Профилактика - это предупреждение проблем. Основы, методы, меры и мероприятия по профилактике

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Понятие профилактики. Структура и функции профилактической деятельности

Профилактика в здравоохранении (от греч. prophilacticos – предохранение, предупреждение) – практическая деятельность, посредством которой удается добиться сохранения и улучшения здоровья народонаселения, воспитания здорового молодого поколения, обеспечения высокой трудоспособности и продолжительной активной жизни.

Понятие “профилактика” в теории медицины не разработано и не укладывается в рамки формально-логического определения. Конкретно-предметное содержание этого понятия имеет много значений, используемых для обозначения разных направлений политики, социальной, коллективной и индивидуальной деятельности и нескольких видов медицинской деятельности. Проблемы общественного здоровья, как и медицины, являются предметом исследования ряда немедицинских наук (философии, общей биологии, социологии, демографии, охраны окружающей среды и пр.). Тем не менее конкретным объективным содержанием этого понятия всегда выступает действие – возможность способствовать или припятствовавть реализации той или иной интересующей нас тенденции общественного здоровья.

Таким образом, общее содержание понятия “профилактика” может быть сведено к деятельности, посредством которой удается добиться сохранения и улучшения индивидуального, группового или общественного здоровья. По другому можно сказать, что это комплекс мероприятий, направленный на предотвращение у людей возникновения заболеваний, их обострений, социально-психологической и личностной дезадаптации.

Профилактическая деятельность реализуется через социально-профилактическую политику общества, государства и их институтов и представляет собой соподчиненную иерархическую систему (см. рис. 1).

Рис. 1. Реализация системообразующей функции общественного здоровья

Медико-экологическая системность подчеркивает условность деления профилактики на социально-экономические и медицинские мероприятия и на общественную и индивидуальную. Все ее многочисленные компоненты связаны между собой социальными отношениями и раскрываются в политике общества в области здравоохранения.

Индивидуальная медицинская профилактика – личная гигиена научно-практическая медицинская деятельность по изучению, разработке и внедрению в повседневную индивидуальную жизнь гигиенических знаний, требований и принципов сохранения и укрепления здоровья. Это понятие используют также для определения соответствия жизнедеятельности человека медико-гигиеническим нормам и медицинским рекомендациям – сознательное активное гигиеническое поведение.

Общественная медицинская профилактика – профилактическая (предохранительная, социальная, общественная) медицина – научно-практическая медицинская деятельность по изучению распространенности в обществе болезней, инвалидности, причин смертности с целью обоснования социально-экономических, правовых, административных, гигиенических и иных направлений и мер профилактики, лечебных мероприятий.

В профилактической медицине введено представление об уровнях профилактики, которое опирается на современные эпидемиологические взгляды на причинность болезней людей (см. табл. 1).

Таблица 1

Уровни профилактики в медицине и здравоохранении

Субъектами приложения профилактических мер и воздействий выступают разные стадии развития болезни, включая разнообразные доклинические состояния, а объектами – индивидуумы, группы лиц, отдельные популяции и население в целом.

В тех случаях, когда профилактические меры направлены на устранение причины (первопричина, этиологический фактор, этиология болезни) и/или ослабление действия патогенетических факторов риска развития еще не возникшей заболеваемости (цепи эпидемиологических причин заболевания), речь идет о социальной медицинской (первичной) профилактике .

Выделение первичной и вторичной профилактики соответствует двум традиционным аспектам социально-профилактического направления охраны здоровья населения – социально-государственному и медицинскому. Условность такого деления очевидна, и во всех случаях профилактика болезней и их последствий не может быть сведена к проведению отдельных гигиенических мероприятий, в том числе кампании по вакцинации, оздоровлению внешней среды и др.

В действительности же профилактика охватывает сознательную разностороннюю деятельность во всей сфере жизни народонаселения. Она преследует гуманистическую цель – сознательное активное преобразование условий жизни в источник укрепления здоровья и активного долголетия, развития физических и духовных сил человека. Профилактика – система комплексных государственных, социальных, гигиенических и медицинских мер, направленных на предупреждение заболеваний.

Цель социальной (первичной) профилактики состоит в том, чтобы уменьшить частоту новых случаев (инцидентность) какой-либо болезни путем контроля за ее причинами, эпидемиологическими условиями, факторами риска. Нужно помнить, что в медицинском секторе здравоохранения такое подразделение соответствует клиническому и профилактическому разделам теории и практики медицины.

В современной эпидемиологии первичную профилактику подразделяют на преморбидную и первичную специфическую . Такое дополнительное деление первичной профилактики признают не все ученые, поскольку медико-биологическое содержание преморбидной профилактики не ограничено решением проблем профилактики сердечно-сосудистых, онкологических и других основных хронических болезней.

Воздействие на цепи причин заболеваемости (патогенетические факторы риска) давно и широко применяется в профилактической медицине. Преморбидной профилактикойявляется, например, комплекс мероприятий по улучшению коммунального благоустройства населенных мест, которые благодаря эпидемиологическим исследованиям Сноу и Петенкоффера в отношении холеры были широко проведены в городах Англии (середина XIX в.) и Германии (конец XIX в.). Такая же стратегия должна быть использована и при решении проблем профилактики, обусловленных глобальным экологическим кризисом и урбанизацией.

Первичная профилактика в зависимости от характера объекта также предусматривает две стратегии: популяционную и индивидуальную (для групп высокого риска), которые часто дополняют друг друга.

При популяционной стратегии цель профилактики достигается решением задачи снижения среднего риска развития заболевания (гиперхолестеринемия или уровень артериального давления и др.) путем проведения мероприятий, охватывающих все население или большую часть.

Индивидуальная стратегия решает другую задачу – снижение высокого риска у лиц, отнесенных к “группам риска” по тем или иным эпидемиологическим признакам (пол, возраст, воздействие какого-либо специфического фактора и др.).

В тех случаях, когда социальное вмешательство направлено на эпидемиологические условия и патогенетические факторы риска развития уже возникшего заболевания (состояния), речь идет о вторичной профилактике . Опыт Н.И.Пирогова и научный путь А.П.Доброславина, Ф.Ф.Эрисмана, А.И.Шингарева и др. подтверждают тот факт, что думающие клиницисты всегда интуитивно понимали роль и значение профилактической медицины. Врач-клиницист, повседневно решая сложную, а подчас и нерешаемую задачу лечения болезни или оказания помощи в случае, когда болезнь зашла слишком далеко, невольно думает о том, насколько легче было бы решить эту задачу, а может быть, и вовсе пресечь болезнь в самом зародыше, если бы лечение можно было начать на ранних стадиях ее развития.

В современной западной медицине идеи индивидуальной профилактики все больше подкрепляются признанием важной роли социальных мер и программ предохранения людей от болезней. Все больше примеров так называемого программирования мер профилактики ряда эпидемиологически значимых болезней.

Вторичная профилактика применима только к тем болезням, которые поддаются идентификации и лечению в ранний период развития, что позволяет предупредить переход болезни в более опасную стадию. Путем раннего выявления больных на основании скрининговых тестов (маммография, электрокардиограмма, мазок по Папаниколау и др.) и их лечения достигается основная цель вторичной профилактики – предупреждение нежелательных исходов заболеваний (смерть, инвалидизация, хронизация, переход рака в инвазионную стадию).

Значение вторичной профилактики можно проследить на примере рака шейки матки. Раннее обнаружение новообразований в шейке матки (мазок по Папаниколау) дает возможность предотвратить или задержать их перерождение в инвазионный рак. Тест следует проводить, как только женщина вступает в половую жизнь и повторять его каждые 1–3 года (по усмотрению врача); если во все годы тест был отрицательным, то его можно прекратить в 65 лет. В Европе и Канаде благодаря скринингу общая частота инвазионного рака шейки матки снизилась на 61,4% в тех случаях, когда его проводили с интервалом 10 лет, на 83,6% при интервале 5 лет, на 90,8% – раз в 3 года, на 92,5% – каждые 2 года.

Другой пример – тест на фенилкетонурию, который рекомендуется выполнять у всех новорожденных до их выписки из клиники и повторить на 3-ей неделе. Если это состояние идентифицировать при рождении, а затем ограничивать содержание фенилаланина в пище и выдерживать такую диету 4–8 лет (а лучше всю жизнь), то практически у 95% детей будет нормальный или близкий к нормальному интеллект. В противном случае – вследствие нарушения обмена веществ развивается выраженная умственная отсталость, что является причиной инвалидности.

Эффективность вторичной профилактики определяется рядом обстоятельств: 1) насколько часто болезнь в доклинической стадии встречается в популяции; 2) известна ли продолжительность периода между появлением первых признаков и развитием выраженного заболевания; 3) обладает ли диагностический тест высокой чувствительностью и специфичностью в отношении этой болезни и является ли он простым, недорогим, безопасным и приемлемым; 4) располагает ли клиническая медицина адекватными медицинскими средствами диагностики этой болезни, эффективными, безопасными и доступными методами лечения; 5) имеется ли необходимое медицинское оборудование.

Цель третичной профилактики – замедление развития осложнений при уже возникшей болезни. Ее задача – предотвратить физическую недостаточность и нетрудоспособность, свести к минимуму страдания, вызванные утратой полноценного здоровья, и помочь больным адаптироваться к неизлечимым состояниям. В клинической медицине во многих случаях трудно провести грань между третичной профилактикой, лечением и реабилитацией.

1.1. Положение об организации профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних (далее - положение) разработано в соответствии с действующим законодательством РФ.

1.2. Настоящее положение определяет цель, задачи и формы деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних в [наименование учреждения].

1.3. Основные понятия, используемые в положении:

Несовершеннолетний - лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет;

Безнадзорный - несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или иных законных представителей либо должностных лиц;

Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних - система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении;

Семья, находящаяся в социально опасном положении, - семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.

1.4. Ответственным за организацию деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних в [наименование учреждения] является [должность, Ф. И. О.].

2. Цель и основные задачи деятельности

2.1. Основной целью деятельности является комплексное решение проблем профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав, социальной реабилитации и адаптации.

2.2. Для достижения указанной цели ставятся следующие задачи:

Предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;

Обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;

Социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации;

Выявление случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий;

Осуществление взаимодействия с правоохранительными органами, представителями лечебно-профилактических, образовательных учреждений, муниципальных центров и других организаций по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений, защиты прав детей;

Осуществление взаимодействия с родителями и иными законными представителями по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений.

3. Основные направления деятельности

3.1. Разработка и реализация индивидуальных и коллективных программ работы с несовершеннолетними.

3.2. Привлечение несовершеннолетних к занятиям в художественных, литературных, технических, спортивных и других кружках (уделяя особое внимание личным и групповым успехам и достижениям).

3.3. Разработка и проведение мероприятий, основной целью которых является разъяснение существующего законодательства, прав и обязанностей несовершеннолетнего.

3.4. Оказание консультативной, методической помощи родителям или законным представителям в воспитании детей, формировании нравственных качеств личности, уделяя особое внимание семьям, находящимся в социально опасном положении.

3.5. Привлечение врачей, психологов, работников правоохранительных органов и других специалистов к организации совместных мероприятий, направленных на профилактику безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних.

3.6. Проведение специализированных занятий с привлечением медработников с целью профилактики наркомании, алкоголизма, табакокурения.

3.7. Проведение анкетирования и индивидуальных бесед с несовершеннолетними в целях выяснения занятости в свободное время.

3.8. Проведение занятий по профориентации, оказание помощи в выборе будущей профессии, направлении деятельности.

3.9. Организация и проведение мероприятий, направленных на сплочение детских коллективов, создание условий для групповой, командной работы.

4. Учреждение обязано

4.1. Обеспечивать соблюдение прав и законных интересов несовершеннолетнего.

4.2. Осуществлять защиту несовершеннолетних от всех форм дискриминации, физического или психического насилия, оскорблений и грубого обращения.

4.3. Соблюдать конфиденциальность полученной информации о несовершеннолетних и их семьях.

4.4. Сообщать в уполномоченные органы о случаях:

Нарушения прав и законных интересов несовершеннолетних;

Выявления семей, находящихся в социально опасном положении;

Выявления родителей несовершеннолетних или их законных представителей или иных лиц, жестоко обращающихся с несовершеннолетними и/или вовлекающих их в совершение преступления или антиобщественные действия, или совершивших по отношению к ним другие противоправные деяния;

Выявления несовершеннолетних, совершивших правонарушение или антиобщественные действия;

Выявления несовершеннолетних, нуждающихся в обследовании или лечении в связи с употреблением спиртных напитков, наркотических средств, психотропных или одурманивающих веществ;

В иных установленных законом случаях.

5. Заключительные положения

5.1. Настоящее положение вводится в действие с момента утверждения [наименование должности или органа управления].

Согласовано:

[должность, подпись, инициалы, фамилия]

[число, месяц, год]

Цели первичной профилактики – снижение интереса к курению, спроса на сигареты и наркотики, другие психоактивные вещества среди насе­ления, уменьшение числа лиц, входящих в группу повы­шенного риска.

Цели вторичной профилактики – снижение различного вида зависимостей, заболе­ваемости наркоманиями.

Цели третичной профилактики – уменьшение тяже­сти негативных медико-социальных последствий курения и злоупот­ребления психоактивными веществами у населения, в осо­бенности у детей и подростков.

Общие задачи профилактической деятельности

Формирование мотивации на эффективное социаль­но-психоло-гическое и физическое развитие. Форми­рование у человека позитивного отношения к окружа­ющему миру, желания вести здоровый образ жизни более эффективно, чем запугивание последствиями зло­употребления психоактивными веществами.

Развитие защитных факторов здорового и соци­ально-эффективного поведения, личностно-средовых ресурсов и поведенческих стратегий у всех категорий населения. Человек, эффективно использующий поведен­ческие стратегии, имеющий социально-поддерживающее окружение, успешно использующий собственные ресурсы совладающего поведения, ока­зывается более защищенным перед лицом стрессовых факторов. В этом случае уменьшается вероятность курения и упот­ребления им наркотиков.

Формирование знаний и навыков в области противо­действия курению и употреблению наркотиков у детей дошкольного и школьного возраста, родителей и учителей в организованных и неорганизованных группах населения. Информирование человека о действии и послед­ствиях курения и злоупотребления психоактивными веществами в сочетании с развитием стратегий и навыков адаптив­ных форм поведения помогают сформировать у него здоровый стрессоустойчивый жизненный стиль.

5. Формирование мотивации на изменение дезадаптивных форм поведения . Подобная работа проводится с группой риска и членами их семей. Для того чтобы эти люди захотели изменить свое поведение, необхо­димо сформировать у них желание, мотивацию на из­менение. Решать эту задачу помогают краткосрочные и длительные профилактические мотивационные про­граммы.


6. Изменение дезадаптивных форм поведения на адап­тивные . Это – работа с лицами, употребляющими психоактивные вещества, в том числе никотин. Человек проходит длинный, тернистый путь от осознания своих подлинных чувств, преодоле­ния психологических защит, осмысления деструктив­ности своего поведения до желания изменения деза­даптивных форм поведения на более адаптивные. Он должен понять, что курение и употребление наркотиков мешает ему нормально жить, разрушает и уничтожает его. Для этого необходимо осознать свои реальные чувства, преодолеть те психологические защиты, которые лич­ность выстраивает для ухода от решения проблем, осоз­нать свои поведенческие проявления и захотеть изме­нить их на более адекватные формы поведения.

7. Формирование и развитие социально-поддерживающих сетей сверстников и взрослых. Любой человек дол­жен иметь возможность получить помощь социально-поддерживающего окружения. Поэтому, если у него нет естественных социально поддерживающих сетей, не­обходимо искусственно создать структуры, которые могут оказывать поддержку. Следует расширять обу­чение сверстников и взрослых, формировать у них навыки социально-поддерживающего и стресс-преодолевающего поведения.

8. Поощрение стремления подростков к прекращению курения и употребления психоактивных веществ и минимиза­ция вреда от такого употребления. Это – работа с теми, кто уже курит и употребляет наркотики. В данном слу­чае усилия направляются на формирование у челове­ка желания уменьшить и прекратить курение, употребление других психоактивных веществ.

9. Формирование мотивации на изменение поведения у труднодоступных к контакту подростков и взрос­лых, употребляющих наркотики и другие психоактив­ные вещества. Для решения этой задачи применяют­ся технологии работы уличной работы .

На основании изучения современных превентивных подходов и моделей копинг-поведения Н. А. Сирота и В. М. Ялтонским была разработана концептуальная модель копинг-психопрофилактики психосоциальных расстройств в подростковом возрасте , базирующаяся на теоретических основах транзакциональной когнитивной теории стресса и копинга Р. Лазаруса.

Именно эта модель лежит в основе копинг-профилактики курения среди подростков, рассматриваемая нами.

Чтобы профилактика была эффективной, необходимо помогать человеку находить в себе и развивать свои персональные ресурсы . А для этого необходимы определенные способности знания и умения человека, позволяющие ему эффективно справляться с требованиями среды: умение понимать социальную ситуацию, прогнозировать собственное поведение и поведение окружающих в ней, нести ответственность за свои действия и жизнь в целом, сформированная в соответствии с возрастом позитивная самооценка, умение понимать и эмоционально сопереживать ближнему при сохранении четкого понимания, что у каждого свой путь и свой выбор и каждый человек индивидуален и не похож на других. Именно эти направления работы должны быть положены в основу копинг-профилактики курения.

Авторы этого подхода Н. А. Сирота и В. М. Ялтонский определили копинг-профилактику как процесс формирования эффективного и адаптивного для человека стресс-преодолевающего поведения. В задачу профилактики входит обучение эффективным поведенческим стратегиям: умение разрешать жизненные проблемы, искать и находить поддержку, эффективно общаться, мыслить, решать повседневные жизненные задачи и действовать в экстремальных ситуациях. Все это, а также развитие способности понимать, проявлять и владеть своими эмоциями формирует устойчивость к стрессу, а стало быть, дает возможность осуществлять осмысленный выбор своего собственного решения в ситуациях, связанных с предложением наркотиков, в том и числе сигарет или выбора жизненного стиля, формирует здоровье.

Существует широкий спектр теорий, которые могут быть положены основу профилактической деятельности. Как считают Н. А. Сирота, В. М. Ялтонский (2000), теория профилактики зависимости от ПАВ должна базироваться на теории социального научения А. Бандуры, а также теории стресса Г. Селье и копинга Р. Лазаруса. В основе профилактических программ должно находиться изменение поведения ребенка на более эффективную форму, выработка здорового поведенческого и жизненного стиля. Вместе с тем, подрастающее поколение не приспособлено к современным условиям постоянно меняющейся стрессогенной социальной действительности. В итоге несовершеннолетние испытывают постоянный стресс и неадекватно пытаются совладать со стрессом, используя патологизирующие пути – курение, употребление алкоголя и наркотиков, других психоактивных веществ. В основе профилактических программ должно находиться изменение поведения ребенка на более эффективную форму, выработка здорового поведенческого и жизненного стиля. Учащимся надо помочь осознать имеющиеся ресурсы, способствующие формированию жизненного стиля, помочь развить эти ресурсы и на их основе формировать стратегии и навыки здорового поведения.

Рассмотрим понятия профилактики в соответствии с направлениями нашего исследования.

1. Первичная профилактикакурения это работа с популяцией условно здоровых людей, в которой существует опреде­ленное количество лиц из группы риска. В этот контингент могут входить молодые люди, кото­рые уже пробовали курить или имеют друзей, с зависимостью от курения; лица, имеющие генетическую пред­расположенность к психическим заболеваниям или находящиеся в неблагоприятных семейных или соци­альных условиях и т.д.

Первичная копинг-профилактика – это система действий, направленная на формирование позитивных стрессоустойчивых форм поведения с одновременным изменением уже сформированных дезадаптивных, нарушенных форм поведения.

Цель первичной копинг-профилактики – формирование адаптивных форм поведения, направленных на продвижение к здоровью, уменьшение числа лиц, имеющих психологические факторы риска возникновения психосоциальных расстройств, формирование невосприимчивости к дисфункциональным паттернам поведения.

Она включает в себя массовые социальные мероприятия неспецифического характера. Ее контингент – общая популяция детей и подростков. Это может быть достигнуто следующими способами:

1) усилием факторов стрессоустойчивости личности, понижающих восприимчивость к зависимости;

2) воздействием на факторы риска формирования зависимого поведения с целью их уменьшения.

Первичная профилактика стремится полностью избежать патологических исходов, уменьшить число лиц, у которых может начаться патогенетический процесс. Она направлена на формирование адаптивного поведения, способствующего укреплению здоровья путем замены одних форм поведения на другие. Первичная профилактика способна охватить наибольшее количество населения и имеет наиболее эффективные результаты.

Для осуществления профилактического воздействия проводится обучение социальным навыкам и умениям преодоления стресса, а также оказание подросткам социальной поддержки адекватными социально-поддерживаю-щими сетями. Хорошей базой для первичной профилактики является общеобразовательная школа, поскольку она может обеспечить постоянное и целеустремленное профилактическое воздействие.

В школьной системе необходима подготовка учителей , психологов, социальных педагогов для того, чтобы обеспечить эффективное обучение детей вопросам, касающимся профилактики курения и здорового образа жизни. Важно также использовать социально-поддерживающие ресурсы семьи, обучать родителей по специальным программам, обеспечивающим более эффективное функционирование семьи. Обучение социальным навыкам и умениям преодоления стресса может проводиться в форме социально-психо-логического тренинга. Обучение направлено на развитие:

1) поведенческих стратегий человека (разрешение проблем, поиск социальной поддержки, избегание);

2) процесса оценки стрессовой и/или проблемной ситуации;

3) процесса принятия решений;

4) ресурсов личности и среды (самоконтроля, самокомпетентности и самоуважения, эмпатии, восприятия и оказания социальной поддержки).

Первичная профилактика (копинг-превенция) курения включает в себя социальные массовые мероприятия неспецифического характера.

Ее контингент – общая популяция детей и подростков.

Цель – предотвращение возникновения личностных нарушений, обуславливающих начало зависимости и их не­гативную динамику; усиление позитивных механизмов развития личности: формирование активного адаптив­ного копинг-поведения, повышение стрессоустойчивости; воздействие на факторы риска приобщения к курению.

Конкретные цели первичной профилактики курения и злоупотреб­ления психоактивными веществами включают в себя раз­витие: а) поведенческих стратегий; б) процесса оценки стрессовой и/или проблемной ситуации; в) процесса при­нятия решений; г) ресурсов личности и среды. Каждая из названных структур имеет 4 компонента: когнитивный, поведенческий, аффективный и компонент влияния среды. Профилактическое вмешательство предусматривает воздей­ствие на каждый из них, что определяет выбор использу­емых превентивных стратегий. К ним относятся: когни­тивное обучение; аффективное обучение; тренинг поведенческих навыков и изменение влияния среды в виде формирования альтернативного поведения и интересов; создание групп социальной поддержки; обучение лидеров-сверстников, педагогов и родителей.

Задачи первичной профилактики:

1. Совершенствование и повышение эффективности ис­пользования подростками активных копинг-стратегий.

2. Увеличение потенциала личностных и средовых ко­пинг-ресурсов (формирование позитивной устойчи­вой Я-конценции, повышение эффективности соци­ально-поддерживающих сетей, развитие эмпатии, аффилиации, интернального локуса контроля, вос­приятия социальной поддержки и других копинг-ресурсов).

Основными способами реализации этих задач яв­ляется обучение социальным навыкам преодолевающего поведения, а также оказание подросткам адекватной социальной поддержки. Обучение может проводиться в форме социально-психологического тренинга (тренинг разрешения проблем, поиска, вос­приятия и оказания социальной поддержки, тренинг когнитивно-оценочной составляющей совладающего поведе­ния, коммуникативных навыков посредством разви­тия эмпатии, аффилиации, снижения чувствительно­сти к отвержению, повышение самооценки и кооррекция отдельных сфер искажен­ной Я-концепции, выработка мотивации достижения успеха и другие виды) .

Вторичная копинг-профилактика курения направлена на популя­цию людей, у которых поведение риска уже сформировано. К этой группе относятся лица, зависимые от курения, но без сформированной физической зави­симости. Вторичная профилактика – это система действий, направленная на изменение уже сложившихся дезадаптивных форм поведения и позитивное развитие лично­стных ресурсов и личностных стратегий.

Третичная профилактика это профилактика ре­цидивов. Она направлена на группу лиц, имеющих зависимость от курения или других психоактивных веществ и же­лающих прекратить их употребление. Третичная профилактика – это система действий, на­правленная на уменьшение риска возобновления курения, упот­ребления алкоголя и наркотиков, активизацию личностных ресур­сов, способствующих адаптации к условиям среды и формированию социально-эффективных стратегий по­ведения.

Первичная, вторичная и третичная формы профилак­тики тесно связаны между собой, и разделить их очень сложно.

В настоящее время профилактика в России уже не представляет собой лишь малоэффективные попытки информирования молодежи о курении и его последствиях, а имеет четко сформулированные цели, задачи и стратегии действий и является системой научных знаний.

В зависимости от направленности профилактической работы на различные категории населения и молодежи выделяются следующие стратегии деятельности:

1. Профилактика, основанная на работе в школе, создание сети «здоровых школ», включение профилактических занятий в школьные учебные программы.

2. Профилактика, основанная на работе с группами риска в медицинских и медико-социальных учреждениях.

3. Профилактика, основанная на работе с семьей.

4. Профилактика в организованных общественных группах молодежи.

5. Профилактика, направленная на группу риска в неорганизованных коллективах – на территориях, улицах, с безнадзорными и беспризорными детьми.

6. Подготовка специалистов в области профилактики.

7. Проведение общественных мероприятий против употребления и распространения наркотиков (конгрессы, фестивали, концерты и т.д.).

В зависимости от времени воздействия профилактические программы делятся на три категории:

1. Постоянно-действующие программы . Это модель профилактики, действующая постоянно в каком-либо определенном месте, например, на базе определенных школ, где проводятся регулярные профилактические занятия с детьми, подростками, учителями. Также осуществляется подготовка субспециалистов (лидеров-сверстников, лидеров-учителей, психологов, лидеров-родителей), которые будут продолжать постоянную профилактическую активность.

2. Систематически-действующие программы. Эта модель предполагает проведение регулярных систематических профилактических мероприятий, рассчитанных на определенный промежуток времени (несколько месяцев, несколько раз в год и т.д.)

3. Периодически-действующие программы. Это профилактическая активность, которая проводится периодически и не имеет системы. Например, проведение мотивационных акций, заставляющих задуматься о здоровом образе жизни.

Слово «профилактика» происходит от греческого prophylaktikos , что означает «предохранительный». В медицине это система мер по предупреждению заболеваний, сохранению здоровья и продлению жизни человека.

Профессиональные заболевания

В Декларации по охране здоровья всего работающего населения (2004) Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) констатирует, что ежегодно около 100 млн работающих получают травмы, 200 тыс. рабочих умирают по причине несчастных случаев на производстве. По данным ВОЗ, ежегодно регистрируется от 68 до 157 млн новых случаев профессиональных заболеваний.

Это заболевания, вызываемые воздействием пыли на дыхательные пути , воздействием физических, химических, биологических факторов, а также перенапряжением отдельных органов и систем организма. От 20 до 40% трудопотерь на производстве прямо или косвенно зависят от неудовлетворительных условий труда.

К профессиональным заболеваниям, вызываемым воздействием пыли, относятся силикозы, силикатозы (асбестоз, талькоз, цементный и др.), антракоз, пневмокониозы от смешанной пыли, а также алюминоз и апатитоз. Вибрационная болезнь, вегетативный полиневрит, лучевая болезнь, тугоухость, декомпрессионная болезнь, облитерирующий эндартериит, перегревание вызываются воздействием физических факторов.

Острые и хронические интоксикации возникают под воздействием химических факторов. Шейно-плечевой плексит, неврит, хронический тендовагинит, бурсит, деформирующие артрозы, заболевания голосового аппарата, глаз возникают при перенапряжении соответствующих органов и систем организма.

К заболеваниям, вызванным воздействиями биологических факторов, относятся туберкулёз, бруцеллёз, сап, сибирская язва, дисбактериоз. К этой группе также относятся профессиональная бронхиальная астма, аллергический ринит, контактный дерматит, конъюнктивит.

Проблема профилактики заболеваний среди населения очевидна и основана на необходимости сохранения и укрепления здоровья нации, реализации социальных и экономических задач по дальнейшему развитию страны.

На здоровье работников предприятий оказывают комплексное влияние неблагоприятные климато-географические, социально-бытовые и производственные факторы. В конце XX - начале XXI века обнаруживается ухудшение состояния здоровья населения из-за истощения компенсаторных возможностей и адаптационных систем организма. Проявление заболевания обусловлено этиологической, патогенетической, морфологической и функциональной интеграцией систем организма, нарушением гомеостаза.

Учёные указывают на возрастание (до 70%) функциональных отклонений в состоянии здоровья детей, до 50% - хронических заболеваний и до 60% - физиологической незрелости организма ребёнка. Около 30% детей имеют сниженное зрение, причиной чего считают чрезмерное увлечение телепередачами и компьютерными играми.

Проблема близорукости известна со времён Аристотеля (384-322 до н. э), и до 80% нарушений зрения берёт на себя миопия. Как причина инвалидности детей по зрению, в России она составляет 18% от общего числа детей-инвалидов. За время учёбы в школе миопия возрастает с 6,7% у первоклассников до 66,6% у выпускников.

Эксперты ВОЗ определяют здоровье как основу жизнедеятельности человека, как сложный многоуровневый феномен, включающий несколько компонентов: физиологический, психологический, социальный и педагогический. Изучение уровня самооценки здоровья выявило, что высоким он является у 17,2% анкетируемых взрослых, средний - у 70,0%, низкий - у 12,8%.

Изучение внутренней организации показателей иммунного и интерферонового статуса воспитанников дома ребёнка выявило разную степень функционального напряжения системы противоинфекционной защиты у детей-сирот по сравнению с теми же показателями у детей из полной семьи.

В организме всё взаимосвязано и взаимозависимо, при любом заболевании страдают несколько органов и даже систем организма. При почечно-каменной болезни у 81,6% больных поражена костная система.

Заболевания органов и систем организма имеют не только медицинское, но и социальное значение, так как они, влияя на качество жизни населения, наносят значительный экономический ущерб государству.

После проведённого эпидемиологического обследования состояния зубочелюстной системы у работников химического предприятия «Сибур-Нефтехим», где вредными факторами являются хлор, каустик и хлорорганические вещества, выявлен высокий уровень распространённости и интенсивности кариозного процесса. Установлено, что интенсивность последнего напрямую зависит от возраста и стажа работы на предприятии работника.

Индивидуальная профилактика

Индивидуальная профилактика - это забота человека о своём здоровье, когда меры по сохранению и укреплению здоровья осуществляет сам человек. Здоровым надолго останется человек, ведущий здоровый образ жизни, не имеющий вредных привычек, соблюдающий режим труда и отдыха.

Большую роль играет также рациональное, сбалансированное по количественному и качественному составу питание, витаминизированное, с оптимальным содержанием растительных и животных белков и жиров, растительных углеводов. Своевременные прививки, занятия физкультурой и спортом способствуют сохранению и укреплению здоровья человека.

В выработке стратегии профилактики должна соблюдаться триада: общество-здравоохранение-пациент.

Медицинская профилактика использует современные подходы к сохранению и укреплению здоровья населения, формированию мотивации к здоровому образу жизни. Организуется деятельность кабинетов гигиены и профилактики (в детских стоматологических поликлиниках и в школах), кабинетов консультативно-оздоровительной помощи, отделения и кабинеты профилактики (в поликлиниках), кабинеты профосмотров, кабинеты мониторинга здоровья и профилактической деятельности.

При отделениях профилактики поликлиник вводится должность врача по гигиеническому воспитанию, работа которого регламентируется инструкцией, в коей, кроме общих положений, указаны должностные обязанности, права, ответственность. Такими же должностными инструкциями регламентируется деятельность медицинского психолога и специалиста кабинета доврачебного приёма.

Общественная система профилактики - это система экономических, социальных и медицинских мероприятий по охране здоровья населения, осуществляемых государственными и общественными организациями и учреждениями. Она базируется на законах и законодательных актах государства и осуществляется посредством широких программ гигиенического воспитания и обучения населения.

Реализация каждой профилактики требует современных подходов. В масштабах страны обеспечение профилактики заболеваний у населения - это основа охраны государством здоровья трудящихся. В первую очередь это охрана материнства и детства.

Первичная профилактика - это комплекс мероприятий по предупреждению возникновения болезни, её называют «наступательной» профилактикой.

Вторичная профилактика - это мероприятия по предупреждению прогрессирования уже возникшей болезни - «оборонительная» профилактика.

Третичная профилактика - это мероприятия по предупреждению осложнений и развития инвалидности как следствия болезни.

Организм человека является открытой системой. Он черпает из окружающей среды через органы дыхания, пищеварения, кожу необходимые вещества и выделяет в окружающую среду продукты своей жизнедеятельности. Таким образом осуществляется взаимозависимость организма и природы.

Эта взаимозависимость приобрела в процессе эволюции равновесное состояние. Оно обеспечивается внутренним равновесием жизненных процессов (устойчивость физиологических функций: кровообращения, дыхания, терморегуляции, обмена веществ и др.) и относительным (динамическим) постоянством внутренней среды (крови, лимфы, тканевой жидкости) организма человека (гомеостаз).

К гомеостатическим показателям относятся: 1) концентрация ионов водорода, кальция, калия, хлора, глюкозы в плазме крови, рН крови; 2) уровень осмотического и гидростатического давления; 3) температура внутренней среды.

Для поддержания гомеостаза в организме обеспечивается терморегуляция, постоянный состав крови, состояние гистогематических барьеров, состояние рецепторов-датчиков, уровень артериального давления.

На состояние гомеостаза неблагоприятно влияют стрессовые реакции с выбросом в кровяное русло адреналина, повышение артериального давления, язвенная болезнь, снижение иммунитета, инфекционные заболевания, алкоголизм, наркопотребление.

При оптимально развивающихся взаимоотношениях организма человека со средой обитания его здоровье приближается к норме. В этих условиях и среда воспринимается как здоровая. Человек в условиях гомеостаза может полноценно выполнять все свои биосоциальные функции.

Когда взаимоотношения человека с окружающей средой сопровождаются отклонениями состояния его здоровья от нормы наступает болезнь, то среда воспринимается и оценивается как нездоровая, и человек не может полноценно выполнять какие-либо социальные функции.
Когда взаимоотношения человека и среды складываются так, что жизнь человека становится невозможной, среда оценивается как экстремальная.

Есть понятие адаптации к новым условиям. Об уровне здоровья человека свидетельствуют антропометрические показатели, аппетит, состояние водно-солевого обмена, насыщение организма макро- и микроэлементами Уровень здоровья определяется особенно в случаях необходимости коррекции лечения, при реабилитации после тяжёлой болезни и т. д.

Цели и задачи профилактики

Цели профилактики заболеваний органов и систем организма - сохранение и укрепление здоровья населения.

Задачи профилактики - организация мероприятий по сохранению здоровья населения, обеспечение условий для здорового образа жизни, обеспечение режима труда и отдыха, гарантированная безопасность на рабочем месте.

В условиях перегрузок, перенапряжения мышечного аппарата регламентируется использование упражнений на расслабление мышц, широко применяется массаж. При тугоподвижности суставов показаны динамические упражнения на растягивание связок и мышц, при гиподинамии требуются физкультминутки, при работе стоя - упражнения на расслабление мышц ног.

При повышенном нервно-эмоциональном напряжении используются тренажёры, при вибрациях - тепловые процедуры в виде обогрева тёплым воздухом, массаж, самомассаж, физические упражнения. При нарушении теплового режима на рабочем месте рекомендуется закаливание, занятия в физкультурно-оздоровительных центрах предприятий.

Для лиц, работающих в неблагоприятных условиях, предоставляются путёвки в санатории, профилактории, дома отдыха.



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Жена сергея лаврова - министра иностранных дел Жена сергея лаврова - министра иностранных дел Урок-лекция Зарождение квантовой физики Урок-лекция Зарождение квантовой физики Сила равнодушия: как философия стоицизма помогает жить и работать Кто такие стоики в философии Сила равнодушия: как философия стоицизма помогает жить и работать Кто такие стоики в философии