Методические рекомендации для общеобразовательных школ: интегрированное обучение детей с ЗПР в общеобразовательном учреждении. Преодолеем вместе Обучение детей с отставанием в развитии

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?


На сегоодняшний день большая часть обучающихся, имеющих трудности в усвоении знаний – это учащиеся с ЗПР.У многих из низ имеется справка 7 вида, другие с имеющимися признаками «оберегоаются» родителями. - -В нашей школе дети с ЗПР не обучаются по специальным программам.


Закон "Об образовании в РФ" 273-ФЗ, [Глава 11] [Статья 79] Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися. 3. Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающегоо обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. 4. Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.


В условиях реализации ФГОС школой разрабатывается Основная образовательная программа, в структуре которой предусмотрен раздел «Программа коррекционной работы для детей с ОВЗ». Для детей с задержкой психического развития должны быть созданы условия, соответствующие их особым образовательным потребностям. Эти условия включают, в частности, индивидуальный подход, использование специальных методов работы, изменение планирования учебного материала, адаптацию требований к контрольным работам и т.д.


Что такое ЗПР? Задержка психического развития - это нарушение нормального темпа психического развития, в результате чегоо рнебенок, достигший школьного возраста, продолжает оставаться в кругу дошкольных, игровых интересов. Задержка психического развития - специфическое сочетание незрелости эмоциональной и интеллектуальной сфер.


Термин «задержка психического развития» предложен Г.Е. Сухаревой. Исследуемый феномен характеризуется, прежде всегоо, замедленным темпом психического развития, личностной незрелостью, негорубыми нарушениями познавательной деятельности, по структуре и количественным показателям отличающимися от олигофрении, с тенденцией к компенсации и обратному развитию.


Биологически е патология беременности Недоношенностьасфиксия и травмы при родах заболевания инфекционного, токсического и травматического характера на ранних этапах развития рнебенка генетическая обусловленность Социальные длительное ограничение жизнедеятельности рнебенка неблагоприятные условия воспитания, частые психотравмирующие ситуации в жизни рнебенка Отмечаются также различные варианты сочетания нескольких факторов различного происхождения Причины задержки психического развития:




Характерные особенности детей ЗПР: повышенная истощаемость и в результате повышенная истощаемость и в результате низкая работоспособность, незрелость эмоций, слабость воли, психопатоподобное поведение, внимание неустойчивое;внимание неустойчивое; страдают все виды памяти страдают все виды памяти не сформированы основные мыслительные операции –не сформированы основные мыслительные операции – анализ, синтез, сравнение, обобщение, они не умеют ориентироваться в задаче, не планируют свою деятельность, не удерживают условие задачи. Но, в отличие от умственно не удерживают условие задачи. Но, в отличие от умственно отсталых, они лучше используют помощь и способны применять показанный способ действия при выполнении аналогичных заданий дефекты звукопроизношения;дефекты звукопроизношения; бедный словарный запас слов;бедный словарный запас слов; низкий навык самоконтроля;низкий навык самоконтроля; ограниченный запас общих сведений и представлений;ограниченный запас общих сведений и представлений; слабая техника чтения;слабая техника чтения;


Характерна стойкая дизорфография (неусвоение орфографических правил) характерна стойкая дизорфография (неусвоение орфографических правил) часто в рассуждениях отсутствует «главная мысль» часто в рассуждениях отсутствует «главная мысль» Нужна ли им помощь?


Таким образом, поступающим в школу детям с ЗПР присущи специфические особенности психолого- педагогического характера. Они не обнаруживают готовности к школьному обучению, у них нет нужного для усвоения программного материала запаса знаний, умений и навыков. Поэтому они оказываются не в состоянии без специальной помощи полноценно овладеть счетом, чтением и письмом. Испытываемые ими трудности усугубляются ослабленным состоянием их нервной системы. Важно отметить, что в условиях массовой школы рнебенок с ЗПР впервые начинает отчетливо осознавать свою несостоятельность, которая выражается прежде всегоо в неуспеваемости. Это, с одной стороны, ведет к появлению чувства неполноценности, а с другой - к попыткам личной компенсации в какой-либо другой сфере, иногда - в различных формах отклоняющегоося поведения.






Журнал коррекционной работы учебной деятельности с учащимися, имеющими ЗПР по предмету «……». ФИО обучающегоося класс Сфера, навык, затруднения, требующие коррекции Метод, технология, упражнение Дата РезультатПримечан ие 1. Разделительный мягкий знак Отработка на знакомом материале в игровой форме Овладел частично Повторная диагностик а через неделю 2. Журнал коррекционной работы Отражаются результаты выполнения учебно - диагностических работ. Два типа заданий: задания, построенные на вне учебном материале и на учебном материале. Педагогическое тестирование проводится 1 раз в месяц. 1 уровень – умением овладел, 2 уровень – в основном овладел, 3 уровень – частично овладел, 4 уровень – не овладел. В ряде работ указывается количество допущенных ошибок и подчеркиваются характерные. Целесообразно отмечать время, которое потребовалось для выполнения задания.


Игра с перекидыванием мяча "Добавь разделительный мягкий знак в слово": Коля – колья, семя – семья, полёт – полёт, лют – льют, гостя – гостья "Убери разделительный мягкий знак ": полью – полю, пылью – пылю. Задания на вставку буквы ь.(со словами –ловушками) а) в словах: в…юга, в…ясна, плат…е, ул…ица б) в словосочетаниях: шустрые муров…и, белич…и сл…еды. в) в предложениях: Плат…е чист…ят щ…ёткой. г) в текстах: Апр...ель. Сн…его сошёл, запахло прел…ю. Прокат…бился в н…небе гром. Мурав…и под старой ел…ю Вс…ей сем…ёю строят дом. Игра «У кого чья?» (с демонстрацией картинок животных): У лисы голова чья? Лисья У зайца? У волка? У белки? У лошади? У коровы? У медведя? У кошки? У собаки?


Дневник наблюдений классного руководителя. ФИО Класс Дата Сфера наблюдения (поведение, настроение, деятельность, общение, исполнительность) Педагогические мероприятия на развитие или коррекцию Динамика (результат) 1. Иванова В. Замкнута, плохо идет на контакт Вовлечение в организацию классного часа, беседа об увлечениях, разговор с родителями. Отвечает односложно, не активна, по прежнему замкнута. 2. Записи 1 раз в 1-2 недели, только самое существенное и важное, раскрывающее характер рнебенка, егоо развитие, индивидуальность, особенности. Записываются конкретные события, обстановка (причины и следствия) и проявления ученика.


Организация деятельности на уроке. Хорошо, если рнебенок сидит в зоне прямого доступа учителя. Педагог должен время от времени подходить к нему и «ставить внешние вешки», направляя егоо действия: «Мы сейчас пишем вот этот вопрос,вот здесь, отсюда и сюда. Попробуй. Важны также внешние мотивирующие подкрепления: «Вот здесь ты собрался и очень хорошо выполнил задание». Желательно сравнивать рнебенка с самим собой «Вчера на третьем уроке ты был спокойнее и мы с тобой все хорошо сделали» Использовать формы подачи материала с учетом психофизиологических особенностей рнебенка. Чем проще и короче фраза педагога, тем выше вероятность, что ученик ее поймет. Следует давать рнебенку больше времени на запоминание и отработку учебных навыков. При планировании уроков рекомендуется использовать игровые моменты. Возможно вносить отдельные элементы игры в учебные занятия. Дети данной категоории неутомимы в игре. Использовать яркую наглядность, применять ИКТ. Учебный материал должен подноситься небольшими дозами, егоо усложнение следует осуществлять постепенно. Необходимо учить рнебенка пользоваться ранее усвоенными знаниями.


Для повышения эффективности обучения учащихся с ЗПР создаются специальные условия: Индивидуальная помощь в случаях затруднения. Дополнительные многократные упражнения для закрепления материала. Более частое использование наглядных дидактических пособий и индивидуальных карточек, наводящих вопросов, алгоритмов действия, заданий с опорой на образцы Вариативные приемы обучения. Повтор инструкции. Планы – алгоритмы и схемы выполнения, пиктограммы (наглядные, словесные). Альтернативный выбор (из предложенных вариантов правильный) Речевой образец или начало фразы Демонстрация действий. Подбор по аналогии, по противопоставлению. Чередование легоких и трудных заданий (вопросов) Совместные или имитационные действия. Создание проблемных ситуаций. Самостоятельная работа тройками, парами с взаимопроверкой и обсуждением выполнения задания. Обращение к товарищу с вопросами. Работа со словарями на время. Сравнение (чем похожи и чем отличаются) Наблюдение и анализ (что изменилось и почему?) Найди ошибку. Шифровка (применение символики для шифровки букв, слов, заданий). Исключение лишнегоо.


Введение физминуток через минут. Создание ситуации успеха на занятии.(выполнить посильный объем работы и получить одобрение, похвалу) Благоприятный климат на уроке. Опора на эмоциональное восприятие. Оптимальная смена видов заданий (познавательных, вербальных, игровых и практических). Синхронизация темпа урока с возможностями ученика. Точность и краткость инструкции по выполнению задания. Поэтапное обобщение проделанной на уроке работы Связь обучения с жизнью Постоянное управление вниманием


Кинезиологические упражнения «Ухо –нос». Левой рукой взяться за кончик носа, а правой – за противоположное ухо. Одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук «с точностью до наоборот» «Колечки». Поочередно как можно быстрее рнебенок перебирает пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д «Кулак-ребро-ладонь». Рнебенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Проба выполняется сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе «Проворонила ворона вороненка» (прогулка по пальцам со словами) 5. Нарисовать свое имя правой рукой, левой, ногой, головой.







Психический и психофизический инфантилизм: инфантильный тип телосложения, детская мимика и моторика, а также инфантильность психики. Преобладает эмоциональная мотивация поведения, повышенный фон настроения; в школьном возрасте преобладают игровые интересы Дети внушаемы и недостаточно самостоятельны, очень быстро устают от учебной деятельности. ЗПР конституционального происхождения


Длительные хронические заболевания (хронические инфекции, врожденные и приобретенные пороки внутренних органов) Физическая и психическая астения (у детей отмечается большая физическая и психическая истощаемость) Аллергические состояния, детские неврозы ЗПР самотогенного происхождения Врождённые и приобретенные пороки развития соматической сферы (например, сердце);


Неблагоприятные условия воспитания (ассоиальная семья, воспитание по типу гиперопеки и гипоопеки, неблагополучные социальные условия) Стойкие отклонения нервно – психической сферы, что обусловливает патологическое развитие личности. Патологическая незрелость эмоционально-волевой сферысочетается с недостаточноым уровнем знаний и бедностью предстовлений ЗПР психогенного происхождения


Органическое поражение ЦНС на ранних этапах онтогенеза (конкретными причинами являются: патология беременности и родов, интоксикация, инфекции, травмы ЦНС в первые годы жизни рнебенка). При этой форме ЗПР, наряду с признаками замедления темпа развития, имеются и симптомы повреждения ЦНС (гидроцефалии, нарушений черепно – мозговой иннервации, выраженной вегоето – сосудистой дистонии). ЗПР церебрально – органического происхождения


1) в сенсорно-перцептивной сфере 2) в психомоторной сфере 3) в мыслительной сфере 4) в мнемической сфере 5) в речевом развитии 6) в эмоционально-волевой сфере 7) в мотивационной сфере 8) в характерологической сфере В психическом статусе рнебенка с ЗПР можно выделить ряд существенных особенностей:


Факторы риска Наследственность Патология беременности или родов матери Хронические заболевания у родителей Неблагоприятная экологическая обстановка Профессиональные вредности у родителей до рождения рнебенка Курение матери во время беременности Алкоголизм родителей Неполная семья Неблагоприятный психологический микроклимат в семье и в школе



« Возникает вопрос можно ли прибегоать к образованию глухих, слепых и отсталых, которым из-за физического недостатка невозможно в достаточной мере привить знания? – Отвечаю из человеческого образования нельзя исключать никого, кроме нечеловека» Ян Амос Каменский


I вида школа- интернат для глухих детей II вида школа- интернат для слабослыша щих и позднооглох ших детей III вида школа- интернат для незрячих детей IV вида школа- интернат для слабовидящ их детей V вида школа- интернат для детей с тяжелыми нарушениям и речи VI вида школа- интернат для детей с нарушениям и опорно- двигательног о аппарата VII вида школа или школа- интернат для детей с трудностями в обучении - с ЗПР VIII вида школа или школа- интернат для детей с умственной отсталостью). В настоящее время существует восемь основных видов специальных школ для детей с различными нарушениями развития. Чтобы исключить вынесение диагнозовых характеристик в реквизиты этих школ (как это было раньше: школа для умственно отсталых, школа для глухих и т.п.), в нормативно-правовых и официальных документах эти школы называются по их видовому порядковому номеру:




Классы коррекции в МОУ СОШ «Солнечная» учебный год. 2 б класс – 11 человек Кл. руководитель: Маненкова Наталья Сергеевна – высшая квалификационная категоория, 26 лет пед.стаж. 5 б класс – 13 человек Кл. руководитель: Любкина Людмила Андреевна– первая квалификационная категоория, 25 лет пед.стаж. 4 б класс – 9 человек Кл. руководитель: Есина Марина Владимировна– высшая квалификационная категоория, 18 лет пед.стаж. 8 б класс – 11 человек Кл. руководитель: Ходус Тамара Семеновна– высшая квалификационная категоория, 15 лет пед.стаж.










1. Активизация познавательной деятельности учащихся 2. П о в ы ш е н и е у р о в н я и х у м ст в е н н ог о р аз в ит и я 3. Нормализация учебной деятельности 4. Коррекция недостатков эмоционально- личностного развития 5. Социально-трудовая адаптация Основные задачи коррекционно- развивающегоо обучения


Для успешного и своевременного выявления детей с особенностями в развитии требуется комплексная работа таких специалистов, как дефектолог, логопед, психолог. Для психолого-педагогической диагностики используются методики таких авторов как: А.А. Венгер, С.Д. Забрамная, И.Ю. Левченко. В.И. Лубовский, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, С.Я. Рубинштейн и др.





Характерные особенности детей ЗПР: Снижение работоспособности; Повышенная истощаемость; Неустойчивое внимание; Своеобразное поведение; Недостаточность произвольной памяти; Отставание в развитии мышления; Дефекты звукопроизношения; Бедный словарный запас слов; Низкий навык самоконтроля; Незрелость эмоционально-волевой сферы; Ограниченный запас общих сведений и представлений; Слабая техника чтения; Трудности в счёте и решении задач по математике.
Коррекционная направленность обучения Воспитывающее и развивающее обучение Научность и доступность обучения Систематичность и Коммуникативная направленность Связь обучения с жизнь Наглядность в обучении Сознательность и активность учащихся Индивидуальный и дифференцированный подход Прочность усвоения знаний умений и навыков Принципы обучения рнебенка с интеллектуальной недостаточностью




Основные задачи коррекционной работы 1. Обогащение детей с особенностями развития разнообразными знаниями об окружающем мире 2. Развитие у них наблюдательности и опыта практического обобщения 3. Формирование умения самостоятельно добывать знания и пользоваться ими.




Подбор заданий, максимально возбуждающих активность рнебенка, пробуждающие у негоо потребность в познавательной деятельности Приспособление темпа изучения учебного материала и методов обучения к уровню развития детей с ЗПР Индивидуальный подход Сочетание коррекционного обучения с лечебно-оздоровительными мероприятиями Повторное объяснение учебного материала и подбор дополнительных заданий Постоянное использование наглядности, наводящих вопросов, аналогий Использование многократных указаний, упражнений Проявление большого такта со стороны учителя Использование поощрений, повышение самооценки рнебенка, укрепление в нем веры в свои силы Поэтапное обобщение проделанной на уроке работы Использование заданий с опорой на образцы, доступных инструкций Основные подходы к организации учебного процесса для детей с ЗПР


Психолого- педагогическое сопровождение Диагностика Консультирование родителей Консультирован ие педагогов Коррекционно- развивающая работа Контроль за организацией психолого-педагогического сопровождения учащихся с ограниченными возможностями здоровья Проведение промежуточной и итоговой диагностики учащихся Психологическо е просвещение и образование педагогов


ФОРМУЛА УСПЕХА ПРИ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ - общая коррекционная направленность процесса обучения, - увеличение срока обучения, - малая наполняемость класса, - щадящий режим, - соответствующий учебный план, - увеличение количества часов на трудный раздел программы, - использование индивидуальных и групповых занятий с логопедом и психологом, - создание положительной атмосферы на уроке, - постоянное снижение тревожности детей, исключение иронии и выговоров, - создание ситуации успеха, которая формирует чувство уверенности в снебе, удовлетворения, - опора на игру, - целенаправленное стимулирование детей на уроке, возбуждение интереса.




Выпускники специальных (коррекционных) образовательных учреждений (за исключением школы VIII вида) получают цензовое образование (т.е. соответствующее уровням образования массовой общеобразовательной школы: например, основное общее образование, общее среднее образование). Им выдается документ государственного образца, подтверждающий полученный уровень образования или свидетельство об окончании специального (коррекционного) образовательного учреждения.

Дети с ЗПР (задержкой психического развития) входят в особую смешанную по степени психофизиологического развития группу лиц. Задержку психического развития психиатры относят к классу маловыраженных отклонений психического развития. ЗПР сегодня считается часто встречаемым видом психических патологий в раннем возрасте. О наличии заторможенности развития психических процессов говорить следует исключительно при условии, что индивидуум еще не вышел за границы младшего школьного периода. В случаях, когда симптомы ЗПР наблюдаются на фазе старшего школьного периода, уже следует говорить об или инфантилизме. Отклонение, выраженное в задержке психического формирования, занимает позицию между анормальным развитием и нормой.

Малышам с замедленным развитием присуще опасение перед новыми, неожиданными впечатлениями, неминуемо появляющимися в их жизни вследствие изменений условий обучения. Они ощущают повышенную потребность в одобрении и внимании. Некоторые дети могут проявлять при смене привычных для них условий, некоторые – проявляют своеобразную реакцию на наказание (могут начать раскачиваться, либо петь). Подобная реакция может расцениваться в качестве избыточной компенсации в травмирующей ситуации. Таким детям присуща повышенная чувствительность к воздействиям ритмического характера, потребность в таких действиях и любовь к музыке. Малыши с удовольствием посещают музыкальные занятия. Они способны быстро освоить различные танцевальные движения. Вследствие воздействия ритма такие дети быстро успокаиваются, настроение у них становится ровным.

У детей с ЗПР наблюдаются ярко выраженные трудности с адаптивным поведением, что может проявляться в различных формах. Ограниченные возможности к самообслуживанию и обучению социальным навыкам наряду с серьезными недостатками поведения являются характерными чертами малышей с ЗПР. Болезненное реагирование на критику, ограниченный самоконтроль, неуместное поведение, агрессивность, нередко членовредительство – все это может наблюдаться. Проблемы с поведением обуславливаются степенью задержки развития – чем глубже уровень замедления развития, тем ярче выражено нарушение поведенческих реакций.

Таким образом, патологическое состояние, выраженное в задержке формирования процессов психики, можно рассматривать в качестве полисимптомного типа изменений интенсивности и характера развития детей, который охватывает многообразные комбинации расстройств и их симптомов. Несмотря на это в психическом статусе детей с ЗПР следует выделить ряд ключевых особенностей, представленных ниже.

Незрелостью различных анализаторных систем и неполноценностью зрительно-пространственного ориентирования представлена сенсорно-перцептивная сфера. Расстройство психомоторной сферы включает разбалансированность двигательной активности, импульсивность, тяжесть в усвоении двигательных навыков, различные нарушения координации движений. Мыслительная деятельность представлена преобладанием простейших мыслительных операций, снижением степени логичности и абстрактности мышления, сложностями в переходе к абстрактно-аналитическим конфигурациям мыслительной деятельности. В мнемической сфере наблюдается доминирование механического запоминания над абстрактно-логической памятью, преобладание непосредственной памяти над опосредованным запоминанием, понижение объема памяти, существенное снижение непроизвольного запоминания. Речевое развитие представлено ограниченностью словарного запаса, замедлением усвоения грамматической структуры, сложностями в овладении письменной речью, недостатками в произношении. Эмоционально-волевая сфера представлена общей незрелостью, инфантилизмом. Преобладание игровой мотивации, устремленность к получению удовольствий, неприспособленность мотивов и интересов наблюдаются в мотивационной сфере. В характерологической сфере заметно усиление вероятности возникновения различных акцентуаций характерологических качеств и психопатоподобных проявлений.

Работа с детьми с ЗПР

Методы воздействия и коррекционная работа с детьми ЗПР должны строго соответствовать ключевым позициям формирования в конкретном возрастном периоде, опираясь на характерные для данного возрастного периода черты и достижения.

На первом месте должна стоять коррекционная работа с детьми с ЗПР, направленная на выправление и доразвитие, компенсацию таких процессов психики и ее новообразований, которые на предыдущем возрастном промежутке начали образовываться и которые представляют собой фундамент для развития в последующем возрастном промежутке.

Коррекционно-развивающей работе с детьми с ЗПР надлежит создавать условия и их организовывать с целью максимально эффективного развития функций психики, особенно интенсивно вырабатывающихся в текущем периоде.

Программа для детей с ЗПР в идеале должна быть целенаправленна на формирование предпосылок для дальнейшего успешного развития на последующем возрастном промежутке, на гармонизацию развития личности малыша на текущем возрастном этапе.

При построении стратегии коррекционной работы, направленной на развитие, не менее важным будет, как полагал Л. Выгосткий, учет зоны ближайшего формирования. Под такой зоной развития можно понимать различие между степенью сложности поставленных задач, доступной малышу при самостоятельном ее разрешении, и той, которую он может достичь при помощи взрослых лиц или товарищей в группе.

Коррекционную работу с детьми с ЗПР надлежит выстраивать с учетом периодов развития, которые являются максимально оптимальными для формирования определенного качества или психической функции (сензитивных периодов). Тут нужно понимать, что при заторможенности формирования процессов психики сензитивные периоды могут также сдвинуться по времени.

Можно отметить несколько важнейших направленностей коррекционной работы с больными детьми. Первое направление имеет оздоровительный характер. Ведь полноценное формирование детей возможно исключительно при условии его физической развитости и здоровья. К этому направлению относятся также задачи упорядочения жизни малышей, т.е. создание нормальных условий для их дальнейшей оптимальной жизнедеятельности, введение разумного режима дня, создание наилучшего двигательного распорядка и др.

Следующим направлением можно считать коррекционно-компенсаторное воздействие при помощи нейропсихологических методик. Современный уровень развития нейропсихологии детей позволяет достигать значительных результатов в работе коррекционного характера с познавательной деятельностью детей. При помощи нейропсихологических методик успешно выравниваются такие школьные навыки, как чтение, письмо и счет, поддаются коррекции различные нарушения поведенческой сферы, например, целенаправленность или контроль.

Следующее направление работы включает в себя формирование сенсорно-моторной сферы. Данное направление обладает особым значением при работе с учениками, имеющими отклонения в сенсорных процессах и дефекты опорно-двигательного аппарата. Для выработки творческих способностей малышей с замедленным формированием процессов психики очень важна стимуляция сенсорного развития.

Четвертое направление представляет собой стимуляцию познавательных процессов. Наиболее разработанной сегодня можно считать систему психологического воздействия и педагогической помощи в полноценном формировании, выравнивании и компенсации дефектов развития всех процессов психики.

Пятое направление – это работа с эмоциональными процессами. Повышение эмоциональной осведомленности, предполагающее способность понимать чувства других индивидов, выражающиеся в адекватном проявлении и контроле собственных эмоций, важно абсолютно для всех малышей вне зависимости от степени выраженности патологии.

Последним направлением будет выработка видов деятельности, характерных для определенной возрастной категории, например, игровых или продуктивных видов деятельности, учебной деятельности и коммуникативной.

Обучение детей с ЗПР

К моменту начала обучения у малышей с замедленным развитием психических процессов, обычно, полностью не сформированы стержневые мыслительные операции, такие как анализ и синтез, обобщение и сравнение.

Дети с ЗПР не способны ориентироваться в поставленных задачах, не умеют планировать собственную деятельность. Если их сравнивать с умственно отсталыми малышами, то обучаемость у них будет на порядок выше, чем у олигофренов.

Ученики с ЗПР намного лучше используют помощь, они способны переносить продемонстрированный способ произведения действий на сходные задания. При условии соблюдения педагогами специальных требований к обучению таких детей, они способны изучить учебную информацию значительной сложности, рассчитанную на учащихся с нормальным развитием, соответствующим их возрастной категории.

Особенности обучения детей с ЗПР в значительной степени обусловлены тем, насколько на подготовительном этапе ученики усваивают навыки учебной деятельности. В подготовительном классе стержневыми задачами обучения являются коррекционная работа в отношении специфических дефектов развития когнитивной деятельности обучающихся, их мыслительных процессов, компенсирование недостатков в азбучных знаниях, подготовка к усвоению ключевых предметов, формирование умственной активности в ходе постижения учебного материала.
В обучении детей, страдающих заторможенностью развития процессов психики, следует основываться на задачах, поставленных требованиями программы обучения общеобразовательной школой, а также учитывать ряд специфических задач и коррекционную направленность, вытекающую из особенностей психофизиологических характеристик школьников указанной категории.

Практика показывает, что целесообразнее начинать предупреждение возможных сложностей в обучении и школьной адаптации детей еще в условиях дошкольных центров. С этой целью разработана специфическая модель дошкольного учреждения (ДОУ) образовательной направленности компенсирующего вида для малышей, характеризующихся заторможенностью развития процессов психики. В таких учреждениях коррекционная работа представлена: диагностико-консультативным направлением, лечебно-оздоровительным и коррекционно-развивающим направлением. Специалисты-дефектологи или логопеды ведут коррекционно-развивающую работу с детьми-дошкольниками с участием семьи малышей.

Занятия для детей с ЗПР учитывают состояние и степень развитости малышей, вследствие чего предполагают обучение по различным направлениям: ознакомление с окружающей средой, развитие функций речи, выработка правильного звукопроизношения, знакомство с художественной литературой, обучение игровой деятельности, подготовка к дальнейшему обучению грамоте, формирование примитивных математических представлений, трудовое воспитание, физическое развитие и эстетическое воспитание.

При продуктивном усвоении учебных программ в специализированных классах вследствие решения школьного медико-психолого-педагогического консилиума ребенок переводится в общеобразовательную школу в соответствующий его уровню класс.

Информация, представленная в данной статье, предназначена исключительно для ознакомления и не может заменить профессиональную консультацию и квалифицированную медицинскую помощь. При малейшем подозрении о наличии у ребёнка данного заболевания обязательно проконсультируйтесь с врачом!


Гаяне Согомонян
Особенности обучения детей с задержкой психического развития

Особенности обучения детей с задержкой психического развития.

Составитель Согомонян Г. Г.

Одной из задач преобразования нашего общества является совершенствование всей системы обучения и воспитания подрастающего поколения, формирование активного, самостоятельного, всесторонне развитого члена общества. Для решения этой задачи большое значение имеет преодоление школьной неуспеваемости путем оказания помощи детям, испытывающим особые затруднения в учении.

Большое значения для адаптации детей с ЗПР , играет общение. Когда ребенок приходит в школу, то он сталкивается не только с новой средой, но и с новыми людьми. Дети с ЗПР очень общительные и хорошо идут на контакт, но некоторые могут негативно и неадекватно реагировать на других детей из-за своих психических особенностей.

Поэтому очень важно, чтобы дети безболезненно приняли. Отсутствие адаптации у детей с особенностями в обучении связано с поведенческими проблемами - низкое усвоение школьных норм поведения. На уроках эти дети невнимательны, часто не слушают объяснения учителя, отвлекаются на посторонние занятия и разговоры, если же они сосредотачиваются на задании, то выполняют его правильно новое окружение.

Для детей с ЗПР поступление в школу является огромным стрессом. Дети приходят в новую сферу жизни, изменяется их основная деятельность. Раньше их основной деятельностью была игра, а теперь - это учебная деятельность. Но для детей с особенностями в развитии основную деятельность занимает игра и в школе. Дети не имеют мотивации к учебе, им сложно приспособиться к новому режиму дня, к определенному расписанию уроков, они быстро утомляются.

Огромную и важную роль в жизни детей играют их родители. В повседневной жизни мамы порой не знают, как заставить ребенка слушать их, выполнять инструкцию или поручение. Они не понимают, как обучить ребенка правилам санитарной гигиены и самообслуживания. Видя дефект ребенка тревожная мать старается ему помочь и очень часто, продолжая действовать в этом направлении, полностью отучает ребенка от самостоятельности, от возможности приобретения им определенного навыка. Подобные воспитательные действия матерей квалифицируются как гиперопека.

Проблема в том, что матери испытывают сложности при воспитании своего ребенка. В таких случаях всегда приходит на помощь педагог-психолог. Он определяет уровень возникающих проблем и объясняет, какие из них могут быть решены педагогическим путем, а какие - с помощью лечения. В случае если ребенок стал плаксив, неуправляем, разбрасывает игрушки или рвет тетради и учебники, беспричинно впадает в истерику, может проявить агрессивность например начать, то следует успокоить его и дать заняться тем чем он сам хочет.

Некоторые матери не до конца осознают недостаточность собственных усилий, направленных на преодоление проблемы, стоящей перед их ребенком. В таком случае не следует сразу же убеждать маму в том, что она заблуждается.

Задача психолога заключается не в усилении защитных реакций упомянутой группы матерей, а в том, чтобы расположить каждую из них к себе с той целью, чтобы взаимоотношения «педагог - мать ученика» могли бы перейти на другой уровень «психолог, помогающий разрешить проблемы ребенка, - мать ребенка, имеющего проблемы». Поэтому лучше ответить ей так: «Прекрасно, что дома у вас все получается. Но мне бы хотелось, чтобы это получилось и у меня на занятии. Поэтому я предложу вам следующий способ обучения этому навыку. Сделайте вот так». Затем психолог показывает матери специальные коррекционные приемы, направленные на освоение определенной темы.

Матерям советуем чаще использовать различные релаксационные техники в домашних условиях. Можно посоветовать после завершения обучающего занятия с ребенком вместе потанцевать, попеть или послушать любимую музыку. Хороший результат приносят также совместные прогулки на свежем воздухе - в парке или сквере.

Практический опыт показывает, что почти все дети с временной задержкой развития могут стать успевающими учениками на начальном этапе обучения,если будет поддержка со стороны учителя и родителей. Успешность адаптации также зависит от общения ребенка с одноклассниками. Родителям, в свою очередь , важно понять, что их ребенок будет обучаться медленнее других детей, но для того, чтобы достичь наилучших результатов, нужно обратиться за квалифицированной помощью к специалистам (педагогу-дефектологу и, если нужно, к врачу-психотерапевту). Как можно раньше начать продуманное и целенаправленное воспитание и обучение, создать все необходимые условия в семье, которые соответствуют состоянию ребёнка.

Публикации по теме:

Особенности воображения у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития «ОСОБЕННОСТИ ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ» Проблема исследования обусловлена тем,.

Конспект итоговой НОД по ФЭМП для детей с задержкой психического развития 6–7 лет Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений для детей с задержкой психического развития. Людмила Малинчан.

Коррекция внимания у детей с задержкой психического развития дошкольного возраста Познавательная деятельность заключается в познании окружающего мира: в восприятии его, осмыслении, запоминании. Для этого необходимо развитие.

Особенности формирования математических представлений у детей с задержкой психического развития с 4 до 7 лет Одной из важнейших теоретических и практических задач коррекционной педагогики является совершенствование процесса обучения детей с ЗПР.

Особенности инклюзивного образования детей с задержкой психического развития В настоящее время современная система образования позволяет включить каждого ребёнка в образовательное пространство. Положения ФГОС предназначены.

Психологическая готовность к школьному обучению детей с задержкой психического развития Вопрос успешной адаптации детей с нарушением интеллекта приобрел особую социальную значимость в последнее десятилетие, так как количество.

Особенности обучения детей
с задержкой психического развития в классах коррекции.

Нужен ли ребенку успех в учении? «Безусловно!» – скажет любой педагог, и сам ученик, и его родители. «Интерес к учению, – писал В.А. Сухомлинский, – появляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха». В этой фразе названы два главных ключа, которые открывают двери к успеху: интерес и вдохновение . Создание атмосферы сотрудничества между учителем и учениками и есть основа для успешного учения.

Термин «задержка психического развития» предложен Г.Е. Сухаревой. Исследуемый феномен характеризуется, прежде всего, замедленным темпом психического развития, личностной незрелостью, негрубыми нарушениями познавательной деятельности, по структуре и количественным показателям отличающимися от олигофрении, с тенденцией к компенсации и обратному развитию.

Задержка психического развития является одной из наиболее распространенных форм психической патологии детского возраста. В целом ЗПР проявляется в нескольких основных клинико-психологических формах: конституционального происхождения, соматогенного происхождения, психогенного происхождения и церебрально-органического генеза. Каждой из этих форм присущи свои особенности, динамика, прогноз в развитии ребенка. Остановимся на каждой из этих форм.

Конституционального происхождения – состояние задержки определяется наследственностью семейной конституции. В своем замедленном темпе развития ребенок, как бы повторяет жизненный сценарий отца и матери. Такие дети компенсируются к 10-12 годам. Особое внимание необходимо уделить на развитие эмоционально-волевой сферы.

Соматогенного происхождения – длительные хронические заболевания, стойкие астении (нервно-психическая слабость клеток головного мозга) приводят к ЗПР. Эмоционально-волевая сфера детей отличается незрелостью при относительно сохраненном интеллекте. В состоянии работоспособности они могут усваивать учебный материал. В упадок работоспособности могут отказаться от работы.

ЗПР психогенного происхождения . Дети этой группы имеют нормальное физическое развитие, функционально полноценные мозговые системы, соматически здоровы. Задержка психического развития психогенного происхождения связана с неблагоприятными условиями воспитания, вызывающими нарушение формирования личности ребенка.

ЗПР церебрально-органического происхождения . Причиной нарушения темпа развития интеллекта и личности становятся грубые и стойкие локальные разрушения созревания мозговых структур (созревание коры головного мозга), токсикоз беременной, перенесенные вирусные заболевания во время беременности, грипп, гепатит, краснуха, алкоголизм, наркомания матери, недоношенность, инфекция, кислородное голодание. У детей этой группы отмечается явление церебральной астении, которое приводит к повышенной утомляемости, непереносимости дискомфорта, снижение работоспособности, слабая концентрация внимания, снижение памяти и, следствие этого, познавательная деятельность значительно снижена. Мыслительные операции не совершенны и по показателям продуктивности приближены к детям с олигофренией. Такие дети знания усваивают фрагментарно. Стойкое отставание в развитии интеллектуальной деятельности сочетаются у этой группы с незрелостью эмоционально-волевой сферы. Им необходима систематическая комплексная помощь медика, психолога, дефектолога.

На экране мы с вами видим факторы риска, предшествующие причинам задержки психического развития.

Дети и подростки с ЗПР требуют особого подхода к ним, многие из них нуждаются в коррекционном обучении в специальных школах, где с ними проводится большая коррекционная работа, задача которой – обогащать этих детей разнообразными знаниями об окружающем мире, развивать у них наблюдательность и опыт практического обобщения, формировать умение самостоятельно добывать знания и пользоваться ими.

Коррекционные классы VII вида были созданы для обучения и воспитания детей с задержкой психического развития, у которых при потенциально сохранных возможностях интеллектуального развития наблюдается слабость памяти, внимания, недостаточность темпа и подвижности психических процессов.

В классах коррекционного обучения нашей школы система работы направлена на компенсацию недостатков дошкольного развития, восполнение пробелов предшествующего обучения, преодоление негативных особенностей эмоционально личностной сферы, нормализацию и совершенствование учебной деятельности учащихся, повышение их работоспособности, активизацию познавательной деятельности.

Наполняемость класса – 10-14 человек.

Преподавание ведется по образовательным программам массовых школ, адаптированным к конкретным классам (детям) и утвержденным методическим советом школы.

Основная цель обучения на I ступени обучения – обеспечение овладения:

Чтением, письмом, счетом, основными умениями и навыками учебной деятельности,

Элементами теоретического мышления, умениями самоконтроля учебных действий,

Культурой речи и поведения, основами личной гигиены и здорового образа жизни.

Учащиеся начальных классов КРО должны, как и ученики массовых классов освоить обязательный минимум содержания начального общего образования, утвержденного МО РФ (Приказ № 1235 от 19.05.1998).

Основными задачами коррекционно-развивающего обучения детей младшего школьного возраста (на I ступени обучения) являются:

1) развитие психофизиологических функций, обеспечивающих готовность к обучению: артикуляционного аппарата, фонематического слуха, тонкой моторики рук, зрительно-пространственной ориентировки, зрительно-моторной координации;

2) обогащение кругозора, формирование дифференцированных и всесторонних представлений о предметах и явлениях окружающего, развитие осознанного восприятия материала;

3) формирование социально-нравственного поведения в целях адаптации к школе (осознания и принятия роли ученика, выполнение школьных обязанностей и обязанностей ученика, ответственное отношение к учебе, соблюдение школьных правил, правил общения со сверстниками и взрослыми и т.п.);

4) формирование учебной мотивации, постепенное замещение социальной ситуации развития «взрослый – ребенок» на «учитель-ученик», что способствует развитию познавательной активности;

5) развитие личностного компонента познавательной деятельности (мотивационного и регуляторного компонентов – познавательной активности, самостоятельности и произвольности);

6) формирование общеучебных умений: умения ориентироваться в задании, умение планировать свою деятельности; умение выполнять деятельность в соответствии с наглядным образцом и словесными указаниями учителя, умение осуществлять самоконтроль и самооценку;

7) формирование общеинтеллектуальных умений – операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умения делать выводя, формировать понятия, рассуждать, доказывать, находить причинно-следственные связи, устанавливать аналогии и др.;

8) повышение общего уровня развития и коррекция имеющихся вторичных нарушений в развитии;

9) охрана и укрепление соматического и психоневрологического здоровья: предупреждение психофизических перегрузок, эмоциональных стрессов, создание благоприятного психологического климата в кассе и школе, обеспечение ситуации успеха во фронтальной и индивидуальной образовательной и коррекционной деятельности, закаливание, общеукрепляющая и лечебно-профилактическая медикаментозная терапия;

10) организация социальной среды, обеспечивающей стимуляцию общего развития, активизацию познавательной деятельности, коммуникативных функций, формирование практической и интеллектуальной деятельности;

11) обеспечение комплексного сопровождения специалистами (врачом, педагогом-психологом, учителем-дефектологом, учителем-логопедом) – наблюдение за развитием и коррекционная работа;

12) создание учебно-методического обеспечения, необходимого для усвоения детьми общеобразовательных коррекционных программ в соответствии с требования образовательного стандарта к ЗУН.

Рассмотрим этапы психолого - педагогического сопровождения коррекционно - развивающего обучения.

1 этап - это диагностика, которая основывается на наблюдении, изучении документации, обследовании дефектолога, логопеда и психолога. Прием детей в коррекционное учреждение VII вида осуществляется по заключению психолого-медико-педагогической комиссии (консультации ПМПК) с согласия родителей или законных представителей ребенка (опекунов)

2 этап консультация родителей. Ведь мы с вами знаем, что не все родители могут согласиться с тем что их любимое чадо, имеет отклонения в психическом развитии. Необходимо вести беседы с такими родителями, объясняя причины и следствия обучения таких детей. Преимущества КРО. Это так же касается и родителей, которые соглашаются с заключением ПМПК. Таким родителям так же требуется помощь в развитии и обучении детей с диагнозом ЗПР.

    Снижение работоспособности;

    Повышенная истощаемость;

    Неустойчивое внимание;

    Своеобразное поведение;

    Недостаточность произвольной памяти;

    Отставание в развитии мышления;

    Дефекты звукопроизношения;

    Бедный словарный запас слов;

    Низкий навык самоконтроля;

    Незрелость эмоционально-волевой сферы;

    Ограниченный запас общих сведений и представлений;

    Слабая техника чтения;

    Трудности в счёте и решении задач по математике.

На 3 этапе консультирование педагогов. Это необходимость посещения семинаров, участие в вебинарах, прохождение курсов повышения квалификации по работе с детьми ОВЗ.

4 этап коррекционно-развивающая работа с детьми.

Воспитательные задачи учебно-воспитательного процесса.

Воспитательное направление системы КРО состоит в такой организации взаимодействия сотрудников, которое обладало бы максимальным воспитывающим потенциалом для свободного развития каждого ребенка.

Основные задачи воспитательной деятельности педагогического коллектива, участвующими в функционировании системы КРО:

1) создать единый общешкольный коллектив детей и взрослых;

2) оптимизировать клубную и кружковую работу с целью предоставления ребенку возможности для самовыражения, самоутверждения и самореализации;

3) укрепить коллективные традиции – климат психологического комфорта, мажорный тон общения, демократический стиль взаимодействия, общешкольные праздники и др.;

5 этап психологическое просвещение и образование педагогов.

Условия для решения данных задач:

1) вера каждого педагога в добрые начала, заложенные в природу каждого ребенка;

2) сформированность у каждого педагога гуманистических ценностей;

3) глубокое знание и понимание физических и духовных потребностей ребенка;

4) гармоничное сочетание интеллектуального развития ребенка с воспитанием его чувств;

5) отсутствие давления на волю ребенка, запрет авторитаризма и негативных форм дисциплинирования;

6) понимание игры как потребности развития детского организма, как обязательного условия организации всех видов деятельности ребенка;

7) профилактическая работа во всех сферах деятельности педагога (организация перемен учителем, учителями физкультуры и ритмики и др.).

Критерии мониторинга эффективности учебно-воспитательного процесса:

1) результативность обученности школьников по всем учебным предметам;

2) обученнность педагогических кадров;

3) соотношение затрат времени и психолого-физиологических усилий с достигнутыми результатами;

4) соответствие организации, содержания и методик обучения современным достижениям педагогики;

5) возможность творческого применения опыта.

Совместно с учителями коррекционную работу по обучению учащихся проводят психологи. Узкие специалисты работают в тесном контакте с учителями, постоянно ведут отслеживание развития ребенка.

Крайне важен высокий профессиональный уровень и педагогов работающих в классах коррекции и педагогов-психологов. Постоянное самообразование и повышение своего мастерства – неотъемлемая часть работы. Изучение новых методик, методических приемов, разработка новых форм работы на уроке, использование интересного дидактического материала и применение всего этого на практике поможет педагогу сделать учебный процесс более интересным и продуктивным.

6 этап Проведение промежуточной и итоговой диагностики учащихся

1. Особая форма проведения (в малой группе или индивидуально)

2 . Наличие привычных мнестических опор (схем, шаблонов общего хода выполнения заданий)

3 . Упрощение инструкции (пошаговость выполнения заданий)

4 . Дублирование письменной инструкции ее прочтением вслух

5 . Увеличение времени на выполнение заданий

6 . Возможность перерыва

7 этап Контроль за организацией психолого-педагогического сопровождения учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

Формула успеха при работе с детьми ЗПР.

    общая коррекционная направленность процесса обучения,

    увеличение срока обучения,

    малая наполняемость класса,

    щадящий режим,

    соответствующий учебный план,

    увеличение количества часов на трудный раздел программы,

    использование индивидуальных и групповых занятий с логопедом и психологом,

    создание положительной атмосферы на уроке,

    постоянное снижение тревожности детей, исключение иронии и выговоров,

    создание ситуации успеха, которая формирует чувство уверенности в себе, удовлетворения,

    опора на игру,

    целенаправленное стимулирование детей на уроке, возбуждение интереса.

Соблюдение охранительного режима при обучении детей с интеллектуальной недостаточностью будет способствовать сохранению здоровья учащихся. Заключается охранительный режим, прежде всего, в дозированности объема учебного материала. На каждом уроке необходима смена видов деятельности, проведение физминуток разной направленности, применение здоровьесберегающих технологий и т.п. Несмотря на то, что в большинстве своем воспитанники коррекционных учреждений проживают в неблагополучных семьях, это не означает, что педагог не должен работать с семьей. Скорее наоборот, именно такая семья требует более пристального внимания со стороны учителя, психолога и социального педагога.

Ну и в заключении хочется отметить, что по окончании неполной средней школы выпускники классов коррекции, как правило, могут поступать в различные учебные заведения общего типа – на курсы, в ПТУ, в техникумы и др. Некоторые выбирают дальнейшее обучение уже в 10-м классе общеобразовательной школы и после этого продолжает дальнейшее обучение в колледжах и Вузах.

Подготовила учитель коррекционного 2 г класса

МОБУ СОШ № 5 г. Мелеуз

Белоусова Анастасия Александровна



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Жена сергея лаврова - министра иностранных дел Жена сергея лаврова - министра иностранных дел Урок-лекция Зарождение квантовой физики Урок-лекция Зарождение квантовой физики Сила равнодушия: как философия стоицизма помогает жить и работать Кто такие стоики в философии Сила равнодушия: как философия стоицизма помогает жить и работать Кто такие стоики в философии