Музыкальные произведения в повести слепой музыкант. Об этом сегодня на уроке пойдет разговор. О непростом обретении своего места в жизни

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Практическая работа №1

Анализ фрагмента текста из повести В.Г.Короленко «Слепой музыкант»

(работа над текстом художественного произведения на уроке русского языка в 9 классе )

Слепой музыкант (этюд, глава 1, часть 2)

В богатой семье Попельских родился слепой ребёнок.

Сначала никто этого не заметил. Мальчик глядел тем тусклым и неопределенным взглядом, каким глядят до известного возраста все новорождённые дети. Дни уходили за днями, жизнь нового человека считалась уже неделями. Его глаза прояснились, с них сошла мутная поволока, зрачок определился. Но дитя не поворачивало головы за светлым лучом, проникавшим в комнату вместе с веселым щебетаньем птиц и с шелестом зеленых буков, которые покачивались у самых окон в густом деревенском саду. Мать, успевшая оправиться, первая с беспокойством заметила странное выражение детского лица, остававшегося неподвижным и как-то не по-детски серьезным.

В визуальном искусстве слепые люди имеют некоторые типичные атрибуты. Закрытые глаза или открытые глаза после заживления; белые глаза, пустые глазницы, асимметричные глаза или фиксированный взгляд и пустой взгляд, черные очки, толстые линзы объектива; знак знака; отношение с поддержкой, поднятая голова, поднятые руки с открытой ладонью; неустойчивое отношение с одной ногой осторожно вперед, разрушенное тело, привязано к кровати, сидит безделье в оппозиции к рабочей фигуре; палкой или музыкальным инструментом, непропорционально большими руками, касаясь присутствия помощника, проводника, ребенка или собаки, ведущей слепых. В скульптуре мотив слепоты был разработан, например, Дж.

Молодая женщина смотрела на людей, как испуганная горлица, и спрашивала:

Скажите же мне, отчего он такой?

Какой? - равнодушно переспрашивали посторонние. - Он ничем не отличается от других детей такого возраста.

Посмотрите, как странно ищет он что-то руками...

Дитя не может еще координировать движений рук с зрительными впечатлениями, - ответил доктор.

Кордонье, Франтишеком Урпкой или Франтишеком Билеком. В картине этот мотив лучше всего расположен в Рембрандте, например, Брейгель, Бугеро, Гойя, Синглтон, Вилки, Шахна, Дегаза, Дикси, Давид, Чирица. Рожичка, Эмиль Горалек, Ярослав Чермак и Альфонс Муха. Реально слепые - Лефевр, Муха или Бугур. Страдание слепоты особенно заметно с Занетти, Кордонье и Ржижичкой.

Знакомство с очаровательной Эвелиной

В литературе слепота проявляется по-разному, поэтому мы постараемся сделать сечение трех основных типов слепоты, особенно в Священном Писании, в греческой мифологии и в мировой и чешской литературе. Названия произведений, которые были опубликованы в чешском переводе, приведены на чешском языке, иначе имена даны в оригинале.

Отчего же он смотрит все в одном направлении?.. Он... он слеп? - вырвалась вдруг из груди матери страшная догадка, и никто не мог ее успокоить.

Доктор взял ребенка на руки, быстро повернул к свету и заглянул в глаза. Он слегка смутился и, сказав несколько незначащих фраз, уехал, обещая вернуться дня через два. Мать плакала и билась, как подстреленная птица, прижимая ребенка к своей груди, между тем как глаза мальчика глядели все тем же неподвижным и суровым взглядом.

Реалистичные концепции. В Библии слепота изображается как наказание, будь то праведное или несправедливое, и как естественное следствие старости, и как условие, которое является частью Божьего провидения. Слепота рассматривается как очень трудный сюжет и используется как метафора для состояния невежества и невежества, но слепые рассматриваются как люди, которых нужно защищать, а угнетатели которых подвергаются суровому наказанию. Таким образом, библейская концепция слепоты является реалистичной и гуманной.

В литературе Божена Немцова в основном реалистично изображает роман Погорской весны. Слепая йога - идеализированная фигура, переоцененная, в частности, его работой и характером, но Немцова не останавливается на том, чтобы приписывать Джоззе какие-либо особые способности, которые исходили из самой слепоты. Все, что может сделать Джоса, заключается в том, что благодаря его усердию и выносливости он компенсирует свои недостатки с помощью других чувств, разума и воли.

Доктор действительно вернулся дня через два, захватив с собой офтальмоскоп. Он зажег свечку, приближал и удалял ее от детского глаза, заглядывал в него и, наконец, сказал с смущенным видом:

К сожалению, сударыня, вы не ошиблись... Мальчик действительно слеп, и притом безнадежно...

Мать выслушала это известие со спокойной грустью.

О непростом обретении своего места в жизни

Это человек, который воздерживается от того, чтобы быть категоризированным в группу затронутых людей и поэтому отвергает не только внешние атрибуты этой инвалидности, но и определенные выгоды, которые приходят от него. В конце концов, он принимает спящую собаку, которая станет источником новой свободы и независимости. Короленко наблюдает в своей истории «Слепой музыкант» судьбу слепого Петруша с момента его рождения до его триумфального успеха на концертной сцене.

Это реалистично изображает слепоту Эдмунда де Амисиса в романе «Сердце». Оптимистично, автобиографические книги Роберта Руселя и Гарольда Кренса настроены. Недооценка: слепота как наказание и источник бедности, невежества и моральной коррупции. Эдип в покаянии, что он женился на своей матери, ослепил себя. Таким образом, он понимает слепоту как максимально возможное наказание за совершенное им преступление. В трилогии Гипподиамии Ярослава Врчлицкого Миртилос ослеплен богохульством Хели.

Я знала давно, - сказала она тихо.

1886 г. В.Г.Короленко

1.На доске предложены эпиграфы к тексту. Какой из них лучше отражает концептуальный смысл текста?

Легче сердце свое казнить, Коль рано матери седеют –

Легче с разумом быть в раздоре. Не только возраст виноват.

С материнским горем С. Викулов

Сравнить

Бедный воин Козик изображен Алоисом Йирасеком в романе «Братство». Слепота трагически меняет судьбу доктора. Павак в романе Йиндржиха Карла Матей Чапка-Чода. Из-за нее герой должен отказаться от того, о чем он больше всего заботился, - науки и любимых женщин. Слепота в Книге Света Киплинга, которая упала хуже смерти, как и у Джозефа Конрада. Леман и Якоб Тёрски.

Остров сокровищ Стивенсона - злой, злой и скрытый спящий человек - заброшенный его видами, который трагически заканчивается. Характер хитрого слепого нищего появляется в романе барокко неизвестного автора Лазарильо из Тормеса. Поскольку он слепой, он должен обманывать себя и в конечном итоге стать жертвой варварства Лазарила.

Можно лишь материнское горе… Ты одна мне помощь и отрада…

Л. Татьяничева С.Есенин

Что может быть выше, чище, трепетнее, сильнее материнской любви?! Она никогда не предаст и не обманет. Но как быть, что же делать, если вдруг случилось горе, несчастье с твоим единственным ребёнком, в котором сконцентрирован весь смысл твоей жизни, вся твоя маленькая вселенная?! Сердце разрывается на части от осознания непоправимости горя. С этой бедой придётся жить, свыкнуться, смотреть на солнце и цветущий мир, зная, что твой ребёнок никогда не увидит этой красоты. Главное, самой не сломаться, поддержать своё дитя, вдохнуть силы и уверенно повести по жизненному пути. Мне кажется, что именно в строках стихотворения Л.Татьяничевой выражена космическая, неизмеримая глубина горя матери, неодолимая сила душевных страданий и огромной материнской любви.

Переоценка: слепота как источник особых способностей и морального характера. Мифический Тиресиас ослеплен, но в то же время получает подарок, чтобы понять пение птиц и способность предсказать будущее. Слепота в работе Виктора Гуги Человек, который смеется как ворота к связи с вечностью и является источником экстаза. Дойла сэр Найджел обладает почти сверхъестественными способностями. Девушка-мелодия из романа Лауры Ричардс «Слепой ребенок» обладает сверхъестественными способностями, как девушка Дж.

Морриса в романе. Слепой дедушка из стихотворения Метерлинка «Внутренняя дурацкая история» предполагает предстоящую смерть ребенка ребенка. В символической истории Марселя Шваба король с золотой маской раскрывает слепого нищего перед лицемерием как двора, так и самого короля. История героя Франца Кафки парадоксально рассматривается перед законом, поскольку он теряет зрение. Видение является источником обмана в течение всей жизни.

2. Определите тему текста, обоснуйте свой выбор. Темой текста является рождение слепого ребенка. Ключевые слова, определяющие тему: глаза – взгляд – зрачок – зрительные впечатления – слеп – офтальмолог – глаза – слеп. Страшное для матери слово «слеп» сначала она произносит сама, силой материнской любви угадав беду, потом как приговор оно звучит из уст офтальмолога.

Героическая фигура - слепая девушка в Дикинсе и Литтоне. Тема Антонина Волькра Балади, с глазами топиров, радостно жертвует своим зрением на благо мира. Его жалюзи из стихотворения Слепые музыканты заставляют людей вырастить новые глаза, чтобы увидеть больше.

Джордж Дюамель в Свете рассказывает историю любви слепых Бернарда и Бланки, страдающих от болезней глаз. Бланка описывает цвета Бернарда и окружающий мир. Когда он смотрит на заходящее солнце, он ослепляет навсегда. Но он чувствует свет любви Бернарда. Другие литературные произведения о слепоте. Притчетты, Энтони Доерр, Хорхе Луис Борхес, Салли Хобарт Александр.

3. Назовите микротемы данного текста. Микротемы отражают смысловую целостность, тематическое единство текстового фрагмента.

    Странное выражение детского лица, вызывающее тревогу матери.

    Обращение молодой женщины по поводу своей страшной догадки к разным людям.

    Первый осмотр мальчика доктором.

    Беспредельная боль материнского сердца.

    В художественный текст

    Некоторые из этих авторов были или сами были обесценены. Мы будем говорить о характере литературы, сделанной самими слепыми людьми во второй части работы. Если начало года означает момент планов и изменений, это также означает, что сейчас самое подходящее время для планирования наших чтений в течение года. В других новостях мы разобрались в издательских кабинетах, чтобы завалить то, что мы готовим к книгам. Надеюсь, вы найдете что-то, что перечислите в списке желаний.

    За десять дней до ее рождения его отец Исаак Абрамович, бывший боец ​​в Иностранном легионе на службе у Франции, был арестован гестапо и отправлен в лагерь Дранси, приговор Мирей никогда не узнает своего отца. Первые годы его жизни, до конца Второй мировой войны, он провел на ферме, тем самым избежав нацистской преступной системы. С пяти лет он живет в Париже, где он сделал карьеру в кинематографии, редактировании фильмов, как документальный фильм и учитель. В этой книге, как и в его документальном фильме Дор, Мирей Абрамович восстанавливает с помощью сотен свидетельств и писем историю любви своих родителей, разрушенных войной.

    Диагноз доктора.

    Спокойная грусть матери.

4. Концепт (главная мысль) произведения. Безмерность материнского горя и мужество матери, ее готовность и способность выдержать абсолютно все ради любви к сыну. Ее напряженные чувства, материнскую тревогу автор выражает словами - «с беспокойством», «страшная догадка», пронзительными сравнениями «как испуганная горлица», «плакала и билась, как подстреленная птица», а ее решимость, материнское мужество – последними предложениями данного текста: «Мать выслушала это известие со спокойной грустью. - Я знала давно, - сказала она тихо». Здесь очень выразителен эпитет «спокойной грустью», психологически точно передающей чувства матери, понимающей, как сложен будет жизненный путь ее сына и как особенно нужна будет ему ее любовь и поддержка. Метонимия «дни шли за днями», метафора «зрачок определился, сошла мутная поволока» и вслед за ней - «светлый луч, проникавший в комнату», на который не реагировал ребёнок, подчёркивают ужас и неотвратимость вердикта судьбы. Горе матери, её безмерная любовь и, видимо, уже продуманное решение быть рядом с сыном, сделать все возможное для него звучит в последнем предложении и подчеркнуто наречием «тихо».

Бруклинская девушка Гийома Муссо - международный бестселлер одного из самых популярных современных французских писателей. Его романы были опубликованы в 37 странах и проданы более 20 миллионов экземпляров. Луи Арагон, который перевел это удивительное французское повествование, назвал ее самой красивой любовной историей в мире. Том «Вашингтон пост», каталогизированный как одна из лучших научных книг года, завершился, содержит исчерпывающий анализ наследственности и огромного влияния на нашу жизнь, личность, личность, судьбу и наш выбор.

Масси - титул, который порадует любителей исторических биографий. Масси - американский историк, лауреат Пулитцеровской премии за биографию Петра Великого и известен своими исследованиями династии Романовых. Истина, более красивая, чем легенда Иона Дикисеану. После любовной истории с Сарой Монтиэль Ион Дичисану рассказывает о других эпизодах своей жизни, начиная с детства в Аджуде, вместе с восемью братьями, до школьных лет, начала войны время, проведенное в австрийском лагере.

5. Попробуйте дать своё название отрывку из повести В.Г.Короленко «Слепой музыкант». Озаглавим текст по основной мысли: «Материнское горе».

6. Определите стилевую принадлежность текста, тип речи, обоснуйте свой выбор. Текст относится к художественному стилю. Специфические черты стиля , используемые в тексте: ин­ формативность, сочетание логичности с образно­ стью, открытая оценочность, эмоциональность, использование средств художественной выразительности. Указанные выше сравнения, эпитеты не только выполняют роль словесной живописи, но и дают эмоциональную оценку происходящему. Тип речи повествование. Рассказ о горестном событии дан во временной последовательности: сообщение о том, что в доме Попельских родился слепой ребенок, и о том, как это обнаружилось. Первое предложение является вступлением, констатирующий факт без всяких эмоций. Его же можно считать и завязкой. Кульминация – догадка матери: «…он слеп?» Развязка – приговор офтальмолога. Главный вопрос повествования – что произошло? Выразительное синтаксическое средство связи – вопрос-ответ, вопросительные и повествовательные предложения. Важную роль играет диалог: равнодушные реплики посторонних и тревожные вопросы матери, которые, напротив, звучат страстно, взволнованно.

«Слепой музыкант» - краткий пересказ

Через тринадцать лет после событий моей Психической Жизни Натан Цукерман живет страшным заболеванием сердечной болезни, которое налагает лекарство, которое трудно переносить, и его единственный побочный эффект: импотенция. Для Натана все противоречиво, и его роман «путешествие через разговоры об иудаизме и сионизме, природу человеческой личности, борьбу за жизнь, фантазию и секс». Противоречие - это роман о людях, которые пытаются исполнить свои мечты, людей, которым иногда удается рисковать жизнью.

7. Сфера общения – массовая коммуникация (силой художественного слова происходит воздействие на чувства, эмоции, сознание слушателей или читателей). Сфера употребления художественная литература. Функция речи – эмоционально-воздействующая, способ изложения – последовательный, эмоциональный, образный, оценочный. Жанр – фрагмент из повести, которой автор дал подзаголовок – этюд, видимо, подчёркивая своеобразие произведения, в котором объединилась позиция писателя и точка зрения исследователя. «Основной психологический мотив этюда составляет инстинктивное, органическое влечение к свету», - писал автор в предисловии к шестому изданию своей повести.

За этими персонажами стоит расчетный и скептический интеллект Натана Цукермана: он решает цену, которую нужно заплатить в борьбе за смену судьбы, независимо от того, происходит ли это сражение в офисе дантиста в Нью-Джерси в забытой деревне в Глостершире, в лондонской церкви или, почему бы и нет, в поселении израильских оккупированных территорий. Вера Френсиса Хардинга - Вера Сандерли четырнадцать лет, любимая змея и младший брат, который ее боготворит. Когда вся ее семья временно установлена ​​на острове Вейн, где ее отец называют экспертом в археологических открытиях, молодой человек попадает в вихрь приключений.

8. Определите языковые особенности текстового фрагмента . Связь между предложениями – цепная. Она осуществляется лексическими средствами: контекстуальными синонимами («новорождённые дети» - «другие дети такого возраста», «плакала и билась», «тусклый и неопределённый взгляд», «неподвижный и суровый взгляд», «мать – молодая женщина»). Также употребляются грамматические средства связи: местоимения («он», «такой», «какой», «никто»), однокоренные слова («дети»- «детского» - «по-детски», чередование глаголов совершенного и несовершенного вида, нарочито подчёркнута просторечная форма глагола в словосочетании «глаза мальчика глядели» (смотрели на предметы, но не видели их). В поведении доктора напряжение, тревога и надежда передаются градацией глаголов совершенного вида: «взял ребенка на руки», «быстро повернул к свету и заглянул», «слегка смутился». Намеренно глаголы прошедшего времени употребляются в настоящем для того, чтобы передать напряжённость повествования и вызвать сопричастность читателя к происходящему. Обилие глагольной лексики говорит о динамике текста, пике переживаний, смятении чувств. В первом предложении в качестве синтаксического средства связи В.Г.Короленко использует обратный порядок слов (инверсию): подлежащее с определением поставлено в конце предложения, а во втором предложении логическое ударение на слове «этого» еще раз подчеркивает страшное событие: родился слепой ребенок. Конструкция третьего, сложноподчиненного предложения, подчеркивает взгляд новорождённого ребенка: он «тусклый и неопределённый». Бессоюзные третье и четвёртое предложения перечисляют факты, казалось бы, обычные для новорождённого: «Дни уходили за днями, жизнь нового человека считалась уже неделями. Его глаза прояснились, с них сошла мутная поволока, зрачок определился». Следующее за ними предложение начинается с противительного союза «но», контрастность заставляет сразу насторожиться: «Но дитя не поворачивало головы за светлым лучом, проникавшим в комнату вместе с веселым щебетаньем птиц и с шелестом зеленых буков…». Для повышения смысловой нагрузки на слова автор использует парцелляцию. Напряжение ситуации автор передает с помощью вопросительных предложений. Употребляет многоточие, которое «начатую речь прерывает на малое время для выражения жестокой страсти» (А.А.Барсов). Также используется конструкция разговорной речи: неполное предло­ жение, являющееся ответом на поставленный вопрос. Финал текста - «Мать выслушала это известие со спокойной грустью» - логически связан с его началом: «Мать, успевшая оправиться, первая с беспокойством заметила странное выражение детского лица, остававшегося неподвижным и как-то не по-детски серьезным». Кольцевая композиция подчёркивает безысходность ситуации и бездонность материнского горя - новорождённый слеп. Использование терминов «офтальмолог» (специалист по глазным болезням) , «офтальмоскоп» (медицинский инструмент, специальное зеркало, употребляемое для исследования дна глазного яблока), слова «координировать» (согласовывать, устанавливать целесообразное соотношение между действиями), введение в повествование образа доктора делает неопровержимым и страшным поставленный диагноз, показывает безысходность и неотвратимость случившегося. В концовке текста - едва уловимое предчувствие перемен, толика определённого оптимизма. Вроде бы надежды нет, зато есть огромная материнская любовь, которая даст силы мальчику, жестоко обиженному природой, не просто жить, а впоследствии преодолеть эгоистическую сосредоточенность на своем несчастье, духовно прозреть, понять, что и для него существует не только возможность, но и необходимость стремления к свету, к полноте человеческого счастья.

Сюжет «Слепой музыкант»

Отец, признанный ученый, умирает в странных обстоятельствах, и Фейс стремится открыть убийцу, будучи убежденным, что это убийство. Искания идут за ней по стопам таинственного Древа Лжи. Недолго думая, молодая женщина начинает свое расследование и ищет союзников среди жителей острова. Но истории истории более смущены, чем кажется, и опасность скрывается каждый шаг, потому что Вера не единственная, кто пытается достичь волшебного дерева.

Однако, обращаясь к различным источникам, освещенным историей менталитетов, особенно теми, которые предлагаются исследованиями искусства и имагологии, а также традиционными документальными источниками, Стефан Лемни проникает во внутреннюю вселенную румынского общества эпохи фанатинов и таким образом удивляет его истинное свет от общественной жизни - от жилья до одежды, от любви и жизни от пары до смерти и ее причин - эпохи, в которой румынские страны были очень близки к границе, отделяющей Европу от «другой» Европы, восточного деспотизма.

9. Какое настроение создаёт этот текст? Как следует его читать? С какой музыкой ассоциируется у вас содержание текста? Текст характеризуется интонационной и смысловой завершённостью (наличие основных структурных элементов: начало, основная часть, концовка). Читать его нужно внимательно, выразительно, осмысленно, соблюдая паузы, логические ударения, повышение и понижение голоса, темп речи, интонацию. В моём сознании чтение текста сопровождается минорным звучанием «Лунной сонаты» Бетховена. Этот текст способен потрясти душу, после его чтения хочется помолчать, углубиться в себя, сосредоточиться. Известна истина - чужого горя не бывает. Невозможно измерить глубину страданий материнского сердца. Поэтому самый ёмкий, яркий, рельефный художественный образ в отрывке из повести – это образ матери с её вселенской болью: «Мать плакала и билась, как подстреленная птица, прижимая ребенка к своей груди, между тем как глаза мальчика глядели все тем же неподвижным и суровым взглядом». Рада ба защитить, уберечь, но как? Всё бесполезно, надо научиться с этим горем жить, постоянно преодолевая и побеждая его. «Чем?», - вы спросите. Верой в Бога, верой в жизнь, верой в силы и талант собственного ребёнка. Только настоящая мать сможет всё выдержать, вынести, стать опорой и защитой. И тихий, утвердительный ответ матери в конце эпизода – тому подтверждение.

10. Какие орфографические и пунктуационные правила можно проиллюстрировать примерами из текста? Примерами из текста можно проиллюстрировать написание, оформление, пунктуацию диалогической речи, постановку знаков препинания в бессоюзных и союзных сложноподчинённых предложениях, простых предложениях, осложнённых причастными, деепричастными, сравнительными оборотами и однородными членами предложения; правильное написание наречий, частицы «не» с разными частями речи, правописание глаголов совершенного и несовершенного вида, одной буквы и двух букв «н» в причастиях и отглагольных прилагательных, написание безударных гласных и непроизносимых согласных в корнях слов, правописание приставок.

11. Творческие задания .

1) Сформулируйте авторскую позицию. Сопоставьте со своей точкой зрения.

Свой ответ аргументируйте, опираясь на читательский опыт.

2) Напишите эссе на одну из предложенных тем: «Когда по-настоящему бывает

счастлив человек?», «Всё лучшее в мире – от матерей».

3) Решить коммуникативно-ситуативные упражнения (на выбор).

Задание 1. Вы – доктор, которого вызвали осматривать слепого от рождения

ребёнка. Ваши слова, действия, поступки. Что лучше: ложь во спасение

или горькая правда?

Задание 2. Вы – посторонний человек, к которому обращается мать.

Составьте диалог, найдите слова, чтобы успокоить, утешить её.

Задание 3. Вы - кинорежиссёр, который снимает фрагмент из текста

повести В.Г. Короленко «Слепой музыкант». Расскажите, какими вы

представили героев, кого из современных актёров пригласили бы исполнять

роли, как бы построили монтаж основных сцен, что стало бы ключевой

идеей постановки.

4) Составьте «букет из слов» (монолог) и посвятите его матери больного

мальчика или «киноленту видения» по опорным словам: «серое небо» –

«крик новорождённого»- «радость и горе живут рядом» – «страшная догадка»

«надежда» – «вердикт доктора»- «тихая скорбь матери».

12. Тренировочные упражнения.

1) Выберите из текста материал для словарного диктанта.

2) Выпишите слова, интересные с точки зрения:

а) словообразования,

б) лексики,

в) орфоэпии.

3) Найдите предложения с обособленными определениями и обстоятельствами,

выполните пунктуационный разбор.

4) Дайте синтаксическую характеристику 5 или 6 предложения, составьте

схему.

    Объясните пунктуацию в диалоге.

    Выпишите из текста 3 словосочетания с разными видами подчинительной связи, укажите виды связи.

    Как вы понимаете смысл последнего предложения текста? Ответьте, используя развёрнутую метафору.

Выполнила Ворожеева Зоя Александровна.

По повести

«Слепой музыкант».

Тема урока. Нравственные проблемы в повести

«Слепой музыкант».

Тип урока : Совершенствование знаний, умений и навыков, целевое

применение усвоения.

Вид урока: Урок – исследование с элементами анализа 2-х эпизодов.

Образовательная

задача: повышение уровня восприятия и глубины проникновения

в художественный текст;

показать духовное обновление человека, обиженного

судьбой, путь к осознанию своего предназначения.

Задача развития:

воспитание внимательного и вдумчивого читателя;

умение работать с художественным произведением,

анализировать прочитанное, отбирать главное;

обучение грамотному анализу отдельных эпизодов;

умение говорить.

Воспитательная

задача: помочь учащимся услышать нравственное звучание

повести, ее житейские мудрости;

воспитание терпимости, милосердия.

Оборудование: портрет,

рисунки учащихся к различным эпизодам,

фрагмент из фильма,

музыкальное сопровождение,

иллюстрации,

выставка книг.

1. Тема, идея, жанр, сюжет, композиция произведения. /Название/.

Тема: о преодолении трудностей, об испытаниях, выпавших на долю героя с самого

рождения, о важности человеческого участи.

Идея : показать трудный путь к осознанию своего предназначения.

«Моя задача была не специально психология слепого, а

психология общечеловеческой тоски по полноте

существования».

Жанр: повесть.

Сюжет: включает в себя как бы 2 повествования:

1 – о том, как слепорожденный мальчик тянулся к свету, к жизни;

2 – история о том, как подавленный личным несчастьем человек поборол в

себе пассивное страдание, нашел место в жизни и сумел воспитать в себе

понимание и сочувствие ко всем обездоленным.

Композиция :

Экспозиция: 1, 2 гл. – предчувствие беды - и приговор: «Ребенок родился слепым».

Это трагедия. Как сложится его жизнь?

Развитие действия : Судьба мальчика зависит от окружающих, от участия близких:

/мама, дядя Максим, Эвелина/.

Кульминация: Смириться и страдать или бросить вызов судьбе?

/встреча со звонарем, разговор с дядей/.

Развязка : Путь поисков, обретение счастья: жена, сын, талант, признание.

Эпилог: Вместо слепого, эгоистичного страдания он обрел в душе ощущение жизни

«… он стал чувствовать и людское горе и людскую радость».

1. Вступительное слово учителя .

Для каждого молодого человека в определенное время встает вопрос о его дальнейшей судьбе, об отношении к людям и к миру. Мир вокруг огромен, в нем есть множество разных дорог, и будущее человека зависит от правильного выбора своего жизненного пути.

Жизнь требует от каждого не только умения выживать, но и гражданской ответственности . И, лишь осознав эту проблему (выбора пути), приняв ответственность за избранный путь, человек может двигаться дальше.

Об этом сегодня на уроке пойдет разговор.

Но как быть тому, кому неизвестен этот огромный мир – слепому?

ИТАК:

Тема нашего внеклассного чтения - Нравственные проблемы в повести

«Слепой музыкант».

Цель нашего урока – попытаться понять, какие нравственные заповеди оставил автор потомкам в своей повести?

К сегодняшнему уроку были даны задания и вопросы для каждой группы.

Итак, я приглашаю вас к беседе и к размышлению о прочитанном.

Главный вопрос , который поставил в повести автор – это:

«Для чего, собственно, создан человек?»

«Человек создан для счастья, как птица для полета». Но с горькой иронией отвечает герой рассказа:

« … только счастье не всегда создано для него».

Вопросу о том, что такое счастье? Где его границы? В чем его смысл?

Способен ли человек, как личность, сопротивляться обстоятельствам, изменить эти обстоятельства? – автор посвятил одно из самых замечательных своих произведений «Слепой музыкант», впервые опубликованный в 1886 году.

Рождение слепого ребенка – это трагедия.

Что с ним будет?

Как сложится его жизнь?

Автор шаг за шагом описывает жизненный путь, по которому идет главный герой. Многое будет зависеть от людей, которые будут его окружать, от умения протянуть руку помощи.

2. Работа в группах.

Рассмотрим этапы

становления личности, в ходе которой формируется главный герой:

1 – этап:

1. Пути познания мира.

/1 –й контакт с миром природы происходит у мальчика приблизительно в

3 года. Как тонко и удивительно точно передает автор чувства, которые

испытывает слепой ребенок. Короленко подмечает едва уловимые

переживания, впечатления детской души. Мальчик болезненно

вслушивается в мир звуков. Чтобы показать мир восприятия мальчика,

автор находит в языке все нужные слова для описания весны:

Звенящая капель,

нежно журчащая вода,

черемуха, шелестящая листвой,

трели соловьиной песни,

грохот, шум, скрип телег, шуршание колеса,

людской говор ярмарки,

стук веток о стекло,

окрики журавлей. / 1 глава, подзаголовок 6/.

- Как происходит познание окружающего мира?

Болезненно вслушивается, встревожено протягивает руки,

разыскивает мать, прижимается к ней.

Вывод: мир воспринимается мальчиком через звуки, запахи, ощущения.

Итак: Звуковые формы стали главными формами его мысли.

Какие чувства вызывает этот мир? / Любопытство, страх/.

Вывод:

Но ему повезло.

Два человека приняли сначала особое участие в судьбе ребенка:

его мать и дядя Максим. Два разных начала –

нежность и поэтичность матери

и мужество старого воина – помогли Петру узнать мир.

Вывод. Роль дяди неоценима. Он не мог оставаться равнодушным к судьбе племянника. И не только потому, что судьбы их схожи:

оба инвалиды: он без ног,

у другого - зрение.

Именно он не дает сестре сделать из ребенка « тепличное растение». И мы убеждаемся в его правоте.

Что бы стало с мальчиком без участия дяди?

/Ушел бы в себя/.

Рядом с ним любящие люди. Он знал тепло семьи, доброе дружеское участие окружающих.

Ему дарован талант: любовь к музыке /Иохим/.

Судьба подарила Петру в образе Эвелины Ангела – хранителя.

2 – этап.

Казалось, что все хорошо.

Но дядя решил расширить границы пространства. Знакомит с людьми разных общественных положений:

- встреча с семьей Ставрученков, слепые нищие-бандуристы….

Он узнал о существовании другого мира, мира вне усадьбы. Он почувствовал себя чужим, ущербным. Петр целиком погрузился во мрак, в личное несчастье.

Этот мир ему неизвестен и захочет ли этот мир принять слепого?

- Обострились страдания в его душе и после встречи со звонарем.

Что он почувствовал?

/ Он почувствовал, что участь слепых – злость и обида. Наступил душевный кризис/. Просмотр эпизода.

АНАЛИЗ ЭПИЗОДА.

«Я хотел, чтобы ты почувствовал чужое горе и перестал носиться

со своим», - с гневом говорит он юноше.

«Ты умеешь только кощунствовать со своею сытою завистью к

чужому голоду!...»– бросает Максим Яценко племяннику.

Почему дядя так с ним разговаривает?

/ Дядя раскрывает перед юношей всю глубину людских страданий:

внушает, что личные несчастья ничтожны по сравнению со страданиями народа/.

Вывод:

Этот эпизод имеет особое значение. Т. К . герой получает свой нравственный урок, слова дяди являются определяющими и вносят в мысли и поступки героя ясность:

Вывод: Петр делает выбор: уходит странствовать со слепыми по совету дяди.

После долгого странствования, на смену злобе приходит сострадание к людям и желание помочь им. В конце концов страдания, о которых он узнал по собственному опыту, излечили его, душа исцелилась: « как будто кошмар навсегда исчез из усадьбы», куда Петр возвратился.

Мы видим, что помогла ему обрести душевный мир народная музыка, которой он овладел в совершенстве.

А вскоре он овладел и высотами классической музыки.

Он обретает силу в музыке, которая может воздействовать на людей, рассказать им то главное о жизни, что так трудно понял сам.

Повесть заканчивается концертом, где мы видим Петра уверенного, сильного.

Этого он достиг лишь с помощью окружения и собственного упорства.

Замечателен в произведении еще один образ – образ Эвелины.

Не менее сложный выбор сделала и она. Но это ее выбор. И писатель убеждает нас, что это была не жертва, а проявление искренней и очень самоотверженной любви. Автор воспевает любовь девушки, которая готова ради счастья любимого человека пожертвовать своим благополучием. Личный подвиг Эвелины приобретает высоко гражданский смысл.

Итак, повесть о сложном постижении мира,

о его маленьких победах над недугом, о том, что человек

должен бороться за право быть человеком, несмотря на

обстоятельства.

Вывод: Итак, что же помогло Петру вернуться к полноценной жизни?

- любовь близких,

- человеческое участи,

- милосердие окружающих,

- собственная воля.

Сочинение миниатюра. Чему учит нас повесть?

Автор своим произведением учит нас тому, чтобы мы были милосердными к окружающим, человечными, были терпимыми к человеческому страданию, и прожили достойную и полноценную жизнь.

Подведение итогов.

по литературе:

Нравственные проблемы

в повести

«Слепой музыкант».

Ход урока.

1. Вступительное слово учителя.

2. Работа в группах.

- Тема, идея, название произведения, жанр, сюжет, композиция повести.

- Этапы становления личности, в ходе которой формируются наиболее

общие распространенные черты.

- Мастерство писателя.

- Отношение окружающих к главному герою.

- Анализ эпизодов.

3. Прослушивание музыки.

4. Сочинение – миниатюра.

1. Чему учит нас повесть? или

2. Способен ли я на сострадание, чуткость к ближнему?

5.Подведение итогов.

Проблемы:

Проблема нравственного и гражданского выбора.

Как научиться жить с людьми?

О любви к ближнему.

О сострадании, об умении сострадать обиженному судьбой.

О непростом обретении своего места в жизни.

Смириться или бросить вызов судьбе?

Для чего собственно создан человек?



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Жена сергея лаврова - министра иностранных дел Жена сергея лаврова - министра иностранных дел Урок-лекция Зарождение квантовой физики Урок-лекция Зарождение квантовой физики Сила равнодушия: как философия стоицизма помогает жить и работать Кто такие стоики в философии Сила равнодушия: как философия стоицизма помогает жить и работать Кто такие стоики в философии