Молочные зубы - стоматология детского возраста. Стоматология детского возраста: важные моменты

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Профессорская сессия
«Детская стоматология - современные вызовы и ответы»

14 февраля 2018 года, Москва

На XV Всероссийском стоматологическом форуме «Дентал-Ревю»

Пост-релиз

Традиционно российские детские стоматологи принимают активное участие в ежегодном всероссийском стоматологическом форуме «Дентал-Ревю», который служит платформой для обмена знаниями по направлениям стоматологического образования, науки и практики. В этот раз профессорская сессия зав. кафедрой детской стоматологии МГМСУ им. А.И. Евдокимова проф. Л.П. Кисельниковой имела практическую направленность. Программа состояла из научно-практических докладов, представленных в одном из залов для конгрессов выставочного комплекса «Крокус-Экспо», и мастер-классов, проводимых на базе МГМСУ им. А.И. Евдокимова.

Симпозиум «Детская стоматология - современные вызовы и ответы» открыла председатель, зав. кафедрой детской стоматологии МГМСУ им. А.И. Евдокимова, проф. Л.П. Кисельникова. В своем выступлении она отметила важность применения современных технологий при лечении и диагностике самого широкого спектра стоматологических заболеваний у детей. Кафедра детской стоматологии МГМСУ им. А.И. Евдокимова и секция детской стоматологии СтАР вносит большой вклад в продвижение мировых практических знаний в российскую детскую стоматологию, что способствуют повышению качества оказания стоматологической помощи детям РФ.

Научную программу сессии открыла проф. Е.Е. Маслак (Волгоград), которая в соавторстве с Д.А. Кривцовой представила вниманию слушателей доклад «Современные технологии диагностики и лечения ранних стадий кариеса постоянных зубов у детей». Доклад вызвал интерес аудитории, отличался множеством клинических примеров из современной практики лекторов и сотрудников кафедры стоматологии детского возраста ВолГМУ. Ассистент кафедры терапевтической стоматологии Санкт-Петербургского института стоматологии постдипломного образования Немаева А.В., д.м.н. Алпатова В.Г., и Селягина А.С. в докладе «Инновации в клинической эндодонтии у детей» рассказали слушателям о новейших технологиях эндодонтического лечения зубов у детей, которые они непосредственно применяют в своей практике, а так же об опыте работ с дентальным микроскопом. Доцент кафедры стоматологии детского возраста Уральского ГМУ Ожгихина Н.В выступила с докладом «Оптимизация лечения и профилактики кариеса и пороков развития зубов у детей», в котором поделилась с аудиторией информацией о современных методах, применяемых на своей кафедре. Важный аспект детской стоматологии - профилактику кариеса зубов у детей в своем докладе осветила зав. кафедрой стоматологии детского возраста Алтайского ГМУ Сарап Л.Р «Реминерализующая терапия в профилактике и лечении стоматологических заболеваний» (соавторы доклада Кудрина К.О. и Рудь А.Ю.). Со стороны кафедры детской стоматологии МГМСУ им. А.И. Евдокимова вниманию слушателей было представлено два доклада: «Сложный клинический случай заболевания слизистой оболочки полости рта» (лектор - доц. С.Ю. Страхова, которая на протяжении многих лет специализирутся в данной области и имеет множество клинических примеров их собственной практики) и «ВИЧ-инфекция - знать и не бояться» (докладчик - аспирант кафедры Сундукова К.А., которая активно сотрудничает с коллегами с кафедры инфекционных заболеваний МГМСУ им. А.И. Евдокимова и проводит соответсвующие научные исследования; доклад явился результатом ее диссертационной работы, представленной в ближайшее время к защите на степень кандидата мед. наук).

В рамках практической части программы был проведен мастер-класс "Лечение зубов у детей - это не только стеклоиномерные цементы" (проф. Кисельникова Л.П., Вислобокова Е.В.).

Симпозиум завершился обсуждением и обменом мнениями. В прениях выступили заведующий кафедрой детской стоматологии Крымского государственного медицинского университета им. С. И. Георгиевского доцент В.Н. Жирова, главный детский стоматолог Санкт-Петербурга Я. Ю. Седнева, врач - стоматолог ДСП № 35 г. Москва Насырова Г.И. и заведующая детским стоматологическим отделением Пестрякова И. г. Ростов - на- Дону и другие. Российские детские стоматологи часто встречаются на одной научной площадке, поэтому сама идея форума - создать платформу для профессионального общения, в течение уже 15 лет воплощаемая в жизнь руководством МГМСУ им. А.И. Евдокимова, секцией детской стоматологии СтАР и МВЦ «Дентал - Экспо», безусловно, дает богатые плоды. Данное ежегодное февральское мероприятие привлекает все больше и больше участников, в частности и детских стоматологов из самых разных уголков России и стран СНГ.

В рамках Дентал-Ревю, на базе МГМСУ им А.И. Евдокимова были проведены мастер-классы:

  • Алгоритм проведения профессиональной гигиены в детском возрасте (асс. Зуева Т.Е., асс.Романовская В.Н.)
  • Травматические повреждения зубов у детей (доц. Осипов Г.А.)
  • Заболевания слизистой оболочки полости рта у детей (доц. Страхова С.Ю.)
  • Современные эндодонтические технологии в детской стоматологии (двухдневный, проф. Л.П, Кисельникова, асс. Н.Ю. Васильева)

Не стоит затягивать с первым визитом ребенка в стоматологическую клинику: важно, чтобы знакомство с врачом начиналось не с лечения, а с профилактического осмотра - так можно заложить основу для многолетней дружбы.

Для современной детской клиники важны все мелочи: наличие комфортной игровой и комнаты, где маленькие пациенты смогут отдохнуть после лечения под наркозом, широкий выбор игрушек - не простых, а стоматологических, которые помогут вовлечь маленьких пациентов и пациенток в процесс лечения. Врачи и медсестры в детской клинике носят яркую спецодежду, чтобы не вызывать у ребенка неприятных ассоциаций с белым халатом. Даже специфичные запахи медикаментов в детской клинике стараются удалять. Аквариум с рыбками, телевизор с мультфильмами, раскраски и альбомы для рисования - все это поможет ребенку расслабиться, почувствовать себя комфортно. В ситуации, когда требуется большой объем помощи, детям проводят лечение зубов во сне , для чего в клинике имеется полноценный кабинет анестезии.

Чем отличается лечение зубов у детей и взрослых?

Конечно, главное отличие - это возраст пациента. Дети любые ощущения воспринимают очень остро, и один неудачный опыт встречи со стоматологом может привести к тому, что впредь усадить ребенка в кресло и уговорить открыть рот будет трудно. Поэтому огромное значение имеет личность врача - умение устанавливать контакт с ребенком, проявлять неподдельный интерес к нему, внимание ко всем мелочам.

Лечение зубов у детей проводится в игровой форме, но при этом все манипуляции врач проводит максимально быстро и безболезненно. При наличии множественного кариеса и других проблем, которые создают большой объем работы, врач может порекомендовать при отсутствии противопоказаний провести . Ведь даже самые спокойные и контактные маленькие пациенты устают от долгого сидения в кресле, что сводит на нет позитивные впечатления от посещения стоматологической клиники.

Молочные детские зубы - еще одно важное отличие в стоматологии детей и взрослых. Родители часто заблуждаются, что молочные зубы не надо лечить - все равно скоро выпадут (другой вариант этого заблуждения: лучше сразу удалить больной молочный зуб - пусть поскорее вырастет новый). На самом деле лечение и сохранение молочных зубов очень важно. Почему?

Во-первых, при преждевременном удалении молочного зуба начнется смещение зубного ряда: соседние зубы будут смещаться в сторону отсутствующего, и постоянный зуб может вырасти неправильно. Во-вторых, под молочными зубами находятся зачатки постоянных (они закладываются еще во внутриутробном периоде), и глубокий кариес, поразивший молочный зуб, может пойти глубже и затронуть постоянный зуб.

Проблемы с зубами у детей требует моментальной реакции, так как воспалительные процессы развиваются очень быстро: еще вчера ребенок чувствовал себя нормально, а сегодня он мучается зубной болью и высокой температурой. В таком случае нужно как можно скорее обратиться в клинику для лечения, а не пытаться снять боль и температуру дома.

Профилактика - важнее всего

Для детей еще больше, чем для взрослых, важна профилактика: посещать нужно как минимум дважды в год, не ожидая, пока ребенок начнет жаловаться на зубную боль. Своевременное выявление кариеса позволит избежать будущих проблем с зубами и провести лечение быстро и безболезненно.

Часто в качестве профилактики детские стоматологи рекомендуют провести герметизацию фиссур, защитив слабую эмаль жевательной поверхности зубов. Фиссуры - углубления, ямки на жевательных поверхностях - становятся местом размножения бактерий. Тонкая эмаль и невозможность очистить эти углубления при помощи щетки и пасты приводит к быстрому развитию кариеса.

Помимо проведения профилактических и лечебных процедур врач должен научить ребенка правильно ухаживать за полостью рта. Часто у родителей возникают вопросы, как привить сыну или дочери правильные привычки - и здесь поможет врач-стоматолог, который расскажет, как помочь ребенку приучиться регулярно чистить зубы.

На портале Stom-Firms.ru собраны клиники, предлагающие услуги детской стоматологии в Москве. В наглядных и удобных для сравнения таблицах представлены цены на лечение и удаление молочных зубов, а также другие услуги стоматологи для детей. Полезны будут отзывы родителей, уже посетивших врача со своими малышами - с помощью их комментариев можно подобрать хорошего специалиста, который найдет подход к ребенку и не привьет ему страха перед лечением зубов.

Как выбрать детскую стоматологическую клинику в Москве?

Главная задача детской стоматологии заключается не только в лечении кариеса и воспалительных заболеваний слизистой, но и в профилактическом наблюдении за развитием зубов, формированием прикуса. Визит к врачу не должен вызывать у ребенка страха, поэтому важно правильно подобрать клинику и выбрать хорошего специалиста.

Специфика лечения детей разных возрастов

Для каждого возраста детей характерны свои стоматологические проблемы, объясняющиеся спецификой развития ребенка в том или ином возрасте. Малыши в возрасте 2-4 лет в основном страдают следующими проблемами: травмы зубов (поломки, сколы), кариес молочных зубов или зубной налет.

В этом возрасте малыши еще редко чистят зубы сами достаточно хорошо, и детский зубной врач должен дать рекомендации родителям о том, как правильно проводить эту процедуру. При необходимости проводится профессиональная чистка полости рта, а для предотвращения развития кариеса стоматологи рекомендуют герметизацию фиссур (трещинок на эмали), серебрение.

Дети более старших возрастов сталкиваются с дополнительными проблемами: неправильный прикус, кариес и пульпит коренных и молочных зубов, задержка выпадения молочных зубов. Эти проблемы нужно решать своевременно, чтобы не допустить плохих последствий в виде присоединения инфекционных заболеваний, воспалений и прочего.

Перечень услуг детских стоматологических клиник

Современная детская стоматология предоставляет своим пациентам широкий перечень услуг по лечению зубов:

  1. Профилактические мероприятия по предотвращению заболеваний зубов у детей.
  2. Лечение кариеса молочных и постоянных зубов у детей.
  3. Лечение детского пульпита и периодонтита.
  4. Лечение некариозных поражений зубов: клиновидные дефекты, эрозии и так далее.
  5. Реставрация зубов.
  6. Исправление аномалий прикуса.
  7. Анестезиология, наркоз и седация.

Все вопросы по лечению зубов можно задать как лично, обратившись к детскому стоматологу в Москве, так и позвонив по контактным телефонам медицинского учреждения.

Почему выбрать стоматолога для ребенка особенно трудно?

Взрослые пациенты знают, как трудно выбрать стоматологию, и какой страх до сих пор вызывают зубные врачи у некоторых людей. Для малыша такой поход и вовсе может стать настоящим стрессом. Поэтому, выбирая из множества детских стоматологических клиник в Москве, нужно учитывать целый ряд факторов:

  1. Перечень услуг, предоставляемый в центре.
  2. Уровень квалификации детских стоматологов и опыт работы. Предпочтение рекомендуется отдавать врачам, проработавшим по специальности более 5 лет.
  3. График работы. Лучше если детская стоматология работает круглосуточно, ведь проблема может возникнуть в любое время, а перечень обезболивающих средств, разрешенных детям, весьма ограничен.
  4. Важно заранее узнать, с детьми какого возраста работают специалисты заведения, поскольку к самым маленьким пациентам требуется особый подход, а зачастую и специально оборудованные кабинеты, и детские комнаты.
  5. Если детская стоматологическая клиника оказывает услугу лечения под общим наркозом, то каковы условия пребывания детей и сопровождающих в стационаре.

И, конечно, важно выяснить, имеется ли у заведения лицензия на осуществление подобной деятельности.

Что определяет цены на детскую стоматологию в клинике?

Разница в ценах в различных детских стоматологиях может быть весьма значительна. В основном на стоимость влияют следующие параметры:

  1. Опыт и квалификация врачей. Их способность наладить контакт с ребенком.
  2. Оснащенность клиники и ее соответствие современным стандартам обслуживания.
  3. Уровень и стоимость используемых расходных материалов.
  4. Сложность выполняемых процедур.
  5. Статус и популярность лечебного учреждения.

Как высококачественные, так и общие услуги могут оказать и обычная детская городская стоматология, и элитная клиника. Платные центры часто создают программы скидок на услуги комплексного лечения.

Зубо-челюстная система ребенка всего за несколько лет претерпевает огромные изменения. Происходит прорезывание и полная смена зубов. Часто именно от того, насколько качественным и своевременным будет лечение зубов в этом возрасте, зависит здоровье полости рта уже взрослого человека.

Стоматология детского возраста и профилактика

Часто родители не уделяют достаточного внимания лечению молочных зубов ребенка и соблюдении простых правил гигиены. Результатом этого может стать удаление молочного зуба - это стресс для ребенка и высокий риск развития зубо-челюстных аномалий. Кроме того, в запущенных случаях и при отсутствии должного лечения может произойти гибель зачатка постоянного зуба - он уже не прорежется.

Особенности детской стоматологии и профилактики

Молочные зубы имеют более пористую и рыхлую по своей структуре эмаль. Это объясняется несовершенным механизмом ее минерализации. Под молочными зубами и между их корнями располагаются зачатки постоянных зубов. Корни молочных зубов постепенно рассасываются, освобождая место для их роста. Сохранить молочные зубы просто необходимо - это позволит успешно завершить процесс формирования зачатков.

Однако часто поход к стоматологу - это стресс для ребенка и родителей. Спешим Вас успокоить: в детской стоматологии сегодня применяются исключительно безболезненные методы лечения. Ребенок становится полноправным участником процесса: выбирает цвет пломбы, ортодонтической пластинки или брекетов.

Профилактика кариеса у детей

1. Профессиональная гигиена полости рта - это удаление твердых отложений (зубного камня) и мягкого зубного налета. Они не только придают зубам неэстетичный желтый оттенок, но и существенно повышают бактериальную нагрузку. Налет скапливается преимущественно на границе зуба и десны, а потому дети с нерегулярной гигиеной полости рта часто страдают от пришеечного кариеса. В процессе чистки все отложения удаляются, поверхность зубов полируется.

2. Глубокое фторирование зубов - это совершенно безопасная профилактическая процедура, которая давно завоевала свое место в стоматологии детского возраста и профилактике кариеса. Поверхность зубов обрабатывается специальными препаратами, содержащими фтор в биодоступной форме. Процедура делает эмаль более плотной, прочной и устойчивой к воздействию патогенной микрофлоры.

3. Герметизация фиссур - простая профилактическая процедура, которая существенно снижает риск развития фиссурного кариеса у детей. Дело в том, что естественные углубления и бороздки на жевательной поверхности зубов часто служат пристанище для бактерий и остатков пищи. глубокие щелевидные и каплевидные фиссуры невозможно качествен очистить при помощи обычной щетки. В таком случае стоматолог запечатывает фиссуру специальным герметиком, который предотвращает попадание в нее мелких частиц и микробов. Герметизировать фиссуры, которые уже поражены кариесом, нельзя. В такой ситуации показано пломбирование.

Стоматология детского возраста в клинике Avantis 3D

Здоровые зубы в зрелом возрасте и в старости - это хороший уход с самого раннего возраста. Стоматологи клиники Avantis 3D осуществляют высококачественное лечение зубов у детей любого возраста. Помните о профилактике: предотвратить кариес гораздо легче, чем лечить его.

Avantis 3D - высококачественная стоматология детского возраста и профилактика кариеса по доступной цене.


Врачи по направлению

Используем собственное програмное обеспечение для моделирования вашей улыбки

В нашей клинике моделирование улыбки осуществляется при помощи собственного программного обеспечения. Оно находит применение при протезировании зубов, в ходе ортодонтического лечения и имплантации. Инновационная программа 3D моделирования Avantis востребована на рынке, ее преимущества уже успели оценить многие врачи-стоматологи. Применение такой методики способствует визуализации полученного результата еще до начала лечения, уточнению всех параметров, а также выбору наиболее приемлемого решения. В нашей клинике Вы получите лечение экстра-класса с использованием самых современных программных модулей.

УДК 616.31-053.2(075,8) ББК 56.6 П26


Рецензенты: В.Г. Сунцов - докт. мед. наук, проф., зав. кафедрой стоматологии детского возраста ОГМА; А.А. Маме-дов - докт. мед. наук, проф., зав. кафедрой детской стомато­логии ММА им. И.М. Сеченова; И.М. Шулькина - доцент ка­федры стоматологии детского возраста Санкт-Петербургского медицинского университета им. акад. И.П. Павлова.

Персии Л.С, Елизарова В.М., Дьякова СВ.

П26 Стоматология детского возраста. - Изд. 5-е, перераб. и доп. - М.: Медицина, 2003. - 640 с: ил. (Учеб. лит. Для студентов мед. вузов.) ISBN 5-225-04354-2

В пятом издании учебника (четвертое вышло в 1991 г.) рассмотре­ны вопросы формирования и развития полости рта , зубов, мягких тканей, костей лицевого черепа и анатомо-физиологические особен­ности челюстно-лицевой области в различные периоды детства. В со­ответствии с программой МЗ РФ по стоматологии детского возраста (2001) представлены новые сведения о заболеваниях зубов, слизистой оболочки полости рта, пародонта у детей, способы их диагностики, профилактики и комплексного лечения. Показана взаимосвязь стома­тологических заболеваний с соматическим здоровьем ребенка, осве­щены новые подходы к диагностике врожденных пороков развития, заболеваний височно-нижнечелюстного сустава, лечебные и реабили­тационные мероприятия в системе диспансеризации детей с воспали­тельными, травматическими, опухолевыми поражениями челюстно-лицевой области.

В разделе ортодонтии описаны современные методы антропомет­рической, рентгенологической и функциональной диагностики, а так­же аномалий зубов, зубных рядов, челюстных костей и окклюзии у детей.

Учебник отражает единство и комплексность в специализирован­ных формах лечения детей со стоматологическими заболеваниями че­люстно-лицевой области.

Для студентов стоматологических факультетов вузов.

ББК 56.6

Дьякова СВ. - заслуженный врач РФ, докт. мед. наук, профессор, зав. кафедрой детской челюстно-лицевой хирургии и хирургической стоматологии МГМСУ

Елизарова В.М. - заслуженный врач РФ, докт. мед. наук, профессор, зав. кафед­рой детской терапевтической стоматологии МГМСУ

Кузьмина Э.М. - заслуженный врач РФ, докт. мед. наук, профессор, зав. кафед­рой профилактики стоматологических заболеваний, декан ФПДО МГМСУ

Персии Л.С. - чл.-кор. РАМН, докт. мед. наук, профессор, зав. кафедрой орто­донтии и детского протезирования МГМСУ

Абрамов В.А. - канд. мед. наук, доцент кафедры детской челюстно-лицевой хи­рургии и хирургической стоматологии МГМСУ

Аникиенко А.А. - канд. мед. наук, ассистент кафедры ортодонтии и детского про­тезирования МГМСУ

Васина С.А. - канд. мед. наук, доцент кафедры профилактики стоматологических заболеваний МГМСУ

Вашкевич В.П. - канд. мед. наук, доцент кафедры детской челюстно-лицевой хи­рургии и хирургической стоматологии МГМСУ

Выгорко В.Ф. - канд. мед. наук, ассистент кафедры детской терапевтической сто­матологии МГМСУ

Гаврилова О.А. - канд. мед. наук, доцент кафедры стоматологии детского возрас­та Тверской медицинской академии

Гальперина Р.Л. - канд. мед. наук, ассистент кафедры детской челюстно-лицевой хирургии и хирургической стоматологии МГМСУ

Гемонов В.В. - докт. мед. наук, профессор кафедры ортодонтии и детского проте­зирования МГМСУ

Гиоева Ю.А. - канд. мед. наук, доцент кафедры ортодонтии и детского протези­рования МГМСУ

Дроботько Л.Н. - канд. мед. наук, доцент кафедры детской терапевтической сто­матологии МГМСУ

Ерадзе Е.П. - канд. мед. наук, доцент кафедры детской терапевтической стомато­логии МГМСУ

Золотухина Г.А. - канд. мед. наук, ассистент кафедры ортодонтии и детского протезирования МГМСУ

Иванов А.В. - челюстно-лицевой хирург детского отделения врожденной патоло­гии, челюстно-лицевой хирургии и хирургической стоматологии МГМСУ

Ильина СБ. - канд. мед. наук, доцент кафедры детской челюстно-лицевой хи­рургии и хирургической стоматологии МГМСУ

Все права авторов защищены. Ни одна часть этого издания не может быть занесена в память компьютера либо воспроизведена любым способом без пред­ варительного письменного разрешения издателя.

Предисловие 12

Часть первая
Раздел 1. Общие вопросы стоматологии детского возраста 14


    Краткий исторический очерк 14

    Развитие и возрастные особенности ребенка 20


    Развитие лица, полости рта и зубов 20

    Периоды детского возраста 28

    Особенности строения челюстно-лицевой области. Прорезывание зубов 34

    Особенности строения некоторых органов и систем 50

    Взаимосвязь стоматологических и соматических заболеваний 60

    Ребенок, врач, родители 65

Раздел 2. Профилактика стоматологических заболеваний 67

2. 1. Распространенность и интенсивность основных стоматологических забо­
леваний у детей 67

2. 2. Роль зубного налета и углеводов в развитии кариеса 69

2. 3. Процессы де- и реминерализации эмали 71

2. 4. Недостаток фторидов и кариес зубов 72

2. 5. Механизм развития воспалительных заболеваний пародонта 74

2. 6. Методы первичной профилактики основных стоматологических заболе­
ваний у детей 76

2. 7. Эндогенное использование препаратов фтора 83

2. 8. Применение средств местной профилактики 85

2. 9. Стоматологическое просвещение. Мотивация населения к поддержанию

здоровья полости рта 88

2.10. Особенности профилактики стоматологических заболеваний у беремен­
ных, детей и подростков 90

Раздел 3. Диспансеризация детского населения у стоматолога 95


    Цели, задачи, принципы и критерии диспансеризации 95

    Организация диспансеризации 96

Раздел 4. Обезболивание. Интенсивная терапия. Реанимация 114

    Принципы анестезиологии в детской стоматологии 114

    Местное обезболивание 118

    Общее обезболивание 121

    Потребность в обезболивании в клинике детской терапевтической сто­матологии 126

    Интенсивная терапия и реанимация 132

Раздел 5. Поражения твердых тканей зуба 138

5.1. Некариозные поражения твердых тканей зуба 138


    Гипоплазия эмали 139

    Эндемический флюороз зубов 148

    Наследственные нарушения развития твердых тканей зубов 152

5.2. Кариес 158

    Особенности развития кариеса у детей 162

    Лечение кариеса 168

Раздел 6. Воспалительные заболевания челюстно-лицевой области 173

6.1. Пульпит 175


    Особенности развития пульпита 175

    Лечение пульпита 182

6.2. Периодонтит 190

    Особенности развития периодонтита 190

    Лечение периодонтита 196


    Операция удаления зуба 204

    Одонтогенный периостит челюстных костей 208

    Одонтогенный остеомиелит челюстных костей - 214

    Гематогенный остеомиелит костей лица 235

    Воспалительные заболевания мягких тканей челюстно-лицевой

области 240

    Воспалительные заболевания слюнных желез 247

    Воспалительные корневые кисты челюстей 259

    Схема построения рациональной терапии при воспалительных заболе­ваниях челюстно-лицевой области 262

Раздел 7. Заболевания слизистой оболочки полости рта 265

    Поражения слизистой оболочки полости рта травматического проис­хождения 265

    Поражения слизистой оболочки полости рта при инфекционных забо­леваниях 269

7.2.1. Острый герпетический стоматит 271

7.2.1.1. Схема оказания лечебной помощи при остром герпети­
ческом стоматите 280


    Местное лечение 280

    Общее лечение 281


    Рецидивирующий герпетический стоматит 281

    Герпетическая ангина 282

    Стрептостафилококковые поражения (гиподермии) 284


    Заболевания слизистой оболочки полости рта, вызываемые специфи­ческой инфекцией 286

    Поражения слизистой оболочки полости рта, обусловленные аллергией 289


    Хронический рецидивирующий афтозный стоматит 289

    Многоформная экссудативная эритема 290

    Поражения слизистой оболочки полости рта, вызванные приемом лекарственных средств 292


    Изменения слизистой оболочки полости рта при заболеваниях различ­ных органов и систем организма 294

    Заболевания языка 298

    Заболевания губ 300

    Проявления ВИЧ-инфекции в полости рта 301

Раздел 8. Болезни пародонта 302

    Обследование детей с заболеваниями пародонта 303

    Классификация заболеваний пародонта 307


    Гингивит 308

    Пародонтит 312

    Пародонтоз 313


8.2.4. Идиопатические заболевания с прогрессирующим лизисом тканей
пародонта 313

8.2.5. Пародонтомы 317

3. Принципы лечения заболеваний пародонта 317

4. Профилактика заболеваний пародонта 322

Часть вторая

а з д е л 9. Врожденные пороки развития лица, челюстей и зубов 328

. 1. Аномалии развития слизистой оболочки полости рта. Сверхкомплектные

зубы 329

2. Расщелины лица 336

3. Врожденные кисты и свищи шеи. Дермоидные кисты 339

4. Пороки развития верхней губы 341

9.4.1. Врожденная расщелина верхней губы 342

9.4.1.1. Хирургическое лечение врожденной расщелины верхней

губы (хейлопластика) 344

9.4.1.2. Ринохейлопластика 349

5. Врожденная расщелина неба 350

9.5.1. Пороки развития неба 350

9.5.1.1. Хирургическое лечение врожденной расщелины неба (ура­
нопластика) 353

9.5.1.2. Костная пластика альвеолярного отростка 357

|.6. Диспансеризация детей с врожденными пороками развития лица 358

" а з д е л 10. Повреждения зубов, челюстных костей и мягких тканей лица. . . 366

0.1. Травма зубов " 367

0.2. Травмы мягких тканей лица 385

0.3. Повреждения челюстных костей 397


    Повреждения костей лица 397

    Травматический остеомиелит костей лица 402

    Диагностика переломов костей лица 405

    Лечение костных повреждений 407

Раздел 11. Заболевания височно-нижнечелюстного сустава 411

11.1. Первично-костные повреждения и заболевания височно-нижнечелюст­
ного сустава 412

11.1.1. Лечение вторичного деформирующего остеоартроза и анкилоза

височно-нижнечелюстного сустава 421

11.2. Функциональные заболевания височно-нижнечелюстного сустава и их
исходы в подростковом возрасте 426

Раздел 12. Опухоли и опухолеподобные образования мягких тканей

и костей лица 431


    Особенности опухолей у детей 431

    Новообразования мягких тканей полости рта, лица и шеи 435


    Общие принципы диагностики и лечения 435

    Доброкачественные опухоли и опухолеподобные образования слизистой оболочки полости рта, мягких тканей лица и шеи 440

    Сосудистые новообразования челюстно-лицевой области 445

    Лимфангиома 456

    Нейрофиброматоз 464

    Опухолеподобные образования из железистого эпителия 467

12.3. Опухоли и дисплазии лицевых костей 470

    Общие принципы диагностики и лечения 471

    Доброкачественные опухоли 474

    Опухолеподобные поражения костей лица 484


    Одонтогенные опухоли и сходные с опухолями поражения челюстей 488

    Кисты челюстей 494

    Злокачественные опухоли челюстных костей 496

Часть третья

Раздел 13. Ортодонтия 505

13.1. Организация ортодонтической помощи 505


    Организация работы ортодонтического отделения 505

    Оборудование и инструментарий ортодонтического отделения. Правила асептики 506

    Организация работы врача-ортодонта 507

    Организация работы зуботехнической лаборатории 507

13.2. Возрастные особенности развития зубочелюстной системы ребенка 508

    Формирование прикуса молочных зубов 508

    Период смены молочных зубов на постоянные 509

    Период формирования прикуса постоянных зубов 510


    Виды и классификации зубочелюстных аномалий 513

    Этиология зубочелюстных аномалий 518


    Эндогенные причины 518

    Экзогенные причины 520

13.5. Методы диагностики зубочелюстных аномалий 523

    Клиническое обследование пациента 523

    Антропометрические исследования лица и головы пациента 524

    Измерения гипсовых моделей челюстей 527

    Графические методы диагностики 532

    Рентгенологические методы исследования 533

    Функциональные методы исследования 538

13.6. Методы лечения зубочелюстных аномалий 542

13.6.1. Аппаратурный метод лечения 543


    Механически действующие (активные) аппараты 546

    Функционально-действующие (пассивные) аппараты.... 558

    Аппараты комбинированного действия 561

    Ретенционные аппараты 562

    Профилактические аппараты 563


    Лечебная гимнастика 564

    Физиотерапевтические методы лечения, применяемые

в ортодонтии 566

    Виды перемещения зубов при ортодонтическом лечении 568

    Диагностика и лечение аномалий зубов 571


    Аномалии количества зубов 571

    Аномалии размеров зубов 574

    Аномалии формы зубов 575

    Аномалии структуры твердых тканей зубов 575

    Нарушение сроков прорезывания зубов 577

    Аномалии положения зубов 579

13.9. Диагностика и лечение аномалий зубных рядов 591

13.10. Аномалии окклюзии зубных рядов 595


    Дистальная окклюзия зубных рядов 598

    Мезиальная окклюзия зубных рядов 602

615

ивая дизокклюзия 616

u.i^.J. Обратное резцовое перекрытие 620

13.13. Аномалии челюстных костей "22

Приложение I. Тестовые задачи 627

Приложение 2. Эталон правильных ответов к тестовым заданиям 63 V

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ

АВК - артериовенозные коммуникации

БИК - болезнь Иценко-Кушинга

ВДОА - вторичный деформирующий остеоартроз

ВНЧС - височно-нижнечелюстной сустав

ГБО - гипербарическая оксигенация

ДИ - дикротический индекс

ИГ - индекс гигиены

ИДЖ - индекс десневой жидкости

КДА - компрессионно-дистракиионный аппарат

КП - кариес пломбы

КПИ - комплексный периодонтальный индекс

КПУ - уровень интенсивности кариеса постоянных зубов

кпу - уровень интенсивности кариеса молочных зубов

КТ - компьютерная томография

МГК - медико-генетическое консультирование

МГКО - Международная гистологическая классификация опухолей

МГЭ - местная гипоплазия эмали

МРТ - магнитно-резонансная томография

ПИ - пародонтальный индекс

ПТГ - паратиреоидный гормон

ПЦР - полимеразная цепная реакция

РИ - реографический индекс

РМА - индекс воспаления сосочка (Р), маргинального края (М) и

части десны (А) СДАЛ - солкосерил-дентальная адгезивная паста СИЦ - стеклоиономерные цементы ТРГ - телерентгенограмма УФО - ультрафиолетовое облучение ЧЛО - челюстно-лицевая область ЭОД - электроодонтодиагностика CPJ - коммунальный пародонтальный индекс


Профессору

Александру Александровичу

Колесову

посвящается



ПРЕДИСЛОВИЕ


Учебник «Стоматология детского возраста», который вы сейчас от­крыли, значительно отличается от предыдущих изданий (последнее из которых вышло более 10 лет назад). Это связано с появлением обшир­ной информации, касающейся всех разделов детской стоматологии, и с большим опытом преподавания предмета. В основе лежит нераз­рывная связь, обусловленная един­ством взглядов на стоматологию периода детского возраста.

К фундаментальным разделам дисциплины относятся профилак­тика стоматологических заболева­ний у детей, терапевтическая и хи­рургическая стоматология детского возраста, ортодонтия, детское про­тезирование. Эти разделы студенты изучают на II-V курсах стоматоло­ гического факультета.

Освещение теории, семиотики, клинических проявлений и лечения стоматологических заболеваний у детей многие годы позволяло созда­вать дифференцированную мотива­цию студентов к постградуальной подготовке специалиста и позволя­ет утверждать, что данная форма разделения преподавания по еди­ной методологической схеме опре­деляется учебным планом и Про­граммой, утвержденной МЗ РФ, и является более прогрессивной.

Стоматология детского возрас­та - одна из самых молодых дис­циплин, включающая стоматоло­гию и педиатрию, интенсивно раз­вивающиеся в РФ. Это проявляется не только созданием соответствую-

щих кафедр в медицинских акаде­миях и университетах, но и разви­тием разветвленной сети специали­зированной поликлинической и стационарной помощи детям со стоматологическими заболевания­ми челюстно-лицевой области.

Врач-стоматолог детский - наи­более массовая профессия в систе­ме охраны здоровья матери и ре­бенка. Сама же дисциплина харак­теризуется изучением стоматологи­ческих заболеваний на основе зна­ний возрастных анатомо-физиоло-гических особенностей ребенка, пе­риодов его развития в анте- и пост-натальном периодах жизни.

Авторы стремились отразить но­вейшие сведения по всем темам , изучаемым в рамках учебного плана и программы, дать студентам базо­вые знания по дисциплине в пери­од обучения в вузе и сформировать осознанную мотивацию к специа­лизации в постградуальный период. Считаем, что такой подход в подго­товке специалистов будет способст­вовать сохранению общего и стома­тологического здоровья детей, по­вышению его уровня, т.е. созданию основы социально здорового обще­ства.

Учебник составлен по разделам преподавания согласно учебному плану, программе и соответственно объему учебного времени.

В каждом разделе учебника обо­значена цель - предоставить необ­ходимые детскому стоматологу зна­ния, обеспечивающие ориентацию в освоении дисциплины на после-

дующих этапах подготовки к прак­тической деятельности. Кроме того, в некоторых разделах сделан акцент на профилактике, диагностике и лечении стоматологических заболе­ваний, усвоении основ их распо­знавания и своевременном направ­лении больного для получения спе­циализированной помощи. В каж­дом разделе уделено внимание ор­ганизационно-лечебной направлен­ности обучения.

Авторы, имея 10-летний опыт преподавания стоматологии детско­го возраста по разделам, уверены, что в ближайшем будущем будет проведена реформа кафедр с целью улучшения качества и стиля препо­давания, а также увеличения объе­ма знаний каждого из этих разделов соответственно номенклатуре вра­чебных специальностей.

Стоматология детского возрас­та - одна из наиболее сложных клинических дисциплин. Внимание к ней обусловлено значительным удельным весом детей среди насе­ления нашей страны, а сфера помо­щи детскому населению касается самой перспективной части обще­ства.

Признание охраны здоровья ма­тери и ребенка приоритетным на­правлением медицины обусловли­вает необходимость разработки и реализации мероприятий по усиле­нию лечебно-оздоровительной ра­боты среди женщин, детей и подро­стков. В настоящее время стомато­логические учреждения выполняют требования приказа Минздрава СССР и Госкомитета СССР по на­родному образованию от 11.08.88 г. № 639/271 «О мерах по улучшению

профилактики стоматологических заболеваний в организованных дет­ских коллективах» и приказа Мин­здрава СССР от 18.11.88 г. № 830 «О комплексной программе разви­тия стоматологической помощи в СССР».

Проблема охраны материнства и детства приоритетна во всех стра­нах мира. Это подтверждено Кон­венцией ООН «О правах ребенка» (1989), Всемирной декларацией «За выживание, защиту и развитие де­тей» (1990) и другими важными до­кументами: приказами Минздрава РФ «О дальнейшем развитии ме­дико-генетической службы» (1993), «О введении аудиологического скрининга новорожденного» (1996), приказом Минздрава РФ и Мини­стерства труда РФ «Об утверждении формы направления детей в возрас­те до 16 лет на освидетельствование в учреждения медико-социальной защиты».

В нашей стране охрана здоровья матери и ребенка гарантируется Конституцией РФ (статьи 7, 15, 71, 72, 80).

Приоритетность охраны детства как государственной политики под­тверждается Указом Президента РФ 1994 г. «Об основных направлениях государственной социальной поли­тики по улучшению положения де­тей в Российской Федерации», а также президентскими программа­ми «Дети России», «Дети Севера», «Дети Чернобыля», «Дети-сироты» и др.

Все замечания и предложения, направленные на улучшение учеб­ника, будут приняты авторами с благодарностью.



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Урок-лекция Зарождение квантовой физики Урок-лекция Зарождение квантовой физики Сила равнодушия: как философия стоицизма помогает жить и работать Кто такие стоики в философии Сила равнодушия: как философия стоицизма помогает жить и работать Кто такие стоики в философии Использование страдательных конструкций Использование страдательных конструкций