Возрастные особенности. Возрастные особенности кровеносных сосудов Особенности желез внутренней секреции

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Подобные документы

    Морфологические особенности строения и функций нервной системы у новорожденного. Анатомо-физиологическое состояние спинного мозга, слуха и зрения ребенка. Рефлексы и восприятия окружающей среды новорожденным. Анатомия спинного и головного мозга.

    реферат, добавлен 15.12.2016

    Эмбриогенез центральной нервной системы (ЦНС). Развитие переднего мозга. Внутриутробное формирование нервной системы. Головной мозг у детей после рождения, его структурно-морфологическая незрелость. Функциональная особенность ЦНС у детей раннего возраста.

    презентация, добавлен 09.03.2017

    Понятие нервной системы. Общая характеристика этапов развития нервной системы по триместрам беременности: развитие головного и спинного мозга, вестибулярного анализатора, организация и миелинизация структур. Развитие ликвора и кровеносной системы мозга.

    реферат, добавлен 20.10.2012

    Эмбриональное развитие нервной системы. Лечение грыжи спинного мозга. Дефекты развития головного и спинного мозга, черепа и позвоночника. Этиология пороков развития нервной системы, требующие хирургической коррекции. Спинномозговые грыжи, их клиника.

    доклад, добавлен 13.11.2019

    Кровоснабжение спинного мозга. Анатомо-функциональная классификация нервной системы. Функции центральной нервной системы. Топографические взаимоотношения сегментов спинного мозга с позвоночным столбом. Схема источников кровоснабжения спинного мозга.

    реферат, добавлен 14.10.2009

    Иерархическая структура нервной системы. Строение спинного и головного мозга, двигательных зон коры головного мозга. Области мозга, имеющие отношение к психике и контролирующие органы чувств человека. Схема функциональной системы по П.К. Анохину.

    презентация, добавлен 29.10.2015

    Оценка информативности ведущих клинических синдромов при изолированных формах врожденных пороков развития центральной нервной системы для ранней их диагностики. Соматическая характеристика детей и подростков с пороками центральной нервной системы.

    Возникновение центральной нервной системы. Особенности безусловных и условных рефлексов. Высшая нервная деятельность в раннем и дошкольном периодах развития (от рождения до 7 лет). Изменение высшей нервной деятельности у детей в процессе учебных занятий.

    реферат, добавлен 19.09.2011

    Характеристика отделов центральной нервной системы. Внутреннее и внешнее строение спинного и головного мозга, их функции и особенности развития. Главные аспекты физиологии отделов головного мозга и проводящих путей. Биоэлектрическая активность мозга.

    реферат, добавлен 22.04.2010

    Структура и функции нервной системы. Типы нейронов. Внутреннее строение спинного мозга. Липиды центральной и периферической нервной системы. Изучение особенностей обмена в нервной ткани. Гипоксия и окислительный стресс. Свойства нейроспецифичных белков.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Анатомо-физиологические особенности нервной системы у детей. Нервно-психическое развитие

2 слайд

Описание слайда:

НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА К моменту рождения ребенка его нервная система по сравнению с дру­гими органами и системами наименее развита и дифференцирована. В то же время именно к этой системе предъявлены самые большие требования. Нервная система обеспечивает приспособление организма к условиям ок­ружающей среды, она регулирует жизненно важные функции внутренних органов и обеспечивает их согласованную деятельность.

3 слайд

Описание слайда:

АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ Закладка нервной системы происходит очень рано - на первой неделе внутриутробного развития. На 5-6 неделях начинают образовываться голо­вной и спинной мозг. Наиболее интенсивное деление нервных клеток при­ходится на период от 10 до 18 недели, что является критическим периодом формирования центральной нервной системы. При отсутствии повреждаю­щего фактора во время беременности и нормальных родах ребенок рожда­ется со здоровой нервной системой.

4 слайд

Описание слайда:

Если при вынашивании на плод повлияли патологические факторы, то поврежденный мозг хуже переносит даже нормальные роды (антенаталь­ное повреждение) . Кроме того, возможно травмирование мозговой ткани при осложненных родах (интранатальное повреждение). Тяжелые воспали­тельные заболевания (сепсис, менингит, энцефалит и т.п.), травма черепа, неполноценное питание могут привести к постнатальным повреждениям.

5 слайд

Описание слайда:

Главные антенатальные факторы риска: разнообразные хронические заболевания матери (анемия, гипертоническая болезнь, хронический гломерулонефрит, пороки сердца, са­харный диабет, токсоплазмоз, ревматическая лихорадка и др.) ; ост­рые инфекционные заболевания матери во время беременности. внутриутробное инфицирование плода. генетические дефекты (у умственно отсталых родителей вероятность рождения аналогично неполноценных детей в 2 раза выше, чем среди здоровой популяции) ; алкоголь, курение родителей. профессиональные вредности (тяжелый физический труд, вибрация); экзогенные тератогенные факторы (повышенный радиационный фон, химические вещества и др.) ; признаки отягощенного акушерского анамнеза (рождение первого ребенка до 16-18 или после 30 лет, интервал между родами меньше 2 лет, угроза прерывания беременности, стрессовые состояния) ; несовместимость по Rh-шактору и системе АВО. переношенная беременность, многоплодие, гипотрофия новорожденного.

6 слайд

Описание слайда:

К рождению головной мозг по своим размерам является наиболее развитым органом. Однако, хотя имеются все структуры и извилины, функциональные возможности его снижены. У новорожденного масса мозга составляет 1/8-1/9 массы тела, до конца первого года она увеличивается в 2 раза и равна 1/11-1/12 массы тела, в 5 лет - 1/13-1/14, в 18-20 лет - 1/40 массы тела. Таким образом, чем меньше ребенок, тем масса головного мозга больше от­ носительно массы тела.

7 слайд

Описание слайда:

Для мозговой ткани ребенка характерна значительная васкуляризация, особенно серого вещества. Одновременно отток крови из мозговой ткани слабый. Поэтому в нем чаще накапливаются токсичные вещества. Нервная клетка требует кислорода в 22 раза больше, чем любая соматичес­кая клетка. Поэтому при многих заболеваниях она легко впадает в кислородное голодание, что проявляется гипоксической энцефалопатией. Мозговая ткань более богата белковыми веществами. А так как 1 г белка удерживает 17 г воды, то это способствует частому развитию отека головно­ го мозга. С возрастом количество белка снижается с 46% до 27%. К полуто­ра годам уменьшается количество воды в мозговой ткани и равно показателям у старших лиц.

8 слайд

Описание слайда:

Количество спинномозговой жидкости у малыша меньше по сравнению со взрослым человеком и постепенно увеличивается от 30-40 мл у новорожден­ного до 40-60 мл в 12 месяцев, а в дальнейшем - до 150 мл (как у взрослых). Анатомическое строение головного мозга у ребенка, состоящее из пяти час­тей, аналогично строению взрослого человека. Наиболее незрелая у новорож­денного кора головного мозга. Она обеспечивает формирование высшей нервной деятельности и созревает позже всех отделов - к 5-6 годам.

9 слайд

Описание слайда:

Мозжечок развит слабо, расположенный выше, имеет более продолговатую форму, неглубокие борозды; Продолговатый мозг расположен более горизонтально;

10 слайд

Описание слайда:

Главная клетка нервной системы - нейроцит. У взрослого человека таких клеток 16 млрд. Однако к рождению количество зрелых нейроцитов, которые потом войдут в состав коры головного мозга, составляет только 25% от обще­го имеющегося количества диффузно рассеянных клеток. К 6 месяцам их уже 66%, к годовалому возрасту - 90-95%, к полутора годам все 100% нейро­цитов аналогичны нейроцитам взрослого человека. Отсюда вывод: если ка­кой-то патологический фактор повредит клетки головного мозга, то компенсация их возможна лишь до 18 месяцев, т.е. заболевание должно быть распознано до полутора лет, так как позже лечение будет неэффективным.

11 слайд

Описание слайда:

На процесс нормального образования нервных клеток влияют: питание (оно должно быть рациональным по объему и составу); импритинг - от первого впечатления, которое возникает у ребенка сразу после рождения, формируется характер его реагирования на факторы внешней среды. Это влияет на всю дальнейшую жизнь и де­ятельность организма. Ка к Вы знаете, в настоящее время уже в ро­дильном зале малыша укладывают на живот матери, прикладывают к ее груди. Долгое время он находится на естественном вскармливании. Все это является импульсом для хорошего развития нервной системы, нормального взаимоотношения между ребенком и матерью; воспитание ребенка, родственные связи, полноценность семьи и мо­ральный климат в ней.

12 слайд

Описание слайда:

Кроме количественных особенностей зрелых клеток, не менее важную роль играет гистологическая незрелость нервных клеток к рождению ребенка: по форме они овальные, с одним аксоном, в ядрах есть зернистость, нет дендритов. Последующая дифференциация заключается в вытягивании их в длину, удлинении аксонов, ответвлении дендритов. Далее наступает миелинизация и образование синапсов (связь между отростками нервных кле­ток) . Начинается дифференциация еще внутриутробно, заканчивается к 6-7 годам.

13 слайд

Описание слайда:

Морфологические особенности спинного мозга: По своему строению более закончен, чем головной мозг; Относительно длиннее, чем у взрослых; У плодов доходит до крестцового канала, у новорожденных - до нижнего края II поясничного позвонка, в старших - до I поясничного позвонка; Масса спинного мозга при рождении - 2-6 г, до 5 лет она удваивается, до 20 лет увеличивается в 8-9 раз.

14 слайд

Описание слайда:

Вегетативная нервная система: Преобладает симпатикотония; На 3-4 году жизни - ваготония; С 5 по 12 года устанавливается выравнивание двух систем; С 12-13 лет может возникнуть вегетососудистая дистония на фоне гормональной перестройки.

15 слайд

Описание слайда:

Показатели спинномозговой жидкости у детей разного возраста: Показатели Новорожденные Дети в возрасте 1-3 мес. Дети в возрасте 4-6 мес. Дети в возрасте старше 6 мес. Цвет и прозрачноть Ксантохром-ная, прозрачная бесцветная, прозрачная бесцветная, прозрачная бесцветная, прозрачная Давление, мм Н2О 50-60 50-100 50-100 80-150 Цитоз в 1 мкл До 15-20 До 8-10 До 8-10 До 3-5 Вид клеток Лимфоцити, единичные нейтрофилы Лимфоциты Лимфоциты Лимфоциты Белок, г/л 0,35-0,5 0,2-0,45 0,18-0,35 0,16-0,25 Реакция Панди + или ++ + - или + - Сахар, ммоль/л 1,7-3,9 2,2-3,9 2,2-4,4 2,2-4,4 Хлориды г/л 7-7,5 7-7,5 7-7,5 7-7,5

16 слайд

Описание слайда:

ОЦЕНКА НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ При характеристике нервной системы в педиатрии используются два оп­ределения-синонима: нервно-психическое развитие (НПР) и психомоторное развитие (ПМР) . Критериями опенки НП Р являются: - моторика; - статика; - условно-рефлекторная деятельность (1 сигнальная система); - речь (2 сигнальная система); - высшая нервная деятельность.

17 слайд

Описание слайда:

Моторика Моторика (движение) - это целенаправленная, манипулятивная деятель­ность ребенка. Для здорового новорожденного в спокойном состоянии характерным является так называемый физиологический мышечный ГИПЕРТОНУС и на фоне этого сгибательная поза. Мышечный гипертонус симметрично выра­жен во всех положениях: на животе, спине, в положениях бокового и верти­кального подвешивания. Руки согнуты во всех суставах, приведены и при­жаты к грудной клетке. Кисти согнуты в кулак, большие пальцы приведены к ладони. Ноги также согнуты во всех суставах и слегка отведены в бедрах, в стопах преобладает тыльное сгибание. Даже во время сна мыш­цы не расслабляются.

18 слайд

Описание слайда:

19 слайд

Описание слайда:

Движения новорожденного ограниченые, хаотичные (англ. chaos), беспо­рядочные (англ.disorderly), атетозоподобные=дрожащие (англ.trempling). Тремор и физиологический мышечный гипертонус постепенно угасают после первого месяца жизни.

20 слайд

Описание слайда:

В дальнейшем показатели моторики у здорового ребенка развиваются в следующем порядке: 1) сначала координированным становится движение мышц глаз (на 2-3 неделе), когда ребенок фиксирует свой взгляд на ярком предмете; 2) поворот головы вслед за игрушкой указывает на развитие шейных мышц: 3) мануальная деятельность рук развивается на 4 месяце жизни: ребенок приближает верхние конечности к глазам и рассматривает их, потирает пе­ленку, подушку. Движения становятся целенаправленными: малыш берет игрушку руками (на втором полугодии может сам взять бутылочку с моло­ком и выпить его и т.д.); 4) на 4-5 месяце развивается координация движения мышц спины, что проявляется вначале переворачиванием со спины на живот, а на 5-6 месяце -с живота на спину; 5) когда к концу первого года жизни ребенок сам идет за интересным предметом в другой угол комнаты, то признаком моторики является не про­сто процесс ходьбы, а координированное целенаправленное движение всех мышц в необходимом направлении.

21 слайд

Описание слайда:

22 слайд

Описание слайда:

Статика Статика - это фиксация и удерживание определенных частей туловища в необходимом положении. Первый признак статики - удерживание головы - появляется на втором-третьем месяце жизни, в 3 месяца ребенок должен хорошо держать голову в вертикальном положении. Второй признак - малыш сидит - развит в 6-7 месяцев. Кроме того, на 6-м месяце малыш начинает ползать (англ. creep, crawl), на 7-м - ползает хорошо. Третий признак - ребенок стоит - в 9-10 месяцев. Четвертый признак - малыш ходит - к концу первого года жизни.

23 слайд

Описание слайда:

24 слайд

Описание слайда:

Условно-рефлекторная деятельность Условно-рефлекторная деятельность - это адекватная реакция ребенка нараздражающие факторы окружающей среды и собственные потребности. Глав­ным рефлексом у новорожденного является пищевая доминанта. Подошло время кормления, ребенок проголодался и он плачет - это хорошо. Посо­сал материнскую грудь, поел - успокоился, уснул. К концу первого месяца через несколько минут после начала кормления наступает небольшая пауза - ребенок внимательно рассматривает лицо ма­тери, ощупывает грудь. На втором месяце формируется улыбка, на третьем -радостное движение конечностей при виде матери. Все это указывает на фор­мирование условных рефлексов на внешние раздражители.

25 слайд

Описание слайда:

К признакам условно-рефлекторной деятельности относятся слуховое и зрительное сосредоточения. На втором месяце жизни эти признаки прове­ряет невропатолог: для оценки слуха врач хлопает руками на расстоянии 30-40 см сбоку от ушей лежащего на пеленальном столе ребенка, можно хлопать по само­му столу - при этом здоровый ребенок должен МОРГНУТЬ (англ. blink) ве­ками. для выяснения зрения врач проводит ярким с предметом на высоте 30 см над глазами лежащего малыша с одной стороны на другую - при развитом зрении глаза ребенка должны следить за движением предмета.

26 слайд

Описание слайда:

Речь До конца первого года возникает сенсорная речь: понимание малышом отдельных слов, которые звучат со стороны. Это обнаруживается поворо­том головы, потягиванием ручек и т.д. Речь появляется у ребенка на 4-6 неделе, когда он начинает аукать. Про­изношение первых звуков называется гуление (а, гу-у, э-э-э и т.д. - гул го­лосов англ. hum, buzz). В 6 месяцев ребенок произносит отдельные слоги (ба-ба-ба, ма-ма-ма и др.), не понимая их смысла, что называется лепет (англ. baby-talk, babble, prattle). К концу первого года жизни в лексиконе малыша уже 8-12 слов, смысл ко­торых он понимает (дай, на, папа, мама и др.) . Среди них имеются звуко­подражатели (ам-ам - кушать, ав-ав - собачка, тик-так - часы и т.п.). В 2 года запас слов доходит до 300, появляются краткие предложения.

27 слайд

Описание слайда:

28 слайд

Описание слайда:

29 слайд

Описание слайда:

30 слайд

Описание слайда:

31 слайд

Описание слайда:

Высшая нервная деятельность Высшая нервная деятельность - этот критерий развивается на основании становления нервной системы, формирования всех предыдущих критериев, воспитания и развития ребенка. Он является признаком созревания умст­венной способности и интеллекта человека. Окончательный вывод о состо­янии высшей нервной деятельности можно сделать в 5-6 лет.

32 слайд

Описание слайда:

Безусловные рефлексы: Стойкие рефлексы-существуют на протяжении всей жизни. Транзиторные рефлексы-существуют после рождения, однако постепенно исчезают в определенном возрасте. Установочные рефлексы- рефлексы которых нет сразу после рождения, а формируется они в определенном возрасте.

33 слайд

Описание слайда:

СТОЙКИЕ РЕФЛЕКСЫ: глотательный; сухожильные рефлексы конечностей (один из примеров - удар по сухо­жилию четырехглавой мышцы бедра ниже коленной чашечки вызы­вает разгибание ноги в коленном суставе); роговичный (легкое прикосновение мягкой бумагой или ваткой к рогови­це глаза вызывает смыкание век; называется еще корнеальный рефлекс); конъюнктивальный (похож на роговичный; вызывается таким же ме­тодом, но с конъюнктивы) ; надбровный (постукивание по внутреннему краю надбровной дуги вызы­вает смыкание век; называется еще орбикулопальпебральный рефлекс).

34 слайд

Описание слайда:

ТРАНЗИТОРНЫЕ РЕФЛЕКСЫ: - оральные=стволовые рефлексы (дуга замыкается в продолговатом мозге); - спинальные рефлексы (дуга замыкается на уровне спинного мозга); - миелоэнцефальные позотонические рефлексы (регулируются цент­рами продолговатого и среднего мозга).

35 слайд

Описание слайда:

36 слайд

краткое содержание других презентаций

«Периферический отдел нервной системы» - Вегетативные рефлексы. Симпатическая иннервация. Вегетативный отдел нервной системы. Метасимпатическая нервная система. Висцеральные афференты. Принцип деятельности вегетативного отдела. Симпатический отдел нервной системы. Роль парасимпатической иннервации. Физиология и этология животных. Периферический соматический отдел нервной системы. Особенности. Влияния вегетативной иннервации. Парасимпатическая иннервация.

«Автономная вегетативная нервная система» - Возбуждение симпатической системы. Отросток первой клетки (преганглионарный) оканчивается в нервном узле. Эффекты парасимпатической системы. Постганглионарные нейроны. Функции, не нужные для преодоления внезапной нагрузки. Вегетативные нервные узлы располагаются за пределами ЦНС. За что отвечает соматическая часть нервной системы. Центральная и периферическая части. Симпатическая НС. Симпатический, парасимпатический и метасимпатический отделы.

«Биология «Нервная система»» - Крупный нейрон. Двигательные нервные окончания. Тельце Фатера. Нейрон состоит из тела (сомы) и отростков. Механорецепторы. Тельца Руффини. Структурные элементы нервной системы. Общие принципы организации нервной системы. Цель работы. Тактильные рецепторы. Особенности организации нервных окончаний. Нервные окончания. Нервная система. Концевые колбы Краузе. Синаптические нервные окончания. Эпидермис.

«Центральная нервная система» - Кора больших полушарий головного мозга. Рефлексы, осуществляемые с участием центров спинного мозга. Тонические рефлексы. Средний мозг. Продолговатый мозг и варолиев мост. Чувствительные нейроны располагаются в 3 и 4 слоях коры. Физиологическая роль центральной нервной системы. Стато-кинетические рефлексы. Центральная нервная система (ЦНС) – это головной и спинной мозг. У животных исследуется ряд рефлексов.

«Особенности высшей нервной деятельности человека» - Собака ест из миски. Функции мозга. Виды торможения психической деятельности. Высшие отделы нервной системы. Особенности высшей нервной деятельности человека. Условия выработки условных рефлексов. Выработка условного рефлекса. Инсайт. Основные характеристики условного рефлекса. Собака начинает есть. Фистула для сбора слюны. Классификация условных рефлексов. Выделяется слюна. Условные рефлексы. Особенности высшей нервной деятельности.

«Вегетативный отдел нервной системы» - Мезенцефальный отдел. Парасимпатотонические кризы. Симпатическая часть вегетативной нервной системы. Сакральный отдел. Рефлекторный нервный путь слюноотделения. Вегетативная нервная система. Бульбарный отдел. Фармакологические пробы. Дермографизм. Ортоклиностатический рефлекс. Функции внутренних органов. Пиломоторный рефлекс. Проба с пилокарпином. Болезнь Рейно. Симпатотонические кризы. Слюноотделение.

Слайд 2

Возрастные изменения

Возрастные изменения нервной системы определяют важнейшие проявления старения целостного организма человека (сдвиги в психических и поведенческих реакциях), снижение умственной и мышечной работоспособности, репродуктивной способности, адаптации к среде и др.

Слайд 3

При старении наблюдается снижение веса мозга, истончение извилин, расширение и углубление борозд, расширение желудочково-цистернальной системы. Происходит уменьшение количества нейронов и замещение их глиальными элементами; в отдельных участках коры головного мозга потеря нейронов может достигать 25-45% (по отношению к их числу у новорожденных). В спинномозговых узлах людей 70-79-летнего возраста количество нервных клеток на 30,4% меньше, чем у 40-49-летних.

Слайд 4

Рассеянность

В процессе старения изменяется интегративная деятельность нервной системы: медленнее образуются условные рефлексы, снижается подвижность и сила основных нервных процессов, ухудшаются процессы сосредоточения и концентрации внимания, память.

Слайд 5

Лабильность

Существенные возрастные сдвиги возникают в вегетативных ганглиях. В частности, изменения восприятия, переработки и передачи информации в нервных клетках связаны со снижением их лабильности.

Слайд 6

Ритмы

Для пожилых людей характерно замедление альфа-ритма, но усиление медленных колебаний (тета- и дельта-волны), снижение возможности усвоения навязанных ритмов.

Слайд 7

Нарушения ходьбы

Постепенно длина шагов сокращается, походка становится замедленной, человек начинает сутулиться. Все Движения становятся менее плавными. Человеку сложно снимать брюки, стоя попеременно на одной и другой ноге. Изменяется почерк, все движения рук и кистей теряют ловкость. Несомненно, этот комплекс двигательных нарушений связан с утратой нейронов в спинном мозге, мозжечке и головном мозге, а также с потерей мышечной массы.

Слайд 8

Падения

Падения представляют собой существенную угрозу для жизни у пожилых лиц без явной неврологической симптоматики. В среднем 30 % таких лиц, живущих в своем доме, падают один или несколько раз в год. Падения обусловлены многими причинами, некоторые из которых упомянуты только что, при изложении нарушений походки. Важным провоцирующим фактором является возрастное снижение зрения и вестибулярной функции.

Слайд 9

Состояние анализаторов

Наряду с психологическими изменениями с возрастом меняется и функционирования органов чувств У пожилых людей с годами уменьшается аккомодационная способность, часто развивается старческая дальнозоркость, поле зрения сужается, острота слуха снижается, что может привести к развитию легкой формы тугоухости. Восновном эти изменения не достигают резких проявлений.

Слайд 10

Болезни

Отдельно стоит упомянуть о такой патологии головного мозга как болезнь Паркинсона. В ее основе лежит нарушение подкорковых структур, которое заключается в недостатке некоторых химических веществ, что и приводит к нарушению связей между ними. Основным проявлением данной болезни, является часто повторяющиеся движения тела (или отдельного участка), которые происходят без воли больного. Все начинает с небольших подергиваний определенных групп мышц, что очень осложняет совершение некоторых действий. Например, нарушается письмо, начинают выпадать предметы из рук, человек испытывает затруднения при одевании.

Слайд 11

Старческая деменция – одна из самых страшных патологий человеческого мозга. Одной из причин деменции служит так называемая болезнь Альцгеймера. После прохождения человеком отметки 60 лет риск появления этой болезни возрастает с каждым последующим годом его жизни. В первую очередь, старческая деменция вызвана снижением количества нейротрансмиттеров. Снижение уровня их содержания в организме нарушает деятельность многих отделов головного мозга, в том числе и отвечающих за память, обучение и иные когнитивные функции. Таким образом проявляются внешние симптомы болезни Альцгеймера.

Посмотреть все слайды

возрастные особенности нервной системы и высшей нервной деятельности

План

1. Развитие центральной нервной системы в процессе онтогенеза. 1

2. Основные этапы развития высшей нервной деятельности. 6

3. Возрастные особенности психофизиологических функций. 9

1. Развитие центральной нервной системы в процессе онтогенеза

Нервная система координирует и регулирует деятельность всех органов и систем, обеспечивая функционирование организма как единого целого; осуществляет адаптацию организма к изменениям окружающей обстановки, поддерживает постоянство его внутренней среды.

Топографически нервную систему человека подразделяют на центральную и периферическую. К центральной нервной системе относят спинной и головной мозг. Периферическую нервную систему составляют спинномозговые и черепные нервы, их корешки, ветви, нервные окончания, сплетения и узлы, лежащие во всех отделах тела человека. Согласно анатомо-функциональной классификации, нервную систему условно подразделяют на соматическую и вегетативную. Соматическая нервная система обеспечивает иннервацию тела – кожи, скелетных мышц. Вегетативная нервная система регулирует обменные процессы во всех органах и тканях, а также рост и размножение, иннервирует все внутренние органы, железы, гладкую мускулатуру органов, сердце.

Нервная система развивается из эктодермы, через стадии нервной полоски и мозгового желобка с последующим образованием нервной трубки. Из ее каудальной части развивается спинной мозг, из ростральной части формируется сначала 3-х, а затем 5-ти мозговых пузырей, из которых в дальнейшем развиваются конечный, промежуточный, средний, задний и продолговатый мозг. Такая дифференцировка центральной нервной системы происходит на третьей-четвертой неделе эмбрионального развития.

В дальнейшем объем головного мозга увеличивается более интенсивно, чем спинного, и к моменту рождения составляет в среднем 400 г. Причем у девочек масса головного мозга несколько ниже, чем у мальчиков. Количество нейронов к моменту рождения соответствует уровню взрослого человека, но количество ветвлений аксонов, дендритов и синаптических контактов значительно возрастает после рождения.

Наиболее интенсивно масса головного мозга увеличивается первые 2 года после рождения. Затем темпы его развития немного снижаются, но продолжают оставаться высокими до 6-7 лет. Окончательное созревание головного мозга заканчивается к 17-20 годам. К этому возрасту, его масса у мужчин в среднем составляет 1400 г, а у женщин – 1250 г. Развитие головного мозга идет гетерохронно. Прежде всего, созревают те нервные структуры, от которых зависит нормальная жизнедеятельность организма на данном возрастном этапе. Функциональной полноценности достигают, прежде всего, стволовые, подкорковые и корковые структуры, регулирующие вегетативные функции организма. Эти отделы приближаются по своему развитию к мозгу взрослого человека уже в возрасте 2-4 лет.

Спинной мозг . В течение первых трех месяцев внутриутробной жизни спинной мозг занимает позвоночный канал на всю его длину. В дальнейшем позвоночник растет быстрее, чем спинной мозг. Поэтому нижний конец спинного мозга поднимается в позвоночном канале. У новорожденного ребенка нижний конец спинного мозга находится на уровне III поясничного позвонка, у взрослого человека – на уровне II поясничного позвонка.

Спинной мозг новорожденного имеет длину 14 см. К 2 годам длина спинного мозга достигает 20 см, а к 10 годам, по сравнению с периодом новорожденности, удваивается. Быстрее всего растут грудные сегменты спинного мозга. Масса спинного мозга у новорожденного составляет около 5,5 г, у детей 1-го года – около 10 г. К 3 годам масса спинного мозга превышает 13 г, к 7 годам равна примерно 19 г. У новорожденного центральный канал шире, чем у взрослого. Уменьшение его просвета происходит главным образом в течение 1-2 годов, а также в более поздние возрастные периоды, когда наблюдается увеличение массы серого и белого вещества. Объем белого вещества спинного мозга возрастает быстро, особенно за счет собственных пучков сегментарного аппарата, формирование которого происходит в более ранние сроки по сравнению со сроками формирования проводящих путей.

Продолговатый мозг . К моменту рождения он вполне развит как в анатомическом, так и функциональном отношении. Его масса достигает 8 г у новорожденного. Продолговатый мозг занимает более горизонтальное, чем у взрослых, положение и отличается степенью миелинизации ядер и путей, размерами клеток и их расположением. По мере развития плода размеры нервных клеток продолговатого мозга увеличиваются, а размеры ядра с ростом клетки относительно уменьшаются. Нервные клетки новорожденного имеют длинные отростки, в их цитоплазме содержится тигроидное вещество. Ядра продолговатого мозга формируются рано. С их развитием связано становление в онтогенезе регуляторных механизмов дыхания, сердечно-сосудистой, пищеварительной и др. систем.

Мозжечок . В эмбриональном периоде развития сначала формируется древняя часть мозжечка – червь, а затем – его полушария. На 4-5-м месяце внутриутробного развития разрастаются поверхностные отделы мозжечка, образуются борозды и извилины. Наиболее интенсивно мозжечок растет в первый год жизни, особенно с 5-го по 11-й месяц, когда ребенок учится сидеть и ходить. У годовалого ребенка масса мозжечка увеличивается в 4 раза и в среднем составляет 95 г. После этого наступает период медленного роста мозжечка, к 3 годам размеры мозжечка приближаются к его размерам у взрослого. У 15-летнего ребенка масса мозжечка – 150 г. Кроме того, быстрое развитие мозжечка происходит и в период полового созревания.

Серое и белое вещество мозжечка развивается неодинаково. У ребенка рост серого вещества осуществляется относительно медленнее, чем белого. Так, от периода новорожденности до 7 лет количество серого вещества увеличивается приблизительно в 2 раза, а белого – почти в 5 раз. Из ядер мозжечка раньше других формируется зубчатое ядро. Начиная от периода внутриутробного развития и до первых лет жизни детей, ядерные образования выражены лучше, чем нервные волокна.

Клеточное строение коры мозжечка у новорожденного значительно отличается от взрослого. Ее клетки во всех слоях отличаются по форме, размерам и количеству отростков. У новорожденного еще не полностью сформированы клетки Пуркинье, в них не развито тигроидное вещество, ядро почти полностью занимает клетку, ядрышко имеет неправильную форму, дендриты клеток слаборазвиты. Формирование этих клеток идет бурно после рождения и заканчивается к 3-5 неделям жизни. Клеточные слои коры мозжечка у новорожденного значительно тоньше, чем у взрослого. К концу 2-го года жизни их размеры достигают нижней границы величины у взрослого. Полное формирование клеточных структур мозжечка осуществляется к 7-8 годам.

Мост . У новорожденного расположен выше, чем у взрослого, а к 5 годам располагается на том же уровне, что и у зрелого организма. Развитие моста связано с формированием ножек мозжечка и установлением связей мозжечка с другими отделами центральной нервной системы. Внутреннее строение моста у ребенка не имеет отличительных особенностей по сравнению с взрослым человеком. Ядра расположенных в нем нервов к периоду рождения уже сформированы.

Средний мозг . Его форма и строение почти не отличаются от взрослого. Ядро глазодвигательного нерва хорошо развито. Хорошо развито красное ядро, его крупноклеточная часть, обеспечивающая передачу импульсов из мозжечка к мотонейронам спинного мозга, развивается раньше, чем мелкоклеточная, через которую передается возбуждение от мозжечка к подкорковым образованиям мозга и к коре больших полушарий.

У новорожденного черная субстанция представляет собой хорошо выраженное образование, клетки которого дифференцированы. Но значительная часть клеток черной субстанции не имеет характерного пигмента (меланина), который появляется с 6 месяцев жизни и максимального развития достигает к 16 годам. Развитие пигментации находится в прямой связи с совершенствованием функций черной субстанции.

Промежуточный мозг . Отдельные формации промежуточного мозга имеют свои темпы развития. Закладка зрительного бугра осуществляется к 2 месяцам внутриутробного развития. На 3-м месяце разграничивается таламус и гипоталамус. На 4-5-м месяце между ядрами таламуса проявляются светлые прослойки развивающихся нервных волокон. В это время клетки еще слабо дифференцированы. В 6 месяцев становятся хорошо видными клетки ретикулярной формации зрительного бугра. Другие ядра зрительного бугра начинают формироваться с 6 месяцев внутриутробной жизни, к 9 месяцам они хорошо выражены. С возрастом происходит их дальнейшая дифференциация. Усиленный рост зрительного бугра осуществляется в 4-летнем возрасте, а размеров взрослого он достигает к 13 годам жизни.

В эмбриональном периоде развития закладывается подбугорная область, но в первые месяцы внутриутробного развития ядра гипоталамуса не дифференцированы. Только на 4-5-м месяце происходит накопление клеточных элементов будущих ядер, на 8-м месяце они хорошо выражены.

Ядра гипоталамуса созревают в разное время, в основном к 2-3 годам. К моменту рождения структуры серого бугра еще полностью не дифференцированы, что приводит к несовершенству теплорегуляции у новорожденных и детей первого года жизни. Дифференциация клеточных элементов серого бугра заканчивается позднее всего – к 13-17 годам.

Кора больших полушарий . До 4-го месяца развития плода поверхность больших полушарий гладкая и на ней отмечается лишь вдавливание будущей боковой борозды, которая окончательно формируется только ко времени рождения. Наружный корковый слой растет быстрее внутреннего, что приводит к образованию складок и борозд. К 5 месяцам внутриутробного развития образуются основные борозды: боковая, центральная, мозолистая, теменно-затылочная и шпорная. Вторичные борозды появляются после 6 месяцев. К моменту рождения первичные и вторичные борозды хорошо выражены, и кора больших полушарий имеет такой же тип строения, как и у взрослого. Но развитие формы и величины борозд и извилин, формирование мелких новых борозд и извилин продолжается и после рождения.

К моменту рождения кора больших полушарий имеет такое же количество нервных клеток (14-16 млрд.), как и у взрослого. Но нервные клетки новорожденного незрелы по строению, имеют простую веретенообразную форму и очень небольшое количество отростков. Серое вещество коры больших полушарий плохо дифференцировано от белого. Кора больших полушарий относительно тоньше, корковые слои слабо дифференцированы, а корковые центры недостаточно сформированы. После рождения кора больших полушарий развивается быстро. Соотношение серого и белого вещества к 4 месяцам приближается к соотношению у взрослого.

К 9 месяцам становятся более отчетливыми первые три слоя коры, а к году общая структура мозга приближается к зрелому состоянию. Расположение слоев коры, дифференцирование нервных клеток в основном завершается к 3 годам. В младшем школьном возрасте и в период полового созревания продолжающееся развитие головного мозга характеризуется увеличением количества ассоциативных волокон и образованием новых нервных связей. В этот период масса мозга увеличивается незначительно.

В развитии коры больших полушарий сохраняется общий принцип: сначала формируются филогенетически более старые структуры, а затем более молодые. На 5-м месяце, раньше других появляются ядра, регулирующие двигательную активность. На 6-м месяце появляется ядро кожного и зрительного анализатора. Позже других развиваются филогенетически новые области: лобная и нижнетеменная (на 7-м месяце), затем височно-теменная и теменно-затылочная. Причем филогенетически более молодые отделы коры больших полушарий с возрастом относительно увеличиваются, а более старые, наоборот, уменьшаются.



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Урок-лекция Зарождение квантовой физики Урок-лекция Зарождение квантовой физики Сила равнодушия: как философия стоицизма помогает жить и работать Кто такие стоики в философии Сила равнодушия: как философия стоицизма помогает жить и работать Кто такие стоики в философии Использование страдательных конструкций Использование страдательных конструкций