Машиностроительный комплекс: состав, факторы размещения предприятий, основные районы и центры. Проблемы и перспективы развития. Развитие машиностроения в россии

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Машиностроение как отрасль экономики существует уже несколько столетий. В истории страны сохранилось имя первого русского механика и разработчика токарного станка Андрея Константиновича Нартова, жившего в XVIII в. Но расцвет машиностроения наступил после начала широкого применения электрической энергии в производстве. Это позволило строить заводы в самых разных уголках страны, а не только вблизи рек, которые были главными источниками энергии для промышленности.

Сегодня в России существует около 48 тыс. заводов этой отрасли. На российских предприятиях производят в основном отдельные детали и узлы машин и механизмов, которые поступают на головные заводы, где из них собирают уже готовые изделия. На многих машиностроительных заводах изготавливают запасные части или узлы для ремонта уже работающих машин, поломка которых совсем не редкость.

Весь процесс производства машин и механизмов можно условно разделить на три стадии.

На первой - делают заготовки будущих деталей из самых разнообразных материалов: чугуна, стали, цветных металлов, пластмасс, стекла, резины и др.

На второй - обрабатывают заготовки; в результате получаются детали для сборки машин и механизмов. Для этого применяют токарные, сверлильные, фрезерные, строгальные, долбёжные, шлифовальные станки.

На третьей, завершающей стадии производства готовые детали поступают на сборку. Существует два вида сборки - конвейерная и стендовая.

Если производят массовую, стандартную и относительно лёгкую продукцию (автомобили, телевизоры, часы), то её собирают на движущемся конвейере. Сложную в изготовлении или тяжёлую (атомный реактор, морское судно) - собирают на стенде (станке), куда по мере необходимости подвозят детали и узлы.

Готовую продукцию испытывают, и только после этого её продают заказчику. Многие виды уникальны и настолько сложны в изготовлении, что завод берёт на себя обязательство обслуживать эту машину до момента полного износа и поставлять для ремонта все необходимые запчасти.

На современных машиностроительных заводах широко используют такие формы организации производства, как специализация и кооперация. Каждое предприятие специализируется на изготовлении определённого вида и количества деталей и узлов. Затем они поступают на головной завод, где их собирают в готовые машины и механизмы (кооперация). Это освобождает от необходимости изготавливать на головном заводе абсолютно все детали и узлы, которые нужны для производства готовой продукции.

Машиностроение выпускает самую разнообразную продукцию: и шагающий экскаватор весом в тысячи тонн, и почти невесомые, по сравнению с ним, ручные часы. Объём производства готовых изделий тоже разный: легковых автомобилей, например, выпускают сотни тысяч, а баллистических ракет - всего несколько штук в год.

В современном машиностроении существует около сорока подотраслей. Каждая из них по-своему интересна и необходима, у каждой своя география размещения и особенности производства. Например, в состав автостроения входят подотрасли по производству грузовых автомобилей, легковых автомобилей, автобусов, прицепов, мотоциклов и мопедов, велосипедов, автотракторного электрооборудования, а также двигателей.

Всё машиностроение с экономической точки зрения можно разделить на металлоёмкое, потребляющее очень много металла, и трудоёмкое, в котором главную роль играет труд человека, чаще всего - высококвалифицированных специалистов. При размещении производства металлоёмкое машиностроение должно ориентироваться на поставщиков металла, а трудоёмкое - на трудовые ресурсы.

Каждая страна с развитым машиностроением имеет свою специфическую структуру этой отрасли. Российское машиностроение подразделяется на энергетическое, авиационное, транспортное, сельскохозяйственное.

Энергетическое машиностроение

Энергетическое машиностроение производит различное оборудование для электростанций, а также двигатели для морских и речных судов и др. Паровой котёл на тепловых электростанциях, предназначенный для сжигания угля, весит тысячи тонн и достигает высоты десятиэтажного дома. Такие гигантские и сложные изделия выпускают Белгородский, Таганрогский и Бийский котельные заводы.

Изготовление турбин и генераторов требует как труда высококвалифицированных рабочих и инженеров, так и уникального оборудования, которое производят известные машиностроительные центры в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Новосибирске.

Заводы по изготовлению реакторов для АЭС находятся в Санкт-Петербурге и Волгодонске.

Россия производит высококлассное современное энергетическое оборудование, способное конкурировать на мировых рынках.

Авиационное машиностроение

Российская авиационная промышленность выпускает технику самого высокого класса.

Современный самолёт и вертолёт - плод усилий работников многих предприятий совершенно разного профиля. Для изготовления фюзеляжа необходимы сплавы лёгких цветных металлов - алюминия с магнием и титаном. Лопасти вертолёта делают из углеродных волокон и стеклопластика.

Авиационная техника оснащена различными приборами, имеет электронные устройства, которые помогают лётчику управлять машиной, ориентироваться в пространстве, использовать систему вооружения.

Авиационная промышленность России опережает другие страны в разработке многих типов самолётов и вертолётов, особенно военных, но уступает в производстве особо мощных двигателей и некоторых авиационных приборов. В мире широко известны российские фирмы "Сухой", МИГ, "Бериев", "Туполев", "Камов", "Миль", "Ильюшин". Многие страны мира закупают самолёты и вертолёты российского производства. Так, в 1996 г. Россия продала в другие страны авиационной техники более чем на 1,5 млрд долларов.

Московский регион - один из самых крупных в мире производителей авиационной техники. В столице и её ближайшем окружении располагаются НИИ, КБ, опытные заводы и заводы по серийному производству летательных аппаратов. В нашей стране центры самолётостроения находятся в Казани, Нижнем Новгороде, Самаре, Саратове, Комсомольске-на-Амуре, Новосибирске, Иркутске, Улан-Удэ, Таганроге. Моторы для самолётов и вертолётов делают в Москве, Рыбинске, Перми, Омске, Казани, Ульяновске, Уфе. А заводы в Ростове-на-Дону, Арсеньеве, Казани, Кумертау специализируются на производстве вертолётов.

Транспортное машиностроение

Транспортное машиностроение имеет для нашей страны стратегическое значение. Так исторически сложилось, что долгие годы активно развивалось железнодорожное машиностроение, которое обеспечивало грузовые перевозки и перевозку пассажиров. Производство индивидуальных транспортных средств развито слабее, поэтому Россия отстаёт от многих стран мира по качеству легковых машин, мотоциклов, мопедов, велосипедов.

Производство автомобилей в отечественном транспортном машиностроении занимает первое место. Для изготовления автомобиля нужны стальной лист, чугунное, стальное и цветное литьё, разнообразные изделия из резины, лаки и краски, искусственная кожа и многое другое. Недаром автомобильную промышленность считают одним из локомотивов современной экономики, так как вместе с ней развивается производство смежных отраслей.

В нашей стране традиционно существуют так называемые головные заводы, которые сами производят часть деталей и узлов, а частично получают их от других заводов и затем собирают легковые и грузовые автомобили.

Ведущее место в производстве автомобилей принадлежит двум экономическим районам - Центральному и Поволжскому. В Центральном - "сердце машиностроения" расположено в Москве. В столице разместились два завода - ЗИЛ и "Москвич". ЗИЛ совместно с Мытищинским машиностроительным заводом выпускает самосвалы, с Брянским автомобильным заводом - тяжёлые грузовики, с Ликинским и Курганским заводами - автобусы.

В Поволжье находятся такие известные автомобильные заводы-гиганты, как Волжский (в Тольятти), Ульяновский (в Ульяновске), Камский (в Набережных Челнах). Камский - самый крупный в мире завод, производящий грузовые автомобили.

В Волго-Вятском районе автомобили производит знаменитый Горьков-ский автомобильный завод. С этим гигантом сотрудничают в производстве автобусов промышленное предприятие в Павлове (на Оке), вездеходов - в Заволжье и Арзамасе, самосвалов - в Саранске.

Легковые автомобили производят также в Ижевске, а грузовые - в Ми-ассе и Кургане. В 90-х гг. началась сборка автомобилей иностранных фирм в Елабуге, Таганроге, Ростове-на-Дону и Калининграде.

Для автомобильной промышленности России большое значение имеет сотрудничество с Белоруссией, особенно в производстве большегрузных, сверхмощных автомобилей. Российские заводы поставляют в Белоруссию дизельные моторы и топливную технику, а взамен получают знаменитые БелАЗы для работы в карьерах.

Известно, что основную массу пассажиров и грузов перевозит железнодорожный транспорт. Магистральные электровозы и тепловозы произво-. дятся в Коломне и Новочеркасске. Грузовые вагоны изготавливают в Нижнем Тагиле, Брянске, Абакане, Но-воалтайске, пассажирские - в Твери, Торжке, Санкт-Петербурге.

После того как распался СССР, Россия лишилась многих морских портов, большого числа судов и центров морского и речного судостроения. Поэтому сейчас приходится заново создавать всё это.

Крупнейшим центром морского судостроения России по праву считается Санкт-Петербург. Заводы северной столицы располагают передовыми технологиями; здесь строят самые сложные морские суда (атомные ледоколы). Среди других центров морского судостроения выделяются Выборг, Северодвинск, Комсомольск-на-Аму-ре, Астрахань. В Выборге построен первый в мире плавучий космодром для запуска ракет. В Северодвинске находится верфь, где строят атомные подводные ракетоносцы.

Морские и речные суда производят заводы в Рыбинске, Зеленодоль-ске, Волгограде, Навашине, Городце.

Таким образом, Россия не только имеет все виды транспортного машиностроения, но и может обеспечивать себя транспортными средствами.

Сельскохозяйственное машиностроение

Сельскохозяйственное машиностроение ориентировано на производство техники для больших коллективных хозяйств (колхозов). В конце XX в. сельскохозяйственное машиностроение испытывает большие трудности: во-первых, у крестьян нет денег на закупку машин и механизмов в прежних масштабах, а во-вторых, на российском рынке появилась импортная сельхозтехника высокого качества. В особенно тяжёлом положении находится производство техники для фермерских хозяйств, которым нужны небольшие дешёвые машины. В России много тракторных заводов, которые производят почти все известные типы тракторов. Самые мощные колёсные тракторы "Киро-вец" изготавливают на Кировском заводе в Санкт-Петербурге, а самые маленькие - во Владимире. Существуют и другие центры тракторного машиностроения. Они расположены в Волгограде, Липецке, Рубцовске.

Зерноуборочные комбайны производят заводы в Ростове-на-Дону, Таганроге, Красноярске и Туле, картофелеуборочные машины - в Рязани, кормоуборочные - в Люберцах, льноуборочные - в Бежецке.

Машиностроительные заводы расположены практически во всех районах России. Самыми крупными центрами машиностроения являются Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Самара, Казань, Екатеринбург, Пермь, Новосибирск.

Конкуренция на мировом рынке продукции машиностроительной индустрии крайне жёсткая, так как эта продукция высоко прибыльная, наукоёмкая и быстро обновляется. В современном мире не так много стран, способных самостоятельно производить высококачественную продукцию в области машиностроения. Так что у России есть шанс занять свою нишу на мировом рынке, хотя к концу XX в. ей это сделать пока не удалось.

Наша страна производит машиностроительную продукцию, которая пока ещё сохраняет свою конкурентоспособность на мировых рынках. Это самолёты, отдельные виды вооружений, станков, приборов.

Машиностроительный комплекс - это объединение нескольких отраслей машиностроения, взаимосвязанных между собой различными факторами. Этот комплекс обеспечивает машинами самого разного рода и порядка как другие отрасли производства конкретной страны и зарубежья, так и жителей этой страны. Соответственно, этот комплекс является очень важным для каждой страны - чем лучше он функционирует, тем меньшей является зависимость экономики от импорта. Каждый машиностроительный комплекс обладает самыми разнообразными характеристиками, отличительными чертами, в его состав могут входить разнообразные отрасли, в различных процентных соотношениях распределяясь по разным регионам. Соответственно, вам необходимо иметь хотя бы общее представление о том, как функционирует этот комплекс на территории Российской Федерации. На самом деле у этого комплекса имеются свои интересные характеристики и особенности, которые и будут описаны в данной статье.

Мировое машиностроение

Однако, несмотря на то что данная статья в целом будет посвящена именно Российской Федерации, необходимо сначала рассмотреть машиностроительный комплекс в мировом масштабе. В конце концов, российский комплекс является составляющей частью мирового, причем, как вы сможете вскоре убедиться, очень внушительной и важной частью. Первое, на что стоит обратить внимание, - это то, что машиностроительная отрасль является лидером среди всех остальных отраслей по общей стоимости выпускаемой продукции. Если речь идет о высокоразвитых странах, то там в сфере машиностроения может быть занято около двадцати пяти процентов людей, работающих в какой-либо промышленности. При этом доля продукции может составлять до сорока процентов. Естественно, в каждой стране свои показатели, и здесь речь идет о самых высокоразвитых в экономическом плане странах. Однако любое государство стремится в первую очередь развивать именно машиностроение, потому что этот комплекс может очень сильно повлиять на экспорт. В качестве примера можно взять Японию, где невероятно хорошо развит машиностроительный комплекс. И доля общей стоимости экспорта всей продукции, приходящаяся именно на продукцию машиностроительной отрасли, там составляет около шестидесяти процентов. Собственно говоря, ориентирами в этой области могут служить Япония, США и Германия - именно эти три страны являются лидерами по общей стоимости продукции, а также они являются лидерами по процентному соотношению машиностроительных товаров к общему объему производства. Вы уже знаете, что в Японии на машиностроение приходится 60 процентов производства, в то время как в США и Германии этот процент приблизительно равняется сорока.

Введение в российское машиностроение

Как вы уже могли понять, машиностроительный комплекс - это совокупность отраслей промышленности, в которых осуществляется деятельность по производству и ремонту самых разнообразных машин. Имеются в виду далеко не только автомобили, но и любое другое оборудование. Естественно, несложно догадаться, что в Российской Федерации данный комплекс является одним из ведущих. К сожалению, процент продукции, приходящийся на машиностроение, очень далек от тех показателей, которые демонстрируют лидеры рынка, о которых уже было сказано выше. Если говорить более конкретно, то машиностроительный комплекс России обеспечивает лишь двадцать процентов общей продукции страны. Однако причина кроется не в том, что этот сектор в России слаб - причина заключается в большом разнообразии продукции в РФ. Подтвердить это помогут статистические данные о количестве людей, работающих в машиностроении. На 2016 год в России числилось около 50 тысяч машиностроительных предприятий. На них было на тот момент занято более трех с половиной миллионов человек. Если брать соотношение с общим числом людей, занятых в какой-либо отрасли промышленности в стране, то получается около одной трети, то есть 30-35 процентов, приходящихся именно на машиностроение. Соответственно, из этого можно сделать вывод, что машиностроительный комплекс России хоть и не является столь определяющим, как в Японии, Германии или Соединенных Штатах Америки, однако при этом остается очень важным для страны в целом.

Состав комплекса

Далее необходимо более детально разобрать состав комплекса в России. На самом деле сделать это довольно трудно, он очень крупномасштабен. Отрасли машиностроительного комплекса поодиночке перечислять нет смысла - этого не делают даже в учебных материалах. Чаще всего их объединяют в характерные группы, имеющие какие-либо общие черты и особенности. Конкретные названия отраслей обычно включаются лишь в специализированной литературе. Итак, на какие же группы разделяют отрасли машиностроительного комплекса России? В первую очередь, это тяжелое и энергетическое производство. Сюда можно отнести такие отрасли, как производство энергетического оборудования, производство горного оборудования, производство подъемно-транспортного оборудования, вагоностроение, турбиностроение, атомное производство и многие другие. Естественно, это не единственная группа, на которую стоит обратить внимание. Второй группой является станкостроение. Здесь самой выдающейся отраслью, на которую стоит ориентироваться, является производство станков - каждая отрасль будет описывать, какие именно станки в ее рамках производятся. Третья группа - это транспортное производство. Сюда относятся, например, автомобилестроение и судостроение, а также авиационная отрасль и даже ракетно-космическая. Следующая группа - сельскохозяйственное производство. Здесь имеется также немало разнообразных отдельных отраслей, таких как сельскохозяйственное машиностроение и тракторостроение. Также в отдельную группу выделяют машиностроение для легкой и пищевой промышленности - со своими подразделениями и отраслями. Ну и, конечно же, очень часто выделяется еще и группа точного машиностроения. Сюда относятся отрасли приборостроения, производство электротехники и так далее. Естественно, в различных источниках можно найти различное разделение отраслей на группы, но эти шесть групп встречаются повсеместно и считаются основными. Что ж, теперь вы знаете достаточно про отрасли машиностроительного комплекса России - пришло время перейти к рассмотрению его значения.

Значение комплекса

Каково же значение машиностроительного комплекса для Российской Федерации и ее экономики? На самом деле машиностроение играет очень важную роль в жизни России, о чем можно судить по статистической информации, предоставленной ранее, однако стоит более точно определить, какое значение имеет данный комплекс для экономики страны. Во-первых, машиностроительный комплекс обеспечивает техникой и оборудованием все другие комплексы, действующие на территории страны, благодаря чему они имеют более высокую эффективность, а также не приходится тратить лишние деньги на импорт заграничного оборудования. Соответственно, от уровня развития машиностроительного комплекса зависит и уровень развития всех других отраслей в стране, поэтому прилагается максимум усилий для того, чтобы этот комплекс в России не терял уровень, а только постоянно его набирал. Стоит также обратить особое внимание на то, что именно в машиностроительном комплексе осуществляется внедрение большей части новейших научно-технических достижений. Также не стоит забывать о гонке вооружений - в условиях современного мира безопасность страны (особенно такой страны, как Россия) выходит на первый план, а машиностроительный комплекс напрямую обеспечивает обороноспособность. Отдельно стоит упомянуть, что машиностроение, несмотря на то что оно составляет лишь двадцать процентов общего объема производства в стране, является самым крупным комплексом. Таким образом, его значение для России является очень высоким. Теперь вы знаете состав машиностроительного комплекса РФ и его значение для страны и ее экономики. Но это еще не вся информация, которую вы можете получить.

Технологический процесс

Если вы рассматриваете машиностроение, то вам обязательно необходимо обратить внимание и на технологический процесс производства, так как он является очень важным элементом общей картины. В случае с машиностроительным комплексом технологический процесс чаще всего подразделяется на три этапа - заготовку, механическую обработку и сборку. В некоторых случаях количество этапов может сокращаться - причиной этому является то, что зачастую конкретная машина или конкретный тип оборудования не производится полностью на одном заводе. Соответственно, один завод осуществляет подготовку одних деталей, другой - других, а третий осуществляет сборку готовой продукции. Это одна из отличительных черт машиностроительного комплекса России, так как тут очень сильно развиты движения специализации и кооперирования. В рамках специализации происходит распределение ответственности между различными заводами, а в рамках кооперирования - дальнейшее сотрудничество между этими заводами для достижения совместной цели. Это ключевые факторы машиностроительного комплекса Российской Федерации.

Технологические особенности: специализация

Специализация и кооперирование - это то, на что необходимо обратить особое внимание при изучении машиностроения в России. Развитие машиностроительного комплекса в этой стране было бы очень сильно затруднено, если бы не использование этих факторов. Итак, первая особенность, о которой пойдет речь, - это специализация. Как уже было сказано ранее, она представляет собой распределение обязанностей между различными предприятиями, то есть производство на конкретном предприятии определенных деталей или запчастей. Однако даже специализация имеет свои виды, которых насчитывается целых четыре. Первый - это предметная специализация, в рамках которой производятся готовые изделия. Это значит, что на заводе создаются целые готовые к использованию самолеты, станки, компьютеры и так далее. Второй - это подетальная специализация, здесь уже на одном заводе производятся конкретные части готового продукта. Третий - это технологическая специализация, в рамках которой не создаются даже детали, а выполняются лишь отдельные операции технологического процесса. Ну и четвертый вид - это функциональная специализация, которая находится немного в стороне от первых трех. Суть ее заключается в том, что завод, который производит автомобили, не только занимается их изготовлением, но также берет на себя ответственность за их продажу или предоставление определенных услуг, связанных со своей специализацией.

Технологические особенности: кооперирование

Как вы уже могли понять, кооперирование представляет собой производственные связи между несколькими заводами, каждый из которых выполняет определенную роль в производственном процессе, что приводит к совместному изготовлению готовой продукции. Что касается классификации кооперирования, то здесь все гораздо проще, по сравнению со специализацией. Кооперирование может быть либо внутриотраслевым, либо межотраслевым. В первом случае между собой кооперируют предприятия, относящиеся к одной отрасли либо (что более актуально в данном случае) к одному межотраслевому комплексу, а во втором - соответственно, относящиеся к разным отраслям и разным межотраслевым комплексам.

География комплекса

География машиностроительного комплекса России является довольно сложной, так как страна имеет очень большие размеры. Однако сразу же стоит отметить, что около 90 процентов всех предприятий, работающих в машиностроительном комплексе, располагаются на западе, в европейской части страны. Самым насыщенным в данном плане является Центральный федеральный округ - там сосредоточено большое количество предприятий, относящихся к различным отраслям. Больше всего там представлены следующие отрасли: авиакосмическая, автомобильная, железнодорожная, станкостроительная, электронная, а также отрасли производства оборудования для нефтехимической промышленности, точного и сложного машиностроения и производства сельскохозяйственной техники. Естественно, это далеко не все отрасли, представительства которых там можно найти, но именно эти являются самыми выдающимися. Естественно, география машиностроительного комплекса не ограничивается только Центральным федеральным округом. Хотя, стоит признать, он играет ведущую роль в машиностроении в Российской Федерации.

Что же насчет других округов? Какие там представлены отрасли, составляющие машиностроительный комплекс? Размещение производства за пределами Центрального округа является насыщенным также в Приволжском округе (авиакосмическая и целлюлозно-бумажная промышленность, оборудование для нефтяной и газовой промышленности, сельскохозяйственное машиностроение и автомобилестроение) и в Уральском округе (многие отрасли такие же, как в Центральном округе, но также имеются предприятия, занимающиеся производством горно-шахтного оборудования и энергомашиностроением). В Северо-западном округе характерным является энергомашиностроение, судостроение и производство оборудования для лесной промышленности, в Южном округе - судостроение, производство оборудования для пищевой промышленности и сельскохозяйственное машиностроение, в Сибирском округе - авиакосмическая промышленность, производство железнодорожного транспорта и горно-шахтного оборудования, а в Дальневосточном округе - авиастроение и судостроение.

Проблемы комплекса

Каким бы ни было эффективным машиностроение в России, проблемы машиностроительного комплекса все же остаются актуальными. И все они вытекают из распада СССР и происходят из начала девяностых. Ни для кого не секрет, что в Советском Союзе машиностроение было на невероятно высоком уровне, однако, когда СССР распался, весь машиностроительный комплекс просто развалился вместе с ним. Причина заключалась в том, что качество продукции очень заметно снизилось, поэтому все большая и большая доля машиностроительной продукции в России приходилась на импорт. А самое главное - развал Советского Союза нарушил кооперирование - различные элементы производственного процесса оказались в разных странах и не могли продолжать сотрудничество, из-за чего эффективность производства резко упала. На сегодняшний день, естественно, состояние комплекса значительно улучшилось - были построены новые заводы и предприятия, на них активно ведется производство, постоянно идет поиск более выгодных и эффективных производственных связей, так что проблемы комплекса уменьшаются с каждым днем.

Машиностроительный комплекс в школе

Однако данная статья - это не первое место, где человек должен узнавать про машиностроительный комплекс России. 9 класс школы - вот, где впервые детям рассказывают о том, как обстоят дела с машиностроением в стране. Сейчас проходят работы по реформированию образования. Естественно, это влияет на то, как дети познают машиностроительный комплекс. География (9 класс) - раньше каждый знал, что именно тогда на этом уроке можно будет узнать о машиностроении. Сейчас это уже не обязательный факт. Однако при этом ни на грамм не снизилась важность, которую составляет для страны местный машиностроительный комплекс. 9 класс школы не должен ограничивать учеников в получении данной информации. Но не все еще потеряно. К счастью, везде можно найти учебники, в которых до сих пор рассказывается про машиностроительный комплекс. Урок 9 класса сохранился на бумаге, и там вы можете узнать о том, насколько великим был машиностроительный комплекс в СССР, и как Россия постепенно возвращает былое величие в этой сфере деятельности. Но и в данной статье в деталях было описано абсолютно все, что вам необходимо знать о машиностроительном комплексе в России - а эта информация является обязательной для каждого человека, который хочет обладать нормальным кругозором и считаться образованным. Ведь Российская Федерация до сих пор остается одной из сильнейших держав во всем мире, несмотря на серьезный удар в виде распада СССР.


Введение

Место машиностроительного комплекса в хозяйстве РФ. Факторы и особенности его размещения

Территориальная структура машиностроительного комплекса РФ и краткая экономическая характеристика его развития

1 Тяжёлое машиностроение

2 Общее машиностроение

3 Среднее машиностроение

4 Приборостроение

Современные проблемы и перспективы развития и размещения машиностроительного комплекса

Заключение

Библиографический список


ВВЕДЕНИЕ


Машиностроительный комплекс - составная часть единого народнохозяйственного комплекса страны.

Машиностроительный комплекс - важнейший комплекс, играющий огромную роль в воспроизводственном процессе, взаимосвязанный со многими отраслями хозяйства страны, имеющий свою структуру, специализацию внутри её и отличительные особенности.

Этот комплекс играет большую роль в жизни общества. Вся история человечества неразрывно связана с использованием различных машин. В настоящее время нет такой отрасли народного хозяйства, в которой не использовались бы машины и механизмы самых широких масштабов. Они являются важнейшими компонентами в нашей жизни. С использованием машин и механизмов человек облегчает свой труд, меньше тратит на него времени.

Благодаря машиностроительному комплексу мы экономим свое время и получаем наиболее эффективные товары, с помощью которых осуществляем различные потребности.

Машиностроительный комплекс влияет на рост производительности труда и другие экономические показатели, определяющие эффективность развития общего производства. Только в результате насыщения всех отраслей народного хозяйства высокопроизводительными машинами, внедрения комплексной механизации и автоматизации производства можно добиться повышения производительности труда и расширения выпуска различной продукции.

Важность машиностроительного комплекса в жизни людей обуславливает необходимость совершенствования приборов и механизмов, инструментов и машин.

В данной контрольной работе будет отражена не только территориальная структура, факторы и особенности размещения машиностроительного комплекса РФ, но и охарактеризовано его современное состояние, перспективы развития и размещения.


1. МЕСТО МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА В ХОЗЯЙСТВЕ РФ. ФАКТОРЫ И ОСОБЕННОСТИ ЕГО РАЗМЕЩЕНИЯ


Машиностроительный комплекс - составная часть единого народнохозяйственного комплекса страны. Это обусловлено в первую очередь тем, что машиностроение:

-создает машины и оборудование, используемое в других отраслях и тем самым создает условия для развития всех других отраслей промышленности;

-является крупнейшим потребителем продукции черной и цветной металлургии, а также целого ряда других отраслей;

-обеспечивает занятость довольно большой доли трудовых ресурсов;

-выступает как районообразующий фактор;

-является отражением степени развития производительных сил в регионе;

-дает существенный толчок развитию прогрессивных технологий.

То есть, можно сказать, что экономика всей страны напрямую зависит от состояния данного промышленного комплекса.

Машиностроение является ведущей отраслью всей промышленности, ее "сердцевиной". Эта отрасль имеет огромное значение для народного хозяйства страны, так как служит основой научно-технического прогресса и материально-технического перевооружения всех отраслей народного хозяйства.

Машиностроительный комплекс - крупнейший из промышленных комплексов, на его долю приходится примерно 25% стоимости произведенной продукции и примерно 35% всех работающих в хозяйстве России, а также около 25% стоимости основных промышленно-производственных фондов. В нашей стране этот комплекс развит недостаточно. В экономически высокоразвитых странах на продукцию машиностроительной отрасли приходится 35-40% стоимости промышленного производства и 25-35% занятых в промышленности, в развивающихся странах значительно меньше.

По сравнению с промышленностью в целом, машиностроение и металлообработка характеризуются более крупными размерами предприятий (средний размер предприятия в отрасли составляет по численности рабочих около 1700 человек, по сравнению с менее чем 850 по промышленности в целом), большей фондовой ёмкостью, капиталоёмкостью и трудоёмкостью продукции. Сложная продукция машиностроения требует разнообразной по профессиям и высококвалифицированной рабочей силы.

Среди всех отраслей промышленности машиностроение занимает первое место по доле в валовой продукции и промышленно-производственном персонале, второе место (после топливно-энергетического комплекса) по доле в промышленно-производственных фондах, а также в структуре экспорта.

Машиностроение создает машины и оборудование, применяемые повсеместно: в промышленности, сельском хозяйстве, в быту, на транспорте. Следовательно, научно-технический прогресс во всех отраслях народного хозяйства материализуется через продукцию машиностроения. Таким образом, машиностроение представляет собой катализатор научно-технического прогресса, на основе которого осуществляется техническое перевооружение всех отраслей народного хозяйства.

Машиностроительный комплекс относится к сложным, многоотраслевым комплексам, включающим компоненты, представленные на рисунке 1.


Рис. 1. Компоненты машиностроительного комплекса


Машиностроение - ведущая отрасль промышленности. Машиностроение занимается производством машин и оборудования, различного рода механизмов для материального производства, науки, культуры, сферы услуг, а также производит предметы потребления, в основном длительного пользования. Следовательно, продукция машиностроения потребляется всеми без исключения отраслями народного хозяйства.

Металлообработка занимается производством металлических изделий, ремонтом машин и оборудования.

Малая металлургия представлена литьем узлов, деталей, заготовок для производства машин, металлургическим производством для машиностроительных заводов.

Машиностроительный комплекс делится на четыре группы:

-тяжелое машиностроение - эта группа отраслей машиностроения отличается большим потреблением металла, относительно малой трудоемкостью и использованием энергии. Тяжелое машиностроение включает производство металлургического, горнорудного, подъёмно-транспортного оборудования, энергоблоков, других крупногабаритных, металлоёмких изделий.

-общее машиностроение - характеризуется средними нормами потребления металла, энергии, не высокой трудоемкостью. Общее машиностроение включает транспортное машиностроение (без автостроения), производство технологического оборудования для промышленности (без лёгкой и пищевой) и строительства, сельскохозяйственное машиностроение (без тракторостроения).

-среднее машиностроение - отличается малой металлоемкостью, но повышенной энергоемкостью и трудоемкостью. Среднее машиностроение включает производство автомашин, тракторов, станков, машин и оборудования средних габаритов для промышленности, сельского хозяйства, транспорта и строительства.

-приборостроение - характеризуется наименьшей металлоемкостью, наибольшей трудоемкостью, потребностью в высококвалифицированных кадрах. Приборостроение - группа отраслей по производству точных машин, механизмов, приборов и инструментов.

Машиностроительный комплекс - важнейший комплекс, играющий огромную роль в воспроизводственном процессе, взаимосвязанный со многими отраслями хозяйства страны, имеющий свою структуру, специализацию внутри её и отличительные особенности. Развитие и размещение отраслей машиностроительного комплекса базируется на тех же принципах, что и всех отраслей единого народнохозяйственного комплекса.

Факторы, определяющие развитие и размещение машиностроительного комплекса:

-природные условия, география природных и сырьевых ресурсов;

-объемы капитальных вложений, источники финансирования;

-специализация и уровень развития хозяйств экономических районов;

-базовый уровень развития науки и техники;

-пути сообщения и транспортная сеть;

-трудовые ресурсы, их состав, уровень квалификации;

-формы организации производства;

-масштабы, структура и география потребления продукции;

-транспортабельность сырья и готовой продукции;

-экологическая обстановка в регионе.

Машиностроение отличается от других отраслей промышленности целым рядом особенностей, которые влияют на его географию. Важнейшими является наличие общественной потребности в продукции, квалифицированных трудовых ресурсов, собственного производства или возможности поставки конструкционных материалов и электроэнергии. И хотя в целом машиностроение принадлежит к отраслям «свободного размещения», так как оно в меньшей степени испытывает влияние таких факторов, как природная среда, наличие полезных ископаемых, воды и т.д. В тоже время на размещение предприятий машиностроения сильное влияние оказывает ряд факторов таких как:

-Наукоёмкость. Трудно представить себе современное машиностроение без широкого внедрения научных разработок. Именно поэтому производство наиболее сложной современной техники (компьютеров, всевозможных роботов) концентрируется в районах и центрах, обладающих высокоразвитой научной базой: крупными НИИ, конструкторскими бюро (Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск и др.). Ориентация на научный потенциал - основополагающий фактор размещения машиностроительных предприятий.

-Металлоёмкость. Отрасли машиностроения, занимающиеся производством такой продукции, как например, металлургического, энергетического, горно-шахтного оборудования потребляют много черных и цветных металлов. В связи с этим машиностроительные заводы, занимающиеся выпуском такого рода продукции обычно стараются находиться как можно ближе к металлургическим базам, чтобы уменьшить затраты по доставке сырья. Большинство крупных заводов тяжелого машиностроения расположены на Урале.

-Трудоёмкость. С точки зрения трудоёмкости машиностроительный комплекс характеризуется большими затратами и очень высокой квалификацией труда. Производство машин требует больших затрат рабочего времени. В связи с этим достаточно большое количество отраслей машиностроения тяготеют к районам страны, где концентрация населения высока, и в особенности там, где есть высококвалифицированные и инженерно-технические кадры. Чрезвычайно трудоёмкими можно назвать следующие отрасли комплекса: авиационная промышленность (Самара, Казань), станкостроение (Москва, Санкт-Петербург), производство электротехники и точных приборов (Ульяновск).

-Близость потребителя. Продукцию некоторых отраслей машиностроения, таких как: производство энергетического, горно-шахтного, металлургического оборудования, которые потребляют большое количество черных и цветных металлов экономически нецелесообразно перевозить на большие расстояния из-за их большого размера и высокой стоимости перевозок. Поэтому предприятия многих отраслей машиностроения размещается в районах потребления конечной продукции.

-Военно-стратегический аспект - можно вынести как отдельный фактор географического размещения машиностроения. Принимая во внимания интересы государственной безопасности, многие предприятия машиностроительного комплекса, выпускающие продукцию оборонного назначения, удалены от границ государства. Многие из них сконцентрированы в закрытых городах.

Машиностроение - составная часть машиностроительного комплекса, объединяющая ряд отраслей и подотраслей, выпускающих разнородную продукцию для производственной и непроизводственной сфер и населения; характеризуется свойственной ей отраслевой структурой.

Под отраслевой структурой понимается количественное соотношение между отраслями и производствами, входящими в состав машиностроения. Ее формирование происходит под влиянием экономических, организационных и технических факторов:

-уровень развития науки и техники в стране;

-темпы развития отраслей народного хозяйства;

-материальный и культурный уровень населения страны;

-место страны в системе международного разделения труда;

-уровень специализации и кооперирования.

Важнейшие особенности в машиностроительной промышленности, оказывающие влияние на размещение предприятий по территории страны, формируются также под воздействием принципов и факторов:

-разнообразность и сложность изделий, технологических процессов;

-использование продукции машиностроения не ограничивается одним районом;

-более дешёвая перевозка металла для машиностроительных заводов, чем перевозка готовых изделий;

-широкое распространение интеграционных структур, как внутри страны, так и в отношении зарубежных стран;

-возможность использования отходов металла машиностроительных заводов в районах развитого машиностроения (вторичное использование);

-необходимость определенного уровня культуры производства, наличия лабораторий, НИИ, обмена опытом между предприятиями;

-тяготение заготовительных предприятий к источникам сырья; сборочных - к потребителю; механических - к комплексу факторов;

-меньшая степень влияния природной среды, наличия воды и др.;

-широкое использование различных форм специализации;

-более эффективные специализация и кооперирование предприятий внутри района.

По степени влияния определенных факторов на размещение предприятий машиностроения по территории страны они условно делятся на следующие группы:


Таблица 1

Группы предприятий машиностроения

ГруппаПринцип размещения группыХарактеристикаГруппа 1Отрасли, размещающиеся в районах металлургических базПодъемно-транспортное, металлургическое, энергетическое машиностроение. Производство характеризуется небольшими сериями или единичными экземплярами. Продукция металлоемкая, но малотрудоемкая.Группа 2Отрасли, размещающиеся в районах потребления продукцииОборудование для нефтяной, химической промышленности. Строительные, дорожные, сельскохозяйственные машины. Производство характеризуется большими объемами. Продукция средней металлоемкости. Транспортабельна.Группа 3Отрасли, размещающиеся в центрах, с наличием квалифицированных кадровАвтомобиле и тракторостроение, дизелестроение, оборудование для легкой, пищевой и полиграфической промышленности. Производство продукции массовое, характеризуется высокой трудоемкостью и фондоемкостью.Группа 4Отрасли, размещающиеся в районах высокой технической культуры (наличие НИИ, экспериментальных баз)Радиотехническая и электронная промышленность, приборостроение, некоторые производства электропромышленности. Для продукции характерна высокая трудоемкость, малая металлоемкость.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Среди заводов России лидерами являются компании машиностроительной отрасли. Самые большие по размеру выручки производственные компании: АВТОВАЗ, КАМАЗ, УРАЛВАГОНЗАВОД, Автодизель, ГАЗ, Ижорские заводы, Уральский завод тяжелого машиностроения.

 
  • Постпродажное обслуживание клиентов (сервисные центры, помощь на дорогах).

    Бесплатная помощь на дорогах предоставляется для клиентов, приобретших LADA в период с 01 марта по 31 декабря 2016 года.

  • Производство коммерческих моделей, автомобилей специального назначения (например, пожарно-спасательных, скорая помощь и т.д.);
  • Изготовление запасных частей
  • Кадровая политика: свыше 20000 сотрудников

    Общественная деятельность:

    • Хоккейный клуб в г.Тольятти;
    • Официальный спонсор Российской серии кольцевых гонок

    Для ознакомления с историей бренда в г.Тольятти открыт музей, собравший в себя коллекцию наиболее значимых моделей, выпущенных Волжским заводом.

    В 2017 году на премии Автомобиль года России продукция группы получила свои награды:

    Vesta - победитель среди малого класса

    Largus Фургон - победитель среди мини-фургонов

    Информация размещена на официальном сайте премии http://autogoda.ru .

    Для размещения информации о новых моделях и акциях на сайте Yuotube создан собственный канал

    Развитие машиностроительного комплекса характеризует уровень научно-технического прогресса и обороноспособности страны, определяет развитие других отраслей экономики. Структура комплекса очень сложна. Выделяют следующие крупные отрасли:

    1. Энергетическое машиностроение.
    2. Металлургическое машиностроение.
    3. Горно-шахтное и горно-рудное машиностроение.
    4. Производство подъемно-транспортного оборудования.
    5. Электротехническое машиностроение.
    6. Химическое машиностроение.
    7. Производство нефтепромыслового и геологоразведочного оборудования.
    8. Производство нефтегазодобывающего оборудования.
    9. Станкостроительная и инструментальная промышленность.
    10. Радиоэлектронная и приборостроительная промышленность.
    11. Транспортное машиностроение.
    12. Тракторостроение.
    13. Сельскохозяйственное машиностроение.
    14. Машиностроение для и кормопроизводства.
    15. Строительно-дорожное машиностроение.
    16. Производство оборудования для легкой и .
    17. Производство сантехнического и газового оборудования.

    Промышленность межотраслевых производств

    Каждая из этих отраслей, в свою очередь, подразделяется на подотрасли (более 130). Европейский регион производит 94,6% всей продукции машиностроения России, азиатский — 5,4%.

    В зависимости от особенностей производства в выделяют тяжелое, общее и среднее машиностроение.

    Тяжелое машиностроение отличается высокой металлоемкостью, электроемкостью и относительно малой трудоемкостью. К тяжелому относят производство металлургического, горно-шахтного, крупного энергетического оборудования, кузнечно-прессовых машин, тяжелых станков, крупных морских судов, локомотивов, вагонов. Предприятия этой группы тяготеют к металлургическим базам (сырьевой фактор) и районам потребления (потребительский фактор). Крупнейшие районы — ( , Нижний Тагил, Пермь и др.), Центральный (Москва, Брянск, Коломна, Иваново и др.), Северо-Западный (). Крупные предприятия имеются в Поволжском, Волго-Вятском, и других районах.

    Общее машиностроение — группа отраслей со средней металло- и энергоемкостью, невысокой трудоемкостью. Основной фактор размещения — потребительский. Ряд предприятий тяготеют к металлургическим базам.
    Предприятия общего машиностроения производят оборудование для нефтеперерабатывающей, целлюлозно-бумажной, строительной, легкой и , сельскохозяйственные машины.

    Среднее машиностроение объединяет предприятия малой металлоемкости и повышенной трудоемкости. Это приборостроение, производство вычислительной техники, автомобилестроение, производство оборудования для полиграфической и и т.д. Главные факторы размещения — трудовой и потребительский.

    Автомобилестроение в основном развито в Центральном, Волго-Вятском и Поволжском экономических районах. Крупнейшие производители грузовых автомобилей — заводы КамАЗ (Набережные Челны, Республика Татарстан) и ГАЗ (). Основной центр производства легковых автомобилей — Волжский автозавод (ВАЗ) в Тольятти (Самарская обл.). Крупные предприятия отрасли находятся в Москве, Ульяновске, Ижевске, Миассе и т.д.

    Объемы производства в в 90-е годы значительно сократились и в 1999 г. составили: легковых автомобилей 956 тыс.; грузовых 174 тыс.; тракторов 13 тыс.; вагонов грузовых 4 тыс.; металлорежущих станков 7,3 тыс.; телевизоров 276 тыс.; холодильников 1168 тыс.



    Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
    Читайте также
    Урок-лекция Зарождение квантовой физики Урок-лекция Зарождение квантовой физики Сила равнодушия: как философия стоицизма помогает жить и работать Кто такие стоики в философии Сила равнодушия: как философия стоицизма помогает жить и работать Кто такие стоики в философии Использование страдательных конструкций Использование страдательных конструкций