Определение остроты зрения и остроты слуха. Вазомоторный ринит: лечение народными средствами. Задания для внеаудиторной самостоятельной работы

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Своевременно выявленное заболевание лечить значительно легче, нежели запущенные формы. Это же касается и слуховой функции. При появлении малейших подозрений на снижение слуха нужно обязательно обратиться к врачу. С помощью современных диагностических исследований можно вовремя обнаружить патологию и приступить к ее терапии.

Диагностика остроты слуха

Исследование слуха должно начинаться с консультации врача-сурдолога. Специалист выполняет отоскопию – данная процедура заключается в осмотре органа слуха. Во время этой простой процедуры врач может выявить механические повреждения и другие аномалии уха.

Немаловажное значение для сурдолога имеют жалобы пациента на симптомы разных патологий – неразборчивость речи во время разговора или появление . После выполнения отоскопии специалист подбирает метод диагностики остроты слуха на основании клинической картины.

Под остротой слуха понимают постоянную величину. Потому для оценки данного показателя используют точные измерения. Сегодня существует довольно много информативных методов диагностики, потому подбирать их должен только врач.

Показания

Проведение диагностических исследований требуется в таких ситуациях:

  • или , для которых характерно снижение слуха;
  • , которые связаны с поражением мозговой коры;
  • или головы, которые спровоцировали ;
  • наличие подозрения на профессиональное ;
  • разной степени тяжести;
  • необходимость ;
  • развитие ;
  • неизвестного происхождения;
  • аденоиды;

Методы

Существует довольно много различных диагностических процедур, которые позволяют получить объективные результаты и определить степень тяжести тугоухости и причины ее развития.

Аудиометрия

Это эффективная процедура, которая позволяет определить остроту слуха и выявить различные нарушения. Исследование выполняется с помощью аудиометра – это электроакустический прибор, который превращает переменные электрические напряжения в звуки.

Слышимость измеряют в децибелах. Благодаря данному исследованию врач имеет возможность сравнить полученные данные с показателями нормы.

Проводится для решения таких задач:

Данная процедура не имеет противопоказаний и не провоцирует болевых ощущений. В ходе ее проведения пациенту надевают наушники, через которые подают сигналы. Если человек слышит звук, ему нужно нажать кнопку. В результате врач получает , которая позволяет установить наличие или отсутствие патологии.

Как проводится аудиометрия

Тимпанометрия

Данная процедура представляет собой объективную диагностику болезней слуховых органов. Для ее проведения используется специальное медицинское устройство – тимпанометр, который подает звуковое давление в уши.

После чего аппарат фиксирует сопротивление, которое волна встречает во время перемещения по слуховым каналам. Результатом такого исследования является график.

Благодаря проведению удается установить:

  • уровень давления в среднем ухе;
  • подвижность барабанных перепонок;
  • наличие аномальных выделений в наружном слуховом проходе;
  • целостность и подвижность слуховых косточек;
  • состояние внутреннего уха и путей.

Данная процедура не провоцирует дискомфорта и не имеет ограничений. Потому ее проводят всем при наличии соответствующих показаний.

Импедансометрия

Под данным термином понимают целый комплекс диагностических исследований, которые дают возможность оценить состояние слуховой трубы, а также среднего уха. Этот метод входит в категорию объективных процедур, поскольку не нуждается в участии пациента. Процедура не зависит от условных реакций человека, потому может выполняться даже детям раннего возраста.

В ходе проведения исследования в слуховой проход подают звук или воздух под давлением. Это осуществляется через особую резиновую заглушку. Благодаря этому удается проверить подвижность перепонки и оценить безусловный акустический рефлекс.

Позволяет определить физиологические возможности человека слышать, которые не зависят от его восприятия и сознания. Данный метод нередко используется для выполнения дифференциальной диагностики разных патологий органа слуха. Также с его помощью удается контролировать результативность проводимой терапии.

Проба камертонами

Несомненным достоинством данной методики является сравнительная простота используемого устройства, незначительное изменение акустических характеристик, портативность и отличная чистота звуков. Камертон дает возможность оценить воздушную и костную проводимость.

При анализе воздушной проводимости пациент должен закрыть глаза, после чего ответить, слышен ли ему звук. Если ответ утвердительный, он должен определить, каким ухом.

При оценке порога костной проводимости специалист приставляет ножку камертона к сосцевидному отростку в районе крепления ушной раковины или к средней линии черепа. После чего нужно установить длительность восприятия звука пациентом.

Проба камертонами по методу Ринне и Вебера

Дополнительные исследования или анализы

Самым простым и доступным методом считается исследование слуха с помощью живой речи. Для этого одно ухо нужно закрыть пальцем, после чего предложить пациенту повторять слова, которые врач говорит шепотом или голосом средней громкости.

Как правило, остроту слуха оценивают по расстоянию, на котором слышна шепотная речь. Здоровые люди могут расслышать ее с 15-20 м. Важно учитывать, что дистанция во многом зависит от состава слов. Так, слова со звуками низкой частоты воспринимаются с расстояния 5 м. Если же слова имеют дискантовую характеристику, их можно распознать с 20-25 м.

Также для оценки остроты слуха врач может назначить такие исследования:

  1. Электрокохлеография – проводится для измерения электрических потенциалов слухового нерва и внутреннего уха. Благодаря этому удается обнаружить патологии, которые сопровождают вестибулярный гидропс.
  2. Отоакустическая эмиссия – подразумевает регистрацию звуков, которые исходят от внутреннего уха. По данным их колебания удается оценить функции наружных волосковых клеток. Благодаря проведению такого исследования удается установить нарушения слуха у детей раннего возраста.
  3. Метод акустических стволовых вызванных потенциалов – базируется на исследовании биоэлектрических реакций подкорковых структур. Благодаря этому можно определить степень восприятия звуков подкоркой мозга.

Посмотрите ролик как проводится аудиометрия:

Профилактика тугоухости

Чтобы не допустить ухудшения слуха, нужно заниматься профилактикой таких заболеваний:

  • не стоит слушать громкую музыку в наушниках;
  • детей нужно своевременно вакцинировать от кори, краснухи и паротита;
  • рекомендуется избегать сильного шума;
  • для защиты ушей от громких звуков можно использовать наушники и затычки;
  • не стоит включать сразу несколько приборов одновременно.

Чтобы справиться с , нужно своевременно провести комплексную диагностику. Благодаря этому специалист сможет установить причины и степень тяжести заболевания и подобрать адекватную терапию.

Человеческое ухо - это маленькое чудо, а его способность слышать уникальна. Каждое ухо индивидуально, как отпечатки пальцев, и способно обнаруживать, распознавать и различать до миллиона различных звуков.

Орган слуха состоит из наружного, среднего и внутреннего уха. В ухо входит звуковая волна, раздражает косточки - молоточек, стремечко и наковальню. Механическое колебание передается в улитку и внутри улитки превращается в электрический импульс. Именно этот импульс поступает в кору головного мозга. Центры слуха находятся в височной доле головы. Слух действует непрерывно, даже во сне. Его невозможно «выключить». Слух - первое чувство, которое формируется у ребенка. Еще в утробе матери он начинает слышать и узнавать окружающие звуки. Слух - самое острое человеческое чувство. Интенсивность звука, вызывающего в ухе самое слабое слуховое ощущение, в миллиарды раз меньше, чем аналогичная интенсивность света. Слух - самое совершенное чувство. Он может не только различать огромный диапазон звуков, но и точно определять пространственное нахождение их источника. Слух позволяет нам чувствовать себя в безопасности. Только он дает возможность услышать шум приближающегося сзади автомобиля и вовремя среагировать.

Звуки громкостью 85 дБ и выше уже оказывают вредное воздействие на слух. Поэтому необходимо пользоваться средствами защиты слуха. К сожалению, пользоваться ими на дискотеке и на концерте не принято. А жаль. Когда молодые люди, покидая дискотеку, ощущают звон в ушах, они полагают, что это вполне нормальное явление. Между тем, это один из выраженных симптомов шумовой травмы. И через какое-то время это обязательно скажется на остроте слуха.

Ухо является органом слуха и равновесия.

Ушная раковина принимает участие в ототопике, т.е. определении направления звука. Воронкообразная форма ушной раковины и строение просвета слухового прохода способствует усилению давления звуковой волны на барабанную перепонку, что в известной степени влияет на остроту слуха. Система среднего уха в норме обеспечивает доставку звуковых колебаний во внутреннее ухо без потерь. Перемещение барабанной перепонки при воздействии разных по частоте звуков неодинаково. Под влиянием низких звуков перепонка перемещается в сторону барабанной полости и возвращается в исходное положение приблизительно на 0,5 мм; под влиянием высоких звуков-в пределах долей микрона. На окно преддверия звуковая волна давит с силой, в 60 раз большей, чем сила давления звуковой волны на окно улитки. В результате разницы давления, а также того, что вторичная барабанная перепонка и основание стремени расположены в разных плоскостях, звуковая волна приходит к окнам преддверия и улитки в разных фразах, что также важно для возникновения разницы давления на окна лабиринта, т.е. в конечном итоге для остроты слуха.

Диапазон частот, воспринимаемых нашим ухом, равен 16-22000Гц. Комфортные для нашего уха звуки (шум леса, дождя, моря) находятся в диапазоне около 1000 ГЦ, речь укладывается в диапазоне 500-4000Гц. Острота слуха у человека наиболее выражена в возрасте 20-30 лет; к 50-ти годам происходит снижение остроты слуха, и верхняя граница частот звука, воспринимаемых ухом, составляет только 15000Гц.

Функционирование уха - это проведение звука к рецептору, восприятие его чувствительными клетками спирального органа, проведение импульса по волокнам слухового нерва, анализ в коре головного мозга (слуховая зона). На каждом участке этого пути могут возникнуть изменения, которые в конечном итоге определяются как снижение слуха, тугоухость и даже полная глухота. Соответственно выделяют нарушения в отделах, проводящих звук, воспринимающих звук, подводящих возникающуюимпульсацию в корковый отдел слухового анализатора и проводящих анализ этих импульсов. Выражение уровня поражения слухового анализатора имеет огромное клиническое значение, так как определяет методы оказания помощи страдающему снижением слуха.

ИССЛЕДОВАНИЕ СЛУХОВОЙ ФУНКЦИИпроизводится с помощью шепотной, разговорной речи, набора камертонов и аудиометрии.

Исследование слуховой функции шепотной и разговорной речью не представляет сложности для получения представления о состоянии слуха у обследуемого.

При исследовании необходимо соблюдать следующие условия: помещение должно быть звукоизолирующим; необходимо соблюдать полную тишину; длина комнаты должна быть не менее 6 метров.

В норме человек слышит шепотную речь на расстоянии 6 метров, разговорную - на 20 метров. Проверку производят с помощью набора слов из специальной таблицы Воячека, чередуя слова с низкими звуками: море, мороз, нора, окно, со словами с высокими звуками: чаша, дача, заказ, чай и т. д. На практике иногда используют двойные числительные. Произносить слова шёпотом следует, используя воздух, оставшийся в легких после нефорсированного выдоха. Начинают исследование со здорового или лучше слышащего уха на расстоянии 6 метров. Если пациент предъявляет жалобы на резкое снижение слуха, необходимо стать рядом с обследуемым, постепенно увеличивая расстояние.

Исследование слуховой функции камертонами

В практической деятельности чаще всего используют камертоны с низким звуком — 128 Гц и высоким звуком — 2048 Гц. С помощью камертонов определяют воздушную и костную проводимость.

Для определения воздушной проводимости звучащий камертон подносят к отверстию наружного слухового прохода. Для определения костной проводимости звучащий камертон ставят на темя или сосцевидный отросток. При нормальном слухе воздушная проводимость больше костной.

Дифференциальная диагностика между заболеваниями звукопроводящего и звуковоспринимающего аппаратов проводится камертоном С-128 при помощи опытов: Ринне (сравнение костной и воздушной проводи-мости); Вебера (латерализация звука).

Опыт Швабаха проводится с целью сравнения костной проводимости здорового и больного уха. В норме костная проводимость обоих ушей совпадает, разница может быть в 2—4 секунды. Такой опыт Швабаха обозначается как «норма» (N).

Результаты, полученные при исследовании слуховой функции речевым и камертональным способами, заносят в слуховой (акуметрический паспорт):

AD (правое ухо) 6 м + Т = (или удлин. сек)

Ш.р. (P.p.) RWSchAS (левое ухо) 6 м+ 4 = (или укороч. сек)

С помощью камертона С 2048 определяется способность уха к восприятию высоких частот. Снижение этой способности отмечается в пожилом возрасте и при поражении звуковоспринимающего аппарата.

Исследование слуховой функции с помощью электроакустической аппаратуры дает возможность дозировать силу звукового раздражения, измерять ее в децибелах, исследовать слух при резко выраженной тугоухости, проводить различные диагностические тесты. Аудиометрия проводится в звукоизолирующей камере. Звуки различной частоты подаются в наушники (исследование воздушной проводимости) или на сосцевидный отросток (костная проводимость), при этом громкость звука увеличивается. Пациент нажимает кнопку прибора в тот момент, когда начинает слышать звук. Полученные данные фиксируют в виде графика — аудиаграммы, на которой громкость звука в децибелах отмечается на вертикальной оси, а частота колебаний в герцах — на горизонтальной. Аудиометрия является ценным диагностическим методом.

НАРУШЕНИЕ СЛУХА

Есть много причин потери слуха. Возможно, самая распространенная среди них - это возрастные изменения. Cреди людей в возрасте от 50 до 60 лет слабослышащих примерно 20%. В возрастной категории 60-70-летних эта величина возрастает до 30%, а для людей старше 70 лет - превышает 40%. Вторая распространенная причина потери слуха - громкий шум. Неправильные наушники - это легкий путь к потере слуха.

Потеря слуха может произойти в результате сильного стресса, инфекционного заболевания, приема сильнодействующего лекарства, травмы головы, заболевания уха и по многим другим причинам. Так как при нарушении слуха тихие звуки (щебет птиц, шорох листвы, шум дождя) перестают поступать в мозг, он вначале «отвыкает» от них, а затем их «забывает». Плохо слышащий человек может распознать слово, присматриваясь к движению губ говорящего. Но большая часть эмоциональных нюансов остается недоступной для него.

Многие люди не знают о том, что сильный шум убивает сенсорные волосковые клетки, которые после гибели не восстанавливаются, как и любые другие нервные клетки. Бывают проблемы, которые с легкостью можно устранить, например, закупорка слухового прохода ушной серой. При заболевании среднего уха может помочь хирургическая операция. Если медикаментозное лечение не дает успеха, на помощь придет слуховая система - слуховой аппарат или кохлеарныйимплант. При ухудшении слуха необходимо как можно быстрее обратиться к специалисту. Чем позже слабослышащий человек обратится за слуховым аппаратом, тем больше усилий придется ему потратить, чтобы вновь научиться слышать.

Люди, страдающие нарушениями слуха, подтвердят, что потеря слуха воспринимается и переживается человеком очень тяжело. Это объясняется тем, что каждый из нас является частью слухового мира. Поэтому глухой человек оказывается в изоляции. Одиночество, которого мы так боимся, становится печальной реальностью. Пренебрежительное отношение к слуху ведет к тому, что жизнь окружающих нас людей все чаще отягощают проблемы, связанные с ухудшением слуховосприятия. Более того, по статистике люди обращаются за слуховыми аппаратами на 7-10 лет позже, чем следует. "Невозможность видеть отделяет человека от вещей. Невозможность слышать отделяет человека от людей", - сказал однажды Эммануил Кант и был прав.

Поэтому целью нашей исследовательской работы стало определение остроты слуха у студентов, которые используют наушники не один год.

Цель работы: Определить остроту слуха с помощью речи, чтобы проверить, как изменилась способность слышать под действием различных факторов.

Задачи исследований: изучить материал по данной теме; определить причины снижения слуха; провести исследование по данной теме; дать советы по профилактике снижения слуха

Нами проведено исследование остроты слуха среди 39 студентов II курса АМК в возрасте 17 - 21 года.

Цель исследования: изучить остроту слуха у студентов, активно пользующихся наушниками, посещающих иногда ночные клубы с громкой музыкой, выявить, если будет возможно, начальные признаки нарушения слуха и сформулировать меры профилактики заболеваний органа слуха.

Сначала испытуемые отвечали на вопросы анкеты, затем проводилось исследование остроты слуха.

Наиболее простой и доступный метод - исследование слуха речью. Его достоинством является возможность провести исследование без специальных приборов и оборудования; кроме того, этот метод соответствует основной роли слуховой функции у человека - служить средством речевого общения.

Измерение остроты слуха - это определение чувствительности слухового органа к звукам разной высоты. Определение заключается главным образом в измерении порогов слышимости звуков разной высоты (частоты), то есть наименьшей силы звука, при которой он становится слышимым.

Исследование абсолютных порогов слуховой чувствительности проводят шепотом. Для исследования мы составили 2 группы слов. Первая группа (низкочастотных) слов включает гласные у, о и согласные м, н, в, р. Например: ворон, двор, море, номер. Вторая группа слов (высокочастотные) - гласные а, и, э и шипящие, свистящие согласные. Например: час, щи, чижик, заяц, шерсть. Мы составили по 20 слов в каждой группе. Далее нами с небольшого расстояния были поочередно произнесены слова из 1-й и 2-й групп, постепенно при этом отдаляясь. Когда расстояние между нами и испытуемым составляло около 3,5- 4-х метров, он начинал называть 50 и более процентов слов неправильно - это является пороговой величиной. Дальше мы продолжали увеличивать расстояние, до того момента пока испытуемый переставал совсем различать слова. Результаты исследования можно увидеть на диаграмме.

При проведении данного исследования мы выяснили, что большая часть студентов (26 человек - 66,7%) имеет начальные нарушения слуха, в течение 2-3 лет они слушают музыку по несколько часов в день. 10 девушек (10,8%) предпочитают пользоваться наушниками не чаще 2-3 раз в неделю в течение 20-30 минут; среди них не выявлено никаких нарушений слуха. 12 студентов (30,8%) отмечают, что имели проблемы с ЛОР-органами, т.к. имеют привычку не носить шапки, даже в холодное время года. Остальные студенты - 3 человека (7,7%) осознают сами, что слух у них нарушен т.к. имеются серьёзные повреждения слухового аппарата ещё с детства (травма уха, последствия применения антибиотиков и осложнение после основного заболевания).

Кроме этого, у 11 студентов (28,2%) отмечались различные заболевания ЛОР-органов (гайморит, ринит, отит, фарингит), перенесенные в детстве или в школьные годы, 13 девушек (33,4%) отмечали головные боли и у 14 студентов (35,9%) появлялся и долго сохранялся шум в ушах после длительного пребывания в помещении с громкой музыкой.

НАШИ ВЫВОДЫ.

  1. Нарушение и ослабление слуха может быть вызвано внутренними факторами (образование серной пробки, повреждение слухового нерва или другими причинами);
  2. Повредить слух можно внешними факторами (сильные, резкие звуки, постоянные громкие шумы, патогенные микроорганизмы, попадание в слуховой проход насекомых);
  3. Нельзя часто и длительно слушать громкую музыку, даже в наушниках.
  4. Нельзя при сильном ветре и минусовой температуре ходить без головного убора.
  5. Полученные нами данные не расходятся с аналогичными данными отечественных и зарубежных исследователей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучив литературу и полученные в результате исследования данные, мы пришли к выводу, что здоровье человека зависит от многих факторов, в том числе и от того, как мы соблюдаем простые, известные всем правила. Молодые люди могут и должны быть красивыми и здоровыми. Можно и нужно следовать модным тенденциям при проведении свободного времени, прогулках и занятиях спортом, но при этом соблюдать древний принцип - «не навреди!».

Для профилактики нарушений остроты слуха и связанных с ними нарушений мы предлагаем наши рекомендации.

Как не испортить слух в молодом возрасте, чтобы сохранить свое здоровье и радость полноценной жизни?

  • Избегайте длительного пребывания в местах с большим уровнем шума.
  • Пользуйтесь качественными, лучше большими наушниками. Большие наушники самые безопасные. Они не закрывают наружный слуховой проход, концентрируют звук и не приводят к его усилению. Звуки окружающей среды эти наушники не пропускают. За счет этого сила звука в наушниках может быть небольшая.
  • Избегайте переохлаждений, находясь на свежем воздухе. Заботьтесь о своём иммунитете, чтобы избежать осложнений после вирусных заболеваний.
  • Старайтесь избегать рискованных развлечений. Такие занятия, как продолжительная охота, езда на снегоходе. Для защиты ушей нужно использовать противошумные наушники или отдыхать от сильного шума.
  • детям сделать прививку от свинки, кори, краснухи;
  • избегать большого количества шумов, которое определяется продолжительностью и интенсивностью;
  • можно защитить уши с помощью наушников и берушей, которые предназначены для приглушения громких окружающих звуков;
  • не забывать о защите ушей при стрельбе, езде на мотоциклах и другой шумной технике; исключите воздействие громкого шума;
  • не включайте на полную мощность радио, телевизор и музыкальные установки;
  • давайте отдых ушам, проводите время в тишине; не включайте несколько приборов в одно время.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. М.Г. Привес, Н.К. Лысенков, В.И. Бушкович «Анатомия человека», Медицина, Ленинградское отделение, 1969
  2. Самусев Р.П. Селин Ю.М. «Анатомия человека», Москва, 1990, 1995.
  1. Федюкович Н.И. «Анатомия и физиология человека», Ростов-на-Дону, 2000 и 2002.
  2. Гаврилов Л.Ф. Татаринов В.Г. «Анатомия», Москва, 1995.
  3. Георгиева С.А. «Физиология», Москва, 1995.
  1. Липченко В.Я. «Атлас нормальной анатомии», Москва, 1985, 1989, 1999, 2002
  2. Воронова Н. В., Климова Н. М., Менджерицкий А. М. = Анатомия центральной нервной системы: Уч. пос. д. вуз. — М.: 2005
  3. Пальчун В.Т., Преображенский Н.А. «Болезни уха, горла, носа», Москва, Медицина, 1980
  4. Ананьева С.В. «Болезни уха, горла, носа», Ростов-на-Дону, Феникс, 2006
  5. http://uho.e2e.ru/book/nasus/n-3-1.htm

ОСТРОТА СЛУХА

(англ. auditory acuity ) - чувствительность слухового анализатора, характеризуется абсолютным и разностным (дифференциальным) порогами слуховых ощущений. 1. Минимальная сила звука, способная вызвать едва заметное ощущение слышимого звука, называется абсолютным порогом слухового ощущения. Наиболее низкие пороги слухового ощущения отмечаются в диапазоне 1000-3000 Гц. 2. Минимальный прирост силы звука, дающий едва заметное увеличение громкости, называется разностным порогом интенсивности звука. Величина этого порога составляет в среднем 0,1 первоначальной громкости. О. с. повышается в тишине и снижается под воздействием сильных звуков. 3. Разностным порогом высоты звука называют минимальный, едва заметный для слуха прирост частоты колебаний к их первоначальной частоте. Наибольшая чувствительность к изменению высоты звука отмечается в диапазоне 500-5000 Гц. Для определения О. с. пользуются специальным прибором - аудиометром (см. ). (Т. П. Зинченко.)


Большой психологический словарь. - М.: Прайм-ЕВРОЗНАК . Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко . 2003 .

Смотреть что такое "ОСТРОТА СЛУХА" в других словарях:

    острота слуха - — EN hearing acuity Effectiveness of hearing. (Source: CAMB) Тематики охрана окружающей среды EN hearing acuity DE… … Справочник технического переводчика

    острота слуха - klausumas statusas T sritis fizika atitikmenys: angl. auditory acuity; hearing acuity vok. Gehörschärfe, f; Hörschärfe, f rus. острота слуха, f pranc. acuité auditive, f; acuité d’ouïe, f … Fizikos terminų žodynas

    острота слуха - rus острота (ж) слуха, слуховая чувствительность (ж) eng hearing acuity, auditory acuity, hearing sensitivity fra acuité (f) auditive deu Hörschärfe (f), Hörempfindlichkeit (f) spa agudeza (f) auditiva, sensibilidad (f) auditiva, acuidad (f)… … Безопасность и гигиена труда. Перевод на английский, французский, немецкий, испанский языки

    ОСТРОТА СЛУХА - показатель слуха, характеризующий способность слышать слабый звук или различать минимальное изменение громкости и высоты звука. Минимальная сила звука, способная вызвать едва заметное ощущение слышимого звука, называется абсолютным порогом… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    ОСТРОТА СЛУХА - 1. Слуховая чувствительность относительно абсолютного порога к различению звуков по частоте. 2. Способность отличать слабые изменения в звуковых стимулах. Второе значение в большей степени соответствует основному значению термина острота, чем… … Толковый словарь по психологии

    острота слуха - (acuitas auditus) чувствительность слухового анализатора; оценивается по порогу восприятия звука … Большой медицинский словарь

    Острота слуха - (ocuitas auditus) – чувствительность зрительного анализатора, оценивается по порогу восприятия звука … Словарь терминов по физиологии сельскохозяйственных животных

Острота слуха (англ. auditory acuity) - чувствительность слухового анализатора, характеризуется абсолютным и разностным (дифференциальным) порогами слуховых ощущений.

  1. Минимальная сила звука, способная вызвать едва заметное ощущение слышимого звука, называется абсолютным порогом слухового ощущения. Наиболее низкие пороги слухового ощущения отмечаются в диапазоне 1000-3000Гц.
  2. Минимальный прирост силы звука, дающий едва заметное увеличение громкости, называется разностным порогом интенсивности звука. Величина этого порога составляет в среднем 0,1 первоначальной громкости. Острота слуха повышается в тишине и снижается под воздействием сильных звуков.
  3. Разностным порогом высоты звука называют минимальный, едва заметный для слуха прирост частоты колебаний к их первоначальной частоте. Наибольшая чувствительность к изменению высоты звука отмечается в диапазоне 500-5000Гц.

Для определения Остроты слуха пользуются специальным прибором - аудиометром (см . Аудиометрия). (Т.П. Зинченко)

Энциклопедический словарь. Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А.

Острота слуха - показатель слуха, характеризующий способность слышать слабый звук или различать минимальное изменение громкости и высоты звука. Минимальная сила звука, способная вызвать едва заметное ощущение слышимого звука, называется абсолютным порогом слухового ощущения. Наиболее низкие пороги слухового ощущения отмечаются в диапазоне от 1000 до 3000 Гц. Разностным порогом высоты звука называют минимальный, едва заметный для слуха, прирост частоты колебаний к их первоначальной частоте. Наибольшая чувствительность к изменению высоты звука отмечается в диапазоне от 500 до 5000 Гц. Минимальный прирост силы звука, дающий едва заметное увеличение громкости, называется разностным порогом интенсивности звука. Величина этого порога составляет в среднем 0,1-0,12 от первоначальной громкости.

Острота слуха повышается в тишине и снижается под действием сильных звуков; для ее определения пользуются специальным прибором - аудиометром.

Словарь психиатрических терминов. В.М. Блейхер, И.В. Крук

Неврология. Полный толковый словарь. Никифоров А.С.

нет значения и толкования слова

Оксфордский толковый словарь по психологии

Острота слуха

  1. Слуховая чувствительность относительно абсолютного порога к различению звуков по частоте.
  2. Способность отличать слабые изменения в звуковых стимулах.

Второе значение в большей степени соответствует основному значению термина острота, чем первое.

предметная область термина

Для чего и у кого проводится исследование слухового анализатора, или уха? Какие методы при этом используются? Где и как это происходит? И что, собственно, определяется?

Функциональная характеристика слухового анализатора важна как для диагностики заболеваний уха, так и для некоторых профессий. Особенно важным является обследование детей с целью выявления нарушений слуха и профилактики тугоухости. Наконец, методы функционального исследования уха играют большую роль при выборе приборов, улучшающих слух. Для решения каждой из упомянутых задач имеются свой объем и методы исследования. Иногда картина заболевания бывает настолько ясна, что самые несложные приемы позволяют поставить диагноз. В других случаях для решения вопроса о характере и уровне поражения необходимо применить весь арсенал способов, вплоть до самых сложных.

В настоящее время применяют три основных метода исследования слуха: живой речью, камертоном и электрическим генератором звука - аудиометром.

Исследование слуха живой речью - наиболее простой и доступный метод, обязательная часть любого исследования слуха - производится следующим образом: неисследуемое ухо закрывают пальцем и предлагают повторять слова, сказанные шепотом или голосом средней силы. Обычно острота речевого слуха определяется по расстоянию слышимости речи шепотом. Нормальное ухо слышит ее на расстоянии 15-20 м. Это расстояние в значительной степени зависит от состава слов: те слова, в которых преобладают звуки низких частот, слышны на расстоянии 5 м; слова же дискантовой характеристики составляющих их фонем слышны на расстоянии 20-25 м.

Исследование слуха с помощью камертона. Преимуществом метода являются относительная простота устройств, ничтожное изменение акустических свойств их с течением времени, портативность и сравнительно хорошая чистота звука. С помощью камертона можно исследовать как воздушную, так и костную проводимость.

При исследовании воздушной проводимости исследуемый с закрытыми глазами должен ответить, слышит ли он звук и, если слышит, то каким ухом.
При определении порога костной (тканевой) проводимости ножку камертона плотно приставляют либо к сосцевидному отростку вблизи места прикрепления ушной раковины (но не прикасаясь к последней), либо к срединной линии черепа и устанавливают продолжительность восприятия камертона больным. При этом получают суммарный эффект от обоих ушей.

(от лат. audio - слышать и греч. metreõ - измерять) - это метод исследования остроты слуха с помощью электрического генератора звука - аудиометра (рис.). Острота слуха характеризуется абсолютным порогом, т.е. той минимальной силой звука, которая еще ощущается ухом как еле уловимый звук.

К его преимуществам относятся:

  • возможность дозировать интенсивность звуковых сигналов в децибелах;
  • проводить исследование почти всех звуковых частот, воспринимаемых человеком;
  • осуществлять ряд функциональных проб (исследование пороговой дифференциальной чувствительности, интенсивности, маскировки и т.п.).

Аудиометрия дополняет другие исследования слухового анализатора, позволяет точнее охарактеризовать его функциональное состояние, а отчасти и функциональные возможности.

Исследование проводят в звукоизолированных камерах. Испытуемому надевают наушники для оценки воздушной проводимости и вибратор на сосцевидные отростки для оценки костной проводимости. Для каждого уха измеряют порог восприятия звуков частотой от 125 до 8000 Гц. По итогам исследования строят графики (аудиограммы) в децибелах, результаты заносят на специальные бланки в виде графиков — аудиограмм. В зависимости от подаваемого сигнала и метода регистрации различают: тональную, речевую, шумовую, автоматическую и рефлекторную аудиометрию.

Метод речевой аудиометрии широко используется в медицинской практике. Он дает возможность количественно оценивать слуховую функцию по степени разборчивости речи, которая связана с поражением тех или иных звеньев звукового анализатора. Речевая аудиометрия заключается в том, что разговорную речь или отдельные слова записывают с помощью высококачественной звукозаписывающей аппаратуры (например, магнитофон), а затем без искажения передают на динамический телефон, надетый на ухо испытуемого.

Для исследования слуха у детей старше одного года применяют условно-рефлекторную аудиометрию , которая заключается в одновременном предъявлении звука и света и выработке таким образом условного рефлекса. После этого регистрируется реакция на звук без предъявления светового сигнала.

Для обследования детей используют также массовую речевую аудиометрию . Берут определенный уровень громкости, при котором дети с нормальным слухом правильно записывают 50% продиктованных (магнитофоном) слов, затем, то же самое повторяют при более высоком уровне громкости и в заключение определяют процент разборчивости. По сделанным записям легко отобрать детей, которые требуют специального обследования.

Эксперт: Никулина Татьяна, оториноларинголог



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Урок-лекция Зарождение квантовой физики Урок-лекция Зарождение квантовой физики Сила равнодушия: как философия стоицизма помогает жить и работать Кто такие стоики в философии Сила равнодушия: как философия стоицизма помогает жить и работать Кто такие стоики в философии Использование страдательных конструкций Использование страдательных конструкций