История болезни (пример составления). История болезни

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Учебное время: 2 часа.

Цель занятия: знать: схему сбора анамнеза болезни и жизни; уметь: собирать анамнез болезни и жизни и построить предположение о поражении системы органов на основании полученных данных; быть ознакомленным: с методикой собирания анамнеза болезни и жизни.

План организационная структура занятия:

Контроль исходного уровня знаний — 10 мин.

Демонстрация преподавателем на больном методики сбора анамнеза болезни и жизни — 15 мин.

Самостоятельная работа студентов по сбору анамнестических данных и их разбор — 60 мин.

Подведение итогов, задание на дом — 5 мин.

Вопросы для теоретической подготовки:

Анамнез болезни его значение в диагностике. Значение анамнеза жизни. Роль сведений, касающихся детского возраста. Роль сведений о трудовой деятельности. Влияние профессиональных вредностей и специфических условий работы. Влияние условий быта на состояние больного (жилище, питание, одежда). Значение сведений о перенесенных в прошлом заболеваниях. Влияние вредных привычек на течение заболевания. Значение семейного анамнеза.

Анамнез болезни (anamnesis morbi) должен отражать развитие заболевания от его начала до настоящего момента. Необходимо выяснить время появления первых симптомов заболевания и детально их описать. Охарактеризовать начало болезни (острое, постепенное). С чем связано, по мнению больного, данное заболевание. Выяснить время первого обращения к врачу, назначалось ли лечение (амбулаторное, стационарное), какое и его результаты. Подробно выяс­нить течение заболевания: наблюдалось ли улучшение или ухудшение состояния за время болезни. Появились ли новые симптомы (какие, время их появления). Предполагаемая причина последнего ухудшения состояния здоровья, что явилось причиной госпитализации.

Важное значение придается истории жизни (anamnesis vitae) больного, поскольку она дает возможность выявить ряд индивидуа­льных особенностей больного (как приобретенных, так и наследственных), условия быта и его труда, перенесенные заболевания и т.д. Собирая сведения, касающиеся детского возраста, обращают внимание на место рождения больного, ибо известно, что некоторые болезни (например эндемический зоб, малярия) больше распространены в одних местностях и редко встречаются в других; кроме того, климат местности иногда оказывает влияние на состояние здоровья и изменяет восприимчивость к некоторым болезням. Далее выясняют возраст родителей больного при его рождении, каким по счету ребенком был в семье, как развивался в детстве, не отставал ли в физической или умственном развитии от сверстников, как учился. Эти сведения позволяют оценить состояние здоровья больного при рождении в детском возрасте.

Большое значение имеет расспрос больного о его трудовой деятельности — трудовой анамнез. Выяснение наличия даже в прошлом профессиональных вредностей может способствовать правильному распознаванию заболевания. Обстановка и характер работы могут быть прямой причиной некоторых заболеваний, а также влияют на восприимчивость к самым разнообразным болезням, предрасполагая к ним, и накладывал отпечаток на их течение.

Большое значение для состояния здоровья имеют жилищно-бытовые условия в различные периоды жизни больного (отдельная квартира или общежитие, комната в полуподвале и прочие санитарные условия). Нужно установить семейное положение больного, сколько человек живет вместе с ним, состояние их здоровья; какова материальная обеспеченность семьи. Нужно выяснить режим питания больного, сбалансирован ли его пищевой рацион по основным питательным веществам — белкам, жирам, углеводам, витаминам.

Необходимо также установить, какие болезни перенес больной. Нередко заболевание, по поводу которого обратился больной к врачу, может быть следствием или осложнением ранее перенесенной болезни. Некоторые инфекционные заболевания (корь, скарлатина), сопровождаются выработкой стойкого иммунитета к данной инфекции; после других инфекционных заболеваний (рожа, ревматизм) остается склонность к их повторению.

Выявляют также вредные привычки: курение (с каких лет начал курить, сколько сигарет в день); употребление спиртных напитков (частота и количество), наркотиков.

Наследственная предрасположенность играет в ряде случаев немаловажную роль в диагностике заболеваний. Поэтому необходимо выяснить состояние здоровья родителей и ближайших родственников. Такие заболевания, как, например, гемофилия, гемолитическая анемия, сахарный диабет, психические заболевания могут передаваться по наследству. Необходимо также принимать во внимание возможность семейных заболеваний, зависящих от условий быта, питания, образа жизни (склонность к ожирению, подагре, туберкулезу).

План самостоятельной работы:

Самостоятельно собрать жалобы и анамнез у курируемого больного. При собирании анамнеза необходимо помнить о таких правилах деонтологии, как уважительное обращение к больному по имени и отчеству, умении внимательно выслушать рассказ больного, необходимо, прощаясь, пожелать доброго здоровья.

В беседе с больными, необходимо соблюдать «стерильность слова», учитывать психику больного, особенно впервые заболевшего, который обеспокоен исходом заболевания. Полученные данные представить преподавателю в письменном виде.

Пример записи полученных результатов: см. схему истории болезни.

Контрольные задания:

  1. Если больной выписался из стационара с улучшением, то о чем нуж­но спросить его, собирая анамнез болезни?
  2. Больной отмечает появление высыпаний на коже и зуд после при­ема медикаментов. Чем нужно поинтересоваться у данного больного?
  3. При собирании анамнеза жизни выяснилось, что больного еще в детстве беспокоила одышка, из-за которой он не мог играть со сверстниками и был вынужден часто отдыхать во время игры. О поражении какой системы организма можно думать?
Литература

Основная:

Гребенев А.Л. Пропедевтика внутренних болезней. Москва, Медицина, 1995. Схема истории болезни для студентов.

Лекция по теме занятия.

Дополнительная:

Пропедевтика внутренних болезней (под ред. В.Х.Василенко) Москва, Медицина, 1989.

Руководство к практическим занятиям по пропедевтике внутренних болезней.

Минск, 1986.

Шелагуров А.А. Пропедевтика внутренних болезней. Москва, Медицина, 1975. Шкляр Б.С. Диагностика внутренних болезней. -Киев, «Вища школа», 1972.

Анамнез болезни.

Подробно изучаются: а) начало заболевания, б) первые признаки его, в) возможные причины, г) течение и развитие заболевания. Особое внимание уделяется начальным симптомам и причинам его. Следует проанализировать связь начала заболевания и дальнейшего течения с воздействием неблагопри­ятных факторов (переохлаждение, тепловое воздействие, профессиональные вредности, отрицательные эмоции, нарушение режима питания, сна), с вред­ными привычками и пр. Описывается медицинская помощь, которая оказы­валась больному до поступления в клинику, назначаемые лекарственные препараты с указанием лечебного эффекта или другие методы лечения, дис­пансерное наблюдение. Изучаются содержание самолечения, если имело оно место, лечение с ис­пользованием средств и методов народной медицины, а также нетрадицион­ных методов (у знахарей, экстрасенсов и др.). Описывается последнее ухуд­шение состояния (или обострение заболевания), его клиника, предпринимае­мое лечение. Состояние трудоспособности. Отмечаются причины, послу­жившие показанием для госпитализации. Следует считать обязательным изу­чение имеющейся у больного медицинской документации – амбулаторной карты, выписок из историй болезни с описанием результатов лабораторных, инструментальных методов обследования и заключений консультантов. Кри­тически отнестись, с преемственностью, но не с абсолютным доверием к ра­нее поставленному у больного диагнозу. Изучается эпидемиологическая ха­рактеристика начала заболевания. Рассматривается как из­менилась трудоспособность больного с возникновением заболевания, а также его активность в быту.

В анамнезе заболевания в хронологическом порядке должны найти от­ражение начало и развитие всех ведущих жалоб.

Необходимо распознать заинтересованность больного в возможно преднамеренном освещении его заболевания, т.е. наличие симуля­ции, равно как и диссимуляции, а также возможную забывчивость его, ошибки памяти, отсутствие наблюдательности и пр. Пациенты молодого возраста склонны к диссимуляции, т.е. к неполной информации о симптомах своего заболевания, к сокрытию их, а пожилого и старческого – к агравации симптомов (гл.VIII).

При описании высказываемых больным признаков заболевания необ­ходимо подбирать слова и выражения, которые бы полно и возможно точно, но кратко отражали содержание патологии при трансформации бытовой тер­минологии в медицинскую. Задавая вопросы больному, необходимо терпе­ливо выслушивать рассказ больного как о болезни, так и о жизни. Этим пре­дупреждается превращение расспроса больного в допрос, создаются условия, располагающие больного к более полному и подробному изложению сведе­ний о своем заболевании.


Написание анамнеза заболевания – это не протокольное повествование вольного изложения произнесенных устами больного сведений, а творчески, активно переработан­ное, клинически осмысленное изложение фактов в их взаимосвязи, позво­ляющее прийти к заключению , в котором было бы представлено суждение о характере заболевания (острое, затяжное, хроническое), о его начале (острое, медленное, с наличием инкубационного периода), о течении (прогресси­рующее, непрогрессирующее, рецидивирующее и др.), о наличии осложне­ний, об эффективности проводимого лечения, о причинных факторах, спо­собствующих возникновению заболевания равно как и его обострению (ре­цидиву) и прогрессированию.

3.2.1. Изучаются где и когда родился, доношенным или недоношен­ным, материально-бытовые условия, развитие в детстве и во время учебы в школе, успеваемость, занятия физкультурой и спортом, служба в ар­мии. Описываются условия труда и быта в начале трудовой деятельности и в течение всей последующей жизни больного, состав семьи, квартирные усло­вия, психо-социальная характеристика. Необ­ходимо обратить внимание на наличие профессиональных вредностей, нару­шений режима питания, наличие смены климато-гео­графических зон проживания, в том числе пребывание в экологически неблагоприятных зонах. У женщин - начало и характер менструаций, регулярность их, время последней менструации, по­ловая жизнь, беременность, аборты, роды, их течение, климакс.

Зало­гом успеха изложения анамнеза жизни является уход от формализма. В одних случаях такие данные, как социальное происхождение, развитие в детском и отроческом возрасте, спо­собность к учебе в школе, профессиональная деятельность, начало половой жизни, время вступления в брак и другие данные не имеют существенного значения, подробное выявление их нецелесообразно, в других случаях они заслуживают особого внимания. Степень полноты описания их должна индивиду­ально варьировать, что определяется предположением о возможной роли их в возникновении и развитии конкретного заболевания.

3.2.2. Перенесенные заболевания . Перечисляются в хронологическом порядке с указанием возраста, с описанием особенностей течения, проведен­ным лечением, в том числе санаторно-курортным. Отмечаются профилакти­ческие мероприятия, обследования, их результаты. Выявляется наличие в прошлом травм, ранений, операций, их осложнений. Изучается наличие в прошлом как у больного, так и его родственников туберкулеза, сифилиса, эндокринных заболеваний, злокачественных новообразований, аллергиче­ских заболеваний, тех или иных реакций на введение вакцин и сывороток, непереносимость больным медикаментов.

3.2.3. Вредные привычки . Курение: начало (возраст), количество – 10, 20, 30 и более папирос в сутки, длительность. Употребление алкоголя: редко - 1 раз в 3-6 мес., часто – 1 раз в мес., регулярно – еженедельно, систематиче­ски – несколько раз в неделю. Другие вредные привычки (употребление наркотиков).

3.2.4. Наследственность. Изучается с изображением ввиде схемы по мужской и женской родословным (генеалогическим) ветвям больного с об­щепринятыми в генетической терминологии условными обозначениями (рис.1) или буквами алфавита (А, Б, В, Г и т.д.), в каждом поколении родные братья и сестры располагаются в порядке рождения слева направо, каждый из них обозначается арабскими цифрами (табл.2). Внизу схемы родослов­ной пишется легенда, в которой кратко, с выделением наиболее существен­ного характеризуется каждый индивидуум родословной (рис.2).

Таблица 2

Генеалогические ветви и поколения в родословной

Анамнез заболевания.

II. АНАМНЕЗ

I. ПАСПОРТНЫЕ ДАННЫЕ

ИВАНОВО - 1998

Башлачев Андрей Александрович.

ИСТОРИЯ БОЛЕЗНИ

Клинический диагноз: Врожденный порок сердца (тетрада Фалло),

недостаточность кровообращения IIА, фаза

первичной адаптации. Гипостатура II степени,

период прогрессирования, постнатальная,

смешанного происхождения. Остаточные явления

Куратор: студент 8 группы IV курса

общеврачебного факультета

Ф.И.О. ребенка: x

Возраст: 5 месяцев.

Адрес постоянного места жительства: Ивановская область, Лежневский

Каким учреждением направлен: Лежневская ЦРБ.

Диагноз при направлении: ОРВИ, врожденный порок сердца (тетрада Фалло).

Диагноз клинический:

Врожденный порок сердца (тетрада Фалло), недостаточность

кровообращения IIА, фаза первичной адаптации. Гипостатура II степени,

период прогрессирования, постнатальная, смешанного происхождения.

Остаточные явления ОРВИ.

При поступлении жалобы на кашель, повышенную температуру,

беспокойство. Кашель - с отделением небольшого количества слизистой

Заболел 17/IV 98, когда поднялась температура до 38,3 градусов. После

приема аспирина температура нормализовалась, но утром 18/IV поднялась

до 38 градусов. Был осмотрен фельдшером, назначен ампиокс. 18 и 19/IV

температура не повышалась, появился сухой кашель, беспокойство,

снижение аппетита. При обращении к врачу ЦРБ был поставлен диагноз

"ОРВИ", ребенок направлен в клинику "Мать и дитя" для обследования и

Ребенок страдает врожденным пороком сердца (диагноз установлен в 1 ДКБ

г.Иванова, где ребенок лечился после родильного отделения). Находился

на обследовании в клинике "МиД" в феврале 1998 года.

До момента курации ребенок получал следующее лечение: дигоксин,

нитросорбид, панангин по основному заболеванию, а также линкомицин.

1. Антенатальный период.

Ребенок от первой беременности, первых родов.

Беременность протекала на фоне анемии I степени, варикозной болезни

вен, диффузного увеличения щитовидной железы, ОРВИ во II половине

беременности.

Сведений о угрозе выкидыша, питании беременной, профессиональных

вредностях, мерах профилактики рахита нет.

Экстрагенитальной патологии у матери не отмечается.

Течение родов нормальное, роды в срок 40-41 недели. Акушерских



вмешательств не проводилось. Сведений по характеру околоплодных вод и

оценке новорожденного по шкале Апгар нет.

Заключение о развитии ребенка в антенатальном периоде: фактором риска

может являться диффузное увеличение щитовидной железы, ОРВИ во II

половине беременности.

2. Период новорожденности.

Родился доношенным, масса при рождении 3040 г, длина при рождении 53

см. Закричал сразу. Меры оживления не применялись. Родовой травмы не

было. Вскоре после рождения появился цианоз.

Остаток пуповины отпал на 3 день, пупочная рана зажила на 5 день. Был

приложен к груди через 1 сутки.

На 6 день выписан в 1 ДКБ. Масса при выписке 3000 г.

Заключение о развитии ребенка в период новорожденности: массо-ростовой

коэффициент = 57,3 - гипотрофия I степени; проявилась патология

внутриутробного развития - врожденный порок сердца.

3. Вскармливание ребенка.

В настоящее время находится на искусственном вскармливании. Прикорм

введен в 3,5 месяца в виде каши по 70,0. Соки получает с 1 месяца,

фруктовое пюре - с 2 месяцев. Был отнят от груди в 1,5 месяца, до 4

месяцев получал смеси, в настоящее время - цельное молоко и смеси.

Режим питания - 7 раз в день через 3 часа с ночным перерывом 6 часов.

Заключение по вскармливанию ребенка: ранний перевод на искусственное

вскармливание; раннее введение каши, отсутствие овощного пюре.

4. Сведения о динамике физического и психомоторного развития.

Держит голову с 5 мес, плохо. Не сидит, не стоит.

Развитие речи: гуление около 2 мес.

Рост в настоящее время 61 см (при должном для данного возраста 67 см),

масса - 4266 г (при должной для данного роста 6208 г) - дефицит массы

Сумма коридоров - 4, разность - 1.

ДДУ не посещает.

Заключение о психомоторном и физическом развитии ребенка: задержка

физического и психомоторного развития; сниженный рост и низкая масса

тела, гипостатура II степени.

5. Сведения о профилактических прививках.

Не проводились.

6. Перенесенные заболевания.

Поставлен диагноз "врожденный порок сердца".

Отмечается аллергическая реакция на апельсиновый сок в виде эритемы

щек, реакция на ампиокс.

С 4,5 мес - аллергический конституциональный дерматит.

7. Жилищно-бытовые условия.

Материально-бытовые условия удовлетворительные. Уход за ребенком

достаточный. Режим ребенка соответствует возрасту. Прогулки

ежедневные. Питание регулярное. Поведение дома - ребенок беспокойный.

8. Сведения о семье ребенка.

Мать - Баушина Елена Александровна, 23 года, не работает. Здорова.

Отец - Баушин Сергей Евгеньевич, 22 года, "Лежагропромтранс" -

водитель. Здоров.

Профессиональных вредностей и вредных привычек отца и матери не

отмечается.

Наследственность не отягощена.

Anamnesis vitae (анамнез жизни) - это информация о жизни индивида, которая позволяет понять некоторые особенности организм, а также имеет важное значение для установления характера патологии и выяснения факторов ее возникновения. Доктор собирает сведения об истории жизни больного путем его опроса, следуя определенному плану.

План сбора информации о жизни больного

Рассмотрим на схематичном примере, как написать анамнез жизни. Все сведения, полученные от больного, вносятся в историю болезни в определенном порядке, включающего несколько обязательных для заполнения разделов.

Биографические данные:

  • место рождения - имеет особое значение, так как в некоторых районах распространены конкретные заболевания;
  • в каком возрасте были родители, когда родился пациент;
  • как протекала беременность - использование медикаментов в период вынашивания, перенесенные инфекционные болезни, угроза выкидыша и т. п.;
  • родоразрешение - степень доношенности, какой по счету ребенок в семье и от каких родов;
  • естественное, смешанной или искусственное вскармливание;
  • условия жизни в детском и подростковом возрасте - регион, жилищные условия, семейные обстоятельства, питание;
  • физическое и умственное развитие - какие особенности;
  • половая зрелость - время наступления;
  • факторы, которые послужили причиной патологии и условия, влияющие на течение и исход болезни - неполноценное питание, плохой уход, нарушение санитарных норм, слабое физическое развитие и др.

Перенесенные инфекции:

  • дифтерия, ветряная оспа, скарлатина, краснуха, корь, паротит, их клиника и наличие последствий;
  • простудные болезни;
  • врожденные инфекционные заболевания и хронические очаги инфекции (например, кариес, гайморит), кроме того, выясняется были ли выезды в страны, неблагополучные по эпидобстановке.

Сведения о ранее перенесенных заболеваниях.

Данные о работе на вредных производствах.

Пагубные пристрастия - токсикомания, алкоголизм, табакокурение, наркомания.

Семейно-наследственный анамнез - выясняют ближайших родственников. Например, если в семье присутствует больной туберкулезом, то есть вероятность инфицирования всех членов семьи. Кроме того, выявляется предрасположенность к фенотипическим заболеваниям. При имеющихся наследственных патологиях, которые передаются каждому новому поколению, выясняют вид носительства и степень выраженности гена, а также тип наследования.

Аллергоанамнез - есть ли аллергия у пациента или его родственников на медикаменты, продукты и др.

Каждый раздел описывается доктором подробно.

Сбор сведений о жизни

Приводя пример анамнеза жизни ребенка, стоит заметить, что он имеет некоторые особенности, которые связаны с его возрастом. Задача доктора очень подробно расспросить мать малыша о следующих периодах:

  • пренатальный - внутриутробное развитие;
  • интранатальный - от начала родов до рождения;
  • ранний постнатальный - от рождения до самостоятельного кормления;
  • сведения о жизни в младенчестве.

Важны все мельчайшие подробности, которые указывают, как осуществлялось развитие малютки. Проанализировать все вышеперечисленные этапы развития особенно важно при написании истории болезни. На примере анамнеза жизни малышей до трехлетнего возраста рассмотрим, какая еще собирается информация:

  • об особенностях воспитания;
  • о заболеваниях, которые малыш перенес в раннем возрасте, а также о наследственных патологиях;
  • бытовые условия, в которых растет и развивается ребенок;
  • вскармливание - искусственное, естественное или смешанное;
  • какие прививки были сделаны и реакция на них;
  • эпидемиологическая обстановка.

Сбор сведений о жизни детей раннего возраста

Пример анамнеза жизни ребенка раннего возраста:

  • Какой по счету ребенок и от какой беременности. Описываются все предыдущие и указываются чем закончились.
  • Течение беременности - были ли токсикозы, как проявлялись. Наличие хронических заболеваний, перенесенные инфекции, профвредности у матери, лечение в условиях стационара, прием лекарственных средств.
  • Питание и режим дня во время ожидания малютки. Была ли женщина в декретном отпуске.
  • Продолжительность и осложнения при родах, а также: когда и как закричал малыш, вес, рост, когда приложили к груди первый раз и как часто прикладывали, как сосал, на какие сутки выписали домой и вес при выписке.
  • Развитие в первые три года жизни - физическое, статики и моторики, психическое.
  • Поведение малыша в домашней и незнакомой обстановке. Отношение к окружающим его взрослым и детям.
  • Продолжительность сна.
  • Вид вскармливания, режим кормления, сроки прикормов. Рацион к началу заболевания.
  • Назначался ли витамин D и когда.
  • Когда появился первый зуб, как прорезывались другие и в каком порядке. Количество зубов к концу первого года жизни.
  • Какие и когда были операции, заболевания.
  • Вакцинация - какие прививки и реакция на них. Манту и результат.
  • Аллергические реакции.
  • Инфекционные контакты.

Сбор сведений о жизни детей старшего возраста

Пример анамнеза жизни ребенка 12 лет и старше:

  • По счету какое дитя в семье.
  • Развитие в раннем детстве.
  • Поведение в домашней обстановке и коллективе. Школьная успеваемость, склонность к каким учебным предметам имеет.
  • Пагубные пристрастия.
  • Перенесенные оперативные вмешательства и болезни.
  • Вакцинопрофилактика.
  • Аллергоанамнез.
  • Инфекционные контакты.

Семейный анамнез

Выше рассмотрены примеры анамнеза жизни ребенка в разном возрасте. Однако к ним относится и сбор сведений о семье. Доктор выясняет следующую информацию:

  • Возраст и информация из паспорта обоих родителей.
  • Состояние здоровья официальных опекунов и близких родственников с обеих сторон.
  • Наличие в семье инфекционных, онкологических, психических, аллергических, нервных, эндокринных патологий.
  • Вредные привычки родителей - табакокурение, алкоголизм.
  • Профессиональные вредности.
  • Составляется генеалогическая карта. Объем этого исследования определяет доктор.

Некоторые особенности заполнения истории болезни

История болезни ребенка ведется с начала поступления пациента в учреждение здравоохранение стационарного типа. Это так называемый протокол обследования больного ребенка. В котором отражены основные виды исследований, заключения специалистов, предварительный, основной, дифференциальный и окончательный диагноз, различные сведения о больном, в том числе и анамнез жизни ребенка. Пример заполнения этой части истории болезни выглядит следующим образом. Информация для этого раздела есть в направлении, оформленном в поликлиническом учреждении, выписке из амбулаторной карты малыша или истории развития ребенка, в записях доктора при поступлении в стационар, где отражены результаты первичного осмотра. Для сбора анамнеза жизни малыша до трех лет доктор опрашивает его родителей:

  • Количество беременностей, чем закончились, состояние здоровья и возраст детей. Если есть умершие, то выясняется причина смерти и возраст.
  • Антенатальный период - состояние здоровья будущей мамочки в период вынашивания малыша, перенесенные болезни, фармакотерапия.
  • Течение родов - преждевременные, срочные, их длительность, осложнения.
  • Реакция малютки - когда закричал, громкий или слабый крик.
  • Вес и рост при рождении.
  • Когда приложили новорожденного к груди, как сосал, как взял грудь.
  • На какие сутки мать с малышом были выписаны. Масса тела малютки при выписке.
  • Болезни в период новорожденности.
  • Развитие: физическое в первый год жизни, статики и моторики, психическое.
  • Вскармливание, частота кормления грудью. С какого возраста введен прикорм. Характер питания к моменту настоящей болезни.
  • Когда появились первые зубы, их количество к началу второго года жизни.
  • Перенесенные заболевания, операции, травмы, осложнения и последствия.
  • Прививки, указывается возраст, когда была проведена вакцинация и реакция на ее введение.
  • Наличие аллергии.
  • Инфекционные контакты.

Пример анамнеза жизни пациента старше трех лет:

  • По счету какой ребенок в семье.
  • Развитие в раннем детстве.
  • Поведенческие характеристики.
  • Перенесенные болезни, травмы, операции.
  • Вакцинопрофилактика и туберкулиновые пробы.
  • Аллергические реакции.
  • Инфекционные контакты.

Пример анамнеза жизни в терапии

При сборе сведений у индивида с подозрением на патологию почек обращают внимание на следующую информацию:

  • Утоняются факторы риска возникновения патологии почек - длительное проживание в неотапливаемом помещении, регулярные переохлаждения, работа на сквозняке или на улице.
  • Перенесенные заболевания половой сферы, сахарный диабет, туберкулез.
  • Выясняется, не связана ли работа с подъемом тяжестей, длительной ходьбой, ездой, так как это негативно отражается на течении болезней почек и провоцирует приступы почечной колики.
  • Наследственность - были ли аномалии почек, амилоидоз, мочекаменная болезнь у родственников. Интересуются у женщин о беременности, т. к. она может быть провокатором нефропатии или обострения хронической патологии.

Сведения о больном стоматологического профиля

Анамнез жизни пациента для врача имеет важное значение, так как он позволяет с большей достоверностью оценить настоящее состояние больного и сделать прогноз терапии. Пример анамнеза жизни больного, поступившего в стоматологическую хирургию:

  • Доктор опрашивает индивида об условиях быта, отдыха, труда, рационе, физической нагрузке.
  • Сведения о здоровье родителей.
  • Течение беременности и родоразрешения.
  • Вредные привычки.
  • Наследственные патологии в части врожденных пороков челюстно-лицевой области.
  • Развитие в детстве, вид вскармливания, перенесенные инфекционные и другие заболевания, результаты терапии.
  • Учитывается акушерский анамнез.
  • Перенесенные заболевания, их течение, лечение и исход также учитываются.

При получении информации о семейном анамнезе анализируется наличие у родственников аутоиммунных и аллергических патологий, опухолей злокачественного течения, психических расстройств, сифилиса, туберкулеза.

Заполнение медицинской документации

Сбор анамнеза или по-другому опрос пациента начинается с вопросов, которые необходимы для заполнения истории болезни. На примере анамнеза жизни рассмотрим, какие сведения интересуют доктора:

  • Некоторые сведения биографии о больном.
  • Перенесенные в течение предыдущих периодов жизни заболевания.
  • Пагубные пристрастия.
  • Наследственные факторы.

Во всех из вышеперечисленных пунктов доктора будут интересовать те вопросы, которые непосредственно связаны с настоящим патологическим процессом. Поэтому в зависимости от профиля заболевания перечень вопросов может отличаться.

Схема сбора анамнеза

Благодаря четко разработанной схеме, каждый доктор при составлении истории болезни может воспользоваться примером анамнеза жизни взрослого:

  • Где родился.
  • Возраст родителей в момент рождения.
  • Характер протекания беременности.
  • Информация о родах.
  • Тип вскармливания.
  • Перморбидные состояния: рахит, гипотрофия и др.
  • Физическое и умственное развитие.
  • Сроки полового созревания.
  • Причины, в результате которых возникла болезнь, условия, влияющие на ее течение, и исход.
  • Детские инфекционные заболевания.
  • Частота простудных болезней.
  • Врожденные патологии, в том числе и инфекционные.
  • Условия труда и наличие профессиональной вредности.
  • Вредные пристрастия.
  • Самочувствие близкой родни.

Сведения о жизни пациентов мужского пола

Какие вопросы при опросе доктор задает сильной половине человечества, рассмотрим на примере анамнеза жизни мужчины. План сбора информации для оформления истории болезни:

  • Жизнеописание - место и год рождения, в какой семье родился, какой по счету ребенок, как развивался и рос.
  • Образование.
  • Служба в армии, участие в боевых действиях.
  • Находился ли в местах лишения свободы.
  • Имеются ли интимные проблемы.
  • Семейное положение.
  • Трудовой анамнез - с какого возраста и где начал трудовую деятельность, условия и режим работы, ночные смены, профессиональные вредности.
  • Жилищные условия, сколько человек проживает вместе.
  • Нахождение в неблагоприятных по экологии местностях.
  • Рацион, режим питания.
  • Пагубные пристрастия - с какого возраста курит, употребляет спиртосодержащие напитки или их подделки и в каком количестве, прием наркотических, токсических веществ.
  • Заболевания, которые были диагностированы ранее, травмы, контузии, операции и ранения перечисляются в хронологическом порядке и с указанием возраста, когда они были. А также описывается длительность лечения, наличие осложнений. Если переливалась кровь или ее компоненты, то описывают была ли реакция на эту процедуру.
  • Вакцинопрофилактика - какие прививки сделаны, когда, дата последней. Перенесенные инфекционные, венерические болезни, туберкулез, гепатит.
  • Была ли аллергия и на какой аллерген, сезонность в случае ее наличия.

  • Информация по листкам временной нетрудоспособности, их продолжительности за текущий год. Имеется ли инвалидность и какой группы, ее причина и дата установления.
  • Самочувствие близкой родни. Имеется ли отягощенная наследственность, наличие онкологической, сердечно-сосудистой, эндокринной патологии, психических заболеваний, алкоголизма. Наличие в анамнезе попыток суицида, нарушения психического здоровья, туберкулеза или сифилиса.
  • Пример анамнеза жизни эпидемиологический - возможный источник инфекции, путь заражения, иммунный статус. Выявляются контакты с инфекционными больными. Пребывание в эпидемически неблагополучной местности. Участие в охоте на диких животных, уход за ними и контакт.
  • Половой анамнез - случайные связи, отсутствие защищенного секса, частота смены партнеров. Венерические и инфекционные патологии у партнеров.
  • Использовались ли при лечении методы нетрадиционной медицины, иглорефлексотерапия, тибетская медицина, лечение у знахарей и шаманов, эффективность такого альтернативного метода лечения.

Пример анамнеза жизни женщины

Сбор сведения о жизни женщины имеет некоторые особенности, собирается по схеме:

  • Жизнеописание, начиная с младенчества.
  • Патологические состояния, которыми переболел индивид, начиная с детства, в том числе психические, венерические, онкологические, вирусные, нервные, эндокринные.
  • Операции и травмы.
  • Гинекологический анамнез - сколько было беременностей, родоразрешений, абортов, когда начались месячные, их регулярность, дата последней менструации, время, когда начался климакс.
  • Наличие аллергии и тип аллергена.
  • Было ли нахождение на больничном листе в течение текущего года, их длительность, есть ли инвалидность и по какому заболеванию.
  • Были ли переливания крови и когда, причина.
  • Семейное положение.
  • Условия трудовой деятельности и быта.
  • Вредные привычки - прием спиртосодержащих напитков, наркотиков, табакокурение.
  • Наследственные патологии.

Как видно на этом примере, анамнез жизни женщины охватывает более широкий круг вопросов.

Заключение

Анамнез жизни - это своего рода история заболевания, дающая социально-биологическую характеристику индивиду. Результатом его анализа является постановка диагноза, а также прогноз. В нем содержится информация и о трудовой деятельности, и об условиях проживания. И если они происходят в неблагоприятной, в экологическом плане, регионе или в инфекционном очаге, то это поможет доктору быстрее определиться с диагнозом и выявить воздействие негативных факторов (стрессовых, химических и др.) на организм индивида. Врача в первую очередь будут интересовать сведения, которые каким-либо образом связаны с развитием болезни. Например, работа на вредном производстве снижает устойчивость организма индивида и существенно ослабляет иммунную систему. Таким образом, анамнез жизни позволяет оценить индивидуальные особенности организма, что несомненно важно для выбора методов терапии и профилактики осложнений.

До проведения диагностических мероприятий врачи стараются получить максимум информации от самого пациента. Это помогает не только предположить возможный диагноз, его и установить масштаб предстоящих обследований. Совокупность полученных данных обозначают термином «анамнез». Что это такое, для чего он нужен – многим пациентам неизвестно.

Анамнез – что это такое в медицине?

Чтобы понять, что означает слово «анамнез» в медицине, можно обратиться к словарю медицинской терминологии. Этим определением принято обозначать совокупности всех сведений о пациенте, его заболеваниях, которые получены путем опроса самого больного и его родственников, близких. Получаемая в результате информация используется для установления причины заболевания, постановки диагноза и с целью дальнейшего выбора метода лечения и профилактики.

Метод опроса пациентов целенаправленно разрабатывали и внедряли в клиническую практику следующие известные деятели медицины: Захарьин, Мудров, Остроумов. Даже в современной медицине анамнез продолжает занимать ведущее положение в процессе получения информации о болезни и состояния здоровья пациента. Ему присваивают первостепенное значение в процессе диагностики заболеваний психики и целого ряда соматических болезней.

Неотягощенный анамнез

Разобравшись с термином анамнез, что это такое, необходимо выделить его основные формы. При сборе информации о пациенте, дальнейшей постановке диагноза врачи обращают внимание на особенности анамнеза. О такой разновидности, как неотягощенный анамнез, медики говорят, если у пациента отсутствуют .

Хронические воспалительные и инфекционные процессы в организме, водно-солевой баланс у пациента в норме. Другими словами, неотягощенный анамнез – это полное отсутствие предпосылок для развития предполагаемой патологии. В клинической практике такое встречается нечасто, так как заболевание практически всегда является следствием нарушения или сбоя в организме человека.

Отягощенный анамнез

Термин «отягощенный анамнез» медики используют, когда история больного содержит информацию о наличии других патологий, влияющих на исход основного заболевания. Нередко используют термин «отягощенный акушерский анамнез» – он применим к ситуации, когда есть серьезная угроза для процесса внутриутробного развития плода и нормального родоразрешения. В акушерской практике данный анамнез используется, исходя из наличия сопутствующих проблем, которые имели место в процессе предыдущих гестаций:


Анамнез жизни

Анамнез данного типа – это практически вся история жизни больного. Анамнез жизни включает в себя сведения о физическом, психическом и социальном развитии обследуемого. Объем получаемых сведений варьируется и зависит непосредственно от условий, в которых оказывают медицинскую помощь. В случае неотложных состояний медики выясняют только основные моменты, которые необходимы для постановки диагноза и лечения. Чем больше подробностей содержит анамнез жизни, тем лучше врач может понять пациента, его индивидуальные особенности.

Владея этой информацией, врачи способны точно выставить диагноз, сделать прогноз относительно выявленного заболевания, дать индивидуальные рекомендации относительно профилактики осложнений. Среди основной информации, получаемой в ходе сбора анамнеза жизни:

  • особенности психического и физического развития;
  • бытовые условия и особенности семейной жизни;
  • вредные привычки;
  • перенесенные заболевания;
  • аллергологический анамнез.

Семейный анамнез

Семейный или генеалогический анамнез – информация о пациенте, касающаяся состава его семьи, обстановки в ней, заболеваний отдельных ее членов. Семейный анамнез содержит сведения о возрасте родителей пациента, особенностях их профессии, материальном состоянии семьи. Подробно собирается информация о каждом представителе семьи:

  • когда и какими детскими заболеваниями он болел;
  • сколько детей в семье;
  • особенности развития каждого ребенка.

Такой анамнез может содержать и информацию о посещении дошкольных учреждений, школы, особенностях режима дня, успеваемости и дополнительных нагрузках. Полная картина помогает выявить все предрасполагающие факторы к развитию той или иной патологии. Отдельное внимание уделяют выявлению наследственных заболеваний.

Анамнез болезни

Когда врачами составляется история болезни, анамнез всегда является одним из первых ее составных частей. Специалисты собирают сведения о возникновении и течении болезни. Установлены случаи, когда патология после появления первой симптоматики никак себя не проявляет, но затем развивается осложнение, которое специалисты ошибочно принимают за начало заболевания. Отдельно устанавливают:

  • последовательность возникновения жалоб;
  • особенности начала заболевания.

Получаемая информация дает основание подозревать, злокачественный ли процесс наблюдается, острое заболевание или хронический патологический процесс. Учитывая такой вариант, врачи сначала стараются установить причинные факторы и обстоятельства, способствующие развитию болезни. Затем обращают внимание на причину, послужившую основанием для обращения к медикам. В анамнезе болезни подробно указывается:

  • последовательность течения болезни;
  • изменение субъективных и объективных сведений заболевания;
  • наличие периодов ремиссии и их продолжительность.

Гинекологический анамнез

Девушкам, впервые обращающимся к гинекологу, незнаком термин анамнез: что это такое в гинекологии, для чего используется – им неизвестно. Данного типа информация получается непосредственно от самой пациентки. Задаваемые врачом вопросы касаются детородной функции женщины. Специалист устанавливает характер менструаций, их периодичность, объем выделений. Также он обращает внимание на наличие абортов или выкидышей в прошлом. Гинекологический анамнез содержит информацию о перенесенных гинекологических заболеваниях, времени наступления менопаузы и климакса.


Акушерский анамнез

Акушерский медицинский анамнез – составная часть анамнеза жизни, которая содержит информацию, касающуюся генеративной функции женского организма. Врачи устанавливают количество беременностей, особенности их течения и процесса родоразрешения, характер возникших осложнений. Обращают внимание на:

  • режим беременной женщины;
  • количество родов в прошлом;
  • от чего и на каких сроках проводилось лечение.

Позже выясняют:

  • закончилась ли беременность в срок;
  • был ли ребенок не доношен или родился позже положенного срока;
  • какое пособие при родах использовалось.

Аллергологический анамнез

Данный вид анамнеза включает сведения о выявленных аллергических заболеваниях у пациента и его родственников. Аллергические реакции могут развиваться при воздействии на организм широкого спектра аллергенов. Так, фармакологический и аллергологический анамнез содержит информацию о наличии у пациента непереносимости отдельных групп лекарств. По возможности устанавливают тип аллергена. При составлении анамнеза уточняют наблюдавшиеся проявления аллергии:

  • крапивница;
  • отек слизистых оболочек носа.

Психологический анамнез

Психологический анамнез содержит полную информацию относительно особенностей психического развития пациента, его наследственности. Специалисты обращают внимание на:

Отдельное внимание уделяют семейным взаимоотношениям – непонимание, отсутствие постоянного контакта с близкими может привести к развитию серьезных патологий психики. Стоит отметить, что психологический анамнез может быть субъективным и объективным.

Большое внимание врачи уделяют второму типу анамнеза. Связано это с особенностями развития патологии: пациент из-за своего заболевания не может нормально интерпретировать происходящее с ним в прошлом. В ходе опроса врачи должны тщательно исследовать наследственную отягощенность:

  • состояние матери в период беременности;
  • особенности процесса родов;
  • раннее родоразрешение;
  • физические и .

Как собирают анамнез?

Молодые специалисты, которые знают практически все про анамнез: что это такое, для чего нужен, не всегда умеют правильно собирать его. Сбор анамнеза производится с учетом правил деонтологии. Во время данной процедуры врач должен постараться достигнуть взаимопонимания в общении с пациентом.

Диалог должен строиться на доверии – так специалисту удастся собрать больше ценной информации, которой пациенты не всегда готовы делиться. Специалисты должны гарантировать соблюдение врачебной тайны, поэтому сбор анамнеза проводится в отсутствие других пациентов. Сперва врач выслушивает больного, фиксируя все, что сообщает, а после этого начинает задавать вопросы.

Данные анамнеза

Перед тем как собрать анамнез, врачи проводят тщательный осмотр пациента. Это позволяет предположить тип возможной патологии, который обуславливает характер и количество вопросов, адресованных больному. Перечень уточняемых параметров может изменяться. Однако существует ряд вопросов, которые специалист задает всем пациентам. Полученная информация вносится в историю болезни.

История болезни – пример

Правильно собранный анамнез (что это такое, мы уже выяснили) помогает выставить предварительный диагноз. Анамнез больного вносится в его историю болезни.

Во врачебном документе указывают следующие данные:

  1. ФИО пациента, дата рождения.
  2. Его домашний адрес.
  3. Название организации и место работы.
  4. Кем направлен и предполагаемый диагноз.
  5. Анамнез болезни: жалобы на момент обращения, время начала заболевания, наблюдаемые симптомы, проводимое лечение и его эффективность.
  6. Анамнез жизни: наличие хронических заболеваний и воспалительных процессов, операций, условия работы.
  7. Эпидемиологический анамнез: перенесенные инфекции, с указанием возраста, проведенные прививки (тип вакцины, дата введения).
  8. Генетический анамнез: информация об имеющихся генетических патологиях у членов семьи и родных.
  9. Функциональный анамнез: сбор информации о работе внутренних органов, опираясь на характерные симптомы (кашель, насморк, сердцебиение, беспокойство, боли в области сердца, в животе, характер мочеиспусканий, кала).


Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Жена сергея лаврова - министра иностранных дел Жена сергея лаврова - министра иностранных дел Урок-лекция Зарождение квантовой физики Урок-лекция Зарождение квантовой физики Сила равнодушия: как философия стоицизма помогает жить и работать Кто такие стоики в философии Сила равнодушия: как философия стоицизма помогает жить и работать Кто такие стоики в философии