Ммд диагноз у ребенка лечение. Минимальная мозговая дисфункция у детей. Воспитание в семье ребенка с ММД

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Минимальная мозговая дисфункция - заболевание психоэмоциональной и поведенческой сфер. Эта патология возникает из-за нарушений в головном мозге ребенка, которые появились во время родов или беременности, а также вследствие неправильного воспитания. Заболевание характеризуется ухудшением внимания, поведения, памяти и двигательной активности. Коррекция болезни осуществляется при помощи препаратов, психотерапии, работы психологов, педагогов и логопедов.

Минимальная мозговая дисфункция: описание заболевания

Минимальная мозговая дисфункция (ММД , МЦД) - комплекс нарушений психоэмоциональной сферы, который возникает по причине недостаточности ЦНС (центральной нервной системы). Этот недуг появляется у детей и характеризуется расстройствами поведения и эмоций, а также вегетативных функций. Причинами возникновения этого заболевания считаются поражение участков коры головного мозга и аномалии центральной нервной системы. Факторами развития этого недуга являются острые вирусные болезни и обострения различных соматических патологий матери, которые сопровождаются длительной интоксикацией организма.

К причинам возникновения относятся плохое питание, нарушения обменных процессов. Патологии беременности, неблагоприятная экологическая обстановка, вредные привычки, недоношенность плода также влияют на развитие ММД. Спровоцировать это заболевание могут стремительные роды, нейроинфекции. В возрасте 3-6 лет ММД может быть следствием воспитания в неблагополучной семье.

Основные клинические проявления

Первые симптомы этого синдрома у детей могут развиваться после родов, в дошкольном и школьном возрасте. Для каждой категории существуют свои специфические клинические проявления. Признаки ММД в первый год жизни ребенка характеризуются неврологическими симптомами. При заболевании нарушения происходят в следующих сферах:

  • внимание;
  • речь;
  • память;
  • двигательная сфера;
  • поведение;
  • эмоции;
  • ориентировка в пространстве.

У новорожденных отмечается нарушение тонуса скелетных мышц - тремор и гиперкинезия (внезапно возникающие непроизвольные движения в одной или группе мышц). Симптомы проявляются спонтанным образом. Они не связаны с эмоциональным фоном ребенка, в некоторых случаях усиливаются при плаче. Отмечаются нарушения сна и аппетита. У детей возникают патологии зрительной координации и задержка в психическом развитии. В 8-12 месяцев появляются нарушения манипуляции с предметами. Развиваются патологии функций черепно-мозговых нервов и повышение внутричерепного давления.

По причине чрезмерной возбудимости стенок желудочно-кишечного тракта отмечается чередование диареи и запоров. Обнаруживаются частые срыгивания и рвота. В возрасте 1-3 лет ММД характеризуется высокой активностью и возбудимостью. Отмечаются резкое снижение и потеря аппетита, а также нарушение сна, которое характеризуется долгим засыпанием, беспокойным поведением и ранним пробуждением.

У таких детей наблюдаются медленная прибавка в весе, запоздалое развитие речи, нарушение чтения и энурез. В возрасте 3 лет пациенты отличаются неуклюжестью, высокой утомляемостью, импульсивностью и негативизмом. Такие дети могут долго находиться в неподвижном состоянии и концентрироваться на каком-то задании или игре. Они легко отвлекаются и совершают большое количество бесполезных и хаотичных движений. Дети с трудом переносят яркий свет, сильный шум, духоту в помещениях и жаркую погоду. Их укачивает в транспорте, быстро возникает тошнота с рвотой. У детей отмечаются проблемы в школе из-за их поведения.

Наибольшая выраженность минимальной мозговой дисфункции отмечается у пациентов при их первом попадании в коллектив (4-6 лет). У таких детей наблюдаются высокая возбудимость, повышенная двигательная активность или заторможенность. У них рассеянное внимание и нарушения памяти. Они с трудом осваивают школьную или детсадовскую программу. Дети не могут полностью сформировать навыки письма, чтения. Отмечаются нарушения счета (акалькулия). Ребенок акцентирует внимание на своих неудачах, развиваются заниженная самооценка и неуверенность в себе. Дети растут эгоистами и склонны к уединению. Отмечается предрасположенность к конфликтам. Дети часто отказываются от обещаний, которые дают. В коллективе ребенок стремится занять позицию лидера или полностью отстраниться от других. В результате этого могут появиться нарушения социальной адаптации, психические отклонения и ВСД (вегетососудистая дистония).

У больных детей отмечается лабильность (перепады) настроения, вспышки агрессии и гнева. В большинстве случаев они путают «право» и «лево», пишут буквы зеркально. Отмечаются сложности механического запоминания.

У детей наблюдаются нарушения мелкой моторики и артикуляции. Они плохо воспринимают чужую речь и не усваивают информацию на слух. У грудничков отмечаются повышенная капризность, заболевания желудочно-кишечного тракта и судороги. Следствием минимальной мозговой дисфункции у детей школьного возраста является синдром дефицита внимания и гиперактивности. Последствиями ММД у взрослых людей является раздражительность, резкая смена настроения, импульсивность в поведении. Отмечаются трудности в усвоении навыков. Пациенты жалуются на неловкость движений.


Диагностика

Диагноз ММД устанавливается на основе анамнеза, лабораторных и инструментальных способов исследования. Сведения, полученные от пациента, позволяют выявить возможные причины и определить первичные симптомы, а в возрасте от 3 до 6 лет - динамику клинических проявлений и их выраженность. Для верного установления диагноза существуют определенные критерии:

  • первое появление симптомов до 7 лет;
  • сохранение на протяжении полугода (минимум);
  • возникновение симптомов как минимум в двух социальных сферах.

При обследовании новорожденного большое внимание уделяется проверке рефлексов. Детям школьного возраста для установления диагноза рекомендуется осуществить осмотр психолога и пройти психодиагностические методики, такие как тест Векслера, «Лурия - 90 ». Общие лабораторные исследования результатов не дают.

Для оценки состояния головного мозга, центральной нервной системы и мозгового кровообращения проводятся электро-, рео-, эхоэнцефалография, компьютерная и магнитно-резонансная томографии. Последние два метода помогают определить снижение объема коры головного мозга в лобной и теменной области, уменьшение размеров мозжечка. Чтобы исключить переломы, необходим рентген костей черепа.

Нужна дифференциальная диагностика. Этот вид исследования зависит от возраста ребенка и дебюта заболевания. Он осуществляется с такими заболеваниями, как:

  • черепно-мозговые травмы;
  • нейроинфекции;
  • детский церебральный паралич;
  • шизофрения.

   Внешне ММД у детей может проявляться по-разному (в зависимости от особенностей психики ребёнка), но в основе этих проявлений лежит кое-что общее: ребёнок не способен регулировать своё поведение и управлять своим вниманием.

   Для ребёнка с данным нарушением характерны следующие особенности:

   1. Невнимательность:

    - слышит, когда к нему обращаются, но не реагирует на обращение;

    - не может долго сосредоточиться даже на интересном занятии;

    - с энтузиазмом берётся за задание, но не заканчивает его;

    - имеет трудности в организации (игры, учёбы, занятий);

    - избегает скучных и требующих умственных усилий занятий;

    - часто теряет вещи;

    - очень забывчив.

   2. Сверхактивность:

    - мало спит, даже в младенчестве;

    - находится в постоянном движении;

    - ёрзает, не может усидеть на месте;

    - проявляет беспокойство;

    - очень говорлив.

   3. Импульсивность:

    - отличается резкими сменами настроения;

    - отвечает до того, как его спросят;

    - не способен дождаться своей очереди;

    - часто вмешивается, прерывает;

    - не может ждать вознаграждения (требует его здесь и сейчас);

    - не подчиняется правилам (поведения, игры);

    - по-разному ведёт себя при выполнении заданий (иногда спокоен, а иногда - нет).

   Специалисты полагают, что причины ММД у детей весьма разнообразны: перинатальная патология , недоношенность, токсические поражения нервной системы, черепно-мозговая травма и так далее. Однако до конца так и не установлено, как именно эти факторы приводят к различным ММД.

   Парадокс заключается в том, что малыш с ММД, по большому счёту, здоров. Потому что это не болезнь. ММД - это функциональное расстройство, возникающее из-за задержки развития отдельных структур мозга (некоторые структуры формируются медленнее других, из-за чего нарушается давление в сосудах мозга).

   Всё лечение при ММД у детей (хоть годовалый ребёнок, хоть в возрасте 7-ми лет) сводится к трём назначениям: ноотропные препараты и витамины (для улучшения работы мозга), настои трав на ночь (чтобы сон малыша был спокойным) и терпение (это совет родителям). А ещё наблюдение и функциональное обследование у невропатолога (раз в год или чаще).

   Все эти назначения не лечат, но предохраняют от воспаления, то есть от более серьёзных последствий для организма, которые уже действительно придётся лечить.

   В 90% случаев ММД у детей примерно к 12-ти годам проходит сама, даже без медикаментозной поддержки, однако без неё у малыша с вероятностью 99% останутся приобретённые нарушения поведения как привычка и однозначное представление о себе как о трудном и плохом ребёнке.

   Часто на фоне назначений невропатолога родители видят явный прогресс у крохи и решают, что можно отменить применение лекарственных трав. И всего через месяц ситуация может вернуться в изначальное состояние.

Диагностика ММД у детей

   Диагноз поставить легко только в случае высокой выраженности симптомов - чрезмерной и постоянной гиперактивности у ребёнка (реактивный тип ММД). Для таких детишек есть чёткие диагностические критерии, на основании которых делают заключение о наличии СНВГ или СДВГ. Остальные типы ММД (их всего пять) трудно распознать, пока ребёнку не исполнится 6,5 лет.

   В действительности разные типы ММД отличаются следующим:

   1. Активный тип.

   Активный тип быстро включается в работу, в начале очень внимателен, но так же быстро выключается и теряет концентрацию внимания. Такой ребёнок может казаться лентяем - на самом деле ему просто трудно удерживать внимание.

   2. Ригидный тип.

   Ригидный тип, наоборот, очень тяжело включается в новую игру или занятие, активность и внимание у него появляются только в конце. Этот ребёнок обычно получает ярлык "тугодум" или "тупой", а ему всего лишь сложно включаться в работу.

   3. Астеничный тип.

   Астеничный тип очень медлителен и при этом невнимателен и рассеян. Такие дети очень недолго способны концентрировать внимание, поэтому им просто не хватает времени, чтобы услышать всё, что необходимо.

   4. Реактивный тип.

   Реактивный тип, наоборот, слишком активен. Но также быстро теряет работоспособность и трудно усваивает новые знания.

   5. Субнормальный тип.

   Субнормальный тип характерен для детей, у которых концентрация внимания наиболее выражена в середине занятия или игры. Работоспособность у них падает медленно. Они создают впечатление нормальных здоровых детишек, но с низкой мотивацией. На самом деле такие дети настолько стараются и выкладываются, что их мозг периодически сам себя выключает - чтобы избежать излишней нагрузки.

   Все дети с ММД по типам распределяются примерно так: активный - 10%, ригидный - 20%, астеничный - 15%, реактивный - 25%, субнормальный - 30%. К сожалению, определить, к какому типу относится нарушение ребёнка, можно только перед поступлением в школу.

   Если невропатолог поставил вашему ребёнку диагноз ММД, то следует прислушаться к следующим советам:

   1. Не стоит пугать себя тем, что написано про детей в статьях про ММД и гиперактивность. Помните: организм ребёнка способен компенсировать очень многие дисфункции.

   2. Не ругайте ребёнка за то, что он не может исправить в себе - чрезмерную подвижность, невнимательность и так далее. Это ничего не изменит, только понизит его самооценку.

   3. Вы очень поможете малышу, если не будете создавать дополнительные трудности для его мозга. Как этого избежать, подскажет психолог с учётом индивидуальных особенностей ребёнка.

Диагноз невролога ММД (минимальная мозговая дисфункция) появился относительно недавно, в середине двадцатого века. Этот диагноз выражается нарушениями центральной нервной системы. Это нарушение может привести к тому, что произойдет изменение эмоциональной системы. Диагноз Минимальной Мозговой Дисфункции может быть поставлен как взрослому человеку, так и ребенку, но чаще всего этот диагноз ставится в детском возрасте. Обнаруживают его в большинстве случаев на прохождении комиссии перед тем, как ребенок пойдет в первый класс. Конечно, бывает и в раннем возрасте диагностируют данное нарушение.

На сегодняшний день большинство неврологов склоняются к мнению, что термина "минимальная мозговая дисфункция" не существует. Нельзя дать четкой характеристики этого нарушения. Специалисты склоняются к тому, что диагноз ММД это расстройство , которое имеет название "Гиперкинетические расстройства поведения". Но пока специалисты не пришли к единому мнению, что диагноз ММД имеет место быть. Давайте разберемся, что же это такое?

Что же это за диагноз?

Каждый родитель с умилением смотрит на своего ребенка. Особенно если его чадо проявляет активность в играх, сообразительность, активно познает окружающий мир. Иногда случается, что вы не можете уследить за действиями малыша. Вы вроде бы только на секундочку отвели свой пристальный взгляд от малыша, а он уже залез в шкаф и вытащил оттуда все вещи или оторвал кусок обоев.

Но и у таких шустриков бывают моменты, когда их неслышно и не видно. В моменты такого затишья ребенок занят чем-то очень важным (рисует, собирает конструктор или пазл, что-то лепит, разбирает игрушку на запчасти и прочее).

Но есть дети, которые просто физически не могут сидеть на одном месте . Они совершенно не могут сконцентрировать свое внимание, если такой ребенок начинает что-то делать, он тут же бросает это дело. Такого ребенка невозможно ничем заинтересовать. Вот именно у таких детей может стоять диагноз ММД.

Синонимами термина "Минимальная Мозговая Дисфункция" является:

  1. Синдром дефицита внимания.
  2. Гиперактивность.
  3. Синдром дезадаптации к школе.

Как определить ММД?

Определить минимальную мозговую дисфункцию у детей не так то и сложно. Есть некоторые особенности в развитии и поведении ребенка, которые указывают на наличие этого диагноза. Дети, страдающие ММД , очень раздражительны и имеют повышенную возбудимость. У таких детей нет терпения, у них могут проявляться невротические реакции, могут быть нарушены речевые навыки и навыки моторики.

Если вы обнаружили у вашего ребенка 8 признаков из нижеописанных, то скорее всего, у вашего ребенка ММД. Вам предстоит незамедлительно посетить невролога и пройти обследование.

Признаки, свидетельствующие о наличии минимальной мозговой дисфункции у детей:

  • Ребенок не может сидеть долго на одном месте, он постоянно двигает либо руками, либо ногами или руками и ногами вместе.
  • Постоянно теряет вещи как дома, так и вне дома.
  • При обращении к ребенку создается впечатление что он не слышит обращения в свой адрес.
  • Очень легко отвлекается на посторонние шумы.
  • Неспособен долго слушать других.
  • Не может находиться в ожидании чего-либо.
  • Постоянно разговаривает.
  • Не дает договорить до конца собеседнику, не может дослушать задаваемый ему вопрос.
  • Является инициатором травмоопасных игр или без раздумий вовлекается в такие.
  • При решении каких-либо заданий, у него возникают трудности, которые не связаны с пониманием сути.
  • Ребенок не может играть один, не может играть в тишине.
  • Не может продолжительное время заниматься одним делом.
  • Не доводит начатые дела до конца, приступает к новым.

Признаки, свидетельствующие о наличии минимальной мозговой дисфункции у взрослых:

  • У человека наблюдается "неловкость". По-другому нарушение моторной функции.
  • Человек неспособен научится чему-то новому.
  • Не может сидеть на одном месте без движения.
  • Быстрая смена настроения без причины.
  • Ведет себя импульсивно и быстро раздражается.
  • Имеет дефицит произвольного внимания

При выявлении вышеописанных признаков следует обратиться к неврологу для подтверждения или опровержения диагноза "Минимальной мозговой дисфункции".

Причины

Если у ребенка было выявлено ММД , то родителям стоит знать, что это нарушение в работе головного мозга. Возникает он вследствие того, что произошли микроповреждения отдельных участков коры головного мозга.

На сегодняшний день определено, что причины синдрома минимальной мозговой дисфункции у детей могут быть вследствие:

Если во время беременности у женщины были некоторые из вышеперечисленных симптомов, то важно знать, что ребенок входит в группу риска.

Диагностика

Для того чтоб диагностировать у ребенка минимальную мозговую дисфункцию, чаще всего, специалисты прибегают к помощи теста Векслера и "Лурия-90"также часто используется система Гордона .

Для того чтоб оценить, в каком состоянии находятся ткани Центральной Нервной Системы и в каком состоянии находится мозговое кровообращение, прибегают к помощи магнитно-резонансной томографии.

Очень часто при диагностировании минимальной мозговой дисфункции наблюдается уменьшение коры головного мозга в теменной и левой лобной части, маленькие размеры мозжечка.

При совершении осмотра младенца наибольшее внимание уделяется тому, что проверяются рефлексы. Симметричность рефлексов. В возрасте 6 лет и больше главную роль в диагностировании ММД играет психодиагностика.

Как лечить ММД?

Если у вашего чада имеется минимальная мозговая дисфункция, то ему нужна помощь специалистов и медико-психолого-педагогическая поддержка. Для помощи нужны следующие специалисты:

  • Педиатр, который поможет правильно подобрать лечение медикаментами.
  • Логопед-дефектолог поможет с развитием речевой и познавательной сферы. Подберет индивидуальную программу для коррекции задержки и поможет с нарушениями.
  • Нейропсихолог проведет диагностику памяти, мышления, внимания. Позволит правильно определить готовность дошкольника к посещению школы. Если у ребенка имеется неуспеваемость в школе поможет понять ее причины и разработает индивидуальную программу для того чтоб ваш ребенок все понимал и успевал. Научит родителей правильному поведению с ребенком, у которого выявили ММД.
  • Учитель-логопед позволит корректировать расстройства развития речи. Научит навыкам счета, письма и чтения.
  • Невролог поможет правильно составить курс лечения, в зависимости от степени тяжести минимальной мозговой дисфункции.

Во время лечения ММД у вашего малыша следует выполнять некоторые рекомендации:

В качестве лекарственных препаратов при диагнозе Минимальная мозговая дисфункция применяют следующие препараты:

  • Растительные средства, обладающие успокоительным эффектом (зверобой, пустырник, валериана и пр.).
  • Лекарственные препараты, которые способствуют обмену веществ в клетках головного мозга.
  • Препараты, которые улучшают кровообращение.
  • Витамины группы В и поливитамины.

Все лекарства давать только по назначению врача . Следует строго соблюдать дозировку приема лекарственных препаратов.

Заботливые родители всегда вовремя обратятся за помощью к специалисту и окажут малышу своевременную поддержку.

Минимальная мозговая дисфункция - нервно-психическое нарушение, являющееся результатом слабого поражения ЦНС. Эти нарушения обусловлены течением беременности и родов, а также разного рода инфекциями и недостатками ухода в

Картина нарушений при минимальной мозговой дисфункции очень разнообразна и меняется с возрастом, как правило, ее проявления нарастают к Минимальная мозговая дисфункция у детей может отразиться на внешности в изменении строения лицевых костей черепа, в неправильном формировании скелета ротовой полости, астении мышц языка, которые могут приводить к проблемам речевого развития. Вероятны нарушения мышечного тонуса, наличие Из вегетативных реакций отмечается повышенная потливость, слюнотечение. Ребят с минимальной мозговой дисфункцией отличает двигательная расторможенность, гиперактивность, они подвержены частой смене настроений. Психологи, работающие с детьми, в анамнезе которых имеется запись «минимальная мозговая дисфункция», отмечают наличие у таких детей аутоагрессии, подверженности злости, ярости. Среди психологических нарушений следует отметить социальную незрелость, которая выражается в желании играть и общаться с младшими детьми. Таких детей отличает нарушения процесса засыпания и неглубокий, прерывистый, во сне дети могут вскрикивать. Как уже отмечалось выше, у детей с ММД имеются проблемы с обучением в школе (одним трудно «даются» вычислительные действия, у других проблемы с безошибочным письмом, у третьих нарушена пространственная ориентация).

Варианты нарушения при минимальной мозговой дисфункции:

  • Минимальная мозговая дисфункция с гиперактивностью, обусловленная дефицитом внимания. Такие дети характеризуются высоким порогом возбудимости, импульсивности. Их отличает высокий уровень агрессивности, снижение концентрации и произвольности внимания;
  • Минимальная мозговая дисфункция с гипоактивностью, обусловленная дефицитом внимания. Этих детей отличает заторможенность, вялость, снижение концентрации внимания;
  • ММД, связанная с нарушением моторики, координации движений;
  • ММД, связанная с несовершенством пространственной ориентации;
  • ММД, проявляющаяся в нарушении речевого развития.

Негативные факторы могут сказываться и в подростковом возрасте, выражаясь в склонности к употреблению наркотических и алкогольных веществ, асоциальностью поведения, склонностью к ранним половым контактам.

Малая мозговая дисфункция проявляется в виде психомоторной возбудимости, легкой степенью рассеянности, вегетативной неустойчивостью. У 70% детей с малой минимальной дисфункцией нарушения проходят при минимальном медикаментозном вмешательстве. Оставшиеся 30% сталкиваются с трудностями обучения в школе.

ММД по энцефалопатическому типу характеризуется очаговым поражением НС, выражающаяся в неразвитости высших корковых функций. Этим детям присуща зеркальность в написании, трудности с распознаванием «право» - «лево», плохая речевая память. Всего лишь у трети детей с этим типом ММД благоприятный компенсаторный прогноз.

В период младенчества детишек с ММД отличает повышенная возбудимость, нарушение сна, тремор подбородка и конечностей. В более позднее время для них характерна отсталость в психоречевом развитии, расторможенность, трудности общей моторики. Очень часто развивается энурез. Как правило, такие проявления при адекватном лечении проходят к 5 годам. Если до этого возраста проявления не компенсируются, то к началу школьного обучения они могут нарастать, ребенку потребуется помощь специалистов.

В детстве все дети обладают подвижностью, живой мимикой, часто меняющимся настроением, впечатлительностью и излишним вниманием ко всему новому. Если у вашего ребёнка эти качества и свойства нервной системы чрезмерно заострены и повышены, то можно заочно поставить ему диагноз “минимальная мозговая дисфункция”. Этот термин получил своё распространение в 1960-х гг. В то время его применяли по отношению к детям, испытывающим трудности в обучении, а также страдающим ярко выраженными расстройствами поведения.

Оглавление:

ММД — что это?

Минимальная мозговая дисфункция – это один из видов нервно-психического нарушения в детском возрасте. Это нарушение встречается у 5% дошкольников и у 20% школьников.

Основные симптомы ММД – расторможенность внимания, повышенная возбудимость и подвижность. Ребёнок не может усидеть на месте больше пяти минут. Ему постоянно нужно куда-то бежать, стремиться. Почему? Внимание такого ребёнка очень быстро истощается, из-за чего возникает утомляемость, которую он снимает двигательной активностью. Такого малыша привлекают яркие предметы. Но из-за повышенной утомляемости внимание малыша пресыщаемо, что мешает организовать произвольную деятельность. Поэтому, поиграв машинкой три минуты, ребёнок тут же её бросает и хватается за новую игрушку. Дети с ММД очень непоседливые, беспокойные, шумные. Заводя окружающих детей, они часто становятся причиной драк и шутовских выходок.

Причины возникновения ММД

ММД возникает из-за нарушений в структуре головного мозга ребёнка. На появление таких нарушений влияет множество причин, которые можно разделить на пренатальные (до родов), натальные (в процессе родов) и постнатальные (после родов). В первые три месяца, когда у плода начинает закладываться нервная система, любая вредность может вызвать патологию. К подобным вредностям относятся не только перенесённые матерью во время беременности инфекции (корь, скарлатина, грипп и т.п.), но и употребление алкоголя, наркотиков, антибиотиков из группы “циновые”, а также курение. Ушибы и падения, которые травмировали область живота, несовместимость по резус-фактору, угрозы выкидыша, нарушения в обмене веществ и сердечно-сосудистые болезни матери также негативно скажутся на ребёнке. Кроме того, плохая экология, повышенная радиация, химические отравления отрицательно влияют не столько на женщину, сколько на находящегося в животе малыша. Эти факторы представляют опасность для плода на протяжении всего периода беременности, но особую вредность они несут в первые три-четыре месяца, когда формируются органы и функциональные системы.

К причинам ММД, возникающим в процессе родов, относятся: слишком быстрые или слишком затянувшиеся роды, передозировка наркоза при кесаревом сечении, неудачное наложение щипцов, асфиксия и травма позвоночника у новорождённого. Если возникшее у ребёнка нарушение связано с натальным периодом, то в какой-то степени это связано с непрофессионализмом врачей.

К причинам, негативно влияющим на работу мозга после рождения, относятся инфекционные заболевания, операции, сопровождающиеся длительным и сильным наркозом, сотрясения мозга, ушибы и травмы головы, болезни сердечно-сосудистой и дыхательной системы, нарушения в обмене веществ, соматическая ослабленность малыша. Это основные причины, вызывающие нарушения в работе мозга.

Влияние ММД на развитие ребенка

Поскольку при ММД задерживаются в своём развитии все системы мозга, то это негативно отражается на всех познавательных процессах ребёнка: на , мышлении, внимании, восприятии, речи. Также страдает общая и . Малыш неловок, неуклюж, он постоянно ёрзает на месте, вертится. Проблемы возникают и в эмоционально-волевой сфере: дети с ММД раздражительны, плохо адаптируются к сменяющейся ситуации, не понимают, какая дистанция должна быть при общении со взрослым.
Несмотря на повышенную разговорчивость, у ребёнка, страдающего минимальной мозговой дисфункцией, наблюдаются нарушения речи. Вредности, приводящие к из
менениям в структуре головного мозга, негативно влияют на центр Брока и центр Вернике, отвечающих за воспроизведение и восприятие речи. Первые слова и фразы появляются на 5-10 месяцев позже, чем в норме. При адекватном обучении активный и пассивный словарь детей обогащается, и к 6-7 годам их бытовая речь приходит в норму. Однако, суженный словарный запас проявляется в условиях монологической речи (пересказ прочитанного, рассказ на определённую тему, рассказ по картинке). В таких ситуациях употребление слов оказывается неточным, речь обычно состоит из глаголов и существительных, ребёнку трудно образовывать новое слово от знакомого (например, вместо “море” малыш может сказать “моренька”). Речь ребёнка смазанная, нечёткая. Предложение строится крайне примитивно, слова переставляются местами, вместо рассказа по картинке, ребёнок просто перечисляет нарисованные предметы. Малыш испытывает трудности при понимании конструкций в творительном и родительном падежах (например, “возьми вилкой макароны”, “сын отца”), словосочетаний, отражающих временные и пространственные характеристики, вызывают недоумение предложения с необычным порядком слов (“Маша догнала Петю. Кто самый быстрый?”), а также сравнительные конструкции (“Серёжа старше Вани, но младше Пети. Кто самый старший?”).

Всё вышеперечисленное приводит к тому, что у детей появляются трудности при обучении чтению. Детям сложно соединять буквы в слово, они переставляют буквы местами, путают их по внешнему виду, темп при чтении замедлен. В результате ребёнок просто теряет интерес к чтению, заменяя его рассматриванием иллюстрированных книжек. Иногда наряду с этой симптоматикой у ребёнка может присутствовать брадилалия, тахилалия, ОНР в различной степени и заикание. Частым спутником ММД является косноязычие, доходящее до готтентотизма (когда речь абсолютно непонятна). У детей с ММД нарушенной оказывается не только устная, но и письменная речь. Дети пишут слева направо, в письме присутствует зеркальность, замены, пропуски, перестановки букв и слогов, встречается слитное написание слов, неверный перенос слогов, дети путают строчные и заглавные буквы. Из-за нарушения внимания ребёнок просто не видит эти ошибки и поэтому не исправляет их.

Если в школьном возрасте на первый план у ребёнка с ММД выступают трудности в поведении и обучении, то в раннем и дошкольном возрасте ММД – проблема неврологического характера. Чем раньше будет начата коррекция ММД, тем легче будет ребёнку в дальнейшем. Каждому родителю важно понимать, что поведение ребёнка не является умышленным, а вызвано тяжёлым нервно-психическим нарушением. Поэтому в доме должна царить спокойная, умиротворённая обстановка без крика, излишнего шума и ссор. Это поможет сгладить напряжение, периодически царящее вокруг малыша. На пользу ребёнку пойдут ежедневные прогулки и физические упражнения. В воспитании нужно придерживаться средней линии: никаких наказаний, но минимум вседозволенности. Следует давать ребёнку поручения (но не больше одного), так у него выработается ответственность за свои поступки и навык регуляции поведения. Важен чёткий режим дня: ребёнок должен ложиться и вставать в одно и то же время. Малышу с ММД важно высыпаться: это ослабит его и без того излишнюю возбудимость.

Следует ограждать малыша от мест скопления народа и не торопиться отдавать в садик или в гимназию. Некоторым детям прописывается лекарственная терапия: специально подобранные лекарственные средства улучшают внимание, избавляют от чрезмерной двигательной активности. Чтобы исправить ребёнку речевые нарушения, нужно обязательно обратиться к логопеду. Он составит индивидуальную коррекционную программу и даст свои рекомендации.

Видео: Неврология у здоровых детей — Доктор Комаровский

Дома же для улучшения речи родителям нужно чаще общаться с ребёнком, их речь должна быть чёткой, спокойной, выразительной. Полезно читать ребёнку книжки. Беседуя по поводу прочитанного, прививать интерес к процессу чтения. Следует и упражнения на развитие общей и мелкой моторики (застёгивание и расстегивание пуговиц, шнуровки, перебирание бисера и т.п.), а также учить правильно держать карандаш. Это подготовит руку малыша к письму.
Каким бы сложным ни было нарушение, важно помнить, что любовь и забота близких играют решающую роль в процессе коррекции.



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Жена сергея лаврова - министра иностранных дел Жена сергея лаврова - министра иностранных дел Урок-лекция Зарождение квантовой физики Урок-лекция Зарождение квантовой физики Сила равнодушия: как философия стоицизма помогает жить и работать Кто такие стоики в философии Сила равнодушия: как философия стоицизма помогает жить и работать Кто такие стоики в философии