Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?
Профессорская сессия
«Детская стоматология - современные вызовы и ответы»
14 февраля 2018 года, Москва
На XV Всероссийском стоматологическом форуме «Дентал-Ревю»
Пост-релиз
Традиционно российские детские стоматологи принимают активное участие в ежегодном всероссийском стоматологическом форуме «Дентал-Ревю», который служит платформой для обмена знаниями по направлениям стоматологического образования, науки и практики. В этот раз профессорская сессия зав. кафедрой детской стоматологии МГМСУ им. А.И. Евдокимова проф. Л.П. Кисельниковой имела практическую направленность. Программа состояла из научно-практических докладов, представленных в одном из залов для конгрессов выставочного комплекса «Крокус-Экспо», и мастер-классов, проводимых на базе МГМСУ им. А.И. Евдокимова.
Симпозиум «Детская стоматология - современные вызовы и ответы» открыла председатель, зав. кафедрой детской стоматологии МГМСУ им. А.И. Евдокимова, проф. Л.П. Кисельникова. В своем выступлении она отметила важность применения современных технологий при лечении и диагностике самого широкого спектра стоматологических заболеваний у детей. Кафедра детской стоматологии МГМСУ им. А.И. Евдокимова и секция детской стоматологии СтАР вносит большой вклад в продвижение мировых практических знаний в российскую детскую стоматологию, что способствуют повышению качества оказания стоматологической помощи детям РФ.
Научную программу сессии открыла проф. Е.Е. Маслак (Волгоград), которая в соавторстве с Д.А. Кривцовой представила вниманию слушателей доклад «Современные технологии диагностики и лечения ранних стадий кариеса постоянных зубов у детей». Доклад вызвал интерес аудитории, отличался множеством клинических примеров из современной практики лекторов и сотрудников кафедры стоматологии детского возраста ВолГМУ. Ассистент кафедры терапевтической стоматологии Санкт-Петербургского института стоматологии постдипломного образования Немаева А.В., д.м.н. Алпатова В.Г., и Селягина А.С. в докладе «Инновации в клинической эндодонтии у детей» рассказали слушателям о новейших технологиях эндодонтического лечения зубов у детей, которые они непосредственно применяют в своей практике, а так же об опыте работ с дентальным микроскопом. Доцент кафедры стоматологии детского возраста Уральского ГМУ Ожгихина Н.В выступила с докладом «Оптимизация лечения и профилактики кариеса и пороков развития зубов у детей», в котором поделилась с аудиторией информацией о современных методах, применяемых на своей кафедре. Важный аспект детской стоматологии - профилактику кариеса зубов у детей в своем докладе осветила зав. кафедрой стоматологии детского возраста Алтайского ГМУ Сарап Л.Р «Реминерализующая терапия в профилактике и лечении стоматологических заболеваний» (соавторы доклада Кудрина К.О. и Рудь А.Ю.). Со стороны кафедры детской стоматологии МГМСУ им. А.И. Евдокимова вниманию слушателей было представлено два доклада: «Сложный клинический случай заболевания слизистой оболочки полости рта» (лектор - доц. С.Ю. Страхова, которая на протяжении многих лет специализирутся в данной области и имеет множество клинических примеров их собственной практики) и «ВИЧ-инфекция - знать и не бояться» (докладчик - аспирант кафедры Сундукова К.А., которая активно сотрудничает с коллегами с кафедры инфекционных заболеваний МГМСУ им. А.И. Евдокимова и проводит соответсвующие научные исследования; доклад явился результатом ее диссертационной работы, представленной в ближайшее время к защите на степень кандидата мед. наук).
В рамках практической части программы был проведен мастер-класс "Лечение зубов у детей - это не только стеклоиномерные цементы" (проф. Кисельникова Л.П., Вислобокова Е.В.).
Симпозиум завершился обсуждением и обменом мнениями. В прениях выступили заведующий кафедрой детской стоматологии Крымского государственного медицинского университета им. С. И. Георгиевского доцент В.Н. Жирова, главный детский стоматолог Санкт-Петербурга Я. Ю. Седнева, врач - стоматолог ДСП № 35 г. Москва Насырова Г.И. и заведующая детским стоматологическим отделением Пестрякова И. г. Ростов - на- Дону и другие. Российские детские стоматологи часто встречаются на одной научной площадке, поэтому сама идея форума - создать платформу для профессионального общения, в течение уже 15 лет воплощаемая в жизнь руководством МГМСУ им. А.И. Евдокимова, секцией детской стоматологии СтАР и МВЦ «Дентал - Экспо», безусловно, дает богатые плоды. Данное ежегодное февральское мероприятие привлекает все больше и больше участников, в частности и детских стоматологов из самых разных уголков России и стран СНГ.
В рамках Дентал-Ревю, на базе МГМСУ им А.И. Евдокимова были проведены мастер-классы:
- Алгоритм проведения профессиональной гигиены в детском возрасте (асс. Зуева Т.Е., асс.Романовская В.Н.)
- Травматические повреждения зубов у детей (доц. Осипов Г.А.)
- Заболевания слизистой оболочки полости рта у детей (доц. Страхова С.Ю.)
- Современные эндодонтические технологии в детской стоматологии (двухдневный, проф. Л.П, Кисельникова, асс. Н.Ю. Васильева)
Не стоит затягивать с первым визитом ребенка в стоматологическую клинику: важно, чтобы знакомство с врачом начиналось не с лечения, а с профилактического осмотра - так можно заложить основу для многолетней дружбы.
Для современной детской клиники важны все мелочи: наличие комфортной игровой и комнаты, где маленькие пациенты смогут отдохнуть после лечения под наркозом, широкий выбор игрушек - не простых, а стоматологических, которые помогут вовлечь маленьких пациентов и пациенток в процесс лечения. Врачи и медсестры в детской клинике носят яркую спецодежду, чтобы не вызывать у ребенка неприятных ассоциаций с белым халатом. Даже специфичные запахи медикаментов в детской клинике стараются удалять. Аквариум с рыбками, телевизор с мультфильмами, раскраски и альбомы для рисования - все это поможет ребенку расслабиться, почувствовать себя комфортно. В ситуации, когда требуется большой объем помощи, детям проводят лечение зубов во сне , для чего в клинике имеется полноценный кабинет анестезии.
Чем отличается лечение зубов у детей и взрослых?
Конечно, главное отличие - это возраст пациента. Дети любые ощущения воспринимают очень остро, и один неудачный опыт встречи со стоматологом может привести к тому, что впредь усадить ребенка в кресло и уговорить открыть рот будет трудно. Поэтому огромное значение имеет личность врача - умение устанавливать контакт с ребенком, проявлять неподдельный интерес к нему, внимание ко всем мелочам.
Лечение зубов у детей проводится в игровой форме, но при этом все манипуляции врач проводит максимально быстро и безболезненно. При наличии множественного кариеса и других проблем, которые создают большой объем работы, врач может порекомендовать при отсутствии противопоказаний провести . Ведь даже самые спокойные и контактные маленькие пациенты устают от долгого сидения в кресле, что сводит на нет позитивные впечатления от посещения стоматологической клиники.
Молочные детские зубы - еще одно важное отличие в стоматологии детей и взрослых. Родители часто заблуждаются, что молочные зубы не надо лечить - все равно скоро выпадут (другой вариант этого заблуждения: лучше сразу удалить больной молочный зуб - пусть поскорее вырастет новый). На самом деле лечение и сохранение молочных зубов очень важно. Почему?
Во-первых, при преждевременном удалении молочного зуба начнется смещение зубного ряда: соседние зубы будут смещаться в сторону отсутствующего, и постоянный зуб может вырасти неправильно. Во-вторых, под молочными зубами находятся зачатки постоянных (они закладываются еще во внутриутробном периоде), и глубокий кариес, поразивший молочный зуб, может пойти глубже и затронуть постоянный зуб.
Проблемы с зубами у детей требует моментальной реакции, так как воспалительные процессы развиваются очень быстро: еще вчера ребенок чувствовал себя нормально, а сегодня он мучается зубной болью и высокой температурой. В таком случае нужно как можно скорее обратиться в клинику для лечения, а не пытаться снять боль и температуру дома.
Профилактика - важнее всего
Для детей еще больше, чем для взрослых, важна профилактика: посещать нужно как минимум дважды в год, не ожидая, пока ребенок начнет жаловаться на зубную боль. Своевременное выявление кариеса позволит избежать будущих проблем с зубами и провести лечение быстро и безболезненно.
Часто в качестве профилактики детские стоматологи рекомендуют провести герметизацию фиссур, защитив слабую эмаль жевательной поверхности зубов. Фиссуры - углубления, ямки на жевательных поверхностях - становятся местом размножения бактерий. Тонкая эмаль и невозможность очистить эти углубления при помощи щетки и пасты приводит к быстрому развитию кариеса.
Помимо проведения профилактических и лечебных процедур врач должен научить ребенка правильно ухаживать за полостью рта. Часто у родителей возникают вопросы, как привить сыну или дочери правильные привычки - и здесь поможет врач-стоматолог, который расскажет, как помочь ребенку приучиться регулярно чистить зубы.
На портале Stom-Firms.ru собраны клиники, предлагающие услуги детской стоматологии в Москве. В наглядных и удобных для сравнения таблицах представлены цены на лечение и удаление молочных зубов, а также другие услуги стоматологи для детей. Полезны будут отзывы родителей, уже посетивших врача со своими малышами - с помощью их комментариев можно подобрать хорошего специалиста, который найдет подход к ребенку и не привьет ему страха перед лечением зубов.
Как выбрать детскую стоматологическую клинику в Москве?
Главная задача детской стоматологии заключается не только в лечении кариеса и воспалительных заболеваний слизистой, но и в профилактическом наблюдении за развитием зубов, формированием прикуса. Визит к врачу не должен вызывать у ребенка страха, поэтому важно правильно подобрать клинику и выбрать хорошего специалиста.
Специфика лечения детей разных возрастов
Для каждого возраста детей характерны свои стоматологические проблемы, объясняющиеся спецификой развития ребенка в том или ином возрасте. Малыши в возрасте 2-4 лет в основном страдают следующими проблемами: травмы зубов (поломки, сколы), кариес молочных зубов или зубной налет.
В этом возрасте малыши еще редко чистят зубы сами достаточно хорошо, и детский зубной врач должен дать рекомендации родителям о том, как правильно проводить эту процедуру. При необходимости проводится профессиональная чистка полости рта, а для предотвращения развития кариеса стоматологи рекомендуют герметизацию фиссур (трещинок на эмали), серебрение.
Дети более старших возрастов сталкиваются с дополнительными проблемами: неправильный прикус, кариес и пульпит коренных и молочных зубов, задержка выпадения молочных зубов. Эти проблемы нужно решать своевременно, чтобы не допустить плохих последствий в виде присоединения инфекционных заболеваний, воспалений и прочего.
Перечень услуг детских стоматологических клиник
Современная детская стоматология предоставляет своим пациентам широкий перечень услуг по лечению зубов:
- Профилактические мероприятия по предотвращению заболеваний зубов у детей.
- Лечение кариеса молочных и постоянных зубов у детей.
- Лечение детского пульпита и периодонтита.
- Лечение некариозных поражений зубов: клиновидные дефекты, эрозии и так далее.
- Реставрация зубов.
- Исправление аномалий прикуса.
- Анестезиология, наркоз и седация.
Все вопросы по лечению зубов можно задать как лично, обратившись к детскому стоматологу в Москве, так и позвонив по контактным телефонам медицинского учреждения.
Почему выбрать стоматолога для ребенка особенно трудно?
Взрослые пациенты знают, как трудно выбрать стоматологию, и какой страх до сих пор вызывают зубные врачи у некоторых людей. Для малыша такой поход и вовсе может стать настоящим стрессом. Поэтому, выбирая из множества детских стоматологических клиник в Москве, нужно учитывать целый ряд факторов:
- Перечень услуг, предоставляемый в центре.
- Уровень квалификации детских стоматологов и опыт работы. Предпочтение рекомендуется отдавать врачам, проработавшим по специальности более 5 лет.
- График работы. Лучше если детская стоматология работает круглосуточно, ведь проблема может возникнуть в любое время, а перечень обезболивающих средств, разрешенных детям, весьма ограничен.
- Важно заранее узнать, с детьми какого возраста работают специалисты заведения, поскольку к самым маленьким пациентам требуется особый подход, а зачастую и специально оборудованные кабинеты, и детские комнаты.
- Если детская стоматологическая клиника оказывает услугу лечения под общим наркозом, то каковы условия пребывания детей и сопровождающих в стационаре.
И, конечно, важно выяснить, имеется ли у заведения лицензия на осуществление подобной деятельности.
Что определяет цены на детскую стоматологию в клинике?
Разница в ценах в различных детских стоматологиях может быть весьма значительна. В основном на стоимость влияют следующие параметры:
- Опыт и квалификация врачей. Их способность наладить контакт с ребенком.
- Оснащенность клиники и ее соответствие современным стандартам обслуживания.
- Уровень и стоимость используемых расходных материалов.
- Сложность выполняемых процедур.
- Статус и популярность лечебного учреждения.
Как высококачественные, так и общие услуги могут оказать и обычная детская городская стоматология, и элитная клиника. Платные центры часто создают программы скидок на услуги комплексного лечения.
Зубо-челюстная система ребенка всего за несколько лет претерпевает огромные изменения. Происходит прорезывание и полная смена зубов. Часто именно от того, насколько качественным и своевременным будет лечение зубов в этом возрасте, зависит здоровье полости рта уже взрослого человека.
Стоматология детского возраста и профилактика
Часто родители не уделяют достаточного внимания лечению молочных зубов ребенка и соблюдении простых правил гигиены. Результатом этого может стать удаление молочного зуба - это стресс для ребенка и высокий риск развития зубо-челюстных аномалий. Кроме того, в запущенных случаях и при отсутствии должного лечения может произойти гибель зачатка постоянного зуба - он уже не прорежется.
Особенности детской стоматологии и профилактики
Молочные зубы имеют более пористую и рыхлую по своей структуре эмаль. Это объясняется несовершенным механизмом ее минерализации. Под молочными зубами и между их корнями располагаются зачатки постоянных зубов. Корни молочных зубов постепенно рассасываются, освобождая место для их роста. Сохранить молочные зубы просто необходимо - это позволит успешно завершить процесс формирования зачатков.
Однако часто поход к стоматологу - это стресс для ребенка и родителей. Спешим Вас успокоить: в детской стоматологии сегодня применяются исключительно безболезненные методы лечения. Ребенок становится полноправным участником процесса: выбирает цвет пломбы, ортодонтической пластинки или брекетов.
Профилактика кариеса у детей
1. Профессиональная гигиена полости рта - это удаление твердых отложений (зубного камня) и мягкого зубного налета. Они не только придают зубам неэстетичный желтый оттенок, но и существенно повышают бактериальную нагрузку. Налет скапливается преимущественно на границе зуба и десны, а потому дети с нерегулярной гигиеной полости рта часто страдают от пришеечного кариеса. В процессе чистки все отложения удаляются, поверхность зубов полируется.
2. Глубокое фторирование зубов - это совершенно безопасная профилактическая процедура, которая давно завоевала свое место в стоматологии детского возраста и профилактике кариеса. Поверхность зубов обрабатывается специальными препаратами, содержащими фтор в биодоступной форме. Процедура делает эмаль более плотной, прочной и устойчивой к воздействию патогенной микрофлоры.
3. Герметизация фиссур - простая профилактическая процедура, которая существенно снижает риск развития фиссурного кариеса у детей. Дело в том, что естественные углубления и бороздки на жевательной поверхности зубов часто служат пристанище для бактерий и остатков пищи. глубокие щелевидные и каплевидные фиссуры невозможно качествен очистить при помощи обычной щетки. В таком случае стоматолог запечатывает фиссуру специальным герметиком, который предотвращает попадание в нее мелких частиц и микробов. Герметизировать фиссуры, которые уже поражены кариесом, нельзя. В такой ситуации показано пломбирование.
Стоматология детского возраста в клинике Avantis 3D
Здоровые зубы в зрелом возрасте и в старости - это хороший уход с самого раннего возраста. Стоматологи клиники Avantis 3D осуществляют высококачественное лечение зубов у детей любого возраста. Помните о профилактике: предотвратить кариес гораздо легче, чем лечить его.
Avantis 3D - высококачественная стоматология детского возраста и профилактика кариеса по доступной цене.
Врачи по направлению
Используем собственное програмное обеспечение для моделирования вашей улыбки
В нашей клинике моделирование улыбки осуществляется при помощи собственного программного обеспечения. Оно находит применение при протезировании зубов, в ходе ортодонтического лечения и имплантации. Инновационная программа 3D моделирования Avantis востребована на рынке, ее преимущества уже успели оценить многие врачи-стоматологи. Применение такой методики способствует визуализации полученного результата еще до начала лечения, уточнению всех параметров, а также выбору наиболее приемлемого решения. В нашей клинике Вы получите лечение экстра-класса с использованием самых современных программных модулей.
УДК 616.31-053.2(075,8) ББК 56.6 П26
Рецензенты: В.Г. Сунцов - докт. мед. наук, проф., зав. кафедрой стоматологии детского возраста ОГМА; А.А. Маме-дов - докт. мед. наук, проф., зав. кафедрой детской стоматологии ММА им. И.М. Сеченова; И.М. Шулькина - доцент кафедры стоматологии детского возраста Санкт-Петербургского медицинского университета им. акад. И.П. Павлова.
Персии Л.С, Елизарова В.М., Дьякова СВ.
П26 Стоматология детского возраста. - Изд. 5-е, перераб. и доп. - М.: Медицина, 2003. - 640 с: ил. (Учеб. лит. Для студентов мед. вузов.) ISBN 5-225-04354-2
В пятом издании учебника (четвертое вышло в 1991 г.) рассмотрены вопросы формирования и развития полости рта , зубов, мягких тканей, костей лицевого черепа и анатомо-физиологические особенности челюстно-лицевой области в различные периоды детства. В соответствии с программой МЗ РФ по стоматологии детского возраста (2001) представлены новые сведения о заболеваниях зубов, слизистой оболочки полости рта, пародонта у детей, способы их диагностики, профилактики и комплексного лечения. Показана взаимосвязь стоматологических заболеваний с соматическим здоровьем ребенка, освещены новые подходы к диагностике врожденных пороков развития, заболеваний височно-нижнечелюстного сустава, лечебные и реабилитационные мероприятия в системе диспансеризации детей с воспалительными, травматическими, опухолевыми поражениями челюстно-лицевой области.
В разделе ортодонтии описаны современные методы антропометрической, рентгенологической и функциональной диагностики, а также аномалий зубов, зубных рядов, челюстных костей и окклюзии у детей.
Учебник отражает единство и комплексность в специализированных формах лечения детей со стоматологическими заболеваниями челюстно-лицевой области.
Для студентов стоматологических факультетов вузов.
ББК 56.6
Дьякова СВ. - заслуженный врач РФ, докт. мед. наук, профессор, зав. кафедрой детской челюстно-лицевой хирургии и хирургической стоматологии МГМСУ
Елизарова В.М. - заслуженный врач РФ, докт. мед. наук, профессор, зав. кафедрой детской терапевтической стоматологии МГМСУ
Кузьмина Э.М. - заслуженный врач РФ, докт. мед. наук, профессор, зав. кафедрой профилактики стоматологических заболеваний, декан ФПДО МГМСУ
Персии Л.С. - чл.-кор. РАМН, докт. мед. наук, профессор, зав. кафедрой ортодонтии и детского протезирования МГМСУ
Абрамов В.А. - канд. мед. наук, доцент кафедры детской челюстно-лицевой хирургии и хирургической стоматологии МГМСУ
Аникиенко А.А. - канд. мед. наук, ассистент кафедры ортодонтии и детского протезирования МГМСУ
Васина С.А. - канд. мед. наук, доцент кафедры профилактики стоматологических заболеваний МГМСУ
Вашкевич В.П. - канд. мед. наук, доцент кафедры детской челюстно-лицевой хирургии и хирургической стоматологии МГМСУ
Выгорко В.Ф. - канд. мед. наук, ассистент кафедры детской терапевтической стоматологии МГМСУ
Гаврилова О.А. - канд. мед. наук, доцент кафедры стоматологии детского возраста Тверской медицинской академии
Гальперина Р.Л. - канд. мед. наук, ассистент кафедры детской челюстно-лицевой хирургии и хирургической стоматологии МГМСУ
Гемонов В.В. - докт. мед. наук, профессор кафедры ортодонтии и детского протезирования МГМСУ
Гиоева Ю.А. - канд. мед. наук, доцент кафедры ортодонтии и детского протезирования МГМСУ
Дроботько Л.Н. - канд. мед. наук, доцент кафедры детской терапевтической стоматологии МГМСУ
Ерадзе Е.П. - канд. мед. наук, доцент кафедры детской терапевтической стоматологии МГМСУ
Золотухина Г.А. - канд. мед. наук, ассистент кафедры ортодонтии и детского протезирования МГМСУ
Иванов А.В. - челюстно-лицевой хирург детского отделения врожденной патологии, челюстно-лицевой хирургии и хирургической стоматологии МГМСУ
Ильина СБ. - канд. мед. наук, доцент кафедры детской челюстно-лицевой хирургии и хирургической стоматологии МГМСУ
Все права авторов защищены. Ни одна часть этого издания не может быть
занесена в память компьютера либо воспроизведена любым способом без пред
варительного письменного разрешения издателя.
Предисловие 12
Часть
первая
Раздел
1. Общие вопросы стоматологии детского возраста
14
Краткий исторический очерк 14
Развитие и возрастные особенности ребенка 20
Развитие лица, полости рта и зубов 20
Периоды детского возраста 28
Особенности строения челюстно-лицевой области. Прорезывание зубов 34
Особенности строения некоторых органов и систем 50
Взаимосвязь стоматологических и соматических заболеваний 60
Ребенок, врач, родители 65
2. 1. Распространенность и интенсивность основных стоматологических забо
леваний у детей 67
2. 2. Роль зубного налета и углеводов в развитии кариеса 69
2. 3. Процессы де- и реминерализации эмали 71
2. 4. Недостаток фторидов и кариес зубов 72
2. 5. Механизм развития воспалительных заболеваний пародонта 74
2. 6. Методы первичной профилактики основных стоматологических заболе
ваний у детей 76
2. 7. Эндогенное использование препаратов фтора 83
2. 8. Применение средств местной профилактики 85
2. 9. Стоматологическое просвещение. Мотивация населения к поддержанию
здоровья полости рта 88
2.10. Особенности профилактики стоматологических заболеваний у беремен
ных, детей и подростков 90
Раздел 3. Диспансеризация детского населения у стоматолога 95
Цели, задачи, принципы и критерии диспансеризации 95
Организация диспансеризации 96
Принципы анестезиологии в детской стоматологии 114
Местное обезболивание 118
Общее обезболивание 121
Потребность в обезболивании в клинике детской терапевтической стоматологии 126
Интенсивная терапия и реанимация 132
5.1. Некариозные поражения твердых тканей зуба 138
Гипоплазия эмали 139
Эндемический флюороз зубов 148
Наследственные нарушения развития твердых тканей зубов 152
Особенности развития кариеса у детей 162
Лечение кариеса 168
6.1. Пульпит 175
Особенности развития пульпита 175
Лечение пульпита 182
Особенности развития периодонтита 190
Лечение периодонтита 196
Операция удаления зуба 204
Одонтогенный периостит челюстных костей 208
Одонтогенный остеомиелит челюстных костей - 214
Гематогенный остеомиелит костей лица 235
Воспалительные заболевания мягких тканей челюстно-лицевой
Воспалительные заболевания слюнных желез 247
Воспалительные корневые кисты челюстей 259
Схема построения рациональной терапии при воспалительных заболеваниях челюстно-лицевой области 262
Поражения слизистой оболочки полости рта травматического происхождения 265
Поражения слизистой оболочки полости рта при инфекционных заболеваниях 269
7.2.1.1. Схема оказания лечебной помощи при остром герпети
ческом стоматите 280
Местное лечение 280
Общее лечение 281
Рецидивирующий герпетический стоматит 281
Герпетическая ангина 282
Стрептостафилококковые поражения (гиподермии) 284
Заболевания слизистой оболочки полости рта, вызываемые специфической инфекцией 286
Поражения слизистой оболочки полости рта, обусловленные аллергией 289
Хронический рецидивирующий афтозный стоматит 289
Многоформная экссудативная эритема 290
Поражения слизистой оболочки полости рта, вызванные приемом лекарственных средств 292
Изменения слизистой оболочки полости рта при заболеваниях различных органов и систем организма 294
Заболевания языка 298
Заболевания губ 300
Проявления ВИЧ-инфекции в полости рта 301
Обследование детей с заболеваниями пародонта 303
Классификация заболеваний пародонта 307
Гингивит 308
Пародонтит 312
Пародонтоз 313
8.2.4. Идиопатические заболевания с прогрессирующим лизисом тканей
пародонта 313
8.2.5. Пародонтомы 317
3. Принципы лечения заболеваний пародонта 317
4. Профилактика заболеваний пародонта 322
Часть вторая
а з д е л 9. Врожденные пороки развития лица, челюстей и зубов 328
. 1. Аномалии развития слизистой оболочки полости рта. Сверхкомплектные
зубы 329
2. Расщелины лица 336
3. Врожденные кисты и свищи шеи. Дермоидные кисты 339
4. Пороки развития верхней губы 341
9.4.1. Врожденная расщелина верхней губы 342
9.4.1.1. Хирургическое лечение врожденной расщелины верхней
губы (хейлопластика) 344
9.4.1.2. Ринохейлопластика 349
5. Врожденная расщелина неба 350
9.5.1. Пороки развития неба 350
9.5.1.1.
Хирургическое лечение врожденной расщелины неба (ура
нопластика) 353
9.5.1.2. Костная пластика альвеолярного отростка 357
|.6. Диспансеризация детей с врожденными пороками развития лица 358
" а з д е л 10. Повреждения зубов, челюстных костей и мягких тканей лица. . . 366
0.1. Травма зубов " 367
0.2. Травмы мягких тканей лица 385
0.3. Повреждения челюстных костей 397
Повреждения костей лица 397
Травматический остеомиелит костей лица 402
Диагностика переломов костей лица 405
Лечение костных повреждений 407
11.1.
Первично-костные повреждения и заболевания височно-нижнечелюст
ного сустава 412
11.1.1. Лечение вторичного деформирующего остеоартроза и анкилоза
височно-нижнечелюстного сустава 421
11.2.
Функциональные заболевания височно-нижнечелюстного сустава и их
исходы в подростковом возрасте 426
Раздел 12. Опухоли и опухолеподобные образования мягких тканей
и костей лица 431
Особенности опухолей у детей 431
Новообразования мягких тканей полости рта, лица и шеи 435
Общие принципы диагностики и лечения 435
Доброкачественные опухоли и опухолеподобные образования слизистой оболочки полости рта, мягких тканей лица и шеи 440
Сосудистые новообразования челюстно-лицевой области 445
Лимфангиома 456
Нейрофиброматоз 464
Опухолеподобные образования из железистого эпителия 467
Общие принципы диагностики и лечения 471
Доброкачественные опухоли 474
Опухолеподобные поражения костей лица 484
Одонтогенные опухоли и сходные с опухолями поражения челюстей 488
Кисты челюстей 494
Злокачественные опухоли челюстных костей 496
Раздел 13. Ортодонтия 505
13.1. Организация ортодонтической помощи 505
Организация работы ортодонтического отделения 505
Оборудование и инструментарий ортодонтического отделения. Правила асептики 506
Организация работы врача-ортодонта 507
Организация работы зуботехнической лаборатории 507
Формирование прикуса молочных зубов 508
Период смены молочных зубов на постоянные 509
Период формирования прикуса постоянных зубов 510
Виды и классификации зубочелюстных аномалий 513
Этиология зубочелюстных аномалий 518
Эндогенные причины 518
Экзогенные причины 520
Клиническое обследование пациента 523
Антропометрические исследования лица и головы пациента 524
Измерения гипсовых моделей челюстей 527
Графические методы диагностики 532
Рентгенологические методы исследования 533
Функциональные методы исследования 538
13.6.1. Аппаратурный метод лечения 543
Механически действующие (активные) аппараты 546
Функционально-действующие (пассивные) аппараты.... 558
Аппараты комбинированного действия 561
Ретенционные аппараты 562
Профилактические аппараты 563
Лечебная гимнастика 564
Физиотерапевтические методы лечения, применяемые
Виды перемещения зубов при ортодонтическом лечении 568
Диагностика и лечение аномалий зубов 571
Аномалии количества зубов 571
Аномалии размеров зубов 574
Аномалии формы зубов 575
Аномалии структуры твердых тканей зубов 575
Нарушение сроков прорезывания зубов 577
Аномалии положения зубов 579
13.10. Аномалии окклюзии зубных рядов 595
Дистальная окклюзия зубных рядов 598
Мезиальная окклюзия зубных рядов 602
ивая дизокклюзия 616
u.i^.J. Обратное резцовое перекрытие 620
13.13. Аномалии челюстных костей "22
Приложение I. Тестовые задачи 627
Приложение 2. Эталон правильных ответов к тестовым заданиям 63 V
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ
АВК - артериовенозные коммуникации
БИК - болезнь Иценко-Кушинга
ВДОА - вторичный деформирующий остеоартроз
ВНЧС - височно-нижнечелюстной сустав
ГБО - гипербарическая оксигенация
ДИ - дикротический индекс
ИГ - индекс гигиены
ИДЖ - индекс десневой жидкости
КДА - компрессионно-дистракиионный аппарат
КП - кариес пломбы
КПИ - комплексный периодонтальный индекс
КПУ - уровень интенсивности кариеса постоянных зубов
кпу - уровень интенсивности кариеса молочных зубов
КТ - компьютерная томография
МГК - медико-генетическое консультирование
МГКО - Международная гистологическая классификация опухолей
МГЭ - местная гипоплазия эмали
МРТ - магнитно-резонансная томография
ПИ - пародонтальный индекс
ПТГ - паратиреоидный гормон
ПЦР - полимеразная цепная реакция
РИ - реографический индекс
РМА - индекс воспаления сосочка (Р), маргинального края (М) и
части десны (А) СДАЛ - солкосерил-дентальная адгезивная паста СИЦ - стеклоиономерные цементы ТРГ - телерентгенограмма УФО - ультрафиолетовое облучение ЧЛО - челюстно-лицевая область ЭОД - электроодонтодиагностика CPJ - коммунальный пародонтальный индекс
Профессору
Александру Александровичу
Колесову
посвящается
ПРЕДИСЛОВИЕ
Учебник «Стоматология детского возраста», который вы сейчас открыли, значительно отличается от предыдущих изданий (последнее из которых вышло более 10 лет назад). Это связано с появлением обширной информации, касающейся всех разделов детской стоматологии, и с большим опытом преподавания предмета. В основе лежит неразрывная связь, обусловленная единством взглядов на стоматологию периода детского возраста.
К фундаментальным разделам дисциплины относятся профилактика стоматологических заболеваний у детей, терапевтическая и хирургическая стоматология детского возраста, ортодонтия, детское протезирование. Эти разделы студенты изучают на II-V курсах стоматоло гического факультета.
Освещение теории, семиотики, клинических проявлений и лечения стоматологических заболеваний у детей многие годы позволяло создавать дифференцированную мотивацию студентов к постградуальной подготовке специалиста и позволяет утверждать, что данная форма разделения преподавания по единой методологической схеме определяется учебным планом и Программой, утвержденной МЗ РФ, и является более прогрессивной.
Стоматология детского возраста - одна из самых молодых дисциплин, включающая стоматологию и педиатрию, интенсивно развивающиеся в РФ. Это проявляется не только созданием соответствую-
щих кафедр в медицинских академиях и университетах, но и развитием разветвленной сети специализированной поликлинической и стационарной помощи детям со стоматологическими заболеваниями челюстно-лицевой области.
Врач-стоматолог детский - наиболее массовая профессия в системе охраны здоровья матери и ребенка. Сама же дисциплина характеризуется изучением стоматологических заболеваний на основе знаний возрастных анатомо-физиоло-гических особенностей ребенка, периодов его развития в анте- и пост-натальном периодах жизни.
Авторы стремились отразить новейшие сведения по всем темам , изучаемым в рамках учебного плана и программы, дать студентам базовые знания по дисциплине в период обучения в вузе и сформировать осознанную мотивацию к специализации в постградуальный период. Считаем, что такой подход в подготовке специалистов будет способствовать сохранению общего и стоматологического здоровья детей, повышению его уровня, т.е. созданию основы социально здорового общества.
Учебник составлен по разделам преподавания согласно учебному плану, программе и соответственно объему учебного времени.
В каждом разделе учебника обозначена цель - предоставить необходимые детскому стоматологу знания, обеспечивающие ориентацию в освоении дисциплины на после-
дующих этапах подготовки к практической деятельности. Кроме того, в некоторых разделах сделан акцент на профилактике, диагностике и лечении стоматологических заболеваний, усвоении основ их распознавания и своевременном направлении больного для получения специализированной помощи. В каждом разделе уделено внимание организационно-лечебной направленности обучения.
Авторы, имея 10-летний опыт преподавания стоматологии детского возраста по разделам, уверены, что в ближайшем будущем будет проведена реформа кафедр с целью улучшения качества и стиля преподавания, а также увеличения объема знаний каждого из этих разделов соответственно номенклатуре врачебных специальностей.
Стоматология детского возраста - одна из наиболее сложных клинических дисциплин. Внимание к ней обусловлено значительным удельным весом детей среди населения нашей страны, а сфера помощи детскому населению касается самой перспективной части общества.
Признание охраны здоровья матери и ребенка приоритетным направлением медицины обусловливает необходимость разработки и реализации мероприятий по усилению лечебно-оздоровительной работы среди женщин, детей и подростков. В настоящее время стоматологические учреждения выполняют требования приказа Минздрава СССР и Госкомитета СССР по народному образованию от 11.08.88 г. № 639/271 «О мерах по улучшению
профилактики стоматологических заболеваний в организованных детских коллективах» и приказа Минздрава СССР от 18.11.88 г. № 830 «О комплексной программе развития стоматологической помощи в СССР».
Проблема охраны материнства и детства приоритетна во всех странах мира. Это подтверждено Конвенцией ООН «О правах ребенка» (1989), Всемирной декларацией «За выживание, защиту и развитие детей» (1990) и другими важными документами: приказами Минздрава РФ «О дальнейшем развитии медико-генетической службы» (1993), «О введении аудиологического скрининга новорожденного» (1996), приказом Минздрава РФ и Министерства труда РФ «Об утверждении формы направления детей в возрасте до 16 лет на освидетельствование в учреждения медико-социальной защиты».
В нашей стране охрана здоровья матери и ребенка гарантируется Конституцией РФ (статьи 7, 15, 71, 72, 80).
Приоритетность охраны детства как государственной политики подтверждается Указом Президента РФ 1994 г. «Об основных направлениях государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации», а также президентскими программами «Дети России», «Дети Севера», «Дети Чернобыля», «Дети-сироты» и др.
Все замечания и предложения, направленные на улучшение учебника, будут приняты авторами с благодарностью.