Функциональные нарушения поведения у детей. Причины расстройства поведения у детей. Расстройство поведения у детей

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Психопаты. Достоверный рассказ о людях без жалости, без совести, без раскаяния Кил Кент А.

Диагноз расстройства поведения у детей

Расстройства личности – это по определению постоянные модели мышления, переживания и поведения, сравнительно стабильные в течение длительного времени. У детей и подростков симптомы личностных расстройств должны присутствовать в течение значительного периода (как правило, более шести месяцев), а не просто быть реакцией на социальное окружение. Руководство по диагностике и статистике психических расстройств (DSM-IV-TR) Американской психиатрической ассоциации использует такие термины, как «расстройство поведения» и «оппозиционно-вызывающее расстройство», для описания детей и подростков с серьезными деструктивными проблемами поведения. Симптомы этих расстройств по DSM-IV-TR перечислены во вставке 3.

ВСТАВКА 3

Расстройство поведения и оппозиционно-вызывающее расстройство основаны на следующих критериях:

РАССТРОЙСТВО ПОВЕДЕНИЯ

А. Повторяющаяся и устойчивая схема поведения, при которой нарушаются базовые права других людей или основные для данного возраста нормы и правила поведения, при этом три (или более) следующих критерия наблюдались в последние 12 месяцев и не менее одного критерия наблюдается в последние 6 месяцев:

Агрессия по отношению к людям и животным

1) ребенок часто третирует, запугивает окружающих или угрожает им

2) часто провоцирует драки

3) применяет орудия, способные причинить серьезный физический ущерб (например, бейсбольную биту, камень, разбитую бутылку, нож, пистолет)

4) проявляет физическую жестокость к людям

5) проявляет физическую жестокость к животным

6) совершает хищения при личном контакте с жертвой (то есть занимался грабежами или разбоем, вырывал сумки, вымогал деньги)

7) принуждает кого-либо к сексу

Вандализм

8) сознательно участвует в поджоге с намерением причинить серьезный ущерб

9) сознательно уничтожает чужую собственность (помимо поджогов)

Обман или кража

10) влезает в чужие дома или машины

11) часто лжет ради получения вещей или услуг либо ради избежания ответственности (то есть манипулирует другими)

12) ворует сравнительно дорогие вещи без личного контакта с жертвой (например, кража из магазина, но без взлома; подделка)

Серьезные правонарушения

13) часто допоздна оставался на улице, несмотря на родительский запрет, начиная с возраста младше 13 лет

14) ночевал вне дома не менее двух раз, когда жил с родителями или в приемной семье (или один раз, но несколько ночей)

15) часто прогуливал школу в возрасте до 13 лет

Б. Расстройство поведения приводит к клинически значимым нарушениям социального, учебного или профессионального функционирования.

В. Если индивиду 18 и более лет, к нему неприменимы критерии антисоциального расстройства личности.

Код расстройства в зависимости от возраста начала

312.81 Расстройство поведения, начало в детском возрасте: не менее одного критерия, характерного для расстройства поведения, проявляется в возрасте до 10 лет

312.82 Расстройство поведения, начало в подростковом возрасте: какие-либо критерии, характерные для расстройства поведения, отсутствуют до возраста 10 лет

312.83 Расстройство поведения, начало не определено: возраст начала неизвестен

Тяжесть расстройства

Слабое: поведенческие проблемы сверх тех, которые требуются для установления диагноза, малочисленны либо отсутствуют; поведенческие проблемы причиняют лишь мелкий вред другим (то есть ложь, прогулы, пребывание на улице допоздна без разрешения)

Умеренное: количество поведенческих проблем и их воздействие на окружающих варьируется между слабым и тяжелым (то есть кража без личного контакта с жертвой, вандализм)

Тяжелое: множество поведенческих проблем сверх тех, которые требуются для установления диагноза, либо поведенческие проблемы причиняют значительный вред окружающим (то есть изнасилование, физическая жестокость, применение оружия, грабеж, взлом с проникновением)

ОППОЗИЦИОННО-ВЫЗЫВАЮЩЕЕ РАССТРОЙСТВО

А. Схема негативистского, враждебного и вызывающего поведения, продолжающаяся не менее 6 месяцев, в течение которых наблюдаются четыре (и более) следующих критериев:

1) ребенок часто выходит из себя

2) часто спорит со взрослыми

3) часто ведет себя вызывающе или отказывается выполнять указания взрослых и установленные ими правила

4) часто намеренно раздражает окружающих

5) часто упрекает других в собственных проступках и ошибках

6) часто обидчив и легко раздражается

7) часто злится и возмущается

8) часто злобен или мстителен

Примечание : ребенок соответствует критерию только в том случае, если данное поведение встречается чаще, чем обычно у детей и подростков аналогичного возраста и уровня развития.

Б. Поведенческие проблемы приводят к клинически значимым нарушениям социального, учебного или профессионального функционирования.

В. Поведение наблюдается не исключительно при психозе или аффективном расстройстве.

Г. Пациент не соответствует критериям расстройства поведения или, если пациенту 18 и более лет, критерии антисоциального расстройства личности неприменимы.

Впервые действующее определение расстройства поведения было включено в DSM-III, и с тех пор критерии расстройства существенно варьировались. Сначала расстройство поведения определялось как тенденции поведения, при которых нарушаются права других лиц, в том числе проявляется физическая агрессия в отношении людей и вещей. На DSM-III значительно повлияла бихевиористская теория, и в силу этого воздействие окружающей среды приобрело большую роль в определении двух подтипов: социализированного и несоциализированного.

К несоциализированному типу относятся дети, неспособные к привязанности, эмпатии, социальным и романтическим связям с окружающими обычной степени и качества. Социализированный тип, напротив, может испытывать обычную привязанность к другим лицам, но все равно постоянно попадает в неприятности. В основе этого разделения лежит учет всех симптомов проблемных детей и так называемый факторный анализ, который статистически разводит симптомы по двум категориям.

В DSM-IV отказались от разграничения между несоциализированным и социализированным подтипами. Сейчас несоциализированная группа – это группа начала в раннем возрасте . Слабый родительский контроль также стал играть важную роль в оценке расстройства поведения. Исследования показывают, что для детей и подростков с серьезными межличностными проблемами в раннем возрасте, а также другими психологическими факторами риска (то есть плохими родителями) характерны более стабильные антисоциальные черты в зрелости.

DSM-IV перечисляет четыре общие категории расстройства поведения: агрессия по отношению к людям и животным, вандализм, лживость и воровство, серьезное нарушение правил. Чтобы поставить данный диагноз ребенку или подростку, у него должны наблюдаться не менее трех из пятнадцати симптомов в течение как минимум 12 месяцев.

Рассматривая известные нам факты жизни Брайана и Эрика, мы видим, что Брайан и Эрик соответствуют критериям тяжелого расстройства поведения с началом в детском возрасте. А так как они соответствуют критериям этого более тяжелого расстройства, психологи не поставят им более мягкий диагноз оппозиционно-вызывающего расстройства (даже если они отвечают всем критериям).

Что означает диагноз «расстройство поведения»? Станет ли пациент психопатом, когда вырастет? Что ж, на самом деле все не так уж однозначно. Диагноз «расстройство поведения» основан исключительно на наблюдаемом поведении; он не оценивает эмоциональные, межличностные и аффективные черты, связанные с психопатией. Фактически в диагнозе «расстройство» поведения по DSM-IV не упоминаются отсутствие эмпатии, вины и раскаяния или скудость эмоций. Многие ученые полагают, что невключение в диагноз таких черт, как бессердечие и безразличие , значительно ограничивает его полезность. Есть и другая критика диагноза «расстройство поведения». Почти у 80 процентов детей, получивших такой диагноз, не развивается личностное расстройство или психопатия в зрелом возрасте. То есть можно предположить, что расстройство поведения на самом деле не расстройство. Иными словами, диагноз не позволяет предсказать, какие дети будут всю последующую жизнь испытывать личностные проблемы и у каких проявится антисоциальное поведение или психопатия.

Пожалуй, наиболее резко данный диагноз критикует бывший президент Американской психологической ассоциации, директор клиники детского поведения Йельского университета и автор более чем семисот статей в рецензируемых журналах и сорока книг доктора Алана Каздина. Доктор Каздин заметил, что существует 32 647 комбинаций симптомов, которые могут наблюдаться у ребенка или подростка, позволяя поставить ему диагноз «расстройство поведения»{52}. Фактически симптомы расстройства не зависят друг от друга; иными словами, есть более 32 тысяч разных типов детей с расстройством поведения. Это настоящий кошмар клинического психолога. Диагноз не обладает чувствительностью и специфичностью. С такими критериями его можно поставить огромному количеству очень разных детей. И он не позволяет сделать никаких выводов. Это не более чем сборная солянка из симптомов с весьма малой практической применимостью.

В рамках исправительных учреждений для несовершеннолетних, где я проводил исследования, врачи зачастую даже не оценивают их на расстройство поведения, поскольку практически любой подросток, юноша соответствует критериям. Диагноз просто не помогает отличить одних несовершеннолетних заключенных от других. Таким образом, у него много тех же недостатков, что и у диагноза «антисоциальное расстройство личности» у взрослых (который мы рассматривали в главе 2).

Но эта картина начинает меняться. Примерно последние двадцать лет ряд ученых упорно разрабатывали способы оценки и измерения черт бессердечия и безразличия у детей и подростков. Психологи считают, что рассмотрение этих двух качеств в дополнение к чертам антисоциальности и импульсивности у детей и подростков поможет установить тех, кто относится к группе самого высокого риска сформироваться в настоящего взрослого психопата.

Из книги Моральное животное автора Райт Роберт

Диагноз Дарвина Дарвин видел всё это. Он не знал ничего про гены, но он, конечно, знал о концепции наследственности и был учёным-материалистом; он не думал, что необходимы какие-то нефизические силы, чтобы объяснить человеческое поведение или что-то ещё в естественном мире.

Из книги Беседы о новой иммунологии автора Петров Рэм Викторович

Прежде чем лечить, нужно поставить диагноз. - Как же лечить иммунодефициты? - Для этого сначала необходимо точно выяснить, какое звено иммунной машины дефектно. - А как это узнать? - Для постановки точного диагноза разработаны специальные методы

Из книги Диагностика и коррекция отклоняющегося поведения у собак автора Никольская Анастасия Всеволодовна

1.1. Сравнительный анализ причин и симптомов отклоняющегося поведения у детей и животных Попытки проведения аналогий между онтогенезом человека и высших млекопитающих делались еще Дарвином. Во многих работах (Дарвин, Ладыгина-Котс и др.) получены данные, показывающие

Из книги Геном человека: Энциклопедия, написанная четырьмя буквами автора

3.4. Расстройства настроения в форме депрессий и/или гиперактивности 3.4.1. Гиперактивность Животные с гиперактивностью не способны полностью расслабиться, у них выявляются определенные физиологические изменения: повышается частота сердечных сокращений, частота дыхания

Из книги Геном человека [Энциклопедия, написанная четырьмя буквами] автора Тарантул Вячеслав Залманович

3.5. Характерологические расстройства (возбудимого, истерического, ананкастического, параноического типа) В настоящее время в психиатрии общепринятой точкой зрения является отнесение расстройств этого круга к группе полиэтиологических заболеваний биопсихосоциальной

Из книги Мозг, разум и поведение автора Блум Флойд Э

3.6. Эндогенные психические расстройства Рассматривая эндогенные психические расстройства в контексте данной работы, целесообразно обратиться к описанию шизофрении у детей (Г. Каплан, Б. Сэддок, 2002).Как правило, указывается, что у детей в клинической картине преобладают

Из книги Чувственность и сексуальность автора Бурбо Лиз

4.1.5. Расстройства настроения Животное хорошо понимает задачу, но может переключиться на другую деятельность (гиперактивность), либо отказаться от выполнения (депрессия, недостаточная мотивация). Выполнение задач сопровождается повышенной вокализацией (лай в случае

Из книги Секреты наследственности человека автора Афонькин Сергей Юрьевич

4.1.6. Характерологические расстройства А. Б. Смулевич в своей книге «Психогении и невротические расстройства» (Смулевич А. Б., 1999) пишет, что отграничение психопатий от прогредиентных эндогенных и органических заболеваний, невротических расстройств и постпроцессуальных

Из книги Феномены мозга автора Бехтерев Владимир Михайлович

Из книги автора

ПРАВИЛЬНЫЙ ДИАГНОЗ - ПОЛОВИНА ЛЕЧЕНИЯ (генная диагностика) Надежда выздороветь - половина выздоровления. Вольтер Знание структуры генома человека дает сегодня медикам дополнительные возможности ставить уверенно и безошибочно диагноз многих тяжелых болезней. Важно,

Из книги автора

История взглядов на расстройства поведения Ранние описанияКак и о большинстве явлений, известных медицине, упоминания об аномальных типах поведения встречаются в Библии, а также у древних греческих и китайских авторов. Все ранние культуры рассматривали нарушения в

Из книги автора

Болезни мозга и расстройства поведения Очень важно, чтобы мы, рассматривая специфические аномалии мозга и их влияние на мышление и поведение, различали понятия «болезнь» и «расстройство». На первый взгляд может показаться, что болезнь - более серьезное состояние по

Из книги автора

Часть 7. Болезни и расстройства Я так часто занимался сексом, что растратил все силы и теперь у меня практически не бывает эрекции. Можно ли это исправить?Возможно, отсутствие эрекции никак не связано с интенсивностью половой жизни, которую вы вели в прошлом. Связь может

Из книги автора

Психические расстройства Мир полон безумцев; если не хочешь на них смотреть, запрись у себя дома и разбей зеркало. Французское изречение - Депрессии и творческая активность - два конца одной палки - Эпилептоидность в роду Достоевских - Гипоманиакальность -

Из книги автора

Влияние внушения на патологические расстройства …Руководясь своими личными наблюдениями, я могу сказать, что гипнотические внушения оказывают решительное влияние на весьма многие нервные расстройства, не обусловленные органическими поражениями, как, напр.,

Из книги автора

Признание действительности за галлюцинаторное переживание как одно из проявлений психического расстройства Под названием «галлюцинаторные воспоминания» могут быть понимаемы те своеобразные болезненные состояния, когда больными в виде галлюцинаций воспроизводятся

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Список литературы

Введение

Поведение - это способ проявления человека в повседневной жизни. Поведение определяется как совокупность поступков по отношению к объектам живой и неживой природы, к отдельному человеку или обществу, опосредованных внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью человека.

Различные недостатки в поведении детей школьного возраста сдерживают становление произвольности - важного качества личности, нарушают учебную деятельность, затрудняют её освоение, отрицательно сказываются на отношениях ребенка со взрослыми и сверстниками. В большей мере это свойственно детям группы риска. Поэтому исправление недостатков в поведении детей риска - важная составляющая обучения и развития этих детей в системе коррекционно-развивающего образования.

К школьному возрасту в процессе общения со взрослыми (а потом и со сверстниками) у ребенка формируется определённый поведенческий репертуар, в котором обязательно присутствуют «любимые» поведенческие реакции и поступки. По мнению Э.Берна, механизм здесь таков: в трудных ситуациях ребёнок экспериментирует, используя различные варианты поведения, и обнаруживает, «что некоторые встречаются в его семье с безразличием или неодобрением, в то время как другие приносят плоды. Поняв это, ребёнок принимает решение какое поведение он будет культивировать».

Младший школьник, сохраняя прежние формы общения со взрослыми, учится деловому сотрудничеству и управлению своим поведением уже в учебной деятельности. Т.о., управление своим поведением - это важнейшее новообразование старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Какие же факторы в значительной мере определяют произвольность поведения ребёнка? Это самооценка, самоконтроль, уровень притязаний, ценностные ориентации, мотивы, идеалы, направленность личности и т.д.

1. Причины отклонений в поведении

Причины отклонений в поведении разнообразны, однако все они могут быть классифицированы в 4 группы:

* В некоторых случаях нарушения поведения имеют первичную обусловленность, т.е. определяются индивидуальными особенностями в том числе и нейродинамических свойств ребёнка:

* Нестабильностью психических процессов,

* Психомоторной заторможенностью или, наоборот.

* Психомоторной расторможенностью.

Эти и другие нейродинамические расстройства обнаруживают себя преимущественно в гипервозбудимом поведении с характерными для такого поведения эмоциональной неустойчивостью, легкостью перехода от повышенной активности к пассивности и, наоборот, от полного бездействия к неупорядоченной активности.

2. В других случаях нарушения поведения являются следствием неадекват-ного (защитного) реагирования ребёнка на те или иные затруднения школьной жизни или на не удовлетворяющий ребёнка стиль взаимоотношений со взрослыми и сверстниками. Поведение ребёнка при этом отличается нерешительностью, пассивностью или негативизмом, упрямством, агрессией. Кажется, что дети с таким поведением не желают вести себя хорошо, специально нарушают дисциплину. Однако это впечатление ошибочно. Ребёнок действительно не в состоянии справиться со своими переживаниями. Наличие отрицательных переживаний и аффектов неизбежно ведёт к срывам поведения, является поводом для возникновения конфликтов со сверстниками и взрослыми.

3. Нередко плохое поведение возникает не потому, что ребёнок специально хотел нарушить дисциплину или его к этому что-то побуждало, а от безделья и скуки, в недостаточно насыщенной различными видами деятельности воспитательной среде.

4. Нарушения поведения также возможны из-за незнания правил поведения.

2. Типичные нарушения поведения

Гиперактивное поведение(обусловленное, как уже было сказано, преимущественно нейродинамическими особенностями личности).

Пожалуй, гиперактивное поведение детей, как никакое другое, вызывает нарекания и жалобы родителей, воспитателей, учителей.

Такие дети отличаются повышенной потребностью в движении. При блокировке этой потребности правилами поведения, нормами школьного распорядка (т.е. в ситуациях, в которых требуется контролировать, произвольно регулировать свою двигательную активность) у ребенка нарастает мышечное напряжение, ухудшается внимание, падает работоспособность, наступает утомление. Возникающая вслед за этим эмоциональная разрядка является защитной физиологической реакцией организма на чрезмерное перенапряжение и выражается неконтролируемом двигательном беспокойстве, расторможенности, квалифицируемых как дисциплинарные проступки.

Основные признаки гиперактивного ребёнка - двигательная активность, импульсивность, отвлекаемость, невнимательность. Ребёнок совершает беспокойные движения кистями и стопами; сидя на стуле, корчится, извивается; легко отвлекается на посторонние стимулы; с трудом дожидается своей очереди во время игр, занятий, в других ситуациях; на вопросы часто отвечает не задумываясь, не выслушав до конца; с трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр; часто переходит от одного незавершенного действия к другому; не может играть спокойно, часто вмешиваться в игры и занятия других детей.

Демонстративное поведение. При демонстративном поведении происходит намеренное и осознанное нарушение принятых норм, правил поведения. Внутренне и внешне такое поведение адресовано взрослым.

Одним из вариантов демонстративного поведения - детское кривляние, которое имеет следующие особенности:

* ребенок кривляется только в присутствии взрослых и только тогда, когда они обращают на него внимание;

* когда взрослые показывают ребёнку, что они не одобряют его поведение, кривляние не только не уменьшается, а даже усиливается.

Что же побуждает ребёнка использовать демонстративное поведение?

Нередко это способ привлечь к себе внимание взрослых. Такой выбор дети совершают в тех случаях, когда родители общаются с ними мало или формально (ребенок не получает в процессе общения так необходимые ему любовь, ласку, тепло), а также если общаются исключительно в ситуациях, когда ребенок плохо себя ведёт и его следует отругать, наказать. Не имея приемлемых форм контакта со взрослыми, ребенок использует парадоксальную, но единственно доступную ему форму - демонстративную выходку, за которой незамедлительно следует наказание. Т.о. «общение» состоялось. Но также случаи кривляния бывают в семьях, где родители достаточно много общаются с детьми. В этом случае кривляние, само чернение ребенка «Я плохой» является способом выйти из-под власти взрослых, не подчиняться их нормам и не дать им возможным осудить (поскольку осуждение - самоосуждение - уже состоялось). Такое демонстративное поведение преимущественно распространено в семьях (группах, классах) с авторитарным стилем воспитателя, авторитарными родителями, воспитателем, учителем, где дети постоянно подвергаются осуждению.

Одним из вариантов демонстративного поведения являются капризы - плач без особых поводов, необоснованные своевольные выходки с целью самоутвердиться, обратить на себя внимание «взять верх» над взрослыми. Капризы сопровождаются двигательным возбуждением, катанием по полу, разбрасыванием игрушек и вещей. Эпизодически капризы могут возникать в результате переутомления, перевозбуждения нервной системы ребёнка сильными и разнообразными впечатлениями, а также как признак или следствие начавшегося заболевания.

От эпизодических капризов, следует отличать закрепившиеся капризы, превратившиеся в привычную форму поведения. Основная причина таких капризов - неправильное воспитание (избалованность или чрезмерная строгость со стороны взрослых).

Протестное поведение:

Формы протестного поведения детей - негативизм, строптивость, упрямство.

Негативизм- такое поведение ребёнка, когда он не хочет что-нибудь сделать только потому, что его об этом просили; это реакция ребёнка не на содержание действия, а на само предложение, которое исходит от взрослых.

Типичные проявления детского негативизма - это беспричинные слёзы, грубость, дерзость или замкнутость, отчужденность, обидчивость «Пассивный» негативизм выражается в молчаливом отказе выполнять поручения, требования взрослых. При «активном» негативизме дети производят действия, противоположные требуемым, стремятся во что бы то ни стало настоять на своём. В обоих случаях дети становятся неуправляемыми: ни угрозы, ни просьбы на них не действуют. Они стойко отказываются делать то, что ещё недавно выполняли беспрекословно. Причина такого поведения нередко заключается в том, что у ребёнка накапливается эмоционально отрицательное отношение к требованиям взрослых, препятствующим удовлетворению детской потребности к самостоятельности. Т.о., негативизм - это часто результат неправильного воспитания, следствие протеста ребенка против насилия, совершаемого над ним.

«Упрямство- такая реакция ребенка, когда он настаивает на чем-либо не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он этого потребовал… мотивом упрямства является то, что ребёнок связан своим первоначальным решением» (Л.С. Выготский)

Причины упрямства разнообразны:

* это может быть следствие неразрешимого конфликта взрослых;

* упрямство может быть обусловлено общей перевозбудимостью, когда ребёнок не может быть последовательным в восприятии чрезмерно большого количества советов и ограничений со стороны взрослых;

* а может быть причиной упрямства длительный эмоциональный конфликт, стресс, который не может быть разрешен ребёнком самостоятельно.

Строптивость отличает от негативизма и упрямства то, что она безлична, т.е. направлена не столько против конкретного руководящего взрослого, сколько против норм воспитания, против навязываемого ребёнку образа жизни.

Агрессивное поведение- это целенаправленное разрушительное поведение, ребёнок противоречит нормам и правилам жизни людей в обществе, наносит вред «объектам нападения» (одушевленность и неодушевленность), причиняет физический ущерб людям и вызывает у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние психической напряженности, подавленность, страх).

Агрессивные действия ребёнка могут выступать в качестве:

* средства достижения значимой для него цели;

* как способ психологический разрядки;

* замещения блокированной, неудовлетворенной потребности;

* как самоцель, удовлетворяющая потребность в самореализации и самоутверждении.

Причины агрессивного поведения разнообразны:

* драматическое событие или потребность во внимании взрослых, других детей,

* неудовлетворенная потребность в том, чтобы почувствовать себя сильным, или желание отыграться за собственные обиды,

* проблемы, которые появляются у детей вследствие обучения,

* снижение эмоциональной чувствительности к насилию и повышение вероятности формирования враждебности, подозрительности, зависти, тревожности - чувств, провоцирующих агрессивное поведение, вследствие воздействия средств массовой информации (систематический просмотр фильмов со сценами жестокости);

* деформация системы ценностей в семейных отношениях;

* дисгармоничные взаимоотношения родителей, агрессивное поведение родителей по отношению к другим людям.

Инфантильное поведение.

Об инфантильном поведении говорят в том случае, когда в поведении ребенка сохраняются черты, присущие более раннего возраста.

Нередко во время урока такой ребёнок, отключаясь от учебного процесса, незаметно для себя начинает играть (катает по карте машинку, запускает самолетики). Такой ребёнок неспособен самостоятельно принять решение, выполнить какое-нибудь действие, испытывает чувство незащищенности, требует повышенного внимания к собственной персоне и постоянной заботы других о себе; у него понижена самокритичность.

Конформное поведение- такое поведение полностью подчинено внешним условиям, требованиям других людей. Это сверхдисциплинированные дети, лишенные свободы выбора, самостоятельности, инициативы, навыков творчества (потому что приходится действовать по указанию, инструкции взрослого, потому что взрослые всегда и всё делают за ребёнка), приобретают негативные личностные особенности. В частности, им присуща тенденция менять самооценку и ценностные ориентации, свои интересы, мотивы под влиянием другого, значимого для них человека или группы, в которую они включены. Психологической основой конформности являются высокая внушаемость, непроизвольное подражание, «заражение».

Конформное поведение во многом обусловлено неправильным, в частности авторитарным или гиперопехающим, стилем воспитания.

Симптоматчиеское поведение.

Симптом - это признак болезни, какого-либо болезненного (разрушаемого, негативного, тревожного) явления. Как правило, симптоматическое поведение ребёнка - признак неблагополучия в его семье, в школе, это своеобразный сигнал тревоги, который предупреждает, что сложившаяся ситуация далее невыносима для ребёнка. Например, 7 летняя девочка пришла из школы, разбросала книги и тетради по комнате, через некоторое время собрала их и села за уроки. Или, рвота - как отторжение неприятной, болезненной ситуации в школе, или температура в день, когда должна состояться контрольная работа.

Если взрослые ошибаются в интерпретации детского поведения, остаются равнодушными к переживаниям ребёнка, то конфликты ребёнка загоняются вглубь. И ребёнок бессознательно начинает культивировать в себе болезнь, так как она дает ему право требовать повышенного к себе внимания. Совершая подобное «бегство в болезнь», ребёнок, как правило «выбирает» именно ту болезнь, то поведение (иногда одновременно и то и другое), которое вызовет крайнюю, наиболее острую реакцию взрослых.

3. Педагогическая коррекция типических отклонений в поведении детей

поведение дети отклонение коррекция

Преодоление недостатков личностного развития, поведения детей возможно при соблюдении 3 основных факторов:

1 - профилактическая работа, которая предполагает как можно более ранее выявление и коррекцию негативных явлений в поведении и личностном развитии детей;

2 - не поверхностное объяснение поступков, а глубокий педагогический анализ (выявление подлинных причин, дифференцированный подход к устранению);

3 - не использование отдельной изолированной методики, технологии, а изменение всей организации жизни ребёнка (т.е. изменение всей системы взаимоотношений между ребенком и его социальным окружением). НО! Эффективное построение такой системы возможно только в результате совместных усилий как самого ребёнка, так и родителей, воспитателей, учителей.

В зависимости от выявленных трудностей в личностном развитии ребёнка выбирается тактика коррекционно-развивающей работы.

Общие правила, которые необходимо соблюдать в работе с детьми, имеющими те или иные недостатки в поведении.

1.Акцентируйте внимание на поведении, а не на личности ребёнка.

Т.е. реакция взрослого на неприемлемое поведение ребёнка должна демонст-рировать, что «Ты хороший и можешь быть ещё лучше, а вот твоё поведение сейчас ужасно».

2.Объясняя ребёнку, почему его поведениенеприемлемо и огорчает взрослых, избегайте слов «глупо», «неправильно», «плохо»и т.п. т.к субъективные оценочные слова только вызывают обиду у ребёнка, усиливают раздражение взрослых и в итоге уводят от решения проблемы.

3.Разбирая поведение ребёнка, ограничьтесь обсуждением того, что произошло сейчас.Т.к. обращение к негативному прошлому или к бесперспективному будущему наводит и ребёнка и взрослого на мысль, что сегодняшнее происшествие - что-то неизбежное и неисправимое.

4.Снижать, а не усиливать напряжение ситуации.Т.е. надо избегать следующих типических ошибок:

* оставлять последнее слово за собой,

* оценивать характер ребёнка,

* использовать физическую силу

* втягивать в конфликт других людей, непричастных к нему,

* делать обобщения типа: «Ты всегда так поступаешь»,

* сравнивать одного ребёнка с другим.

5.Демонстрировать детям модели желательного поведения.

6. На протяжении всей воспитательно-коррекционной работы необходимо поддерживать систематический контакт с родителями.

Список литературы

1. Белкин А.С. Теория педагогической диагностики и предупреждения отклонений в поведении школьников. /Автореф. дис. докт. пед. наук. - М.: 2003. - 36 с.

2. Варга А.Я. Психодиагностика отклоняющегося поведения ребенка без аномалий психического развития / Психологический статус личности в различных социальных условиях: развитие, диагностика и коррекция. - М.: МГПИ. - 2002. - С. 142-160.

3. Выготский Л.С. Педагогическая психология/ Под ред. В.В.Давыдова.- М.: Педагогика-Пресс, 2002.- С. 263-269.

4. Левитов Н.Д. Психическое состояние агрессии// Вопр. психологии, № 6, 1972.- С. 168-173.

5. Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение./П.Ф. Лесгафт - М.: Педагогика, 1991. - С. 10-86.

6. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков.// Вопр. психологии, N 3, 2003. - С.116-125.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Характеристика понятий, используемых при характеристике детей с нарушением поведения. Исследование критериев, по которым можно определить нарушения в поведении. Виды, причины и механизмы отклонений поведения. Сопровождение детей с нарушением поведения.

    контрольная работа , добавлен 24.05.2010

    Раскрытие и обоснование психологических механизмов влияния конфликтов на совершение отклонений в поведении. Проведение эмпирического исследования по выявлению влияния конфликтов на совершение военнослужащими отклонений в поведении и их профилактики.

    дипломная работа , добавлен 23.03.2011

    Нарушения поведения. Типология агрессивного поведения современных подростков. Причины и специфика проявления агрессивности детей на разных стадиях подросткового возраста. Половозрастные особенности проявления агрессивности в поведении детей.

    курсовая работа , добавлен 23.11.2005

    Изучение особенностей детско-родительских отношений в семье. Исследование отклонений в поведении гиперопекаемых и гипоопекаемых детей дошкольного возраста. Коррекционно-педагогическая работа с гиперопекаемыми и гипоопекаемыми детьми и их родителями.

    курсовая работа , добавлен 16.01.2014

    Основные подходы к изучению агрессивного поведения в науке. Причины появления агрессивности в поведении детей старшего дошкольного возраста. Эмпирическое исследование особенностей агрессии старших дошкольников. Разработка программы профилактики.

    курсовая работа , добавлен 06.09.2014

    Особенности личности и учебной деятельности младших школьников, виды и причины трудностей в их поведении. Психолого-педагогическая коррекция: сущность, виды, условия оказания. Результаты влияния психокоррекционной работы на эмоциональное благополучие.

    курсовая работа , добавлен 15.02.2015

    Критерии оценки возможного отклонения в поведении ребенка. Характеристика агрессивности, вспыльчивости, гиперактивности, тревожности детей, мероприятия по их профилактике. Реализация программы игровой терапии как средства коррекции поведения дошкольников.

    курсовая работа , добавлен 24.06.2011

    Теоретические основы понятия "аутизм". Причины и классификация расстройств аутистического спектра. Современные представления о поведении аутичных детей и коррекционной работе. Основные особенности поведения детей с расстройством аутистического спектра.

    курсовая работа , добавлен 23.04.2017

    Отклоняющееся поведение несовершеннолетних как нарушение процесса социализации. Условия и причины возникновения отклонений в поведении подростков. Организация культурно-досуговой деятельности с подростками отклоняющегося поведения.

    курсовая работа , добавлен 16.03.2004

    Характерные особенности развития детей в раннем, дошкольном и младшем школьном возрасти. Закономерные проявления в поведении у детей 6-7 лет, рано пришедших в школу. Анализ динамики развития познавательных процессов у детей младшего школьного возраста.

УДК 152.27 (075.8) + 157 (075.8)

Е.В. Соколова (канд. психологических наук )

Поведенческие расстройства у детей

Проявления физической жестокости, вспышки гнева, преднамеренное разрушение чужой собственности, причинение боли, унижения, часто затеваемые драки - эти симптомы напрямую связаны с одной из актуальных и дискуссионных проблем психологии - феноменом агрессивности личности. Проявление агрессии в детских и учебных заведениях является вопросом, который все больше волнует педагогов и родителей. Интерес к заявленной теме объясняется нарастающим вниманием к ней со стороны исследователей самых разных специальностей - психологов, социологов, отражая тем самым социальные запросы общества, испытывающего на себе возросшее воздействие насилия и жестокости. Актуальность выбранной темы определяется также важным значением агрессивности в структуре личности человека, ее влиянием на формирование тех или иных форм поведения, конструктивных, социально одобряемых либо, наоборот, разрушительных, придающих поступкам асоциальный характер.

Сегодня уже невозможно представить себе газету, журнал или программу радио- или теленовостей, где не было бы ни одного сообщения о каком-либо акте агрессии или насилия. Статистика убедительно свидетельствует о том, с какой частотой люди ранят и убивают друг друга, причиняют боль и страдания своим близким. Однако сведения о проявлениях насилия в другие времена и в других местах говорят о том, что в жестокости и насилии, царящих в нашем мире, нет ничего из ряда вон выходящего.

Конечно, даже и в тех случаях, когда люди увечат и убивают друг друга с помощью копий, луков, стрел и другого примитивного оружия, их действия деструктивны и ведут к ненужным страданиям. Однако раньше подобные побоища, как правило, происходили на ограниченной территории и не представляли угрозы для человечества в целом. Применение же современных, несравненно более мощных видов вооружения может привести к глобальной катастрофе…

В свете этих тенденций невозможно не признать, что насилие и конфликт относятся к числу наиболее серьезных проблем, перед которыми сегодня оказалось человечество. Возникают вопросы: почему люди действуют агрессивно и какие меры необходимо принять для того, чтобы предотвратить или взять под контроль подобное деструктивное поведение?

Эти вопросы занимали лучшие умы человечества на протяжении многих веков и рассматривались с различных позиций - с точки зрения философии, поэзии и религии. Однако только в нашем столетии данная проблема стала предметом систематического научного исследования. Напряженная, неустойчивая социальная, экономическая, экологическая, идеологическая обстановка, сложившаяся в настоящее время в нашем обществе, обусловливает рост различных отклонений в личностном развитии и поведении подрастающего поколения. Cреди них особую тревогу вызывают не только прогрессирующая отчужденность, повышенная тревожность, духовная опустошенность детей, но и их цинизм, жестокость, агрессивность. Причем проблема агрессивности детей, которая затрагивает общество в целом, вызывает как глубокое беспокойство педагогов, родителей, так и острый научно-практический интерес исследователей. Однако попытки объяснения агрессивных действий детей затрудняются тем, что не только в обыденном сознании, но и в профессиональных кругах и во многих теоретических концепциях явление агрессии получает весьма противоречивые толкования, ограничивая как его понимание, так и возможности воздействия на нивелирование агрессивности.

Особую озабоченность и у родителей, и у специалистов вызывают модели агрессии, демонстрируемые по телевидению, видео, используемые в компьютерных играх. И это не случайно, ведь и вербальная, и физическая агрессия на наших телеэкранах вовсе не редкость. Так, по результатам специальных исследований, в наиболее популярных телевизионных программах на каждый час вещания приходится в среднем около девяти актов физической и восьми актов вербальной агрессии. Таким образом, ребенок, проводящий у телевизора, например, всего лишь два часа, видит за день в среднем свыше 17 актов агрессии. А ведь от показа секса и насилия не свободны даже анонсы телепрограмм; зарубежные исследователи сообщают, например, что секс и насилие, так или иначе, фигурируют более чем в 60 % анонсов телепрограмм, идущих в прайм-тайм . Эта статистика, к сожалению, узнаваема и в нашей российской действительности.

В связи с тем, что дети так часто сталкиваются с насилием в масс-медиа, многие люди выражают тревогу, что подобная «видеодиета» может повысить у детей склонность к агрессивному поведению. И не случайно эта тема, представляющая особый интерес для психологической науки и обладающая высокой социальной значимостью, в последнее время притягивает к себе все более пристальное внимание исследователей.

Поведенческие расстройства, связанные с проявлениями агрессивности и жестокости, могут быть рассмотрены в контексте отклоняющегося развития, девиантного поведения и психопатологических особенностей личности.

Н.Я. Семаго и М.М. Семаго под термином« отклоняющееся развитие» понимаютлюбое отклонение отдельной функции или системы психических функций от «программы развития» вне зависимости от знака этого изменения «+» или «-» (опережение или запаздывание), выходящее за пределы социально-психологического норматива, определяемого для данной образовательной, социокультурной или этнической ситуации и данного возраста ребенка. Ребенок, демонстрирующий подобные феномены, должен быть отнесен к категории детей с отклоняющимся развитием .

Так, асинхронное развитие характеризуется нарушением основного принципа развития (гетерохронии), когда наблюдаются сложные сочетания недоразвития, ускоренного (акселеративного) развития, искаженного развития как отдельных психических функций, так и структуры их базовых составляющих (с преимущественным нарушением базовой аффективной составляющей). В то же время следует отметить, что асинхрония развития присуща и различным категориям других выделяемых групп развития, т.е. не является абсолютно специфичной для данной группы отклоняющегося развития.

Детей, демонстрирующих различные поведенческие расстройства, относят к подгруппе дисгармоничного развития (один из вариантов асинхронии). Характер аффективного реагирования детей экстрапунитивного типа дисгармоничного развития связан с элементами негативистических и протестных форм поведения, а порой и с демонстративной негативистичностью. Дети этого типа на фоне утомления могут демонстрировать агрессивные и протестные реакции. Они чрезвычайно требовательны к окружающим (по типу «маленького монстра» в семье), могут сознательно демонстрировать реакции, характерные для более младшего возраста, или, наоборот, требовать признания себя как лидера, даже не имея на то фактических оснований. Часто бывают раздражительны, легко переходят от дисфории к эйфории. При неблагоприятных условиях развития, указывают авторы, вероятно возникновение асоциальных форм поведения, как правило, группового характера. Наиболее типичными диагнозами других специалистов для детей и подростков этого типа развития являются: «формирование личности по истерическому типу», «неврозоподобные реакции», «психопатия возбудимого типа», «истерический невроз», «патологическое формирование личности», «расстройство поведения» (F91), в частности, вызывающее оппозиционное расстройство» (F91.3) по МКБ-10 .

В Международной классификации психических и поведенческих расстройств 10-го пересмотра (МКБ-10) под шифром F91 «Расстройства поведения» у детей и подростков подробно описаны симптомы, когда имеет место повторяющееся и стойкое поведение, при котором нарушаются права других людей или важнейшие соответствующие возрасту социальные нормы или правила. Такое поведение должно наблюдаться, по меньшей мере, 6 месяцев и включать следующие проявления:

  • необычно частые для своего возраста вспышки гнева;
  • часто спорит со взрослыми;
  • часто активно отказывается выполнять требования взрослых;
  • часто преднамеренно делает вещи, которые досаждают другим людям;
  • часто обидчив и ему легко досадить;
  • часто сердится и негодует;
  • часто злобен и мстителен;
  • часто затевает драки;
  • использовал оружие, которое способно причинить серьезный вред другим людям (например, кирпич, клюшку, разбитую бутылку, нож);
  • проявляет физическую жестокость по отношению к другим людям и животным;
  • преднамеренно разрушает чужую собственность;
  • преднамеренно разводит огонь с риском или желанием причинить серьезный ущерб;
  • совершает преступления на виду у жертвы;
  • частые проявления задиристого поведения (например, преднамеренное причинение боли, унижения, мучения) и др.

По проявлению тех или иных симптомов делают вывод о несоциализированных и социализированных расстройствах поведения, оппозиционно-вызывающем поведении и неуточненных расстройствах поведения детского и подросткового возраста.

Отклоняющимся называется такое поведение, в котором устойчиво проявляются отклонения от социальных норм: культурных, моральных, юридических . Дисфункциональность семьи считается главным фактором, который имеет значение в развитии отклоняющегося поведения. Различают отклонения:

- корыстного типа — правонарушения и поступки с целью незаконным путем получить материальную, денежную и имущественную выгоду (хищение, взятки, кражи и т. д.);

- агрессивного типа — проявляются в действиях, направленных против личности (оскорбления, побои, убийства);

- социально-пассивного типа — отказ от активной жизнедеятельности, от своих гражданских обязанностей (отклонение от работы, учебы, употребление алкоголя, наркотиков, токсических средств; крайнее проявление — самоубийство), социальных ролей.

В.Д. Менделевич раскрывает следующие типы девиантного поведения :

делинквентное — отклоняющееся поведение, в крайних своих проявлениях представляющее уголовно наказуемое деяние;

аддиктивное — одна из форм девиантного поведения с формированием стремления к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния;

патохарактерологическое — под этим типом понимается поведение, обусловленное патологическими изменениями характера, сформировавшегося в процессе воспитания;

психопатическое — основывается на психопатологических симптомах и синдромах, являющихся проявлением тех или иных психических заболеваний.

Отклоняющееся поведение является результатом неблагоприятного психосоциального развития и нарушения процесса социализации, которые выражаются в различных формах детско-подростковой дезадаптации уже в раннем возрасте, например, в усвоении социальных ролей, учебных программ, норм, требований. В зависимости от природы и характера дезадаптации выделяют патогенную, психосоциальную и социальную дезадаптации. Каждая может быть как отдельно, так и в сложном сочетании.

Патогенную дезадаптацию вызывают отклонения и патологии психического развития и нервно-психические заболевания, причиной которых являются функционально-органические поражения центральной нервной системы.

Психосоциальная дезадаптация связана с половозрастными и индивидуально-психологическими особенностями ребенка, подростка. По своей природе и характеру различные формы психосоциальной дезадаптации делятся на устойчивые и временные, неустойчивые формы. Устойчивые формы могут возникнуть за счет акцентуаций характера, неадекватной самооценки, нарушений эмоционально-волевой и эмоционально-коммуникативной сферы (недостаточная эмпатия, расторможенность либо патологическая застенчивость и т.д.).

Социальная дезадаптация проявляется в нарушении форм морали и права, в асоциальных формах поведения и деформации системы внутренней регуляции, социальных установок. Можно выделить две стадии социальной дезадаптации подростков - педагогическая и социальная запущенность.

Так, описывая признаки социальной дезадаптации детей и подростков, связанных с «уродствами» характера, Н.М. Иовчук в качестве иллюстрации истерической психопатии приводит примеры высокой конфликтности, припадков и протестных реакций (грубость, агрессии, аутоагрессии, отказ от посещений школы и т. д.) у детей и подростков. При возбудимой (эксплозивной) психопатии типичны проявления капризности, обидчивости, жестокости и угрюмости, немотивированной злобы в общении со сверстниками, родителями. По самым незначительным поводам у таких детей могут отмечаться приступы гнева, ярости, неадекватного крика, озлобленности и активного протеста. В школьном возрасте они демонстрируют асоциальное и противоправное поведение (драки, уходы, стремление делать «назло»). Эпилептоидная психопатия, хотя и характеризуется вязкостью, застреваемостью в эмоциональности и в мышлении, может сочетать в себе приступы злобы, аффективные разрядки с агрессивностью, жестокостью, садистским стремлением причинить боль себе и окружающим. Такие дети конфликтны, подозрительны, недоброжелательны, подозрительны и придирчивы. Их адаптация в школе, поведение дома остаются трудными из-за мстительности, мелочной придирчивости, периодов недовольно-злобного настроения и вспышек ярости. При отсутствии правильного воспитания школьная дезадаптация, приводящая к отказу от посещения школы, может развиваться в клинике психопатии неустойчивого круга . Непослушание, непоседливость, легкость освоения отрицательных форм поведения, мелкие правонарушения, склонность к обману и прогулам, употребление алкоголя и наркотиков часто приводят таких детей в асоциальные группировки, они могут рано вступать на криминальный путь. Группа «эмоционально тупых» личностей включает в себя проявления психопатии этого типа уже с раннего возраста: лживость, жестокость, недоразвитие высших нравственных чувств. Такие дети издеваются над младшими, мучают животных, враждебны даже к родителям, в школе сквернословят, дерутся, рано начинают воровать и бродяжничать, вступают на криминальный путь .

Компенсация личностных аномалий предполагает комплекс социально-средовых, медицинских и психолого-педагогических воздействий. Важными корригирующими факторами являются: оздоровление среды, изоляция ребенка от лиц с асоциальным поведением, психотерапевтическая работа с ребенком и семьей, помощь в адаптации и эмоциональная поддержка взрослых, медикаментозное лечение, назначаемое врачом-психиатром.

Рассматривая клинико-динамические признаки различных видов агрессии, Ю.Б. Можгинский описывает признаки различных вариантов агрессии, связанные с психопатологическими особенностями личности в рамках душевного заболевания.

Импульсивно-садистическая агрессия является психопатологическим вариантом агрессивных действий, относящихся к проявлениям расстройств болезненно-психотического уровня. В ней сочетаются садистический комплекс и автоматизированные действия. Совершенные с особой жестокостью, часто серийные убийства включают в себя компонент импульсивности в виде стереотипных множественных ножевых ударов, внезапного возбуждения на фоне изменения сознания с последующей амнезией. Эти нарушения связаны с садистическим комплексом.

При сверхценной агрессии мотивация насильственных действий формируется на основе патологических сверхценных идей преследования, мести, убийства. Этот вариант может включать в себя состояния, при которых указанные идеи достигают уровня бреда с отдельными галлюцинаторными переживаниями. Могут встречаться также случаи с глубокими расстройствами психики, когда идеи мести связаны с конкретными обстоятельствами, имеют психологически понятную причинно-следственную связь с ситуацией и не содержат в своей структуре таких психотических симптомов, как галлюцинации.

Отличительным признаком защитной агрессии является наличие действительной, непосредственной угрозы для жизни и здоровья, для сохранения которых предпринимаются соответствующие насильственные действия. Эти действия иногда могут содержать в себе признаки как импульсивно-садистической, так и сверхценной агрессии.

Признаки формирования агрессивности можно обнаружить на всем протяжении развития личности. Проявлениями основной динамики агрессивности могут быть абсолютно беспричинные колебания настроения, периоды гневливости, всеохватывающего диффузного страха и подозрительности, немотивированной веселости, внезапных, резких, ни с чем не связанных изменений в характере и поведении, обнаруженных окружающими или родственниками. Этапные проявления агрессивности представлены более понятными в психологическом отношении проявлениями: в детском возрасте — расторможенностью, драчливостью, садистскими действиями, кражами, стремлением причинить боль сверстникам или беспомощным людям; позднее, в период пубертата, этапные синдромы обнаруживаются в виде уходов из дома, оппозиции к близкому окружению, употребления одурманивающих средств .

Таким образом, каждое агрессивное действие, имеющее патологическую природу, входит в структуру тех или иных психопатологических агрессивных симптомокомплексов со своей динамикой развития. Исследования случаев совершения тяжелых агрессивных действий приводят к обнаружению истоков этой патологии в раннем детстве и в разных периодах позднего детского и подросткового возраста. Эта область проявлений агрессии относится к сфере деятельности психиатров, медицинских психологов, а ребенок, демонстрирующий подобное поведение, нуждается в обязательной консультации врачей-специалистов и помощи психологов. Следует отметить, что только системный подход к проблеме предупреждения и коррекции поведенческих расстройств и агрессии у детей и подростков может оказаться действенным средством помощи этой категории детей. Система психологической помощи должна включать целенаправленное воздействие на все социально значимое окружение ребенка, в том числе родителей, педагогов.

Поведенческие расстройства, проявления агрессии в детских и учебных заведениях являются проблемой, которая все больше волнует педагогов и родителей. Появление большого количества литературы отечественных и зарубежных психологов по проблемам поведенческих расстройств, агрессивности и способам профилактики, коррекции этих состояний определяется нарастающим вниманием к ней со стороны исследователей самых разных специальностей - психологов, социологов, отражая тем самым социальные запросы общества, испытывающего на себе возросшее воздействие насилия и жестокости.

Однако, на наш взгляд, гораздо легче предупредить проблему возникновения расстройств поведения у детей и подростков, чем работать с уже сформированными и устойчивыми агрессивными тенденциями, защитной агрессией и оппозиционно-вызывающими расстройствами в детском и подростковом возрасте.

Список литературы

  1. Бэрон Р ., Ричардсон Д . Агрессия. СПб., 1997. 336 с.
  2. Менделевич В.Д . Клиническая и медицинская психология: Практическое руководство. М., 1998. 592 с.
  3. Можгинский Ю.Б. Агрессия подростков: Эмоциональный и кризисный механизм. СПб., 1999. 128 с.
  4. Паренс Г. Агрессия наших детей / Пер. с англ. М., 1997. 160 с.
  5. Семаго Н.Я ., Семаго М.М . Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психолога. М., 2001. 208 с.
  6. Соколова Е.В. Отклоняющееся развитие: причины, факторы, условия преодоления. Новосибирск, 2003. 288 с.
  7. Соколова Е.В ., Гуляева К.Ю . Предупреждение и коррекция поведенческих расстройств у детей. Новосибирск, 2003. 118 с.
  8. Социальная психология личности в вопросах и ответах: Учеб. пособие / Под ред. проф. В.А. Лабунской . М.,1999. 397 с.

Диагноз ставят на основании анамнеза. Лечение сопутствующих расстройств и психотерапия могут помочь, однако многие дети требуют надзора.

Распространенность небольших расстройств поведения составляет около 10%.

Этиология, вероятно, - сложное взаимодействие генетических и экологических факторов. Родители подростков с расстройством поведения часто имеют вредные привычки, диагноз СДВГ, расстройства настроения. Тем не менее расстройство поведения может произойти у детей из высокофункциональных, здоровых семей.

Симптомы и признаки расстройства поведения у детей и подростков

Дети и подростки с расстройством поведения невосприимчивы к чувствам и благополучию других, а иногда и неверно воспринимают поведение других людей как угрожающее. Они могут действовать агрессивно, путем запугивания и угроз, угрожая или используя оружие, совершая акты физической жестокости или принуждая кого-либо к половой жизни, и не раскаиваются в этом. Они плохо переносят разочарования и, как правило, безрассудны, нарушают правила и родительские запреты (например, убегают из дома, часто прогуливают школу).

Ненормальное поведение различается между полами: мальчики, как правило, дерутся, воруют и хулиганят; девочки чаще всего врут, убегают и занимаются проституцией. Оба пола скорее всего принимают наркотики и имеют трудности в школе. Суицидальные мысли являются обычным явлением, и попытки самоубийства должны быть приняты всерьез.

Диагностика расстройства поведения у детей и подростков

Расстройство поведения диагностируют у детей и подростков, которые продемонстрировали >3 из следующих вариантов поведения в предыдущие 12 мес плюс по крайней мере 1 в предыдущие 6 мес:

  • агрессия по отношению к людям и животным;
  • порча имущества;
  • двуличность, ложь или воровство;
  • серьезные нарушения родительских правил.

Симптомы или поведение должны быть достаточно существенными, чтобы нарушить функционирование в отношениях, в школе или на работе.

Прогноз расстройства поведения у детей и подростков

Как правило, разрушительное поведение прекращается в раннем взрослом возрасте, но примерно в одной трети случаев оно сохраняется. Раннее начало связано с плохим прогнозом. У некоторых детей и подростков в дальнейшем развиваются нарушения настроения или тревожные расстройства, соматоформные и связанные с веществами расстройства или психотические расстройства в раннем взрослом возрасте. Дети и подростки с расстройством поведения, как правило, имеют более высокую частоту физических и психических расстройств.

Лечение расстройства поведения у детей и подростков

  • Препараты для лечения сопутствующих расстройств.
  • Психотерапия.
  • Иногда размещение в жилом центре.

Лечение сопутствующих расстройств препаратами и психотерапия могут улучшить самооценку и самоконтроль и в конечном счете контроль расстройства поведения. Препараты могут включать стимуляторы, стабилизаторы, антипсихотические препараты, особенно рисперидон короткого действия.

Морализаторство и тяжелые увещевания являются неэффективными. Могут помочь индивидуальная психотерапия, в т.ч. когнитивная, и модификации поведения. Часто дети и подростки с серьезными нарушениями должны быть размещены в жилых центрах, где их поведение может контролироваться надлежащим образом, отделяя их от окружающей среды, которая может способствовать их аномальному поведению.

Многие варианты поведения детей или подростков вызывают озабоченность со стороны родителей или других взрослых. Нарушение поведения или отдельные поступки становятся клинически значимыми, если они часто повторяются или наблюдаются постоянно и являются неадекватными (например, нарушают эмоциональное созревание или социальную или когнитивную функцию). Выраженные нарушения поведения могут быть классифицированы как психические расстройства (например, вызывающее оппозиционное расстройство или кондуктивные расстройства). Распространенность может варьировать в зависимости от того, как поведенческие нарушения определяются и расцениваются.

Обследование

Диагностика включает многоэтапную оценку поведения. Проблемы, возникающие у детей первых лет жизни, обычно касаются таких функций, как прием пищи, испражнение, сон, в то время как у более старших детей и подростков в основном отмечаются проблемы в сфере межличностного общения и поведения (например, уровень активности, непослушание, агрессия).

Идентификация нарушения. Нарушение поведения может проявиться внезапно как единичный эпизод (например, поджог, драка в школе). Более часто признаки появляются постепенно и необходимо собирать информацию в течение некоторого времени. Лучше всего оценивать поведение ребенка в контексте его психического и умственного развития, здоровья в целом, темперамента (например, сложный, беззаботный) и отношений с родителями и другими лицами, окружающими ребенка.

Прямое наблюдение за взаимоотношениями ребенка и родителей во время визита к врачу представляет ценную информацию, включая реакцию родителей на поступки ребенка. Эти наблюдения дополняются, если это возможно, информацией от родственников, учителей, воспитателей и школьных медсестер.

В разговоре с родителями или лицами, ухаживающими за ребенком, можно выяснить обычный распорядок дня ребенка. Родителей просят привести примеры событий, предшествующих и следующих за определенными поступками или вариантами поведения ребенка. Также у родителей выясняют их интерпретацию характерных для того или иного возраста поступков, ожидания от ребенка, уровень родительской заинтересованности в ребенке, наличие поддержки (например, социальной, эмоциональной, финансовой) в выполнении их роли в качестве родителей и характер взаимоотношений с остальными членами семьи.

Интерпретация проблемы. Некоторые «проблемы» представляют неадекватные ожидания родителей (например, что 2-летний ребенок будет сам собирать игрушки без чьей-либо помощи). Родители неправильно понимают некоторые варианты поведения, характерные для определенного возраста, как нарушения (например, вызывающее поведение у 2-летнего ребенка, т.е. ребенок отказывается следовать правилам или требованиям взрослых).

Анамнез со стороны ребенка может включать выяснение наличия факторов, о которых считают, что они повышают вероятность развития поведенческих нарушений, таких как воздействие токсинов, осложнения во время беременности или тяжелое заболевание кого-то из членов семьи. Низкий уровень взаимодействия родителей с ребенком (например, безразличные родители) ведет к последующим проблемам с поведением. Доброжелательные реакции родителей на проблему могутееухудшить(например, родители гиперопекают робкого, не отходящего от них ни на шаг ребенка или идут на поводу у манипулирующего ими ребенка).

У маленьких детей некоторые проблемы развиваются по механизму замкнутого круга, когда негативная реакция родителей на поведение ребенка ведет к отрицательной реакции ребенка, что, в свою очередь, ведет к продолжающейся негативной реакции со стороны родителей. При таком механизме поведения дети чаще реагируют на стресс и эмоциональный дискомфорт упрямством, резкими возражениями, агрессивностью, вспышками раздражения, а не плачем. При наиболее распространенном механизме поведения по типу замкнутого круга родители в ответ на агрессивное и упрямое поведение ребенка ругают его, кричат и могут отшлепать; после этого ребенок еще больше провоцирует родителей, совершая поступки, вызвавшие такую реакцию родителей, а они в ответ на это реагируют сильнее,чем первоначально.

У более старших детей и подростков поведенческие проблемы могут быть проявлением стремления к независимости от родительских правил и надзора. Такие проблемы следует отличать от случайных ошибок в суждениях.

Лечение поведенческих нарушений и проблем у детей

Как только проблема идентифицирована и определена ее этиология, предпочтительно раннее вмешательство, поскольку чем дольше существует проблема, тем сложнее ее скорректировать.

Врач должен убедить родителей, что физически с их ребенком все в порядке (например, что нарушение его поведения не является признаком физического заболевания). Выявив разочарование родителей и указав на распространенность различных поведенческих нарушений, врач часто может снизить чувство вины родителей и облегчить поиск возможных источников проблемы и способов ее лечения. При простых нарушениях часто достаточно обучения родителей, успокаивания их, а также несколько конкретных советов. Родителям также следует напомнить о важности проведения как минимум 15-20 минут в день в доставляющем удовольствие общении с ребенком. Также следует советовать родителям регулярно проводить время без ребенка. При некоторых проблемах, однако, полезно оказывается применять дополнительные методы, чтобы дисциплинировать ребенка и модифицировать его поведение.

Врач может советовать родителям ограничить поиск ребенком самостоятельности, а также его манипулирующее поведение, что позволяет восстановить взаимное уважение в семье. Следует четко определить желаемое, а также недопустимое поведение ребенка. Необходимо установить постоянные правила и ограничения, родители должны постоянно следить за их соблюдением, обеспечивая должное вознаграждение при успешном их выполнении и последствия при несоответствующем им поведении. Положительное подкрепление соответствующего правилам поведения является сильным инструментом, у которого нет отрицательных эффектов. Родители должны попытаться минимизировать гнев, настаивая на соблюдении правил, и повысить позитивные контакты с ребенком («похвалить ребенка, когда он хороший»).

Неэффективные меры наказания могут привести к нарушению поведения. Крик или физическое наказание способны на короткое время контролировать поведение ребенка, однако в конечном итоге могут снизить чувство безопасности ребенка и его самооценку. Угрозы бросить ребенка или отослать его прочь являются травматичными для него.

Хорошим способом повлиять на неприемлемое поведение ребенка является методика «тайм-аут», при которой ребенок должен сидеть в течение короткого промежутка времени в одиночестве в малолюдном скучном месте (угол или комната, кроме спальни ребенка, в которой нет телевизора и игрушек, однако в которой не должно быть темно или страшно). «Тайм-ауты» - это обучающий процесс для ребенка, лучше всего их использовать при одном проступке или небольшом их числе за раз.

Механизм замкнутого круга можно прервать, если родители игнорируют поступки ребенка, которые не мешают окружающим (например, отказ от еды), и отвлекают внимание или временно изолируют ребенка, если его поведение нельзя проигнорировать (публичные истерики, вспышки раздражения).

Если поведение не изменяется в течение 3-4 месяцев, необходимо повторно обследовать такого ребенка, оценив проблему; может быть показана оценка его психического здоровья.

«Тайм-аут»-методика

Этот дисциплинарный метод лучше всего применять, когда ребенок осознает, что его поведение неправильно или неприемлемо; обычно этот метод не применяют у детей младше 2 лет. Следует осторожно пользоваться этой методикой в детском коллективе, например в детском саду, так как это может привести к тому, что ребенок будет чувствовать себя униженным.

Этот метод применяют, когда ребенок знает, что его поведение ведет к «тайм-ауту», но все равно не корректирует его.

Ребенку объясняют причины наказания и говорят идти сидеть на «тайм-аут стуле» или при необходимости отводят туда сами.

Ребенок должен сидеть на стуле по 1 минуте на год жизни (максимум 5 минут).

Если ребенок встает со стула раньше положенного времени, его возвращают на место и засекают время заново. Если ребенок сразу же поднимается со стула, может потребоваться удерживать его (но не на коленях). При этом избегают разговоров с ребенком и контактов глаза в глаза.

Если ребенок остается сидеть на стуле, однако все положенное время не успокаивается, время засекают снова.

Когда время «тайм-аута» истекает, ребенка спрашивают о причине наказания, избегая гнева и раздражения. Если ребенок не может ее назвать, ему коротко напоминают правильную причину.

Вскоре после «тайм-аута» ребенка следует похвалить за хорошее поведение, которого легче достигнуть, если ребенок занимается другим видом деятельности, чем тот, при котором он был наказан.

Использованная литература

  1. Неонатология - А.К. Ткаченко, А.А. Устинович, А.В. Сукало, А.В. Солнцева, Л.В. Грак, Е.К. Хрусталева. 2009
  2. Клиническая неонатология - Хазанов А.И. 2009
  3. Реанимация новорожденных - Каттвинкель Дж. 2007
  4. Неонатология - Р. Рооз, О. Генцель-Боровичени, Г. Прокитте - Практические рекомендации. 2010


Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Урок-лекция Зарождение квантовой физики Урок-лекция Зарождение квантовой физики Сила равнодушия: как философия стоицизма помогает жить и работать Кто такие стоики в философии Сила равнодушия: как философия стоицизма помогает жить и работать Кто такие стоики в философии Использование страдательных конструкций Использование страдательных конструкций