Что такое синдром Аспергера? Задержка моторных навыков. Взрослые люди с СА никогда не вступают в брак

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Синдром Аспергера многие годы считался одной из форм . Лишь 30 лет назад это состояние стало выделяться отдельным диагнозом. Однако не смотря на некоторые схожие черты, состояние детей с синдромом Аспергером отличается от проявлений детского раннего аутизма.

Типичные симптомы синдрома Аспергера

Состояние при данном синдроме называют скрытой дисфункцией, так как по внешнему виду обычно невозможно понять, что с человеком что-то не так. Синдром не влияет на сохранность интеллекта, зачастую дети-аспи, как их называют, имеют значительные успехи в области точных наук или в творчестве. Проблемы проявляются в области социализации и межличностных коммуникаций.

Типичной для данного состояния является «триада нарушений»:

  1. Социальное взаимодействие
    Сложности проявляются в налаживании контактов с окружающими. Помимо редкого зрительного контакта дети-аспи не умеют поддерживать дружеские отношения, не воспринимают принятые в обществе социальные нормы, могут казаться бестактными или назойливыми. При этом же их отличает склонность к уединению и некоторой отстраненности от окружающих.
  2. Социальные коммуникации
    Эмоции - это то, что не доступно людям с синдромом Аспергера. Они все понимают буквально. Мимика, жесты, сопровождающие нашу речь, им непонятны. Сарказм и метафоры, анекдоты ими не используются. Кроме того большие затруднения вызывает вообще само начало разговора и умение вовремя его завершить.
  3. Социальное воображение
    Воображение в широком понимании Аспергер вовсе не исключает. Носители этого синдрома могут быть писателями, художниками, Однако эмпатия им не доступна. Они не могут предположить альтернативного разрешения ситуации, не опираются во мнении о другом человеке на его чувства и эмоции, выраженные невербально.

Еще характерные признаки синдрома Аспергера:

  • Приверженность к определенному порядку вещей, расписанию, традициям.
  • Ярко выраженная увлеченность определенной темой.
  • Особенности сенсорной чувствительности - чрезмерно повышенная либо, наоборот, сниженная.

Диагностика синдрома Аспергера

«Особые» черты проявляются у ребенка уже в раннем возрасте. Однако диагностируется синдром Аспергера уже позже, ближе к школьному возрасту. Это связано с тем, что наибольшие проблемы у детей-аспи вызывают социальные навыки.

В раннем детстве это может быть беспроблемный ребенок, развивающийся в срок и отличающийся спокойным темпераментом. Родителей не беспокоит малыш, который может подолгу играть с игрушкой и не требует лишнего общения.
Интеллект у таких детей тоже не вызывает беспокойств - он, как правило, средний или выше среднего. Речь развивается обычно тоже в соответствии с возрастными нормами или даже опережает их.

Черты, характерные для Аспергера, у ребенка могут заметить учителя или воспитатели, или же тревогу начинают бить родители. В обследовании должны принять участие педиатр, невролог, детский психолог и логопед (который о состоянии речи), однако последнее слово остается за детским психиатром.

Для диагностики используются различные тесты, опросники, неврологические обследования (ЭЭГ, МРТ) - для исключения поражений головного мозга.

На что обратить внимание родителям:

  • Ребенок негативно реагирует на новых людей, плачет, отказывается общаться.
  • Не принимает участие в подвижных играх, неуклюж, избегает общения.
  • В дошкольном возрасте это — «несадиковский ребенок», который с трудом отрывается от мамы, не идет на контакт.
  • Не любит и не понимает веселых сказок или мультфильмов.
  • Раздражается от прикосновений и тактильного взаимодействия.
  • Чрезмерно увлекается каким-то одним видом деятельности, не позволяет себя отвлекать, часами занимается в одиночку.
  • Имеет четко ограниченные пищевые предпочтения.
  • Новая обстановка, изменение привычных ритуалов полностью выбивают его из колеи.

Лечение синдрома Аспергера

В настоящее время не существует абсолютного лечения данного состояния. Для коррекции тяжелых проявлений синдрома назначается медикаментозная терапия, в прочих случаях работу ведут психологи, педагоги и логопеды-дефектологи.
Несомненно, чем раньше удастся выявить симптомы и провести диагностику, а значит и начать применять коррекционные меры, тем больших успехов можно добиться. Однако говорить о полном излечении нельзя.

Стоит все же отметить, что взрослые с синдромом Аспергера живут вполне полноценной жизнью, создают семьи и находят для себя работу, добиваясь в ней немалых результатов. Конечно, это те люди, которые смогли адаптироваться в социуме и прошли некоторую коррекционную работу.

Психологи и педагоги помогают аспи-детям научиться вести себя в обществе, помогают выработать правильные стереотипы поведения.

Зачем ребенку с синдромом Аспергера логопед-дефектолог?

Большое значение имеет и логопедическая коррекционная работа. Несмотря на то, что речь у детей с синдромом Аспергера развивается вовремя, она отличается многими нарушениями, решить которые и должен логопед-дефектолог:

  • Ускоренное развитие речи приводит к наличию довольно обширного словарного запаса, однако даже такой «академический» словарь не дает ребенку возможности строить общение и иногда даже отпугивает сверстников. Кроме того, узкая направленность его интересов накладывает отпечаток и на словарный запас.
  • Многократное повторение отдельных слов или целых фраз - тоже отличительная черта синдрома Аспергера. Коррекционные занятия направлены на построение правильной устной речи.
  • Характерным симптомом синдрома является также семантическая дислексия (механическое чтение). Ребенок может хорошо и быстро прочесть текст, но не понимать его содержания.
  • Речь аспи-детей отличается ускоренным или, наоборот, замедленным темпом, монотонностью. Для того, чтобы устранить этот недостаток используются различные игры и задания, позволяющие ребенку взять под контроль эту область. В занятиях используются приемы логоритмики, заданий на сочетание движений и говорения.
  • Здесь мы подходим к еще одной характерной черте синдрома — нарушению моторики и координации. Дети-аспи имеют значительные проблемы с завязыванием шнурков, имеют плохой почерк, неуклюжи и неловки. Упражнения по развитию мелкой моторики и координации движений позволят им справиться с этими сложностями.
  • Большая часть логопедической работы - развитие коммуникативной речи. На занятиях используются дидактические игры, в которых дети учатся строить диалог, осознают правила общения и выстраивания социального общения.
  • Иногда у детей-аспи встречается дизартрия, которая тоже требует коррекции и развития артикуляционного аппарата.

Синдром Аспергера называют также высокофункциональным аутизмом. Многие качества людей-аспи могут стать и их сильной стороной, позволяющей им добиться многого в жизни - логичность мышления, внимательность к деталям, независимость мышления, высокий интеллект. Родители, стремящиеся помочь ребенку скорректировать негативные проявления синдрома, дают ему возможность успешно построить свою жизнь. В принципе, он в хорошей компании - рядом с Ньютоном, Эйнштейном и другими выдающимися личностями.

Люди с проблемами социализации и адаптации встречаются в обществе нередко. Их зачастую считают чудаками, психопатами, отшельниками. Многим их этих личностей можно было бы поставить диагноз – синдром Аспергера, названный по имени педиатра, наблюдавшего это нарушение у детей в середине 20 века.

Синдром Аспергера - что это такое?

В шестилетнем возрасте ребенок уже неплохо осознает социальные нормы, живо общается со сверстниками и взрослыми. У детей, плохо вписывающихся в рамки, установленные обществом, отстающих в навыках социализации, определяют дисфункцию синдром Аспергера, что такое этот синдром – описал австрийский педиатр и психолог Ганс Аспергер. Он рассматривал эту дисфункцию как одну из форм аутизма и называл аутической психопатией.

В 1944 году внимание ученого привлекли дети от 6 до 18 лет, у которых полностью отсутствовал или был сильно снижен интерес к социуму. Еще одной отличительной особенностью этих детей являлись бедные мимика и речь, по которым было непонятно, что ребенок ощущает, как мыслит. При этом, отсутствовала кажущаяся отсталость таких детей в интеллектуальном плане - тесты показывали, что умственное развитие малышей в норме или очень высокое.

Синдром Аспергера - причины

По статистике, озвученной на специальном собрании Европарламента по вопросам аутизма, аутичными расстройствами страдает примерно 1 процент населения. Причины развития синдрома Аспергера, входящего в спектр данных расстройств, плохо изучены, исследования показывают, что к нарушениям в работе мозга приводит сочетание факторов – экологических, биологических, гормональных и т.д. В основной массе ученые придерживаются и такого мнения, что синдром Аспергера передается по наследству, это подтверждает большое число известных фактов.

К негативным факторам, с высокой долей вероятности провоцирующим развитие синдрома Аспергера, относят:

Тяжелые внутриутробные и перинатальные инфекции;

  • недоношенность;
  • воздействия токсических веществ;
  • последствия вакцинации;
  • аутоиммунный ответ материнского организма.

Синдром Аспергера - особенности поведения

Определить синдром Аспергера по внешнему виду практически невозможно, на мысль о наличии дисфункции может натолкнуть определенное поведение человека. Люди с синдромом Аспергера имеют нарушения в следующей триаде:

  • коммуникации;
  • взаимодействии;
  • воображении.

При наличии синдрома человеку сложно общаться и взаимодействовать с другими людьми. Он затрудняется:

  • понять настроение человека по интонации, жестам или мимике;
  • адекватно начать или закончить беседу;
  • различить серьезные высказывания и сарказм или юмор;
  • правильно интерпретировать образные выражения, метафоры;
  • найти альтернативные варианты развития ситуации;
  • поддерживать любовные отношения и дружить.

Окружающим такой индивид видится странным и нетактичным, неспособным работать с людьми. Например, человек с этим синдромом вполне способен проигнорировать правила этикета, затронуть болезненную тему или крайне неудачно пошутить. Негативная реакция окружающих приведет больного в недоумение, но причины этого он просто не поймет. Столкнувшись с непониманием множество раз, человек с аутичными нарушениями становится еще более замкнутым, отчужденным, безразличным.

Синдром Аспергера у взрослых - симптомы

Испытывая сложности в эмоциональной сфере, люди с синдромом Аспергера испытывают любовь к занятиям, опирающимся на четкий алгоритм и логику. Аутичные личности во всем предпочитают порядок и системность: придерживаются четкого маршрута и расписания, любые сбои и задержки выбивают их из колеи. Увлечения таких индивидов очень сильны и часто сохраняются всю жизнь, например, такой человек может стать гениальным программистом (Билл Гейтс), шахматистом (Бобби Фишер).

У индивида с диагнозом синдром Аспергера симптомы заболевания всегда связаны с органами чувств. Сенсорные проблемы у такого больного проявляются в повышенной чувствительности к звукам, яркому свету, запахам – любой сильный или незнакомый раздражитель способен вызвать гнев, тревогу или боль. Такая излишняя приводит к тому, что индивид испытывает сложности при передвижении в темноте, необходимости избежать препятствия, сделать работу, связанную с тонкой моторикой.


Симптомы синдрома Аспергера у женщин

Аутичные нарушения различно проявляются в зависимости от гендерной принадлежности человека. Синдром Аспергера у женщин можно заподозрить по следующим признакам:

  • равнодушна к своему внешнему виду – практически не красится, предпочитает естественную прическу и удобную одежду;
  • не имеет подруг, не понимает чисто женские увлечения;
  • эксцентрична;
  • очень молодо выглядит;
  • не может определиться с сексуальной ориентацией;
  • копирует чужое поведение;
  • уходит от реальности в книги и фильмы;
  • ощущает себя комфортно только дома;
  • часто ощущает тревогу, перепады в настроении;
  • совершает навязчивые движения, циклические ритуалы;
  • часто предпочитает одиночество;
  • не может найти свое место в жизни и создать с семью.

Как ведут себя мужчины с синдромом Аспергера?

Даже при наличии дисфункции мужчина способен достигнуть большого успеха в профессиональном плане. Поэтому женским вниманием он редко обделен. Как понять мужчину с синдромом Аспергера женщине:

  • страсть к определенному занятию, неразговорчивость, неумение говорить приятные вещи, вспыльчивость, эгоистичность, стремление к одиночеству – все это проявление болезни;
  • ложь часто прикрывает сенсорные проблемы – он может соврать, что болен, чтобы избежать похода к шумным друзьям;
  • надоевшие разговоры о работе или хобби маскируют неумение вести светскую беседу;
  • бытовые придирки также часто возникают из-за сенсорной чувствительности – он может устать от суеты, отказаться от одежды из-за ее жесткости;
  • проблемы в сексе возникают из-за отсутствия правильного воспитания – часто мужчина узнает об интимной жизни из видео и считает, что в обычной жизни все происходит так же.

Синдром Аспергера у детей - симптомы

Более успешная коррекция поведения достигается, если нарушения выявлены в детстве. Синдром Аспергера – признаки у детей:

  • неуклюжесть, нежелание играть в подвижные игры;
  • сложность при манипулировании предметами;
  • страх перед незнакомцами;
  • нелюдимость в компании других детей;
  • увлечение одной игрой, протест при попытках отвлечь;
  • сильная привязанность к дому и родителям.

Синдром Аспергера - отличие от аутизма

Два заболевания - синдром Аспергера и аутизм – имеют множество общих черт, этот факт можно объяснить тем, что первая болезнь является разновидностью второй. Но много у них и различий. Самая основная состоит в том, что при синдроме Аспергера у человека полностью сохранен интеллект. Он способен хорошо учиться, плодотворно работать, но все это – при грамотной коррекции поведения.

Можно ли вылечить синдром Аспергера?

Лекарства для полного излечения от этого недуга, как и от аутизма, не существует. Чтобы жизнь с синдромом Аспергера была максимально комфортной, а больной человек мог максимально самореализоваться, необходимо развивать его коммуникативные способности. Помимо психотерапии врачи назначают вспомогательные лекарственные средства – нейролептики, психотропные лекарства, стимуляторы. Помощь в терапии могут оказывать и близкие люди, которые должны относиться к больному с максимальным вниманием и терпением.

Синдром Аспергера и гениальность

Проявления данного отклонения затрагивают все психические процессы, изменяя их, причем иногда в лучшую сторону. При этом синдроме интеллект остается сохранным, что позволяет успешно развивать способности. Зачастую сопровождают синдром Аспергера: природная грамотность, отличные математические способности, и т.д. По этой причине среди гениальных людей так много тех, кто демонстрирует симптомы этой болезни.

Синдром Аспергера - известные люди

Знаменитости с синдромом Аспергера встречаются в самых различных областях науки, бизнеса, искусства, спорта:

К симптомам синдрома Аспергера, относятся следующие проявления:

1. Проблемы с социальным функционированием выражаются в стремлении ребенка играть с самим собой, а не с другими детьми. Более взрослый ребенок не будет понимать социальных сигналов и будет иметь сложности с приобретением друзей. Социальный язык, эмоции, телодвижения, выражения лица, переносный смысл фраз для людей с синдромом Аспергера – это как иностранный язык для нас.

2. Сенсорные проблемы, проблемы с чувствованием и восприятием, присущи детям с Аспергером. Они думают, что звуки слишком громкие, футболка слишком жесткая, свет слишком яркий, как быстро это движется и как ужасно это пахнет.

3. Навязчивые интересы составляют большую часть жизни ребенка с Аспергером. О таких интересах дети разговаривают все время. Один ребенок может быть до крайности увлечен расписанием поездов, а другой событиями Великой Отечественной войны.

4. Дети настойчивы в следовании определенному распорядку и чрезвычайно фиксированы на том, чтобы все шло по определенным правилам. Безобидные изменения вроде того, чтобы сидеть за другим концом стола во время ужина, или когда отец забирает из школы вместо матери, могут приводить к истерикам.

Поэтому такие дети хотят знать что произойдет в будущем, чтобы не быть ошеломленными новыми событиями. Подчас ребенок с Аспергером, понимая, что изменения неизбежны будет стараться всеми возможными силами застабилизировать то, что есть сейчас.

5. У взрослых симптомы синдрома Аспергера выражаются в сложностях социального взаимодействия. Люди с Аспергером не понимают мимику, жесты и тон других людей, они не знают когда стоит начинать и заканчивать разговор, а также испытывают трудности с выбором темы общения.

Иногда люди с синдромом Аспергера, используя сложные фразы, сами не понимают до конца их значения. Они не понимают метафор, шуток, сарказма и анекдотов.

Однако если у ребенка выявлен синдром Аспергера это не значит, что все так плохо. Дети с данным заболеванием не боятся сказать за себя. Они честные и трудолюбивые. Многие имеют прекрасную память. Большинство детей с синдромом Аспергера очень интеллигентны и преданы.

Синдром Аспергера – это нарушение в развитии, которое отмечается серьезными сложностями в социальном взаимодействии, а также повторяющимся, стереотипным, ограниченным репертуаром действий, занятий, интересов. Синдром Аспергера от аутизма отличается сохранностью речевых, а также когнитивных способностей, выраженной неуклюжестью.

Больные испытывают трудности в общении, их интересы и занятия стереотипны, но при этом речь и когнитивные возможности остаются сохраненными. Статистика указывает на то, что среди детей школьного возраста синдром Аспергера встречается в 0,36-0,71% случаев. Но эти данные существенно занижены, по мнению большинства специалистов. Ученые утверждают, что нарушения подобного плана имеются у 30-50% детей, причем в 3 раза чаще от них страдают представители мужского пола. Диагноз выставляется преимущественно в возрасте между 4 и 11 годами.

Что это такое?

Синдром Аспергера - одно из пяти общих нарушений развития, характеризующееся серьёзными трудностями в социальном взаимодействии, а также ограниченным, стереотипным, повторяющимся репертуаром интересов и занятий. От детского аутизма (синдрома Каннера) он отличается прежде всего тем, что речевые и когнитивные способности в целом остаются сохранными. Синдром часто характеризуется также выраженной неуклюжестью.

Синдром получил название в честь австрийского психиатра и педиатра Ганса Аспергера (Hans Asperger), который в 1944 году описал детей, отличавшихся отсутствием способностей к невербальной коммуникации, ограниченной эмпатией по отношению к сверстникам и физической неловкостью. Сам Аспергер использовал термин «аутистическая психопатия».

Известные люди

Среди видных бизнесменов, страдающих этим недугом, основатели Форда, General Electric, IBM и IKEA, не говоря уже о более свежих примерах, таких как Ричард Брэнсон (Virgin Group), Джон Чемберс (Cisco) и Стив Джобс (Apple). Этому есть логичное объяснение. Страдающие дислексией рано учатся делегировать задачи (например, заставляют других людей делать за них домашнюю работу в школе).

Причины возникновения

На сегодняшний день причины возникновения описываемого синдрома точно не установлены и изучаются. Но с твердой уверенностью можно сказать, что данное расстройство психики не является следствием воспитания и социальных обстоятельств, также синдром Аспи не возникает по вине самого пациента.

Исследователи считают, что этиология синдрома Аспи схожа с причинами аутизма. Ведущими факторами, провоцирующими данное расстройство психики, считаются:

  • токсическое действие некоторых веществ (курение, алкоголь) в первом триместре беременности;
  • генетически-наследственная предрасположенность;
  • родовые травмы и более поздние черепно-мозговые травмы.

Как рабочую гипотезу считают наличие аутоиммунной реакции организма матери, что способствует повреждению головного мозга у плода. Также заслуживает внимания множество обсуждений о негативных последствиях прививок. Например, отрицательное влияние консервантов, содержащих ртуть, на иммунную систему малыша и комплексной вакцинации, которая создает большую нагрузку на иммунитет.

Еще одной теорией причины развития данного расстройства выступает теория гормонального дисбаланса у ребенка (низкий или высокий уровень кортизола, повышение тестостерона). Но данная теория еще научно не подтверждена.

Изучается связь между аутистическими нарушениями (в том числе и синдромом Аспи) и недоношенностью.

Симптомы

Люди с синдромом Аспергера отличаются особыми проблемами в таких социальных сферах: коммуникативная сфера, сфера взаимодействия и воображения.

Классические симптомы синдрома Аспергера:

  • трудности с невербальной коммуникацией;
  • проблемы с восприятием мира;
  • дефицит эмоций, творческого воображения и мышления.

Эти признаки называют «триадой основных симптомов» высокофункционального аутизма, они могут проявляться не все сразу и быть не такими явными. Близкие должны насторожиться, если в их окружении есть человек, который подвержен:

  • повышенной подозрительности;
  • физической неуклюжести;
  • частой депрессии;
  • привыканию к определенному месту проживания;
  • вспышкам ярости, раздражительности;
  • непониманию образной речи, шуток;
  • трудностям в дружеском общении и взаимодействии;
  • шаблоны поведения.

К последнему пункту относится привыкание к определенному виду хобби, порядку расположения вещей в жилище, выполнению повторяющихся действий. Если порядок нарушается, это вызывает бурю негативных эмоций, серьезное нервное потрясение, истерику. Болезнь диагностируется в детстве, но в некоторых случаях может протекать бессимптомно до определенного толчка.

Социальное взаимодействие или сотрудничество

Людям с синдромом Аспергера очень трудно создавать и поддерживать дружеские связи. Они не понимают, что дружба требует таких понятий, как умение ждать, сопереживать и сочувствовать, поддерживать друг друга, обсуждать не только темы, которые их интересуют, но и те, что интересны предполагаемому другу.

Некорректность, а нередко и бестактность в общении с другими отталкивает людей от них. Со временем больные с синдромом Аспергера могут научиться нормам поведения и понятиям дружбы, что скорее основано не на понимании всего перечисленного, а на интуитивном копировании (такие больные обладают очень тонкой душевной организацией) других людей.

Нередко больные с синдромом Аспергера обижают окружающих своими высказываниями, сами не желая и не понимая этого.

Особенности интеллекта

Признаки синдрома Аспергера мешают социализации, но они не затрагивают интеллект. По умственному развитию такие дети не только не отстают от возрастной нормы, но и часто превышают её. Как правило, память у них феноменальная, а знания о мире поистине энциклопедические, и все же на практике эти знания применяются с трудом.

Как мы уже отмечали, круг интересов таких детей, как правило, ограничен, но зато благодаря умению концентрироваться на мелочах в своих излюбленных занятиях они добиваются ошеломляющих успехов. Обычно им импонируют такие предметы, как математика, философия, история, география.

Дети с синдромом Аспергера не охотно общаются, но отнюдь не испытывают проблем с речью. Они строят грамматически верные предложения, но произносят их монотонным и неестественным голосом, а сама речь при этом может показаться слишком книжной и шаблонной. Впрочем, письменно такие дети выражают свои мысли гораздо лучше, чем в разговоре.

Сложности социального воображения

Лица, обладающие синдромом Аспергера, славятся очень богатым воображением. Многие становятся известными артистами, писателями или же музыкантами.

Однако, у людей с синдромом Аспергера есть большие сложности в социальном воображении, а именно: невозможность прогнозирования возможных вариантов, непринятие мнения окружающих, невозможность трактовки чувств, мыслей или действий иного человека. Кроме этого, у больных синдромом Аспергера отмечаются ограничения в их творческой деятельности, поскольку для них приемлема только повторяющаяся, последовательная деятельность.

Диагностика

ля установления данного диагноза специалисты пользуются набором определенных критериев. Они разделены на несколько групп, в каждой из которых имеется несколько критериев.

Социальные трудности:

  • эмоциональная холодность, отсутствие таких чувств, как жалость, сочувствие, радость;
  • невозможность установить визуальный контакт, отсутствие мимики, человек при общении не пользуется жестами;
  • нарушение общепринятых норм поведения и общения.

Поведенческие особенности:

  • выработка определенных ритуалов поведения и неукоснительное следование им;
  • наличие стереотипных движений с частым повторением - покручивание пряди волос, пуговицы на одежде, рисование узоров пальцем;
  • ограниченность интересов - человек занимается лишь одним избранным делом, совершенно не отвлекаясь на происходящее вокруг;
  • патологическая сосредоточенность на том или ином предмете.

К этим основным критериям диагностики добавляются вторичные, которые могут иметь клиническую значимость только при наличии основных:

  • нарушение самообслуживания;
  • эмоциональная обедненность речи;
  • отсутствие интереса к окружающему миру.

Диагностику может осуществить и сам пациент или родители ребенка. Для этого существуют определенные тесты, способные выявить отклонения в развитии, которые присущи для синдрома Аспергера. Более точной расшифровкой тестов занимаются психологи.

Тесты для выявления болезни

Существуют и специфические тесты, специально используемые для диагностирования синдрома Аспергера:

  1. Тест ASSQ. Проводится у детей с 6 лет. Способен выявить некоторые аутичные черты синдрома Аспергера у ребенка, на основании его восприятия различных картинок и просьб описать характер изображенных персонажей.
  2. TAS-20. Тест направлен на определение дефицита эмоций у взрослых и детей, что очень характерно синдрому Аспергера. Испытуемого просят описывать ощущения, которые вызывает в нем просмотр определенных картинок и фотографий.
  3. Тест RAADS-R. Выявляет психические расстройства у взрослых, такие как социофобию, тревожные навязчивые состояния, клиническую депрессию и др. Во время опроса человеку предлагается выбрать один из вариантов его поступков в конкретных жизненных ситуациях.
  4. Торонтская шкала. Тест выявляет патологию, характерную для синдрома Аспергера, которая выражается нестандартными телесными ощущениями. Кроме этого, опросник проявляет сниженную способность к интерпретации символов и метафор.
  5. Опросник Aspie Quiz. Тест состоит из сотни вопросов, расшифровывающих наличие аутических черт синдрома Аспергера у взрослых, а также и их возможные причины.

Современные методики тестирования с помощью вопросов и интерпретации демонстрируемых картинок помогают выявить симптомы синдрома Аспергера и даже некоторые причины болезни, начиная с раннего возраста. На основании результатов осмотра, наблюдения и тестирования врач-специалист назначает лечение синдрома Аспергера сеансами психотерапии и, возможно, медикаментозное сопровождение.

Как отличить детский аутизм от синдрома Аспергера?

Отличия между синдромом Аспергера и детским аутизмом представлены в таблице:

Критерий Синдром Аспергера

Детский аутизм

Характеристика состояния Процесс психопатического характера Психопатия
Прогноз относительно дальнейшей социализации Неблагоприятный Относительно благоприятный
Самоощущение Ребенок замкнут в своем мире Ребенок живет в социуме, но по своим правилам
Контакт глаз Не замечает других людей, хотя может смотреть им в глаза Избегает встречаться глазами с другими людьми
Коммуникативная функция речи С помощью речи ребенок общается, хотя преимущественно в одностороннем порядке Речь не является средством для коммуникации
Моторное и речевое развитие Речевое развитие опережает умение ходить. Речевое развитие запаздывает, либо отсутствует вовсе. Ходить ребенок начнет раньше, чем говорить.
Манифестация нарушений После 3 лет Младенчество

Лечение синдрома Аспергера

Не существует специального лечения синдрома Аспергера. Фармакологическая поддержка в индивидуальном порядке включает назначение психотропных препаратов (психостимуляторов, нейролептиков, антидепрессантов). Немедикаментозная терапия состоит из тренингов по обучению социальным навыкам, занятий с логопедом, ЛФК, когнитивно-поведенческой психотерапии.

Эффективность социальной адаптации малышей с синдромом Аспергера зависит от правильной организации психолого-педагогического сопровождения ребенка на разных этапах его жизни.

Дети с синдромом Аспергера могут посещать общеобразовательную школу, однако им необходимо создать индивидуализированные условия обучения (организовать стабильную среду, создать мотивацию, способствовать академическим успехам, сопровождать тьютором и др.).

Данное расстройство полностью не преодолевается и ребенок, вырастая, остается с теми же проблемами. Треть больных людей во взрослом возрасте создают семьи, живут самостоятельно, трудятся на обычной работе. Наиболее успешными оказываются индивиды, показывающие высокий уровень компетентности в интересующих их областях.

Прогноз

По некоторым свидетельствам, у детей с синдромом Аспергера с возрастом симптомы уменьшаются; до 20 % детей, став взрослыми, уже не удовлетворяют критериям синдрома, хотя социальные и коммуникационные трудности могут сохраняться. На 2006 год не было ни одного исследования долгосрочных результатов синдрома Аспергера или систематического долгосрочного изучения детей с этим синдромом. У лиц с синдромом Аспергера средняя продолжительность жизни, похоже, такая же, как и у населения в целом, но повышена частота коморбидных психиатрических расстройств, таких как клиническая депрессия и тревожный невроз, которые могут существенно осложнить прогноз; есть вероятность суицидального поведения. Хотя социальные нарушения сохраняются на протяжении всей жизни, прогноз, как правило, более благоприятен, чем при расстройствах аутистического спектра, ведущих к более тяжёлым нарушениям функционирования; например, симптомы аутистического спектра с большей вероятностью сглаживаются со временем у детей с синдромом Аспергера и высокофункциональным аутизмом. Хотя большинство студентов с синдромом Аспергера имеют средние математические способности, и их результаты математических тестов несколько ниже, чем тестов на общий интеллект, некоторые одарены в математике, и синдром Аспергера не помешал некоторым взрослым добиться значительных успехов, вплоть до Нобелевской премии.

Хотя многие посещают обычные классы, некоторым детям с синдромом Аспергера показано специальное образование из-за их социальных или поведенческих проблем. Подростки с синдромом Аспергера могут испытывать постоянные трудности с уходом за собой или организацией, а также быть возбуждены и обеспокоены проблемами в социальных и романтических отношениях. Несмотря на высокий когнитивный потенциал, большинство молодых взрослых с синдромом Аспергера остаются дома, хотя некоторым удаётся вступить в брак и самостоятельно работать. Непохожесть на других может быть травматичной для подростков. Причинами тревоги могут быть зацикленность на возможных нарушениях рутин и ритуалов, помещение в ситуацию без ясного расписания или ожиданий или из-за беспокойства по поводу неудачи в социальных взаимодействиях; стресс в результате тревоги может проявиться как невнимательность, отказ от общения, зависимость от навязчивых идей, гиперактивность, агрессивное или оппозиционное поведение. Депрессия часто появляется в результате хронической фрустрации из-за постоянных неудач в заинтересовывании собой других людей, и могут возникнуть аффективные расстройства, требующие лечения. Клинический опыт позволяет предположить, что частота самоубийств у лиц с синдромом Аспергера повышена, но это не было подтверждено систематическими эмпирическими исследованиями[.

Обучение семей критично для выработки стратегий понимания сильных и слабых сторон; помощь семье улучшает прогноз для детей. Прогноз может быть улучшен постановкой диагноза в раннем возрасте, что сделает возможным раннее вмешательство, в то время как вмешательство во взрослом возрасте менее полезно, хотя и имеет ценность. Лица с синдромом Аспергера подвержены риску эксплуатации со стороны других и могут быть неспособны понять социальные последствия своих действий.

Шелдон Купер из популярного телесериала “Теория Большого Взрыва” наглядно показал нам, что из себя представляет синдром Аспергера и как он влияет на качество жизни детей и взрослых во всём мире. Например, когда он трижды стучит в дверь соседки, повторяя её имя, или когда говорит о физике или поездах, или когда понимает шутки своих друзей буквально или испытывает трудности с выражением своих эмоций. Конечно, это всего лишь кино, однако именно так могут себя чувствовать люди с синдромом Аспергера.

Синдром Аспергера: Шелдон Купер из “Теории Большого Взрыва”

В этой статье мы расскажем вам о том, что такое синдром Аспергера, как он проявляется у детей и взрослых и каковы его причины. Вы также узнаете о диагностике, лечении синдрома Аспергера и получите 8 советов, которые помогут вам при общении со страдающими данным заболеванием людьми.

Что такое синдром Аспергера?

Слово “синдром” подразумевает совокупность ряда симптомов, характеризующих определённое заболевание или его клиническую картину. Далее мы подробнее рассмотрим каждый из симптомов, которые в совокупности позволяют диагностировать синдром Аспергера.

Синдром Аспергера впервые был описан в 1944 году австрийским психиатром Гансом Аспергером, в честь которого данное заболевание и получило своё название. Ровно через год после того, как Лео Каннер описал симптомы Аутизма.

Проверьте основные способности вашего мозга с помощью инновационного CogniFit. Вы хотите узнать, как работает ваш мозг? Присутствуют ли симптомы, которые могут указывать на риск наличия какого-либо когнитивного расстройства? Развейте сомнения с помощью теста!

Синдром Аспергера впервые упоминается в четвёртом издании (DSM-IV ) американского Диагностического и Статистического Руководства по психическим расстройствам в числе общих расстройств развития. В этой группе расстройств, помимо синдрома Аспергера, также упоминаются аутическое расстройство, синдром Ретта, детское дезинтегративное расстройство и общее неспецифическое нарушение развития (в эту категорию включены все диагнозы, которое по тем или иным причинам не отвечают критериям ранее упомянутых расстройств).

DSM-IV: Синдром Аспергера определён как качественное, тяжёлое и постоянное нарушение социальных взаимодействий, а также стереотипные и повторяющиеся шаблоны поведения, интересы и занятия. Эти нарушения приводят к значимым недостаткам в важнейших сферах деятельности страдающего данным заболеванием человека: социальной, профессиональной, школьной или семейной.

Кроме того, экспертам широко известен такой документ, как Международная Классификация Болезней (МКБ-10). Согласно классификации МКБ

МКБ-10: Синдром Аспергера – это болезнь, самостоятельность которой как нозологической единицы оспаривается, характеризующаяся тем же типом качественных нарушений социального взаимодействия, как и при аутизме, и ограниченным, стереотипным, повторяющимся репертуаром интересов и действий. Однако отличается от аутизма отсутствием задержки или отставания в речи и когнитивном развитии.

Большинство страдающих синдромом Аспергера не имеют отклонений в умственном развитии, однако обладают ярко выраженной неуклюжестью с моторной точки зрения. Данному расстройству больше подвержены мужчины. В некоторых случаях оно представляет собой лёгкую форму аутизма, но нет подтверждения, что это верно для всех случаев заболевания.

Важно отметить, что в настоящее время, в последней, пятой редакции “Диагностического и статистического руководства по психическим расстройствам” (DSM-5) синдром Аспергера не включён как отдельная категория . Он упоминается среди расстройств нейроразвития, в так называемом “Расстройстве Аутистического Спектра” (РАС), которое охватывает две различные области: социальные связи и повторяющиеся модели поведения, нарушение которых при данном расстройстве имеет три степени тяжести.

Представим это на примере цветового спектра: при первой степени тяжести (1) человек нуждается в помощи; при второй (2, центр спектра) – необходима серьёзная поддержка, при третьей степени (3) заболевший нуждается в постоянной помощи.

Расстройство аутистического спектра (РАС)

У людей с синдромом Аспергера, как правило, нет значительных и когнитивном развитии, в связи с чем они обычно находятся на более низких уровнях аутистического спектра.

Синдром Аспергера у взрослых: признаки и симптомы

Как проявляется синдром Аспергера у взрослых? Основной характеристикой людей, страдающих синдромом Аспергера, является стойкое нарушение социального взаимодействия . Другими словами, таким людям трудно общаться и поддерживать отношения с другими людьми. До такой степени, что без необходимой поддержки сложности в социальной коммуникации могут привести к серьёзным ограничениям в повседневной жизни .

Например, им трудно начать разговор или любое взаимодействие с другими людьми . Они демонстрируют странные реакции и неудачливы в общении с окружающими. Именно поэтому может даже показаться, что социальные связи им неинтересны вовсе.

Вы подозреваете у себя или своих близких депрессию? Проверьте прямо сейчас, присутствуют ли симптомы, которые могут указывать на наличие депрессивного расстройства, с помощью инновационного нейропсихологического

Люди, страдающие синдромом Аспергера, даже могут вступить в общение или социальное взаимодействие, однако потерпеть неудачу при попытке поддержать разговор, либо, пытаясь с кем-то познакомиться или подружиться, могут начать странную и неэффективную беседу. Узнайте, как развить .

Тем не менее, характеристики людей с синдромом Аспергера позволяют им, как правило, вести независимый образ жизни, как в личном, так и профессиональном плане. Однако, уровень проблемы, которую можно назвать “социальной инвалидностью”, очень высок . Это влечёт за собой проблемы с интеграцией в школе, усложняет поиск работы или адаптации в трудовом коллективе, затрудняет отношения со сверстниками, поиск пары или создание семьи.

У взрослых, страдающих синдромом Аспергера, нормально развита речь, но им сложно эффективно применить эти навыки при общении , т.е. на практике. Это происходит из-за того, что, с нейрокогнитивной точки зрения, они не обладают способностью понять психологическое состояние других людей. Поэтому они неправильно интерпретируют невербальное поведение окружающих, особенно, выражения лица. Также они не могут распознать намерения других людей, что делает их чрезвычайно уязвимыми.

Невербальные выражения лица и речи

Подводя итоги, необходимо отметить, что основная проблема людей, страдающих расстройствами аутистического спектра, а также синдромом Аспергера, заключается в нарушениях так называемой “теории разума”, проще говоря, способности людей, вовлечённых в социальное и культурное взаимодействие, понимать намерения и мышление окружающих для построения эффективных отношений и коммуникаций с ними.

Ещё одна особенность людей с синдромом Аспергера – буквальное понимание речи. Они не в состоянии уловить контекст, не понимают юмор или разговорный жаргон.

Помимо социальной сферы, люди с синдромом Аспергера страдают от повторяющихся и ограничивающих моделей поведения . Они могут увлекаться одной или несколькими сферами, в которых становятся настоящими экспертами, например, поездами, астрономией или квантовой физикой. Но всегда чрезмерно сосредотачиваясь на них, обращаясь к ним в любом контексте или жизненной ситуации.

Также они могут быть жёсткими и нетерпимыми в случае, если им приходится менять свои привычки или образ жизни . Некоторые даже придумывают целые ритуалы или компульсии, представляющие собой цепочку последовательных действий, не имеющих никакого отношения к тому, чем они заняты в данный момент. Например, начинают скрупулёзно и в определённом порядке раскладывать вещи (ручки или карандаши на уроке, или столовые принадлежности во время обеда или ужина …) или составлять в уме полный список знакомых (например, если коллега по работе задаёт вопрос про друзей). При этом, если ритуал будет прерван или не доведён до конца, страдающий синдромом Аспергера будет испытывать тревогу или ощущение, что на него “давят”.

Некоторая статистика по больным с синдромом Аспергера:

  • 50% получают высшее образование.
  • 12% находят работу на полный рабочий день.
  • 82% говорят о том, что как минимум дважды в месяц имеют социальные контакты с людьми вне своей семьи.
  • 3% живут самостоятельно.

Синдром Аспергера у детей: признаки и симптомы

Как обнаружить синдром Аспергера у ребёнка и что делать? Для детей с синдромом Аспергера характерны те же симптомы, что и описанные выше.

Согласно Лорне Винг, некоторые аномалии в поведении начинают проявляться уже в течение первого года жизни ребёнка.

У детей с синдромом Аспергера часто наблюдаются проблемы социализации с ровесниками в школе или на прогулке в парке. Причём проблема заключается не в том, что они не хотят общаться со своими сверстниками, а в том, что они просто не обладают необходимыми для этого навыками . Эта “нехватка эмпатии” часто приводит к изоляции ребёнка другими детьми из-за того, что они считают его поведение и реакции странными.

Речь детей с синдромом Аспергера часто кажется “механической” из-за своей тональности и уровня громкости. Также такие дети могут буквально толковать речь и быть педантичными.

Как и взрослые, дети с синдромом Аспергера могут выделять сферы деятельности и предметы, которые им особо интересны. Например, могут играть с одними и теми же игрушками либо постоянно брать с собой в школу определённые вещи, испытывают чрезмерный, почти обсессивный интерес к каким-то определённым темам по истории, географии, математике или литературе. Также они демонстрируют повторяющиеся паттерны поведения или ритуалы, например, желание идти в школу одной и той же дорогой. Причём в данном случае, если путь меняется, такие дети испытывают сильный дискомфорт.

Нейропсихологический (синдром дефицита внимания и гиперактивности). Проверьте с помощью инновационного теста CogniFit, присутствуют ли у вашего ребёнка признаки и симптомы, которые могут указывать на наличие синдрома дефицита внимания с гиперактивностью или без неё.

И, наконец, дети с синдромом Аспергера проявляют неулюжесть, моторную неловкость. Другими словами, развитие двигательных функций или моторики ребёнка медленнее, чем у других детей. Также дети с синдромом Аспергера могут испытывать трудности с координацией движений.

Синдром Аспергера: причины

Каковы причины синдрома Аспергера? Говоря о распространённости синдрома Аспергера, можно отметить, что в настоящее время на каждые 10000 человек приходится 20-25 страдающих этим заболеванием. У мужчин оно встречается гораздо чаще , чем у женщин, на каждую женщину приходится 8 мужчин с этим синдромом.

Происхождение расстройств аутистического спектра и синдрома Аспергера точно не известно.

Тем не менее исследования указывают на биологические причины данных нарушений. Были найдены отличия в некоторых структурах и специфических областях мозга детей с расстройствами аутистического спектра по сравнению с обычными детьми без данных расстройств.

В частности, эти различия проявляются в некоторых отделах головного мозга, в которых наблюдается аномальная миграция клеток во время развития плода. Кроме того, был отмечен рост нейронных связей между лобными долями мозга, и височными областями, играющими ключевую роль в развитии способностей для правильного освоения высших функций.

При РАС важную роль играет и генетический фактор . Например, у 37-90% процентов страдающих синдромом Аспергера это заболевание является наследственным. До 15% случаев синдрома Аспергера вызвано генетическими мутациями.

Говоря о причинах расстройств аутистического спектра, также необходимо учитывать факторы риска , как, например, пожилой возраст родителей или слишком низкий вес младенца при рождении.

Ранние проявления расстройств аутистического спектра были исследованы и изучены различными источниками. Данные исследования подтверждают психологическое объяснение этих нарушений развития, при которых затрагиваются социальные навыки ребёнка, которые при нормальном развитии можно наблюдать уже в 9-12 месяцев.

Важно отметить, что утверждение о том, будто расстройство аутистического спектра как-то связано с вакциной MMR (тривакциной корь-свинка-краснуха), является абсолютным мифом.

Синдром Аспергера: Аутичный мозг (слева) и Нейротипичный мозг (справа). Рис Джейсона Вольфа, Университет Северной Каролины

Синдром Аспергера: диагностика

Как диагностировать синдром Аспергера? Диагностировать синдром Аспергера сложнее, чем аутизм. Другими словами, чем тяжелее поражения, тем они легче диагностируемы, по сравнению с людьми, у которых не наблюдаются нарушения речи или в психическом развитии.

Диагностику должны проводить специалисты в области расстройств аутистического спектра посредством наблюдения за поведением, оценки психологических характеристик и медицинского обследования. Как правило, оцениваются такие психологические характеристики, как ум, концептуальные, социальные и практические адаптивные навыки, речь и история развития ребёнка или взрослого.

Следует иметь ввиду, что чем раньше будет обнаружено данное заболевание, тем скорее людям с синдромом Аспергера будет оказана необходимая помощь и поддержка . Эта может быть психологическая помощь, медикаментозное лечение, социальная помощь или помощь в учёбе.

Синдром Аспергера: лечение

При лечении синдрома Аспергера всегда необходимо как можно более строго учитывать индивидуальные особенности ребёнка или взрослого . Другими словами, его сильные и слабые стороны в коммуникации и социальных навыках, уровень интеллектуального развития и, в случае ребёнка, игры, в которые он играет.

И всегда, чем раньше начать лечение, тем эффективнее оно будет.

Необходимо разработать лечение, включающее различные техники в соответствии с индивидуальным потребностями, например, техники контроля поведения, эмоциональной поддержки и другие, направленные на улучшение социальных и коммуникационных навыков, например, понимание мимики лица или разговорного жаргона.

Как жить с синдромом Аспергера? 8 советов и стратегий для людей, чьи близкие страдают этим расстройством

Синдром Аспергера

  1. Людям с Синдромом Аспергера сложно интерпретировать речь или выражения лица. Поэтому, по возможности, не используйте абстрактные термины, выражения или фразы. Будьте как можно более конкретными и используйте визуальные сигналы, например, рисунки или написанные слова, чтобы объяснить значение абстрактных понятий. Например, вместо того, чтобы спрашивать человека с синдромом Аспергера зачем он что-то сделал, скажите: “Мне не нравится, когда, уходя в школу, ты хлопаешь входной дверью. В следующий раз ты можешь мне сказать о том, что не хочешь идти в школу, и закрыть дверь аккуратно”.
  2. Избегайте использование сленга или различных жаргонных выражений, как, например, “растекаться мыслью по древу”, “распускать слюни” или “умыть руки”; двусмысленных фраз, саркастических замечаний или шуток . А если используете, то лучше объясните значение.
  3. Люди с синдромом Аспергера прилагают невероятные усилия для адаптации к окружению или интеграции в социальные группы. Поэтому они могут казаться нам странными и эгоцентричными, мы можем на это негативно отреагировать или принять на свой счёт. Но так делать не нужно, необходимо понять, что это их способ адаптации.
  4. Осторожнее с мимикой и невербальной коммуникацией. Помните о том, что люди с синдромом Аспергера могут вас не понять.
  5. Зачастую необычное поведение может быть неправильно, даже негативно воспринято окружающими. Причём такая реакция возможна даже со стороны людей, постоянно находящихся рядом с больным синдромом Аспергера. Поэтому страдающим этим заболеванием крайне необходимо “надёжное укрытие” или доверенное лицо.
  6. Если ребёнок с синдромом Аспергера постоянно задаёт повторяющиеся вопросы или произносит одни и те же фразы в школе или на уроке, преподаватель должен очень корректно прервать данное поведение. Например, попросив оформить вопрос в письменном виде или логически изложить свои мысли на бумаге.
  7. Школьные задания или важные замечания лучше передавать в письменном виде родителям, учитывая трудности в общении, которые имеют дети и подростки с этим заболеванием.
  8. И, наконец, не нужно относиться к людям с синдромом Аспергера по-особенному. Несмотря на определённые трудности в коммуникации и социальном взаимодействии, эти люди имеют нормальное интеллектуальное развитие и при необходимой помощи и поддержке могут значительно улучшить качество своей жизни.

Licenciada en Psicología y Máster en Psicología General Sanitaria con formación y experiencia específica en terapias de tercera generación.
Interesada en la conducta humana, en el resultado de la interacción de los componentes biológicos con el contexto social y en la práctica clínica basada en la evidencia científica.



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Жена сергея лаврова - министра иностранных дел Жена сергея лаврова - министра иностранных дел Урок-лекция Зарождение квантовой физики Урок-лекция Зарождение квантовой физики Сила равнодушия: как философия стоицизма помогает жить и работать Кто такие стоики в философии Сила равнодушия: как философия стоицизма помогает жить и работать Кто такие стоики в философии