Нпн а 276 вопросов. Личностный опросник "НПН-А" (нервно-психическая неустойчивость - акцентуации). О состоянии психологической работы

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Опросник разработан К.Н.Поляковым, А.Н.Глушко и предназначен для выявления нервно-психической неустойчивости и некоторых акцентуаций характера .

Опросник содержит 276 высказываний и имеет следующие шкалы:

Достоверности,

Нервно-психической неустойчивости,

Истерии,

Психастении,

Психопатии,

Паранойи,

Шизофрении.

Опросник

Инструкция: Вам будет предложено ответить на ряд вопросов, касающихся некоторых особенностей Вашего самочувствия, поведения, характера.

Будьте откровенны, долго не раздумывайте над содержанием вопросов, давайте естественный ответ, который первым придет Вам в голову. Помните, что нет «хороших» или «плохих» ответов. Если Вы отвечаете на вопрос «Да», поставьте в соответствующей клетке регистрационного бланка знак «+» (плюс), если Вы выбрали ответ «Нет», поставьте знак «-» (минус). Внимательно следите за тем, чтобы номер вопроса анкеты и номер клетки регистрационного бланка совпадали. Отвечать нужно на все вопросы подряд, ничего не пропуская.

1. Иногда мне в голову приходят такие нехорошие мысли, что лучше о них никому не рассказывать.

2. Запоры у меня бывают редко.

3. Временами у меня бывают приступы смеха и плача, с которыми я никак не могу справиться.

4. Временами мне так и хочется выругаться.

5. У меня часто болит голова.

6. Иногда я говорю неправду.

7. Мое настроение зависит от общества, в котором я нахожусь.

8. Сон у меня обычно богат яркими сновидениями.

9. Люблю костюмы яркие и броские.

10. Мой аппетит зависит от настроения: то ем с удовольствием, то нехотя, через силу.

11. Часто какая-нибудь навязчивая мысль не дает мне заснуть.

12. Я сильно теряюсь, оказавшись неожиданно в центре внимания.

13. Критика в том виде, в котором ее осуществляют многие люди, скорее выбивает меня из колеи, чем помогает.

14. Я часто поступаю по настроению, а не по убеждению.

15. Часто в споре я ухожу от сущности вопроса и перехожу на личности.

16. Я не пойду на риск, если есть только малая надежда на успех.

17. Если со мной поступают несправедливо, то я чувствую, что должен отплатить, хотя бы из принципа.

18. Судьба определенно несправедлива ко мне.

19. Мне кажется, что меня никто не понимает.

20. Временами в меня вселяется злой дух.

21. Внешний вид меня очень мало интересует.

22. Иногда я ощущаю, что моя душа покидает тело и летает где-то в космосе.

23. Раз в неделю или чаще я безо всякой видимой причины внезапно ощущаю жар во всем теле.

24. Бывает, что я пропускаю передовицы в газетах.

25. Бывает, что я сержусь.

26. Теперь мне трудно надеяться на то, что я чего-нибудь добьюсь в жизни.

27. Бывает, что я откладываю на завтра то, что можно сделать сегодня.

28. Я охотно принимаю участие во всех собраниях и других общественных мероприятиях.

29. Считаю, что одетым надо быть всегда привлекательно, так как «встречают по одежке».

30. Я считаю, что не следует выделяться среди окружающих, чем бы то ни было.

31. В необычной и привлекающей внимание одежде я чувствую себя прекрасно.

32. Стараюсь жить так, чтобы окружающие могли сказать обо мне: «Вот это человек».

33. Часто мне трудно удержаться от жалости к самому себе.

34. Если мое удачное замечание осталось незамеченным, я больше не повторю его.

35. Если я совершил какой-то промах в обществе, то об этом забываю довольно быстро.

36. Временами меня так и подмывает вступить с кем-нибудь в спор.

37. Временами я так настаиваю на своем, что окружающие теряют со мной терпение.

38. Я не могу до конца выслушать человека, если он, по моему мнению, говорит глупые вещи.

39. Иногда мне хочется сделать что-либо опасное или ошеломляющее.

40. Если бы люди не были настроены против меня, я достиг бы в жизни гораздо большего.

41. Я считаю, что большинство людей способны солгать, чтобы продвинуться по службе.

42. Большую часть времени (жизни) я вполне доволен жизнью.

43. Я верю, что некоторые люди могут одним прикосновением исцелить болезнь.

44. Я знаю людей, которые пытаются присвоить мои мысли.

46. Мышечные судороги и подергивания у меня бывают очень редко.

47. Иногда, когда я неважно себя чувствую, я бываю раздражительным.

48. Я довольно безразличен к тому, что со мной будет.

49. В гостях за столом я держусь лучше, чем дома.

50. Если мне не грозит штраф, и машин поблизости нет, я могу перейти улицу там, где мне хочется, а не там где положено.

51. Больше всего со стороны окружающих я ценю внимание ко мне.

52. Я люблю одежду модную и необычную, которая невольно привлекает взоры.

53. Бывает, что совершенно незнакомый человек мне моментально внушает доверие и симпатию.

54. Приключения и риск меня привлекают, когда в них мне достается первая роль.

55. Часто я склонен мысленно возвращаться к своим пустяковым неприятностям, и мне трудно выбросить их из головы.

56. Я часто чувствую себя одиноким и никому ненужным.

57. Я чувствую, что мои друзья и близкие не так сильно нуждаются во мне, как я в них.

58. Иногда я могу не удержаться и нагрубить, даже если это повредит моим интересам.

59. Довольно часто я действую под влиянием минутного настроения.

60. Когда на меня кричат, я отвечаю тем же.

61. Часто я готов на все, чтобы победить в споре.

62. Некоторые люди до того любят командовать, что меня так и тянет делать все наперекор, даже если я знаю, что они правы.

63. Кое-кто рад бы мне навредить.

64. Я никогда не делал в жизни ничего рискованного только ради острых ощущений.

65. Я считаю, что религия имеет такое же право на существование, как и различные науки.

66. Нередко я испытываю своеобразное чувство, будто «Я»- это не «Я».

67. Я считаю, что моя семейная жизнь такая же хорошая, как и у большинства моих знакомых.

68. Иногда у меня бывает такое чувство, что я просто должен нанести повреждение самому себе или кому-нибудь другому.

69. В детстве у меня была такая компания, где все старались всегда и во всем стоять друг за друга.

70. В игре я предпочитаю выигрывать.

71. Сейчас мой вес постоянен (я не полнею и не худею).

72. Мне приятно иметь среди своих знакомых значительных людей, это как бы придает вес в собственных глазах.

73. Я всегда стремлюсь быть среди людей, чтобы «показать» себя.

74. Я люблю опекать кого-нибудь, кто мне нравится.

75. Я люблю быть первым, чтобы мне подражали, за мной бы следовали другие.

76. Иногда я ощущаю комок в горле или другие необычные ощущения.

77. Вставая утром, я часто чувствую себя усталым и разбитым.

78. Изменения погоды влияют на мою трудоспособность и настроение.

79. В отношениях с людьми я часто испытываю трудности из-за чувства стеснительности, реальных причин, для которого нет.

80. Часто я не уступаю людям не потому, что дело действительно важное, а просто из-за принципа.

81. У меня часто плохое, злобное настроение.

82. Я, наверное, человек раздражительный и вспыльчивый.

83. Часто я «завожусь с пол-оборота».

84. Большинство людей честны лишь потому, что боятся, что на обмане они попадутся.

85. По-моему, против меня что-то замышляют.

86. Я знаю, что за мной следят.

87. У меня бывают приступыплохого самочувствия, раздражительности и тоски.

88. Временами я ощущаю странные запахи.

89. Я был бы довольно спокоен, если бы у кого-нибудь из моей семьи были неприятности из-за нарушения закона.

90. Бывает, что с моим рассудком творится что-то неладное.

91. Когда я пытаюсь что-то сказать, то часто замечаю, что у меня дрожат руки.

92. Руки у меня такие же ловкие и проворные, как и прежде.

93. Среди моих знакомых есть люди, которые мне не нравятся.

94. Думаю, что я человек обреченный.

95. Я охотно слушаю те наставления, которые мне приятны и льстят.

96. Я люблю, когда окружающие уделяют мне много внимания.

97. Ужасно не люблю всякие правила и ограничения, которые меня стесняют.

98. Я долго не раздумываю в трудных ситуациях, решение возникает у меня сразу, моментально.

99. В компании я чувствую себя неловко и из-за этого произвожу впечатление хуже, чем мог бы.

100. Мне бывает трудно заснуть из-за беспокойства по поводу неудачи.

101. Иногда я замечаю, что совершенно пустяковые мысли и воспоминания целиком захватывают меня.

102. Я против того, чтобы надо мной подшучивали.

103. Меня сильно раздражают люди, которые лезут без очереди, и я им это всегда высказываю или не пускаю.

104. Меня трудно рассердить.

105. Я довольно часто совершаю поступки (чаще, чем другие), о которых потом приходится сожалеть.

106. Я думаю, что большинство людей готовы пойти на нечестный поступок ради выгоды.

107. Я знаю, кто виноват в большинстве моих неприятностей.

108. Я трудно доступный для контакта человек.

109. Я никогда не нуждаюсь в сочувствии окружающих.

110. Мои родные не понимают меня и кажутся мне чужими.

111. Были случаи, когда мне было трудно удержаться от того, чтобы не стащить у кого-либо или где-либо, например, в магазине.

112. Бывает, что я с кем-нибудь немного посплетничаю.

113. Часто я вижу сны, о которых лучше никому не рассказывать.

114. Бывало, что при обсуждении некоторых вопросов я, особенно не задумываясь, соглашался с мнением других.

115. В школе я усваивал материал медленнее, чем другие.

116. Моя внешность меня, в общем, устраивает.

118. Мне нравится участвовать в конкурсах художественной самодеятельности.

119. Считаю, что очень важно, чтобы результат моей работы стал известен окружающим.

120. Я считаю, что большинство людей способны солгать, если это в их интересах.

121. Мне бывает трудно изложить свои мысли словами, поэтому я редко включаюсь в беседу.

122. Бывает, что меня беспокоит чувство вины или угрызения совести из-за какого-нибудь пустяка.

123. В разговоре с представительницами другого пола я часто избегаю «щекотливых» тем, которые могут вызвать смущение.

124. Я сильно раздражаюсь, если меня торопят или подгоняют.

125. Иногда пустяк, сказанный в мой адрес, способен вызвать у меня бурную реакцию.

126. Если я считаю, что поступаю правильно, то мнение других людей меня мало интересует.

127. Терпеть не могу, если меня перебивают в то время, когда я занят.

128. Я считаю, что часто меня наказывали незаслуженно.

129. Я легко плачу.

130. Я предпочитаю темные и серые тона.

131. Я живу своими внутренними мыслями, и меня не интересует действительность.

132. Я не ощущаю (не воспринимаю) возражений и критики, а всегда думаю и делаю по-своему.

133. Я вполне уверен в себе.

134. Раз в неделю или чаще я бываю очень возбужденным и взволнованным.

135. Иногда я чувствую, что кто-то управляет моими мыслями.

136. Я ежедневно выпиваю необычно много воды.

137. Бывает, что неприличная или даже непристойная шутка вызывает у меня смех.

138. Счастливей всего я бываю, когда один.

139. В компании я не привлекаю к себе внимания.

140. В компании мое настроение куда лучше, чем дома.

141. Я способен совершить нечто выдающееся.

142. Мне нравится выступать перед кем-нибудь.

143. Думаю, что я более чувствителен к эстетическим сторонам жизни, чем большинство людей.

144. Я часто чувствую себя менее приспособленным к жизни и ее требованиям, чем другие.

145. Я гораздо больше заинтересован в поисках духовных и художественных ценностей, чем деловых и материальных.

146. В большинстве случаев я придерживаюсь формулы: «Риск - благородное дело».

147. Мне очень трудно, почти не возможно смолчать за оскорбление.

148. Мне часто что-либо так надоедает, что я чувствую себя «сытым по горло».

149. У меня никогда не было неприятностей из-за грубых нарушений дисциплины, конфликтов с товарищами и др.

150. У меня редко звенит или гудит в ушах.

151. Уверен, что за моей спиной обо мне говорят.

152. Мои идеи и мысли выглядят, как опережающие время.

153. Меня раздражает, когда меня отвлекают от важной работы, например, просят совета.

154. Мне кажется, что меня никто не понимает.

155. Кто-то пытается воздействовать на мои мысли.

156. Я любил сказки Андерсена.

157. Даже среди людей я обычно чувствую себя одиноким.

158. Меня легко привести в замешательство.

159. Я легко теряю терпение с людьми.

160. Мне часто хочется умереть.

161. Я бы согласился выступить в роли конферансье на концерте у какой-нибудь знаменитости.

162. Меня всегда раздражают люди, которые стремятся быть первыми в компании.

163. У меня портится настроение, я чувствую себя плохо, если окружающие не проявляют ко мне должного внимания.

164. Мне нравится цитировать необычные или шокирующие высказывания мудрецов или великих людей.

165. Иногда я не решаюсь осуществить свои идеи из-за боязни, что они могут оказаться нереальными.

166. Я сильно смущаюсь, если говорят о моем характере.

167. Меня смущают неприличные анекдоты и истории.

168. Я не считаю нужным скрывать свое презрение или отрицательное мнение о ком-то или о чем-то.

169. Мне часто говорят, что я вспыльчив.

170. Я не очень хорошо лажу с людьми.

171. В современной жизни слишком много раздражающих препятствий, ограничений.

172. В моей жизни был один или несколько случаев, когда я чувствовал, что кто-то посредством гипноза заставляет меня совершать те или иные поступки.

173. У меня никогда не было столкновений с законом.

174. Я считаю, что пророчества и озарения имеют большой смысл.

175. Я бы предпочел большую часть времени сидеть, ничего не делать, мечтать («философствовать»).

176. Временами я сожалею, что живу на этом свете.

177. Бывало, что я бросал начатое дело, так как боялся, что не справлюсь с ним.

178. Почти каждый день случается что-нибудь, что пугает меня.

179. К вопросам религии я отношусь равнодушно, они меня не занимают.

180. Приступы плохого настроения бывают у меня редко.

181. Я заслуживаю сурового наказания за свои поступки.

182. Мои убеждения и взгляды непоколебимы.

183. Очень редко критика и возражения в мой адрес бывают справедливыми.

184. В компаниях я всегда являюсь центром внимания.

185. Я отношусь к таким людям, которые умеют восторгаться и преклоняться перед кем-либо или чем-либо.

186. Думаю, что классические музыкальные произведения, живопись оказывают на меня большее впечатление, чем на других.

187. У меня нередко бывает состояние, когда я вот-вот могу заплакать.

188. Уходя из дома, я часто беспокоюсь о том, закрыта ли дверь, выключен ли газ и т.д.

189. Меня никогда не беспокоит опасность заразиться какой-нибудь болезнью через дверные ручки.

190. Довольно часто я чувствую, что у меня все «кипит» внутри.

191. Люди меня считают спокойным и уравновешенным человеком.

192. Иногда я чувствую такую ярость, что хочется сломать дверь или разбить окно.

193. Мне кажется, что я все чувствую более остро, чем другие.

194. Человек, который вводит людей в соблазн, оставляя без присмотра ценное имущество, виноват примерно так же, как и тот, кто это имущество крадет.

195. Думаю, что каждый может солгать, чтобы избежать неприятностей.

196. Я довольно спокойно переношу вид страдающих животных.

197. У меня бывают очень необычные и своеобразные внутренние переживания.

198. Все на земле подчиняется какой-то властной «магической» силе.

199. У меня бывали периоды, когда из-за волнения я терял сон.

200. Я человек нервный и легко возбудимый.

201. Мне кажется, что обоняние у меня такое же, как у других

(не хуже).

202. Все у меня получается плохо, не так как надо.

203. Я почти всегда ощущаю сухость во рту.

204. Большую часть времени я чувствую себя усталым.

205. В компании я люблю рассказывать разные истории с тем, чтобы завладеть общим вниманием.

206. Мне нравится заводить знакомства с влиятельными и авторитетными людьми.

207. Для меня свойственна некоторая капризность.

208. Я смущаюсь вступить в спор даже по хорошо известному мне вопросу.

209. Я чрезмерно чувствителен и легко раним.

210. Мне, безусловно, не хватает уверенности в себе.

211. Я готов отказаться от своих намерений, если окружающие считают, что я не прав или этого делать не стоит.

212. Я предпочитаю действовать импульсивно, под влиянием момента, даже если это приводит к трудностям.

213. Обычно я спокойно переношу самодовольных людей, даже если они много хвастают.

214. Я всегда в состоянии строго контролировать проявление своих чувств.

215. Я впечатлительней большинства людей.

216. Большинство людей в глубине души не любят утруждать себя ради того, чтобы помочь другим.

217. Моя мать и отец часто заставляли меня повиноваться даже тогда, когда я считал это неразумным.

218. Мне в голову приходят часто странные и необычные мысли.

219. Часто какие-нибудь мелочи позволяют мне прийти к потрясающим выводам.

220. Мне нравится искать необычные или парадоксальные приемы решения различных задач и вопросов.

221. Иногда я чувствую, что близок к нервному срыву.

222. Меня очень раздражает, что я забываю, куда кладу вещи.

223. Я очень внимательно отношусь к тому, как я одеваюсь.

224. Приключенческие рассказы мне нравятся больше, чем рассказы о любви.

225. Мне очень трудно приспособиться к новым условиям жизни, работы. Переход к любым условиям жизни, работы, учебы кажется невыносимо трудным.

226. Мне кажется, что по отношению ко мне особенно часто поступают несправедливо.

227. Мне нравится, когда все признают меня главой или зачинщиком.

228. Я стараюсь избегать необычных высказываний и поступков, которые смущают окружающих.

229. Мне доставляет большое удовольствие совершать рискованные поступки ради забавы.

230. Я вполне могу обойти закон, если по существу не нарушаю его.

231. Я часто упускаю возможность из-за своей внутренней нерешительности.

232. Мне трудно поддерживать разговор с людьми, с которыми я только что познакомился.

233. Мне часто приходится скрывать свою застенчивость ценой больших усилий.

234. Принимая решение, я больше руководствуюсь сердцем, чем разумом.

235. Редко что можно осуществить постепенными, умеренными методами, чаще необходимо применить силу.

236. Я высказываю свои мысли так, как они приходят мне в голову, а не стараюсь их сначала лучше сформулировать.

237. Определенно, на мою долю выпало больше забот и беспокойства, чем положено.

238. Иногда мой слух настолько обостряется, что это даже мне мешает.

239. У меня отсутствуют враги, которые по-настоящему хотели бы причинить мне какое-нибудь зло.

240. Меня не волнует, если окружающие считают мои поступки необычными.

241. Я не могу понять людей, которые плачут в кино.

242. Считаю, что я отличаюсь от большинства людей своим необычным поведением.

243. Я часто чувствую себя несправедливо обиженным.

244. Мое мнение часто не совпадает с мнением окружающих.

245. Я часто испытываю чувство усталости от жизни, и мне не хочется жить.

246. На меня обращают внимание чаще, чем на других.

247. У меня бывают головные боли и головокружения из-за переживаний.

248. Часто у меня бывают периоды, когда мне никого не хочется видеть. Никого!

249. Мне трудно проснуться в назначенный час.

250. Мне приятно иметь среди своих знакомых значительных людей, это поднимает мой авторитет.

251. Мне нравится пища, приготовленная из экзотических продуктов.

252. Я остро и длительно переживаю неудачи.

253. Люди легко могут изменить мое мнение, которое перед этим казалось мне окончательным.

254. Я могу идти впереди других в мысленных рассуждениях, но не в действиях.

255. Временами я уверен в своей бесполезности.

256. Некоторые истории (анекдоты) настолько интересны, что мне бывает не просто смешно, а наступает «дикий смех и восторг».

257. Считаю, что сильному человеку можно многое простить.

258. Я считаю, что для интересного и заманчивого дела всякие правила и ограничения можно обойти.

259. Обычно меня настораживают люди, которые ведут себя несколько дружелюбнее, чем я ожидал.

260. Обо мне говорят пошлые и оскорбительные вещи.

261. Когда я нахожусь в помещении, я чувствую себя как-то тревожно и неспокойно.

262. Я человек особенный и непонятный для других (не такой как все).

263. Временами мне очень хотелось покинуть дом.

264. Жизнь для меня почти всегда связана с напряжением.

265. Если в моих неудачах кто-то виноват, я не оставлю его безнаказанным.

266. В детстве я был капризным и раздражительным.

267. Мне известны случаи, когда мои родственники лечились у невропатолога или психиатра.

268. Иногда я принимаю валериану, элениум, кодеин или другие успокаивающие средства.

269. Есть ли у Вас судимые родственники?

270. Имели ли Вы приводы в милицию?

271. Оставались ли Вы в школе на второй год?

272. У меня есть такие качества, по которым я определенно превосхожу других людей.

273. Я серьезно интересуюсь гимнастикой йогов.

274. Я склонен принимать все слишком близко к сердцу.

275. Я слишком мнителен, без конца тревожусь и беспокоюсь обо всем.

276. Если у меня взяли в долг, я стесняюсь об этом напомнить.

Регистрационный бланк

Ф.И.О.__________________________Дата обследования_____________

Ключ

Обработку результатов проводят по семи «ключам», соответствующим шкалам: «достоверность», «нервно-психическая устойчивость», «истерия», «психастения», «психопатия», «паранойя», «шизофрения». На каждый вопрос теста обследуемый может отвечать «да» или «нет». Поэтому при обработке результатов учитывается количество ответов, совпавших с «ключом». Каждое совпадение с ключом оценивается в один «сырой» балл.

Шкала достоверности оценивает степень объективности ответов. В случае если общее количество сырых баллов равно или превышает8, то полученные данные следует считать недостоверными вследствие стремления обследуемого соответствовать социально желаемому типу личности.

Наименование

Номера вопросов

с ответом «Да»

вопросов с

ответом «Нет»

Достоверность

1,4,6,24,25,27,47,

Нервно-психической неустойчивость (НПН)

3,5,23,26,48,68,89,90,91,94,110,111,

113,115,134,135,136,138,155,157,158,

159,160,176,177,178,181,199,200,202,

203,204,221,222,223,225,226,243,244,

245,246,247,248,249,265,266,267,268,

2,28,45,46,67,69,71,92,116,133,

156,179,180,182,201,224

7,8,9,10,29,31,32,51,52,53,54,73,74,75,76,95,96,97,98,117,118,119,120,140,

141,142,161,162,163,164,183,184,185,

205,206,207,227, 229,250,251,272,273

Психастения

11,12,13,33,34,55,56,57,77,78,79,99,

100,101,121,122,123,143,144,145,165,

166,167,186,187,188,208,209,210,211,

231,232,233,252,253,254,255,274,275,

Психопатия

14,15,17,36,37,38,39,58,59,60,61,80,81,82,83,102,103,105,124,125,126,127,

146,147,148,168,169,170,171,190,192,

212,234,235,256,257,258

Паранойя

18,19,20,40,63,85,86,107,128,129,151,

172,193,215,237,238

106,150,173,194,

195,216,217,239,259,260,261

Шизофрения (Ш)

21,22,43,44,65,66,87,88,108,109,110,

130,131,132,152,153,154,174,175,176,

196,197,198,218,219,220,240,241242,

Трафарет ключа

НПН Истерия Психастения Психопатия Паранойя Шизофрния

Внимание! Черным цветом в ключе выделены вопросы шкалы достоверности

Таблица перевода сырых баллов в стэны

Наименование шкал и количество ответов совпавших с ключом

36 и более

37 и более

36 и более

20 и более

26 и более

Интерпретация

9, 10 стэнов считаются высокими показателями и выявляют практическое отсутствие указанных признаков.

6, 7, 8 стэнов соответствуют удовлетворительной норме и допускают наличие признаков.

4, 5стэнов – пограничные показатели, говорят о наличии данных признаков.

Менее 4 стэнов – свидетельствуют о значительной выраженности соответствующих признаков.

Шкала нервно-психической неустойчивости

Неудовлетворительный уровень поведенческой регуляции, нарушение межличностных отношений, недостаточная социальная зрелость, нарушение профессиональной деятельности, нарушения дисциплинарных и моральных норм поведения, отсутствие адекватной самооценки и реального восприятия действительности, низкие адаптационные возможности.

Высокие показатели по шкале НПН свидетельствуют о наличии у обследуемого признаков нервно-психической неустойчивости, характер которой уточняется при интерпретации профиля личности (графическое изображение результатов по шкалам опросника).

Шкала истерии

Для лиц с высокими показателями характерны позерство, эгоцентризм, самовлюбленность, демонстративность и театральность поведения, желание быть в центре внимания, стремление показаться в глазах окружающих значительной личностью, жажда признания и оригинальности, склонность к преувеличениям. Поверхностное отношение к поставленным задачам, небрежное их исполнение. Болезненная и неадекватная реакция на общественное порицание, непризнание «заслуг». Деятельность и поведение ориентированы на внешний эффект.

Шкала психастении

Характерны высокая тревожность, мнительность, нерешительность, неуверенность в себе, особенно в условиях динамичной обстановки, дефицита времени и информации; повышенная ранимость и чувство неполноценности, бесконечный анализ своих действий, склонность к сомнениям, пониженной самооценке и недовольству собой; требовательность в выполнении формальностей, деликатность и тактичность, робость, пониженная активность; трудность в принятии решений, избежание ответственных задач.

Шкала психопатии

Повышенные возбудимость, агрессивность, неуживчивость, упрямство и настойчивость; склонность к бурным реакциям протеста и прямолинейной критике; низкий уровень самоконтроля, властность, высокое чувство соперничества, стремление любой ценой отстоять, оправдать свои поступки и убеждения; непредсказуемость эмоций и поступков.

Шкала паранойи

Склонность к образованию «выдающихся идей» и «борьбе за справедливость»; глубокое теоретизирование, прямолинейность в суждениях, высокомерие и самоуверенность; умение увлечь, организовать людей на реализацию своих идей; узость и односторонность интересов, недоверие и подозрительность, упорство в отстаивании убеждений, конфликтность в случае непризнания заслуг.

Шкала шизофрении

Склонность к теоретическим построениям и неожиданным умозаключениям, часто не совпадающим с выводами и суждениями окружающих, оригинальность и созерцательность; эмоциональная холодность, поверхностное сопереживание, непонимание товарищей, бесцеремонность и жесткость или, наоборот, повышенная ранимость и чувствительность; стремление к погружению в собственный мир, отчужденность, замкнутость, бесплодная мечтательность, нарастающие затруднения в общении.

Внимание! Следует помнить, что изолированной интерпретации может подвергаться только шкала НПН, все же остальные шкалы – как единое целое, а не как совокупность независимых шкал. Подъем по одной из шкал говорит о наибольшем присутствии признаков этой шкалы в общей характеристике нервно-психической неустойчивости личности.

5.16. Методика диагностики суицидального поведения С.А. Беличевой с соавт.

Методика является модифицированным вариантом опросника Г. Айзенка и методики Д. Сакса, С. Леви «Незаконченные предложения».

Суицидальное поведение является следствием психологической дезадаптации личности, наступающей в условиях переживаемого микросоциального конфликта при наличии трех факторов: социокультурных особенностей воспитания, неблагоприятного социального окружения, совокупности индивидуальных особенностей личности (личностная тревожность, фрустрация, негативное восприятие окружающего, отсутствие осознанного стремления к жизни).

Опросник дает возможность определить уровень тревожности, фрустрации, агрессивности.

Внимание! Опросник был стандартизирован на мужской выборке в возрасте до 18 лет. В нашем случае область применения ограничена психодиагностическими мероприятиями с военнослужащими срочной службы и курсантами.

Инструкция : Перед Вами 40 утверждений. Они касаются некоторых сторон Вашей жизни, Вашего характера. Прочтите их и решите, подходят ли они по отношению к Вам. Если утверждение Вам подходит, то обведите цифру «2», если не совсем подходит – цифру «1», если не подходит – «0».

Регистрационный бланк

Утверждение

подходит

не совсем подходит

подходит

Часто я не уверен в своих силах

Нередко мне кажется безысходным положение, из которого можно было найти выход

Я часто оставляю за собой последнее слово

Мне трудно менять свои привычки

Я часто из-за пустяков краснею

Неприятности меня сильно расстраивают, и я падаю духом

Нередко в разговоре я перебиваю собеседника

Я с трудом переключаюсь с одного дела на другое

Я часто просыпаюсь ночью

При крупных неприятностях я обычно виню только себя

Меня легко рассердить

Я очень осторожен по отношению к переменам в моей жизни

Я легко впадаю в уныние

Несчастия и неудачи ничему меня не учат

Мне приходится часто делать замечания другим

В споре меня трудно переубедить

Меня волнуют даже воображаемые неприятности

Я часто отказываюсь от борьбы, считая ее бесполезной

Нередко у меня не выходят из головы мысли, от которых следовало бы избавиться

Меня пугают трудности, с которыми мне предстоит встретиться в жизни

Нередко я чувствую себя беззащитным.

В любом деле я не довольствуюсь малым, а хочу добиться максимального успеха

Я легко сближаюсь с людьми

Я часто копаюсь в своих недостатках

Иногда у меня бывают состояния отчаяния

Мне трудно сдерживать себя, когда я сержусь

Я сильно переживаю, если в моей жизни что-то неожиданно меняется

Меня легко убедить

Я чувствую растерянность, когда у меня возникают трудности

Предпочитаю руководить, а не подчиняться

Нередко я проявляю упрямство

В трудные минуты я иногда веду себя по-детски

Иногда мелочи нестерпимо действуют на нервы, хотя я и понимаю, что это пустяки

У меня резкая, грубоватая жестикуляция

Я неохотно иду на риск

Я с трудом переношу время ожидания

Я думаю, что никогда не смогу исправить свои недостатки

Я мстителен

Меня расстраивают даже незначительные нарушения моих планов

Продолжите, пожалуйста, следующие предложения:

1.Завтра я ____________________________________________________

2.По окончании срока службы (учебы) я__________________________

_____________________________________________________________

3.Наступит день, когда_________________________________________

_____________________________________________________________

4.Я хочу жить, потому что______________________________________

_____________________________________________________________

Ключ

1. Шкала тревожности: 1, 5, 9, 13, 17, 21, 25, 29, 33, 37.

2. Шкала фрустрации: 2, 6, 10, 14, 18, 22, 26, 30, 34, 38.

З. Шкала агрессии: 3, 7, 11, 15, 19, 23, 27, 31, 35, 39.

4. Шкала ригидности: 4, 8, 12, 16, 20, 24, 28, 32, 36, 40.

При обработке результатов подсчитывается количество ответов, совпадающих с ключом. Ответы по каждой шкале суммируются. За каждый совпавший с ключом ответ «подходит» начисляется 2 балла, за ответ «не совсем подходит» – 1 балл. Ответы «не подходит» не учитываются.

Интерпретация

Средний балл по каждой шкале – 10. Превышение его свидетельствует о преобладании исследуемого качества в структуре личности.

При оценке предложений анализируются особенности восприятия тестируемым окружающего, наличие или отсутствие осознанного стремления к сохранению жизни и некоторые личностные установки.

Личностная тревожность склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги.

Фрустрация – психическое состояние, возникающее вследствие реальной или воображаемой помехи, препятствующее достижению цели.

Агрессия – повышенная психологическая активность, стремление занять лидирующие позиции посредством применения силы по отношению к другим людям.

Ригидность – затрудненность в изменении намеченной субъектом деятельности в условиях, объективно требующих ее перестройки.

Вводные замечания

Автор методики НПН профессор Психоневрологического института им. В. А. Бехтерева Т. А. Немчин при разработке опросника НПН использовал результаты многолетних клинико–психологических исследований, проведенных на большом количестве испытуемых, находящихся в условиях экстремальной ситуации. Первый этап разработки опросника состоял в составлении и систематизации перечня жалоб–симптомов, полученных от реципиентов в стрессовой ситуации: от 300 студентов в период экзаменационной сессии и от 200 больных неврозами с ведущей симптоматикой в форме фобий, страха, тревоги перед выполнением болезненных процедур и стресс–интервью. На втором этапе разработки методики из 127 первичных признаков, относящихся к феноменологии нервно–психического напряжения, были отобраны лишь 30 признаков, которые систематически повторялись при повторных обследованиях .

Наиболее высокие частоты повторяемости 30 признаков были обнаружены в группе больных неврозами. Различная степень выраженности признаков у разных испытуемых позволила автору разделить каждый из пунктов опросника на три степени: слабо выражен, средняя степень выраженности, резко выражен, получившие условную оценку в очках соответственно 1, 2, 3. По содержанию опросника все признаки можно разделить на три группы утверждений: первая группа отражает наличие физического дискомфорта и неприятных ощущений со стороны соматических систем организма, вторая группа утверждает о наличии (или отсутствии) психического дискомфорта и жалоб со стороны нервно–психической сферы, в третью группу входят признаки, описывающие некоторые общие характеристики нервно–психического напряжения – частоту, продолжительность, генерализованность и степень выраженности этого состояния. Опросник рекомендуется использовать для диагностики психической напряженности в условиях сложной (экстремальной) ситуации или ее ожидания.

Инструкция: заполните правую часть бланка, отмечая знаком «+» те строки, содержание которых соответствует особенностям вашего состояния в настоящее время.

Фамилия, имя, отчество…………………………………………………………………….

Пол………………………………………………………………………………………………

Возраст……………………………………………………………………………………………

Вид деятельности (работа, ожидание экзамена, процедуры и др.)

……………………………………………………………………………………………………

Профессиональная принадлежность……………………………………………….

Обработка результатов и их характеристика. После заполнения испытуемым правой части опросника производится подсчет набранных баллов. При этом за знак «+», поставленный против подпункта А, начисляется 1 очко; поставленный против подпункта Б, начисляется 2 очка; поставленный против подпункта В, начисляется 3 очка. Максимальное количество очков, которое может набрать испытуемый, равно 90, минимальное количество равно 30 баллам, когда испытуемый отрицает наличие у себя каких–либо проявлений нервно–психического напряжения.




ОПРОСНИК НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО НАПРЯЖЕНИЯ (НПН)

1. Наличие физического дискомфорта:

а) полное отсутствие каких-либо неприятных физических ощущений;

б) имеют место незначительные неприятные ощущения, не мешающие работе;

в) наличие большого количества неприятных физических ощущений, серьезно мешающих работе.

2. Наличие болевых ощущений:

а) полное отсутствие каких-либо болей;

б) болевые ощущения периодически появляются, но быстро исчезают и не мешают работе;

в) имеют место постоянные болевые ощущения, существенно мешающие работе.

3. Температурные ощущения:

а) отсутствие каких-либо изменений в ощущении температуры тела ;

б) ощущение тепла, повышения температуры тела;

в) ощущение похолодания тела, конечностей, чувство «озноба».

4. Состояние мышечного тонуса:

а) обычный мышечный тонус;

б) умеренное повышение мышечного тонуса, чувство некоторого мышечного напряжения;

в) значительное мышечное напряжение, подергивания отдельных мышц лица, шеи, руки (тики, тремор);


5. Координация движений:

а) обычная координация движений;

б) повышение точности, легкости, координированности движений во время письма, другой работы;

в) снижение точности движений, нарушение координации, ухудшение почерка, затруднения при выполнении мелких движений, требующих высокой точности.

6. Состояние двигательной активности в целом:

а) обычная двигательная активность;

б) повышение двигательной активности, увеличение скорости и энергичности движений;

в) резкое усиление двигательной активности, невозможность усидеть на одном месте, суетливость, стремление ходить, изменять положение тела.

7. Ощущения со стороны сердечно-сосудистой системы:

а) отсутствие каких-либо неприятных ощущений со стороны сердца;

б) ощущения усиления сердечной деятельности, не мешающие работе;

в) наличие неприятных ощущений со стороны сердца - учащение сердцебиений, чувство сжатия в области сердца, покалывание, боли в сердце.

8. Проявления со стороны желудочно-кишечного тракта:

а) отсутствие каких-либо неприятных ощущений в животе;

б) единичные, быстро проходящие и не мешающие работе ощущения в животе - подсасывание в подложечной области, чувство легкого голода, периодическое «урчание»;

в) выраженные неприятные ощущения в животе - боли, снижение аппетита, подташнивание, чувство жажды.

9. Проявления со стороны органов дыханий:

а) отсутствие каких-либо ощущений;

б) увеличение глубины и учащение дыхания, не мешающие работе;

в) значительные изменения дыхания - одышка, чувство недостаточности вдоха, «комок в горле».

10. Проявления со стороны вьщелительной системы:

а) отсутствие каких-либо изменений;

б) умеренная активизация вьщелительной функции - более частое желание воспользоваться туалетом, при полном сохранении способности воздержаться (терпеть);

в) резкое учащение желания воспользоваться туалетом, трудность или даже невозможность терпеть.

11. Состояние потоотделения:

а) обычное потоотделение без каких-либо изменений;

б) умеренное усиление потоотделения;

в) появление обильного «холодного» пота.

12. Состояние слизистой оболочки полости рта:

б) умеренное увеличение слюноотделения;

в) ощущение сухости во рту.

13. Окраска кожных покровов:

а) обычная окраска кожи лица, шеи, рук;

б) покраснение кожи лица, шеи, рук;

в) побледнение кожи лица, шеи, появление на коже кистей рук «мраморного» (пятнистого) оттенка.

14. Восприимчивость, чувствительность к внешним раздражителям:

а) отсутствие каких-либо изменений, обычная чувствительность;

б) умеренное повышение восприимчивости к внешним раздражителям, не мешающее работе;

в) резкое обострение чувствительности, отвлекаемость, фиксация на посторонних раздражителях.

15. Чувство уверенности в себе, в своих силах :

а) обычное чувство уверенности в своих силах, в своих способностях;

б) повышение чувства уверенности в себе, вера в успех;

в) чувство неуверенности в себе, ожидание неудачи, провала.

16. Настроение: \

а) обычное настроение; ]

б) приподнятое, повышенное настроение, ощущение подъ- \ ема, приятного удовлетворения работой или другой деятель- \ ностью;

в) снижение настроения, подавленность. ,

17. Особенности сна: \

а) нормальный, обычный сон; ?

б) хороший, крепкий, освежающий сон накануне;

в) беспокойный, с частыми пробуждениями и сновидениями сон в течение нескольких предшествующих ночей, в том числе накануне. $

18. Особенности эмоционального состояния в целом:

а) отсутствие каких-либо изменений в сфере эмоций и чувств; \

б) чувство озабоченности, ответственности за исполняемую \ работу, «азарт», активное желание действовать; [

в) чувство страха, паники, отчаяния.


19. Помехоустойчивость:

а) обычное состояние без каких-либо изменений;

б) повышение помехоустойчивости в работе, способность работать в условиях шума и других помех;

в) значительное снижение помехоустойчивости, неспособность работать при отвлекающих раздражителях.

20. Особенности речи:

а) обычная речь;

б) повышение речевой активности, увеличение громкости голоса, ускорение речи без ухудшения ее качества (логичности, грамотности и т.д.);

в) нарушения речи - появление длительных пауз, запинок, увеличение количества лишних слов, заикание, слишком тихий голос.

21. Общая оценка психического состояния:

а) обычное состояние;

б) состояние собранности, повышенная готовность к работе, мобилизованность, высокий психический тонус;

в) чувство усталости, несобранности, рассеянности, апатии, снижение психического тонуса.

22. Особенности памяти:

а) обычная память;

б) улучшение памяти - легко вспоминается то, что нужно;

в) ухудшение памяти.

23. Особенности внимания:

а) обычное внимание без каких-либо изменений;

ШКАЛА СНИЖЕННОГО НАСТРОЕНИЯ - СУБДЕПРЕССИИ (ШСНС)

Варианты ответов: 1 - нет, неверно; 2 - пожалуй, так; 3 - верно; 4 - совершенно верно.

341


1. Я чувствую подавленность, тоску

2. Утром я чувствую себя лучше всего

3. У меня близко слезы

4. У меня плохой ночной сон

5. У меня аппетит не хуже обычного

ОЦЕНКА ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ

ОПРОСНИК САН.

(Моск.мед.инст.им.Сеченова).

Оценка самочувствия, активности, настроения.

ИНСТРУКЦИЯ:выбрать и отметить цифру наиболее точно отражающую состояние в момент обследования.

КАРТА МЕТОДИКИ САН

1. Самочувствие хорошее 3 2 1 0 1 2 3 Самочувствие плохое

2. Чувствую себя сильным Чувствую себя слабым

3. Пассивный Активный

4. Малоподвижный Подвижный

5. Веселый Грустный

6. Хорошее настроение Плохое настроение

7. Работоспособный Разбитый

8. Полный сил Обессиленный

9. Медлительный Быстрый

10. Бездеятельный Деятельный

11. Счастливый Несчастный

12. Жизнерадостный Мрачный

14. Здоровый Больной

15. Безучастный Увлеченный

16. Равнодушный Взволнованный

17. Восторженный Унылый

18. Радостный Печальный

19. Отдохнувший Усталый

20. Свежий Изнуренный

21. Сонливый Возбужденный

22. Желание отдохнуть Желание работать

23. Спокойный Озабоченный

24. Оптимистичный Пессимистичный

25. Выносливый Утомляемый

26. Бодрый Вялый

27. Соображает трудно Соображает легко

28. Рассеянный Внимательный

29. Полный надежд Разочарованный

30. Довольный Недовольный

ОБРАБОТКА: Индекс 3, соответствующий негативным характеристикам принимается за один балл, 2- за 2, 1-за 3 балла, 0-за 4,1 -за 5, 2-за 6, 3-за 7.

Код опросника: вопросы на самочувствие- 1,2,7,8,13, 14, 19, 20, 25, 26

на активность - 3,4,9,10,15,16,21.22,27, 28

на настроение - 5,6,11,12,17,18,23,24,29,30.

Рассчитывается среднее арифметическое. Самочувствие - 5,4

Активность - 5,0

Настроение - 5,4.

ОЦЕНКА НАСТРОЕНИЯ

1. Чувствую себя исключительно бодро.

2. Соседи (другие учащиеся) очень мне надоели.

3. Испытываю какое-то тягостное чувство.

4. Скорее бы испытывать чувство покоя (закончились бы уроки, занятия, четверть).

5. Оставили бы меня в покое, не беспокоили бы.

6. Состояние такое, что готов горы свернуть.

7. Оценка по тесту не принята, вызывает чувство неудовлетворенности.

8. Удивительное настроение- хочется петь, танцевать, целовать от радости каждого кого увижу.

9. Вокруг меня очень много людей, способных поступить неблагородно, сделать зло. От любого человека можно ожидать неблаговидного поступка.

10. Все здания вокруг, все постройки на улицах кажутся мне удивительно неудачными.

11. Каждому, кого встречаю, готов сказать грубость.

12. Иду радостно, не чувствую под собой ног.

13. Настроение такое, что хочется сказать-«Пропади все пропадом!».

14. Никого не хочется видеть, не с кем не хочется разговаривать.

15. Хочется сказать: «Перестаньте меня беспокоить, отвяжитесь!».

16. Все люди без исключения кажутся мне хорошими. Все они без исключения симпатичны.

17. Не вижу впереди ни каких трудностей. Все легко! Все доступно!

18. Мое будущее кажется мне очень печальным.

19. Бывает хуже, но редко.

20. Не верю даже самым близким людям.

21. Автомашины гудят на улице резко, но зато эти звуки воспринимаются как приятная музыка.

Инструкция: ответить - «да», «нет»,» наоборот».

Настроение: 9 баллов - 20 ответов « нет», 4 - 9 - 10 ответов.

6 -16-17 , 1-5 и менее

Астеническое состояние: ответы « да» на вопросы - 2,3,4,5,7,9,10,11,13,14,15,18,19,20.

Ответы наоборот - 1,6,8,12,16,17.

Чем меньше указанных ответов, тем лучше состояние.

9 баллов - 1- 2 ответа, 8 б. - 3 , 7 б - 4 , 6 б - 5 - 6 , 5 б - 7 - 8, 4б - 9- 10, 3 б - 11 - 13, 2 б - 14-15, 1 б - 17 и более.

Состояние эйфории: ответы «да» на вопросы 1,6,8,12,16,17..

Ответы наоборот 2,3,4,5,7,9,10,11,13,14,15,18,19,20.

Чем больше ответов, тем сильнее выражена эйфория (неадекватная оценка событий). 9 б - 6 ответов, 8б - 7, 7б - 8-9, 6б - 10-12, 5б - 10-13, 4б - 14-15, 3б - 16-17, 2б - 18-19, 1 б - 20.

Депрессия.

Варианты ответов:

1 - нет, неверно,

2 - пожалуй, так,

4 - совершенно верно.

1.Я чувствую подавленность, тоску

2.Утром я чувствую себя лучше всего

3.У меня наворачиваются слезы

4.У меня плохой ночной сон

5.У меня аппетит не хуже обычного

6.Мне приятно общаться с привлекательными людьми

7.Я теряю в весе

8.Меня беспокоят запоры

9.Мое сердце бъётся быстрее, чем обычно

10.Я устаю без всяких причин

11.Я мыслю так же ясно, как и всегда

12.Мне легко делать то, что я умею

13.Я чувствую себя беспокойно и не могу усидеть на месте

14.Я надеюсь на будущее

15.Я более раздражителен, чем обычно

16.Мне легко принимать решения

17.Я чувствую, что полезен и необходим

18.Я живу достаточно полной жизнью

19.Я чувствую, что другим людям станет лучше, если меня не будет

20.Меня и сейчас радует, что радовало всегда

ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ:

После заполнения текстового бланка производится подсчёт баллов, набранных испытуемым. В опроснике содержится 10 «прямых» (1, 3, 4, 7, 8, 9, 10, 13, 15, 19) и 10 «обратных» вопросов (2, 5, 6, 11, 12, 14, 16, 17, 18, 20).Каждый ответ оценивается от 1 до 4 баллов.«Прямые» и »Обратные» ответы подсчитываются, суммируются и « сырая» оценка переводится в шкальную при помощи формулы

Х = сумма х 100

Средняя величина индекса снижения настроения равна 40, 25 + 5,99 балла.

Ниже 50 баллов -лица, не имеющие снижения настроения.

От 51 до 59 баллов - незначительно, но отчетливо выраженное снижение настроения.

От 60 до 60 баллов - - значительное снижение настроения и выше 70 баллов - глубокое снижение настроения (субдепрессия или депрессия).

4.Как вы себя чувствуете?

Инструкция: На каждый вопрос теста выбирайте один вариант ответа.

1.Что вы сделаете, если увидите что автобус успеет подойти к остановке раньше, чем вы?

а)возьмёте »ноги « в «руки,» что бы догнать его

б)пропустите его, будет следующий

в)несколько ускорите шаг

2.Пойдёте ли в поход

в)неохотно

3.Если у вас выдался рабочий день, пропадет ли у вас желание делать что - либо, обещающие быть интересным.

б)желание пропадает, но вы надеетесь, что почувствуете себя лучше, и поэтому не отказываетесь от задуманного

На шкалах испытуемый отмечает свое типичное,повторяющиеся изо дня в день состояние, зачеркивая на каждой шкале ту из цифр,которая ему более всего соответствует. Большие цифры указывают на преобладание хорошего настроения, а малые - на доминирование плохого настроения.

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ И ВЫВОДЫ .

Сумма баллов,выбранная испытуемым по всем 30 шкалам,делится на 30, и в результате получается средний показатель, отражающий настроение, преобладающее у данного испытуемого. Человек, имеющий среднюю оценку в интервале от 5 до 7 ,считается таким, у которого чаще всего доминирует хорошее настроение. Тот, у кого оказались оценка от 1 до 3 баллов,считается человеком, у которого преобладает плохое настроение. Оценка близкая к 4 баллам(от 3,5 до 4,5) указывает на доминирование изменчивого настроения или такого, которое сам человек не в состоянии оценить как хорошее или плохое.

Оценка нервно - психического напряжения.

Для проведения исследования можно использовать опросник нервно-психического напряжения (НПН), предложенный Т.А.Немчиным. Опросник представляет собой перечень признаков нервно-психического напряжения, составленный по данным клинико-психологического наблюдения, и содержит 30 основных характеристик этого состояния, разделенных на три степени выраженности.

Исследование проводится индивидуально, в отдельном, хорошо освещенном и изолированном от посторонних звуков и шумов помещении. Инструкция испытуемому:»Заполните, пожалуйста, правую часть бланка, отмечая знаком плюс те строки, содержание которых соответствует особенностям Вашего состояния в настоящее время».

ОПРОСНИК - НЕРВНО- ПСИХИЧЕСКОГО НАПРЯЖЕНИЯ:

1.Наличие физического дискомфорта:

а) полное отсутствие каких-либо неприятных физических опущений

б) имеют место незначительные неприятные ощущения, не мешающие работе

в)наличие большого количества неприятных физических ощущений, серьезно мешающие работе.

2. Наличие болевых ощущений:

а) полное отсутствие каких-либо болей

б) болевые осушения периодически появляются, но быстро исчезают и не мешают работе

в) имеют место постоянные болевые ощущения, существенно мешающие работе.

3.Температурные опущения:

а) отсутствие каких-либо изменений в ощущении температуры тела;

б) ощущение тепла, повышения температуры тела;

в) ощущение похолодания тела, конечностей, чувство, озноба.

4.Состояние мышечного тонуса:

а) обычный мышечный тонус;

б) умеренное повышение мышечного тонуса.чувство некоторого мышечного напряжения;

в) значительное мышечное напряжение подергивания отдельных мышц

лица, шеи, руки (тики, тремор).

5.Координация движений:

а) обычная координация движений;

б) повышение точности,легкости, координированности движений во время письма, другой работы;

в) снижение точности движений, нарушение координации, ухудшение почерка, затруднения при выполнении мелких движений, требующих высокой точности.

6.Состояние двигательной активности в целом:

а) обычная двигательная активность;

б) повышение двигательной активности. увеличение скорости и энергичности движений;

в) резкое усиление двигательной активности, невозможность усидеть на одном месте, суетливость, стремление ходить, изменять положение тела.

7.Ощущения со стороны сердечно-сосудистой системы:

а)отсутствие каких-либо неприятных ощущений со стороны сердца;

б) ощущение усиления сердечной деятельности, не мешающее работе;

в) наличие неприятных ощущений со стороны сердца- учащение сердцебиения, чувство сжатия в области сердца, покалывание, боли в сердце.

8.Проявление со стороны желудочно-кишечного тракта:

а)отсутствие каких-либо неприятных ощущений в животе;

б) единичные, быстро проходящие и не мешающие работе ощущения в животе - подсасывание в подложечной области, чувство легкого голода, периодическое «урчание».

в)выраженные неприятные ощущения в животе - боли, снижение аппетита, подташнивание, чувство жажды.

9.Проявление со стороны органов дыхания:

а)отсутствие каких-либо ощущений;

б) увеличение глубины и учащение дыхания, не мешающие работе;

в) значительные изменения дыхания - одышка, чувство недостаточности вдоха, «комок в горле».

10.Проявление со стороны выделительной системы:

а)отсутствие каких-либо изменений;

б)умеренная активизация выделительной функции -более частое желание воспользоваться туалетом при полном сохранении способности воздержаться(терпеть);

в) резкое учащение желания воспользоваться туалетом, трудность или даже невозможность терпеть.

11.Состояние потоотделения:

а) обычное потоотделение без каких-либо изменений;

б)умеренное усиление потоотделения;

в)появление обильного «холодного» пота.

12.Состояние слизистой оболочки полости рта:

б) умеренное увеличение слюноотделения;

в) ощущение сухости во рту.

13. Окраска кожных покровов:

а) обычная окраска кожи лица, шеи, рук;

б)покраснение кожи лица;

в)побледнение кожи лица, шеи, появление на коже кистей рук «мраморного»(пятнистого) оттенка

14.Восприимчивость, чувствительность к внешним раздражителям:

а)отсутствие каких-либо изменений, обычная чувствительность;

б)умеренное повышение восприимчивости к внешним раздражителям,не мешающее работе;

в) резкое обострение чувствительности, отвлекаемость, фиксация на посторонних раздражителях,

15.Чувство уверенности в себе, в своих силах:

а)обычное чувство уверенности в своих силах, в своих способностях;

б) повышение чувства уверенности в себе, вера в успех;

в) чувство неуверенности в себе, ожидание неудачи, провала.

16.Настроение:

а) обычное настроение;

б) приподнятое, повышенное настроение, ощущение подъема, приятного удовлетворения работой или другой деятельностью;

в) снижение настроения, подавленность.

17.Особенности сна:

а) нормальный, обычный сон;

б) хороший, крепкий, освежающий сон накануне;

в) беспокойный, с частыми пробуждениями и сновидениями сон в течение нескольких предшествующих ночей, в том числе накануне.

18. Особенности эмоционального состояния в целом:

а) отсутствие каких-дибо изменений в сфере эмоций и чувств;

б) чувство озабоченности, ответственности за исполняемую работу, «азарт «-активное желание действовать;

в)чувство страха, паники, отчаяния.

19. Помехоустойчивость:

а) обычное состояние без каких-либо изменений;

б) повышение помехоустойчивости в работе, способность работать в условиях шума и других помех;

в) значительное снижение помехоустойчивости, неспособность работать при отвлекающих раздражителях.

20.Особенности речи:

а)обычная речь;

б) повышение речевой активности, увеличение громкости голоса, ускорение речи без ухудшения ее качества(логичности, грамотности и т.д.)

в)нарушение речи- появление длительных пауз, запинок, увеличение количества лишних слов, заикание, слишком тихий голос.

21.Общая оценка психического состояния:

а) обычное состояние;

б) состояние собранности, повышенная готовность к работе, мобилизованность, высокий психический тонус,

в) чувство усталости, несобранности, рассеянности, апатии, снижение психического тонуса.

22.Особенности памяти:

а)обычная память,

б)улучшение памяти - легко вспоминается то, что нужно,

в) ухудшение памяти.

23.Особенности внимания:

а) обычное внимание без каких-либо изменений,

б) улучшение способности к сосредоточению, отвлечение от посторонних дел,

в) ухудшение внимания, неспособность сосредоточиться на деле, отвлекаемость.

24.Сообразительность:

а) обычная сообразительность,

в) значительное снижение умственной работоспособности, быстрая

умственная утомляемость.

26.Явления психического дискомфорта:

а) отсутствие каких-либо неприятных ощущений и переживаний со стороны психики в целом,

б) чувство психического комфорта, подъема психической деятельности либо единичные, слабо выраженные, быстро проходящие и не мешающие работе явления,

в) резко выраженные, разнообразные и многочисленные серьезно мешающие работе нарушения со стороны психики.

27.Степень распространенности (генерализованность) признаков напряжения:

а) единичные, слабо выраженные признаки, на которые не обращается внимание;

б) отчетливо выраженные признаки напряжения, не только не мешающие деятельности но, напротив, способствующие её продуктивности;

в) большое количество разнообразных неприятных признаке? напряжения, мешающих работе и наблюдающихся со стороны различных органов и систем организма.

28.Частота возникновения состояния напряжения:

а) ощущение напряжения не развивается практически никогда;

б) некоторые признаки напряжения развиваются лишь при наличии реально трудных ситуаций;

в) признаки напряжения развиваются очень часто и нередко без достаточных на то причин.

29.Продолжительность состояния напряжения:

а) весьма кратковременное, не более нескольких минут, быстро исчезает еще до того, как миновала сложная ситуация;

б) продолжается практически в течение всего времени пребывания в условиях сложной ситуации и выполнения необходимой работы, прекращается вскоре после её окончания,

в) весьма значительная продолжительность состояния напряжения, непрекращающегося в течение длительного времени после сложной ситуации.

30.Общая степень выраженности напряжения:

а) полное отсутствие или весьма слабое степень выраженности,

б) умеренно выраженные, отчетливые признаки напряжения,

в) резко выраженное, чрезмерное напряжение.

ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ.

После заполнения бланка производится подсчет набранных испытуемым баллов путем их суммирования. При этом за отметку «+», поставленную испытуемым против:

пункта «а», начисляется 1 балл,

пункта »б» - 2 балла,

пункта »в» - 3 балла.

Минимальное количество баллов, которое может набрать испытуемый, равно 30,

максимальное - 90.

Диапазон слабого, или «детензивного», нервно-психического напряжения располагается в промежутке от 30 до 50 баллов,

умеренного, или «интенсивного» от 51 до 70 баллов и

чрезмерного, или «экстенсивного» - от 71 до 90 баллов.

Полученные таким образом данные заносятся в протокол по следующей форме:

Фамилия, имя, отчество __________________________Дата_______________

Краткая характеристика актуальной ситуации (обычная, не стрессовая, перед экзаменом, после экзамена, перед выполнением.ответственного и сложного задания, после задания и т.д.)

Текущая страница: 3 (всего у книги 22 страниц) [доступный отрывок для чтения: 15 страниц]

Симптоматический опросник «Самочувствие в экстремальных условиях»

А. Волков, Н. Водопьянова

Вводные замечания

Симптоматический опросник был разработан для выявления предрасположенности военнослужащих к патологическим стресс–реакциям в экстремальных условиях. Практический опыт показывает, что значительное число молодых людей не справляется с адаптацией к военной и морской службе в период первых 3–4 месяцев. Наиболее часто это проявляется в психосоматических и эмоциональных расстройствах (патологических стресс–реакциях). Опросник позволяет определить предрасположенность к патологическим стресс–реакциям и невротическим расстройствам в экстремальных условиях военной службы по следующим симптомам самочувствия: психофизическое истощение (сниженная психическая и физическая активность), нарушение волевой регуляции, неустойчивость эмоционального фона и настроения (эмоциональная неустойчивость), вегетативная неустойчивость, нарушение сна, тревога и страхи, склонность к зависимости.

Методика создана на основе клинико–психологического обследования 1500 здоровых военнослужащих и 133 военнослужащих, впервые заболевших неврозами и неврозоподобными состояниями в первый год военной службы. Возраст обследованных 18–35 лет. Из наблюдаемых признаков, относящихся к феноменологии неврозов, были отобраны 42, которые наиболее часто встречались у 133 военнослужащих, заболевших невротическими расстройствами вследствие работы в экстремальных условиях военной службы. Многолетнее применение данного метода показало высокую валидность и надежность данной методики.

Симптоматический опросник самочувствия (СОС)

Инструкция: предлагаемый опросник выявляет особенности вашего самочувствия в данный период времени. Вам необходимо однозначно ответить на 42 вопроса: либо «да», либо «нет».




Обработка и оценка результатов. Ответы «да» – 1 балл, «нет» – 0 баллов. В соответствии с «ключом» подсчитываются суммы баллов по каждой шкале и общее количество набранных баллов – суммарный показатель невротизации.

До 15 баллов. Высокий уровень психологической устойчивости к экстремальным условиям, состояние хорошей адаптированности.

16–26 баллов. Средний уровень психологической устойчивости к–экстремальным условиям, состояние удовлетворительной адаптированности.

27–42 балла. Низкая стрессоустойчивость, высокий риск патологических стресс–реакций и невротических расстройств, состояние дезадаптации.

«Ключ»


Опросник «Определение нервно–психического напряжения»

Т. Немчин

Вводные замечания

Автор методики НПН профессор Психоневрологического института им. В. А. Бехтерева Т. А. Немчин при разработке опросника НПН использовал результаты многолетних клинико–психологических исследований, проведенных на большом количестве испытуемых, находящихся в условиях экстремальной ситуации. Первый этап разработки опросника состоял в составлении и систематизации перечня жалоб–симптомов, полученных от реципиентов в стрессовой ситуации: от 300 студентов в период экзаменационной сессии и от 200 больных неврозами с ведущей симптоматикой в форме фобий, страха, тревоги перед выполнением болезненных процедур и стресс–интервью. На втором этапе разработки методики из 127 первичных признаков, относящихся к феноменологии нервно–психического напряжения, были отобраны лишь 30 признаков, которые систематически повторялись при повторных обследованиях .

Наиболее высокие частоты повторяемости 30 признаков были обнаружены в группе больных неврозами. Различная степень выраженности признаков у разных испытуемых позволила автору разделить каждый из пунктов опросника на три степени: слабо выражен, средняя степень выраженности, резко выражен, получившие условную оценку в очках соответственно 1, 2, 3. По содержанию опросника все признаки можно разделить на три группы утверждений: первая группа отражает наличие физического дискомфорта и неприятных ощущений со стороны соматических систем организма, вторая группа утверждает о наличии (или отсутствии) психического дискомфорта и жалоб со стороны нервно–психической сферы, в третью группу входят признаки, описывающие некоторые общие характеристики нервно–психического напряжения – частоту, продолжительность, генерализованность и степень выраженности этого состояния. Опросник рекомендуется использовать для диагностики психической напряженности в условиях сложной (экстремальной) ситуации или ее ожидания.

Опросник НПН

Инструкция: заполните правую часть бланка, отмечая знаком «+» те строки, содержание которых соответствует особенностям вашего состояния в настоящее время.

Фамилия, имя, отчество…………………………………………………………………….

Пол………………………………………………………………………………………………

Возраст……………………………………………………………………………………………

Вид деятельности (работа, ожидание экзамена, процедуры и др.)

……………………………………………………………………………………………………

Профессиональная принадлежность……………………………………………….







После заполнения испытуемым правой части опросника производится подсчет набранных баллов. При этом за знак «+», поставленный против подпункта А, начисляется 1 очко; поставленный против подпункта Б, начисляется 2 очка; поставленный против подпункта В, начисляется 3 очка. Максимальное количество очков, которое может набрать испытуемый, равно 90, минимальное количество равно 30 баллам, когда испытуемый отрицает наличие у себя каких–либо проявлений нервно–психического напряжения.

Таблица 2.1

Характеристики трех степеней НПН по данным опросника

(7. А. Немчин)



Согласно статистическим данным, представленным Т. А. Немчиным, по сумме набранных очков индексу НПН (ИН) выделяются три степени НПН и их характеристики (табл. 2.1).

ИН < 42,5 – первая степень НПН – относительная сохранность характеристик психического и соматического состояния.

42,6 > ИН < 75 – вторая степень НПН – ощущение подъема, готовности к работе и сдвиг в сторону симпатикотонии.

ИН > 75 – третья степень НПН – дезорганизация психической деятельности и снижение продуктивности деятельности.

На всех стадиях НПН имеются определенные различия между мужчинами и женщинами.

Шкала психологического стресса RSM–25

Вводные замечания

Шкала PSM–25 Лемура-Тесье-Филлиона (Lemyr-Tessier-Fillion) предназначена для измерения феноменологической структуры переживаний стресса . Цель – измерение стрессовых ощущений в соматических, поведенческих и эмоциональных показателях. Методика была первоначально разработана во Франции, затем переведена и валидизирована в Англии, Испании и Японии. Перевод и адаптация русского варианта методики выполнены Н. Е. Водопьяновой.

При разработке методики авторы стремились устранить имеющиеся недостатки традиционных методов изучения стрессовых состояний, направленных в основном на косвенные измерения психологического стресса через стрессоры или патологические проявления тревожности, депрессии, фрустрации и др. Лишь немногие методики предназначены для того, чтобы измерять стресс как естественное состояние психической напряженности. С целью устранения этих методологических несоответствий Лемур-Тесье-Филлион разработали опросник, который описывает состояние человека, переживающего стресс, вследствие чего отпала необходимость в определении таких переменных, как стрессоры или патологии. Вопросы сформулированы для нормальной популяции в возрасте от 18 до 65 лет применительно для разных профессиональных групп. Все это позволяет считать методику универсальной для применения к различным возрастным и профессиональным выборкам в нормальной популяции.

Оттавы, Ларси в Университете и в госпитале Монреаля, а также Тесье и его коллеги в госпиталях св. Франциска Ассизского и св. Жюстины в Монреале. В России методика апробировалась Н. Е. Водопьяновой на выборке учителей, студентов и коммерческого персонала в количестве 500 человек.

Многочисленные исследования показали, что PSM обладает достаточными психометрическими свойствами. Были обнаружены корреляции интегрального показателя PSM со шкалой тревожности Спилбергера (r = 0,73), c индексом депрессии (r = 0,75). Величины этих корреляций объясняются генерализованным переживанием эмоционального дистресса или депрессии. При этом исследование дивергентной валидности показывают, что PSM концептуально отличается от методик исследования тревожности и депрессии.

Опросник PSM

Инструкция: предлагается ряд утверждений, характеризующих психическое состояние. Оцените, пожалуйста, ваше состояние за последнюю неделю с помощью 8–балльной шкалы. Для этого на бланке опросника рядом с каждым утверждением обведите число от 1 до 8, которое наиболее точно определяет ваши переживания. Здесь нет неправильных или ошибочных ответов. Отвечайте как можно искреннее. Для выполнения теста потребуется приблизительно пять минут. Цифры от 1 до 8 означают частоту переживаний: 1 – «никогда»; 2 – «крайне редко»; 3 – «очень редко»; 4 – «редко»; 5 – «иногда»; 6 – «часто»; 7 – «очень часто»; 8 – «постоянно (ежедневно)».




Примечание. * Обратный вопрос.

Подсчитывается сумма всех ответов – интегральный показатель психической напряженности (ППН). Вопрос 14 оценивается в обратном порядке. Чем больше ППН, тем выше уровень психологического стресса.

ППН больше 155 баллов – высокий уровень стресса, свидетельствует о состоянии дезадаптации и психического дискомфорта, необходимости применения широкого спектра средств и методов для снижения нервно–психической напряженности, психологической разгрузки, изменения стиля мышления и жизни.

ППН в интервале 154–100 баллов – средний уровень стресса.

Низкий уровень стресса, ППН меньше 100 баллов, свидетельствует о состоянии психологической адаптированности к рабочим нагрузкам.

Диагностика состояния стресса

К. Шрайнер

Вводные замечания

При искренних ответах методика позволяет определить уровни стрессового состояния и может быть использована при аутодиагностике.

Инструкция: обведите кружком номера тех вопросов, на которые вы отвечаете положительно.

1. Я всегда стремлюсь делать работу до конца, но часто не успеваю и вынужден(а) наверстывать упущенное.

2. Когда я смотрю на себя в зеркало, я замечаю следы усталости и переутомления на своем лице.

3. На работе и дома – сплошные неприятности.

4. Я упорно борюсь со своими вредными привычками, но у меня не получается.

5. Меня беспокоит будущее.

6. Мне часто необходим алкоголь, сигареты или снотворное, чтобы расслабиться после напряженного дня.

7. Вокруг происходят такие перемены, что голова идет кругом.

8. Я люблю свою семью и друзей, но часто вместе с ними я испытываю скуку и пустоту.

9. В жизни я ничего не достиг(ла) и часто испытываю разочарование в самом(ой) себе.

Обработка результатов и их характеристика. Подсчитывается количество положительных ответов. Каждому ответу «да» присваивается 1 балл.

0–4 балла. Вы ведете себя в стрессовой ситуации довольно сдержанно и умеете регулировать свои собственные эмоции.

5–7 баллов. Вы всегда правильно ведете себя в стрессовой ситуации. Иногда вы умеете сохранять самообладание, но бывают такие случаи, когда вы заводитесь из–за пустяка и потом об этом жалеете. Вам необходимо заняться выработкой своих индивидуальных приемов самоконтроля в стрессе.

8–9 баллов. Вы переутомлены и истощены. Вы часто теряете самоконтроль в стрессовой ситуации и не умеете владеть собой. Следствие – страдаете и вы, и окружающие вас люди. Развитие у себя умений саморегуляции в стрессе – сейчас ваша главная жизненная задача.

По данным, полученным автором методики, было замечено, что подавляющее большинство работников банка имеют оценку в интервале 5–7 баллов (80 % респондентов). Примерно 18 % респондентов имеют 8–9 баллов. И только около 2 % имеют оценку 0–4 балла. Следовательно, большинство банковских работников настоятельно нуждаются в том, чтобы повысить у себя средства самоконтроля в стрессовых ситуациях.

В. Жмуров

Вводные замечания

Одной из причин возникновения депрессивных состояний является истощение нервно–психического потенциала вследствие продолжительного стресса или психотравмы. Депрессия – специфическое аффективное состояние индивида, которое характеризуется отрицательными эмоциями, а также трансформацией мотивационной, когнитивной и поведенческой сфер. В состоянии депрессии индивид испытывает мучительно–тяжелые переживания, такие как тоска, отчаяние, страхи, подавленность, чувство вины за прошлые события, беспомощность–инфантильность перед лицом жизненных трудностей. Депрессивные состояния, как правило, характеризуются сниженной самооценкой, скептицизмом, склонностью никому не доверять, безынициативностью, утомляемостью, падением активности и др. Методика позволяет дифференцировать шесть состояний – уровней депрессии: апатия, гипотимия, дисфория, растерянность, тревога, страх.

Опросник

Инструкция: из каждой группы показаний выберите и обведите вариант ответа 0, 1, 2 или 3, который в наибольшей степени характеризует ваше состояние.








Обработка и интерпретация результатов. Определяется сумма всех отмеченных вариантов (баллов) ответов. В соответствии с данной суммой производится оценка степени выраженности депрессии.

1–9 баллов – депрессия отсутствует или очень незначительна;

10–24 баллов – депрессия минимальна;

25–44 балла – легкая депрессия;

45–67 баллов – умеренная депрессия;

68–87 баллов – выраженная депрессия;

88 баллов и более – глубокая депрессия.

Качественная характеристика депрессивных состояний

Апатия. Состояние безучастности, равнодушия, полной индифферентности к происходящему, окружающим, своему положению, прошлой жизни, перспективам на будущее. Это стойкое или проходящее тотальное выпадение как высших и социальных чувств, так и врожденных эмоциональных программ.

Гипотимия (сниженное настроение). Аффективная подавленность в виде опечаленности, тоскливости с переживанием потери, безысходности, разочарования, обреченности, ослабления привязанности к жизни.

Положительные эмоции при этом поверхностны, быстро истощяемы, могут полностью отсутствовать.

Дисфория («плохо переношу», несу плохое, дурное). Мрачность, озлобленность, враждебность, угрюмое настроение с ворчливостью, брюзжанием, недовольством, неприязненным отношением к окружающим, вспышками раздражения, гнева, ярости с агрессией и разрушительными действиями.

Растерянность. Острое чувство неумения, беспомощности, непонимания самых простых ситуаций и изменений своего психического состояния. Типичны сверхизменчивость, неустойчивость внимания, вопрошающее выражение лица, позы и жесты озадаченного и крайне неуверенного человека.

Тревога. Неясное, непонятное самому человеку чувство растущей опасности, предчувствия катастрофы, напряженное ожидание трагического исхода. Эмоциональная энергия действует столь мощно, что возникают своеобразные физические ощущения: «внутри все сжалось в комок, напряглось, натянулось как струна, вот–вот порвется, лопнет…»

Страх. Разлитое состояние, переносимое на все обстоятельства и проецирующееся на все в окружающем. Страх также может быть связан с определенными ситуациями, объектами, лицами и выражается переживанием опасности, непосредственной угрозы жизни, здоровью, благополучию, престижу и др. Может сопровождаться своеобразными физическими ощущениями, свидетельствующими о внутренней концентрации энергий: «внутри похолодело», оборвалось», «шевелятся волосы», сковало грудь» и т. п.

Методика «Дифференциальная диагностика депрессивных состояний»

В. Зунг, адаптирована Т. Баклашовой

Вводные замечания

Депрессивные состояния возникают как постстресовые или посттравматические реакции. Опросник может быть использован для дифференциальной диагностики депрессивных состояний для скрининг–диагностики при массовых исследованиях и в целях предварительной доврачебной диагностики. Полное обследование занимает 20–30 минут.

Инструкция: прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните соответствующую цифру справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете в последнее время. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет.

Шкала депрессии

Фамилия, имя, отчество………………………………………………………………………..

Дата …………………………………………………………………………………………………………..

Варианты ответов: 1 – «никогда» или «изредка»; 2 – «иногда»; 3 – «часто»; 4 – «почти всегда» или «постоянно».



Обработка и интерпретация результатов. Уровень депрессии (УД) рассчитывается по формуле: УД = S + Z, где S – сумма зачеркнутых цифр к «прямым» высказываниям № 1, 3, 4, 7, 8, 9, 10, 13, 15, 19; Z – сумма цифр «обратных», зачеркнутым, высказываниям № 2, 5, 6, 11, 12, 14, 16, 17, 18, 20. Например, у высказывания № 2 зачеркнута цифра 1, мы ставим в сумму 4 балла; у высказывания № 5 зачеркнут ответ 2, мы ставим в сумму 3 балла; у высказывания № 6 зачеркнут ответ 3 – ставим в сумму 2 балла; у высказывания № 11 зачеркнут ответ 4 – ставим в сумму 1 балл и т. д.

В результате получаем УД, который колеблется от 20 до 80 баллов. УД <50 баллов – депрессии нет.

50 <УД <59 баллов – легкая депрессия ситуативного или невротического генеза.

60 <УД <69 баллов – субдепрессивное состояние или маскированная депрессия.

УД > 70 баллов – депрессия.

Шкала оценки субъективной комфортности

А. Леонова

Вводные замечаниия

Русскоязычная версия шкалы оценки субъективной комфортности разработана А. Б. Леоновой. Методика направлена на оценку степени субъективной комфортности переживаемого человеком функционального состояния в данный момент времени . Она состоит из 10 биполярных шкал, полюса которых обозначены противоположными по своему значению прилагательными, описывающими характерные признаки «хорошего» и «плохого» субъективного состояния.

Инструкция: прочтите каждую из представленных ниже пар полярный утверждений и на оценочной шкале отметьте, в какой степени ваши ощущения в данный момент времени ближе к тому или иному полюсу шкалы. Отсутствию сколько–нибудь выраженного сдвига в сторону того или иного переживания по данной шкале соответствует оценка «0». Не задумывайтесь, пожалуйста, долго над выбором ответа – обычно первое ощущение, которое приходит в голову, оказывается наиболее точным.

Фамилия, имя, отчество ………………………………………………………………………..

Дата………………………………Время заполнения…………………………………………




Обработка и интерпретация результатов. При подсчете результатов тестирования шкала трансформируется от 7 до 1 баллов. 7 баллов присваивается максимально позитивной оценке признака, а 1 балл – максимально негативной. Оценка 4 балла соответствует нейтральному пункту «0».

Прямые шкалы: 1, 2, 4, 5, 7, 9.

Обратные: 3, 6, 8, 10.

Индекс субъективной комфортности (ИСК) рассчитывается как общая сумма баллов по всем шкалам. Интерпретация результатов:


Шкала дифференциальных эмоций

К. Изард, адаптирована А. Леоновой

Инструкция: перед вами список прилагательных, которые характеризуют различные оттенки разных эмоциональных переживаний человека. Справа от каждого прилагательного расположен ряд цифр – от 1 до 5, – соответствующих по нарастанию различной степени выраженности данного переживания. Мы просим вас оценить, насколько каждое из перечисленных переживаний присуще вам в данный момент времени, зачеркнув соответствующую цифру. Не задумывайтесь долго над выбором ответа: наиболее точным обычно оказывается ваше первое ощущение!

Ваши возможные оценки:

1 – «переживание полностью отсутствует»; 2 – «переживание выражено незначительно»; 3 – «переживание выражено умеренно»;

4 – «переживание выражено сильно»; 5 – «переживание выражено в максимальной степени».



Обработка и интерпретация результатов. Индекс положительных эмоций характеризует степень позитивного эмоционального отношения субъекта к наличествующей ситуации. Подсчитывается: ПЭМ = I, II, III (Интерес + Радость + Удивление).

Индекс острых негативных эмоций отражает общий уровень негативного эмоционального отношения субъекта к наличествующей ситуации. Подсчитывается:

НЭМ = IV, V, VI, VII (Горе + Гнев + Отвращение + Презрение).

Индекс тревожно–депрессивных эмоций отражает уровень относительно устойчивых индивидуальных переживаний тревожно–депрессивного комплекса эмоций, опосредующих субъективное отношение к наличествующей ситуации. Подсчитывается: ТДЭМ = VIII, IX, X (Страх + Стыд + Вина).

Для интерпретации данных по обобщенным показателям ШДЭ используются следующие градации по каждому из названных индексов.



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Урок-лекция Зарождение квантовой физики Урок-лекция Зарождение квантовой физики Сила равнодушия: как философия стоицизма помогает жить и работать Кто такие стоики в философии Сила равнодушия: как философия стоицизма помогает жить и работать Кто такие стоики в философии Использование страдательных конструкций Использование страдательных конструкций