Как вести себя с подчиненными: лучшие рекомендации психологов руководителям. Искусство приказывать.Как управлять подчиненными

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

В пьесе Бернарда Шоу «Пигмалион» Элиза Дулитл объясняет: «Понимаете, ясно как божий день, что, кроме вещей, которым может научиться любой (манера одеваться, правильная речь и тому подобное), разница между леди и цветочницей - не в том, как они ведут себя, а в том, как с ними обращаются. Для профессора Хиггинса я всегда буду цветочницей, потому что он обращается со мной как с цветочницей, и всегда будет так обращаться; но я знаю, что с вами я могу быть леди, потому что вы обращаетесь и всегда будете обращаться со мной как с леди».

Некоторые руководители всегда обращаются со своими подчиненными так, что те превосходно выполняют свою работу. Но чаще всего руководители, подобно профессору Хиггинсу, хотя и неумышленно, ведут себя с подчиненными так, что те работают хуже, чем могли бы, исходя из их способностей. Манера обращения руководителя с подчиненными неуловимым образом определяется тем, чего он ожидает от них. Если руководитель ожидает от своих подчиненных многого, их работа, скорее всего, будет превосходной. Если же уровень ожидания руководителя в отношении подчиненных низкий, то, вероятнее всего, они будут работать плохо. Примерно так, как если бы существовал закон улучшения или ухудшения производственных показателей у подчиненных в зависимости от ожиданий руководителя.

Врачи и ученые, изучающие проблемы поведения, давно признали, что ожидания одного человека в отношении другого оказывают сильное воздействие на поведение последнего; недавно с этим согласились и преподаватели. Но важность ожиданий руководителя в отношении выполнения подчиненными индивидуальной или коллективной работы до сих пор толком не осознается. Мы документировали это явление, исследуя множество конкретных ситуаций по поручению крупных промышленных предприятий в течение последнего десятилетия. Эти случаи, наряду с другими свидетельствами, почерпнутыми из научных исследований, показывают, что:

    ожидания руководителей в отношении подчиненных и манера обращения с ними в значительной степени определяют производственные показатели подчиненных и их карьерный рост;

    характерная отличительная черта лучших руководителей - это склонность иметь высокий уровень ожиданий в отношении работы подчиненных, которые те оправдывают;

    менее успешные руководители не в состоянии развить у себя подобную склонность, и вследствие этого их подчиненные работают менее эффективно;

    подчиненные чаще всего делают то, что, по их мнению, от них ожидают.

Влияние ожиданий одного человека в отношении другого на поведение последнего отнюдь не является открытием в сфере бизнеса. Более полувека назад Альберт Молл на основании своего клинического опыта пришел к выводу, что люди склонны вести себя так, как от них, по их мнению, того ожидают. Исследованный им феномен самореализующихся пророчеств в последнее время стал вызывать большой научный интерес. Например:

    В ряде научных экспериментов Роберт Розенталь из Гарвардского университета продемонстрировал, что «ожидания преподавателя в отношении интеллектуальных возможностей ученика часто играют роль самореализующегося пророчества в образовании этого ученика».

    В эксперименте в рамках летней программы Headstart для 60 дошкольников сравнивались показатели учеников двух групп. Преподаватели первой из них склонны были ожидать от своих учеников относительно медленного прогресса в обучении. Во второй группе преподаватели считали, что их ученики имеют превосходные интеллектуальные данные и способности к обучению. Ученики второй группы обучались намного быстрее.

Кроме того, медики давно уже поняли, что ожидания терапевта или психиатра могут оказывать огромное влияние на физическое или психическое состояние пациента. Образ мыслей пациентов и врачей, особенно если их ожидания совпадают, может во многом определять результаты лечения. Например, после пессимистического прогноза врача состояние пациента часто резко ухудшается. Хорошо известно также, что эффективность нового лекарства или нового метода лечения во многом зависит от ожиданий врачей (то, что медицинские работники называют эффектом плацебо).

Схема «планирования неудачи»

Если руководители дают понять работающим у них людям, что те - «суперсотрудники», последние стараются соответствовать этому представлению о себе и делать то, чего, по их мнению, руководители ожидают от них. Но если к агентам с низкими производственными показателями их менеджеры относятся как к не имеющим «никаких шансов» на успех, эти негативные ожидания тоже превращаются в самореализующиеся пророчества руководителей.

У неудачливых сотрудников, занимающихся продажами, возникают серьезные трудности в плане поддержания уверенности в себе и высокой самооценки. Реагируя на низкие ожидания руководителей, они обычно стараются не допустить дальнейшего ущемления своего самолюбия, избегая ситуаций, которые могли бы привести к еще большему провалу. Они или уменьшают число коммерческих запросов, или стараются избегать завершения сделок, если это может привести к очередному болезненному отказу, а иногда делают и то и другое одновременно. Низкий уровень ожиданий и ущемленное самолюбие формируют у них такую манеру поведения, которая повышает вероятность неудачи, в соответствии с ожиданиями руководства.

Руководители не могут предотвратить неблагоприятное воздействие низких ожиданий на работу подчиненных, просто скрывая от них свои чувства. Если они заранее предполагают, что подчиненные будут работать плохо, то практически не в состоянии замаскировать свои ожидания, потому что эта информация обычно передается ненамеренно, без каких-либо осознанных действий с их стороны.

На самом деле зачастую руководители подают ясный сигнал как раз тогда, когда они полагают, что свели общение к минимуму. Например, если руководитель мало говорит, становится холодным и необщительным с подчиненным, это обычно служит признаком того, что он им недоволен или вообще уверен, что в плане работы на него надеяться невозможно. Во многих случаях молчание передает негативное отношение даже более эффективно, чем откровенно выраженный упрек. Самая важная информация, касающаяся ожиданий босса, выражается не в том, что именно и сколько говорит босс, а скорее, в стиле его поведения по отношению к подчиненным. Безразличная и отстраненная манера поведения руководителя чаще всего информирует подчиненных о низких ожиданиях в отношении них и действительно вызывает ухудшение производственных показателей.

Прежде чем ожидания руководителей смогут трансформироваться в улучшение производственных показателей у подчиненных, они должны пройти испытание реальностью. Чтобы превратиться в «самореализующиеся пророчества», эти ожидания должны обрести какую-то более четкую форму, нежели просто позитивное мышление и общее доверие к подчиненным (хотя для других целей и сами эти концепции могут быть весьма полезными). У подчиненных не будет мотивации к достижению более высокого уровня производительности, если они не считают высокие ожидания своего босса реалистичными и достижимыми. Если их побуждают стремиться к заоблачной цели, в конечном счете, они прекращают подобные попытки и довольствуются результатами ниже тех, которых способны достигнуть. Это подтверждает опыт одной крупной компании по производству электрооборудования: ее руководство обнаружило, что если нормативы производительности оказываются чересчур высокими, то объемы производства на самом деле даже снижаются, потому что рабочие просто перестают пытаться их выполнять. Иными словами, практика «подвешивать морковку чуть выше, чем ослик может дотянуться», как подтверждают многие менеджеры, не самый удачный мотивационный прием.

Степень мотивации и усилий возрастает до тех пор, пока ожидание успеха не достигнет 50%, затем начинается спад, даже если ожидания продолжают увеличиваться. Если цель воспринимается как достижимая без всяких усилий или же практически недостижимая, это не вызывает мотивации и позитивной реакции.

Кроме того, если подчиненные не могут оправдать ожиданий руководителей, близких к их собственному уровню стремлений, они начинают снижать планку своих целей в работе и руководствоваться более низкими стандартами. При этом производственные показатели постепенно начнут падать, и разовьется негативное отношение к работе или к данному виду деятельности. Поэтому неудивительно, что, если подчиненные не могут оправдать нереалистично высокие ожидания своих руководителей, процент отсева, добровольного или вынужденного, увеличивается.

Секрет эффективности

Ум превосходного руководителя содержит в себе нечто такое, что отсутствует в умах менее эффективных руководителей. Если великолепные руководители способны постоянно проявлять высокие ожидания в отношении работы подчиненных и те им соответствуют, то слабым руководителям не удается добиться подобного эффекта. В чем же причина?

Ответ, вероятно заключается в том, что лучшие руководители в большей степени, чем их менее эффективные коллеги, уверены в своей способности развивать таланты у подчиненных. Вопреки иным возможным предположениям, высокие ожидания лучших руководителей основываются, прежде всего, на том, что они думают о самих себе, то есть о собственной способности отбирать, обучать и мотивировать своих подчиненных. И то, что менеджеры думают относительно самих себя, неуловимо влияет на их отношение к подчиненным, их ожидания в адрес последних и обращение с ними. Если руководитель уверен в своей способности развивать таланты и мотивацию у подчиненных, побуждая их добиваться высоких показателей, он будет многого ожидать от них и, общаясь с ними, будет уверен, что его ожидания оправдаются. Если же он сомневается в своей способности стимулировать подчиненных, он будет ожидать от них меньших успехов и относиться к ним с меньшим доверием.

Можно выразить то же самое несколько иначе: собственные успехи лучших менеджеров и их уверенность в своих способностях повышают вероятность формирования у них высоких ожиданий в отношении подчиненных. В результате, их подчиненные воспринимают эти ожидания как реалистичные и настойчиво пытаются добиться ожидаемых показателей.

Ожидания руководителя действуют на молодых людей самым волшебным образом. У зрелых подчиненных, уже имеющих значительный опыт, представления о самих себе постепенно «костенеют», и они начинают смотреть на себя, так сказать, через свой послужной список. Их собственные стремления и ожидания их начальников все больше определяются «реальностью» их прошлых показателей. Поэтому и им самим, и их руководителям становится все труднее формировать взаимные высокие ожидания, если только в прошлом они не достигали выдающихся результатов.

Те же самые стереотипы поведения имеют место и в школах. Эксперименты Розенталя с «самореализующимися пророчествами» в сфере образования наглядно демонстрируют, что ожидания преподавателей оказывают более сильное влияние на интеллектуальный рост у детей младшего возраста, чем у ребят постарше. В младших классах, особенно в первом и втором, влияние ожиданий преподавателей на детей чрезвычайно велико. В старших классах прогнозы преподавателей, по-видимому, не очень сильно влияют на интеллектуальное развитие детей, но они влияют на их мотивацию и отношение к школе. Хотя такое уменьшение влияния ожиданий преподавателей на детей до конца объяснить трудно. Разумно будет заключить, что дети младшего возраста более послушны, у них окончательно не определены представления о своих способностях и репутация в классе. С возрастом, особенно, если учащиеся попадают в группы, формируемые по способностям или по интересам, как это теперь часто делается в общеобразовательных школах, их вера в собственные интеллектуальные способности и ожидания преподавателей в отношении них начинают закрепляться и все меньше поддаются влиянию со стороны.

Залог будущих достижений

Первые годы работы, когда молодые люди легко поддаются влиянию ожиданий руководителей, являются крайне важными для определения их будущих производственных показателей и карьерного роста. Об этом свидетельствуют результаты исследования, проведенного в AT&T.

Берлю и Холл обнаружили, что именно первоначальные ожидания компании в отношении 49 выпускников вузов, принятых на работу в качестве менеджеров, оказали наибольшее влияние на показатели их последующей работы и дальнейшие успехи. Исследователи пришли к заключению, что связь между тем позитивом, который компания ожидает от своего сотрудника в первый год, и вкладом этого сотрудника в работу компании в течение последующих пяти лет «слишком очевидна, чтобы ее можно было игнорировать».

Позже Берлю и Холл проследили также карьерный рост 18 выпускников, принятых в качестве стажеров в другое оперативное подразделение AT&T. И здесь они снова обнаружили тесную связь между ожиданиями в отношении молодых сотрудников и показателями их работы на первом году - с одной стороны, и показателями работы в последующие годы и продвижением по служебной лестнице - с другой.

«На первом году происходит нечто важное.., - констатируют Берлю и Холл. - Стремление соответствовать высоким ожиданиям компании во время решающего первого года работы ведет к формированию позитивного отношения к работе и высоких стандартов; это отношение и стандарты, в свою очередь, прежде всего, ведут к высокому качеству работы, что еще больше их укрепляет, а позже способствуют блестящей карьере. Из этого следует также, что новый менеджер, который успешно справляется с одной ответственной работой, получит еще более ответственное задание, и его вклад в деятельность компании будет увеличиваться, поскольку он будет реагировать на растущие ожидания компании в отношении него. Ключевой фактор... понимание того, что первый год - важнейший период обучения, время, когда стажер обладает уникальной готовностью развиваться и меняться в направлении, соответствующем ожиданиям компании».

Первый руководитель молодого человека, вероятно, окажет наибольшее влияние на его карьеру. Если руководитель не способен или не желает развивать у молодых сотрудников навыки, необходимые для эффективной работы, у них формируются заниженные, по сравнению с возможностями, личные стандарты. То же происходит и с самооценкой, у них развивается отрицательное отношение к работе, к своей компании и, вероятнее всего, ко всей карьере в бизнесе. Поскольку с таким первым руководителем возможности успешного продвижения по служебной лестнице у молодых сотрудников резко сокращаются, то, при наличии честолюбивых устремлений, они будут уходить в другие места в надежде найти для себя лучшие возможности. И, наоборот, если первый руководитель помогает новичкам максимально реализовать их потенциал, тем самым он закладывает основы их будущей успешной карьеры.

Для подтверждения важности роли первого босса в формировании личности менеджера позвольте нам обратиться к сфере продаж, потому что достижения в этой области легче поддаются измерению, чем в большинстве других областей. Рассмотрим следующие примеры:

    Исследуя карьерный рост ста страховых агентов, начинавших работу под руководством очень сильных или, наоборот, очень слабых начальников, Ассоциация управления агентствами по страхованию жизни обнаружила, что вероятность успеха у сотрудников со средними тестовыми оценками коммерческих способностей, начинавших работу под руководством хороших менеджеров, была почти в пять раз выше, нежели у таких же сотрудников, начинавших при слабом начальнике, а у сотрудников с прекрасными коммерческими способностями, работавших под руководством хороших менеджеров, вероятность успеха была вдвое выше, чем у тех, кто попал к слабому руководителю.

    Страховая компания Metropolitan в 1960 г. установила, что разница в производительности труда начинающих страховых агентов, имеющих примерно равные коммерческие способности, может объясняться исключительно различиями в способностях руководителей офисов, в которые они были назначены. Оказалось, что агенты, чья производительность была высокой, по сравнению с тестовыми оценками их способностей, работали только в офисах, которые по своим производственным показателям относились к лучшей, верхней трети офисов компании. И, наоборот, те агенты, у которых производительность, с учетом их тестовых оценок, была низкой, как правило, работали в наименее эффективных офисах. После анализа всех факторов, которыми можно было бы объяснить эти различия, специалисты компании пришли к выводу, что различия в производительности новых агентов связаны, прежде всего, с различиями в уровне обучения и руководства между местными менеджерами.

    Проведенное мною исследование эффективности работы продавцов автомобилей в отделениях компании Ford в Новой Англии показало, что лучшие продавцы были сконцентрированы в немногих отделениях, работающих с максимальной эффективностью. Например, 10 из 15 лучших продавцов в Новой Англии трудились в трех отделениях (а всего их здесь примерно двести), причем пятеро из этих 15 сотрудников - в одном и том же, очень успешном. Из них четверо ранее работали у других дилеров, не выделяясь своими коммерческими достижениями. Не приходится сомневаться в том, что наличие навыков обучения и мотивации подчиненных у руководителей лучших дилерских офисов играет решающую роль.

Обучение молодых сотрудников

Заметив, что согласно результатам исследования, проведенного в AT&T, «первоначальные ожидания компании в отношении эффективности работы (при реальной ответственности) сотрудника формируют последующие ожидания в отношении этого сотрудника и его поведение», Р. Дж. Уолтерс-младший, отвечающий за прием выпускников вузов в AT&T, утверждает, что «первыми начальниками принимаемых на работу выпускников должны быть лучшие менеджеры компании». К сожалению, в большинстве компаний практика прямо противоположная.

Дипломированные новички редко работают под непосредственным руководством опытных менеджеров среднего уровня или старших руководителей компании. Обычно их непосредственными начальниками становятся менеджеры низшего уровня, как правило, имеющие минимальный опыт и работающие с наименьшей эффективностью. Конечно, бывают и исключения, но обычно менеджеры низшего звена - это либо «старые профи», неспособные на более ответственную работу, либо молодые сотрудники на стадии перехода из исполнителей в управленцы. Этим менеджерам часто недостает знаний и навыков, необходимых для развития деловых способностей у своих подчиненных. В результате, многие выпускники начинают свою карьеру в бизнесе в наихудших из всех возможных обстоятельств. Видя, что их способности не развиваются и не используются, они, естественно, очень скоро начинают отрицательно относиться к своей работе, к своим нанимателям и к своей карьере в бизнесе.

Хотя большинство высших руководителей пока не осознало этого, важнейшей задачей индустрии является прекращение подобной практики «недоразвития и недоиспользования», неэффективного управления и неэффективного использования своего самого ценного ресурса: организаторских и профессиональных талантов у молодых.

Высшим руководителям в промышленности, озабоченным эффективностью своих предприятий и карьерой молодых служащих, суть проблемы ясна: необходимо ускорить подготовку менеджеров, которые смогут обращаться со своими подчиненными таким образом, чтобы вести их к высоким производственным показателям и обеспечить удовлетворение их карьерных амбиций. Менеджеры не только формируют у подчиненных ожидания и представления об эффективной работе, но и влияют на их отношение к своей работе и к самим себе. Если квалификация менеджера низкая, он оставляет своего рода шрамы на карьере молодых сотрудников, глубоко задевает их чувство собственного достоинства и умаляет их представление о себе как о личности.

Если же руководитель имеет высокую квалификацию и уровень его ожиданий в отношении подчиненных тоже высок, уверенность подчиненных в себе растет, их способности развиваются, и их эффективность будет высокой. Руководитель выступает в роли Пигмалиона гораздо чаще, чем сам это осознает.

Ретроспективный комментарий

Когда 19 лет назад я описывал феномен «самореализующихся пророчеств» руководителей, это было нечто загадочное. В то время могучее влияние ожиданий начальников на развитие, мотивацию и показатели работы их подчиненных еще широко не осознавали. Однако сейчас «эффект Пигмалиона» уже хорошо известен.

Недавнее исследование подтвердило, что эффективные лидеры обладают способностью формировать высокие ожидания в отношении продуктивности подчиненных, которые те оправдывают. Поэтому каждый менеджер должен понимать, каким образом действует «эффект Пигмалиона».

То, что думают менеджеры о себе и о своих способностях, самым непосредственным образом влияет на эффективность их самореализующихся пророчеств. Наше исследование эффективных лидеров позволило с уверенностью утверждать, что ключевой фактор... то, что мы называем... положительной самооценкой... Сила положительной самооценки, по-видимому, проявляется в формировании под ее влиянием у других людей чувства доверия и высоких ожиданий, что весьма напоминает легендарный «эффект Пигмалиона».

Ваша организация может помочь вам определить знания и навыки, необходимые вам для эффективного выполнения работы. Руководители могут давать задания, стимулирующие ваше развитие как специалиста. Но ответственность за профессиональный и карьерный рост лежит все-таки на вас самих.

Необходимо сказать еще несколько слов предостережения. Менеджеры часто невольно демонстрируют подчиненным свои низкие ожидания по отношению к ним, даже если сами этого не замечают. При этом они становятся «отрицательными Пигмалионами», то есть подрывают у сотрудников уверенность в себе и снижают эффективность их работы. Поэтому менеджеры должны чрезвычайно внимательно следить за собственным поведением и его влиянием на подчиненных. Они должны всячески избегать таких форм обращения с подчиненными, которые заставляют тех чувствовать себя неэффективными работниками, снижают их самооценку и продуктивность.

Разница между хорошим и плохим работником определяется не столько зарплатой, сколько отношением к нему. Любой руководитель может научиться обращаться со своими подчиненными так, чтобы сформировать и у себя, и у них взаимные ожидания прекрасных результатов работы. Самые успешные руководители именно так и поступают.

Джон Стерлинг Ливингстон, преподаватель Гарвардской школы бизнеса

Непросто быть начальником, а уж начальницей — и совсем тяжело. И для благополучного развития дальнейшей карьеры надо умело сочетать строгость и справедливость, требовательность и видимость уступчивости.

Сделать это, порой, ой как непросто: в коллективе постоянные конфликты, сотрудники не успевают с проектами, клиенты недовольны качеством обслуживания, а у вас, как руководителя, на тотальный контроль просто не хватает времени..

Главное, выберете свой стиль управления и не меняйте его по возможности. С коллегами по работе на эту тему лучше не советоваться, дабы этот шаг не был расценен, как признак некомпетентности. Если вам нужен совет — обратитесь к знакомым, которые работают на руководящей должности в других компаниях.

Как лучше вести себя с подчиненными

1. Хвалите подчиненных публично, порицайте и отчитывайте только с глазу на глаз.

Как показывает практика, лучше хвалить «ударников» вашего производства, чем наказывать провинившихся. Выработайте свою систему поощрений и наказаний.

Лучше всего, если вы будете ориентироваться, какое поощрение нужно каждому вашему сотруднику. К примеру, для одного подчиненного очень важно общественное признание, а вовсе не денежная премия. Тогда для такого человека лучше всего организовать поездку в главный офис компании на форум, где собираются лучшие сотрудники. Для другого же человека важно именно материальное вознаграждение.

2. Нельзя иметь «любимчиков». Не заводите возлюбленных среди подчиненных. Не ставьте себя в зависимое положение, любые неформальные отношения на работе только вредят делу.

3. Не ищите себе «козла отпущения» среди подчиненных. Это до добра не доведет. Козлы любят «бодаться».

4. Не отмахивайтесь от конфликтов в коллективе. Не загоняйте «болезнь» внутрь. Она будет разъедать коллектив.

5. Не провоцируйте нездоровое соперничество в коллективе, демонстративно похваливая кого-то одного всякий раз.

6. Помните, что воспитанный человек не позволит себе называть подчиненного на «ты», если тот не может ответить тем же.

7. Постарайтесь изучить возможности сотрудников. Давайте задания на грани возможного. Так вы будете стимулировать их к дальнейшему развитию.

8. Интересуйтесь важными событиями в жизни подчиненных: свадьба, рождение ребенка, юбилей. Не игнорируйте проблем своих подчиненных.

9. Нормы поведения в коллективе задает лидер, в данном случае — вы. Именно от вашего поведения будет зависеть моральный климат у вас на работе. Для поддержания добродушного настроя в компании, очень полезно устраивать .

10. Поймите, что мотивирует ваших подчиненных к работе. Ведь нужно знать, чем поощрять сотрудников. В этом вам может помочь серия интервью с каждым сотрудником. Так вы покажете, что сами открыты для диалога и узнаете, чем «дышит» ваш работник.

11. Вы должны уметь распределять обязанности ваших подчиненных. Очень важно, чтобы каждый сотрудник отвечал за свой конкретный участок работы, а начальник не лез в дела, которые его не касаются. Не тяните одеяло на себя, доверяйте своим работникам.

12. Научитесь правильно распределять время, то есть, не пытайтесь сделать все и сразу, не стремитесь сразу покорять все вершины своей профессии.

13. Будьте знающим руководителем. Читайте статьи и книги о персонале, об отношениях между людьми, об экономике, праве, бизнесе и т.д. Недалекого руководителя уважать сложнее, нежели действительно знающего свое дело профессионала. К тому же, так вы показываете своим работникам, что развиваетесь и не стоите на месте.

» Искусство приказывать

© Виктор Сороченко

Искусство приказывать.
Как управлять подчиненными

Давно прошли те времена, когда подчиненные готовы были терпеть все придирки и капризы своего начальника из-за опасности оказаться на улице. Сегодня руководитель все чаще имеет дело не с безропотной «серой массой», а с честолюбивыми и амбициозными сотрудниками, знающими себе цену. По уровню интеллекта, образования или профессионального опыта, и вообще, как человек, как личность подчиненный может ни в чем не уступать своему боссу. А нередко и превосходить его по всем этим параметрам. Угрозы, претензии со стороны начальства и перспектива увольнения его отнюдь не пугают. Высококвалифицированный специалист настолько уверен в своих силах и профессиональной состоятельности, что при случае легко может «хлопнуть дверью» и уйти от вас работать в другую компанию. Поэтому опытные руководители сегодня заинтересованы, в первую очередь, в мягких и бесконфликтных методах управления. Создание неагрессивной, неоскорбительной атмосферы формирует благоприятный психологический климат взаимного доверия и сотрудничества. Методы мягкого «поглаживания» гораздо лучше стимулируют труд, чем оскорбления и наказания.

Причина неудач молодых руководителей не обязательно кроется в низкой профессиональной квалификации и недостатке знаний, - утверждают психологи. Гораздо чаще новоиспеченные шефы терпят провал из-за неспособности правильно построить отношения с подчиненными. Не последнюю роль в этом играет умение приказывать. Это искусство, овладеть которым необходимо каждому руководителю.

Почему не исполняются приказы?

Успех деятельности любой организации во многом зависит от четкого и слаженного исполнения приказов руководства. И чем выше управленческое звено, тем дороже обходится невыполнение или неправильное выполнение распоряжений. Среднестатистический руководитель отдает за день десятки, а то и сотни приказов. Большинство из них, на первый взгляд, настолько очевидны, что не требуют особых усилий для их понимания и исполнения. Поэтому руководители редко задумываются над тем значением, которое имеет правильное формулирование своих требований. И совершенно напрасно! Какие же ошибки может допускать руководство, формулируя приказы? Что необходимо учитывать при отдаче распоряжений?

Существует несколько причин невыполнения или плохого выполнения распоряжений. Первая - простое непонимание вашего приказа. Ведь это только кажется, что мы все разговариваем на одном языке. На самом деле одни и те же слова разные люди могут воспринимать совершенно по-разному. Существует ряд условий, от которых зависит, будут ли подчиненные понимать суть вашего распоряжения:

  • единство профессионального языка,
  • уровень интеллекта,
  • уровень образования,
  • логичность изложения,
  • концентрированность внимания (ведь часто подчиненный слушает начальника, но не слышит его, а «витает в облаках», потому что его сознание заблокировано своими мыслями)
  • и мн.др.

Самая распространенная причина непонимания - неконкретные приказы. К сожалению, многие руководители уподобляются персонажам из детской сказки, постоянно требуя от подчиненных что-то вроде: «Пойди туда - не знаю куда, принеси то - не знаю что». Результат - соответственный. Часто руководители путают приказ (который всегда конкретный: «копать от забора и до обеда…») с абстрактным призывом («работай эффективно…»). Функция первого - распорядительно-побудительная, а второго - оценочно-мотивационная.

Однако понимание приказа - не самое главное. Опытные руководители знают, что подчиненные могут очень хорошо понимать, что хочет от них начальник. Вот только выполняют это далеко не всегда. Часто они просто делают вид, что не понимают, играют в «непонимающего». О причинах говорить можно долго. Чаще всего проблема лежит на уровне межличностных симпатий/антипатий.

Отсюда следует вторая причина невыполнения приказов - непринятие подчиненным требований руководителя (и самого руководителя как личности). Ведь понять - это еще не значит принять. Дело обычно заключается не в отсутствии понимания (на что жалуются многие руководители), а в достижении согласия подчиненного с позицией начальника.

Непринятие может принимать различные формы: от публичного оспаривания полученного приказа до скрытого саботажа. Здесь руководители часто делают большую ошибку: говорят «Сейчас я тебе докажу...» и начинают изливать на голову подчиненного поток аргументов. А дело-то совсем не в том, чтобы убедить человека в пользе для дела! Отторжение обычно происходит не потому, что сотрудник чего-то там недопонял или не видит практических выгод для организации. В первую очередь он не видит выгод для себя лично! Важно понимать, что у персонала, в большинстве своем, совсем другие цели и задачи: они пришли не ДЕЛО делать, а как-нибудь отработать положенную им зарплату. Ведь это НЕ ИХ ФИРМА!

Обязательно нужно выяснить, почему подчиненный не принимает вашу точку зрения. Что стоит за непринятием? Несогласие с вашими взглядами на ведение бизнеса или чисто «шкурный» интерес и амбиции конкретного сотрудника, какими бы красивыми аргументами они не маскировались («Я забочусь о благе организации» и проч.)? Несогласие с методами руководства или личная неприязнь к начальнику? Отсюда вывод: воздействовать надо не на внешние проявления («ничего не понимает…»), а на внутреннюю причину.

Следует помнить, что конфликты между руководителем и подчиненным носят не столько открытый, сколько скрытый, завуалированный характер. Причины понятны - ведь далеко не каждый решится открыто выступить против начальника. И чаще всего они возникают как раз при выдаче распоряжений. Ведь именно на этой стадии управленческого общения руководитель больше всего вторгается в privacy другого человека, т.е. активно принуждает к каким-либо действиям, которые могут кардинально противоречить его взглядам, убеждениям, жизненным ценностям.

Несколько секретов

Для повышения эффективности распоряжений психологи советуют придерживаться нескольких простых правил. Они могут быть продуктивно использованы в управленческой практике на уровне межличностных контактов. Во-первых, для поднятия имиджа руководителя. Во-вторых, для смягчения формы принуждения, обойтись без которого, увы, не может ни один начальник. В-третьих, для устранения противоречий между личными желаниями подчиненных и целями деятельности организации.

1. Учет информационного фонда партнера по общению

Все слова, обращенные к нему, человек соотносит с собственным информационным словарем, сформированным на основе уникального жизненного опыта. В нем хранятся интерпретации очень многих терминов. Во избежание непонимания начальнику всегда нужно учитывать интеллект подчиненного, уровень образования (закончил человек 5 классов или университет) и соответственно корректировать свою речь.

2. Один смысл

Приказ не должен нести иронии или двойного смысла. Тем более, он не должен содержать абстрактных метафор и прочих художественных образов, которые разными людьми могут восприниматься по-разному. Приказ должен быть максимально конкретным, исключающим двойное толкование. Помните старую мудрость: «Если что-то может быть понято неправильно, оно обязательно будет понято неправильно».

3. Не персонифицировать

Не стоит говорить безапелляционным тоном «Я хочу...», «Мне нужно...», «Я сказал...», поскольку в сознании подчиненного сразу происходит трансформация «Я хочу...» в «Ах, видите ли, он хочет...». Возникает эмоционально отторжение. Руководитель невольно переводит служебное распоряжение в плоскость межличностных отношений. А личное желание начальника можно и не выполнять, а если выполнять, то чисто формально, кое-как. Более предпочтительны следующие варианты: «Это нужно для нашей фирмы...», «Будет лучше, если Вы...», «Это необходимо, чтобы у нас не случилось...». Таким образом требования соотносятся не с прихотью большого босса, а потребностями и целями организации.

4. Помните об интонациях!

Бывает, руководитель говорит вполне правильные вещи, но делает это очень грубо, агрессивно, в оскорбительной для сотрудника форме. Сюда относятся и сопровождающие приказ обидные шуточки в адрес подчиненного, и иронические замечания, и саркастические улыбки, и вежливо-пренебрежительный тон распоряжений, и презрительные нотки в голосе босса… Процесс отдачи распоряжений нередко используется как лишний повод показать свое превосходство. Таким способом некоторые руководители пытаются решать за счет подчиненных собственные психологические проблемы.

Понимание приказа, отданного в такой форме, всегда затруднено. Все внимание подчиненного концентрируется не на сущности распоряжения, а на отношении к его личности. Сразу возникает защитная эмоциональная реакция, которая блокирует анализаторную деятельность мозга, и слова почти не осознаются. Понимание приказа блокируется. Такими уж нас всех сделала матушка-природа: человеческий мозг может одномоментно работать либо с логикой, либо с эмоциями. Причем возникающие негативные эмоции всегда блокируют логичность мышления!

Важно, чтобы приказ выполнял свою функцию и в то же время психологически не травмировал сотрудника, не был обидным или оскорбительным. Прошли те времена, когда подчиненные готовы были терпеть все выходки начальства из-за угрозы оказаться на улице! Это во второй половине 90-х квалифицированных специалистов до смерти пугал призрак безработицы. Сегодня же руководитель все чаще имеет дело не с безропотной «серой массой», а с честолюбивыми, амбициозными, знающими себе цену сотрудниками. По уровню интеллекта, образования или профессионального опыта, и вообще, как человек, как личность подчиненный может ни в чем не уступать руководителю, а нередко и превосходит его по всем параметрам. Угрозы со стороны начальства и перспектива увольнения их отнюдь не пугает. Поэтому опытный руководитель заинтересован, в первую очередь, в мягких методах управления, щадящих самолюбие подчиненного. Создание неагрессивной, неоскорбительной атмосферы формирует благоприятный психологический климат взаимного доверия и сотрудничества.

Не следует также забывать, что сотрудник, обиженный слишком жестким поведением начальника, может попытаться отомстить. Например, не так давно сотрудник крупной российской фармацевтической компании, возмущенный хамскими повадками своего босса, в качестве мести не нашел ничего лучшего, как проинформировать заинтересованные органы об «особенностях работы» своей фирмы. Результат - судебное разбирательство со всеми вытекающими. Конечно, никто не застрахован от «стукачей», однако вести себя с теми, кто имеет доступ к конфиденциальной информации, руководителю все-таки следует осторожно, чтобы не спровоцировать «подставу».

5. Без негатива!

Распоряжение не должно начинаться с негативных слов, чтобы не формировать у подчиненного отрицательную установку еще до того, как он узнал его содержание. Восприятие не должно проходить на отрицательном эмоциональном фоне (см. предыдущий пункт). По той же причине нельзя совмещать отдачу приказа с критикой, говорить одновременно о сущности предстоящей работы и о личностных или профессиональных недостатках сотрудника. При формулировании распоряжений следует избегать критических «приправ» типа - «Сделай это, но только не так, как в прошлый раз...».

6. Правило «Имя собственное»

Обращение к подчиненному по имени-отчеству всегда предпочтительнее безликого: «Эй ты, как там тебя…». Для человека нет приятнее звуков, чем звуки его имени, - утверждали древние. Обращение к человеку по имени подчеркивает уважение к его личности, подспудно рождает чувство удовлетворения, положительные эмоции (которые, кстати, не всегда осознаются) и как следствие - вызывает расположение к источнику положительных эмоций. Психологи установили, что при прочих равных условиях подчиненные легче принимают распоряжения того руководителя, к которому у них положительное отношение и намного чаще отвергают (оспаривают) требования того, к кому испытывают антипатию.

7. Использование комплиментов

Если подчиненный настроен резко отрицательно, руководители могут попытаться уменьшить сопротивление похвалой или комплиментами в начале разговора. Самый эффективный комплимент - это комплимент на фоне небольшого антикомплимента себе (особенно с теми сотрудниками, которые, предположительно, испытывают антипатию к своему шефу). Пример: «Как Вам удается решать так быстро эти вопросы? Я вчера два часа потратил, а Вы за десять минут все уладили. Пожалуйста, сделайте еще и…». Естественно, каждому сотруднику приятно выглядеть в конкретном вопросе лучше, чем его начальник. Особенно если сам босс подчеркивает это. Так удовлетворяется потребность человека в признании.

Напомню, что комплиментом считается НЕБОЛЬШОЕ преувеличение реально существующих достоинств, которые собеседник видит или желает видеть в себе. Этим комплимент отличается от грубой лести, которая имеет гораздо больше шансов быть отвергнутой. Все люди любят похвалу. Это удовлетворяет их потребность в положительных эмоциях. А положительные эмоции, как уже было сказано, рождают расположенность к их источнику. Возникает эффект внушения.

К сожалению, в нашей стране сложилась традиция достаточно жесткого обращения с подчиненными. Хвалить сотрудника, а тем более публично, многие руководители не любят. Боятся «перехвалить», «разбаловать». Гораздо чаще наши начальники прибегают к понуканиям и запугиваниям, стремясь таким нехитрым способом «замотивировать» персонал. В тоже время давно установлено, что методы мягкого «поглаживания» гораздо лучше стимулируют труд, чем оскорбления и наказания.

8. «Ход конем»

Если ожидается пассивное или активное сопротивление распоряжению, лучше не отдавать приказ «в лоб», а использовать хитрый обходной маневр: вначале спросить совета у подчиненного. Что-то типа «Как Вы думаете...?» и т.п. Когда с человеком советуется стоящий на более высокой иерархической ступени, это всегда вызывает чувство самоуважения, что, естественно, сопровождается положительными эмоциями, которые по закону ассоциации связываются с их источником. Такая тактика гарантирует руководителю преданность и благодарность сотрудника. Но практиковать такой метод можно далеко не со всеми, да и силу воздействия он со временем теряет. Есть люди, которые не ценят великодушных жестов. «Человеческое» отношение к ним они могут принять за слабость руководителя и возможность «сесть ему на голову».

9. Вопросительная форма

В большинстве случаев подчиненными лучше всего воспринимается вопросительная форма распоряжения. Все понимают, что просьба начальника - это завуалированный приказ, однако при такой форме психологически труднее отказать: «Уважаемый В.В., смогли бы Вы завтра...?», «Согласились бы Вы...?», «Есть ли у Вас возможность...?»

10. Правило личной выгоды

Приказ будет выполнен гораздо эффективнее, если подчиненный увидит в нем не только пользу для организации, но и выгоду для себя лично. Когда человек трудится без личного интереса, он делает лишь столько, сколько надо (на «троечку»), чтобы формально удовлетворить требования начальства.

Высший пилотаж

Наилучшим образом работник исполняет то, что он сам считает необходимым, а не то, что велит начальство (как известно, это совпадает далеко не всегда). Поэтому желательно, чтобы подчиненный сам пришел к решению, отвечающему замыслу руководителя. Задача последнего - подтолкнуть сотрудника к самостоятельным действиям, помочь ему самостоятельно сделать правильные выводы. В идеале руководитель должен не приказывать, а создавать ситуацию, в которой подчиненный сам приходит к нужному решению. Это представляет собой специфический стиль менеджмента - особым образом организованный процесс общения руководителя со своими подчиненными. На Западе данный стиль в настоящее время очень популярен. Управление сотрудниками строится таким образом, что они действуют фактически самостоятельно, оставаясь при этом под наблюдением менеджера-наставника. Такое наблюдение включено в повседневное деловое общение руководителей и подчиненных: консультирование во время совещаний, переговоров, текущий контроль за выполнением сотрудниками своих обязанностей и т.д.

Естественно, это требует хорошего знания психологии, мотивации подчиненных. Это - настоящее искусство, высший класс руководства людьми, которые в данном случае чувствуют себя полностью самостоятельными. Доверие, которое они ощущают, демонстрация уважения к подчиненным - наилучшая мотивация их эффективной деятельности. И они с большей охотой идет на работу, более инициативны и удовлетворены своим трудом.

К сожалению, при сегодняшнем уровне развития управленческой и деловой культуры в нашей стране такой стиль руководства воспринимается не иначе как научная фантастика. Увы. Поэтому в наших условиях создание желаемых ситуаций может осуществляться, например, простым задаванием цепочки вопросов, позволяющих подвести собеседника к нужному решению. Логика последовательно задаваемых вопросов такова, что после каждого ответа сужается число степеней свободы отвечающего, ведь, отвечая на каждый вопрос, человек определяет свою позицию, становится пленником предыдущих ответов.

Например, нужно дать задание нерадивому сотруднику, который (это известно по опыту) обязательно начнет возмущаться, доказывать, что это не входит в его обязанности и т.п. Здесь возможен такой вариант диалога:

Шеф: «Вам, конечно же, знакома должностная инструкция, где изложены Ваши служебные обязанности?»
Подчиненный: «М-м-м-да, разумеется».
Шеф: «В таком случае Вы должны хорошо помнить параграф пятый пункта четвертого раздела второго?»
Подчиненный: «Э-э-э, а что такое?»
Шеф: «Этот пункт прямо адресуется Вам: нужно сделать…» (дается приказ и определяется срок выполнения).

Нерадивый подчиненный, конечно же, плохо знаком с должностной инструкцией, а если и читал ее когда-либо, то давно забыл содержание. Но сказать «нет» начальнику он не решится. А сказав «да», он отрезает себе пути отступления.

Мишенью воздействия также могут выступать различные личностные качества подчиненного: честолюбие, амбиции, желание доказать свою исключительность, особенности темперамента и характера, проч. Автор этих строк однажды стал свидетелем ситуации, когда начальник отдела говорил своему сотруднику: «Василий Игнатьевич, нужно выполнить одно задание. Не буду скрывать, это очень сложное задание. Поэтому Вам, очевидно, оно не под силу (прозрачный намек: мол, не с твоей квалификацией…). Как Вы думаете, кому из Ваших коллег его можно поручить?» Честолюбивый и амбициозный сотрудник, любящий во всем перечить своему шефу и выискивающий возможность показать, что это его нужно было назначить боссом, а не нынешнего, тут же вспыхивает:

Отчего же? Я тоже способен его выполнить!
- Вы шутите?
- Нет, не шучу. Я знаю, как быстро все сделать!
- Неужели?
- Точно!
- Вот это да! Фантастика! (начальник разыгрывает искреннее удивление)
- Через 3 дня принесу Вам результат!
- Вы просто молодец! Вот спасибо! Прямо груз с души сняли! Через 3 дня доложите о выполнении! и т.д.

«Завалить» такое дело - значит расписаться в своей полной профессиональной несостоятельности, поэтому к выполнению этого задания работник подойдет намного ответственней, чем к обычному приказу руководства, спущенному «сверху».

Заключение. Чему можно научиться у японских самураев?

В древности японские самураи повышали свое военное искусство, постоянно выполняя специальные упражнения. Владение самурайским мечом разбивалось на отдельные приемы, которые тщательно отрабатывались до тех пор, пока не достигалось мастерство: совершенство, автоматизм, легкость и непринужденность исполнения.

Искусство управления людьми также требует постоянных тренировок. Умение приказывать заключается в дозированном и дифференцированном применении приемов, перечисленных выше. Несложно понять (в том числе и с помощью этой статьи), в чем заключаются необходимые навыки. Но понимание не означает овладение навыками! Знать и уметь - не одно и то же! Идеи можно легко усвоить сегодня, а завтра забыть. Только добавив терпение и практику, можно овладеть ими. Помните: мастерство самурая требует, чтобы каждый прием владения мечом оттачивался до полного совершенства!


Многие руководители, особенно начинающие, задаются вопросом: почему их подчиненные не слушаются? Как правильно вести себя с подчиненными, и какие нюансы менеджмента надо знать, чтобы наладить работу коллектива, мы постараемся определить в данной статье. Когда управленец руководит работой своего отдела, то это значительно проще, чем направлять сотрудник в многоуровневой системе управления. Здесь напрямую виден результат работы каждого из них, а они отчитываются напрямую своему начальнику. Но вот когда в подчинении находится несколько уровней, то и процесс управления значительно усложняется.

У руководителя возникает проблема с тем, как правильно вести себя с подчиненными для того, чтобы на всех уровнях люди работали эффективно и качественно. Для этого необходимо контролировать не только начальников отделов, но и менеджеров и сотрудников более низких должностей. Иногда именно от них может зависеть то, насколько компании удастся достичь результатов. Итак, рассмотрим наиболее актуальные вопросы, которые встают перед управленцами.

1. Как не ошибиться в количестве персонала?

Когда управленец в начале своей карьеры сталкивается с многоуровневыми структурами подчиненных, то чаще всего его первая цель – набор наибольшего количества основных, руководящих служащий. На самом деле – это не только неправильный шаг, но и даже опасный. Когда набирается слишком много начальников, а компания подразделяется на большое количество отделов и подразделений, контроль и внимание рассеивается, а времени на все нюансы просто не хватает. Управление подчиненными подразумевает под собой постоянное направление их и курирование действий. А когда на каждый отдел удается выделить по пять минут времени, это может стать причиной разлада в работе всей компании.

Поэтому достаточно набрать штат из четырех подчиненных, максимум восьми, которые будут находиться под постоянным руководством. А некоторые отделы объединить между собой, чтобы было доступнее контролировать их деятельность.

2. Как правильно вести себя с подчиненными?

Если вы являетесь начальником над другими управленцами, то следует учитывать тот факт, что сотрудники их отделов привыкли выполнять задания, данные их непосредственными руководителями, а не ваши. Необходимо учитывать иерархию многоуровневой управленческой структуры. Если вы будете вести себя с подчиненными всех уровней, как непосредственный начальник, можно столкнуться с рядом проблем. Даже если одного из управляющих отделом нет на рабочем месте, не следует поручать задания его подчиненным напрямую.

Допустим, работник не сделал должную работу, а вы рассчитывали на него. Ответственным будет не он сам – так как обоснованно объяснит, что не привык выполнять задания от других управленцев. А его начальник тоже не несет ответственности, так как отсутствовал и не знал, что от его отдела необходима какая-либо работа, о которой он не в курсе.

Рассмотрим ситуацию лучшую, если все же задача будет выполнена правильно и в срок. Таким образом, вы даете право своему подчиненному всегда оправдать свою несделанную в срок работу отдела тем, что он думал, что теперь вы будете самостоятельно контролировать процесс и раздавать указания. В то же время его подчиненный в таком случае скажет, что он ваши указания не совпадают с требованиями начальника отдела, и он, ввиду того что ваша должность выше, решил выполнять поступившие задачи лишь от главного руководителя. В любом случае, чтобы правильно вести себя с подчиненными, необходимо четко соблюдать субординацию и управленческую иерархию. В противном случае могут возникнуть дисциплинарные нарушения, сбои в корпоративной культуре и организационной системе компании в целом.

3. Как же выйти из некоторых ситуаций?

Всем руководителям отдела необходимо отдать указания, что в случае своего отсутствия, отъезда, нахождения вне зоны доступа, они должны информировать своего начальника. Кроме этого, необходимо, чтобы в такой ситуации руководитель отдела оставил одного из своих сотрудников в роли заместителя, сообщив об этом всем остальным своим работникам и высшему руководству. То, кто именно будет заместителем в таком случае, решает сам руководитель. Можно выбрать одного человека, который постоянно будет занимать такую должность, или же назначать все время разных сотрудников – все зависит от организации и отношений в коллективе. Возможно, назначая одного и того же заместителя, начальник сам рискует потерять свое место.

Бывает, что руководитель отдела справляется со своими обязанностями хуже, чем кто-либо из его подчиненных. Возможно, у того выше квалификация, уровень знаний или профессионализма. Но это не повод поручать дела напрямую, без участия руководителя отдела. Такая политика может привести к нарушению отношений в коллективе, а так же подорвать репутацию высшего руководства. Правильно вести себя с подчиненными на основе назначений и указаний, поэтому, если возникает желание сотрудничать с другим руководителем, а не нынешним, просто официально замените его на должности.

Когда вы сталкиваетесь с обращением от одного из сотрудников вашего подчиненного, не желательно решать какие-либо вопросы без присутствия его руководителя. Очень часто даже самое невинное обращение может привести к тому, чтобы вызвать конфликтную ситуацию с начальником отдела или как-то скомпрометировать его. Допустим, менеджер обращается к вам с просьбой увеличить объем товаров определенной группы, в то время его сократить указал начальник отдела. Но на самом деле причиной сокращения стало то, что в других торговых сетях он продается значительно лучше, а вы, не вникнув, могли подорвать авторитет начальника отдела и нарушить рабочий план.

4. Как работать с новичками в управленческой сфере?

И вот ваша компания расширяется и появляется необходимость создать новое подразделение или филиал. У вас на примете есть отличный и надежный человек для того, чтобы направить его на управленческую должность, но минус в том, что вы знаете его как отличного исполнителя, а вот в роли начальника не видели ни разу. Не известно, сможет ли он правильно вести себя с подчиненными, управлять делами и четко выстраивать последовательность задач. В новый отдел необходимо взять не только управленца, но и набрать команду. С одной сторону новичку это доверять опасно, а с другой самому набирать штаб тех, кто будет с ним работать тоже неправильно.

Учитывая, что управление подчиненными будет вести именно он, необходимо дать ему право на набор команды, но при этом проконтролировать процесс. Присутствовать в роли консультанта в процессе интервью с кандидатами и параллельно с ним вести свои записи и делать выводы. После можно сверить полученные результаты, обсудить их, но не принимать решение за будущего управленца и не делать прямых подсказок. Дайте возможность новичку принять его первые управленческие решения самостоятельно, но при этом слегка подталкивая и направляя.

Не забывайте, что вы координируете будущего управляющего, который будет осуществлять управление подчиненными, принимать важные самостоятельные решения и находить выходы из самых разных ситуаций. Именно в его обязанности, как управляющего филиалом, будет входить построение стратегии работы, мотивация персонала, построение коллектива.

Поэтому здесь нельзя действовать так, как с новыми сотрудниками на обычную должность, четко регламентируя его действия и давая список обязанностей и задач. Если вы выбрали человека на должность управляющего, то наверняка он и так силен в квалификации и профессиональных навыках, поэтому вести себя с подчиненными руководителями следует по такой схеме:

Не давать прямых ответов, а направлять ход мыслей человека, приводя аргументы и примеры из собственного опыта;
Не регламентировать его действия, а дать ему самостоятельно рассказать о том, как он видит стратегию дальнейшей работы;
Для корректировки стратегии использовать наводящие вопросы, но не прямые исправления;
Конечно, контроль понадобится, но в форме консультаций и дискуссий, а не приказов и указаний. Немотивированный сотрудник, которому не позволяют принимать собственных решений и поставили на должность просто так, никогда не покажет хороших результатов;
Находитесь на собраниях, конференциях, который проводит новичок, но не корректируйте его действия при коллективе, а вот наедине можно кое-что обсудить;
Не критикуйте, но, тем не менее, предлагайте различные методики улучшения в качестве консультанта.


5. Мотивация персонала, как ключ к успешной работе.

Мотивационные способы делятся на различные классы. Например, существует ряд естественных условий труда, которые являются помимо этого и мотиваторами. Это можно сказать об уровне заработной платы, условиях труда, оплачиваемом отпуске, медицинской страховке.

Но существует не только , но и демотивация, что необходимо непременно учитывать. Для того чтобы обрисовать этот термин, лучше рассмотреть его на примере. Например, стандартная ситуация в офисе, когда в одном из отделов сбилась компьютерная программа, из-за чего бухгалтер ошибочно начислил всем сотрудникам зарплату без учета процентов. Руководитель отдела посчитал, что таким образом ему указали на его плохую работу или не востребованность, и не решился пообщаться с главным начальником. Но в то же время все сотрудники отдела стали показывать более низкие показатели, полагая, что теперь им не начисляется процент за сделку. А начальник начинается удивляться, почему иногда подчиненный не слушается, показатели падают, даже не догадываясь о сбое системы.

Другая ситуация еще более простая: все сотрудники привыкли, что в обед они могут попить кофе из кофе машины и воспользоваться кухней, а помещение кухни понадобилось для хранения техники и его закрыли. упала. Потому, что немотивированный сотрудник работает плохо, а демотивированный – хуже, чем ранее, о чем не следует забывать.

Но, учитывая, что мы говорим об том, как важна мотивация персонала, переходим напрямую к вопросу мотивации подчиненных управленцев. Здесь, скорее всего, уже не столь актуальны корпоративные вечера, премиальные и награждения, так как воспринимаются, как естественные факторы. А вот командные мероприятия отлично мотивируют управленцев. Чем же именно:

Управление подчиненными руководителями на основе формирования у них конкурентной борьбы между отделами. Это стимулирует каждого управленца показать, что его команда лучше, формирует корпоративный дух. Победителя можно наградить и выделить в ходе мероприятия;
В процессе командных мероприятий управленцы делятся опытом, обсуждают достижения и упущения друг друга;
У главного руководителя есть возможность пообщаться, скорректировать сотрудников отделов, при этом, не рискуя авторитетом их непосредственного начальства;
А сотрудники в свою очередь могут пообщаться с главным руководством, при этом не рискуя вызвать негатива со стороны своего прямого руководителя, так как весь коллектив находится вместе.

Как вести себя с подчиненными на командных мероприятиях, и как организовать их – выбор руководителя, но вот несколько примеров, которые предлагают специалисты:

Небольшая конференция, на которой присутствуют управленцы всех уровней, которая заканчивается дискуссией – отличный способ обсудить важные моменты;
Тренинг, программы повышения квалификации;
Спортивные соревнования;
Совместные экскурсионные поездки;
Корпоративный поход в ресторан или поездка на базу отдыха.

Для того чтобы организовать такие собрания, вам не понадобится вкладывать слишком крупную сумму, но они действительно помогут сплотить коллектив и поднять командный дух. Как задастся программа, и какие впечатления оставит у подчиненных, почти полностью зависит от главного руководства, поэтому здесь необходимо четко контролировать политику своего поведения. Как же вести себя с подчиненными главному начальнику:

Не отказываться от участия в самых разных командных играх и мероприятиях: бегать наперегонки, употреблять в меру алкоголь, фотографироваться с подчиненными;
На конференции презентовать отличный, яркий доклад;
Равномерно распределить свое время так, чтобы уделить внимание всем сотрудникам;
Всячески показывать свое удовлетворение и радость от данного мероприятия;
Не отказываться от ответа на вопросы любого из сотрудников, но в то же время контролировать, чтобы не столкнуться с провокационным;
Больше общаться с сотрудниками более низких уровней, для того, чтобы они также чувствовали свою важность в общей жизни компании. Не собираться компанию из управленцев, абстрагируясь от остальных. Кроме того, вы сможете в непринужденной атмосфере узнать нужные сведения.

6. Контроль рабочего процесса.

Конечно же, мотивация персонала важна, но не стоит забывать и о том, что сотрудников необходимо контролировать. Причем, если вы не являетесь источником поручений и указаний для работников компании, и у них есть свой управленец, это не значит, что вы не должны вести контроль над их работой. Конечно, большую часть все же выполняет тот, кто ведет прямое управление подчиненными, но некоторые нюансы все же есть. Они необходимы для того, чтобы:

Таким образом отслеживать эффективность работы начальника отдела;
Избежать произвольных действий со стороны руководителя отдела, узнать, если подчиненный не слушается, не выполняет приказов своего начальника или плохо работает;
Расширить свою зону контроля, но в то же время не подорвав начальников, за счет того, что вы не указываете подчиненным напрямую, а просто проводите аудит для получения полной картины.

Как же лучше осуществлять такой контроль?

Это либо присутствие на совещаниях, собраниях отдела в лице внешнего наблюдателя;
Или же использование письменных отчетов с целью подведения итогов.

Не следует забывать и о том, что далеко не на все отчеты у вас достаточно времени, и не в каждый филиал вы успеете приехать, чтобы прийти на летучку. Поэтому старайтесь делать проверку работы того или иного работника спонтанной и непредсказуемой, путем случайного выбора. При таком подходе никто из подчиненных на всех уровнях не будет считать, что у вас есть любимые и нелюбимые сотрудники или отделы. Но в то же время все подчиненные будут готовы к проверке в любой момент, зная, что она спонтанна, поэтому не будут расслабляться и снижать эффективность работы. Это своего рода мотивация находится постоянно в тонусе, ведь немотивированный сотрудник вряд ли принесет большую пользу для компании.


7. Матричный стиль управления: за и против.

Основное отличие от традиционного стиля здесь кроется в разделения обязанностей управленца. Матричный стиль предполагает контроль каждого из начальников над тем, как все подчиненные выполняют конкретно одну работу. Такой стиль может допустить то, что каждый сотрудник имеет четыре руководителя. С одной стороны, значительно ниже мотивация персонала, но с другой, каждый этап их работы подлежит четкому контролю профессионала. Допустимо использование матричного стиля управления, но в разумных пределах. Итак, что каковы же положительные и отрицательные стороны:

Аргументы за:

Все обязанности, которые прикреплены за каждым сотрудником, четко разделены;
Руководители имеют более узкий профиль, следовательно, высокий уровень профессионализма в конкретной области;
Сложные должностные обязанности группируются в отдельной организационной структуре;

Аргументы против:

Подчиненный не слушается какого-либо одного начальника, что позволяет его влиять на нескольких представителей руководства;
Учитывая взаимосвязанность всех звеньев единой системы организации, вероятны нестыковки и конфликты между задачами разных управленцев;
Уровень контроля значительно ниже.

8. Подведем итоги.

Система управления начальниками значительно отличается от системы управления персоналом;
Эффективность управления руководства напрямую зависит от количества управленцев: чем их меньше, тем лучше продвигается управление;
В обучении простых специалистов и новичков на управленческих должностях есть кардинальные различия;
Лучшая мотивация управленцев – командные мероприятия;
Контроль работы сотрудников отделов должен быть спонтанным и беспристрастным;
Матричный стиль полезен в том случае, если надо выделить наиболее сложную структуру в работе организации;
Отвечаем на вопрос: что делать, если подчиненный не слушается? Как правильно вести себя с подчиненными, далеко не каждый управленец осваивает сразу, поэтому необходимо экспериментировать, изучать и осваивать самые различные способы влияния на сотрудников.

Приходите рано, но не задерживайтесь после работы. Акцентируйте внимание на своей пунктуальности. Многие люди забывают один важный элемент пунктуальности – уходить домой вовремя. Ранний приход на работу говорит о вашей приверженности работе, которую вы выбрали. В то время как, длительные задержки на работе говорят о плохих навыках тайм-менеджмента. Произведите впечатление на своего работодателя - приходите на работу раньше, чтобы подготовиться к рабочему дню, работайте в отведенные для работы часы и уходите в положенное время.

Никогда не теряйте из виду следующие пункты. Существуют два важных момента, которыми вы должны руководствоваться на работе: 1) как ваша нынешняя работа способствует достижению ваших профессиональных и личных целей, к которым вы стремитесь; 2) конечные цели компании, на которую вы работаете, и ваша помощь компании в достижении этих целей. Если вы время от времени не будете уклоняться от своего заведенного ежедневного порядка и перестанете тщательно изучать, где и как эти два важных момента пересекаются, вы можете потерять перспективу, что приведет к падению по карьерной лестнице.

Будьте собой. Когда вы устроились на работу, вы показали себя с лучшей стороны. Ваш работодатель нанял вас, потому что в вашей индивидуальности было что-то, что, по его мнению, могло принести выгоду его бизнесу, в финансовом плане. Сопротивляйтесь искушению начать подражать поведению ваших коллег. Работодатели часто разочаровываются, когда видят, что новый сотрудник, который был энергичным и полным энтузиазма во время приема на работу, становится замкнутым и угрюмым после нескольких дней, проведенных с коллегами. Людям необходимо время, чтобы приспособиться к новому человеку на рабочем месте; дайте вашим коллегам время привыкнуть к вашей индивидуальности, но не меняйте свое поведение, чтобы соответствовать им.

Никогда не препятствуйте продвижению другого достойного кандидата. Работодатели ценят сотрудников, которые уверенно продвигают и поддерживают других хороших работников. Когда вы упорно работаете и последовательно помогаете достигать целей вашей компании, вы становитесь голосом, которому доверяют. Используйте свой голос, чтобы помочь другим, достойным продвижения. Если вы будете вести грязную игру, чтобы получить положение в компании, то ваша неработоспособность очень скоро станет очевидной и может стоить вам будущих поощрений и большого количества денег. Позвольте вашему работодателю оценить ваши навыки и умения, и определить наиболее подходящее для вас место в компании.

Будьте заинтересованы выполняемой вами работой и иллюстрируйте это. Работодатели становятся более уверенными в ваших навыках и способностях, так как они видят, что вы относитесь к своей работе как к ценному вкладу в компанию.

Соблюдайте и улучшайте состояние безопасности вашей среды. Потратьте минуту, чтобы оглядеться, найти потенциальные риски на вашем рабочем месте и устранить их. Работодатели ценят тех, кто берет на себя инициативу в создании безопасной рабочей среды самостоятельно, нежели тех, кто постоянно указывает какие улучшение нужно сделать, но не принимает никаких мер сам. Другими словами, если вы видите строительный мусор на полу в офисе, не обходите его, чтобы сообщить вашему начальнику, что нужно вызвать кого-то для того, чтобы навести порядок, пока кто-нибудь не поскользнулся или упал. Просто сами уберите мусор и идите дальше.

Будьте осторожны, соглашаясь на компромиссы. Если вы чувствуете, что вас просят поставить под угрозу чью-либо безопасность, откажитесь. Однако, если вы чувствуете, что должны пойти на компромисс с работником для пользы компании, сделайте это с достоинством и изяществом. Вы можете представлять, что стали достойным членом команды, но почти всегда есть место для совершенствования, например, способность признать достоинство идей других, и могут ли они быть включены в ваши собственные планы.

Обращайте со всеми, с кем вы сталкиваетесь, с достоинством и уважением. С некоторыми людьми бывает очень трудно взаимодействовать на рабочем месте, если вы будете обращаться с ними плохо, помните, что вы негативно повлияете на возможность роста своего карьерного развития в компании. Ваши коллеги были также тщательно отобраны, как и вы, поэтому выказывая презрение и непочтительность к своим коллегам, вы попутно показываете, что игнорируете интеллект своего работодателя.



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Урок-лекция Зарождение квантовой физики Урок-лекция Зарождение квантовой физики Сила равнодушия: как философия стоицизма помогает жить и работать Кто такие стоики в философии Сила равнодушия: как философия стоицизма помогает жить и работать Кто такие стоики в философии Использование страдательных конструкций Использование страдательных конструкций