Детские оздоровительные учреждения и санаторно-лесные школы

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Основные типы санаторно-курортных учреждений

Санаторий - ведущее лечебно-профилактическое учреждение на курорте. Каждому санаторию установлен определенный медицинский профиль (специализация) в зависимости от природных лечебных факторов курорта и утвержденных для него медицинских показаний. Лечение больных в санатории осуществляется преимущественно природными физическими факторами (климат, минеральные воды, лечебные грязи) в сочетании с физиотерапией, лечебной физкультурой, лечебным питанием и психотерапией, при условии соблюдения установленного общесанаторного и индивидуального режима, обеспечивающего полноценное лечение и отдых.

Наряду с санаториями, находящимися на курортах, существует сеть местных (пригородных) санаториев, организуемых преимущественно неподалеку от крупных городов в благоприятных ландшафтных, микроклиматических условиях. Эти санатории предназначены для больных, которым поездка на курорты по медицинским показаниям может быть вредна, а также для более тяжелых больных, в том числе и после пребывания в стационаре.

С учетом структуры заболеваемости населения и ее тенденцией функционируют специализированные санатории для лечения больных с заболеваниями органов кровообращения, пищеварения, нарушениями обмена веществ, болезнями органов дыхания неспецифического характера, опорно-двигательного аппарата, нервной системы, гинекологическими, кожи, почек и мочевыводящих путей.

Кроме того, созданы специализированные санатории (санаторные отделения) более узкого профиля : для лечения больных бронхиальной астмой, глаукомой, сахарным диабетом, с заболеваниями и последствиями травм спинного мозга, некоторыми профессиональными заболеваниями (силикоз, антракоз, пневмокониоз, вибрационная болезнь и др.), заболеваниями периферических сосудов конечностей.

Удельный вес санаториев того или иного профиля в общем количестве специализированных санаторных коек зависит от потребности населения в специализированной в специализированной санаторной помощи.

Санатории могут быть однопрофильными (для больных с однородными заболеваниями) и многопрофильными (с двумя и более специализированными отделениями). В соответствии с медицинским профилем санатории обеспечиваются необходимыми кадрами врачей-специалистов, лечебно-диагностическими кабинетами и лабораториями. Многие санатории имеют собственные водо- и грязелечебницы, пляжи, ингалятории, климатолечебные сооружения и т.д.

Наряду с этим, одним из важных направлений развития санаторно-курортной сети является создание и укрепление общекурортной лечебно-диагностической базы (общекурортные и кустовые лечебно-диагностические центры, кабинеты функциональной диагностики, бальнео-физиотерапические объединения, вычислительные центры для автоматизированной обработки результатов сбора медико-биологической информации при массовом обследовании больных, водо- и грязелечебницы с максимальной автоматизацией и механизацией трудоемких процессов). Это позволяет использовать современные методы исследования (иммунологические, аллергологические, электрофизиологические, радионуклидные и др.), а также широко внедрять ранее неприменявшиеся в курортной практике методы лечения: психотерапию, рефлексотерапию, лазеротерапию и др.


В зависимости от возрастного состава обслуживаемых больных различают санатории для взрослых, детей, подростков, родителей с детьми. К учреждениям санаторного типа относятся также санатории-профилактории и специализированные санаторные пионерские лагеря круглогодичного действия.

На ряде ведущих курортов страны созданы базовые санатории различных медицинских профилей. Они могут быть предназначены для лечения взрослых, детей и подростков. Базовый санаторий ведет организационно-методическую работу по совершенствованию апробации совместно с научно-исследовательскими институтами курортологии и другими медицинскими учреждениями новых лечебно-диагностических методик и внедрение их в практику, анализирует и обобщает передовой опыт санаторно-курортных учреждений соответствующего медицинского профиля на данном курорте или группе курортов и оказывает им консультативно-методическую помощь по освоению передовых методов диагностики, лечения, культурно-массового и бытового обслуживания больных. В задачу базового санатория входит также проведение научно-практических работ по вопросам применения природных и преформированных физических лечебных факторов.

Специализация детских санаториев системы министерства здравоохранения устанавливается с учетом особенностей заболеваемости детского возраста. Наряду с группами специализированных санаториев, медицинский профиль которых аналогичен санаториям для лечения взрослых, организованы санатории для лечения детей с последствиями детских церебральных параличей и другими заболеваниями с активным течением процесса и значительными функциональными нарушениями, требующими длительных сроков лечения и использования одновременно с природными факторами обязательного медикаментозного, ортопедического и других видов лечения и т.д. В детские санатории министерства здравоохранения принимают детей в возрасте с 1 года (для местных санаториев), в санатории на курортах для детей с детскими церебральными параличами - с 3 лет, в остальных случаях - с 5 лет, в санаторные учреждения системы просвещения - с 7 лет.

В последнее десятилетие в системе курортов профсоюзов получили широкое развитие санаторно-курортные учреждения нового типа: специализированные санаторные учреждения круглогодичного действия для детей в возрасте от 7 до 14 лет и санатории для родителей с детьми в возрасте от 4 до 14 лет, предназначены для лечения детей с нетяжелыми заболеваниями, преимущественно функционального характера, или остаточными явлениями после перенесенных заболеваний, в период стойкой ремиссии патологического процесса, а также для детей, страдающих ревматизмом в неактивной фазе, неспецифическими заболеваниями органов дыхания. Эти учреждения также специализированы по отдельным медицинским профилям. В учебное время года дети, проходящие курс лечения в специализированны по отдельным медицинским профилям. В учебное время года дети, проходящие курс лечения в специализированных в санаторных пионерских лагерях, учатся по специальной программе, предусматривающей оптимальное сочетание учебных нагрузок с лечебным процессом; весь распорядок дня, включающий учебно-воспитательную работу, контролируется врачами. Специализированные санаторные учреждения находятся в местностях с наиболее благоприятными природно-климатическими условиями. Самые крупные комплексы таких учреждений, рассчитанные на одновременное пребывание нескольких тысяч детей, расположены на побережье Черного моря (Евпатория).

Преимущество санаториев, где дети находятся вместе с родителями, состоит в том, что дети, особенно маленькие, ощущают большую психологическую устойчивость в новой обстановке; отмечено, что процесс адаптации происходит у них быстрее и полнее. Участие родителей в выполнении медицинских назначений и соблюдении санаторного режима делает лечение более эффективным, позволяет уточнить данные анамнеза, характер проводимого ранее лечения и т.д.

Наличие в этих санаториях условий для раздельного отпуска процедур детям и родителям, возможность оставить на определенную часть времени детей на попечении квалифицированных педагогов-воспитателей создадут условия для отдыха и лечения взрослых; обычно показания для взрослых определяются профилем курорта, на котором расположен данный санаторий, и взрослые пользуются общекурортной лечебно-диагностической базой, получая все необходимые процедуры. В учебное время года с детьми проводят учебные занятия.

Развивается сеть санаториев и санаторных отделений для лечения подростков в возрасте от 15 до 17 лет. ВЫ специализации подростковых санаториев учитываются наиболее часто встречающиеся патологические состояния и функциональные нарушения, связанные с подростковым возрастом, для которого характерны бурный рост и эндокринная перестройка на фоне неравномерного созревания и развития отдельных органов и систем. Санатории для подростков расположены как на общегосударственных курортах, так и на местных.

Наиболее полное воплощение принцип профилактического лечения и отдыха получил в создании санаторных учреждений особого типа - санаториев-профилакториев , организованных вблизи промышленных и сельскохозяйственных предприятий, учебных заведений и рассчитанных на лечение и отдых трудящихся в неотпускное время, непосредственно после трудового дня. Все профилактические и лечебно-оздоровительные мероприятия проводятся с учетом специфики труда работающих. Большую роль играет лечение, направленное на профилактику профессиональных заболеваний. Санатории-профилактории, имеющиеся практически в каждой отрасли промышленного и сельскохозяйственного производства, содержатся на средства предприятий; расходы на питание, лечение бытовое обслуживание, заработную плату медицинскому и обслуживающему персоналу оплачиваются из средств государственного социального страхования. Администрация предприятия предоставляет помещение для санатория-профилактория с необходимым оборудованием, обеспечивает его хозяйственное содержание, а также транспорт для ежедневной доставки отдыхающих в санаторий-профилакторий и на работу. В последние годы чаще стало применяться оздоровление в санаториях-профилакториях в летнее время женщин с детьми (организация смен "мать и дитя"). Это приводит к существенному снижению временной нетрудоспособности женщин по уходу за больными детьми.

Санаторий-профилакторий используется также в качестве этапа восстановительного лечения больных с некоторыми хроническими заболеваниями (органов кровообращения, дыхания и др.), в нем проводят профилактическое и противорецидивное лечение перед направлением в местный санаторий или на курорт.

На многих курортах наряду с санаторным проводится и амбулаторно-курортное лечение, на которое направляют больных, не нуждающихся в строгом санаторном режиме и постоянном медицинском наблюдении. Амбулаторным больным обеспечивается такое же лечение, питание и обслуживание, как и больным, которые лечатся в санаториях. Для лечения амбулаторные больные прикрепляются к курортным поликлиникам, где обследуются квалифицированными специалистами, получают необходимые консультации и назначения на процедуры. Назначенное лечение проводится в бальнеофизиотерапевтических объединениях, климатолечебных павильонах, ингаляторах и других общекурортных лечебно-диагностических кабинетах и центрах. В ряде случаев амбулаторные больные получают процедуры на лечебно-диагностической базе санаториев. Питаются эти больные в диетических столовых курорта, размещаются в гостиницах, помещениях, арендованных у местных жителей, а также при наличии условий и в санаториях.

Пансионаты с предоставлением лечения(так называемые пансионаты с лечением), где размещаются амбулаторные больные, находятся на курортах вблизи курортных поликлиник, санаториев, бальнеогрязелечебниц и других общекурортных лечебно-диагностических центров. При необходимости проведения некоторых лечебных процедур на дому, а также систематического наблюдения за больным к этой работе привлекается медицинский персонал курортной поликлиники. Пансионаты с предоставлением лечения являются лечебно-профилактическими учреждениями, специализация которых определяется лечебным профилем курорта.

Для курсового амбулаторного лечения предназначены и городские бальнеогрязелечебницы с поликлиникой, организованные в ряде промышленных городов страны на базе местных природных лечебных ресурсов (минеральных вод и лечебных грязей). Лечение, также как и в санатории, проводится природными лечебными физическими факторами в сочетании с преформированными, ЛФК, массажем и другими методами. С уютом специфики местных природных лечебных факторов определен медицинский профиль этих учреждений; для направления в них больных производится медицинский отбор. На базе некоторых городских бальнеогрязелечебниц организовано лечение не только взрослых, но и детей. Создание таких учреждений играет важную роль в деле приближения санаторно-курортной помощи к месту постоянного жительства трудящихся.

Некоторые санаторно-курортные учреждения используются как этап восстановительного лечения, что является отражением реабилитационного направления советского здравоохранения и санаторно-курортной помощи.

В ряде местных санаториев и на курортах имеются специализированные отделения долечивания, куда больных переводят непосредственно из стационара после острого периода болезни. Это касается больных, перенесших операции.

Реабилитационный принцип санаторно-курортной помощи получил наиболее полное выражение в организации долечивания больных, перенесших острый инфаркт миокарда, для чего на базе местных кардиологических санаториев созданы специализированные отделения.

Сроки лечения больных в санаториях и на курортах дифференцированы в зависимости от характера заболевания и природных факторов того или иного курорта и составляет от 24 до 48 дней.

Сроки лечения в санаториях на курортах Цхалтубо и Нафталан вследствие специфики применяемых природных лечебных факторов - 20 дней. Сроки пребывания в специализированных санаторных пионерских лагерях круглогодичного действия - 65 дней в учебное время года и 45 дней - летом.

Сроки лечения амбулаторных больных дифференцированы в зависимости от медицинского профиля курорта и приравнены к соответствующим срокам лечения больных в санаториях. При необходимости по медицинским показаниям врачебные комиссии санаториев продлевают сроки лечения (в этих случаях дополнительное пребывание в санаториях оплачивается за счет организации, направившей больного на лечение, или за счет самого больного). Сроки лечения в противотуберкулезных санаториях, как для детей, так и для взрослых длительные и устанавливаются индивидуально в зависимости от формы и стадии процесса. Продолжительность лечения в детских санаториях нетуберкулезного профиля Министерства здравоохранения зависит от медицинского профиля санатория и составляет не менее 45 дней.

Органы народного образования и здравоохранения организуют сеть санаторных, оздоровительных и лечебно-профилактических учреждений, имеющих целью охрану и укрепление здоровья детей и подростков.

Детские санаторные и оздоровительные учреждения создаются постоянные и сезонные. К постоянным санаторным и оздоровительным детским учреждениям относятся: 1) санаторно-лесные (оздоровительные) школы, 2) санаторные детские сады, 3) оздоровительные площадки при школах. Определенное оздоровительное значение имеют и такие постоянные детские учреждения, как детские парки культуры и отдыха, детские отделения при парках культуры и отдыха и детские экскурсионно-туристические станции, а также детские площадки при жилых домах.

К сезонным детским оздоровительным учреждениям относятся: 1) санаторные лагери отдыха, 2) массовые лагери отдыха, 3) сезонные оздоровительные площадки при школах, 4) детские дома отдыха на каникулярное время и 5) дачи для детей дошкольного возраста, воспитываемых в детских садах.

В системе здравоохранения организуются детские лечебно-профилактические и санаторные учреждения, рассчитанные в основном на больных детей и подростков, нуждающихся в лечебной помощи. Большинство лечебно-профилактических и санаторных детских учреждений органов здравоохранения организуется постоянного типа с расчетом круглосуточного обслуживания детей и подростков, нуждающихся в лечебно-профилактической или санаторной помощи.

К постоянным детским лечебно-профилактическим и санаторным учреждениям в системе органов здравоохранения относятся: 1) детские больницы, 2) детские поликлиники и детские отделения при поликлиниках для взрослых, 3) детские санатории общего типа, 4) специальные детские санатории, 5) детские полустационары (площадки, дневные санатории) при поликлиниках и специальных (туберкулезных, нервных) диспансерах, 6) кабинеты лечебной физкультуры при детских поликлиниках.

К сезонным детским санаторным учреждениям относятся:

1) сезонные детские санатории (санаторные лагери отдыха),

2) сезонные дневные санатории при школах и детских поликлиниках.

Особо важное значение в деле охраны и укрепления здоровья детей и подростков имеют с санаторно-лесные (оздоровительные) школы. Они имеют своей целью предоставить детям и подросткам, больным туберкулезом , физически ослабленным, которые не могут по состоянию своего здоровья успешно учиться в общеобразовательной школе, возможность нормально продолжать учебные занятия в условиях санаторного режима в интернате. Эти школы устраиваются в благоприятных природных условиях: за городом или в городской черте на хороших больших озелененных земельных участках.

В санаторно-лесные школы направляются дети и подростки, учащиеся в общеобразовательных школах, через отборочные комиссии при туберкулезных диспансерах или детских поликлиниках. Школьники, физически ослабленные, с туберкулезной интоксикацией, с формами туберкулеза, не требующими госпитализации, а также после перенесенных тяжелых инфекционных заболеваний направляются в санаторно-лесные школы летом на 2 месяца, а зимой на 4-4,5 месяца. Дети, находящиеся в санаторно-лесной школе, обучаются по программам общеобразовательной школы.

В IV классе два раза в неделю по существующим учебным планам предусмотрено 5 уроков. Возможно пятые уроки (пения и рисования) перенести на вечер, на 5 час. 50 мин. - 6 час. 30 мин.

Для каждой отдельной санаторно-лесной школы в зависимости от местных условий примерный режим дня может быть изменен, но при этом продолжительность сна, отдыха и количество приемов пищи уменьшаться не должно.

В основе оздоровительной работы в санаторно-лесной школе лежит физическое и гигиеническое воспитание детей и подростков. Весь уклад и быт школы подчиняется требованию: в короткий срок укрепить здоровье ребенка (подростка) и вернуть его семье и общеобразовательной школе, в которой он до этого учился, настолько здоровым, чтобы он не отставал в учении от своих сверстников.

Такие мероприятия, как правильное чередование учебного труда и отдыха, максимальное пребывание учащихся на воздухе, перенесение некоторых видов занятий на открытый воздух, рациональное и полноценное питание в сочетании с широким применением водных процедур и электролечения, способствуют закаливанию организма и укреплению здоровья детей и подростков.

Урок на воздухе проводится в классе-веранде с раскрытыми окнами при температуре до - 10° С в безветренную погоду и при соответствующей одежде (валенки, пальто, рукавицы). Письмо на таком уроке, естественно, не проводится, но чтение с пересказом, урок истории, географии и естествознания с соответствующим оборудованием (наглядные пособия и пр.) проходят успешно. Некоторые учителя, не знакомые с практикой санаторно-лесных школ, склонны думать, что такие уроки мало эффективны, что дети на них отвлекаются, не сосредоточивают внимания и шалят. Действительно, новизна этого мероприятия иногда вначале смущает детей и нарушает правильное проведение урока. Но скоро для детей становится понятным, что многое необычное для общеобразовательной школы в санаторно-лесной школе является необходимым, и они легко настраиваются на продуктивную учебную работу. Понятно, что и учителю надо на таком уроке быть особенно внимательным и хорошо подготовленным, чтобы эффективно провести занятие.

Не менее важным в практике санаторно-лесной школы является проведение дневного сна детей и подростков на воздухе в течение полутора часов. Это обеспечивает общую суточную продолжительность сна детей 9-10 лет (одиннадцать с половиной часов), что превышает нормы сна для здоровых детей этого же возраста. Потребность во сне у детей, страдающих туберкулезной интоксикацией, несомненно, большая по сравнению с их здоровыми сверстниками.

Большое значение в практике санаторно-лесных школ имеет трудовая деятельность детей и подростков. Эту деятельность следует проводить на открытом воздухе. Эта работа должна быть хорошо педагогически организована с тем, чтобы не утомлять детей и подростков, а, наоборот, заинтересовывать их. Недопустимы такие работы, которые связаны с грязью и пылью. Зимой рекомендуется разгребание дорожек от снега, расчистка катка и снежной горки, подвозка на салазках колотых дров и пр. Весной и летом следует практиковать такие работы, как копание клумб для цветников, поливку цветов и огорода из небольших леек, очистка газонов граблями и т. п.

В санаторно-лесных школах учебные занятия органически связаны с оздоровительной и санитарно-гигиенической работой. Благодаря этому достигается восстановление сил и здоровья детей и подростков и повышение качества их учебной работы. Многое из практики санаторно-лесных школ может быть применено в школьных интернатах и детских домах, а также в общеобразовательных школах.

Оздоровительные площадки при школах также являются одной из форм укрепления здоровья детей. Школы организуют для физически ослабленных детей сезонные оздоровительные площадки. Сезонные оздоровительные площадки открываются на время каникул - зимних, весенних и летних.

На сезонные оздоровительные площадки принимаются дети, которые не уезжают во время каникул в лагери отдыха или санатории и остаются в городе. Противопоказанием к приему на школьную оздоровительную площадку являются заболевания, препятствующие пребыванию детей в коллективе. Оздоровительная площадка рассчитана на дневное пребывание детей.

Помимо специальных санаторно-лесных школ и оздоровительных площадок, в некоторых школах организуются классы продленного дня с санаторным режимом (оздоровительные классы). С этой целью в школе отбирается группа детей с ослабленным здоровьем, выделяется комната для полного отдыха (сна) этих детей, дети получают усиленное горячее питание (завтрак, обед и полдник) и находятся в школе до вечера.

Опыт работы некоторых школ в разных городах показал, что целесообразно и практически возможно в обычной общеобразовательной школе выделить физически ослабленных детей и обеспечить им более продолжительное пребывание в школе с максимальным использованием свежего воздуха, твердым санаторным режимом и усиленным питанием. Устройство классов продленного дня с санаторным режимом для физически ослабленных детей имеет то преимущество, что учащиеся не отрываются от своей школы и семьи и фактически учатся со здоровыми учениками в обычных условиях.

Лечебно-профилактические и санаторные учреждения в системе органов здравоохранения обслуживают больных детей и подростком, нуждающихся в амбулаторном, больничном и санаторном лечении.

Детские больницы - инфекционные и соматические - оказывают лечебную помощь детям и подросткам в случаях острых заболеваний. Госпитализация детей и подростков в больницах проводится через школьных врачей, участковых врачей детских поликлиник, детских отделений поликлиник для взрослых и сельских медицинских участков.

Детские поликлиники оказывают лечебную помощь приходящим на амбулаторный прием детям и подросткам, а также больным детям на дому через участковых врачей-педиатров. Дети и подростки, больные в острой стадии, с высокой температурой, не должны приходить в поликлинику, а должны вызвать врача на дом. Поликлиника обязана обеспечивать всех детей и подростков медицинской помощью по всем специальностям.

Стационарная помощь детям и подросткам, перенесшим тяжелые, острые заболевания, оказывается через соматические (общего типа) санатории. В санаторий общего типа (соматический) дети и подростки направляются на срок 45-50 дней, где они находятся в условиях санаторного режима, получают усиленное питание и принимают лечебные процедуры.

Для детей и подростков, больных туберкулезом (легких, желез, кожи, костей), имеются специальные детские санатории - местные и климатические. В специальные санатории дети направляются врачами-специалистами через туберкулезные диспансеры.

Нервнобольные дети получают лечение в специальных детских нейродиспансерах, специальных нейрокабинетах детских поликлиник и поликлиник для взрослых и в санаториях и больницах для нервных детей.

Для удовлетворения санаторной помощью больных детей и подростков без отрыва от учения в школе в системе органов здравоохранения при детских отделениях поликлиник и детских поликлиниках имеются дневные санатории (полустационары). Дети и подростки посещают эти санатории после учебных занятий, преимущественно во вторую смену (с 1-2 часов до 8-9 часов вечера). В дневных санаториях детям и подросткам предоставляются санаторное питание, санаторный режим и лечебные процедуры. В этих учреждениях они имеют возможность под наблюдением педагогов приготовить свои уроки к следующему дню. Такие полустационары имеют большое значение в деле помощи больным детям и подросткам, нуждающимся в санаторном лечении без отрыва от учебных занятий в школе.

При детских поликлиниках и детских отделениях общих поликлиник для детей и подростков с физическими дефектами костно-мышечного аппарата (сколиозы, кифозы, остатки детских параличей и пр.) организуются кабинеты лечебной физкультуры. В специальных помещениях и на специальном ортопедическом оборудовании дети и подростки проходят, в зависимости от возраста и характера дефекта, все необходимые виды тренировки и укрепления костно-мышечного аппарата, что дает им возможность постепенно исправлять свои дефекты и заниматься наравне с остальными учащимися в школах. Дети и подростки в этих кабинетах получают также общеукрепляющее и физиотерапевтическое лечение.

В системе органов здравоохранения во время летних каникул развертывается лечебная сеть сезонных детских санаториев (санаторных лагерей отдыха) и сезонных дневных санаториев (площадок.) Задачей тех и других учреждений является оказание лечебной помощи больным детям, которые по своему физическому состоянию не могут ехать в массовые оздоровительные учреждения (лагери отдыха).

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Учреждения лечебно-оздоровительного отдыха

Старейшей и наиболее развитой суботраслью являются учреждения лечебно-оздоровительного отдыха. К ним относятся санатории, санатории-профилактории, пансионаты с лечением, дома отдыха, пансионаты и базы отдыха. Первый санаторий в России "Марциальные Воды" был организован Петром I в 1719 г. За длительный период развития санаторно-курортного дела было создано свыше 14 тысяч учреждений лечебно-оздоровительного отдыха.

Учреждения лечебного отдыха - санатории, санатории - профилактории и пансионаты с лечением, а также отдельно функционирующие курортные поликлиники, водо- и грязелечебницы, обслуживающие отдыхающих по курсовкам, располагают самой мощной материальной базой. Это обусловлено тем, что отдых рекреантов в них сочетается с лечением, которое требует серьезного медицинского оснащения.

Медицинское оснащение санаториев зависит от двух причин: основных природных лечебных факторов, которые применяются в здравнице, и от ее профиля. По доминирующему природному лечебному ресурсу курорты делятся на климатические, где основным лечебным фактором выступает биоклимат, бальнеологические, в которых лечение основывается на применении минеральных вод, и грязевые. Возможно сочетание различных природных ресурсов на курортах: климатобальнеологические или климатогрязевые, климатобальнеогрязевые курорты.

Профиль санатория определяется заболеваниями, которые в нем лечат: туберкулезные, нервные, желудочно-кишечные, кардиологические, органов дыхания и т. д.

Санатории имеют самую развитую материальную базу и, как правило, наибольшую территорию. Территория санаторно-курортного учреждения делится на три основные функциональные зоны: лечебную, хозяйственную и селитебную. Самая обширная зона - лечебная, в которой размещаются спальные и лечебный корпуса, зимний и летний спорткомплексы, столовая, досуговый центр, климатосооруження и обширный санаторный парк. Спальные корпуса представляют собой гостиничный комплекс со всем необходимым оснащением. Столовая отличается от ресторана обязательным предоставлением отдыхающим соответствующего диетического питания. Помимо нее, как правило, есть безалкогольные бары и фито-бары.

Лечебный корпус состоит из нескольких отделений (функциональной диагностики, физиотерапии, тепло- и светолечения, ингалятория, психотерапии, лечебной физкультуры, механотерапии, гидропатии и т. д.) и кабинетов (массажа, иглоукалывания, мануальной терапии, галотерапии, "горный воздух", стоматологического и др.), а также водолечебницы с ваннами, душевыми кабинами и бассейнами, питьевым бюветом и грязелечебницей. Многие санатории по медицинскому оснащению приближаются, а иногда и превосходят медицинские клиники. Досуговый центр обычно включает библиотеку, игротеку, бильярдную, киноконцертный и танцевальный залы. На территории лечебной зоны располагаются климатосооружения (климатопавильон с аэросолярием, лечебный пляж, терренкуры).

Хозяйственная и селитебная зоны должны быть удалены от лечебной на значительное расстояние и отделены от последней густой полосой зеленых насаждений. В хозяйственной зоне находятся котельная, гаражи, мастерские, прачечные и складские помещения. Селитебная зона предназначена для проживания обслуживающего персонала.

В санатории самое большое количество обслуживающего персонала по отношению к учреждениям рекреационной сети: врачи-курортологи различных специальностей, медсестры, специалисты по диетическому питанию, горничные, аниматоры, занимающиеся организацией досуга отдыхающих, гидрогеологи, следящие за работой скважин с минеральной водой, работники бухгалтерии, санаторного транспорта, мастерских и прочих бытовых служб.

В формировании санаторной сети и ее размещении по территории России сыграли роль два фактора: тяготение этих учреждений к районам, обладающим разнообразными природными лечебными ресурсами и длительным комфортным периодом, и приближенность их к местам наибольшего спроса на лечебный отдых (то есть к местам с высокой плотностью населения). В соответствии с этим географическое размещение санаторно-курортных учреждений отличается неравномерностью: наибольшая концентрация их в московском регионе и на Черноморском побережье Кавказа. Уникален северокавказский район, где удельный вес санаторных учреждений в общей рекреационной сети превышает 80%. В последнее время отчетливо стала проявляться тенденция к расширению санаторной сети в непосредственной близости от крупных городов с ориентацией на лечение местного населения. Это объясняется действием географического стресса на больных и пожилых людей, трудно адаптирующихся к смене временных и климатических условий. Санатории создавались в основном как предприятия круглогодичного отдыха. Цикл лечения в них составлял от 21 до 24 дней. В настоящее время сроки лечения более разнообразны. Возможно сокращение лечения до одной-двух недель.

Санатории-профилактории организовывались при предприятиях и были ориентированы на оздоровление сотрудников в утреннее и вечернее нерабочее время. Следовательно, их отличительной особенностью является приближенность к предприятиям: они не могут быть удалены от производства более чем на одночасовую доступность. Как правило, для их размещения выбирались озелененные территории в ближайшей окрестности. Территория санаториев-профилакториев и их емкость существенно меньше, чем санаториев. На территории России санатории-профилактории сконцентрированы в основном вокруг крупных промышленных центров. Их материальная база приближается к санаторной, а иногда не уступает последней.

лечебный оздоровительный санаторий пансионат

Пансионаты с лечением имеют несколько меньшую лечебную базу по сравнению с санаториями, но если они находятся в крупных курортных зонах, располагающих курортными поликлиниками, то могут обогащать курс лечения отдыхающих прикреплением к этим поликлиникам.

Сеть учреждений отдыха включает дома отдыха, пансионаты и базы отдыха. Дома отдыха появились в 20-х годах XX в., сразу после Октябрьской революции. Пансионаты получили развитие только после Великой Отечественной войны. Эти учреждения ориентированы на оздоровительный отдых населения. Первоначально в них отдыхали только взрослые, но постепенно они перепрофилировались на семейный отдых с детьми. Продолжительность отдыха в пансионатах составляла 12 или 24 дня. В настоящее время срок пребывания отдыхающих в них неограничен. Многие пользуются услугами этих учреждений для отдыха в выходные дни.

Как и санатории, дома отдыха и пансионаты имеют достаточно развитую материально-техническую базу, состоящую из спальных корпусов, столовой, киноконцертного и танцевального залов, игротеки, библиотеки, спорткомплекса и нескольких врачебных кабинетов (терапевтического, стоматологического, массажа, аэросолярия). Многие дома отдыха и пансионаты располагают бассейнами, саунами, теннисными кортами, лодочными станциями, пунктами проката спортинвентаря. По их территории прокладываются дорожки здоровья, а в окрестностях - маршруты ближнего туризма.

Услуги, предоставляемые в этих учреждениях, варьируются в широких пределах, в зависимости от класса и принадлежности этих предприятий: высоким уровнем услуг отличаются пансионаты администрации Президента, дома творчества деятелей культуры и пансионаты некоторых ведомств, например Газпрома. Количество обслуживающего персонала в этих учреждениях меньше, чем в санаториях.

География размещения домов отдыха и пансионатов сходна с географией санаторной сети, однако, значительная их концентрация наряду с приморскими территориями отмечается в наиболее густо заселенной центральной европейской части России.

Базы отдыха - материально наименее оснащенные учреждения отдыха, как правило, принадлежащие различным предприятиям и предназначенные в основном для семейного отдыха. Чаще всего они функционируют в летний период. Большая часть баз отдыха принимает отдыхающих на выходные дни или на срок от 1 недели до 12 дней. Правда, в настоящее время срок проживания на базах отдыха неограничен.

Значительное число таких баз размещено на сравнительно небольшом удалении от мест спроса. Вместе с тем выделяется побережье Азовского моря, где эта группа учреждений преобладает. Многие предприятия, расположенные в центральных и даже северных регионах страны, организовали там базы отдыха.

Ранее базы отдыха отличались низкой комфортностью: легкие сборные летние домики без отопления с примитивными удобствами и общей кухней, где отдыхающие сами могли приготовить пищу, или достаточно упрощенной столовой. Постепенно происходила замена мелких баз отдыха на более комфортабельные, в том числе круглогодичного действия. Количество обслуживающего персонала здесь существенно меньше, чем в других учреждениях отдыха.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Деятельность медицинских работников при перевозке организованных детских коллективов к местам летнего отдыха. Гигиенические требования к условиям отдыха и оздоровления детей и подростков в период летних каникул. Контроль за режимом и качеством питания.

    презентация , добавлен 12.02.2014

    Медицинские учреждения - специализированные лечебно-профилактические заведения, их характеристика, назначение, классификация. Структурные подразделения учреждений; лечебно-охранительный, гигиенический, противоэпидемический режимы; организация работы.

    презентация , добавлен 11.02.2014

    Виды лечебно-профилактических учреждений здравоохранения. Поликлиническая и стационарная лечебно-профилактическая помощь населению. Анализ специфики медицинского обслуживания сельского населения. Организация деятельности фельдшерско-акушерского пункта.

    презентация , добавлен 04.04.2015

    Особенности оказания медицинской помощи сельскому населению. Проблемы и перспективы ее развития. Характеристика медико-санитарной сети сельского здравоохранения. Принципы организации работы лечебно-профилактических учреждений и распределения койко-мест.

    презентация , добавлен 24.10.2014

    Задачи работы лечебно-профилактических учреждений амбулаторного и стационарного типов. Основные структурные подразделения стационара. Организация работы приемного покоя, проведение медсестрой антропометрии. Транспортировка больных в лечебное отделение.

    реферат , добавлен 23.12.2013

    Биоуправление. Компьютерные лечебно-реабилитационные игры. Процесс саморегуляции и самоконтроля функционального состояния человека. Преимущество физиотерапевтических методов перед лекарственными. Стабильность лечебного эффекта. Магнитотерапия.

    реферат , добавлен 17.01.2009

    Анализ консультативной, лечебно-диагностической и профилактической деятельности Главного клинического госпиталя МВД России. Работа отделения эндокринологии. Основные принципы ведения больных сахарным диабетом, патологиями щитовидной железы, надпочечников.

    отчет по практике , добавлен 05.02.2016

    Основные задачи лечебно-профилактического питания. Влияние и взаимодействие основных пищевых веществ на организм в условиях воздействия производственных факторов. Показания к назначению лечебно-профилактического питания. Рацион лечебного питания.

    учебное пособие , добавлен 07.03.2009

    Классификация аптек, структура аптечной сети. Характеристика хозрасчетных и лечебно-профилактических учреждений. Организационные требования к деятельности аптек, их основные задачи. Назначение помещений, их оснащение и сущноcть требований к персоналу.

    реферат , добавлен 01.12.2012

    Системы застройки больниц, зонирование больничного участка. Принципы планировки лечебно-профилактических учреждений. Лечебные учреждения располагающиеся на территории жилой застройки. Гигиенические требования к зданиям и помещениям лечебных учреждений.

Современные отечественные ученые, занимающиеся проблемами социализации детей и подростков, отмечают значимость детского оздоровительного учреждения как важного центра социализации детей и молодежи наряду с дошкольными учреждениями, школами, СМИ.

Детское оздоровительное учреждение как фактор прямого влияния на детей и подростков при правильно выстроенном педагогическом процессе имеет большой потенциал для их успешной социализации.

Социализация в детском оздоровительном учреждении представляет собой процесс формирования опыта социальных отношений и освоения новых социальных ролей в практической деятельности, общении, самопознании и т.д.

Педагогический состав детского оздоровительного учреждения при организации деятельности должен помнить, что социализация в детском лагере представляет собой совокупность трех компонентов:

  • стихийной социализации , которая происходит при взаимодействии детей и подростков со значимыми для них лицами (взрослые, сверстники и др.) и под влиянием объективных обстоятельств, возникающих в процессе жизнедеятельности в лагере;
  • относительно социально контролируемой социализации - воспитания;
  • личностного изменения детей и подростков , представляющего более или менее сознательное самоизменение, индивидуализацию в процессе деятельности, которая осуществляется ими вначале с помощью взрослых, а затем - самостоятельно.

При анализе деятельности детского оздоровительного учреждения необходимо выделить основные условия, которые следует соблюдать организатору детского отдыха и от которых зависит успешность социализации детей и подростков.

Ученые выделяют три группы условий: индивидуально-психологические, социально-психологические и организационно-педагогические.

1. Индивидуально-психологические.

Временный характер детского объединения позволяет, в силу своих характерных особенностей, решать многие вопросы эффективнее, чем в более стабильных детских коллективах (школьном классе, спортивной секции, дворовой компании и т.д.), дает возможность детям и подросткам выбрать новую, необычную стратегию поведения, апробировать новые отношения.

Относительная пространственная автономность существования: детское оздоровительное учреждение усиливает механизмы компенсации и тренировок, а сам коллектив учреждения представляет собой полнокровный социальный мир взрослых и детей, малышей и подростков, разных социальных групп. Здесь сталкиваются ценности и мнения, интересы и потребности, вкусы и нормы. Но самое главное - на выбор ребенка в новой ситуации не влияют родители, рушатся стереотипы взрослого восприятия некоторых явлений.

Сборность состава: именно в детском оздоровительном учреждении, где тебя никто не знает, но все в тебя верят, можно «делать самого себя», можно не бояться ошибаться, можно быть самостоятельным.

Доминирование коллективного характера жизнедеятельности: дети и подростки вынуждены сами строить новые отношения, актуализировать свои возможности, отбирать новые способы взаимодействия с окружающими по новым правилам. Право выбора линии социального поведения влечет за собой контролируемую детским сообществом социальную ответственность. Педагогическое руководство в данном случае заключается в организации открытой коллективной рефлексии. Кроме того, коллективное участие в освоении нового демонстрирует каждому ребенку успешность: вместе со всеми детьми он исполняет новую песню, разучивает новую игру, изготавливает коллективную поделку.

Возможность изменения позиций и социальных ролей: «ярлык», приросший к ребенку в постоянном коллективе, здесь никому неизвестен и может не давить на выбор новой стратегии поведения.

2. Социально-психологические.

Сжатость во времени всего комплекса процессов образования коллектива, краткосрочность становления благоприятной эмоционально-психологической атмосферы: за двадцать дней временное детское объединение проходит полный цикл развития и к завершающей стадии становится сплоченным коллективом, ценностно значимым для его участников.

Быстрое развертывание межличностного познания и развития взаимопонимания.

3. Организационно-педагогические.

Разнообразие форм, видов и способов осуществления деятельности, создающих возможности для разностороннего проявления свойств и качеств личности, ее самореализации и самоутверждения, насыщенность жизнедеятельности. Дети и подростки, которые в повседневной жизни не всегда задумывается о том, какой вид деятельности для них является наиболее существенным и зачастую просто не имеет возможности примерить на себя столь разнообразные способы самореализации, в лагере оказываются в ситуации постоянной смены видов деятельности. Детское оздоровительное учреждение предоставляет право участия в тех видах деятельности, которые не были доступны ранее, и дает ощущение наличия большого количества способностей.

Интенсивность деятельности и отношений: детское оздоровительное учреждение - это уникальный многочасовой тренинг, калейдоскоп социальных ролей, широкий диапазон социальных инициатив.Задача организатора отдыха не только заинтересовать детей и подростков каким-либо делом, но и помочь им достичь определенного положительного результата. Однако степень интенсивности деятельности должна быть адекватна индивидуальным возможностям детей и подростков. Интенсивность общения в детском оздоровительном учреждении более значима, чем специально организованные психологические консультации.

Отношения детей, взрослых и родителей преимущественно носят субъект-субъектный характер педагогического взаимодействия. Педагогический коллектив должен быть специально подобран и подготовлен к работе с детьми в условиях оздоровительного лагеря.

Вовлечение детей в самоуправление.

Успешность социализации будет зависеть также от организаторов отдыха и специфики детского оздоровительного учреждения, нередко определяющего категорию детей и подростков.

На современном этапе существует множество видов и типов такого рода учреждений, имеющих разнообразную градацию (схема 6).

Рассмотрим основные виды более подробно.

Детские оздоровительные учреждения

Лагеря выходного дня

Лагеря дневного пребывания

Семейные

коррекционные


Культурно-

познавательные

Схема 6. Типы детских оздоровительных учреждений

Городской лагерь - лагерь, располагающийся в черте города и организующий свою деятельность на базе образовательного учреждения.

Особенности таких лагерей: располагаются на базе школ, спортивных клубов, дворцов творчества или спортивных школ. По формату напоминают детский сад. Утром родители отводят ребенка в лагерь, а вечером забирают домой. Режим пребывания детей в городских лагерях, как правило, с 10.00 до 17.00, с понедельника по пятницу. В отличие от дошкольного учреждения, в городских лагерях днем не спят. Еще одна разница - отсутствие уроков и насыщенная культурно-познавательная программа. В группах около 10-20 человек одного возраста. Обычно детям хотя бы раз в день предлагают различные травяные чаи и кислородные коктейли. Много времени отводится для подвижных игр, с детьми занимаются физкультурой, в том числе и лечебной, есть спортивные секции для занятий любимым видом спорта. Между городскими лагерями проводятся даже Спартакиады. В некоторых лагерях есть возможность посещать бассейн.

Первая половина дня часто отводится для разнообразных экскурсий, посещений музеев и выставок. Во второй половине дня дети могут заниматься в различных кружках, студиях, пробовать себя в чем-то совершенно для них новом, интересном. Стоимость пребывания зависит от лагеря. В некоторых лагерях родителям помимо общего набора экскурсий предлагают широкий выбор платных поездок в загородные музеи-усадьбы, театры и цирки. В коммерческих городских лагерях стоимость выше и включает в себя двухразовое питание. Но группы в таких лагерях значительно меньше - до 10 человек. Многие коммерческие лагеря предлагают насыщенные программы во время всех каникул, не только летних. Школьные городские лагеря предлагают программы, как правило, только на июнь, и лишь единицы - на июль. Коммерческие лагеря работают все лето.

Загородный лагерь - лагерь, располагающийся за чертой города, организующий деятельность своих детских лагерей, баз отдыха, санаториев и т.д.

Особенности таких лагерей: располагаются на базе детских оздоровительных учреждений, баз отдыха, санаториев. В отличие от городского лагеря являются выездной формой детского отдыха, который проходит в отрыве от школы и семьи. Режим пребывания детей в загородных лагерях зависит от времени проведения смены и типа детского оздоровительного учреждения. Загородные лагеря так же, как и городские, отличает отсутствие уроков (исключение составляют некоторые типы профильных лагерей (напр. обучающие )) и насыщенная культурно-познавательная и культурно-массовая программа. В группах, называющихся в ДОУ отрядами, может быть от 10 до 30 человек. Отряды формируются по возрастному принципу. В загородных лагерях особое внимание отводится проведению коллективно-творческих дел, различным играм, спортивным мероприятиям с оздоровительным компонентом. Во многих загородных лагерях функционируют бассейны, проводятся экскурсии.

В течение дня дети участвуют в организации и проведении культурно-досуговых и спортивных мероприятий, занимаются в различных кружках и студиях. Стоимость пребывания в лагере зависит от типа детского оздоровительного учреждения и организации, которая занимается комплектованием лагеря.

Международный лагерь - лагерь, базирующийся на территории отдельно взятого государства и организующий воспитательную и образовательную деятельность для детей из разных стран.

Главная цель детского международного лагеря - организация каникул с максимальной пользой для дела. Детский международный лагерь открывают в период каникул частные средние учебные заведения и достаточно часто лингвистические школы. Чаще всего международные лагеря открыты летом и зимой, но существуют также весенние и осенние лагеря. В детском международном лагере, если он инициирован лингвистической школой, можно изучать иностранный язык в период каникул.

Учебная программа в международном детском лагере - это, как правило, 15-20 часов занятий языком в неделю, реже - интенсивные курсы по 20-30 часов в неделю в среднем на 3-4 недели. Совершенствуются все языковые навыки: восприятие на слух, разговорная практика, чтение и письмо. Группа или отряд в таком лагере насчитывает, как правило, не более 10 детей.

Помимо собственно учебной деятельности в международном лагере организуются различные спортивные и культурные мероприятия.

Круглогодичный и сезонный лагерь - лагерь, работающий в течение определенного срока.

Круглогодичные и сезонные оздоровительные лагеря являются учреждениями внешкольного воспитания, оздоровления и обучения детей в возрасте от 6 до 17 лет, которое помимо комплекса мероприятий, направленных на сохранение и укрепление их здоровья, обеспечивает организацию образовательного процесса.

Круглогодичные и сезонные лагеря могут располагаться как в черте города на базе образовательных учреждений, так и за городом на базе детских оздоровительных учреждений, санаториев и т.д.

Главное отличие круглогодичных и сезонных лагерей заключается в сроках работы. Круглогодичный лагерь ведет свою работу в течение всего года. За год в таких лагерях проводится 12-16 оздоровительных смен в зависимости от их продолжительности. Сезонный лагерь работает в определенные периоды, а именно: во время летних, осенних, зимних или весенних школьных каникул. Количество смен за год в этом случае будет варьироваться (в зависимости от лагеря) в пределах 4-8 смен.

Лагерь выходного дня - лагерь, функционирующий с вечера пятницы до вечера воскресения.

Лагеря выходного дня обычно проводятся с выездом за город. Суть термина «лагерь выходного дня» ясна из его названия. Это детский лагерь, что называется, в миниатюре - те же вожатые, отряды, игры и развлечения, только в сжатые сроки.

Продолжительность стандартного лагеря выходного дня обычно составляет не более двух дней. Начинается программа или в пятницу вечером, или в субботу с утра и длится до вечера воскресенья. Бывают и более длинные лагеря выходного дня, которые, как правило, приурочены к государственным праздникам - к Новому году, 23 Февраля, 8 Марта, майским праздникам и т.д. В любом случае в лагере выходного дня обязательно предусмотрена минимум одна ночевка. Питание, медицинское обслуживание, развлечения - все как в обычном лагере.

Лагерь дневного пребывания - лагерь, располагающийся на базе школы и учреждения дополнительного образования и функционирующий только в дневное время (как вариант - с утра и только до обеда). В течение дня дети занимаются в различных кружках, секциях, гуляют на школьной площадке, ездят на экскурсии.

В соответствии с Приказом Министерства образования РФ «Об утверждении порядка проведения смен профильных лагерей, лагерей с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха», лагерь с дневным пребыванием - это форма оздоровительной и образовательной деятельности в период каникул с обучающимися общеобразовательных учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования детей с пребыванием обучающихся в дневное время и обязательной организацией их питания.

Детей в лагерь дневного пребывания принимают на основании заявлений родителей, поданных в адрес администрации школы.

Профильный (тематический) лагерь - лагерь с четко определенной направленностью деятельности детей.

Профильный лагерь подразумевает четко определенную направленность деятельности детей. Он работает на базе различных секций и досуговых центров (художественный, автомобильный, компьютерный, военно-патриотический, фото, химический, экологический и др.). Как вариант может быть выезд профильной группы в загородный лагерь. В профильных лагерях детей делят на группы не по возрасту, а по увлечениям (профилю) и уровню подготовки. Дети и подростки, в течение года посещающие какой-то кружок, за время каникул могут закрепить полученные знания в профильном лагере и не прекращать заниматься любимым делом. Часто реализуется на базе загородного лагеря, может осуществляться, как полнофункциональный лагерь, так и как просто отдельная лагерная профильная смена или профильный отряд в лагере.

Профильный или тематический лагерь - форма образовательной и оздоровительной деятельности с творчески одаренными или социально активными детьми. Проводится как смена юных техников, туристов-краеведов, экологов, спортсменов, математиков, филологов, журналистов, спасателей, моряков, автомобилистов, волонтеров, летняя профильная школа по различным видам детского творчества в период летних каникул с круглосуточным или дневным пребыванием обучающихся.

Тематические или профильные лагеря широко распространены за рубежом: программы разработаны на любой, даже самый взыскательный вкус. Особенно интересны такие лагеря для иностранцев: ведь чтобы выучить иностранный язык, совершенно не обязательно сидеть на уроках и повторять грамматику, достаточно попасть в языковую среду. Программы тематических лагерей за рубежом идеальны для тех, кто хочет действительно полного погружения в языковую среду во время активного отдыха.

На сегодняшний день существуют множество типов профильных (тематических) лагерей: спортивные, языковые, лечебно-коррекционные, санаторные, экологические, художественные, культурно-познавательные, лагеря актива, трудовые, семейные, языковые, обучающие, инклюзивные и т.д.

Среди профильных (тематических) лагерей особую актуальность в системе организации детского отдыха приобретают инклюзивные и обучающие лагеря.

Специфика детского оздоровительного учреждения и категория детей будут влиять на время педагогического процесса, технологии взаимодействия, формы работы, а также формирование у организаторов отдыха (помимо обязательных базовых) специальных компетенций.

Таким образом, детское оздоровительное учреждение вне зависимости от вида и типа является наряду с образовательными организациями, детскими организациями для детей и подростков важным и эффективным фактором социализации.

  • Взаимодействие с поликлиниками, специализированными диспансерами, другими лечебно-профилактическими учреждениями.
  • Взаимодействие санэпидслужбы с ведомствами и учреждениями
  • Воздушно тепловой режим в детских учреждениях. Система вентиляции.
  • /. Дачи для детей дошкольного Возраста. II. Лагеря для детей школьного возраста:

    а) загородный лагерь для детей 7-15 лет (1-8 клас­сы);

    б) городской лагерь для детей 7-15 лет (1-8 клас­сы);

    в) лагерь санаторного типа (7-14 лет);

    г) лагерь труда и отдыха (15-17 лет);

    д) оздоровительно-спортивный (12-17 лет);

    е) оборонно-спортивный (15-17 лет);

    ж) оздоровительный (учащиеся 9-10 классов). Из перечня оздоровительных учреждений можно видеть широкое разнообразие возможных оздорови­тельных мероприятий и в то же время их^ строгую спе­цифичность. Следует отметить и то, что вся деятель­ность летних оздоровительных учреждений связана с огромными экономическими затратами.

    В период летнего оздоровительного периода воз­никает множество задач перед медицинской службой, особенно профилактического направления. Задолго до наступления этого периода создаются так назы­ваемые лагерные комиссии, в состав которых обяза­тельно входят врач детского и подросткового учреж­дения, представитель санитарно-эпидемиологической службы.

    ПЛАНИРОВОЧНЫЕ РЕШЕНИЯ

    Принципиальным является требование размеще­ния загородных оздоровительных учреждений в лес­ном массиве, желательно на берегу естественного водоема, который может быть использован для купа­ния детей.

    При выборе земельного участка загородного уч­реждения необходимо определить:

    1. Территорию, исходя из рекомендации, что на одного воспитанника должно приходиться от 200 до 275 м 2 в зависимости от наполняемости учреждения (от 160 до 1600 воспитанников). Естественно, что с увеличением числа воспитанников площадь снижает­ся. 200 м 2 - это минимальная норма. Дошкольные - 100 м 2 .

    2. Территория строго разделена на функциональ­ные зоны:

    а) жилая зона. Застройка должна быть осущест­влена по павильонному типу (блочному). Каждый па­вильон предназначен для определенного возраста (отряд, группа). Павильон (блоки) должен иметь ото­пительные сооружения на случай ненастной, сырой и холодной погоды. Эта система строительства должна обеспечивать поддержание оптимального противоэ­пидемического режима (групповая изоляция, разо­бщение отрядов). Здесь же сооружены отрядные пло­щади, линейки.


    б) зона культурно-бытового обслуживания (для лагерей);

    в) зона спорта и отдыха;

    г) административно-хозяйственная зона - куда обязательно входят пищеблок, столовая, медпункт с изолятором. Зоны обязательно разделены полосами зеленых насаждений шириной в 25 метров.

    Как было уже отмечено, работа по проведению оздоровительного периода начинается задолго до его начала. Прежде всего производится учет всех оз­доровительных учреждений, их состояние, благоу­строенность. С этой целью на каждый объект состав­ляется санитарный паспорт. Особое место в са­нитарном паспорте отведено описанию системы во­доснабжения, канализации, предполагаемых мето­дов удаления твердых и жидких отбросов с терри­тории оздоровительного учреждения. Кроме этого, в него заносятся все последующие изменения, чего бы они не касались. Все предполагаемые изменения, согласованные со специалистами СЭС, вносятся в ежегодно составляемый план-задание. Определен­ное значение имеют замечания врача-педиатра, ра­ботавшего весь оздоровительный период в конкрет­ном учреждении.

    Подбор медицинских работников для детских и подростковых оздоровительных учреждений имеет особое значение. Желательно, чтобы эти люди имели опыт работы в этих учреждениях. Число медицинских работников определяется в зависимости от числен­ности детей. Медицинский персонал учреждения не единственный вариант медицинского обслуживания детей и подростков.

    На оздоровительный период для определенной группы (куста) учреждений создаются группы специ­алистов, которые могут быть вызваны для оказания неотложной, специализированной и консультативно-методической помощи. В Москве при детских клини­ческих больницах создаются бригады специалистов, закрепляемых за загородными учреждениями.

    Одним из организационных этапов подготовки уч­реждения является работа приемной комиссии, кото­рая определяет готовность учреждения к эксплуата­ции (составляется подробный акт). Заезд детей в не­паспортизированные учреждения категорически за­прещен. Эффективность летней оздоровительной работы зависит от правильного решения организаци­онных вопросов.

    Вся оздоровительная работа в летнее время в лю­бой возрастной группе строится на своеобразном режиме дня, в основе которого лежит максимальная двигательная активность ребенка и подростка, пре­имущественно на свежем воздухе с минимальной за­висимостью от характера погодных условий.

    Дата добавления: 2014-12-11 | Просмотры: 514 | Нарушение авторских прав


    | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |

    Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
    Читайте также
    Жена сергея лаврова - министра иностранных дел Жена сергея лаврова - министра иностранных дел Урок-лекция Зарождение квантовой физики Урок-лекция Зарождение квантовой физики Сила равнодушия: как философия стоицизма помогает жить и работать Кто такие стоики в философии Сила равнодушия: как философия стоицизма помогает жить и работать Кто такие стоики в философии