Органы чувств и их значение. Строение и функции органа равновесия. Сознание, память, эмоции, речь, мышление

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Если говорить научным языком, то органы чувств человека – это составляющие анатомо-физиологической системы, которые благодаря множественным рецепторам, позволяют получать и анализировать информацию из внутренней и окружающей среды.

Определенно, недооценивать то, что даровано человеку природой, является наибольшей глупостью. Но что же известно о системе органов чувств, а какие факты до сих пор остаются загадкой для ее обладателей?

О том, сколько органов чувств у человека, люди узнают еще в детском возрасте. Обычно уже в дошкольном учреждении малышей в игровой форме, весело и задорно знакомят с органами чувств. Кроху можно спросить, что у зверушки на макушке, а у человека ниже глаз? И он обязательно, хоть и после раздумий, ответит, что это ушки!

Еще со времен Аристотеля были выделены 5 органов чувств у человека, которые передают головному мозгу потоки информации.

Речь идет о:

Их же принято подразделять на две категории:

  1. Дистанционные органы.
    Их обеспечивают нос, глаза, уши и здесь идет речь о восприятии. То есть, чтобы мозг получил достоверные данные, человеку достаточно контактировать с объектами, находясь на некотором расстоянии от них.
  2. Тактильные органы.
    В эту категорию входят оставшиеся основные органы чувств, которые обеспечивают вкусовые и осязательные ощущения. В этом случае, без непосредственного контакта с предметами не обойтись, иначе аналитическая цепочка прервется, и информация до мозговых рецепторов так и не дойдет.

Человеку важно, чтобы вся система органов чувств работала слаженно и без перебоев, и даже незначительные нарушения способны ухудшить качество его жизни.

Немного о зеркале души – глазах

Еще Гераклит Эфесский обозначил этот орган чувств, как «более точный свидетель происходящего, чем уши». Чем же глаза заслужили такой высокий ранг среди других органов? На самом деле, их функции позволяют человеку получать самое большое количество данных об окружающем мире. Что же касается строения глаза, то оно очень сложное, и зрительный орган состоит из множества частей.

Наружная часть глаза состоит из:

Внутренняя часть:

  • стекловидного тела гиалуроновой кислоты и воды, преломляющих свет;
  • хрусталика естественной линзы, отвечающей за фокусировку зрения;
  • сетчатки – многослойной оболочки, благодаря которой люди видят при дневном, приглушенном свете и различают силуэты в темноте.

Кроме того, орган зрения включает несколько специальных аппаратов:

  • слезный, включающий железы, канальцы, носослезный проток и мешочек.
  • мышечный – сложно представить, сколько мышц участвует в работе глаз – прямые, косые, круговые, а также обеспечивающие подъем века.

Все органы чувств человека и их функции направлены на лучшее восприятие окружающего мира, и глаза способны на многое. Они позволяют человеку различать цвета и ощущать свет, обладать периферическим, центральным и стереоскопическим зрением. Все изображения, видимые глазами, направляются в головной мозг – главный центр, контролирующий абсолютно все процессы, происходящие в организме.

Два уха – чтобы лучше слушать…

Еще один важный орган, влияние которого на жизнь человека нельзя недооценивать. Недаром в фольклоре и изречениях известных людей очень часто встречаются фразы и афоризмы об ушах и слухе: «Женщины любят ушами», «В тишине можно услышать гармонию», «С детьми нужно держать ухо востро» и др.

Определенно, орган слуха заслуживает особого внимания, а если разобрать его строение, то можно понять, что это удивительная часть тела – сложная и при этом функциональная:

  1. Центральная – включает нервные волокна, оканчивающиеся в височной доле коры мозга.
  2. Периферическая область:
    1. наружное ухо, состоящее из ушной раковины, слухового прохода, барабанной перепонки;
    2. среднее ухо – включающее барабанную полость, евстахиеву трубу, сосцевидный отросток; это две воздухоносные полости, соединенные носоглоткой.
  3. Внутреннее ухо – образование из кости, состоящее из преддверия, полукружных каналов, костной улитки и вестибулярного анализатора.

Уши способны воспринимать звуки, звуковые колебания, проводить их и волны к рецепторам. Звуки могут воздействовать на эмоциональное состояние человека, а уж о положительных свойствах музыки, которую слышит человек, сказано очень много.

Еще Аристотель сказал, что «когда человек воспринимает ухом ритм и мелодию, у него изменяется душевное настроение». Конечно, чтобы это произошло, нужно слушать «правильные» мелодии, которые не вызывают негатива.

Почему нос считают самым любопытным органом?

Рассматривая органы чувств человека, невозможно обойти вниманием нос, который позволяет дышать и обонять ароматы. А что же касается любопытства, то именно его «суют не в свои дела», «оторвали любопытной Варваре», и «задирают», когда зазнаются. Что уж сказать, а в народных афоризмах всегда есть мудрое зерно.

Нос – сложная конструкция, состоящая из хрящевой, костной ткани и кожного покрова, и для его полноценной работы важно, чтобы все части функционировали. Он состоит из: корня, верхушки, спинки, крыльев, перегородки и ноздрей.

Но это наружная часть органа, которую видно невооруженным взглядом, также строение носа предполагает наличие внутренней полости. Она располагается между глазницами, ротовой полостью и передней черепной ямкой.

В состав носовой полости входят следующие отделы:

  • стенки с реснитчатой поверхностью – защита от пыли и мусоринок;
  • обонятельный центр – располагается в верхней области полости;
  • носовые ходы.
  • пазухи, располагающиеся около носа.

Подобное строение органов чувств человека настолько продумано природой, что даже нос влияет на различные системы организма, помимо того, что он дает возможность обонять и дышать:

  • является фильтром для воздуха;
  • увлажняет и согревает эти воздушные массы;
  • защищает от болезнетворных микроорганизмов, содержащихся в воздухе;
  • формирует высоту и тембральные голосовые нотки.

Существует множество исследований, посвященных этому органу, и порой выясняются интереснейшие моменты, например, самые приятные запахи, которые он способен улавливать – аромат скошенной травы, натурального кофе и свежеиспеченных булочек.

Язык – помогает познать вкус жизни

Это орган с множеством рецепторов, способных различать вкусы. Он состоит из корня, тела и верхушки, а вся его поверхность покрыта эпителиальной тканью и большим количеством сосочков:

  • нитевидными;
  • грибовидными;
  • листовидными;
  • желобовидными;
  • слюнными.

Но, чтобы человек ощутил все вкусовое богатство блюда, необходимо, чтобы нервные окончания приняли и донесли их до головного мозга. Такая задача стоит перед языкоглоточным, блуждающим нервами и барабанной струной лицевого нерва.

Язык позволяет людям общаться, защищает организм от вирусных и бактериальных возбудителей, а помимо вкуса, он позволяет чувствовать боль и тепло. Согласно мнению Ханса Георга Гадамера – «Язык является средой, которая объединяет «Я» и остальной мир».

Современные ученые мужи изучают воздействие на органы чувств человека различных внешних факторов – музыки, гаджетов, интернета, а некоторые, считают человека заложником собственных чувств. Но ведь не зря великий Уильям Шекспир изрек: «Видеть и чувствовать – это быть, размышлять, жить.»

Органы чувств человека даны природой для хорошей адаптации в окружающем мире. Ранее, в первобытном мире, органы чувств давали возможность избежать смертельной опасности и помогали в добыче пропитания. Органы чувств объединены в пять основных систем, благодаря которым мы можем видеть, чувствовать запахи, прикосновения, слышать звуки, ощущать вкус потребляемой пищи.

Глаза

Глаза являются чуть ли не самыми главными среди органов чувств. При помощи них мы получаем около 90% всей поступающей информации. Зачатки органов зрения формируются в процессе развития эмбриона из его головного мозга.

Зрительный анализатор состоит из: глазных яблок, зрительных нервов, подкорковых центров и высших зрительных центров, расположенных в затылочных долях. Глаза воспринимают информацию, а зрительной корой мы способны видеть и оценивать то, какую информацию поставляет нам периферия. Глаза являются великолепным оптическим прибором, принцип которых сегодня используется в фотоаппаратах.

Свет, проходя через роговицу, преломляется, сужается и доходит до хрусталика (двояковыпуклой линзы), где снова преломляется. Далее свет проходит через стекловидное тело и сходится в фокусе на сетчатке (является частью центра, вынесенного на периферию). Острота зрения у людей зависит от способности роговицы и хрусталика преломлять свет. Кроме того, глаза способны совершать движения в стороны, снижая нагрузку с позвоночника, благодаря трем парам глазодвигательных мышц.

Органы чувств человека: уши

Уши являются частью органа слуха. Ухо состоит из трех частей: наружного, среднего и внутреннего уха. Наружное ухо представлено ушной раковиной, которая постепенно переходит в наружный слуховой проход. Ушная раковина имеет интересную форму и состоит преимущественно из хряща. Только мочка раковины не имеет хряща. Наружное ухо необходимо для того, чтобы определить источник звука, его локализацию.

В наружном проходе, сужающегося при движении внутрь, имеются серные железы, вырабатывающие так называемую ушную серу. После наружного слухового прохода начинается среднее ухо, наружной стенкой которого является барабанная перепонка, способная воспринимать звуковые колебания. За перепонкой располагается барабанная полость – основная часть среднего уха. В барабанной полости имеются маленькие косточки – молоточек стремя и наковальня, объединенные в единую цепь.

Далее за средним ухом следует внутреннее ухо представленное улиткой (со слуховыми клетками) и полукружными каналами, которые являются органами равновесия. Звуковые колебания воспринимаются перепонкой, передаются трем слуховым косточкам, далее в слуховые клетки. От слуховых клеток раздражение идет по слуховому нерву в центр.

Обоняние

Воспринимать запахи человек может благодаря органу обоняния. Обонятельные клетки занимают небольшую часть в верхних носовых ходах. Клеточки имеют форму волосков, благодаря которым они способны улавливать тонкости различных запахов. Воспринятая информация направляется по ольфакторным (обонятельным) нитям в луковицы и далее в корковые центры головного мозга. Обоняние человек может временно утратить при различных простудных заболеваниях. Длительная утеря обоняния должна вызвать тревогу, так как она возникает в случае повреждения самого тракта или головного мозга.

Органы чувств человека: вкус

Благодаря органу вкуса, человек способен оценить пищу, употребляемую им в данный момент. Вкус пищи воспринимают специальные сосочки, расположенные на языке, а также вкусовые луковицы, имеющиеся в небе, надгортаннике и верхней части пищевода. Орган вкуса тесно взаимосвязан с органом обоняния, поэтому неудивительно, когда мы хуже ощущаем вкус еды, когда страдаем каким либо простудным заболеванием. На языке существуют определенные зоны, ответственные за определение того или иного вкуса. Например, кончик языка определяет сладкое, середина – соленое, края языка ответственны за определение кислоты продукта, а корень – за горечь.

Осязание

Благодаря осязанию человек способен изучать окружающий его мир. Он всегда знает, к чему он прикоснулся, гладкий объект или шероховатый, холодный или горячий. Кроме того, благодаря бесчисленным рецепторам, воспринимающим любое прикосновение, человек может получить радость (происходит выброс эндорфинов – гормонов радости). Он может воспринимать любое давление смену температуры вокруг и боль. Но сами рецепторы, расположенные на поверхности, могут сообщить лишь о температуре, частоте колебаний, силе давления.

Информация о том, к чему мы прикоснулись, или кто нас ударил, и т.д. сообщает высшая станция – головной мозг, который постоянно анализирует множество поступающих сигналов. При излишней импульсации, мозг принимает выборочно более важные импульсы. Например, в первую очередь, головной мозг оценивает опасные для жизни и здоровья человека сигналы. При возникновении боли, если вы обожгли руку, поступает команда немедленно отдернуть руку от повреждающего фактора. На температуру реагируют терморецепторы, на давление – барорецепторы, на прикосновение – тактильные рецепторы, есть еще проприорецепторы, реагирующие на вибрацию и растяжение мышц.

Признаки заболевания

Признаком заболевания того или иного органа чувств является, прежде всего, выпадение его основной функции. При повреждении органа зрение – пропадает или ухудшается зрение, при повреждении органа слуха – снижение или отсутствие слуха.

Долгое время считалось, что окружающий мир мы познаем только с помощью органов чувств: глазами видим, ушами слышим, языком ощущаем вкус, носом чувствуем запахи, кожей - шероховатость, давление, температуру. На самом деле органы чувств являются лишь начальным звеном восприятия. Оптика нашего глаза фокусирует изображение на зрительные рецепторы сетчатки глаза. Ухо превращает звуковые колебания в механические колебания жидкости внутреннего уха, которые усиливаются слуховыми рецепторами. В любом случае, анализ внешних событий и внутренних ощущений начинается с раздражения рецепторов - чувствительных нервных окончаний, или более сложных образований, реагирующих на физические или химические показатели окружающей их среды, и кончается в нейронах головного мозга.
Анализаторами называют системы, состоящие из рецепторов, проводящих путей и центров в коре большого мозга. Каждый анализатор обладает своей модальностью, то есть способом получения своей информации: зрительной, слуховой, вкусовой и т.д. Возбуждения, возникающие в рецепторах органов зрения, слуха, прикосновения, имеют одну и ту же природу - электрохимические сигналы в форме потока нервных импульсов. Каждый из нервных импульсов поступает в соответствующую ему зону коры большого мозга. Здесь, в первичных чувствительных зонах, происходит анализ ощущений, во вторичных зонах - формирование образов, полученных от органов чувств одной модальности(только от зрения, или только от слуха или осязания). Наконец, в третичных зонах коры воспроизводятся образы или ситуации, полученные от органов чувств разных модальностей, например от зрения и слуха.

Значение зрения

Уникальность зрения по сравнению с другими анализаторами состоит в том, что оно позволяет не только опознавать предмет, но и его место в пространстве, следить за перемещением, определять яркость красок. Более 95% информации человек получает с помощью зрения.
Глаза, точнее глазные яблоки, расположены в глазницах - парных углублениях в черепе. Цвет радужной оболочки и определяет цвет глаз.

Значение слуха

Как и зрение, слух дает возможность воспринимать информацию на значительном расстоянии. С помощью слуха животные обнаруживают добычу, спасаются от хищников, общаются. Важен слух и для человека, так как с этим анализатором связана членораздельная речь. Лишившись в раннем детстве слуха, люди теряют способность произносить слова. Требуется длительная лечебная тренировка по специальной методике, чтобы глухой от рождения человек мог говорить. Продольные колебания воздуха, несущие звук, вызывают механические колебания барабанной перепонки. С помощью слуховых косточек оно передается перепонке овального окна, а через неё - жидкости внутреннего уха. Эти колебания вызывают раздражения рецепторов спирального органа, возникающие возбуждения поступают в слуховую зону коры большого мозга и здесь формируется в слуховые ощущения.

Органы равновесия

Ориентация тела в пространстве осуществляется вестибулярным аппаратом. Он находится в глубине пирамиды височной кости, рядом с улиткой внутреннего уха. Вестибулярный аппарат состоит из двух мешочков и трёх полукружных каналов. Каналы расположены в трех взаимоперпендикулярных направлениях. Это соответствует трем измерениям пространства (высоте, длине, ширине) и позволяет определять положение и перемещение тела в пространстве. Заканчивается вестибулярный анализатор в коре большого мозга. Его участие в осуществлении сознательных движений позволяет управлять телом в пространстве.

Орган вкуса

В слизистой оболочке языка находятся небольшие возвышения - вкусовые сосочки, имеющие грибовидную, желобоватую или листовидную форму. Каждый сосочек сообщается с ротовой полостью небольшим отверстием - порой. Она ведет в небольшую камеру, на дне которой находятся вкусовые рецепторы. Кончик языка лучше воспринимает сладкое, боковые края языка - кислое. Рецепторы, расположенные на передних и боковых краях языка, реагируют на соленое, рецепторы задней поверхности языка - на горькое. В определение вкуса, помимо вкусовых ощущений, участвуют также обонятельные, температурные, тактильные, а иногда и болевые рецепторы. Синтез всех этих ощущений и определяет вкус пищи. Вкусовая зона коры большого мозга находится на внутренней стороне височной доли, рядом с обонятельной.

Осязание

Осязание - сложное чувство, связанное с ощупыванием предметов. В нем участвуют тактильные ощущения. Вместе с температурными и мышечными ощущениями они могут давать информацию о размерах, форме, шероховатости, плотности, а также некоторых других свойствах предмета, важных для его определения. Кожная чувствительность слагается из нескольких анализаторов. Тактильное чувство связано с анализаторами, воспринимающими прикосновение и давление. На основе тактильных ощущений может быть развито вибрационное чувство, то есть способность распознавать и оценивать вибрацию (колебания). Для здоровых людей оно имеет небольшое значение, но для слепоглухонемых ощущение вибрации становится одним из возможных способов замены слуха.

Обоняние

Обонятельные рецепторы находятся на слизистой оболочке средней и верхних носовых раковин. Эти клетки с ресничками. Каждая обонятельная клетка способна обнаруживать вещество определенного состава. При взаимодействии с ним она посылает импульса в мозг. Не все вещества способны вызывать раздражение обонятельных клеток, а лишь летучие или растворимые в воде либо в жирах. Одни из запахов приятны, остальные вызывают отвращение.

Данный справочник содержит весь теоретический материал по курсу биологии, необходимый для сдачи ЕГЭ. Он включает в себя все элементы содержания, проверяемые контрольно-измерительными материалами, и помогает обобщить и систематизировать знания и умения за курс средней (полной) школы.

Теоретический материал изложен в краткой, доступной форме. Каждый раздел сопровождается примерами тестовых заданий, позволяющими проверить свои знания и степень подготовленности к аттестационному экзамену. Практические задания соответствуют формату ЕГЭ. В конце пособия приводятся ответы к тестам, которые помогут школьникам и абитуриентам проверить себя и восполнить имеющиеся пробелы.

Пособие адресовано школьникам, абитуриентам и учителям.

Книга:

5.5. Анализаторы. Органы чувств, их роль в организме. Строение и функции. Высшая нервная деятельность. Сон, его значение. Сознание, память, эмоции, речь, мышление. Особенности психики человека

<<< Назад
Вперед >>>

Разделы на этой странице:

5.5.1 Органы чувств (анализаторы). Строение и функции органов зрения и слуха

Основные термины и понятия, проверяемые в экзаменационной работе: анализаторы, внутреннее ухо, евстахиева труба, зрительный анализатор, рецепторы, сетчатка, слуховой анализатор, среднее ухо.

Анализаторы – совокупность нервных образований, обеспечивающих осознание и оценку, действующих на организм, раздражителей. Анализатор состоит из воспринимающих раздражение рецепторов, проводящей части и центральной части – определенной области коры головного мозга, где формируются ощущения.

Рецепторы – чувствительные окончания, воспринимающие раздражение и преобразующие внешний сигнал в нервные импульсы. Проводниковая часть анализатора состоит из соответствующего нерва и проводящих путей. Центральная часть анализатора – один из отделов ЦНС.

Зрительный анализатор обеспечивает получение зрительной информации из окружающей среды и состоит

из трех частей: периферической – глаз, проводниковой – зрительного нерва и центральной – подкорковой и зрительной зоны коры головного мозга.

Глаз состоит из глазного яблока и вспомогательного аппарата, к которому относятся веки, ресницы, слезные железы и мышцы глазного яблока.

Глазное яблоко расположено в глазнице и имеет шаровидную форму и 3 оболочки: фиброзную , задний отдел которой образован непрозрачной белочной оболочкой (склерой ), сосудистую и сетчатую . Часть сосудистой оболочки, снабженная пигментами, называется радужной оболочкой . В центре радужной оболочки находится зрачок , который может изменять диаметр своего отверстия за счет сокращения глазных мышц. Задняя часть сетчатки воспринимает световые раздражения. Передняя ее часть – слепая и не содержит светочувствительных элементов. Светочувствительными элементами сетчатки являются палочки (обеспечивают зрение в сумерках и темноте) и колбочки (рецепторы цветового зрения, работающие при высокой освещенности). Колбочки расположены ближе к центру сетчатки (желтое пятно), а палочки концентрируются на ее периферии. Место выхода зрительного нерва называется слепым пятном .

Полость глазного яблока заполнена стекловидным телом . Хрусталик имеет форму двояковыпуклой линзы. Он способен изменять свою кривизну при сокращениях ресничной мышцы. При рассматривании близких предметов хрусталик сжимается, при рассматривании отдаленных – расширяется. Такая способность хрусталика называется аккомодацией . Между роговицей и радужкой находится передняя камера глаза, между радужкой и хрусталиком – задняя камера. Обе камеры заполнены прозрачной жидкостью. Лучи света, отражаясь от предметов, проходят через роговицу, влажные камеры, хрусталик, стекловидное тело и, благодаря преломлению в хрусталике, попадают на желтое пятно сетчатки – место наилучшего видения. При этом возникает действительное, обратное, уменьшенное изображение предмета . От сетчатки по зрительному нерву импульсы поступают в центральную часть анализатора – зрительную зону коры мозга, расположенную в затылочной доле. В коре информация, полученная от рецепторов сетчатки, перерабатывается и человек воспринимает естественное отражение объекта.

Нормальное зрительное восприятие обусловлено:

– достаточным световым потоком;

– фокусированием изображения на сетчатке (фокусирование перед сетчаткой означает близорукость, а за сетчаткой – дальнозоркость);

– осуществлением аккомодационного рефлекса.

Важнейшим показателем зрения является его острота, т.е. предельная способность глаза различать мелкие объекты.

Орган слуха и равновесия. Слуховой анализатор обеспечивает восприятие звуковой информации и ее обработку в центральных отделах коры головного мозга. Периферическую часть анализатора образуют: внутренне ухо и слуховой нерв. Центральная часть образована подкорковыми центрами среднего и промежуточного мозга и височной зоной коры.

Ухо парный орган, состоящий из наружного, среднего и внутреннего уха

Наружное ухо включает ушную раковину, наружный слуховой проход и барабанную перепонку.

Среднее ухо состоит из барабанной полости, цепочки слуховых косточек и слуховой (евстахиевой) трубы. Слуховая труба связывает барабанную полость с полостью носоглотки. Это обеспечивает выравнивание давления по обеим сторонам барабанной перепонки. Слуховые косточки – молоточек, наковальня и стремечко связывают барабанную перепонку с перепонкой овального окна, ведущего в улитку. Среднее ухо обеспечивает передачу звуковых волн из среды с низкой плотностью (воздух) в среду с высокой плотностью (эндолимфу), в которой находятся рецепторные клетки внутреннего уха. Внутреннее ухо расположено в толще височной кости и состоит из костного и расположенного в нем перепончатого лабиринта. Пространство между ними заполнено перилимфой, а полость перепончатого лабиринта – эндолимфой. В костном лабиринте различают три отдела – преддверие, улитку и полукружные каналы . К органу слуха относится улитка – спиральный канал в 2,5 оборота. Полость улитки разделена перепончатой основной мембраной, состоящей из волоконец разной длины. На основной мембране находятся рецепторные волосковые клетки. Колебания барабанной перепонки передаются слуховым косточкам. Они усиливают эти колебания почти в 50 раз и через овальное окошко передаются в жидкость улитки, где воспринимаются волоконцами основной мембраны. Рецепторные клетки улитки воспринимают раздражение, поступающее от волоконец и по слуховому нерву передают его в височную зону коры головного мозга. Ухо человека воспринимает звуки частотой от 16 до 20 000 Гц.

Орган равновесия , или вестибулярный аппарат , образован двумя мешочками , заполненными жидкостью, и тремя полукружными каналами . Рецепторные волосковые клетки расположены на дне и внутренней стороне мешочков. К ним примыкает мембрана с кристаллами – отолитами, содержащими ионы кальция. Полукружные каналы расположены в трех взаимно перпендикулярных плоскостях. В основаниях каналов находятся волосковые клетки. Рецепторы отолитового аппарата реагируют на ускорение или замедление прямолинейного движения. Рецепторы полукружных каналов раздражаются при изменениях вращательных движений. Импульсы от вестибулярного аппарата по вестибулярному нерву поступают в ЦНС. Сюда же поступают импульсы от рецепторов мышц, сухожилий, подошв. Функционально вестибулярный аппарат связан с мозжечком, отвечающим за координацию движений, ориентацию человека в пространстве.

Вкусовой анализатор состоит из рецепторов, расположенных во вкусовых почках языка, нерва, проводящего импульс в центральный отдел анализатора, который находится на внутренних поверхностях височной и лобной долей.

Обонятельный анализатор представлен обонятельными рецепторами, находящимися в слизистой оболочке носа. По обонятельному нерву сигнал от рецепторов поступает в обонятельную зону коры головного мозга, находящуюся рядом со вкусовой зоной.

Кожный анализатор состоит из рецепторов, воспринимающих давление, боль, температуру, прикосновение, проводящих путей и зоны кожной чувствительности, расположенной в задней центральной извилине.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ

Часть А

А1. Анализатор

1) воспринимает и перерабатывает информацию

2) проводит сигнал от рецептора в кору полушарий

3) только воспринимает информацию

4) только передает информацию по рефлекторной дуге

А2. Сколько звеньев в анализаторе

1) 2 2) 3 3) 4 4) 5

А3. Размеры и форма предмета анализируются в

1) височной доле мозга 3) затылочной доле мозга

2) лобной доле мозга 4) теменной доле мозга

А4. Высота звука распознается в

1) височной доле коры 3) затылочной доле

2) лобной доле 4) теменной доле

А5. Воспринимающим световое раздражение органом является

1) зрачок 3) сетчатка

2) хрусталик 4) роговица

А6. Воспринимающим звуковые раздражения органом является

1) улитка 3) слуховые косточки

2) евстахиева труба 4) овальное окошко

А7. Максимально усиливает звуки

1) наружный слуховой проход

2) ушная раковина

3) жидкость улитки

4) комплект слуховых косточек

А8. При возникновении изображения перед сетчаткой возникает

1) куриная слепота 3) близорукость

2) дальнозоркость 4) дальтонизм

А9. Деятельность вестибулярного аппарата регулируется

1) вегетативной нервной системой

2) зрительной и слуховой зонами

3) ядрами продолговатого мозга

4) мозжечком и двигательной зоной коры мозга

А10. Укол, ожог анализируются в

1) лобной доле головного мозга

2) затылочной доле мозга

3) передней центральной извилине

4) задней центральной извилине

Часть В

В1. Выберите отделы анализаторов, в которых воспринимается раздражение

1) поверхность кожи

3) слуховой нерв

4) зрительная зона коры

5) вкусовые почки языка

6) барабанная перепонка

Часть С

С1. Каковы функции среднего уха?

С2. В каких случаях нарушается равенство давления воздуха на барабанную перепонку и что нужно делать при возникновении болезненных ощущений?

<<< Назад
Вперед >>>

Человека предназначены для его взаимодействия с окружающим миром. Их у человека пять:

Орган зрения - глаза;

Орган слуха - уши;

Обоняния - нос;

Осязания - кожа;

Вкуса - язык.

Все они реагируют на внешние раздражители.

Органы вкуса

Человеку свойственны вкусовые ощущения. Это происходит за счет специальных клеток, отвечающих за вкус. Они находятся на языке и объединяются во вкусовые луковицы, в каждой из которых насчитывается от 30 до 80 клеток.

Эти вкусовые луковицы расположены на языке в составе грибовидных сосочков, которыми покрыта вся поверхность языка.

На языке есть и другие сосочки, которые распознают различные вещества. Там сосредоточено несколько видов, каждый из которых различает «свой» вкус.

Например, соленое и сладкое определяет кончик языка, горькое - его основание, а кислое - боковая поверхность.

Орган обоняния

Обонятельные клетки находятся в верхней носовой части. Различные микрочастицы попадают в носовые ходы на слизистые оболочки, благодаря чему начинают контактировать с клетками, отвечающими за обоняние. Этому способствуют специальные волоски, которые находятся в толще слизи.

Болевая, тактильная и температурная чувствительность

Органы чувств человека этого вида очень важны, потому что позволяет уберечься от разных опасностей окружающего мира.

Специальные рецепторы разбросаны по поверхности нашего тела. На холод реагируют холодовые, на тепло - тепловые, на боль - болевые, на прикосновение - тактильные.

Больше всего тактильных рецепторов находится в области губ и на кончиках пальцев. В остальных частях тела подобных рецепторов намного меньше.

При прикосновении к чему-либо, раздражаются тактильные рецепторы. Одни из них более чувствительны, другие - менее, но вся собранная информация отправляется в головной мозг и анализируется.

Органы чувств человека включают важнейший орган - зрение, благодаря которому мы получаем почти 80% всей информации о внешнем мире. Глаз, слезный аппарат и др. - это элементы органа зрения.

В глазном яблоке имеется несколько оболочек:

Склера, называемая роговицей;

Сосудистая оболочка, переходящая спереди в радужку.

Внутри разделено на камеры, наполненные желеобразным прозрачным содержимым. Камеры окружают хрусталик - прозрачный диск для рассматривания предметов, находящихся близко и далеко.

Внутренняя сторона глазного яблока, которая противоположна радужке и роговице, имеет светочувствительные клетки (палочки и колбочки), преобразующие в электрический сигнал, поступающий в мозг по зрительному нерву.

Слезный аппарат призван ограждать роговицу от микробов. Слезная жидкость непрерывно омывает и увлажняет поверхность роговицы, обеспечивая ей стерильность. Этому способствуют эпизодические моргания ресниц.

Органы чувств человека включают состоящий из трех компонентов - внутреннего, среднего и наружного уха. Последнее - это слуховая раковина и слуховой проход. От него барабанной перепонкой отделяется среднее ухо, которое является небольшим пространством, объемом около одного кубического сантиметра.

Барабанная перепонка и внутреннее ухо прячут в себе три небольшие косточки, названные «молоточком», «стремечком» и «наковальней», которые обеспечивают передачу звуковых колебаний от барабанной перепонки во внутреннее ухо. Звуковоспринимающим органом является улитка, которая находится во внутреннем ухе.

Улитка представляет собой маленькую трубочку, закрученную по спирали в форме двух с половиной специальных витков. Она наполнена вязкой жидкостью. При поступлении звуковых колебаний во внутреннее ухо, они передаются жидкости, которая колышется и действует на чувствительные волоски. Информация в виде импульсов направляется в мозг, анализируется, и мы слышим звуки.



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Жена сергея лаврова - министра иностранных дел Жена сергея лаврова - министра иностранных дел Урок-лекция Зарождение квантовой физики Урок-лекция Зарождение квантовой физики Сила равнодушия: как философия стоицизма помогает жить и работать Кто такие стоики в философии Сила равнодушия: как философия стоицизма помогает жить и работать Кто такие стоики в философии