Ростральные колонны. Ростральные колонны - символ морского могущества россии

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Когда:
Воздвигнуты в 1810 году

Кем:
Французским архитектором Жаном Тома де Томон

Что интересно:
скульптурные элементы, расположенные у подножия Ростральных колонн, были установлены по проекту архитектора Ж. Ф. Тома де Томона. Скульптуры символизируют четыре реки – Днепр, Волгу, Неву и Волхов.

Где:
стрелка Васильевского острова (ст. метро «Василеостровская»).

Далеко за пределами России известно о морской славе нашего легендарного города. Немало памятников морских побед, триумфальных колонн, маяков украшают побережье Невы и Финского залива.

Немного истории

В числе символов морской силы и мощи страны одно из первых мест принадлежит Ростральным колоннам. Традиционно колонны олицетворяют морское могущество державы и их стволы обязательно должны украшать носовые части побежденных кораблей (ростры) или их изображения. В 1810 году по проекту Тома де Томона в нашем городе были воздвигнуты две 32-метровые колонны, органично вписавшиеся в исторический ансамбль Стрелки на Васильевском острове. Чтобы придать парадность и торжественность полукруглой площади, колонны решено было установить в двух сторон. Основание колонны украшают мужские и женские фигуры, символично изображающие реки. Конструкция выполнена из пудосткого камня - местного популярного строительного материала, который применялся при строительстве царских дворцов. Камень добывали примитивным способом. Он легко поддавался обработке и оставался прочным при любых капризах северной погоды.

Горит сигнальный маяк

По проекту конструкция была служить портовыми маяками для судов, поэтому колонны внутри оснащены винтовыми лестницами, ведущими на верхние площадки. Там находятся треножники-жаровни для зажигания сигнальных огней. Жаровни зажигали конопляным маслом, позже электричеством, но сейчас на них установлены газовые горелки, факелы которых пылают над колоннами. В наши дни символичные сигнальные огни на маяках зажигаются в дни особых торжеств и праздников. Особым светом отсвечивают аллегорические изваяния основания колонн, величаво стремятся ввысь остроконечные символы морской державы.

Триумфальное сооружение

Скульптурный ансамбль на Васильевском острове эффектно дополняет облик Биржевой площади. Обычные портовые маяки выполнены в форме античных триумфальных сооружений, озвучили тему морских триумфов России. Ростры колонн стилизованы, полые внутри и изготовлены из легкого металла, но это не умаляет их символического и аллегорического значения.

Знакомимся с триумфом воочию

Монументальные строгие силуэты Ростральных колонн на Васильевском острове лучше всего увидеть своими глазами. Для этого надо добраться до станции метро «Гостиный двор» или «Невский проспект» и, ориентируясь на Адмиралтейство по Дворцовому мосту перейти на Васильевский остров. От этих же станций метро можно доехать на автобусе № 7 или на троллейбусах №№ 10, 7, 1. От станции метро «Спортивная» тоже можно доехать до остановки «Биржевая площадь» на троллейбусе № 7. Колонны представляют собой историческое и легендарное наследие города. Ежедневно это место посещают тысячи горожан и гостей города - экскурсанты, туристы, бизнесмены. Их привлекает неповторимость экспозиции, уникальность и значимость символического сооружения.

События, предвосхитившие появление в северной столице символов морских побед из Древнего Рима, восходят к XVIII веку, когда в 1733 г. с Берёзового на восточную оконечность Васильевского острова был перенесён морской порт.


Через 50 лет Екатерина II задумала облагородить этот участок, построив необходимые на портовой территории здания пакгауза и Биржи. Планы императрицы нарушила война с Турцией, и строительство продолжилось уже в XIX веке при Александре I.

Проект архитектора Ж.-Ф. Тома де Томона

Для проектирования нового облика Стрелки был приглашён архитектор из Франции Жан-Франсуа Тома де Томон, которому потребовалось несколько лет для создания будущего проекта.
Задумка оформить порт в древнеримском стиле пришла к архитектору в 1801 году – здание Биржи должно напоминать античный храм, а морскую мощь России обязаны подчеркнуть древнеримские колонны с носами побеждённых кораблей.


Тома де Томон разработал несколько проектов архитектурного решения Стрелки, в которых роль колонн кардинально менялась от небольшого декоративного элемента до величественных действующих маяков в стиле классицизма.

Строительные работы

Начались работы в 1805 г. под патронажем Совета Академии художеств во главе с русским архитектором А. Д. Захаровым. По утверждённому проекту уровень Стрелки был поднят над Невой для защиты берега от наводнений. Вместе с тем Стрелка вдалась в русло реки на 100 м и приняла строго симметричные очертания.

Ростральные колонны в Питере заняли своё место с двух сторон полукруглого спуска к Неве, обрамляя небольшую площадь на Стрелке и подчёркивая своим величием значимость здания Биржи. Открытие колонн состоялось в 1810 г.

Высота сооружений составила 32 метра, за счёт чего их было прекрасно видно на достаточно большом расстоянии.

Являясь действующими маяками, каждая из колонн освещала дорогу кораблям, направляя их в Неву и в Малую Невку. Факелы зажигались по ночам и в туманную погоду до перевода порта с острова в 1885 г.


Технология создания колонн

Тома де Томон предполагал для скульптурных элементов использовать бронзу, считая этот металл долговечным и подходящим по статусу для отведённой колоннам роли. Но мастера того времени не обладали технологиями, позволявшими отлить столь грандиозные конструкции.

Для замены бронзы был предложен пудостский известняк, залежи которого находились недалеко от Стрелки. Этот минерал имеет ценное для скульпторов свойство: на стадии добычи из карьера он очень мягок и легко поддаётся обработке простыми инструментами. Только действие воздуха и солнца заставляет камень твердеть, после чего он становится очень прочным.


Но достоинство пудосского известняка одновременно является и недостатком, так как мастер не успевает проработать мелкие детали и передать структуру изображаемых материалов.
Сами колонны выложены из кирпича и покрыты штукатуркой.

Ростральные колонны описание

Каждая колонна опирается на гранитное основание со ступенями, на которых располагаются каменные изваяния из пудостского известняка: пара мужских и пара женских фигур. Тональность желтовато – серого материала эффектно подчёркивает терракотовую окраску самих колонн.

От ступеней к вершине на колоннах закреплены медные имитации ростр – носов кораблей, побеждённых в морских баталиях. Они попарно поднимаются четырьмя ярусами, каждая пара повёрнута перпендикулярно относительно предыдущей. Между рострами на колоннах видны медные же якоря. От времени металл приобрёл зелёный оттенок, что на красновато – оранжевом фоне смотрится особенно торжественно.


В полости каждой колонны сооружены винтовые лестницы, ведущие на квадрат смотровой площадки. Здесь предусмотрено место для огромных чаш – жаровен, поддерживаемых металлическими треногами. Чтобы зажечь сигнальные огни, в этих чашах держали конопляное масло, и брызги от него постоянно обжигали проходивших мимо горожан.

В 1896 г. к жаровням подвели электричество. Но постоянное включение ламп требовало больших финансовых затрат, и привело к отказу от передового способа освещения.
С 1957 г. над колоннами в важные моменты загораются семиметровые газовые факелы.

Фигуры у подножия ростральных колонн

Колоссальные скульптуры на ступенях ростральных колонн по замыслу архитектора олицетворяют величие и мощь Российского государства. Созданы они скульпторами из Франции Ж. Камберленом и Ф. Тибо. Работа над фигурами была завершена в 1811 г., позднее сдачи колонн.
Автор архитектурного ансамбля Ж.-Ф. Тома де Томон называл фигуры у основания ростральных колонн божествами моря и коммерции.

Народное предположение о том, что скульптуры олицетворяют реки России, не может быть документально подтверждено. У самих фигур слишком мало атрибутики, которая указала бы на аллегорию рек или категорично отвергла бы такое предположение.


А пока учёные спорят о символическом значении фигур, экскурсоводы продолжают придерживаться красивой легенды, рассказывая гостям города, что скульптуры у южной колонны — «Нева» и «Волхов», а у северной – «Волга» и «Днепр».

Почему так названы?

Ростральные колонны – это творение скульпторов Древнего Рима. В те далёкие времена после грандиозных побед на море было принято воздвигать колонны в честь триумфа, которые украшали носами кораблей поверженных противников.

Ниже ватерлинии на носу римских кораблей прикреплялся таран в виде трезубца или аллегорической фигуры, назвавшийся ростром. От этого элемента название перешло на обозначение носа кораблей, а затем и на название колонны победителей.

Ростральные колонны интересные факты и загадки

За время существования ростральных колонн накопились необычные факты и загадки:

  1. Каждая пара ростр на колоннах украшена по-особому: нижняя – фигурами наяд, следующая – крокодиловыми головами и рыбами, третья – головами водяных, последняя – морскими коньками.
  2. Ростральные колонны выдержаны в стиле классицизма.
  3. Работы, связанные с кладкой кирпича и обработкой гранитных оснований, вела бригада русских каменотёсов мастера С.К. Суханова.
  4. Первоначально Елизавета Петровна на Стрелке Васильевского острова хотела воздвигнуть памятник Петру I.
  5. Последняя реставрация велась сотрудниками Эрмитажа и завершилась в 1999 году.
  6. Ростральные колонны СПБ нанесены на 50-рублевые купюры.
  7. Колонны дважды подвергались взломам, и оба раза в 2011 году. При втором взломе зажжён факел.
  8. Колонны включены в Единый государственный реестр памятников истории и культуры России.

К загадкам о ростральных колоннах СПБ относят вопрос об их первоначальном назначении. Многие исследователи сомневаются, что колонны выполняли роль маяков. Ещё одна загадка – о значении скульптур на ступенях колонн.

В – неотъемлемая составляющая архитектурного комплекса Стрелки Васильевского острова. Название дано по прикрепленным на колоннах изображениям ростров (в переводе с латинского – «клюв») - носовых элементов кораблей. Традиция ставить ростральные колонны после победоносных битв идет с древнеримского периода. Таким «клювом» часто таранили корабль неприятеля и побеждали.

Этот символ города был сооружен по чертежам Тома де Томона в 1805-1810 г.г., вместе с возведением здания Биржи. Выбрать лучший проект ему помогал зодчий А. Захаров. У подножия колонн расположены по два изваяния, символизирующие реки.

Южный ростр украшен женской скульптурой, представляющей Неву, и мужской, изображающей Волхов. Кувшин с изливающейся из него водой, держит фигура Волхова. Подножие северной колонны украшают еще две фигуры: Волга и Днепр. Здесь тоже кувшин находится в руках у мужской статуи. Статую Днепра создал мастер Камберлен, остальные - французский мастер Тибо. Якоря и ростры выполнили кузнецы Корольков, Шапов и Васильев. Кирпичную кладку и отёс камней исполнила артель мастера С.Суханова.

Было время, когда 32-х метровые колонны служили маяками кораблям, приходящим в порт. Смотритель маяка по винтовой лестнице поднимался на верхнюю площадку, наливал смолу в треноги для сигнальных огней и поджигал. Иногда наливали конопляное масло, тогда брызги летели на головы проходящих мимо людей.

В 1896 году к рострам подвели электричество. Но электричеством колонны освещались недолго по причине его дороговизны. И только в 1957 году к Ростральным колоннам был подведен газ, тогда в горелках вспыхнули огнем 7-метровые мощные факелы. Огни на колоннах зажигают лишь только в самых торжественных случаях и при проведении праздников.

Во время войны Ростральным колоннам был нанесен немалый ущерб. Они были исковерканы снарядами и проржавели. После войны были отреставрированы украшения колонн и заменены площадки с чашами- светильниками. Руководство восстановлением Ростральных колонн было поручено скульптору И.Крестовскому. Последний раз колонны были отреставрированы в 1998-1999 годах.

Добраться до Ростральных колонн ближе всего от станции метро "Спортивная 2".

Фото достопримечательности: Ростральные колонны

Для справки: С увеличением размера судов порт на стрелке Васильевского острова стал терять свое значение. Большие суда не могли пройти в порт естественным фарватером, и товары приходилось перегружать на более мелкие суда в Кронштадте. У англичан появилась поговорка: путь от Лондона до Кронштадта короче, чем от Кронштадта до Васильевского острова. В 1885 году был прорыт морской канал, значительно углубляющий судоходный путь до Гутуевского острова, куда был переведен морской порт.

Ростральные колонны (от лат. rostrum - нос корабля) появились на стрелке Васильевского острова в 1810 году. Сооружение колонн было предусмотрено в проекте Биржи, разработанном французским архитектором Жаном Франсуа Тома де Томоном, и осуществлено в 1810 году. Они должны были служить маяками и вместе с тем подчеркивать значение биржевого здания как центра Петербургского порта.
Одна из них была маяком для судов на малой Неве,

другая - указывала путь в Большую Неву.

[

Высота каждой колонны 32 метра. Ростральные колонны украшены рострами. Внизу колонны располагается самая большая пара ростр, укрепленная так, что один нос корабля обращен к Неве, другой - к Бирже.

Ростры декорированы фигурой наяды (речного божества).

Вторая пара расположена перпендикулярно первой, они украшены головой крокодила, морскими коньками и рыбами. Ростры третьей пары декорированы головой водяного, а четвертая, самой верхней, - изображениями морских коньков.

На верхние площадки, где находятся треножники с чашами-светильниками для сигнальных огней, ведут расположенные внутри винтовые лестницы.

Это входы внутрь колонны... Закрыты на простые амбарные замки...

Дверь внутрь колонны со стороны Невы...

И дверь внутрь колонны со стороны Биржи...

Двери располагаются прямо под рострами, которые служат одновременно и козырьками над дверьми...

Маяки зажигались ночью и в туман, и служили до 1885 года. В жаровнях жгли конопляное(!) масло, и раскаленные брызги падали на головы прохожих.

В Древнем Риме существовал обычай: в честь морских побед возводили триумфальные колонны, украшенные рострами (носами) вражеских кораблей. Триумфальные колонны традиционно ассоциируются с мощью и силой. Ростральные колонны - один из символов Санкт-Петербурга, олицетворяющих морское могущество России.

Скульптуры, украшающие Ростральные колонны, создавались в 1810-1811 годах, одновременно со всем ансамблем. Автор эскизов скульптурных групп не известен. Однако, в последние годы было установлено, что над созданием скульптур работали французские ваятели Ж.Камберлен и Ф.Тибо. Первым была выполнена мужская фигура на северной колонне, а остальные скульптуры принадлежат руке Тибо. При более внимательном изучении скульптуры можно заметить различия в стиле исполнения.
Исполнителем колоссальных фигур из пудостского камня был знаменитый мастер-каменотес Самсон Суханов, выходец из бедных крестьян Вологодской губернии. В то время он сотрудничал с лучшими архитекторами Санкт-Петербурга, но затем разорился и умер в безвестности.
Для справки: Пудостский камень обладает небольшой объемной массой, пористостью, морозостойкостью, а также легко обрабатывается, поэтому использовался для декоративных работ — облицовки стен, изготовления скульптур. Имеет интересные свойства, которых нет у других отделочных материалов — меняет цвет в зависимости от освещения и погоды, принимая различные оттенки серого и желтовато-серого цвета. Имеет пористую структуру, чем-то напоминающую структуру пемзы, отчего при использовании в облицовке придает зданию благородный «старинный» вид.
Запасы камня в пудостских каменоломнях были довольно невелики, поэтому к концу XIX века запасы его оказались почти полностью исчерпанными.

Что изображают скульптуры?
Мнение о том, что у подножия колонн представлены аллегорические изображения, олицетворяющие четыре великие русские реки (у южной - "Волхов" и "Нева", у северной - "Днепр" и "Волга"), не подтверждается документами и возникло относительно недавно. Сам Тома де Томон писал, что "база каждой колонны украшена огромными фигурами, которые символизируют божества моря и коммерции". Атрибуты скульптур достаточно скупы, и ни один из них не может подтвердить или полностью опровергнуть версию о том, что перед нами аллегории конкретных четырех рек.

Нева

Волхов

Волга

Днепр

Примечательно, что проектные и строительные работы, связанные с ростральными колоннами, постоянно находились под контролем Совета Академии художеств во главе с великим зодчим А.Д.Захаровым. Обсуждалось все - и практическое назначение, и художественный облик. Это говорит об огромном значении, которое придавалось этим сооружениям. Ростральные колонны, мощные по объему и выразительные по силуэту, цвету и пропорциям, четко вырисовываются на фоне неба и хорошо видны с далеких перспектив.
В ходе работ над Стрелкой Васильевского острова, она была поднята подсыпкой грунта, чтобы избежать затопления водами Невы. Кроме того, Неву «отодвинули» примерно на сто метров. В зимнее время на льду перед стрелкой собирались тысячи людей, устраивались гулянья, санные бега.
В 1957 году к чашам светильников, установленных на вершинах колонн, подведены газовые трубы. Ярко-оранжевые факелы на ростральных колоннах зажигаются в дни праздников и торжеств в Санкт-Петербурге.

Совершил прорыв в архитектуре Европы. Он превратил в площадь водное пространство, замкнув таким образом главный петербургский треугольник, вершиной которого стали Петропавловская крепость, Зимний дворец, ростральные колонны и Биржа.

Начало застройки

Петр Великий, остерегаясь нападения с моря, в начале XVIII столетия распорядился заложить морской порт для купеческих кораблей на Васильевском острове, а не на берегу Финского залива. Царский указ был исполнен в 1710 году. Однако уже к концу века стало очевидно, что порт нуждается в расширении.

Округлые очертания мыса Васильевского острова, самого крупного в дельте Невы, получили название «стрелки». В начале XIX столетия здесь не было ничего, кроме заливной пустоши. На том месте, где сегодня располагается здание Биржи, находилось болото, а на месте нынешних ростральных колонн и вовсе плескались воды Невы.

С мыслью о торговле

Когда архитектор де Томон приступил к застройке острова, он поднял берег и выдвинул его вперед более чем на 100 метров. Таким образом, вся архитектурная композиция получила завершенность. Однако французский зодчий преследовал не только эстетическую цель.

Главной его заботой было строительство удобного порта на Васильевском острове. По этой причине вся эта территория застраивалась сугубо функциональными зданиями: пакгаузами, где хранились товары, таможней, Гостиным двором, Биржей.

В первой трети XIX столетия прибытие иностранных кораблей в порт являлось настоящим событием. На набережной, где возвышались ростральные колонны, собиралось огромное количество столичных жителей, рассматривавших заморские товары. Васильевский остров был местом проведения всех торговых операций, пока в 1885 году порт не переехал на Гутуевский остров.

История создания

В ходе работ стрелка была поднята за счет подсыпки грунта, чтобы избежать затопления невскими водами. Помимо этого, реку «отодвинули» приблизительно на 100 метров.

По проекту де Томона в были включены колонны-маяки. Французский зодчий тщательно и долго работал над совершенством их пропорций. Ростральные колонны в Санкт-Петербурге на Васильевском острове установили в 1810 г. Одна из них указывала судам путь в Большую Неву, другая же служила маяком кораблям, плывшим по Малой Неве.

Все, связанные с ростральными колоннами, строительные и проектные работы контролировались советом Академии художеств, который возглавлял знаменитый архитектор Захаров. Обсуждалось все: и практическое назначение, и художественный облик, что свидетельствовало о важности этих сооружений.

Согласно первоначальному проекту де Томона, колонны-маяки были небольшого размера и располагались ближе к зданию Биржи. На этот недостаток справедливо указал ему архитектор Захаров. Позднее в проект внесли изменения, маяки обрели свою нынешнюю высоту и были установлены дальше от Биржи.

Мощные колонны с выразительным силуэтом и четкими пропорциями хорошо вырисовывались на фоне северного неба и были заметны с далеких перспектив. Маяки зажигались в туманную погоду и ночью, с этой целью они использовались до 1885 года.

Почему колонны ростральные

Еще в античные времена элементы неприятельских кораблей применялись в качестве деталей парадных сооружений. Рострумом называли переднюю часть носа судна. С латинского это переводится как «клюв». Он использовался в качестве тарана во время атаки корабля противника.

Первоначально рострами украшали трибуну ораторов, установленную на древнеримском форуме. Затем ими стали декорировать триумфальные колонны, которыми было принято отмечать морские победы. Их-то и украшали носами захваченных неприятельских кораблей.

Аналогично ростральные колонны в Санкт-Петербурге служили аллегорией торжества морского судоходства России, они символизировали могущество страны как торговой и военной державы.

Общее описание

При создании маяков де Томон использовал столпы дорического ордера, вид которых определяется сдержанностью, строгостью и отсутствием базы. Ростральные колонны в Петербурге сложены из камня и достигают в высоту 32 метров. Внутри их находится винтовая лестница, на верхней же площадке установлен металлический треножник, удерживающий чашу светильника, как это делали в античных жертвенниках.

Маяками служили горящие фитили светильников. Первоначально это были смоляные факелы, затем пробовали жечь в жаровнях конопляное масло, однако раскаленные брызги сыпались на головы прохожих. подключили к светильникам в 1896 г., но и этот метод освещения был отвергнут по причине большого расхода. Наконец, в 1957 г. в чашах светильников установили мощные газовые горелки.

С тех пор в праздничные дни зажигаются на ростральных колоннах в Питере ярко-оранжевые 7-метровые факелы. В обычные же дни - это просто известные всему миру символы Северной столицы.

Декоративное оформление

У подножия колонн находятся монументальные скульптуры. Сидящие две женские и две мужские фигуры символизируют 4 реки: Волхов, Днепр, Волгу и Неву. Статуи выполнили по моделям Жака Тибо и Жозефа Камберлена, французских скульпторов, которых хорошо знал архитектор де Томон. Первоначально он хотел, чтобы статуи были отлиты из бронзы. Однако никто не хотел браться за столь сложный проект.

В итоге их сделали из пудостского камня - мягкого и податливого при обработке, но обладающего одним недостатком: он очень легко разрушается. В конечном итоге это стало достоинством скульптур. Хотя отдельные их части временами осыпаются, но это-то как раз и придает им некую древность.

В создании триумфальных колонн-маяков принимал участие Самсон Суханов, легендарный каменотес. Он высек из камня сидящие у основания колонн фигуры. В то время Суханов сотрудничал с самыми столицы, но потом разорился и умер в полной безвестности.

Колонны также украшены рострами в память о том, как Петр Великий за выход к Балтийскому морю вел войну со Швецией целых 20 лет. Внизу находится первая пара, укрепленная таким образом, что один корабельный нос обращен к Бирже, а другой - к Неве. Эти ростры украшены фигурами крылатых русалок. Перпендикулярно первой расположена вторая пара, она декорирована морскими коньками, головой крокодила и рыбами. Третья пара декорирована головой водяного, а четвертая, самая верхняя, изображениями морских коньков.

Подводя итог

С колоннами-маяками связано несколько любопытных фактов:

  • Брэнсон Деку, посетивший Ленинград в 1931 г., запечатлел их на цветных слайдах.

  • Изображение ростральных колонн в Питере можно увидеть сегодня на 50-рублевой купюре.
  • Последняя реконструкция маяков проводилась в 1999 году.
  • В 90-е годы здесь сняли эпизод кинофильма «Белые ночи Санкт-Петербурга».

Панорама Васильевского острова с неизменными маяками кирпичного цвета нередко встречается на открытках Северной столицы. Это вполне закономерно, так как история ростральных колонн неотделима от истории Петербурга.



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Жена сергея лаврова - министра иностранных дел Жена сергея лаврова - министра иностранных дел Урок-лекция Зарождение квантовой физики Урок-лекция Зарождение квантовой физики Сила равнодушия: как философия стоицизма помогает жить и работать Кто такие стоики в философии Сила равнодушия: как философия стоицизма помогает жить и работать Кто такие стоики в философии