Меры профилактики кариеса у детей. Методы профилактики кариеса у детей. Сохраним молочные зубы здоровыми

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Алябьева Дарья - 11 «а» класс

Тема проекта: «»

ЦО №1430, 11 «а» класс

Аннотация

Профилактика стоматологических заболеваний – это предупреждение возникновения и развития заболеваний полости рта. Внедрение программ профилактики приводит к резкому снижению интенсивности кариеса зубов и болезней пародонта, значительному уменьшению случаев потери зубов молодом возрасте и увеличению числа детей с интактными зубами.

Цель исследований

Обучить гигиеническим навыкам чистки зубов детей младшего школьного возраста.

Изучение и анализ социологической, технической, медицинской и научной литературы по профилактике заболеваний полости рта, используя математический, социалогический метод.

  1. Создано обучающее пособие в виде мультимедийного диска на тему «Здоровые зубы» в программе Power Point c использованием возможностей данной программы: внедрение звука, мультимедийных роликов, картинок. Данное пособие может использоваться на уроках природоведения, а также диск может использоваться классными руководителями для проведения тематических классных часов.
  2. В рамках проекта учащиеся вторых классов Центра образования №1430 в количестве 54 человек (7-8 лет) были поделены на 2 группы (по 27 человек): наблюдения и сравнения. Для учащихся наблюдаемой группы был разработан санитарный урок «Здоровые зубы» для обучения навыкам гигиены полости рта.
  3. Для учащихся наблюдаемой группы был проведен санитарный урок на тему «Здоровые зубы».
  4. Проведено обследование учащихся группы наблюдения и группы сравнения по индексу гигиены Федорова-Володкиной. Осмотр осуществлялся визуально после использования препарата «Динал». Через 2 недели было проведено повторное обследование.
  5. Проведена обработка и анализ проведенных исследований.

Выводы

Учитывая то, что интенсивность основных стоматологических заболеваний у детей среди младшего школьного возраста достаточно высока, огромное значение имеет знание и проведение профилактических мероприятий.

Важным этапом является мотивация детей. Занятия с детьми должны проводиться регулярно для обучения навыкам гигиены полости рта.

Таким образом, для улучшения стоматологического здоровья детей необходимы усилия не только специалистов, но и общества в целом. Должно сформироваться общественное мнение, что заботиться о здоровье полости рта так же необходимо, как и о красоте своей внешности.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Форум юношеских талантов:

Соревнование молодых исследователей

программы “Шаг в будущее” в Центральном

федеральном округе РФ,

Московская открытая конференция

школьников “ НТТМ Москва 2011 ”

ПРОЕКТ

«Профилактика стоматологических заболеваний у учащихся младшего школьного возраста»

Научные консультанты: д.м.н., профессор Прохончуков Александр Алексеевич

Научный руководитель: Алябьева Наталья Михайловна – учитель ИИТ

Москва, 2011

Тема проекта: « Профилактика стоматологических заболеваний у учащихся младшего школьного возраста »

ЦО №1430, 11 «а» класс

Аннотация

Обоснование выбора направления

Профилактика стоматологических заболеваний – это предупреждение возникновения и развития заболеваний полости рта. Внедрение программ профилактики приводит к резкому снижению интенсивности кариеса зубов и болезней пародонта, значительному уменьшению случаев потери зубов молодом возрасте и увеличению числа детей с интактными зубами.

Цель исследований

Методы проведения исследования

Изучение и анализ социологической, технической, медицинской и научной литературы по профилактике заболеваний полости рта, используя математический, социалогический метод.

Результаты проведения исследования

  1. Создано обучающее пособие в виде мультимедийного диска на тему «Здоровые зубы» в программе Power Point c использованием возможностей данной программы: внедрение звука, мультимедийных роликов, картинок. Данное пособие может использоваться на уроках природоведения, а также диск может использоваться классными руководителями для проведения тематических классных часов.
  2. В рамках проекта учащиеся вторых классов Центра образования №1430 в количестве 54 человек (7-8 лет) были поделены на 2 группы (по 27 человек): наблюдения и сравнения. Для учащихся наблюдаемой группы был разработан санитарный урок «Здоровые зубы» для обучения навыкам гигиены полости рта.
  3. Д «Здоровые зубы».
  4. Проведено обследование учащихся группы наблюдения и группы сравнения по индексу гигиены Федорова-Володкино й. Осмотр осуществлялся визуально после использования препарата «Динал». Через 2 недели было проведено повторное обследование.
  5. Проведена обработка и анализ проведенных исследований.

Выводы

Основная часть

Обоснование выбора направления

Профилактика стоматологических заболеваний – это предупреждение возникновения и развития заболеваний полости рта. Внедрение программ профилактики приводит к резкому снижению интенсивности кариеса зубов и болезней пародонта, значительному уменьшению случаев потери зубов в молодом возрасте и увеличению числа детей с интактными зубами.

Один из путей предупреждения стоматологических заболеваний - правильная чистка зубов.

Цель исследований

Обучить гигиеническим навыкам чистки зубов детей младшего школьного возраста.

Задачи исследований

  1. Ознакомиться с методами профилактики заболеваний полости рта.
  2. Ознакомиться с методами правильной чистки зубов.
  3. Разработать санитарный урок гигиены полости рта.
  4. Провести обследование с помощью методов оценки гигиены полости рта по индексу гигиены Федорова-Володкиной.

Актуальность проблемы

По данным ВОЗ 92% населения Земного шара не умеет чистить зубы.

Высокая распространенность и интенсивность кариеса зубов и заболеваний пародонта обуславливает особую актуальность проблемы и профилактики этих заболеваний. Распространенность кариеса зубов у детей в разных регионах России колеблется от 60 до 95%. Распространенность воспалительных заболеваний пародонта у детей школьного возраста достигает 80%. Профилактика стоматологических заболеваний – это предупреждение возникновения и развития заболеваний полости рта.

Отсутствие профилактических мероприятий в дошкольных и школьных учреждениях, отсутствие школьных стоматологических кабинетов ведет к возникновению заболеваний полости рта.

Научная статья

Введение. Высокая распространенность и интенсивность кариеса зубов и заболеваний пародонта обуславливает особую актуальность проблемы и профилактики этих заболеваний. Распространенность кариеса зубов у детей в разных регионах России колеблется от 60 до 95%. Распространенность воспалительных заболеваний пародонта у детей школьного возраста достигает 80%. Профилактика стоматологических заболеваний – это предупреждение возникновения и развития заболеваний полости рта. Внедрение программ профилактики приводит к резкому снижению интенсивности кариеса зубов и болезней пародонта, значительному уменьшению случаев потери зубов в молодом возрасте и возрастанию количества детей и подростков с интактными зубами. Стоимость профилактических методов, в среднем, в 20 раз ниже стоимости лечения уже возникших стоматологических заболеваний.

Стоматологическая заболеваемость в нашей стране достаточно велика, и следует ожидать дальнейшего её увеличения, если не будут изменены в благоприятном направлении условия, влияющие на развитие заболевания.

Материалы и методы. В рамках проекта был проведено обучение и тестирование учащихся вторых классов Центра образования №1430. Учащиеся в количестве 54 человек (7-8 лет) были поделены на 2 группы (по 27 человек): наблюдения и сравнения. Для учащихся наблюдаемой группы был проведен санитарный урок на тему: «Здоровые зубы». Затем проведено обследование по индексу гигиены по Федорову-Володкиной . Осмотр осуществлялся визуально после использования препарата «Динал». Через две недели, а затем через месяц было проведено повторное обследование. Для работы использовался анализ социологический, технический, медицинской и научной литературы по диагностике и лечению заболеваний полости рта с использованием математического и социалогического методов.

Методы профилактики основных стоматологических заболеваний:

1) стоматологическое просвещение населения;

2) обучение правилам рационального питания;

3) обучение правилам гигиенического ухода за полостью рта;

4) эндогенное использование препаратов фтора;

5) применение средств местной профилактики;

6) вторичная профилактика (санация полости рта).

Методы стоматологического просвещения – это беседы, лекции, семинары, уроки здоровья, игры и т.д.

Методы, предусматривающие заинтересованное участие населения, называются активными. Их преимуществом является непосредственная взаимосвязь и взаимодействие специалиста и аудитории, что обеспечивает наилучший эффект воздействия.

Методы не требующие активного участия населения, называются пассивными.
Они не требуют присутствия медицинского работника, воздействуют длительное время и на большую аудиторию. Недостаток – отсутствие обратной связи между пациентами и специалистом.

Стоматологическое просвещение в зависимости от количества населения, вовлеченного в просветительскую работу, подразделяют на 3 организационные формы: массовая, групповая, индивидуальная.

Ступени, которые надо преодолеть любому человеку для выработки полезной привычки: знание => понимание => убеждение => навык => привычка.

Обучение правилам рационального питания. Для формирования резистентных к кариесу зубов одним из главных условий является полноценное в качественном и количественном отношении питание беременной женщины, включающее молочные продукты, минеральные вещества, витамины, овощи, фрукты.

Возникновению и прогрессированию кариеса зубов у населения способствуют следующие особенности питания:

Высокое содержание в пищи легко ферментируемых углеводов, особенно сахара;

Увеличение частоты приема пищи;

Уменьшение употребления пищи, требующей интенсивного жевания, которое приводит к повышению тока слюны и «естественному очищению полости рта»;

Уменьшение потребления пищи, способствующей ингибированию кариесу зубов.

Индивидуальная гигиена полости рта. Индивидуальная гигиена предусматривает тщательное и регулярное удаление зубных отложений с поверхностей зубов и десен самим пациентом с помощью различных средств гигиены.

Существует много методов чистки зубов. Один из них – стандартный метод чистки зубов Пахомова Г.Н. Он заключается в следующем: чистку зубов начинают с участка в области верхних правых жевательных зубов, последовательно переходя от сегмента к сегменту. В таком же порядке проводят чистку зубов на нижней челюсти.

При очищении вестибулярных и оральных поверхностей моляров и премоляров зубную щетку располагают под углом в 45º к зубу и производят очищающие движения от десны к зубу. Жевательные поверхности зубов очищают горизонтальными движениями. При чистке оральной поверхности ручку щетки располагают перпендикулярно к окклюзионной плоскости зубов. Заканчивают чистку круговыми движениями.

Основным инструментом для чистки зубов является зубная щетка.

Существует 5 степеней жесткости зубных щеток: очень жесткие, жесткие, средние, мягкие, очень мягкие.Наиболее широко применяются щетки средней степени жесткости.

Зубочистки предназначены для удаления остатков пищи из межзубных промежутков и зубного налета с боковых поверхностей зубов.

Флюсы предназначены для тщательного удаления зубного налета и остатков пищи с труднодоступных для щетки контактных поверхностей зубов.

Зубные пасты должны хорошо удалять мягкий зубной налет, остатки пищи; быть приятными на вкус, обладать хорошими дезодорирующим и освежающим действием и не иметь побочных эффектов: местнораздражающего и аллергизирующего.

Самым массовым лечебно-профилактическим средством являются фторсодержащие зубные пасты. Поступление фторида в эмаль зубов увеличивает ее резистивность к кислотной деминерализации за счет образования более устойчивых к растворению структур.

Зубные пасты, содержащие в своем составе фосфаты камня, натрия, глицерофосфаты кальция и натрия, глюконат кальция, окись цинка, обладают выраженным противокариозным действием.

В последнее время широко используют лечебно-профилактические зубные пасты, в состав которых входят несколько лекарственных растений (шалфей, мята перечная, ромашка, эхинация и др.).

Жевательная резинка – средство, позволяющее улучшить гигиеническое состояние полости рта за счет увеличения количества слюны и скорости слюноотделения, что способствует очищению поверхности зуба и нейтрализации органических кислот, выделяемых бактериями зубного налета.

Зубные эликсиры предназначены для ополаскивания полости рта. Они улучшают очищение поверхностей зубов, предупреждают образование зубного налета, дезодорируют полость рта.

Вывод. При отсутствии программ профилактики на популяционном уровне относительно невысокая поражаемость зубов кариесом и легкая степень заболевания пародонта у детей и подростков переходит у взрослых в достаточно тяжелую форму, что, в свою очередь, приводит к увеличению потребности в терапевтическом, хирургическом и ортопедическом лечении.

Практическая часть

  1. Тема обучения профилактике стоматологических заболеваний актуальна для учащихся школ. По данной тематике был произведен полный информационный обзор, как библиотечного материала, так и Интернет материалов. Изучены достижения и перспективы. Самые интересные, с нашей точки зрения, аспекты представлены в мультимедийном обучающем пособии.

Обучающее пособие в виде мультимедийного диска на тему «Здоровые зубы» создано в программе Power Point c использованием возможностей данной программы: внедрение звука, картинок, видео. Данное пособие может использоваться для профилактики и обучению навыкам гигиены полости рта.

  1. В рамках проекта учащиеся вторых классов Центра образования №1430 в количестве 54 человек (7-8 лет) были поделены на 2 группы (по 27 человек): наблюдения и сравнения. Для учащихся наблюдаемой группы был разработан санитарный урок «Здоровые зубы» для обучения навыкам гигиены полости рта. План и ход урока представлен в приложении 1.
  2. Д ля учащихся наблюдаемой группы был проведен санитарный урок на тему «Здоровые зубы».
  3. Проведено обследование учащихся в группе наблюдения и в группе сравнения по индексу гигиены Федорова-Володкино й. Осмотр осуществлялся визуально после использования препарата «Динал». Через две недели было проведено повторное обследование. В качестве теста гигиенической очистки зубов используют окраску губной поверхности шести нижних передних зубов йод-йодидно-калиевым раствором (калия йодид – 2 г; йод кристаллический – 1 г; вода дистиллированная – 40 мл).

Количественную оценку производят по пятибалльной системе:

окрашивание всей поверхности коронки зуба – 5 баллов;

окрашивание 3/4 поверхности коронки зуба – 4 балла;

окрашивание 1/2 поверхности коронки зуба – 3 балла;

окрашивание 1/4 поверхности коронки зуба – 2 балла;

отсутствие окрашивания поверхности коронки зуба – 1 балл.

Разделив сумму баллов на число обследованных зубов, получают показатель гигиены полости рта (индекс гигиены – ИГ).

Расчет производят по формуле:

ИГ= Ки (сумма оценок каждого зуба) / n

где: ИГ – общий индекс очистки; Ки – гигиенический индекс очистки одного зуба;

n – число обследованных зубов [обычно 6].

Качество гигиены полости рта оценивают следующим образом:

хороший ИГ – 1,1 – 1,5 балла;

удовлетворительный ИГ – 1, 6 – 2,0 балла;

неудовлетворительный ИГ – 2,1 – 2,5 балла;

плохой ИГ – 2,6 – 3,4 балла;

очень плохой ИГ – 3,5 – 5,0 баллов.

При регулярном и правильном уходе за полостью рта индекс гигиены в пределах 1,1–1,6 баллов; значение ИГ 2,6 и более баллов свидетельствует об отсутствии регулярного ухода за зубами.

Рис.1. Определение индекса гигиены по Федорову-Володкиной.

Результаты обследования, проводимые после проведения урока «Здоровые зубы» показал, что хороший показатель гигиены полости рта (ИГ) - 1,1 балла был определен у 2 учащихся. Оценку удовлетворительный ИГ – 1, 6 – 2,0 балла получили 5 учащихся. Неудовлетворительный ИГ – 2,1 – 2,5 балла был определен у 13 человек. Плохой ИГ – 2,6 – 3,4 балла зафиксирован у 4 человек. Очень плохой ИГ – 3,5 – 5,0 баллов – у 3 ребят. (Рис. 2)

Рис.2. Оценка качества гигиены полости рта по Федорову-Володкиной в группе наблюдения сразу после проведения санитарного урока.

В группе сравнения в день проведения санитарного урока было также проведено обследование учащихся. Хороший показатель гигиены полости рта (ИГ) - 1,1 балла был определен у 1 человека. Оценку удовлетворительный ИГ – 1, 6 – 2,0 балла получили 5 учащихся. Неудовлетворительный ИГ – 2,1 – 2,5 балла был определен у 11 человек. Плохой ИГ – 2,6 – 3,4 балла зафиксирован у 8 человек. Очень плохой ИГ – 3,5 – 5,0 баллов – у 2 ребят. (Рис. 3).

Рис.3 . Оценка качества гигиены полости рта по Федорову-Володкиной в группе сравнения в день проведения санитарного урока в группе наблюдения.

Через 2 недели после проведения санитарного урока «Здоровые зубы» было проведено повторное обследование учащихся в группе наблюдения. Хороший показатель гигиены полости рта (ИГ) - 1,1 балла был определен у 5 учащихся. Оценку удовлетворительный ИГ – 1, 6 – 2,0 балла получили 11 учащихся. Неудовлетворительный ИГ – 2,1 – 2,5 балла был определен у 11 человек. Плохой ИГ – 2,6 – 3,4 балла и очень плохой ИГ не были выявлены ни у кого из ребят. (Рис. 4).

Рис.4. Оценка качества гигиены полости рта по Федорову-Володкиной в группе наблюдения через 2 недели.

Через 2 недели после проведения санитарного урока «Здоровые зубы» было проведено повторное обследование учащихся в группе сравнения. Хороший показатель гигиены полости рта (ИГ) - 1,1 балла был определен у 2 человек. Оценку удовлетворительный ИГ – 1, 6 – 2,0 балла получили 6 учащихся. Неудовлетворительный ИГ – 2,1 – 2,5 балла был определен у 7 человек. Плохой ИГ – 2,6 – 3,4 балла зафиксирован у 8 человек. Очень плохой ИГ – 3,5 – 5,0 баллов – у 4 ребят. (Рис. 5).

Рис.5. Оценка качества гигиены полости рта по Федорову-Володкиной в группе сравнения через 2 недели.

Выводы. В результате проведения обследования можно утверждать, что дети в группе сравнения и в группе наблюдения не умеют правильно чистить зубы. В среднем у ребят зафиксирована плохая оценка гигиены полости рта.

После проведения санитарного урока «Здоровые зубы» учащиеся группы наблюдения научились (не все!) правильно чистить зубы. Хотя есть дети с неудовлетворительным ИГ, но плохой ИГ – 2,6 – 3,4 балла и очень плохой ИГ не были выявлены ни у кого из ребят.

Выводы и заключение

Учитывая то, что интенсивность основных стоматологических заболеваний у детей среди младшего школьного возраста достаточно высока, огромное значение имеет знание и проведение профилактических мероприятий.

Важным этапом является мотивация детей. Занятия с детьми должны проводиться регулярно для обучения навыкам гигиены полости рта.

Таким образом, для улучшения стоматологического здоровья детей необходимы усилия не только специалистов, но и общества в целом. Должно сформироваться общественное мнение, что заботиться о здоровье полости рта так же необходимо, как и о красоте своей внешности.

Список литературы

  1. Стоматология детского возраста под редакцией Т.Ф. Виноградовой. Москва, 1987.
  2. Руководство по терапевтической стоматологии под редакцией А.И. Евдокимова. Москва, 1967.
  3. Бажанов Н.Н. Стоматология. Москва, 1984.
  4. Рыбаков А.И., Платонов Е.Е. Терапевтическая стоматология. Москва, 1968.
  5. Рожновской А.В. Профилактика стоматологических заболеваний у детей. 2007.
  6. www.rusmg.ru.
  7. www.stomatolog-24.narod.ru.

Приложение 1. План и ход санитарного урока «Здоровые зубы».

Тема урока: Здоровые зубы.

Цели урока:

Воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности.

Развитие познавательных интересов, навыков гигиены полости рта, самоконтроля.

Формирование умения грамотно излагать свою точку зрения

Задачи урока:

  1. Рассказать учащимся о строении зуба;
  2. показать учащимся значение правильного ухода за зубами для здоровья, рассказать о роли пищи для сохранения зубов здоровыми, о пище, вредной для здоровья зубов.

Оборудование: компьютерная презентация, мультимедийный проектор,
компьютеры, тест.

План урока:

Организационный момент.

Изучение нового материала.

Первичное закрепление изученного материала

Итог.

Домашнее задание.

Ход урока:

Организационный момент

Приветствие, объяснение хода урока. Постановка целей и задач для учащихся.

Объяснение нового материала. На доске нет темы урока.

Просмотр презентации к уроку.

[Слайд 1]. Сейчас нам предстоит разгадать загадку, а разгадав ее узнаем ключевое слово, это и будет тема урока.

Ребята, а у вас болели зубы?

[Слайд 2].Просмотр фрагмента мультфильма: «Храбрая птичка Тари».

[Слайд 3] Ребята. Какие сказки вы знаете, в которых у главного героя болят зубы?

Стихотворение Б.П.Корнилова (отрывок).

После просмотра мультфильма проводится краткая беседа о том, что дети знают об уходе за зубами, умеют ли они ухаживать за зубами, о пище, которая полезна или вредна для зубов.

[Слайд 5]. Строение зуба.

[Слайд 6]. Индивидуальная гигиена.

– это тщательное ежедневное удаление с поверхности зубов и десен зубных отложений с помощью различных средств гигиены. Зубы нужно чистить не менее 3 минут 2 раза в день – утром и вечером.

[Слайд 7]. Правильная чистка зубов.

Зубы необходимо чистить после каждого приема пищи. По данным Всемирной организации здравоохранения 92% населения Земли не умеет чистить зубы.

[Слайд 8]. Зубные пасты.

Самым массовым лечебно-профилактическим средством являются фторидсодержащие зубные пасты. Фториды увеличивают устойчивость зубов к кислотам, которые образуются после приема пищи. Эти пасты рекомендуются детям и взрослым для профилактики кариеса зубов.

Систематическая чистка зубов, удаление мягких зубных отложений способствуют процессу формирования эмали зубов. Регулярный массаж десен активизирует обменные процессы, улучшает кровообращение в тканях десны.

[Слайд 9]. Всем ребятам следует помнить, что для поддержания стоматологического здоровья и предупреждения стоматологических заболеваний необходимы:

  1. эффективная гигиена полости рта;
  2. ограничение потребления сахарсодержащих продуктов;
  3. использование фторидов;
  4. регулярное посещение стоматолога.

Подведение общего итога урока. Итак, наш урок подходит к концу. Давайте проанализируем, что мы с вами сегодня успели сделать:

Домашнее задание. Подводятся итоги. Повторяются правила ухода за зубами.

Предварительный просмотр:

https://accounts.google.com

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него:

Основные стоматологические заболевания детей раннего и дошкольного возраста – кариес зубов. Его профилактика способствует снижению частоты поражения кариесом детских зубов. Но на данном этапе развития стоматологии детского возраста кариес временных зубов у детей раннего и дошкольного возраста остается серьезной медико-социальной проблемой в нашей стране, т.к. распространность его велика, и, к сожалению, с каждым годом только растет. Что же делать, спросите Вы…

Лечение кариеса и его осложнений у маленьких детей трудное, как для самого малыша, его родителей, так и для стоматологического персонала. Традиционное лечение с использованием бормашины формирует у ребенка стоматофобию, что очень и очень плохо. Нередко родители приводят детей к стоматологу уже тогда, когда возникла острая боль, и если ребенок не дает провести какие-то стоматологические манипуляции, то стоматологи рекомендуют лечить малыша с использованием анестезиологического пособия, т.е. в условиях общего обезболивания, проще говоря, под наркозом, что опять же не очень хорошо для ребенка.

Для решения этой проблемы – я считаю необходимым правильно сформировать понятие профилактики стоматологических заболеваний у детей раннего и дошкольного возраста, у беременных, у молодых мам и пап.

Прежде, чем начать разговор о кариесе, поговорим о том, когда появляются зубы у ребенка .

Сроки прорезывания зубов – актуальный вопрос, потому что многие родители даже не знают когда и как прорезываются зубы у их малышей.

У новорожденных зубы в полости рта отсутствуют. Временные зубы начинают прорезываться у ребенка в 6-7 месяцев. Сроки формирования зубов, их прорезывания, образования и резорбции корней у каждого ребенка индивидуальны, поэтому разные источники указывают разные сроки прорезывания.

Приведу вам общепринятые сроки:

А) Временные зубы

  • 6 – 8 мес – центральные резцы
  • 8-10 мес – латеральные (боковые) резцы
  • 12-16 мес – первые моляры
  • 16-20 мес – клыки
  • 20-30 мес – вторые моляры

До 5-ти или 6-ти лет у ребенка – 20 зубов (молочные, временные), после 6-ти лет начинается смена, у них появляются уже постоянные зубы.

Б) Постоянные зубы

  • 6-7 лет – первые моляры («шестерки»)
  • 6-8 лет – центральные резцы
  • 7-9 лет – латеральные резцы
  • 10-11 лет – первые премоляры
  • 10-12 лет – вторые премоляры
  • 11-12 лет – клыки
  • 12-13 лет – вторые моляры
  • 17 – 21 год – третьи моляры
Что же такое кариес?

Кариес – неспецифическое инфекционное заболевание зубов, возникающее из-за нарушения гомеостаза в полости рта в сторону процессов бактериальной кислотопродукции и проявляющееся в виде очагов деминерализации эмали или полостей зубов.

Откуда он появляется?

Основная причина кариеса зубов у детей – инфекционный фактор – микроорганизмы зубной биопленки (зубной бляшки). Наиболее кариесогенный микроорганизм – Streptococcus Mutans, который обладает высокой степенью адгезии (прилипания) к поверхности зубов, способен из простых сахаров вырабатывать кислоты и внеклеточные полисахариды, хорошо размножаются в кислой среде. Кислоты способствуют деминерализации эмали, а внеклеточные полисахариды образуют гелеобразную среду, которая ограничивает проникновение слюны и возможность нейтрализации кислот.

Попадание Streptococcus Mutans в полость рта ребенка неизбежно, ведь за ним постоянно ухаживает мама, у которой уже есть эти микроорганизмы.

Кариес считается мультифакториальным заболеванием, т.к. есть еще несколько кариесогенных факторов, которые способствуют развитию кариеса:

  • Употребление большого количества сахаросодержащих продуктов и напитков
  • Недостаточное поступление фторидов в ворганизм
  • Неудовлетворительная гигиена полости рта
  • Нарушение и изменение состава слюны ребенка
  • Низкая кариесрезистентность, например из-за нарушений общего состояния организма ребенка
  • Наследственная предрасположенность к кариесу (прорезывание зубов со сложным анатомическим строением, например).
Клиническая картина кариеса зубов

Клиническое течение кариеса временных зубов у детей раннего возраста обусловлено анатомо-физиологическими особенностями временных зубов, возрастными закономерностями развития ребенка, периодом возникновения патологии.

Для детишек характерно агрессивное течение заболевания, т.е. за небольшой промежуток времени у ребенка может разрушиться зуб, что уже является осложнением кариеса – пульпитом.

Скорость распространения кариозного процесса высокая, что обусловлено в первую очередь низкой степенью минерализации твердых тканей прорезывающихся временных зубов. У детей поражаются преимущественно резцы верхней челюсти и первые моляры, нередко – все зубы по мере их прорезывания.

Чем раньше у ребенка появилось первое кариозное поражение, тем вероятнее поражение всех зубов и развитие осложнений. В каждом зубе можно обнаружить несколько кариозных полостей или одно поражение, распространяющееся на две-три поверхности или всю коронку зуба. После лечения часто возникает вторичный кариес.

Временные резцы верхней челюсти поражаются кариесом у детей первых лет жизни. Для периода, когда временные зубы только начинают прорезываться, типично поражение в области режущих краев резцов, быстро распространяется. Если резцы прорезались наполовину, то кариозный процесс локализуется в центре коронки зуба на той стороне зуба, которую мы видим. Если кариес возник после полного прорезывания зуба, то процесс локализуется возле десны, в области шейки зуба, а также может развиваться циркулярная форма кариеса (т.е. полностью вокруг всего зуба), что иногда приводит к отлому части или всей коронки зуба, а затем развивается пульпит или периодонтит, единственный способ лечения которого – удаление остатка зуба.

Часто у детей, которые получают ночное кормление сладкими продуктами и напитками, кариес возникает на внутренней (язычной) поверхности зубов, а детей постарше – на контактных поверхностях, которые опять же не видны без пристального рассмотрения.

Начиная с двухлетнего возраста, у детей чаще поражаются большие зубки – моляры, особенно первые. Кариозный процесс локализуется на контактных поверхностях, может захватывать жевательную область, и область фиссур.

До трех лет течение кариеса бессимптомное, что в свою очередь означает, что ребенок не будет предъявлять вам жалобы и никак не даст вам понять, что с его зубками происходят какие-то изменения. К сожалению, у детей раннего возраста к 3-м годам еще незрелая ЦНС (центральная нервная система) и несформированные нервные окончания в пульпе временных зубов, поэтому дети не могут скоординировать болевые ощущения. Вывод – чаще ходим к стоматологу, или чаще смотрим в ротик своему малышу.

У дошкольников кариес временных зубов протекает без особых клинических проявлений, редко возникают болевые ощущения при приеме пищи. Степень активности процесса довольно выражена. Кариес эмали практические не встречается, а чаще встречается кариес дентина, т.е. более глубокое поражение твердых тканей временных зубов.

Чтобы избежать всех этих неприятностей, необходимо начинать ухаживать за зубами и чистить их у ребенка с самого первого зубика. Теперь вы многое знаете о кариозном процессе, и знаете, почему не надо пренебрегать уходом, ведь это здоровье вашего маленького человека.

На данном этапе развития детской стоматологии придумано и изобретено множество средств и приспособлений, чтобы «облегчить» жизнь родителям и малышам.

Приведу примеры средств индивидуальной гигиены полости рта.

Зубные щетки – детские, как правило, все мягкие, каждому возрасту соответствует свой размер головки зубной щетки. Для детей постарше, можно покупать средней жесткости зубные щетки.

Зубные пасты – детские, для разных возрастов, например у фирмы ROCS целая серия паст, от 0 до 3 лет (абсолютно безопасны для детей, даже если проглотил малыш пасту), от 4 до 7 лет, и от 8 до 18 лет. Разные вкусы и разные компоненты паст придают им, как правило, привлекательный вид и вкус, который очень нравится деткам. Если вы живете в районе, где в воде много фтора, то ни в коем случае не покупайте своему ребенку, да и себе, пасты, с содержанием фтора, исключительно пасты без фтора или с кальцием.

Несколько правил чистки зубов:

а) чистим зубы 2 раза в день, утром – или после завтрака, или до завтрака, и вечером – перед сном, после этого не даем ребенку ничего кушать, если покушали – снова чистить зубы

б) зубы чистим ребенку сами, или обязательно контролируем, как он это сделал

в) каждый зуб тщательно прочищаем

г) тратим на чистку зубов не менее 2-х или 3-х минут

Техника чистки зубов (подходит для всех)

Посещение стоматолога – 1 раз в полгода, первое посещение стоматолога, возможно в возрасте одного года, затем по схеме. Доктор контролирует качество чистки зубов ребенка родителями, объясняет, если что-то родители делают не так, понемногу адаптирует ребенка к условиям стоматологического приема, иногда даже проводит элементарные стоматологические манипуляции. Лично я, обязательно, всем советую смотреть мультик Доктор Заяц.

Таким образом, мы с вами сможем сократить число и частоту поражения зубов у ребенка до минимума, а может быть и такое, что зубки никогда не узнают, что такое кариес.

ординатор 2-го года обучения кафедры стоматологии детского возраста и ортодонтии Первого МГМУ им.И.М.Сеченова,

практикующий стоматоло г

Самого ребенка еще нет на свете, а о здоровье его зубов уже нужно беспокоиться заранее. И делать это следует с первого триместра беременности. Именно тогда начинают формироваться зубные зачатки ребенка, которые станут впоследствии основой молочных, а позже – коренных зубов.

От того, насколько полноценно будет происходить этот процесс, зависит в будущем восприимчивость детских зубов к кариесу. Факторы, которые могут привести к порокам развития структуры зубных тканей:

  • ранние и поздние токсикозы;
  • перенесенные будущей мамой вирусные заболевания;
  • хронические заболевания беременной – ревматизм, гипертония, заболевания эндокринной системы;
  • злоупотребление медикаментами, особенно на ранних сроках;
  • курение;
  • неправильное питание беременной, и, как следствие, нехватка минеральных веществ в организме.

Обратите внимание: чтобы в будущем избежать стоматологических заболеваний у малыша, будущей маме необходимо быть осторожной с приемом лекарственных средств, избегать вредных привычек, не ограничивать себя в продуктах, богатых кальцием, и по рекомендации врача принимать витаминно-минеральные комплексы.

Почему зубки портятся, не успев прорезаться – причины раннего кариеса

В первый год жизни малыша, родители не часто уделяют профилактике кариеса должное внимание. Считается, что раз еще нет зубов, то и заботиться о них не стоит. А зря.

Отложение минеральных солей в 20 зубных коронках начинается еще в утробе матери и продолжается после рождения ребенка еще несколько лет.

В период после рождения не следует допускать нарушений в режиме кормления малыша. Они могут привести к поносу или рвоте, а те, в свою очередь, к выводу из организма минеральных солей и нарушению процесса минерализации.

Большую роль в формировании зубов играют минерализующие, защитные и очищающие свойства слюны. В первые месяцы жизни слюноотделение у ребенка еще недостаточно налажено, особенно в ночное время. Сухая среда во рту может благоприятствовать развитию болезнетворных процессов.

Разрушающе действуют на зубные зачатки у детей Streptococcus mutans. Ребенок может заразиться стрептококком от родителей или близких через общие столовые приборы, соски, поцелуи.

Еще одной причиной разрушения зубов могут стать искусственные смеси. Они растворяют зубную эмаль и способствуют созданию во рту малыша кислой среды, в которой лучше всего себя чувствуют бактерии стрептококков.

Грудное молоко, напротив, не изменяет кислотно-щелочной баланс и способствует насыщению зубной ткани кальцием и фосфором. Кроме того, грудные кормления способствуют слюноотделению и препятствуют пересыханию во рту, что особенно необходимо ночью.

Грудное вскармливание в приоритете еще и потому, что молоко поступает в гортань малыша, практически минуя ротовую полость, и перестает течь при неактивном сосании. Смесь же из бутылочки, особенно с короткой соской, часто скапливается во рту и сочится, даже когда малыш перестает активно сосать. Отсюда – риск заболевания, так называемым, «бутылочным» кариесом.

После прорезывания зубов опасность для них представляют продукты, богатые углеводами – мучное и сладости. Оставаясь длительное время на деснах, они создают идеальную среду для стафилококков.

Профилактика кариеса от рождения до 3 лет

Профилактические противокариесные меры до прорезывания зубов следующие:

  • протирайте стерильной мягкой салфеткой полость рта ребенка дважды в день;
  • поите малыша кипяченой водой после каждого кормления и ночью;
  • соблюдайте режим кормления;
  • отдавайте предпочтение грудному вскармливанию, не отказывайтесь от ночных «перекусов» малыша грудью;
  • промывайте соски и пустышки и ложку малыша кипяченой водой, а не облизывайте;
  • не кормите ребенка пищей из своего рта.

Рекомендации по профилактике кариеса после прорезывания зубов:

  • чистите зубки дважды в день с применением мягких зубных щеток (можно использовать специальные щетки-напальчники) и зубных паст без содержания фторидов;
  • ограничьте в рационе ребенка кондитерские изделия и другую углеводную пищу, избегайте сладких фруктовых соков и газированной воды или давайте их ребенку через трубочку;
  • не игнорируйте профилактические осмотры у педиатра, который отправит за консультацией к стоматологу в случае обнаружения ранних признаков кариеса;
  • самостоятельно осматривайте полость рта малыша на предмет патологических процессов – покраснений слизистой, налета и пятен на зубах.

Сохраним молочные зубы здоровыми

Уже с трех лет малыш может самостоятельно чистить зубки. Правда, в присутствии взрослых. Особое внимание стоит уделять вечерней чистке. Ну, и конечно, родительский пример всегда должен быть у ребенка перед глазами.

Малыши часто принимают вкусную зубную пасту за сладости и глотают ее. Даже при всей безопасности продукта позволять этого делать детям не стоит. Начиная с трех-четырех лет ребенка можно переводить на пасту с небольшим содержанием фтора - 500 ppm до 1000 ppm.

Ребенка дошкольного возраста постепенно приучайте использовать дополнительные средства гигиены:

  • в случае если зубки прижаты плотно друг к другу, ребенок может пользоваться зубной нитью;
  • малыш уже достаточно подрос, чтобы самостоятельно полоскать зубы и сплевывать жидкость. Применение детских зубных эликсиров поможет снизить риск поражения зубов;
  • с 3-х лет малыш уже может самостоятельно жевать жевательную резинку, которая способствует выделению слюны и помогает укрепить эмаль зубов. Необходимо выбирать резинки с сахарозаменителями и следить, чтобы они не оставались во рту ребенка более 5 минут;
  • к дополнительным средствам гигиены можно причислить твердые фрукты и овощи – они отлично очищают полость рта и провоцируют выделение слюны.

Пользуемся профессиональной помощью стоматологов

Профилактика кариеса для ребенка школьного возраста должна обязательно включать методы профессиональной гигиены. К ним относятся:

Кариес у детей - нередкое явление. Иногда родители приводят к стоматологу своих детей с почерневшими зубами.

Дети 4-5 лет жалуются на зубную боль. Что приводит к такому печальному исходу? Как родителям наилучшим образом позаботиться о целостности и здоровье зубов детей. Какие методы естественной профилактики кариеса предлагают опытные стоматологи. Когда начинать и как правильно чистить зубы малышам, которым еще нет года. Как правильно и разнообразно кормить малыша, чтобы укрепить иммунитет ребенка и защищать таким образом эмаль зубов.

Как питание беременной женщины влияет на формирование будущих здоровых зубов ребенка. Какие микроэлементы необходимо обязательно включать в рацион беременной женщины. Почему естественное вскармливание ребенка молоком матери - это лучший способ профилактики этого стоматологического заболевания.

Какие профилактические процедуры предлагает и проводит детский стоматолог для укрепления и защиты зубной эмали. Для чего нужна герметизация фиссур, как она проводится. Какую зубную пасту выбрать детям разных возрастов для профилактики этого заболевания.

На фотографии ребенок с мамой на консультации у стоматолога.

Заболевание зубов, возникающие в результате деятельности кариесогенных микроорганизмов, таких как золотистый стафилококк и стрептококк - это кариес . Основными причинами возникновения кариеса считаются:

  • полное отсутствие или неправильная гигиена ротовой полости;
  • гиповитаминоз;
  • скудное питание, содержащее малое количество микроэлементов и витаминов;
  • злоупотребление сладким и как следствие, избыток углеводов, которые становятся питательной средой для патогенных бактерий;
  • генетические факторы;
  • нарушение функционирования иммунной и эндокринной систем;
  • аномалии в строении зубочелюстной системы;
  • нарушение в функционировании слюнных желез, приводящее к уменьшению количества и изменению химического состава слюны.

На фотографии изображено заболевание кариес у ребенка.

Проявляется болевыми ощущениями, возникающими при контакте пораженного зуба с термическими и химическими раздражителями, а также при механическом воздействии (надавливании, поколачивании, раздражении твердой пищей). Кариозная боль проходит непосредственно после ликвидации раздражителя. Визуально кариес проявляется изменением цвета зубной эмали, образованием меловидных пятен и полостей на поверхности зуба. Определить наличие заболевания поможет стоматологический осмотр и зондирование пораженной эмали при помощи специальных инструментов. Иногда для того чтобы обнаружить начальную степень болезни прибегают к рентгенографическим методам диагностики.

Важность рационального питания женщины во время беременности

Профилактика детского кариеса начинается еще на этапе беременности, так как именно при беременности развивается зубная пластинка ребенка. Если питание женщины не будет содержать должного количества фтора, кальция, цинка и других минеральных веществ, то в будущем это скажется на здоровье зубов ребенка (как молочных, так и постоянных), так как их зачатки формируются на этапе внутриутробного развития плода.

Гипоплазия эмали малыша достаточно часто является следствием дефицита микроэлементов и витаминов в организме беременной женщины, а также перенесенных матерью инфекционных заболеваний. Следует помнить, что рацион беременной должен быть сбалансированным, а суточная норма кальция должна составлять 600-800 мг на день. Рациональное питание и полноценный отдых будущей мамы являются одной из основополагающих профилактики кариеса у будущего малыша.

На фотографии беременная женщина режет фрукты. Изображена основа правильного питания.

Естественное вскармливание — профилактика детского кариеса

Грудное кормление также является одним из методов профилактики развития кариеса у детей, так как способствует формированию пародонта и зубной ткани. Грудное молоко хорошо усваивается организмом малыша, что способствует полноценному формированию дентина.

На фотографии показан процесс кормления ребенка грудью.

У малышей, находящихся на искусственном вскармливании, меняется состав и количество слюны, что негативно сказывается на здоровье зубов и ротовой полости в целом.

Чистить зубы малыш должен начинать непосредственно после прорезывания зубов. До того времени пока малыш не может самостоятельно осуществлять полноценный ход за зубным рядом и ротовой полостью родители должны сами позаботиться о правильном уходе. Для этого необходимо чистить зубы малыша 2 раза в день при помощи специальной щетки, изготовленной в виде колпачка, которая надевается на палец. Такая щетка эффективно удаляет остатки пищи и улучшает кровоснабжение в околозубной ткани.

Совет стоматолога.

В дошкольном и школьном возрасте детей, родители должны серьезно контролировать чистку зубов. Но в то же время нельзя насильно принуждать ребенка к этому, чтобы не вызвать отрицательную реакцию. Лучший способ — это личный пример и развитие привычки в самом раннем детстве в игровой форме.

Следует подбирать щетку соответственно возрасту, со щетиной средней жесткости. Для дошкольников выпускают щеточки с забавной ручкой в виде животного.

Это интересно.

Дети до 4 лет глотают примерно треть используемой пасты. Поэтому самая первая зубная паста для малышей не содержит фтора. Но создает пену и очищает механически маленькие зубки.

Небольшое безопасное и рекомендованное количество фторида добавляется каждый последующий год в детскую пасту. Дополнительно производители выпускают пасты с антисептиками и ферментами. Такие пасты снижают скорость накопления налета и уничтожают кариесогенные бактерии. Так как микроорганизмы во рту через время становятся устойчивыми к действию пасты, то их не нужно применять более двух недель.

На фотографии изображены две маленькие девочки, которые чистят зубы.

Питание детей

Рацион малыша должен быть разнообразным и содержать твердую пищу. Твердая пища способствует естественному механическому удалению мягкого и твердого зубного налета. Следует избегать ночных кормлений с бутылочки, так как подобные кормления будут способствовать развитию бутылочной формы кариеса .

Разнообразная пища, ограниченное употребление сладкого и введение в рацион ребенка твердых продуктов является лучшей профилактикой развития кариеса.

Продукты, состоящие в основном из углеводов, способствуют развитию кариеса. Кариесогенные бактерии, как и люди любят сладости. Это наилучшая питательная среда для их роста и размножения. Мудрые родители стараются исключить сахар и другие сладости из рациона своих малышей. Полное воздержание от таких продуктов становится практичным способом профилактики кариеса у детей.

На фотографии показан процесс воздействия сахара и кариесогенных бактерий на детские зубы.

Если не удается полностью исключить сахар из жизни дошкольников, то нужно установить некоторые правила. Например, не разрешать лакомиться сахаросодержащими продуктами во время перекусов. Во-первых, так можно уменьшить вред от оставшихся углеводных кусочков между зубами. Во-вторых, станет больше условий для естественной минерализации зубов из слюны. Химический состав слюны является натуральным минерализатором для твердых тканей зубов.
К твердым продуктам относятся фрукты и сырые овощи. Поэтому родители во время перекусов дают детям пожевать яблоки, груши, морковку, капусту и даже свеклу. Пережевывая, эти продукты удаляют остатки пищи между зубов. Дополнительно вырабатывается слюна, полезная для остановки размножения бактерий и минерализации.
Особо любимые взрослыми и детьми сладкие фруктовые соки и газировку также нежелательно пить. Разумнее заменить их на минеральную воду без газов или некрепкий чай.

Больше всего кальция содержится в твороге, молоке, сыре. Эти продукты особо рекомендуют для профилактики заболеваний зубов. Но важно знать, что оставшиеся частички молочных продуктов также способствуют росту бактерий. Поэтому чистить зубки после каждого принятия такой пищи — хорошая привычка.
Детям нужны витамин Д и фосфор. Они улучшают усвоение кальция. Содержатся в нежирной рыбе и морепродуктах.

Если известно, что в обычной питьевой воде вашей местности нет необходимого количества фторидов, то стоматолог может посоветовать такие способы его восполнения:

  • фторированная вода;
  • фторированное молоко;
  • соль, обогащенная фтором;
  • фторосодержащие таблетки.

Посещение стоматолога

Регулярный стоматологический осмотр малыша позволяет обнаружить начальную форму заболевания, которая эффективно лечится бесконтактными методами. Малыш должен посещать стоматолога минимум 2 раза в год. Подобные профилактические осмотры дают возможность вовремя обнаружить нарушения в развитии зубных тканей.

Дети школьного возраста особенно нуждаются в регулярной консультации стоматолога. В этот период они становятся более самостоятельными и нерегулярно и некачественно чистят зубы. При осмотре выявляется мягкий бактериальный налет, а у некоторых школьников — зубной камень. После удаления камня, видны поражения зубов кариесом — кариесное пятно или начальный кариес. Если вовремя обратиться к врачу, то можно остановить развитие заболевания.

Зачатки постоянных зубов закладываются уже при внутриутробном развитии и далее развиваются у малыша в среднем до 6 лет – времени прорезывания первого постоянного зуба. И если будущая мама заботилась о личной гигиене, правильно питалась, то новорожденный малыш получил хороший шанс иметь здоровые зубы. Правильное грудное вскармливание, регулярная гигиена полости рта и профилактика кариеса в раннем возрасте, а также регулярное посещение стоматолога – все это позволят ребенку к школьному возрасту иметь здоровые зубы. Далее именно в пределах школьного возраста происходит основная естественная смена зубов. Особенно важным является в этот период профилактика кариеса, укрепление зубной эмали и ортодонтологические наблюдения за правильным формированием прикуса и всего зубного ряда.

Комплекс мер по сохранению здоровья зубов

Прежде всего, профилактика возникновения кариеса зубов у детей школьного возраста заключается в комплексе мер, направленных, с одной стороны, на устранение факторов риска самого возникновения кариеса, а с другой стороны – это ряд мер по укреплению, минерализации зубной ткани. Не маловажным фактором предотвращения заболеваний кариеса будет укрепление общего здоровье всего организма школьника. Занятие физкультурой, здоровое питание, полноценный сон, прогулки на свежем воздухе – все это составляющие полноценного здорового образа жизни. При этом санитарное просвещение и гигиеническое воспитание в школьном возрасте очень важно.

Школьный врач стоматолог

В данном случае очень важна работа врача детского школьного стоматолога. Именно школьный детский стоматолог должен грамотно донести родителям и детям, насколько важны профилактические обследования зубов и своевременное лечение кариеса. В принципе в настоящее время в школах предусмотрены целые лечебно-профилактические программы. Участие в них нестрого обязательно и решение об участии в этих программах, конечно, принимать родителям. Если Вы примете решение отказаться от услуг школьного стоматолога, то советуем непременно найти хорошего детского стоматолога, так как в любом случае здоровые зубы – это результат правильного подхода к лечению и профилактическому наблюдению за их здоровьем.

Укрепление зубной эмали

Ну а для того, чтобы улучшить здоровье самой зубной эмали и зубной ткани рекомендуется в целях профилактики проводить реминирализационную терапию, принимать препараты кальция и фтора. Именно непрочная, деминерализированная эмаль дает основу для развития кариеса. Однако любой прием лекарственных препаратов должен быть непременно одобрен врачом детским стоматологом. Перед этим школьнику обязательно должно быть назначено диагностическое обследование. Никогда не занимайтесь самолечением. А так же будьте осторожны в выборе лечебных зубных паст. Их так же должен подобрать Вашему ребенку врач детский стоматолог.

У школьников также особенным образом должен быть сбалансирован рацион питания. Особое значение имеют кальций, фтор и другие, важные для здоровья зубов микроэлементы. Очень важно поступление этих веществ, как внутрь организма, так и особое значение имеет внешнее укрепление эмали. Покрытие зубов фторлаком или специальными фторсодержащими составами может быть настоятельно рекомендовано специалистами детскими стоматологами в этом возрасте. Ведь практикующими стоматологами в области детской стоматологии давно замечено, что в среднем прорезывание постоянных зубов у современных детей происходит в более ранние временные сроки. Эмаль не успевает быстро окрепнуть и сформироваться, и поэтому ее укрепление показано практически всем. При этом любое действие по укреплению эмали зубов у ребенка лучше проводить под наблюдение квалифицированного детского врача стоматолога. А это значит, что перед началом укрепляющих процедур врач обязательно проведет правильную чистку зубов, а далее назначит комплексное диагностическое обследование и саму процедуру проведет уже с учетом всех индивидуальных особенностей ребенка.

Детская ортодонтия

Еще одной особенностью формирования зубного ряда в этот период является возникновение различных патологий, связанных с зубочелюстными деформациями. Однако и устранение любых патологий именно в этот период представляется наиболее оперативным. Единственным минусом может стать необходимость ношения специальных корректирующих устройств, способствующих формирования нормального прикуса и препятствующих искривлению зубного ряда. И дело не только в эстетическом эффекте в период ношения этих приспособлений, дело в затруднении очищения зубов. Именно в этот период следует уделить особое внимание регулярной, тщательной гигиене ротовой полости. Особое значение имеет наблюдение в данном случае у хорошего квалифицированного врача ортодонта . Итак, правильная своевременная санация полости рта, выявление развития кариеса на самых ранних стадиях, проведение процедур укрепления зубов с помощью специальных стоматологических препаратов и процедур – все это способствует предотвращению кариеса у детей школьного возраста на самых ранних стадиях.



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Жена сергея лаврова - министра иностранных дел Жена сергея лаврова - министра иностранных дел Урок-лекция Зарождение квантовой физики Урок-лекция Зарождение квантовой физики Сила равнодушия: как философия стоицизма помогает жить и работать Кто такие стоики в философии Сила равнодушия: как философия стоицизма помогает жить и работать Кто такие стоики в философии