Детский церебральный паралич его основные формы. ДЦП: это что такое? Причины возникновения, формы и лечение заболевания. Технические средства реабилитации для детей с ДЦП

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Детский церебральный паралич является одним из наиболее распространенных неврологических нарушений, которые мешают ребенку полноценно развиваться и жить. Детский церебральный паралич, или коротко ДЦП – это нарушение физических и умственных функций у ребенка вследствие поражения головного мозга. Повреждения головного мозга могут произойти как во время беременности и родов, так и в течение первого года жизни. По статистике до 70% всех случаев приходятся на пренатальный период, т.е. поражение происходит еще в период беременности (причем в первые 3 месяца). К сожалению, статистика заболеваемости неуклонно растет во всем мире, но в России пока не превышает 2 больных на 1000 здоровых.

Детский церебральный паралич симптомы

Распознать ДЦП во время беременности невозможно, более того, первые симптомы замечаются только у новорожденных, чье развитие явно отстает от нормы. Симптомы принято делить на ранние и поздние.

Ранние симптомы:

  • патология положения тела, патологический , ребенок не может держать голову, не может перевернуться, не ползает, не сидит и т.д.);
  • отсутствие слуха, нарушение слуха;
  • задержка психомоторного развития;
  • трудности со вскармливанием.

Поздние симптомы:

  • скелетная деформация (искривление тазовых костей, укорочение одной из конечностей, сколиоз и т.д.);
  • ограничение подвижности суставов;
  • нарушения органов чувств;
  • судороги;
  • задержка умственного развития;
  • проблемы с дефекацией и мочеиспусканием.

Детский церебральный паралич причины

Одной из наиболее распространенных причин является повреждение мозга путем инфицирования. Большую опасность здесь представляет краснуха, которую перенесла мать во время беременности. Сама беременная может справиться с болезнью быстро и легко, однако заболевание может повредить мозг еще не родившегося ребенка. Очень часто у детей, которые перенесли краснуху внутриутробно, наблюдаются различные нарушения органов и систем – потеря слуха, порок сердца и т.д. Повредить головной мозг ребенка внутриутробно также может вирус герпеса.

Еще одной причиной развития ДЦП является кислородное голодание () во время прохождения по родовым путям. Сюда же стоит отнести повреждения головы во время рождения.

Развитие ДЦП в послеродовой период возможно вследствие менингита и травм головы малыша.

Другие менее распространенные причины:

  • Резус-конфликт;
  • Гипогликемия, гипербилирубинемия;
  • Радиационное поражение, рентген, другие воздействия электромагнитных излучений;
  • Отравления в период беременности;
  • Генетические (повреждения хромосом матери или отца).

Необходимо сразу установить точную причину детского церебрального паралича, так как от причины зависит последующий курс лечения и реабилитации.

Типы ДЦП

Выделяют три основных типа детского церебрального паралича.

Атетоидный (дискинетический)

Это самая легкая форма ДЦП – нарушения касаются только базальных ганглиев (комплекса подкорковых нейронов). Симптомами являются мышечные судороги, легкие подергивания мышц лица, небольшие нарушения слуха и речи. Интеллект и умственное развитие таких детей ничем не отличаются от здоровых. Они могут жить полноценной жизнью.

Атаксический (гипотонический)

Этот тип ДЦП характеризуется поражением мозжечка и проявляется нарушением двигательных функций. Сначала все начинается с патологического мышечного тонуса, затем нарушается координация движений. Наблюдается умеренная умственная отсталость.

Спастический

Спастический тип ДЦП характеризуется пониженным мышечным тонусом и вялостью. Этот тип в свою очередь делиться на три типа:

Квадрипарез – возникает вследствие проблемных родов (гипоксия, повреждения) и характеризуется пониженным мышечным тонусом, ребенок не может держать головку, руки согнуты в локтях, кисти сжаты в кулак, а ноги скрещены из-за постоянных спазмов.

Гемипарез – паралич одной из конечностей. Диагностируется лишь спустя некоторое время после рождения ребенка, когда наблюдается не естественное положение одной из конечностей.

Диплегия – паралич нижних и верхних конечностей, при этом больше всего поражаются именно нижние конечности. Ребенок не может ходить, подвижность рук ограничена.

Кроме основных типов ДЦП встречаются и смешанные формы, когда у ребенка диагностируется несколько типов сразу.

Лечение и уход за детьми больными ДЦП

Вне зависимости от того, какая у ребенка форма ДЦП, в 60% случаев у него есть
проблемы с умственным развитием, даже, несмотря на сохраненный интеллект. Такие дети должны учиться в специализированных школах, где специалисты в данной области находят правильный подход к развитию каждого отдельного ребенка. За образование и развитие детей с детским церебральным параличом в специализированных школах отвечают физиотерапевты, учителя, психологи и специалисты по трудотерапии.

На фоне ДЦП возникают и другие патологии, которые усложняют жизнь ребенку и родителям. Часто возникают запоры. В 40% случаев проявляются приступы эпилепсии, в 20% нарушения слуха, косоглазие. Также может отсутствовать и отставать в развитии речь.

Лечение детского церебрального паралича основывается главным образом на поддержании эластичности мышц и развитии нормального физического и психологического здоровья ребенка.

После полноценного обследования врачи составляют индивидуальную программу реабилитации и лечения, рекомендуют специализированные школы.

Из лекарств необходимы только противоэпилептические препараты, если у ребенка наблюдаются приступы эпилепсии. Также возможно назначение миорелаксантов, если у ребенка сильные мышечные судороги.

При длительном течении болезни из-за мышечного паралича или мышечной слабости возникают мышечные контрактуры, которые удаляются хирургическим путем. Чтобы предотвратить образование контрактур, необходима регулярная физиотерапия.

Физиотерапия при ДЦП также предупреждает деформацию суставов и атрофию мышц. В физиотерапии используются различные методики, среди которых:

  • методика Бобат (специальный комплекс упражнений и поз для улучшения мышечного тонуса и двигательных навыков);
  • методика Пето (деление каждого движения на несколько двигательных актов и их проработка);
  • проприоцептивная методика (давление, касание, растягивание, стимуляция, позволяющие снизить степень спазмированности или, наоборот, вялости).

В лечении детского церебрального паралича также задействуются массаж, электрофорез, магнитотерапия, парафинотерапия и др.

Подводим итог

Детский церебральный паралич сегодня успешно поддерживается и лечится. Современные методики позволяют ребенку полноценно развиваться и жить. Самое главное во время обнаружить патологию – чем раньше обнаружить болезнь, тем лучше прогноз лечения. Как показывает практика, несмотря на ограничения в движениях, дети с диагнозом ДЦП очень активные, веселые и жизнерадостные. Все что им нужно это любовь и поддержка их родителей!

ДЦП не считается самостоятельным заболеванием.

Данный термин используется для обозначения целого комплекса двигательных нарушений, которые возникают вследствие поражения головного мозга во внутриутробном периоде .

Патология имеет врожденный характер, первые ее признаки можно заметить уже у детей первых дней жизни . Наиболее полная и развернутая клиническая картина проявляется у детей грудного возраста, то есть до достижения ребенком 1 года. О том, что такое ДЦП у детей, расскажем в статье.

Понятие и характеристика

ДЦП (детский церебральный паралич)– патология, которая возникает вследствие поражения областей головного мозга, отвечающих за двигательную активность ребенка .

Заболевание развивается во внутриутробном периоде, когда головной мозг только формируется.

На протяжении первых лет после появления ребенка на свет, при наличии определенных негативных причин, заболевание прогрессирует, приобретает все новые и новые проявления.

Однако, по мере взросления малыша развитие патологии приостанавливается, то есть поражение мозга не усугубляется. А двигательные нарушения поддаются частичной коррекции .

Поражение головного мозга может проявляться в 2 вариантах:

  • нервные клетки изначально здорового головного мозга претерпевают патологические изменения;
  • нарушается строение самого органа.

Проявления ДЦП весьма разнообразны, у одних детей нарушается двигательная активность ног (наиболее частый вариант развития событий), у других – рук, у третьих страдает координация движений.

Такие различия зависят от того, какие именно повреждения головного мозга имеют место, и в какой период времени они произошли (при воздействии негативных факторов наибольшим образом страдает тот отдел головного мозга, который активно формировался на момент возникновения неблагоприятных условий ).

Причины возникновения

Почему ребенок родился с ДЦП? Первопричина – нарушение работы головного мозга, в частности, его отделов, отвечающих за возможность двигаться.

К такому поражению могут привести самые различные неблагоприятные факторы, которые возникают как во внутриутробном периоде, так и в момент появления на свет и в первые месяцы жизни малыша.

Внутриутробные факторы

Причины на момент рождения

Причины в первые месяцы жизни

  1. Длительный и интенсивный токсикоз.
  2. Преждевременное старение и отслойка плаценты.
  3. Угроза прерывания беременности.
  4. Заболевания почек будущей мамы.
  5. Травмы плода во внутриутробном периоде развития.
  6. Кислородная недостаточность.
  7. Фетоплацентарная недостаточность.
  8. Инфекционные и вирусные заболевания в период беременности.
  1. Узкий таз женщины. При прохождении через родовые пути ребенок нередко получает серьезные травмы.
  2. Ослабление родовой деятельности.
  3. Рождение ребенка раньше положенного срока.
  4. Большой вес плода.
  5. Стремительная родовая деятельность.
  6. Тазовое предлежание на момент родов.
  1. Нарушение работы органов дыхательной системы, приводящее к гипоксии новорожденного.
  2. Попадание околоплодных вод в ротовую и носовую полость ребенка, что так же способствует развитию удушья.
  3. - патология, возникающая вследствие резус-конфликта, сопровождающаяся повышенной скоростью распада эритроцитов.

Как развивается?

У детей, появившихся на свет раньше положенного срока , отмечается незрелость головного мозга и его структур.

Это может привести к неправильному развитию органа, и, как следствие, возникновению ДЦП.

Кислородное голодание во внутриутробном периоде способствует возникновению поражений мозга, однако, если других отклонений в развитии ребенка нет, это явление не оказывает какого–либо видимого эффекта (при условии, что недостаточность кислорода была незначительной).

Если же ребенок имеет малый вес при рождении , его органы, в том числе и мозг, до конца не сформированы, при гипоксии некоторые области головного мозга отмирают, и на их месте возникают полые участки.

Соответственно, функциональность органа нарушается, что приводит к нарушениям двигательной активности организма.

Классификация патологии

Существует несколько разновидностей ДЦП, которые отличаются друг от друга своими характерными особенностями, набором признаков .

Форма

Особенности

Спастическая диплегия

Данная форма встречается наиболее часто. Возникает вследствие поражения участков головного мозга, которые отвечают за двигательную активность конечностей. У детей в первые месяцы после появления на свет отмечается частичный или полный паралич ног или рук.

Атонически-астатическая

Патология возникает как следствие неправильного развития или поражения мозжечка. Ребенок неустойчив, у него нарушена координация движений, так же отмечается пониженный тонус мышечной ткани.

Гемипаретическая

Поражаются подкорковые и корковые участки одного из полушарий головного мозга. В этом случае двигательные нарушения отмечаются только с одной стороны.

Двойная гемиплегия

Повреждения имеют место сразу в обоих полушариях мозга. Данная форма считается самой опасной, так как зачастую приводит к полному параличу.

Гиперкинетическая

Обусловлена поражениями подкорковых участков головного мозга. Часто развивается на фоне спастической формы. Ребенок, страдающий данной разновидностью ДЦП склонен совершать неконтролируемые телодвижения. Часто это проявление усиливается в те моменты, когда малыш перевозбужден, нервничает, волнуется.

В зависимости от возраста ребенка принято выделять раннюю форму (первые признаки проявляются сразу же после рождения и до 6-месячного возраста), начальную остаточную (6-24 мес.), позднюю остаточную (старше 2 лет).

По степени тяжести выделяют:

  1. Легкую форму, при которой наблюдаются незначительные отклонения в двигательной активности. При этом ребенок способен обходиться без помощи посторонних, может самостоятельно одеваться, есть, играть, посещать детские образовательные учреждения.
  2. Среднюю форму, когда малышу требуется посторонняя помощь в осуществлении сложных задач. Тем не менее, такой малыш может посещать общеобразовательные учреждения, успешно обучаться.
  3. Тяжелую форму, при которой ребенок не может обойтись без помощи, ведь в этом случае он не способен выполнять даже самые простые действия.

Спутники заболевания

ДЦП у ребенка может проявляться не только в нарушении двигательной функции, или ее полном отсутствии. Возможно наличие и других неприятных моментов , таких как:

  • непроизвольные судороги;
  • (образование патологической жидкости в области головного мозга);
  • снижение зрения и слуха;
  • (сложности в произношении звуков, отсутствие речи, заикание);
  • сложности в обучении письму, счету, чтению;
  • нарушения поведения, эмоциональные расстройства.

Симптомы и признаки

У ребенка, страдающего ДЦП, проявляются следующие симптомы :

Осложнения и последствия

ДПЦ приводит к развитию таких серьезных осложнений как:

  1. Нарушение опорно-двигательного аппарата (патологическое сгибание рук, которое в тяжелых случаях может спровоцировать вывих суставов, деформация стопы, когда малыш передвигается только на носочках, искривление позвоночника и стойкое нарушение осанки, в результате чего тело ребенка теряет свою симметричность).
  2. Нарушения речи до полного ее отсутствия.
  3. Задержки психического развития , проблемы с адаптацией в коллективе.

Диагностика

После появления малыша на свет ребенка в обязательном порядке обследует врач. Это позволяет выявить патологию на ранней стадии ее развития и как можно скорее начать лечение. Особого внимания требуют дети, у которых повышен риск развития ДЦП.

Это недоношенные дети, имеющие маленький вес при рождении, страдающие врожденными аномалиями развития внутренних органов, появившиеся на свет в результате тяжелых родов, имеющие низкую оценку по критерию Апгар .

Врач тщательно обследует ребенка, проверяя выраженность врожденных рефлексов, тонус мышечной ткани.

При обнаружении тех или иных отклонений, назначают аппаратное исследование :

  • УЗИ головного мозга;
  • КТ, МРТ.

Дифференциальная

ДЦП в первые дни жизни ребенка может проявляться в виде признаков, характерных и для других заболеваний, лечение которых осуществляется с использованием принципиально других методов и средств .

Именно поэтому особое значение имеет дифференциальная диагностика. Важно отличить ДЦП от таких недугов как нарушение обмена аминокислот, мукополисахаридоз, нейрофиброматоз, гипотиреоз.

Задачи лечения и реабилитации

Правильно подобранная терапия направлена на решение следующих задач:

  1. Необходимость побудить маленького пациента к развитию навыков передвижения, самообслуживания, движения рук и ног;
  2. Предотвращение развития контрактур (сгибания конечностей), нарушения осанки;
  3. Создание необходимых условий для психического развития ребенка, приобретения им речевых, письменных и социальных навыков.

Терапия, позволяющая частично восстановить двигательную активность, должна быть комплексной, включающей в себя различные способы лечения и коррекции. Выбор того или иного метода осуществляет врач.

Медикаментозное

Ребенку назначают противосудорожные средства (Вальпарин, Эпилим), если имеют место судороги, а также препараты, способствующие устранению спазмов мышечной ткани (Диазепам).

Использование ноотропов и других препаратов для улучшения мозговой деятельности при ДЦП не дает никаких результатов, так как повреждения головного мозга в этом случае имеют необратимый характер.

Самолечение такими средствами может лишь навредить ребенку . Все лекарства, используемые в терапевтических целях, должен назначать только лечащий врач.

Массаж и ЛФК

Массаж и специальные упражнения, способствующие укреплению тонуса мышц, восстановлению осанки, предотвращению искривления позвоночника , ребенку необходимо делать на протяжении всей его жизни.

В первое время работать с малышом должен специалист, так как комплекс массажных движений и укрепляющих упражнений разрабатывается индивидуально для каждого ребенка, страдающего ДЦП.

Коррекция патологической позы

Изменения, происходящие в организме ребенка при ДЦП приводят к нарушениям опорно-двигательного аппарата, в результате чего организм не способен принимать физиологичное положение.

В этом случае формируются неправильные позы , которые нуждаются в коррекции. В противном случае возможно развитие стойкого нарушения осанки, формирование контрактур. Для коррекции применяют различные медицинские приспособления, такие как шины, лонгеты, бандажи.

Исправление контрактур хирургическим методом

Контрактура – сформированное в результате неправильного положения организма стойкое сгибание конечностей.

Данная патология нуждается в коррекции, в противном случае возможно развитие еще более серьезных последствий, таких как значительная деформация сустава, его вывих.

Для коррекции используют 2 разновидности хирургического вмешательства: хирургическому воздействию может подвергаться ахиллово сухожилие, либо мышечная ткань в области поясницы.

Иные способы

В зависимости от того, какие проявления ДЦП наблюдаются у ребенка, для более успешного лечения возможно использование и других методов, таких как:

  1. Физиотерапия , способствует расслаблению мышц, устранению болезненных спазмов.
  2. Занятия с логопедом позволяют устранить (или уменьшить) нарушения речи.
  3. Социализация ребенка (общение со сверстниками) поможет ему быстрее адаптироваться в коллективе.
  4. Общение с животными (лошадьми, дельфинами) позволяет нормализовать эмоциональное состояние ребенка, улучшить его двигательную активность.

Реабилитационные центры

Название

Адрес

г. Электросталь, ул. Тевосяна, д.27

Реацентр

Г. Самара Ново-Вокзальный тупик 21"А"

Парус надежды

г. Воронеж, ул. Плехановская, 10-а

г. Санкт-Петербург, Пушкин, Парковая ул. дом 64-68

Реабилитационный центр

г. Москва ул. Лодочная, д. 15, к. 2

НПЦ Солнцево

г. Москва Солнцево, ул. Авиаторов, д.38

Центр лечебной педагогики

г. Москва Строителей, 17б

Центр патологии речи

г. Москва, Солнцево, ул. Авиаторов, д.38; Николоямская, 20

ДЦП – заболевание, проявляющееся у детей самого младшего возраста . К его развитию приводят многочисленные причины, которые могут оказывать негативное действие как во внутриутробном периоде развития плода, так и после появления малыша на свет.

Симптомы патологии весьма разнообразны, повреждения затрагивают не только двигательную функцию. Заболевание негативно сказывается и на эмоциональном, интеллектуальном, психическом развитии ребенка. Поэтому недуг необходимо как можно раньше выявить и приступить к лечению.

О том, как распознать ДЦП у ребенка , вы можете узнать из видео:

Убедительно просим не заниматься самолечением. Запишитесь ко врачу!

Согласно классификации детского церебрального паралича (ДЦП), принятой в нашей стране и за рубежом, выделяют 5 основных форм.

Согласно классификации детского церебрального паралича, разработанной К.А. Семеновой в 1973 году, а также Международной классификации болезней Х пересмотра (МКБ-10) выделяют 5 основных форм ДЦП:

1. Спастическая диплегия - нарушение работы мышц рук и ног, при этом в большей степени страдают ноги, и ребенок испытывает проблемы с ходьбой различной степени выраженности. Поражение рук также вариабельно от неловкости при выполнении движений до выраженных ограничений движений. Первые клинические проявления невролог может выявить с 4-6 месяцев, в виде задержки угасания врожденных рефлексов, а также нарастании мышечного тонуса . Речевые нарушения отмечаются в 80% случаев в виде дизартрии , дислалии и т. д., снижение интеллекта в 30-50% случаев. Прогноз: при своевременно начатом и регулярном лечении; самостоятельно ходят до 20-25% детей, с использованием костылей, и других средств - до 40-50% пациентов.

2. Гемиплегическая форма - одностороннее поражение руки и ноги. Клинические проявления в зависимости от степени выраженности становятся заметными в возрасте от нескольких недель до года. Как правило, родители замечают, что их ребенок по-разному использует руки в своей деятельности, либо ближе к году, когда ребенок начинает ходить, что ребенок подволакивает одну ногу. Прогноз при своевременно начатом лечении, как правило, благоприятный. Дети чаще ходят самостоятельно, а инвалидизация зависит от ограничений движений в руке. Речевые нарушения отмечаются у 40% больных, снижение познавательной деятельности - у 40 % больных, судороги - у 30% больных. Это наиболее благоприятная форма для будущего прогноза развития ребенка

3. Двойная гемиплегия (тетрапарез) — самая тяжелая форма ДЦП. Клинические проявления врач может увидеть уже в раннем младенческом возрасте. Поражены все конечности, но чаще руки поражены несколько больше, чем ноги. Интеллектуальный дефицит отмечается более чем у 90% детей, до 50-75% детей имеют микроцефалию , у 40% отмечаются различные поражения : атрофия зрительных нервов, нарушения слуха. Такие дети часто имеют нарушения глотания, жевания, что может приводить к поперхиваниям при принятии пищи и увеличивать риск хронической аспирационной пневмонии (воспаление в ткани легких вокруг вдыхаемых частичек пищи), которая является наиболее тяжелым осложнением, часто приводящим к гибели ребенка. Прогноз неблагоприятный, дети, несмотря на лечение, очень плохо поддаются вертикализации, т. е. выучиваются самостоятельно садится, вставать. Но даже в случае положительной динамики в двигательном развитии ребенка, из-за выраженных интеллектуальных нарушений социализировать (интегрировать в общество) такого ребенка очень сложно.

4. Гиперкинетическая форма (дискинетическая) - возникают различные непроизвольные движения в руках, ногах, лице, туловище, которые мешают поддержанию ровной позы, координированным манипуляциям конечностей. Патологические движения появляются ближе к году. Движения могут быть как медленными и вычурными, так и быстрыми, отрывистыми. До 75% детей могут ходить самостоятельно без поддержки, однако, как правило, не ранее чем с 5-6 лет. Очень часто отмечается нарушение слуха - до 40-50% детей, повышенное слюнотечение, нарушение глотания и артикуляции, а вот снижение интеллекта при данной форме встречается редко. Прогноз развития и социальной адаптации при гиперкинетических формах ДЦП неплохой, многие дети могут обучаться в средних и высших учебных заведениях и работать по специальности.

5. Атонически-астатическая форма - характеризуется нарушением координации и равновесия у ребенка. Характерна выраженная общая мышечная слабость («вялый ребенок»). Самостоятельная ходьба у части детей возможна, однако достаточно поздно. Походка неустойчивая, с широко расставленными ногами. Высокая частота интеллектуального дефицита и речевых нарушений — до 90% случаев, что затрудняет социальную адаптацию таких детей. Считается, что под маской атонически-астатической формы ДЦП могут скрываться многие наследственные болезни и синдромы, плохо поддающиеся диагностике.

6. Смешанная форма - это сочетание двух и более форм у ребенка. Прогноз зависит от степени выраженности двигательных, психических нарушений , а также своевременно начатого лечения.

Симптомы церебрального паралича и их выраженность могут варьировать в течение жизни, несмотря на то, что повреждение мозга остается неизменным.

Также, стоит помнить, что ДЦП не является наследственным заболеванием, оно не передается от родителей к детям, однако, от родителей к детям могут передаваться предрасполагающие к церебральному параличу причины (например, семейные нарушения свертываемости крови, приводящие к преждевременным родам).

Дефиниция . [Детский] Церебральный паралич (ЦП или ДЦП) - это термин, используемый для обозначения группы непрогрессирующих нарушений позы тела и движений, вызванных повреждением ЦНС, произошедшим в антенатальном, интранатальном или неонатальном периоде. Двигательные нарушения, характерные для ЦП, часто сопровождаются когнитивными, речевыми, пароксизмальными расстройствами (обратите внимание: понятие «[детский] церебральный паралич» является в некоторой степени условным, так как в большинстве случаев нет истинного паралича, а имеется различное по форме нарушение контроля над движением).

Термин «детский церебральный паралич» принадлежит Зигмунду Фрейду. В 1893 году он предложил объединить все формы спастических параличей внутриутробного происхождения со сходными клиническими признаками в группу церебральных параличей. В 1958 г. на заседании VIII пересмотра ВОЗ в Оксфорде этот термин утвердили и дали определение: «детский церебральный паралич – не прогрессирующее заболевание головного мозга, поражающее его отделы, которые ведают движениями и положением тела, заболевание приобретается на ранних этапах развития головного мозга». Следующее определение ВОЗ (1980): «Детские параличи представляют непрогрессирующие моторные и психоречевые нарушения, которые являются результатом поражения головного мозга в пре- и перинатальном периоде онтогенеза нервной системы». Однако до настоящего времени нет единого мнения по данному вопросу. Существует неоднозначность и в терминологии. В специальной литературе можно найти большое количество терминов для обозначения этого страдания. В англоязычной литературе используются термины «церебральный паралич» и «спастический паралич», в немецкой – «церебральное нарушение двигательного аппарата» и «церебральный паралич». В изданиях французских авторов встречается термин «нарушения моторики церебрального происхождения». [!!! ] Поиск термина для более адекватного определения сущности данного нарушения продолжается до настоящего времени.

подробнее в статье «Эволюция представлений о детском церебральном параличе» Осокин В. В., Автономная некоммерческая организация «Институт медицинской коррекции, восстановления и сопровождения», Иркутск (журнал «Современная наука: актуальные проблемы и пути их решения» №9, 2014) [читать ]

Эпидемиология . По данным Скворцова И. А. (2003г.) распространенность ДЦП составляет 1,5 - 2 случая на 1000 живых новорожденных. Однако у выживших недоношенных младенцев с весом при рождении менее 1500 грамм риск ДЦП повышается до 90 на 1000 живых новорожденных, а у недоношенных младенцев весом менее 1000 г заболеваемость ДЦП может достигать 500 на 1000. Таким образом, рост заболеваемости ДЦП связан не только с перинатальной патологией, но и с увеличением числа детей, которых удается выхаживать при недоношенности и низком весе. Многочисленными исследованиями было установлено, что более 80% случаев ДЦП имеют пренатальное происхождение и лишь 6 - 7% случаев являются следствием асфиксии при рождении ребенка.

Классификации . Согласно Международной статистической классификации МКБ-10, выделяют следующие формы ДЦП: спастический церебральный паралич, спастическая диплегия, детская гемиплегия, дискинетический церебральный паралич, атаксический церебральный паралич, другой вид детского церебрального паралича, детский церебральный паралич неуточненный.

На сегодняшний день наибольшее применение в России находит классификация форм ДЦП К.А. Семеновой, предложенная в 1978 году: спастическая диплегия, двойная гемиплегия, гемипаретическая) форма, гиперкинетическая форма, атонически-астатическая форма, атаксический церебральный паралич.

Так как классификация двигательных нарушений у детей грудного возраста согласно традиционным категориям церебральных параличей затруднена, Л.О. Бадалян и др. в 1988 году предложил внести коррективы в эту классификацию с учетом возраста пациентов. Данная классификация выделяет [1 ] формы ДЦП раннего возраста - спастическую, дистоническую и гипотоническую, и [2 ] формы старшего возраста - спастические (гемиплегию, диплегию, двухстороннюю гемиплегию), гиперкинетическую, атактическую, атонически-астатическую и смешанные формы ДЦП (спастико-атактическую, спастико-гиперкинетическую, атактико-гиперкинетическую).

В 1997 году профессор Роберт Полисано совместно с коллегами из Канадского университета МакМастер разработали функциональную классификацию ДЦП, представляющую собой «Систему оценки глобальных моторных функций (Cross Motor Function Classification System, GMFCS). В 2005 году исполнительным комитетом Американо-Британской Академии церебрального паралича эта классификация была предложена в качестве рабочей. В настоящее время GMFCS считается общепринятым мировым стандартом оценки функциональных возможностей больных ДЦП . GMFCS - описательная система, которая учитывает степень развития моторики и ограничения движений в повседневной жизни для 5 возрастных групп пациентов с ДЦП: до 2 лет, от 2 до 4, от 4 до 6, от 6 до 12 и от 12 до 18 лет. Различают пять уровней развития больших моторных функций: I - ходьба без ограничений, II - ходьба с ограничениями, III - ходьба с использованием ручных приспособлений для передвижения, IV - самостоятельное передвижение ограничено, могут использоваться моторизированные средства передвижения, V - полная зависимость ребенка от окружающих (перевозка в коляске / инвалидном кресле). Согласно этой классификации выделяются спастический, дискинетический и атактический типы ДЦП. Кроме того, учитываются сопутствующие нарушения, данные нейровизуализационных методов исследования и причинная обусловленность заболевания (подробнее о GMFCS Вы можете прочитать в инструкция пользователя [читать ]).

Факторы риска формирования ДЦП . Учитывая ведущие этиопатогенетические причины ЦП, все случаи заболевания можно условно подразделить на две большие группы: генетическую и негенетическую, однако большинство больных окажутся где-то посередине. Поэтому предпочтительнее все-таки пользоваться классификацией, опирающейся на время воздействия патологического фактора, и выделять пренатальную, интранатальную и постнатальную группы причин заболевания (случаи ДЦП, связанные с многоплодными беременностями и преждевременными родами, целесообразно рассматривать отдельно).

Антенатальные (пренатальные) факторы . Некоторые инфекционные заболевания матери и плода увеличивают риск ЦП, в том числе вирус краснухи, герпеса, цитомегаловирус (ЦМВ), токсоплазмоз. Каждая из этих инфекций потенциально опасна для плода, только если мать в процессе беременности встретилась с ней впервые или если инфекция активно персистирует в ее организме.

Так же, как у взрослого человека, у плода в процессе внутриутробного развития может возникнуть инсульт. Фетальный инсульт может быть как геморрагическим (кровоизлияние вследствие повреждения кровеносного сосуда), так и ишемическим (вследствие эмболии кровеносного сосуда). Как у детей с ЦП, так и у их матерей достоверно чаще, чем в популяции, выявляются различные коагулопатии, которые обусловливают высокий риск внутриутробных эпизодов гипер- или гипокоагуляции. Наследственный характер могут иметь как конкретные нозологические патологии свертывающей системы крови, так и дефицит отдельных факторов коагуляции, тромбоцитопатии и т.д.

Вообще любой патологический фактор, воздействующий на ЦНС плода антенатально, может увеличить риск последующего нарушения развития ребенка. Кроме того, любой патологический фактор, который увеличивает риск преждевременных родов и низкого веса при рождении, например, алкоголь, табак или наркотические вещества, также подвергает ребенка риску последующего физического, моторного и психического дефекта. Более того, так как все питательные вещества и кислород плод получает из крови, которая циркулирует через плаценту, все, что мешает нормальной функции плаценты, может отрицательно сказаться на развитии плода или увеличить риск преждевременных родов. Поэтому патологические новообразования или рубцы матки, структурные аномалии плаценты, преждевременная отслойка плаценты от стенки матки и плацентарные инфекции (хориоамнионит) также представляют собой опасность в плане нарушения нормального развития плода и ребенка.

Отдельные болезни или травмы матери во время беременности также могут представлять опасность для развития плода, ведущую к формированию неврологической патологии. Женщины с аутоиммунными анти-тиреоидными или анти-фосфолипидными антителами также имеют повышенный риск рождения ребенка с неврологическими нарушениями. Потенциально ключевой момент в данном случае - это высокий уровень в крови матери и плода цитокинов, которые являются белками, связанными с воспалением, например, при инфекционных или аутоиммунных заболеваниях, и могут быть токсичными для нейронов плода. Серьезные физические травмы матери во время беременности могут привести к непосредственной травме плода или поставить под угрозу доступность питательных веществ и кислорода для развивающихся органов и тканей плода.

Интранатальные факторы . Тяжелая асфиксия в родах сегодня не так часто встречается в развитых странах, однако ее вполне достаточно, чтобы привести в дальнейшем к формированию грубых двигательных и психических нарушений. Причины асфиксии могут быть механические: например, тугое обвитие пуповины вокруг шеи плода, ее пролапс и выпадение, а также гемодинамические: кровотечения и другие осложнения, связанные с преждевременной отслойкой плаценты или ее патологическим предлежанием. Особое внимание необходимо уделить инфекционным факторам. При этом необходимо учитывать, что инфекции не обязательно передаются плоду от матери плацентарным путем, инфицирование может происходить непосредственно во время родов.

Постнатальные факторы . Около 15% случаев ЦП у детей вызваны причинами, воздействующими на организм ребенка уже после рождения. Несовместимость матери и ребенка по группе крови или резус-фактору может привести к билирубиновой энцефалопатии плода (так называемой «ядерной желтухе»), чреватой формированием гиперкинетических или дискинетических синдромов. Серьезные инфекции, которые влияют на мозг напрямую, такие как менингит и энцефалит, также могут вызвать необратимые повреждения головного мозга, приводящие к стойкому инвалидизирующему дефициту моторики и психики. Неонатальные судороги могут как непосредственно вызывать поражение ЦНС, так и являться следствием других скрытых патологических факторов (энцефалит, инсульт, метаболический дефект), которые также будут способствовать формированию стойкого дефицита моторики и психики. Рассуждая о постнатальных причинах ЦП, необходимо еще раз вспомнить о том, что в большинстве зарубежных стран (Д)ЦП считается симптомокомплекс стойких инвалидизирующих двигательных нарушений, возникших вследствие воздействия на ЦНС плода и ребенка патологических факторов антенатально, интранатально или постнатально до достижения ребенком возраста 3 - 4 лет. Таким образом, в категорию больных (Д)ЦП по зарубежным стандартам могут входить пациенты с последствиями физических травм, утопления, удушья, интоксикаций, приведшими к стойким неврологическим расстройствам.

Симптомы . Клинические проявления ЦП (соответственно и классификации) разнообразны, они зависят от характера, степени нарушения развития и патологического состояния мозга:


Далее перечислены сопутствующие неврологические проявления ЦП, не имеют отношения к двигательной сфере (но также являющиеся следствием поражения ЦНС, часто, но не обязательно, сопровождающие ЦП): [1 ] интеллектуальные (познавательные) нарушения и нарушения поведения; [2 ] эпилепсия и другие пароксизмальные расстройства; [3 ] нарушения зрения и слуха; [4 ] нарушения речи (дизартрия) и питания.

подробнее о клинических нарушениях у детей с ЦП в статье «Современные подходы к диагностике и объективизации нарушений при церебральном параличе» М.С. Балгаева, АО «Медицинский университет Астана», г. Астана, Казахстан (журнал «Нейрохирургия и неврология Казахстана» №4 (41), 2015) [читать ]

читайте также статью «Детский церебральный паралич у взрослых: современное состояние проблемы» Шулындин А.В., Антипенко Е.А.; Нижегородская государственная медицинская академия, кафедра неврологии, психиатрии и наркологии ФПКВ, г. Нижний Новгород (журнал «Неврологический вестник» №3, 2017) [читать ]

Диагностика . Диагностика ЦП основывается на клинических проявлениях. Среди анамнестических данных следует учитывать течение беременности, родов, оценку состояния ребенка после родов [шкала Апгар, реанимационные мероприятия, видеоанализ генерализованных движений по Прехтлу (GMS)]. Чаще всего диагноз определяется к исходу первых 6 - 12 (18) месяцев жизни ребенка, когда по сравнению со здоровыми сверстниками патология двигательной системы становится очевидной. Для подтверждения патологии ЦНС используют методы нейровизуализации: ультразвуковую диагностику (нейросонография), магнитно-резонансную и компьютерную томографию (выявление перивентрикулярной лейкомаляции, вентрикуломегалии, очагов ишемии или кровоизлияний или структурных аномалий ЦНС и др.).

Нейрофизиологические исследования (электроэнцефалография, электромиография, регистрация вызванных потенциалов) и лабораторные (биохимические анализы, генетические тесты), как правило, используют для выявления часто сопутствующих ЦП патологических состояний (атрофия зрительных нервов, тугоухость, эпилептические синдромы) и дифференциальной диагностики ЦП с множеством наследственных и обменных заболеваний, дебютирующих на первом году жизни ребенка.

читайте пост: Ранняя диагностика детского церебрального паралича (на сайт)

Принципы терапии . ЦП не вылечивается, именно поэтому речь идет о восстановительном лечении или реабилитации, однако своевременное и правильное восстановительное лечение способно привести к значительному улучшению функций, нарушенных болезнью. Программа восстановительного лечения ребенка с ЦП зависит от тяжести, характера и преимущественной локализации симптомов, а также от наличия или отсутствия сопутствующих ЦП нарушений, не имеют отношения к двигательной сфере (см. раздел «Симптомы»). Наиболее серьезными препятствиями к реабилитации ребенка с ЦП являются сопутствующее нарушение интеллекта и познавательной деятельности, которое мешает адекватному взаимодействию между пациентом и инструктором, и эпилептические судороги, которые при отсутствии медикаментозного контроля могут создавать для ребенка риск жизнеугрожающих осложнений на фоне активного стимулирующего лечения. Тем не менее, на сегодняшний день разработаны специальные «мягкие» программы реабилитации для детей с эпилепсией, так же как и методики общения с интеллектуально-сниженными пациентами с ЦП, то есть для каждого пациента может и должна быть разработана своя, индивидуальная программа реабилитации, учитывающая его возможности, потребности и проблемы. Основной целью реабилитации при ЦП является адаптация больного человека в социуме и его полноценная и активная жизнь.

Обратите внимание ! Продолжительность восстановительного лечения для пациента с ЦП не ограничена, при этом программа должна быть гибкой и учитывать постоянно меняющиеся факторы жизни больного. Несмотря на то, что ЦП не является прогрессирующим заболеванием, степень и выраженность его основных симптомов с течением времени могут меняться, а также сопровождаться осложнениями (например, длительно существующая спастичность может привести к формированию контрактур, патологическим позовым установкам и деформациям суставов и конечностей, требующим хирургической коррекции).

подробнее в статье «Детский церебральный паралич: клинические рекомендации по лечению и прогноз» Н.Л. Тонконоженко, Г.В. Клиточенко, П.С. Кривоножкина, Н.В. Малюжинская; Кафедра детских болезней педиатрического факультета ВолгГМУ (журнал «Лекарственный вестник» №1 (57), 2015) [читать ]

Церебральный паралич наиболее распространенная причина инвалидности у детей и молодых людей в развитых странах. Его распространенность составляет примерно 2 - 2,5 случая на 1000 человек. Термин описывает группу хронических, непрогрессирующих аномалий головного мозга, развивающихся в эмбриональный или новорожденный период, которые приводят прежде всего к нарушениям движения и осанки, вызывая «ограничение активности» и «функциональные поражения».

Факторы риска церебрального паралича : [I ] антенатальные факторы: [1 ] преждевременные роды, [2 ] хорио-амнионит, [3 ] респираторные или мочеполовые инфекции у матери, требующие лечения в стационаре; [II ] перинатальные факторы: [1 ] низкий вес при рождении, [2 ] хориоамнионит, [3 ] неонатальная энцефалопатия, [4 ] неонатальный сепсис (особенно с весом при рождении менее 1,5 кг), [5 ] респираторные или мочеполовые инфекция у матери, требующие лечения в стационаре; [III ] постнатальные факторы: [1 ] менингит.

Непосредственные причины церебрального паралича :

В нескольких исследованиях, проводимых с применением МРТ у детей, выявлено, что при церебральном параличе имеют место: [1 ] повреждение белого вещества (в 45% случаев); [2 ] повреждение базальных ганглиев или глубокого серого вещества (13%); [3 ] врожденная аномалия (10%); [4 ] очаговые инфаркты (7%).

При оценке вероятной причины церебрального паралича, учитывайте, что повреждение белого вещества (включая перивентрикулярную лейкомаляцию), выявляемое при нейровизуализации: [1 ] чаще встречается у недоношенных детей, [2 ] может регистрироваться у детей с любыми функциональными или моторными нарушениями, но чаще встречаются при спастическом, чем при дискинетическом типе церебрального паралича.

При оценке вероятной причины церебрального паралича учитывайте, что повреждение базальных ганглиев или глубокого серого вещества в основном связано с дискинетическим церебральным параличом.

Оценивая вероятную причину церебрального паралича, учитывайте, что врожденные аномалии развития как причина церебрального паралича: [1 ] чаще встречаются у детей, родившихся своевременно, чем у родившихся недоношенными; [2 ] могут иметь место у детей с любым уровнями функциональных нарушений или моторным подтипом; [3 ] связаны с более высокими уровнями функциональных нарушений, чем другие причины.

Учитывайте, что клинический синдром неонатальной энцефалопатии может быть результатом различных патологических состояний (например, гипоксически-ишемическое повреждение головного мозга, сепсис) и наличие одного или более таких состояний может вызвать повреждение и препятствовать развитию мозга.

При оценке вероятной причины церебрального паралича учитывайте, что синдром неонатальной энцефалопатии у детей с церебральным параличом, родившихся после 35 недель: [1 ] связан с перинатальной гипоксически-ишемическим повреждением в 20% случаев; [2 ] не связан с перинатальной гипоксически-ишемическим повреждением в 12%.

Учитывайте, что если церебральный паралич связан с перинатальным гипоксически-ишемическим повреждением мозга, то степень долгосрочных функциональных нарушений часто зависит от степени выраженности энцефалопатии, а также то, что дискинетические двигательные нарушения более распространены, чем другие подтипы нарушений.

Учитывайте, что при церебральном параличе, проявляющимся после неонатального периода, причинами могут быть следующие заболевания: [1 ] менингит (20%); [2 ] другие инфекции (30%); [3 ] травма головы (12%).

При оценке вероятной причины церебрального паралича, учитывайте, что независимые факторы: [1 ] могут иметь кумулятивный эффект, неблагоприятно влияя на развитие мозга и приводя к церебральному параличу; [2 ] могут оказывать влияние на любой стадии развития ребенка, включая антенатальный, перинатальный и постнатальный периоды.

Необходимо организовать расширенную программу оценки мультидисциплинарной командой состояния детей в возрасте до 2 лет (с поправкой на гестационный возраст), у которых повышен риск развития церебрального паралича (см. «Факторы риска церебрального паралича»).

Целесообразно использовать тест General Movement Assessment (GMA) во время рутинной оценки состояния здоровья новорожденных детей в возрасте от 0 до 3 месяцев, если у них повышен риск развития церебрального паралича.

Следующие двигательные особенности в ранний период жизни ребенка должны настораживать в отношении церебрального паралича: [1 ] необычные суетливые движения или другие аномалии движений, включая асимметрию движений или гипокинезы; [2 ] аномалии тонуса, включая гипотонию, спастичность (скованность) или дистонию; [3 ] ненормальное развитие моторики (в том числе задержка развития навыков держания головы, перекатывания и ползания); [4 ] трудности с кормлением.

В том случае, если у ребенка есть повышенный риску развития церебрального паралича и/или аномальные признаки, перечисленные выше, необходимо срочно обратиться к соответствующему специалисту.

Наиболее распространенными признаками задержки моторики у детей с церебральным параличом являются: [1 ] ребенок не сидит в возрасте 8 месяцев (с поправкой на гестационный возраст); [2 ] ребенок не ходит в возрасте 18 месяцев (с поправкой на гестационный возраст); [3 ] ранняя асимметрия функции кисти (предпочтение использовать одну из кистей рук) в возрасте до 1 года (с поправкой на гестационный возраст).

Все дети с задержкой моторики нуждаются в консультации специалистов для дальнейшей оценки и коррекции тактики ведения. Дети, которые постоянно ходят на «цыпочках» (на носочках стопы), должны быть проконсультированы специалистом.

Если есть опасения, что у ребенка может быть церебральный паралич, но для установления окончательного диагноза недостаточно данных (диагноз сомнителен), обсудите это с родителями или опекунами ребенка и объясните, что потребуются дополнительные исследования, наблюдение для установления окончательного диагноза.

«Красные флаги» других неврологических расстройств :

Если состояние ребенка оценивалось как церебральный паралич, но клинические признаки или развитие ребенка не соответствуют ожидаемым при церебральном параличе симптомам, еще раз проведите дифференциальный диагноз, принимая во внимание, что функциональные и неврологические проявления церебрального паралича изменяются с течением времени.

Нижеперечисленные признаки/симптомы следует расценивать как «красные флаги» неврологических расстройств, не связанных с церебральным параличом. В случае их выявления необходимо направить ребенка/подростка/молодого человека (до 25 лет) к специалисту-неврологу: [1 ] отсутствие известных факторов риска церебрального паралича (см. «Факторы риска церебрального паралича»); [2 ] семейный анамнез прогрессирующих неврологических заболеваний; [3 ] потеря уже достигнутых когнитивных способностей или способностей к развитию; [4 ] развитие неожиданных/новых очаговых неврологических симптомов; [5 ] результаты МРТ свидетельствуют о прогрессирующем неврологическом заболевании; [6 ] результаты МРТ не соответствуют клиническим признакам церебрального паралича.

Принципы лечения :

Всех детей с подозрением на церебральный паралич с целью ранней диагностики и лечения рекомендуется сразу направлять в соответствующее специализированное учреждение для мультидисциплинарной оценки. Родители или опекуны детей и подростков с церебральным параличом играют центральную роль в принятии решений и планировании ухода.

Пациентам с церебральным параличом необходимо обеспечить возможность получения помощи местной мульти-дисциплинарной команды специалистов, которая: [1 ] способна учесть индивидуальные потребности в лечении и реабилитации в рамках согласованных схем ведения пациента; [2 ] может, при необходимости, предоставить следующие виды помощи: консультация и лечение у врача, уход, физиотерапия, трудотерапия, речевая и языковая терапия, консультативная помощь по диетологии, психологии; [3 ] может обеспечить доступ к другим службам, если это необходимо, включая такие виды помощи как: неврологическая, пульмонологическая, гастроэнтерологическая и хирургическая специализированная помощь, реабилитация и нейрореабилитация, ортопедия, социальная помощь, консультация и помощь ЛОР и офтальмолога, педагогическая поддержка детей дошкольного и школьного возраста.

Целесообразно организовать четкую маршрутизацию пациента для обеспечения доступности специализированной помощи, необходимой при наличии сопутствующей патологии. Необходимо помнить, что постоянная координация и взаимосвязь между всеми уровнями и видами помощи и ухода за детьми и подростками с церебральным параличом имеет решающее значение с момента постановки диагноза.

Детский церебральный паралич – это общий термин для обозначения заболеваний, затрагивающих развитие мозга и двигательной системы организма.

В зависимости от факторов, провоцирующих возникновение синдрома, существуют разные клинические виды и формы ДЦП.

Их характеристики рассмотрим ниже.

Этот вид заболевания характеризуется следующими признаками:

  • поражение подкоркового отдела мозга;
  • перемежающиеся спазмы;
  • наличие изменчивого мышечного тонуса;
  • гиперкинез конечностей, лопаточных и шейных мышц (неловкость движений, излишняя двигательная активность);
  • речевые нарушения, эмоциональная нестабильность;
  • вегетативные нарушения;
  • возникновения подвывихов суставов пальцев рук;
  • дефект развития целенаправленного захвата руками того или иного предмета;
  • нарушение координации;
  • неспособность ориентироваться в пространстве.

При гиперкинетической форме психическое здоровье ребенка страдает меньше, чем при других формах ДЦП.

Причинами возникновения этого вида паралича может стать:

  • несовместимость крови мамы и ребенка;
  • недостаток кислорода у малыша, что приводит к отмиранию клеток мозга;
  • воздействие токсинов на органы малыша;
  • получение травмы при рождении (например, обвязывание пуповиной);
  • недостаточное питание плода.

Существует три стадии развития гиперкинетического ДЦП: ранняя, начальная и поздняя. Ранняя стадия может продолжаться в течение 3-4 месяцев. В этот период у малыша наблюдается нестабильное сердцебиение, нарушения работы дыхания, судороги.

Начальная стадия продолжается от 5 месяцев до 4 лет и характеризуется гипертонусом мышц. Поздняя стадия начинается после четвертого года заболевания.

Здесь наблюдается закрепление двигательных нарушений и образование вынужденных положений тела из атрофии некоторых мышц.

При упорном лечении и желании ребенок сможет частично погасить гиперкинезы и спокойно обучаться в образовательных учреждениях.

Атонически-астатическая

При этой форме отмечаются следующие признаки:

  • повышенное кровеносное давление в мышцах;
  • поражение мозжечка;
  • понижение мышечного тонуса (ребенок не может сохранить равновесие даже в состоянии покоя);
  • нарушение координации движений;
  • тремор конечностей;
  • припадки эпилепсии;
  • невозможность самостоятельно сидеть, держать головку, стоять, ходить;
  • неразвитость речи и психики.

Большинство детей с этой формой ДЦП отличаются низким интеллектом, агрессивностью и отсутствием интереса к происходящему вокруг . Также нередко зрительные нервы и речевые навыки остаются неразвитыми.

Спастическая диплегия

Также выделяют спастические формы ДЦП. Спастическая диплегия наблюдается у большинства детей с ДЦП и является самой распространенной формой. Она также известна под названием болезнь Литтла.

Для спастической диплегии характерны признаки:

  • поражение сразу и левой, и правой стороны тела (больше всего страдают ноги);
  • быстрая деформация строения позвоночника и суставов;
  • нарушение процессов формирования речи и психики;
  • бесконтрольные сокращения мышечных тканей;
  • задержка роста костей;
  • обнаружение сколиоза;
  • искривления тазобедренного сустава;
  • развитие контрактуры;
  • общая пассивность движений и реакций;
  • парез голосовых связок, из-за чего не могут должным образом образоваться звуки;
  • умственная отсталость.

Возможные причины возникновения спастической диплегии могут быть разными:

  • наследственная предрасположенность;
  • недостаток кислорода во время формирования плода;
  • инфекционные заболевания, поражающие головной мозг или опорно-двигательный аппарат;
  • травма при родах или воздействие излучения от рентгена или УЗИ.

Излечение спастической диплеги невозможно, но существуют действенные методики адаптации ребенка к окружающей среде. К таким методикам относятся: массаж, лечебная физкультура, иглоукалывание, плавание, костюм Адели.

Спастический тетрапарез

Спастический тетрапарез проявляется в значительном снижении уровня физической активности во всех четырех конечностях.

Также для этой формы ДЦП характерны следующие признаки:

  • мышечные спазмы и боли;
  • частичная или полная утрата активности конечностей, из-за чего происходит их необратимая деформация;
  • психическая неразвитость, задержка в развитии интеллекта;
  • частая икота, одышка, нарушение дыхания;
  • нарушения тазовых функций.

Спастический тетрапарез возникает в результате нарушения в стволе головного мозга, полушариях мозга или в шейном отделе позвоночника, а также при поражении нервной системы. Причинами этих повреждений может быть нарушение обмена веществ, механическая травма шейного отдела, кровоизлияние в мозг, сильный ушиб. При сильном повреждении шейного отдела может наступить летальный исход.

Тетрапарез нуждается в постоянном лечении – если ребенок не будет постоянно заниматься специальными упражнениями, то деформация конечностей и органов значительно ухудшит не только его физическую активность, но и общее здоровье.

Атактическая форма

Атактическая (или мозжечковая) форма ДЦП характеризуется следующей симптоматикой:

  • нарушение координации движений и равновесия тела;
  • пониженный мышечный тонус;
  • вялость движений;
  • дрожания рук и головы (покачивания при ходьбе);
  • задержка психологического развития;
  • нарушение зрения, памяти и речи;
  • повышенное возбуждение, нарушения внимания и концентрации.

При легкой стадии развития у ребенка наблюдается небольшие отклонения в ходьбе и движениях, потеря равновесия, нарушения осанки.

При средней стадии развития заболевания ребенок часто передвигается либо на костылях, либо с посторонней помощью – в этом случае больной не владеет навыками самообслуживания и не посещает учебные заведения. Часто наблюдается ухудшения памяти, зрения, слуха.

При тяжелой стадии ребенок совсем не в состоянии передвигаться и обслуживать себя. В этом случае наблюдается серьезное поражение конечностей, развитие патологий, расстройство психического здоровья.

Часто беспокоят судороги ног? Традиционные и народные методы лечения описаны .

Спастико-гиперкинетическая форма

Спастико-гиперкинетическая форма – это смешанный вид заболевания, когда при гиперкинетическом ДЦП проявляются признаки спастического.

Такая форма появляется уже в старшем возрасте в связи с нарушением развития той или иной системы организма.

Как правило, причиной проявления такой формы является поражение головного мозга и недостаточное количество подкорных ядер. Спастико-гиперкинетическая форма проявляется в следующих симптомах:

  • судороги, бесконтрольные сокращения мышц;
  • неразвитость психики, моторики, речи;
  • частичный паралич мышц и конечностей;
  • нарушение зрения, слуха, памяти, проблемы с развитием речевого аппарата;
  • деформация стопы;
  • искривление таза и появление сколиоза.

Правосторонний гемипарез

Правосторонний гемипарез – это ослабление, частичный или полный паралич правой стороны тела. Главной причиной возникновения этой формы является поражение нейронов правого полушария мозга.

Также причинами возникновения гемипареза могут стать:

  • опухоль головного мозга;
  • инфекционные заболевания (менингит, энцефалит);
  • сотрясения мозга;
  • инсульт;
  • эпилепсия;
  • мигрень;
  • диабет;
  • нарушение кровеносного потока в мозг.

Как правило, гемипарез правой стороны не является врожденным и проявляется в более взрослом возрасте.

Для правостороннего гемипареза характерны следующие симптомы:

  • снижение чувствительности правой стороны тела;
  • длительная головная боль, часто головокружения;
  • повышенная температура тела;
  • плохой аппетит;
  • боль в костях и суставах;
  • значительное уменьшение массы тела.

Паралич правой стороны тела ведет к сколиозу и асимметрии позы. Пораженные конечности отстают в росте и развитии и деформируются.

Вследствие заболевания формируются психические и речевые отклонения.

Для каждого вида ДЦП характерны свои особенности и методики лечения. Церебральный паралич может развиваться по-разному, поэтому очень важно вовремя заметить признаки и начать лечения, чтобы не развились необратимые патологии и деформации тела. При упорном труде и постоянных занятиях при любой форме ДЦП неизменно достигается прогресс.

Видео на тему



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Жена сергея лаврова - министра иностранных дел Жена сергея лаврова - министра иностранных дел Урок-лекция Зарождение квантовой физики Урок-лекция Зарождение квантовой физики Сила равнодушия: как философия стоицизма помогает жить и работать Кто такие стоики в философии Сила равнодушия: как философия стоицизма помогает жить и работать Кто такие стоики в философии