Отношение к болезни в буддизме. Основные принципы тибетской медицины. Фактор буддийской цивилизации и обоснование единства буддизма и медицинских знаний в Тибете

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Прежде чем мы начнём, я должен сказать, что я не врач, поэтому, пожалуйста, не спрашивайте меня о своих болезнях. Я немного изучал тибетскую медицину и много лет лечился с её помощью, поэтому могу объяснить лишь кое-что из теории.

У тибетской медицины долгая история. В Тибете существовала собственная медицинская традиция. После образования в VII веке н. э. Тибетской империи императоры пригласили врачей из Индии и Китая, а также из Перcии и римских районов Центральной Азии. Позже, ближе к концу VIII века, из перечисленных регионов снова пригласили врачей. Тогда же в Тибет из Индии пришли учения Будды о медицине. Это совпало с прибытием в Тибет Падмасамбхавы и учений ньингма.

В то время шли серьёзные дебаты о том, какой буддизм и какую медицину принять в Тибете. Индийская буддийская система победила в обоих случаях – мы не будем вдаваться, по каким причинам. В те времена жил великий тибетский врач, и он объединил некоторые аспекты китайской и греческой медицинских систем, распространённых в Центральной Азии, с основными индийскими буддийскими учениями о медицине. Как и многие буддийские писания, эти медицинские тексты были сокрыты из-за сложностей того времени. Их открыли в XII веке, немного доработали и адаптировали к современным условиям. Именно эти доработанные тексты лежат в основе современной тибетской медицины.

Тибетская медицина пришла из Тибета в Монголию, на север Китая, в Сибирь и многие районы Центральной Азии, вплоть до Каспийского моря. По своей роли медицина и другие грани тибетской культуры подобны латинской культуре в средневековой Европе. Их влияние распространилось повсюду от Каспийского моря до Тихого океана и от Сибири до Гималаев. Этот была самая крупная цивилизация. Давайте рассмотрим саму тибетскую медицину.

Классификация болезней Arrow down Arrow up

Заболевания делятся на три группы. Первая – тщательно установленные заболевания. Например, генетические расстройства, врождённые дефекты и так далее. Тщательно установленные заболевания и изъяны берут начало в прошлых жизнях. С точки зрения тибетской медицины они очень трудно поддаются лечению. Можно лишь попытаться облегчить состояние человека. Так, если мы от рождения больны астмой, вылечить её будет очень сложно.

Следующая группа – болезни, которые возникают из-за иных обстоятельств . Это нарушения в организме, развившиеся в силу различных обстоятельств: окружающей среды, загрязнений, бактерий и разных других условий. Это обычные болезни, и поэтому тибетская медицина в основном занимается ими. Примером может служить астма, возникшая в более позднем возрасте из-за проживания в загрязнённом городе и многочисленных стрессов.

Третья группа буквально называется мнимые заболевания . К ней относятся психосоматические расстройства, а также болезни, которые тибетцы обычно считают вызванными вредными силами. Эта категория включает стрессовые состояния и нервные срывы, возникающие во время войн. Такие заболевания главным образом лечат с помощью различных ритуалов. Нам это может показаться немного нелепым, но, если рассмотрим пример из Африки, возможно, мы сможем это понять. Когда человек тяжело болен, его или её отношение к происходящему очень сильно влияет на иммунную систему. Это было описано и исследовано современной медициной. Если сообщество бодрствует всю ночь, танцует и совершает ритуалы, это даёт человеку ощущение, что каждый действительно поддерживает его, что очень сильно укрепляет дух больного и, в свою очередь, может повлиять на иммунную систему. То же может произойти и когда группа монахов или монахинь совершает для нас ритуал. Это укрепляет иммунную систему, и, следовательно, может привести к более скорому выздоровлению.

Болезни, возникающие из-за иных обстоятельств: пять элементов и три жизненных начала Arrow down Arrow up

Давайте рассмотрим второй класс болезней. Начнём с природы заболеваний. Тело обследуют с точки зрения равновесия пяти элементов либо трёх жизненных начал. Пять элементов – это земля, вода, огонь, ветер и пространство. Это не что-то отвлечённое, странное, никак не связанное с телом. Земля соответствует твёрдому аспекту тела, вода – жидкому, огонь – это тепло (включая тепло пищеварения и окисления), а ветер связан не только с газами в теле, но и с энергией тела, включая электрическую энергию нервной системы. Пространство соответствует пространственным аспектам тела: расположению органов, различным полым органам, например желудку и так далее. Болезнями считают нарушение равновесия элементов, когда что-либо не в порядке с системой пяти элементов.

Взгляд тибетской медицины на болезни с точки зрения нарушения равновесия трёх жизненных начал унаследован от греков, при этом как санскритское, так и тибетское слова буквально означают «то, что может разладиться». Жизненные начала – это три системы в теле, у каждой из которых пять составляющих. Для меня не очевидно, почему пять составляющих объединены в систему. Три главных системы называются ветром, желчью и слизью. Давайте рассмотрим их.

Ветер – это главным образом ветер в теле. Есть ветры верхней части тела: энергия входит и выходит из верхней части тела, когда мы глотаем, говорим и так далее. И также есть ветры нижней части тела: энергия входит и выходит из нижней части тела, например, с удержанием или высвобождением экскрементов, менструацией и оргазмом. Один из аспектов энергии связан с кровообращением и кровяным давлением. У нас также есть собственно физическая энергия, относящаяся к движению, а также различные виды энергий, связанных с сердцем.

Желчь соответствует некоторым аспектам пищеварения, например желчи печени, а также различным аспектам пигментации, например солнечному загару, гемоглобину, красным кровяным тельцам, и, кроме того, работе глаз.

Слизь соответствует слизистой и лимфатической системам тела. Она связана с простудами, заболеваниями носовых пазух и тому подобным, а также с жидкостями подвижных суставов – здесь я не уверен насчёт технического термина, принятого в западной медицине. Я думаю, это называется синовиальной жидкостью. Например, ревматизм и артриты – это расстройства слизи. Пищеварение – сложный процесс, к разным стадиям которого имеют отношение определённые аспекты ветра, желчи и слизи. Всё это очень сложные системы. Как я уже говорил, не так легко понять, как пять категорий каждого из трёх жизненных начал объединены в одно жизненное начало.

Считается, что болезни – это нарушения равновесия этих трёх жизненных начал, то есть одно из них может быть слишком сильным или слишком слабым. Это могут быть простые расстройства или расстройства сразу нескольких систем. Тибетская медицина холистическая, то есть лечит тело в целом, так как все системы тела взаимосвязаны.

Есть разные классификации заболеваний. Иногда кровь считают четвёртой системой, в которую также включают мускулатуру организма. В рамках такой классификации мы можем выделить в одну категорию заболеваний расстройства систем желчи, крови и тепла, а в другую – расстройства ветра, слизи и холода. Тибетцы часто рассматривают заболевания с точки зрения того, «горячие» они или «холодные», но я не знаю точно, что именно они подразумевают под горячим и холодным. Это, определённо, не имеет отношения к температуре тела.

Причины заболеваний Arrow down Arrow up

В целом, болезни могут быть связаны с питанием: пища, которую мы едим, нам вредна или слишком жирная – или с поведением, например, мы выходим на холод, не одевшись как следует. Сидение на холодной земле или на холодном, мокром камне – верная причина проблем с почками. Заболевания могут быть вызваны маленькими организмами: бактериями или микробами. О том же говорит и западная медицина. Однако помимо этого тибетская медицина считает, что мы можем исследовать причины болезней на более глубоком уровне. Я думаю, что с нашей точки зрения, вероятно, наиболее интересно и полезно в тибетской медицине то, что основной глубинной причиной физического расстройства является расстройство эмоциональное и умственное.

Если мы хотим полностью преодолеть болезнь, нам необходимо равновесие на всех уровнях, особенно на эмоциональном, или умственном, уровне. Есть три основные беспокоящие эмоции, или состояния ума. Первая – страстное желание и привязанность. Это невротическое желание ощущается как «я должен получить это, и, если не получу, я сойду с ума». Вторая – гнев. Третья – наивная закоснелость и упрямство. Они связаны с расстройствами трёх жизненных начал. Страстное желание вызывает расстройства ветра, гнев – расстройства желчи, закоснелость – расстройства слизи. Это очень интересно. Давайте остановимся на этом подробнее.

Отличительным признаком расстройств ветра очень часто служит сильная нервозность. Расстройства ветра связаны с повышенным кровяным давлением. Кроме того, у нас возникает давящее ощущение в груди. У нас, что называется, разбитое сердце; мы в сильном унынии. Это очень распространённые расстройства, вызванные страстным желанием. Например, если мы очень привязаны к высокому заработку, мы постоянно работаем, у нас развивается высокое кровяное давление и мы постоянно нервничаем. Если мы к кому-нибудь очень привязаны и этот человек умирает или уходит от нас, наше сердце разбито. У людей, которые медитируют неправильно и слишком сильно на себя давят, также развиваются расстройства ветра. Когда мы слишком сильно на себя давим – в любой деятельности, – это сжимает энергии организма, что вызывает напряжение в груди, нервозность, паранойю и прочее. «Нервный» кишечник и «нервный» желудок – тоже расстройства ветра. В их основе лежат психологические причины – слишком сильные привязанность и желание.

Расстройства желчи вызваны гневом. Язва, когда в желудке слишком много желчи, связана с очень сильным гневом. Когда мы злимся, мы краснеем. Желчь влияет на пигментацию. Мы желтеем от зависти и краснеем от гнева. Также бывают желчные головные боли, которые часто возникают, когда мы сердиты, – жжение в затылке и сердце.

Слизь связана с наивностью и закоснелостью. Мы упрямо держимся за те или иные представления и не хотим никого слушать. Либо наше сердце закрыто для определённых людей, поскольку мы не хотим с ними иметь дело. Подобно тому как закрыты наши ум и сердце, закрыты наши носовые пазухи, и у нас проблемы с пазухами, либо проблемы с грудной клеткой, такие как пневмония или астма, либо наше тело закрыто и сковано артритом или ревматизмом. Тело отражает негибкость ума.

Хотя такой подход, возможно, не совсем точен, мы можем применять подобное мышление и к другим заболеваниям. Часто мы обнаруживаем саморазрушительное отношение людей, заболевших раком. После того как умерла моя тётя, у дяди не было желания жить. Его образ жизни становился разрушительным, и довольно скоро у него развился рак – заболевание, при котором тело само себя разрушает. Он умер в течение года. Можно подумать, что его состояние ума отразилось саморазрушением организма при раке. Конечно же, это не будет справедливо в каждом случае заболевания раком, однако, это даёт интересную пищу для размышлений.

При заболевании СПИДом организм не способен защищаться. Некоторые люди, больные СПИДом, не могут противостоять привязанности к наркотикам или беспорядочному сексу. Так же как они не властны над своими желаниями, их тело не может самостоятельно защитить себя от чего бы то ни было. Я считаю этот аспект тибетской медицины наиболее вдохновляющим, помимо практического применения медицины.

Диагностика болезней Arrow down Arrow up

Давайте перейдём к самой медицинской системе. Чтобы поставить диагноз, врач задаёт вопросы, осматривает пациента и измеряет пульс. Тибетцы не уделяют много внимания вопросам о том, что нас беспокоит. Основное внимание на зрительном обследовании и измерении пульса. Осматривают язык, но гораздо важнее – визуальное обследование мочи. Врач исследует первую утреннюю мочу. Её приносят в прозрачном или белом контейнере, и врач взбивает её палкой и анализирует множество характеристик. Во-первых, цвет мочи, затем – тип пузырьков, которые образуются при взбивании: насколько они большие и как долго сохраняются. Когда они рассеиваются – как они рассеиваются, есть ли маслянистость? Жидкая моча или густая? Есть ли осадок? Также исследуют запах. Если врач изучает мочу сразу же утром, то он или она также может проследить за изменением цвета по мере её остывания. Используя все эти показания, можно поставить довольно точный диагноз заболевания.

Исследование мочи – действительно замечательная система постановки диагноза, поскольку, как и в случае с исследованием пульса, врач принимает во внимание возраст и пол пациента, а также время года. Кроме того, врач учитывает, насколько моча старая. Благодаря этому можно ставить диагноз по моче двухнедельной давности. Это было очень полезно в Тибете, где родственники могли везти мочу больного к доктору на яке неделю или две. В современных условиях нам может понадобиться отправить её в Индию авиапочтой.

Также замеряют пульс. Это тоже очень сложно. Обычно доктор измеряет пульс тремя пальцами на запястье, немного выше большого пальца. Он или она давит каждым пальцем с немного разным усилием. Указательный палец чувствует поверхностный пульс. Средний давит сильнее, а безымянный – настолько сильно, насколько возможно. Врач слегка поворачивает каждый палец из стороны в сторону. Пульс замеряют на обоих запястьях. Таким образом, каждая сторона пальца «читает» диагноз различных органов тела.

Пульс измеряют циклами дыхания врача. В древнем Тибете не было наручных часов, поэтому врач считал пульс, например, за период, равный десяти циклам своего дыхания. Также врач исследует, что происходит с пульсом при нажатии. Пропадает ли он? Или он ясно прослеживается? Смотрит, как именно кровь идёт по артерии, чувствуя пульс тремя пальцами. Также врач обращает внимание на «рисунок» пульса. Перекатывается ли он? Идёт ли острыми пиками? Вьётся ли из стороны в сторону? Много разных вариантов. Разумеется, необходимо, чтобы у врача были очень чувствительные пальцы. Хотя исследование пульса есть в индийской аюрведической традиции, у которой индуистские корни, а также в китайской медицине, в каждой из систем его измеряют по-разному. Исследование мочи, похоже, встречается только в тибетской системе.

Лечение Arrow down Arrow up

Проанализировав всё это, врач может поставить диагноз. Затем нам необходимо лечение. Оно включает диету, изменение поведения и приём лекарств, однако есть и другие способы лечения различных состояний, например акупунктура и моксатерапия – прижигание определённых участков тела.

Питание

Если у нас расстройство ветра, нам будут вредны некоторые продукты. Так, кофеин, содержащийся в кофе, усиливает заболевания ветра. Мы очень нервные, и наше кровяное давление высокое. Чечевица, как и бобы, производит ветер – на это указывает повышенное образование пищеварительных газов. При желчных расстройствах вредны яйца и жирная или жареная пища. При заболеваниях слизи мы избегаем молочных продуктов и риса, поскольку они производят слизь. На Западе мы тоже обращаем на всё это внимание. Другие продукты при подобных заболеваниях могут быть очень полезны. Например, при расстройствах слизи полезно пить горячую воду, так как она вымывает слизь.

Изменение поведения

По поводу изменения поведения, если у нас расстройство ветра, важно находиться в тепле и общаться с любящими друзьями. При заболеваниях ветра отлично помогает смех. Если мы очень расстроены или нервничаем, смех облегчает это состояние. Также очень полезно смотреть вдаль, в открытое пространство. Кроме того, мы избегаем находиться перед вентилятором или на улице при сильном ветре. Часто люди обнаруживают, что из-за мощных механизмов, которые сильно шумят, например газонокосилок или кондиционеров, они становятся более нервозными. При расстройствах желчи очень полезно оставаться в прохладной среде и избегать прямого солнца. При расстройстве слизи очень полезно делать физические упражнения и находиться в тепле. Это добавит гибкости суставам и поможет избавиться от слизи.

Лекарства

Приём лекарств – основа лечения в тибетской медицине. Лекарства делают в основном из трав. Кроме того, в их состав входят различные минеральные вещества и прочее. Каждый из лекарственных препаратов содержит пятьдесят и более составляющих. Обычно их смешивают и размельчают, делая из них пилюли. Пилюли надо разжёвывать и запивать горячей водой. Если их просто проглотить, скорее всего, они пройдут через нас, не растворившись. Они очень твёрдые. У тибетцев очень сильные зубы. Если нам сложно жевать пилюли, мы можем обернуть их во что-нибудь наподобие платка и разбить молотком.

Лекарства принимают за полчаса до еды либо спустя полчаса после еды. Иногда врач прописывает четвёртую пилюлю, которую следует принимать примерно в четыре часа дня, так как обедают тибетцы в полдень. Здесь, в Мексике, и других латинских странах, если вам прописали четыре разных лекарства, то, которое предназначено для приёма в обед, вам следует принять в полдень, а предназначенное для приёма в четыре часа дня – после обеда.

Одно из существенных преимуществ тибетской медицины – почти во всех случаях у неё нет побочных эффектов, хотя исключения встречаются. Однако это немного похоже на гомеопатические лекарства – не маленькими дозировками, а тем, что лекарство собирает болезнь в одну часть тела, концентрирует её, а затем уничтожает. Из-за этого во многих случаях, хотя и не всегда, болезнь сначала немного усугубляется. Это просто знак того, что лекарство собирает болезнь, чтобы её уничтожить. Необходимо набраться терпения и пройти через эту начальную стадию.

Принимая лекарство, важно разжевать его – не только чтобы правильно переварить, но и чтобы почувствовать вкус. Он обычно ужасен. Лекарства могут иметь вкус, который невозможно было себе представить. Вкус важен, так как он стимулирует выделение различных секретов во рту и в пищеварительном тракте. Стимулировать организм к выделению различных ферментов и прочего – часть действия лекарства. Необходимо терпимо относиться к его вкусу.

Интересно, что пищу и различные ингредиенты тибетской медицины классифицируют по вкусу, а не по пяти стихиям или инь и ян, как принято в китайской классификации, и не по трём качествам – раджасу, саттве и тамасу, – как в аюрведе. Тибетские врачи классифицируют их по основному вкусу и послевкусию. При различных типах заболеваний подходят определённые вкусы.

Также существует система примерно восемнадцати качеств пищи и трав. Здесь интересно, что место, где растёт пища или травы, влияет на их качества. Качества произрастающих в ветреном месте будут отличаться от качеств тех, которые растут в сухом. Выращивать лекарственные растения очень сложно, поскольку они должны расти в естественной для них среде.

Массаж и акупунктура

Тибетская медицина не уделяет много внимания массажу. При некоторых заболеваниях больного натирают лекарственным маслом, однако при этом не делают мануальный массаж. Тибетская медицина не работает с аурой, как японская система рэйки. Однако в ней есть акупунктура, отличная от китайской. Отличия – в точках и описании каналов, по которым энергия течёт через тело. Кроме того, отличаются иглы. Тибетцы используют иглы из различных материалов. Наиболее распространены золотые иглы. Их помещают в мягкую часть макушки, стимулируя различные нервы. Это делают, например, при эпилепсии.

Прижигание

Мокса – это применение жара, или прижигания, к различным участкам тела. Используются те же точки, что и для акупунктуры. На высокогорье, в холодных местах мокса более действенна; в низинных, более тёплых местах при прочих равных условиях эффективнее иглы. Тем не менее, при некоторых заболеваниях рекомендуют моксатерапию.

По теории этого метода течение энергии через главные каналы может быть заблокировано, и, прижигая или стимулируя эти точки иглами, врач устраняет блокировку. Прижигать можно с применением различной степени тепла. Самая мягкая форма – при помощи определённого камня, который помещают на деревянную подставку. Это белый камень с чёрными полосками, который называется камнем зи , – особенный тибетский камень. Его нагревают трением о деревянную доску, после чего помещают на особую точку тела. Это очень действенно. Меня лечили так при различных заболеваниях, вероятно, раз сто. Давайте я расскажу вам об этом подробнее.

У меня возникли ранние признаки артритного ревматизма – стали появляться болезненные уплотнения в плечах и коленях. Врач дал мне лекарство, которое собирает в этих болезненных точках то, что тибетцы называют «лимфой», а затем прижёг эти точки. Он проводил курс лечения три или четыре года. Прижигание не так страшно, похоже на ожог сигаретой, и не так больно, хотя и выглядит как нечто средневековое. Я не знаю, как описать это с точки зрения западной медицины, однако моё объяснение таково, что это была какая-то опухоль в лимфаузлах суставов или, возможно, проблема с синовиальной жидкостью в суставах. Как бы то ни было, когда врач прижёг эти точки, жидкость, вызывавшая болезненное давление внутри, образовала волдырь, поскольку сразу после прижигания боль прекратилась. Другая моя версия: когда тело прижигают в определённых точках, оно «посылает сигнал тревоги» и в это место прибывает огромное количество белых кровяных клеток, помогая вылечить всё, что в не в порядке, кроме ожога. Я нашёл это лечение очень полезным, болезнь прошла.

У меня было другое заболевание. Временами, когда вам приходится часто подниматься в гору и затем спускаться, сухожилие начинает тереться о кость в колене. Это очень болезненно. Я обратился к западному врачу, и он сказал: «Просто обматывайте колено эластичным бинтом перед прогулкой». Большое спасибо. Я обратился к китайской акупунктуре, и это не помогло. Наконец я вернулся в Индию и встретился со своим тибетским врачом. Он сделал прижигание в двух точках: на колене и в верхней части ноги, и я полностью выздоровел. То есть я на личном опыте обнаружил, что моксатерапия – это очень действенный вид лечения.

Более сильный тип прижигания делают с помощью железной или серебряной палочки, раскалённой на углях докрасна. Я видел, как этот метод применяют при проблемах с позвоночником, когда что-то не в порядке с межпозвонковыми дисками или позвоночник искривлён. Врач прижигает в определённых точках рядом с позвоночником, и это вызывает такой шок организма, что он автоматически исправляет себя. Опять же, это выглядит очень по-средневековому, однако работает.

Ещё более сильный тип прижигания – с помощью маленького конуса из особой пасты. Он медленно горит. Такое прижигание применяют при очень тяжёлых артритах и ревматизмах, когда человек не может пошевелить конечностями.

Другие виды лечения

Есть несколько мазей, которые изготавливают из растительного или сливочного масла, смешанного с различными травами. Их используют при проблемах с кожей. Есть даже травяные клизмы, которые полезны при расстройствах нижнего отдела кишечника. Также есть особые порошки, которые вдыхают, подобно нюхательному табаку, при проблемах с носовыми пазухами. Кроме того, тибетцы широко используют горячие минеральные источники.

Обучение Arrow down Arrow up

Тибетская медицинская система требует длительного обучения. Врачи обычно учатся семь лет. Их учат лечить не только людей, но и животных. Они изучают как медицину, так и фармакологию. Они учатся определять лекарственные растения, собирать их и изготавливать лекарства.

Астрология Arrow down Arrow up

Тибетская медицина также в некоторой степени включает изучение астрологии. Один из аспектов тибетской астрологии – животное, соответствующее году рождения. Считается, что у каждого животного есть дни недели, которые поддерживают жизнь, и есть смертельные. Если врач планирует какие-то сложные процедуры, например прижигание, то, если позволяет время, он обращается к астрологии, чтобы выбрать наиболее благоприятный для этого день недели. Подобное не всегда возможно: иногда нужна неотложная помощь и времени недостаточно.

Хирургия Arrow down Arrow up

В древние времена в тибетской медицине существовала разновидность хирургии. В текстах есть изображения хирургических инструментов. Но однажды врач сделал операцию на сердце царице, и операция прошла неудачно. После этого операции и хирургическое вмешательство были запрещены. Тибетская медицина может лечить с помощью трав многие заболевания, требующие на Западе хирургической операции, например аппендицит. Если мы попали в автомобильную аварию, тибетская медицина может помочь вправить кости; есть очень хорошие лекарства, применяющиеся при шоке и для ускорения процесса заживления; однако, если нам действительно необходима операция, лучше обратиться к западным врачам.

То есть нам не следует возлагать все надежды на одну медицинскую систему. Различные медицинские системы мира полезны в определённых случаях. Есть заболевания, которые тибетская медицина никогда не могла лечить, например оспа и туберкулез. Однако она прекрасно справляется с тем, что не лечит западная система, например с артритами и гепатитами. Некоторые типы рака, хотя не все, хорошо поддаются лечению средствами тибетской медицины. Даже если тибетская медицина не вылечит рак, она способна уменьшить боль и улучшить качество жизни умирающего человека.

Современная адаптация Arrow down Arrow up

Ещё очень интересно, что в древних текстах предсказано появление в будущем новых болезней. Теперь есть такие заболевания, как СПИД, а также заболевания, связанные с загрязнением окружающей среды. Формулы для составления лекарств приведены в текстах, но они неясны. Д-р Тензин Чоедак известен не только как главный врач Его Святейшества Далай-ламы, но и как человек, который расшифровал эти формулы и составил новые лекарства.

Многие из этих лекарств сделаны из обезвреженной ртути. Их готовят с использованием других ингредиентов на протяжении нескольких месяцев, очень медленно обезвреживая. Эти лекарства оказались очень полезными при заболеваниях, связанных с загрязнением окружающей среды, а очень многие современные болезни вызваны именно этой проблемой. Также они были весьма успешны при лечении людей, заражённых во время бхопальской химической катастрофы в Индии. Несколько лет назад мне выпала честь сопровождать д-ра Тензина Чоедака в его поездке в Россию по приглашению российского министра здравоохранения, когда он впервые применил своё лекарство, помогая жертвам радиоактивного облучения в Чернобыле. Первые результаты были весьма обнадёживающими. Таким образом, хотя тибетская медицина стара и сложна, она способна адаптироваться к современным заболеваниям и быть очень полезной в случае многих расстройств.

Реалистичное отношение к лечению Arrow down Arrow up

Обращаясь к тибетской медицине, нам не следует ждать чудес. Необходимо учитывать карму. Если два человека с одним и тем же заболеванием принимают одинаковое лекарство, не исключено, что оно поможет одному, но не поможет другому. Это зависит от множества факторов. Один из них – кармические связи из прошлых жизней с определённым типом медицинского лечения и конкретным врачом. Если человек не создал кармических сил быть исцелённым от болезни, то, независимо от врача или лекарства, ничто не поможет. Обращаясь к любой медицинской системе, включая тибетскую, следует быть реалистичными. Нам также необходимо положительное отношение, поскольку состояние ума, определённо, влияет на иммунную систему. Однако не нужно ожидать чудес, а затем, если чуда не произошло, как нам того хотелось, судить врача.

Манла - Будда Медицины

Meтод йоги был дан Гуру Падмасамбавой в собрании наставлений «Драгоценное Сокровище". Он был дарован тем, кто занимался врачеванием, для совершенствования в диагностике и лечении пациентов. Этот метод особенно важен в эпоху пяти упадков. Дхармакайя, чистая мудрость всеведущего ума, скреплена бесконечным состраданием к живым существам, в связи с чем она проявляется в различных видах для устранения многочисленных препятствий на пути к освобождению. Такие божества как Семь Будд Медицины способствуют устранению препятствий в достижении временного счастья и, более того, совершенного счастья просветления. Йога Семи Будд Медицины является мощнейшим средством не только для лечения болезней, но и для очищения живых и умерших. Умершим существам она помогает очиститься от страданий. Эта практика может также помочь в достижении всех временных и абсолютных целей.

Семь Будд Медицины приносят успех потому, что в далеком прошлом, еще будучи практикующими бодхисаттвами, они дали слово помогать всем существам, живущим в эпоху упадка, когда в этот мир пришел Будда Шакьямуни, в исполнении их чаяний и молитв... Они зародили в себе сильнейшее желание достичь просветления именно по этой причине. Поэтому очень важно ежедневно обращаться с молитвой к Будде Медицины — это поможет на только излечиться от болезней, но и достичь успеха в практике Дхармы и другой деятельности. Поскольку святая речь Будды нерушима, мы можем опереться на силу Будды Медицины, быстро дарующую благословение живым существам в нашу эпоху упадка. Вознося молитвы Буддам Медицины, мы обретём возможность добиться быстрого исполнения наших желаний. Достаточно услышать имя Будды Медицины или его мантру, чтобы закрыть двери рождений в низших мирах, поэтому у нас не должны возникать сомнения в пользе этой практики.

Согласно Сутре Будды Медицины "Сияние Голубого Берилла " (Бендурья-Онбо), Учитель Будда Шакьямуни спросил своего ученика Ананду:

"Веришь ли ты моим наставлениям, качествам этого Татхагаты?"

Кунгаво ответил:

"Бхагаван, у, меня нет сомнений в Твоем Учении. Почему? Потому что деяния святых тела, речи и ума Татхагаты всегда чисты и безошибочны".

Тогда Учитель Будда Шакьямуни изрёк:

"Ананда, любой, кто услышит святое имя этого Татхагаты, не упадет в низшие миры страдающих существ".

Сложные медитативные практики, связанные с Семью Буддами Медицины, проводятся в том случае, когда кто-либо серьезно заболевает. Считается, что эта молитва определяет исход болезни. Больные либо быстро выздоравливают, либо через день или два умирают в спокойном состоянии сознания (это лучше, чем продолжать жить, испытывая сильные боли).

Практика Будды Медицины очень сильна. Молитва к Будде Медицины очень эффективна в случае серьезных болезней; она проводится также и для обретения успеха в различных делах. Для тех, кто занимается врачеванием, очень полезно проводить двух- или трехмесячное затворничество по практике Будды Медицины. С помощью этого метода мы можем даже обрести способность к ясновидению. Так, к примеру, накануне прихода больного вы можете увидеть его во сне и поставить ему диагноз. Тогда на следующий день, когда пациент явится к вам наяву, вы пропишете ему нужное лекарство. Это является знаком достижения ясновидения. Другим знаком служит ваша способность, сосредоточившись на пульсе пациента, легко и безошибочно распознать его болезнь. Именно это позволяет вам назначить правильное лечение. Также, когда вы прощупываете пульс больного, в пространстве вокруг вас могут проявиться сонмы богинь, чтобы подсказать вам природу заболевания и методы его лечения.

В наше время упадка клиника болезней изменилась, появились новые болезни, диагностировать которые, а, следовательно, и лечить, современные врачи затрудняются. Это печальное явление предсказано еще Гуру Падмасамбавой. Обращаясь к Восьми Буддам Медицины (восьмой — Будда Шакьямуни), Манджушри сказал:

"Согласно данному вами в прошлом обету, даруйте, пожалуйста, особую мантру живым существам эпохи упадка, обладающим малой добродетелью, подавленным многими страданиями, болезнями и вредоносным воздействием духов. Пусть эти живые существа увидят Будд, и их желания исполнятся".

В ответ на просьбу Манджушри все Восемь Будд Медицины в один голос даровали мантру. Если все мы будем ежедневно читать мантру Будды Медицины, то все будды и бодхисаттвы обратят на нас внимание, подобно тому, как мать обращает внимание на свое любимое дитя. Ваджрапани, воплощение силы всех Будд, четыре стража и другие защитники будут всегда хранить и направлять нас. Мантра очищает нас также от отрицательной кармы, быстро устраняет страдание от болезней и усмиряет вредоносных духов. Её чтение принесет нам успех и исполнение всех наших желаний.

П рактика Будды Медицины

Молитва :

ЧОМ ДЕН ДЕ ДИЩИН ШЕПА ДЖА ЧОМПА/ ЯН-ДАГБАР ЗОГ БЕ САНГЬЕ МЕНЬГЕЛА БЕНДУРЬЯ ЁГИ ГЬЯЛБОЛА ЧАГЦЕЛО ЧОДДО КЬЯБСУЧО

Бхагавану, Татхагате, Архату, Полностью Просветленному, Гуру Медицины, Царю Бериллового Сияния, Тебе я поклоняюсь, делаю подношения и принимаю в Тебе Прибежище. (7 раз)

Длинная Мантра :

ОМ НАМО БХАГАВАТЕ БЕКАНДЗЕЯ/ ГУРУБЕНДУКЬЯ ПРАБХА РАНДЗАЯ/ ТАТХАГАТАЯ/ АРХАТЕ САМЬЯКСАМ БУДДАЯ/ ТАДЬЯ ТХА/ ОМ БЕКАНДЗЕЯ БЕКАНДЗЕ/ ЯМАХА БЕКАНДЗЕЯ РАНДЗА/ САМУДГА-ТЭ СОХА

Краткая маятра :

ТАДЬЯ ТХА/ ОМ БЕКАНДЗЕЯ БЕКАНДЗЕЯ/ МАХА БЕКАНДЗЕЯ РАНДЗА/ САМУДГАТЭ СОХА

Значение краткой мантры :

"Бекандзе" означает избавление от боли, "Маха Бекандзе" — великое избавление от боли. Согласно одному из толкований первого "Бекандзе", оно означает устранение не только страдания от болезней, но и всех страданий вообще. Здесь имеется в виду устранение страдания от смерти и нового рождения, причина которых в карме и омрачениях. В общем, первое "Бекандзе" избавляет от всех страданий тела и ума, включая старение и болезни. Второе "Бекандзе" устраняет все истинные причины страдания, которые являются не внешними, а внутренними, то есть, находятся в нашем уме. Это относится к карме и омрачениям. Именно внутренние причины ведут к тому, что такие внешние факторы как пища или пребывание на солнце становятся причиной заболевания. Всякий, кто создает негативную причину и ничего не предпринимает для её очищения, обязательно испытает её результат, подобно тому, как посаженное в землю семя обязательно прорастет, если с ним ничего не случится. Если есть причина и нет препятствий для этой причины, то, естественно, вскоре проявится и результат. Таким образом, второе "Бекандзе" относится к устранению причины страдания — кармы, созданной омраченным умом. Третья фраза - "Маха Бекандзе" или "Великое Избавление" — связана с устранением даже тонких отпечатков от омрачений, оставшихся в сознании.

В действительности мантра Будды Медицины включает в себя все этапы пути к просветлению. Первое "Бекандзе" указывает на путь существа низшего уровня, второе "Бекандзе" — на путь существа среднего уровня, "Маха Бекандзе" — на путь существа высшего уровня. Итак, в мантре Будды Медицины заключен весь путь к состоянию будды — с начала и до несравненного счастья полного просветления. Чтение мантры оставляет благие отпечатки в нашем сознании, и мы обретаем возможность осуществить весь путь, содержащийся в мантре. Благословение, которое наполняет наше сердце, помогает нам пройти все этапы пути к просветлению, который обозначен словами "Бекандзе, Бекандзе, Маха Бекандзе". Слог ОМ состоит из трёх букв — а, о, ма, которые соответствуют чистым Телу, Речи и Уму Будды Медицины. Осуществление полного пути к просветлению очищает наши нечистые тело, речь и ум и преобразует их в чистые Тело, Речь и Ум Будды Медицины. Затем мы становимся совершенным проводником для живых существ. Благодаря своему всеведущему уму мы обретем возможность безошибочно видеть уровень сознания каждого живого существа и неустанно определять подходящие для них методы, с тем, чтобы последовательно вести к несравненному счастью полного просветления. Мы обретем совершенную способность проявляться в различных формах и находить нужные методы для помощи живым существам, включая даяние им материальных благ, образования или Учения Будды. Всех живых существ, у которых созрела карма совершенных в прошлом благих действий, мы сможем незамедлительно повести за собой к просветлению.

Как использовать мантру в момент смерти . В момент смерти очень важно молиться Будде Медицины, произносить имена Будд Медицины и читать мантру Будды Медицины. Благоприятно начитываать на ухо умирающему человеку или животному священное Имя Будды Медицины и Его мантру с мотивацией бодхичитты. Это предотвратит их перерождение в низших мирах. Если умирающий уже не в состоянии слышать мантры, то, произнеся их, подуйте на тело или на благовония, которые затем можно приложить к тепу.

Как использовать мантру для освящения мяса или тел умерших . Благоприятно прочесть мантру и подуть на мясо, которое вы видите, а также останки умерших или старые кости, потому что это очищает кармические омрачения и позволяет существу переродиться в Чистых землях или высших мирах. Читая эту могущественную очищающую мантру перед едой и от всего сердца посвящая все заслуги тому животному, мясо которого вы собираетесь съесть, вы способствуете его быстрому переходу из низших миров в высшие. Даже если человек или животное умерли сотни или тысячи лет назад и их сознание находится в низших мирах, то чтение мантры возле их останков может перенести их сознание из низшего мира в чистый, или высший мир. Мы можем также подуть на воду, песок, благовония или порошок и рассеять их на костях или шкуре умершего существа. По крайней мере, это поможет сократить длительность их страданий в низших мирах.

Как использовать мантру для увеличения силы лекарства . После изготовления лекарства тибетские врачи (эмчи-ламы) используют медитацию на Будду Медицины и Его мантру для его освящения. Лекарство становится более эффективным, так как к силе всех составляющих его лекарственных трав и других ингредиентов добавляется духовная сила, которая может способствовать быстрому выздоровлению и очищению сознания. Чтение мантры делает лекарства, которые мы принимаем сами или даем другим, более действенными. Положите лекарство в чашу перед собой и визуализируйте над ним лунный диск. На лунном диске созерцайте слог ОМ синего цвета, окружённый слогами мантры Будды Медицины по часовой стрелке. Во время чтения визуализируйте, что из каждого слога истекает нектар и растворяется в лекарстве. Затем слоги и лунный диск также растворяются в лекарстве, которое становится очень сильным и могущим излечить все болезни и устранить действия злых духов, а также их причины — отрицательную карму и омрачения. Если вы, например, лечите больного раком, представьте, что лекарство обладает особым свойством излечить это страшное заболевание. Чем сильнее будет ваша вера и чем больше вы начитаете мантру, тем мощнее станет лекарство.

Как заниматься практикой Будды Медицины во благо больного или умирающего человека или животного . Визуализируйте над больным Семь Будд Медицины, которые находятся друг над другом:

Прославленное Сияние Превосходных Знаков,
Царь Мелодичных Звуков, Блестящее Сияние Способностей,
Царь Безупречного Совершенного Золота, Сияющее Сокровище, Исполняющий Все Свои Обеты,
Царь Высшей Славы, Освобождающий от всех Страданий,
Мелодичный Океан Провозглашенной Дхармы,
Царь Ясного Света, Полностью Наслаждающийся Высшей Мудростью Океана Дхармы,
Учитель Медицины — Царь Бериллового Сияния.

Сначала визуализируйте, что нектар, исходящий от первого Будды, очищает от отрицательной кармы и омрачений всех живых существ. Прочитайте имя каждого из Будд Медицины семь раз и созерцайте, как каждый из них растворяется друг в друге. Дойдя до седьмого Будды Медицины, начните читать мантру и снова визуализируйте процесс очищения. Созерцайте, что в результате этого очищения в потоке сознания больного существа не осталось ни следа от отрицательной кармы, а тело и его стало спокойным и чистым, как кристалл. Затем Будда Медицины, преобразуясь в поток света, paстворяется в теле больного и освящает его тело, речь и ум, в результате чего больной становится единым с Буддой Медицины. Созерцать такое единство крайне важно. Вы можете представить себе, что от Будды Медицины ко всем живым существам исходят лучи света и очищают их. Особенно это необходимо тем, кто болен раком, СПИД ом и другими тяжелыми болезнями. Визуализируйте над головой каждого живого существа Семь Будд Медицины, которые их очищают. Сосредоточьтесь на больном человеке, но думайте, что Семь Будд Медицины также находятся над головой каждого живого существа. Если человек умирает, вы должны визуализировать Будду Медицины, из сердца которого исходит луч света в виде трубки и становится каналом внутри умирающего. Полый внутри, закрытый на конце канал располагается внутри человека, проходя от макушки до низа пупочной области. Красные лучи с крюком на конце исходят из сердца Будды Медицины и захватывают сознание умирающего, которое вы представляете в виде капли белого цвета размером с горчичное зерно. Причем, эта капля является не плотной и конкретной, а целиком состоящей из света. Красные лучи захватывают крюками сознание и через канал приносят его в сердце Будды Медицины. После растворения сознания в сердце Будды Медицины оно вновь проявляется в цветке лотоса в чистой земле Будды Медицины. Там сознание человека получает наставления или предсказания о просветлении от самого Будды Медицины. Если вы обладаете сильным состраданием и способностью к полному сосредоточению во время такой медитации, то вы сможете помочь умирающему избежать перерождения в низших мирах. Заниматься данной практикой может тот, кто имеет посвящение (ванг) Будды Медицины. После получения посвящения необходимо каждый день выполнять данную практику. Даже те, кто не имеет посвящения, но полны желания помочь живым существам, могут с успехом заниматься этой практикой. Восьмого числа каждого месяца по лунному календарю в дацанах Буддийской традиционной Сангхи России читается молебен Будды Медицины (Отошо хурал).

Да будет благо!

Садхана Будды Медицины

Визуализация . Выполняя твою просьбу, из сердца и святого тела Царя Медицины исходят бесчисленные лучи света, полностью наполняя твое тело с головы до ног. Они очищают тебя от всех болезней и загрязнений, вызванных духами и их причинами, от всей твоей негативной кармы и омрачений. Твое тело обретает природу света, очищается и становится ясным и прозрачным, как кристалл. Лучи света струятся вниз по твоему телу еще дважды, каждый раз наполняя его блаженным прозрачнейшим светом, который ты в себя впитываешь. В сердце Будды Медицины возникают лотос и лунный диск. В центре лунного диска пребывает синий семенной слог ОМ, окруженный слогами мантры. Начитывая мантру, визуализируй лучи света, исходящие во всех направлениях из слогов в его сердце. Лучи света пронизывают живых существ всех шести миров. Благодаря твоей великой любви — желанию, чтобы они обрели счастье — и благодаря твоему великому состраданию — желанию освободить их от страданий — они очищаются от всех болезней, от загрязнений, вызванных духами и их причинами, от всей своей негативной кармы и омрачений.

Начитывание мантры

ОМ НАМО БХАГАВАТЕ БЕКАНДЗЕ/ ГУРУ БЕНДУ-РЬЯ ПРАБХА РАНДЗАЙЯ/ ТАТХАГАТАЙЯ/ АРХАТЕ САМЬЯКСАМ БУДДАЙЯ/ ТАДЬЯТХА/ ОМ БЕКАНДЗЕ БЕКАНДЗЕ/ МАХА БЕКАНДЗЕ РАНДЗА/ СА-МУДГАТЕ СОХА

Краткая мантра

ТАТХАГАТАЙЯ/ АРХАТЕ САМЬЯКСАМ БУДДАЙЯ/ ТАДЬЯТХА/ ОМ БЕКАНДЗЕ БЕКАНДЗЕ/ МАХА БЕКАНДЗЕ РАНДЗА/ САМУДГАТЕ СОХА

Ощути великую радость и подумай: Все живые существа преобразуются в аспект Гуру Будды Медицины. Как прекрасно, что я могу привести всех живых существ к просветлению Будды Медицины.

Упрощенная медитация . Представляя Гуру Будды Медицины над макушкой своей головы, семь раз обратись к нему со следующей просьбой, затем перейди к начитыванию мантры и визуализации.

Совершенный разрушитель всех омрачений,
Совершенный Будда, полностью постигший
Абсолютную истину всех феноменов, Будда
Ман-гьи-ла Бендурья О-гьи Гьял-по-ла,
перед Тобой простираюсь,
Ищу в Тебе прибежище и делаю Тебе подношения.
Да созреет Твой обет принести благо всем существам
Во мне и других.

Упрощенная визуализация (сопровождается начитыванием мантры)

Очищающие лучи света струятся из сердца Гуру Будды Медицины и его святого тела, излечивая тебя от болезней и загрязнений, вызванных духами и их причинами, а также от всей негативной кармы и омрачений. Твое тело полностью наполняется светом и становится прозрачным и чистым, как кристалл. Затем лучи исходят во всех направлениях, очищая от болезней и загрязнений всех матерей — живых существ. Гуру Будда Медицины превращается в свет и растворяется в твоем сердце.

П освящение

В силу этих заслуг да завершу я
Подобные океану деяния сынов Победоносных.
Да стану я святым спасителем, прибежищем
И помощником живых существ,
Множество раз проявлявших доброту ко мне
в прошлых жизнях.

В силу добродетели, накопленной усердием в этой практике,
Пусть все живые существа, которые видят, слышат,
Касаются или помнят меня — даже те,
кто произносит мое имя -
Мгновенно освободятся oт страданий и обертут
вечное счастье.

Подобно тому как всех существ, наполняющих пространство,
Охватывает сострадание Гуру Будды Медицины,
Да я стану я также проводником живых существ,
Обитающих в десяти сторонах света.

В силу этих заслуг да стану я быстро
Гуру Буддой Медицины
И приведу всех и каждое живое существо к состоянию
просветления.

Б удду Медицины называют Исцеляющим Учителем Лазуритового Сияния (Бхайшаджьягуру Вайдурьяпрабхараджа). В Тибете существовало поверье, что достаточно только прикосновения, обращения с искренностью к образу Будды Медицины, чтобы наступило исцеление.

Подобно Будде Шакьямуни он облачен в монашеские одежды и сидит в позе лотоса. На тханках тело его изображают темно-синим цветом, излучающего лазуритовое сияние (согласно «Бхайшаджьягуру-сутре»).

Лазурит (санскp. vaidurya) – минеpал, имеющий насыщенный синий цвет, с крошечными золотистыми прожилками, который с незапамятных времен был связан с исцелением больных.

Его левая рука в мудре медитации держит чашу для подаяний, наполненную нектаром долголетия, правая рука с открытой ладонью покоится на колене в мудре, дарующей благословения и держит стебель миробалана (известного как царя среди лекарств, излечивающих физические недуги, а также три корневых яда: неведение, гнев и привязанность). Также как Будда Шакьямуни, Будда Медицины наделен тридцатью двумя основными и восемьюдесятью второстепенными признаками Будды.

Считается, что Будда Медицины передал людям Четыре Тантры Исцеления, которые вошли в основу тибетской медицины. В них изложены методы излечения более 400 видов физических и ментальных заболеваний, объяснены их источники, и даны cимптомы этих заболеваний, причины возникновения, также способы диагностики, лечения и поддержания здоровья.

В Коренной Тантре говорится:

«Привязанность, гнев и неведение - это три причины, вызывающие разбалансировку соответственно трёх дош (ветра, желчи и слизи). Наряду с ними четыре способствующие условия времени, настроения, питания и образа жизни (поведения) - оказывают своё воздействие на усиление или истощение трёх доша. Затем разбалансировка (болезнь) распространяется по коже, увеличивается в плоти, движется по сосудам, накапливается в костях и спускается по плотным и полым органам».

Исполнение мантры создает особую вибрацию, воздействующую на энергетические каналы, расширяет и очищает ауру, усиливает жизненную энергию, в том числе мантра помогает преобразовать отрицательные эмоции и омрачения. Важное условие – непоколебимая вера в свои силы, истинное стремление достичь результата.

ओं भैषज्ये भैषज्ये महाभैषज्यसमुद्गते स्वाहा

Tejata Om Bekandzaje Bekandzaje Maha Bekandzaje Radza Samudgate Soha

Тадьята Ом Бекандзе Бекандзе Маха Бекандзе Радза Самудгатэ Соха

ОМ усиливает все другие мантры. Cимволизирует тело, речь, ум произносящего ее человека, а также тело, речь и ум Будды.

БЕКАНДЗЕ - «Исцеление».Избавляет от всех тяжелых страданий: болезней тела и ума, упадка жизненных сил, страдания смерти, страдания принятия повторного рождения, - причина которых в! карме и омрачениях.

Следующее БЕКАНДЗЕ устраняет истинные причины всех возникающих страданий - клеши, пребывающие в уме.

МАХА БЕКАНДЗЕ или «Великое Исцеление» убирает оставшиеся в глубине сознания тончайшие отпечатки омрачений.

В одной из основных сутр Будда Шакьямуни говорит своему близкому ученику Ананде: « Если живые существа (погружённые в пучину страданий сансары) слышат имя Татхагаты Исцеляющего Учителя Лазуритового Сияния и с предельной искренностью принимают его и помнят о нём, не имея никаких сомнений, тогда не падут они на путь плохих перерождений».

Разные вариации исполнения мантры.

Часто заболевания в современном обществе относят к неизлечимым вирусам. Многие теряют надежду и отчаиваются.

На первый взгляд непонятные слова, а большинству, покажется бессмысленный набор букв, таят в себе немыслимую силу способную превратить унынье в радость, боль в счастье. Мантры Будды Медицины излечат вирусы, скрытые для современной медицины. Лечат не только тело, но и дух. Обращение к излечению недуга нетрадиционным методом. Метод, лечащий множество болезней основан на чтении текста молитв. Неоднократно доказано – метод безотказный!

Чтение монахами текстов издавна сопровождается очищением организма, обретением нового очищенного перерождения души. Время жизни человеческой души зависит от чистоты и частоты очищения. Мантра медицины – древними монахами считалась добротным заклинанием изгоняющим недугу, хвори и страдания. Слушать, читать поучение мудрецов – важная обязанность людей желающих вести здоровый образ жизни.

Принесшего человечеству Четыре Тантры Исцеления называют – Исцеляющий Учитель Лазуритового Сияния (Бхайшаджьягуру Вайдурьяпрабхараджа).

Олицетворение человека сидящего в позе лотоса с чашей для подаяний в руке, наполненной до краёв нектаром долголетия. Издавна считается исцеляющим искренние прикосновение к образу Будды. Существует семь Будд Медицины, стоящих друг над другом:

  • Прославленное Сияние Превосходных Знаков
  • Царь Мелодичных Звуков, Блестящее Сияние Способностей
  • Царь Безупречного Совершенного Золота, Сияющее Сокровище, Исполняющий Все Свои Обеты
  • Царь Высшей Славы, Освобождающий от всех Страданий
  • Мелодичный Океан Провозглашенной Дхармы
  • Царь Ясного Света, Полностью Наслаждающийся Высшей Мудростью Океана Дхармы
  • Учитель Медицины - Царь Бериллового Сияния

Тантры гласят – недуги, болезни тела помрачение души заключены в трех первопричинах. Гнев, неведение и привязанность становятся источником разбалансировки двадцати пяти элементов содержащихся в равновесии. Находящиеся в равновесии частицы отвечают за благосостояние души и тела человека. Болен человек – значит один из элементов не в равновесии. Основная задача тантры заключается в приведения их к правильному расположению. Монахи утверждают, что писание способно излечить до четырехсот болезней.

Использование мантры

При исцелении визуализируются Будды медицины по иерархии. В процессе чтения имен необходимо учитывать факт – с каждым последующим чтением с больного уходят отрицательная карма, грязь. Тело, как и душа, наполняются чистейшими потоками света нисходящими ручьями с патры семи Будд.

Перед чтением мантры постоянно читается молитва-обращение:

«ЧОМ ДЕН ДЕ ДИЩИН ШЕПА ДЖА ЧОМПА/ЯН-ДАГБАР ЗОГ БЕ САНГЬЕ МЕНЬГЕЛА БЕНДУРЬЯ ЁГИ ГЬЯЛБОЛА ЧАГЦЕЛО ЧОДДО КЬЯБСУЧО».

И лишь теперь приступаем к непосредственному чтению и прослушиванию мантры Будды Медицины.

Существуют мантры медицины длинные и короткие и каждый вправе читать и слушать текст молитв, которые больше понравились.

Пример длинной мантры:

«ОМ НАМО БХАГАВАТЕ БЕКАНДЗЕЯ/ ГУРУБЕНДУКЬЯ ПРАБХА РАНДЗАЯ/ ТАТХАГАТАЯ/ АРХАТЕ САМЬЯКСАМ БУДДАЯ/ ТАДЬЯ ТХА/ ОМ БЕКАНДЗЕЯ БЕКАНДЗЕ/ ЯМАХА БЕКАНДЗЕЯ РАНДЗА/ САМУДГА-ТЭ СОХА».

Пример короткой мантры:

«ТЭДЬЯ ТА/ ОМ БЕКАНДЗЕ БЕКАНДЗЕ/ МАХА БЕКАНДЗЕ РАДЗА/ САМУДГАТЭ СОХА».

Мантра Будды Шакьямуни:

«ОМ МУНИ МУНИ МАХАМУНИЕ СОХА».

Прежде чем приступать к практическим действиям, которые поведут вас по пути целителя нужно немного побыть в роли слушателя. Посещение молитв, правильная медитация, обучение чтению – обязательные составляющие настоящего целителя. Обязательная составляющая молитвы заключается не в том, что бы прочесть текст, а в том, чтобы придерживаться интонации ударению, тембру.

Мантра медицины – писание на языке духов. Духи – дети природы и её составляющие. Важно слиться с природой, почувствовать ритм, слушать ее звуки с чистых источников. Пройдет немало времени прежде чем природа примет тебя как её составляющую и откроет свои секреты. Человек сможет пользоваться мантрами Будды медицины как инструментом против вируса, когда он стает частью самой природы. Делаем вывод: слушать природу – иметь мощное оружие против болезней.

Пользу и действительное исцеление придет лишь тому, кто искренне поверит в очищение, и будет:

  • Читать мантры Будды Медицины каждый день
  • Слушать наставников
  • Молится, избавившись от гнева
  • Искренние сочувствие больному
  • Точно соблюдать правила чтения
  • Знать текст на память

Роберт Сакс в течение последних 20 лет учился у выдающихся тибетских учителей и докторов, включая Доктора Лобсанга Рабгея. Он обучался практике Будды Медицины у Кхенпо Картхара Ринпоче - многоопытного тибетского ламы, проживающего в штате Нью-Йорк, США.

Каждый из нас обладает потенциальными качествами Будды, просветлённого существа. В отличие от обычных существ, просветлённое существо в полной мере проявило тот внутренний потенциал, который скрыт в каждом из нас. Наши просветлённые качества можно обозначить состоянием радужного тела, безграничностью ума и точным, но совершенно спонтанным, наполненным радостью действием. Наше радужное тело связано с полным осознанием того, чему учит Сутра Сердца: форма есть пустота, а пустота есть форма. Когда мы понимаем и ощущаем несубстанциональную природу всего того, что мы считаем трёхмерным твёрдым или реальным, мы достигаем состояния бесстрашия и безграничности наших возможностей. Мы становимся надёжным, безусловным источником защиты всех живых существ.

Состояние безграничности нашего ума достигается путём освобождения от жёстких идей, что в свою очередь приводит к раскрытию способности узнавать и понимать вещи ясно - такими, какими они являются на самом деле, от самых земных до глубоких и тонких явлений. Это естественное состояние нашего ума, которое описывается во всех текстах и комментариях.

Наконец, ощущая безграничность наших возможностей и будучи подготовленными к правильному восприятию любой жизненной ситуации, мы обретаем силу и уверенность жить и действовать для блага всех живых существ. Свободные от ограничений, наши взаимоотношения с миром наполняются свежестью, смыслом и радостью.

Что же мешает нам воспринимать мир именно таким? Очень давно, две безграничные кальпы тому назад, этот вопрос послужил стимулом к достижению Просветления для существа, ставшего впоследствии известным как Будда Медицины.

Достигнув Просветления и полностью раскрыв в себе просветлённые качества, о которых упоминалось ранее, Будда Медицины (тиб. Сангье Менла) увидел три яда, мешающие нам проявить наш внутренний потенциал: неведение, привязанность и агрессию. Говоря проще, мы не до конца понимаем, что происходит, или то, какими ресурсами мы располагаем. С таким ограниченным взглядом на вещи, мы создаём жёсткие идеи относительно всего происходящего, и когда кто-то бросает вызов нашему мировоззрению или всему тому, что мы делаем, исходя из наших жёстких идей, мы испытываем раздражение, негодование, видим в этом конкуренцию или даже угрозу. Будда Медицины смог также увидеть, что такой образ мышления и поведения оказывает влияние на всех уровнях бытия. Неведение, злость и привязанность являются причинами, по которым мы запутываемся в религиях, философиях, мировоззрениях, отмеченных различными уровнями этернализма и нигилизма. На повседневном же уровне они проявляются в выборе друзей, еды, занятий и так далее. Они являются источником всех наших драм, будь то духовных, эмоциональных или физических.

Для того чтобы исправить ситуацию, необходимо противоядие. Противоядие не означает устранение трёх ядов, но, в соответствии с традицией и поучениями Будды Медицины, подразумевает их преобразование. Каждый из ядов является скрытым, невротичным выражением трёх благородных качеств Просветления. Следовательно, преобразуя неведение, мы воссоздаём связь с нашим внутренним потенциалом, нашим радужным телом. Когда мы отпускаем привязанность к жёстким идеям, наши умы открываются своей безграничной природе. Когда мы перестаём воспринимать мир личностно и чувствуем близкую связь со всем сущим, соперничество сменяется радостью и всё, что мы делаем, становится спонтанным выражением нашей просветлённой природы.

Когда Будда учит, он даёт информацию и руководство как на абсолютном, так и на относительном уровне. На абсолютном уровне наибольшую пользу приносят поучения Дхармы - поучения о том, каким всё является на самом деле, направленные на искоренение источника всех проблем - трёх ядов. В конечном итоге, должно быть преобразовано наше видение. Духовные практики, которые давал Будда Медицины, конкретно направлены на устранение трёх ядов. Ведь если мы испытываем духовный, эмоциональный или физический дискомфорт, то нам необходимо изменить наше мироощущение, основанное на этих трёх ядах.

В то же время Будда Медицины смог увидеть, что мы, человеческие существа, находимся во власти наших впечатлений. Он увидел, что из-за нашего беспокойства, эмоциональных или физических проблем, мы не можем выйти из затруднительного положения и осознать важность практики Дхармы. И так, чтобы мы могли избавиться от отягощающих нас симптомов и состояний, Будда Медицины дал поучения о врачевании. Эти поучения от просветлённого источника были переданы через богов и других существ последующим поколениям.

Согласно исто-мифологии (область пересечения истории и мифологии) тибетских источников, Аюрведа, традиционная индийская медицина была передана йогинам Брахмой, который, в свою очередь, получил поучения от Будды Медицины. "Тантра сердца амброзии" или "«Гью Жи»" Тибета, написанная в XI веке великим врачом Юток Йонтеном Гёнпо, считается наиболее полной передачей поучений Будды Медицины. Единственной целью этих поучений было помочь существам преодолеть свои эмоциональные и физические проблемы, так чтобы они могли применять то, что приносит абсолютную пользу, что связывает их со своим просветлённым потенциалом.

Когда мы обращаемся к медицине древнего периода, то даже если она берёт своё начало от такого просветлённого источника, как Будда Медицины, наше высокомерие часто заставляет нас полагать, что всё это устарело и неприменимо в современном мире. И многих удивляет, что эти поучения, оказывается, включают в себя все аспекты медицины, известные на сегодняшний день: эмбриологию, педиатрию, геронтологию, пред- и послеродовую медицину, медицину для мужчин и женщин всех возрастов, психиатрию, хирургию и прочее. Рекомендации, которые даёт Будда Медицины, подразделяются на четыре общих категории или уровня: от наименьшего до наибольшего уровня вторжения в организм пациента. Мы начинаем с простых вещей и идём дальше, если состояние пациента требует более глубокого уровня внимания.

Первый уровень, о котором говорится в «Гью Жи», связан с необходимостью изменения образа жизни: соблюдением диеты, выполнением упражнений, релаксацией и отдыхом, соблюдением гигиены. Согласно тибетской Аюрведе, приблизительно 95 % всех симптомов болезней и недомоганий, которые мы испытываем, могли бы быть устранены, если бы мы внесли изменения в наш образ жизни соответственно нашей конституции (что по-тибетски называется «Ранг-Жин») и текущему состоянию организма. Какого рода изменения необходимо внести, определяет тибетский или аюрведический врач, который проводит диагностику пульса и урины, пальпацию, ведёт наблюдение за пациентом, использует подробную медицинскую историю (включая медицинскую историю родителей и астрологическую информацию). Результатом подобного исследования является понимание того, как у пациента сочетаются три основные энергии, называемые по-тибетски "ньепа" ("доша" на санскрите). Этими тремя энергиями являются: БЕКАН ("капха" на санскрите) - это физическая основа структур и тканей нашего тела; ЛУНГ ("вата" на санскрите) - это все наши движения: движение нашего ума от одной вещи к другой, движение крови в нашем теле, и даже то, как мы движемся из одного места в другое; ТРИПА ("питта" на санскрите) - это все преобразовательные процессы в нашем теле (такие как метаболизм). Особый способ сочетания этих трёх энергий определяет наше телосложение, то, каким образом мы обрабатываем информацию, какие эмоции у нас наиболее ярко выражены, и даже наши духовные наклонности. Согласно поучениям Будды Медицины, существует 84 000 комбинаций этих энергий. У людей они могут быть сведены к семи основным типам конституции. Знание того, как именно сочетаются основные энергии в нашем теле, поможет нам улучшить свою жизнь, сделать её менее напряженной и в большей степени способствующей доступу к нашему глубокому потенциалу.

Основываясь на знании того, как часто мы выпускаем ситуацию из-под контроля и только потом признаём, что не всё идёт так, как должно, Будда Медицины сделал вывод, что в этих случаях необходимо вмешательство на глубоких уровнях, - когда человек слишком слаб или болен, чтобы производить какие-либо изменения в своём образе жизни и вообще видеть от этого пользу. В подобных случаях становятся более уместными второй и третий уровни вмешательства - при условии, что в конце концов клиент начнёт вести правильный образ жизни и не окажется в аналогичной ситуации снова.

Второй уровень тибетской Аюрведы связан с процессами выведения токсинов из организма и восстановлением сил. Иногда нам необходимо освободиться от избытка загрязняющих наш организм веществ и других проявлений дисбаланса, прежде чем менять образ жизни. То есть необходима детоксикация. Для этого можно использовать травы, пищевые добавки и прочие детоксифицирующие препараты, массаж, гидротерапию, а также методы, известные в тибетской и индийской Аюрведе, такие как Пять Карм («Панча Карма» на санскрите, «Лен Нга» по-тибетски). К таким методам относятся клизмы, слабительные и рвотные препараты, носовые процедуры, пускание и очищение крови. И только после надлежащей детоксикации становится эффективным второй аспект этого уровня - восстановление сил. Для восстановления сил можно использовать травы, пищевые добавки, эссенции и выжимки (примером служат различные "чулены" и драгоценные пилюли в тибетской традиции и то, что в индийской традиции называется "расаяна"), массаж, гидротерапию с использованием тонизирующих трав и даже травяные клизмы. Однако восстановление сил может осуществляться и перед детоксикацией в тех случаях, когда человек настолько истощён, что для того, чтобы была польза от предполагаемого изменения образа жизни и детоксикации, необходимо сначала укрепить общее состояние организма. Такой подход к восстановлению сил наиболее уместен в нашей культуре, где очень часто люди, одержимые модными видами экстремальной диеты, истощают свой организм настолько, что для восстановления нарушенного баланса им необходимо заново укреплять иммунитет.

Так как этот уровень подразумевает определённое вторжение в организм, то здесь необходимы специальные познания и понимание со стороны врача. Особенно если врач начинает взаимодействовать с пациентом на физическом уровне, делая ему массаж, назначая различные очистительные процедуры. Считается, что он тогда начинает влиять на карму пациента, и такое взаимодействие имеет последствия как для пациента, так и для врачующего. Таким образом, считается, что на этом уровне важно, чтобы клиент чувствовал себя комфортно и доверял познаниям и этике врача.

Третий уровень тибетской Аюрведы подразумевает ещё большее вторжение в организм. Здесь речь идёт об экстренной медицине и устранении скрытых проблем, которые требуют радикального вмешательства. К этим методам относятся хирургия, акупунктура и прижигание ("тепловая" форма акупунктуры).

С точки зрения современных представлений о древнем мире может показаться чрезвычайно удивительным, что медицина в Индии, Тибете и других странах мира включала в себя хирургические процедуры, которые хотя и не основывались на развитой технологии, но были весьма подробно разработаны. Однако во времена нашего средневековья тибетская практика хирургии была на определённом этапе запрещена из-за того, что от операции умерла мать короля.

Тибетцы утверждают, что именно они открыли акупунктуру и научили ей китайцев. С другой стороны, существовала целая система акупунктуры в индийском варианте Аюрведы. Таким образом, кто первым открыл практику акупунктуры, остаётся неясным. Тем не менее, прижигание - форма акупунктуры, наиболее применимая для высокогорного сухого климата - сохранилась в качестве одной из возможностей лечения в тибетской Аюрведе.

Данные методы лечения применялись в последнюю очередь, - если, конечно, ситуация не была критической. Будда Медицины учил, что существуют тонкие энергетические системы, каналы и точки в теле. Если их перекрыть или неправильно стимулировать, это может привести в дальнейшем к проблемам и даже к фатальному исходу. Здесь в равной степени необходимы как мастерство, так и выбор времени лечения. Например, тибетская Аюрведа учит, что хирургическое вмешательство, осуществлённое в новолуние, даст плохие результаты. С другой стороны, есть определённые даты, такие как восьмой день лунного календаря или день Будды Медицины, которые весьма благоприятны. Должны также приниматься во внимание личные астрологические карты. И даже при использовании прижигания считается, что определённое время дня и время года лучше для решения тех или иных проблем. Конечно, в критической ситуации необходимо принимать меры тогда, когда это необходимо. Но всё же, если такая возможность есть, лучше подождать до более благоприятного для лечения периода.

И наконец, последний уровень, о котором говорится в «Гью Жи», - это духовная медицина. Этот уровень считается глубочайшим, подразумевающим наиболее сильное вмешательство.

Если верно утверждение о том, что наш способ восприятия мира определяет то, как мы в нём действуем по отношению к себе и другим, то, разумеется, изменение парадигмы или появление нового убеждения окажет на нас влияние на всех уровнях. Помогает ли новая парадигма или новые убеждения преобразовать три яда или только усложняет положение? Вопрос чрезвычайно важный, которому особенно мы на Западе уделяем, как правило, недостаточно внимания.

Следствием неправильных религиозных воззрений может стать изменение рациона и даже полное пренебрежение потребностями организма. Могут быть разрушены крепкие семейные, дружеские и любовные связи и даже пересмотрены взгляды на жизнь и на смерть. И также положительные изменения на этом уровне (когда мы начинаем принимать то, каким всё является на самом деле, в противоположность выдумкам и фантазиям) могут изменить нашу личную жизнь и взаимоотношения с людьми. Но в конечном счёте боль, чувство хаоса и неприятные ощущения, возможные в процессе изменений, должны способствовать ещё большей цельности нас как человека и отношениям любви между нами и другими людьми. Возможно, именно по этой причине великий учитель Гампопа уделяет так много места в своём "Драгоценном украшении Освобождения" убеждению учеников тщательно проверять учителей и учения. Слишком часто на Западе слышишь об учениках, забывающих о здравом смысле и бездумно бросающихся в объятия различных гуру, которые могут быть как добросовестными, так и не очень. Подобное неверие в собственные возможности и отречение от здравого смысла приводит, в конце концов, к губительному результату.

Наряду с относительно осознанным личным выбором и принимаемыми решениями в духовной сфере, Будда Медицины признавал, что иногда заложенные в нас предпосылки и даже врождённые ментальные склонности создают определённую почву для влияния на нас негативных сил. Здесь мы говорим об одержимости. Для нашего западного научного ума подобные представления могут показаться неуместными и устаревшими. Но я вспоминаю, как на одной из лекций по Дхарме говорилось о существовании 84 000 различных существ, большая часть которых невидима. Во вселенной существует гораздо больше невидимого, чем того, что можно увидеть.

Таким образом, на уровне духовной медицины «Гью Жи» учит различным методам, в которых либо пациент сам занимается размышлением и медитацией, либо врач делает медитации, совершает пожелания или даже изгоняет духов от лица пациента.

Наиболее важным на этом уровне является то, что каждому из нас необходимо как можно глубже осознать свою проблему и выявить причину недомогания и последующей болезни, взяв на себя определённую ответственность за то положение, в котором мы оказались. Здесь мы говорим о том, что необходимо обратить внимание непосредственно на наши склонности оказываться во власти трёх ядов. Такое личное осознание чрезвычайно важно, на какой бы уровень исцеления мы ни надеялись, и оно также важно в качестве отправной точки для изменения того, что мы можем изменить, чтобы нам больше никогда не пришлось столкнуться с тем, что мы испытываем сейчас. Какой бы уровень врачевания пациент ни получал, такое основание необходимо. На него опирается также духовная практика, помогающая преобразовать три яда. Медитационная практика, напрямую связанная с преобразованием неведения, привязанности и злости, включает в себя представление образа Будды Медицины и использование его мантры. Однако в конкретном случае врачу могут показаться более важными другие медитации. Например, пациенту необходимо развить в себе сочувствие к окружающим, и тогда для создания большей открытости может быть сделан упор на практику Ченрезига (Любящих Глаз).

Так как четвёртый уровень поучений Будды Медицины может искоренить и преобразовать причины болезней и горестей, он может также ускорить выздоровление и даже вызвать чудесное исцеление. Когда запутанность, сомнения и страх уходят из нашего ума или, по крайней мере, смягчаются в нём, мы обнаруживаем, что живём и действуем в большем соответствии с тем, что приносит нам пользу, и избегаем того, что угрожает нашей жизни. Мы делаем выбор в пользу жизни, отбросив неопределённость и запутанность, и наши тело и ум реагируют на это. Хотя иногда ущерб, наносимый нашему телу раковыми заболеваниями и прочими хроническими или неизлечимыми болезнями, а также травмами, настолько серьёзен, что ухудшение нашего состояния и даже смерть - единственный возможный исход. В чём же ценность духовной медицины в этом случае?

Корень всех болезней, всех несчастий - в трёх ядах. Преобразовывая корень, мы удаляем причину будущих болезней. Иногда это имеет смысл непосредственно на данном жизненном этапе, а иногда будет являться хорошей подготовкой для будущих жизней. Если вы прыгаете с отвесной скалы, понимаете, что совершили ошибку, и обещаете себе больше так не поступать, то вы можете засеять семена осознавания того, к чему ведёт подобный поступок, для следующей жизни. Но в данный момент сила тяжести вас не пощадит. Если вы сохраняете сознательность и не охвачены страхом, то эти негативные эмоции не станут частью вашего опыта смерти, и в этом случае сама смерть и то, что после неё последует, может быть только чем-то более позитивным.

В конечном счёте, составляющие энергии нашего тела (БЕКАН, ЛУНГ и ТРИПА) есть ничто иное, как психо-физиологическое проявление трёх ядов - неведения, привязанности и агрессии соответственно. В свою очередь, эти три яда являются ничем иным, как "невротическим проявлением" нашего просветлённого потенциала: радужного тела, безграничности ума и спонтанной радости.

Будда Медицины учит нас, что, зная о том, как сочетаются в нас эти три яда, изучая способы смягчения их действия на нас посредством сбалансированного образа жизни, сосредотачиваясь на том или ином уровне исцеления, через который нам нужно пройти, чтобы ощутить свою жизнеспособность и силу, занимаясь духовными практиками, которые преобразовывают эти три яда в нашей повседневной жизни, мы непременно обретём постижение и состояние, равное состоянию Будды Медицины. И если не сейчас, то в Девачене или в Сударшане, Чистой Стране Будды Медицины, мы предстанем в нашем истинном обличье. Завесы иллюзий и разделённости спадут, и мы будем сверкать подобно Будде Медицины.



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Урок-лекция Зарождение квантовой физики Урок-лекция Зарождение квантовой физики Сила равнодушия: как философия стоицизма помогает жить и работать Кто такие стоики в философии Сила равнодушия: как философия стоицизма помогает жить и работать Кто такие стоики в философии Использование страдательных конструкций Использование страдательных конструкций