Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?
Отличия человека от животных.
1.Приспособления к прямохождению (позвоночник S-образной формы, куполообразная стопа, большой палец имеет функцию опоры таз широкий)
2.Мозговой отдел черепа преобладает над лицевым. Отсутствуют надбровные дуги; челюсти и жевательная мускулатура развиты слабее.
3.Хорошо развиты мышцы – ягодичные, четырехглавые, икроножные.
4.Наличие гибкой кисти – органа труда.
5.Значительно развиты височные, лобные и теменные доли мозга. Появилась речь (вторая сигнальная система), абстрактное мышление, сознание.
4.Кожа лишена шерсти, стала гигантским рецепторным полем, способным приносить в мозг дополнительную информацию. Это послужило фактором интенсивного развития мозга.
2) . Эволюция приматов и рода Homo .
Первые следы жизнедеятельности приматов известны с конца мезозоя. Произошли они от насекомоядных млекопитающих
. Ранние приматы образовали подотряд полуобезьян (Антропоидные, человекоподобные).
В начале палеоцена эта группа приматов разделилась на две секции: широконосые и узконосые обезьяны
. Οʜᴎ обладали рядом антропоидных черт: значительное развитие головного мозга, хватательные конечности; наличие ногтей, одной пары сосков и др.
Размещено на реф.рф
От узконосых обезьян произошла группа парапитеков
, живших 25-45 млн. лет назад. Костные останки их найдены в Египте. Парапитеки вели древесный образ жизни, но могли передвигаться и по земле. В дальнейшем появились проплиопитеки
(35 млн. лет назад), давшие начало гиббонам, орангам
и дриопитекам
, останки которых найдены в Африке, Индии, Европе. От одного из видов дриопитеков 14 млн. лет назад произошли обезьяны – рамапитеки
. Οʜᴎ были всеядны, передвигались на задних ногах, имели рост 110 см, жили в различных географических зонах, объём головного мозга был менее 350 см 3 . Сокращение площади лесов, в связи с изменением климата͵ привело к появлению, у антропоидов нового способа передвижения – двуногого хождения, а освободившиеся передние конечности стали использоваться для взятия камней, палок и добывании пищи.
Рамапитеки дали начало нескольким видам австралопитеков, останки которых были обнаружены в Африке. Жили они 4 млн. лет назад. В черепе австралопитеков меньше был развит лицевой отдел; челюсти имели крупные коренные зубы, короткие клыки и резцы. Объем мозга составлял 450-550 см 3 , рост 120см, вес 35-55 кᴦ. Ходили вертикально. Питались растительной и мясной пищей. Для охоты объединялись в стада. Один из видов (австралопитек массивный) дал начало первому человеку – Homo habilis , жившему 2-3 млн. лет назад. Эти примитивные люди отличались от австралопитеков увеличением объёма мозга до 700 см 3 , строением костей таза, укорочением лицевой части черепа. При раскопках рядом с костными останками человека умелого обнаружены примитивные каменные орудия из гальки (галечная культура).
Около 2 млн. лет назад произошло расселение человека умелого по Африке, Азии и образовались отдельные изолированные формы, которые сменяли друг друга и жили в период с 2 млн. до 140 тысяч лет назад. Их отнесли к виду Homo erectus (человек прямоходящий). К этой группе древнейших людей (архантропов ) относят питекантропов,синантропов, Гейдельбергского человека . Останки питекантропа были обнаружены на острове Ява, синантропа – в Китае, Гейдельбергского человека – в Германии. Объем мозга их достигал 800-1000 см 3 , а строение бедренной кости свидетельствовало о прямохождении. Рост 170 см, вес 70 кᴦ.
Древнейшие люди имели низкий, покатый лоб, с выраженным надбровным валиком, массивную челюсть. Οʜᴎ готовили орудия труда из камня (щельская культура), жили стадами в пещерах, использовали огонь, питались мясной и растительной пищей. Успешно охотились на буйволов, носорогов, оленей, птиц. Эволюция архантропов направлялась биологическими факторами, включающими жесткий естественный отбор и внутривидовую борьбу за существование. Наиболее перспективные направления эволюции архантропов это:1)увеличение объёма головного мозга 2)развитие общественного образа жизни 3)совершенствование орудий труда 4)использование огня для защиты от холода, хищников, приготовления пищи.
Древнейших людей сменили древние люди – палеоантропы(неандертальский человек), жившие 300-40 тыс. лет назад. Неандертальцы были неоднородной группой и их эволюция шла в двух направления. Подвид Homo sapiens neanderthalensis появился в результате мощного физического развития архантропов. У них были мощные надглазничные валики и массивная нижняя челюсть, больше похожая на челюсть человека, чем обезьяны, с зачатком подбородочного выступа. Неандертальцы жили в пещерах, охотились на крупных животных, общались между собой с помощью жестов, нечленораздельной речи.
На всех стоянках обнаружены следы костров и обгоревшие кости животных, что свидетельствует об использовании огня для приготовления пищи. Орудия труда их гораздо совершеннее, чем у предковых форм. Масса мозга неандертальцев около 1500 г, причем сильное развитие получили отделы, связанные с логическим мышлением. Рост 160 см. Костные останки неандертальца из Сен-Сезер (Франция) были найдены вместе с орудиями труда, свойственными верхнепалеолитическому человеку (мустьерская культура), что свидетельствует об отсутствии резкой интеллектуальной грани между неандертальцем и современным человеком. Имеются данные о ритуальных захоронениях неандертальцев на территории Ближнего Востока.
В конце 60-х годов ХХ столетия ученые выделили второй подвид H.s. sapiens (неоантропы). Представитель этого подвида - кроманьонец, останки которого были обнаружены на юге Франции в гроте Кро-Маньон. Наиболее древние ископаемые останки его, возрастом 100 тыс. лет, обнаружены также на территории Северо-Восточной Африки. Многочисленные находки палеоантропов и неоантропов на территории Европы, датирующиеся 37-25 тыс. лет, свидетельствуют о существовании обоих подвидов в течение нескольких тысячелетий. Неоантропы имели высокий рост до 190 см, объём мозга до 180 см3,тонкие черты лица, узкий нос, прямой лоб. Нижняя челюсть имела большой подбородочный выступ. Кроманьонцы были охотниками-собирателями, искусно делали каменные и костяные орудия труда, шили одежду, рисовали животных, сцены охоты, строили постоянные жилища из бивней и шкур мамонтов.Кроманьонцы образовывали семьи, родовые общины, у них была своя религия, членораздельная речь.
В тот же период неоантропы обитали уже не только в Европе и даже в Америке. Эти данные указывают на необычайно быстрый процесс расселения современного человека, что должна быть доказательством "взрывного", скачкообразного характера антропогенеза в данный период как в биологическом, так и в социальном смысле. H.s. neanderthalensis в виде ископаемых остатков не обнаруживается позже рубежа в 25 тыс. лет. Быстрое исчезновение палеоантропов должна быть объяснено вытеснением их людьми с более совершенной техникой изготовления орудий труда и метисацией с ними.
С возникновением человека современного физического типа роль биологических факторов в его эволюции свелась к минимуму, уступив место социальной эволюции. Об этом отчетливо свидетельствует отсутствие существенных различий между ископаемым человеком, жившим 30-25 тыс. лет назад, и нашим современником.
Движущие факторы антропогенеза:
I.Биологические:
1) борьба за существование,
2) естественный отбор, половой отбор
3) наследственная изменчивость,
4) мутационный процесс
5) популяционные волны
6) дрейф генов
7) изоляция
II.Социальные:
2) общественный образ жизни
3) сознание
4) мышление
7) мясная пища
3).Соотношение биологического и социального в современном человеке .
В органическом мире планеты люди занимают уникальное место, что обусловлено приобретением ими в процессе антропогенеза социальной сущности, которая ʼʼ... в своей действительности есть совокупность общественных отношенийʼʼ. Это означает, что именно общество и производство, а не биологические механизмы обеспечивают выживание, всесветное и даже космическое распространение, процветание людей. Из социальной сущности людей вытекают также закономерности и главные направления исторического развития человечества. Человек включен в систему органического мира, которая складывалась на протяжении большей части истории планеты независимо от социального фактора и породила данный фактор в ходе своего развития. Человек и человечество составляют своеобразный, но обязательный и неотъемлемый компонент биосферы: ʼʼЧеловек должен понять, ...что он не есть случайное, независимое от окружающего (биосферы или ноосферы) свободно действующее природное явление. Он составляет неизбежное проявление большого природного процесса, закономерно длящегося в течение по крайней мере двух миллиардов летʼʼ. Благодаря животному происхождению жизнедеятельность человеческого организма основывается на фундаментальных биологических механизмах, которые составляют биологическое наследство людей.
Особенности развития жизни в одной из ее ветвей привели к соединению в человеке социального и биологического. Такое соединение отражает объективный результат биологической предыстории и настоящую историю вида Человек разумный. Характер взаимодействия социального и биологического в человеке нельзя представлять как их простое сочетание в некоторой пропорции или прямое подчинение одного другому. Особенность человеческого биологического заключается в том, что оно проявляется в условиях действия законов высшей, социальной формы движения материи.
Биологические процессы с крайне важно стью происходят в организме человека, и им принадлежит фундаментальная роль в определении важнейших сторон жизнеобеспечения и развития. При этом в популяциях людей эти процессы не приводят к результатам, обычным для остального мира живых существ. В качестве примера рассмотрим процесс эволюции, которому в конечном итоге подчинены механизмы, функционирующие на всех базовых уровнях организации жизни - молекулярно-генетическом, клеточном, онтогенетическом и др.
Размещено на реф.рф
Генофонды популяций людей вплоть до настоящего времени испытывают давление мутаций, комбинативной изменчивости, избирательного скрещивания, дрейфа генов, изоляции, некоторых форм естественного отбора. Вместе с тем благодаря действию социальных факторов естественный отбор утратил функцию видообразования. Это делает невозможным достижение закономерного биологического результата - появление новых видов рода Homo. Одно из необычных последствий действия элементарных эволюционных факторов в таких условиях состоит в выраженном наследственном разнообразии людей, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ в таких масштабах среди животных не наблюдается.
Приобретение социальной сущности и сохранение биологических механизмов жизнеобеспечения изменило процесс индивидуального развития людей. В онтогенезе человека используется информация двух видов. Первый вид представляет собой биологически целесообразную информацию, которая отбиралась и сохранялась в процессе эволюции предковых форм и зафиксирована в ДНК клеток в виде генетической программы. Благодаря ей, в индивидуальном развитии складывается уникальный комплекс структурных и функциональных признаков, отличающих человека от других животных. Возникновение этого комплекса служит крайне важно й предпосылкой становления человека как социального существа. Второй вид информации представлен суммой знаний, которые создаются, сохраняются и используются поколениями людей в ходе развития общества и производственной деятельности. Это программа социального наследования, освоение которой человеком происходит в процессе его воспитания и обучения.
4). Положение человека в системе животного мира .
5).Понятие о расах
Расы – исторически сложившиеся в определенных географических условиях группы людей, обладающие общими наследственно-обусловленными морфологическими и физиологическими признаками.
Внутри человечества выделяют три основные большие расы:
1)европеоидная
2)австрало-негроидная
3)монголоидная
Расовые типы отличаются цветом кожи, структурой волос, разрезом глаз. По остальным признакам не отличаются, так как относятся к одному виду – Homo sapiens sapiens.
Для европеоидной расы характерны: светлая пигментация кожи, мягкие волосы (прямые или волнистые), обильное развитие бороды и усов, глаза от голубых до карих и черных.
Для монголоидной расы характерны; жесткие темные волосы, темные глаза, желтоватая кожа, уплощенное лицо, с выделяющимися скулами, плоское переносье, совкообразные резцы, эпикантус.
Стоит сказать, что для негроидной расы характерны: темные курчавые волосы, темная кожа и глаза, полные губы, широкий нос, слабое или среднее развитие волосяного покрова, лицевая часть черепа выступает в вертикальной плоскости.
Одни антропологи считают, что расовая дифференцировка складывалась у древнейших людей, проживавших в Азии, Африке, Европе.
Другие считают, что расовые типы возникли позднее в Восточном Средиземноморье. В среднем палеолите, когда жили неандертальцы, возникли два очага расообразования: западный и восточный.
Многие расовые признаки возникали первоначально вследствие появления мутаций. Под давлением отбора на разных этапах расогенеза эти признаки, имеющие приспособительное значение, закреплялись в поколениях.
В результате социально-экономических и культурных взаимоотношений между народами роль смешения рас (метисация) увеличивалась, а роль отбора и изоляции уменьшалась. Границы расовых ареалов становились расплывчатыми.
Доказательством единства человечества могут служить локализация у представителей всех рас кожных узоров типа дуг на втором пальце, одинаковый характер расположения волос на голове, способность вступать в брак с представителями других рас и давать плодовитое потомство.
Отличия человека от животных. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Отличия человека от животных." 2017, 2018.
ПРИРОДНОЕ И ОБЩЕСТВЕННОЕ В ЧЕЛОВЕКЕ. ЧЕЛОВЕК КАК РЕЗУЛЬТАТ БИОЛОГИЧЕСКОЙ И СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ЭВОЛЮЦИИ.
План.
- Отличия человека от животного.
- Задания.
Теории происхождения человека.
Человек - это
Существо уникальное (открытое миру, неповторимое, духовно незавершенное);
Существо универсальное (способное к любому виду деятельности);
Существо целостное (интегрирует в себе физическое, психическое и духовное начала)
Проблема человека - одна из основных в философии. Большое значение для понимания сущности человека, путей его развития имеет выяснение вопроса о его происхождении.
Теория происхождения человека, суть которой заключается в изучении процесса его возникновения и развития, получила название антропогенез (от гр. anthropos - человек и genesis - происхождение).
Существует несколько подходов к решению вопроса о происхождении человека.
Таким образом, о причинах, определивших становление собственно человека, можно высказывать только предположения.
Влияние на его психофизическое состояние энергии космоса, электромагнитных волн, радиации и других воздействий огромно.
Человек - высшая ступень развития живых организмов на Земле. Биологически человек принадлежит к млеко питающим гоминидам, человекоподобным существам, которые появились около 550 тысяч лет назад.
Влияние природы и социума на развитие человека.
Человек по своей сути есть существо биосоциальное. Он является частью природы и вместе с тем неразрывно связан с обществом. Биологическое и социальное в человеке слиты воедино, и только в таком единстве он существует.
Биологическая природа человека - это его естественная предпосылка, условие существования, а социальность - сущность человека.
Человек как биологическое существо принадлежит к высшим млекопитающим, образуя особый вид Homo sapiens. Биологическая природа человека проявляется в его анатомии, физиологии: он обладает кровеносной, мышечной, нервной и другими системами. Его биологические свойства жестко не запрограммированы, что дает возможность приспосабливаться к различным условиям существования. Человек как социальное существо неразрывно связан с обществом. Человек становится человеком, лишь вступив в общественные отношения, в общение с другими. Социальная сущность человека проявляется через такие свойства, как способность и готовность к общественно полезному труду, сознание и разум, свобода и ответственность и др.
Абсолютизация одной из сторон сущности человека приводит к биологизаторству или социологизаторству.
1. Биологизаторский подход. Акцентирует лишь эволюционно-биологические предпосылки человеческой природы
2. Социологизаторский подход. Объясняет природу человека, исходя из социально значимых факторов. Человек - «чистая доска», на которой общество пишет нужные слова
Основные отличия человека от животного
1. Человек обладает мышлением и членораздельной речью. Только человек может размышлять о своем прошлом, фактически оценивая его, и думать о будущем, мечтая и строя вой планы.
Коммуникативными возможностями обладают и некоторые виды обезьян, но только человек может передать другим людям объективную информацию об окружающем мире. Люди имеют способность выделять в своей речи главное. К тому же человек умеет отражать действительность не только с помощью речи, но и с помощью музыки, живописи и других образных форм.
2. Человек способен к сознательной целенаправленной творческой деятельности :
Моделирует свое поведение и может выбирать различные социальные роли;
Обладает способностью предвидеть отдаленные последствия своих действий, характер и направленность развития природных процессов;
Выражает ценностное отношение к действительности. Животное в своем поведении подчинено инстинкту, его
действия изначально запрограммированы. Оно не отделяет себя от природы.
3. Человек в процессе своей деятельности преобразует окружающую действительность, создает необходимые ему материальные и духовные блага и ценности. Осуществляя практически преобразующую деятельность, человек творит «вторую природу» - культуру.
Животные приспосабливаются к окружающей среде, которая и определяет их образ жизни. Они не могут производить коренных изменений в условиях своего существования.
4. Человек способен изготавливать орудия труда и использовать их как средство производства материальных благ.
Высокоорганизованные животные могут использовать естественные орудия (палки, камни) для определенных целей. Но ни один вид животных не способен изготавливать орудия с помощью раннее сделанных средств труда.
5. Человек воспроизводит не только свою биологическую, но и социальную сущность и поэтому должен удовлетворять не только свои материальные, но и духовные потребности. Удовлетворение духовных потребностей связано с формированием духовного (внутреннего) мира человека.
Животные бывают разные
Итак, в чём ? По мнению учёных, существенных отличий во внешних или внутренних органах приматов и человека нет. Ранее считалось, что видовое отличие человека, шимпанзе и гориллы, развившихся от общего предка, определилось тем, что в ходе естественного отбора человек стал существом прямоходящим, высвободил руки и стал изготавливать орудия труда. Однако очевидно, что между человеком и генетически ближайшими к нему видами возникло более глубокое различие, сопоставимое по масштабам с самыми революционными предшествующими изменениями в биосфере. Если человек явился воплощением нового эволюционного шага природы, то в чем он состоял? Анализ показывает, что главное отличие человека от биологических предшественников - это внеопытное мышление, а именно способность человека предвидеть. Эволюционный смысл обретённой способности состоял в том, чтобы испытать выживаемость организма не только в прямом столкновении его потребностей со средой, но через предвидение дать средство одаренным особям избегать неблагоприятных ситуаций и тем самым ввести еще одну возможность в механизм отбора.
Как известно, осмысленное поведение присуще высшим животным, но выведение логического следствия из наблюдений - ещё не является предвидением. Как и животные, в своей повседневной жизни большинство поступков человек совершает руководствуясь логикой, опирающейся на непосредственные наблюдения либо опыт. Отличие человека от животного на этом уровне состоит лишь в несоизмеримо большем объеме и разнообразии опыта.
Отличие человека от животного в способности к построению мысленной картины
Принципиальное качественное отличие человека от животного , реализующее лишь одному ему присущий дар предвидения, состоит в способности выводить логические следствия из предшествующих логических заключений. В результате создается образ реальности, в котором факты наблюдаемые и вводимые воображением, образуют логически связанную картину. Новая способность человека состоит в логической переработке опыта и построении мысленной ситуации, не наступившей, но возможной. Создание мысленного образа действий - это способ мышления, присущий человеку по самой его природе. Когда необходимо сделать выбор, когда поступок требует решения, человек мыслит посредством создания и перебора множества мысленных ситуаций. Способность к построению мысленной картины привела к следствиям, не связанным с конкурентным отбором. Человек приобрел способность испытывать в воображаемом мире те же чувства, что и в реальном. Это способствовало появлению искусств. Представляя предметы, которых не существует в реальном мире, человек стал создавать их.
Объединение особей в сообщества
Предки человека
Способность к предвидению лежит в основе социальной организации. В принципе, стремление особей к созданию сообществ является биологическим свойством. Оно наблюдается на всех уровнях, от клеточного - до образования животными стай. Объединение особей в сообщества является биологически выгодным. Возникновение многоклеточных организмов на пути эволюции жизни — есть результат объединения клеток во все более сложные сообщества. Это является биологическим отражением фундаментального закона эволюции материи. При этом между клетками в составе организма достигается высочайшая согласованность действий. Многоклеточный организм содержит все признаки управляемых систем: разделение функций, согласованность действий, иерархия. Эти же признаки присущи сообществам, образованным отдельными особями — стаи животных, птиц, муравейники и так далее. Только в отличии от биологических организмов они являются организмами социальными.
Воображение даёт возможность провести мысленный эксперимент
Эволюционное появление разума (способности предвидеть), внесло в создание управляемых сообществ и в организацию управления совершенно новый элемент. В «доразумный» период развития жизни каждый новый шаг в каждом элементе организации сообщества достигался эмпирически: неудачное испытание вело к гибели, поражению или утрате; удачное испытание добавляло что-то новое в копилку эволюции и опыта. Способность к предвидению сделала возможным построение мысленного сценария организации сообщества, воображаемого испытания этого сценария в предполагаемых ситуациях, совершенствование первоначального плана и выбор его оптимального варианта в зависимости от результатов мысленного эксперимента. И все это без мучительного, сопряженного с неизбежными потерями, длительного пути эмпирического совершенствования организации сообщества. Этот фактор стал основной причиной исключительно быстрой эволюции организации человеческого сообщества.Итак, в чём главное отличие человека от животного ? В отличии от животного, человек обладает способностью к внеопытному мышлению, способностью к логической переработке опыта и построению мысленной ситуации, не наступившей, но потенциально возможной.
ЧЕЛОВЕК
Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции
Бытие человека
Потребности и способности человека
Деятельность человека, ее основные виды
Деятельность и творчество
Общение как деятельность
Цель и смысл жизни человека
Личность
Внутренний мир человека
Сознательное и бессознательное
Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции
Человек – это высшая ступень живых организмов на Земле, субъект общественно-исторической деятельности и культуры.
Человек, как и все другие существа – часть природы и продукт природной, биологической эволюции. Антропологи проследили биологическую эволюцию от высших приматов до современного человека. Этот процесс называется АНТРОПОГЕНЕЗ (от слов “антропос” - человек и “генезис” - происхождение).
Самый далёкий предок человека – дриопитек, живший 14-20 млн. лет назад. Далее идут рамапитеки (10-14 млн. лет назад). Рамапитеки дали две эволюционные линии: одну – предков людей, другую – предков современных человекообразных обезьян. Где-то 2,5-3 млн. лет назад появились обезьяноподобные люди, изготавливавшие примитивные каменные орудия. Учёные назвали это существо Homo habilis (Хомо хабилис – человек умелый). Дату его появления современная наука считает началом антропогенеза и формирования человеческого общества.
Далее в эволюционном ряду следуют питекантропы, неандертальцы, кроманьонцы. Кроманьонцы – вершина антропогенеза, человек современного физического типа. Появился он примерно 30-40 тыс. лет назад и получил в науке название Homo sapiens (Хомо сапиенс – человек разумный). Человек разумный относится к приматам, одному из отрядов млекопитающих.
Как и всякое живое существо он дышит, потребляет различные природные продукты, существует как биологическое тело, рождается, растёт, взрослеет, стареет и умирает. Ему, как и животному, свойственны инстинкты, жизненные потребности, биологически запрограммированные схемы поведения.
Но вместе с тем человек отличается от любого животного (см. схему).
Отличия человека от животного
Человек | Животное |
1. Производит свою собственную окружающую среду (жилище, одежду, орудия труда), изменяя и преобразуя природу. 2. Изменяет окружающий мир не только по своим физическим потребностям, но и по законам познания мира, нравственности и красоты, духовным потребностям. 3. Существо универсальное и способен действовать и производить “по меркам любого вида”. 4. Потребности людей постоянно изменяются и растут. 5. Развивается по двум программам: биологической (инстинкты) и социально-культурной. 6. Свою жизнедеятельность делает предметом, т.е. относится к ней осмысленно, целенаправленно изменяет, планирует, обладает сознанием. | 1. Использует то, что есть в наличии в окружающей среде, приспосабливается к природе. 2. Изменяет мир по потребности своего вида, ориентируясь исключительно на удовлетворение физических потребностией (голод, инстинкт продолжения рода и т.п.). 3. Не может преодолеть свою видовую ограниченность. 4. Потребности практически не изменяются. 5. Существование животных направляется только инстинктами. 6. Животное тождественно своей жизнедеятельности и не отличает её от себя. |
Существуют разные точки зрения на вопрос о том, какой фактор оказал решающее воздействие на эволюцию человека и формирование столь разительных отличий человека от животных.
Это деятельностный подход (т.е. роль деятельности, труда), социализирующей (т.е. роль игры, общения), культурологический (роль становления и развития языка, сознания, нравственности) и т.д. Комплексный подход учитывает все эти факторы и исходит из того, что биологическая эволюция человека происходила вместе с социальной и культурной эволюцией (см. схему).
Взаимосвязь биологической, социальной и культурной эволюции человека
(по Леруа Гурану)
Так в результате длительной биологической, социальной и культурной эволюции появился человек как биосоциальное существо, обладающее членораздельной речью, сознанием, высшими психическими функциями, способное создавать орудия и пользоваться ими в процессе общественного труда, преобразующего природу.
Психологи различают потребности подлинные (разумные) и мнимые (неразумные, ложные). Удовлетворение только мнимых потребностей ведет к физической и духовной деградации личности и общества, наносит ущерб природе и обществу. Выразите свое отношение к данному мнению и обоснуйте его тремя аргументами с опорой на факты общественной жизни и знания обществоведческого курса.
Часть С
Позиция согласия с мнением – три аргумента :
1 . В настоящее время существует такая глобальная экономическая проблема, как истощение природных ресурсов. Под этой проблемой понимают недостаточность имеющихся в распоряжении людей природных ресурсов, например, полезных ископаемых, водных, почвенных, лесных богатств. Все это связано с так называемой «ненасыщаемостью» потребностей человека, о которой говорил российский психолог и философ С.Л.Рубинштейн. Американский психолог А.Маслоу, описывая человеческие потребности, А.Маслоу охарактеризовал человека как «желающее существо», которое редко достигает состояния полного, завершенного удовлетворения.
2 . Из истории известно, что Адольф Гитлер напал на Россию 22 июня 1941 года. Его целью было
завоевание страны. Мотивом к завоеванию послужила потребность к власти, т.к. Гитлер стремился получить мировое господство. Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг. принесла России огромные разрушения и многочисленные жертвы и оттолкнула развитие страны на несколько лет назад. Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что удовлетворение мнимых потребностей наносит огромный, а иногда даже непоправимый ущерб обществу и приводит к его деградации.
3. Немаловажную роль среди мотивов человеческой активности играют влечения – психические состояния, выражающие неосознанную или недостаточно осознанную потребность. Именно так считал и австрийский врач-психиатр и психолог З.Фрейд, говоря о том, что бессознательное является главным источником мотивов деятельности человека.
Например, мотивами действий известного серийного маньяка А.Чикатило были обиды и унижения, перенесенные им в детстве и подростковом возрасте. Он совершил 53 доказанных убийства, потому что хотел удовлетворить свою потребность в сексуальном удовлетворении, наблюдая смерть и мучения людей. Вывод понятен – мнимые потребности маньяка, во-первых, противоречили нравственным нормам общества, во-вторых, принесли смерть, горе и страдания обществу.
- обладает мышлением и членораздельной речью
- способен к сознательной целенаправленной творческой деятельности
- в процессе деятельности преобразует окружающую действительность, создает необходимые ему материальные и духовные блага и ценности
- способен изготавливать орудия труда и использовать их как средство производства материальных благ
- воспроизводит не только биологическую сущность, поэтому должен удовлетворять не только материальные, но и духовные потребности
Человек | Животные |
Мышление и членораздельная речь | |
Характерны разные формы мышления (суждение, рассуждение, умозаключение). Обладает разными мыслительными операциями (анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, конкретизация, обобщение) | Мышление и коммуникативные возможности есть у некоторых высших (человекообразных) обезьян. Например, советская исследовательница Ладыгина-Котс на основе многолетних экспериментальных исследований выделила у обезьян некоторые мыслительные операции (анализ и синтез). |
С помощью членораздельной речи может передать информацию об окружающем мире через современные информационные средства, в том числе и Интернет. | «Разговор» животных - различные сигналы, которые необходимы для выживания особи и вида; сигналы эти не несут никакой информации о прошлом и будущем, а также о каких-либо абстрактных понятиях. |
Умеет отражать действительность не только с помощью речи, но и с помощью музыки, живописи и др. образных форм. | |
Сознательная целенаправленная творческая деятельность | |
Моделирует свое поведение и может выбирать различные социальные роли. | Подчиняются в своем поведении инстинкту, их действия изначально запрограммированы. Не отделяют себя от природы. |
Обладает способностью предвидеть отдаленные последствия своих действий, характер и направленность развития природных процессов. | |
Выражает ценностное отношение к действительности. | |
Преобразование окружающей действительности, создание необходимых материальных и духовных благ | |
Производит материальные и духовные блага (практическая и духовная деятельность), творит «вторую природу» - культуру. | Приспосабливаются к окружающей среде, которая и определяет их образ жизни. Не могут производить коренные изменения в условиях своего существования. |
Изготовление орудий труда и применение их как средство производства материальных благ | |
Способен воздействовать на среду специально изготовленными средствами труда, создание искусственных объектов, которые усиливают физические возможности человека. | Могут (высокоразвитые животные) использовать естественные орудия (палки, камни) для определенных целей. Но, ни один вид животных не способен изготавливать орудия труда и применять их на практике. |
Биологические, социальные, духовные потребности | |
Удовлетворяет не только биологические, но и социальные и духовные потребности. Духовные потребности связаны с формированием духовного (внутреннего) мира человека. | Удовлетворяют только биологические потребности, связанные с инстинктами. |
«Пирамида потребностей Маслоу».
Потребность – переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания
организма и развития его личности.
I. Первичные (врожденные ):
1. физиологические – удовлетворение природных инстинктов:
Жажда, голод, отдых, двигательная активность, воспроизводство рода, дыхание, одежда, жилище
2. экзистенциальные (от лат. «existentia» - существование) – потребности в защищенности и безопасности:
безопасность существования, комфорт, гарантия занятости, страхование от несчастных случаев, уверенность в завтрашнем дне