Как проверить слух у ребенка 3 месяца. Как интерпретировать результаты проверки слуха этим методом. Формы и причины нарушений слуха

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Хочу описать, каков обычный порядок действий, и, какие обследования нужно будет проходить, если есть подозрение на нарушения слуха у ребенка. Речь пойдет в основном о Москве и о государственных учреждениях. В частных фирмах все может быть иначе и туда можно обратится за конкретным каким-нибудь обследованием. В регионах действия будут похожими, а обследования теми же самыми, только скорее всего придется ехать, как минимум, в областной центр.

Дай бог, чтобы вам не пригодилась эта информация, как проверить слух у ребенка. Хотя, с другой стороны, в тугоухости нет ничего ужасного (только на первый взгляд), люди с этим жили и живут, и порой гораздо более счастливо, чем мы слышащие.

ОАЭ (500 руб), импедансометрию (500 руб), объективную аудиометрию КСВП (2500 руб) можно сделать в частном порядке, например в той клинике, которой вы доверяете (многие рекомендуют Отофон в Москве и сурдолога Смирнову, а также Мелфон и Шиманскую). Однако, государственные исследования тоже стоит пройти, так как только после них можно будет оформить инвалидность, что позволит бесплатно получить слуховые аппараты и сделать кохлеарную имплантацию по квоте. К тому же дублирование обследований никогда не помешает.

Важно учесть, что слух может меняться с возрастом, как в худшую сторону, так и в лучшую, поэтому аудиометрию повторяют периодически. Особенно это касается недоношенных и маловесных детей, у которых нервная система формируется позже. Вряд ли, конечно, ребенок станет полностью слышащим, но степень тугоухости может поменяться на одну ступень. Впрочем и у обычных новорожденных окончательный диагноз можно получить к полугоду-году.

Как проверить слух у ребенка в домашних условиях

Я скептически отношусь к подобным проверкам, так как все очень индивидуально и можно много не заметить или неправильно интерпретировать. Впрочем, это касается и врачебных обследований тоже. Поэтому всегда имеет смысл читать все в интернете, перепроверять диагнозы у нескольких врачей и включать свою голову. Реально очень сложно у маленького человечка определить все очень точно. Например, может казаться что ребенок реагирует на звук, однако он просто видит, как вы трясете погремушкой. Если ребенок плохо слышит, то, как правило, у него очень цепкий взгляд, и также он еще и реагирует на вибрацию, вызываемую звуками.

Ребенок начинает проявлять реакцию на звуки уже с месяца — замирает, вздрагивает, может плакать начать. Есть разные способы, как проверить слух у ребенка дома, но все сводятся к одному и тому же. Расскажу пару штук:

  • Взять две баночки и насыпать в одну из них крупу, вторую оставить пустой. Одновременно, трясти ими около ушей. Две нужно, чтобы ребенок реагировал именно на звук, а не на движение. Сначала попробовать гречку, потом рис, потом горох. Разные крупы соответствуют разным частотам звука. Смотреть, есть ли какая-нибудь реакция.
  • Позади ребенка издать громкий звук, например стукнуть крышками от кастрюль. Важно, чтобы он вас не видел. Если слышит, должен вздрогнуть.
  • Еще можно попробовать различные громкие звуки — голосом, хлопки в ладоши и тд.

Я бы посоветовал прислушаться к своей интуиции, если вы чувствуете, что что-то не в порядке идите к сурдолгу и обследуйтесь. Нам в поликлинике давать направление в сурдоцентр не хотели, мол все нормально, слышит он у вас, а мы чувствовали, что что-то не так. Помните, ранее слухопротезирование может дать очень хорошие результаты! Чем раньше узнаете, тем будет больше времени на принятие решений, обследования, да и проще обучаться.

Как мы экономим на добавках и витаминах

Витамины, пробиотики, муку без глютена, косметику, спортивное питание, мы заказываем на iHerb.com (по ссылке скидка 5$). Доставка в Москву всего 1-2 недели. Многое дешевле в несколько раз, нежели брать в российском магазине.

На громкие звуки ограничится вздрагиванием или он может развести ручки и, как бы обнять себя, медики называют это синдромом Моро. В месяц ребенок начнет замирать, слыша громкие звуки.

Слух 2 или 3- малыша можно определить, наблюдая за его реакцией на голос матери, как правило, дети оживляются, улыбаются, двигают ножками и , агукают. То, что малыш пытается агукать, является хорошим признаком проверки его слух а. Поворачивать голову на резкий звук погремушки или другого громкого звука ребенок начинает в возрасте от 3 , до этого его мышечная система еще не обладает нужной координацией.

Спящего ребенка должны беспокоить резкие звуки, если его возраст больше 1,5-2 месяцев. После он должен начинать лепетать, пытаться произносить какие-то слоги на своем языке, а от до года произносить отдельные слова и пытаться ответить на слова взрослых, при этом поворачивая голову на звук, даже, если он идет со стороны спины.

Родителей должны насторожить не соответствующие возрастным нормам реакции ребенка на звуки. Порой кажется, что малыш отстает в развитии, это бывает, ведь плохо слышащий ребенок не совсем правильно воспринимает информацию окружающего мира.

Проверить слух можно в медицинском учреждении или центре. Для этого сегодня существуют разные методы. Медицинские работники пользуются методом регистрации вызванной отоакустической эмиссии, методом регистрации вызванных слух овых потенциалов и методом акустической импедансометрии. Несомненно, родители должны внимательно относиться к своему ребенку, чтобы не пропустить заболевание, но при первых симптомах , надо обязательно обратиться к специалисту, чтобы тот развеял сомнения или направил на в квалифицированное учреждение.

Видео по теме

Источники:

  • как проверяют слух у новорожденных

Очень важную роль в развитии ребенка играет хороший слух . С его помощью малыш учится распознавать голоса, подражать различным звукам, а, следовательно, и говорить. На первый взгляд, точно определить слышит малыш или нет, довольно-таки сложно. Но и эта, казалось бы, практически невыполнимая задача имеет свое решение. Проверить слух у ребенка любого возраста под силу самим родителям в домашних условиях без использования современных аппаратов.

Инструкция

Чтобы вовремя понять, что у малыша есть -либо проблемы со слух ом, в первую очередь, достаточно быть очень родителем. Маме и папе следует знать некоторые особенности развития малыша в том или ином возрасте, следить за его реакцией на внешние раздражители, на громкие звуки, голос близких ему людей, а также обращать внимание на уровень речевого развития малыша.

Малыш с хорошим слух ом в возрасте от четырех до семи месяцев обычно поворачивает голову в сторону звука или знакомого голоса, при обращении к нему.

С семи до девяти месяцев карапуз должен издавать много различных звуков, поворачивать голову в сторону даже негромких звуков, начинает понимать самые простые слова, к примеру, «мама», «папа», «дай», «пока».

Поворачивать голову на тихие звуки, оборачиваться на свое имя, обращать внимание на говорящего человека, лепетать, имитировать различные звуки карапуз обычно начинает с до года. Такие действия в этом возрасте говорят о хорошем слух е

В статье разберемся, как проверить слух у детей.

С появлением в семье ребенка следует больше времени уделять его здоровью, в том числе и состоянию органов слуха. Разнообразные инфекции способны спровоцировать серьезные последствия. Наиболее распространенными осложнениями принято считать нарушение речи, неспособность к социализации в окружающем мире, тугоухость.

Чем раньше проблемы с ушами будут замечены родителями, тем быстрее удастся выявить и устранить причины воспаления, предотвратить вероятные осложнения. Для обнаружения нарушений важно периодически проводить у детей с самого рождения проверку слуха.

Чем чревато нарушение слуха?

Достоверно известно, что даже незначительные нарушения слуха способны приводить к серьезным отклонениям в процессе развития ребенка. Нарушения в строении органа слуха могут обладать временным характером. В подобных ситуациях оснований для переживания родителей нет.

Но запущенные состояния требуют помощи, вплоть до проведения хирургических вмешательств. Важно понимать, что последствия таких нарушений могут приобрести необратимый характер, вплоть до полной потери слуха.

Проверка слуха у новорожденных проводится в роддомах.

В более зрелом возрасте

Не исключены ситуации, когда нарушения появляются в более взрослом возрасте. Двух-трехлетний ребенок уже умеет разговаривать, но нарушение слуха может спровоцировать потерю речи. В таких ситуациях необходимо обращаться за специализированной помощью педагогов и врачей для сохранения способности общаться.

Именно поэтому необходимо тщательно следить за процессом развития ребенка, контролировать его слух и при выявлении малейших отклонений обращаться за помощью специалистов. Тесты на слух довольно просты.

Слух у ребенка может снижаться по причине наследственных патологических состояний и в результате некоторых заболеваний, среди которых простуда, грипп, отит, скарлатина, корь, свинка. Также не исключено снижение остроты слуха вследствие длительного использования антибиотических препаратов.

Как проверить слух у детей? Первоначально проверку можно осуществить дома. Но полное обследование у врача все же следует организовать в первые месяцы после рождения ребенка. Как правило, проводит ее отоларинголог в поликлинике.

человека: схема

Ухо является парным органом, отвечающим за восприятие звуков, контроль равновесия и ориентацию в пространстве. Локализуется в височной области черепной коробки, имеется вывод - наружные ушные раковины.

Ухо устроено следующим образом:

При взаимодействии всех отделов осуществляется передача звуковых волн, преобразованных в нейронный импульс и поступающих в мозг человеку.

Схема строения уха человека представлена ниже.

Причины нарушений слуха

Все у малышей можно условно подразделить на три разновидности:

  1. Сенсоневральная форма.
  2. Кондуктивная.
  3. Смешанная (кондуктивно-нейросенсорная).

Все они могут носить как патологический характер, так и быть приобретенными. Локализоваться могут одновременно в обоих ушах, но, как правило, затрагивают только одно ухо.

Кондуктивные нарушения развиваются вследствие травматизации уха или заболевания. Кроме того, кондуктивная тугоухость может появляться в результате аномалий развития среднего, наружного уха.

К кондуктивным нарушениям относятся также отиты любой разновидности, воспалительные процессы в глотке, носу, появление серных пробок, попадание в ухо инородных предметов. Как правило, нарушения такой формы с легкостью поддаются терапии.

К сенсоневральным нарушениям принято относить нарушения в строении среднего, внутреннего уха. Возникает подобная проблема вследствие травматизации среднего уха, недоношенности малыша, других дородовых заболеваний. В связи с этим сенсоневральные нарушения часто возникают из-за предрасположенности наследственного характера.

Следует обращать внимание на здоровье ребенка, если во время беременности у матери возникали следующие болезни:

  1. Паротит.
  2. Менингит.
  3. Воспаления вирусной природы, к примеру, краснуха, простуда, грипп.

Подобные нарушения способны спровоцировать и длительные курсы терапии антибиотическими препаратами.

К сожалению, терапия такого вида тугоухости (МКБ 10 - H90.3) занимает продолжительное время, период реабилитации затягивается. При этом в максимальном количестве случаев терапия оказывается нерезультативной. в таком состоянии является практически невозможным.

Смешанные нарушения развиваются в результате воздействия нескольких факторов одновременно. Терапия таких нарушений предполагает использование специальных медикаментозных средств и ношение специализированных звукоусилителей.

Методы проверки слуха рассмотрим ниже.

Предпосылки возникновения нарушений слуха

Следует обращать внимание на здоровье органов слуха, если ребенок в возрасте до года не пугается и не вздрагивает от громких звуков. Также признаками нарушения служат следующие факты:

  1. Ребенок не реагирует на чужую речь.
  2. Ребенок не поворачивается на голос родителей.
  3. Ребенок во время сна не реагирует на громкие звуки.
  4. Не поворачивает голову на звук, исходящий сзади.
  5. Не обращает внимания на игрушки, издающие звуки.
  6. К годовалому возрасту не понимает значения некоторых простых слов.
  7. Ребенок не начинает издавать новые звуки.

Признаки нарушений слуха у детей 1-3 лет несколько иные:

  1. Ребенок 1-2 лет не имеет связной речи.
  2. Происходит заметное нарушение в процессе формирования звукооборотов.
  3. Ребенок не воспринимает речь, часто переспрашивает.
  4. Ребенок не понимает речи человека, находящегося в другой комнате.
  5. Ребенок больше внимания обращает не на речь, а на мимику.

Проверка в домашних условиях

Итак, в домашних условиях? Определить его состояние могут несколько простых методик. Для этого потребуются издающие громкие звуки игрушки: гармошки, дудки, погремушки. Необходимо встать от ребенка на расстоянии 6 метров и издавать игрушками звуки. Малыш в первые секунды должен замирать, а затем поворачивать глаза или голову в сторону, откуда исходит звук.

Закрепить эффект можно следующим образом: издавать звуки попеременно в зоне видимости ребенка и за его спиной.

Имеется и другой тест на слух, который носит название «гороховая проба». Для проведения его понадобится три пустых непрозрачных бутылочки. В первую и вторую следует засыпать крупу (гречку, горох), третью - оставить пустой.

После этого родителю следует сесть на коротком расстоянии перед малышом и взять одну наполненную и пустую емкость. Затем следует начать трясти баночками на тридцатисантиметровом расстоянии от ребенка. Спустя минуту баночки необходимо поменять местами. Второй родитель при этом внимательно наблюдает за реакциями ребенка - он должен поворачивать голову в сторону, откуда исходит звук. Реакция малыша позволит с легкостью определить, слышит он звук или нет.

Такую методику для проверки слуха можно использовать только у детей старше 4 месяцев.

Проверка слуха у ребенка от 3 лет

Как проверить слух у детей, должен знать каждый родитель. У детей трехлетнего возраста проверить слух можно при помощи обыкновенной речи. Следует встать от ребенка на шестиметровом расстоянии. Смотреть на проверяющего ребенок при этом не должен, поэтому лучше поставить его боком, прикрыв второе ухо рукой или турундой.

Начинать говорить слова следует шепотом. Если ребенок произнесенного не разбирает, проверяющий начинает подходить ближе. С целью проверки способности слышать высококонтрастные звуки необходимо отойти от ребенка на расстояние 15 метров. Говорить слова необходимо четко и громко, ребенок должен, при этом, повторять их.

Слова, которые произносит проверяющий, должны быть понятны ребенку.

Важно понимать, что степень тугоухости тем выше, чем меньше расстояние, на котором ребенок не может разобрать и повторить слова. При обнаружении такого отклонения необходимо проконсультироваться с врачом.

Как проверить слух у детей на аппарате?

Проверка на аппарате

Если обнаружены малейшие воспаления в ухе или болезненность, следует отвести ребенка на осмотр к педиатру, который определит необходимость консультации отоларинголога или сурдолога.

Проверить слух у ребенка на аппарате можно по нескольким направлениям. Если отмечена острая или частичная следует использовать следующие методики.

  1. Самым маленьким пациентам осматривают наружный слуховой проход и используют физиологические методы.
  2. Осмотр, основанный на рефлекторных проявлениях. Он предполагает анализ безусловных рефлексов, возникающих в ответ на звуки: реакция мимики, глаз, вздрагивание, сокращение мышц.
  3. Осмотр на предмет рефлексов, возникающих в ответ на действия.
  4. Анализ регистрирующих звуковые волны.
  5. Методики, опирающиеся на телесные ощущения.
  6. Устное обследование.

Аудиометрия

Тем не менее, наиболее распространенным способом анализа остроты слуха является процедура аудиометрии. Она позволяет получить графические результаты исследования, наглядно указывающие на вид патологии и степень ее развития. Проводят аудиометрию с использованием специализированного оборудования - аудиометра.

Заключается процедура в том, что ребенок, слыша звуки различной частоты и интенсивности, сигнализирует посредством кнопки о своем восприятии.

Аудиометрия бывает двух видов - электронная и речевая. Разница между ними существенная. Электронная аудиометрия фиксирует тип нарушения и его степень, речевая аудиометрия, в свою очередь, может лишь свидетельствовать о наличии какого-либо нарушения, не предоставляя возможности получить информацию о степени запущенности заболевания.

Заключение

Таким образом, при обнаружении первых симптомов нарушения слуха у маленького ребенка, важно как можно скорее обратиться за помощью специалиста, который определит причину нарушения и порекомендует эффективную терапию. Лечение тугоухости (МКБ 10 - H90.3) начинать следует своевременно, так как слух и способность разговаривать напрямую влияют на степень социализации ребенка и его дальнейшее развитие. Ни в коем случае не следует оставлять проблемы со слухом без какого-либо внимания. Ведь серьезные осложнения со слухом у ребенка может спровоцировать даже перенесенный беременной матерью грипп.

Для чего нужна проверка слуха?
Потребность проверки слуха возникает довольно часто, так как современная цивилизация создает множество ситуаций и обстоятельств, угрожающих правильной деятельности органов слуха или травмирующих, нарушающих слух. Рано замеченное нарушение слуха, вызванное, например, шумом машин на производстве, может спасти от глубокой глухоты работника, предупредить о необходимости смены работы. Постоянно проверять слух следует страдающим острыми и хроническими заболеваниями уха, а также принимающим лекарства, которые могут повреждать структуру внутреннего уха.

Как проверить слух?
Врачи сурдологи могут проверить слух несколькими способами. Самым простым является проверка с помощью шепота и громкой речи. Для этого не требуется никакого оборудования, достаточно помещения длиной около 7 м.
Пациент становится на расстоянии 6 м от проверяющего, поворачивается к нему одним ухом, другое закрывает пальцем. Слух в норме, если пациент слышит и повторяет все слова, звучащие шепотом на расстоянии 6 м, лучше всего произносить числа: 99, 88, 76, 54, 47, 32, 29, 11, 7.
Если пациент не слышит, проверяющий уменьшает расстояние до тех пор, пока пациент не повторит прозвучавшие числа. Если же пациент не слышит шепота даже на близком расстоянии, для дальнейшей проверки используется разговорная речь. Для такой проверки не проверяемое ухо изолируют с помощью специальной трещотки.

Что такое проба Медонского?
Существует простой способ установить, какой характер носит ослабление слуха. Это так называемая проба Медонского, которая позволяет определить, поврежден аппарат передачи звука (элементы уха наружного и среднего) или приемный аппарат (чувствительно-нервный, внутреннее ухо). Проверяющий произносит над головой пациента слова так громко, чтобы он их слышал и повторял. После нескольких слов проверяющий нажимает указательными пальцами на оба ушных козелка пациента, закрывая слуховые проходы, при этом не прерывая речи. Пациент с повреждением среднего уха слышит по-прежнему и повторяет звучащие слова, тогда как при повреждении наружного уха не слышит вообще или слышит только некоторые слова.

Какие еще методы исследования слуха существуют?
Другие методы исследования слуха более сложные и требуют не только определенных умений, но и соответствующей техники. Основным методом исследования слуха, проводимым в отоларингологических и аудиологических кабинетах, является аудиометрическое исследование, результат которого представляется в форме графика на аудиограмме. Аудиометрйческие кривые указывают на дефекты слуха у каждого из передаваемых тонов, что выражается в децибелах. Аудиометрическое исследование позволяет дать количественную и качественную оценку нарушениям слуха, делает возможным также определение состояния органа слуха.

Обследование слуха в условиях поликлиники.Подбор слухового аппарата

Как проверить слух у ребенка или даже младенца? Если вы задаетесь этим вопросом, а также не знаете где можно проверить слух вашему ребенку обратитесь в ближайшую поликлинику. Все дети, имеющие факторы риска по тугоухости и глухо­те, а также часто болеющие должны быть взяты под особое наблюдение педиатра и оториноларинголога районной поли­клиники. Необходимо с помощью простых, не требующих сложного аппаратурного оснащения методик проверить слух у детей.

1. Поведенческий скрининг

Известно, что одним из важнейших условий своевременно­го выявления нарушений слуха у ребенка (младенца) являются профилакти­ческие скрининговые обследования. С этой целью с успехом могут использоваться методики, основанные на регистрации поведенческих безусловных ориентировочных (0-1,5-2 года) и условно-рефлекторных (2-3 года) реакций на звук, а также обследование слуха речью (с 2-3-х лет). Такие методики не тре­буют сложного аппаратурного оснащения и занимают не более 5 минут.

Практика показывает, что при регистрации безусловнорефлекторных реакций наиболее информативными и легко регис­трируемыми у детей первого года жизни являются:

  • мигание век младенца;
  • реакция вздрагивания всего тела (реакция Моро);
  • замирание или «застывание» ребенка;
  • движение конечностей, разведение рук и ног в стороны;
  • поворот головы к источнику звука или от него;
  • гримаса (нахмуривание бровей, зажмуривание глаз);
  • сосательные движения;
  • пробуждение спящего ребенка в сочетании с легкой дро­жью всего тела;
  • изменение ритма дыхания;
  • широкое открывание глаз.

В ходе обследования следует помнить, что скрытый пери­од реакции ребенка на звук может достигать 3-5 сек. Повторные сиг­налы следует подавать после угасания предыдущей реакции.

Проверку слуха ребенка желательно проводить тогда, когда он чувствует себе комфортно. Он сыт, сух, здоров, у него налажен эмоциональный контакт с человеком, проверяющим его слух. Обследовать слух детей первых трех месяцев жизни лучше в стадии легкого сна (за 1 час до кормления или через 1 час после кормления).

Чтобы при проверке слуха облегчить младенцу старше 3-х месяцев «процесс» реагирования на звук и лучше видеть проявления этой реакции, каждый раз, в случае поворота малыша в поисках источника звука, необходимо уложить его голову вновь на затылок. Если при предъявлении звуковых сигналов справа и слева ребенок постоянно поворачивает голову в одну и ту же сторону, независимо от расположения источника звука, это мо­жет свидетельствовать об односторонней потере слуха. Такой ребенок должен быть направлен на аудиологическое обследование в сурдологопедический кабинет (центр).

2. Обследование слуха с помощью звукореактотеста

В качестве звуковых стимулов в звукореактотесте используются тоны частотой 0,5, 2,0 и 4,0 кГц и широкополосный шум интенсивностью 40, 65 и 90 дБ.

Выбор звукового стимула зависит от возраста малыша:

  • 0-4 мес. - широкополосный шум интенсивностью 90 дБ,
  • 4-6 мес. - широкополосный шум интенсивностью 65 дБ,
  • 6-12 мес. - широкополосный шум интенсивностью 40 дБ,
  • 1-2 года - тон 4,0 кГц, а затем 0,5 кГц интенсивностью 40 дБ.

Известно, что большинство детей чаще реагируют на звук правым ухом («правши»), поэтому обследование следует начинать с правого уха. При наличии реакции звук предъявля­ется еще раз. Если ребенок отреагировал и на повторный звук, проверяется второе ухо. При отсутствии реакции на 2-3 предъявления звука его интенсивность увеличивается.

Детей старше 2 лет следует обследовать шепотной речью. Если ребенок не говорит к двум годам, то сам факт отсутствия речи является достаточным поводом для обследования его слуха в специализированном учреждении. Его слух можно проверить с помощью звукореактотеста на основе регистрации условной двигательной реакции на звук. Ребенка учат в мо­мент звучания тона 0,5 кГц интенсивностью 65 Дб выполнять какое-либо игровое действие: надевать кольцо на стержень пирамиды, бросать пуговицу в баночку, класть кубик в машину. Для этого проверяющий вначале выполняет действие ру­кой ребенка, а затем предлагает ему действовать самостоя­тельно. Если ребенок реагирует на данный звук, то уровень интенсивности снижается до 40 дБ. Затем проверяется, ощу­щает ли он тон 4,0 кГц при данной интенсивности. Если выработать условную двигательную реакцию не удается (при низком уровне психо-моторного развития), то ребенка обследуют на основе безусловноориентировочной реакции, как описано выше.

3. Когда нужно проверять слух ребенку и где? Как купить слуховой аппарат?

Следует направлять ребенка на обследование слуха в сурдологопедический кабинет в следующих случаях:

  • до 4-х месяцев, если он не реагирует на широкополосный шум интенсивностью 90 дБ (или отмечается нечеткая реакция: то есть, то нет);
  • 4-6-ти месяцев, если он не реагирует на широкополосный шум интенсивностью 65 дБ (или отмечается нечет­кая реакция) и/или не может локализовать источник звука, т.к. последнее свидетельствует о возможности одностороннего снижения слуха;
  • 6-12-ти месяцев, если он не реагирует на широкополос­ный шум интенсивностью 40 дБ (или отмечается нечеткая реакция) и/или не может локализовать источник звука;
  • старше года, если он не реагирует на тоны аудиометра 4,0 и 0,5 кГц интенсивностью 40 дБ (или отмечается не­четкая реакция) и/или не может локализовать источник звука;

При отсутствии звукореактотеста или при невозможности провести обследование с привлечением второго человека проверить слух младенцев, а также маленьких, еще не говорящих детей можно используя метод «гороховых проб».

4. Исследование слуха с использованием метода «гороховых проб»

Данный метод был предложен Институтом раннего вмешательства С.-Петербурга. Он не требует никакого аппаратурного оснащения и доступен ЛОР-врачам, педиатрам, не­вропатологам, медсестрам кабинета здорового ребенка.

Для обследования необходимы четыре пластмассовые ба­ночки, например, из-под «киндер-сюрприза», фотопленки или упаковки лекарства УПСА. Три баночки на одну треть заполняются:

  • первая - нелущенным горохом, сотрясение которого создает звук интенсивностью 70-80 дБ;
  • вторая - гречкой-ядрицей, сотрясение которой создает звук интенсивностью 50-60 дБ;
  • третья - манкой, сотрясение которой создает звук интенсив­ностью 30-40 дБ.
  • четвертая баночка остается пустой. Каждые три месяца на­полнители в баночках следует заменять.

Желательно, чтобы обследование проводили два человека (врач и медсестра): один подает сигналы, а другой наблюдает за реакциями ребенка.

Малыш располагается на пеленальном столе или сидит на руках у матери, врач вступает с ним в эмоциональный кон­такт (так же, как и при обследовании звукореактотестом). По его сигналу медсестра, стоящая позади малыша, трясет ба­ночки на расстоянии 20- 30 см от правого и левого уха. При этом в одной руке у нее баночка с крупой, а в другой - пустая баночка. Движения рук должны быть синхронными и симмет­ричными. При проверке второго уха баночки меняют места­ми. Врач наблюдает за безусловными ориентировочными ре­акциями ребенка при подаче звукового сигнала: замирание, активизация движений, моргание, поиск источника звука и т.п.

Безусловные ориентировочные реакции при повторных предъявлениях быстро угасают (т.е. ребенок перестает реаги­ровать на звуки, доступные его слуху), поэтому обследование следует начинать с более тихих звуков: первая - баночка, за­полненная манкой, затем - гречкой и только потом - горо­хом. Если ребенок четко реагирует на звучание баночки с ман­кой и может локализовать звук, т.е. определить его направление (при нормальном слухе это становится возможным с 4-5 месяцев), то другие звучания можно не предъявлять.

В том случае, если обследование проводит один человек, то он располагается перед ребенком, чтобы видеть изменения его реакций в ответ на звуковые стимулы. При этом следует обратить особое внимание на симметричность и синхронность движений обеих рук.

При нормальном слухе у ребенка старше 4-х месяцев от­мечаются безусловно-ориентировочные реакции на звуча­ние всех трех баночек: с манкой, гречкой и горохом; он оп­ределяет направление звука, т.е. поворачивает голову (или глаза) в сторону баночки с тем или иным наполнителем. До 4-х месяцев малыш реагирует на звучание баночек с гречкой и горохом, но не локализует их звучание; на звук баночки с манкой малыш обычно не реагирует.

На обследование слуха в сурдологопедический кабинет ребенка следует направлять:

  • до 4-х месяцев, если он не реагирует на звучание бано­чек с гречкой и горохом (или отмечается нечеткая реак­ция: то есть, то нет),
  • старше 4-х месяцев, если он не реагирует на звучание хотя бы одной баночки, например, с манкой или не мо­жет локализовать источник звука, т.к. последнее сви­детельствует о возможности одностороннего снижения слуха.

5. Обследование слуха речью

Слух детей, уже владеющих в той или иной степени речью, следует проверять при предъявлении им хорошо знакомых слов шепотом с расстояния 6 м.

Наибольшие трудности возникают при обследовании ребенка второго-третьего годов жизни. Если малыш уже гово­рит, то, наладив с ним контакт, проверить слух можно в ходе выполнения им простых игровых упражнений. Необходимо выяснить у мамы, какие слова и фразы малыш понимает, как сам называет предметы, действия. Можно поместить перед ребенком игрушки: куклу, зайку, мишку, собачку и шепотом произносить фразы типа: Покажи мишку; Где собачка?; Покажи у куклы ручки (рот, глазки); Покажи у собачки хвостик. Сначала фразы произносятся около ребенка, а затем с расстояния 6 м (или 3 м, если ребенок стоит спиной). Если при про­изнесении шепотом заданий (или назывании игрушек, пред­метов) малыш их не выполняет, то поручения (слова) произносятся голосом разговорной громкости на небольшом расстоянии от него. В случае успеха аналогичная фраза произносится шепотом опять с расстояния 6 м.

Слух детей старше 3-х лет проверяется хорошо знакомыми им низко- и высокочастотными словами. Из этих слов составлены два списка, в каждом - 5 низкочастотных и 5 высокочастотных слова, например:

  • зайчик, дом, Вова, шишка, рыба, часы, птичка, ухо, чай, волк;
  • мыло, дым, чашка, окно, щи, Саша, город, чайка, море, спичка.

При обследовании слуха детей слова каждого списка предъявляются в случайной последовательности.

Ребенка ставят боком к проверяющему. В противополож­ное ухо вставляют ватный тампон, поверхность которого слег­ка смочена каким-либо маслом, например, вазелиновым.

Проверяющий просит ребенка повторять слова, которые он будет произносить шепотом. Первые два слова произносятся около него, а затем с расстояния 6 м (или 3 м, если ребенок стоит спиной). Ребенок может упрямиться, стесняться и не повторять слова. В этом случае следует предложить ему показывать соответствующие картинки, которые помеща­ются на столе перед ним. Если ребенок не узнал слово, произ­несенное шепотом, оно повторяется голосом разговорной громкости, а затем - шепотом. После предъявления следующих слов вновь повторяется то слово, которое вызвало зат­руднение. Аналогично вторым списком слов проверяется другое ухо.

Если в связи с низким уровнем общего и/или речевого развития обследовать слух ребенка речью не удается, его следует направить в сурдоцентр для исследования слуховой функции объективными методами.

Если ребенок дошкольного или школьного возраста (при обследовании и правого, и левого уха) адекватно реагирует на звучание низко- и высокочастотных слов, произносимых шепотом с расстояния не менее 6 м, это является показате­лем того, что у него слух в пределах физиологической нормы.

Если ребенок реагирует на шепот на меньшем расстоянии или не реагирует на него, можно заподозрить наличие у него снижения слуха. Такой ребенок должен быть направлен на обследование в сурдологопедический кабинет (центр).

Обследование слуха в образовательных учреждениях и реабилитационных центрах

Общеизвестно, что одной из причин отклонений в развитии ребенка может быть даже незначительное снижение слу­ха. Такое снижение слуха играет решающую роль в последую­щем общем развитии ребенка. Вот почему целесообразно обследовать слух всех детей, особенно тех, которые имеют факторы риска по тугоухости и глухоте, а также тех, кто отстает в развитии.

Слух детей следует проверять:

  • при поступлении ребенка в образовательное учреждение (как в массовое, так и в специальное, коррекционное), в реабилитационный центр,
  • после перенесения ребенком длительного или тяжелого заболевания, гриппа, отитов (по прошествии двух недель), паротита, кори, после лечения с применением антибиотиков с ототоксическим действием,
  • при наличии у ребенка отставания в речевом развитии,
  • при направлении ребенка на обследование (например, на психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК) в связи с подозрением на наличие отклонений в развитии.

Методики, описанные выше, не требуют аппаратурного оснащения. Они доступны сотрудникам ПМПК, педагогам, психологам, медицинским сестрам, родителям. Несмотря на свою простоту, они позволяют выявить детей с подозрением на сниже­ние слуха. Выбор той или иной методики обследования зависит от возраста ребенка и от того, владеет ли он речью.

Проверить слух онлайн, к сожалению не представляется возможным, по целому ряду причин, которые мешают разработать методики для проверки слуха при помощи сети Интернет или телефонии. Онлайн можно проверить только музыкальный слух.

Для обследования слуха у детей Вы можете обратиться в Детский Сурдологический Центр .

Проверка состояния слуха ребенка много раз упоминалась в темах про речь. Собственно говоря, если у ребенка не появляется лепет, или малыш лепечет редко и однообразно, сразу возникает вопрос про состояние слуха. Как же определить, слышит ли ребенок?
Самый простой способ – это наблюдение за поведением ребенка. Новорожденный малыш различает только громкие высокие звуки и практически не реагирует на низкие и тихие. К 4-6 месяцам у ребенка появляется способность локализовать звуки. У хорошо слышащего малыша с полугода способность реагировать на звуки улыбкой, гулением и лепетом. Появляется четкий поворот головы в сторону источника звука. С 9 месяцев ребенок может повторить некоторые звуки, чаще всего неречевые (как папа кашляет, как мама чихает, как ежик сопит). После этого возраста малыши начинают понимать значение простых слов и начинает говорить простые лепетные слова.
Приведем более подробное описание поведения ребенка, которое поможет вам определить как развивается слух у вашего малыша:
0- 6 недель
Во сне ответ на громкие звуки открывает глаза, моргает, вздрагивает во сне или просыпается, может заплакать
Когда вы заговорите с ребенком, прекращает сосать или плакать
6 недель – 4 месяца
Перестает плакать, когда вы разговариваете
Перестает сосать, когда вы разговариваете
Реагирует на ваш голос – гулит и улыбается
Замирает, когда раздается новый звук
Начинает в горизонтальной позе поворачивать голову на звук и голос (4 мес)
4-7 месяцев
Поворачивает голову в сторону звука, прислушивается, улыбается
Поворачивает голову на ваш голос
Узнает и реагирует на ваш голос: начинает гулить
Улыбается, когда к нему обращаются
7-9 месяцев
Любит музыку
Поворачивает голову в поисках источника звука, даже очень негромкого
Поворачивается, когда его зовут по имени
Лепечет много разных звуков
Выражает разными звуками различные потребности
Ребенок начинает понимать простые слова, как, например, «мама» и «пока».
Реагирует на звуки средней громкости
9-12/13 месяцев
Указывает по просьбе знакомых людей или предметы, или поворачивается и смотрит на них
Понимает слова «нет» и «нельзя»
Появляются лепетные слова
Оборачивается, когда его окликают сзади
Поворачивает голову к тому кто разговаривает
Пытается имитировать звуки
12-18 месяцев
Пользуется несколькими лепетными словами
Поворачивается к знакомым предметам или людям, когда их называют по имени, может показать пальцем
Понимает простые просьбы, например «Брось мячик» .
Начинает делать соответствующие движения, когда услышит знакомый стишок или песенку (ладушки, мишка косолапый)
Машет на прощанье рукой в ответ на ваше «до свидания», даже если вы не сопровождаете свои слова соответствующим жестом.
Поворачивает голову на тихие звуки
2 года
Говорит не меньше 10 слов
Выполняет ваши просьбы не стараясь смотреть вам в лицо (если ребенок внимательно смотрит на ваше лицо, возможно, он читает по губам)
Ребенку нравится, когда ему читают вслух детскую книгу, он может указать пальцем на рисунки в книге и называть доступным ему способом (ав-ав, бах)
Если вам кажется, что ребенок не демонстрирует большинство из этих навыков, вы можете проверить слух следующими способами:

Обследование слуха с помощью звучащих игрушек : сначала шарманкой, пищалку затем дудкой и барабаном.
Сделать это можно так:
Ребенок сидит у вас на коленях лицом к вам. Второй взрослый играет последовательно справа и слева вне поля зрения ребенка на этих инструментах. Затем зовет громким шепотом, тоже справа и слева.
Реакция ребенка – поворот головы в соответствующую сторону.
Расстояние от ребенка до игрушки 3-4 метра. В литературе при описании обследования упоминают расстояние 6 метров. Такое расстояние возможно только в полностью звукоизолированной комнате.
Если такой метод обследования не дал результатов (т.е. ребенок не реагирует ни на один из стимулов), то покажите ребенка отоларингологу, который может проверить слух при помощи звукореактотеста.
В случае необходимости исследования необходимо продолжить в сурдологическом центре на специальном оборудовании.
При отсутствии звукореактотеста можно воспользоваться методом «гороховых проб»: баночек, заполненных горохом и крупой.
ГОРОХОВЫЕ ПРОБЫ
Нужны четыре пластмассовые баночки, например, из-под «киндер-сюрприза». Три баночки на одну треть заполняются: первая – нелущеным горохом, вторая – гречкой-ядрицей и третья – манкой. Четвертая баночка остается пустой. Малыша положите на пеленальный стол или посадите на руки. Проверяющий располагается перед ребенком, чтобы видеть изменения его реакций в ответ на звуковые стимулы. Он трясет баночки на расстоянии 20-30 см от правого и левого уха малыша. При этом в одной руке у него баночка с крупой (вначале с манкой, затем с гречкой и последняя с горохом), а в другой руке – пустая баночка. Движения рук должны быть симметричными. При проверке второго уха баночки меняют местами. В ответ на сигнал малыш должен как-то среагировать: замереть, или, наоборот, начать активно двигаться, заморгать, повернуть головку в сторону источника звука. Вторая, пустая баночка нужна для того, чтобы исключить ситуацию, когда ребенок поворачивается просто чтобы рассмотреть новый незнакомый предмет. Если ребенок четко реагирует на звучание баночки с манкой и определяет направление звука, то гречку и горох можно уже не предъявлять. Не стоит беспокоиться, если малыш до 4 месяцев не реагирует на баночку с манкой: в этом возрасте это нормально. Дети этого возраста еще не могут также определять направление звука. Ребенок старше 4 месяцев должен реагировать на звучание всех трех баночек и поворачивать голову или глаза в направлении источника звука. Вниманию родителей: не нужно самостоятельно повторять такое обследование снова и снова: многократным повторением звуковых сигналов вы добьетесь лишь торможения реакций на звук, что затруднит дальнейшее обследование.

Что может помешать получить правильные результаты

Помните, ребенок может реагировать на движения губ, движение воздуха (если при обследовании используются хлопки или резиновая пищалка с воздушной струей), вибрацию поверхности и движения звучащей игрушки, когда вы трясете ею.

Родители часто жалуются, что слух детей раннего возраста обследуется тольо с помощью осмотра и выявлением реации на погремушки. Между тем, есть объективные методы проверки слуха ребенка раннего возраста:
1.Самый простой, но не точный метод с помощью звукореактотестера ЗРТ-1 – применяется с 4-6 месяцев.
2.Различные виды акустической импедансометрии. Объективная методика, позволяющая выявить нарушения слуха, вызванные патологией среднего уха.
3.метод регистрации задержанной вызванной отоакустической эмиссии. (ЗВОАЭ). Можно делать с первых дней жизни. Простой объективный метод, не требующий звукоизолированного помещения.
4.Регистрация коротколатентных слуховых вызванных потенциалов – используется с первых дней жизни. Объективный, достаточно точный метод.

__________________

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Жена сергея лаврова - министра иностранных дел Жена сергея лаврова - министра иностранных дел Урок-лекция Зарождение квантовой физики Урок-лекция Зарождение квантовой физики Сила равнодушия: как философия стоицизма помогает жить и работать Кто такие стоики в философии Сила равнодушия: как философия стоицизма помогает жить и работать Кто такие стоики в философии