Антропометрия правила и цели проведения. Алгоритм определения пульса на лучевой артерии. Iii. сестринский процесс противопоказаний: нет

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Антропометрия - это основной метод антропологического исследования, заключающийся в измерении человеческого тела и его частей в целях установления половых, расовых, возрастных и иных особенностей физического строения, которые позволяют дать количественные характеристики их изменчивости.

Жизнь - непрерывный процесс развития, включающий этапы созревания, зрелого возраста и старения. Развитие и рост - это две взаимообусловленные и взаимосвязанные стороны одного процесса. Развитие характеризуется качественными изменениями, дифференцировкой органов и тканей и их функциональным совершенствованием. А рост представляет собой количественные изменения, которые связаны с увеличением размера клеток, массы тканей и органов и всего организма в целом.

Физическое развитие - один из главнейших показателей здоровья человека и возрастных норм совершенствования. Практическое умение правильно его оценивать способствует воспитанию здорового поколения. В данной статье речь пойдет про алгоритм измерения роста и веса.

Факторы, которые влияют на антропометрические показатели

В организме человека непрерывно протекают процессы обмена энергии и метаболизма, они и определяют его особенности развития. Масса, рост, последовательность в увеличении разных частей тела, пропорции - все это запрограммировано наследственными механизмами. Последовательность развития может быть нарушена под влиянием некоторых внешних и внутренних факторов. К первым относятся социальные условия, малоподвижный образ жизни, неблагоприятное внутриутробное развитие, нерациональное питание, неправильный режим труда и отдыха, вредные привычки, экология.

Внутренние факторы включают наследственность и наличие различных заболеваний.

Зная алгоритм действия измерения роста и веса, можно наглядно оценить

Условия для проведения исследования

Антропометрия требует использования тщательно отрегулированных и проверенных приборов: ростомера, весов, динамометра, и т. п. Измерения рекомендуется осуществлять в первой половине дня натощак или же спустя два-три часа после приема пищи. Одежда на обследуемом должна быть легкой - трикотажной. Если измерения планируется провести во второй половине дня, перед этим следует на десять-пятнадцать минут принять горизонтальное положение.

Чтобы последующая оценка была эффективна, необходимо соблюдать алгоритм измерения роста пациента. Следует помнить, что анализ антропометрических показателей является важнейшим элементом исследования того, насколько физическое развитие соответствует возрастным нормативам. Обнаруженные отклонения могут быть признаком определенного заболевания или фактором риска.

Измерение роста стоя

Поскольку к вечеру человек становится ниже на один-два сантиметра, что обусловлено естественной усталостью, уплощением свода стопы и межпозвоночных хрящевых дисков, снижением мышечного тонуса, желательно в первой половине дня проводить измерение роста. Алгоритм включает три этапа: подготовка к процедуре, выполнение измерения и окончание процедуры. Расскажем о каждом из них.

Подготовка

  1. В соответствии с инструкцией подготовить ростомер к работе.
  2. Представиться пациенту, рассказать ему о ходе предстоящей процедуры и получить его согласие.
  3. Гигиеническим способом обработать руки и осушить их.
  4. На площадку ростомера положить салфетку (под ноги пациента).
  5. Попросить обследуемого снять головной убор и обувь.
  6. Планку ростомера поднять выше предполагаемого роста обследуемого.

Выполнение измерения

  1. Пациент должен встать на площадку ростомера так, чтобы затылок, межлопаточная область, ягодицы и пятки касались вертикальной стойки.
  2. Голову обследуемого следует установить так, чтобы и кончик носа были на одной горизонтальной линии.
  3. Планку ростомера необходимо опустить на голову пациента, не придавливая.
  4. Попросить обследуемого сойти с площадки, в случае необходимости помочь ему это сделать.
  5. По нижнему краю планки на шкале определить рост.

Окончание процедуры


Измерение роста сидя

Роста пациента в положении сидя несколько отличается от вышеописанного.

  1. Необходимо попросить обследуемого присесть на откидное сиденье ростомера, предварительно застеленное клеенкой.
  2. Пациент должен сидеть так, чтобы касаться тремя точками - лопатками, затылком и ягодицами - вертикальной планки со шкалой.
  3. Голову обследуемого следует установить так, чтобы мочка уха и кончик носа были на одной горизонтальной линии.
  4. Измерительную планку нужно опустить на темя пациента, прижать ее к шкале и попросить обследуемого встать.
  5. По левой стороне шкалы необходимо снять показания, затем следует опустить планку.
  6. Аналогично вышеописанному зафиксировать результаты и проинформировать о них пациента.

Измерение роста беременной: алгоритм

Для начала необходимо объяснить беременной женщине цели и ход выполнения процедуры. Алгоритм измерения роста таков:

  • Встать сбоку от ростомера и его планку поднять выше уровня предполагаемого роста обследуемой.
  • Беременную попросить встать на площадку ростомера так, чтобы ягодицы, пятки и лопатки касались стойки прибора, а голова была в таком положении, чтобы наружный угол глаза и козелок уха находились на одной горизонтальной линии.
  • Планку ростомера следует опустить на темя беременной женщины и по шкале определить количество сантиметров от нижнего уровня планки.
  • Полученные данные нужно занести в индивидуальную карточку пациентки.
  • Ростомер следует обработать ветошью, которая смочена в растворе (0,5%) гипохлорита кальция.
  • Тщательно вымыть руки.

Измерение массы тела

Для проведения антропометрических исследований недостаточно знать только алгоритм измерения роста, необходимо также уметь определять вес человека. Измерение массы тела осуществляется на напольных весах. Пациент должен стоять на площадке неподвижно, чтобы погрешность при взвешивании не была более +/-50 граммов. В отличие от роста вес является нестабильным показателем и способен изменяться под влиянием множества факторов. Так, суточное колебание массы тела может достигать одного-двух килограммов.

Зная, как проводится измерение роста, веса будет запомнить крайне легко. Процедура тоже состоит из трех этапов.

Подготовка к измерению веса

  1. Сначала в соответствии с инструкцией следует проверить точность и исправность медицинских весов.
  2. Необходимо установить равновесие прибора, если используются механические конструкции - закрыть затвор.
  3. На площадку весов нужно постелить салфетку для однократного применения.
  4. Человек, проводящий процедуру, должен объяснить пациенту последовательность предстоящих действий.

Выполнение процедуры

  1. Обследуемому нужно предложить раздеться до нательного белья, а также разуться. Попросить его осторожно встать на площадку весов посередине.
  2. В момент вставания на панель измерения весов обследуемого необходимо придерживать за руку, в процессе измерения важно следить за его равновесием.
  3. Если используется механическая конструкция, нужно открыть затвор весов.
  4. Следуя инструкции по применению прибора, необходимо определить массу тела обследуемого.

Окончание процедуры

  1. Пациенту следует сообщить результаты измерения веса и помочь ему сойти с измерительной панели, при необходимости придержать за руку.
  2. С площадки весов нужно убрать салфетку и отправить ее в емкость, предназначенную для отходов.
  3. Руки следует обработать гигиеническим способом и осушить.
  4. Результаты необходимо записать в соответствующую документацию.

Алгоритм измерения роста у детей разного возраста

Самым стабильным показателем физического развития у детей выступает рост. Он отражает процесс развития организма ребенка. Как правило, существенные нарушения роста сопровождаются патологиями других систем и органов. Так, в случае замедления роста скелета зачастую в меньшей или большей степени замедляются дифференцировка и рост головного мозга, миокарда, скелетных мышц.

Как производится измерение роста новорожденного? Алгоритм требует наличия ростомера в виде доски шириной 40 и длиной 80 сантиметров. С левой стороны прибора должна иметься сантиметровая шкала с неподвижной поперечной планкой у начала и подвижной, легко передвигающейся по шкале поперечной планкой в конце.

Техника измерения роста грудничка

  1. Малыша необходимо уложить на спину таким образом, чтобы его голова касалась неподвижной поперечной планки ростомера. Она должна располагаться так, чтобы верхний край козелка уха и нижний край глазницы были в одной горизонтальной плоскости.
  2. Мама ребенка или помощник измеряющего должны плотно зафиксировать голову младенца.
  3. Ноги новорожденного следует выпрямить путем легкого надавливания на коленки ладонью одной руки, а второй рукой нужно плотно к пяткам подвести подвижную планку ростомера, при этом стопы следует согнуть к голеням до прямого угла. Расстояние от неподвижной до подвижной планки и будет составлять рост ребенка. Нужно отмечать длину с точностью до миллиметра.

Как измерить рост у детей старшего возраста

Алгоритм измерения роста ребенка до года был представлен выше, а какая техника выполнения процедуры подойдет ребятишкам постарше? В этом случае требуется ростомер в виде деревянного бруска шириной восемь-десять сантиметров, длиной около двух метров и толщиной пять-семь сантиметров. Передняя вертикальная поверхность бруска должна содержать две шкалы деления в сантиметрах: слева - для измерения роста сидя, справа - стоя. Также должна иметься подвижная двадцатисантиметровая планка. К вертикальному бруску на уровне сорока сантиметров от деревянной площадки прикрепляется скамейка, чтобы измерить рост сидя.

Алгоритм измерения роста у детей от года и старше аналогичен тому, что используется для взрослых.

Масса тела ребенка

В сравнении с ростом вес малыша является более лабильным показателем, который отражает степень развития мышечной и костной систем, подкожной жировой клетчатки, внутренних органов, и зависит не только от конституциональных особенностей, но и от факторов внешней среды, таких как психические и физические нагрузки, питание и т. д.

Обычно алгоритм (как и алгоритм измерения роста) не вызывает сложностей. Деток до трех лет с массой до двадцати килограммов взвешивают на чашечных весах, состоящих из коромысла и лотка с нижней (в кг) и верхней (в г) шкалами делений. Ребятишек в возрасте от трех лет взвешивают на рычажных весах.

При проведении антропометрических исследований необходима методическая безупречность и тщательность при сборе и обработке антропометрического материала, использование унифицированных методик, что делает результаты отдельных наблюдений, полученные разными авторами, сравнимыми между собой, и позволяет широко использовать полученные данные.

При накоплении материала исследователь формирует выборку, соблюдая несколько обязательных условий, предъявляемых к выборке:

Группа обследованных должна создаваться по принципу случайности, без предварительного отбора.

Контингент должен быть однородным, т.е. состоять из людей одного возраста, пола, этнической принадлежности.

Все люди, составляющие выборку, должны быть обследованы с применением одних и тех же инструментов.

При многодневных исследованиях все измерения должны проводить с учетом циклических изменений морфофункциональных признаков организма (месячной, сезонной и суточной ритмики).

Организация и техническое оснащение антропометрии

Проведение антропометрических исследований требует определенных организационных и технических мероприятий (Бунак В. В., 1941; Тегако Л.И., Марфина О.В., 2003; Николаев В.Г. и др., 2007). В помещении, где будет производиться исследование, должна поддерживаться комнатная, по возможности ровная температура. Недопустимо делать измерения в холодном помещении. Место в комнате, где планируется проводить исследование, должно иметь ровное и достаточное естествнное освещение. Следует избегать прямых солнечных лучей. Пол должен быть покрыт ковриком или плотной бумагой. Измеряемый не должен становиться босыми ногами на пол или линолеум. Пол должен быть ровным.

Известно, что длина тела в течение дня претерпевает изменения (и притом неравномерные) в зависимости от дневного режима. Продолжительное стояние на ногах увеличивает изгибы позвоночника, уменьшает длину тела, а лежачее положение, наоборот, увеличивает. Поэтому наилучшее время для исследования - утренние часы. При массовых исследованиях необходимо стремиться к тому, чтобы измерение каждого индивидуума отнимало наименьшее количество времени (не более 3-х минут). Это требование диктуется интересами не только обследуемого, но и интересами исследователя, так как продолжительное измерение вызывает утомление и изменение позы, а изменение позы может отразиться на точности измерительных параметров.

Опыт показывает, что при массовых исследованиях целесообразна совместная работа нескольких исследователей, т.е. система конвейера с распределением исследователей по инструментам (измеряемый переходит от одного исследователя к другому). Другое условие интенсивности работы - это наличие помощника, который вносит полученные данные в специально разработанную «Антропометрическую карту», поэтому помощнику предварительно необходимо тщательно изучить карту и расположение в ней отдельных граф. После работы обязательно необходимо проверять записи.

Общее время проведения массовых антропометрических исследований не должно превышать 3 часа, так как усталость самих исследователей тоже влияет на точность измерений. Полученные данные возможно заносить сразу же в компьютер, однако дубликат исследования в виде «Антропометрической карты» необходимо иметь, так как в случае сомнения в правильности исследования и необходимости повторного измерения, легче работать с картой.

В антропологии наибольшее значение при измерениях имеют прямые и проекционные линейные размеры, так как они более других соответствуют скелетным размерам и не зависят от особенностей развития жирового и мышечного компонентов. Измеряемые параметры в сагиттальной или горизонтальной плоскостях называются диаметрами. Размеры тела дают заметное различие в зависимости от положения измеряемого: стоит он, сидит или лежит, поэтому при антропометрическом измерении большое значение имеет поза. В то же время при измерениях головы или дистальных диаметров конечностей поза исследуемого не оказывает существенного влияния на результаты.

Для получения достоверных результатов исследуемый должен быть полностью обнажен (лишь опытный исследователь может разрешить измерение в плавках и тонких носочках), поэтому недопустимо заставлять измеряемого ждать в обнаженном виде. От исследователя также требуется чрезвычайный такт в обращении с обследуемым, необходимо соблюдать уважение к чувству стыдливости и индивидуальности характера измеряемого. Измеряемый должен находиться в выпрямленном положении, но не в состоянии крайнего неестественного вытягивания. Выпрямленная поза означает такое положение, когда измеряемый ровно упирается ногами, сближенными в пятках, на покрытие пола, колени выпрямлены, живот несколько подобран, руки слегка прижаты к телу и свободно свисают, плечи находятся на одном уровне и хорошо фиксированы. Эта поза должна сохраняться в продолжение всего исследования. Голова фиксируется в плоскости, которая проходит через козелок и нижний край глазницы. При работе необходимо наблюдать за дыханием измеряемого, измерения, особенно параметров грудной клетки, следует проводить в момент дыхательной паузы. Для того чтобы обеспечить сохранение неизменной позы измеряемого, исследователь должен достичь определенного навыка в работе с инструментами (Николаев В.Г. и др., 2007).

Антропометрические исследования: измерение роста,

Антропометрия – (от греческих слов – человек и мерить) - один из основных методов антропологического исследования, который заключается в измерении тела человека и его частей с целью установления возрастных, половых, расовых и других особенностей физического строения, позволяющий дать количественную характеристику их изменчивости

Жизнь человека - это непрерывный процесс развития, в котором последовательно проходят следующие этапы: созревание, зрелый возраст, старение. Рост и развитие - это две взаимосвязанные и взаимообусловленные стороны одного и того же процесса. Рост - это количественные изменения, связанные с увеличением размеров клеток, массы как отдельных органов и тканей, так и всего организма. Развитие - качественные изменения, дифференцировка тканей и органов и их функциональное совершенствование. Рост и развитие протекают неравномерно.

Физическое развитие остается одним из важнейших показателей здоровья и возрастных норм совершенствования, поэтому практическое умение правильно оценить его, будет способствовать воспитанию здорового поколения.

Факторы, влияющие на антропометрические показатели

Непрерывно протекающие процессы обмена веществ и энергии в организме человека, определяют особенности его развития. Рост, масса, последовательность в увеличении различных частей тела, его пропорции запрограммированы наследственными механизмами и при оптимальных условиях жизнедеятельности идут в определенной последовательности. Некоторые факторы могут не только нарушить последовательность развития, но и вызвать необратимые изменения. К ним относят:

Внешние: неблагоприятное внутриутробное развитие, социальные условия, нерациональное питание, малоподвижный образ жизни, вредные привычки, режим труда и отдыха, экологичесий фактор.

Внутренние : наследственность, наличие заболеваний.

Исследуя антропометрические показатели (рост или длину тела, вес или массу тела, окружности различных частей тела), можно наглядно и просто оценить физическое развитие.

Условия проведения антропометрических исследований

Антропометрию проводят с помощью тщательно проверенных и отрегулированных измерительных приборов: весов, ростомера, сантиметровой ленты, динамометра и т.д. Все измерения желательно производить в первой половине дня, натощак, либо через 2-3 часа после еды, обследуемый должен быть одет в легкую трикотажную одежду. Если же измерения проводятся во второй половине, желательно занять горизонтальное положение на 10-15 минут.

Для объективности последующей оценки необходимо соблюдать требования к правилам измерения. Анализ антропометрических показателей - важнейший элемент исследования соответствия физического развития возрастным нормативам. Выявленные отклонения могут являться факторами риска или признаками некоторых заболеваний.

Методы антропометрических измерений:

Измерение роста (длины тела) - производится в положении стоя при помощи ростомера. Обследуемый становится на площадку ростомера, спиной к вертикальной стойке, выпрямившись, прикасаясь к стойке затылком, межлопаточной областью, ягодицами и пятками. Скользящая горизонтальная планка прикладывается к голове без надавливания. Очень важно проводить измерение роста в первую половину дня, так как к вечеру рост человека становится меньше на 1-2 см. Причиной этому является естественная усталость в течение дня, снижение мышечного тонуса, уплощение межпозвоночных хрящевых дисков и свода стопы в результате прямохождения.

Алгоритм измерения роста

1. Подготовка к процедуре:

1.1. Подготовить ростомер к работе в соответствии с инструкцией.

1.2. Представиться пациенту, объяснить ход предстоящей процедуры, получить его согласие.

1.3. Обработать руки гигиеническим способом, осушить.

1.4. Положить салфетку на площадку ростомера (под ноги пациента).

1.5. Попросить пациента снять обувь и головной убор.

1.6. Поднять планку ростомера выше предполагаемого роста пациента.

2. Выполнение процедуры:

2.1. Попросить пациента встать на середину площадки ростомера так, чтобы он касался вертикальной планки ростомера пятками, ягодицами, межлопаточной областью и затылком.

2.2. Установить голову пациента так, чтобы кончик носа и мочка уха находились на одной горизонтальной линии.

2.3. Опустить планку ростомера на голову пациента.

2.4. Попросить пациента сойти с площадки ростомера (при необходимости – помочь).

2.5. Определить на шкале рост пациента по нижнему краю планки.

3. Окончание процедуры:

3.1. Сообщить пациенту о результатах измерения.

3.2. Снять салфетку с площадки ростомера и поместить ее в емкость для отходов.

3.3. Обработать руки гигиеническим способом, осушить.

3.4. Сделать соответствующую запись о результатах выполнения процедуры в медицинской документации.

Измерение массы тела

Измерение массы тела (веса) - проводится на напольных весах. Обследуемый стоит неподвижно на площадке весов. Погрешность при взвешивании должна составлять не более +/-50 г. Вес, в отличие от роста, является менее стабильным показателем и может меняться в зависимости от множества факторов. Суточное колебание веса, например, может составлять от 1 до 1,5 кг.

Алгоритм измерения массы тела пациента (взрослого )

1. Подготовка к процедуре:

1.1. Проверить исправность и точность медицинских весов в соответствии с инструкцией по их применению.

1.2. Установить равновесие весов, закрыть затвор (для механических конструкций).

1.3. Постелить салфетку однократного применения на площадку весов. 1.4. Представиться пациенту, объяснить цель и последовательность выполнения предстоящей процедуры.

1.5. Обработать руки гигиеническим способом, осушить.

2. Выполнение процедуры:

2.1. Предложить пациенту раздеться до нательного белья, разуться и осторожно встать (без обуви) на середину площадки весов.

2.2. Придерживать пациента за руку в момент вставания на измерительную панель весов и следить за его равновесием в процессе проведения измерения.

2.3. Открыть затвор весов (для механических конструкций), провести определение массы тела пациента (в соответствии с инструкцией по применению), закрыть затвор весов.

3. Окончание процедуры:

3.1. Сообщить пациенту результат исследования массы тела.

3.2. Помочь пациенту сойти с площадки весов, придерживая его за руку (при необходимости).

3.3. Убрать салфетку с площадки весов и поместить ее в емкость для отходов.

3.4. Обработать руки гигиеническим способом, осушить.

3.5. Записать результаты в соответствующую медицинскую документацию.

17.

АНТРОПОМЕТРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ - измерение роста, массы тела.

  • Определение роста стоя проводят с помощью ростомера. Пациент должен быть без обуви.
  • У женщин с высокой прической при измерении роста волосы должны быть распущены.
  • Пациент должен стоять без напряжения.

АЛГОРИТМ действия медсестры при измерении роста (стоя):

  1. Поставьте пациента на площадку ростомера спиной к стойке со шкалой так, чтобы он касался ростомера тремя точками (пятками, ягодицами и межлопаточным пространством);
  2. Голову слегка наклонить, чтобы верхний край наружного слухового прохода и нижний край глазницы расположились на одной линии, параллельно полу;
  3. Медсестре встать сбоку от пациента;
  4. Опустить на голову пациента планшетку;
  5. Отсчет проводите по нижнему краю планшетки;
  6. Запишите данные роста пациента в температурный лист.

АЛГОРИТМ действия медсестры при измерении роста (сидя):

1. Пациента посадить на скамейку, спиной к стойке ростомера так, чтобы он

касался ростомера крестцом и межлопаточным пространством;

2. Голову слегка наклонить так, чтобы наружный край глазницы и козелки

ушных раковин были на одной горизонтали;

3. Медсестре встать сбоку от пациента;

4. Опустите планшетку на голову пациента;

5. Отсчет проводите по нижнему краю планшетки;

6. Запишите данные роста пациента в температурный лист.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ МАССЫ ТЕЛА (ВЗВЕШИВАНИЕ).

Массу тела пациента определяют на медицинских весах, которые перед взвешиванием должны быть выверены и отрегулированы.

Следует соблюдать правила взвешивания пациента: проводить взвешивание натощак, в одной и той же одежде, после опорожнения мочевого пузыря и кишечника, без обуви.

ВНИМАНИЕ! На весах две гири: большая - десятки, маленькая - в пределах одного десятка килограммов и граммы.

АЛГОРИТМ действия медсестры при определении массы тела пациента:

  1. Отрегулируйте весы;
  2. Поставьте пациента на середину площадки весов;
  3. Откройте затвор весов;
  4. Продвигайте гири на весах влево до тех пор, пока уровень коромысла весов не совпадет с контрольным;
  5. Закройте затвор;
  6. Посмотрите и запишите данные в температурный лист;

Масса тела в норме в среднем определяется по формуле: РОСТ - 100.

НАПРИМЕР: Рост человека 163 см, таким образом нормальный вес его должен составлять 63кг.

ИЗМЕРЕНИЕ ОКРУЖНОСТИ ГРУДНОЙ КЛЕТКИ.

Необходимые принадлежности:

Сантиметровая лента, 0,5% раствор хлорамина.

Алгоритм действий м/с:

  1. Попросите пациента развести руки в стороны.
  2. Сантиметровую ленту наложите сзади под нижним углом лопатки, спереди - у мужчин и у детей по нижнему краю около-сосковых кружков, у женщин - под молочными железами по месту прикрепления 4 ребра к грудине.
  3. После наложения ленты руки пациента опустите.
  4. Измерение проводят в трех положениях:

а) в состоянии покоя

б) при полном вдохе;

в) при максимальном выдохе.

  1. Данные измерения занесите в историю болезни. Разница между показателями на вдохе и выдохе называется экскурсией грудной клетки
  2. Продезинфицируйте сантиметровую ленту.

АЛГОРИТМ ПОДСЧЕТА ДЫХАТЕЛЬНЫХ ДВИЖЕНИЙ.

  1. Возьмите пациента за руку так же как для исследования Рs на лучевой артерии, тем самым отвлеките его внимание).
  2. Другую руку положите на грудную клетку (при грудном типе дыхания) или на эпигастральную область (при брюшном типе дыхания).
  3. Подсчитайте число вдохов в 1 минуту.

Число дыхательных движений (частота) регистрируется в температурном листе графическим способом.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ АРТЕРИАЛЬНОГО ПУЛЬСА.

Пульс (Рs) - это колебания стенки артерии, обусловленные выбросом крови в артериальную систему.

Характер пульса зависит от:

  1. величины и скорости выброса крови сердцем;
  2. состояния стенки артерии (эластичность).

Артериальный пульс ОБЫЧНО определяют на лучевой артерии.

АЛГОРИТМ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПУЛЬСА НА ЛУЧЕВОЙ АРТЕРИИ.

  1. Пальцами правой руки охватите кисть пациента в области лучезапястного сустава.
  2. Первый палец расположите на тыльной стороне предплечья.
  3. II - IY пальцами нащупайте пульсирующую лучевую артерию и прижмите ее к лучевой кости.
  4. Определяйте характеристики пульсовых волн в течение 1 минуты.
  5. Необходимо определять пульс одновременно на правой и левой лучевых артериях, сравнивая их характеристики, которые в норме должны быть одинаковыми.
  6. Данные, полученные при исследовании пульса на лучевой артерии, записывают в историю болезни или амбулаторную карту, отмечают ежедневно красным карандашом в температурном листе. В графе «П» (пульс) представлены значения частоты пульса от 50 до 160 в минуту.

АЛГОРИТМ ИЗМЕРЕНИЯ АД:

Измеряют АД обычно 2 - 3 раза с промежутками 5 минут, при этом воздух из манжетки надо выпускать каждый раз полностью.

  1. Наложите манжетку тонометра на обнаженное плечо пациента на 2 - 3 см выше локтевого сгиба. Одежда не должна сдавливать плечо выше манжетки.

Закрепите манжетку так плотно, чтобы между ней и плечом входил только один палец.

  1. Положите правильно руку пациента в разогнутом положении, ладонью вверх, мышцы расслаблены.
  2. Соедините манометр с манжеткой. Стрелки манометра должны быть на нулевой отметке шкалы.
  3. Нащупайте пульс на плечевой артерии в области локтевой ямки и поставьте на это место фонендоскоп.
  4. Закройте вентиль на груше и накачайте в манжетку воздух. Воздух нагнетайте до тех пор, пока давление в манжетке по показаниям монометра не превысит примерно 30 мм рт.ст. тот уровень, при котором перестает определяться пульсация лучевой артерии.
  5. Откройте вентиль и медленно, со скоростью не более 20 мм рт.ст. в секунду, выпускайте воздух из манжетки. Одновременно фонендоскопом выслушайте тоны на плечевой артерии и следите за показателями шкалы манометра.
  6. При появлении над плечевой артерией первых звуков отметьте уровень систолического давления.
  7. Отметьте величину диастолического давления, которая соответствует моменту полного исчезновения тонов на плечевой артерии.
  8. Данные измерения АД запишите в виде дроби (в числителе - систолическое давление, а в знаменателе - диастолическое).

Подчеркиваем еще раз! АД нужно измерять 3 раза в день. За достоверный - брать средний результат, так как учитывается реакция сосудов на сжатие (может быть спазм, в таком случае АД выше).

АЛГОРИТМ ИЗМЕРЕНИЯ ТЕМПЕРАТУРЫ ТЕЛА ПАЦИЕНТУ:

  1. Убедитесь в целостности термометра.
  2. Встряхните термометр, чтобы столбик ртути был ниже отметки 35 градусов.
  3. Осмотрите подмышечную впадину на предмет воспалительных явлений и повреждений кожи.
  4. Протрите кожу в подмышечной впадине сухим полотенцем.
  5. Поставьте термометр так, чтобы резервуар с ртутью полностью был окружен складками кожи.
  6. Измеряйте температуру тела в течение 10 минут.

Цель: Для оценки гармоничности развития ребёнка грудного возраста

Показания: Наблюдение за динамикой процесса роста, развития ребёнка

Противопоказания: Нет

Оснащение: Весы чашечные, горизонтальный ростомер, см. лента, 0,5% раствор хлорамина, пелёнка

Возможная проблема: Беспокойство ребёнка

Этапы:

1. Подготовка к манипуляции:

1.1. Приготовить:

Чашечные весы;

Горизонтальный ростомер;

Сантиметровую ленту

2. Выполнение манипуляции:

2.1. Измерение массы тела:

Чашу весов протереть 0,5 % раствором хлорамина;

Постелить чистую пеленку,

Отрегулировать весы,

Закрыть затвор,

Посадить (положить) ребенка,

Открыть затвор,

Передвигать гири на планке пока он не станет вровень с контрольным пунктом,

Закрыть затвор,

По шкале определить массу,

Снять ребенка

2.2. Измерение роста:

Горизонтальный ростомер установить шкалой к себе,

Протереть 0,5 % раствором хлорамина,

Покрыть чистой пеленкой,

Уложить ребенка головой к неподвижной планке;

Нажать на колени, выпрямить ножки,

Подвижную планку подвинуть к ножкам, по шкале определить рост.

2.З. Измерение окружности головы:

Сантиметровую ленту помыть;

Спереди ленту положить на уровне надбровных дуг;

Сзади через затылочный бугор;

2.4. Измерение окружности груди:

Сантиметровую ленту помыть;

Протереть 0,5 % раствором хлорамина;

Раздеть ребенка до пояса;

Спереди ленту положить на уровне сосков;

Сзади на уровне нижних углов лопаток;

Опустить руки ребенка;

Определить по ленте величину.

Окончание манипуляции.

3.2. Вымыть руки

Манипуляция №5

Алгоритм проведения антропометрии у детей старшего возраста.

Цель: Для оценки гармоничности развития ребёнка старшего возраста

Показания: Измерение показателей в декретированные сроки

Противопоказания: Нет

Оснащение: Весы медицинские, ростомер, см. лента, 0,5% раствор хлорамина

Возможная проблема: Нет

Этапы:

1. Подготовка к манипуляции:

1.1. Предупредить ребенка.

1.2. Исследование провести натощак.

1.З. Предварительно опорожнить мочевой пузырь, освободить кишечник.

1.4. Раздеть до нижнего белья.

2. Выполнение манипуляции:

2.1. Измерение массы:

Отрегулировать весы;

Закрыть затворку;

Поставить ребенка на середину площадки весов;

Открыть затвор;

Передвигал гири определить массу;

Закрыть затвор,

Спустить ребенка,



2. Измерение роста:

Раздеть ребенка;

Поставить, касаясь ростомера пятками, ягодицами, лопатками, затылком,

Опустить планшетку к голове,

По шкале определить рост,

Обуть ребенка.

З. Измерение окружности головы

Сантиметровую ленту спереди положить на головы: уровне надбровных дуг;

Сзади через затылочный бугор,

Определить по ленте величину.

4. Измерение окружности груди

Спереди ленту положить на уровне сосков; груди:

Сзади - на уровне нижних лопаток;

Опустить руки;

Определить по ленте величину.

Окончание манипуляции.

3.1. Данные записать в историю развития ребёнка

3.2. Вымыть руки

Манипуляция №6

Алгоритм измерения температуры тела.

Цель: Контроль состояния ребёнка

Показания: Назначение врача

Противопоказания: Воспалительные изменения кожи в подмышечной области

Оснащение: Термометр, часы, температурный лист, карандаш, дезраствор

Возможная проблема: Беспокойство ребёнка

Этапы:

Подготовка к манипуляции

1.1. Приготовить:

Термометр;

Температурный лист.

1.2. Объясните пациенту, как он должен вести себя во время термометрии.

1.3. Встряхните термометр, чтобы столбик ртути опустился до отметки З 5

Выполнение манипуляции

2.1. Насухо протрите подмышечную впадину пациента.

2.2. Осмотрите подмышечную область пациента. При наличии в этой области воспалительного процесса нельзя проводить измерение температуры тела.

З. Поместить ртутный резервуар в подмышечную впадину так, чтобы (полностью соприкасался с кожей. Маленькому ребенку медсестра прижимает плечо к грудной клетке.

Ребенок старшего возраста удерживает термометр сам, прижимая плечо к грудной клетке.

4. Через 10 минут извлеките термометр и определите его показания.

Окончание манипуляции

3.1. Запишите показания термометра в температурный лист и лист динамического наблюдения за больным (в сестринской истории болезни).



3.2. Встряхните термометр и погрузите его в дезинфицирующий раствор.

3.З. Вымойте руки.

Манипуляция №7

Алгоритм применения грелки

Цель: Для согревания

Показания: недоношенность II степени

Противопоказания: Повышенная температура тела

Оснащение: Грелка резиновая, горячая вода 60 0 С, пеленки, часы, дезраствор для дезинфекции грелки

Возможная проблема: Перегревание, ожог кожи

Этапы:

1. Подготовка к манипуляции:

1.1. Приготовьте всё необходимое

1.2. Налейте в грелку горячую воду (на 1/З ее объема).

1.З. Вытесните воздух из грелки.

1.4. Закрутите пробку.

1.5. Проверьте герметичность грелки, перевернув ее пробкой вниз.

1.6. Оберните грелку пеленкой.

1.7. Объясните пациенту ход процедуры.

2. Выполнение манипуляции:

2.1. Положите грелку на нужную поверхность тела (грудным детям грелки кладут под ноги и сбоку туловища).

2.2. Через 5 минут проверить, нет ли перегревания тканей

2.3. Через 20 минут снимите грелку (не следует держать ее более 20 минут непрерывно). Перерывы 15 -20 минут

3. Окончание манипуляции:

3.1. Снимите и продезинфицируйте грелку.

3.2. Спросите больного о самочувствии.

3.З. Осмотрите кожу, на коже должно быть легкое покраснение. Укройте тепло больного ребенка.

3.4. Вымойте руки.

Примечание: при согревании недоношенных детей тремя грелками (под ножками, по бокам туловища) воду в грелках следует менять поочередно.

Контролировать температуру тела, избегать перегревания.

Манипуляция №8



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Жена сергея лаврова - министра иностранных дел Жена сергея лаврова - министра иностранных дел Урок-лекция Зарождение квантовой физики Урок-лекция Зарождение квантовой физики Сила равнодушия: как философия стоицизма помогает жить и работать Кто такие стоики в философии Сила равнодушия: как философия стоицизма помогает жить и работать Кто такие стоики в философии