Личный опросник нпн а. Npna - Психологическая диагностика. Характеристики трех степеней НПН по данным опросника

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Инструкция. Заполните бланк для ответов, отмечая знаком «+» те строки, содержание которых соответствует особенностям вашего состояния в настоящее время, в соответствии с номерами утверждений и их градацией (а, б, в) предлагаемой анкеты.

1. Уровень физического дискомфорта:

а) полное отсутствие каких либо неприятных физических ощущений

б) имеют место незначительные неприятные ощущения, не мешающие работе (не причиняющие беспокойства)

в) наличие многочисленных, разнообразных неприятных ощущений

2. Наличие болевых ощущений:

а) полное отсутствие каких-либо болей

б) болевые ощущения появляются лишь изредка, быстро исчезают и почти не мешают работе

в) имеют место постоянные болевые ощущения, серьезно беспокоящие и мешающие работе

3. Температурные ощущения:

а) отсутствие каких-либо изменений в ощущениях температуры тела

б) ощущение тепла, повышение температуры тела

в) ощущение похолодания тела, конечностей, чувство озноба

4. Состояние мышечного тонуса:

а) обычный, неизменный мышечный тонус

б) умеренное повышение мышечного тонуса, чувство некоторого мышечного напряжения

в) значительное мышечное напряжение, подергивание отдельных мышц лица, шеи, рук (тики, тремор)

5. Координация движений:

а) обычная координация движений

б) повышение точности, легкости, координированности движений письма, другой работы

в) снижение точности движений, нарушение координации, ухудшение почерка, затруднения при выполнении мелких движений, требующих высокой точности

6. Двигательная активность в целом:

а) обычная, неизмененная двигательная активность

б) повышение двигательной активности, скорости и энергичности движений

в) резкое усиление двигательной активности, невозможность усидеть на одном месте, суетливость, постоянное стремление двигаться, ходить, изменять положение тела

7. Ощущения со стороны сердечно-сосудистой системы:

а) отсутствие каких-либо неприятных ощущений со стороны сердца

б) ощущение усилия сердечной деятельности, не привлекающее особого внимания и не мешающего работе

в) наличие неприятных ощущений со стороны сердца (резкое сердечное биение, чувство сжатия в области сердца, покалывание, боли в области сердца)

8. Ощущения и проявления со стороны желудочно-кишечного тракта:

а) отсутствие каких-либо неприятных ощущений в животе

б) единичные, быстро проходящие, не причиняющие беспокойства, не мешающие работе ощущения в животе (подсасывание в подложечной области, чувство легкого голода, периодическое «урчание» в животе)

в) выраженные неприятные ощущения (боли, снижение аппетита, подташнивание, чувство жажды)


9. Проявления со стороны органов дыхания:

а) отсутствие каких-либо ощущений

б) увеличение глубины и учащение дыхания, не мешающие работе

в) значительные изменения дыхания (одышка, чувство недостаточного вдоха, «комок в горле»)

10. Проявления со стороны выделительной системы:

а) отсутствие каких-либо изменений

б) умеренная активизация выделительной функции (частое желание воспользоваться туалетом при полном сохранении способности воздержаться (терпеть))

в) резкое учащение желания воспользоваться туалетом, трудность или даже невозможность терпеть

11. Состояние потоотделения:

а) обычное потоотделение без каких либо изменений

б) умеренное потоотделение

в) появление обильного «холодного» пота

12. Состояние слизистой оболочки полости рта:

б) умеренное увеличение слюноотделения

в) ощущение сухости во рту

13. Окраска кожных покровов:

а) обычная окраска кожи лица, шеи, рук

б) покраснение кожи лица, шеи, рук

в) побледнение кожи лица, шеи, рук, появление на коже кистей рук «мраморного» (пятнистого) оттенка

14. Восприимчивость, чувствительность к внешним раздражителям:

а) отсутствие каких-либо изменений, обычная чувствительность

б) умеренное повышение восприимчивости к внешним раздражителям, не мешающее к работе

в) резкое обострение чувствительности, отвлекаемость, фиксация на посторонних раздражителях

15. Чувство уверенности в себе, своих силах:

а) обычное чувство уверенности в своих силах, своих способностях

б) повышение чувства уверенности в себе, вера в успех

в) чувство неуверенности в себе, ожидание неудачи, провала

16. Настроение:

а) обычное настроение

б) приподнятое, повышенное настроение, ощущение подъема, приятного удовлетворения работой или другой деятельностью

в) снижение настроения, подавленность

17. Особенности сна:

а) нормальный, обычный сон

б) хороший, крепкий, освежающий сон накануне

в) беспокойный с частыми пробуждениями и сновидениями сон в течение нескольких предшествующих ночей, в том числе накануне

18. Особенности эмоционального состояния в целом:

а) отсутствие каких-либо изменений в сфере эмоций и чувств

б) чувство озабоченности, ответственности за исполняемую работу, азарт, активное желание действовать

в) чувство страха, паники, отчаяния

19. Помехоустойчивость:

а) обычное состояние без каких-либо изменений

б) повышение помехоустойчивости в работе, способность работать в условиях шума и других помех

в) значительное снижение помехоустойчивости, неспособность работать при отвлекающих раздражителях

20. Особенности речи:

а) обычная речь

б) повышение речевой активности, увеличение громкости голоса, ускорение речи без ухудшения ее качества (логичности, грамотности и др.)

в) нарушения речи (появление длительных пауз, запинок, увеличение количества лишних слов, заикание, слишком тихий голос)

21. Общая оценка психического состояния:

а) обычное состояние

б) состояние собранности, повышенная готовность к работе, мобилизованность, высокий психический тонус

в) чувство усталости, безразличия, рассеянности, несобранности, апатии, снижение психического тонуса

22. Особенности памяти:

а) обычная неизменная память

б) улучшение памяти (легко вспомнить то, что нужно)

в) ухудшение памяти

23. Особенности внимания:

а) обычное внимание без каких-либо изменений

б) улучшение способности к сосредоточению, отвлечение от посторонних дел

в) ухудшение внимания, неспособность сосредоточиться на выполняемой работе, отвлекаемость

24. Сообразительность:

а) обычная сообразительность без изменений

б) повышение сообразительности, высокая находчивость

в) растерянность, ухудшение сообразительности

25. Умственная работоспособность:

а) обычная умственная работоспособность

б) повышение умственной работоспособности

в) значительное усиление умственной работоспособности, быстрая умственная утомляемость

26. Явление психического дискомфорта:

а) отсутствие каких-либо неприятных ощущений и переживаний со стороны психики в целом

б) чувство психического комфорта, подъема психической деятельности или единичные, слабо выраженные изменения психического состояния, быстро проходящие и не мешающие работе

в) резко выраженные, разнообразные и многочисленные, серьезно мешающие работе нарушения со стороны психики

27. Степень распространенности (генерализированность) признаков напряжения:

а) единичные слабо выраженные признаки напряжения, на которые не обращается внимание

б) отчетливо выраженные признаки напряжения, не только не мешающие деятельности, но, напротив, способствующие ее продуктивности

в) большое количество разнообразных неприятных признаков напряжения, мешающих работе и наблюдающихся со стороны различных органов и систем организма

28. Частота возникновения состояния напряжения:

а) ощущение напряжения не развивается практически никогда

б) некоторые признаки напряжения развиваются при наличии реально трудных ситуаций

в) признаки напряжения развиваются очень часто и нередко без достаточных на то причин

29. Продолжительность состояния напряжения:

а) весьма кратковременное, не более нескольких минут, быстро исчезает еще до того, как миновала сложная ситуация

б) продолжается практически в течение всего времени пребывания в условиях сложной ситуации и выполнения необходимой работы, прекращается вскоре после ее окончания

в) весьма значительная продолжительность состояния напряжения, не прекращающегося в течение длительного времени после сложной ситуации

30. Общая степень выраженности напряжения:

а) полное отсутствие или весьма слабая степень выраженности

б) умеренно выраженные, отчетливые признаки напряжения

в) резко выраженное, чрезмерное напряжение

Опросник представляет собой перечень признаков нервно-

психического напряжения, составленный по данным клинико­

психологического наблюдения, и содержит 30 основных характеристик этого состояния, разделенных на три степени выраженности. Исследование проводится индивидуально в отдельном, хорошо

освещенном и изолированном от посторонних звуков и шумов помещении.

Инструкция : «В зависимости от выбранного Вами варианта ответа, содержание которого соответствует особенностям Вашего состояния в настоящее время поставьте рядом с номером каждого пункта опросника букву А, Б или В».

Текст опросника:

    Наличие физического дискомфорта:

а) полное отсутствие каких-либо неприятных физических ощущений;

б) имеют место незначительные неприятные ощущения, не мешающие работе,

в) большое количество неприятных физических ощущений, серьезно мешающих работе.

    Наличие болевых ощущений:

а) полное отсутствие каких-либо болей;

б) болевые ощущения периодически появляются, но быстро исчезают и не мешают работе;

в) имеют место постоянные болевые ощущения, существенно мешающие работе.

    Температурные ощущения:

а) отсутствие каких-либо изменений в ощущении температуру тела;

б) ощущение тепла, повышения температуры тела;

в) ощущение похолодания тела, конечностей, чувство «озноба»,

    Состояние мышечного тонуса:

а) обычный мышечный тонус;

б) умеренное повышение мышечного тонуса, чувство некоторого мышечного напряжения;

в) значительное мышечное напряжение, подергивания отдельных мышц лица, шеи, руки (тики, тремор);

    Координация движений:

а) обычная координация движений;

б) повышение точности, легкости, координированности движений во время письма, другой работы;

в) снижение точности движений, нарушение координации, ухудшение почерка, затруднения при выполнении мелких движений, требующих высокой точности.

    Состояние двигательной активности в целом:

а) обычная двигательная активность;

б) повышение двигательной активности, увеличение скорости и энергичности движений;

в) резкое усиление двигательной активности, невозможность усидеть на одном месте, суетливость, стремление ходить, изменять положение тела.

    Ощущения со стороны сердечно-сосудистой системы:

а) отсутствие каких-либо неприятных ощущений со стороны сердца;

б) ощущение усиления сердечной деятельности, не мешающее работе,

в) наличие неприятных ощущений со стороны сердца - учащение сердцебиений, чувство сжатия в области сердца, покалывание, боли в сердце.

    Проявления со стороны желудочно-кишечного тракта:

а) отсутствие каких-либо неприятных ощущений в животе;

б) единичные, быстро проходящие и не мешающие работе ощущения в животе - подсасывание в подложечной области, чувство легкого голода, периодическое «урчание»;

в) выраженные неприятные ощущения в животе - боли, снижение аппетита, подташнивание, чувство жажды.

    Проявления со стороны органов дыхания:

а) отсутствие каких-либо ощущений;

б) увеличение глубины и учащение дыхания, не мешающие работе;

в) значительные изменения дыхания - одышка, чувство недостаточности вдоха, «комок в горле».

    Проявления со стороны выделительной системы:

а) отсутствие каких-либо изменений;

б) умеренная активизация выделительной функции - более частое желание воспользоваться туалетом при полном сохранении способности воздержаться (терпеть);

в) резкое учащение желания воспользоваться туалетом, трудность или даже невозможность терпеть.

    Состояние потоотделения:

а) обычное потоотделение без каких-либо изменений;

б) умеренное усиление потоотделения;

в) появление обильного «холодного» пота.

    Состояние слизистой оболочки полости рта:

б) умеренное увеличение слюноотделения;

в) ощущение сухости во рту.

    Окраска кожных покровов:

а) обычная окраска кожи лица, шеи, рук;

б) покраснение кожи лица, шеи, рук;

в) побледнение кожи лица, шеи, появление на коже кистей рук «мраморного» (пятнистого) оттенка.

    Восприимчивость, чувствительность к внешним раздражителям:

а) отсутствие каких-либо изменений, обычная чувствительность;

б) умеренное повышение восприимчивости к внешним раздражителям, не мешающее работе;

в) резкое обострение чувствительности, отвлекаемость, фиксация на посторонних раздражителях.

    Чувство уверенности в себе, в своих силах:

а) обычное чувство уверенности в своих силах, в своих способностях;

б) повышение чувства уверенности в себе, вера в успех;

в) чувство неуверенности в себе, ожидание неудачи, провала.

    Настроение:

а) обычное настроение;

б) приподнятое, повышенное настроение, ощущение подъема, приятного удовлетворения работой или другой деятельностью;

в) снижение настроения, подавленность.

    Особенности сна:

а) нормальный, обычный сон;

б) хороший, крепкий, освежающий сон накануне;

в) беспокойный, с частыми пробуждениями и сновидениями сон в течение нескольких предшествующих ночей, в том числе накануне.

    Особенности эмоционального состояния в целом:

а) отсутствие каких-либо изменений в сфере эмоций и чувств;

б) чувство озабоченности, ответственности за исполняемую работу, «азарт», активное желание действовать;

в) чувство страха,паники, отчаяния.

    Помехоустойчивость:

а) обычное состояние без каких-либо изменений;

б) повышение помехоустойчивости в работе, способность работать в условиях шума и других помех;

в) значительное снижение помехоустойчивости, неспособность работать при отвлекающих раздражителях.

    Особенности речи:

а) обычная речь;

б) повышение речевой активности, увеличение громкости голоса, ускорение речи без ухудшения ее качества (логичности, грамотности и т.д.);

в) нарушения речи - появление длительных пауз, запинок, увеличение количества лишних слов, заикание, слишком тихий голос.

    Общая оценка психического состояния:

а) обычное состояние;

б) состояние собранности, повышенная готовность к работе, мобилизованность, высокий психический тонус;

в) чувство усталости, несобранности, рассеянности, апатии, снижение психического тонуса.

    Особенности памяти:

а) обычная память;

б) улучшение памяти - легко вспоминается то, что нужно;

в) ухудшение памяти.

    Особенности внимания:

а) обычное внимание без каких-либо изменений;

б) улучшение способности к сосредоточению, отвлечение от посторонних дел;

в) ухудшение внимания, неспособность сосредоточиться на деле, отвлекаемость.

    Сообразительность:

а) обычная сообразительность;

б) повышение сообразительности, хорошая находчивость;

в) снижение сообразительности, растерянность.

    Умственная работоспособность:

а) обычная умственная работоспособность;

б) повышение умственной работоспособности;

в) значительное снижение умственной работоспособности, быстрая умственная утомляемость.

    Явления психического дискомфорта:

а) отсутствие каких-либо неприятных ощущений и переживаний со стороны психики в целом;

б) чувство психического комфорта, подъема психической деятельности либо единичные, слабо выраженные, быстро проходящие и не мешающие работе явления;

в) резко выраженные, разнообразные и многочисленные серьезно мешающие работе нарушения со стороны психики.

    Степень распространенности (генерализованность) признаков напряжения:

а) единичные, слабо выраженные признаки, на которые не обращается внимание;

б) отчетливо выраженные признаки напряжения, не только не мешающие деятельности, но, напротив, способствующие ее продуктивности;

в) большое количество разнообразных неприятных признаков напряжения, мешающих работе и наблюдающихся со стороны различных органов и систем организма.

    Частота возникновения состояния напряжения:

а) ощущение напряжения не развивается практически никогда;

б) некоторые признаки напряжения развиваются лишь при наличии реально трудных ситуаций;

в) признаки напряжения развиваются очень часто и нередко без достаточных на то причин.

    Продолжительность состояния напряжения:

а) весьма кратковременное, не более нескольких минут, быстро исчезает еще до того, как миновала сложная ситуация;

б) продолжается практически в течение всего времени пребывания в условиях сложной ситуации и выполнения необходимой работы, прекращается вскоре после ее окончания;

в) весьма значительная продолжительность состояния напряжения, непрекращающегося в течение длительного времени после сложной ситуации.

    Общая степень выраженности напряжения:

а) полное отсутствие или весьма слабая степень выраженности;

б) умеренно выраженные, отчетливые признаки напряжения;

в) резко выраженное, чрезмерное напряжение.

Обработка методики и интерпретация результата. После заполнения бланка производится подсчет набранных испытуемым баллов путем их суммирования. При этом за отметку «+», поставленную испытуемым против пункта «а», начисляется 1 балл, против пункта «б»

Вводные замечания

Автор методики НПН профессор Психоневрологического института им. В. А. Бехтерева Т. А. Немчин при разработке опросника НПН использовал результаты многолетних клинико–психологических исследований, проведенных на большом количестве испытуемых, находящихся в условиях экстремальной ситуации. Первый этап разработки опросника состоял в составлении и систематизации перечня жалоб–симптомов, полученных от реципиентов в стрессовой ситуации: от 300 студентов в период экзаменационной сессии и от 200 больных неврозами с ведущей симптоматикой в форме фобий, страха, тревоги перед выполнением болезненных процедур и стресс–интервью. На втором этапе разработки методики из 127 первичных признаков, относящихся к феноменологии нервно–психического напряжения, были отобраны лишь 30 признаков, которые систематически повторялись при повторных обследованиях .

Наиболее высокие частоты повторяемости 30 признаков были обнаружены в группе больных неврозами. Различная степень выраженности признаков у разных испытуемых позволила автору разделить каждый из пунктов опросника на три степени: слабо выражен, средняя степень выраженности, резко выражен, получившие условную оценку в очках соответственно 1, 2, 3. По содержанию опросника все признаки можно разделить на три группы утверждений: первая группа отражает наличие физического дискомфорта и неприятных ощущений со стороны соматических систем организма, вторая группа утверждает о наличии (или отсутствии) психического дискомфорта и жалоб со стороны нервно–психической сферы, в третью группу входят признаки, описывающие некоторые общие характеристики нервно–психического напряжения – частоту, продолжительность, генерализованность и степень выраженности этого состояния. Опросник рекомендуется использовать для диагностики психической напряженности в условиях сложной (экстремальной) ситуации или ее ожидания.

Инструкция: заполните правую часть бланка, отмечая знаком «+» те строки, содержание которых соответствует особенностям вашего состояния в настоящее время.

Фамилия, имя, отчество…………………………………………………………………….

Пол………………………………………………………………………………………………

Возраст……………………………………………………………………………………………

Вид деятельности (работа, ожидание экзамена, процедуры и др.)

……………………………………………………………………………………………………

Профессиональная принадлежность……………………………………………….

Обработка результатов и их характеристика. После заполнения испытуемым правой части опросника производится подсчет набранных баллов. При этом за знак «+», поставленный против подпункта А, начисляется 1 очко; поставленный против подпункта Б, начисляется 2 очка; поставленный против подпункта В, начисляется 3 очка. Максимальное количество очков, которое может набрать испытуемый, равно 90, минимальное количество равно 30 баллам, когда испытуемый отрицает наличие у себя каких–либо проявлений нервно–психического напряжения.



МЕТОДИКА: Личностный опросник (нервно-психическая неустойчивость - акцентуации) ("НПН-А") (К.Н. Поляков, А.Н.Глушко). Методика предназначена для выявления нервно-психической неустойчивос- ти и некоторых акцентуаций характера. Опросник содержит 276 высказываний и имеет следующие шкалы: - достоверности, - нервно-психической неустойчивости, - истерии, - психастении, - психопатии, - паранойи, - шизофрении. Обработку результатов проводят по семи "ключам" соответствующих шкал. На каждый вопрос теста обследуемый может отвечать "да" или "нет". Поэтому при обработке результатов учитывается количество ответов, совпавших с "ключом". Каждое совпадение с ключом оценивается в один "сырой" балл. Шкала достоверности оценивает степень объективности ответов. В слу- чае, если общее количество "сырых" баллов равно или превышает 8, то полу- ченные данные следует считать недостоверными вследствие стремления обсле- дуемого соответствовать социально желаемому типу личности. Показатели в 8, 9, 10 стэнов считаются высокими и свидетельствуют о значительной выраженности соответствующих признаков. 4, 5, 6, 7 стэнов - средние показатели и говорят о незначительной (допустимой норме) выражен- ности признаков. Показатели менее 4 стэнов - о практическом отсутствии указанных признаков. Интерпретация шкал. Шкала нервно-психической неустойчивости. Низкий уровень поведенческой регуляции, нарушение межличностных отно- шений, недостаточная социальная зрелость, нарушение профессиональной дея- тельности, нарушения дисциплинарных и моральных норм поведения, отсутствие адекватной самооценки и реального восприятия действительности, низкие адаптационные возможности. Высокие показатели по шкале НПН свидетельствуют о наличии у обследуе- мого признаков нервно-психической неустойчивости, характер которой уточня- ется при интерпретации профиля личности (графическое изображение результа- тов по шкалам опросника). Шкала истерии. Для лиц с высокими показателями характерны позерство, эгоцентризм, самовлюбленность, демонстративность и театральность поведения, желание быть в центре внимания, стремление показаться в глазах окружающих значи- тельной личностью, жажда признания и оригинальности, склонность к преуве- личениям. Поверхностное отношение к поставленным задачам, небрежное их ис- полнение. Болезненная и неадекватная реакция на общественное порицание, непризнание "заслуг". Деятельность и поведение ориентированы на внешний эффект. Шкала психастении. Характерны высокая тревожность, мнительность, нерешительность, неуве- ренность в себе, особенно в условиях динамичной обстановки, дефицита вре- мени и информации; повышенная ранимость и чувство неполноценности, беско- нечное анализирование своих действий, склонность к сомнениям, пониженной самооценке и недовольству собой; требовательность в выполнении формальнос- тей, деликатность и тактичность, робость, пониженная активность; трудность в принятии решений, избегание ответственных задач. Шкала психопатии. Повышенные возбудимость, агрессивность, неуживчивость, эксплозив- ность, упрямство и настойчивость; склонность к бурным реакциям протеста и прямолинейной критике; низкий урсовень самоконтроля, властность, высокое чувство соперничества, стремление любой ценой отстоять, оправдать свои поступки и убеждения; непредсказуемость эмоций и поступков. Шкала паранойи. Склонность к образованию "выдающихся идей" и "борьбе за справедли- вость"; глубокое теоретизирование, прямолинейность в суждениях, высокоме- рие и самоуверенность; умение увлечь, организовать людей на реализацию своих идей; узость и односторонность интересов, недоверие и подозритель- ность, упорство в отстаивании убеждений, конфликтность в случае непризна- ния заслуг. Шкала шизофрении. Склонность к теоретическим построениям и неожиданным умозаключениям, часто не совпадающим с выводами и суждениями окружающих, оригинальность и созерцательность; эмоциональная холодность, поверхностное сопереживание, непонимание товарищей, бесцеремонность и жесткость или, наоборот, повышен- ная ранимость и чувствительность; стремление к погружению в собственный мир, отчужденность, замкнутость, бесплодная мечтательность, нарастающие затруднения в общении. Следует помнить, что изолированной интерпретации может подвергаться только шкала НПН, все же остальные шкалы - как единое целое, а не как со- вокупность независимых шкал. Подъем по одной из шкал говорит о наибольшем присутствии признаков этой шкалы в общей характеристике нервно-психической неустойчивости личности. Примечание к компьютерной версии: Тексты интерпретаций шкал составлены таким образом, чтобы результаты тестирования можно было бы передавать в руки клиентам. При этом строки с названиями шкал следует предварительно удалить, так как они имеют психиат- рический смысл и могут нанести психологическую травму клиенту. ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ: --- ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА. Методика: Нервно-психическая неустойчивость - акцентуации (НПН-А). Ф.И.О:___________________ Доп. данные:_____________ Диаграмма. * 10 ┼ ▄▄ 9 ┼ ██ 8 ┼────██────▄▄────────── 7 ┼ ██ ██ 6 ┼ ██ ██ ▄▄ ▄▄ 5 ┼ ██ ██ ██ ██ 4 ┼ ██ ██ ▄▄ ██ ██ 3 ┼─▄▄─██────██─██─██─██─ 2 ┼ ██ ██ ▄▄ ██ ██ ██ ██ 1 ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ 0 ┼─+──+──+──+──+──+──+──* Д НПН И Пс Пп Пя Ш ФАКТОРЫ: Шкала достоверности информации - Д = 3 Нервно-психическая неустойчивость - НПН = 10 Акцентуации: 1. Истерия - И = 2 2. Психастения - Пс = 8 3. Психопатия - Пп = 4 4. Паранойя - Пя = 6 5. Шизофрения - Ш = 6 ИНТЕРПРЕТАЦИЯ: Открытость и откровенность в раскрытии своих проблем, отсут- ствие сознательного намерения приукрасить свой характер. Пониженная нервно-психическая устойчивость. Чувствительный, легко расстраивающийся, поддающийся чувствам и случайным колеба- ниям настроения. Склонный к беспокойству и раздражительности. Из- менчивый в своих привязанностях и интересах. Тенденция к острой эмоциональной реакции на стресс и уклонению от реальности. ПСИХАСТЕНИЧЕСКИЙ ТИП. ВЫРАЖЕHHЫЕ ОСОБЕHHОСТИ ПОВЕДЕHИЯ: Повышенная пунктуальность, скрупулезность, добросовестность, пре- дусмотрительность, осторожность. Ориентация на высокое качество работы и особую аккуратность, склонность к частым самопроверкам, сомнениям в правильности выполненной работы. Стремление жестко следовать плану. На службе могут предъявлять окружающим много фор- мальных требований. Отличаются стремлением к определенному поряд- ку. Очень ответственны - иногда слишком, во вред собственным инте- ресам относятся к порученному делу. Как правило эффективно работа- ют в условиях, не требующих изменения форм и методов выполнения задания. Придают большое значение тому, как рабочий процесс выгля- дит внешне, очень внимательны даже к мелочам и того же требуют от других. Избегают неопределенности во всем - в работе, отношениях, общении. Стараются не зависеть в своих поступках от настроения, тщательно обдумывают все возможные варианты и последствия. Склонны к рассуждениям и самоанализу. СТИЛЬ МЕЖЛИЧHОСТHОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ: В отношении с другими придерживаются раз и навсегда принятых пра- вил поведения, очень избирательны в общении. Стремятся не упус- кать из виду различные, даже незначительные особенности своих взаимоотношений с близкими. Почти никогда не являются зачинщиками конфликтов, стараются избегать участия в таких ситуациях. ПРИВЛЕКАТЕЛЬHЫЕ ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА: Добросовестное отношение к выполняемому делу, своим обещаниям и словам. Повышенная аккуратность, ровное настроение, выдержанность. ЧЕРТЫ, ПРИВОДЯЩИЕ К СЛОЖHОСТЯМ В ОБЩЕHИИ: Чрезмерное увлечение формальной стороной дела, повышенные требова- ния к деятельности других. HЕБЛАГОПРИЯТHЫЕ СИТУАЦИИ: Hеобходимость работы в ситуациях с постоянно изменяющимися услови- ями, неопределенность, повышенные требования к чувству ответствен- ности. ПРЕОБЛАДАЮЩАЯ ФОРМА "ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ": Приметы, ритуалы, стремление все заранее предусмотреть и не укло- няться от намеченного плана. ПРОФЕССИОHАЛЬHЫЕ СКЛОHHОСТИ И РЕКОМЕHДАЦИИ: Hе склонны менять место работы или вид деятельности. Предпочитают работу, не связанную с большим количеством контактов. Хорошо могут работать с различными видами информации: упорядочивать, системати- зировать, классифицировать. При выборе профессии ориентация на сферу гуманитарных или гуманистических интересов: литература, ме- дицина, биология, история, а также на кабинетный, исполнительский стиль работы вне обширных контактов и при достаточно устойчивом стеретипе деятельности, где удовлетворяется потребность в избега- нии стрессов. Монотония переносится достаточно легко. Поощрение и меры, направленные на повышение самооценки, - лучший способ интен- сификации их деятельности со стороны руководства и воспитателей. ---

Инструкция: "В этом опроснике содержатся утверждения, касающиеся вашего здоровья, взглядов, интереса, характера и др. Если Вы решите, что согласны с данными утверждениями, то на регистрационном бланке, соответственно номеру утверждения, поставьте "+". Если с ним не согласны, то поставьте знак "-".

Характерологические акцентуации личности и нервно-психологическая неустойчивость личностный опросник

2. Большинство знакомых считают меня веселым собеседником.

3. Я часто поступаю по настроению, а не по убеждению.

4. Часто какая-то навязчивая мысль не дает мне заснуть.

5. К алкоголю я равнодушен.

6. Я очень серьезно интересуюсь гимнастикой йогов.

7. Я люблю готовиться к экзаменам, контрольным и т.п. один.

8. В споре я часто ухожу от сущности вопроса и перехожу на личности.

9. Я сильно теряюсь, неожиданно оставаясь в центре всеобщего внимания.

10. Я стараюсь придерживаться принципов нравственности и морали.

11. У меня часто болит голова.

12. Я никогда не нуждаюсь в сочувствии окружающих.

13. В поездах, автобусах и т.д. я часто завожу разговор с незнакомыми мне людьми.

14. Часто пустяк, сказанный в мой адрес, способен вызвать у меня бурную реакцию.

15. Критика в присутствии окружающих меня крайне угнетает.

16. У меня часто плохое настроение.

17. Я стал сомневаться в правильности выбранной профессии.

18. Я легко осваиваюсь в любом обществе.

19. Временами меня так и подмывает вступить с кем-нибудь в спор.

20. Часто мне трудно удержаться от жалости к самому себе.

21. В детстве я был на учете у психиатра.

22. Я стараюсь жить так, чтобы окружающие сказали обо мне: "Вот это человек!"

23. Мое физическое развитие и здоровье вполне позволяют мне стать хорошим офицером.

24. Я считаю себя вполне общительным человеком.

25. Часто мне хочется сделать что-нибудь опасное или ошеломляющее.

26. Если я совершил какой-то промах, то об этом забываю быстро.

27. Иногда я принимаю бром, элениум и другие успокаивающие средства.

28. Я никогда не следую моде, а ношу что попало.

29. Я охотно участвую в организации различных мероприятий.

30. Часто я могу не сдержаться и нагрубить, даже если это повредит моим интересам.

31. Я склонен мысленно возвращаться к своим неприятностям и мне трудно выбросить их из головы.

32. Мне говорили, что я хожу во сне.

33. Я считаю, что употребление наркотиков вполне естественно.

34. Люблю носить одежду супермодную и необычную, которая привлекает взор.

35. Мне нравится общаться с людьми и я редко упускаю возможность поговорить даже с малознакомым человеком.

36. Довольно часто я действую под минутным влиянием минутного настроения.

37. В отношениях с людьми я испытываю трудности из-за собственной застенчивости.

38. Чувствую, что моих способностей, наверное, не хватит, чтобы освоить выбранную профессию.

39. У меня почти всегда что-нибудь болит.

40. Мне свойственно шутить и рассказывать разные истории.

41. Когда на меня кричат, я отвечаю тем же.

42. Употребление нецензурных выражений мне всегда неприятно.

43. Временами я не могу удержаться от соблазна украсть что-нибудь.

44. Я живу своими внутренними мыслями и меня мало интересует действительность.

45. Я считаю, что книги более занимательны, чем собеседники.

46. Часто я не уступаю людям просто из принципа.

47. Мне, конечно, не хватает уверенности в себе.

48. На медицинской комиссии я скрыл имеющиеся у меня серьезные заболевания.

49. Всегда делаю и думаю по-своему, а мнение других меня интересует мало.

50. Законы и правила общежития я стараюсь соблюдать.

51. Я предпочитаю иметь широкий круг знакомств.

52. Я люблю подшучивать над другими.

53. Когда люди наблюдают за мной, мне от этого становится не по себе.

54. У меня плохой и беспокойный сон.

55. Мои идеи и мысли выглядят, как опережающее время.

56. Я легко могу заговорить с незнакомым человеком.

57. Часто завожусь с пол-оборота.

58. Я очень смущаюсь, когда говорят о моем характере.

59. У меня были случаи потери сознания.

60. Я труднодоступный человек.

61. Я считаю, что большинство людей лгут, если это в их интересах.

62. Я с удовольствием могу гулять один.

63. Я сильно раздражаюсь, если меня торопят.

64. В разговоре с девушками я стараюсь избегать щекотливых тем, которые могут вызвать смущение.

65. Моя нервная система сильно расстроена.

66. Я не верю в Бога.

67. Обо мне часто говорят: "За словом в карман не полезет".

68. Часто я готов на все, чтобы победить в споре.

69. Бывает, что меня беспокоит чувство вины или угрызения совести из-за какого-нибудь пустяка.

70. Я имел приводы в милицию.

71. Мне кажется, что меня никто не понимает.

72. Окружающие всегда знают мою точку зрения.

73. Я предпочитаю взаимовыгодные решения в споре.

74. Я чувствую себя менее приспособленным в жизни и ее требованиям, чем другие.

75. Я бы предпочел большую часть времени сидеть, ничего не делать и мечтать (философствовать).

76. В одну из политических партий я вступил бы только под нажимом общественности.

77. Я не надеюсь, что чего-либо добьюсь в жизни.

78. В общем меня беспокоит чувство собственной застенчивости.

79. Я люблю проделывать каверзные шутки над другими.

80. В обществе меня беспокоит чувство собственной застенчивости.

81. Я способен совершить нечто выдающееся.

82. Меня уговорили поступать в этот вуз, а у самого особого

желания не было.

83. В коллективе я редко бываю инициатором чего-либо.

84. Мне часто хочется недозволенного.

85. Я считаю себя скорее мечтательным, чем практичным

человеком.

86. В детстве у меня были тяжелые травмы и заболевания.

87. Я считаю, что американский образ жизни можно принять

за образец.

88. В кругу незнакомых людей я редко заговариваю первым.

89. Меня трудно рассердить.

90. Меня беспокоит чувство, что я хуже других.

91. Временами я сожалею, что живу на этом свете.

92. Мое мнение часто совпадает с мнением окружающих.

93. У меня бывают очень странные и необычные внутренние переживания.

94. Обычно я не очень общителен.

95. Часто мне бывает трудно справиться со своими желаниями.

96. Я часто пытаюсь заглянуть в самого себя и выяснить причины появления своих мыслей.

97. В детстве я был капризным и раздражительным.

98. По своим способностям я смогу стать хорошим руководителем.

99. Если обсуждается какой-либо вопрос, я одним из первых выражаю свое мнение или соображение.

100. Я не считаю нужным скрывать свое презрение или отрицательное мнение о ком-либо или о чем-либо.

101. Иногда мне кажется, что люди догадываются, о чем думаю я.

102. Мне нравится цитировать блестящие или шокирующие высказывания знаменитых людей.

103. По отношению ко мне часто окружающие поступают несправедливо. Я люблю работать не спеша.

105. Иногда мне говорят, что я вспыльчив.

106. Меня часто беспокоят мысли о том, что я поступаю не так, как видно.

107. С большим трудом я приспосабливаюсь к новым условиям учебы, жизни и быта.

108. Мне нравится искать необычные или парадоксальные приемы решения различных задач или вопросов.

109. Часто я – инициатор какого-либо дела.

110. Я легко теряю терпение с людьми.

111. У меня бывают редко периоды, когда я теряю сон из-за волнения.

112. Очень редко критика и возражения в мой адрес бывают справедливы.

113. В компаниях я всегда являюсь центром внимания.

114. Мой вес сильно колеблется (то худею, то поправляюсь).

115. Я придерживаюсь пословицы: "Кто спешит, тот людей смешит".

116. Если кто-нибудь раздражает меня, я долго могу это терпеть.

117. Я часто упускаю возможность из-за своей нерешительности.

118. Я почти всегда ощущаю сухость во рту.

119. Меня легко привести в замешательство.

121. В современной жизни слишком много препятствий и ограничений, которые меня очень раздражают.

122. Мне часто приходится скрывать свою застенчивость ценой больших усилий.

123. Я отношусь к тем людям, которые умеют восторгаться или преклоняться перед кем или перед чем-нибудь.

124. В школе у меня были конфликты с учителями.

125. Я человек довольно общительный и веселый.

126. Довольно часто я испытываю потребность в острых ощущениях.

127. У меня есть мир мечтаний, куда я никого не пускаю.

128. Я с трудом усваивал школьный материал.

129. Иногда я чувствую, что кто-то управляет моими мыслями.

130. Я чувствую себя глубоко одиноким человеком.

131. Я охотно знакомлюсь с новыми людьми.

132. Иногда я чувствую себя глубоко одиноким человеком.

133. Я часто о чем-нибудь тревожусь.

134. Для меня характерно бурное проявление чувств.

135. Думаю, что я человек обреченный.

136. Для отдыха я предпочитаю коллективные игры и развлечения.

137. Я склонен давать категорические оценки поступкам окружающих.

138. Я остро и длительно переживаю неприятности.

139. Временами у меня бывают приступы смеха и плача, с которыми я никак не могу справиться.

140. Иногда я чувствую, что близок к нервному срыву.

141. Обычно я поступаю и говорю быстро, долго не раздумывая.

142. У меня все кипит внутри, если что-то делают не по-моему.

43. Я склонен беспокоиться о том, что меня ожидает.

144. У меня есть такие качества, по которым я определенно превосхожу других людей.

145. Мне нравится пища, приготовленная из экзотических продуктов.

146. У меня часто бывают запоры.

147. Я больше молчу и слушаю, когда нахожусь в обществе.

148. Мне доставляет совершать рискованные поступки ради забавы.

149. Временами я чувствую себя разбитым.

150. Иногда у меня появляется навязчивое желание нанести повреждение себе или окружающим.

151. Я человек особенный и непонятный для других.

152. Я люблю много говорить.

153. Редко что можно осуществить постепенными, умеренными методами, чаще необходимо применить силу.

154. Я чувствую себя неудачником, когда слышу об успехах моих знакомых и товарищей.

155. Для меня свойственна некоторая капризность.

156. Считаю, что выбранная профессия мне вполне подходит.

157. Я высказываю свои мысли так, как они приходят мне в голову и не стараюсь их сначала "причесать".

158. У меня часто бывает "мандраж" в руках или по всему телу.

. Выполняя какую-либо работу, я предпочитаю делать ее самостоятельно, а не в коллективе.

160. Люди считают меня спокойным и уравновешенным человеком.

161. Я склонен все принимать близко к сердцу.

162. У меня часто бывает приступ раздражительности.

163. У меня нет и, наверное, никогда не будет друга.

164. Я добросовестно и честно ответил на все вопросы.

Интерпретация

Утверждения той или иной шкалы отражают отношение к себе, к другим людям, к труду, к будущему, к прошлому, к неудачам, к критике, к риску, к правилам, к порядкам и т.д.

Акцентуации характера следует рассматривать как крайний вариант психической нормы. В этом состоит коренное отличие терминов "акцентуация" и "психопатия". При этом самооценка остается адекватной, а конкретный тип акцентуации указывает на уязвимые места характера, которые при определенных условиях могут вызвать психогенную реакцию (ситуативно обусловленные нарушения поведения), привести к декомпенсации или дезадаптации.

ХАРАКТЕРИСТИКА ДИАГНОСТИЧЕСКИХ ШКАЛ

Экстраверсия-интраверсия

Критерии: +2, -7, +13, +18, +24, +29, +35, +40, -45, +51,

+56, -62, +67, +72, -78, -83, -88, -94, +99, -104, +109, -115, +120, +125, +131, +136, +141, -147, -152, -159.

Признаки: высокие значения свидетельствуют о ярко выраженной устремленности человека к обществу, отсутствие застенчивости, неразборчивости в установлении межличностных контактов, частом переоценивании своих возможностей. Низкие значения говорят о замкнутости, скромности, скованности в отношениях с другими, медлительности, флегматичности.

Эксплозитивная форма

Критерии: +3, +8, +14, +25, +30, +36, +4

1, +46, +52, +57, +63, +68, -73, + 79, +84, -89, +95, +100, +105, +110, -116, +121, +126, +132, +142, +148, +153, -160.

Признаки: несоответствие эмоциональных реакций силе и качеству раздражителей; повышенная возбудимость, агрессивность, взрывчатость, легкость возникновения "срыва" по незначительному поводу, склонность к резкой критике, слабый контроль эмоций, импульсивность действий.

Психастеническая форма

Критерии: +4, +9, +15, +20, -26, +31, +37, +42, +47, +53, +58, +64, +69, +74, +80, +85, +90, +96, +1

01, +106, +111, +117, +122, +127, +133, +138, +143, +149, +154, +161.

Признаки: высокая тревожность, нерешительность, неуверенность в себе, легкая ранимость, повышенная чувствительность, быстрая утомляемость, фиксация на неудачах, склонность к сомнениям и самоанализу, застенчивость, робость, пониженная активность.

Шизоидная форма

Критерии: +6, +12, +16, +28, +44, +49, +55, +60, +66, +71, +75, +77, +81, +91, -92, +93, +102, +107, +108, +124, +129, +130, +135, +144, +145, +150, +151, +157, +162, +163.

Признаки: необычность и оригинальность мышления, своеобразие логических связей и ассоциаций, эмоциональная холодность, бесцеремонность, замкнутость, отгороженность от жизни и дел коллектива, необычность восприятия окружающего.

Истероидная форма

Критерии: +3, +10,

+14, +22, -28, +34, +35, +40, +46, +49, +51, +61, +67, +72, +81, +87, +97, +100, +102, +113, +123, +134, +137, +139, +140, +144, +145, +148, +155, +157.

Признаки: эгоцентризм, стремление выделиться манерами поведения, внешним видом, жажда лидерства и оригинальности, театральность поведения, желание быть в центре внимания, внешняя выразительность переживаний, высокие претензии в отношении оценки результатов своего труда и исключительности положения.

Шкала направленности

Критерии: -1, -5, +17, -23, +32, +33,

+38, +39, +43, +48, -50, +59, +65, +66, +70, +76, +77, +82, +86, +87, +91, -98, +135, -156.+164.

Признаки: отношение к выбранной профессии, желание ею овладеть, оценка своего физического развития, здоровья и способностей в отношении возможности освоить профессию, выпячивание своих моральных и психических недостатков.

Шкала надежности

Критерии: 3-36, 4-111, 7-159, 9-53, 13-35, 14-57,24-125,30-68, 37-80, 47-117, 51-131, 52-79, 74-85, 78-94, 84-95, 89-116, 90-154,138-161,146-152.

Признаки: при высоком показателе по шкале, несовпадении знаков в девяти и более парах утверждений результаты обследования следует считать недостоверными.

Нервно-психическая неустойчивость

Понятие "нервно-психическая неустойчивость" объединяет в себе целый ряд предпатологических и частично патологических проявлений особенностей личности, которые предрасполагают к срывам нервной системы и психической деятельности даже при незначительных психических или физических нагрузках.

Наиболее часто нервно-психическая неустойчивость проявляется при акцентуациях характера, алкоголизме, наркомании и некоторых психических заболеваниях. Основные формы проявления нервно-психической неустойчивости связаны с недостаточной социальной зрелостью, соблюдением моральных норм, требований, правил поведения и порядка, нарушениями дисциплины, межличностных отношений и деятельности (трудовой и учебной), предболезненными и болезненными состояниями.

Шкала нервно-психической неустойчивости

Критерии: +3, -5, +6, +8, +9, -10, +11, +12, +14, +16, +19, +20, +21, +22, +25,

+27, +28, +30, +32, +33, +34, +36, +39, +43, +44, +46, +49, -50, +53, +54, +55, -49, 2-50, +57, +58, +59, +60, +61, +65, +66, +68, +70, +71, +74, +75, +76, +77, +79, +81, +84, +86, +87, +90, +91, -92, +93, +97, +100, +101, +103, +106, +107, +108, +110, +111, +112, +113, +114, +118, +119, +121, +123, +124, +127,+128,+129,+130,+132,+134,+135,+137, +138, +139, +140, +142,+144,+145,+146, +148, +149, +150,+151,+153,+154,+155, +157, +158, -160, +161, +162, +163.

Признаки: акцентуация характера нарушение дисциплинарных и моральных норм поведения, межличностных отношений и профессиональной деятельности, недостаточная социальная зрелость; болезненные явления.

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОБСЛЕДОВАНИЯ

Заключение составляется на основании анализа полученных числовых значений, приведенных в девятибалльной шкале, по каждой акцентуации. При этом учитываются соотношения различных значений, свидетельствующих о степени выраженности той или иной черты характера и их взаимосвязь. В таблице приведены ориентировочные нормативные оценки шкал ХАЛ и НПН применительно к девятибалльной шкале нормального распределения.

9 баллов по шкале НПН оценивается как состояние "нервно-психической неустойчивости" и только после целенаправленной беседы со специалистом-психологом, независимо от результатов других видов профотбора, кандидату выставляется IV группа психологического отбора. IV группа психологического отбора выставляется также при 8 баллах НПН и 9 баллах по любой из трех шкал: эксплозивной, психастеничной и шизоидной. Анализ шкал ХАЛ дает уточняющие характеристики типа НПН.

Степень выраженности черт характера оценивается по 9-балльной шкале. Акцентуированными считаются крайние значения 1 и 9 баллов, резко выраженными – 2 и 8 баллов, заостренными – 3 и 7 баллов.

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ХАРАКТЕРОЛОГИЧЕСКИХ АКЦЕНТУАЦИЙ ЛИЧНОСТИ

Экстраверсия – выраженность этого качества характеризует устремленность человека к обществу, большому многолюдному окружению. Интересы таких людей направлены вовне. Они социально открыты и раскованы, легко устанавливают межличностные контакты, общительны и активны.

Такие люди с детства отличаются шумным поведением, общительностью, самостоятельностью и смелостью. Они веселы

и предприимчивы, любят компании и стремятся к лидерству; с повышенным жизненным тонусом, оптимизмом, с живым интересом; просты в общении, доступны и откровенны.

Они легко увлекаются и разочаровываются, не способны к систематической и устойчивой работе. Они уверены в успехе своих начинаний, если же не достигают его – всегда утешаются, быстро заменяя неудавшиеся планы новыми, в успехе которых не сомневаются.

Они отзывчивы, разносторонни и нередко производят впечатление "солнечных натур", являются "душой общества", постоянными организаторами коллективных мероприятий.

У них нет ни застенчивости, ни робости перед незнакомыми, но зато недостает чувства дистанции, такта; отмечая недисциплинированность, неусидчивость и отвлекаемость.

К различным требованиям, правилам и законам относятся достаточно просто и легкомысленно, легко просматривают грань между дозволенным и запрещенным. Плохо справляются с работой, требующей усидчивости, кропотливости, тщательности. Аккуратностью не отличаются ни в выполнении обещаний, ни в денежных операциях, любят прихвастнуть, шиковать. Переоценивают свои возможности и способности. Зная и не скрывая особенности своего характера, часто стараются показать себя более конформными. Часто небрежны, невнимательны, беспечны и безработны.

Интраверсия – (противоположно описанному выше) – интересы таких людей направлены на внутренние переживания. Они скромны, замкнуты, склонны к уединению, скованы в отношениях с другими людьми, активно контакты не устанавливают; терпимы к традиционным трудностям, консервативны и педантичны; рассудительны, осторожны, серьезны, молчаливы, озабочены, задумчивы, флегматичны, медлительны, предусмотрительны, сдержанны, владеют собой, пессимистичны, дисциплинированны.

Эксплозивная форма акцентуаций (возбудимая форма) – характерным для людей этого типа является несоответствие эмоциональных реакций силе и качеству раздражителей, т.е. они подвержены относительно более легким изменениям и колебаниям в психическом состоянии.

Многообразные нарушения эмоциональной деятельности проявляются в виде резкой неустойчивости настроения, раздражительности, вспыльчивости, невозможности сдержать себя при волнениях, легкости возникновения "срыва" по незначительному поводу, отчетливыми сосудистыми и вегетативными реакциями (бледность или покраснение кожных покровов, общая потливость, расширение зрачков, безмерное учащение пульса, нарушение ритма и глубины дыхания, диспепсические расстройства и др.). Типична двигательная реакция – возбуждение, напряжение мускулатуры лица, мимические реакции. Часто в состоянии волнения нарушается речь: начинают заикаться

, с трудом произносят слова, скандированная речь и др.

Поводы для развития аффективных реакций весьма различны: распоряжения старших, замечание равного, а нередко даже ситуации, которые не имеют прямого отношения к ним, способны вызвать бурную реакцию. Они не могут спокойно относиться к конфликту между окружающими, тотчас вмешиваются, принимают сторону "несправедливо" обижаемых, громко кричат, имеют тенденцию к агрессивным действиям.

Делая, не задумываясь, язвительные замечания в адрес окружающих, они не терпят подобных же реплик, тем более возражений и замечаний в свой адрес, а на легкие обиды реагируют, как на тяжелые оскорбления.

Характерными чертами являются непоседливость, "неспособность ожидать", постоянное легкое двигательное беспокойство. Обычно они с трудом занимаются деятельностью, требующей терпения и кропотливого труда, любое ожидание сопровождается у них тягостными переживаниями, вызывает активный протест.

У лиц с выраженной формой акцентуации, кроме аффективных расстройств, наблюдается нарушение интеллектуального опосредования ситуации и способности сдерживать себя. Мышление конкретное и поверхностное. Внимание характеризуется неустойчивостью. Из других симптомов постоянно отмечается узость интересов и тяга к хвастовству, лживость, болтливость, сосредоточенность на сексуальных переживаниях. В поведении обнаруживается демонстративность и оригинальничанье.

Они игнорируют правила и обязанности, потворствуют своим желаниям. Самоуверенны, склонны брать ответственность на себя. Характерным является также и расстройство сна: плохое засыпание и неглубокий, чуткий сон, сновидения отражают события дня и конфликты.

Психастеническая форма акцентуации – основу данной формы акцентуации составляет тревожно-мнительный характер. При выраженной форме наиболее характерными являются такие качества, как легкая ранимость, повышенная чувствительность, быстрая истощаемость и утомляемость. Это обычно щепетильные, сентиментальные, деликатные, честные, робкие, застенчивые, снисходительные и внимательные к другим, но придирчивые к себе люди. Они вечно терзаются сомнениями в правильности своих решений и поступков, справедливости содеянного, постоянно задерживают свое внимание на неудачах. Мучительной "обработке" подвергаются обстоятельства, вытекающие из требований ежедневной будничной ситуации. Склонность копаться в себе: находить в себе недостатки парализует их активность. Так, например, вспоминая о событиях прошедшего дня, он находит массу доказательств того, что он не так поступил, не так сказал, не так решил. План наступившего дня представляется ему еще не ясным, ибо обязанности, вытекающие из реальной ситуации, являются для него источником сомнений и мучений. Воспоминания о завершенных делах окрашены мучительными чувствами неудовлетворенности, сознанием своей несостоятельности.

Постоянное недоверие к самому себе заставляет искать помощи у близких, друзей, часто у врачей.

Будучи в силу тревожно-мнительного характера лишенными твердости и уверенности в себе, они продолжают жить больше в мечтаниях, чем в реализации своих глубоких по замыслу планов. Несмотря на богатый кругозор и часто незаурядные способности, эти люди нередко остаются вне активной жизни общества, не могут устроить свою личную жизнь, оказываясь одинокими, без семьи, слывут "мудрыми чудаками".

Одной из чрезвычайно характерных черт психастеников является склонность к самоанализу и потеря чувства реального. В своих мыслях, мечтаниях они видят себя сильными, волевыми, полными планов с возможностью их реализации.

Часто под влиянием астенизирующих воздействий внешних факторов (инфекции, интоксикации) у данной акцентуации может наступить декомпенсация, проявляющая не только в плане еще большего заострения тревожно-мнительных черт характера, но и в появлении навязчивых состояний различного содержания (навязчивых мыслей – обсессий, страхов-фобий и др.)

Когда эти тревоги и опасения направлены на различные ощущения в своем теле, на правильность функционирования внутренних органов и систем, когда на передний план выступает слабость, истощаемость, утомляемость – можно говорить об ипохондрической форме психопатии. Наиболее характерной чертой этой психопатии является склонность к ипохондрическим реакциям, т.е. к необоснованным жалобам на здоровье, концентрации всех мыслей на самочувствии.

Среди типов психастенических акцентуаций встречаются такие, у которых повышенная чувствительность и ранимость выражены особенно остро. В этих случаях можно говорить о сенситивной форме акцентуации и (или) ее развитии в психопатию.

К числу наиболее типичных черт характера сенситивных акцентуаций следует отнести повышенную чувствительность, чрезмерную впечатлительность и истощаемость. У них подчеркнутое чувство собственной неполноценности. Это робкие, застенчивые и малодушные люди. Они вздрагивают от малейшей неожиданности, боятся темноты, падают в обморок при виде крови. Они считают себя некрасивыми, даже уродливыми, смешными, и думают, что окружающие их презирают, смеются над ними. Это не бред, а логический вывод из чувства собственной недостаточности. Они краснеют по ничтожному поводу, не могут выступать на собраниях. Смущение и страх овладевают ими во время экзамена и при любом сколько-нибудь ответственном выступлении.

Им свойственны пассивно-оборонительные формы поведения. В силу этого они легко декомпенсируются, дают срывы, у них легко нарушается сон, возникают головные боли, раздражительность, неприятные телесные ощущения.

Недостаточное развитие лиц с психической формой акцентуации характера является благоприятной соматической основой, а слабый тип высшей нервной деятельности – необходимым условием для формирования этой формы акцентуации.

Следует отдельно подчеркнуть, что в условиях сложной жизненной ситуации, требующей выявления гражданских качеств (в период стихийных бедствий, войны), такой человек способен проявить черты мужества, собранности. При этом мнительность, нерешительность, нерешительность с бесплодным мудрствованием и другие качества на какой-то период полностью исчезают.

Акцентуация по шизоидному типу – основной чертой выраженной шизоидной акцентуации является бросающееся в глаза своеобразие их личности. Для них характерны замкнутость, малая общительность, отгороженность от реального, эгоцент-ричность, трудность в установлении контакта с людьми. Они отличаются низкой социальной интуицией и низкой "откликаемостью": мало способны понять настроение группы, почувствовать отношение, не высказанное вслух, не способны к сопереживанию. Интерес к реальной действительности понижен и плохо в ней разбираются, они больше живут своим внутренним миром и измышлениями. Внешний вид их мало беспокоит.

Они отличаются странностями в поведении. Их поступки часто недостаточно мотивированы для постороннего, поведение чудаковатое, действия бывают неожиданны и непонятны для окружающих. Шизотики склонны к сложным логическим построениям на основе заинтересовавшей их детали, часто малозначительной. Увлечения их могут быть стойкими и необычными, но никогда – демонстративными. Необычность, небанальность и оригинальность мышления основана на чрезвычайном своеобразии логических связей и ассоциаций.

Эмоционально они большей частью холодны, их мало трогают несчастья окружающих. Часто они бывают упрямы, прямолинейны, недоступны влиянию окружающих, обидчивы, самолюбивы. Они плохо приспосабливаются к жизни, не уживаются с окружающими, часто растрачивают свои силы на непродуктивные занятия (коллекционирование и т.д.). Многое, впрочем, зависит от внешних условий. Иногда они обладают очень хорошими способностями, большей частью односторонними (к музыке, живописи, математике и др.), гибкостью ума, изобретательностью. Тогда для них ничего, кроме интересующего предмета, не существует, и они могут давать действительно ценную продукцию и занять определенное место в жизни.

Следует отметить, что существует известное разнообразие шизоидных характеров, среди них можно отметить и холодных эгоистов, педантов и художественно одаренных мечтательных натур, фантазеров, реформистов и т.п. Основное, что объединяет эти характеры – это их дисгармоничность, отсутствие нужной пропорции в соотношении ума, чувства воли, как бы расширение целостной личности

.

Истероидная форма акцентуации – главной чертой данной акцентуации характера являются эгоцентризм, стремление выделиться к позерству, демонстративному поведению, постоянная игра в "тонкую натуру", не понятую окружающими; ненасытная жажда постоянного внимания к своей особе, потребность вызывать восхищение, удивление, почитание, сочувствие, на худой конец приемлемо даже негодование и ненависть в отношении себя, но только не перспектива остаться незамеченным.

Все остальные качества определяются этой чертой характера. Эти лица поистине не бывают одними и теми же даже в течение короткого времени. Поведение, чувства, намерения, высказывания определяются в основном внешней ситуацией. Стремление во что бы то ни стало выделиться, обратить на себя внимание, быть центром окружающих – вот главное содержание страстных желаний этого характера. Часто эти желания приводят к фантазированию и лжи.

Вследствие недостаточного контроля рассудка над воображением эти лица слабо отличают пережитое в воображении от пережитого в действительности и в своих рассказах невольно примешивают вымысел к истине.

Лживость и фантазирование целиком направлены на приукрашивание своей личности с тем, чтобы опять же привлечь к себе внимание.

Привязанности их чрезвычайно лабильны: переход от "безграничной" любви к "жгучей" ненависти может произойти в течение нескольких минут под влиянием ситуации, противоречащей их желаниям и намерениям. Богатое воображение, живая фантазия, облегченное течение ассоциаций в сочетании с зажигательными поэмами, среди которых произведения великих поэтов могут выдаваться за собственное творчество.

В такой же степени, как и привязанности, неустойчивы и волевые действия. Охваченный желанием посвятить себя тому или иному делу, такой человек быстро остывает в своих намерениях, не будучи способным к длительному волевому напряжению, особенно если это не обещает немедленной славы и восторга со стороны общества. Больше всего такой человек боится, что его сочтут скучным и банальным, похожим на других. "Серая" жизнь его не удовлетворяет, а занять престижное положение, которое тешило бы заостренное самолюбие, не хватает ни способностей, ни, главное, настойчивости. Самооценка очень далека от объективности, она контрастирует с реальными возможностями и мнением окружающих. Они обычно представляют себя такими, какими в данный момент, скорее всего, обратят на себя внимание.

Заметную позицию в группе они пытаются занять также путем выдумывания привлекающих к ним историй о своих успехах, заслугах, способностях, знакомствах и т.п. Этой цели служит собирание необычных коллекций, занятий йогой и др.

Шкала "шизоидная форма"


1___2___3___4___5___6___7___8

Шкала "НПП"

Ф_________И________ О________ Дата_______ Гр.№__


1___2___3___4___5___6___7___8

Шкала "эксплозивная форма"

Ф_________И________ О________ Дата_______ Гр.№__


1___2___3___4___5___6___7___8

Шкала направленности

Ф_________И________ О________ Дата_______ Гр.№__



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Урок-лекция Зарождение квантовой физики Урок-лекция Зарождение квантовой физики Сила равнодушия: как философия стоицизма помогает жить и работать Кто такие стоики в философии Сила равнодушия: как философия стоицизма помогает жить и работать Кто такие стоики в философии Использование страдательных конструкций Использование страдательных конструкций