Тренинг по эмоциональному выгоранию педагогов доу. Тренинг для педагогов ДОУ: «Эмоциональное выгорание педагогов. К симптомам эмоционального выгорания относится

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Лариса Михеева
Консультация для воспитателей ДОУ «Профилактика эмоционального выгорания»

Современная жизнь с ее трудностями как экономического, так и психического характера требует от представителей любой профессии повышенной отдачи моральных и физических сил. А от педагогов требует этого вдвойне.

Эмоциональное выгорание - это синдром , развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоциональных , энергетических и личностных ресурсов работающего человека.

Влияние организационного фактора в условиях ДОУ чаще всего проявляется в неблагополучной психологической атмосфере в педагогическом коллективе. Однополый состав коллектива, наличие конфликтов по вертикали и горизонтали, нервозная обстановка побуждают одних растрачивать эмоции , а других искать способы экономии своих психических ресурсов.

Низкий социально-психологический статус профессии воспитателя , разочарование собой и выбранной профессией , конкретной должностью, местом работы, неудовлетворительная заработная плата и недостаточное общественное признание результатов педагогической деятельности способствуют напряжению и формированию ситуативной или личностной тревожности воспитателей .

Причины возникновения стресса :

Повышенная ответственность, связанная с профессиональными обязанностями .

Постоянный контроль ситуации.

Необходимость постоянно поддерживать свою компетентность.

Недостаточно быстрая адаптация к новому в образовательном процессе.

Неуверенность в своих силах.

Неожиданно возникающие конфликтные ситуации.

Социально-экономическая незащищенность педагога, вынужденная подработка.

Низкая заработная плата.

Если педагог заметил у себя хотя бы один из симптомов, мы советуем ознакомиться с наиболее известным тестом на выявление эмоционального выгорания , который позволит определить степень выраженности основных составляющих синдрома и таким образом установить общий показатель уровня эмоционального выгорания .

Анкета «Выявление уровня эмоционального выгорания » .

Цель : Выявить наличие или отсутствие признаков синдрома эмоционального выгорания .

Инструкция : дайте ответ «Да» или «Нет» на следующие вопросы.

1. После завершения запланированной работы вы перестаете о ней думать? ___

2. Вы часто недовольны собой? ___

3. Возникает ли у Вас чувство повышенной ответственности? ___

4. Вы постоянно пребываете в тревожном состоянии? ___

5. Вы часто чувствуете усиленное сердцебиение? ___

6. Вы жалуетесь на плохой сон? ___

7. Чувствуете ли Вы нехватку времени? ___

8. Вы часто жалуетесь на упадок физических сил? ___

9. У Вас возникает ощущение, что «загнаны в клетку» ? ___

10. У Вас возникает ощущение, что все предопределено? ___

Интерпретация результатов : Если ответов «Да» 1-5 – низкий уровень эмоционального выгорания , 6-7 – средний уровень, 8-10 – высокий уровень.

эмоционального выгорания воспитателей ДОУ , необходимо определить уровня стрессоустойчивости.

Анкета «Определение уровня стрессоустойчивости» .

Цель : Определение уровня стрессоустойчивости. Развитие навыков самоанализа, рефлексии.

Инструкция : дайте ответ «Да» или «Нет» на следующие вопросы.

1. Вы часто чувствуете усталость? ___

2. Раздражаетесь ли Вы по мелочам? ___

3. Вы чувствуете, что устали после отпуска (выходных, каникул) больше, чем до него? ___

4. Вы ощущаете, что после рабочего дня у вас немеет шея, ноют плечи, а в спине тупая боль? ___

5. У Вас болит голова из-за конфликтов в семье? ___

6. Приводят ли конфликты в семье к нарушению пищеварения?___

7. Вам иногда хочется плакать? ___

8. У Вас бывает аллергическое проявление? Они случаются при сильном эмоциональном проявлении ? ___

9. Приходилось ли Вам ощущать внезапные приступы болезни именно тогда, когда нужно собрать все силы для решительных действий? ___

10. Вам часто кажется, что затрачиваете больше времени на решение чужих проблем, чем на решение своих? ___

Интерпретация результатов : Если ответов «Да» 1-5 – высокий уровень стрессоустойчивости, 6-7 – средний уровень, 8-10 – низкий уровень.

Для того, чтобы уменьшить уровень эмоционального выгорания у воспитателей ДОУ , необходимо постоянно повышать уровень стрессоустойчивости. Для этого я вам предлагаю выполнить несколько практических упражнений.

Качества, помогающие воспитателю избежать эмоциональное выгорание .

Во-первых :

Хорошее здоровье и сознательная, целенаправленная забота о своем физическом состоянии (постоянные занятия спортом, здоровый образ жизни) ;

Высокая самооценка и уверенность в себе, своих способностях и возможностях.

Во-вторых :

Опыт успешного преодоления профессионального стресса ;

Способность конструктивно меняться в напряженных условиях;

Высокая мобильность;

Открытость;

Общительность;

Самостоятельность;

Стремление опираться на собственные силы.

В-третьих :

Способность формировать и поддерживать в себе позитивные, оптимистичные установки и ценности - как в отношении самих себя, так и других людей и жизни вообще.

Способы преодоления стресса :

Позитивные аффирмации (положительные утверждения, установки) .

Соблюдение режима.

Сбалансированное питание.

Посильные физические нагрузки.

Общение с природой.

Музыкотерапия, хромотерапия (лечение с помощью цвета, аромотерапия.

Дыхательная гимнастика.

Юмор, смех.

Хобби, домашний уют.

Повышение заработной платы.

Способы ,

связанные с воздействием слова.

Известно, что «слово может убить, слово может спасти» .

1. Самоприказы - это короткое, отрывистое распоряжение, сделанное самому себе : «Разговаривать спокойно!» , «Не поддаваться на провокацию!» , «Молчать, молчать!» помогает сдерживать эмоции , вести себя достойно.

2. Самовнушение - помогает владеть собой в самых трудных ситуациях. В течение нескольких недель, а иногда и месяцев с целью изменения поведения в требуемую сторону по много раз в день произносится заранее подготовленная фраза : «Я спокойна в любых обстоятельствах» , «Я владею собой» .

3. Самоодобрение. Во многих ситуациях целесообразно «оглянуться назад» , вспомнить о своих успехах в аналогичном положении. Прошлые успехи говорят человеку о его возможностях, о скрытых резервах в духовной, интеллектуальной, волевой сферах и вселяют уверенность в своих силах. В случае даже незначительных успехов целесообразно хвалить себя, мысленно говоря : «Молодец!» , «Умница!» , «Здорово получилось!»

Фототерапия. Для снятия стресса, эмоционального выгорания часто используют фототерапию - рассматривание фотографий под музыку.

Релаксация по Джекобсону.

На 1-2 секунды напрягите и отпустите 2-3 раза подряд соответствующие мышцы :

1. Пальцы ног.

3. Икроножные мышцы.

4. Мышцы бедра.

5. Ягодичные мышцы.

7. Мышцы спины.

8. Кисти рук (сжать в кулак, разжать) .

9. Предплечье напрячь, расслабить.

10. Трицепсы, бицепсы.

11. Мышцы груди.

12. Мышцы шеи.

Упражнения для лица :

Маска удивления - поднять высоко брови;

Маска гнева - нахмурить брови;

Маска поцелуя - сомкнуть губы, как для поцелуя;

Маска смеха - улыбка «Буратино» ;

Маска недовольства - сжать губы, поджать подбородок и опустить уголки рта, сильно зажмурьтесь и откройте глаза, напрягите и расслабьте нос.

Некоторые правила профилактики эмоционального выгорания :

1. Будьте внимательны к себе : это поможет вам своевременно заметить первые признаки усталости.

2. Любите себя, или по крайней мере старайтесь себе нравиться.

3. Подбирайте дело по себе : сообразно своим склонностям и возможностям. Это позволит вам обрести себя, поверить в свои силы.

4. Перестаньте искать в работе счастье или спасение. Она – не убежище, деятельность.

5. Перестаньте жить за других. Живите, пожалуйста, своей жизнью. Не вместо людей, а вместе с ними.

6. Находите время для себя, вы имеете право не только на работу, но и на личную жизнь.

7. Учитесь трезво осмыслять события каждого дня. Можно сделать традицией вечерний пересмотр событий.

8. Если вам хочется кому-то помочь или сделать за него работу, задайте себе вопрос : так ли уж это ему нужно? А может, он справится сам?

9. Если вас кто-то убеждает, что вам это действительно нужно, вы вправе решить и ответить «да» или «нет» .

10. Определяйте для себя краткосрочные и долгосрочные цели.

11. Возьмите «тайм-аутов» (отдых от работы) .

12. Овладейте умениями и навыками саморегуляции (релаксация, положительная внутренняя речь) .

Для создания позитивного настроя, развитие позитивного самовосприятия – используют аффирмации - позитивные утверждения. Много интересных аффирмаций есть у Луизы Хей. Хотелось бы присоединиться к ней и пожелать :

Когда от боли капает слеза,

Когда от страха сердце бьется,

Когда от света прячется душа,

Когда от горя жизнь вся рвется.

Ты посиди тихонько в тишине,

Закрой глаза, и понимая, что устала.

Сама себе скажи наедине :

«Я буду счастлива, во чтобы то не стало» !

Не забывайте дорогие воспитатели ДОУ : работа - всего лишь часть жизни, которую нужно провести в радости и гармонии с самим собой!

Семинар-практикум

“Профилактика синдрома эмоционального выгорания среди педагогов дошкольных образовательных учреждений»

Добрый день, уважаемые коллеги!

Тема нашего сегодняшнего семинара:

Цель: Формирование эмоциональной устойчивости педагогов . (Слайд №1)

Задачи (слайд №2)

1. Ознакомить педагогов с понятием “синдром эмоционального выгорания”, его основными причинами и симптомами.

2. Анализ собственных источников негативных переживаний, выявление ресурсов профессиональной деятельности.

3. Повысить самооценку педагогов и их уверенность в себе.

4. Ознакомить со способами эмоциональной регуляции своего состояния и психотехниками, способствующими преодолению сложных ситуаций.

5. Привлечение к самопознанию и самоанализу.

6. Снятие напряжения, получение психологической поддержки.

Участники : педагоги – психологи дошкольных образовательных учреждений.

Ход проведения

Информационное сообщение психолога

Профессия педагога – одна из тех, где синдром эмоционального выгорания достаточно распространенное явление. Создавая для детей условия эмоционального комфорта, заботясь об их здоровье, развитии и безопасности, мы буквально “сгораем” на работе, чаще всего забывая о своих эмоциях, которые “тлеют” и со временем постепенно превращаются в “пламя”. (Слайд №3)

В общем и целом описать эмоциональное выгорание можно так: человек, который любит свою работу, с удовольствием занимается ею, стремится достичь все больших результатов, в какой-то момент меняется на глазах. Он становится раздражительным, циничным, неудовлетворенным ни собой, ни работой. Он не видит перед собой перспектив, качество его труда падает. (Слайд №4)

И сегодня мне хотелось бы представить некоторые аспекты моего опыта работы по данной проблеме. Итак, тема нашего сегодняшнего семинара:

« Профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов ДОУ».

У любой профессии есть побочные эффекты. У шахтеров больные легкие, у наездников и жокеев проблемы с ногами. От этого никуда не деться. Нечто подобное происходит и с учителями, воспитателями. Со всеми теми, кому приходится постоянно активно общаться с людьми. Это работа в сфере "человек-человек". Ученые заметили и выяснили, что работа в этой сфере меняет человека, деформирует его. (Слайд №5)

Как же это выражается? Сейчас я перечислю ряд признаков, которые такому изменению сопутствуют. А вы прислушайтесь к себе – может быть, что-то подобное происходит с вами.

  • снижение восприимчивости, отсутствие любопытства в ответ на что-то новое, отсутствие страха в ответ на опасность.
  • бессонница;
  • постоянное сонливое состояние и желание спать в течение всего дня;
  • пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности;
  • повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события;
  • переживание негативных эмоций, для которых нет причин;
  • чувство беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что «что-то не так, как надо»);
  • чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что «не получится» или «я не справлюсь»;
  • общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу «как ни старайся, все равно ничего не получится»);
  • Ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять ее - все труднее и труднее;
  • постоянно, без необходимости, берете работу домой, но дома ее не делаете;
  • чувство бесполезности, неверие в улучшения, безразличие к результатам работы;
  • эмоциональная холодность, безразличие к коллегам и детям;

Вышеперечисленное – это признаки такого явления как профессиональное выгорание.

Профессиональное выгорание - это неблагоприятная реакция человека на стресс, полученный на работе, включающая психофизиологические и поведенческие компоненты. Это защитная реакция организма на стресс, который возникает, если нет способа освободиться от негативных эмоций. (Слайд №6)

Почему же это происходит?

Происходит накапливание отрицательных эмоций (это не значит, что работа наша такая ужасная и иметь с ней дело невозможно. Это не так. Но небольшие огорчения, волнения, переживания - есть всегда). Профессия педагога относится к профессиям, требующим постоянного контроля над своими словами и поведенческими реакциями. Эта работа невозможна без определенных усилий, и, как следствие, возникает эмоциональное перенапряжение. В процессе своей трудовой деятельности педагог вынужден общаться с детьми, родителями, коллегами: внимательно выслушивать, сопереживать, быстро принимать решения, сдерживать свои чувства, подбирать слова, нести ответственность за жизнь и здоровье. И работая с детьми (да и их родителями), мы находимся в таких условиях, что эти негативные переживания не могут найти свое проявления. Мы всегда должны оставаться спокойными, внимательными, понимающими, заботливыми. Всегда с хорошим лицом, потому что от нас зависят дети. Негатив накапливается, соразмерного выражения у него нет. Это истощает эмоционально-энергетические и личностные ресурсы. В результате работать становится труднее. Мы стараемся защититься, не работать на полную, не включаться всецело в общение с детьми, не сопереживать каждому из них, а лишь поверхностно воздействовать. Такая работа и самому педагогу не в радость, и для детей не полезно, и коллегам с таким человеком общее дело делать трудно.
Все это приводит к тому, что эмоциональные весы личности педагога склоняются в сторону неблагополучия, нервного перенапряжения, а там до невроза один шаг . (Слайд №7)

Вполне естественно встает вопрос: что делать?

Чтобы педагогу не оказывать негативного влияния на тех, с кем он общается, и жить в мире с самим собой, следует разобраться с собой, со своими проблемами, то есть нужно начать с себя.

Наличие отдельных симптомов может отметить у себя каждый из нас. Но для того чтобы они не развивались и в результате не привели к эмоциональному истощению, необходимо знать и придерживаться условий сохранения своего эмоционального здоровья. О них мы с вами сегодня также поговорим. (Слайд №8)

Приветствие

Участникам семинара-практикума предлагается поздороваться с группой и продолжить фразу: “Здравствуйте! Сегодня замечательный день, потому что…”.

ВЫВОД: Наступила весна – чудесное время года, когда все пробуждается, расцветает, раскрывается. Мы все должны слиться с природой и пробудиться вместе с ней, открыться новому, почувствовать прилив энергии, сил для новых свершений! Проснуться для жизни!

Предлагаю провести маленькую самодиагностику с целью определить для себя расстановки приоритетов в профессиональной деятельности. А для этого мы отправимся в зоопарк.

Упражнение «Зоопарк» (Легкая музыка)

Цель: изучение расстановки приоритетов в профессиональной деятельности. (Слайд №9)

Упражнение лучше всего проводить в свободном помещении, где участники могли бы расслабиться. Необходимо, чтобы играла спокойная, расслабляющая музыка.

Предварительная работа : педагогам раздаются бланки с квадратами разных размеров и цветные карандаши.

1 этап. Вводный .

Слова ведущего: «Представьте себе, что вы работаете смотрителем или директором зоопарка. В зоопарк привезли новых животных:

1 - лев (царь природы, хищник). (Слайд №10)

2 - пингвины (нужны особые условия, очень пугливы, отлично развито стадное чувство).

3- обезьяны (очень крикливые, от них много суеты и шума).

4 - панды (красивые, забавные, спокойные, но необходимо специальное питание).

5 - попугаи - (яркие, разноцветные, постоянно хлопают крыльями, любят много разговаривать).

2 этап. Распределение животных.

Слова ведущего: «Как смотрителю зоопарка вам необходимо расселить по клеткам этих животных согласно условиям их обитания, запросов в еде и популярности среди посетителей».

3 этап. Неизвестное животное.

Слова ведущего: «Одна закрытая клетка оказалась без названия животного, находящегося в ней. Придумайте сами, что это за животное и нарисуйте его, поселив в одну из оставшихся клеток. Ну а теперь, чтобы вашим животным не было скучно, раскрасьте клетки». Самостоятельную работу по раскрашиванию клеток педагоги могут выполнять под негромкую, расслабляющую музыку .

4 этап. Анализ упражнения .

Слова ведущего: « Каждый вид животных ассоциируется у вас с людьми, которыми вам приходится работать. Подумайте, и подпишите, кто из животных, которых вы расселили, больше всего похож в вашей жизни на:

Директора,

педагогов,

родителей,

детей,

семью.

В зависимости от размера клетки и животного, находящегося в ней, вы уделяете тем или иным людям большее или меньшее внимание. Данное упражнение показывает расстановку ваших приоритетов в работе и семье.

Неизвестное животное - это вы сами. Если вы «сидите» в клетке в стороне, ваша работа вас угнетает; если же вы в клетке посередине, вы - человек, которые старается контролировать все сферы своей профессиональной деятельности.

Если же ваше животное - хищник, то вы по своей натуре - борец и у вас еще достаточно сил работать и преодолевать все преграды. Если вы травоядное животное - то ваша работа забирает у вас слишком много сил и энергии, поэтому вам необходимо научиться расходовать свои силы».

Ведущий может также интерпретировать цвета клеток как эмоциональное отношение участников к той или иной сфере их профессиональной деятельности.

_______

Цвет

Эмоциональное состояние

Красный

Восторг

Оранжевый

Радость, веселье

Желтый

Активное стремление к общению

Зеленый

Спокойствие, уравновешенность

Синий

грусть

Фиолетовый

Тревога, напряженность

Черный

Упадок сил, уныние

Белый

Равнодушие

ВЫВОД: Данное диагностическое упражнение показывает, что у всех у нас есть предпосылки к проф. выгоранию. Подавлять в себе негативные эмоции вредно, но и выплескивать на других нельзя. Выход - научиться управлять ими. Существует много методов, которые тому хорошо способствуют один из них звуковая гимнастика.

Метод освобождения от негативных эмоций «Звуковая гимнастика» Хотим предложить вам упражнение на снятие психоэмоционального напряжения.

Особенностью методики является дыхание: вдох через нос – пауза, активный выдох через рот – пауза. Продолжительность выдоха должна быть вдвое больше, чем вдоха.

Сейчас я хочу познакомить вас со звуковой гимнастикой. Но прежде чем приступить к ее выполнению, следует придерживаться правила: спокойное, расслабленное состояние; выполняется стоя, с выпрямленной спиной. Особенностью методики является дыхание: вдох через нос – пауза, активный выдох через рот – пауза. Продолжительность выдоха должна быть вдвое больше, чем вдоха.

Сначала делаем глубокий вдох носом, а на выдохе громко и энергично произносим звук.

А - воздействует благотворно на весь организм;
Е - воздействует на щитовидную железу;
И - воздействует на мозг, глаза, нос, уши;
О - воздействует на сердце, легкие;
У - воздействует на органы, расположенные в области живота;
Я - воздействует на работу всего организма;
X - помогает очищению организма;
ХА - помогает повысить настроение.

ВЫВОД: Молодцы все, заметили, как это упражнение позволяет избавиться от негативных эмоций и поднять настроение с помощью голоса.

У каждого из людей случаются приступы хандры, «кислого» настроения, когда кажется, что ты ничего не стоишь в этой жизни, ничего у тебя не получается. В такие моменты как-то забываются все собственные достижения, одержанные победы, способности, радостные события. А ведь каждому из нас есть, чем гордиться. Одним из хороших приемов повышения самооценки в таких ситуациях является обращение к своим достоинствам, положительным характеристикам личности. Я предлагаю вспомнить лучшие свои качества.

Упражнение “Лужайка позитивных качеств” (Слайд №11)

Цель: проанализировать и определить сильные стороны своей личности, свои позитивные качества, повысить самооценку и уверенность в себе.

Материалы: лист бумаги А3 зеленого цвета, стикеры в форме цветка.

На доске висит лист бумаги зеленого цвета, которая напоминает лужайку. Педагоги получают бумажные цветки, на которых должны написать свои самые главные позитивные качества (по меньшей мере, три) как профессионала и просто человека. После этого каждый зачитывает свои качества и цепляет цветок на доску. Все остальные могут дополнить от себя позитивные качества педагога, которые заметили, работая с ним в одном коллективе (психолог, в случае необходимости, может помогать).

ВЫВОД: Вы заметили, сколько позитивных качеств, сильных сторон вашей личности вы отметили, тем самым вы повысили свою самооценку, значимость в глазах коллег.

Эмоциональное благополучие личности напрямую связано с самооценкой: лишь при адекватной самооценке, позитивном отношении к себе человек способен переживать состояние психологического комфорта и уверенности в себе и в своих силах.

Мы с вами уже ознакомились с основными причинами и признаками “синдрома эмоционального выгорания”. А теперь я предлагаю определить те условия, которые помогут нам сохранить ощущение внутреннего равновесия и эмоционального комфорта как дома, так и на работе”. (Слайд №12)

Коллаж “Создание условий эмоционального комфорта педагога дома и на работе”

Цель: активизация группового взаимодействия, определение условий, которые помогают обеспечить эмоциональный комфорт педагога дома и на работе.

Материалы: фото, журналы, ватманы, ножницы, клей, скотч, фломастеры, карандаши.

Педагоги делятся на две группы. Психолог предлагает первой группе создать коллаж на тему “Условия эмоционального комфорта педагога на работе”, а второй – “Условия эмоционального комфорта педагога дома после работы”.

По окончании команды защищают свои проекты.

Позитивное самоощущение благоприятно влияет на эмоциональное здоровье педагогов, тем самым улучшает настроение, повышает активность. (Слайд №13)

Пишущая машинка

Цель: Мобилизация внимания, улучшение настроения, повышение активности. (Слайд №14)

Давайте представим себе, что все мы - большая пишущая машинка. Каждый из нас – буквы на клавиатуре (немного позже мы распределим буквы, каждому достанется по две-три буквы алфавита). Наша машинка может печатать разные слова и делает это так: я говорю слово, например, «смех», и тогда тот, кому достаётся буква «с», хлопает в ладоши, потом мы все хлопаем в ладоши, затем хлопает в ладоши тот, у кого буква «м», и снова общий хлопок и т.д. Тренер распределяет по кругу буквы по алфавиту. Если наша машинка сделает ошибку, то мы будем печатать с самого начала. А напечатаем мы фразу: «Здоровье - дороже золота» Уильям Шекспир.

Пробел между словами – всем нужно встать.

Итак, здоровье дороже золота.

А что же нужно Человеку для счастья? – Пробуем ответить по очереди: здоровье, любовь, чтобы в семье все хорошо, хорошая работа, общение и пр. ВЫВОД: Посмотрите, у всех разное мнение о том, что нужно человеку для счастья. А ведь и счастье то у каждого своё!

Предлагаю Вам сейчас испечь пирог «Счастье моё»

Упражнение Пирог « Счастье мое» (Слайд №15)

Упражнение проводится в мини-группах. Участникам даются

« ингредиенты» для приготовления пирога: улыбка, радость, тепло души, радуга, солнце, голубое небо, благополучие, доброта, щебет птиц.

Задание: написать рецепт приготовления пирога из полученных ингредиентов; озвучить каждый из вариантов.

Пример: « Замесите пирог на доброте. Смешайте улыбку с радостью. Влейте тонкой струйкой тепло души. В больших пропорциях добавляйте благополучие. Украсьте кусочками голубого неба. Посыпьте цветами радуги. И выпекайте в солнечных лучах до ощущения счастья. Отламывайте маленькими кусочками и раздавайте каждому».

ВЫВОД: Каждый из нас может найти рецепт, как привести свои чувства в порядок. Поэтому экспериментируйте, пробуйте. И если это средство помогло хотя бы несколько раз, оно сделало каждого из нас чуточку счастливее.

Следующим упражнением предлагаю ВАМ провести небольшой самоанализ.

Диагностика отношения педагога к миру с помощью рисуночной методики «Домик для эльфа» (легкая музыка)

Цель : узнать ваше отношение к окружающему миру (Слайд №16 ).

Инструкция : Перед вами кусочек лесного пейзажа и маленький эльф, которому нужен домик. Ваша задача просто – нарисуйте ему дом!

Ключ к тесту:

Прежде всего, посмотрите, где именно вы нарисовали домик для эльфа. Выбор места очень важен, он показывает, как вы относитесь к людям, доверяете вы им или нет.

  • Если вы нарисовали ДОМИК НА ВЕТКЕ ДЕРЕВА подобно скворечнику, то это говорит о вашей открытости миру, по натуре своей вы оптимист и искренне верите в то, что хороших людей в мире куда больше, чем плохих.
  • Если ваш ДОМИК ВИСИТ НА ВЕТКЕ, как гамак или авоська, то это показывает вашу готовность идти на контакт, вашу веру в порядочность людей. Однако при всем при этом вы допускаете мысль, что в мире существует и подлость и что злых людей на свете не так уж мало. Ваш принцип: доверие – вещь хорошая, но без осторожности не обойтись.
  • Если вы сделали эльфу ДОМИК ВНУТРИ ГРИБА, это говорит о вашей осторожности и благоразумии, вы никогда не пуститесь ни в какую авантюру, у вас мало друзей, зато это настоящие друзья, проверенные временем и совместными испытаниями. Если в доме – грибе НЕТ ОКОШЕК, то это свидетельство вашей нелюдимости, вы предпочитаете одиночество шумным компаниям. К миру вы относитесь с нескрываемым подозрением, как будто ждете подвоха. Если же ОКОШКО ЕСТЬ, то это говорит о том, что вы не против общения с людьми. Чем окошек больше, тем с большей готовностью вы заводите друзей.
  • ДОМИК У РЕКИ говорит о вашей романтичности и сентиментальности. Вы смотрите на мир сквозь розовые очки, все люди кажутся вам добрыми и красивыми, вы полны иллюзий и верите во все самое лучшее и светлое. К сожалению, вы часто разочаровываетесь в людях.
  • Если вы установили ДОМИК В ТРАВЕ, то можно предположить, что вы практичный и уверенный в себе человек, вы знаете, чего вам ждать от жизни, и не строите иллюзий. Вы умеете преодолевать сложности и не боитесь жить.
  • Если вы сделали эльфу ЗЕМЛЯНКУ, устроив ДОМИК В ХОЛМЕ, то это явный признак вашей скрытности и замкнутости. Вероятнее всего, это ваши не природные качества, а приобретенные вследствие некоего отрицательного жизненного опыта. Возможно, вас когда-то обманули, предали или обидели, и с тех пор вы перестали доверять людям. Однако если вход в землянку достаточно широк и присутствуют окна, то это значит, что вы уже на пути к душевному выздоровлению.

ВЫВОД: предлагаемая рисуночная методика позволяет оценить моральное и эмоциональное состояние.

Один из методов, с помощью которого можно частично или полностью избавляться от физического или психического напряжения

Релаксация (Позитивный настрой)

Цель: релаксация, снятие эмоционального напряжения.

Материалы: ноутбук, проектор, проекционный экран.

Мы надеемся, что этот видеоролик каким то волшебным образом повлияет на ваше настроение, подбодрит, придаст уверенности.

Итак, мы выяснили, что от психологического здоровья и благополучия эмоциональной сферы педагога зависит процесс и результат его деятельности, а самое главное, здоровье и благополучие детей.

Сейчас хотелось бы установить обратную связь и узнать ваши отзывы от прошедшего мероприятия.

  1. Что было для вас полезным на этом занятии (желтый)
  2. Что не понравилось на занятии (розовый)
  3. Опишите свое состояние после этого занятия. Как вам сейчас? Изменилось ли ваше эмоциональное состояние? (голубые)
  4. Ваши пожелания коллегам и участникам семинара (белые).

И в заключении нашего семинара я бы хотела сказать: «Берегите себя для себя»!

Успехов Вам и внутреннего равновесия!

Спасибо за внимание!


Вишневская Л.И., воспитатель МДОУ «Детский сад № 42 общеразвивающего вида»

В течение последних трех десятилетий проблема сохранения психического здоровья педагога в образовательном учреждении стала особенно острой. Повышаются требования со стороны общества к личности педагога, его роли в образовательном процессе. Такая ситуация потенциально содержит в себе увеличение нервно-психического напряжения человека, что приводит к возникновению невротических расстройств, психосоматических заболеваний. Профессиональный труд воспитателя отличает высокая эмоциональная загруженность, и, как следствие этого, с увеличением стажа педагоги испытывают «педагогический кризис», «истощение», «выгорание».

Впервые феномен «психического выгорания» был описан американским психиатром X . Дж. Фрейденбергером в 1974 году, который наблюдал большое количество работников социальных профессий, испытывающих эмоциональное истощение, потерю мотивации и работоспособности.

Р. Шваб (1982) расширяет группу профессионального риска. Это прежде всего учителя, полицейские, тюремный персонал, политики, юристы, нижнее звено торгового персонала, менеджеры всех уровней.

На сегодняшний день проведенные в различных странах исследования показывают, что особой «группой риска» являются педагоги.

Зарубежные исследователи (С. Маслач, Р. Джексон) рассматривают синдром эмоционального выгорания как трехфакторную модель, представленную эмоциональным истощением, деперсонализацией и редукцией личных достижений.

В. В. Бойко под эмоциональным выгоранием понимает «выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на избранные психотравмирующие воздействия».

В. В. Бойко выделяет три фазы формирования выгорания.

Фаза напряжения. Нервное (тревожное) напряжение служит предвестником и «запускающим» механизмом в формировании эмоционального выгорания. Напряжение имеет динамический характер, что обуславливается изматывающим постоянством или усилением психотравмирующих факторов.

Фаза резистенции (сопротивление нарастающему стрессу). В этой фазе человек пытается более или менее успешно оградить себя от неприятных впечатлений.

Фаза истощения. Фаза истощения сопровождается общим падением энергетического тонуса и ослаблением нервной системы, оскудением психических ресурсов.

Каждая фаза содержит определенные симптомы, описывающие динамику развития синдрома выгорания.

В качестве основных симптомов эмоционального выгорания Е. Малер (1983) выделяет: усталость, утомление, истощение; психосоматические недомогания; бессонницу; негативное отношение к клиентам; негативное отношение к самой работе; скудность репертуара рабочих действий; негативную Я-концепцию; агрессивные чувства (раздражительность, напряженность, тревожность, беспокойство, гнев); упадническое настроение и связанные с ним эмоции: цинизм, пессимизм, чувство безнадежности, апатия, депрессия, чувство бессмысленности; переживание чувства вины.

Обобщая исследования В. В. Бойко, Г. П. Звездиной, К. Кондо, Е. Малера, С. Маслач, В. Спиридонова, Т. В. Форманюк и др., можно выделить две группы факторов, оказывающих влияние на возникновение синдрома эмоционального выгорания у воспитателей дошкольных образовательных учреждений.

К внешним факторам, провоцирующим выгорание, можно отнести:

– специфику профессиональной педагогической деятельности (необходимость сопереживания, сочувствия, нравственная ответственность за жизнь и здоровье вверенных ему детей, стаж работы);

– организационный фактор: перегруженность рабочей недели; низкая оплата труда; напряженный характер работы; служебные неприятности; неудовлетворенность работой: отсутствие четкой связи между процессом обучения и получаемым результатом, несоответствие результатов затраченным силам; демократические преобразования в области образования, приведшие к изменению взаимоотношений между субъектами учебно-воспитательного процесса. Неблагополучная атмосфера в педагогическом коллективе: однополый состав коллектива, наличие конфликтов по вертикали и горизонтали, нервозная обстановка побуждают одних растрачивать эмоции, а других искать способы экономии своих психических ресурсов.

К внутренним факторам относят:

– коммуникативный фактор: отсутствие навыков коммуникации и умения выходить из трудных ситуаций общения с детьми, родителями, администрацией; неумение регулировать собственные эмоциональные ситуации;

– ролевой и личностный фактор (индивидуальный): смерть и тяжелые заболевания близких, материальные затруднения, личностная неустроенность, плохие взаимоотношения между супругами, отсутствие нормальных жилищных условий, недостаток внимания, уделяемого домочадцами. Неудовлетворенность своей самореализацией в различных жизненных и профессиональных ситуациях.

Последствием эмоционального выгорания могут стать проблемы в семье, нарушение взаимоотношений с родными и, в первую очередь, с детьми. Под воздействием эмоционального выгорания усиливаются тревожность, раздражительность, появляется агрессивность, изменяется стиль общения педагога с детьми. Чаще стиль общения становится авторитарным или либерально-попустительским, а это приводит к нарушению благоприятной психологической обстановки в группе.

Экспериментальное исследование по данной проблеме проводилось на базе дошкольных образовательных учреждений Великого Новгорода и ИНПО Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого.

В исследовании принимали участие 67 воспитателей. Среди обследованных педагогов-воспитателей - 61 человек, педагогов-специалистов - 6 человек. Специальность «воспитатель» имеют 37 человек; «учитель начальных классов» - 19 человек; 5 человек имеют другие специальности («технолог», «медицинская сестра», «библиотекарь»).

Задача исследования: экспериментально изучить особенности проявления синдрома эмоционального выгорания у воспитателей разного возраста, педагогического стажа и специальности педагогического образования.

Методики исследования:

1. Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В. В. Бойко;

2. Методика диагностики уровня социальной фрустрированности Л. И. Вассермана (модифицированная В. В. Бойко);

3. Опросник на выявление причин эмоционального выгорания;

4. Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» А. Г. Маклакова, С. В. Чермянина.

Перед диагностикой воспитатели были осведомлены о феномене «выгорания», его фазах и симптомах. Педагоги заинтересовались данной проблемой и еще не зная о результатах диагностики, интуитивно чувствовали нарушения своего самочувствия, поведения и практически безошибочно ставили себя на ту или иную фазу (что было доказано после обработки данных). Многие воспитатели просили проинформировать их о данном синдроме, его проявлениях и последствиях, а также о способах его профилактики и коррекции. Желающим педагогам был предоставлен список литературы по данной проблеме, приведены рекомендации специалистов по профилактике синдрома, предоставлены релаксационные упражнения, приемы повышения эмоциональной устойчивости, упражнения на рефлексию.

Сами педагоги, определяя пути профилактики «выгорания» назвали следующие: информирование; самообразование, курсы, семинары; поиск источника вдохновения и самосовершенствования; стимулирование; установление возрастного лимита работы педагогом (не более 20 лет).

Анализ полученных данных показал, что существует определенная закономерность проявления синдрома эмоционального выгорания, зависящая от возрастных и профессиональных кризисов педагога. Синдром эмоционального выгорания более выражен в группе педагогов, имеющих стаж работы более 26 лет, и в возрасте более 46 лет. Отдельные симптомы, такие как «редукция профессиональных обязанностей», «загнанность в клетку», «симптом неадекватного избирательного эмоционального реагирования», начинают проявляться у педагогов со стажем работы более 10 лет и в возрасте более 30 лет.

У педагогов со стажем работы от 0 до 5 лет, по нашим данным, низкие адаптивные способности по шкале «адаптивность», а также низкие показатели по шкалам «нервно-психическая устойчивость» и «коммуникативные особенности», а это означает, что психологу, работающему с начинающими воспитателями, необходимо обратить внимание на то, чтобы процесс их адаптации не сопровождался разочарованиями и конфликтами. Важно поддержать педагога эмоционально, укрепить его веру в себя. Можно порекомендовать: обсуждение затруднений, встречающихся в профессиональной деятельности, видеотренинги профессионально-педагогического общения, посещение занятий психологом с последующим их обсуждением с педагогом, обучение приемам саморегуляции.

Низкие показатели по шкале «нервно-психическая устойчивость» мы получили и у педагогов со стажем работы от 11 до 20 лет и от 26 лет педагогического стажа. С этими педагогами можно проводить упражнения на рефлексию, формировать способность к восприятию нового, организовать мастерские и привлекать педагога к работе в творческих проектных группах, постараться обратить внимание педагога на уникальные моменты его профессиональной биографии.

Наиболее стабильны периоды работы у педагогов со стажем работы от 6 до 10 лет и от 21 до 25 лет. На этом этапе психологу важно помочь педагогу в осмыслении ресурсов (позитивных возможностей) и ограничений, наметить методы совершенствования профессионального мастерства, ссылаться на собственный позитивный опыт педагога.

У педагогов с высшим образованием сформированность синдрома эмоционального выгорания ниже, нежели чем у педагогов со средним специальным. Можно предположить, что высокая профессиональная подготовка дает специалисту широкий спектр вариантов, способов и приемов решения профессиональных задач и проблем, возникающих в процессе работы. Значит, можно рекомендовать педагогам обучаться в высших профессиональных заведениях, заниматься самообразованием, повышать квалификацию. Однако существенных различий в проявлении данного синдрома у педагогов по специальности «воспитатель» и по специальности «учитель начальных классов» не выявлено, возможно, это связано с небольшой выборкой обследуемых.

Среди основных причин, провоцирующих у педагогов синдром эмоционального выгорания, можно выделить: плохое материальное положение, незащищенность, социальная несправедливость, потеря социальной престижности; а также высокая ответственность за жизнь и здоровье воспитанников, коммуникативная нагрузка. Для «выгорающей» группы характерны низкие показатели по шкале «адаптивность» и выраженная учебно-дисциплинарная модель взаимодействия с детьми.

Также среди причин, влияющих на возникновение синдрома, педагоги ставят на одно из первых мест высокую ответственность за жизнь и здоровье воспитанников. Здесь необходимо психологу проводить работу по преодолению страха ошибок, повышению уверенности, по предупреждению возникновения неконтролируемых ситуаций. Такая причина, как профессиональная рутина, вызывает раздражение у более чем половины обследуемых нами воспитателей. Поскольку эти педагоги стремятся делать все хорошо, недостаток времени приводит их к эмоциональной и физической перегрузке. Чтобы не было слишком большой загруженности работой, можно порекомендовать ставить краткосрочные и долгосрочные цели. Достижение краткосрочных целей не только обеспечивает обратную связь, свидетельствующую о том, что человек находится на правильном пути, но и повышает долгосрочную мотивацию. Психологу необходимо формировать у педагогов способность правильно планировать свою деятельность, использовать тайм-ауты, то есть отдых от работы и других нагрузок. Иногда необходимо «убежать» от жизненных проблем и развлечься, нужно найти занятие, которое было бы увлекательным и приятным. Избегать ненужной конкуренции. Слишком большое стремление к «победе» создает напряжение и тревогу.

Изучаемая в работе проблема представляется очень важной, так как эмоциональное выгорание оказывает негативное влияние не только на самих педагогов, на их деятельность и самочувствие, но и на тех, кто находится рядом с ними. Это и близкие родственники, и друзья, а также ученики (воспитанники), которые попросту вынуждены находиться рядом, и поэтому становятся заложниками синдрома.

На основании полученных результатов для руководителей дошкольных образовательных учреждений были составлены рекомендации по профилактике синдрома эмоционального выгорания.

Руководителю необходимо так структурировать работу и организовать рабочие места, чтобы дело стало более значимым для работника. Необходимо ввести систему поощрений педагогов: премии по итогам года и участия в методической работе; благодарность в приказе; ценный подарок; направление на престижные курсы переподготовки и повышения квалификации; представление к награждению. Удовлетворению потребности в признании, самоутверждении, самовыражении служат такие формы работы, как участие в педагогических чтениях; обобщение опыта работы педагога; смотр педагогических достижений; ежегодный конкурс «Воспитатель года» и др.

Для того чтобы изменить учебно-дисциплинарную модель взаимодействия с детьми на личностную необходимо знакомить педагогов с современными исследованиями по теории воспитания, обучать основам личностно-ориентированного взаимодействия с детьми. Для этого методист должен направлять педагогов на специальные курсы, конференции, открытые занятия, участия в методических объединениях и др.

Данные, полученные в ходе нашего исследования говорят о том, что при проведении определенной коррекционной работы большее количество воспитателей может справиться с негативными проявлениями синдрома эмоционального выгорания.

Литература:
Бойко В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. - М., 1996.
Звездина Г. П. Эмоциональное выгорание у воспитателей ДОУ // Управление ДОУ. - 2004. - № 4.

Цели: профилактика психологического здоровья педагогов, ознакомление педагогов с приемами саморегуляции.

Задачи: знакомство с понятием эмоционального выгорания, его характеристиками; определение своего отношения к профессии, вычленение проблемности, «перекосов» в распределении психической энергии; анализ проявления признаков выгорания, выделение источников неудовлетворения профессиональной деятельностью; снижение уровня эмоционального выгорания педагогов.

Материалы и оборудование: интерактивная доска, бумага, ручки, листы с изображением лестницы, памятки, сборник мелодий для релаксации.

Ход занятия

I. Вступительное слово: «Проблема эмоционального выгорания педагогов»

Общеизвестно, что профессия педагога – одна из наиболее энергоемких. Для ее реализации требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты.

В последние годы проблема сохранения психического здоровья педагогов стала особенно актуальной. Современный мир диктует свои правила: выросли требования со стороны родителей к личности педагога, его роли в образовательном процессе. Преобразования в системе образования также поднимают планку: приветствуется творческий подход к работе, новаторство, проектная деятельность, педагогические технологии.

Увеличивается не только учебная нагрузка, вместе с ней растет и нервно-психическое напряжение личности, переутомление. Различного рода перегрузки усугубляются многочисленными страхами: страх быть покинутым, не найти поддержки; страх оказаться непрофессионалом; страх перед контролем.

Такая ситуация достаточно быстро приводит к эмоциональному истощению педагогов, известному как «синдром эмоционального выгорания». «Эмоционально выгоревшие» педагоги отличаются повышенной тревожностью и агрессивностью, категоричностью и жесткой самоцензурой. Эти проявления значительно ограничивают творчество и свободу, профессиональный рост, стремление к самосовершенствованию. В результате личность педагога претерпевает ряд таких деформаций, как негибкость мышления, излишняя прямолинейность, поучающая манера говорить, чрезмерность пояснений, мыслительные стереотипы, авторитарность. Педагог становится своеобразной «ходячей энциклопедией»: он знает, что нужно, как нужно, когда, зачем и почему, и чем все это закончится. Но при этом он становится абсолютно закрытым и невосприимчивым к любым новшествам и переменам.

Эмоциональное выгорание – это своего рода выработанный личностью механизм психологической защиты в виде полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия. Профессиональная деятельность педагогов изобилует факторами, провоцирующими эмоциональное выгорание: высокая эмоциональная загруженность, огромное число эмоциогенных факторов, ежедневная и ежечасная необходимость сопереживания, сочувствия, ответственность за жизнь и здоровье детей. К тому же педагогические коллективы, как правило, однополы, а это – дополнительный источник конфликтов. В результате педагог становится заложником ситуации эмоционального выгорания, пленником стереотипов эмоционального и профессионального поведения.

II. Практическая часть

Существует китайская поговорка:

«Расскажи мне – и я забуду

Покажи мне – и я запомню

Вовлеки меня – и я пойму и чему-то научусь»

Человек усваивает:

10% того, что слышит

50 % того, что видит,

70 % того, что сам переживает,

90 % того, что сам делает.

1. Упражнение «Поза Наполеона»

Участникам показывается три движения: руки скрещены на груди, руки вытянуты вперед с раскрытыми ладонями и руки сжаты в кулаки. По команде ведущего: «Раз, два, три!», каждый участник одновременно с другими должен показать одно из трех движений (какое понравится). Задача в том, чтобы вся группа или большинство участников показали одинаковое движение.

Комментарий ведущего

Это упражнение показывает, насколько вы готовы к работе. Если большинство показали ладони, значит, они готовы к работе и достаточно открыты. Кулаки показывают агрессивность, поза Наполеона – некоторую закрытость или нежелание работать.

2. Упражнение “Карусель общения”

Участники по кругу продолжают фразу, заданную ведущим.

“Я люблю…”, “Меня радует…”, “Мне грустно когда…”, “Я сержусь, когда… ”, “Я горжусь собой, когда…

3. Упражнение «Тест геометрических фигур»

Участникам предлагается выбрать одну из пяти геометрических фигур: квадрат, треугольник, круг, прямоугольник, зигзаг – и разбиться на группы в соответствии с выбранной фигурой.

Комментарий ведущего

ПРЯМОУГОЛЬНИК: изменчивость, непоследовательность, неопределенность, возбужденность. Любознательность, позитивная установка ко всему новому, смелость, низкая самооценка, неуверенность в себе, доверчивость. Нервозность, быстрые, резкие колебания настроения, избегание конфликтов, забывчивость, склонность терять вещи, непунктуальность. Новые друзья, имитация поведения других людей, тенденция к простудам, травмам, дорожно-транспортным происшествиям.

ТРЕУГОЛЬНИК: лидер, стремление к власти, честолюбие, установка на победу. Прагматизм, ориентация на суть проблемы, уверенность в себе, решительность. Импульсивность, сила чувств, смелость, неукротимая энергия, склонность к риску. Высокая работоспособность, буйные развлечения, нетерпеливость. Остроумие, широкий круг общения, узкий круг близких и друзей.

ЗИГЗАГ: жажда изменений, креативность, жажда знаний, великолепная интуиция. Одержимость своими идеями, мечтательность, устремленность в будущее. Позитивная установка ко всему новому, восторженность, энтузиазм, непосредственность. Непрактичность, импульсивность, непостоянство настроения, поведения. Стремление работать в одиночку, отвращение к бумажной работе, безалаберность в финансовых вопросах. Остроумие, душа компании.

КВАДРАТ: организованность, пунктуальность, строгое соблюдение инструкций, правил. Аналитическое мышление, внимательность к деталям, ориентация на факты. Пристрастие к письменной речи, аккуратность, чистоплотность, рациональность, осторожность, сухость, холодность. Практичность, экономность, упорство, настойчивость, твердость в решениях, терпеливость, трудолюбие. Профессиональная эрудиция, узкий круг друзей и знакомых.

КРУГ: высокая потребность в общении, контактность, доброжелательность, забота о другом. Щедрость, способность к сопереживанию, хорошая интуиция. Спокойствие, склонность к самообвинению и меланхолии, эмоциональная чувствительность. Доверчивость, ориентация на мнение окружающих, нерешительность. Болтливость, способность уговаривать, убеждать других, сентиментальность, тяга к прошлому. Склонность к общественной работе, гибкий распорядок дня, широкий круг друзей и знакомых.

4. Упражнение «Выбор»

Вы заходите в булочную и покупаете пончик с повидлом. Но когда Вы приходите домой и надкусываете его, то обнаруживаете, что отсутствует один существенный ингредиент – повидло внутри. Ваша реакция на эту мелкую неудачу?

1.​ Относите бракованный пончик назад в булочную и требуете взамен новый.

2​. Говорите себе: «Бывает» — и съедаете пустой пончик.

3​. Съедаете что-то другое.

4.​ Намазываете маслом или вареньем, чтобы был вкуснее.

Комментарий ведущего

Если вы выбрали первый вариант, то вы – человек, не поддающийся панике, знающий, что к вашим советам чаще прислушиваются. Вы оцениваете себя как рассудительную, организованную личность. Как правило, люди, выбирающие первый вариант ответа, не рвутся в лидеры, но, если их выбирают на командную должность, стараются оправдать доверие. Иногда вы относитесь к коллегам с некоторым чувством превосходства – уж вы-то не позволите застать себя врасплох.

Если вы выбрали второй вариант, то вы – мягкий, терпимый и гибкий человек. С вами легко ладить и коллеги всегда могут найти у вас утешение и поддержку. Вы не любите шума и суеты, готовы уступить главную роль и оказать поддержку лидеру. Вы всегда оказываетесь в нужное время в нужном месте. Иногда вы кажетесь нерешительным, но вы способны отстаивать убеждения, в которых твердо уверены.

Если вы выбрали третий вариант, то вы умеете быстро принимать решения и быстро (хотя и не всегда правильно) действовать. Вы авторитарный человек, готовы принять на себя главную роль в любом деле. В подготовке и проведении серьезных мероприятий возможны конфликты, так как в отношениях с коллегами вы можете быть настойчивыми и резкими, требуете четкости и ответственности.

Если вы выбрали четвертый вариант, то вы человек, способный к нестандартному мышлению, новаторским идеям, некоторой эксцентричности. К коллегам вы относитесь как к партнерам по игре и можете обидеться, если они играют не по вашим правилам. Вы всегда готовы предложить несколько оригинальных идей для решения той или иной проблемы.

5. Упражнение «Лестница»

Цель: осознание себя как личности, находящейся на определенном промежутке жизненного пути и профессиональной деятельности. Всем участникам тренинга раздаются листочки со схематичным изображением лестницы, и предлагается внимательно ее рассмотреть и отметить свое местонахождение на лестнице на сегодняшний день. По мере прохождения упражнения ведущий задает участникам вопросы:

— Подумайте и ответьте, Вы поднимаетесь вверх или опускаетесь вниз?

— Устраивает ли Вас Ваше местоположение на лестнице?

— Что мешает Вам находиться наверху?

— Вы в силах устранить причины, которые мешают вам двигаться вверх?

6. Упражнение » Распредели по порядку»

Цель: донести до участников тренинга важность умения переключения социальных ролей для сохранения психического здоровья и творческой активности; осознание своего » Я». Педагогам предлагается распределить по порядку (по степени значимости, на их взгляд) следующий перечень:

— дети

— работа

— муж (жена)

— Я

— друзья, родственники

Через некоторое время предложить вариант оптимального распределения перечня:

1. Я

2. Муж (жена)

3. Дети

4. Работа

5. Друзья, родственники

Затем участникам предлагается поразмыслить над полученными результатами.

7. Упражнение «Удовольствие»

Одним из распространенных стереотипов житейской психогигиены является представление о том, что лучшим способом отдыха и восстановления являются наши увлечения, любимые занятия, хобби. Число их обычно ограничено, т. к. у большинства людей есть не более 1-2 хобби. Многие из таких занятий требуют особых условий, времени или состояния самого человека. Однако существует много других возможностей отдохнуть и восстановить свои силы. Участникам тренинга раздаются листы бумаги, и предлагается написать 5 видов повседневной деятельности, которые приносят им удовольствие. Затем предлагается проранжировать их по степени удовольствия. Затем объяснить педагогам, что это и есть ресурс, который можно использовать как » скорую помощь» для восстановления сил.

1. Научитесь по возможности сразу сбрасывать негативные эмоции, а не вытеснять их в психосоматику. Как это можно сделать в условиях работы в детском саду:

— громко запеть;

— резко встать и пройтись;

— быстро и резко написать или нарисовать что-то на доске или листе бумаги;

— измалевать листок бумаги, измять и выбросить.

2. Если у вас имеются нарушения сна, старайтесь читать на ночь стихи, а не прозу. По данным исследований ученых, стихи и проза различаются по энергетике, стихи ближе к ритму человеческого организма и действуют успокаивающе.

3. Каждый вечер обязательно становитесь под душ и проговаривая события прошедшего дня, «смывайте» их, т. к. вода издавна является мощным энергетическим проводником.

4. Начинайте восстанавливаться уже сейчас, не откладывайте на потом!

И заключительным этапом тренинга предлагается провести релаксационное

10. Упражнение » Источник»

Всем участникам предлагается сесть удобно, расслабиться, закрыть глаза. Под фонограмму «Вода» ведущий спокойно и четко проговаривает текст:

«Представьте, что вы идете по тропинке в лесу, наслаждаясь пением птиц. Сквозь пение птиц ваш слух привлекает шум льющейся воды. Вы идете на этот звук и выходите на источник, бьющий из гранитной скалы. Вы видите, как его чистая вода сверкает в лучах солнца, слышите его плеск в окружающей тишине. Вы проникаетесь ощущением этого особенного места, где все гораздо чище и яснее, чем обычно. Начните пить воду, ощущая, как в вас проникает ее благотворная энергия, просветляющая чувства. Теперь встаньте под источник, пусть вода льется на вас. Представьте, что она способна протекать сквозь каждую вашу клетку. Представьте также, что она протекает сквозь бесчисленные оттенки ваших чувств и эмоций, что она протекает сквозь ваш интеллект. Почувствуйте, что вода вымывает из вас весь тот психологический сор, который неизбежно накапливается день за днем — разочарования, огорчения, заботы, всякого рода мысли. Постепенно вы чувствуете, как чистота этого источника становится вашей чистотой, а его энергия — вашей энергией. Наконец, представьте, что вы и есть этот источник, в котором все возможно, и жизнь которого постоянно обновляется. » По окончании упражнения участникам предлагается постепенно открыть глаза.

11. Рефлексия.

Участники обмениваются впечатлениями и мнениями. Ведущий благодарит всех участников за внимание и участие в тренинге.

Федеральное государственное казенное

Дошкольное образовательное учреждение

«Детские ясли – сад «Сказка»

Министерства внутренних дел Российской Федерации

Психологический тренинг с педагогами, с целью предупреждения профессионального выгорания

Подготовил:

педагог – психолог Шай М.С.

г. Симферополь, 2016

Тренинг профилактики эмоционального выгорания педагогов ДОУ

Цель: Профилактика психологического здоровья педагогов.

Ознакомление педагогов с приемами саморегуляции.

Задачи:

1. Снижение уровня эмоционального выгорания учителей.

2. Повышение уровня сплоченности педагогического коллектива

Приветствие:

Добрый день, уважаемые коллеги!

Скажите, пожалуйста, какие ассоциации вызывает у Вас слово “работа”

В последнее время много говорят и пишут о таком явлении, как профессиональное «выгорание». В отечественной литературе это понятие появилось сравнительно недавно, хотя за рубежом данный феномен выявлен и активно исследуется уже более четверти века. Профессиональное выгорание – это неблагоприятная реакция человека на стресс, полученный на работе.

Профессия педагога – одна из тех, где синдром эмоционального выгорания достаточно распространенное явление. Создавая для детей условия эмоционального комфорта, заботясь об их здоровье, развитии и безопасности, мы буквально “сгораем” на работе, чаще всего, забывая о своих эмоциях, которые “тлеют” и со временем постепенно превращаются в “пламя”.

Сегодня я бы хотела познакомить вас с оздоровительными методами и приемами, которые позволят повысить жизненные силы, активизировать внутренние ресурсы личности.

    Групповая игра «Здравствуй, друг! »

И для начала я предлагаю вам выразить друг другу радость встречи.

Когда люди встречаются друг с другом, прежде всего. Что они делают? Верно, приветствуют друг друга. Любое общение начинается с приветствия. Сейчас, я предлагаю поприветствовать друг друга улыбкой и сказать, о том, как мы рады видеть друг друга"

Ведущий проговаривает, участники сопровождают движениями и повторяют:

"Здравствуй, друг! " (здороваются за руку)

"Как ты тут? "(похлопывают друг друга по плечу)

"Где ты был? " (теребят друг друга за ушко)

"Я скучал! " (складывают руки на груди в области сердца)

"Ты пришел! " (разводят руки в сторону)

"Хорошо! "(обнимаются)

    Притча

Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?”А сам думает: “Скажет живая – я ее умертвляю, скажет мертвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Все в твоих руках”.

Эту притчу я взяла не случайно. В наших руках возможность создать такую атмосферу, в которой вы будите чувствовать себя комфортно, вы на 100% ответственны за все события в своей жизни и за плохие и за хорошие.

3. Упражнение “Ведро мусора”

Материалы: листы бумаги, ручки, ведро для “мусора”.

Посреди комнаты психолог ставит символическое ведро для мусора. Участники имеют возможность поразмышлять, зачем человеку мусорное ведро и почему его нужно постоянно освобождать. Психолог: “Представьте себе жизнь без такого ведра: когда мусор постепенно заполняет комнату, становится невозможно дышать, двигаться, люди начинают болеть. То же происходит и с чувствами – у каждого из нас накапливаются не всегда нужные, деструктивные чувства, например, обида, страх. Я предлагаю всем выбросить в мусорное ведро старые ненужные обиды, гнев, страх. Для этого на листах бумаги напишите ваши негативные чувства: “я обижаюсь на…”, “я сержусь на…”, и тому подобное”.

После этого педагоги рвут свои бумажки на мелкие кусочки и выбрасывают их в ведро, где они все перемешиваются и убираются.

А сейчас чтобы у вас поднялось настроение я предлагаю вам порисовать. Тот рисунок который у вас получится расскажет вам о том какой вы работник.

4. Тест «Какой вы работник»

Рассматривая поведенческие проявления, то есть симптомы «выгорания» можно увидеть связь этого феномена со стрессом. Причин стрессов множество, хотя очень многое зависит от индивидуальности. Определить причину стресса, порой очень просто, а вот справиться со стрессом намного труднее.

Поэтому сейчас я бы хотела рассказать и показать на практике, какие приемы могут помочь нам справиться со стрессом и напряжением.

Обычно для снятия мышечного и нервно-психического напряжения используются различного рода упражнения. 2 из них мы сейчас выполним.

5.Упражнение «Лимон»

Цель:

Сядьте удобно: руки свободно положите на колени (ладонями вверх), плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Теперь представьте себе, что лимон находится в левой руке. Повторите упражнение. Вновь расслабьтесь и запомните свои ощущения. Затем выполните упражнение одновременно двумя руками. Расслабьтесь. Насладитесь состоянием покоя.

6.Упражнение «Сосулька» («Мороженое»)

Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.

Встаньте, закройте глаза, руки поднимите вверх. Представьте, что вы - сосулька или мороженое. Напрягите все мышцы вашего тела. Запомните эти ощущения. Замрите в этой позе на 1–2 минуты. Затем представьте, что под действием солнечного тепла вы начинаете медленно таять. Расслабляйте постепенно кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т.д. Запомните ощущения в состоянии расслабления. Выполняйте упражнение до достижения оптимального психоэмоционального состояния. Это упражнение можно выполнять лежа на полу. Обратите внимание на то, как приятно быть растаявшей сосулькой, запомните эти ощущения расслабленности, покоя и прибегайте к этому опыту в напряженных ситуациях.

И наконец, при сильном нервно-психическом напряжении вы можете выполнить 20–30 приседаний либо 15–20 прыжков на месте. Данный метод снятия психоэмоционального напряжения широко используется как спортсменами, так и артистами перед ответственными выступлениями.

Еще одним действенным способом борьбы со стрессом и напряжениям являются:

Аффирмации – это обыкновенные предложения, которые человек произносит себе осознанно или неосознанно в мыслях. Аффирмации представляют собой наиболее легкий способ влияния на подсознание. Вы просто выбираете позитивную фразу и произносите время от времени. Очень большой плюс использования аффирмации в том, что вы имеете возможность применять из где хотите и когда хотите. Вы можете создавать и использовать какие угодно аффирмации, не зависимо, что происходит у вас в жизни. Выберите себе такую аффирмацию, которая при однократном повторение и мысли о ней, вызывает море положительных эмоций. Каждый человек уникален, потому я не могу дать вам какую-либо конкретную аффирмацию именно для вас. Поэтому сейчас я предлагаю вам придумать и записать свою аффирмацию, а затем проговорить ее в слух.

7. Придумывание аффирмаций.

Зачитывание своей аффирмации:

Я такая Лапочка! Зубки, как жемчужинки -
Я такая Цаца! С каждым днем прочнее!
На меня, Красавицу Ножки - загляденье -
Не налюбоваться! С каждым днем стройнее!

Я такая Умница! Волосы шикарные -
Я такая Краля! Вам и не мечталось!
Вы такой Красавицы На троих готовили -
Сроду не видали! Мне одной досталось!

Я себя, любимую Никого не слушаю,
Холю и лелею! Коль стыдят и хают!
Ах, какие плечики! ПОТОМУ ЧТО ЛУЧШАЯ!
Ах, какая шея! ПОТОМУ ЧТО ЗНАЮ!

Талия осиная,
Бархатная кожа -
С каждым днем красивее,
С каждым днем моложе!

8. «Я в лучах солнца»

На листе бумаги педагоги рисуют солнце, с тремя лучиками. В центре солнца пишут свое имя. А на лучиках 3 положительные качества своего характера, затем передают свои рисунки коллегам, те добавляют по одному лучику.

9. «Разноцветные звезды»

Высоко в темном небе. На одной огромной звездной поляне жили – были звезды. Было их очень много, и все звезды были очень красивыми. Они светились и искрились, а люди на земле каждую ночь любовались ими. Но все эти звезды были разных цветов. Здесь были красные звезды, и тем, кто рождался под их светом, они дарили смелость. Здесь были синие звезды – они дарили людям красоту. Были на поляне и желтые звезды – они одаривали людей умом, а еще на поляне были зеленные звезды. Кто рождался под их светом зеленых лучей, становился очень добрым.

И у нас в корзине множество разных звезд, каждая из них несет доброе пожелание. Сейчас я предлагаю вам по очереди взять по одной звездочке себе на память, и пусть звездочка принесет именно то, чего Вам больше всего не хватает.

Рефлексия тренинга

Спасибо за внимание, удачного всем дня!

ЛОШАДЬ

Какой вы работник

На рисунке изображен силуэт лошади. Ваша задача - завершить эту картинку, вырисовав все детали внешности животного, а также создав вокруг необходимый фон. Поместите лошадь в комфортные, приятные ей условия.

Ключ к тесту

В этом тесте ЛОШАДЬ - это вы сами. Символ достаточно прозрачен: людей, много работающих, называют рабочими лошадками. В зависимости от того, КАК вы ИЗОБРАЗИЛИ ЛОШАДЬ, НАСКОЛЬКО ЧЕТКО вы ПРОРИСОВАЛИ все ДЕТАЛИ ЕЕ ВНЕШНОСТИ, можно сказать, какой вы работник.

Если вы выделили только ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРНЫЕ ДЕТАЛИ ЛОШАДИНОЙ ВНЕШНОСТИ (КОПЫТА, ГРИВА И ХВОСТ), то это значит, что вы умеете трудиться, но не возводите работу в культ. Вы не трудоголик.

Если вы много внимания уделили МОРДЕ ЛОШАДИ (вырисовали ГЛАЗА, НОЗДРИ, РОТ, ЧЕЛОЧКУ и т. д.), то у вас к работе несколько романтическое отношение, вы полны иллюзий и радужных надежд. Возможно, вы еще очень молоды и еще нигде не работали, тогда со временем ваша эйфория пройдет сама собой. Если же вы зрелый человек, то эта восторженность просто свойство вашего характера.

Если вы старательно прописали КАЖДУЮ ШЕРСТИНКУ, то есть уделили много внимания МЕЛОЧАМ, то это говорит, о вашей педантичности, вы умеете и любите кропотливый труд, старательны и придирчивы к себе и другим. На вас можно положиться, вы никогда не бросите недоделанную работу. Однако трудиться рядом с вами очень тяжело, вы всех изводите своим занудством и мелочностью.

Если вы ПОМЕСТИЛИ СВОЮ ЛОШАДЬ НА ЛУГ ИЛИ В ПОЛЕ, то это означает ваше стремление работать в комфортных условиях, вы ненавидите рамки и ограничения и цените независимость.

Если вы НАДЕЛИ НА ЛОШАДЬ УЗДЕЧКУ ИЛИ ХОМУТ, то это значит, что вам не привыкать работать под давлением, вы принимаете любое руководство как данность и готовы подчиняться просто потому, что так заведено. ЧЕМ БОЛЬШЕ УПРЯЖИ НА ВАШЕЙ ЛОШАДИ, тем в более тяжелых и некомфортных условиях вы привыкли работать. Возможно, вы даже не представляете себе, что может быть как-то по-другому.

Если вы ПОСТАВИЛИ ПЕРЕД ЛОШАДЬЮ С КОРМОМ И КОРЫТО С ВОДОЙ, то это говорит о том, что вы готовы работать, но только в том случае, если вам обеспечат необходимый, хотя бы минимальный комфорт.

Если вы НАРИСОВАЛИ НА ЛОШАДИ ВСАДНИКА, то это значит, что вы привыкли выполнять указания и не способны работать самостоятельно. Вам нравится, когда вами руководят и не только дают вам задание, но и задают определенный темп работы.



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Урок-лекция Зарождение квантовой физики Урок-лекция Зарождение квантовой физики Сила равнодушия: как философия стоицизма помогает жить и работать Кто такие стоики в философии Сила равнодушия: как философия стоицизма помогает жить и работать Кто такие стоики в философии Использование страдательных конструкций Использование страдательных конструкций