Храм Зуба Будды в Канди (Шри Ланка) - Земля до потопа: исчезнувшие континенты и цивилизации. Буддийские храмы и монастыри. Буддийские монастыри в России

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Канди — третья столица Шри-Ланки, город унаследовал этот статус после того, как две предыдущие столицы острова Анурадхапура и Полоннарува были покинуты, заброшены и поглощены джунглями. С Канди этого не случилось. Да, статус столицы перешел к Коломбо, но город и сейчас живее всех живых.

Сегодня численность населения Канди превышает 160 тысяч человек, то есть по ланкийским меркам это практически мегаполис. При этом ничего общего с мегаполисами Канди не имеет.

На фото: Канди, вид на город с холмов

Кажется, этот город — волшебная раковина, которую индуистские божества потеряли в горах. Дело в том, что центр Канди располагается вокруг водоема, имеющего форму идеального квадрата, а дома — на холмах и горах, возвышающихся над озером.

На фото: Канди — цветы, дома и горы

Дорога к Канди идет через горы, именно поэтому, когда подъезжаешь к городу на машине, трудно не залюбоваться открывающимся с вершины видом: озеро кажется драгоценным камнем, заточенным в малахитовую оправу гор и холмов.

На фото: Канди — вид на озеро с вершины холма

Главное сокровище Канди, из-за которого город и считается священным местом для всех буддистов, — храм Зуба Будды и сам зуб Будды, что хранится в этом храме.

На фото: празднование в храме Зуба Будды

По легенде тому, кто будет обладать зубом Будды, достанется безграничная власть, так что, думаю, многие современные политики не отказались бы от возможности получить в безвозмездное пользование этот магический талисман. Хотя Шри-Ланка никакой безграничной властью не обладает, священную реликвию здесь берегут как зеницу ока, и дело тут не только в религиозном рвении.

На фото: служба в храме Зуба Будды

Согласно той же легенде, если зуб уничтожить, то исчезнет и буддизм на Цейлоне. Уничтожить реликвию пытались многократно, в последний раз в 1998 году. Исламисты, по всей видимости, уверовавшие в древнее пророчество, попытались взорвать зуб и подложили в храм бомбу. Храм пострадал, но реликвия осталась целой и невредимой.

На фото: гравюра в храме Зуба Будды

Хотя в храм Зуба Будды ежедневно приходят паломники со всего света, древнюю реликвию почти никому увидеть не удается. Она, как в сказке, спрятана в ларце, который находится в другом ларце, который хранится в третьем ларке, — в общем, всего ларцов семь.

На фото: статуя Будды в храме Зуба Будды

На Цейлон зуб Будды привезла дочь правителя Калинги, она прятала сокровище в своих волосах. Вначале зуб хранился в , и только после того, как первая столица была заброшена, реликвию перевезли в Канди.

На фото: служба в Храме Зуба Будды

Храм знаменит еще и тем, что тут постоянно проходят торжественные церемонии, во время которых близ храма возжигают масляные лампады и свечи, статуи Будды украшают цветами, а монахи совершают ритуальные песнопения и играют на барабанах. Хотя на входе в святилище всегда толпа, внутри столпотворения, как правило, не бывает даже по большим праздникам (мы были там в канун Нового года и без труда передвигались по храму).

Гораздо больше народу на шоу кандийских танцоров, видимо, сюда заглядывают все туристы, решившие посетить Канди.

Кстати, представление заслуживает посещения, поскольку, несмотря на то, что шоу ориентировано в большей степени на гостей острова, традиционные ланкийские танцы не подвергались «суровой туристической редакции», то есть под вкусы западного обывателя они не адаптированы, а потому гораздо более аутентичные, чем представления с танцами в той же .

На фото: танцоры Шри-Ланки, танец «Пуджа»

Для начала об инвентаре, точнее о музыкальных инструментах и костюмах. Аутентичное все без исключения: на этих же барабанах и бубнах играют во время ритуальных церемоний в храме Зубы Будды, костюмы танцоров именно такие, какими они должны быть, даже последовательность танцев полностью соответствует культурным традициям острова.

На фото: барабаны — важный атрибут национальных ланкийских танцев

Начинается представление со своеобразного музыкального приветствия, во время которого артисты выбивают затейливые ритмы на барабанах. Затем следует танец «Пуджа»: девушки-танцоры с горящими свечами в руках совершают медленные движения, ведь «Пуджа» — танец, созданный для того, чтобы выразить признательность учителю танцев и ангелам.

Далее в программе танец «Пантеру Нетум», он построен на прыжках, которые танцоры-мужчины исполняют под бой барабанов. Если «Пуджа» — танец нежный и медленный, призывающий завороженно наблюдать за горящими лампадами в руках девушек, то «Пантеру Нетум» — этакая хореография с элементами гимнастики и акробатики, танцоры разве что по стенам не бегают, а уж прируэты в воздухе совершают не хуже легкоатлетов и паркурщиков.

На фото: прыжок во время танца «Пантеру Нетум»

Следующий номер «Кобра». Уже из названия понятно, что во время него танцоры изображают змей, а роль главной кобры достается не только самой пластичной, но и самой красивой девушке. Вообще после посещения шоу у нас сложилось стойкое впечатление, что все самые красивые девушки Шри-Ланки становятся профессиональными танцовщицами. Только посмотрите на красавицу с белым символом кобры на голове! Настоящая мисс Азия.

Для следующего танца внешние данные артистов не важны, потому как это танец в масках. Как и все азиатские танцы с масками он иллюстрирует определенный миф, в данном случае, миф о том, как крылатый Гаруда убил кобру.

Погружение в мир фауны Шри-Ланки продолжается. Следующий танец носит имя «Павлин», и исполняют его девушки, облаченные в соответствующие костюмы. Вообще павлин — священная птица и олицетворение солнца. В индуисткой традиции павлин — верховное животное Брахмы, а в буддизме павлин олицетворяет сострадание и бдительность.

Следующий танец — «Рабан» — настоящий цирковой номер. Исполнители держат палочки с крутящимися на них тарелками и умудряются танцевать, насаживая на подставку новые тарелки. Словом, акробатический этюд, как он есть! А вот танец «Весы» не такой эффектный, зато в его основе философский подтекст. С помощью языка тела танцоры изображают суровые испытания и невзгоды, которые выпадают на человеческую долю.

Кстати, на Шри-Ланке полагают, что именно танец «Весы» — терапевтическое, а заодно и магическое действо — если правильно выполнить все движения, то душевное равновесие танцора восстановится, а все беды сгинуть прочь.

На фото: укрощение огня в финале шоу

В финале танцоры хором исполняют гимн Шри-Ланки, а после начинается самая эффектная часть шоу — укрощение огня с обязательным хождением по углям и выступлениями глотателей факелов.


Здравствуйте, уважаемые читатели! В этот раз поговорим о буддийских культовых заведениях разных направлений. Каковы же особенности буддийских храмов?

Пропитанные историей, интригующие, с впечатляющими архитектурными изысками и резными рельефами, многие храмы – это настоящие чудеса для исследования.

Обычно умиротворённое и безмолвное, блуждание по территории храма, погрузившись в свои собственные мысли – это незабываемый опыт, вне зависимости от религиозных предпочтений.

Правила поведения

Азиатские буддийские храмы живут в двух реальностях: они являются священным местом поклонения и туристической достопримечательностью. Во время путешествия туристы посещают, как минимум, один, а то и несколько храмов.

Путешествующие подчас допускают характерные бестактности по отношению к послушникам и их святыням: приходят с оголёнными ногами и плечами, хвастаются тату с Буддой, взбираются в обуви на пагоды и т. д.

Но тех из них, кто следует простым, легко запоминаемым , приветливо встречают в святилищах. Нужно лишь проявлять уважение:

  • Выключить мобильный телефон
  • Вытащить из ушей наушники
  • Говорить тише
  • Избегать ненужных разговоров
  • Снимать головной убор и обувь
  • Не курить
  • Не употреблять жевательную резинку

Ведь они ступают на действительно священную территорию, куда местные приходят пообщаться с божественным. Любой намёк на неуважение может причинить им глубокую обиду.

Обувь следует всегда снимать и оставлять снаружи главной территории поклонения. Где это сделать, подскажет сложенная обувь других посетителей. В некоторых буддийских странах это закон, за несоблюдение которого могут арестовать.


Плечи должны быть прикрыты, брюки – быть длинными. В некоторых храмах на входе предложат за небольшую плату саронг или другую накидку, если служитель посчитает одежду недостаточно закрытой.

В других местах проявляют бо̒льшую снисходительность. Но скромность в любом случае оценят.

Внутри никогда не следует касаться, сидеть рядом, взбираться на статую Будды или возвышение. Нужно получить разрешение фотографировать и никогда этого не делать во время поклонения.

Выходя, нужно пятиться лицом к Будде и лишь затем повернуться к нему спиной.

Крайней грубостью считается показывать пальцем на убранство помещения или людей. Указывать на что-то можно правой рукой ладонью вверх.

Сидя, не следует протягивать ноги в направлении людей или будд. Если в это время войдёт монах, нужно встать, чтобы выразить уважение, и подождать, пока он закончит простирания, и тогда только снова сесть.

Монахи – это дружелюбнейшие люди. Когда вы видите их подметающими у входа, знайте, что они больше беспокоятся, чтобы кто-то из входящих не наступил случайно на насекомое, чем о чистоте.


Они не едят после полудня. Поэтому позаботьтесь о том, чтобы не есть в их присутствии. Если монах сидит, нужно тоже присесть, прежде чем начать разговор, чтобы не быть его выше. Давать ему и брать у него что-то можно только правой рукой.

Для женщин правила ещё суровее. В этих краях не принято, чтобы женщина касалась или вручала что-нибудь послушнику. Даже случайное касание рясы приведёт к тому, что ему нужно будет поститься и выполнять очищающий ритуал.

Если нужно сделать пожертвование, деньги передаются мужчине. Только он может отдать их члену монашеской общины.

И напоследок несколько советов, которые покажут, что вы изучали обычаи буддистов перед визитом сюда:

  • Подходя к алтарю, ступайте сначала левой ногой, а отходя — правой.
  • Традиционное приветствие – сложить руки в молитвенном жесте перед грудью и слегка поклониться. Чтобы выразить глубокое уважение членам общины, руки поднимают выше, на уровне лба.
  • Почти возле каждого храма есть металлический ящик для пожертвований. Они поддерживают работу святилища, особенно малобюджетного. После визита жертвуйте сюда около доллара.

Что означают названия

Буддийские храмы называются «дацан», но могут иметь в названии имя собственное в сочетании со словами «тэра», «дэра», «гаран», «дзи». Каждое из этих слов указывает либо на географическое положение, либо на имя жертвователя, на прославление определённого божества или рода.

Внешнее и внутреннее устройство

Храм, как правило, является комплексной постройкой. Дацан наглухо отгораживается от внешнего мира прочным забором, с южной стороны которого располагаются ворота.


Они бывают внешние и внутренние, защищаемые изображениями или статуями животных, свирепых божеств и воинов, чтобы отогнать злых духов.

Постройки могут быть в несколько этажей со скошенными крышами. Их поддерживают тщательно украшенные карнизы с живописной росписью.

Внутри главного зала – кодо – вдоль стен есть особые устройства – молитвенные барабаны, которые непрерывно вращаются.

Туда можно положить свою молитву на листочке. Считается, что она будет прочитана столько раз, сколько оборотов совершит барабан. В храме перемещаются по часовой стрелке. В прямоугольном помещение алтарь находится напротив входа.

Центральное место на нём занимает Будда, окружённый дымящимися благовониями, зажжёнными свечами, образами других знаменитых будд, бодхисаттв и дэвов, подношениями. Как выглядит Учитель, зависит от течения, которому принадлежит храм.


На алтаре есть ящички, в которых хранятся старые священные описания. Для поклоняющихся и монахов в кодо тоже отведено пространство.

Танки на стенах изображают божества. Они выполнены в ярких тонах на шёлковой основе.

Центральный зал часто соединён с лекционным, где послушники собираются, чтобы изучать и декламировать сутры, слушать музыку для медитаций. В других зданиях комплекса располагаются библиотека, жилье членов общины, их столовая.

Структура дацана всегда отражает «три драгоценности» буддиста: Будду, закон и общину его учеников.

При входе нужно мысленно поздороваться с божествами и затем, подходя к интересующему образу, складывать руки в молитвенном жесте и кланяться по желанию столько раз, чтобы число поклонов было кратно трём.

При этом, поднося руки ко лбу, просить ясного разума, ко рту – совершенной речи, к груди – любви ко всему живому. Во время посещения нужно позитивно настроиться и усиленно желать избавления от страданий всем в этом нуждающимся.


Заключение

Поклонение Будде стирает грани между мирянами и членами монашеской общины и является основой для единения всех буддистов и укрепления духовных связей между ними.

На этом мы прощаемся с вами. Если вы узнали что-то новое для себя – поделитесь этой статьей в социальных сетях.

Является знаменитый храм Зуба Будды (также известный как Шри Далада Малигава или Sri Dalada Maligawa), расположенный на территории королевского дворцового комплекса.

Считается, что именно в этом шриланкийском храме хранится священный зуб Будды. Согласно легенде, после того как Будда Шакьямуни умер, и его кремировали, из погребального костра был извлечён его зуб, который передали индийскому королю для поклонения.

На Шри-Ланку зуб Будды привезли из Индии в 371 году нашей эры – в те времена там шли войны, и король, опасавшийся за судьбу своего государства, завещал своей дочери, в случае если его трон захватят - увезти реликвию в более безопасное место. Так и произошло – правитель погиб, а его дочь тайно вывезла зуб на Цейлон, спрятав его в причёске. Благополучно достигнув острова, зуб доставили на хранение во дворец тогдашней столицы Анурадхапуры.

Сначала зуб хранился в городе Анурадхапура, затем в Полоннаруве, и только в конце XV века его перевезли на постоянное хранение в Канди, где для него специально на территории королевского дворца построили богатый украшенный храм.

Вообще внешне здание храма Зуба Будды непримечательно и даже скромно. А вот его внутреннее убранство поражает роскошной отделкой с великолепной резьбой по дереву, драгоценными металлами и камнями, слоновой костью и тысячами статуэток, изображающих Будду.

Эта реликвия играет очень важную роль в местной политике ещё с древних времён, поскольку считается, что у кого Зуб Будды, тот и управляет страной. Также буддисты верят, что если зуб уничтожить, это станет концом буддийских верований на Шри-Ланке. Из-за этих поверий, за последний век зуб Будды дважды пытались уничтожить исламисты, последний – в 1998 году, террористы тогда взорвали храм, погибли 7 человек, 25 получили ранения, но реликвия осталась целой.

Сам храм Зуба Будды в настоящее время открыт с рассвета до заката, и все желающие, отстояв очередь, могут увидеть там золотое хранилище в виде ступы, в семи ларцах которого (по принципу русской матрешки) и хранится этот священный для буддистов зуб. Но непосредственно сам зуб увидеть простым смертным не реально, посетителям показывают только шкатулку. Но говорят, что местные монахи видят зуб каждый день во время поклонений на рассвете, в полдень и по вечерам.

С этой реликвией связан и один из самых красочных фестивалей острова – Эсала Перехера (Esala Perahera), проходящий в августе и длящийся 11 дней. Во время грандиозного шествия, проходящего по улицам города, в котором участвуют десятки живых слонов, сотни танцоров и музыкантов, святыня выносится на всеобщее обозрение.

Кстати, относительно зуба Будды ходит несколько легенд. По одной из них из погребального костра был извлечён не один зуб, а четыре, и все они разошлись по миру. Какая из легенд правдивая, и где другие зубы, очень сложно проверить, ведь этот зуб мало кто видел.

Известно лишь то, что его видели всего лишь несколько иностранцев, в том числе Валентина Терешкова, немецкий ученый Геккель и королева Англии Елизавета. Геккель, кстати, сразу же выразил сомнение, что кусок слоновой кости 5,5 на 2,5 см мог быть зубом человека, пусть даже и великого Будды. В общем, теперь священный зуб монахи не показывают никому из иностранцев, и фотографировать его строго запрещено.

Сразу напрашивается вопрос: а есть ли он на самом деле?

Буддизм в течение нескольких тысячелетий постепенно распространялся по планете. Сегодня буддийские храмы можно отыскать в разных странах, а корни этой религии сосредоточены в Индии. В статье мы познакомимся с тем, что представляет собой храм буддистов и в чем особенности их архитектуры, узнаем о самых известных храмах и монастырях.

Храмово-монастырский пещерный комплекс Аджанта

Как называется буддийский храм

Храм Будды может иметь разные названия: дацан , или, непосредственно название самого храма, сочетающееся со словами дзи, дэра, тэра, гаран.

В том случае, если храм называют по местности или в честь основателей, то в названии присутствует тэра или дэра. Например, Асука-дэра так называется в связи с тем, что храм расположен на равнине Асука. А Татибана-дэра является храмом рода Татибана.

Если же в названии строения используется величание учителя или имя почитаемого божества, то используется дзи. Например: Якусидзи храм Бхайшаджьягуру или будды-целителя Якуси.

Дополнительное название гаран применяют для обозначения древних храмов. С санскритского «сангхарама» – «общинное жилище» .

Если в сооружении для проведения обрядов нет всего, что необходимо для такого помещения, то такое здание называется молельней.


Храм буддизма штата Махараштра

Архитектура буддийских храмов и монастырей

Что означает быть буддистом? Если объяснить с точки зрения этого религиозного учения, то быть буддистом – это искать прибежища у «Трех Сокровищ ». «Три сокровища» – это Будда , его учение и община , образовавшаяся вокруг этого учения . Строение спроектировано таким образом, чтобы воплощать все «Три Сокровища». Они представлены все в одном месте, но при этом разделены на части, каждая из которых несет свою смысловую и религиозную нагрузку.


Буддийский храм – это священная комплексная постройка , представляющая религиозную ценность, место паломничества, поклонения и обитания буддийских монахов. Он должен быть защищен от внешних воздействий, беспокоящих это святое место – посторонние звуки, зрелища, запахи и другие влияния. Территория закрыта со всех сторон, а при входе расположены мощные ворота.

В «золотом зале» (кондо) помещаются любые изображения будды (Будда Шакьямуни , сострадательный Амитабха и др.) – вышитые, рисованные, в виде скульптур. В том же помещении могут находиться любые изображения разных почитаемых существ, бодхисаттв.

Пагода – это постройка, предназначенная для хранения останков тела (земного) Будды Шакьямуни . Практически каждый буддистский храм имеет свое предание о том, как останки попали в него. Зачастую пагода состоит из трех или пяти ярусов, а в центре размещен главный столб. Под ним или на самой его верхушке и хранятся останки Будды.

Помимо текстовых вариантов буддийского учения, хранящихся в виде свитков, религиозная информация и различные священные предания передаются из уст в уста. Кроме того, в «зале для чтений» (ко:до) регулярно проводятся чтения и толкования учения.

С VIII столетия появляются ками – места для почитания «родных богов». Их размещают как на территории храма, так и за ее пределами. Богов почитают как защитников храма.

В общину храма входят монахи, их ученики и миряне, временно поселившиеся в галереях.


Буддийские храмы в Индии имеют свои особенности оформления. Монументальные сооружения имеют большое количество арок, сводов, колонн, рельефов, посвященных Будде. При этом все эти неповторимые архитектурные элементы доведены до безупречности. В Индии чаще всего ступы встречаются в виде сферы на основании кубической формы. Их входы обычно представлены в виде каменных ворот, на которых красуются резные изображения. Также встречаются постройки с острыми высокими куполами с барельефами.

Буддийские храмы в Индии

Буддийских храмов на территории Индии существует множество, так как данное религиозное направление здесь особо почитается. Уделим внимание самым известным.

  1. . Третьим по величине штатом Индии является Махараштра. Этот край известен прежде всего своими скальными монастырями и храмами:
  • Аджанта – храмово-монастырский пещерный комплекс, представленный утесом в форме подковы. Всего насчитывается 29 пещер. Они делятся на вихары (общежития буддийских монахов, имеющие при входе портик-терассу и квадратные залы, окруженные кельями с трех сторон) и чайтья (молельные залы). Стены в пещерах искусно расписаны иллюстрациями к буддийским мифам и легендам. Аджанта является памятником Всемирного наследия.
  • Пещеры Аурангабада – относительно небольшие три комплекса пещерных храмов, расположенных поблизости от города Аурангабад. Всего насчитывается девять пещер, делящихся на восточные и западные.
  • Питхалкора – пещерный храмовый комплекс, состоящий из 13 пещер. Обустроены во II веке до н.э. Несколько позже, в V-VI веках, произошли добавления к ним.
  • Эллора – система из 34 пещер. Из них 17 пещер являются индуистскими, 12 пещер – буддийскими, 5 – . Наиболее примечательное строение с неповторимой архитектурой – «Kailas», заслуженно ставший одним из драгоценных памятников религиозной культуры Индии. Многочисленные замки, расположенные в Эллоре, причислены к Всемирному наследию организацией ЮНЕСКО.
  1. – именно то место, где Гаутама Сидхартха достиг просветления, результатом чего стало его перевоплощение в Будду. Храм располагается в Бодх-Гая, индийском штате Бихар. Здесь же находится Бодхи – священное дерево, сидя под которым Гаутама нашел свое просветление. Считается, что оно было выращено из семени, которое даровало именно то оригинальное дерево, под которым сидел просветленный Будда.
  1. Санчи , являющаяся Всемирным наследием ЮНЕСКО , – это деревня в штате Мадхья-Прадеш, известная сохранившимися храмами, монастырями и ступами времен раннего буддизма. Главная достопримечательность – первая известная в истории ступа. Она была задумана как наглядный символ Колеса дхармы. Именно со ступы Санчи начали копировать другие ступы.
  1. Нельзя не вспомнить о ступе Дхамек , расположенной в Сарнатхе. Согласно преданиям, здесь Будда, достигший просветления, провел свою первую проповедь и запустил Колесо дхармы .

Буддийские монастыри в Индии

Также насчитывается немалое количество буддийских монастырей на территории Индии. Всех их перечислить не представляется возможным, поэтому познакомимся с некоторыми из них:

  1. Храмы Ладакха . Земля Ладакх находится в крайней западной части Тибетского плато. По южную и северную части возвышаются высочайшие в мире горы. Здесь сосредоточены все те красоты, за которыми с удовольствием прибывают сюда путешественники – заснеженные горные массивы, озера, реки, диковинные звери и птицы, невероятные горные обители. Правда, все это стало доступным иностранным туристам только с 1974 года. В основном население Ладакха представлено потомками осевших кочевников, прибывших из Кхама (восточного Тибета). В VII веке они смешались с индоарийскими племенами. В этом краю расположено множество храмов: Алчи-Гомпа, Ванла, Ламаюру, Мульбек-Гомпа, Сени-Гомпа, Ше-Гомпа и другие.
  1. Тикси – это буддийский монастырь, находящийся у берегов Инд на вершине холма Его расположение потрясает: он возвышается на 3600 метра над уровнем моря и состоит из 12 этажей. Здесь же есть статуи, фрески, оружие, тханки (изображения религиозного характера в тибетском искусстве), постройки с чортенами. Удивителен и храм Майтрея, ставший в будущем Буддой. Он славится 15-метровой статуей Майтреи, возведенной в 1970 году перед визитом Далай-ламы.
  1. , расположенный на холме у пригорода города Таванг. Он находится на высоте 3300 метра. Рассчитан на 700 монахов, в настоящее же время в нем проживает приблизительно 450 лам. Здесь есть библиотека Паркханг, известная тем, что в ней хранится много исторически ценных манускриптов.

Буддийские монастыри в России

В России буддизм исповедуют в разных районах страны – Забайкальский край, Тыва, Бурятия, Республика Алтай, Калмыкия, Иркутская область. Буддийские монастыри в России существуют в большом количестве городов, в том числе Москве и Санкт-Петербурге.

  1. Иволгинский дацан (Гандан Даши Чойнхорлин – тибет.) расположен в республике Бурятия, в селе Верхняя Иволга. Это настоящий комплекс, состоящий из множества построек, в числе которых:
  • храм-дворец, в котором хранится нетленное тело великого Учителя Хамбо-ламы Итигэлова;
  • тантрический храм (Жан-дуган);
  • главный соборный храм (Цогчен-дуган);
  • оранжерея, созданная для священного дерева Бодхи и др.

Также на территории комплекса размещены библиотека, летняя гостиница, священные ступы-субурганы и даже вольер для косуль.

  1. Еще один буддийский монастырь в России, точнее храм-монастырь, – Хойморский дацан «Бодхидхарма», расположенный в Бурятии (Поселок Аршан Тункинского района). Это центральный храм буддийской организации «Майдар».
  2. Цугольский дацан – это самый старейший монастырь, возведенный в Забайкальском крае в 1801 году. Здесь были основаны монастырские школы буддийской философии классического направления и тибетской медицины. Монастырь имеет очень богатую историю.

В России существуют и другие, не менее замечательные храмы буддистов: Анинский (Бурятия) и Агинский (Забайкальский край) дацаны, , Храм Великой Победы (Калмыкия), Эгитуйский дацан (Бурятия).

Помещение, где хранится реликвия, венчает величественная позолоченная крыша, возведенная на пожертвования бывшего президента Премадасы, погибшего в 1993 г. от рук фанатиков.

Священный зуб был найден в пепле на месте кремации Будды в 543 г. до н. э. На Шри-Ланку его привезли в IV в. н. э. Изначально зуб хранился в Анурадхапуре, но затем был перенесен в Канди, где и находился до прихода на остров португальцев (XVI в.) .

Во времена борьбы европейцев с местными верованиями зуб был переправлен ими на Гоа, где, по слухам, его сожгли католические священники. Однако жители Канди никогда не верили этому, утверждая, что португальцам подсунули фальшивый зуб, а подлинная реликвия была спрятана. Впоследствии ее торжественно перенесли в храм Шри Далада Малигава.

Сегодня этот храм - духовный и культурный центр Канди. Сюда неиссякаемым потоком идут паломники и туристы. Служба, пуджа, проводится в 6.00, 10.00 и 18.00. Это лучшее время для посещения храма.

Не забудьте подобающе одеться: прикройте ноги и плечи. Как и перед входом во все буддийские храмы, нужно снимать обувь. Приготовьтесь к личному досмотру - печальное следствие гражданской войны и нападения террористов в 1998 г. Пуджа сопровождается невероятной какофонией звуков - от барабанов до струнных инструментов; словом, вам предстоит уникальное зрелище.

Sri Dalada Maligawa, Dalada Vidiya. Открыто: ежедневно с рассвета до заката. Вход платный.

Зуб Будды в 1819 г.

Сегодня посетители храма Шри Далада Малигава могут приблизиться к комнате, где хранится драгоценная реликвия, и увидеть церемонию поклонения зубу. Но на саму реликвию посмотреть не удастся. К счастью, в 1819 г., как раз в тот момент, когда священный зуб, похищенный повстанцами, возвращали на его законное место - в храм Шри Далада Малигава, в Канди находился британский психолог и анатом Джон Дэви. Вот что он рассказал:

«Благодаря любезности губернатора я получил возможность (редко предоставляемую европейцам) увидеть эту драгоценную реликвию... Я никогда не видел, чтобы реликвию хранили в такой роскоши. Зуб был обернут в лист из чистого золота и помещен в золотую шкатулку, украшенную изумрудами, алмазами и рубинами, подобранными с большим вкусом. Эту драгоценную шкатулку положили в маленький ларец, тоже из золота и тоже украшенный рубинами, алмазами и изумрудами, а тот, в свою очередь, - в больший, также золотой, изысканно украшенный рубинами. Этот второй ларец поместили в другой, обернутый муслином, который затем заключили в такой же. Оба внешних ларца были золотыми, искусно расписанными и богато украшенными драгоценными камнями. Наконец, этот четвертый ларец, высотой около полутора футов, поместили в последний, самый большой».


Джон Дэви. Рассказ об острове Цейлон (1821)



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Жена сергея лаврова - министра иностранных дел Жена сергея лаврова - министра иностранных дел Урок-лекция Зарождение квантовой физики Урок-лекция Зарождение квантовой физики Сила равнодушия: как философия стоицизма помогает жить и работать Кто такие стоики в философии Сила равнодушия: как философия стоицизма помогает жить и работать Кто такие стоики в философии