Влияние на политику. Министерская чехарда

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

- 218.50 Кб

5. Деятельность Правительства В.С.Черномырдина и выборы ГД РФ и Президента.

В августе 1994 года правительство Черномырдина обнародовало новую программу преобразований, которая была сориентирована на построение высокоэффективной и динамично развивающейся рыночной экономики, учитывающей социальные последствия вхождения на рынок. Важнейшими задачами правительства в реформировании экономики на 1994-1996 годы являлись жесткий контроль со стороны государства за состоянием производства и сдерживание инфляции с последующим достижением финансовой стабилизации, выравнивание доходов по отраслям, регионам и различным социальным группам, а также соблюдением минимальных социальных стандартов в сфере государственного обеспечения. Предполагалось создать условия для стимулирования инвестиций в экономику России путём как внутренних, так и внешних займов. Правительство было намерено всемерно поддерживать предпринимательскую активность населения.

Однако реализация намеченных мер, и прежде всего стабилизация промышленного производства, потребовала массированных бюджетных «вливаний», что неизбежно повлекло за собой раскручивание нового витка инфляции. В результате ликвидация бюджетного дефицита так и осталась стратегической задачей правительства, и в 1994-1996гг. он составлял 12-15%. Спад промышленного производства в 1996г. достиг 55% по сравнению с 1991 годом. На высоком уровне сохранялась инфляция (в 1994г. – 250%, в 1996г. – 80%). При этом, несмотря на введение в октябре 1994г. (после «черного вторника») фиксированного обменного курса рубля по отношению к свободно конвертируемой валюте, так называемого «валютного коридора», внутренние цены, особенно на товары массового потребления, неуклонно продолжали расти. Вскоре российские розничные цены на многие товары превысили мировые. В результате проводимой структурной перестройки экономики России в наиболее тяжелых условиях оказались предприятия тяжелого машиностроения и наукоемкого производства, где спад достиг 70-80%. Вместе с тем относительно благоприятно складывалась ситуация в сырьевых отраслях добывающей промышленности, прежде всего в нефтяной и газовой, а также в черной и цветной металлургии, продукция которых имеет прямой выход на зарубежные рынки.

С конца 1994 года политическая жизнь в России в значительной степени определялась борьбой ведущих партий и движений за голоса избирателей в Государственную Думу шестого созыва. В результате состоявшихся 17 декабря 1995г. выборов, в которых приняли участие более 50% всех избирателей, пятипроцентный барьер преодолели немногие из 43 блоков и партий: КПРФ (22% голосов), ЛДПР (10,9%), «Наш дом – Россия» (10%), объединение «Яблоко» (7%). Итоги выборов по одномандатным округам укрепили позиции этих основных партий и блоков: КПРФ получила 58 мандатов, «Яблоко» - 14, «Наш дом-Россия» - 10. По сравнению с парламентскими выборами 1993г. новые выборы продемонстрировали серьёзное поражение таких политических и общественных движений, как «Демократический выбор России», «Женщины России», Аграрная партия России, а также конгресс русских общин во главе с Ю.В.Скоковым, А.И.Лебедем и С.Ю.Глазьевым, победу которого предсказывали многие отечественные и зарубежные аналитики. Председателем Государственной Думы в виду преобладания мандатов у КПРФ стал один из её лидеров Г.Н.Селезнёв, а должность председателя обновленного Совета Федерации занял глава администрации Орловской области, бывший член Политбюро ЦК КПСС Е.С.Строев. Парламентские выборы 1995 года изначально рассматривались в контексте государственно-политического развития России как генеральная проба ведущих политических сил в преддверии главного события 1996г. – выборов главы Российского государства. Уже к началу года ключевые фигуры российской политической элиты – Г.А.Зюганов, Г.А.Явлинский, В.В. Жириновский и отставной генерал А.И.Лебедь, получивший известность как «умиротворитель» кризиса в Приднестровье, - официально сообщили о выдвижении своих кандидатур на президентских выборах.

В феврале 1996г. о своём намерении участвовать в выборах наконец-то объявил, прибыв специально для этого в родной Екатеринбург, Б.Н.Ельцин. В качестве кандидатов зарегистрировались также бывший Президент СССР М.С.Горбачёв, известный общественный деятель, бывший рекордсмен мира по тяжелой атлетике Ю.П.Власов, вице-президент фонда «Реформа» М.Л.Шаккум и, наконец, известный российский предприниматель, руководитель крупной фармацевтической фирмы «Ферейн» В.А.Брынцалов. Кроме того, в качестве кандидата на пост Президента РФ был зарегистрирован и один из лидеров КПРФ, А.Г.Тулеев, однако накануне выборов он снял свою кандидатуру, призвав сторонников голосовать за председателя КПРФ Зюганова. Первая половина 1996 года в политической жизни России ознаменовалась беспрецедентной по своим масштабам пропагандистской кампанией в поддержку действующего Президента РФ. Определяющую роль в ней сыграла группа ведущих российских предпринимателей (получившая в средствах массовой информации название «семибанкирщина») – руководителей крупнейших финансово-промышленных «империй», которые призвали (так называемое «Обращение 13-ти») принять все меры к переизбранию Б.Н.Ельцина на второй срок во имя продолжения курса радикальных экономических преобразований и обеспечения их успешного проведения. Избирателям была предоставлена убедительная картина: от их решения целиком зависел выбор дальнейшего пути развития страны – либо построение новой российской государственности на демократических основах и рыночных отношениях, либо возврат в «коммунистическое прошлое», к прежним идейным ценностям и социальным стандартам «реального социализма».

Проведенные в два тура, 16 июня и 3 июля 1996г., президентские выборы принесли победу Б.Н.Ельцину, переизбранному на второй срок. В ходе второго тура голосования Президент РФ, получивший около 40 млн. голосов, подтвердил свою роль общепризнанного лидера на российской политической сцене. Таким образом, более трети наших сограждан выступили в поддержку курса радикальных социально-экономических реформ.

9 августа 1996г. впервые в России состоялась необычайно торжественная церемония инаугурации – вступления в должность Президента РФ Б.Н.Ельцина. На следующий день Государственная Дума утвердила на пост председателя Правительства РФ В.С.Черномырдина, который через пять дней огласил состав нового кабинета. Тогда же главой Администрации Президента был назначен А.Б.Чубайс – руководитель предвыборного штаба Ельцина, признанный теоретик и практик российской приватизации.

6. Второй президентский срок Б.Н.Ельцина.

Начало второго президентского срока Б.Н.Ельцина до зимы 1997 года характеризовалось вынужденной «паузой» в политической жизни страны, вызванной его продолжительной болезнью. Возвращение Президента РФ к полноценной работе в конце февраля 1997г. внесло существенные коррективы в расстановку сил в структуре политической элиты России и в проводимый ею курс социально-экономических преобразований. В марте 1997г. по инициативе Б.Н.Ельцина значительно изменяется состав Правительства РФ. Первыми заместителями председателя Правительства РФ почти одновременно были назначены так называемые «молодые реформаторы» - А.Б.Чубайс и губернатор Нижегородской области Б.Е.Немцов. Вслед за этим в рамках укрепления исполнительской дисциплины начинается широкомасштабная кампания по борьбе с коррупцией в чиновничьей среде, приуроченная к сроку подачи деклараций о доходах физических лиц. Также проводилась, при активной поддержке первого заместителя председателя Правительства РФ Б.Е.Немцова, кампания по пересаживанию всего аппарата чиновников с иностранных автомобилей на отечественные «Волги».

Параллельно с этими событиям в большинстве регионов - субъектов Российской Федерации – в 1996-1997гг. проходили выборы губернаторов. Как показали их результаты, наибольшим успехом у избирателей пользовались кандидатуры управленцев-профессионалов, имевших значительный опыт хозяйственной деятельности, таких как Ю.М.Лужков (Москва), Е.С.Строев (Орёл), А.М.Тулеев (Кемерово). Особо пристальный интерес вызвали выборы губернатора Красноярского края, на которых победу одержал экс-секретарь Совета безопасности России генерал А.И.Лебедь.

Весна 1998 года ознаменовалась новым резким поворотом в политической жизни страны. 23 марта 1998г. Б.Н.Ельцин неожиданно для всех подписал указ об отставке всего правительства во главе с В.С.Черномырдиным. Одновременно было объявлено о смещении с должности министра внутренних дел А.С.Куликова и первого вице-премьера А.Б.Чубайса. В соответствии с конституционной процедурой Президент направил председателю Государственной Думы письмо с предложением утвердить на пост председателя Правительства РФ исполнявшего до этого обязанности министра топлива и энергетики С.В.Кириенко – молодого выдвиженца Б.Е.Немцова из Нижнего Новгорода. Продолжавшееся в течение месяца противостояние двух ветвей власти в результате третьего голосования в нижней палате российского парламента разрешилось в пользу Президента назначением Кириенко на пост главы Правительства РФ. К 8 мая 1998г. был окончательно утвержден состав обновленного кабинета. Основное внимание нового правительства «молодых технократов» во главе с Кириенко было сосредоточено на подготовке целостного пакета нормативных актов и законов, призванного обеспечить осуществление сбалансированной кредитно-денежной политики, базировавшейся на ужесточении фискальных методов пополнения бюджета и получении кредитов от международных финансовых институтов. Этот пакет законов, в разработке которого приняли участие ведущие отечественные экономисты, был представлен в конце июня 1998г. на расширенном заседании правительства и получил название «антикризисной», или «стабилизационной» (по оценке Б.Н.Ельцина) программы. Однако «новый курс» встретил серьёзное противодействие как левого крыла оппозиции, так и российских «естественных монополистов» (прежде всего топливно-энергетического комплекса) и финансовых «олигархов». Игра правительства в «пирамиду ГКО» приближала страну к новому кризису. Чтобы разобраться в причинах явления, нужно рассмотреть ход всего развития экономики за период с 1996 по 1997 гг. В это время главной задачей руководства РФ в сфере макроэкономике являлось соблюдение жесткой финансовой дисциплины и сокращение бюджетных расходов. Важнейшим источником пополнения казны было признано наряду с сохранением внешних займов (внешний долг России, включая 100млрд. долл. долга, унаследованного от СССР, в этот период составил свыше 130 млрд. долл.) привлечение внутренних финансовых ресурсов (расширение рынка ГКО и ОФЗ в связи с их высокой прибыльностью) и средств от реализации программы приватизации. Осенью 1996г. развернулась кампания по проведению залоговых аукционов – продаже на конкурсной основе государственного пакета акций крупнейших промышленных предприятий страны во временное управление частным компаниям, обладающим соответствующими финансовыми ресурсами. Наибольший резонанс, в том числе и политический, имел аукцион по передаче в доверительное управление финансово-промышленной группе «ОНЭКСИМ» государственного пакета акций РАО «Норильский никель», состоявшийся осенью 1996г. А летом 1997г. залоговый аукцион по продаже госпакета акций компании «Связьинвест» окончательно выявил противоречия в интересах сформировавшихся и окрепших в процессе реструктуризации российской экономики семи ведущих финансово-промышленных групп (ФПГ). Ныне на долю частного сектора производства приходится около 80% (в 1992г. – примерно 50%) валового внутреннего продукта (ВВП). Из этого следует, что капитал в экономике современной России занял прочные позиции.

К концу 1997г. ряд ведущих экспертов констатировали, что российская экономика миновала стадию затяжного структурного кризиса, а большинство показателей свидетельствовали о тенденции к некоторой стабилизации промышленного производства. Так, ВВП по сравнению с 1996г. вырос на 0,4%, а темпы инфляции снизились, составив около 12,5%. Таким образом, Россия превратилась в страну с открытой экономикой со всеми присущими ей как положительным, так и отрицательными явлениями. Со всей очевидностью это продемонстрировал начавшийся осенью 1997г. мировой «азиатский» финансовый кризис, который затронул и российский рынок ценных бумаг. Фиксированный обменный курс рубля обеспечивался значительными золотовалютными запасами Центробанка РФ. К концу 1997г. они составляли около 20 млрд. долл. и почти 380 т. золота. Признанием стабильности российской валюты стало заявление руководства страны в августе 1997г. о проведении с января 1998г. деноминации рубля в соотношении 1000:1. В результате деноминации в оборот должна была вернуться традиционная копейка. Однако наметившееся улучшение финансово-экономической ситуации было весьма непродолжительным. Середина следующего, 1998 года, наоборот, характеризовалась увеличением разрыва между реальным курсом российской национальной валюты и номинальным её обеспечением. Итогом пагубной для отечественной экономики монетаристской политики стал структурный августовский «дефолт».

7. Кризис 1998 года в экономике.

17 августа 1998г. многие россияне запомнили надолго, четко усвоив при этом, что в стране с таким уровнем стабильности доверять денежные средства можно только самому себе. Хотелось бы отметить, что за последние десять лет это был уже третий (после «Павлова дня» - 2 апреля 1991г, и «черного вторника» - 18 октября 1994г.) крупнейший финансовый кризис в России. Так в чём же суть этого третьего неблагоприятного явления для нашей экономики? В результате правительственной «игры в пирамиду» ГКО (государственные краткосрочные облигации), которые благодаря своей сверхприбыльности стали очень востребованными государством, у него же стал стремительно возрастать внутренний долг, который вряд ли можно было остановить и покрыть теми полумерами, которые предпринимало Правительство РФ С.В. Кириенко. Среди наиболее неприемлемых действий можно было бы выделить усиление финансового контроля за «естественными монополиями», прежде всего в отношении основного экспортера страны, получающего реальные валютные средства, - РАО «Газпром», и требование от последнего срочного погашения задолженности госбюджету. Попытки финансовых вливаний, производимые «специальным уполномоченным Президента РФ Б.Н.Ельцина», председателем правления РАО «ЕЭС России» А.Б.Чубайсом, который вёл переговоры по предоставлению стабилизационного займа и кредита от МВФ и Японии в качестве укрепляющего средства для «валютного коридора» и «твердого» рубля не смогли остановить обвальный процесс банкротства госбюджета России. Отчетливо осознавая бесперспективность игры в «русскую пирамиду» государственных обязательств, большинство участников финансово рынка России прибегли к маневру «бегства от рубля», хотя Центробанк РФ и пытался путём «валютных интервенций» (около 1 млрд. долл.) остановить падение курса национальной валюты. Кроме того, неожиданно нагрянувший финансовый кризис разрушил надежды ведущих зарубежных и отечественных инвесторов на постепенный выход России из затяжного экономического спада.

Экономические катаклизмы ярко продемонстрировали дефицит политической воли у российской элиты и необходимость «консолидированного решения» проблемы формирования нового курса президентской администрации, руководителями регионов и думской оппозицией.

23 августа 1998г. Президент РФ Б.Н.Ельцин подписал указ об отставке правительства «молодых технократов», как окрестили команду С.В.Кириенко, проработавшего всего 153 дня. Исполняющим обязанности председателя Правительства РФ был назначен недавний экс-премьер В.С.Черномырдин. Его кандидатура дважды в течение недели отвергалась Государственной Думы РФ, и только лишь с третьей попытки при угрозе роспуска (согласно Конституции РФ в случае трёхкратного отклонения кандидатуры на пост председателя Правительства РФ предложенной Президентом, последний имеет право распустить нижнюю палату парламента) удалось утвердить кандидатуру В.С.Черномырдина. С этого момента и вплоть до начала правления Путина этот период в истории нашей стране получил название «министерская чехарда 2» по аналогии с перестановками, которые происходили в правительстве в начале века. Здесь следует отметить, что Б.Н.Ельцин, чувствуя нереальность и невозможность (согласно Конституции РФ на тот момент Президент РФ не мог занимать свой пост в течение двух сроков подряд) своего переизбрания в 2000 году, стал подыскивать достойную замену для себя. Из-за того, что всё окружение, сопровождавшее его на выборах-96, оказалось в конфронтации со своим лидером, первый президент не мог доверять какому-то единственному кандидату на пост премьера, только из-за его положительных рекомендаций, да и доверять управление страной людям, имеющим чисто корпоративные интересы, Ельцин посчитал неправильным. Следуя, только лишь своему собственному мнению он начинает проверять всех кандидатов в «бою», не думая о тех последствиях для стабильности реального положения страны. За три года своего второго президентского правления Б.Н.Ельцин сменил 5 председателей правительства и свыше 160 федеральных министров.

8. «Министерская чехарда»

10 сентября 1998г. Ельцин выдвинул на пост председателя Правительства РФ известного учёного-международника, политического деятеля с огромным стажем, ранее занимавшего посты руководителя Службы внешней разведки и министра иностранных дел России – академика Е.М.Примакова. На следующий же день эта кандидатура была полностью одобрена большинством фракций Госдумы. Одновременно Дума утвердила на пост главы Центробанка РФ В.В.Геращенко, в третий раз занявшего эту должность. Затем начался довольно длительный процесс подбора кандидатур в состав нового Кабинета министров, структура которого была значительна изменена. Первым заместителем Примакова, отвечающим за экономическую и промышленную политику, стал Ю.Д.Маслюков, в советские времена руководивший Госпланом СССР, а также были назначены ещё пять заместителей главы кабинета. В течение двух месяцев – в период действия установленного до 17 ноября 1998г. моратория на погашение и реструктуризацию долгов по ГКО и ОФЗ – шла разработка комплекса мер антикризисной программы нового российского правительства. Однако медлительность в проведении экономических преобразований в стране, попытка согласовать позиции конфликтующих группировок российской политической элиты и растущий конформизм кабинета Примакова предопределили его отставку, последовавшую 12 мая 1999г.

Описание работы

Цель данной работы дать ответы на следующие вопросы: удастся ли нам сохранить ценности демократии и верность выбранному курсу? Не ждёт ли нас новый скачок истории, новое авторитарное государство, прикрывшееся демократией? Эти вопросы я попытаюсь раскрыть в своем реферате – своеобразном, кратком обзоре событий, произошедших буквально вчера, но уже ставших достоянием её величества Истории.

Содержание

I. Введение.................................................................................................................................... 2
II. Ельцинская Россия. (1991-1999гг.) ........................................................................................ 3
1. Становление демократии в России................................................................................... 3
2. Реформы «шоковой терапии» ............................................................................................ 4
3. Конституционный кризис.................................................................................................. 6
4. Референдум по Конституции РФ и выборы в Федеральное Собрание......................... 7
5. Деятельность Правительства В.С.Черномырдина и выборы ГД РФ и Президента..... 9
6. Второй президентский срок Б.Н.Ельцина....................................................................... 11
7. Кризис 1998 года в экономике......................................................................................... 12
8. «Министерская чехарда» .................................................................................................. 13
III. Путинская Россия. (1999-2004гг.) ....................................................................................... 14
1. Выборы в Государственную Думу РФ........................................................................... 14
2. Усиление вертикали власти............................................................................................ 16
3. Реформы Федерального Собрания РФ........................................................................... 17
4. Экономические реформы В.В.Путина............................................................................ 18
IV. Заключение............................................................................................................................ 20
V. Использованные источники данных..................................................................................... 21
1. Литература..............................................................................

Последние годы царствования дома Романовых историки характеризуют своеобразным выражением "министерская чехарда". Кадровые изменения в правительстве Николая Второго действительно напоминали игру, в которой участники перепрыгивают друг через друга. Частота назначений и отставок министров и прочих чиновников высокого ранга вызывала большое удивление. Упорно циркулировали слухи о том, что на решения царя оказывает влияние авантюрист Григорий Распутин.

С уверенностью можно утверждать одно: "министерская чехарда" стала следствием общего кризиса власти. После убийства Петра Столыпина на политической арене не осталось харизматичных личностей. Назревал хаос, которому было суждено закончиться революцией и падением дома Романовых.

Крылатое выражение

Название данного периода в истории царской России появилось спонтанно. Его автором является депутат Государственной Думы монархист Владимир Пуришкевич. Это выражение не только стало крылатым, но и превратилось в общепринятое обозначение специфического явления в политической жизни. В одной из своих речей в Думе Пуришкевич сравнил с чехардой кадровые перестановки в высших эшелонах власти, осуществлявшиеся Николаем Вторым.

Использование такой грубой метафоры было оправдано. Только что назначенные министры отправлялись в отставку, не успев даже вникнуть в дела своего ведомства. Причины подобных кадровых решений часто объяснялись недостаточной квалификацией очередного чиновника, но иногда оставались загадкой. Период в истории российского государства, получивший благодаря депутату Пуришкевичу название "министерская чехарда", начался в 1915 году и продолжался до Февральской революции.

Причины

В Первую мировую войну империя вступила, находясь в состоянии глубокого политического и социального кризиса. Россию терзали внутренние противоречия. Царская власть пыталась осуществить давно назревшие реформы, но не доводила их до конца. Был создан парламент, но он не был наделён реальными полномочиями. Правительство не желало прислушиваться к голосу оппозиции, но и не подавляло полностью её деятельность.

Нерешительность и непоследовательность царского режима неуклонно разрушали авторитет власти. Особые сомнения порождала близость к дому Романовых такой подозрительной личности, как Григорий Распутин. Многие задавались вопросом о том, каким образом явный авантюрист, претендовавший на статус чудотворца, сумел завоевать доверие царской семьи.

Влияние Распутина

Мнения о роли, которую сыграл в российской истории так называемый духовный наставник императорской четы, сильно расходятся. В биографии Григория Распутина трудно разделить мифы и реальность. Но не вызывает сомнений тот факт, что Николай Второй и царица Александра Фёдоровна в определённой степени прислушивались к его советам. Естественным образом многие влиятельные и высокопоставленные лица стремились использовать в своих интересах доверие, которое питала к Распутину царская семья. Во все времена фавориты монархов оказывали посреднические услуги, как правило, небескорыстные, людям, желавшим добиться принятия верховной властью выгодных им решений. Сложно поверить, что в дореволюционной России отсутствовала такая тенденция. Часть историков считает источником "министерской чехарды" Григория Распутина, который по просьбам богатых и влиятельных лиц склонял Николая Второго к назначению на высокие государственные посты определённых кандидатов.

Правда и вымысел

Версия о влиянии так называемого "чудотворца" на кадровую политику в период Первой мировой войны имеет под собой основание. Однако существует и другая точка зрения на причины "министерской чехарды". Некоторые историки приводят доказательства того, что Григорий Распутин не мог быть причастен к значительному количеству кадровых решений. Об этом свидетельствуют следующие факты: многие министры подавали прошения об отставке по собственному желанию и перед уходом выдвигали своих преемников. Таким образом, источник "министерской чехарды" 1916 года следует искать не в закулисных интригах Григория Распутина, а в политическом хаосе той эпохи.

Влияние глобальных событий

Мировая война стала серьёзным испытанием для бюрократического аппарата империи. В экстремальных условиях система показала свою неэффективность. Частые смены высокопоставленных чиновников являлись отчаянной попыткой царского правительства улучшить работу министерств и ведомств. Но не исключено, что в отдельных случаях кадровые перестановки могли быть результатом деятельности Распутина.

"Министерскую чехарду" в России нельзя назвать уникальным явлением. Другие страны, вовлечённые в мировую войну, столкнулись с похожими кадровыми проблемами. Во Франции и Великобритании многие чиновники высокого ранга были заменены, поскольку оказались не готовы справляться со своими обязанностями в трудное время.

Есть такая детская игра, называется она чехардой. Участвующие в ней поочерёдно прыгают через своих партнёров, стоящих в согнутом положении. Вот так примерно выглядел кабинет министров царского правительства в последние предреволюционные годы. Не успевал вновь назначенный министр занять высшее положение в чиновничьей иерархии, как моментально оказывался внизу, уступив место своему преемнику.

Появление новой крылатой фразы

Автор выражения «министерская чехарда», ставшего крылатым и прочно закрепившимся за определённым периодом истории царизма, - видный политический деятель начала XX века, монархист и черносотенец Владимир Митрофанович Пуришкевич. Именно так он охарактеризовал в своей речи, произнесённой на заседании Государственной думы, частую смену министров и их непрерывную перестановку из одного ведомства в другое.

«Министерская чехарда? Это что такое?», - может спросить в недоумении только наш современник, не искушённый в вопросах истории, но свидетели той эпохи сразу понимали, о чём идёт речь, ведь для такого резкого выражения Владимир Митрофанович имел все основания. За двухлетний период с 1915 по 1916 год четыре раза менялся председатель Совета министров, трижды военный министр и шесть раз - глава Министерства внутренних дел. Министерская чехарда парализовала работу всего бюрократического аппарата. Его позиции, ослабленные войной и вспышками социального недовольства, и в центре, и на местах были окончательно подорваны.

Министерская чехарда - причины и проявления

В те годы верховная власть, не желавшая искать путей сотрудничества с оппозицией и одновременно не решавшаяся пресечь её действия, стремительно теряла авторитет. Подобное положение явилось следствием глубокого политического и социального кризиса, обозначившегося в и достигшего своей высшей точки в годы Первой мировой войны.

Одним из проявлений кризиса стало явление, вошедшее в историю под названием «распутинщина». Министерская чехарда имеет к нему самое непосредственное отношение. Своё название оно получило по имени появившегося в 1907 году в Петербурге «святого старца» и «прорицателя» Григория Ефимовича Распутина. Несмотря на то что «старцу» к тому моменту едва исполнилось сорок два года, ему удалось именно в этом качестве в короткий срок проникнуть во дворец и стать одним из ближайших людей к царской семье.

«Серый кардинал» с Гороховой улицы

Склонные к религиозному мистицизму императрица Александра Фёдоровна и сам Николай II быстро подпали под влияние Распутина, сумевшего внушить им, что своими молитвами он способен не только вернуть здоровье неизлечимо больному наследнику престола, но и испросить Божье благословение всему текущему царствованию. Это позволило ему активно влиять на принятие государем важнейших решений, в том числе и связанных с кадровой политикой, и сделаться своего рода «серым кардиналом».

Столичное окружение Распутина

Подобным обстоятельством не замедлили воспользоваться аферисты самых различных мастей и уровней. Они стекались со всей страны в дом на улице Гороховой, где в последние годы своей жизни снимал квартиру Распутин, и откуда им инициировалась вся «министерская чехарда». Среди тех, чьи имена агенты тайной полиции указали в списке лиц, являвшихся частыми гостями «старца», фигурируют известнейшие в те годы представители биржевых и банковских кругов, реакционные политики, видные черносотенцы и просто высокопоставленные авантюристы.

Деяния «старца» и его окружения

Преследуя свои корыстные цели, все эти люди использовали Распутина в качестве посредника между ними и царской семьёй, добиваясь таким образом нужных назначений и принятия иных выгодных им решений. Через него шли замены одних министров другими, а также решались кадровые вопросы всех уровней «Министерская чехарда», период которой ограничен 1915-1916 гг., была лишь верхушкой айсберга, явлением, открытым для миллионов глаз.

Истинный же масштаб всех закулисных дел, совершённых «святым старцем» и его окружением, был гораздо шире. Возлагая на них вину за беспорядки, возникшие во многих ведомствах и ставшие причиной усиления экономического кризиса в стране, многие исследователи считают, что именно Распутин склонил государя в 1915 году принять на себя пост главнокомандующего, что пагубно сказалось на ходе боевых действий.

Заговор во спасение монархии

«Министерская чехарда» завершилась в феврале 1917 года, когда на волне государь был вынужден отречься от престола. Но ещё ранее, в течение всего 1916 года, в монархических кругах столицы зрел заговор против Распутина. Его целью было уберечь Николая II от пагубного влияния «старца» и не допустить крушения самодержавия в России.

Во главе заговорщиков стояли видные монархисты, такие как Юсупов и депутат Государственной думы Ф. М. Пуришкевич - тот самый, который ввёл в оборот выражение «министерская чехарда». Свой замысел им удалось реализовать в ночь на 17 декабря 1916 года. Хитростью заманив Распутина в подвал Юсуповского дворца, переоборудованный по этому случаю в небольшой, но элегантный салон, они совершили убийство.

Посмертные огонь и воды

Чтобы скрыть следы преступления, труп «старца» был ими утоплен в Малой Невке недалеко от Елагина моста. Однако содеянное ими вскоре получило огласку. Тело Распутина извлекли из воды и похоронили в Царском Селе в присутствии всей царской семьи. Но уже через два месяца, по распоряжению пришедшего к власти Временного правительства, останки были эксгумированы и сожжены в котельной Политехнического института. Сделали это, чтобы пресечь возможность паломничества к его могиле бывших почитателей.

Агония великой империи

Оглядываясь в прошлое, можно со всей очевидностью заключить, что «министерская чехарда» характеризует период, который стал агонией гибнущего государства. Рушился не только отживший своё и несовместимый с XX веком монархический строй - разваливалась на глазах система, разъеденная изнутри коррупцией, приводившей во власть людей, не только опустошавших казну, но и не способных к сколько-нибудь разумному управлению страной.

Рвавшиеся к власти большевики не замедлили воспользоваться духовной слепотой лишённого нравственных ориентиров народа. В России того периода они нашли благодатную почву для своей антихристианской, а по сути, антигуманной и античеловеческой пропаганды. Исторические свидетельства неоспоримо говорят о том, что «секрет» их политического успеха заключается именно в том, что большевикам не пришлось вести борьбу с государственной системой, обладавшей возможностью противостоять им. На тот период величайшая в мире страна было безнадёжно больна и стала лёгкой добычей горстки политических авантюристов.

Одним из внешних проявлений её недуга и стала пресловутая "распутинщина". Это постыдное явление окончательно скомпрометировало как светскую власть, так и духовенство. К сожалению, подобный феномен слишком поздно получил надлежащую оценку представителей прогрессивной мысли российского общества. В результате таящиеся в глубинах народных масс тёмные разрушительные силы нашли выход и, отпущенные на свободу, низвергли и и саму интеллигенцию.

«Министры скачут, скачут, скачут...»


То, что наметилось в правительственной сфере с середины 1915 года, а в 1916 году окончательно расцвело пышным цветом, получило с легкой руки известного правомонархического деятеля В.М. Пуришкевича определение «министерской чехарды», свидетельствующей об абсолютном кризисе власти.

Сменилось четыре главы правительства, шесть министров внутренних дел, четыре военных министра, четыре министра юстиции, три министра путей сообщения.

В.Н. Коковцов писал по поводу этой ситуации:

«Правительство терпело все большие и частые перемены, так как министры сменялись с невероятною быстротою, и на смену ушедших приходили люди все более и более неведомые, и все громче стали говорить о так называемом влиянии «темных сил», так как никто не понимал откуда берутся эти новые люди, с их сомнительным прошлым, сумбурными планами и полною неподготовкою к делу управления, да еще в такую страшную пору» .

Особенно широкое распространение явление получило в 1916 году, что ярче всего заметно на примере лиц, возглавлявших Совет министров.

В январе в отставку ушел И.Л. Горемыкин, замененный Б.В. Штюрмером. В ноябре на место последнего был назначен бывший министр путей сообщения А.Ф. Трепов. Но он продержался чуть более месяца. 27 декабря председателем правительства утвердили князя Н.Д. Голицына, занимавшего этот пост до Февральской революции.

Определяющей роли в министерских назначениях «темных сил» в реальности не наблюдалось. Все это именно не более чем на уровне «стали говорить». Скорее прав С.В. Куликов: «Тасуя министров, Николай пытался создать свой вариант «министерства доверия», альтернативный предлагавшемуся оппозицией» . Стоит, однако, добавить, что и в соответствии со своими мировоззренческими идеалами.

Проблемы это не решало, «единению царя и народа» не способствовало...

Наибольший ущерб нанесло, пожалуй, назначение 20 января 1916 г. на пост председателя правительства Б.В. Штюрмера.

По мнению американского исследователя Р. Пайпса, отставка Горемыкина и замена его Штюрмером была вызвана опасением, что престарелый Горемыкин (ему было 77 лет) может не справиться с оппозиционной Думой, которой предстояло возобновить сессию . Вполне вероятно. Не случайно в одном из своих писем Александра Федоровна писала Николаю II, что Штюрмер «решительный и лояльный человек», который «будет держать других в руках» . Но назначение Штюрмера шокировало даже членов правительственного кабинета, отказывавшихся первоначально верить в подобную возможность.

Шокировало оно и союзнические дипломатические круги. Английский посол Дж. Бьюкенен добился аудиенции у Николая II и настойчиво попытался убедить императора «вступить на более либеральный путь», упрочить «узы между государем и народом». Успеха не достиг. Царь заявил, что «время для уступок еще не пришло» .

Ограничились формальным реверансом. Впервые за многие годы Николай II посетил Думу в день открытия ее сессии. Но курс при этом сохранили неизменным.

Начался очередной пересмотр состава правительства.

Постепенно устранили последних министров «либерального направления», которые «нелояльно», в представлении императора, проявили себя в ходе августовского (1915 г.) правительственного кризиса (А.А. Поливанов, С.Д. Сазонов). Расставались и с «лояльными министрами», но полагавшими необходимым более деловые отношений с думской общественностью. Некоторые не выдерживали и сами просились в отставку (как, например, министр земледелия А.Н. Наумов). На прощание царь обнимал их, целовал, но... не удерживал и курса не менял.

Правительственный кабинет приобретал более однородный и более правоконсервативный характер. Были расширены полномочия председателя Совета министров при разрешении конфликтов между отдельными ведомствами. Оформлялась система власти, получившая у современников определение «диктатуры Штюрмера», который занимал помимо председательского места и важнейшие министерские посты.

В марте, после увольнения интриговавшего против Распутина А.Н. Хвостова (племянник министра юстиции А.А. Хвостова), Штюрмер возглавил министерство внутренних дел. После отставки в июле 1916 г. С.Д. Сазонова он стал министром иностранных дел, передав портфель руководителя МВД Хвостову-дяде. Стоит при этом заметить, что против подобной концентрации власти выступали и императрица и Распутин.

В обществе Штюрмер имел репутацию «беспринципного человека» и «полного ничтожества», да еще с «немецкой фамилией». Помимо фамилии он был известен своими немецкими симпатиями и близкими отношениями с Распутиным. И его назначение и действия воспринимались в качестве «бесспорного доказательства» влияния «темных сил» и «предательства», якобы существовавшего при Дворе и ассоциировавшегося с «окружением императрицы».

Тем более, что еще с осени 1915 года циркулировали слухи, что Александра Федоровна намерена насильственно устранить Николая II от власти в пользу наследника Алексея, а самой стать регентшей и заключить мир с немцами .

Чувство отчуждения переросло в откровенную непрязнь и враждебность к «немке». Их не скрывали и открыто демонстрировали даже в «высших сферах».

По свидетельству А.А. Вырубовой, при приездах Александры Федоровны в Ставку, приглашенные к царскому завтраку старались «заболеть» и не явиться, включая великих князей. А иностранные представители, не снижая голоса, делали различные «замечания» в ее адрес.

Что же говорить о низах?..

С осени царизм начал очередную волну правительственных подвижек, которые должны были несколько смягчить обстановку, продемонстрировав «стремление» к нормализации отношений с общественностью.

В частности, в сентябре 1916 года министром внутренних дел назначили октябриста А.Д. Протопопова. Ранее он был товарищем (заместителем) председателя IV Государственной думы, возглавлял думскую делегацию, которая в течение апреля – июня 1916 г. посещала союзные и нейтральные государства. Сам Николай II в качестве одного из мотивов его выбора на пост главы МВД называл необходимость министра внутренних дел, который «будет работать совместно с Думой» . Это повторяло маневр годичной давности, когда на смену князю Н.Б. Щербатову министром внутренних дел впервые назначили депутата Государственной думы А.Н. Хвостова.

Было это, однако, запоздало и выглядело крайне неуклюже. Никто не поверил в действительность уступки и в реальность поворота штурвала. Французский посол М. Палеолог записал:

«Новый министр внутренних дел – один из товарищей председателя Думы, Протопопов. До сих пор император редко выбирал своих министров из среды народного представительства. Выбор Протопопова не представляет, однако, никакой эволюции в сторону парламентаризма. Далеко не так...»

Соответствующие «убеждения» (предубеждения) уже сформировались и прочно укоренились. И царские назначения воспринимались с обратной реакцией, были обречены «быть осужденными общественным мнением». Особенно, если они получали поддержку и одобрение Г.Е. Распутина и Александры Федоровны, как в случае с Протопоповым.

«Министерская чехарда» окончательно дискредитировала правительственную власть. Характерен стишок того периода:

Министры скачут, скачут, скачут
В неутомимой чехарде,
А россияне плачут, плачут
Все об еде...
О россиянин! Ради Бога,
Не верь министрам вообще!

Более того, «министерская чехарда» ее просто парализовала.

Дело не только и не столько в лицах, «непригодных к управлению». Среди вновь назначаемых министров имелись и вполне дельные и знающие люди. Но они сами не верили в возможность за «отведенный им срок» (месяц, год, а может и неделя?) что-то реально осуществить.

К тому же надеяться на поддержку императорской власти в проведении реформаторских мер, как уже было очевидно, не приходилось. Николай II упорно придерживался позиции, что «никаких внутренних реформ до окончания войны проводить нельзя». Императрица так и вообще называла это «мелочами», призывала мужа «быть самодержцем» и «показывать кулак».

«Автомобиль Романовых» лихо катился к пропасти, подпрыгивая на ухабах проблем, создаваемых во многом самим же самодержавием...



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Жена сергея лаврова - министра иностранных дел Жена сергея лаврова - министра иностранных дел Урок-лекция Зарождение квантовой физики Урок-лекция Зарождение квантовой физики Сила равнодушия: как философия стоицизма помогает жить и работать Кто такие стоики в философии Сила равнодушия: как философия стоицизма помогает жить и работать Кто такие стоики в философии