Пора валить? Все об эмиграции. День Знаний: когда начинается учебный год в разных странах мира

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Хотя у всех нас первое сентября прочно ассоциируется с Днем Знаний, в России так было не всегда, к примеру, при Петре Первом обучение в некоторых гимназиях могло начинаться в августе или в октябре. А когда учебный год начинается в других странах? Рассказываем в сегодняшней статье.

ЕВРОПА

Если не брать самых близких соседей, то первого сентября учебный год традиционно начинается в Бельгии, странах Прибалтики, Венгрии, Македонии, Ирландии, Польше и Словении. А вот школьникам Финляндии, Дании, Германии и Шотландии везет меньше, у них учебный год начинается уже в августе. При этом, если в Финляндии и Дании занятия в школах начинаются массово во второй половине последнего месяца лета, а в Шотландии — в последнюю неделю лета, что немного раньше, чем в среднем по Великобритании, то в Германии все зависит от школы: иногда немецкие дети идут в школу в последнюю неделю августа, а иногда (в зависимости от расписания учебного заведения) и в начале сентября.

На фото: английские школьницы в школьной форме

Плавающее расписание начала занятий практикуется и в Италии. Тут все зависит от региона, и каждый год дата начала занятий в школах сообщается отдельно. К примеру, в этом году подавляющее большинство итальянских школьников отправится на учебу 14 сентября, при этом в регионе Альто-Адидже школы распахнут свои двери уже 7 сентября, в Трентино — 10-го, в Лацио и Эмилии-Романьи — 15 сентября, а в Венето и Апулии — 16-го. Кстати, в Италии считается, что лето не заканчивается 1-го сентября, а длится до 22-го сентября, так что, логично, что дети в самый разгар лета в школу не ходят.

На фото: занятия в итальянской школе

Кроме того, 15 сентября занятия начинаются в школах Болгарии и Румынии, во Франции учебный год начинается 3-го сентября, а в Греции — 11 сентября или же в первый понедельник после 11-го сентября, если день Х выпадает на выходной. В Англии школьники отправляются на учебу в первую или вторую неделю осени, а в Хорватии учебные заведения начинают работу в первый понедельник сентября. Кстати, как и в России, в Болгарии принято дарить первого сентября учителям цветы.

США И КАНАДА

В большинстве школ Америки и Канады начало школьных занятий также приходится на первый понедельник сентября, кроме того, в первый день занятий тут, как и у нас, практикуется, так называемый короткий учебный день, то есть, в первый день занятий школьники не столько учатся, сколько общаются с одноклассниками.

На фото: кадр из сериала «Бевери Хиллс 90210»

ЦЕНТРАЛЬНАЯ И ЛАТИНСКАЯ АМЕРИКА

В Латинской Америке зима начинается как раз тогда, когда у нас начинается лето, а осень наступает в марте, что, само собой, прямым образом отражается на расписании школьных занятий. Итак, начало занятий в Аргентине, Коста-Рике и Бразилии приходится на первую неделю февраля, в Чили школы распахивают двери для учеников первого марта, а в Уругвае — в первый понедельник марта.

В Вест-Индии расписание работы школ в целом совпадает с европейским, к примеру, на Барбадосе школьники отправляются грызть гранит науки в третью неделю сентября, а вот в странах Центральной Америки общую закономерность вычленить довольно сложно: в Гватемале, например, занятия в школах начинаются во второй понедельник января, а в Гондурасе — первого августа.

Особняком стоит Мексика, исторически День знаний тут приходился на 2 сентября, но теперь в школах страны плавающее расписание, они начинают работу в августе, а дата начала занятий каждый раз объявляется отдельно.

АЗИЯ

В подавляющем большинстве азиатских стран начало занятий приходится, как и у нас, на первое сентября, например, в Китае, Гонконге, Лаосе, Тайване и Монголии, а в Мьянме школы начинают работать во вторую среду сентября. Впрочем, во многих странах Азии начало учебного года приходится и на весну.

К примеру, в Южной Корее учеба в школах начинается 3-го марта, в же Индии школы отрывают свои двери в середине марта-начале апреля, а в некоторых штатах этой страны начало учебы приходится и вовсе на середину июня.

В Японии учебные заведения начинают работу с первого апреля, в Таиланде — в мае, после празднования тайского нового года (его дата определяется каждый раз индивидуально, но обычно он приходится на середину апреля), а на Филиппинах школьники отправляются за знаниями в первых числах июня.

Особняком стоит Сингапур, тут начало школьных занятий приходится или на первые числа января, или на конец ноября — в зависимости от школы. Кстати, учебный год в Сингапуре длится 40 недель, по окончании годового курса школьники Сингапура всегда сдают сессию, а сами школьные каникулы в Сингапуре длятся всего 6 недель. Словом, все сурово, не забалуешь!

БЛИЖНИЙ ВОСТОК

В Израиле начало занятий в школах, как правило, приходится на 1-ое сентября, правда, иногда дата начала учебного года переносится, например, если первый день осени приходится на субботу или на национальные праздники, так в 2012 и 2013 годах начало учебного года в школах Израиля было перенесено на 27 августа.

В соседних арабских странах занятия в школах тоже начинаются в сентябре: в Иране — 22 или 23 сентября, что соответствует началу осени по персидскому календарю, в Катаре и Объединенных Арабских Эмиратах — 15 сентября, в Египте — с 15-го по 24-ое сентября, а в Омане и Саудовской Аравии (да, там тоже есть школы) учебный год начинается в первую неделю сентября.

АФРИКА

Как ни странно, но и во многих странах Африки дети тоже начинают ходить в школу первого сентября, например, в Эфиопии, Нигерии и Сомали, а в Алжире День Знаний традиционно отмечается в первое воскресенье сентября.

В некоторых областях Кении начало школьных занятий тоже приходится на первое сентября, в других же регионах страны учебный год начинается в январе, сразу после празднования Нового года. В ЮАР и Танзании начало учебного года приходится на середину января, а в Южном Судане занятия в школах начинаются 20 марта.

АВСТРАЛИЯ И НОВАЯ ЗЕЛАНДИЯ

В Австралии учебный год начинается после празднования Дня Австралии — главного национального праздника страны, который отмечается ежегодно 26 января. Впрочем, если 27 января выпадает на вторую половину недели, то школы сдвигают расписание начала занятий в сторону ближайшего понедельника.

Юлия Малкова - Юлия Малкова - основатель проекта сайт. В прошлом главный редактор интернет-проекта elle.ru и главный редактор сайта cosmo.ru. Рассказываю о путешествиях для собственного удовольствия и удовольствия читателей. Если вы являетесь представителем отелей, офиса по туризму, но мы не знакомы, со мной можно связаться по емейл: [email protected]

СИСТЕМА ФРАНЦУЗСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ЕСЛИ ЕЕ СРАВНИВАТЬ С РУССКОЙ, СЛОЖНА И ИМЕЕТ МНОГО УРОВНЕЙ.

О бразование во Франции подчиняется следующим нескольким принципам:
1. Обязательность, т.е. все дети в возрасте от 6 до 16 лет должны учиться в школе.
2. Светский характер образования. Это значит, что государственное образование не носит какой-либо религиозной окраски.
3. Бесплатность начального и среднего образования.
4. Государственная монополия на выдачу дипломов и университетских степеней.

Этапы образования во Франции.

Дошкольное образование
- начальное образование
- среднее образование
- высшее образование

НАЧАЛЬНОЕ И СРЕДНЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ.

В о Франции дети идут в школу с шести лет. 4 года длится начальное образование (ecole elementaire). Оно состоит: 1 год –подготовительный класс и 3 года – начальное образование.
Среднее образование для французских школьников начинается с 11 лет, когда дети идут в колеж (французский College не следует путать с англоязычным словом и понятием «колледж»). На данном этапе обучения государством были установленны 8 обязательных предметов для изучения: французский язык, математика, иностранные языки, физика, химия, биология, география и история (расцениваются как один предмет) и физическое воспитание. Нумерация классов начинается во Франции не с первого, как в России, а с шестого. Таким образом, в 11 лет школьники идут в шестой класс, затем следует пятый и т. д. до третьего класса, т.е. до 14 лет. В России это соответствует обучению с 5-го по 9-ый классы.
После третьего класса французские школьники могут выбрать два пути для дальнейшего обучения: пойти в профессиональное училище или остаться в школе и получить полное среднее образование. Во втором случае дети продолжают обучение уже в лицее (Lycee), где учатся три года: второй класс, первый класс и выпускной класс. В российской системе образования это соответствует 10-му и 11-му классу + дополнительный год специализации.
Как правило, в лицее ученики выбирают специализированный класс по тому или иному направлению: гуманитарные науки, экономика и право, естественные науки. По окончании лицея учащиеся сдают комплексный выпускной экзамен “бакалавр” (baccalaureat), который одновременно является первой университетской степенью. Получение бакалавра обеспечивает поступление в любой университет без вступительных экзаменов.
Схематично систему начального и среднего образования во Франции можно представить так:

6 – 10 лет Начальная школа – Ecole elementaire
11 – 14 лет Колеж- College
15 – 17 лет Лицей- Lycee

СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ФРАНЦУЗКОГО И РУССКОГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ:

1. Нумерация классов с 1-го по 11-тый.
2. Непрерывное среднее образование, без разделений.
3. Меньшее количество преподаваемых предметов.
4. Сдается несколько выпускных экзаменов без права безэкзаменационного поступления в ВУЗ.
5. Система оценок с 1 до 5 баллов.

Франция:

1. Нумерация классов с шестого по первый.
2. Деление среднего образования на два цикла: college и lycee.
3. Большее разнообразие дисциплин.
4. Комплексный выпускной экзамен (baccalaureat), дающий право поступать в ВУЗ без экзаменов.
5. Система оценок с 0 до 20 баллов

ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ.

С истема высшего образования во Франции отличается большим разнообразием ВУЗов и предлагаемых дисциплин. Большинство высших учебных заведений являются государственными и подчиняются Министерству Образования Франции.
Исторически во Франции сложилось два типа высших учебных заведений: университеты и Высшие Школы (Grandes Ecoles). В университетах готовят преподавателей, врачей, юристов, научных работников. В Высших Школах готовят высокопрофессиональных специалистов в сфере экономики, упраления, военного дела, образования и культуры. Поступить в Высшую Школу можно только после двух или трех лет обучения в подготовительных классах по выбранному направлению.

1. Короткое высшее образование. Обучение длится два-три года, после которых выускники получают DUT (Diplome universitaire de technologie) или BTS (Brevet de technicien superieur). Данный вид высшего образования готовит в основном специалистов в сфере промышленности или в сфере обслуживания.
2. Длительное высшее образование. Данный вид высшего образования дается в университетах и в Высших Школах. Для обеспечения согласованности в выдачи дипломов и сдаче экзаменов, было решено, что студенты каждого университета должны проходить три цикла обучения и получать дипломы единого государственного образца на каждом этапе обучения.

Обучение в университете делится на три цикла:

1. Первый цикл- 2 года. По окончании студенты получают DEUG (Diplome d’etudes universitaires generales) – Диплом об общем высшем образовании.
2. Второй цикл – 2 года. После первого года обучения присваивается степень Licence, После второго года обучения присваивается степень Maitrise.
3. Третий цикл – 1 год. Здесь есть два варианта обучения:
А. DESS (Diplome d’etudes superieures spesialisees) – Диплом о высшем специальном образовании. Данный диплом готовит студентов к уже профессиональной деятельности по своей специальности.
Б. DEA (Diplome d’etudes approfondies) - Диплом о высшем углубленном обучении. Данный диплом дает право продолжать обучение в аспирантуре.

ВЫСШИЕ ШКОЛЫ (Grandes Ecoles).

О бучение в Высшей Школе считается гораздо более престижным, чем в университете, но и поступить туда значительно сложнее. Студенты Школ получают стипендию как будущие государственные служащие. По окончании обучения выпускники обязаны работать на государственной службе в течение 6-10 лет, возмещая таким образом расходы государства, потраченные на их обучение.

Схематично систему высшего образования можно представить так:

18 лет Первый цикл. DEUG.
21 год Второй цикл. Licence. (В российском высшем образовании это соответствует четвертому курсу)
22 года Второй цикл. Maitrise.
23 года Третий цикл. DEA или DESS.
24 года 3 года –Doctorat (Соответствует в России аспирантуре).

М агистр является также одной из университетских степеней. Продолжительность обучения – 3 года. Данная степень не является исконно французской, но в современном французском образовании она заняла прочное место и существует сейчас в каждом университете.
Magistere распространяется на второй и третий циклы обучения. Поступают на нее после первого цикла (после DEUG). По окончании обучения защищается дипломная работа и выдается диплом Magistere о полном высшем образовании . В современной Франции особенно распространены программы Magistere в сфере туризма, гостиничного бизнеса, дизайна и экономики.

ПОСТУПЛЕНИЕ РОССИЙСКИХ СТУДЕНТОВ В ВУЗЫ ФРАНЦИИ.

П ри наличии аттестата о полном среднем образовании выпускник российской школы имеет право поступать во французский ВУЗ на первый цикл обучения (за исключением Grandes Ecoles, поступление в которые требует специальной подготовки, а также медицинские факультеты, где также требуется дополнительное предвузовское обучение). Для поступления на DEUG требуются следующие документы:
1. Копия аттестата с переводом на французский язык
2. Оценки за 10 и 11 классы с переводом на французский язык
3. Свидетельство о рождении с переводом на французский язык

5. Обязательно нотариальное заверение всех документов.

На Licence и Magistere российские студенты могут поступать минимум после трех лет бучения в российском вузе. На Maitrise – после четвертого курса. Требуемые документы на второй цикл обучения:
1. Справка из института с указанием специальности, пройденных предметов, часов их изучения и оценок с переводом на французский язык.
2. Копия паспорта с переводом.
3. Заявление (fiche d’inscription)
4. Мотивационное письмо на французском языке
5. Автобиография
6. Подтверждение сдачи экзамена по французскому языку
7. Две фотографии
8. Обязательно нотариальное заверение всех документов.

На DEA, DESS (третий цикл) требуется полное высшее образование и следующий набор документов:
1. Копия диплома с переводом.
2. Приложение к диплому с переводом
3. Копия паспорта с переводом
4. Заявление (fiche d’inscription)
5. Мотивационное письмо на французском языке
6. Автобиография
7. Подтверждение сдачи экзамена по французскому языку
8. Две фотографии
9. Два рекомендательных письма
10. Перевод всех документов должен быть заверен нотариусом.

Прекрасная Франция - страна великих мыслителей и художников, родина таких понятий, как «права человека» и «толерантность», а также восхитительного по своей красоте языка, на котором разговаривает десятая часть населения планеты. Школа этого государства не может не иметь безупречной репутации.

Французские школы традиционно считаются достаточно строгими из-за требовательности учителей и насыщенности программы. Но в то же время в них царит свободная, удивительно непринужденная атмосфера, так что даже иностранцы очень быстро начинают чувствовать себя легко и комфортно.

В этой стране существует единая централизованная система школьного образования. Окончательно она сложилась к 60-м годам XX века, правда, формироваться начала еще в эпоху Просвещения. С 1967 года во Франции законодательно установлена обязательность среднего образования. За тем, чтобы все дети учились, строго следит государство.

Французская специфика

Власти также регулируют образовательную политику, ведают вопросами оплаты труда преподавателей, их подготовкой и наймом. Кроме того, ежегодно Министерство образования утверждает учебный план, единый для всех начальных и средних школ. Его публикуют в официальном издании Министерства - Государственном бюллетене по образованию.

Как во многих странах, учебные заведения Франции подразделяют на государственные и частные. Однако и те, и другие находятся под патронажем министерства. Большинство, естественно, составляют государственные бесплатные школы, но количество частных постоянно растет. Сейчас в них получают образование около 15 % всех учеников начальных классов и около 20 % детей, проходящих подготовку в средних учебных заведениях.

Интересно, что частные школы могут подписывать или не подписывать «контракт» с государством. При наличии такого соглашения преподаватели частных учреждений получают жалованье из казны, соответственно, стоимость обучения там на порядок ниже, чем в аналогичных заведениях, не имеющих «контракта». Еще одна особенность: родители не вправе выбирать для своих чад государственные учреждения - детям приходится посещать школы по месту жительства. Многие французы считают эту систему несправедливой, ведь школы не совсем благополучных районов, в частности иммигрантских кварталов, переполнены и не способны дать хорошего образования. Впрочем, взрослые могут послать ребенка в частное заведение, где он точно получит высококачественное образование, но за большие деньги.

У французской и российской школ есть общие черты. Например, нерадивого ученика там тоже могут оставить на второй год. Решение о том, переводить или не переводить его в следующий класс, принимает комитет, состоящий из педагогов, административного персонала и родителей. Впрочем, мать и отец ребенка имеют право оспорить вердикт. Необходимо отметить, что в каждом образовательном учреждении работает специалист, помогающий преподавателям, детям и родителям решать не только административные, но и психологические проблемы.

Учебный год во Франции начинается в сентябре и длится до середины июня. Время каникул устанавливает опять же Министерство образования, в каждом регионе эти периоды отличаются.

В первый раз в 12-й класс

Начальное образование во Франции является обязательным и бесплатным. Уже в два-три года малыши посещают так называемые материнские школы (ecoles maternelles) - аналог наших детских садов. Здесь в течение трех-четырех лет опытные педагоги и психологи готовят ребят к поступлению в начальную школу. Но настоящими учениками дети становятся в возрасте шести лет. Причем русское выражение «первый раз в первый класс» по отношению к Франции не работает, потому что классы здесь нумеруют, начиная с 12-го, то есть первый класс заканчивают выпускники. Начальное образование занимает пять лет и состоит из трех этапов: подготовительный класс, два «элементарных» и два «средних» класса.

В 11 лет французский ребенок поступает в низшую среднюю школу, или, как у нас она называлась раньше, школу 1-й ступени. Во Франции этот уровень называется гораздо более солидно - колледж (Сollege). Здесь занимаются четыре года, отсчет классов, как уже отмечалось, ведут в обратном порядке: первый год именуют шестым классом, последний - третьим.

Четырехлетний период в колледже разбит на три цикла. Первый - адаптационный год, в течение которого ребенок привыкает к новым формам обучения и новым предметам - математике, французскому языку, истории и прочим. Следующий цикл - пятый и четвертый классы. Здесь к указанным дисциплинам добавляют физику, химию, латынь и иностранный язык. В третьем классе школьники приступают к завершающей, ориентационной фазе: на данном этапе учащийся выбирает специализацию, по которой будет получать образование в лицее.

Времена лицейские

Учебные заведения высшей средней школы во Франции называются лицеями (Lycee). Только их выпускники имеют право поступать в университеты, а потому стать лицеистом не так уж просто.

Для зачисления необходимо выполнение следующих условий:

    единодушное решение ученика и родителей о выборе лицея, дальнейшей специализации и выбора квалификации; наличие рекомендации группового собрания педагогов колледжа, где учился ребенок, о зачислении его в лицей. Документ рассматривает комиссия при академическом инспекторе региона (Inspecteur d’Academie), которая учитывает также наличие мест в региональных лицеях.

Итак, как правило, в 14–15 лет ученики колледжа становятся лицеистами. В данном образовательном учреждении обычно проходят подготовку в течение трех лет, заканчивая второй класс (Seconde), первый (Premiere) и выпускной (Terminale). Лицеи во Франции бывают нескольких категорий. Те, кто хочет быстрее начать работать, идут в профессиональный лицей (Lycee professionel, Lycee vocationnel) или в центр подготовки подмастерьев (CFA), чтобы получить знания, умения и навыки по определенной профессии. Здесь даже можно выбрать продолжительность курса: два или четыре года. Так как до 16 лет образование является обязательным, все равно как минимум два года отучиться необходимо. После этого в профессиональном лицее выдают Сертификат профессиональной квалификации (Vocationnel aptitude certificate - CAP) или Профессиональный диплом (Vocationnel - BEP). Оба эти документа дают право работать по специальности. После четырехлетнего обучения вручают Диплом профессионального бакалавра (Vocationnel baccalaureate - BAC). Имея его, можно поступать в вуз.

Однако за BAC в профессиональный лицей, практически являющийся эквивалентом нашего ПТУ или техникума, обычно не идут. Туда подают документы ребята, собирающиеся начать работать. Чтобы получить ВАС, поступают либо в общеобразовательный (General lycee), либо в технологический (Technologique lycee) лицей, где получают соответственно звания General baccalaureate (бакалавр общих наук) или Technologique baccalaureate (бакалавр технических наук).

В лицеях общеобразовательного направления наибольшее внимание уделяют филологии, экономике и естественным наукам. «Корочки», которые выдают выпускникам таких учебных заведений, различаются в зависимости от специализации: BAC-ES (экономика и социальные науки), BAC-L (литература и языки) и BAC-S (естественные науки). В техническом лицее можно специализироваться на точных науках и промышленных технологиях (диплом STI), сервисе (STT), лабораторных исследованиях (STL) либо медицинском и социальном обслуживании (SMS).

Во втором классе (15–16 лет) в общеобразовательных лицеях происходит разделение на два потока. Одни школьники изучают естественные науки и математику, другие - гуманитарные науки. В первом классе (16–17 лет) гуманитарный класс подразделяется еще на два направления: первое - «литература и языки», второе - «экономика и социология».

Основными предметами на курсе «Естественные науки и математика» являются физика и математика; на потоке «Литература и языки» - французский язык, письменная и устная речь, основы информатики и математики, философия, литература. Те, кто выбрал программу «Экономика и социология», постигают экономику, математику, французский и английский языки. Кроме того, в качестве дополнительных предметов можно изучать историю искусства, биологию, предпринимательство, химию, информатику, французскую литературу, французский и иностранные языки - английский, итальянский, немецкий и испанский, а также географию, историю, право, математику, музыку, физику, психологию. Уроки продолжаются с 8:00 до 15:00, а факультативные занятия - с 15:00 до 18:00. Во многих лицеях каждую пятницу проводят контроль знаний, устраивая устный или письменный экзамен, а раз в две недели родителям отправляют отчет об успеваемости их чада.

Между прочим, сам факт обучения в лицее отнюдь не гарантирует автоматического получения диплома BAC. Его выдают только тем, кто набрал не меньше десяти баллов по итогам нескольких устных и письменных испытаний. Если оценка окажется ниже, придется сдавать вторую серию экзаменов или проходить переэкзаменовку. Тем, кому и тогда не удалось набрать проходной балл, просто выдают свидетельство об окончании средней школы. Разумеется, это очень плохо - и в вуз не поступить, да и на хорошую работу не возьмут.

Учеба в государственном лицее

Для французов бесплатна, дети иностранцев, не проживающих во Франции, имеют право учиться в частных лицеях-интернатах, а также в пяти достаточно престижных государственных лицеях. Они расположены в парижском предместье Сен-Жермен-ан-Ле, местечке Ферней-Вольтер (недалеко от швейцарской границы), в Ницце, Лионе и Страсбурге. Качество преподавания в каждом из этих образовательных учреждений отвечает самым высоким требованиям. Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что 94 % выпускников Lycee-College international de Strasbourg успешно сдают экзамены на BAC.

В страсбургском лицее наравне с французами проходят подготовку школьники из 52 стран, в том числе россияне. Для тех из них, кто недостаточно хорошо говорит по-французски, предусмотрен специальный курс интенсивного обучения языку (семь-восемь часов в неделю). Кстати, в группы набирают всего от двух до пяти человек.

В лицее практикуют индивидуальный подход. Каждую дисциплину разбивают на три уровня, и ученик нередко, скажем, по французскому языку находится на первом уровне, а по математике - на третьем. Он также способен, например, поступить в четвертый класс, но по итогам года ему разрешат перейти сразу во второй.

Для зачисления в государственный лицей иностранец должен прислать мотивационное письмо. Если администрация сочтет кандидатуру подходящей, его вызовут на собеседование. Затем придется пройти сложные отборочные тесты - надо показать хорошие знания в области французского и профильных предметов. Подготовка в государственных лицеях для иностранцев тоже бесплатна, однако за проживание, питание, а также книги и методические пособия нужно платить. Проживание в интернате при лицее с трехразовым питанием стоит примерно 6000 евро в год.

Учеба в частном лицее

Безусловно, дороже. Она обойдется примерно в 21 000–23 000 евро в год. Но частные школы - это, как правило, элитные и очень престижные заведения.

Например, Ecole des Roches просто уникальна. Она появилась более 100 лет назад как школа-пансион для детей аристократии и крупной буржуазии (в ней учились юные князья Голицыны). Сегодня Ecole des Roches - крупный международный образовательный центр, состоящий из трех структур:

1) международного интерната в Нормандии для детей от 11 до 18 лет;
2) начальной школы Ecole des Petites Roches - la Tournelle в Версале для детей 7–11 лет;
3) школы по изучению французского языка Perl в Париже для взрослых.

Еще одна знаменитая частная школа-пансион - Ecole Privee de Tersac, которая находится в окрестностях города Мейлан-на-Гаронне, между Бордо и Тулузой. Школа расположена в усадьбе XIX века на берегу Гароннского канала. Тут учатся французы и иностранцы в возрасте 12–18 лет. Заведение имеет отличные академические показатели, что объясняется высоким качеством подготовки, небольшими классами (максимум 15 человек) и современным техническим оснащением. С 12 лет все дети в обязательном порядке осваивают три иностранных языка. Главный принцип школы - гармоничное воспитание личности.

Следует упомянуть еще школу-пансион Institut Bois-Robert близ Анжера, которая стоит посреди живописного парка. Кстати, один из корпусов находится в настоящем замке. Максимальное число детей в классе тоже 15 человек. Помимо обязательного французского языка детям преподают английский, испанский, немецкий и латинский, а также изучают французскую культуру, живопись, математику.

Женские форумы кишат детскими темами. Мамы пытаются давать друг другу советы, набивая шишки на нежных детских лбах.

Чем же заняты профессионалы-педагоги? Чему, как и где учат?

Сравниваем русскую и французскую начальные школы.

Обычное государственное школьное учреждение во Франции принимает детей по месту жительства.

Для поступления в начальную школу следует подготовить копии документов :

  • свидетельство о рождении;
  • паспорта родителей;
  • справку о вакцинации (для иностранцев – заверенный перевод из медучреждения родной страны);
  • документ, выданный мэрией города, с указанием уровня дохода семьи (на его основании будет установлена плата за питание);
  • страховка;
  • документ, подтверждающий наличие жилья (договор с жилищной компанией, работодателем).

«Буквы разные писать тонким перышком в тетрадь». С чего начинается учеба во французской школе.

Думаете, придя в первый класс, малышей начинают обучать каллиграфии? Забудьте. Никаких крючков и зигзагов для «постановки руки» (ну, ведь не в балете мы, в самом деле). Ровных буковок, линеек, смены шариковой ручки на карандаш тоже нет. Французы-вольнодумцы не ограничивают свободу ребенка.

Вариант прописи в клетку

Большинство заданий выполняются в тетрадях с печатной основой, остается лишь выбрать верный вариант ответа. Обычных чистых тетрадей просят купить не более пары-тройки. А уж о том, что они бывают в косую линию, и вовсе не слышали.

Во Франции не существует праздника 1 сентября с цветами и бантами, зато регулярно и с размахом отмечаются Mardi Gras, школьные благотворительные ярмарки, выставки.

«Вычитать и умножать». Уровень знаний начальной школы.

Начнем с хорошего. Русские учителя дают необходимые знания на высоком уровне. Однако примечательно, что условные троечники, сменив с родителями место жительства, во французской школе становятся первыми по успеваемости среди ровесников. Почему? Их недооценивали дома? Нет. Просто шкала оценки знаний во Франции и требования к ребенку существенно отличаются.

Французская начальная школа использует не бальную систему, а буквенную : А, В, С, D (A – высокий уровень знаний, D – низкий).

С этого момента о плохом. Поделимся историей, рассказанной мамой, чье чадо в первый раз в первый класс пошагало во французскую школу небольшого города под Парижем.

Узрев в тетрадях С и D, мама, закомплексованный передовик-отличник советской образовательной системы, начала бить в колокола. Для начала пожаловалась знакомой француженке.

Страхи нашей соотечественницы не только не разделили, но и не поняли по существу. Француженка объяснила, что оценки С и D не являются показателями знаний. Они указывают на этап в освоении того или иного материала в момент выполнения задания.

Иными словами, С, D – начальный этап освоения материала , и ребенок нуждается в дополнительном времени для окончательного закрепления знаний. Согласитесь: совершенно иной образ мышления.

Помня о страшном запугивании учителей «останешься на второй год!», русскими родителями сложно воспринимается подобный подход. Что могло быть унизительнее такой перспективы? Образ второгодника ассоциировался с чем-то вроде недоразвитого мамонта, рыжеволосого, на последней парте.

И случались подобные инциденты крайне редко. Учителя «рисовали» тройку даже в самом запущенном случае, дабы избежать этого позорного явления в статистике школы.

К концу учебного года первого подготовительного класса французской школы родителям передают письмо-предложение о переводе в следующий класс .

Можно согласиться или оставить ученика для прохождения того же курса повторно – по своему усмотрению.

Не требуется никаких особых обоснований причины – достаточно галочки в соответствующей графе письма.

Эти европейцы на практике внедряют то, о чем другие – и русские – кричат на каждом шагу. Все дети разные. Надеть опознавательные значки для выделения личности (как практикует русская школа) – шаг сомнительной эффективности.

Каждый требует дифференцированного подхода, разного промежутка времени для усвоения одних и тех же знаний. Не стоит всех одновременно выстраивать силком в общую шеренгу.

«Малышей не обижать». Поведение: правила, запреты.

Во французском языке нет понятия «нормы поведения». В школу не позволяется приносить игрушки и лекарства, но ребенок может взять любимую книгу . Если обязательные задания на уроке выполнены раньше других, ребенок может ее почитать. Или разрисовать карандашами красивый индийский орнамент, скажем, на уроке математики.

Теперь о «правилах поведения на перемене». Во Франции можно получить шок, увидев однажды, как проводят дети в школе свободное время. Да, за ними следит охранник .

Такой человек находится на школьном дворе во время перемене. Но реагирует он исключительно на серьезные ситуации, точнее – на их последствия, грозящие безопасности жизни. Его никоим образом не волнует активная игра в футбол в дождливую погоду с грязными лужами чужой шапкой против воли ее хозяина.

Активная перемена

Дорогая детская одежда, разбросанная на асфальте по всей территории двора, нередко там покоится с утра до вечера. Эта привычная картина безразлична глазу француза.

Администрация школы обеспечивает организацию учебного процесса, огражденную и охраняемую территорию, отсутствие доступа посторонних людей. Все остальное – проблемы родителей и самого ребенка.

«Находить Восток и Юг». Атмосфера французских уроков.

Французский опыт преподавания уроков малышам на природе стоит записать всем русским педагогам в план занятий жирным маркером.

Детей привозят на земельный участок с парой-тройкой деревьев (для птиц), кустов (для насекомых), небольшим болотом (для лягушат в камышах) и будкой (для хранения инвентаря). Все это гордо именуется «сад открытий» . Ради него комфортабельный школьный автобус едет через полгорода.

Детям строго возбраняется ходить, где придется, чтоб случайно не задавить какого-нибудь червячка. Только по отведенным тропинкам! Скудность земельного клочка не имеет значения. Важно то, что детей учат искренне любить окружающий мир , ответственно о нем заботиться. Объясняют наглядно взаимосвязи в природе.

А здесь ребята постарше наблюдают за миром растений

Малыши усаживаются прямо на земле (не бойтесь: под попы выдают деревянные дощечки), закрывают глаза, а потом рисуют звуки и запахи. Птица, самолет, собака, автомобиль, человек, шелест листьев.

Преподаватель приносит специальные боксы с отверстиями. Каждый по очереди запускает туда руку, угадывая на ощупь, что внутри: шишка, колючка, кора, мох, улитка. Всеобщий хохот и веселье.

«Книжки добрые любить». Учебный материал: книги, помещение школы.

Учебная французская аудитория – почти домашняя комната. Картины, коврики, творческие работы детей, семейные фото. Входная дверь с круглым окном, как на подводном корабле. В центре – круглый стол. На нем первоклассники готовят пироги на праздники. Позже их испекут повара в школьной столовой, а дети дружно съедят.

Сравнивая детскую «буржуйскую» литературу с современной родной, возникает ощущение, что писал один автор, потом перевели на разные языки. Монстры, которые точат ножи, наследники трона-убийцы, что избавляются от конкурентов, людоеды, дети, мучащие домашних животных, – неполный перечень сюжетов, встречающихся у французов. Поедание печенки дэва, смакование подробностей убийств сказочных персонажей и их предсмертных мук – это русские книги по литературному чтению.

Попытки с малых лет показать ребенку, что жизнь не всегда безоблачна, а люди – не все добрые волшебники? Метод, вызывающий у многих не понимание, а мурашек по коже.

О чем забыл вспомнить М. Пляцковский: домашнее задание, питание, обмундирование. Почем?

Школьная столовая во Франции предлагает «шведский стол». Преобладают салаты, овощи (размороженные из пакетов), фрукты, соки, йогурты – привычный рацион традиционной французской кухни. Оплата зависит от заработка родителей. При месячном доходе меньше 600 евро – 6 евро/месяц за ребенка .

Обучение в обычной французской школе бесплатное . Большинство тетрадей с печатной основой, книги, папки, цветная бумага и даже презенты к праздникам за счет школы.

Взносы в фонд класса нерегулярные: могут предложить сдать деньги один раз за год, а могут совсем не поднимать такой вопрос. Суммы нефиксированные, зависят лишь от доброй воли родителей. Свободная форма одежды.

«В школе работаем, дома отдыхаем» – девиз французской начальной школы. Домашнее задание в лучшем случае сводится к повторению материала, пройденного на уроке.

Объем домашней работы русских деток иногда шокирует. Может, не стоит приучать к тому, что дом – это продолжение того же труда, только за другим столом? Эта вредная привычка укореняется в подсознании.

И не спрашивайте, почему муж, вернувшись с работы, не проводит время с семьей, а усаживается за ноутбук и пялится в экран до ночи, независимо от того, есть ли в этом необходимость.

Кажется, все. Есть над чем подумать.

Нам будет приятно, если поделитесь с друзьями:

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Урок-лекция Зарождение квантовой физики Урок-лекция Зарождение квантовой физики Сила равнодушия: как философия стоицизма помогает жить и работать Кто такие стоики в философии Сила равнодушия: как философия стоицизма помогает жить и работать Кто такие стоики в философии Использование страдательных конструкций Использование страдательных конструкций