Базовые психологические установки. Теоретический анализ социально - психологических установок и факторов формирования их в юношеском возрасте

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Психологи выделяют три вида установки на восприятие человека: позитивная, негативная и адекватная. Признаком позитивной установки является переоценка положительных качеств человека. Наличие негативной установки приводит в конечном счете к тому, что нами воспринимаются в основном отрицательные качества человека.

Оптимально, конечно, наличие адекватной психологической установки на то, что у каждого человека имеются как положительные, так и отрицательные личностные качества. Наличие установок рассматривается как неосознаваемая предрасположенность воспринимать и оценивать качества других людей. Эти установки лежат в основе типичных искажений представлений о другом человеке.
Начиная общение, люди оказывают взаимное влияние друг на друга, которое обладает глубинными психологическими механизмами.

Психологические методы общения и взаимовлияния можно построить в некий психологический ряд. Самым первым в этом ряду окажется свойство заражения - эффект многократного усиления эмоциональных состояний общающихся между собой людей. Заражение происходит на бессознательном уровне и особенно сильно проявляется в толпе, очереди, на публике, но заражение происходит и на уровне небольших групп. Есть выражение «заразительный смех», также могут быть заразительными злость и другие эмоции.

Следующими в ряду будут два свойства: внушение и подражание. Внушение, или суггестия, может быть также индивидуальным и групповым и происходит на сознательном или несознательном уровне в зависимости от цели общения. Каждый человек обладает способностью так воспринимать передаваемые ему в общении идеи, действия, чувства, что они непроизвольно становятся как бы его собственными.

Подражание - динамическое свойство. Его некоторые проявления - от слепого копирования поведения, жестов и интонаций до вполне сознательного мотивированного подражания поведением.
Одним из психологических механизмов общения является соревнование - свойство людей сравнивать себя с другими, желание быть не хуже других, не ударить лицом в грязь. Соревнование вызывает напряжение умственных, эмоциональных и физических сил. Хорошо, когда соревнование является стимулом развития, плохо, когда оно перерастает в соперничество.

И третий уровень взаимодействия - это убеждение: аргументированное сознательное речевое или письменное выражение идей, мнений, поступков. Убеждение действенно лишь тогда, когда оно опирается не только на слова, но и на дела, эмоции, эффекты заражения, внушения и подражания. Если руководитель опирается на все механизмы, он достигнет хороших результатов.

Каждая мысль, которая проносится у нас в голове, каждая фраза, которую мы мысленно повторяем про себя, каждое наше высказывание или суждение о самом себе, – это наши психологические установки.

Психологические установки могут быть длительными или кратковременными.

Установки зависят от нашего настроения, самочувствия, отношения к себе или к чему-то, от наших убеждений, принципов, мировоззрения и даже от наших желаний. Так, если вы хотите сегодня изменить свою жизнь, то вы можете использовать ту или иную психологическую установку.

Существуют также психологические установки личности, которые способствуют ее саморазвитию.

Каждая психологическая установка – это команда, отданная вашему мозгу

Психологические установки влияют на ваш образ мышления и концентрируют ваше внимание на исполнении того или иного желания.

Психологические установки формируются как бессознательно, так и осознанно

Когда у вас сформировалось какое — либо представление о себе, вы стремитесь – совершенно бессознательно – общаться с теми людьми, читать те книги, смотреть те фильмы, которые подтверждают ваши убеждения. Можно и осознанно использовать возможности психологических установок, чтобы изменить свой образ мышления.

Формирование психологической установки личности

Этот процесс включает в себя проговаривание своих желаемых представлений о себе. Примерно, как в фильме «Самая обаятельная и привлекательная».

Желая стать обаятельной и привлекательной вы как бы убеждаете себя, что это так и есть благодаря регулярным повторениям определенной фразы. Эти фразы называются аффирмации, или психологические установки.


Вы даете определенное задание себе и своему мозгу стать таким каким хотите стать. Или таким, каким представляете себя

При формировании психологических установок важно, чтобы они не содержали в себе заданий, которые вы не в состоянии выполнить. Или таких, которые вам, по вашей природе, совсем не соответствуют.

Одной из функций психологических установок является развитие гармоничной личности, поэтому так важно выбирать аффирмации, которые не противоречат вашему внутреннему «Я».

Следите за тем, чтобы вы находились в хорошем настроении, когда проговариваете ту или иную аффирмацию. Если вы устали, или в плохом настроении, используйте ту установку, которая более соответствует вашему состоянию.

При проговаривании аффирмаций очень важно, то что вы чувствуете в этот момент. Каждая установка, которую вы произносите, должна вызывать в вашей душе приятное ощущение. И после произнесения установки вы должны почувствовать себя лучше.

Выберите одну или две установки. Не используйте все время одни и те же, а регулярно меняйте их, чтобы вы могли почувствовать, какие аффирмации вызывают у вас приятные ощущения и наиболее соответствуют стоящим перед вами целям.

Вы можете создать свою личную психологическую установку, а можете воспользоваться общими.

Примерные психологические установки личности

  • «Мои действия согласуются с моими мыслями»
  • «Я живу в согласии с природой и самим собой»
  • «Я полон творческих идей, которые приносят людям радость и счастье».

Я преисполнен уверенности в себе и верю в свои силы.
Все события, происходящие в моей жизни, идут мне на пользу.
Я полон сил и энергии.

Я обязательно достигну всех своих целей.
Моя внутренняя сила и уверенность в себе растут с каждым днем.
Я успешен во всем.
Я радуюсь всем событиям, которые могут научить меня чему-нибудь новому.

Другие психологические установки

  • Я помню о ценностях, которые для меня важны.
  • Я знаю, чего хочу и как этого добиться.
  • Я принимаю решения уверенно.
  • Я счастлив и успешен в работе и личной жизни.
  • Я сам создаю положительные события в своей жизни.

Я ясно и отчетливо слышу свой внутренний голос.
Я благодарен судьбе и счастлив, что живу.

При выборе установки руководствуйтесь интуицией. Ведь та аффирмация, что вызывает приятное чувство является правильной для вас.

Проговаривайте психологическую установку в течение пяти минут снова и снова. Прочувствуйте ее положительное воздействие на вашу личность, как она способствует реализации ваших возможностей.

Подходящую для себя установку проговаривайте в течение дня настолько часто, насколько это возможно. Повторяйте ее перед тем, как лечь спать и утром сразу после пробуждения. Просто улыбнитесь и мысленно произнесите одну из психологических установок несколько раз.

Психологические установки или аффирмации?

Аффирмации – одно из лучших и действенных методов борьбы с нерешительность и сомнениями. Прибегайте к установкам особенно тогда, когда вас начинают одолевать негативные мысли.

Сомнения ведь тоже всего лишь мысли. Сомнения приобретают силу и власть над вами, только когда вы концентрируетесь на них. Так же как и аффирмацции.

Не стоит бороться с сомнениями. Лучше отбросьте сомнение в сторону так как будто оно не имеет к вам никакого отношения. Вместо сомнений проговорите несколько раз свою любимую психологическую установку и улыбнитесь.

Человек сам решает, какие мысли допускать, а какие отбрасывать. При помощи психологической установки вы по сути управляете своей жизнью.

Что есть наша повседневная жизнь? Высокий ритм, спешка, страстное стремление сделать то, успеть это. Масса проблем, которые и отложить, кажется, нельзя.

Ах, если бы еще не мешали! Но межличностные контакты (дома, на службе, в транспорте или магазине), к сожалению, не всегда способствуют нашим личным интересам, интересам дела. И мы бросаемся преодолевать препятствия. В добрый путь! Только всегда ли сохранив здравый рассудок? Горячая голова, как известно, не лучший советчик. Кроме того, чрезмерные эмоциональные напряжения неблагоприятны для здоровья.

А если вооружиться некоторыми психологическими установками, которые помогают снизить нервно-психические нагрузки и успешнее преодолевать возни-кающие в жизни трудности?

Одна из важнейших установок, пожалуй, - максимальная концентрация внимания на выполняемом деле. Постарайтесь отключиться от прошлых воспоминаний и будущих забот, сосредоточившись на том, что происходит сейчас. Убедите себя - это самое главное. Самообман? Возможно, но самообман... во благо эффективности текущей деятельности. Перестаньте анализировать прошлые успехи и неудачи, мечтать и планировать. Мысли об этом отвлекают. Наши психические силы не беспредельны, их важно умело распределять. Всему свое время: время - мечтать и время - делать дело. Кажется, для дела порой уже нет сил. Особенно если тебя постигла неудача. Без воли - искусства и техники управления вниманием - в таком случае не обойтись.

А как относиться к настоящему, когда оно корнями уходит в прошлое? Особенно неудачное. Если кратко, «как к прошлому». Почему? Жизненные невзгоды очень часто порождают внутриличностный конфликт. Важно умело на них реагировать. Помните чеховского Ивана Дмитриевича Червякова? Он чихнул в театре во время спектакля. И что же? Переживания по поводу случившегося подкосили силы сконфузившегося от происшествия столь серьезного Ивана Дмитриевича. До смерти его замучили. А он, в свою очередь, замучил (хоть и не до смерти) своими извинениями генерала. Поучительная история.

К сожалению, часто внутриличностные конфликты - это своего рода «реакция на прошлое». Произошло что-то, с чем человек не хочет, не может согласиться. Но и изменить невозможно. Реакция же его столь сильная, что не дает покоя. Прокручивая бесконечно в памяти детали драматического эпизода, он все более и более мучит себя, а подчас и окружающих. Здесь, пожалуй, уместно напомнить правило, которое рекомендует Д. Карнеги: «Не пилите опилки!»

Вы удивлены: какой смысл пилить опилки? Они уже распилены. То же самое можно сказать о прошлом: «Оно прошло...» Проанализировать причины неудачи и сделать соответствующие выводы себе на будущее, безусловно, нужно. Анализ... выводы... Не более... Не занимайтесь мазохизмом, многократно пережевывая прошедшее.

Но бывает, поражение духа настолько сильно, что нет сил бороться. В такие минуты подумайте: «Бывает и хуже». Представьте что-то худшее, чем своя неудача.

Чтобы не поддаться унынию от безвыходности некоторых ситуаций, обрести самообладание, обратимся к советам А. П. Чехова.

«Жизнь пренеприятная штука, но сделать ее прекрасной очень нетрудно...»
Для этого нужно:
  • «а) уметь довольствоваться настоящим и
  • б) радоваться сознанию, что «могло бы быть и хуже».
Когда в твой палец попадает заноза, радуйся: «Хорошо, что не в глаз!»
Радуйся, что ты не хромой, не слепой, не глухой, не немой, не холерный...
Если ты живешь в не столь отдаленных местах, то разве нельзя быть счастливым от мысли, что тебя не угораздило попасть в столь отдаленные?
Если у тебя болит один зуб, то ликуй, что болят не все зубы.
Если жена тебе изменила, то радуйся, что изменила тебе, а не отечеству».

Человеку присуща поразительная способность обращать минусы в плюсы. Как часто бывает справедлива поговорка: «Не было бы счастья, да несчастье помогло»! Безусловно, не из всего можно сделать конфетку. Но в любом случае нужно помнить золотое правило психотерапии: «Если не можешь изменить обстоятельства, измени отношение к ним». Если знаешь, что можно сделать в трудной ситуации или надеешься найти из нее выход, действуй! А если нет? Зачем биться «головой об стенку»? Посмотри на нее с другой стороны!

Старайтесь не оставаться наедине со своими неприятностями. Хорошо, если есть кому «поплакаться в жилетку». Это может быть муж или жена, отец или мать, учитель или врач и даже сосед по купе, случайный попутчик, человек рассудительный, уравновешенный. К такому магнитом тянет.

Снять хроническое конфликтное напряжение помогают спорт с его соревновательностью, путешествия. Такой же эффект дают действия типа «созидание с разрушением» (рубка дров, мытье посуды, вязание). Может принести пользу и просмотр приключенческих фильмов, спортивных состязаний.

«Печаль, не выплаканная в слезах, заставляет плакать внутренние органы». Поневоле приходят на ум эти слова известного советского психиатра К. М. Быкова: все чаще и чаще медицина указывает на психогенный характер многих заболеваний. Спасти от негативного влияния грусти по прошлому может будущее. Правда, если к нему относиться оптимистически.

Давайте попробуем определить, кто вы - оптимист или пессимист.

1. Как вы будете реагировать, если совершенно неожиданно вам придется пережить финансовый крах:

  • а) не станете слишком беспокоиться, поскольку уверены, что удача вновь улыбнется вам:
  • б) почувствуете себя в полной неуверенности:
  • в) начнете экономить и приспосабливаться к изменившейся ситуации:
  • г) окажетесь во власти сильной депрессии.

2. Если вас преследуют неудачи:

  • а) переживаете, но вовсе этому не удивлены:
  • б) бросаетесь действовать. стараясь скорее исправить положение:
  • в) обеспокоены тем, что подумают окружающие;
  • г) не расстраиваетесь слишком сильно, поскольку нет худа без добра.

3. С какими настроениями вы участвуете в спортивных состязаниях:

  • а) считаете, что у вас есть все шансы на победу;
  • б) делаете все чтобы выиграть, и боретесь до победного конца;
  • в) особенно не стремитесь к победе;
  • г) считаете, что у вас нет никаких шансов на выигрыш, но все равно вступаете в борьбу.

4. Если кто-то поссорился с вами или разошелся во мнениях:

  • а) избегаете этого человека:
  • б) считаете, что были не правы;
  • в) уверены, что могли бы не доводить до такой ситуации:
  • г) при ближайшей же встрече с этим человеком попытаетесь уладить конфликт.

5. Вы один из четырех претендентов на занятие вакансии. Какие чувства вы испытываете перед тем, как вас должны пригласить для собеседования:

  • а) нервничаете, поскольку три других кандидата кажутся вам слишком уверенными в себе;
  • б) уверены в себе, поскольку трое других в общем-то вас не интересуют:
  • в) счастливы, что вас внесли в список претендентов, и рады тому, что в вашей анкете что-то, видимо, привлекло к себе внимание;
  • г) полны решимости обменяться мнениями во время собеседования, чтобы выяснить, насколько предлагаемая работа устраивает вас.
6. Как вы относитесь к тому, что кто-то пользуется вашей щедростью:
  • а) вам приятно приносить людям радость;
  • б) слегка раздражаетесь, так как некоторые склонны поживиться за чужой счет:
  • в) вам это безразлично, поскольку вы твердо верите в перераспределение благ во всем мире;
  • г) не возражаете, но надеетесь, что когда-нибудь вам воздается сторицей.

7. Что. по-вашему, важнее:

  • а) делать деньги:
  • б) жить счастливо:
  • в) добиваться успеха во всем, чем бы вы ни занимались:
  • г) раскрыть таланты, которыми вы обладаете.

8. Завидуете ли вы тем, кому, как может показаться, в жизни повезло больше, чем вам - богатым и знаменитым, молодым, целеустремленно добивающимся успеха:

  • а) никогда;
  • б) иногда;
  • в) завидуете, но задаетесь вопросом о проблемах, с которыми они, возможно, сталкиваются;
  • г) завидуете и готовы поменяться местами хоть завтра.

9. Если исходить из того, что вы практически здоровы и живете в нормальных условиях, действительно ли вы верите, что:

  • а) личный успех зависит от удачи:
  • б) успех скорее определяется вашими связями, а не знаниями:
  • в) способность к достижению успеха заложена в каждом человеке:
  • г) скорого успеха не бывает.

10. Если бы вам предоставили возможность выбора, где и когда вы предпочли бы жить:

  • а) в прошлом;
  • б) в настоящем;
  • в) в будущем:
  • г) на другой планете.

Каждому из четырех (а, б, в. г) вариантов ответа припишите определенное количество баллов согласно специальному ключу, приводимому ниже:

а б в г
1 4 1 3 2
2 1 4 2 3
3 4 3 1 2
4 2 1 3 4
5 1 2 3 4
6 3 1 4 2
7 1 4 2 3
8 4 2 3 1
9 1 2 4 3
10 1 3 4 2

Подсчитайте общее их количество.

Если вы набрали более 35 баллов то вы - неизменный оптимист: моментально подавляете в себе любые признаки депрессии. Какие бы удары ни готовила вам судьба, вы стремительно отражаете их.

, Набрали от 25 до 35? Вы скорее оптимист, чем пессимист. Ваши сомнения рассеиваются довольно быстро по мере того, как вы взвешиваете все «за» и «против» в любой ситуации, которая выглядит угрожающей.

Если сумма набранных баллов от 15 до 25, вы скорее пессимист, чем оптимист. Вам неплохо бы вспомнить, что наполовину налитый водой стакан пессимист видит полупустым, а оптимист - наполовину полным.

Менее 15... Неужели, действительно, жизнь представляется вам только в черном цвете? Не отчаивайтесь, постарайтесь находить в ней и приятные стороны, не поддавайтесь унынию, поверьте в свои силы и способности. Они есть, надо только их выявить и развить.

Все мы чуть ли не с детства знаем, что наша жизнь полосатая. Как правило, оптимисты больше обращают внимание на светлые ее полосы, а пессимисты - на темные. Помните у Шекспира: «Веселое сердце идет и поет, печальное - скоро устанет...». Вдумайтесь в истинную мудрость этих строк.

Не позволяйте себе расстраиваться по мелочам. Гоните прочь переживания по поводу тех неприятностей, которые могут произойти. А ведь могут и не произойти! Не ищите себе повод для тревоги. И не мечтайте о невозможном: завышенные потребности - источник многих разочарований.

Для того чтобы не страдать от нервно-психического напряжения, важно сформировать у себя определенную психологическую установку на критику. Не озлобляйтесь, даже если критикующий позволяет бестактные, грубые выпады в ваш адрес. Спокойной реакцией на критику можно добиться большего, чем запальчивой самозащитой.

Важно учитывать и мотивы критики. Критика со стороны людей, желающих продемонстрировать собственную эрудицию, жизненный опыт, подчеркнуть свою значимость в глазах окружающих, часто бывает несправедливой. А если и справедливой, то односторонней, половинчатой. Из-за несправедливой критики никогда не нужно расстраиваться. Она, как скрытый комплимент, означает, что вы вызвали у критикующего ревность или зависть.

Поучителен в этом отношении анекдот о художнике, который на каждом своем полотне в уголке рисовал маленькую беленькую собачку. На вопрос, зачем он это делает, следовал ответ: «Художественный совет должен найти в картине какие-то недостатки для того, чтобы утвердить свою значимость в глазах окружающих и в своих собственных. Если я не нарисую белую собачку, они найдут что-нибудь другое. А другим жертвовать жаль, потому что придется «отрывать от сердца». Когда вам станет очень обидной несправедливость в оценке вашей работы, вспомните, что вы просто забыли «нарисовать белую собачку».

А как же реагировать на справедливую критику? К сожалению, при восприятии чужих оценок мы скорее эмоциональны, чем логичны. Склонны с удовольствием принимать похвалу, не всегда задумываясь над ее справедливостью. Слыша же критику, часто непроизвольно, подчиняясь какому-то внутреннему неосознанному чувству, начинаем защищаться. Даже не всегда успеваем как следует понять суть претензий. Сопротивляется одно из самых уязвимых мест человеческой психики - самолюбие. Попробуйте быть строгим к себе. И когда вас начнут в очередной раз критиковать, скажите себе потихоньку: «Если бы они знали все о моих промахах, то критиковали бы еще суровее». Самокритика возвысится над критикой и даст пищу самоуважению.

Но бывают еще и скрытые конфликты, когда у людей возникает недовольство друг другом, но в реальное взаимодействие оно не выливается, лишь в клевету и слухи.

Коварство слухов в том, что против них исключительно трудно бороться. Во-первых, всех не обойдешь и перед всеми не оправдаешься. А во-вторых, многие считают: «Нет дыма без огня». И потому подумают: «Он горячится, возбужден, страстно отвергает слух - значит, слух этот действительно верен».

Старайтесь не обращать внимания на досужие вымыслы, не пытайтесь оправдываться. Завистники, клеветники всегда найдутся. И если вы будете стараться им отомстить, на это могут уйти ваши силы, здоровье, годы.

Жизнь слишком коротка, чтобы тратить ее на подобные мелочи. Думается, что психологические установки, о которых мы с вами говорили, помогут вам легче переносить тяготы повседневной действительности, раскрепостят душу, а значит - вместе с вами войдут в каждый дом улыбка и радость общения.

В. Н. КАРАНДАШЕВ. кандидат психологических наук Ленинград

Пожалуй, ни одна научная статья по психологии не может соперничать в точности, лаконичности и выразительности мысли с удачным анекдотом, в котором та же идея представлена в виде метафоры.

Вот один такой анекдот.

Человек получает утром письмо на свое имя, но без обратного адреса и без подписи. Внутри записка с именем и фамилией незнакомого ему человека: «Когда этот человек умрет, вы получите 25 долларов». Он произносит про себя короткое ругательство, выбрасывает записку в мусорное ведро и забывает о ней.

Но через относительно короткое время получает по почте чек на 25 долларов и записку с именем другого незнакомого ему человека и обещанием: «Когда этот человек умрет, вы получите 50 долларов».

У него пробуждается любопытство, он начинает искать координаты названного в письме, узнает, что это пожилой и смертельно больной человек, удивленно пожимает плечами, но на этот раз не выбрасывает записку, а сохраняет ее. Вскоре он получает обещанную сумму, узнает, что упомянутый в записке человек действительно умер. И в том же письме находит имя другого человека, после смерти которого ему обещано 100 долларов. И так далее.

Однажды герой видит его на безлюдной улице и с ужасом ловит себя на непроизвольном желании нажать на газ...

На каком-то этапе он начинает выяснять подробности. Узнает, что речь в новом письме идет о криминальном авторитете, следит за его судьбой по газетам, узнает о его убийстве, получает обещанные деньги и очередную фамилию с указанием довольно крупной суммы.

На этот раз упомянут вполне благополучный, успешный и, по-видимому, здоровый молодой человек. Герой анекдота узнает, где тот живет, и время от времени появляется в этом районе. Непроизвольно слежка становится частью его собственный жизни. И однажды, проезжая на автомобиле рядом с домом молодого человека, герой видит его на безлюдной улице и с ужасом ловит себя на непроизвольном желании нажать на газ... Но все-таки успевает нажать на тормоз.

Вы уже поняли, что все кончается тем, что он убивает очередного кандидата и получает крупную сумму денег с припиской: «Как вам нравится ваша новая работа?..»

Этот анекдот в утрированной форме описывает некоторые способы формирования поведенческих установок. Процесс этот начинается с детства.

Ребенка поощряют и подталкивают к выполнению желательных родителям поступков, пытаются вызвать интерес к ним, потом вознаграждают за проявленное усердие и сразу же открывают новые перспективы.

Подарки можно делать только от случая к случаю, чтобы они не стали самоцелью, как у героя анекдота

Похвала, награда и проявление любви за хорошие поступки предпочтительнее, чем наказание и эмоциональное отвержение за плохие, хотя без этого часто тоже не удается обойтись. Но стремиться в процессе воспитания надо к тому, чтобы наказанием казалось отсутствие поощрения.

Почти как в этом анекдоте, но с противоположной направленностью: поощрять нужно проявление в поведении высших человеческих ценностей. И выражать поощрение нужно проявлением любви тех, кого любит сам ребенок. При этом подарки можно делать только от случая к случаю, чтобы они не стали самоцелью, как у героя анекдота.

Эмоциональное проявление любви близких, такое важное для ребенка, любви, к которой он стремится, гармонирует с главной задачей воспитания - формированием моральных ценностей, которые несовместимы с асоциальными поступками. Эти ценности в будущем будут препятствовать поведению, которого удалось добиться от героя анекдота с помощью обещанных подарков.

Если главным для ребенка становятся подарки, а не ценность самого поступка, впоследствии его поведение может подлаживаться под любое требование - была бы только надежда на желанный подарок.

Определяет готовность к психологической активности и может быть различной, она является зависимым понятием: от личности и периода времени, духовной мотивации, ожидания, убеждения, склонности, которая влияет не только на конкретное отношение к различным предметам, фактам, событиям, мнениям, но и прежде всего на то, в каком виде эти явления представляются, т. е. их реализация в мире восприятий.

Психологическая установка – это определенное состояние, которое, не являясь содержанием сознания, между тем оказывает значимое влияние на его работу. В данном случае настоящее положение вещей можно было определить следующим образом: представления и мысли, эмоции и чувства, акты волевых решений являются содержанием сознательной психической жизни, а когда эти психические проявления начинают действовать, то они по необходимости сопровождаются сознанием. Сознавать – значит мыслить и представлять, переживать определенные эмоции и выполнять волевые акты. Для возникновения установки необходимо наличие двух условий: имеющаяся актуальная потребность у субъекта и ситуация, ведущая к ее удовлетворению. Если имеются оба эти условия, то у субъекта возникает установка к активности. Определенное состояние сознания и соответствующее ему содержание образуется лишь на основе данной установки. Таким образом, необходимо точно различать, с одной стороны, конкретную установку, а с другой – конкретное содержание сознания. Установка не представляет собой ничего определенного из этого содержания, и, следовательно, характеризовать ее в терминах явлений сознания невозможно.

Различают внутренние установки, которые обусловлены потребностями, направленностью внимания, а также установки, вызванные определенными внешними событиями: объективные и субъективные установки. На промежуточном положении находятся установки, которые возникли как результат прошлого опыта, имеющего связь с данным предметом, и сохранившиеся в течение большого промежутка времени (вражда, дружба, доверие, уважение и т. д.).

Психологическая установка, представляет собой такое отношение между созерцающей личностью и предметами, при котором определенные реакции возникают не только при повторном воздействии, но и в случае, когда ожидается их возникновение, на что могут указывать различные сигналы предзнаменования. При изучении психологической установки целесообразно проводить наблюдение за большой промежуток времени.

Для этого необходимо зафиксировать ее в определенной степени, что достигается при повторном воздействии раздражителей. Такие опыты называют фиксирующими или установочными, а установку, которая возникла в результате этих опытов, – фиксированной психологической установкой.


ТЕОРИЯ ПЛАНОМЕРНОГО ФОРМИРОВАНИЯ УМСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ

Теория планомерного формирования умственных действий разработана П. Я. Гальпериным (1902–1988) и его последователями. Она содержит общие правила формирования знаний и навыков, а также программы их применения в образовании.

По мнению П. Я. Гальперина, ориентировка – важнейший из компонентов действия, так как правильно сориентированный человек с большой вероятностью выполнит действие правильно с первого раза.

В первую очередь было изучено действие как элементарная единица деятельности, в связи с чем было особо выделено понятие «ориентировочная основа действия»(ООД).

Структура ООД включает в себя:

1) знания об условиях успешного выполнения действия;

2) знания о структуре, цели, длительности действия и т. д.

Различная ООД ведет к различным условиям для формирования знаний и навыков.

1. Неполная ООД – обучаемый имеет представление о самом действии и цели, но не знает, каковы условия его успешности. Действие формируется на основе проб и ошибок, содержит много лишних элементов. Это характерно для неорганизованного обучения.

2. Частично полная ООД – обучаемый имеет представление о действии, цели и правильности его выполнения. Однако знания являются сугубо практическими, не включаются в общую систему знаний субъекта.

3. Полная ООД – обучаемый получает полную картину действия, понимает его логику, способен самостоятельно переносить его в другие сферы.

Согласно этой теории для формирования нового знания или навыка необходимо выполнение следующих условий:

1) повышается мотивация субъекта;

2) знания закрепляются корректно во внешней форме (например, в виде наглядных пособий);

3) объясняется логика знания, его место в системе других знаний;

4) достигается запоминание.

П. Я. Гальперин выделял 6 параметров действия, четыре первых являются первичными, а последние два – вторичными, образующимися в результате сочетания первых:

1) уровень выполнения действия: материальный, речевой, умственный;

2) мера обобщения;

3) полнота фактически выполняемых операций;

4) мера освоения;

5) разумность действия;

6) сознательность действия.

П. Я. Гальперин выделял три группы действий.

1. Действия, которые необходимо усвоить.

2. Действия, которые необходимы в процессе обучения.

3. Моделирование и кодирование.

Обучение, по П. Я. Гальперину, состоит из пяти этапов:

1) создание ООД;

2) материализованное действие;

3) проговаривание вслух;

4) проговаривание про себя;

5) автоматизация действия.



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Урок-лекция Зарождение квантовой физики Урок-лекция Зарождение квантовой физики Сила равнодушия: как философия стоицизма помогает жить и работать Кто такие стоики в философии Сила равнодушия: как философия стоицизма помогает жить и работать Кто такие стоики в философии Использование страдательных конструкций Использование страдательных конструкций