Агрессия. Агрессия и агрессивность

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Нужно признать, что термины «агрессия», «агрессивность», «агрессивное поведение» употребляются в самых разных контекстах и, зачастую, их значения понимаются как синонимичные, взаимозаменяемые. Поэтому необходимо четко разделить данные понятия, определив их специфичность.

При бытовом повседневном употреблении понятие «агрессия» как правило, отражает действия, несущие разную степень разрушения как физической, так и психической целостности другого человека, а так же наносят материальный ущерб и могут препятствовать реализации им своих намерений.

В понимании агрессии большое значение имеют моменты дополнительности, мотивированности и конвенциональности. Слово агрессия имеет латинские корни и происходит от слова «аggrеgi», что означает «нападать» . Его семантическое значение не всегда было одинаковым, хотя оно издавна активно используется в европейских языках. До начала XIX века под агрессией понималось любое активное поведение, носящее как доброжелательный характер, так и враждебную направленность . Позднее, семантика слова сузилась и обрела специфику. Под агрессией стали понимать любое враждебное, «вредоносное» поведение, направленное на окружающих людей .

В понятии «агрессия» многими авторами объединяются различные по форме и последствиям акты поведения - от насмешек, злых шуток, сплетен до бандитизма, терроризма и убийств . Подростки зачастую проявляют такие качества, как задиристость, драчливость, обидчивость, жестокость . Эти проявления насильственного поведения так же попадают под разряд агрессивных действий . Эти действия носят вредоносный характер, но степень их опасности зависит от индивидуальных особенностей агрессора и от сопротивления, которое ему оказывается.

В исследованиях агрессии различные авторы по-разному определяют агрессию. К.Лоренц понимает агрессию как биологически обусловленную реакцию человека, предназначенную для «защиты ареала» . Для Дж. Моррисона агрессия проявляется как стремление к господству (цит. по ). К. Хорни и Э. Фромм понимали агрессию как реакцию личности на враждебную для него окружающую действительность (цит. по ). К. Доллард связывали агрессию и фрустрацию (цит. по ).

Современные исследователи под агрессией понимают мотивированные внешние действия , наносящих вред и приносящие боль и страдания людям из-за нарушения социальных норм и правил. Часто агрессия сочетается с враждебностью, однако, некоторые люди, находясь в конфликтных отношениях, никакой агрессии не проявляют друг к другу.

С. Фишбах в своих работах отмечал необходимость учета мотивационных факторов для определение агрессии (цит.по ). Под мотивационными факторами Е.И. Рогов подразумевает причинную подоплеку совершаемых индивидом действий. К этим же факторам можно отнести потребности и инстинкты, влечения и эмоции, установки и идеалы .

Э. Фромм определяет агрессию как действия, в которых прослеживается вредоносное намерение по отношению к другому животному или неживому объекту .

В «Психологическом словаре» под редакцией В.П. Зинченко дается такое определение: «Агрессия - мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности)» .

Для Д. Ричардсона и Р. Бэрона «агрессия представляет собой поведение, направленное на причинение вреда или ущерба другому живому существу, имеющего все основания избегать подобного обращения с собой» . В данном определении базовыми для понимания агрессии становятся положения о преднамеренности, целенаправленности действий, причиняющих вред жертве. Авторы агрессией называют только то вредоносное поведение, которое направлено на живые организмы, которые обладают мотивацией избегания агрессии по отношению к себе [там же, с.79-81].

Стоит заметить, что воспринимать агрессию только как «разрушительную реакцию» было бы неверно. Агрессия всегда лежит в основе творческой деятельности, является базисом при стремлении человека к самоутверждению. Обобщая существующие в психологии и в философии подходы к пониманию агрессии можно выделить агрессию как форму поведения, которая является биологически целесообразным фактором для выживания индивида и его адаптации. И вместе с этим агрессия расценивается как некое зло.

Существуют так же подходы, в которых агрессию рассматривают как психическое состояние. В этом случае агрессия может проявляться в виде психической разрядки, или же как психическая защита . В данном контексте целесообразно употреблять понятие «агрессивность», которое рассматривает психологическое состояние (ситуативное, социальное) непосредственно во время акта агрессии .

Рассматривая агрессию как форму поведения, которое нацелено на оскорбление другого человека, причинение вреда живому существу, избегающему подобное обращение, необходимо рассмотреть ряд понятий:

Форма поведения. В этом контексте агрессия выражается не в обособленных эмоциях, установках, мотивах, а в сложной модели поведения. Термин «агрессия» вызывает ассоциации с негативными эмоциями злости, гнева, с мотивами оскорбить или навредить объекту, с негативными установками, проявляющимися в расовых или этнические предрассудках.

Намерение. В данном контексте при понимании термина «агрессия» предполагается наличие неких действий, в которых агрессор наносит ущерб жертве намеренно. Важно отметить то, что намерения зачастую являются скрытыми, недоступными прямому наблюдению, личными побуждениями, о которых можно судить по предшествующим акту агрессии условиям, или его последствиям.

Агрессивность Р.С. Немов определяет как враждебность, т.е. поведение человека, направленное на других людей и отличающееся стремлением нанести вред .

Агрессивность в исследованиях Л.М. Семенюк описывается через качественную и количественную характеристики. Агрессивность, по мнению автора, имеет уровни выраженности: от отсутствия ее как свойства, до максимального его развития . Таким образом, гипотетически каждая личность в той или иной степени обладает агрессивностью, поскольку ее отсутствие означает пассивность, конформность, отсутствие индивидуальности и т. д. Но при этом чрезмерное развитие этого качества может детерминировать весь облик личности, определяя ее конфликтность и т. д. .

Согласно концепции З. Фрейда, агрессивность определяет адаптивность человека и является присущей ему характеристикой, определяющей активность .

М. Клайн видит в агрессивности здоровые черты, необходимые для активной жизни и присущие лидерам. Такими чертами являются настойчивость в преодолении препятствий, упорство в достижении цели и инициативность (цит. по ).

А.А. Реан рассматривает некоторые случаи агрессивности как «адаптивное свойство, связанное с избавлением от фрустрации и тревоги» . Состояние фрустрации понимается автором как «психическое состояние, характеризующееся наличием стимулированной потребности, не нашедшей своего удовлетворения» [там же, с.62]. Это состояние может сопровождаться сложным сочетанием чувств и эмоций: гнева, раздражения, злости, возмущения, отчаяния.

Как отмечают О.М. Шабалин и Н.Д.Левитов, при анализе понятия «агрессивность» для более глубокого понимания сущности проблемы и возможности проведения его комплексной характеристики необходимо выделять познавательную, волевую и эмоциональную составляющие агрессивного состояния. Агрессивные проявления могут появляться на самых ранних этапах развития как реакции протеста, неудовлетворения, выражение своих желаний. Эти проявления достаточно длительное время являются неосознаваемыми и, поэтому, ребенок не имеет возможности адекватно оценить социальную ситуацию. Поэтому агрессивные проявления в детском возрасте осуществляются на фоне ограниченной способности контроля над своими эмоциями, объективными сложностями регуляции поведения и отсутствием возможности предусмотреть последствия своих агрессивных действий. Эмоциональные составляющие агрессивного состояния проявляются в форме аффективных вспышек гнева и ярости и являются тем фактором, который способствует утрате контроля сознания за совершаемые человеком действия. Познавательный компонент представляет собой ориентировку человека в социальной ситуации и в своей личности. Волевой компонент агрессивного состояния связан в большей степени со способностью управлять своими агрессивными действиями и состоянием, нежели с умением «сдерживать» агрессию .

Согласно А. Басу, к агрессивности близко подходит «враждебность - более узкое по направленности состояние, всегда имеющее определенный объект» (цит. по ). Х. Дельгадо утверждал, что «...человеческая агрессивность есть поведенческая реакция, характеризующаяся проявлением силы в попытке нанести вред или ущерб личности, обществу» (цит. по [там же, с. 17]).

В «Психологическом словаре» под редакцией И.П. Зинченко раскрывается следующее определение агрессивного поведения: «…мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам (правилам) сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т. п.)» .

Нужно отметить, что агрессивное поведение в обыденном понимании обретает «злонамеренностью» в тот момент, когда появляется мотив разрушения. С.Н. Ениколопов под агрессивным поведением понимает «…одну из форм реагирования на различные неблагоприятные в физическом и психическом отношении жизненные ситуации, вызывающие стресс, фрустрацию и т. п. состояния. Психологически агрессивное поведение выступает одним из основных способов решения проблем, связанных с сохранением индивидуальности и тождественности, с защитой и ростом чувства собственной ценности, самооценки, уровня притязаний, а также сохранением и усилением контроля над существенным для субъекта окружением» .

В структурной характеристике агрессивного поведения С.Н. Ениколоповым выделены несколько уровней:

Аффективный уровень представлен негативными эмоциональными состояниями и чувствами гнева, злости, ярости;

Поведенческий уровень включает в себя высказывания, агрессивные жесты, действия;

На когнитивном уровне проявляются негативные ожидания, неадекватные представления и установки индивида;

Мотивационный уровень определяет как бессознательные агрессивные стремления, так и сознательные цели.

В близком к нормативному значению, понятие «агрессивное поведение» понимается как «…индивидуальное или коллективное поведение, направленное на нанесение физического или психологического вреда, ущерба, либо на уничтожение другого человека» .

В ежедневных сводках постоянно мелькают события, которые происходят из-за человеческой агрессивности. В повседневной жизни любого сопровождают ссоры, конфликты, крики и так далее. В современных реалиях агрессия воспринимается как негативное явление, поэтому подвергается осуждению. Однако это никак не влияет на существование вражеских группировок.

Для того чтобы понять, как сдерживать агрессию, нужно более подробнее разобраться в причинах ее появления, а также в самом понятии.

Что такое агрессия?

Для того чтобы разобраться с понятием “агрессия”, необходимо проанализировать данный термин. В психологии это явление представляет собой совершение разрушающих действий, которые способны нанести вред как психологический, так и физический предметам или живым существам.

Если рассматривать анализы различных ученых, то следует заметить - агрессию называют не только специфическим поведением, но также состоянием человека.

Известный психотерапевт Зигмунд Фрейд отмечал, что данное явление представляет собой предрасположенность каждого объекта. Чем она выше, тем больше будет тенденция к проявлению агрессии. Поэтому описываемую реакцию можно считать естественной на различного рода стрессы и провоцирующие факторы. Агрессия способна быть деструктивной, а также конструктивной. В первом случае она является ответной, а во втором - позволяет человеку сохранить свою индивидуальность, самоутвердиться или же повысить самооценку. Помимо сказанного, агрессия - это способ снять напряжение.

Описываемое явление может быть как эмоциональным проявлением, так и показателем социального поведения. Агрессией можно назвать любое действие, которое способно каким-либо образом нанести вред. Жертвой может быть как неодушевленный предмет, так и человек (животное).

Некоторые психологи ставят агрессию на уровне с жестокостью, однако нужно понимать, что не всякое действие с описываемым явлением можно классифицировать как тяжкое. Агрессивность воспринимается как свойство личности, когда человек способен совершить какие-либо подобные действия в рамках защиты своих интересов и для того, чтобы добиться определенных результатов.

Данное явление можно рассматривать в двух вариантах: форма враждебности и характеристика адаптивности. В первом случае человек будет обижаться на всех, затевать ссоры или драки, наносить разрушающие “удары”. Во втором варианте личность пытается защитить себя, свои права и сохранить независимость.

Таким образом, агрессивность может рассматриваться как негативное явление, так и условие, позволяющее человеку развиваться и реализовываться. Любому лидеру нужно иметь хотя бы малую долю агрессии, чтобы контролировать других.

Характеристика агрессии

Как уже было сказано выше, проявление агрессии следует рассматривать в двух аспектах. Один из них заключается в желании причинить вред, а второй - в необходимости, что позволяет гармонически развиваться.

В научной литературе указывается то, что при отсутствии агрессивности человек может стать пассивным и, как следствие, его индивидуальность будет стираться, а существование станет невыносимым. Данное явление есть у каждого человека, однако оно имеет различный уровень и особенности. То, насколько сильная агрессия, а также как долго она длится, полностью зависит от многих нюансов. Подобные негативные явления следует рассматривать еще со стороны факторов, которые воздействуют на человека, то есть ситуационные, психологические, физиологические и так далее. К этому нужно добавить, что агрессия - это реакция человека на какую-либо неудовлетворенность, связанную с окружающей действительностью. Она может иметь скрытый характер либо же явный, быть прямой или непрямой, пассивной или активной, вербальной или физической. Рассмотрим классификацию подобных действий. Выделяется 5 разных форм.

Формы агрессии

Рассмотрим более подробно виды агрессии.

  • Существует физическая. Она заключается в проявлении силы к любому живому организму.
  • Непрямая форма говорит о том, что человек ведет себя агрессивно не по отношению к причине раздраженности. Эти эмоции проявляются в сторону другого. Иногда человек в такой ситуации может выражать агрессию, хлопая дверями, постукивая по столу и так далее.
  • Словесная агрессия проявляется криками и ссорами, а также нередко люди используют брань, нецензурные слова, угрозы и прочее.
  • Негативизм характеризуется тем, что возникает агрессивное поведение к старшим по возрасту, а также по социальному положению людям. То есть, в таком случае вспышка агрессии будет проявляться только в сторону авторитета.
  • Последняя форма - это склонность человека к раздражению. То есть объект становится агрессивным даже при самой маленькой степени возбудимости: он очень вспыльчив, резок и груб.

Причины

Любая агрессия, как правило, проявляется вследствие каких-либо факторов. Именно они провоцируют человека на возникновение такой реакции. Следует рассмотреть основные причины, которые могут быть.

  • Особенности характера, темперамента.
  • Факторы поведенческого, социального, психологического типа и так далее.
  • Ненависть, которая проявляется по отношению к моральным убеждениям, а также попытка агрессивно утвердить в обществе свои идеалы.

Описание провоцирующих факторов

Для того чтобы вести борьбу с агрессией, необходимо знать, какие факторы способствуют повышению уровня такого явления. Рассмотрим их по отдельности.

  • Поведенческие. Речь идет о действиях, которые направлены на остановку развития человека. Сюда же следует отнести отсутствие стремления к саморазвитию, а также такие трудности, как вандализм или бесцельность самого существования.
  • Социальные. На человека могут влиять такие факторы, как политика, экономика самого государства. В том случае, когда в обществе проявляется какой-либо культ насилия или враждебности, а также какие-то вещи начинают резко пропагандироваться СМИ, то любой может проявлять агрессию. Следует также отметить влияние людей, которые окружают человека, а еще низкое социальное положение в самом обществе.
  • Личностные факторы. Речь идет о характере человека. Например, агрессивным будет тот, у кого повышенная тревожность, раздражительность, депрессивность, проблемы с развитием, самооценкой, с проявлением эмоций, гендерными ролями, имеются различные зависимости, трудности при общении в социуме.
  • Ситуативные. Сюда нужно отнести условия температурного и климатического типа, влияние культуры, стрессовые ситуации, ожидание какой-либо мести или же приступа агрессии со стороны другого человека.

Проявления в разных возрастных категориях

То, как человек проявляет свою агрессивность, зависит от большого количества факторов. Среди них нужно отметить индивидуальное развитие, возрастную категорию, опыт, нервную систему, а также воздействие вышеописанных нюансов на жизнь человека. Особая роль при выяснении причин агрессии отводится системе воспитания и социальному окружению. В различном возрасте агрессивность может проявляться по-разному.

  • Если речь идет о малышах, то они плачут, кричат, не улыбаются, не хотят идти на контакт с родителями. Помимо этого ребенок может причинять вред младшим и животным.
  • В дошкольном возрасте проявление агрессии становится более разнообразным. Дети используют не только крик и плач, но также могут кусаться, плеваться, употребляют обидные слова и так далее. Как правило, в таком возрасте подобная реакция несет только импульсивный характер.
  • Агрессия школьников зачастую проявляется причинением вреда слабым детям. Они могут издеваться над другими, оказывать давление, насмехаться и влезать в драки.
  • В подростковом периоде агрессивность может проявляться из-за воздействия со стороны сверстников. Как правило, в таком возрасте данное явление является способом утвердиться в коллективе, а также занять особое место в обществе. Следует отметить, что часто агрессия у подростков возникает не только из-за ситуации, в которую он попал, но и также считается проявлением характера.
  • Отдельно нужно отметить появление агрессивности уже во взрослом возрасте, так как на человека будет воздействовать большее количество факторов, учитывая то, что характер уже является сформированным. Следует выделить наличие страха, который направлен на то, что общество может не принимать и не признавать, сильной раздражительности, импульсивности, подозрительности, зависимости от различных примет. Такие люди, как правило, испытывают только страх и обиду. Они не способны чувствовать вину и ответственность. Им также очень тяжело адаптироваться в новом обществе.

Условия формирования

Следует разобраться, что провоцирует агрессию у ребенка и взрослых людей. Наиболее значимыми условиями, которые формируют такое проявление, нужно выделить влияние СМИ, семейных факторов, агрессию со стороны окружающих, а также индивидуальные, возрастные и половые особенности.

Что касаемо масс-медиа, то в психологии этот фактор под вопросом. Рассмотрим условия, которые способны вызвать агрессию у ребенка или взрослого.

Почему появляются негативные эмоции? Причин тому несколько:

  • то, что пропагандируют масс-медиа, принимается человеком как проявление агрессии;
  • принятие себя как негативного героя из ролика или фильма;
  • отождествление себя как объекта, способного причинить вред какой-либо жертве;
  • показываемые ситуации выглядят слишком реалистично. Они могут существенно оказывать влияние на эмоциональную сферу человека.

Диагностика

Очень важно правильно провести диагностику агрессии для того, чтобы полностью ее побороть. Учитывая то, что данное явление у каждого человека развито по-разному, нужно точно изучать все особенности психотипа конкретного пациента. Необходимо не просто наблюдать за поведением, но и также провести диагностику, состоящую из различных методик. Они позволят не только понять всю ситуацию с субъективной стороны, но и еще объективно подтвердить результаты, которые были выявлены.

Внутреннюю агрессивность рассмотреть с медицинской точки зрения довольно сложно, так как большая часть методик направлена только на выявление внешних проявлений. На данный момент врачи используют опросник Басса-Дарки, тест Ассингера, а также некоторые другие методики. Они позволяют понять, что человек чувствует и каковы же причины агрессии. Рассмотрим отдельно каждую методику.

  • Тест Ассингера. Он необходим для того, чтобы выявить агрессию в отношениях. Благодаря ему можно разобраться, какой уровень негативных эмоций возникает у человека при разговоре с кем-то другим. Таким образом, становится понятным, легко ли ему дается общение, как он строит контакты с окружающими людьми и так далее.
  • Тест Айзенка. Благодаря ему можно проверить психическое состояние пациента. Имеется 4 шкалы. Они описывают различные состояния психики: фрустрацию, тревожность, ригидность и непосредственно агрессию.
  • Опросник Басса-Дарки. Он состоит из 8 шкал и позволяет определить то, какая агрессия у человека доминирует. Также можно понять по подсчету индекса, насколько выражена враждебность.

Нужно отметить, что эти методики не являются универсальными. Поэтому понять лишь по одному тесту, почему агрессия у человека появляется слишком часто, не получится. Диагностика должна всегда состоять из целого комплекса, что позволяет говорить про реальные результаты.

Корректировка состояния

Невозможно говорить о полном излечении от агрессивности, потому что она заболеванием не является. Данное явление - это свойство личности, которое может усиливаться или же, наоборот, подавляться. Все зависит от самосознания, саморегуляции и особенностей конкретного человека. Ученые также говорят о влиянии генетических условий на формирование агрессии. Однако она больше зависит все-таки от навыков социального общения, а также тех факторов, которые влияют на человека ежедневно. Поэтому для лечения проявления агрессии у ребенка или взрослого важно использовать коррекционные методы. Они снижают уровень враждебности. Следует заметить, что проявление такой эмоции не является неизбежной формой реагирования психики на различные трудности.

Уже давно доказано: если правильно работать над собой, а также создать комфортные условия для существования, то можно не только научиться контролировать подобные приступы, но и полностью прекратить их появление. Коррекцию агрессивности может осуществлять психолог либо же психотерапевт. К психиатру следует обращаться в том случае, если агрессия подростков или более взрослых людей дошла до критичной ситуации, когда человек способен навредить или себе, или другим живым существам.

Среди основных методов борьбы следует отметить гипноз, психодраму, психоанализ, тренинговые программы, а также аутогенную тренировку.

Очень интересным многие психологи считают тренинг, который позволяет человеку научиться общаться в социуме и приобрести определенные навыки. На нем специалист моделирует ситуации, в которых максимально показывается, что человек может спокойно отреагировать на любой конфликт либо же проявление агрессивности со стороны других людей. Устраиваются ролевые игры, что позволяет с максимальной безопасностью для психики человека переживать различные стрессовые ситуации. На тренинге также учат, как переносить полученные умения и навыки в свою жизнь.

Что делать с агрессивным ребенком?

Следует понимать то, что агрессия - это эмоции, которые дети часто испытывают. Главный шаг в борьбе с ней - внимание к ребенку. Если родители хорошо знают свое дитя, то они могут предотвратить внезапные вспышки. Если речь идет о физической агрессии - ее подавить будет проще, чем вербальную. Когда ребенок начинает выражать свои эмоции какими-либо способами, его нужно отвлечь. Можно придумать какое-то интересное занятие. Если ребенок стал причинять вред другому, то за такое его следует наказать.

Когда малыш не понимает, что ему нужно остановиться, рекомендуется максимально доступно объяснить ему ошибку и дать наказание. При этом объект вражды надо окружить вниманием и заботой. Тогда ребенок поймет, что его поведение является проигрышным и нужного результата он не добьется.

Сначала он будет проявлять больше агрессии, отказываться убирать за собой, следовать советам и так далее, однако уже через время осознает, что подобная тактика невыгодна. Важно дать понять малышу, что несет ответственность за свои поступки, в том числе и за агрессию. После того как ребенок выполнил необходимые действия, которые были сделаны в качестве наказания, он должен быть поощрен.

Игры для агрессивных малышей

Агрессия - это явление негативного характера, которое нужно вовремя купировать. Если речь идет о ребенке со слишком импульсивным и вспыльчивым характером, то следует придумать методы, помогающие ему бороться с агрессией. Психологи рекомендуют выбирать те упражнения, которые позволят ему понять, что не обязательно издеваться над младшими, чтобы выплеснуть эмоции. Можно заниматься с ребенком при помощи игр. Хорошим вариантом будет покупка боксерской груши, выбивание подушек, бег или занятия на игровой площадке (в секции). Ребенку можно положить в карман бумагу, которую он будет рвать при стрессе. Именно так малыш сможет ликвидировать свои негативные эмоции и перестанет проецировать их на младших.

Информация к размышлению

В качестве итога необходимо подчеркнуть все, что было написано выше. Агрессией принято считать проявление характера человека, которое может быть воспринято как в позитивном свете, так и в негативном. Подобное явление позволяет лидерам сохранять авторитет. Агрессия также дает возможность контролировать людей. Благодаря ней можно утвердиться в социуме. Однако она хороша только в меру.

На данный момент в обществе негативные эмоции проявляются довольно часто. Это влияет на развитие у маленьких детей неосознанного стремления к проявлению своих чувств в агрессивной форме. Для предотвращения негативных ситуаций нужно бороться с данным явлением. Следует обращаться к психологу. Чем раньше это произойдет, тем лучше. Это связано с тем, что легче подавить агрессию только, когда она начинает проявляться, чем уже после сформировавшегося восприятия мира. Только благодаря проведению коррекционных мер можно предотвратить различные проблемы в обществе.

Психология человека - довольно сложное понятие, и агрессия считается негативным проявлением характера. Следует бороться с ней, чтобы не конфликтовать с миром и нормально общаться с социумом.

Агрессия нормальна в современном мире. Человек не живет в утопических условиях, нередко сталкивается со злыми и враждебно настроенными людьми. Агрессия в некоторой степени считается нормальным проявлением, которое не нужно лечить. В зависимости от причин ее возникновения, различают виды агрессии.

Что такое агрессия?

Интернет-журнал сайт называет агрессией деструктивное поведение с желанием причинить вред другому человеку. Агрессия может быть качеством характера, когда человек априори относится ко всему недобродушно, желая причинить психологический, физический или моральный вред.

Агрессия может быть:

  1. Способом самоутверждения.
  2. Способом психологической защиты от нежелательного.
  3. Формой психологической разрядки.

Может быть направлена на что угодно. В некоторых случаях агрессивные люди начинают ломать материальные вещи, чтобы таким образом выплеснуть свои злые эмоции.

Причины агрессии

Причин для возникновения агрессии существует большое количество. Ими могут быть:

  • Алкогольное или наркотическое опьянение, когда человек неадекватно оценивает ситуацию и не сдерживает своих эмоций.
  • Проблемы в личной жизни, начиная от неустроенности и кончая бракоразводными процессами.
  • Строгое воспитание человека.
  • Психические травмы.
  • Отсутствие отдыха, переутомление.
  • Увлеченность различными компьютерными играми, частый просмотр боевиков, фильмов ужасов.

Агрессия является гипертрофированной реакцией на обстоятельства. Лишь в 12% случаев совершение преступлений на фоне агрессии были следствием психических нарушений. В остальных случаях люди являются здоровыми, просто неправильно оценивающими ситуацию.

Не нужно полагать, что только психические расстройства являются причинами агрессии (хотя данное проявление свойственно отклонениям). Нередко люди просто агрессивничают, поскольку неправильно оценивают ситуацию, придерживаются одних обычаев, взглядов, религии, мнений, нежели люди, на которых проявляется агрессия в результате разности мировоззрения и образа жизни.

Причиной агрессивного поведения нередко становится поведение родителей, коллектив, в котором человек растет, средства массовой информации, которые демонстрируют насилие. Если в кругу обитания человека агрессия считается положительным качеством, тогда индивид будет ее использовать при решении конфликтных ситуаций.

Виды агрессии

Рассмотрим виды агрессии:

  1. По А. Бассу и А. Дарки:
  • Физическая – применение физической силы для причинения ущерба.
  • Раздражение – готовность к деструктивному поведению.
  • Косвенная агрессия – направляется на другое лицо.
  • Вербальная агрессия – выражение эмоций на уровне слов: визги, крики, угрозы, проклятия.
  • Негативизм – пассивное или активное противостояние чужому мнению, традициям, законам.
  • Зависть, ненависть, обида.
  • Подозрительность (когда человек с осторожностью относится к людям) и недоверие (когда человек уже не верит в то, что другие люди не причинят ему вреда).
  • Чувство вины – агрессия, направленная на самого себя, убежденность, что человек сам по себе плохой.
  1. По направленности:
  • Гетероагрессия – убийства, насилие, угрозы, оскорбления, побои, изнасилование.
  • Аутоагрессия – агрессия, направленная на самого себя: самоубийство, саморазрушающее поведение, психосоматические заболевания.
  1. По причине возникновения:
  • Реактивная – возникает в ответ на внешний раздражитель.
  • Спонтанная – отсутствуют явные внешние раздражители, агрессия вызвана внутренним накоплением отрицательных эмоций или психических расстройств.
  1. По целенаправленности:
  • Инструментальная – агрессия используется как инструмент для достижения цели, например, спортсмен использует ее для победы.
  • Мотивационная (целевая) – когда агрессия является спланированной для сознательного причинения вреда другому человеку.
  1. По открытости проявления:
  • Прямая – ее легко увидеть, вызывает раздражение, ненависть, напряжение и проявляется в физической силе или словесных изречениях.
  • Косвенная – когда агрессия направлена не на объекты, ее вызвавшие, а на другие предметы или лица, которые наиболее доступны человеку, не могут дать ему отпор.
  1. По форме проявления:
  • Вербальная – на уровне слов.
  • Физическая – на уровне силы.
  • Экспрессивная – невербальные формы поведения: мимика, жесты, интонация, взгляды.

Агрессия имеет множество понятий, которые объединяются в то, что она является формой деструктивного поведения, направленного на причинение различного вреда другому индивиду, что противоречит законам и нормам, установленным в обществе. Вот почему некоторые формы проявления агрессии уголовно наказуемые.

Однако есть и более гуманные понятия агрессии:

  1. Она является инстинктивным проявлением сущности человека, которое направлено на защиту самого лица.
  2. Она является инструментом для достижения конкретной цели.
  3. Она является способом устранения того, что человеку мешает или пугает на физическом или моральном уровне.
  4. Она является естественной реакции на различные угрожающие раздражители.
  5. Она является способом доминирования человека над другими существами.

Формы агрессии

Э. Фромм выделил такие формы агрессии:

  • Архаическая жажда крови.
  • Игровая – способ проявления своих умений не с целью причинения вреда и без проявления ненависти.
  • Реактивная – защита своей или чужой свободы, достоинства, жизни.
  • Компенсаторная (злокачественная) – намеренное причинение вреда или насилия другому человеку, поскольку только таким образом человек может компенсировать имеющиеся у него потребности или страхи.

Чтобы у человека развилась агрессия, ему должны быть присущи:

  1. Рассеянность и вдумчивость.
  2. Эмоциональная восприимчивость.
  3. Склонность к импульсивности.
  4. Чувство неудовлетворенности.
  5. Ранимость и дискомфорт.
  6. Враждебная атрибуция.

Агрессия присуща всем живым существам и проявляется в желании бежать или обороняться в случае, если живому существу угрожает опасность. Деструктивная агрессия проявляется в поведении, основанном на эмоциях, чувствах, внутренних переживаниях и неадекватном реагировании.

Агрессия может быть доброкачественной и злокачественной:

  1. Доброкачественная агрессия проявляется в амбициях, мужестве, настойчивости, храбрости, отваге.
  2. Злокачественная агрессия выражается в хамстве, насилии, жестокости.

Для возникновения агрессии нужен импульс, который и вызовет в человеке соответствующее отношение к раздражителю. Этим импульсом может быть отбирание ценного, ограничение свободы, угроза жизни, отказ в сексе и пр. Агрессия может быть направлена на того, кто ее вызвал, так и на другого человека, который просто слабее физически или духовно (садистское удовлетворение).

Мужчины зачастую проявляют агрессию в виде физической силы. А женщины чаще прибегают к вербальной агрессии: «пиление», вечные жалобы, бесконечное недовольство, сплетни, нелогичные умозаключения.

Вербальная агрессия

Там, где человек не может на уровне физической силы выразить свою агрессию, он использует вербальные формы ее проявления:

  1. Вербальная-активная-прямая: оскорбление, словесное унижение.
  2. Вербальная-активная-непрямая: злостная клевета, распространение сплетен.
  3. Вербальная-пассивная-прямая: отказ от общения с другим индивидом, игнорирование его вопросов.
  4. Вербальная-пассивная-непрямая: отказ от предоставления объяснений другому индивиду.

Так, обычное молчание в ответ на реплику другого человека и нежелание разговаривать можно воспринимать как агрессивное проявление. Выделяют еще открытую и скрытую вербальную агрессию:

  • Открытая – прямое выражение своего негативного отношения и оскорблений с целью причинения морального или психологического вреда. Нередко переходит в физическую агрессию.
  • Скрытая – манипулирование, давление на другого человека с целью причинения ему вреда без явного проявления ненависти.

Речевая агрессия считается на сегодняшний день наиболее приемлемой формой проявления, которая не несет за собой уголовного наказания. Так, люди позволяют себе угрозы, оскорбления и унизительные слова в адрес друг друга, поскольку применение физической силы может быть наказуемо материально или лишением свободы.

Агрессия у подростков

Подростки достаточно часто являются агрессивными в отношении друг друга и даже родителей. Психологи это связывают с периодом полового созревания, когда происходит гормональный бум в организме, периодом взросления, когда ребенок только начинает получать свободу решений и действий, а также становится объектом влияния СМИ и ровесников.

Агрессия для подростка в 9-14 лет является обычным явлением. Агрессором становится тот, кто выражает эмоцию, а жертвой – индивид, на которого направлена агрессия. Для агрессора очень важны зрители – так называемые люди, которые и подтолкнули его к деструктивному поведению.

Нередко подросток становится агрессивным, находясь в группе своих друзей. Под их влиянием он начинает предвзято относиться к конкретным лицам. Можно сказать, что агрессия становится стадным чувством у подростков, когда отдельный ребенок поддерживает настроение всей группы, которой желает принадлежать.

Причинами подростковой агрессии могут быть трудности в обучении, строгое воспитание родителей, непонимание или конфликты с родителями и пр. Выделяют такие типы агрессивных подростков:

  1. Гиперактивный – такой ребенок является «кумиром» в своей семье и растет во вседозволенности. Такому подростку нужно ставить ограничения.
  2. Обидчивый, истощаемый – такой ребенок ранимо и обидчиво реагирует на ситуации. Чтобы ему помочь, нужно обучать техникам продуктивного выплескивания эмоций.
  3. Оппозиционно-вызывающий – такой ребенок противостоит любому требованию и желанию родителей, знакомых людей. В данном случае нужно решать вопрос отсутствия сотрудничества.
  4. Агрессивно-боязливый – такой ребенок нападает прежде, чем ему что-то будет угрожать, поскольку руководствуется собственными страхами. С ним нужно прорабатывать страхи, моделируя подобные ситуации и решая их.
  5. Агрессивно-бесчувственный – такой ребенок просто не испытывает эмпатии, сочувствия, отзывчивости. Ему нужно прививать гуманные эмоции и прививать чувство ответственности.

С агрессивностью подростков нужно работать, сперва устраняя причины ее возникновения: налаживание общего языка между родителями и детьми, устранение негативного влияния сверстников, нахождение интересов в полезных занятиях.

Агрессия у мужчин

Мужчины должны быть агрессивными, по мнению общества, поэтому они прибегают к открытой форме агрессии. Нередко мужчины проявляют физическую силу, чтобы выразить ее, что является уголовно наказуемым деянием.

С одной стороны, агрессия помогает мужчине демонстрировать власть, уверенность в себе, силу. С другой стороны, агрессивных мужчин часто различными способами наказывают.

Агрессия у женщин

Скрытая форма агрессии больше присуща женщинам, поскольку общество негативно относится к открытой агрессивности с их стороны. Женщины должны быть слабыми. Поэтому дамы прибегают к жалобам, нытью, «пилению» и прочим формам морального давления на окружающих. Нередко агрессивными женщины становятся ближе к пожилому возрасту, что связывают с различными психическими нарушениями и отклонениями.

Причины агрессивности у женщин:

  • Гормональная недостаточность.
  • Комплекс жертвы.
  • Негативный опыт из детства.
  • Детские травмы в психике.
  • Враждебные отношения с матерью.
  • Психические расстройства (например, ).

Агрессия у пожилых людей

Жизнь пожилых людей становится достаточно ограниченной и неинтересной. Постепенная потеря связей с общественностью заставляет их становится сварливыми, недовольными, раздражительными, склонными к конфликтам, проявлять протестное поведение, оскорблять и унижать более молодых людей. Нередко это связывают с расстройством сердечно-сосудистой системы, что влияет на работу головного мозга.

Агрессия мужа

Если муж является агрессивным, нередко в такой семье происходит насилие над женой и детьми. Причинами тому становятся:

  1. Несправедливое и несогласованное распределение труда в семье.
  2. Хронически неудовлетворенные потребности.
  3. Недостаточный вклад одного из супругов в семью.
  4. Разность психических миров (психологическая несовместимость).
  5. Разное понимание обязанностей и прав.

Семейные имеют под собой следующие причины:

  • Неудовлетворенность в интимном плане.
  • Пренебрежительное отношение партнеров, угнетение личной свободы, неуважение.
  • Отсутствие положительных эмоций.
  • Пристрастие к вредным привычкам (алкоголизм), азартным играм и прочим видам пустой траты денег.
  • Финансовые проблемы (нищета, отсутствие работы у одного из супругов, неудовлетворенность финансовым положением).
  • Отсутствие взаимоподдержки, сотрудничества, взаимопонимания.
  • Отсутствие досуга или невозможность совместного проведения отдыха.

Агрессия мужей является нормальным явлением с тех пор, как мужчины стали главами семей. Если у мужчины возникают проблемы чаще всего на материально-социальном уровне, тогда от этого страдает вся семья. Комплексы, страхи и неудовлетворенность мужчины никак не связаны с недостатками или поведением жены. Также насильственные действия могут осуществляться над детьми.

Мужчина может проявлять агрессию в виде диктаторства, придирок, провокаций, семейных ссор, замечаний, подколок, мелочности, саркастических шуток, отказа от помощи, лжи, обмана и даже измены. Поскольку женщины безграмотны в отношениях с мужчинами-агрессорами, они совершают немало ошибок:

  1. Делятся своими страхами и надеждами, рассчитывая на понимание мужей, а тем самым еще раз показывают свою беспомощность и слабость.
  2. Пытаются найти общие темы для разговоров, а получают лишь молчание или нежелание вести диалог.
  3. Делятся своими планами и дальнейшими поступками, чем еще раз дают повод покритиковать и осудить их.
  4. Ошибочно полагают, что мужья будут радоваться их жизненным достижениям, успехам.

Женщина должна понимать, что ей договориться с мужем-тираном не удастся. Здесь нужна лишь помощь специалиста, который поможет в решении проблем мужчины. Нужно устранить причины в муже, а не налаживать с ним отношения. Порой нужно уходить от мужа-тирана, чтобы обезопасить себя и детей от его бездумных действий.

Итог

Агрессию нужно лечить, если она является деструктивной и приводит человека к получению уголовного наказания или расставанию с важными людьми. Агрессивность невозможно будет полностью устранить. Однако можно устранить те психологические факторы, которые провоцируют ее появление.

Каково правильное значение слова агрессия? Под этим термином принято понимать жестокость, склонность к нападению, активную разрушительную позицию, деструктивность. На самом деле изначально агрессивность является врожденным человеческим качеством, связанным с инстинктом самосохранения и защиты, неотъемлемой частью психологической личности, фактором, без которого личность не будет целостной.

Агрессия в психологии имеет определение как нападение, вербальное или физическое, всегда ярко эмоционально-негативно окрашенное, целенаправленное и жесткое. С латинского языка само слово переводится как «нападение», но она может проявляться не явно: человек может не кричать, не лезть в драку, но при этом агрессировать.

Есть две теории агрессии: определение первой – это реакция на внешние факторы. Вторая теория заключается в осознанном принятии агрессивности как основной формы поведения. Обе теории имеют место, и на практике встречаются их подтверждения.

Психология описывает различные виды агрессии, имеющие целый ряд особенностей и различную степень деструктивности. Среди них:

  • Вербальная и физическая агрессия.
  • Подавленная агрессия.
  • Мужская и женская агрессия.
  • Агрессия во время беременности или после перенесения болезней.
  • Пассивная и активная.
  • Аутоагрессия.
  • Подростковая агрессия.
  • Реактивная (проявляется как реакция на что-либо).
  • Спонтанная, немотивированная агрессия.
  • Осознанная (инструментальная), направленная на достижение конкретного результата.
  • Косвенная (агрессия у детей и взрослых, направленная на посторонний объект, в результате накопления).

Это основной, но неполный список, так как виды и типы агрессии изучались множеством психологов и терапевтов, и многие специалисты создавали свои классификации. Проявления и причины – самые разные, и если их детально изучить, то можно понять, как реагировать на агрессию со стороны другого человека и как избавиться от агрессии у себя самого. Рассмотрим, как проявляют себя те или иные виды и факторы агрессии.

1. Основной, врожденной формой является здоровая, доброкачественная агрессивность, которая заложена у каждого человека в генах. Она позволяет человеку быть настойчивым и твердо добиваться своего, достигать побед в спорте, соревнованиях, в бизнесе и личной жизни, проявлять волевые качества, преодолевать себя, бороться с ленью, вредными привычками, соперничать.

Амбиции, смелость, умение отстоять собственные интересы – все это, как ни странно, относится к здоровой человеческой агрессивности, и это нормально, если человек умеет контролируемо, в правильных дозах и формах проявлять данные качества, сознательно направляя свои действия на увеличение или уменьшение их.

2. Скрытая агрессия – частое явление, которое имеет свои конкретные причины и последствия. Проявляется она не явно. Как правило, природа агрессии, подавленной и скрытой, заметна в постоянном недовольстве, во внезапных вспышках страха или злобы, в постоянном напряжении, раздраженности, неумении расслабиться.

Такой человек не способен получать удовольствие от отдыха, развлечений, не умеет созерцать прекрасное. Ему свойственна недоверчивость, подозрительность, в большой мере проявляется раздражительность по пустякам. Часто как следствие возникают сильные вспышки агрессии.

3. Агрессия у мужчин имеет отдельное определение и считается обособленным видом. Проявляется в постоянном недовольстве, жестком характере, авторитарности, неудовлетворенности.

Такому мужчине невозможно угодить, он всегда в напряжении, вспыльчив, уязвим, крайне сложно идет на контакт, не склонен к компромиссам. Часто проявляется в семье, с детьми, на работе с подчиненными – одним словом, с теми, кто слабее или ниже по статусу. Такой мужской характер приносит близким и родным много переживаний и страданий.

4. Признаки и определение женской агрессии несколько отличаются. Проявляется она в резкой и весьма частой смене настроения, в беспричинных истерических припадках, обидчивости, внезапных вспышках, недовольстве, неудовлетворенности, приступах страха, отчаяния. Приступы агрессии у женщин часто проявляются при беременности и возникают в связи с изменениями гормонального фона.

5. Детская агрессия – частое и болезненное явление, которое знакомо многим родителям и педагогам. Уровень агрессии у детей и подростков бывает самым разным и проявляется по-разному – от невинных шалостей до хамства, хулиганства, драк, преступной деятельности. Связана с воспитанием, болезнями, эмоциональной средой в доме, детском саду или школе, с переходным возрастом и гормональными изменениями, с рядом психоэмоциональных факторов.

6. Семейная агрессия. Встречается чаще у мужей, но бывает свойственна и женам. Отличается от женского и мужского типов тем, что проявляется исключительно в общении с членами семьи, как реакция на общение с партнером. Выглядит как постоянное раздражение, отстранение, отчужденность, частые вспышки гнева «на ровном месте», недовольство.

7. Спонтанные и неконтролируемые приступы агрессии – как правило, возникают как следствие пассивной агрессии, подавления, особенностей воспитания. Проявляются как резкий, беспричинный взрыв ярости, истерики, припадки. В таком состоянии человек может устроить скандал в людном месте, ударить кого-то, ломать предметы и мебель, нанести вред себе и окружающим людям. Длятся подобные приступы от трех минут до часа, иногда требуется срочное врачебное вмешательство.

Каждый тип и каждое проявление агрессии имеет свои особенности, свои формы проявления и степень риска. При правильной классификации можно понять причины, прогнозировать последствия и понять, как справиться с агрессией.

Причины

Все, что свойственно личности, имеет те или иные конкретные истоки, так же как любая, самая беспричинная, на первый взгляд, агрессия всегда имеет конкретные причины. И первое, с чего стоит начинать самоанализ и борьбу с деструктивным поведением, – это поиск и определение причин.

1. Повышенная агрессия часто бывает причиной подавления в детстве, в процессе воспитания. Когда естественная детская агрессия грубо подавляется родителями – ребенку не позволяют кричать или плакать, выражая собственные эмоции, подавляя его психоэмоциональную среду, – это перерастает в подавленное состояние постоянного стресса и напряжения, и, как следствие, появляется подростковая агрессия, а в зрелом возрасте может проявиться социальная агрессия или любая другая форма.

2. Очень распространенная причина – наличие психоактивных веществ в организме. Продолжительное курение, злоупотребление алкоголем, прием наркотических средств, энергетиков, медикаментов неизбежно ведут к повышению раздражительности и агрессивности.

3. Часто причиной является стресс, переутомление, хроническая усталость или недостаточное излечение после болезни. К сожалению, отдых в наше время считается чем-то необязательным, и многие люди попросту игнорируют его, считая, что в выходной день лучший отдых – это либо застолье с алкогольными напитками, либо домашние дела. И то, и другое не имеет ничего общего с отдыхом – организм накапливает напряжение, стрессы, не отдыхает и не «перезаряжается». Как следствие, появляется повышенная агрессивность.

4. Болезни, психические расстройства, посттравматический синдром или пережитая стрессовая ситуация. Это довольно распространенная причина агрессии как у подростков, так и у многих взрослых.

5. Недовольство жизнью, неудовлетворенность социальным, финансовым положением, личной сферой, неуверенность в себе, социальная дезадаптация. Слабый и безвольный человек, не имеющий хорошей поддержки друзей, близких, не получающий любви в семье, обязательно накапливает агрессию.

Пути решения проблемы

Итак, главный вопрос: что делать? Как бороться с агрессией у себя, как подавить и успокоить ее, и как бороться с агрессором, если он причиняет страдания и боль?

Главное, что стоит понять в первую очередь: само по себе понятие агрессии не несет в себе никаких патологий, это – естественная, врожденная часть психики любого из нас, и ее попросту нужно принимать, контролировать и выражать в правильных формах, не накапливая и не вымещая на невинных окружающих или себе во вред.

Важно: подавление – это не способ снижения агрессии! Ее нельзя подавлять силой, природа агрессии такова, что она должна выражаться, выходить наружу, а от силового подавления рано или поздно наступят кризисные ситуации и приступы.

1. Наиболее болезненное явление для родителей – это повышенная детская агрессия, особенно агрессия подростков, которые становятся неуправляемыми. Как правильно бороться с повышенной агрессией у ребенка?

Прежде всего стоит определить, есть ли повод для беспокойства, действительно ли есть проблема, или он – нормальный, просто эмоциональный, ранимый и очень чувствительный ребенок. Ведь для ребенка естественно иногда плакать, кричать, капризничать и вообще эмоционально проявлять свою внутреннюю натуру.

Если же проблема действительно есть, возможно, стоит обратиться к детскому психологу, но ни в коем случае не подавлять приступы силой, угрозами или наказанием, так как это приведет к ухудшению и плачевным последствиям в будущем.

2. Если обнаруживается сильная агрессия у подростков, тут есть самые разные рекомендации родителям, главная из них – наберитесь терпения. Как правило, жизнь подростка – это сплошной стресс, и это нужно просто пережить. Постарайтесь встать на сторону ребенка, поддержать его, не навязывать советы и тем более не давить.

Старайтесь создать для подростка такую атмосферу, в которой будет минимум стрессовых ситуаций, и не провоцируйте. Скорее всего, агрессия в подростковом возрасте пройдет сама по себе, вместе с «трудным возрастом», если только сами родители не будут ее усугублять.

3. Как отвечать агрессору, если он не дает спокойно жить – в окружении, на работе, в коллективе? Главное правило – не ответить тем же и не указывать на неправильное поведение, не пытаться «перевоспитать» человека, не вызывать у него чувство вины (которое, кстати, тоже всегда приводит к агрессивности).

Если вы вынуждены работать или взаимодействовать с агрессивным человеком, старайтесь сохранять самообладание и не «покупаться» на его поведение, не быть жертвой, сохранять позитивное, спокойное и уравновешенное состояние. Таким образом вы не поменяете характер человека, но с вами он будет вести себя со временем иначе.

Если же человек вымещает свою злобу и накопленное напряжение именно на вас, то в вас самих есть на то причина. Возможно, вы – хорошая жертва, боитесь чужого гнева и остро на него реагируете.

Оглянитесь вокруг: наверняка найдутся в вашем окружении люди, на которых данный агрессор не реагирует, с которыми он общается спокойно. Постарайтесь увидеть, как ведут себя эти люди, и перенять их форму поведения – так вы наверняка избавите себя от нападок агрессора.

4. Совсем другое дело – приступы агрессии у мужчин, у мужа, в семье. Идеальный вариант, но довольно сложный – уговорить супруга (или супругу) посетить специалиста, записаться на прием к психоаналитику, который сможет помочь вам решить семейную проблему.

Общие же рекомендации – не провоцировать, не раздражать и не указывать, не проявлять постоянное недовольство, а постараться найти причины, проанализировать, когда и в связи с чем близкий человек «загорается», и найти силы для того, чтобы борьба прошла мирно и увенчалась успехом.

5. Наиболее сложный вопрос – как побороть агрессию в себе. Ведь самоанализ и работа над собой – пожалуй, самая сложная работа, но человек мотивированный и уверенный в своей цели всегда ее достигнет.

Первым делом необходимо найти причины детской агрессии в себе самом, покопаться в прошлом, проанализировать свою жизнь. Не пытаться подавить ее, а попробовать найти способ избавляться от нее естественными путями – например, заняться спортом, в котором необходимы большая выносливость и сила: боевыми искусствами, атлетикой.

Начать вести здоровый образ жизни, попрощаться с табаком, алкоголем и любыми вредными привычками, много двигаться и главное – хорошо отдыхать. Эти способы будут иметь прекрасный результат. Отличные результаты также дают йога, медитация, приемы релаксации.

Если же агрессивность не проходит или проявляется в виде серьезных приступов, необходимо обратиться к специалисту и обязательно пройти правильное тестирование и полный курс лечения.

Психолог проведет диагностический тест на уровень агрессии, проанализирует диагностику, разберется в причинах и подберет подходящее лечение, которое поможет справиться с проблемой.

Чтобы бороться с чем-то, что мешает жить полноценно и счастливо, необходимо хорошо в этом разобраться, изучить, понять. Поняв, что такое пассивная агрессия, откуда берется повышенная агрессивность у детей и подростков, каковы причины подавленности и озлобленности, можно самостоятельно привести психическое состояние в порядок, достичь уравновешенности и гармонии в своем внутреннем мире. Автор: Василина Серова



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Жена сергея лаврова - министра иностранных дел Жена сергея лаврова - министра иностранных дел Урок-лекция Зарождение квантовой физики Урок-лекция Зарождение квантовой физики Сила равнодушия: как философия стоицизма помогает жить и работать Кто такие стоики в философии Сила равнодушия: как философия стоицизма помогает жить и работать Кто такие стоики в философии