Мифы обо всем. Интересные факты про самые любимые мифы. Реальность и фантазии

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?


«В линию Мажино французы вгрохали кучу денег, а она оказалась совершенно бесполезной: немцы её обошли» - примерно так выглядит распространённое мнение об историческом значении наиболее знаменитой Великой китайской стены новейшей истории. Между строк тут прочитывается осуждение: бестолку потратили кучу денег, лучше бы танков и самолётов наделали. Вот дураки французы. Зачастую, подобная категоричность произрастает из недостатка или несистематичности знаний о предмете. Давайте попробуем их немного упорядочить.

ГЕОГРАФИЯ

Если сталь - хлеб индустрии, то железная руда и уголь - мука для этого хлеба. На западном берегу Рейна, по воле Плутона, оказались крупнейшие в Европе залежи железной руды, а рядом удобно расположились угольные месторождения. Реки Рейн и Маас были готовыми дорогами для угольных и рудных барж, да ещё люди понарыли множество каналов. Немудрено, что вокруг этих природных богатств в Бельгии, Люксембурге, Франции и Германии как на дрожжах наросла металлургическая и машиностроительная промышленность. Наросла она не очень считаясь с начертанием государственных границ, в итоге вышло так, что стратегически-важные промышленные районы, что во Франции, что в Германии, оказались в опасной близости к местам возможных военных действий в самый начальный период войны.

Франко-германская граница идёт от Швейцарии на север по реке Рейн, причём на значительной части своего протяжения она подпёрта с тылу Вогезскими горами на французской стороне и Шварцвальдом на немецкой; здесь природа благоприятствует её обороне. Но чуть южнее Карлсруэ, граница поворачивает на северо-запад и не опирается ни на какие естественные рубежи влоть до самого Люксембурга. И выходит, что в непосредственной близости к границе оказываются с французской стороны богатейшие лотарингские железные рудники, а с немецкой - жирные саарские угольные шахты.

ПОЛИТИКА

После поражения Германии в Первой мировой войне, французы смогли добиться оккупации западного берега Рейна (и нескольких плацдармов на восточном берегу) союзными войсками. С 1920 года французы имели военное соглашение с Бельгией о совместной обороне от германской агрессии, на основании которого проводились периодические консультации начальников штабов. Кроме того, французская дипломатия сумела создать некоторый «противовес» на востоке, заключив союзные договоры с Польшей (1921) и Чехословакией (1924).

К середине 20-х было решено, что военный бюджет уже достаточно обременён рифской войной в Мароко и нужно сэкономить на содержании оккупационной армии. В октябре 1925 года, в швейцарском городке Локарно прошла конференция европейских держав по итогам которой была подписана серия соглашений. Наиболее известное из этих соглашений гарантировало германо-французскую и германо-бельгийскую границы, что позволило начать вывод оккупационных войск, на условиях сохранения демилитаризованной зоны по Рейну. Тогда же в Локарно Францией были подписаны новые соглашения с Польшей и Чехословакией, на сей раз это были уже полноценные договоры о взаимопомощи.

Вывод оккупационных войск из Германии должен был завершиться к 1930 году. Линия укреплений вдоль франко-германской границы должна была компенсировать потерю «передовой позиции» по Рейну.

СТРАТЕГИЯ

С 1930 года деньги и цемент потекли в линию Мажино. Но линия строилась тольо вдоль границ с Германией и Люксембургом. Бельгийская граница оставалась неприкрытой. Почему? Потому, что таков был стратегический план Высшего Военного Совета.

Сценарий войны отрабатывался на случай германского нападения на одного из восточных союзников Франции. В этом случае французская армия по плану выдвигалась в Бельгию, одновременно прикрывая промышленный северо-восток Франции и создавая угрозу немецкому промышленному району в Руре. Линия Мажино дложна была прикрыть расположенные вблизи границы важные сырьевые и промышленные промышленные районы на время мобилизации.

В менее вероятном случае, если первый удар Германии будет направлен на запад, линия Мажино должна была побудить немцев опять же искать решение на полях Бельгии, что автоматически означало вовлечение в войну гарантов Локарно: Великобритании и возможно Италии. По мнению французов это делало первый удар на западе практически невероятным.

Разные вариации этих планов отрабатывались в 1927-1936 гг. Время от времени возникали идеи отказаться от выдвижения в Бельгию для прикрытия, а продолжить линию до Па-де-Кале. Но всякий раз предпочитали тратить деньги на что-нибудь более полезное.

Одновременно с началом стрительства линии Мажино, была запущена и первая программа моторизации армии. Бросок в Бельгию преполагалось осуществить полностью моторизованными пехотными дивизиями (пять, позднее семь штук) под прикрытием легких механизированных (одна, позднее две).

Ситуация изменилась в марте 1936 г. В этом месяце случилось два важных события - ввод Вермахта в Рейнскую область и формальная денонсация Бельгией военного соглашения с французами. В октябре того же года бельгийский король Леопольд III формально заявил о новом, «независимом» курсе бельгийской политики. Бельгия отказалась от участия в каких бы то ни было союзах и взяла курс на укрепление собственных вооружённых сил.

Теперь об использовании Бельгии, как трамплина для прыжка на Рур можно было забыть. Новая стратегия базировалась на использовании линии Мажино, как «центральной позиции», с опорой на которую предполагалось отражать фланговые угрозы в Бельгии или Швейцарии, или обе вместе. Началось строительство отдельных групп лёгких укреплений вдоль белгийской и швейцарской границы.

Распространено мнение, что французская военная мысль в межвоенный период отдавала приоритет обороне и линия Мажино приводится тут как пример стремления к обороне, доведённое до крайности. Однако, оба французских полевых устава (1921 и 1936 гг.) именно наступление называли основным видом боевых действий, считая, что к обороне командир вынужден переходить только тогда, когда не считает возможным наступать по недостатку сил или условиям местности.

Да, французский подход к наступлению отличался от немецкого. Французы считали правильным проводить только методические, хорошо подготовленные, обеспеченные и спланированные наступления с псотоянным контролем сверху до низу, тогда как немцы предпочитали хаос и инициативу низов. Но наступление, пусть даже методическое, это всё-таки не оборона.

В период 1919-1936 гг. Франция потратила на оборону 43 млрд.франков. Из них 42% (18 млрд.) было потрачено на флот, 31% (более 13 млрд.) на армию и 27% (около 12 млрд.) на ВВС. Из 13 млрд. потраченных на армию, 5 млрд. ушло на фортификацию, т.е. строительство линии Мажино. Это много. Если вспомнить, что в армейском бюджете заложены ещё и расходы на рифскую войну, то на перевооружение армии остаются слёзы.

Но 1936 год был только началом. В 1937 году оборонный бюджет составил 13 млрд.франков (в т.ч. 4 млрд. на ВВС), в 1938 году 17 млрд. (в т.ч. 6 млрд. на армию и 7 млрд. на ВВС). В 1939 году, до 1 сентября на оборону было потрачено 37 млрд.франков, 19 млрд. из них на ВВС и 12 млрд. на армию.

Полные расходы на линию Мажино и другую фортификацию не ясны, встречаются разные цифры. Но даже если взять максимальную (7 млрд.франков), то и она теряется в потоке финансирования полученном армией и ВВС в 1937-1939 гг. Утверждение, что линия Мажино съедала значительную часть армейского бюджета верно, нотолько для периода 1930-1935 гг., когда сам бюджет был невелик. В общих расходах на армию за предвоенный период её доля невелика.

Поздний старт перевооружения армии имел и свои плюсы. Если в СССР вплоть до 1939 года в массовых количествах клепали танки конструкции конца 20-х годов (БТ и Т-26), то Франция вступила в войну с весьма современным танковым парком, в основном укомплектованным машинами разработки середины 30-х.

ТАК ВЫПОЛНИЛА ЛИНИЯ МАЖИНО СВОЮ ЗАДАЧУ ИЛИ НЕТ?

Как видим, особых денег линия Мажино не съела. Но как же с задачей? Ведь немцы её обошли? Да, обошли. Но если вы внимательно прочитали все предыдущие букафки, то наверное уже поняли, что именно для того её и строили. Чтобы заставить обходить.

Путешествующий по Эльзасу обязательно посетит Страсбург, прокатится по винному пути, повосхищается фахверковой архитектурой и, возможно, ещё заскочит в какой-нибуть местный замок. Но далеко не каждый вспомнит, что в этой провинции разворачивались кровавые события многих войн. Эльзас помнит многомесячное противостояние фронтов немецкой и французкой армий во время Первой Мировой войны. Очень интересные события разворачивались здесь и во Вторую Мировую. Мест так или иначе связанных с этими историческими событиями в этом регионе огромное количество. Самым грандиозным памятником прошедших войн можно назвать Линию Мажино - гигантскую систему укреплений на границе с Геманией.


2.

То что в своё время построили здесь французы можно смело назвать настоящим чудом военно-оборонительной инженерии. Кстати, Мажино - это фамилия военного министра Франции. Стоит только вдуматься в эти числа - 39 долговременных укреплений, 70 бункеров, 500 артелирийских блоков, 500 казематов, а ещё несчётное количество блиндажей и наблюдательных пунктов. На один квадратный километр линии приходилось в среднем 14 дотов. То, что скрыто под землёй и 4-метровым слоем бетона, тоже поражает воображение - многоуровневые форты, электростанции, склады, штабы, мощные вентялиционные системы, узкоколейные железные дороги, госпитали, лифты и телефонные станции. Многие укрепления уходили под землю на глубину 50 метров. К тому же на поверхности была организована специальная сеть плотин для затопления окружающей местности. Многие доты были построенны по последнему слову техники с артиллерийскими бронеколпаками, которые могли подниматься для артобстрелов и вновь опускаться под землю. Численность войск, занятых на всей линии обороны достигало 300 тысяч человек.
3.

Французы вложили в это мероприятие чудовищную сумму в 3 миллиарда франков и были до поры уверенны, что создали уникальное и абсолютно неприступное укрепление. Удивительно и то, что строительство линии Мажино начиналось ещё в 1929 году. То есть тогда, когда о никакой агрессии со стороны ослабленной и раздробленной Германии не могло быть и речи. Воистину дух войны летал над Европой!
4.

Но французы готовились к новой войне, опираясь на опыт старой, с затяжными позиционными боями. Точнее они были уверенны, что никто даже не станет думать нападать на такую совершенную систему обороны. Цель всей линии Мажино - заставить Германию воевать только в восточном направлении. Но французы не дооценили немцев. Те вовсе не собирались воевать по навязанным им правилам.
5.

После захвата фашистами Польши, Англия и Франция начали против Германии, так называемою, „Странную войну“. То есть война была объявлена, но артиллеристы обеих сторон не стреляли, самолёты не бомбили, одним словом главная задача была не беспокоить противника. Вот тут то и был главный просчёт французов. Немецкая армия выбрала стратегию короткого блицкрига и успешно прорвав линию Мажино со стороны Бельгии в двух местах коротким и быстрым маневром захватила Париж. Через несколько дней Франция объявила капитуляцию и гарнизон линии Мажино без боя сдался на милость победителя. Не правда ли, поучительная история!
6.

Мы посетили лишь два объекта линии Мажино из большого количества хорошо сохранившихся частей укреплений. Почти повсеместно в наши дни в этих разрозенных частях некогда единной системы действуют музеи. Для любителей военной истории это отличная возможность походить по подземельям, прочувствовать дух и быт тех времён. Но вот не задача! Большинство этих музеев работает лишь летом, да иногда по выходным. Так что во внутрь нам попасть не удалось. Сперва мы заехали в местечко под названием Шоненбург.
7.

Здесь в небольшом сосновом лесочке расположился крупный опорный пункт линии Мажино. На въезде нас встретило заброшенное здание КПП. Чуть далее мы увидели мощные стены бункеров. Тоннели Шоненбурга распологаются на глубине до 30 метров и растянулись в длину до трёх километров. Внутрь форта ведёт действующая узкоколейка. Маленький паровозик, который мы разглядели сквозь запертую решётка, возит по подземельям форта туристов.
8.

Сохранность форта отличная, хотя ему и пришлось попасть под сильный отвлекающий огонь немецкой артиллерии в 1940 году. Музей Шоненбурга, наверняка, очень интересный, но нам пришлость довольствоваться лишь его внешним осмотром. То же разочарование нас ждало у бункера Хаттен. Его мощные бронированные двери оказались запертыми.
9.

Это укрепление особенно интересно тем, что оно успело поучаствовать в крупном сражении. Причём не на стороне французов, а немцев. В 1945 году бункер Хаттена оказался крепким орешком для наступающей американской армии. О двухнедельном кровопролитном сражении свидетельствуют его стены, исчерченные следами пуль и снарядов.
11.

Огромные рванные воронки с клочьями арматуры служат свидетельством попадания в бункер мощых авиабомб. Немцы в Хаттене смогли сделать то, что не удалось французам и заствали американцев отступить на этом участке фронта и искать другие возможности для наступления. В этом месте, даже не заходя во внутрь, мы почувствовали неуловимый дух войны, который не в силах стереть годы.
12.

На верхушке бункера теперь стоит американский танк „Шерман“, который служит хорошим ориентиром для проезжающих мимо посетителей. А ещё здесь удивительно спокойно. Даже проходящее рядом шоссе не нарушает этой особой тишины. Как будто страшный бой закончился лишь вчера... Хочется верить, что эта тишина будет длиться вечность!
13.

Я очень жалею, что не обладал в этот раз достаточным количеством времени и возможностей для более подробной экскурсии по линии Мажино. Кто знает получится ли когда сюда вернуться. Но частичка истории этих мест сохранилась в моей памяти. А значит заехали мы сюда не зря...
14.

МАЖИНО ЛИНИЯ - сис-те-ма французских дол-го-вре-мен-ных ук-ре-п-ле-ний и за-гра-ж-де-ний на гра-ни-це с Гер-ма-ни-ей, Люк-сем-бур-гом и час-тич-но с Бель-ги-ей.

Воз-во-ди-лась с 1926 года (по другим данным, с 1928 года) по пред-ло-же-нию Ко-мис-сии по при-гра-нич-ным ук-ре-п-ле-ни-ям под руководством во-енного министра Фран-ции (вна-ча-ле П. Пен-ле-ве, а с 1929 года А. Ма-жи-но, в честь ко-то-ро-го на-зва-на). Во-шла в строй в 1936 году, до 1940 года со-вер-шен-ст-во-ва-лась.

Главная по-ло-са обо-ро-ны, про-хо-див-шая от Лон-гюй-о-на до Бель-фо-ра, име-ла про-тя-жён-ность по фрон-ту около 400 км и глу-би-ну 10-22 км (вклю-чая по-ло-су обес-пе-че-ния глу-би-ной 4-14 км). «Мажино линия» со-стоя-ла из 3 ук-ре-п-лён-ных рай-онов: Мец-ко-го (Ло-та-ринг-ско-го), Лау-тер-ско-го (Эль-зас-ско-го) и Бель-фор-ско-го, а так-же 2 ук-ре-п-лён-ных сек-то-ров с сис-те-ма-ми за-то-п-ле-ния ме-ст-но-сти. Обо-ро-нительная по-ло-са от Страс-бу-ра до Бель-фо-ра опи-ра-лась на ес-тественные пре-пят-ст-вия (река Рейн и ка-нал Ро-на - Рейн) и не име-ла мощ-ных ук-ре-п-ле-ний. Строи-тель-ст-во обо-ро-нительных со-ору-же-ний по гра-ни-це с Бель-ги-ей к се-ве-ро-за-па-ду от «Мажино линии» на-ча-лось толь-ко в 1936 году и к началу 2-й ми-ро-вой вой-ны, в 1939-1941 годах, за-кон-че-но не бы-ло.

Все-го по-строи-ли около 5,6 тысячи дол-го-вре-мен-ных ог-не-вых со-ору-же-ний (в том числе 520 артиллерийских и 3,2 тысяч пу-ле-мёт-ных). На наи-более опас-ных на-прав-ле-ни-ях бы-ли соз-да-ны 22 круп-ные груп-пы (ан-самб-ля) дол-го-вре-мен-ных обо-ро-нительных со-ору-же-ний. Они со-еди-ня-лись ме-ж-ду со-бой под-зем-ны-ми га-ле-рея-ми и име-ли уби-раю-щие-ся внутрь ору-дий-ные баш-ни со 135-мм пуш-ка-ми, а так-же артиллерийские и пу-ле-мёт-ные ка-зе-ма-ты, по-ме-ще-ния для лич-но-го со-ста-ва, скла-ды с 3-ме-сяч-ным за-па-сом про-до-воль-ст-вия и бо-е-при-па-сов, ус-та-нов-ки для фильт-ра-ции воз-ду-ха, ав-то-ном-ные элек-тро-стан-ции, во-до-про-вод, ка-на-ли-за-цию и прочее. Бе-тон-ное пе-ре-кры-тие (до 3 м) вы-дер-жи-ва-ло пря-мое по-па-да-ние двух 420-мм сна-ря-дов.

Гар-ни-зон наи-бо-лее круп-ных со-ору-же-ний на-счи-ты-вал до 1,2 тысяч человек. Для об-слу-жи-ва-ния «Мажино линии» бы-ли соз-да-ны специальные кре-по-ст-ные вой-ска (к маю 1940 года - 224 тысяч человек). В начале 2-й ми-ро-вой вой-ны на «Мажино линии» на-хо-ди-лись 2 груп-пы ар-мий (50 ди-ви-зий).

Не-до-стат-ки «Мажино линии» вы-яви-лись ещё до на-ча-ла вой-ны. Ли-ния име-ла не-дос-та-точ-ную глу-би-ну, сла-бую про-ти-во-тан-ко-вую и про-ти-во-воз-душ-ную обо-ро-ну, не бы-ла под-го-тов-ле-на для про-ве-де-ния в её пре-де-лах ма-нёв-ра по-ле-вы-ми вой-ска-ми.

В мае - ию-не 1940 года германские вой-ска обош-ли «Мажино линию» с се-ве-ра че-рез Ар-ден-ны и вы-шли в тыл французской ар-мии, что пред-ре-ши-ло ис-ход всей Фран-цуз-ской кам-па-нии 1940 года. На-сту-п-ле-ние германской груп-пы ар-мий «Ц», пред-при-ня-тое на «Мажино линию» с фрон-та в по-ло-се ме-ж-ду Сент-Аволь-дом и Са-ар-брюк-ке-ном, ус-пе-ха не име-ло. Лишь по-сле от-хо-да по-ле-вых войск от «Мажино линии» нем-цам уда-лось пре-одо-леть по-ло-су на уз-ком уча-ст-ке. Многие гар-ни-зо-ны дол-го-вре-мен-ных обо-ро-нительных со-ору-же-ний про-дол-жа-ли со-про-тив-ле-ние и сло-жи-ли ору-жие лишь по-сле ка-пи-ту-ля-ции Фран-ции.

В по-сле-во-ен-ный пе-ри-од боль-шин-ст-во со-ору-же-ний «Мажино линия» бы-ло пе-ре-да-но под скла-ды во-енного иму-ще-ст-ва и для других це-лей.

Система фортификационных сооружений вдоль восточной границы Франции (протяженность ок. 380 км); считалась наиболее укрепленной пограничной линией в Европе. Название – по имени А. Мажино …

- («Мажино линия»,) система французских укреплений на границе с Германией от Бельфора до Лонгюйона протяжённостью около 380 км. Построена по предложению военного министра А. Мажино (A. Maginot) в 1929 34, совершенствовалась до 1940.… … Большая советская энциклопедия

- «МАЖИНО ЛИНИЯ», система французских укреплений (строилась в 1929 34; совершенствовалась до 1940) на границе с Германией от Бельфора до Лонгюйона; ок. 400 км. Названа по имени военного министра генерала А. Мажино (A. Maginot). В 1940 немецко… … Энциклопедический словарь

И укрепленные районы на ней (1939 1941 гг.) Г. К. Жуков о линии Мол … Википедия

В районе Буллекурта (Bullecourt), вид с воздуха … Википедия

Линия Мажино (фр. la Ligne Maginot) система французских укреплений на границе с Германией от Бельфора до Лонгюйона. Была построена в 1929 1934 годах (затем совершенствовалась вплоть до 1940 года). Длина около 400 км. Названа по имени военного… … Википедия

Карельский перешеек. Границы между СССР и Финляндией до … Википедия

Франц. фортификац. укрепления стратегич. назначения на границе с Германией. Названа по имени воен. министра А. Мажино. Представляла собой систему долговрем. укрепл. р нов, полос и участков протяженностью св. 400 км. Возводилась в 1928 40 на базе… … Советская историческая энциклопедия

Бункер H4 восле села Гаахт и шлюз, через который противотанковый ров должен был наполняться водой Диля … Википедия

Мажино линия - см. Линия Мажино … Судьба эпонимов. Словарь-справочник

Книги

  • "Линия Сталина" в бою , Виниченко М.В., Рунов В.А.. Ее превозносят как "самую мощную и протяженную оборонительную систему" в истории, по всем статьям превосходящую знаменитые "Линию Маннергейма" и "Линию Мажино" . Ее величают "неприступной…
  • Все укрепрайоны и оборонительные линии Второй Мировой , Валентин Рунов. НОВАЯ книга от автора бестселлера «Линия Сталина» в бою». Подлинная история всех укрепрайонов и оборонительных полос Второй Мировой войны и боевых действий при ихпрорыве. Линия Маннергейма и… электронная книга

Начавшаяся 70 лет назад Вторая мировая война стала еще одним подтверждением известного тезиса о генералах, которые готовятся к прошлой войне. Память о позиционных мясорубках предыдущего глобального конфликта заставила власти ряда стран заняться возведением колоссальных по масштабам и оснащенности оборонительных линий. Несмотря на потраченные силы и средства, ни одна из этих« китайских стен» не смогла существенно повлиять на исход боевых действий. Это была уже другая война

Бронированная артиллерийская башня большого форта Зимзерхоф, входившего в состав укрепленного сектора Рорбак

В Первой мировой Германия потерпела полное поражение, а Версальский мирный договор 1919 года лишил ее армии, оставив всего 100 000 солдат, сведенных в несколько дивизий без тяжелого вооружения. Однако французское правительство и военные специалисты понимали, что создавшаяся ситуация долго сохраняться не может. Рано или поздно военная мощь Германии возродится. Следовательно, чтобы у немцев не возникло желания пересмотреть итоги войны и отвоевать утраченное, требовались увесистые аргументы.

Про вкусы генералов и политиков

Именно в восточной части Франции находятся десять самых богатых провинций, которые производили в то время 60% стали и стальных изделий, 94% меди, 76,5% цинка. При любом возможном развитии событий в потенциальной войне армия была обязана не допустить немцев в эти важнейшие экономические районы. Прежде всего с северного и северо-восточного направлений.

Военная наука различает два типа обороны — жесткую (позиционную) и маневренную. В первом случае войска упорно защищают определенный рубеж и не допускают противника за линию фронта. Маневренная же оборона строится на том, что позиции особенно жестко не удерживаются и могут быть спустя какое-то время сданы, а когда противник неизбежно истощит свои ресурсы и наступательные возможности, прежнее положение восстанавливается контрударами. Таким образом, маневренная оборона допускает временную утрату определенных территорий.

Этот тип обороны любят военные и совершенно не переносят политики и государственные руководители. Военные любят за то, что в отличие от позиционной обороны маневренная не делает обороняющиеся войска пассивными, не дает противнику навязать свою волю обороняющимся, позволяет в удачный момент перехватить инициативу и перейти от обороны к наступлению. Позиционная же ставит обороняющихся в заведомо проигрышное положение. Противник рано или поздно найдет брешь в линии обороны, а это чревато окружением.

А вот политиков маневренная оборона заставляет нервничать. Им очень трудно объяснять населению утрату территорий, оставление сограждан под властью врага, материальные потери. Населением все это рассматривается как неудачный ход войны. Политико-моральное состояние народа падает, что чревато общим поражением в войне.

Итак, в случае войны допустить немецкую армию в богатейшие провинции означало поставить Францию в тяжелейшее положение и лишить армию возможности пополнения ресурсами. Париж видел единственный способ воспрепятствовать этому — организовать по границе с Германией непробиваемую позиционную оборону. А этот вид обороны требует мощных фортификационных сооружений, увязанных в единую систему и способных выдерживать обстрел из крупнокалиберных осадных орудий, длительное время отражать атаки больших масс пехоты. К этим давним требованиям добавлялись два новых. Первое — сооружения должны обеспечивать защиту от отравляющих веществ, поскольку считалось, что новая война обязательно будет химической. Второе требование — оборона должна быть противотанковой.

Танковый козырь вермахта

Просуществовавшая несколько веков система жесткой обороны границ с опорой на крепости уже в великую войну 1914−1918 годов оказалась несостоятельной. Ни одна из крепостей больше двух недель не выстояла. Единственным исключением стала крепость Верден, да и то лишь потому, что оказалась включенной в общую систему полевых укреплений и стала частью Верденского укрепленного района. Французские военные специалисты решили опереться на опыт позиционной обороны прошедшей войны и создать вдоль границы от Швейцарии до Люксембурга линию долговременных полевых укреплений с включением в нее отдельных фортификационных сооружений (в основном фортов) старых крепостей.

Многие историки считают, что создание линии Мажино было крупной ошибкой и что она по определению не могла выполнить свою задачу, оказавшись новой Великой Китайской стеной. Однако они не принимают во внимание, что исходя из условий местности большого выбора у вермахта не было: после многочисленных обсуждений различных вариантов немецкие генералы в целом вернулись к так называемому плану Шлиффена, по которому Германия начала войну в 1914 году. Прекрасно знали это и французские военные. Они предполагали, что вермахт попытается ворваться во Францию через Бельгию, как это произошло в Первую мировую, а линия Мажино не позволит немецким войскам нанести удар в другом месте.

Французы считали, что, удерживая жестко бóльшую часть северной и северо-восточную границу и тем самым сохраняя за собой важнейшие промышленные районы, они навяжут немцам полевые сражения на севере страны с переносом боев в Бельгию. При этом они будут иметь возможность в удобный момент нанести удар противнику из-за линии Мажино в направлении на север и отрезать всю германскую армию, перехватив ее линии снабжения.

Все эти рассуждения были не лишены логики, и трагическая ошибка Парижа оказалась совсем в другом. Французы не смогли предугадать новой тактики немцев — стремительных ударов механизированными соединениями, имеющими в основе танки. Полевая оборона французов не выдержала стремительного натиска танковых сил, и вермахт вышел в тыл линии Мажино.

Отгородиться от Гитлера

История линии Мажино началась в 1920 году, когда военный министр Андре Лефевр возглавил Высший военный совет по изучению проблем обороны восточных границ. Между маршалами Жозефом Жоффром и Анри Филиппом Петеном возникли тогда кардинальные противоречия относительно организации позиционной обороны страны. Последний предложил строительство легких полевых фортсооружений, к которым следовало, по его мнению, добавить парк подвижных фортификационных средств и материалов (передвижные бронеточки, комплекты конструкций и материалов для быстрого строительства заграждений и огневых точек). Жоффр же настаивал на создании двух или трех огромных мощных укрепленных районов с заграждениями между ними.

В 1926 году была организована Комиссия по приграничным укреплениям, принявшая решение о возведении двух укрепленных районов и несколько меньших по размерам укрепленных секторов. Однако работы шли медленно до 1929 года, когда военное министерство возглавил Андре Мажино. Он дал этому строительству такой мощный импульс, что со временем укрепления на восточной границе назвали его именем.

Изначально линия Мажино проектировалась и строилась с намерением удерживать противника на линии границы лишь в течение двух-трех недель, потребных для отмобилизования и развертывания французской армии до штатов военного времени.

Министр Мажино изменил задачи этой оборонительной системы. С 1930 года она строилась с целью полностью остановить наступление противника, лишить его возможности вести активные боевые действия на северном и северо-восточном фронтах. Мажино привязал срок окончания строительства к 1935 году, когда по условиям Версальского договора французская армия должна была оставить Рейнскую область.

В связи с тем, что правительство постановило вывести оккупационные войска из этой области не в 1935, а в 1930 году, министр сумел добиться многократного увеличения финансирования работ. Хотя Мажино умер в 1932 году, финансирование было увеличено еще раз в 1933 году, когда к власти в Германии пришел Гитлер и на горизонте замаячила тень нового конфликта. В 1936 году практически одновременно вошла в строй линия Мажино, а Гитлер ввел в Рейнскую область свои войска, поставив тем самым окончательный крест на Версальском договоре. Французско-германская война стала лишь вопросом времени.

Выстрелы отчаянья

В сентябре 1939 года, после того как Франция объявила войну Германии, личный состав занял свои боевые посты, однако до окончания «странной войны» в мае 1940-го им пришлось заниматься в основном развитием вспомогательных позиций, усилением заграждений да нести патрульную службу. Согласно широко распространенному утверждению линия Мажино пала, не сделав ни единого выстрела. Однако это не так.

В первые дни гитлеровского вторжения артиллерия фортов Шоненбург и Хохвальд открыла огонь по немецким позициям по ту сторону границы. К ним присоединились некоторые форты УР Лаутер, орудия которых могли доставать до немецкой территории.

Когда немцы, двигаясь в Арденнах между старыми укреплениями Монмеди, Дуомон и Во, стали обходить линию Мажино в направлении на юго-восток, одна их пехотных дивизий повернула на самое крайнее укрепление продолжения линии Мажино — малый форт Ла-Ферте. Первые обстрелы из дивизионных орудий не причинили серьезного ущерба форту, но 17 мая немцы подтянули две 280-мм осадные мортиры, которыми были разрушены два артиллерийских капонира. Форт упорно сопротивлялся, но согласованные действия германских артиллеристов и саперов, взрывавших сооружения одно за другим, заставили гарнизон сдаться. 12−14 июня гарнизоны трех других фортов продолжения линии Мажино взорвали свои сооружения и отступили. Как мы видим, продолжение линии Мажино сражалось, оттягивая на себя часть сил немцев.

На четвертый день войны, 14 мая, немцы обстреляли форт Шоненбург основной части линии Мажино сначала из 280-мм, а затем и 420-мм орудий. Однако эти обстрелы носили демонстративный, отвлекающий характер. В это время немцы форсировали реку Маас между Седаном и Динаном и не были намерены атаковать французские форты.

Прорыв вермахта в направлении Дюнкерка и Парижа обозначил обход линии Мажино, и полевые войска французов стали откатываться в юго-западном направлении, поскольку оставаться возле укреплений уже не имело смысла.

В июне немцы сочли, что форт Фермонт возле Лонгийона создает им определенные затруднения, и подвергли его жестокому обстрелу из 88-мм зенитных орудий. Хотя зенитки отлично справились с задачей уничтожения артиллерийских бронеколпаков форта, еще 21 июня Фермон успешно отбил серьезную атаку немецкой пехоты.

В это же время (14 июня) вермахт начал операцию «Тигр», в ходе которой германские войска прорвались через Саарский укрепленный сектор и к 21 июня развернулись в тылу УР Мец, захватив большинство малых фортов этого укрепрайона.

В УР Лаутер немцы прорвались между Битшем и Лембаком. Их тяжелые 420-мм осадные мортиры начали 20 июня обстрел больших фортов Хохвальд и Шоненберг, но не смогли причинить им существенного ущерба.

Кроме того, 15 июня немцы приступили к форсированию Рейна. Рейнские укрепления пытались было дать отпор наступающим, но старые слабые капониры оказались неспособны устоять перед огнем 88-мм зениток. Войска вермахта захватили первую линию укреплений и вышли на вторую. Полевые части французов получили приказ отходить. Рейнские укрепления пали.

Хотя большинство фортов линии Мажино оставались в полной боевой готовности и могли вести бой, общая капитуляция Франции поставила точку в недолгой истории этой линии укреплений.

Миф о «линии Сталина»

Завершая рассказ о линии Мажино, стоит заметить, что это была самая мощная и хорошо оборудованная оборонительная линия в мире. Ее сооружения — верх фортификационного искусства. Мизерных размеров ДОТы редких советских приграничных укреплений, растянувшихся на 1835 км от Ленинграда до Черного моря, не идут ни в какое сравнение с мощными фортами Мажино. Достаточно напомнить, что у французов имелось по 7,7 сооружения на километр фронта и нигде промежутки между ДОТами не превышали 8 км. На советской западной границе имелось в среднем 0,7 сооружения на километр фронта, а промежутки между отдельными укрепрайонами составляли от 15 до 250 км.

Гарнизоны линии Мажино (помимо полевых войск) имели общую численность 264 000 человек, и это фактически на 200 км. Следовательно, при той же плотности войск гарнизоны советских укрепрайонов должны были бы составить от 1 320 000 до 2 376 000 человек, что просто нереально. Термин «линия Сталина» родился уже в послевоенное время и преследовал политические и идеологические цели — представить советское военное руководство сборищем бездарей. В действительности «линии Сталина» никогда не существовало и существовать не могло. Построить стойкую линию фортификационных сооружений такой протяженности не в силах ни одно государство. Даже самое сильное и богатое.

Печальный пример дорогостоящих французских укреплений, которые при всей своей мощи не смогли сыграть отведенную им роль, однозначно доказал, что времена позиционной обороны с помощью долговременных укреплений канули в Лету. И будь мифическая «линия Сталина» в десять раз сильнее, ее ждала бы та же самая участь, что и реально существовавшую линию Мажино.



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Жена сергея лаврова - министра иностранных дел Жена сергея лаврова - министра иностранных дел Урок-лекция Зарождение квантовой физики Урок-лекция Зарождение квантовой физики Сила равнодушия: как философия стоицизма помогает жить и работать Кто такие стоики в философии Сила равнодушия: как философия стоицизма помогает жить и работать Кто такие стоики в философии