Игры для коррекции дискалькулии. Дискалькулия: виды, причины, симптомы и лечение

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Сейчас очень часто у детей младшего возраста наблюдаются различные заболевания психологического характера. Главное вовремя распознать недуг и оказать соответствующую помощь, иначе ребенку будет трудно в современном обществе.

Одним из таких заболевания является дискалькулия. Дискалькулия — что это такое, болезнь или норма? Эта болезнь, которая приводит к нарушению счета и может проявляться в дошкольном или школьном возрасте. Причина – нарушение зрительной памяти, внимания, мышления (образного, логического) . Очень часто наблюдается в неблагополучных семьях.

При обучении такой ребенок не запоминает условие задачи, не может спланировать ход ее решения, не умеет правильно организовать свободное время. Все это приводит к негативному взгляду на учебу в целом. В конечном счете ребенок не усваивает школьный материал и становится не приспособленным к жизни в социуме.

Основные признаки проявления дискалькулии у ребенка.

— Ребенок не запоминает числа (ни на слух, ни визуально) .

— Вызывает затруднение работа со сложными числами (сложение, вычитание, умножение или деление) .

— Ребенок затрудняется сравнить количество предметов.

— Не может четко спланировать алгоритм решения задачи.

— Возникают затруднения в понятии смысла арифметических действий.

— Не может запомнить математические определения, формулы, таблицу умножения.

Основные причины, которые могут привести к развитию дискалькулии.

Различные проявления фобий, в частности, математической. Ребенок школьного возраста, не усвоив математическое действие, самостоятельно разобраться с ним не смог. Он будет постоянно себе внушать, что у него ничего не получится. Отсюда возникает негатив к математике и как следствие фобия. Он не будет даже пытаться решить самое легкое задание. Полностью замыкается в себе.

Неспособность полностью обрабатывать информацию с помощью зрительного анализатора. В такой ситуации дети не могут визуально представить условие задачи, как следствие, неправильное решение. Параллельно с этим страдает правописание, наблюдаются проблемы с почерком.

Неправильная постановка последовательных действий. Дети не могут запомнить факты или применить правильно математические формулы. Такие нарушения ведут к нарушениям чтения и правописания.

Нарушение речевого развития у ребенка. Неправильная речь является основным фактором проявление дискалькулии в детском возрасте. Поэтому необходимо на ранних стадиях обнаружить проблемы и помочь ребенку.

Коррекция дискалькулии у детей дошкольного и младшего школьного возраста проводится в специальных центрах, обязательно при участии специалиста. Как правило, для устранения данной проблемы необходимо взаимное сотрудничество логопеда, психолога, психиатра, невролога, педиатра. Лечение должно сопровождаться медикаментозным вмешательством, только в таком сочетании действий можно придти к положительному результату.

Смысл такого лечения заключается в направлении действий на активизацию мозговой деятельности. Логопедические занятия строятся сначала по индивидуальному плану, а затем постепенно переходят в групповое направление. Логопедические занятия направлены на формирование таких понятий, как состав числа, устный счет, развитие мышления; на правильное составление математических действий и организацию своего распорядка дня. Для полного устранения дефекта необходимо посетить от тридцати до девяноста занятий с логопедом. Все зависит от степени тяжести заболевания. Иногда количество занятий может доходить до двухсот пятидесяти.

В момент коррекции внимание уделяется счетным операциям. Формирование данных навыков осуществляется с учетом определенных этапов.

· Решение математических задач с реальными событиями, которые наиболее приближены к жизни ребенка. Он должен хорошо быть знаком с предметами и действиями, совершаемыми с ними. Допустим действия в магазине, посчитать количества птиц на ветке, сложить вместе количество членов семьи и так далее.

· Речевое выражение способов действия. В данном случае все действующие предметы имитируются палочками, монетками или другими предметами.

· Постепенное формирование абстрактного мышления за счет использования дополнительного материала путем его развешивания в виде схем, алгоритмов, памяток, которые будут постоянно напоминать, как выполнить правильно задание. Постоянное обращение к ним приводит к непроизвольному запоминанию.

· Уменьшение речевого проговаривания вслух своих действий. Умение все сопоставлять мысленно.

· Переход математического действия в навык, который постепенно закрепляется и сохраняется.

Дискалькулия у младших школьников может быть скорректирована путем профилактических действий. Прежде всего, необходимо создавать предпосылки для формирования математических умений. Они возникают в процессе развития высшей нервной деятельности (восприятие, речь, мышление, воля, память) . Должна соблюдаться некая иерархичность. То есть, сначала формируются простые способы (пространственное мышление, разделение по форме, величине, зрительная память) . Затем первичные навыки закрепляются с использованием разноуровневых заданий с повышением трудности, которые направлены на закрепление результата.

Эффективная работа по коррекции и профилактики дискалькулии зависит от правильного использования следующих принципов:

· деятельностный подход основанный на сочетании игровой формы деятельности с предметно-практической и учебной;

· самостоятельность – самостоятельный поиск активно формирует волевую и эмоциональную сферы ребенка;

· дифференцированный подход – подбирается для каждого индивидуально, включает разноуровневые занятия;

· формирование умственных действий – должно осуществляться поэтапно, от простого к сложному.

Для лечения и коррекции такой болезни как дискалькулия, упражнения являются самым эффективным способом.

Развитие пальцевого восприятия.

С самых ранних лет необходимо проводить устный счет на пальцах. Ребенку дается задание посчитать свои пальчики. Если малыш развивается хорошо, то для него это не составит труда. Страдающий дискалькулией путается в своих пальцах, не может провести аналогию с пальцами учителя.

Направления развития пальцевого восприятия:

· подражание с помощью рук и пальцев;

· развитие динамики и координации движений с помощью игр и считалок («Ладушки», «Сорока», «Как пьет птичка» и так далее) ;

· пересчёт пальцев — прямой и обратный счет, с пропуском цифры;

Развитие зрительного восприятия:

· нахождение геометрических фигур;

· сбор пазлов;

· классификация фигур по нескольким признакам;

· ориентирование в пространстве с использованием слова;

· имитация различных действий;

· работа с рисунками: найди лишнего, дорисуй картинку, пройди по лабиринту;

· передача образа на лист бумаги по словесной инструкции.

Развитие последовательных функций.

· Зрительное восприятие;

· Образное восприятие;

· Умение классифицировать предметы;

· Речеслуховое восприятие – выполнение заданий воспринимающихся на слух, повторение и имитация различных звуков.

Игровые упражнения для развития познавательных функций: «Дорисуй рисунок», «Сложи рисунок из трех фигур», «Подбери размер и форму», «Сделай, так как я», «Проведи зарядку», «Напой мелодию», «Расставь правильно числа в ряд», «Найди ошибку в ряде чисел».

Способы развития количественных представлений при диагнозе дискалькулия могут быть представлены следующим образом.

· Научить автоматически воспринимать на глаз предметы в количестве пяти штук. Они могут быть изображены на рисунке или являться натуральными объектами. Главное, чтобы они имел разную расцветку и форму.

· Учиться сравнивать предметы по их количеству, где больше, равно или меньше, по форме, цвету. Главное все действия проговаривать вслух.

· Учиться измерять предметы с помощью линейки, весов, проводить сравнение между собой, определять размеры на глаз.

Эти упражнения можно использовать как для профилактики, так и для коррекции такого заболевания как дискалькулия у детей. К сожалению, современные способы лечения еще несовершенны, так как данный диагноз еще недостаточно хорошо изучен. В настоящее время пытаются разработать специальные компьютерные программы для коррекции. Но они, как правило, односторонние, корректируют только область, отвечающую за сравнение чисел.

Для устранения математических трудностей ребенку можно предложить следующий алгоритм действий.

Как можно лучше мысленно представить задачу. Можно нарисовать рисунок с конкретными действиями и предметами.

Внимательно рассмотреть всю визуальную информацию, которую несет задача.

Можно попросить образец решения.

Провести аналогию с жизненной ситуацией, где можно применить те же действия, что и в задаче.

Больше времени нужно уделять заучиванию формул, правил.

Эти несложные действия помогут ребенку концентрироваться на задаче и правильно ее решить. Работа по коррекции должна быть комплексной. Она должна корректировать познавательные функции организма и параллельно формировать счетные операции. Особое внимание стоит уделять образованию чисел, последовательности чисел в числовом ряду, составу чисел, прямому обратному счету, решение задач с одним неизвестным, четкому алгоритму решения задачи.

Дискалькулия у детей – заболевание, к лечению которого важно подойти очень серьезно. В противном случае жить с подобного рода отклонениями ребенку в современном обществе будет очень сложно.

КЛАССИФИКАЦИЯ И ДИАГНОСТИКА ДИСКАЛЬКУЛИИ. МЕТОДЫ ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ РАССТРОЙСТВА

Дискалькулия – нарушение способности считать разной степени выраженности. В большинстве случаев она выявляется в детском возрасте или в начальной школе и тогда же корректируется.

Симптомы дискалькулии

Нельзя ограничивать описание дискалькулии только нарушениями счёта.

«Дискалькулия – комплекс нарушений понимания логики математических действий, закономерностей преобразования чисел и их соотношений, непонимание условий задач».

Симптомы дискалькулии можно объединить в следующие группы:

    Ошибки в назывании чисел.

    Запоминание порядка следования чисел без понимания их значений.

    Затруднения с определением места числа среди остальных чисел.

    Недостаточное знание математической терминологии.

    Сложности в разложении числа на слагаемые.

    Невозможность распределить числа по закономерности больше-меньше.

    Ошибки в написании чисел.

    Выполнение только элементарных арифметических операций, причём исключительно путём ручного счёта.

    Мыслительные процессы предельно конкретны, задачи воспринимаются только при наличии предметного условия.

    Затруднения при выполнении последовательных арифметических действий.

    Значительные сложности или полная невозможность выполнения действий со сложными числами.

Причины дискалькулии

Дискалькулия может быть как следствием общей задержки умственного развития, так и результатом воздействия различных психотравмирующих факторов. Она возникает вследствие недостаточной сформированности познавательных и речевых предпосылок, обеспечивающих становление данного навыка. У ним относятся: пространственные представления, зрительно-моторная координация, слухоречевая и зрительная память, оптико-пространственный гнозис и праксис, пальцевой гнозопраксис, моторика, временные и количественные представления, логические операции, восприятие и воспроизведение ритма, лексико-грамматический строй речи. В исследованиях, посвященных изучению дискалькулии, подчеркиваются большая стойкость этих нарушений, сложность их патогенеза и трудность преодоления, влияние речевых патологий на процесс овладения детьми математическими представлениями и их вербализацию. Учеными доказано, что особенности психического развития детей с нарушенным интеллектом обусловлены дефицитарностью высших корковых функций, слабостью аналитико-синтетической деятельности, что отрицательно влияет на процесс развития познавательных способностей. Нередко дискалькулия возникает у детей, которые имели негативный опыт обучения счёту – их принуждали к обучению, наказывали за плохие результаты, учитель не смог найти подхода к данному ребёнку. Всё это приводит к неуверенности в своих способностях, замкнутости, страху, а как следствие – к нарушению счёта. Возможные органические причины дискалькулии – затруднения в обработке зрительной информации, вследствие чего ребёнок не может распознать условия задачи и невозможность запоминать математические формулы и закономерности, согласно которым и решаются задачи. Часто дискалькулия встречается у детей из асоциальных семей. У таких детей задействованы все механизмы формирования дискалькулии.

Диагностика дискалькулии

Родители могут самостоятельно заподозрить наличие у ребёнка такого расстройства, как дискалькулия. Диагностика конкретного её вида производится при личной беседе логопеда, врача или психолога с ребёнком. Его просят посчитать до 10 или 20, выбрать большие или меньшие числа, сделать простейшие арифметические операции, расположить числа в порядке увеличения и уменьшения, назвать различные геометрические фигуры, разложить их по цвету. Далее в зависимости от выявленных нарушений делается предположение о виде дискалькулии и путях её коррекции.

Классификация дискалькулии

Наиболее удобной является следующая классификация дискалькулии:

    Практогностическая – невозможность сосчитать предметы или их обозначения.

    Графическая – сложности при записи цифр и математических символов, затруднение или полная невозможность воспроизвести геометрические фигуры.

    Вербальная – затруднения при необходимости назвать математические действия, понятия.

    Дислексическая – нарушение чтения математических символов.

    Операциональная – невозможность выполнять арифметические действия.

Описанные виды дискалькулии удобны для разработки оптимальной стратегии её коррекции и профилактики.

Профилактика дискалькулии

    Практогностическая дискалькулия предупреждается с помощью обучения навыкам счёта, выполнения арифметических операций с их проговариванием, называнием результата и показыванием соответствующего количества пальцев, развития всех видов памяти и грамотной речи, пространственного восприятия и двигательной координации, обучения соотнесению реального предмета и его изображения.

    Профилактика дискалькулии графического типа возможна с помощью упражнений для развития восприятия зрительных образов, мелкой моторики, координации между зрением и движением рук, тренировки различных видов памяти, понимания связи между предметом и его изображением, обучения математическим терминам.

    Вербальная дискалькулия предупреждается с помощью обучения ребёнка названиям математических операций и их сути, умению правильно использовать их в речи, развития всех видов памяти, обучения пониманию идеи о форме, цвете, размере предметов, использованию этих понятий в речи.

    Дислексический вариант дискалькулии можно предупредить, развивая зрительное восприятие ребёнка, его представления о цвете, форме, обучая его узнаванию математических символов и правильному их называнию, смыслу этих знаков, развивая память и логическое мышление.

    Операциональная дискалькулия для профилактики требует обучение счёту, действиям с числами, использованию математических терминов в речи и счёте, развитие речи, памяти и мышления, различных видов восприятия.

Коррекция дискалькулии

Чаще всего коррекцией дискалькулии занимается логопед. Также при необходимости привлекаются психологи, педиатры, неврологи. Занятия могут проводиться в специализированных кабинетах поликлиник, детских садах, профильных группах или классах. Для коррекционных занятий разрабатываются специальные игровые упражнения, обучающие счёту, параллельно развивая речь и мышление ребёнка, его музыкальные, изобразительные, учебные способности.

Развитие связной, полноценной речи – крайне важное направление работы при дискалькулии. Коррекция осуществляется путём расширения словарного запаса детей параллельно с обучением математическим терминам, их значениям и правильному употреблению. На первом этапе вводятся понятия меньше -больше, одинаково, названия геометрических фигур, обобщающие признаки предметов. Далее подключается обучение порядковому счёту и использованию в речи цифр, сравнению предметов и их количества, формируется связь между цифрой и её внешним видом в письме, развитие различных видов памяти, мелкой моторики, мышления.

При достижении устойчивых результатов в счёте и сравнении преподаватель переходит к обучению простейшим арифметическим действиям, их проговариванию и записи, пониманию смысла задачи, логики решения. Расширяется словарь детей и их речь, происходит обучение новым способам сравнения предметов. Вводится понятие составных частей, разбиения предмета на части и складывания его из деталей. Дети обучаются изображению на бумаге цифр и знаков. Продолжается развитие моторики, навыков рисования, памяти и речи. Таким образом, на основе принципов деятельностного подхода (активности, самостоятельности и комплексности), дифференцированного подхода, учета особенностей развития ВПФ, поэтапного формирования умственных действий специалистам и педагогам необходимо создавать специальную коррекционно-развивающую среду для стимуляции социального, познавательного, речевого и двигательного развития ребенка на базе образовательного учреждения, способствовать созданию адекватных условий для его развития и обучения.

Для изучения дискалькулии специалисты предлагают следующие виды заданий. «Найди лишнее число». Цель : изучение аналитико-синтетической деятельности, наличие интереса, устойчивости внимания и точности представлений, умение обобщать представления о конкретном математическом явлении или факте, умение выделять это явление или факт. Материал : карточки с набором чисел: 1,2,4,5,7,8,10,0. Описание обследования. Педагог кладет перед ребенком карточку и говорит: «Посмотри на карточку. Что на ней изображено? Назови эти числа. Найди среди них лишнее число и объясни, почему так думаешь?» 1 балл – не приступает к выполнению, не понимает задание; 2 балла – приступает к выполнению задания, называет лишним число 10, но не может объяснить выбор; 3 балла - приступает к выполнению задания, называет лишним число 10, объясняет тем, что у него две цифры; 4 балла – приступает к выполнению задания, называет лишним число 0, но не может объяснить выбор; 5 баллов – выполняет задание верно-лишнее число 0, так как оно не относится к числам первого десятка.

«Выбери нужную задачу» Цель: изучение аналитико-синтетической деятельности, умение сравнивать математические задания, понимание и использование математической терминологии. Материал : тексты задач. 1) Алеша начертил отрезок длиной 6 см, а Вит - отрезок 4 см. У кого из мальчиков отрезок длиннее? 2) Начерти синий отрезок длиной 6 клеток, а красный – длиной 4 клетки. Описание обследования. Педагог читает два текста задач и говорит: «Ты послушал тексты задач. Я сейчас еще раз их прочитаю, а ты выбери задачу на построение и реши ее». Ребенок должен выбрать один текст задачи, объяснить свой выбор и решить задачу. Оценочные критерии выполнения задания. 1 – не приступает к выполнению, не понимает задание; 2 – слушает оба текста, уточняет понятие «задача на построение». Не понимает разницы между текстами, совершить выбор не может. 3 - слушает оба текста, уточняет понятие «задача на построение». Выбирает задачу, решает с помощью педагога, но объяснить свой выбор и решение не может. 4 – приступает к выполнению, выбирает задачу верно, решает ее самостоятельно, но объяснить выбор и решение не может. 5 – выбирает задачу верно, решает самостоятельно, объясняя выбор и решение.

Виды упражнений и заданий для предупреждения дискалькулии.

Вовремя начатые регулярные занятия со специалистом помогут устранить проявления дискалькулии у ребёнка и повысить его успеваемость.

Инструкция: «Назови, из каких фигур составлены предметы».

Инструкция: «Назови клетку с лишней фигурой, объясни выбор».

Инструкция: определи, кто нарисован, сосчитай фигуры, назови их цвета. Сложи такой же узор».

треугольников – 5

квадратов – 2

прямоугольников – 3

Урок 1. Инструкция: «Проведи дорожки».

Урок 2. Инструкция: «Проведи дорожку от дома к машине, раскрась картинку».

Урок 3. Инструкция: «Проведи завитки от животных».

Урок 5. Инструкция: «Нажимай указательным и средним пальцами

на бусины».

Урок 6. Инструкция: «Насыпай птичкам в кормушки рис и гречку».

Урок 7. Инструкция: «Прикрепи прищепки по образцу».

Инструкция: «Сравни количество предметов».

1 2

2 2

1 1

2 3

3 3

Инструкция: «Найди на картинке цифры, назови их».

Инструкция: «Найди на картинке цифры, назови и раскрась их».

Инструкция: «Найди на картинке цифры по заданию, назови их».

Инструкция: «Найди и назови числа от 1 до 30».

Инструкция: «Раскрась детали картинки по заданию, назови, что получилось».

Инструкция: «Раскрась цифры по заданию».

Стихи про цифры

Как хорошо уметь считать! Раз, два, три, четыре, пять… Цифры все такие разные. Одна – «с хвостиком», другая – «с кружочком», третья - «с локоточком». Надо бы не запутаться. А для того, чтобы не запутаться, правильно считать, не ошибаться в примерах и задачах, нужно знать все цифры. И в первую очередь иметь представление о том, как они называются и пишутся. А уже потом – как их складывать, вычитать, умножать, делить… Стихотворение Маршака «Весёлый счёт» поможет нам в этом.

«Веселый счет» Самуил Маршак

Вот один (иль единица),
Очень тонкая, как спица,

А вот это цифра два.
Полюбуйся, какова:
Выгибает двойка шею,
Волочится хвост за нею.

А за двойкой - посмотри -
Выступает цифра три.
Тройка - третий из значков -
Состоит из двух крючков.

За тремя идут четыре,
Острый локоть оттопыря.

А потом пошла плясать
По бумаге цифра пять.
Руку вправо протянула,
Ножку круто изогнула.

Цифра шесть - дверной замочек:
Сверху крюк, внизу кружочек.

Вот семерка - кочерга.
У нее одна нога.

У восьмерки два кольца
Без начала и конца.

Цифра девять иль девятка -
Цирковая акробатка:
Если на голову встанет,
Цифрой шесть девятка станет.

Цифра вроде буквы О -
Это ноль иль ничего.
Круглый ноль такой хорошенький,
Но не значит ничегошеньки!

Если ж слева, рядом с ним
Единицу примостим,
Он побольше станет весить,
Потому что это - десять.

Эти цифры по порядку
Запиши в свою тетрадку.
Я про каждую сейчас
Сочиню тебе рассказ.

«1»
В задачнике жили
Один да один.
Пошли они драться
Один на один.

Но скоро один
Зачеркнул одного.
И вот не осталось
От них ничего.

А если б дружили
Они меж собою,
То долго бы жили
И было б их двое!

«2»
Две сестрицы - две руки
Рубят, строят, роют,
Рвут на грядке сорняки
И друг дружку моют.

Месят тесто две руки -
Левая и правая,
Воду моря и реки
Загребают, плавая.

«3»
Три цвета есть у светофора,
Они понятны для шофера:

Красный свет -
Проезда нет.
Желтый -
Будь готов к пути,
А зеленый свет - кати!

«4»
Четыре в комнате угла.
Четыре ножки у стола.
И по четыре ножки
У мышки и у кошки.

Бегут четыре колеса,
Резиною обуты.
Что ты пройдешь за два часа,
Они - за две минуты.

«5»
Пред тобой - пятерка братьев.
Дома все они без платьев.
А на улице зато
Нужно каждому пальто.

«6»
Шесть
Котят
Есть
Хотят.
Дай им каши с молоком.
Пусть лакают языком,
Потому что кошки
Не едят из ложки.

«7»
Семь ночей и дней в неделе.
Семь вещей у вас в портфеле:
Промокашка и тетрадь,
И перо, чтобы писать,
И резинка, чтобы пятна
Подчищала аккуратно,
И пенал, и карандаш,
И букварь - приятель ваш.

«8»
Восемь кукол деревянных,
Круглолицых и румяных,
В разноцветных сарафанах
На столе у нас живут.
Всех Матрешками зовут.

Кукла первая толста,
А внутри она пуста.

Разнимается она
На две половинки.
В ней живет еще одна
Кукла в серединке.

Эту куколку открой -
Будет третья во второй.

Половинку отвинти,
Плотную, притертую, -
И сумеешь ты найти
Куколку четвертую.

Вынь ее да посмотри,
Кто в ней прячется внутри.

Прячется в ней пятая
Куколка пузатая,
А внутри пустая.
В ней живет шестая.
А в шестой -
Седьмая,
А в седьмой -
Восьмая.

Эта кукла меньше всех,
Чуть побольше, чем орех.

Вот, поставленные в ряд,
Сестры-куколки стоят.

- Сколько вас? - у них мы спросим,
И ответят куклы: - Восемь!

«9»
К девяти без десяти,
К девяти без десяти,
К девяти без десяти
Надо в школу вам идти.
В девять слышится звонок.
Начинается урок.

К девяти без десяти
Детям спать пора идти.
А не ляжете в кровать -
Носом будете клевать!

«0»
Вот это ноль иль ничего.
Послушай сказку про него.

Сказал веселый, круглый ноль
Соседке-единице:
- С тобою рядышком позволь
Стоять мне на странице!

Она окинула его
Сердитым, гордым взглядом:
- Ты, ноль, не стоишь ничего.
Не стой со мною рядом!

Ответил ноль: - Я признаю,
Что ничего не стою,
Но можешь стать ты десятью,
Коль буду я с тобою.

Так одинока ты сейчас,
Мала и худощава,
Но будешь больше в десять раз,
Когда я стану справа.

Напрасно думают, что ноль
Играет маленькую роль.

Мы двойку в двадцать превратим.
Из троек и четверок
Мы можем, если захотим,
Составить тридцать, сорок.

Пусть говорят, что мы ничто, -
С двумя нолями вместе
Из единицы выйдет сто,
Из двойки - целых двести!

Стихи про цифры (от 1 до 10)

Эти простые и веселые стихи про цифры позволят детям легко и быстро выучить цифры и освоить числа.

Инструкция: «Назови числа по порядку от 1 до 25».

Инструкция: «Назови сначала числа от 1 до 25, написанные черным цветом, потом красным цветом».

Инструкция: «Найди и назови числа по порядку от 1 до 35».

1. А.А. Столяр «Математические игры для детей 5-6 лет. Давайте поиграем» Москва, Просвещение,1991 2. А. Иванов, серия: «Арифметические раскраски», «Сосчитай и раскрась от 1 до 20». Москва, ООО «Алтей и К», 2010 3. Е. Бортникова «Чудо-обучайка», Екатеринбург, ООО «Издательский дом ЛИТУРГ», 1997 4. Е. В. Колесникова «Развитие математического мышления у детей 5-7 лет». Москва, «Акалис»,1996 5. Е. М. Рахманова «Графические диктанты для подготовки руки к письму», Санкт - Петербург, «Литера», 2017 6. Е. С. Петрова «Прописи с упражнениями», Москва, ООО «Омега-пресс», 2015 7. Е. С. Русакова, серия «Для детского сада тетрадь с прописями», Реутов «Омега», 2016 8. Е. С. Русакова «Первые прописи в клетку», Москва, ООО «Омега – пресс», 2015 9. И. Меньшикова серия книг «Прописи. Рисуем цифры по клеточкам», Москва, «Адонис», 2016 10. И. Г. Медеева серия книг «Школа до школы. Арифметикач.1,ч.2», Москва, «Адонис», 2015 11. И. Г. Медеева серия книг «Школа до школы. Дошкольная математика ч.1», Москва, «Адонис», 2015 12. И.Н.Приходкин «Прописи. Учимся писать цифры», Москва, ООО «Фламинго», 2010 13. Научно-методический журнал «Логопед», 2012, № 6 (64) 14. С. В. Бурдина серия «Математика. Сложение», Киров 15.С.В. Бурдина «Тетрадь с заданиями для развития детей. Изучаем математику ч.2», Киров 16.Серия «Рисуем по точкам.1-25», Москва, ООО «Атберг 98», 2016 17. Т. Куликовская «Рабочая тетрадь дошкольника. Математика. Составляем и решаем задачи», Москва, ООО «Стрекоза», 2013

Текущая страница: 3 (всего у книги 11 страниц) [доступный отрывок для чтения: 8 страниц]

Авторы программы подчёркивают, что формирование математических знаний умений и навыков должно осуществляться с учётом сложной структуры математической деятельности школьника (мотивационно-целевой, операциональный этап, этап контроля).

В программе определены направления, по которым происходит формирование математических умений и навыков: понятие числа – счётные операции – решение задач. Предпосылками овладения счетными операциями и умения решать математические задачи является развитие всех типов мышления с учетом их эволюционного развития (наглядно-действенное, наглядно-образное, вербально-логическое).

В связи с этим формирование счетных операций как сложных умственных действий осуществляется по следующим этапам (с учетом поэтапности формирования умственных действий (по П. Я. Гальперину):

– выполнение математического действия на основе предметных действий с конкретными предметами (этап материализации действия) сначала с помощью учителя, затем самостоятельно;

– выполнение математического действия с опорой на наглядность и громкую речь, но без использования практических действий с конкретными предметами;

– выполнение математических действий только в речевом плане;

– выполнение математических действий в умственном плане, в плане внутренней речи.

Особую трудность при обучении математики школьники с ТНР испытывают при понимании и решении математических задач. Создатели программы считают, что ведущую роль при обучении решению задач играет прием моделирования, построение конкретной модели, усвоение алгоритма решения определенного типа задач.

Особое место в развитии математической деятельности ребёнка занимает речь. Учитывая этот факт, необходимо максимально включать речевые обозначения на всех этапах формирования математических действий, начиная с этапа материализации, т. е. выполнения счетных операций с использованием практических действий.

Создатели программы подчёркивают важную роль коррекционной работы, направленной на профилактику трудностей овладения математикой школьниками с ТНР в подготовительном и первом классе.

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Перечислите задачи математического образования дошкольников, проанализировав образовательную область «Познание» (Формирование математических представлений) в Программе воспитания и обучения дошкольников с тяжелыми нарушениями речи»

2. Определите задачи математического образования младших школьников в СКОУ V вида.

3. Сформулируйте принципы построения и основные требования к методам обучения математике в начальной школе.

4. Дайте определение «учебной деятельности».

5. Перечислите приемы учебной деятельности младших школьников в курсе математики.

1. Ахутина Т. В., Обухова Л. Ф., Обухова О. Б. Трудности усвоения начального курса математики детьми младшего школьного возраста и их причины // Психологическая наука и образование. – 2001. – № 1. – С. 65–78.

2. Истомина Н. Б. Методика обучения математике в начальных классах. – М.: Академия, 2000.

3. Капустина Г. М . Коррекционные приемы обучения младших школьников математике // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2005. – № 2. – С. 63–72.

4. Моро М. И., Пышкало А. М. Средства обучения математике в начальных классах: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1981. – 144 с.

5. Программа воспитания и обучения дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. – СПб: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2009.

6. Спирова Л. Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи. – М.: Педагогика, 1980.

7. Стойлова Л. П. Математика. – М.: Академия, 1997.

8. Эльконин Д. Б. Психология обучения младшего школьника / Избранные психологические труды. – М., 1989.

Тема 3. Акалькулия и дискалькулия: симптоматика, механизмы, классифкации

План

1. Краткие сведения об акалькулии.

2. Понятие «дискалькулия».

3. Симптоматика дискалькулии.

4. Механизмы дискалькулии.

5. Классификации дискалькулии.

Нарушения счетных операций определяется терминами «акалькулия» и «дискалькулия». При этом расстройства счета у больных с локальными поражениями мозга – акалькулия, а нарушения в овладении счетными операциями у детей – дискалькулия.

Термин «акалькулия» предложил С. Хеншен (S. F. Henschtn) в 1919 году для обозначения нарушений счетных операций вследствие локальных поражений мозга. Ученый осуществил дифференциацию между нарушениями чтения и письма цифр, которое он назвал «акалькулией» в широком смысле термина, и нарушения умственных операций счета, которые обозначил как «акалькулия» в узком значении этого термина.

Понятие «дискалькулия» является составной частью понятия «акалькулия». Поэтому проанализируем сначала проявления нарушений счетных операций у людей, возникающие вследствие локального поражения мозга.

Итак, первое упоминание о нарушения счета при локальных поражениях мозга зафиксировано к началу 20 века. Дж. Герстман описал синдром, связанный с левосторонней теменно-затылочной локализацией, при которой пальцевая агнозия сочеталась с неразличением права-лева, с аграфией, с конструктивной апраксией и с нарушением функции счета. Автор подчеркнул интимную корреляцию между пальцевыми умениями и элементарными счетными операциями.

Дифференциальная диагностика между различными формами нарушения счета, которые встречаются при локальных поражениях мозга, осуществил в 1934 году K. Kieist. Автор выделил: акалькулию как нарушение умственных операций счета, алексию цифр, которую рассматривал как резидуальное нарушение при афазии, аграфию цифр, связанную с апраксией и аграфией слов.

В случае аграфии цифр пространственная организация чисел отсутствует, но больные не испытывают затруднений в операциях умственного счета.

Алексию и аграфию цифр отмечал у большинства больных с афазией С. Хеншен, который связывал аграфию цифр с апраксией и аграфией слов. При первой форме больной не находит точных движений при письме цифр – цифры либо искажены, либо заменяются другой. При второй форме распадается представление о расположении цифр в числе. В этом случае смешивается последовательность цифр при обозначении числа, нарушается пространственная ориентация в числе, но при этом больные не испытывают затруднений в операциях умственного счета.

Таким образом, анализ литературы 20 века показал, что в этот период выделялось два различных типа нарушения счета. При первом типе акалькулии основные трудности заключались в неумении выделять позицию цифр при восприятии и написании числа, при этом больные не способны реализовать план счета, делают ошибки при сложении и вычитании чисел, потому что столбцы цифр ими неправильно размещаются, в то же время умственный счет у них сохранен. Большинство авторов связывают этот тип акалькулий с дефектом пространственного восприятия.

При втором типе акалькулий прослеживается связь с распадом количественной системы, с нарушением представления о числе.

В дальнейшем одной из проблем изучения акалькулий у взрослых является рассмотрение нарушения счета изолировано или же в сочетании с другими нарушениями.

Большинство авторов установили корреляцию между акалькулиями и зрительными агнозиями, основываясь на факте, что расстройство счета – самое распространенное нарушения при поражении затылочной области. В 1930 году J. Lange оценивал акалькулию как неспособность использовать категории направления в пространстве.

Значительный вклад в изучение нарушений счетных операций при локальных поражениях мозга внесли А. Р. Лурия и Л. С. Цветкова. Акалькулия, по мнению А. Р. Лурия, сочетается с семантической афазией, центральным симптомом которой является нарушение понимания и употребления сложных логико-грамматических конструкций. Оба эти расстройства представляют собой следствие распада симультанных, в основном пространственных синтезов, и включается в синдром, который А. Р. Лурия назвал «пространственная апрактоанозия». Ее симптоматика характеризуется: нарушением восприятия пространственных отношений, сохраненных в памяти синтетических пространственных схем и соответствующих движений и действий, требующих пространственной организации.

А. Р. Лурия охарактеризовал нарушение счетных операций как частное проявление форм мыслительной деятельности. Большинство людей страдающих акалькулией – владеют простым порядковым счетом, операцией пересчитывания и соотнесением предметных множеств, но они не понимают принципа разрядности, не оперируют обобщенными количествами. Число, как сложный психический образ, включающее разнородные по структуре и функции компоненты, должно формироваться по законам, отражающим его строение.

В исследованиях Л. С. Цветковой, основанных на синдромальном подходе к анализу нарушений высших психических функций при локальном поражении мозга, выделяются первичные и вторичные акалькулии.

Первичные акалькулии обусловлены нарушением пространственно-временных структур, а вторичные связаны с трудностями оперирования числовыми символами.

Первичная акалькулия возникает вследствие поражения теменно-затылочных долей коры доминантного полушария и проявляется как нарушение в восприятии и ориентировке в пространстве.

Основными нарушениями при акалькулии являются: распад понятия о числе, нарушения в осознании разрядного строения числа, в осознании значения арифметических знаков, «выпадение» числа из сложной системы десятичного счисления.

При вторичной акалькулии основное ядро психологической структуры числа и счетных операций сохраняется, то есть не распадается. Эти акалькулии делятся на оптическую и лобную.

Оптическая акалькулия возникает при поражении затылочных систем мозга и связывается с амнезией на числа, зрительной агнозией, нарушением словесного обозначения чисел. Основной механизм заключается в расстройстве оптического, а иногда и оптико-пространственного восприятия. А. Р. Лурия, С. С. Мнухин, Л. С. Цветкова и другие ученые считают, что следствием этого являются трудности восприятия оптического образа числа, нарушения дифференциации чисел, в состав которых входят графически близкие цифры, наряду с этим выделяются специфические нарушения задач.

При лобной акалькулии отсутствуют нарушения зрительного восприятия, пространственных схем. Основной механизм нарушений счета состоит в распаде программ умственных действий, которые утрачивают такие свойства, как избирательность и целенаправленность. Проявляется лобная акалькулия в неумении выполнять действия в несколько операций, в невозможности удерживать промежуточную информацию и конечный вопрос задачи. Люди, страдающие лобной акалькулией, узнают и называют числа, у них сохранен автоматизированный счет. Но при этом наблюдается нарушение счетных операций как целенаправленной избирательной деятельности. Это отражается на процессе решения арифметических задач, примеров, состоящих из нескольких звеньев. В процессе их решения отмечаются невозможность создания программ умственного действия, трудности удержания промежуточных результатов, нарушение последовательности действий. Установлено, что у больных, как правило, полностью распадается ориентировочная основа действия, к решению задачи они приступают без попыток анализа условия.

Исследования А. Р. Лурия, С. С. Мнухина, Л. С. Цветковой и других ученых свидетельствуют о том, что результаты не сличаются акалькуликами с исходными данными, ошибки не замечаются и не исправляются, и вся деятельность при решении арифметической задачи приобретает бесконтрольный хаотический характер.

Рядом исследований было установлено, что акалькулия сочетается с семантической афазией, основным симптомом которой является нарушение понимания и употребления сложных логико-грамматических конструкций.

Обращается внимание на то, что большинство людей, страдающих акалькулией, владеют простым порядковым счетом, операцией пересчитывания и соотнесением предметных множеств, но они не понимают принципа разрядности, не оперируют обобщенными количествами.

Дискалькулия у детей представляет собой специфическое, сложное и стойкое нарушение в овладении счетными операциями, которое отрицательно влияет на школьную адаптацию ребенка, формирование его личности, а в целом на формирование культуры познания математики.

В исследованиях А. Гермаковска, Ю. Г. Демьянова, М. В. Ипполитовой, А. Н. Корнева, Р. И. Лалаевой, С. С. Мнухина, С. Л. Шапиро, Л. С. Цветковой обращается внимание на то, что дискалькулии, как и другие нарушения, ведущие к школьной неуспеваемости (дислексия, дисграфия), чаще всего являются следствием психической недостаточности, сенсорных нарушений, нарушений речи, особенно у детей с минимальными мозговыми дисфункциями (ММД), детским церебральным параличом (ДЦП), задержкой психического развития (ЗПР).

Необходимо отметить, что представления ученых о дискалькулии у детей неоднозначны. На начальном этапе исследования этой проблемы преобладали мнения о том, что трудности в овладении счетом не являются специфическими, а связаны скорее с неправильным обучением или непосещением школы, что в настоящее время можно было бы охарактеризовать как педагогическую запущенность. Описывается и другой подход к дискалькулиям, основанный на выделении трудностей обучения счетной деятельности. Исходя из этого, были определены случаи «чистой» дискалькулии и случаи дискалькулии, связанной с дисграфией. В случаях «чистой» дискалькулии основные трудности наблюдаются в умственных операциях счета: дети затрудняются сравнивать количество ударов, сосчитывать количество ударов в данном ритме, симультанно определять количество объектов и т. п.

А. Гермаковска, Р. И. Лалаева, А. Р. Лурия, Л. С. Цветкова рассматривают дискалькулию во взаимосвязи с дисграфией, когда дети допускают ошибки в написании чисел, смешивают позиции цифр при проведении письменных счетных операций.

В целом можно отметить, что усиление внимания к данному нарушению шло по пути расширения психологических, нейропсихологических исследований о детях с дискалькулией. Это позволило выявить не только симптоматику, но этиологию, механизмы нарушений в овладении счетной деятельностью, то есть нарушения стали рассматриваться с позиции синдромного подхода.

В исследованиях А. Гермаковска, Ю. Г. Демьянова, Т. В. Егоровой, Р. И. Лалаевой, С. С. Мнухина и других ученых обращается внимание на роль наследственности в возникновении дискалькулии у детей. У многих родителей исследуемых детей с дискалькулией обнаруживалась психопатологическая отягощенность: алкоголизм, депрессивные состояния, психопатия, психологическая неуравновешенность.

Р. Беркоу, Т. А. Власовой, Г. С. Гуменной, М. В. Ипполитовой, М. С. Певзнер и другими учеными было установлено, что различные виды аномалий психического развития в большинстве случаев связаны с органическим поражением головного мозга на ранних этапах онтогенеза и вторичным недоразвитием мозговых структур, формирующихся в постнатальном периоде. Это подтверждалось тем, что в анамнезе ряда детей с дискалькулией отмечалась патология центральной нервной системы.

Среди «факторов риска» по дискалькулии выделяются: недоношенность, токсикоз первой и второй половины беременности, асфиксия во время родов, нарушение питания, нарушение раннего психомоторного развития, перенесенные инфекции, хронические болезни, соматическая ослабленность детей.

В работах Н. Ф. Бережной, Р. Беркоу, Ю. Г. Демьянова, В. А. Илюхиной, В. Леви, Леви Гарольд Б, М. С. Певзнер, А. Н. Соколова, Г. Е. Сухаревой и других исследователей обращается внимание на то, что у детей со школьной неуспеваемостью в этиологии этих нарушений на первое место выступают заболевания, перенесенные в возрасте до трех лет (хронические заболевания, сильные инфекции и пр.), а также родовые травмы и травмы головного мозга в раннем возрасте.

Интересными являются сведения представленные Е. Грущик-Колчинский (Gruszczyk-Kolczynska E.), Ю. Г. Демьяновым, В. Леви, Леви Гарольд Б. о том, что в школьной успеваемости важную роль имеет микросоциальная среда. Неблагоприятное микросоциальное окружение ребенка влияет на неуспеваемость детей в школе, в том числе и по математике. В большинстве случаев у детей с дискалькулией имеет место «искаженная» семейная ситуация: неполная семья, существенные отклонения в проявлении материнского чувства.

Изучение дискалькулии позволило выделить концептуальные подходы, симптоматику, разработать классификацию дискалькулии.

В качестве симптоматики дискалькулии (нарушений счетных операций) у детей выделяются:

– недостаточное овладение математическим словарем;

– неправильное называние чисел;

– неточное представление о графической структуре цифр;

– механическое воспроизведение порядка следования чисел;

– трудности в определении места числа в ряду натуральных чисел;

– недостаточное знание состава числа;

– трудности усвоения правил образования числа;

– трудности установления отношения числа к его соседям;

– несформированность количественных отношений чисел;

– элементарный способ выполнения арифметических действий (дети опираются не на правила, а на внешние действия, используют «ручной» способ выполнения);

– мыслительные операции носят преимущественно конкретный характер.

В качестве механизмов дискалькулии рассматривают разнообразные факторы, которые являются основой для различных концептуальных подходов к данной проблеме.

Условно выделяют несколько концепций.

В соответствии с первой концепцией в качестве механизмов дискалькулии выделяют гностико-праксические нарушения . При этом дискалькулия соотносится с нарушением пальцевого гнозиса и праксиса в сочетании с несформированностью схемы тела, конструктивной апраксией. Следует отметить, что гностико-праксические нарушения рассматриваются только как возможные патогенетические факторы, т. е. как один из возможных, но не доминирующих механизмов дискалькулии. На это указывают А. Гермаковска, Р. И. Лалаева, С. С. Мнухин и др.

В соответствии со второй концепцией , рассматриваемой в рамках общей школьной неуспеваемости, выделяют психологические концепции дискалькулии. Данное нарушение Г. М. Капустина, К. С. Лебединская, С. С. Мнухин и др. связывают с несформированностью мыслительных операций, памяти, внимания, мышления . А. Гермаковска, Р. И. Лалаева, С. С. Мнухин, Л. С. Цветкова подтверждаются этот факт исследованием детей с нарушениями чтения, письма и счета, которые выявили у них расстройства рядообразования и воспроизведения автоматизированных рядов (нарушение порядкового счета, называния дней недели, месяцев и т. д.), несформированность сложных действий, которые состоят из ряда последовательных операций, неполноценность развития пространственных функций: пространственной ориентировки, пространственного восприятия.

А. В. Калинченко, Т. В. Розанова, Е. Й. Скиотис отмечаются, что у детей, неуспевающих по математике существенно нарушены процессы логического, математического мышления. Ю. Г. Демьянов, Е. С. Иванов, Н. Г. Поддубная и другие ученые обращают внимание на затруднения у учащихся на уровне основных мыслительных операций – анализа, синтеза, классификации, обобщения, отвлечения, умозаключения и др.

Т. В. Ахутина, Е. М. Мастюкова, Н. А. Менчинская, М. И. Моро, Л. Ф. Обухова, О. Б. Обухова, А. М. Пышкало констатируют факт того, что у учащихся при дискалькулии наблюдаются нарушения внимания, зрительной и слуховой памяти.

А. Гермаковска, Р. И. Лалаева выделяют особенности не только познавательной деятельности, но и эмоционально-волевой сферы у учащихся с дискалькулией. Ю. Г. Демьянов, Е. С. Иванов рассматривают психическую истощаемость, низкую работоспособность, инертность психических процессов у учащихся с дискалькулией.

Исходя из нейропсихологических концепций А. Гермаковска, Ю. Г. Демьянов, А. Н. Корнев, Р. И. Лалаева выделяют связи дискалькулии с несформированностью целого ряда речевых и неречевых психических функций. Это третья концепция, которая строится на основе нейропсихологических концепций. Авторы считают, что системные нарушения речи, несформированность фонематических функций, недоразвитие лексико-грамматической стороны речи, расстройства чтения и письма оказывают существенное отрицательное влияние на процесс овладения счетными операциями. Это приводит к трудностям овладения математическими понятиями, математическим словарем, нарушениям в восприятии текста задачи, к неправильной записи примеров и задач и другим симптомам.

На основе анализа симптоматики и концептуальных подходов, выделяют следующие классификации дискалькулии:

– врожденные и приобретенные (С. С. Мнухин);

– первичные и вторичные (Н. Граньон-Галифрет (N. Granjon-Galifret), Дж. Айюриагерра (J. Ajuriaguerra), Л. С. Цветкова);

– классификация Л. Косч (L. Kosč).

Рассмотрим более подробно классификацию Л. Косч. Ученый выделяет:

– вербальную дискалькулию, которая проявляется в нарушении словесного обозначения математических понятий;

– практогностическую дискалькулию, проявляющуюся в расстройствах системы счисления конкретных и наглядных предметов или их символов;

– дислексическую дискалькулию, в основе которой лежит нарушение чтения математических знаков;

– графическую дискалькулию, проявляющуюся в нарушении записи математических знаков или символов и правильного воспроизведения геометрических фигур;

– операциональную дискалькулию, связанную с неумением выполнять математические операции.

Выделение тех или иных видов дискалькулии относительно, так как в большинстве случаев ее механизмы и симптоматика носят сложный характер и обусловлены не одним, а несколькими патогенетическими факторами. У детей чаще всего проявляются симптомы различных видов дискалькулии.

Для выбора наиболее эффективной коррекционной работы по профилактике и коррекции дискалькулии необходимо выявление и понимание механизмов, симптомов дискалькулии, вызывающих у детей трудности в овладении математическими умениями, знаниями и навыками.

Исходя из выводов, сделанных на основании рассмотрения современных подходов к формированию счетных навыков у дошкольников, вытекает необходимость выявления факторов риска возникновения дискалькулии в дошкольном возрасте и проведение логопедической работы по ее профилактике.

Дискалькулия – это специфическое нарушение способности к изучению арифметики, проявляющееся, как правило, в дошкольном и младшем школьном возрасте. По сути, недуг являет собой целый комплекс нарушений, затрагивающих логические аспекты понимания арифметических действий, закономерности преобразования чисел и т.д. В большинстве случаев расстройство выступает в качестве самостоятельной патологии, не являясь симптомом какого-либо основного заболевания. Часто у детей с дискалькулией наблюдается еще и синдром дефицита внимания.

У взрослых людей данный недуг может свидетельствовать об органическом поражении головного мозга. Часто нарушения подобного рода возникают при инсультах, опухолевых новообразованиях, черепно-мозговых травмах, кистах в височной доле коры головного мозга.

Провоцирующие факторы

Рассматривая причины недуга, следует отметить, что его возникновение может быть связано как с общей задержкой умственного развития ребенка, так и являться следствием неких психотравмирующих обстоятельств. Иногда у младших школьников развивается так называемая математическая фобия, связанная с негативным опытом обучения в прошлом. Это могло быть принуждение к обучению, жестокие наказания за непонимание и плохие оценки и т.д.

К органическим факторам, приводящим к дискалькулии, можно отнести слабую обработку зрительной информации, когда ребенок не в состоянии адекватно визуализировать условия задачи, не запоминает формулы, необходимые для ее решения. У таких детей наблюдаются трудности с установкой последовательности математических расчетов, которые часто сопровождаются проблемами в письме или чтении.

Согласно наблюдениям специалистов, в группу риска развития дискалькулии входят дети из неблагополучных, асоциальных семей.

Классификация

В клинической практике применяется классификация дискалькулии, согласно которой недуг делится на следующие виды:

Вид Характеристика
Практогностическая Проявляется в затруднениях при подсчете предметов
Дислексическая характеризуется неспособностью правильно прочитать символы, используемые в арифметике
Вербальная Трудности при устном назывании математических терминов и обозначений
Графическая Затруднения в процессе записи чисел и арифметических символов, сложности при необходимости графического воспроизведения геометрических фигур
Операциональная Трудности, возникающие при выполнении разнообразных математических действий

Симптомы

Дискалькулия является довольно сложным расстройством, а ее симптомы не ограничиваются исключительно нарушениями счета. Клинические признаки заболевания могут быть следующими:


Стоит отметить, что если дискалькулия не связана с общей задержкой умственного развития ребенка, она не является признаком низкого интеллекта. У детей с данным недугом могут наблюдаться выдающиеся способности в области иностранных языков, различных видах искусств и т.д.

Выявление и терапия

Обычно признаки заболевания первыми замечают родители ребенка и учителя в школе. Дальнейшая диагностика выполняется при участии логопеда и психолога. С ребенком проводится беседа, также ему предлагается выполнить определенные задания, связанные с арифметическими действиями. По результатам этой беседы определяется конкретный вид недуга и подбирается оптимальная коррекция недуга.

Мероприятия по лечению данного недуга проводятся при совместной работе логопеда, детского невролога, психолога и при необходимости других специалистов. Как правило, коррекционные занятия проводятся в поликлиниках или непосредственно в детских садах и школах. Терапия проводится в игровой форме при помощи специально разработанных для этих целей упражнений, обучающих счету, а также развивающих творческие способности, речевую и мыслительную активность детей.

Лечение при дискалькулии обязательно должно включать в себя терапию, направленную на правильное развитие речи ребенка. Регулярные занятия с логопедом помогают маленькому пациенту увеличить словарный запас, параллельно изучив математические термины и их определения. Обучение проводится постепенно и способствует формированию логических связей, развитию памяти, мышления, а также мелкой моторики.

Своевременно начатая коррекция в большинстве случаев помогает достаточно быстро устранить имеющиеся у ребенка нарушения, а также значительно улучшить его успеваемость в образовательном учреждении.

Профилактика

Дискалькулия различных видов может быть предупреждена ранними занятиями с ребенком, грамотным обучением его счету, выполнением несложных математических действием с проговариванием. Следует также уделить внимание развитию памяти и пространственного мышления. Специалисты рекомендуют регулярно выполнять упражнения, способствующих улучшению восприятия визуальных образов и мелкой моторики, обучать ребенка математическим терминам.

Для профилактики вербального типа дискалькулии рекомендуется учить ребенка названию различных арифметических действий, доступно объяснять их суть и учить использовать в речи математические термины. Не менее важно обучить ребенка распознавать визуальные символы, задействованные в математике. Так, в основе профилактики недуга лежит, прежде всего, грамотное развитие логики, восприятия и памяти.

Если это вербальнаядискалькулия, при которой дети не запоминают и качественно не используют математическую терминологию , то работать нужно по всем направлениям формирования математических представлений:

    Учиться считать предметы и называть их общее количество на наглядном примере. Важно называть количество и счет словами, учить запоминать эти слова и их последовательность. Например, разложить дома вилки и ложки на столе и посчитать их.

    Развивать понимание слов , обозначающих математические понятия. Те же самые ложки, вилки, можно подключить игрушки, обувь, предметы одежды, части тела, считать и акцентировать внимание на числе: вот одна ложка, а вот один ботинок, а теперь покажи один пальчик. Теперь ты понял, сынок, что это один какой-то предмет. Тогда дай мне один носок и т.д.

    Развивать умения пользоваться математической терминологией в разных видах деятельности, если чертим в тетради круг – это называется окружность, берем в руки чашечку, проводим детским пальчиком по ее поверхности – это тоже окружность.

    Развивать пространственное восприятие. Учить ориентироваться в собственном теле, в пространстве. Это полезно для развития абстрактного мышления в целом. Уже в год ребенок должен показывать все части тела и учиться понимать, а что у него наверху, что внизу, что спереди, а что сзади.

    Активизировать зрительную и слуховую память . Показывать картинки с цифрами и количеством предметов, заучивать небольшие стихотворения, подкрепляя их наглядным показом движений и эмоциями. Например, заучивание стихотворения:

Лебеди летели,

И на воду сели,

Сели, посидели,

Снова полетели.

Нужно эмоционально махать руками, изображая взмахи крыльев лебедей их полет, а затем приземлиться и как бы поплюхаться в воде. Это здорово развивает память!

    Считать предметы и называть их, согласуя числительные с существительным : одно яблоко, два яблока и т.д. А потом спрятать и спросить: сколько не стало яблок? Одного, двух, трех и т.д., таким образом, на наглядном примере развивать лексику и грамматику.

    Развивать слуховое восприятие . Назвать несколько чисел вразброс и попросить, чтобы ребенок повторил их.

    Развитие сенсорных представлений: работать с формой, величиной, цветом, учить ребенка разграничивать эти понятия, сравнивать, находить сходства и различия. Дай мне такой же по цвету кубик, а теперь дай кубик другого цвета, но такого же размера, а теперь дай мяч такого же цвета и размера как кубик.

Если у ребенка практогностичекая дискалькулия, при которой недоразвито восприятие образа предмета, его формы, признаков и свойств, действий с ним, затруднен счет предметов , то необходимо формировать:

    Представление об образе предмета и его символическом изображении. Например, как обозначить колючесть: ежик, иголки. А как кислость предмета? Лимон.

    Словесное обозначение системы исчисления и последовательность счета. Каким словом можно назвать пару ботинок (показать), а количество пальцев на руке? Также можно поиграть в такую игру: назови число, которое идет после пяти, девяти, а что стоит перед цифрой два?

    Называние итога счета и соотношение его с количеством предметов или пальцев.

    Зрительно-пространственное восприятие . Здесь могут подойти любые предметы, например, пуговицы разной величины, формы и цвета, а также чашечки или формы для песочницы соответствующие цвету, размеру (большие, маленькие) и форме пуговицам. А теперь попросим малыша разложить квадратные пуговицы (можно детали мозаики) в квадратные формочки, круглые – в круглые, треугольные – в треугольные. Так же раскладываются по цвету и размеру.

    Зрительную и слуховую память на примере эмоционального заучивания стихов.

    Совершенствовать мелкую моторику пальцев рук с помощью манипуляций предметами: собирать пазлы, раскладывать пуговицы, собирать мозаику, вырезать ножницами; координацию движений с помощью логоритмических упражнений.

    Пополнять словарь на основе наглядного материала.

Если у ребенка дислексическаядискалькулия, которая проявляется в неспособности освоения чтения задач, заданий, примеров математического содержания, то поработать предстоит в следующих направлениях:

    Формировать зрительный образ математических знаков и геометрических фигур. Для этого нужно показывать картинки с данными символами и фигурами. Положить перед ребенком три картинки, попросить запомнить, потом убрать одну и спросить: угадай, чего не стало. Далее увеличивать количество картинок.

    Развивать сенсорное восприятие . В этом случае нужно дать возможность ребенку потрогать, понюхать, увидеть глазками предмет или сразу несколько предметов для сравнения: большой-маленький, круглый-квадратный-треугольный. Показать и объяснить, что такое трапеция, пирамида, конус, цилиндр, попросить ребенка найти в комнате предметы, похожие на эту фигуру. Также можно раскатать из теста и испечь печенье разного размера, формы и украсить кондитерскими посыпками разных цветов.

    Формировать представление об образе цифр , математических знаков и отражения их понятия в речи. Лучше всего смастерить цифры разного размера из поролона, пенопласта, картона, ткани, слепить из глины или пластилина. Также можно изготовить знаки «плюс», «минус», «равно», «больше», «меньше» и дать ребенку возможность потрогать эти математические символы, чтобы пространственно и через органы осязания их запомнить. Затем найти похожие цифры, например «2» и «5», попросить поставить между ними нужный знак, «больше» или «меньше».

    Аналитико-синтетическую деятельность. Здесь вашему вниманию я могу предложить множество игр, одна из которых: «Что общего». Например, показать ребенку картинки с изображением елки, кактуса, иголки, ежика и спросить, а чем они все похожи, что у них общего, что их объединяет. А вот игра «Угадай по описанию». Назвать признаки предмета, например: круглое, сладкое, красное, этот фрукт растет на дереве, что это? Или, например, игра «Парные картинки». Нужно дать ребенку набор картинок по одной из пары, а второй набор остается у взрослого. По очереди то взрослый, то ребенок описывают картинку, а его партнер угадывает, поднимая парный аналог картинки.

    В соответствии с содержанием и возрастом ребенка. Здесь очень хорошо подойдет в любом возрасте заучивание скороговорок, подкрепляя рисунком:

Раз, два, три, четыре.
Сосчитаем дыры в сыре.
Если в сыре много дыр,
Значит, вкусным будет сыр,
Если в нем одна дыра,
Значит, вкусным был вчера.

А также можно составлять слово , обозначающее математическое понятие (например «шесть»), из набора предложенных букв.

Это тот случай, когда ребенок не может выполнять счетные операции и арифметические действия . Что для этого необходимо делать:

    Формировать счетную деятельность на примере несложных игр, например «Один, много», а также «Который по счету»: выставить разные игрушки в ряд и попросить назвать, а который по счету заяц, медведь, лиса и т.д.

    Формировать умения выполнять арифметические действия , желательно наглядно. У Пети было два яблока, мама дала ему еще три, сколько яблок стало? Петя был мальчиком нежадным и угостил одним яблоком бабушку, сколько яблок тогда у него осталось? У школьников нужно использовать задачки с использованием знаков умножения и деления.

    Развивать понимание математической терминологии через стишки и потешки.

    Развивать умение пользоваться знаками и символами. Можно поставить в ряд нужные цифры и предложить ребенку расставить между ними необходимые знаки «+», «-», «=»,«х»,«:».

    Активизировать аналитико-синтетическую деятельность через предложенные выше игры и упражнения.

    Совершенствовать слуховое и зрительное восприятие через те же игры, «Угадай, где звенит», «Читай по губам», также можно ребенку предложить найти нужный предмет на рисунке в условиях зашумления или наложения одного предмета на другой.

    Развивать зрительную и слуховую память . Игры: «Угадай, чего не стало», «Повтори за мной» (цепочку из 3-5 слов), «Глухой телефон», а также разучивание стишков и скороговорок, сопровождая движениями.

    Развивать лексику и грамматику, раскладывая и называя картинки по темам: обувь, одежда, овощи, фрукты, транспорт и т.д. Также здесь подойдет игра «Угадай чего не стало», «Один-много», «Из чего, какой», «Жадина».

    Развивать связную речь через раскладывание сюжетных картинок и последовательный пересказ данной истории.



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Жена сергея лаврова - министра иностранных дел Жена сергея лаврова - министра иностранных дел Урок-лекция Зарождение квантовой физики Урок-лекция Зарождение квантовой физики Сила равнодушия: как философия стоицизма помогает жить и работать Кто такие стоики в философии Сила равнодушия: как философия стоицизма помогает жить и работать Кто такие стоики в философии