными и точными движениями кисти и пальцев. Этому способствуют упражнения с мячами, лепка, рисование и др.

У детей младшего дошкольного возраста слабо развит мышечный аппарат стопы, поэтому не следует позволять им спрыгивать с высоты.

Для укрепления свода стопы полезны систематические корригирующие упражнения. Необходимо большое внимание уделять спортивной обуви (плотный задник, эластичная подошва с каблучком, соответствующая размеру стопы стелька).

Показателем совершенствования костно-мышечной системы является развитие основных движений (бега, прыжков, метания, лазания) и физических качеств – силы, быстроты, ловкости, координационных способностей.

Движения детей младшего дошкольного возраста отличаются недостаточной координацией, нечетким ритмом, несогласованностью действий рук и ног. Развитие движений ребенка с возрастом происходит не только в результате укрепления костно-мышечного аппарата, но главным образом от совершенствования функции нервного аппарата и коры головного мозга.

Детям дошкольного возраста свойственна низкая выносливость мышечной системы. Статическое напряжение мышц ребенка может удерживаться только в течение короткого времени. Поэтому младшие дошкольники не в состоянии долго выполнять одинаковые движения, идти спокойным, равномерным шагом. Они то и дело меняют позу при стоянии или сидении.

У старших дошкольников мышцы становятся значительно сильнее, их выносливость несколько повышается, но и в этом возрасте ритмичность при ходьбе, а также неподвижная поза, особенно при сидении, сохраняются недолго. Низкой остается выносливость и по отношению к силовым напряжениям.

Однако под влиянием эмоционального возбуждения дошкольник может проявить большую силу и выносливость двигательного аппарата, не свойственную ему в обычных условиях, что нередко отрицательно сказываются на общем состоянии организма и, в частности, сердечно-сосудистой системы. Поэтому такие физические нагрузки, как подвижные игры, занятия гимнастикой, необходимо строго дозировать, соблюдая правило постепенного увеличения нагрузок.

Уровень развития основных движений и физических качеств зависит от постановки физического воспитания, проводимых на основе возрастных функциональных возможностей ребенка.

2.3 Особенности развития дыхательной и сердечнососудистой системы

Развитие дыхательной системы характеризуются увеличением объема легких и совершенствованием функции внешнего дыхания. К 3-4 годам устанавливается грудной тип дыхания, что происходит в результате развития дыхательной мускулатуры. Увеличивается глубина дыхания и, следовательно, насыщаемость крови кислородом. Нарастает жизненная емкость легких: с 400-500мл – в 3-4 года до 1500-2200мл – в 7 лет.

В 6-7- лет показатели функции внешнего дыхания (ЖЕЛ, частота дыхания, минутный объем дыхания) у мальчиков выше чем у девочек. При более редкой частоте дыхания большая величина минутного объема дыхания (как в состоянии покоя, так и при нагрузке) обеспечивается у мальчиков за счет глубины дыхания, т.е. более экономичного, чем у сверстниц.

Положительная динамика функции дыхания в большой мере связана с влиянием физических упражнений.

В первые годы жизни наблюдается особенно интенсивное развитие всей сердечно-сосудистой системы.

В период от 5 до 6 лет значительно ускоряется увеличение массы (до 80г) и объема сердца (до 90см 3).

С возрастом, при увеличении размеров сердца и выбрасываемого объема крови при каждом его сокращении, частота сердечных сокращений становится реже (до 80 ударов в минуту в старшем дошкольном возрасте).

Отличительной особенностью деятельности сердечно-сосудистой системы является неравномерность частоты и силы сердечных сокращений даже в состоянии покоя.

Эта неравномерность проявляется сильнее при воздействии физических нагрузок, возбуждении ребенка.

Артериальное давление у детей в связи с большой шириной сосудистого русла, большей эластичности сосудов и меньшей нагнетательной способностью сердца ниже чем у взрослых. Физические упражнения оказывают тренирующее воздействие на сердечно-сосудистую систему: под влиянием физических нагрузок вначале увеличивается частота пульса, изменяется максимальное и минимальное кровяное давление, улучшается регуляция сердечной деятельности. По мере тренировки реакция сердечно-сосудистой системы на физические нагрузки меняется: работа сердца становиться более экономичной, энергетические потребности обеспечиваются не частотой его сокращений, а увеличенным объемом выбрасываемой при этом крови.

В дошкольном возрасте особенно от 3 к 4 и от 6 к 7 годам, совершенствуется регуляция кровообращения. Более экономичным становиться кровоснабжение тканей в покое и на единицу выполненной работы, кровераспределение между работающими мышцами и различными тканями работающего организма.

Особый качественный скачок в совершенствовании регуляции кровообращения, приходящийся на период от 6 до 7 лет, диктует необходимость предъявления более щадящих нагрузок (особенно статических) в режиме деятельности детей 6 лет.

В первой из которых (контрольной) не проводилось специальной психологической подготовки; вторая же группа (экспериментальная) регулярно занималась целенаправленной психологической подготовкой к рождению и гармоничному развитию ребенка. Наблюдения проводились за их рожденными детьми и результатами через 7-10 месяцев после рождения; реакцией детей в младенческом возрасте на психологическую поддержку...

Младенцев; ¨ во-вторых, определить наличие взаимосвязи между течением беременности и родов и отклонением психического развития детей 1 года жизни; В своем исследовании мы использовали следующую диагностическую методику: Методика диагностики нервно-психического развития детей первого года жизни разработанную Э.Л. Фрухт по материалам Н.М. Щелованова, М.Ю. Кистяковой и С.М. Кривиной. В...

Опорно-двигательный аппарат аппарат состоит из костей, мышц, связок, сухожилий, хрящей, суставов и суставных капсул и предназначен для обеспечения изменения положения тела и передвижения в пространстве. Кости и их соединения составляют пассивную часть опорно-двигательного аппарата, а мышцы - его активную часть.

Опорно-двигательный аппарат у детей

К моменту рождения ребёнка процесс оссификации полностью не завершён. Диафизы трубчатых костей представлены костной тканью, а подавляющее большинство эпифизов, все губчатые кости кисти и часть трубчатых костей стопы состоят из хрящевой ткани. Точки окостенения в эпифизах начинают появляться только на последнем месяце внутриутробного развития и к рождению намечаются в телах и дугах позвонков, эпифизах бедренных и большеберцовых костей, а также пяточных, таранных и кубовидных костях. Точки окостенения в эпифизах остальных костей появляются уже после рождения в течение первых 5-15 лет, причём последовательность их появления достаточно постоянна. Совокупность имеющихся у ребёнка ядер окостенения представляет важную характеристику уровня его биологического развития и носит название "костный возраст".

Развитие костной системы у детей

После рождения ребёнка кости интенсивно растут, опорно-двигательный аппарат развивается. Рост костей в длину происходит благодаря наличию эпифизарного хряща (небольшой прослойки хрящевой ткани между окостеневающим эпифизом и диафизом). Периферический край этого хряща на поверхности кости называют эпифизарной линией. Эпифизарный хрящ выполняет костеобразующую функцию до достижения костью её окончательных размеров (18-25 лет). В последующем он замещается костной тканью и срастается с эпифизом. Рост кости в толщину происходит за счёт надкостницы, во внутреннем слое которой молодые костные клетки формируют костную пластинку (периостальный способ образования костной ткани).

Костная ткань новорождённых имеет порозное грубоволокнистое сетчатое (пучковое) строение. Костные пластинки немногочисленны, располагаются неправильно. Гаверсовы каналы выглядят неупорядочено разбросанными полостями. Объёмы внутрикостных пространств невелики и формируются с возрастом. По мере роста опорно-двигательного аппарата происходит многократная перестройка кости с заменой к 3-4 годам волокнистой сетчатой структуры на пластинчатую, с вторичными гаверсовыми структурами.

Формирование костной системы у ребенка

Перестройка костной ткани у детей происходит более интенсивно. Так, в течение первого года жизни перемоделируется 50-70% костной ткани, а у взрослых за год - всего 5%.

По химическому составу костная ткань ребёнка содержит больше воды и органических веществ и меньше минеральных веществ, чем у взрослых. Так, у новорождённых зола составляет 1/2 массы кости, а у взрослых - 4/5. С возрастом содержание в кости гидроксиапатита (основного её минерального компонента) увеличивается. Волокнистое строение и особенности химического состава обусловливают большую эластичность костей у детей и их податливость при сдавлении. Кости у детей менее ломкие, но легче изгибаются и деформируются.

Поверхности костей у детей сравнительно ровные. Костные выступы формируются по мере развития и активного функционирования мышц.

Кровоснабжение костной ткани у детей более обильное, чем у взрослых, за счёт количества и большой площади ветвления диафизарных, хорошо развитых метафизарных и эпифизарных артерий. К 2 годам у ребёнка складывается единая система внутрикостного кровообращения. Обильная васкуляризация обеспечивает интенсивный рост костной ткани и быструю регенерацию костей после переломов. Вместе с тем, богатое кровоснабжение с наличием хорошо развитых, перфорирующих ростковый хрящ эпиметафизарных сосудов создаёт анатомические предпосылки к возникновению у детей гематогенного остеомиелита (до 2-3 лет жизни чаще в эпифизах, а в более старшем возрасте - в метафизах). У детей старше 2 лет количество кровеносных сосудов в костях опорно-двигательного аппарата значительно уменьшается и вновь возрастает лишь ко времени препубертатного и пубертатного ускорения роста.

Особенности развития костной системы у детей

Надкостница у детей более толстая, чем у взрослых, в результате чего при травме возникают поднадкостничные переломы по типу "зелёной ветки". Функциональная активность надкостницы у детей существенно выше, чем у взрослых, что обеспечивает быстрый поперечный рост костей.

Во внутриутробном периоде и у новорождённых все кости заполнены красным костным мозгом, содержащим клетки крови и лимфоидные элементы и выполняющим кроветворную и защитную функции. У взрослых красный костный мозг содержится только в ячейках губчатого вещества плоских, коротких губчатых костей и эпифизах трубчатых костей. В костномозговой полости диафизов трубчатых костей находится жёлтый костный мозг, представляющий собой перерождённую строму с жировыми включениями. Наиболее выраженные изменения в костях происходят в течение первых 2 лет жизни, в младшем школьном возрасте и в периоде полового созревания. Лишь к 12 годам кости ребёнка по внешнему строению и гистологическим особенностям приближаются к таковым взрослого человека.

Формирование суставов у детей

Возрастные особенности суставов у детей

К моменту рождения суставно-связочный аппарат анатомически сформирован. У новорождённых уже имеются все анатомические элементы суставов, однако эпифизы сочленяющихся костей состоят из хряща.

Капсулы суставов новорождённого туго натянуты, а большинство связок отличается недостаточной дифференцировкой образующих их волокон, что определяет их большую растяжимость и меньшую прочность, чем у взрослых. Эти особенности определяют возможность подвывихов, например головки лучевой и плечевой костей.

Развитие суставов наиболее интенсивно происходит в возрасте до 3 лет и обусловлено значительным увеличением двигательной активности ребёнка. За период с 3 до 8 лет у детей постепенно возрастает амплитуда движений в суставах, активно продолжается процесс перестройки фиброзной мембраны суставной капсулы и связок, увеличивается их прочность. В возрасте 6-10 лет усложняется строение суставной капсулы, увеличивается количество ворсинок и складок синовиальной мембраны, происходит формирование сосудистых сетей и нервных окончаний синовиальной мембраны. В возрасте 9-14 лет процесс перестройки суставного хряща замедляется. Формирование суставных поверхностей, капсулы и связок в основном завершается лишь к 13-16 годам жизни.

Другие статьи на эту тему:

http://www.medmoon.ru

2.1. Значение опорно-двигательного аппарата

Опорно-двигательный аппарат человека включает в себя костную и мышечную системы. С его деятельностью связана одна из ведущих функций всего живого – движение. Нет ни одной формы человеческой деятельности, которая протекала бы без движений. «Все бесконечноеразнообразие внешних проявлений мозговой деятельности, – писал создатель русской физиологии И. М. Сеченов, – сводится окончательно к одному лишь явлению – мышечному движению». Скелет выполняет также опорную функцию для тела и защищает от повреждения нервную систему и внутренние органы.

У человека с функциями опорно-двигательного аппарата связано то, что обеспечило ему преимущество перед остальными представителями органического мира: сугубо человеческие качества – труд и речь, которые явились важнейшими движущими силами антропогенеза.

2.2. Роль движений в физическом и психическом развитии детей и подростков

Движения являются важнейшим фактором нормального развития ребенка. Согласно данным известного советского физиолога И. А. Аршавского, уже в эмбриональном периоде двигательная активность в значительной степени определяет темпы общего развития организма. Еще большее значение она приобретает в постнатальном развитии.

Около 50% своего времени младенец проводит в движении. Ограничивать его двигательную активность – значит тормозить развитие ребенка. Постоянные мышечные нагрузки благоприятным образом сказываются на развитии: улучшается состояние сердечно-сосудистой и дыхательной систем, увеличивается масса головного мозга, улучшается его функциональное состояние.

Особенно важную роль играют движения в психическом развитии ребенка. В лаборатории проф. М. М. Кольцовой были получены интереснейшие данные о влиянии двигательной активности на развитие функций мозга ребенка. По мнению М. М. Кольцовой, существуют две формы влияния движений на функции мозга: специфическая и неспецифическая. Первая связана с тем, что двигательные области головного мозга являются необходимым элементом его деятельности как целого (И. М. Сеченов, В. М. Бехтерев, Э. Ш. Айрапетьянц, А. С. Батуев). Вторая форма связана с влиянием движений на работоспособность корковых клеток, повышение которой способствует формированию новых условнорефлекторных связей и функционированию старых (М. М. Кольцова, 1973). Согласно данным М. М. Кольцовой, ведущее значение имеют движения рук, особенно тонкие движения пальцев. Оказалось, что дети в результате тренировки тонких движений пальцев очень быстро овладевают речью, значительно опережая группу детей, в которой эти упражнения не проводились.

Таким образом, движения ребенка представляют собой не только важный фактор физического развития, но и требуются для развития сугубо человеческих функций: речи и мышления, т. е. являются необходимым фактором нормального психического развития ребенка.

2.3. Значение знания физиологии опорно-двигательного аппарата для совершенствования учебно-воспитательной работы в школе

Совершенствование обучения, физического воспитания и военно-патриотической подготовки учащихся требует от педагогов знания анатомо-физиологических особенностей опорно-двигательной системы детей и подростков, физиологических основ физических упражнений и физического труда. Причины столь пристального внимания к развитию физических способностей ребенка вполне понятны. Организм человека на любом возрастном этапе представляет собой единое целое. Все его физиологические системы – нервная, опорно-двигательная, сердечно-сосудистая и т. д. – тесно взаимосвязаны, функциональные изменения в одной физиологической системе приводят к изменению деятельности другой. Так, например, нервная система управляет работой опорно-двигательной системы, нервные импульсы вызывают мышечные сокращения, обеспечивая их согласованность между собой, и меняют в мышцах интенсивность обменных реакций. Мышечная деятельность в разумных пределах в свою очередь оказывает тонизирующее влияние на функциональное состояние всех отделов нервной системы. Положительно влияет нормальная мышечная деятельность и на вегетативные функции организма: активизируется дыхание и работа сердечно-сосудистой системы, меняются процессы обмена веществ, процессы выделения и т. д.

Особое значение мышечная деятельность имеет для развивающегося организма ребенка. Ограничение подвижности или мышечные перегрузки нарушают гармоничность развития и являются важным патогенетическим фактором в развитии многих заболеваний. Вот почему обучение и воспитание предполагают не только развитие умственных способностей школьников, но и их физическое совершенствование. Вполне естественно, что эта задача ложится не только на плечи преподавателей физического воспитания и труда, но и является первостепенной задачей для каждого учителя и воспитателя.

http://www.studfiles.ru

В развитии ребенка большее значение имеет состояние опорно-двигательного аппарата - костного скелета, суставов, связок и мышц.
Костный скелет наряду с выполнением опорной функции осуществляет функцию защиты: внутренних органов от неблагоприятных воздействий - разного рода травм. Костная ткань у детей содержит мало солей, она мягка и эластична. Процесс окостенения костей происходит не в один и тот же период развития ребенка. Особенно бурная перестройка, костной ткани, изменения в скелете наблюдаются у ребёнка, когда он начинает ходить.
Позвоночник маленького ребенка почти целиком состоит из хряща и не имеет изгибов. Когда ребенок начинает держать голову, у него появляется шейный изгиб, обращенный выпуклостью вперед. В 6-7 месяцев ребенок начинает сидеть, у него появляется изгиб в грудной части позвоночника выпуклостью назад. При ходьбе образуется поясничная кривизна выпуклостью вперед. К 3-4 годам позвоночник ребенка обладает всеми характерными для взрослого изгибами, но кости и связки еще эластичны и изгибы позвоночника выравниваются в лежачем положении. Постоянство шейной и грудной кривизны позвоночника устанавливается к 7 годам, а поясничной - к 12 годам. Окостенение позвоночника происходит постепенно и завершается полностью только после 20 лет.
Грудная клетка новорожденного имеет округло-цилиндрическую форму, передне-задний и поперечный диаметры ее почти одинаковы. Когда ребенок начинает ходить, форма грудной клетки приближается к норме взрослого. Ребра у детей раннего возраста имеют горизонтальное направление, что ограничивает экскурсию (движение) грудной клетки. К 6-7 годам эти особенности не проявляются.
Кости рук и ног в процессе роста ребенка претерпевают изменения. До 7 лет происходит бурное их окостенение. Так, например, ядра окостенения в бедренной кости ребенка появляются в различных участках в разные сроки: в эпифизах - еще во внутриутробном периоде, в надмыщелках - на 3-8-м году жизни; в эпифизах голени - на. 3-6м годах, а в фалангах стопы - на 3-м году жизни.
Кости таза у новорожденного ребенка состоят из отдельных частей - подвздошной, седалищной, лобковой, сращивание которых начинается с 5-6 лет.
Таким образом, костная система детей до 7 лет характеризуется незавершенностью костеобразовательного процесса, что вызывает необходимость тщательно оберегать ее.
Мышечная ткань в раннем и дошкольном возрасте претерпевает морфологический рост, функциональное совершенствование и дифференцировку. Когда начинается прямостояние и ходьба, усиленно развиваются мышцы таза и нижних конечностей. Мускулатура рук начинает быстро развиваться в 6-7 лет после структурного оформления костной основы и под влиянием упражнения мышц кисти в результате, деятельности ребенка.
Своевременному развитию костно-мышечной системы и двигательных функций у детей раннего и дошкольного возраста во многом способствует правильная организация гигиенических условий, среды, питания и физического воспитания.

Теперь вы можете записаться к врачу, в клинику или диагностический центр онлайн, прямо у нас на сайте.
Специалисты со всей России с отзывами реальных людей. Отзывы публикуются только от людей, побывавших на приеме!
Записаться к врачу Записаться в клинику Записаться на диагностику

  1. Резкое мартовское похолодание может вызвать болезненный синдром сухого глаза Новости медицины
  2. Тысячам пациентов в Великобритании делают ненужные операции на открытом сердце Новости медицины
  3. Соя может увеличить продолжительность жизни после рака молочной железы Новости медицины
  4. В Китае число жертв птичьего гриппа превысило 160 человек Новости медицины
  5. Безглютеновые диеты повышают риск сахарного диабета 2-го типа Новости медицины

Оцените уровень бесплатной медицины в своем регионе

Может быть интересно:

  • Развитие и возрастные особенности костей туловища Анатомия человека
  • Учение о костях - остеология (osteologia) Анатомия человека
  • Болезни костно-мышечной системы Патологическая анатомия
  • Плоскостопие – предупредить проще, чем лечить! Педиатрия
  • Дети дошкольного возраста. Ходьба. Здоровье ребенка

http://medichelp.ru

Скелет новорожденного состоит из костной и хрящевой ткани. Костная ткань формируется постепенно и постепенно заменяется хрящевой тканью. К моменту рождения ребенка окостенелыми являются лиш диафизы длинных трубчатых костей.

Позвоночник на 39% состоит из хрящевой ткани. У детей в костной ткани органические элементы преобладают над неорганическими (соли кальция и фосфора), чем обусловлена большая эластичность скелета и легкое возникновение деформаций при его длительном напряжении и неправильном положении тела.

В первые годы жизни идет интенсивное окостенение и рост скелета. Начало и окончание окостенения отдельных частей скелета происходят в разные сроки, однако для каждой кости они примерно постоянны. В позвоночнике до 14 лет пространства между телами позвонков заполнены хрящом. На 14-15 году в хрящях рентгенологически можно выявить новые точки окостенения, и только к 20-21 году пластинки срастаются с телами позвонков. Срастание нижних отрезков грудины происходит в 15-16 лет, верхние отрезки срастаются к 20-25 годам. Поэтому вполне обьяснимо, что при неправильных положениях тела и длительном напряжении возможны разнообразные искривления позвоночника. Постоянство шейной и грудной кривизны позвоночника устанавливаются только к 7 годам, до этого возраста в положении лежа жэити изгибы сглаживаются. Поясничная кривизна устанавливается лишь в 17-18 лет. Сращение костей таза в единое тазовое кольцо происходит к 17 годам. В следствии этого при прыжках с высоты или ношении обуви на высоком каблуке у девочек могут происходить смещения и деформации тазовых костей.

Кости запястья у новорожденного лишь намечены, и развиваясь постепенно, становятся ясно видимы на рентгенограмме только к 7 годам. К этому же времени заканчивается окостенение фаланг пальцев. В связи с этим нельзя перегружать детей, особенно первого года обучения, письменной работой.

С костной системой связано развитие мышечной системы. Прежде всего развиваются крупные мышцы туловища и конечностей, к 6-7 годам они уже хорошо развиты. Мелкие мышцы развиваются гораздо медленнее и к этому же возрасту еще не развиты. В связи с этим дети младшего возраста в значительной степени овладевают основными видами естественных движений, но движения с точой координацией даются им с трудом. С нарастанием мышечной массы повышается работоспособность организма, совершенствуется координация движений, которая связана преимущественно с тренировкой анализаторов и ЦНС.

Особое значение уделяется осанке. Осанкой называют привычную позу в спокойном состоянии при ходьбе и положении стоя. Она зависит от состояния позвоночника и мускулатуры, окружающей позвоночный столб и тазовый пояс. При нормальной осанке условная вертикальная ось проходит по линии, соединяющей середину темени и стопы; плечи отведены несколько назад, лопатки прижаты к грудной клетке, живот слегка выдается вперед. Такую нормальную осанку ребенок имеет уже к семилетнему возрасту. Осанка обусловлена наследственно, но ведущую роль в ее формировании играют условия внешней среды.

Еще по теме Особенности строения опорно-двигательного аппарата у детей и подростков.:

  1. Реферат. Особенности строения опорно-двигательного аппарата у детей и подростков0000, 0000
  2. Глава 19. Двигательная реабилитация спортсменов после оперативных вмешательств на отдельных звеньях опорно-двигательного аппарата (М.Ф. Цыкунов, К.М. Шубин, О.И. Золина, В.С. Харенков)
  3. 6.1. КОСТНО-СУСТАВНОЙ аппарат. АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ. РАЗВИТИЕ КОСТНОЙ ТКАНИ

Состоит из скелета (костей), мышц, связок и суставов. Эти структуры образуют полости для внутренних органов, защищают внутренние органы, а также обеспечивают двигательные акты.

Скелет образует структурную основу тела, определяет его форму и размеры. В скелете взрослого человека насчитывается более 200 костей, которые прежде всего выполняют опорную функцию и являются своеобразными рычагами при осуществлении двигательных актов. Вместе с этим кости активно участвуют в процессах обмена веществ: накапливают минеральные соли и, при необходимости, снабжают их организма (в основном соли кальция и фосфора). В костях также содержится кроветворная ткань — красный костный мозг.

Кости содержат примерно 60% минеральных веществ, 30% органических компонентов (в основном белок оссеин и тела костных клеток-остеобластов) и 10% воды. Такое соединение веществ в строении костей обеспечивает им значительную прочность (в 30 раз прочнее кирпича и в 2,5 раза прочнее гранита) и большую упругость, эластичность и вязкость (в 9 раз превышает вязкость свинца). Кости характеризуются значительным запасом надежности (например, бедренная кость выдерживает нагрузку в 1,5 тонны). У детей трубчатые кости растут в длину за счет хрящей между концами костей (эпифиза) и их телом (диафизом), а в толщину — за счет поверхностной ткани — надкостница. Плоские кости растут во всех направлениях только за счет надкостницы. На момент окончания роста тела человека хрящи во многих костях заменяются на костную ткань. Развитие скелета у мужчин заканчивается в 20-24 года, а у женщин — в 17-21 год.

Отдельные кости и даже, части скелета созревают в различные периоды. Так, до 14 лет окостенением охвачено только средние части позвонков, тогда как другие их отделы остаются хрящевыми и только в 21-23 года они полностью становятся костными. К этому же периоду в основном завершается окостенение и большинстве других костей скелета.

Важным этапом в развитии скелета человека является формирование и закрепление сгибов позвоночника, которые делятся на такие, которые направлены выпуклой стороной вперед и называются лордоза (имеют место в области шеи и поясничного отдела позвоночника) и такие, которые направлены назад и называются кифоз (грудной и крестцовый отделы позвоночника). Наличие лордозов и кифозов необходимое явление, обусловленное прямостоячей позой человека при cтоянbb и хождении; это также необходимо для поддержания равновесия тела и обеспечения функции амортизации при передвижении, прыжках и др.. Сагиттальной (при взгляде со стороны) сгибы позвоночника появляются с момента, когда дети начинают поднимать голову, садиться, вставать и ходить (в возрасте до И года). До 5-6 лет сгибы позвоночника мало фиксированные и если ребенок ложится, то чаще всего эти сгибы исчезают (выравниваются). Закрепления сгибов позвоночника происходит постепенно: до 7-8 лет формируются только шейный и грудной изгибы, а в 12-14 лет — лордоз поясничного отдела позвоночника и кифоз крестцового отдела позвоночника. Окончательное закрепление лордозов и кифозов завершается с окостенением позвонков позвоночника (17-20 лет). Во фронтальной проекции (при взгляде спереди или с заду) нормально развитый позвоночник должен быть ровным.

Опорно - двигательный аппарат состоит из скелета (костей), мышц, связок и суставов. Эти структуры образуют полости для внутренних органов, защищают внутренние органы, а также обеспечивают двигательные ак кти.

Скелет (рис, 24) образует структурную основу тела, определяет его форму и размеры. В скелете взрослого человека насчитывается более 200 костей, которые прежде всего выполняют опорную функцию и являются своеобразными рычага ямы при осуществлении двигательных актов. Вместе с этим кости активно участвуют в процессах обмена веществ: накапливают минеральные соли и, при необходимости, снабжают их организма (в основном соли кальция и фосфора). В костях также содержится кроветворная ткань - красный костный мозозок.

Кости содержат примерно 60% минеральных веществ, 30% органических компонентов (в основном белок оссеин и тела костных клеток-остеобластов) и 10% воды. Такая соединение веществ в строении костей обеспечения ечуе им значительную прочность (в 30 раз прочнее кирпича и в 2,5 раза прочнее гранита) и большую упругость, эластичность и вязкость (в 9 раз превышает вязкость свинца). Кости характеризуются значительным за пасом надежности (например, бедренная кость выдерживает нагрузку в 1,5 тонны). У детей трубчатые кости растут в длину за счет хрящей между концами костей (эпифизов) и их телом (диафизом), а в то вщину - за счет поверхностной ткани - надкостница. Плоские кости растут во всех направленияхмках

только за счет надкостницы. На момент окончания роста тела человека хрящи во многих костях заменяются на костную ткань. Развитие скелета у мужчин заканчивается в 20-24 года, а у женщин - в 17-21 год

Отдельные кости и даже части скелета созревают в разные периоды. Так, до 14 лет окостенением охвачено только средние части позвонков, тогда как другие их отделы остаются хрящевыми и только в 21-23 г года они полностью становятся костными. К этому же периоду в основном завершается окостенение и большинства других костей скелетету.

Важным этапом в развитии скелета человека является формирование и закрепление сгибов позвоночника (рис 25), которые делятся на те, которые направлены выпуклой стороной вперед и называются лордоза (имеют место в обла. Асти шеи и поясничного отдела позвоночника) и такие, которые направлены назад и называются кифоз (грудной и крестцовый отделы позвоночника). Наличиеть

лордозов и кифозов необходимое явление, обусловленное прямостоячей позой человека при. Стоян и хождении, это также нужно для поддержания равновесия тела и обеспечения функции амортизации при передвижении, стр рыбках и др. сагиттальной (при взгляде со стороны) сгибы позвоночника появляются с момента, когда дети начинают поднимать голову, садиться, вставать и ходить (в возрасте до и года). К 5-6 годам сгибы позвоночника мало фикс. Ован и если ребенок ложится, то чаще всего эти изгибы исчезают (выравниваются). Закрепление сгибов позвоночника происходит постепенно: до 7-8 лет формируются только шейный и грудной изгибы, а в 12-14 лет - лор доз поясничного отдела позвоночника и кифоз крестцового отдела позвоночника. Окончательное закрепление лордозов и кифозов завершается с окостенением позвонков позвоночника (17-20 лет). Во фронтальной проекции (при взгляде спереди или сзади) нормально развитый позвоночник должен быть равенівним.

отклонения от нормальной формы позвоночника могут быть: выпрямленный позвоночник, когда недостаточно развиты лордозы и кифозы по причинам, например, мало подвижности ребенка; лордотичний или кифатичний позвоночник, ко оли увеличены, соответственно, лордозы или кифозы. Изгибы позвоночника влево или в право обусловливают сколиотическую форму позвоночника. Формы позвоночника создают соответствующие формы осанки (осанки) тела: нормальную, выпрямленную лордотичну, кифатичну (сутулую) или сколиотическойну.

Вместе с формированием позвоночника у детей развивается и грудная клетка, которая приобретает нормальную цилиндрической формы, как у взрослых, примерно в 12-13 лет, а дальше может до 25-30 лет увеличиваться лишь за раз мерам отклонениями в развитии формы грудной клетки чаще всего бывают: коническая форма (сужена вверх) и уплощенная форма (уменьшенные переднее-задние размеры) различные отклонения от развития нормал ьних форм позвоночника и грудной клетки могут негативно влиять не только на осанку тела, но и нарушать нормальное развитие внутренних органов, ухудшать уровень соматического здоровья"я.

К отклонений форм позвоночника и грудной клетки у детей могут приводить неправильное сидение за партой или столом (изгиб в сторону, низкие наклоны над партой или лягання на край стола и др.), неправильная поз за при стоянии и ходьбе (опускания одного плеча ниже второго, опускание головы, сутулость), физические перегрузки, особенно подъема и перенос тяжелых вещей, в том числе, в одной руке. Для проф илактикы и предотвращения отклонений в развитии скелета туловища необходимо соблюдать гигиенические требования работы за столом (партой) и гигиены физических нагрузок. Нормальному развитию позвоночника и грудной к. Литин в большой степени способствуют рациональные физические упражнения. Специальные физические упражнения могут быть также одним из эффективных мер устранения отклонений развития скелета, в том числе саммита, скол иозу да иа ін.

Скелет верхних конечностей состоит из плечевого пояса верхних конечностей, включающий две лопатки и две ключицы, и скелета свободной верхней конечности. Последняя в свою очередь состоит из плечевой кости, к костей перед плеччя (локтевой и лучевой) и костей кисти (8-й костей зап "ястка, 5-й костей п" ястка и костей фаланг пальцев: большой палец - 2, остальные пальцы-по 3 фаланги).

Скелет нижних конечностей состоит из костей тазового пояса и костей свободной нижней конечности. Тазовый пояс, в свою очередь, образуют крестцовая кость (пять крестцовых позвонков срастаются), копчик и т три пары тазовых костей (по две подвздошных, ягодичных и лобковых). У новорожденного ребенка кости тазового пояса соединяются хрящамми.

С 5-6 лет начинается сращивание позвонков крестцового отдела позвоночника и костей таза, которое завершается в 17 - 18 лет. До этого возраста очень опасно детям прыгать с большой высоты (более 0,7-0,8 м), в особенно девушкам, так как это может привести к смещений костей таза и их неправильном росту. В результате могут возникать различные нарушения развития органов малого таза, а у девушек, как будущие х женщин, еще и осложнения при беременности и при рождении ребенка. К аналогичным последствиям может привести также поднятие и перенос тяжелых вещей (до 13-15 лет - более 10 кг), или постоянное использован ния девушками до 13-14 лет обувь на высоком каблуке (опасная высота подбора обуви для детей не более 3 смсм).

Скелет свободной нижней конечности состоит из бедренной кости, малой и большой костей голени и костей стопы. Стопа образована костями предплюсны (7 костей), плюсны (5 костей) и фаланг пальцев ((такие, как и на руке). Все кости стопы соединены прочными связями и при нормальном развитии сама стопа приобретает вогнутый формы склепа, обеспечивающий эффект пружины (амортизатора) и связанное с прямоходин нием человека. Стопа в форме склепа значительно уменьшает толчки тела при ходьбе, беге и переносе грузов. У новорожденного ребенка склепа (свода) стопы нет и она плоская. Склеп стопы формируется одновременно с началом ом хождение ребенка и окончательно закрепляется в 14-16 лет. При длительном стоянии, сидении, переносе значительных грузов, при использовании узкого и перегревая стопы обувь, при прыжках с высоты бил ьше им связки стопы у детей могут растягиваться и тогда стопа редуцийно уплощается. Человек с плоскими стопами быстро устает при ходьбе и стоянии, уменьшает показатели скорости бега, прыжков и, ф актично, является определенным инвалидом. Предотвратить уплощение стопы позволяют хождение босиком (особенно по песку, или гальке), физические упражнения для закрепления связок стопы, умеренные прыжки, бег, занятия двигательными с портивнимы игрищами, использование удобной обуви. Оценить состояние стопы можно путем получения отпечатка стопы на полу или на бумаге (например, мокрой стопы на листе газеты). На рис 26 приведены формы стопы с разной степенью уплощение. Наличие уплощение стопы можно объективно оценивать плантографичною методике. В. А. Яралова-Яраленда. Для этого на.. Для цього на

отпечаток стопы наносят две линии (рис 27):. АВ, соединяющей середину пятки с серединой основания большого пальца и. АС, соединяющей середину пятки со вторым между пальцевым промежутком

Если внутренний изгиб контура отпечатка стопы не доходит до линии. АС, или только доходит до нее то констатируется нормальная стопа (И), если контур отпечатка находится между линиями. АВ и. АС, то стопа сплощ щена (II), а если контур отпечатка стопы доходит только до линии. АВ то стопа плоская (III). Скелет верхних и нижних конечностей у детей развивается до 18-20 лет. С 6-7 лет у мальчиков и у девочек почин аються интенсивные процессы окостенения мелких костей запястья, но с 10-12 лет начинают возникать половые различия в скорости процессов окостенения: у мальчиков эти процессы замедляются и окорока ениння задерживается на 1-1,5 года. Окостенение фаланг пальцев у большинства детей заканчивается в 11-12 лет, а запястья в 12-13 лет с чем связано, например, закрепление окончательного почерка письм а. Не сформирована кость руки детей быстро устает (например, при длительной физической нагрузке, или письме). Вместе с этим умеренные и доступные физические движения способствуют развитию и даже до поры, затр имують процессы окостенения. Например, игра на музыкальных инструментах задерживает окостенение костей флангов пальцев и они длительное растут в длину - вырастают так называемые"пальцы пианистаніста".

Скелет головы у человека называется черепа и объединяет два отдела: мозговой и лицевой. Череп состоит около из 23 костей, у ребенка соединяются хрящами, кроме нижней челюсти, которая имеет сустав. Основн ними костями мозгового отдела черепа является нечетные лобная, клиновидная, решетчатая и затылочная кости, а также парные теменные и височные кости. В лицевой отделе черепа парными костями есть слезные, нос ове, скуловые (скулы), верхнее челюстные и небные, а не парными - нижняя челюсть и подъязычная кость. Наиболее быстро кости черепа растут в первый год жизни, с этого же периода хрящевые соединения ки сток постепенно начинают заменяться на костную ткань - идет рост костей путем образования швов. С возрастом у ребенка значительно изменяются пропорции частей черепа: у новорожденного ребенка мозговой отд ил в 6 раз больше лицевого, тогда как у взрослого человека всего в 2-2,5 раза. Рост костей черепа совершается в 20-25 роки років.

Пропорциональность развития отдельных частей скелета оценивают по показателю соотношения высоты головы и роста человека. Для новорожденного она составляет приблизительно 1:4; в 2 года - 1:5; в 6-9 лет - 1:6; у у взрослых - 1:7.

Мышечная система человека состоит из трех типов мышц: мышц скелета, мышц сердца и гладких мышц внутренних органов и сосудов. Активной частью опорно - двигательного аппарата является скелетные мышцы, зага альная количество которых в организме около 600.

Общая схема расположения скелетных мышц в организме человека приведена на рис 28 по форме мышцы бывают широкие (например, поверхностные мышцы туловища, живота), короткие (между позвонками позвоночника), длинные (мягкие"мышцы конечностей, спины); круговые (мышцы вокруг рта, глаз, вокруг отверстий - сфинктеры и т д). По функции различают мышцы - сгибатели, разгибатели; приводя или отводя; поворачивая внутрь или внешзовні.

Структурной единицей мышц является миофибрил, который представляет собой соклетие (объединения) нескольких десятков клеток, покрытых общей оболочкой. Активными элементами, обеспечивающими сократительную функцию ю мышц является миофиламенты (протофибрилы) в виде белков актина (длинные и тонкие волоконца) и миозина (короткие и в два раза более толстые, чем актин, волоконца). В гладких мышцах миофиламенты расположенного ни неупорядоченно и преимущественно по периферии внутренней поверхности миофибрил. В скелетных мышцах актин и миозин строго упорядочены специальным каркасом и занимают всю внутреннюю полость миофибрилив. Местные я, где волоконца актина частично входят. Между волоконцами миозина в микроскоп выглядят темными полосками, а другие частицы - светлыми, поэтому такие миофибрилы называются поперечно-разделенными. При сокращению ни мышцы волокна актина, используя энергию аденозинтрифосфорная кислота (АТФ) продвигаются вдоль волоконец миозина, что и обусловливает механизм мышечного сокращения. Миозин при этом выполняет роль фермента мента аденозинтрифосфатазы, что способствует расщеплению. АТФ и удалению квантов энергии. Благодаря своей строения, гладкие мышцы сокращаются относительно медленно (от нескольких секунд до 2-5 минут) разделенными мышцы способны сокращаться очень быстро (за доли секундысекунди).

Сформированный скелетная мышца состоит из пучков в десятки тысяч миофибрил, покрытых общей оболочкой, которая называется фасцией. Места, где расположены непосредственно мышечные волокна, называются брюшка я мышцы. По краям брюшка обычно вырастают сухожильные отростки для прикрепления к костям или к другим мышц. Тот отросток, из которого мышца начинается, называется головкой, а противоположный - хвостом м"мышцы. Исходя из этого мышцы бывают 1-о, 2-х, 3-х и 4-х голове. Хвосты где каких мышц могут срастаться, образуя широкие сухожильные звена - апоневрозврозы.

Все мышцы в организме человека, в зависимости от расположения, делятся на мимические и жевательные мышцы лица, мышцы головы, шеи, спины, грудной клетки, живота и мышцы верхних и нижних конечностей

В процессе развития ребенка отдельные мышцы и мышечные группы растут неравномерно: сначала (в возрасте до одного года) ускоренно развиваются жевательные мышцы лица, мышцы живота и спины. В возрасте 1-5 лет наибы ильш интенсивно развиваются мышцы грудной клетки, спины и конечностей. В подростковый период ускоренно растут связи костей и сухожилия, а мышцы становятся длинными и тонкими, так как не успевают вырастать и в след за ростом длины тела. После 15-17 лет мышцы постепенно приобретают формы, свойственные взрослым. При физических тренировках развитие мышц может продолжаться до 25-32 лет, а сами мышцы мож ут приобретать значительных размерерів.

Важнейшим качеством мышц является их сила, которая зависит от количества мышечных волокон (миофибрил) на единицу площади перекладины мышцы. Установлено, что 1 см2 перекладины мышцы способен развивать усилие до 3 0 кг. Мышцы могут выполнять статическую или динамическую работу. При статической нагрузке определенные мышцы длительное время находятся в сокращенном (напряженном) состоянии, например, при упражнениях на кольцах, или при подъеме и удержании штанги. Статическая нагрузка требует одновременного сокращения многих мышц тела и поэтому вызывает быстрое утомление. При динамической работе отдельные мышцы сокращаются по очереди, а кты сокращения быстро меняются на расслабление и поэтому утомление наступает значительно медленнееьніше.

Нагрузка на мышцы является необходимым условием их развития и существования. Без работы мышцы испытывают атрофии (уменьшение, отмирание) и теряют работоспособность. Противоположный эффект дают физические тренировки, дл яки которым сила, выносливость и работоспособность могут значительно увеличиватьсясь.

Все мышцы человека, даже во время покоя и сна, частично напряжены, то есть находятся в определенном тонусе, что необходимо для поддержания работы внутренних органов, для сохранения форм и пространственной позы тел а. Тонус мышц обеспечивается непрерывными нервными импульсами от двигательных нейронов стволового отдела головного мозга (размещенные в красных ядрах среднего мозга). Поддержка постоянного тонуса скал етних мышц имеет большое значение для осуществления координации движений и обеспечения постоянной готовности мышц к активноститі.

У ребенка первого года жизни мышцы составляют всего 16% массы тела, в 3-5 лет - 23,3%, в 7-8 лет - 27% массы тела в 14-15 лет - 33%; в 17 мышц происходит как за счет увеличения их длины, так и за счет толщины волокон и увеличение количества мышечных миофибрил. У детей до 3-4 лет диаметр большинства скелетных мышц увеличивается относительно новорожденного в среднем в 2-2,5 раза; в 7 лет - в 15-20 раз, в 20 лет - в 50-70 раз. Вообще, мышцы человека могут расти до 30-35 рокиків.

Мышечная сила у детей до 3 лет небольшая, и только с 4-5 лет начинает постепенно расти. В 7-11 лет показатели мышечной силы детей еще остаются относительно низкими и поэтому силовые, а особенно статические и нагрузки приводят к быстрому утомлению. В этом возрасте дети более способны выполнять краткосрочные динамические упражнения на скорость и силлу.

Однако младших школьников следует постепенно приучать к поддержке статических поз, что особенно важно для создания и сохранения правильной осанки тела

Наиболее интенсивно мышечная сила как у парней так и у девушек нарастает в подростковом возрасте, а начинающие с 13-14 лет проявляются четкие половые особенности развития мышечной силы: у ребят она становится значительно больше, чем у девушек. Последнее следует учитывать при организации занятий физкультурой с девушками - подростками, ограничивающие интенсивность и тяжесть их нагрузкиь.

Нарастание силы в большинстве мышц продолжается до 25-26 лет, а в сгибателей - разгибателей конечностей - до 29-30 лет

Неравномерность развития силы различных групп мышц необходимо учитывать при организации физического воспитания и при привлечения детей к общественно - полезному труду

Важным функциональным показателем состояния нервно-мышечной системы считается скорость движений (одноактных или ряда тех, которые повторяются). Скорость одноактных движений особенно интенсивно растет в молодые дших школьников и в 13-14 лет приближается к уровню взрослых. С 16-17 лет темп роста этого показателя замедляется, но скорость движений продолжает постепенно расти, достигающие максимума в 25-30 ро ков. Следует отметить, что повышение скорости двигательных актов по возрасту связано с ростом скорости проведения нервных импульсов по нервам, а также с увеличением скорости передачи возбуждений в нервно - мышечных синапсах. Такой эффект обусловлен, соответственно, процессами миелинизации нервных волокон (аксонов) и увеличением количества синапсов и созреванием последниенніх.

С возрастом у детей нарастает также скорость движений, повторяющихся. Наиболее интенсивно это качество развивается у младших школьников. В период с 7 до 9 лет средний ежегодный прирост скорости движений составляет является 0,3-0,6 движений в секунду (с). В период 10-11 лет темпы прироста скорости сложных движений замедляются (0,1-0,2 движений в с) и снова растут (прирост до 0,3 - ьна частота движений (до 6-8 движений за с) у мальчиков устанавливается в 15 лет, а у девушек - в 14 лет и далее с возрастом этот показатель почти не меняются. Считается, что увеличение частоты движений связано с нарастанием подвижности нервных процессов и с выработкой механизма более быстрого переключения мышц - антагонистов (сгибателей - разгибателей) от состояния возбуждения в состояние торможения и наоборот. Развитие д. идкости как одноактных, так и сложных двигательных актов у детей можно значительно специальными тренировками, если это делать именно в период младшего школьного возрастао віку.

Важное качество двигательных актов - это их точность, которая также значительно изменяется с возрастом: до 5 лет детям трудно осуществлять точные движения; в младший школьный период точность движений значительно возрастает и примерно с 9-10 лет дети способны выполнять движения с точностью на уровне взрослых. Овладение точностью движений связано с созреванием высших центров регуляции двигательных действий и с совершенствованием рефлекторных путей, а именно с процессами миелинизации нервных волокон. Вместе с развитием точности движений у детей развивается способность координировать уровень мышечного напряжения. У детей младшего школьного возраста это качество еще не достаточно развита, а окончательно формируется только в 11-16 лет. Развития точности движений и способности к статического напряжения мышц значительно способствуют овладению каллиграфическим письмом, выполнения сложных трудовых операций (работа с пластилином, выпиливания и др.), и специальные физические упражнения на уроках физической культуры, такие как гимнастика, настольный теннис, игры и упражнения с мячом"ячем.

Важным качеством физического развития детей является формирование их выносливости, в том числе, выносливости скелетных мышц"

Выносливость к динамической работе у детей младшего школьного возраста (7-11 лет) еще остается очень низкой и только с 11-12 лет она начинает постепенно расти, достигая в 14 лет примерно 50-70%%, а в 16 лет - 80% той выносливости, имеют взрослые люд.

Выносливость к статическим усилиям у детей постепенно нарастает с 8 до 17 лет, причем у младших школьников это происходит наиболее интенсивно в 17-18 лет статическая выносливость достигает 85% таковой у дор рослых людей. Окончательно выносливость к динамических и статических усилий достигает максимума в 25-30 лет. Развития всех видедів

выносливости способствуют длительная ходьба, бег, плавание, спортивные игры (футбол, волейбол, баскетбол и др.)

Таким образом, развитие многих двигательных качеств у детей происходит в период младшего школьного возраста, что дает основания рекомендовать для этой категории детей как можно шире внедрять мероприятия цилесп прямованого влияния на развитие их двигательной активности, в том числе, путем организации специальных занятий на уроках физкультуры и во время спортивных тренировок.



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Урок-лекция Зарождение квантовой физики Урок-лекция Зарождение квантовой физики Сила равнодушия: как философия стоицизма помогает жить и работать Кто такие стоики в философии Сила равнодушия: как философия стоицизма помогает жить и работать Кто такие стоики в философии Использование страдательных конструкций Использование страдательных конструкций