Психологическая травма: причины и признаки критического состояния. Психологическая травма: основные виды, признаки и методы лечения

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

0 5 214 0

Конец 19 века был ознаменован модой на обмороки. Каждая уважающая себя девушка теряла сознание хотя бы раз в день. Эта мода сменилась припадками с судорогами в 20 веке. Теперь пришло другое веяние – психотравма. Начало ему было положено возникшей в 80 годах кризисной психологией. Сейчас психологической травмой пугают детей и родителей. Это не значит, что само понятие – фикция, однако прежде, чем приписывать себе психотравму, стоит понять, что это.

Характеристика состояния

Психологическая травма – определенный вред ментальному здоровью человека без нарушений функций психики.

У человека остается возможность адекватно реагировать на различные ситуации и успешно адаптироваться к обществу. Тем не менее, это не значит, что психологических травм не существует. Наибольшее распространение этот термин получил в рамках теории (ПТСР). Это тяжелое состояние, возникающее от многократного повторения травмирующих ситуаций. При этом стоит отличать психологическую травму от психической.

Последствия последней крайне тяжелы и приводят к провалам в памяти, нарушениям работы мозга разного типа (смешанная речь и мышление, проблемы с вниманием). Психологические травмы имеют более простые пути преодоления.

Причины появления

В большинстве случаев психологическая травма – это способ убежать от действительности, забыть свои ошибки или ошибки близких, пожалеть себя. Однако есть и другая статистика. Швейцарские ученые в ходе современного исследования установили, что такого рода травмы передаются по наследству, а значит, влияют на генетический код человека.

Возникать может при мощном единичном или многократном повторении стрессовой ситуации.

Современные психологи считают, что детские унижения и иные дискомфортные ситуации влияют на всю последующую судьбу человека.

В научном журнале «Naked Science» было опубликовано исследование, в котором изучение математики сравнили с психотравмой. При этом сильный «математический страх» наиболее распространен на территории Чехии и Сингапура. Причиной тому стала сильная математическая школа в данных странах, что создавало на учеников повышенное давление и влияло на самооценку в случае отсутствия успеха. Таким образом, одной из причин возникновения можно назвать завышенные ожидания. Также могло повлиять незапланированное событие, отчего моральная и душевная целостность была нарушена.

Виды травм

Вид

Описание

Травмы потери Это может быть потеря близкого человека, части собственного тела, аборт. Любая критическая ситуация способна вызвать у человека состояние горя. Проявляется по-разному: «окаменелость», потеря эмоций и чувств, психологический шок, плач, нарушение сна и аппетита и даже сужение сознания.
Экзистенциальные Проявляются ярко выраженным страхом смерти. Или просто боязнью угрозы себе и своим близким.
Травмы собственных ошибок Неудачное действие в прошлом, сопровождающееся тяжелыми, по мнению индивида, последствиями. Наибольшее количество людей с таким видом травм живет в США.
Неудачные отношения Измена близкого человека или разрыв отношений по другой причине.

Как проявляются

Четких критериев психологической травмы нет. Выделяют лишь признаки.

  • Психотравмирующая ситуация, которую взрослый человек/ребенок воспринял как очень серьезную. Восприятие субъективно по определению. Важно не само событие, а отношение к нему.
  • Навязчивость воспоминаний. Если воспоминание приходит в голову более трех дней и не теряет своей яркости и эмоциональной насыщенности, его можно назвать навязчивым. Боевая травма и детские болезненные воспоминания относятся к их числу.
  • Вовлеченность. Когда человек не способен оценивать ситуацию объективно и все воспринимает на свой счет. То есть, как бы сливается с болезненной ситуацией.

  • Остановка развития и эмоциональный дисбаланс. Резкие перепады настроения: от апатии до вспышек гнева и неоправданной радости. Отсутствие желания что-либо делать для решения проблемы. Стагнация и .
  • Склонность к саморазрушению. Преобладание так называемого подсознательного желания смерти. Суицидальные склонности, алкоголизм и правонарушительные действия.

Есть ли последствия психотравм

Продолжающееся пребывание под напряжением и угнетением может спровоцировать дальнейшее ухудшение состояния. Вплоть до изменения состояния сознания. Верным спутником отсутствия реакции являются клинические состояния, причиняющие вред здоровью. Изменение химического состава мозга также возможно. Тогда можно констатировать депрессию или реактивное состояние.

Особенности травм у детей

Детские установки и воспоминания самые сильные. Избавиться от душевных травм, полученных в детстве, сложнее всего. Ведь тогда работа психотерапии отстранена годами жизни, и извлечь мотивы на поверхность без изменения состояния сознания трудно. Примерами распространенных детских травм могут быть травмы:

    Не живи

    Родители постоянно рассказывали ребенку, сколько трудностей и неприятностей он им принес.

    Не будь самым собой

    Родители постоянно сравнивали малыша с более успешными детьми.

    Не будь ребенком

    Родители взывали к взрослому поведению своего чада, не давая побыть в детстве.

Как вылечить

Глубина травмы и успех лечения зависят от нескольких факторов:

  1. Значимость события приведшего к душевному ущербу.
  2. Активность поддержки окружения.
  3. Своевременность обнаружения.

Когда прошла фаза стагнации, человеку свойственно спрашивать себя: что дальше? Наличие такого вопроса – это верный шаг на пути выздоровления. Не лишним будет пройти курс психологической помощи. Но самый важный шаг – это прекратить жалеть себя и принять ответственность за свою жизнь. Если это сделать искренне, желание горевать будет уходить само собой. Неожиданное решение проблемы может попасться где угодно – нужно не бояться вновь открыться миру.

Представления о нормальной психике и об угрозах ей в разное время различаются. Пару веков назад полагали, что порядочную девушку любое сколько-нибудь сильное переживание обязательно должно повергать в обморок. И хотя падали барышни не из-за чувствительности, а из-за корсетов, нарушающих кровообращение и дыхание, уверенность эта была очень живуча.

Несколько позже психиатры героически боролись с бурными истерическими припадками, сопровождающимися спазмами и судорогами. Ныне и эта проблема безнадежно вышла из моды.

Психологический тренд наших дней – психотравмы. Но серьезнее ли эта проблема, чем обморочная чувствительность или бурные истерики?

Говоря о психологических травмах, необходимо отличать их от психических. При психическом травмировании (чем-либо или кем-либо) нарушения психических реакций просматриваются легко. Это могут быть:

  • расстройства памяти;
  • неспособность узнавать близких людей4
  • нарушения внимания;
  • сбои мышления.

При психологических травмах ничего подобного нет, и человек полностью сохраняет способность к нормальному существованию в нормальной среде. До 80-х годов прошлого века термином «психотравма» никто не пользовался. Таких травм никто не боялся, и вокруг себя и у себя сами люди их как-то не наблюдали. Теперь все переменилось, и многим эти самые травмы мерещатся буквально на каждом шагу.

Раньше говорили: «у нее плохое настроение», «он расстроен», «он рассержен», «она встала не с той ноги». Ныне вместо этих привычных выражений употребляют устрашающее «у них психотравма!». При этом в медицине этот термин не принят, и научного определения у него нет.

Кому выгодно?

Почему же тогда это понятие получило широкое распространение? Потому что это многим выгодно. Прежде всего выгоду получают психотерапевты, которым страх перед психотравмами помогает получать денежных клиентов на длительное время. Затем, это дети и люди инфантильного склада, которым убежденность в собственном психологическом травмировании помогает «переводить стрелки» на других при объяснении собственных немотивированных требований и неудач.

Дети, угрожая психотравмой («надо мной будут смеяться в классе!»), вымогают у родителей совершенно ненужные дорогие «игрушки» — мобильные телефоны, планшеты, модную одежду, нездоровую пищу. Взрослые (по паспорту) люди объясняют детскими переживаниями и неправильным воспитанием свое неумение принимать решения, защищать собственные интересы и добиваться успеха.

Есть люди, которые прямо-таки притягивают к себе психотравмы. Это, как уже было сказано, инфантильные личности, охотно перекладывающие свою несостоятельность на родителей или учителей. Также это истероиды, которым просто очень нравится, когда с ними происходит что-то плохое. Если такого события нет в реальности – они его охотно выдумают.

Нужно ли совсем отказаться от понятия психологической травмы? Естественно, нет, поскольку бывают такие ситуации, когда очень сильное психологическое впечатление и впрямь может нанести человеку вред. В помощи психотерапевта нуждаются:

  • те, кто потерял близкого человека;
  • заболел опасной мучительной болезнью;
  • стал свидетелем или жертвой преступления, военных действий, катастрофы, стихийного бедствия.

Но обращаться к понятию психологической травмы стоит только тогда, когда другого объяснения происходящему найти не удается.

Для того чтобы можно было пользоваться понятием психотравмы на действительно научном уровне, его прежде всего необходимо доработать. Сегодня оно не имеет точного определения. Вместо него используют набор признаков. Но все они при ближайшем рассмотрении оказываются очень ненадежными и не могут заменить твердые, четко обозначенные критерии.

Главным признаком считается наличие события, оказывающего ударное воздействие на психику. В качестве таковых рассматриваются, к примеру, развод родителей (для ребенка) или изнасилование. Но в мире ежегодно разводятся родители миллионов детей, и (по статистике) каждая четвертая женщина хоть раз в жизни, но бывает изнасилована. Тем не менее большинство этих людей справляются с негативным опытом, не теряя адекватности. Ведь восприятие события субъективно, и больше зависит не от самого события, а от той его трактовки, что привита индивидууму обществом и его непосредственным окружением.

Также признаком психотравмы считаются навязчивые негативные воспоминания. Но более вероятно, что подверженный им человек просто имеет слишком мало реальных дел и слишком узкий круг интересов. Тем людям, кого многим интересуются, и много работают, некогда думать о негативном.

Рассматривают в качестве признака психотравмы и неумение абстрагироваться от ситуации, отождествление любого происшествия с собой. Но не стоит ли вместо привлечения психотерапевтов озаботиться развитием у современного человека абстрактного мышления?

Еще один признак – остановка развития личности. Но пассивное развитие происходит исключительно под влиянием внешних факторов, так что для того, чтобы оно не останавливалось, их надо подключать, а не исключать. Активное же развитие – достояние немногих, и обязаны они им отсутствию душевной лени, а не психотравм.

Наконец, признаком психологического травмирования считают склонность к саморазрушительному поведению:

  • самоубийству;
  • алкоголизму;

Но возникает вопрос: почему таких людей очень много в самых благополучных обществах, где их всячески оберегают от негативных впечатлений? Наверное, их потому много без всяких психотравм, что их плохо научили быть нужными и находить свое место в жизни.

Представьте себе, что в каждом из нас живет маленький ребеночек. Он еще не умеет ходить, разговаривать. Более того, он даже не может думать и чувствовать. Все, что ему сейчас доступно – это ощущать. У него есть телесность, но еще совершенно неразвиты высшие психические функции (внимание, мышление, память).

Его главная задача – выжить! А самая важная потребность – безопасность! Он еще не может за себя постоять, ему жизненно важно на кого-то опираться!

В ситуации незащищенности, угрозы жизни или здоровью человека может возникать психологическая травма.

Что такое психотравма?

Психотравма – это реакция на жизненное событие или ситуацию, которая затрагивает личностно значимые стороны существование индивидуума и приводит к глубоким психологическим переживаниям.

Сильные чувства, вытесненные воспоминания наносят вред душевному здоровью человека. В результате может даже произойти переход психического состояния к патологическому или пограничному уровню функционирования.

Особенность возникновения психологической травмы еще и в том, что угроза жизни, безопасности или здоровью может быть направлена не на самого человека, а на того, кто находится рядом с ним (близкого, знакомого или просто прохожего).

Именно поэтому, человек, который, скажем, видел сцены насилия в своей семье, но сам не был прямой жертвой этих насильственных действий, может так же получить психологическую травму и сформировать недоверие в отношениях с противоположным полом.

Во многом, будет человек травмирован или нет, зависит не только от внешних факторов, но и от его личностных особенностей, а так же от той значимости, которую он придает происходящему.

Для одного определенное событие может оказаться незначительной мелочью, а для другого – трагедией всей жизни.

Основные виды психологических травм

Психологическая травма может иметь острый краткосрочный характер и выражаться в шоковой реакции на прямую угрозу жизни или здоровью человека . По МКБ 10 это трактуется, как «Реакция на тяжелый стресс и адаптационные расстройства».

К примеру, человек попал в автокатастрофу, которая лишь чудом не закончилась трагично или потерял близкого.

Другой вид психотравмы – хроническая, которая возникает как следствие долгосрочного затяжного влияния негативных стрессовых факторов и может длиться десятками лет! С течением времени фабула психотравмирующей ситуации может уходить на задний план, и может развиваться психическое заболевание.

По современной классификации МКБ 10 существует такой диагноз, как «Пролонгированная депрессивная реакция», и длится она не более двух лет. Но иногда тяжесть депрессии наблюдается более выраженной, чем при реакции адаптации, а со временем эмоциональные переживания психотравмирующей ситуации становятся не актуальными. Поэтому этот депрессивный эпизод (часто впервые в жизни) может быть первым приступом хронической (эндогенной) депрессии. А психотравма только толкнула его возникновение.

Чаще всего, психотравму переживают те, кто воспитывался в дисфункциональной семье, либо регулярно испытывал физическое или эмоциональное насилие в партнерских отношениях.

Страх смерти, потеря близкого человека, разрыв отношений – наиболее распространённые травмирующие события.

Реакция человека на психотравму

Основные составляющие симптомокомплекса психологической травмы: эмоциональные, физические проявления, проблемы в сфере личностной и социальной реализации/адаптации.

Человек, который пережил или переживает психологическую травму, может испытывать резкие эмоциональные перепады и смены настроения: от гнетущей апатии и тотального безразличия до ярко выраженной ярости и неконтролируемой раздражительности.

Чувство безысходности, тоски, иногда вины и стыда за свою слабость и нерешительность становятся доминирующими.

Человек может избегать общения, предпочитая как основной способ времяпрепровождения – уход в себя. Он много тревожится и может испытывать страх, который невозможно объяснить. Его одолевает чувство одиночества и брошености. Ему бывает сложно долго удерживать внимание и сосредотачиваться на чем-либо. Нередко возникает бессонница или же сон прерывистый с одолевающими кошмарами.

Как правило, человек имеет повышенную утомляемость, напряжение в мышцах, ускоренное сердцебиение.

Длительность подобного рода симптомов может быть абсолютно разной: для кого-то это недели, а кто-то исчисляет месяцами.

Проживая травму, человек может чувствовать облегчение . Симптомы, как правило, со временем ослабевают, но могут возникать в ситуации соприкосновения человека с событиями, образами, прямо или опосредовано напоминающими о том, что вызвало психологическую травму.

Как уже упоминалось, возникновение психотравмы, ее сила и интенсивность во многом зависят от значимости события и личностных особенностей, в том числе стрессоустойчивости. Имеет значение и поддержка окружающих, и своевременное оказание необходимой помощи и лечения.

Как вернутся к жизни после психологической травмы

Говоря о лечении психотравмы, важно помнить о необходимом времени для восстановления ощущения безопасности и проживания боли.

Работа с психотравмой имеет достаточно сложный характер, во время которой может возникать сильное сопротивление, есть риск ретравматизации. В первую очередь, следует побеспокоиться о хорошо установленном контакте с психотерапевтом, формирования ощущения защищенности и комфорта.

Важным ресурсом в лечении психологической травмы является переключение внимания человека на то, что может занять его сознание и будет способствовать улучшению его состояния (хобби, бытовые дела, забота о ком-то, чтение), тем самым удержав от болезненных воспоминаний и переживаний. Стоит помнить также о необходимости поддержки со стороны близких и друзей.

Не стоит препятствовать всем чувствам, которые возникают.

Они – необходимая часть на пути к исцелению и обретению маленьким травмированным ребеночком внутри человека доверия к миру и ощущения надежности и устойчивости!

Естественно, на помощь всегда придут психолог или психотерапевт. Но, в работе с психологической травмой самоподдержка может стать прекрасным дополнением и отличным способом обретения ресурса для возможности вернуться к жизни!

Хотелось бы предложить несколько практических рекомендаций для самостоятельной работы.

Чаще всего одним из симптомов психотравмы является самоуничижительные мысли. Важно вернуть веру в себя и справиться с чувством вины и самобичеванием. Для этого стоит найти в себе те черты или даже малейшие вами выполненные действия, за которые можно себя похвалить и которыми можно гордиться.

Будет хорошо, если вы пропишите себе список ваших достижений, дел, поступков, которые были у вас в жизни, и за которые вы себе благодарны.

Обязательно в конце каждого предложения важно дописать: «Я горжусь этим». К примеру: «Я отлично закрыл рабочий план за прошлые полгода! Я этим горжусь!», «Я подарил маме путевку в санаторий! Я этим горжусь!».

Расширяя этот список, вы заметите, насколько больше становится ваш ресурс в работе с психологической травмой.

Если вспомнить Трансактный анализ и то, о чем шла речь в начале статьи, чаще всего травмированным является именно Телесный ребенок, поэтому так необходимо вернуть чувство безопасности и ощущение устойчивости и через тело.

Для этого можно использовать медитативные техники и дыхательные упражнения.

Повторять упражнение стоит не меньше 5 раз, глубоко вдыхая, заполняя легкие кислородом, а потом выдыхая. Можно при этом мысленно повторять афирмации по типу «Я успокаиваюсь!», «Я расслабляюсь!», «Мне спокойно!».

Расслабив тело, поработав с мыслями, можно перейти к чувствам, используя арт-методики. К примеру, достаточно эффективной в работе с психотравмой может быть интуитивное рисование своих эмоций, чувств, переживаний. Не имеет значения ваш уровень художественного мастерства, творческие способности. Главное – восстановить спокойствие и способность вернуть себя в состояние «здесь и сейчас», благодаря работе бессознательных процессов.

Но, стоит помнить, что не во всех случаях достаточно лишь самостоятельной работы. Ведь важны не только и не столько техники, как организованное безопасное пространство для проживания боли, доверительные отношения для отреагирования всех возникающих чувств и квалифицированная поддержка и помощь для скорейшего возвращения к жизни!

Психологическая травма

Что такое психологическая травма? Обзор научных статей (перевод из Википедии).

Психологическая травма – это специфическое повреждение нервной системы, которое возникает в результате сильного стресса. Часто - результат чрезмерного количества стресса, превышающего способность человека его интегрировать . Травматическое событие так же может быть результатом длительной стрессовой ситуации, растянутой на недели, годы или даже десятилетия, во время которых человек пытается осуществлять нормальную жизнедеятельность. Причем, это субъективный опыт, так как на одни и те же события разные люди могут реагировать по-разному. Более того, не все люди, пережив травматическое событие, становятся травмированными , у некоторых есть защитные приспособления, которые помогают справляться с сильной эмоцией. Это может быть привычка к стрессам, полученная в раннем возрасте или просто высокая сопротивляемость, сопровождаемая готовностью искать помощь .

Определение психологической травмы

DSM-IV-TR даёт такое определение психической травме: « – это опыт личного переживания по поводу смерти, угрозы смерти, тяжелой травмы или нарушающего физического контакта. Результат рефлексии по поводу события, связанного с выше перечисленным. Реакция на известие о неожиданной (насильственной) смерти. Впечатление по поводу пережитого близким человеком унижения, страха или ущерба».

В связи с тем, что травматические воспоминания носят предвербальный характер, их нельзя точно воспроизвести в памяти, но можно спровоцировать (при помощи раздражителей в обычных условиях). Ответной реакцией станет сильный страх или ужас, беспомощность. У детей - дезорганизованное или агрессивное поведение .

Причины психологической травмы

Психологическая травма может быть вызвана различными событиями, но всех их объединяет присутствие одних и тех же признаков. Обычно это нарушение, приводящее в состояние крайнего недоумения и неуверенности. В такое состояние человек попадает, когда он сталкивается с нарушением привычных представлений человека о мире или нарушение его прав. Когда учреждения, призванные заниматься жизнеобеспечением, нарушают, унижают, предают или становятся причиной потерь или разобщения . Травматический опыт часто включает в себя угрожающую физическую травму , а так же домогательство, стыд (ситуация позора), разочарование (отказ), оскорбительные отношения, непризнание, совместная зависимость, физическое насилие, сексуальное насилие, избиения, побои от партнера, дискриминация в сфере занятости, жестокость полиции, коррупция в суде и неправомерные действия, издевательства, патернализм, бытовое насилие (особенно в детстве), опасные для жизни состояния, вызванные медикаментами . Сюда же относятся события неодолимой силы (наводнение, землетрясение, пожар, война и т.д.), теракты, похищения людей. Нищета или относительно мягкие формы насилия (типа словесных оскорблений) также могут стать причиной психологической травмы, не смотря на то, что не связаны с угрозой физического воздействия.

Некоторые теории предполагают, что детская травма может увеличить риск психических расстройств, что невротизм в зрелом возрасте связан с детскими травмами . Дело в том, что части мозга у растущего ребенка развиваются в иерархическом порядке от сложного к простому. Нейроны, предназначенные для получения и хранения новой информации, меняются в ответ на внешние сигналы, получаемые от пяти главных сенсорных каналов . В это время младенцы и дети создают представления об окружающей среде. Появляющаяся вскоре после рождения привязанность, если она носит насильственный или жертвенный характер, уже влияют на эти представления . Чем чаще активизируется соответствующая структура нейронов, тем более стойким оно становится в отношении паттерна .

Детство – самый чувствительный период и один из самых важных этапов психологического развития человека. Неслучайно, самое большое количество осложнений с самым длительным эффектом дает жестокое обращение с детьми . Модель управления травмами по Хики (Hickey) предполагает, что «для серийных убийц пусковым механизмом, приводящим к неспособности человека справиться с некоторыми стрессами, может служить детская психотравма» . Динамический аспект психотравм особенно важен для специалистов здравоохранения: «Если врач не умеет осмыслить проблему пациента через призму его психотравм, то он не в состоянии увидеть круг повторяющихся аффектов, ориентируясь на которые пациент устраивает свою жизнь» .

Психосоматика. Как образуются страхи и фобии?

Психосоматика & гипноанализ: как образуются страхи и фобии в следствии психотравмы

Симптомы психотравмы

Реакции и симптомы, свидетельствующие о психотравматическом опыте, могут быть очень разнообразными и отличаться по количеству, а так же по степени тяжести - в зависимости от характера человека . Некоторые пытаются избегать травмирующих воспоминаний, но испытывают при этом болезненные ощущения. Другие пытаются топить свой психотравматический опыт в вине или в наркотическом дурмане. Между тем, повторные переживания симптомов являются признаком того, что тело и ум пытаются справиться с психологической травмой.

Для многих людей, переживших тяжелый стресс, триггеры (волнующие воспоминания) и внешние сигналы действуют как напоминания о психотравме. Человек может не догадываться, что с ним происходит, и совершает неадекватные поступки. Типичным примером такого рода поведения являются панические атаки. У человека могут так же возникать неконтролируемые приступы гнева (в том числе в неподходящих или неожиданных ситуациях), когда ему кажется, что над ним нависла угроза. И это действительно так, но угроза переживается из прошлых событий.

Человека могут преследовать неприятные воспоминания, в том числе в виде неясных картин или мыслей. Его могут преследовать кошмары . Он может страдать из-за бессонницы, поскольку внутренний страх и чувство незащищенности заставляют его быть начеку.

Психотравма может влечь за собой морфологические изменения, передающиеся по наследству. Генетика - одна из причин психологических травм или, наоборот, их отсутствия .

После сильной психотравмы память человека часто репрессирована, и он не помнит, что случилось на самом деле, но пережитые эмоции могут оживать, и он при этом не будет понимать, почему с ним происходит. Постоянно испытывая эмоции, пережитых во время травмы, как будто они происходят в настоящий момент, человек теряет не может обрести видение пережитого опыта. Как результат, возникает стойкий феномен острого перевозбуждения (паттерн), который может сопровождаться физическим и умственным истощением. Подобные состояния приводят к различным типам расстройства личности: тревожному, конверсионному, психотическому, пограничному и т.д. . Эмоциональное истощение влечет за собой рассеянность, из-за которой человек теряет способность ясно мыслить и впадает в состояние отстраненности (диссоциации) от эмоций. Не только от болезненных. Происходит онемение всех эмоций, и человек становится эмоционально плоским – отдаленным или холодным, он всегда чем-то озабочен. Диссоциацию обычно диагностируют как деперсонализационное расстройство, диссоциативную амнезию, диссоциативную дугу, диссоциативное расстройство идентичности и т. д.

Часть людей, перенесших психологическую травму, начинают испытывать чувство ущербности, если симптомы травмы не исчезают, и они не верят, что их положение улучшится. Это может привести к отчаянью с элементами паранойи, к утрате чувства собственного достоинства, а так же суициду на основании депрессии и ощущения пустоты. При разрушении самооценки человек может сомневаться в собственной идентичности .

Родителям ребенка, получившего психологическую травму, не стоит самостоятельно пытаться помочь ему сдерживать свой посттравматический страх и обуздывать эмоции . Как правило, это ведет к неблагоприятным последствиям для ребенка , поэтому лучше обратиться за помощью к психиатру.

Оценка последствий психотравмы

Поскольку понятие психологическая травма приобрело расширенное определение, травматология как область медицины получила междисциплинарный подход. Это отчасти связано с разнообразным профессиональным представительством в травматологии, где есть и психологи, и медработники, и юристы. В результате, данные, полученные в травматологии, стали получать адаптацию для различных сфер деятельности. Однако их практическое применение потребовало соответствующих методологий, которых во многих дисциплинах попросту не разработаны. И здесь важно, чтобы окружающие люди понимали, в каком состоянии находится человек. Это не обязательно должны быть представители медицинских, психиатрических или правоохранительных учреждений. Для обеспечения безопасности важнее, чтобы человека поддерживали его близкие и окружение.

Опыт и последствия психологической травмы можно оценить несколькими способами В контексте клинического интервью, риск непосредственной опасности для себя или других важно учитывать, но при этом нельзя впадать в распространенные ошибочные представления о кризисе или «психозе». Необходимо понимать, что человека, испытывающий бесконечную боль, сам себя он утешить не может. Если в этот момент к нему относиться уважительно и по-человечески, то он не будет представлять собой угрозу. Лучше всего дать понять ему, что независимо от обстоятельств его будут воспринимать всерьез, а не как больного или сумасшедшего. Крайне важно понимать реальность происходящего в голове этого человека. Если этот момент не будет упущен, то специалист сможет исследовать как травматическое событие, так и его последствия (например, посттравматическую диссоциацию, злоупотребление наркотиками, соматические симптомы и т.д.). Важно исследовать возможные проблемы с родственниками. Возможно, они из страха отказали больному в помощи и тот «включил» самозащиту. Завершиться такое исследование должно сопереживающим, чувствительным и поддерживающим образом.

Во время этой работу у пациента могут вспыхивать чувства, воспоминания или мысли, связанные с событием (например, страдание, беспокойство, гнев). Поскольку он еще не способен справиться с этой болью, стоит заранее подготовиться, как обсуждать это событие. Оно не должно еще раз травмировать пациента. Также важно записывать его ответы. Это может помочь клиницисту в определении степени тяжести возможного посттравматического стресса, а также легкости реакции. Кроме того, важно уловить наличие реакций избегания, которые могут проявить себя как отсутствие ожидаемой включенности или просто способности к эмоциональному реагированию. Основные механизмы избегания – употребление наркотиков, уклонение от всего, что напоминает травмирующее событие, психологическая отстройка (диссоциация). Необходимо так же отслеживать перепады настроения, всплески депрессий, попытки членовредительства, которые могут свидетельствовать о трудностях в контроле за аффектом. Информация, полученная путем наблюдения за способностью пациента регулировать свое состояние, позволит определить его готовность участвовать в различных терапевтических действиях.

Оценка психологической травмы бывает как структурированной, так и неструктурированной. Структурированная оценка включает в себя шкалу ПТСР, контролируемую врачом (CAPS, Blake et al., 1995), интервью об остром стрессовом расстройстве (ASDI, Bryant, Harvey, Dang, & Sackville, 1998), структурированное интервью по поводу расстройств из-за чрезмерного стресса (SIDES; Pelcovitz et al., 1997), структурированное клиническое интервью для диссоциативных расстройств DSM-IV – измененное на (SCID-D, Steinberg, 1994) и краткое интервью для посттравматических расстройств (BIPD, Briere, 1998).

Психологическое тестирование больного включает в себя использование общих тестов (например, MMPI-2, MCMI-III, SCL-90-R) для оценки симптомов, не связанных с травмой, а также трудностей, испытываемых личностью. Кроме того, психологическое тестирование может применять специфические травма-тесты для того, чтобы оценить посттравматические последствия. Такие тесты в своем основании имеют диагностическую шкалу посттравматического стресса (PDS, Foa, 1995), шкалу травм Дэвидсона (DTS: Davidson et al., 1997), детальную оценку посттравматического стресса (DAPS, Briere, 2001), список симптомов травмы (TSI: Briere, 1995), контрольный список симптомов травмы для детей (TSCC, Briere, 1996), травматический опросник жизненных событий (TLEQ: Kubany et al., 2000) и перечень травм, связанных с виной (TRGI: Kubany et al., 1996).

Психология гипноза #1. Как лечить и создать заикание или иную фобию в гипнозе?

Модель АВС в когнитивной терапии. Методы лечения фобий

Лечение психологической травмы

Лечения психической травмы возможно через прогрессивный подсчет (ПК), соматическое переживание, биологическую обратную связь, терапию внутрисемейного строя, сенсомоторную психотерапию. Популярна когнитивно-поведенческая терапия , которая применяется для лечения симптомов, связанных с психологической травмой , в том числе стрессовое расстройство. Рекомендации Института медицины определяют когнитивно-поведенческие методы как наиболее эффективный способ лечения ПТСР . . Департамент по делам ветеранов США принял на вооружение для лечения ПТСР на национальном уровне два метода когнитивно-поведенческой терапии: метод длительного воздействия и метод когнитивно-процессуальной терапии . Известны так же методы диалектической поведенческой терапии (DBT) и экспозиционной терапии. Как показали исследования, первый используется для лечения пограничного расстройства личности, а второй эффективен при лечении психологических травм . Впрочем, если психологическая травма вызвала диссоциативными расстройствами или сложным ПТСР, то когнитивный подход уступает место методу моделирования травмы, известному так же как фазово-ориентированное лечение структурной диссоциации. Исследования, финансируемые фармацевтическими компаниями, показали, что когнитивно-поведенческие методы лечения могут быть эффективно дополнены применением новых антидепрессантов .

Самостоятельным разделом в лечении последствий психотравм выступает травма-терапия. Она представляет собой самый адаптивный способ психологической помощи, так как позволяет работать с воспоминаниями, связанными с спихотравмой, на основании чего пациент получает возможность разобраться со своим внутренним депрессивным материалом (мысли, чувства и воспоминания) и даже получить толчок для личностного развития, включая выработку таких навыков как жизнестойкость, контроль собственного эго, комплиментарность (доброжелательное сочувствие, эмпатия) и т.д. . Травма-терапия делится на психическое образование и несколько видов техник: обработка когнитивная, эмоциональная, экспериментальная, обработка травмы и эмоциональное регулирование.

  • Психическое образование – это просвещение окружающих относительно психологической уязвимости человека и способов ее преодоления.
  • Эмоциональное регулирование – это действия против дискриминации (выявление и противостояние), а так же грамотное идентификация мыслей и эмоций больного (конструкция, типология и т.д.).
  • Когнитивная обработка – это пересмотр негативных представлений и убеждений о себе, об окружающих и окружающей среде посредством смены точки зрения на предмет.
  • Обработка травмы – это направленные усилия по снижению чувствительности (десенсибилизации) психотравмы; по ее распознанию: по уничтожению обусловленностей, благодаря которым она проявляется; по частичному (избирательному) уничтожению эмоциональных реакций; по деконструированию несоответствия эмоции и действительности; по снятию напряжения с травматического материала (состояние, при котором триггеры не причиняют сильной боли, а наоборот, облегчают состояние человека.)
  • Эмоциональная обработка (используется только в фазе досрочного прекращения оценки психического здоровья) – это восстановление восприятий, убеждений и ошибочных ожиданий.
  • Экспериментальная обработка – это подбор визуализаций достигнутому состоянию освобождения и применение различных методик релаксации.

Лечение фобий в когнитивно-поведенческой терапии

Лечение фобий: психотравма как причина фобий

Виды психотравм

Уровень травмы связан со способностями человека по её преодолению. Различают три разных типа реакции на стресс:

  • Проактивный (предупреждающая) – это попытка адаптировать или интегрировать полученный стресс, прежде чем он скажется на образе жизни.
  • Реагирующий – это попытка минимизировать ущерб после психотравмы.
  • Пассивный – игнорирование стресса.

Люди способные к проакитивному поведению с большей вероятностью смогут справляться с неожиданными ситуациями. Те, кто реагируют на стресс по факту произошедшего, испытывают от него заметное воздействие. Пассивное отношение к стрессовому событию влечет за собой страдание от долгосрочных травматических последствий.

Травмы так же делятся на ситуативные (вызванные недавними ситуациями) и долгосрочные (вызванные травмами, которые остались в бессознательном). Ситуативные травмы могут быть спровоцированы врачебным ЧП или событиями катастрофического характера (природными или техногенными). Долгосрочные психологические травмы являются продолжением детских или даже младенческих стрессов, вызванных, например, жестоким обращением.

Французский нейролог Жан-Мартин Шарко (Jean-Martin Charcot) в 1890-х годах утверждал, что психологическая травма является источником всех случаев психического заболевания, известного как истерия. «Травматическая истерия» Шарко часто проявлялась как паралич, который сопровождался физической травмой. Что касается психологической травмы, то Зигмунд Фрейд, ученик Шарко и отец психоанализа, дал ей такое определение: «событие в жизни субъекта, определяемое неспособностью субъекта адекватно на него реагировать из-за потрясения и изменений в устройстве психики» (в изложении Жана Лаплана) .

Французский психоаналитик Жак Лакан (Jacques Lacan) утверждал, что всякая реальность содержит травматическое качество символизации. С точки зрения объекта беспокойства, реальность «это то, с чем ты сталкиваешься, и все слова исчезают, а все категории терпят неудачу» .

Стресс, то есть физиологическая реакция на раздражитель, действительно, является основой всех психологических травм . Долгосрочные стрессы увеличивают риск плохого психического здоровья и психических расстройств. Это может быть связано с длительной дисфункцией секреции глюкокортикоидов, что влечет за собой ослабление иммунной системы и повышение артериального давления . Такой стресс способен вызвать морфологическое изменение гиппокампа. Исследования показали, что полученный в начале жизни он может нарушить нормальное развитие гиппокампа и повлиять на его функции во взрослой жизни. Корреляция между размером гиппокампа и его восприимчивостью к стрессовым расстройствам доказана клинически .

Психологическая травма, полученная во время боевых действий, называется контузия. А контузия характеризуется посттравматическим стрессовым расстройством (ПТСР), симптомы которого сохраняются (для диагностики) не менее месяца и включают в себя 4 категории.



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Жена сергея лаврова - министра иностранных дел Жена сергея лаврова - министра иностранных дел Урок-лекция Зарождение квантовой физики Урок-лекция Зарождение квантовой физики Сила равнодушия: как философия стоицизма помогает жить и работать Кто такие стоики в философии Сила равнодушия: как философия стоицизма помогает жить и работать Кто такие стоики в философии