Эллора — пещерные храмы Индии. Пещеры эллоры

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Посетить древние пещерные Храмы Эллоры приезжает огромное количество путешественников, потому что эти загадочные религиозные пещеры оставляют неизгладимое впечатление на каждом человеке.

Пещерные Храмы Эллоры — это эталон древних храмов. Всего в скальной породе вырезано 34 священных пещеры, расположенных по единой линии, на протяжении двух километров. Трудно даже представить себе, насколько сложно было создать два километра сплошных старинных залов, имея примитивные строительные инструменты. Некоторые из них достигают приличных размеров — около десяти соток. В пещерах есть множество красивых колонн и скульптур.

Скалы Эллоры приютили культуры трех религий: буддизма, индуизма и джайнизма. Просто удивительно, как могли так тесно, буквально бок обок существовать эти три, совершенно разных религиозных направления. Глядя на древние пещерные Храмы Эллоры невольно приходят воспоминания о древнейшем Храме Иерусалима.

Самые первые пещеры Эллоры — буддийские. Эти храмы были созданы с VI по VIII столетие нашей эры. В некоторых из священных храмов можно увидеть скульптуры нетрадиционно сидящего Будды — его ноги опущены вниз. В остальных пещерах Будда изображен в привычной позе лотоса. Абсолютно все скульптуры Будды «смотрят» лицом на восток, то есть навстречу восходящему солнцу.

Некоторые из храмов остались незавершенными, а остальные напротив — вырезаны на уровне трех этажей и полностью заполнены колонами и скульптурами. Есть и такие скульптуры, которые не относятся к буддийской религии. На них явно просматриваются элементы индуисткой эстетики.

Для европейских путешественников священные Храмы Эллоры — это своеобразный музей, но для индийцев любого вероисповедания древние пещеры являются «живыми» храмами. Перед тем как войти в некоторые пещеры индийцы снимают свою обувь.

Далее начинаются священные индуистские пещеры, которые были созданы с VI по VIIII столетие. Всего индуистских храмов 17 и они очень сильно отличаются от буддийских пещер. В этих священных пещерах все скульптуры «танцуют», ни одна из них не сидит, свесив ноги. Многие изображения наполнены эротизмом и это особенный культ. Только в древней эротика и танцы были наполнены духовностью и божественностью.

Создание пещер датируется примерно с VI по IX столетия нашей эры. Из 34 пещер Эллоры 12 пещер на юге — буддийские, 17 в центре посвящены индуистским богам, 5 пещер к северу — джайнские.

Практически все индуистские пещеры посвящены Богу Шиве, а также его близкому окружению. Также в этих храмах можно увидеть скульптуры быка Нанти, этот бык был «транспортным средством» Шивы. Нанти означает дарующий радость. Как известно, в Индии коровы издавна являются священными животными.

В самом центре линии священных пещер расположена главная обитель Бога Шивы — храм Кайласанатха. Этот храм был вырезан из цельной скалы в восьмом столетии нашей эры методом «сверху вниз». 7000 камнерезов за 150 лет вынули очень большой объем камня — около двух сотен тысяч тонн. В то время мастера располагали только примитивными инструментами, поэтому их труд можно назвать настоящим подвигом. Кстати, именно теме подвигов посвящены основные барельефы главного Храма Шивы. На них изображены сцены сражений.

Стоит сказать еще и о том, что весь вынутый камень кажется «ничем», если вспомнить о том, что весь древний Храм Кайласанатха полностью расписан. Именно в этих древних местах художественное трудолюбие индусов явно зашкаливает за все допустимые нормы.

Эллора буквально переполнена жизненной священной энергетикой, которая чувствуется буквально в каждом изображении, каждом камне и трещине. Именно в древних Храмах Эллоры живет сама жизнь!

В Эллоре располагаются горы Кайласа. На их вершине построен храм, который называется Кайласанатка. По убеждению народа, который его возводил, храм принадлежит владыке гор и является вершиной мира, где обитает бог Шивы.

Храм украшен искусной резьбой, а в главном тайнике была найдена табличка, на которой были выгравированы слова: «О, как я мог сделать подобное без волшебства?!». Все, кто видел это изваяние, задаются аналогичным вопросом - как без специальной техники, которая имеется у современного человека, можно было высечь из целой каменной глыбы такой огромный храм2

История пещер Эллора

Все пещеры Эллоры вырезаны в базальтовых холмах в 26-30 км. от Аурангабада в штате Махараштра. Они представляют собой лучшие образцы как собственно индийской, так и мировой пещерно-храмовой архитектуры, включающие фасады сложной работы и изыскано украшенные внутренние интерьеры. Создание пещер датируется примерно с 6 по 9 столетия нашей эры.

Пещерный храм Кайласантха был создан по приказу раджи Кришны из рода Раштракутов в XIII веке. Храм возводился по вполне конкретным трактатам о строительстве, где все было изложено до мельчайших подробностей. Кайласантха должен был стать промежуточным между небесными и наземными храмами, своего рода вратами.

Кайласантха имеет размеры 61 на 33 метра. Высота всего храма - 30 метров. Создавался он постепенно, словно освобождался от каменной шелухи. Вырубать храм начали с верхней части. Сначала траншею, окружавшую монолитную глыбу. А затем эта глыба начинала превращаться в храм. В ней прорубались отверстия, которые позже станут галереями и залами. Каждая деталь имела свое предназначение.

Изумляет в Кайласантхе то, что, в отличие от других храмов, которые обычно строились снизу вверх, скульпторы этого храма вырезали храм сверху и с боковых сторон. Этот храм является одним из наиболее сложных произведений архитектуры в мире.

Храм Кайласантха в Эллоре был создан путем выдалбливания около 400 000 тонн скалы, что говорит о незаурядной фантазии архитекторов, создавших план этого храма. Кайласантха демонстрирует типичные черты Дравидского стиля. Об этом говорят и ворота, лежащие перед входом Нандин, и очертания храма, постепенно сужающегося к верху, по фасаду декорированного миниатюрными скульптурами.

Башня храма имеет сходство с башнями храмов Мамалллапурама, находящихся около Ченнаи в Тамилнанде. Они построены примерно в одно и тоже время. Храм Кайласантха сходен по стилю с архитектурой династии Паллавов, установившийся в Мамаллапураме и получивший широкое распространение. Считается, что для создания храма были специально найдены архитекторы из южного королевства Паллавов.

Особенности строения пещер Эллора

Невероятные усилия вложены в построение храма. Получается, что он сам стоит в колодце почти 100 метров в длину и 50 метров в ширину. Основание Кайласанатха - это не только трехъярусный монумент, это целый огромный комплекс, который включает двор перед храмом, полоны, портики, галереи, залы и отдельно стоящие статуи.

Нижняя часть заканчивается цоколем в 8 метров, опоясанным со всех сторон белоснежными фигурами слонов и львов - священными животными. Эти фигуры как бы поддерживают храм Кайласантха и в то же время охраняют его.

Весь храм делится на 3 главные части. Но, кроме них, есть еще дополнительные помещения, каждое из которых посвящено определенному богу, связанному с культом Шивы. Гладких стен в храме невозможно найти - все покрыто орнаментом. Фигурки так искусно сделаны, что при соответствующем освещении они кажутся вполне объемными, не связанными со стенами.

Перед храмом большой холл с колоннами. Галерея колонн, идущая вниз передней части скалы, формирует глубокий узкий проход, окружающий храм. Этот проход имеет 2 яруса холла и крытую галерею. Верхняя часть храма демонстрирует множество скульптурных образов.

Храм занимает около 60.000 квадратных футов, и его башня имеет в высоту около 90 футов.

Внутренние помещения украшены скульптурными изображениями богов. Одно из них относится к богине Раме и ее супругу Парвати, есть скульптура многорукого демона Равана, который считался воплощением темных сил.

Весь скальный храм с его многочисленными скульптурами производит магическое впечатление. Особенно оно сильно в вечернее время, когда Кайласанатха освещен лучами заходящего солнца. Складывается ощущение, что все рисунки вот-вот оживут.
Пещеры и храмы Эллоры внесены в список памятников, являющихся всемирным достоянием и наследием человеческой цивилизации.

Древние скальные храмы Эллоры – одно из самых потрясающих творений человечества, памятник творческому воображению и мастерству древних строителей. По своим масштабам и красоте Эллора не уступает самым знаменитым религиозным сооружениям планеты и представляет собой пример веротерпимости индийцев, где мирно сосуществуют три главные индийские религии – буддизм, индуизм и джайнизм. С 1983 года Эллора входит в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.

Храмы Эллоры, вырезанные в скалах – великолепные примеры искусства древней Индии, объединяющие художественные стили южной и северной Индии и влияние чужеземных культур.

История и религии

Эллора расположена в центральной части Индии, в штате Махараштра, вдали от популярных туристических маршрутов и легендарных сокровищ Золотого треугольника. В том же районе находится пещерный комплекс Аджанта, известный на весь мир своими великолепными фресками.

Эллора – сокращенная форма старинного названия Элапура. В древности Элапура была важным торговым центром Даккана, через нее проходил торговый путь в Дакшинапатху – южные области современной Индии.

Храмы Эллоры возведены в гористой местности, расположенной на плоскогорье Декан, которую называют Деканскими траппами. Траппы появились в результате большой вулканической активности и представляют собой огромные базальтовые образования, для которых характерны отвесные скалы и утесы. Такие каменистые склоны стали идеальным местом для уединенных пещерных монастырей буддистских общин. Со временем монастыри разрастались, увеличивался поток паломников, а с ним и пожертвования, на которые строились новые храмы, кельи монахов и временные прибежища для пилигримов.

Первые храмы Эллоры появились во времена правления династии Вакатака, цари которой были известны как покровители искусств, литературы и архитектуры. Несмотря на то, что Вакатака были приверженцами индуизма, они на протяжении нескольких веков спонсировали работы в буддистской Аджанте. Согласно другой версии, первыми храмами Эллора обязана правителям двух индуистских династий – старейшие из индуистских пещер построили цари Калачури, а буддистские – Чалукья.

Вообще, об истории ранних пещерных храмов Эллоры известно немного, так как после упадка династии Вакатака религиозные комплексы на какое-то время лишились серьезной поддержки правителей. Своим появлением они больше обязаны безымянным торговцам и незнатным людям, которые делали посильные пожертвования на строительство храмов, не оставляя об этом никаких записей.

В VII-VIII веках буддизм постепенно утрачивал свое значение в регионе. Началось возрождение индуизма, и это хорошо видно на примере Эллоры, где активно строились индуистские пещеры, а некоторые буддистские святилища были переделаны в индуистские храмы.

Среди последователей индуизма в Эллоре доминировал культ Шивы, поэтому во многих пещерах можно увидеть линги и многочисленные изображения Шивы-Махешвары. Самая значительная пещера Эллоры под номером 16 также посвящена Шиве. На ее стенах представлен весь пантеон богов и многочисленные сцены из Махабхараты, Рамаяны и Бхагавадгиты. Также в Эллоре представлено еще одно направление индуизма — вайшнавизм, особенностью которого является поклонение Кришне, Раме и другим воплощениям бога Вишну. В пещере 26 можно увидеть изумительные скульптурные изображения Кришны, Субхадры, Баларамы.

В IX веке в Эллоре появляются и джайнские пещеры. Джайнизм нашел в Эллоре благоприятную атмосферу веротерпимости и процветания. Джайны Эллоры были последователями тиртханкар (духовных учителей, достигших просветления) Суматинатхи, Паршванатхи и Гоматешвары.

Строители джайнских храмов Эллоры создали свой собственный стиль, который впитал в себя характерные черты буддистских и индуистских архитектурных традиций.

По свидетельствам современников, Эллора активно использовалась до XIII века, вплоть до завоевания Декана Делийским султанатом. Буддистские монахи жили здесь до X века, а работы в джайнских храмах продолжались до середины XIII столетия. Хотя с тех пор Эллора не использовалась как религиозный центр, она не была забыта, как Мачу-Пикчу или другие знаменитые сооружения древности. Здесь бывали арабские и европейские путешественники, которые оставили описания Эллоры в своих путевых записках.

В XV-XVII пещеры неоднократно осквернялись мусульманскими фанатиками, и многие статуи, барельефы и архитектурные элементы были серьезно повреждены, однако в целом монумент хорошо сохранился. Сейчас Эллора находится под защитой ЮНЕСКО и Археологической службы Индии и вместе с Аджантой является главной достопримечательностью региона Махараштра.

Хронология строительства храмов Эллоры

Несмотря на несомненное художественное и религиозное значение Эллоры, точных сведений о ее истории практически не сохранилось. За небольшим исключением, загадкой остаются не только точные даты создания большинства храмов, но даже столетия, в течение которых они создавались. Лишь в трех пещерах (15, 21 и 31) были найдены надписи, которые дают исследователям хоть какой-то ключ к разгадке этой тайны.

Считается, что храмы Эллоры создавались в период с V по XIII века нашей эры. В ходе исследований историки и археологи обнаружили, что большинство пещер расположены отдельными группами: 1-12, 14-15, 16-19, 20-24, 25-28, 32-34, и есть большие отдельно стоящие монументы – пещеры 29 и 30. Номера были присвоены пещерам в соответствии с примерной хронологией строительства и разделяются на три группы по принадлежности к религии, которой они были посвящены – буддистские (1-12), индуистские (13-29) и джайнские (30-34).

Исследователи выделяют три важных периода в истории комплекса:

  • ранний индуистский период (VI век), когда строительство первых пещер велось под покровительством индуистских династий Вакатака и Калачури;
  • буддистский период (VI век — начало VIII века) при правлении индуистской династии Чалукья;
  • поздний индуистский и джайнский период (начало VIII века – X век), когда храмы строились индуистскими династиями Раштракута, позже — Ядава.

Из двенадцати буддистских храмов, пещеры 1-10 образуют отдельную группу. Пещеры 1-3 и 5 довольно просты и, скорее всего, относятся к самому раннему периоду. Если судить по стилю отдельных элементов, пещеры 2 и 3 могут быть датированы VI веком, а пещеры 1 и 5 были построены еще раньше. Судя по надписи на основании одной из статуй в пещере 12, пещеры 4, 6-9 были созданы в VI-VII столетиях. Пещера 10 была построена значительно позже, в VIII-IX веках, о чем свидетельствует короткая надпись на одной из ее колонн.

Группа индуистских храмов делится на несколько подгрупп. Пещеры 17-19, 21,25-29 предположительно были построены в VI-VII веке. Пещера 15, вероятно, изначально была буддистской, судя по нескольким фигурам, похожим на Будду, украшающим фриз над первым рядом колонн второго этажа. В этой пещере есть неразборчивая надпись времен короля из династии Раштракута Дантидурги (около 733-757) и медная чаша для пожертвований, принадлежавшая этому королю. Однако исторически этот храм относят к временам правления Кришны I (757-773), а его отдельные части, такие как святилища Ланкешвары и Надидеватас, датируют еще более поздним периодом.

В архитектуре знаменитой пещеры 16 чувствуется влияние стилей, принадлежавших разным периодам. Так, главный храм можно отнести к середине VIII века, тогда как святилища Ланкешвары и Надидеватас и скульптурные барельефы в задней части монумента появились в VIII-IX веках.

Надпись в пещере 21 выполнена буквами древнего алфавита каннада, который был в ходу в VI-VII столетиях, и служит косвенным свидетельством того, что работы над этим храмом начались в эпоху становления династии Чалукья. Этот храм считается самым древним среди всех индуистских пещер Эллоры.

Самым ранним из джайнских храмов считается пещера 30, которая относится к первой половине IX века. Работы над пещерой 32 велись примерно в то же время или всего несколько лет спустя. Пещеры 31 и 33 датируются IX- X столетиями. Остальные небольшие храмы были построены значительно позже, например, на крутом утесе холма над джайнскими пещерами высечено огромное изображение Парсванатхи, которое было сделано знатным человеком по имени Чакрешвара в 1234 году.

Архитектура пещерных храмов

Все пещерные храмы Эллоры целиком, от фасада до элементов внутреннего убранства, выдолблены в базальтовом скальном обрыве и, по сути, представляют собой огромные монолитные скульптуры. Комплекс Эллора включает в себя 34 пещеры, расположенных на склонах утеса Чамадири на протяжении 2,4 километров. На юге расположены буддистские храмы (пещеры 1-12), в северной части на некотором отдалении – джайнские (пещеры 30-34), а в центре – индуистские (пещеры 13-29). В центре комплекса находится архитектурная жемчужина Индии и самый значительный храм Эллоры – пещера 16, или Кайласнатха.

Пещеры высекались двумя способами: по направлению от стены обрыва вглубь скалы и вертикально, сверху вниз. В первом случае в скальной стене прорубалось отверстие, через которое строители, выдалбливая породу, опускались до уровня пола и расширяли помещение, оставляя местами куски породы, из которых позже высекали скульптуры, фризы и колонны.

Второй способ заключался в том, что породу выдалбливали сверху вниз, придавая форму зданий, колонн, скульптур и других архитектурных элементов. При таком способе строители не имели права на ошибку, и усилия, потраченные на работу, были поистине колоссальными. Так, подсчитано, что при строительстве храма Кайласа было выдолблено около 400 тысяч тонн твёрдой горной породы, а период работ превысил сто лет.

Буддистские храмы Эллоры

После упадка Питалкхоры, Насика и других буддистских пещерных комплексов Декана, буддистская община переехала в окрестности Аурангабада и обосновалась возле деревни Эллора (в те времена — Элапура). В V-VII веках буддисты имели огромное влияние в этом регионе. В VIII-X веках под натиском возрождающегося индуизма буддизм постепенно сдавал позиции, и к ХII веку пришел в окончательный упадок.

В основном буддистские пещеры Эллоры представляют собой вихары – помещения, где монахи и спали, и принимали пищу, и проводили время в медитациях и молитвах. Исключение составляет пещера 10, которая выполнена в форме чайтьи – огромного молитвенного зала. Пещеры 1-5, которые до последнего времени считались самыми древними в Эллоре, представляют собой типичные образцы раннего буддистского стиля, аскетичного, без лишних деталей, иногда и вовсе без статуй и украшений. Со временем архитектура становилась все более сложной, убранство – более роскошным, храмы включали в себя жилые и служебные помещения, расположенные на нескольких этажах.

Последние из буддистских храмов — пещеры 11 и 12 – самые большие буддистские пещеры в Индии. Эти монастыри свидетельствуют о расцвете учения Махаяна, в частности его тантрического направления Ваджраяна, которые обрели большую популярность в этом регионе к VIII веку.

В индийском штате Махараштра есть деревня Эллора с 34 удивительными пещерами, вырезанным в вертикальной поверхности горы Чаранандри. Эллора – официальный объект Всемирного наследия ЮНЕСКО. Пещеры состоят из 12 буддистских, 17 индуистских и 5 джайнских храмов и монастырей, построенных в период с VI по X век.

Эти пещеры – знак религиозной гармонии, царившей в Индии в этот период. Пещеры Эллора – самые популярные древние достопримечательности в штате, обязательный пункт для каждого туриста.

(Всего 25 фото)

Спонсор поста: Новости : BezFormata.Ru - это первый мультирегиональный агрегатор новостей.

1. Буддистские пещеры (Вишвакарма) – самые ранние из всех пещер Эллора (500-750 гг. н.э.). Все, кроме одной из них, являются вихарами (монастырями). (Girl in the Rain)

2. Вихары использовали для учений, медитации, общественных ритуалов, обедов и ночевок. (Raj Photography)

4. (Kareem Mayan)

5. Самые ранние индуистские пещеры датируются 600 годом н.э., прямо в середине периода расцвета буддизма. (Xinoda)

6. На фото: буддистские пещеры Эллоры. (Koshy Koshy)

7. Созданные в период процветания и возрождения индуизма, индуистские пещеры представляют собой совершенно другой стиль творческого видения и умений, чем буддистские пещеры. (Jon Baldock)

8. Индуистские храмы высекали сверху вниз, а для придания им формы требовалось ни одно поколение. (A Lip Rim Toke)

10. Контрастируя с умиротворенными и мрачными ранними буддистскими пещерами, стены пещер индуистов покрыты живыми барельефами с изображением сцен из священных индуистских писаний. (Priya Sivaraman)

12. Джайнские храмы, датируемые концом 800-900-ых гг спускаются вниз на 2 км по асфальтированной дороге (где могут проехать рикши). (Gui Stafford)

13. Они отражают особенности джайнской философии и традиции, включая ощущение строгого аскетизма в сочетании с изысканными украшениями. (Girl in the Rain)

14. Эти пещеры небольшие, по сравнению с другими, но в них есть очень детально проработанные украшения. (Xinoda)

15. Во многих джайнских пещерах были богатые рисунки на потолках, фрагменты которых до сих пор видны. (Sonal Vaz)

16. Джейнские пещеры Эллоры. (Emy Lou)

17. Все джайнские пещеры принадлежат секте Дигамбара. (Mskadu)

18. Этот ансамбль святилищ трех главных религий Индии составляет одно из лучших произведений искусства Индии средних веков. (Xinoda)

После Хампи, этот пункт в штате Махараштра, меня очень волновал. Мне так понравилась атмосфера Хампи и ощущение, что ты попадаешь на много много лет назад; я подумала, что в более древнем памятнике Индии эти впечатления будут даже сильнее. Но это было не так. Эллора и Аджанта - великолепные пещерные храмовые комплексы, но атмосфера чего-то особенного здесь кажется давно потеряна. На фотографиях это выглядит конечно впечатляюще и я с удовольствием покажу и расскажу про эти места подробнее, но сначала мне нужно немножко поплакаться в жилетку:)


Отравление индийской едой
Утром в Насике я села на поезд Тапован Экспресс, который шёл до города Аурунгабад. Этот город - станция для всех путешественников, которые приехали полюбоваться древними пещерами Эллоры и Аджанты. Пробираясь через тесный проход вагона и суетящуюся толпу индийцев, я искала своё место и молилась, чтобы мне не досталось место рядом с мужчиной. Но видимо мои слова до боженьки не успели добраться и моё место оказалось как раз посередине между женщиной и мужчиной. Я намекнула мужчине, что не плохо бы ему поменяться местами с женщиной напротив, но мой намёк весело проигнорировали.

Поезд тронулся и спустя время моё самочувствие резко ухудшилось. Сначала я подумала, что меня наверно укачивает, но тошнота и слабость становились сильнее и я начинала перебирать в голове, что же я такое съела утром или накануне вечером. Подозрение упало на симпатичные конфетки, которые я покупала в Насике во вроде-бы-как-приличном магазине. Многое из того, что я покупаю и съедаю я фиксирую, поэтому у меня даже есть фотография виновников моего отравления. Хотя я всё ещё сомневаюсь, что это были конфетки.

Никогда не знаешь, что скрывается под покровом грязи или чистых скатертей в Индии - иногда в совершенно неряшливом на вид прилавке можно купить вкусный чай и самосу и замечательно себя чувствовать, а в приличном ресторане можно так отравиться, что потом еле себя собрать по частям.

Поезд делал долгие перерывы на остановках, в которых мне хотелось выбежать из вагона до ближайшего туалета. Место рядом сидящего мужчины заняли два ребёнка, которые играли в странную игру: мальчик позволял себе бить и выдёргивать волосы у девочки, а она смиренно всё это принимала и кажется даже получала от этого удовольствие. Мне вдруг стало тошно не только от съеденного накануне, но и от всей Индии.

Добравшись до Аурунгабада, я без поисков дешёвого жилья заселилась в хороший чистый отель за 1000 рупий, взяла бутылку воды на ресепшене и пошла болеть в номер. К этому времени у меня сел голос, поднялась температура, тошнило, болела голова и была такая слабость, что я еле могла поднять руку. Было похоже, что я ещё и простыла. Весь день и вечер пришлось пролежать в кровати, осмысливая происходящее. Мне хотелось сбежать из этой страны куда подальше: от неоднозначных взглядов индийцев, сомнительной еды со специями, незнакомых запахов, громкой музыки и гудков машин. Тогда я решила, что больше не напишу ни слова про своё путешествие пока не пройдёт этот период или не буду писать вообще.

Утром я собрала себя по частям и после горячего душа поспешила на автобусную остановку, чтобы добраться до Аджанты. Эти пещеры находятся в 3х часах езды от города. В туристическом бюро предлагали индивидуальные туры за 2000-2500 рупий, но я уже раскошелилась на жильё и не могла позволить себе ещё и дорогостоящую экскурсию. Аурунгабад шумел и гудел как пчелиный улей; бесконечный рой рикш проносился по главной дороге и каждый считал своим долгом предложить мне поездку. Но по моему лицу было видно, что я категорически против даже говорить «хеллоу». В автобусе не было ни одного иностранца и я была этому рада - в таком состоянии я бы недолго смогла поддерживать разговор.

Аджанта
Через 3 часа автобус высадил меня возле поворота на Аджанту. Я окинула взглядом пейзаж - ничего примечательного, обычные холмы Махараштры. По указателям и громким названиям, таким как «Shopping Plaza» было понятно, что место уже давно стало туристическим. «Shopping Plaza» это всего лишь обычный сувенирный рынок за парковкой, где можно было купить что-нибудь поесть. Я купила три мандаринки и с удовольствием слопала, но мой организм был ещё пока против и в ближайшем туалете эти мандаринки пришлось оставить. За рынком - автобусная станция до самих пещер. Уже здесь было видно как много собралось желающих посмотреть на местную достопримечательность.

Постояв немного в очереди, я купила входной билет для иностранца за 250 рупий и побранилась про себя, что для индийца это символические 10. В этом состоянии любая мелочь раздражала меня: Индия выглядела недружелюбной и даже местами отталкивающей. Я была подавлена даже тем, что мне ещё много месяцев предстоит путешествовать здесь и даже обдумывала план своего бегства куда-нибудь в Непал, а ещё лучше домой на родину. Казалось, это отравление заразило мои мысли и радостное ощущение свободы куда-то испарилось.

Я взяла билет и окинула взглядом карту предстоящего маршрута. Идти казалось не так много, но после первых 10ти ступенек путь перестал выглядеть лёгким. Впервые в жизни я почувствовала, что значит быть немощной старушкой и с завистью посмотрела на людей преклонного возраста, которые заказывали себе носильщиков за 1000 рупий. Я же себе не могла такое позволить не только из-за денег, но и из-за гордости: вот ещё, я вся такая спортивная и выносливая буду сидеть сложа ножки на носилках! В итоге через каждые десять ступенек я останавливалась и переводила дух.

Пещеры Аджанты не произвели на меня сильного впечатления в тот момент, конечно тому виной было моё внутреннее состояние и толпы туристов. Но я не могла не восхититься работой древних мастеров: на протяжении столетий буддийские монахи наносили на стены красивые узоры и изображения, повествующие о жизни Будды и его последователей. Сейчас, рассматривая фотографии, просто поражаюсь, как можно было выдолбить в скале столь величественные сооружения используя лишь примитивные орудия!

Многие росписи сохранились до наших дней и тщательно оберегаются: в пещерах поддерживается климат, а фотографировать можно только без вспышек. Запах пещер меня отталкивал и я к сожалению не могла там долго находиться и рассматривать эти шедевры.

В этих пещерах жили буддийские монахи, которые выбрали это место из-за удалённости от всех крупных населённый пунктов, а также потому, что здесь проходил торговый путь и они могли таким образом поддерживать путешественников.

На осмотр пещер мне хватило два часа и, отдохнув под баньяновым деревом, я поспешила в отель. Дорога в отель заняла по ощущениям больше времени. Переполненный автобус, усталость и слабость сыграли свою роль. К тому же я была ещё зверски голодной, при этом не испытывая аппетита. В ресторане при отеле я заставила себя проглотить простой рис и свежие овощи. Обратно не запросились - хороший знак.

Эллора
Второй день я посвятила пещерам Эллоры, до которых был всего лишь час езды. Моё самочувствие было далеко от идеального: я всё ещё не могла позволить себе есть мандарины, а от запахов индийской еды подташнивало и мне даже не верилось, что я могла её не так давно аппетитно наворачивать. Чтобы добраться до Эллоры, я воспользовалась местным автобусом, но это не единственный вариант. По городу и окрестностям рассекают чёрные джипы, как у нас маршрутки, где можно почти за такую же цену быстро и почти без остановок добраться из пункта в пункт.

Пещеры Эллоры впечатлили меня больше, особенно огромный величественный храм Кайласа, в чьих лабиринтах можно было запросто потеряться. Храм Кайласа полностью вырублен из скалы и украшен множеством скульптур - настоящее рукотворное чудо!

Эллора более популярна среди туристов, так как эти пещеры находятся всего лишь в часе езды от Аурунгабада. На момент моего посещения здесь были толпы индийских школьников, который не давали покоя вопросами «What is your name?» и «Where are you from?» Честно слово, я заколебалась отвечать на вопросы и разрешать фотографироваться.

От такого количества людей быстро устаёшь, особенно в моём состоянии.

Но в пещерах Эллоры много мест где можно спрятаться и погулять в одиночестве.

Два дня мне хватило, чтобы побывать в древних пещерах и попробовать уловить дух древней Индии, но больше здесь делать особо нечего, поэтому я быстренько сложила все свои вещички и села на ночной автобус до штата Гуджарат. Тем более меня там ждала в гости Майсура - каучсёрфер из Ахмедабада.



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Жена сергея лаврова - министра иностранных дел Жена сергея лаврова - министра иностранных дел Урок-лекция Зарождение квантовой физики Урок-лекция Зарождение квантовой физики Сила равнодушия: как философия стоицизма помогает жить и работать Кто такие стоики в философии Сила равнодушия: как философия стоицизма помогает жить и работать Кто такие стоики в философии