Артикуляционная гимнастика для губ, щек и языка. Артикуляционная гимнастика

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

1. «Рыба».

Рот широко открыть. Все зубы видны. Язык спокойно лежит за нижними зубами. Удержать под счет от 1 до 5.

Открывает рыба рот,

Да не слышно, что поет.

2. «Лягушка».

Губы растянуть в улыбке. Показать верхние зубы. Нижние зубы не должны быть видны. Удержать под счет от 1 до 5.

Тянуть губы прямо к ушкам

Очень нравится лягушкам;

Улыбаются, смеются,

А глаза у них, как блюдца.

3. «Хоботок».

Зубы сомкнуть, губы вытянуть хоботком. Удержать под счет от 1 до 5.

Подражаю я слону,

Губы хоботом тяну.

4. «Заборчик».

Верхнюю губу поднять, нижнюю опустить. Показать сомкнутые зубы. Удержать под счет от 1 до 5.

Зубы ровно мы смыкаем

И заборчик получаем.

А сейчас раздвинем губы,

Посчитаем наши зубы.

5. «Бублик».

Округленные губы слегка вытянуть вперед. Зубы открыть. Удержать под счет от 1 до 5.

Бублик мы изобразили –

Плавно губы округлили.

Их теперь нельзя смыкать,

Бублик надо удержать.

6. «Лопата».

Широкий язык расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Удержать под счет от 1 до 5.

Язык лопатой положи

И под счет его держи.

Раз, два, три, четыре, пять,

Язык надо расслаблять.

7. «Иголочка».

Рот широко открыть. Все зубы видны. Напряженный язык высунуть далеко вперед, сделать его узким.

Удержать под счет от 1 до 5.

Язык иголочкой потом.

И потянем острием.

8. «Чистим зубы».

Рот приоткрыт, видны все зубы. Языком почистить нижние зубы с внутренней стороны (движениями вправо-влево). Нижняя челюсть неподвижна. Выполнять под счет от 1 до 5.

Чищу зубы, посмотри,

Не болели чтоб они.

9. «Качели».

Высунуть узкий язык. Кончиком языка тянуться попеременно то к носу, то к подбородку. Рот не закрывать. Нижняя губа не натягивается на нижние зубы. Нижняя челюсть неподвижна. Выполнять под счет от 1 до 5.

На качелях я качаюсь

Вверх-вниз, вверх-вниз.

И все выше поднимаюсь –

Вверх-вниз, вверх-вниз.

10. «Вкусное варенье».

Представить, что верхняя губа намазана вареньем. Рот приоткрыть, широким кончиком языка облизать губу сверху вниз (но не по кругу). Нижняя челюсть неподвижна. Повторить 5 раз.

Ох, и вкусное варенье!

Жаль, осталось на губе.

Язычок я подниму

И варенье оближу.

11. «Ступеньки».

Рот широко открыть. Все зубы видны. Язык «прыгает» на первую ступеньку – верхнюю губу (кончик языка должен быть широким), затем на верхние зубы и за верхние зубы. Нижняя челюсть неподвижна. Повторить 5 раз.

Язычок пошел гулять,

По ступенечкам шагать.

12. «Чашечка».

Рот широко открыть. Широкий язык поднять кверху. Потянуться к верхним зубам, но не касаться их. Нижняя губа не должна натягиваться на зубы. Удержать под счет от 1 до5.

Язык широкий положи

И под счет его держи.

Получилась пиала –

Округленная она.

В рот ее мы занесем

И края к зубам прижмем.

13. «Индюшата».

Рот приоткрыть. Нижняя губа не натягивается на зубы. Широким кончиком языка облизать верхнюю губу сверху вниз, добавить голос. Нижняя челюсть неподвижна.

Индюшата-малышата

Ножками топочут,

Весело болбочут:

БЛ – БЛ – БЛ.

14. «Маляр».

Рот широко открыть. Все зубы видны. Широким кончиком языка гладить верхнее небо вперед-назад. Нижняя челюсть неподвижна.

Красить потолок пора.

Пригласили маляра.

Кисть ведем вперед-назад,

Наш маляр работе рад.

15. «Дятел».

Рот широко открыть. Широким кончиком языка ударять по верхним зубам с внутренней стороны (английское Д). Нижняя челюсть неподвижна.

Целый день я стучу,

Червячка поймать хочу.

Хоть и скрылся под корой,

Все равно ты будешь мой!

Д-Д-Д-Д-Д.

16. «Лошадка».

Рот широко открыть. Присосать спинку языка к небу и оторвать ее (пощелкать языком). Все зубы видны. Нижняя челюсть неподвижна.

Я люблю свою лошадку.

Причешу ей шерстку гладко,

Гребешком приглажу хвостик

И верхом поеду в гости

17. «Грибок».

Открыть рот. Присосать язык к небу. Язык похож на гриб-волнушку: подъязычная уздечка – ножка, спинка языка – шляпка.

На лесной опушке

Вырос гриб-волнушка.

18. «Гармошка».

Рот широко открыть. Все зубы видны. Присосать язык к небу («грибок»). Смыкать и размыкать зубы, не отрывая языка от неба. Губы в улыбке.

На гармошке я играю,

Рот пошире открываю.

К небу язычок прижму,

Ниже челюсть отведу.

  1. Внимательно прочитайте описание упражнения. Попробуйте выполнить его перед зеркалом. Только после того, как Вы сами освоите это упражнение, предлагайте его ребенку.
  1. Гимнастика проводится ежедневно по 5-10 минут.
  1. Упражнения выполнять сидя перед зеркалом (достаточно настольного зеркала 15*15 см.), в спокойной обстановке, при достаточном освещении.
  1. Комплекс на 1 занятие включает 5-7 упражнений для губ и языка, 1 упражнение для развития речевого дыхания.
  1. Каждое упражнение выполняется по 5 раз.
  1. Упражнения выполняются после показа взрослого. Для поддержания интереса к гимнастике используются стихи.
  1. После того, как упражнение усвоено, ребенок выполняет его без показа взрослого (по названию).
  1. Взрослый обязательно контролирует правильность и четкость выполнения упражнений.

Комплексы артикуляционной гимнастики.

  1. Общеукрепляющие упражнения: № 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7.
  2. Для звуков С, З, Ц: № 1, 2, 6, 7, 8.
  3. Для звуков Ш, Ж, Ч, Щ: № 1, 4, 5, 6, 9, 10, 11, 12.
  4. Для звука Л: № 2, 7, 9, 11, 13, 14, 15.
  5. Для звука Р: № 1, 6, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18.

Следует учесть, что в каждом конкретном случае комплекс упражнений может изменяться в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка.

Упражнения для развития

подвижности губ.

Упражнения выполняются ежедневно перед зеркалом, каждое – по 5 раз. Необходимое положение губ удерживается под счет от 1 до 5. В один день следует выполнять 5-7 упражнений.

  1. Вытянуть сомкнутые губы вперед, вернуть в исходное положение.
  2. Растянуть губы в улыбку (зубы сомкнуты), и. п.
  3. Растянуть губы в улыбку (зубы приоткрыты), и. п.
  4. Подтянуть верхнюю губу вверх (зубы сомкнуты), и. п.
  5. Языком вытягивать верхнюю губу.
  6. Удерживать губами трубочки разного диаметра, обхват их губами.
  7. Втянуть губы внутрь рта, плотно прижимая их к зубам.
  8. Прикусывать нижнюю губу верхними зубами.
  9. Вращательные движения губами, вытянутыми хоботком.
  10. Плотно сомкнуть губы, надуть щеки, перемещать воздух из одной щеки в другую.

Речевые звуки получаются за счет целого комплекса кинем (движений артикуляционных органов). Правильное произношение всевозможных звуков во многом зависит от силы, подвижности, а также дифференцированной работы органов артикуляционного аппарата. То есть произношение речевых звуков - это достаточно непростой двигательный навык, который помогут развить артикуляционные упражнения.

Основные цели артикуляционной гимнастики

Вы можете наблюдать, как малыш делает разнообразные (мимические и артикуляционные) движения языком, челюстью и губами. При этом воспроизводятся характерные звуки - лепет и бормотание. Это первый этап в развитии речи каждого человека. Он имеет большое значение. У детей такие движения вырабатываются и развиваются постепенно. Им важна сила, точность и дифференцированность.

Комплекс упражнений артикуляционной гимнастики поможет выработать и развить полноценные движения, что важно для правильного воспроизведения речевых звуков.

Состоит из огромного количества упражнений, направленных на тренировку подвижности органов, отработки разнообразных положений губ, мягкого неба и языка.

Во-первых, артикуляционную гимнастику следует выполнять каждый день. Это способствует качественному усвоению и закреплению вырабатываемых навыков у детей. Рекомендуется делать артикуляционные упражнения три или четыре раза в день, примерно по 5 минут. Не нужно нагружать ребенка большим количеством новых упражнений сразу. Вполне достаточно за один раз 2-3 упражнений.

Во-вторых, упражнение выполняется не один, а несколько раз (около пяти). следует делать по 10-15 секунд.

В-третьих, необходимо грамотно подходить к отбору упражнений и учитывать традиционную последовательность: от простого - к сложному. Проводить 3-4 лет лучше в игровой форме, весело и эмоционально.

В-четвертых, новые упражнения надо вводить постепенно, по одному. Нужно не забывать повторять и закреплять пройденный материал. Не следует приступать к новым упражнениям, если предыдущие задания выполняются не очень хорошо. Отрабатывать старый материал можно с новыми игровыми приемами.

И, в-пятых, артикуляционную гимнастику лучше выполнять сидя. В данном положении у детей не напрягается тело, руки и ноги. Детям будет легче выполнять новые задания, если они будут видеть себя и руководителя. Для этого потребуется настенное зеркало. Можно начинать гимнастику с упражнений для губ.

Организационный момент

При объяснении нового упражнения взрослый максимально должен применять игровые приемы. Затем происходит наглядная демонстрация. После чего под контролем взрослого его выполняет ребенок.

Когда дети выполняют артикуляционные упражнения, важно контролировать качество движений. Важно учитывать симметричность обеих сторон лица. Без этого артикуляционная гимнастика абсолютна бессмысленна.

К выполнению каждого упражнения нужно подходить творчески.

Сначала движения будут напряженными. Постепенно они станут более свободными, органичными и координированными.

В комплекс артикуляционных упражнений должны входить как статические, так и динамические задания.

Упражнения для губ

Их существует огромное количество. Это:

  • Улыбка - губы удерживаются в улыбке, зубы не должны быть видны.
  • Хоботок - губы вытягиваются вперед длинной трубочкой.
  • Заборчик - улыбка при сомкнутых зубах.
  • Бублик - округлить и вытянуть вперед губы. Зубы при этом должны быть сомкнуты.
  • Кролик - упражнение выполняется при сомкнутых зубах. Приподнять верхнюю губу, обнажив при этом соответствующие резцы.

Задания для развития подвижности губ

Артикуляционные упражнения для детей должны быть направлены и на развитие подвижности губ. Это:

  • Почесывание и покусывание зубами обеих губ.
  • Губы вытянуть вперед трубочкой. После чего растянуть их в улыбке.
  • Губы вытянуть трубочкой. Вращать их круговыми движениями, двигать влево и вправо.
  • Представить себя рыбкой, которая разговаривает. Хлопать губами друг о друга.
  • Взять носогубную складку верхней губы двумя пальцами одной руки, а нижнюю губу большим и указательным пальцами другой. Растягивать их вниз и вверх.
  • «Поцелуй». Щеки втягиваются внутрь, после чего резко открывается рот с характерным звуком.
  • «Уточка». Массировать вытянутые губы пальцами, пытаясь изобразить клюв. При этом большие пальцы обеих рук должны оказаться под нижней губой, а другие - на верхней.
  • «Недовольная лошадка». Пытаться изобразить звук, напоминающий фырканье лошади.

Статические и динамические упражнения для языка

Качественные артикуляционные невозможны без упорных занятий. Среди статических упражнений можно выделить следующие:

  • Птенчики. Открыть широко рот, при этом язык лежит неподвижно.
  • Лопаточка. Рот должен быть открыт, высунуть язык, расслабить его и в широком положении опустить на нижнюю губу.
  • Чашечка. Широко открыть рот. Высунуть язык, подняв при этом передний и боковой края. Язык не должен касаться зубов.
  • Жало. Выдвинуть вперед узкий напряженный язык.
  • Горка. Спинку языка поднять вверх, кончик при этом должен плотно упереться в нижние резцы.
  • Трубочка. Загнуть вверх боковые края языка.
  • Грибок. К нёбу присосать язык.

Комплекс артикуляционных упражнений должен включать динамические задания:

  • Маятник. Слегка приоткрыть рот и растянуть губы в улыбку. Кончиком языка поочередно дотрагиваться до уголков рта.
  • Футбол. Рот должен быть закрыт. Напряженным языком поочередно упираться то в одну, то в другую щеку.
  • Чистка зубов. Закрыть рот. Обводить движением языка по кругу и губами.
  • Лошадка. Язык присосать к небу, затем щелкнуть языком. Цокать сильно и медленно.
  • Вкусное варенье. Открыть рот и облизать языком верхнюю губу.

Артикуляционные упражнения для звука «р»

Первое упражнение называется «Чьи зубы чище». Для его выполнения следует открыть широко рот и с внутренней стороны верхних зубов совершать движения (влево-вправо) кончиком языка.

Второе - «Маляр». Открыть рот, губы растянуть в улыбке. Делать кончиком языка движения вперед-назад по нёбу.

Третье - «Кто дальше загонит мяч». Упражнение делается на улыбке. Сделать язык широким. Его край положить на нижнюю губу и стараться длительно произносить звук «ф». Затем положить ватку на стол и сдувать ее на противоположную сторону.

Это всего лишь некоторые артикуляционные упражнения для звука «р», которые помогут вырабатывать правильные движения языка, его подвижность, подъем и т.д.

Представленные в статье задания помогут укрепить и развить определенные навыки у детей. Артикуляционные упражнения требуют грамотного и творческого подхода взрослого. Обязательно выполняйте их в игровой форме, не забывайте говорить названия каждого из них, что будет вызывать прямые ассоциации. И тогда детям будет интересно выполнять разнообразные упражнения.

Для правильной устной речи в организме должны слаженно и системно работать все артикуляционные органы. Навык устной речи помогает развить артикуляционная гимнастика для языка, губ, щек и нёба. Современные возможности далеко не всегда идут детям на пользу – экраны телевизоров, телефонов, планшетов заставляют малышей больше смотреть и слушать, чем говорить самим.

Большой процент детей в дошкольном возрасте имеют небольшие задержки речи, некоторые страдают . Начинать заниматься артикуляционными тренировками лучше с раннего возраста для профилактики отклонений и развития речевого аппарата.

Артикуляционная гимнастика для губ и языка является необходимой частью становления артикуляции и дикции не только для детей с отклонениями, но и для здоровых малышей. Нормы развития речи предполагают, что к 5ти годам ребенок уже должен освоить правила фонетики, его устная речь должна быть понятна всем окружающим и иметь хороший словарный запас.

К сожалению, современное поколение дошкольников не всегда успевает соответствовать нормам развития, дефекты речи не соблюдают возрастные ограничения, и такие патологии могут коснуться каждого. Многие родители не замечают артикуляционные проблемы своих малышей, некоторые думают, что все дефекты чадо перерастет. Ни в коем случае нельзя отпускать на самотек нарушения произношения или , так как с возрастом проблема будет только нарастать, а исправить ее взрослому человеку намного сложнее.

Основные причины для того, чтобы начать артикуляционные тренировки:

  • большая помощь в становлении правильной дикции у ребенка – с помощью данных занятий можно научить чадо говорить четко и красиво;
  • устраняется эффект вялого звукопроизношения («каши во рту»);
  • артикуляционная гимнастика для губно-языковых звуков дает возможность скорректировать небольшие отклонения в речи в домашних условиях;
  • подготовка мышц для дальнейших занятий с логопедом при серьезных патологиях.

В том случае, когда родители заметили, что их малыш произносит какой-то звук неправильно или вообще его не произносит, можно начать выполнять речевую гимнастику самостоятельно. Упражнения можно найти на логопедических сайтах или попросить у педагогов в детском саду распечатанный комплекс.

Для необходимо хорошее состояние подвижных лицевых и дыхательных мышц, они должны быть упругие и подвижные. Артикуляционные тренировки помогают сформировать на начальном этапе развития речевые звуки, правильное произношение, помогают скорректировать нарушения.

Виды и особенности упражнений

Упражнения артикуляционной гимнастики для языка, щек и губ делятся на несколько видов:

  1. статические – удержание одной позы в упражнении;
  2. динамические – повторение каждой позы по несколько подходов;
  3. – когда упражнения выполняются руками родителя или логопеда, такие тренировки уместны для детей младенческого возраста или с серьезными патологиями, при которых мышцы речевого аппарата не способны к движению;
  4. активные – когда ребенок сам выполняет задания.

Логопеды советуют выполнять все виды упражнений в комплексе. Артикуляционная гимнастика при губно-зубном парасигматизме должна выполняться под контролем педагога-логопеда, так как такое нарушение не может корректироваться в домашних условиях.

Важно! При проявлениях симптоматики нарушения развития речи нужно в любом случае обратиться за консультацией к специалисту, для предупреждения развития серьезных отклонений.

Важно понимать, что без терпения и систематизации выполнения тренировок хорошего результата нельзя добиться.

Обычно в комплекс артикуляционных упражнений для мышц языка, входят следующие статические упражнения:

  • «птенчик» – статическое задание на удержание широко открытого рта с расслабленным в нем языком;
  • «чашка» – при широко открытом рте нужно высунуть максимально язык и загнуть его край к себе так, чтобы не касаться зубов, удерживать данную позу несколько секунд;
  • «лопата» – высунуть язык и положить его на нижнюю губу в полностью расслабленном положении;
  • «жало» – резкое выдвижение напряженного языка вперед;
  • «горка» – упереть кончик языка в нижние зубы и выгнуть его дугой вверх, удерживать позу;
  • «трубка» – данное движение может выполняться только при наличии генетической предрасположенности языка к такому положению, нужно согнуть боковые края языка вверх к середине, чтобы получилась трубка из языка.

Список динамических заданий:

  1. «футбол» – с закрытым ртом, внутри упираться языком в разные точки, в щеки, в нёбо, зубы и т. д. по очереди;
  2. «маятник» – открыть рот и болтать напряженным высунутым языком вправо и влево;
  3. «змейка» – выдвигать напряженный язык вперед и убирать его назад, к задней стенке гортани;
  4. «имитация чистки» – с закрытым ртом делать вид, что языком чистятся зубы, сначала верхние, потом нижние;
  5. «лошадка» – выполнять характерные щелканья языком;
  6. «гудок» – произносить звук «У», при котором язык сам по себе сворачивается в трубку.

Важно! В случае нарушений или серьезных патологий органов речи занятия должны подбираться специалистом индивидуально. Комплексы упражнений для постановки определенных звуков, например, «Р» и «Л», отличаются друг от друга, нужно быть внимательными в этом вопросе.


Организация занятий

В случаях выполнения артикуляционной гимнастики для языка для детей все упражнения лучше преподносить в , чтобы удержать внимание малыша. Организовывать занятия в домашних условиях лучше по следующему алгоритму:

  • сначала взрослый показывает на себе упражнение;
  • потом ребенок, под наблюдением родителя, повторяет задание;
  • расположиться обоим лучше напротив зеркала, чтобы малыш мог сам видеть свои движения.

Контроль взрослого в данном деле – важное условие, нужно смотреть правильность артикуляции, соблюдается ли симметричность движения мышц лица. Не стоит расстраиваться и критиковать малыша, если у него поначалу будут плохо получаться элементарные задания, при регулярных тренировках, со временем движения мышц будут становиться четче.

Рекомендации и полезные советы по проведению упражнений артикуляционной гимнастики

Важно соблюдать расписание занятий, включить их в режим дня, поначалу нужно заниматься ежедневно или через день. Такая частотность способствует более качественному результату и развитию навыков.

  1. важно дозировать длительность занятий, нельзя утомлять ребенка и вырабатывать в нем страх перед заданиями;
  2. в день можно выполнять по 3-4 упражнения;
  3. каждое задание нужно выполнять несколько раз;
  4. выполнять упражнения ребенку лучше в комфортной для него позе;
  5. с детьми раннего дошкольного возраста нужно заниматься два раза в день: утром и вечером перед сном;
  6. если у малыша не получается сложить язык для выполнения задания, нужно помогать ему первое время руками или ложкой.

Если у ребенка язык синеет и дрожит при выполнении артикуляционной гимнастики, лучше обратиться с данным симптомом к логопеду и неврологу. Строить занятия нужно от простых упражнений к более сложным. Вводить новые задания лучше по одному, после закрепления каждого можно добавить следующее.

В заключение

Доказано, что способствует ухудшению обучения и плохому формированию письменной речи, поэтому артикуляционная гимнастика будет полезна каждому ребенку для будущего развития.

Продолжаем работу по укреплению ораторских мышц. Сегодня предлагаю вам наиболее полезные и оптимальные упражнения для развития мышц языка. Язык – один из самых активных органов речевого аппарата и от его работы во многом зависит четкое произношение слов. Порой нам даже сложно представить, какие мгновенные переключения от одной позы к другой совершает наш язык. Как раз в этот момент и наступают трудности произношения.

Особенно часто это происходит тогда, когда мы произносим слова с «пучками согласных» типа: боДРСТвовать, траНСПЛантация, ВСТРевоженный и т.д.

В ситуации публичного выступления, когда волнение неизбежно, наши артикуляционные органы напряжены. Только четкая и слаженная работа речевого аппарата, в том числе и языка, поможет устранить это напряжение и обезопасить нашу речь от проблем с дикцией.

Упражнения для развития мышц языка несомненно будут способствовать развитию его подвижности и переключаемости, что в конечном итоге благоприятно скажется на общении с любой аудиторией.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЫШЦ ЯЗЫКА

УПРАЖНЕНИЕ 1. «ЛОПАТКА»

Открыть рот, широкий расслабленный язык положить на нижнюю губу. Удерживать в таком положении под счет до 5. Вернуться в И. П.

Выполнить 3 раза.

УПРАЖНЕНИЕ 2. «ТРУБОЧКА»

Рот приоткрыть, губы слегка вытянуть вперед, боковые края языка поднять вверх. Удерживать в таком положении под счет до 5. Вернуться в И.П.

Выполнить 3 раза.

УПРАЖНЕНИЕ 3. ЧЕРЕДОВАНИЕ «ЛОПАТКА» – «ТРУБОЧКА»

И. П. Рот закрыт, губы сомкнуты.

Чередование под счет до 8: язык «Лопаткой» (расслабление) — язык «Трубочкой» (напряжение). Вернуться в И.П.

Выполнить 3 раза.

УПРАЖНЕНИЕ 4. «ИГОЛОЧКА»

И. П. Рот закрыт, губы сомкнуты.

Рот открыть, верхние и нижние зубы обнажить, узкий напряженный язык выдвинуть вперед. Удерживать в таком положении под счет до 5. Вернуться в И.П.

Выполнить 3 раза.

УПРАЖНЕНИЕ 5. ЧЕРЕДОВАНИЕ «ЛОПАТКА» — «ИГОЛОЧКА»

И. П. Рот закрыт, губы сомкнуты.

Чередование под счет до 8: язык «Лопаткой» (расслабление) – язык «Иголочкой» (напряжение). Вернуться в И.П.

Выполнить 3 раза.

УПРАЖНЕНИЕ 6. «ЧАШЕЧКА»

И. П. Рот закрыт, губы сомкнуты.

Рот открыть, верхние и нижние зубы обнажить, передний и боковые края языка поднять. Удерживать в таком положении под счет до 5. Вернуться в И.П.

Выполнить 3 раза.

УПРАЖНЕНИЕ 7. ЧЕРЕДОВАНИЕ «ЛОПАТКА» — «ЧАШЕЧКА»

И. П. Рот закрыт, губы сомкнуты.

Чередование под счет до 8: язык «Лопаткой» (расслабление) — язык «Чашечкой» (напряжение). Вернуться в И.П.

Выполнить 3 раза.

УПРАЖНЕНИЕ 8. «ГОРКА»

И.П. Рот закрыт, губы сомкнуты.

Рот открыть, верхние и нижние зубы обнажить, кончик языка упереть за нижние резцы, спинку языка поднять вверх. Удерживать в таком положении под счет до 5. Вернуться в И.П.

Выполнить 3 раза.

УПРАЖНЕНИЕ 9. «ГРИБОК»

И.П. Рот закрыт, губы сомкнуты.

Рот открыть, верхние и нижние зубы обнажить, широкий язык поднять вверх и присосать к небу. Удерживать в таком положении под счет до 5. Вернуться в И.П.

Выполнить 3 раза.

И.П. Рот закрыт, губы сомкнуты.

Рот открыть, верхние и нижние зубы обнажить. Под счет до 8 попеременно тянуться кончиком узкого языка к уголкам рта. Вернуться в И.П.

Выполнить 3 раза.

УПРАЖНЕНИЕ 11. РИСУЕМ КРУГ «ИГОЛОЧКОЙ»

И.П. Рот закрыт, губы сомкнуты.

Рот открыть, верхние и нижние зубы обнажить, кончиком узкого языка под счет до 4 «рисуем круг» в правую сторону. Вернуться в И.П. Затем также под счет до 4 в левую сторону. Вернуться в И.П.

Выполнить 2 раза.

УПРАЖНЕНИЕ 12. «ЗМЕЙКА»

И.П. Рот закрыт, губы сомкнуты.

Рот открыть, верхние и нижние зубы обнажить, узкий напряженный язык выдвинуть вперед, произвести легкие движения из стороны в сторону. Вернуться в И.П.

Выполнить 3 раза.

УПРАЖНЕНИЕ 13. «КАЧЕЛИ»

И.П. Рот закрыт, губы сомкнуты.

Рот открыть, верхние и нижние зубы обнажить, под счет до 6 узким напряженным языком попеременно тянуться к носу – к подбородку. Вернуться в И.П.

Выполнить 2 раза.

УПРАЖНЕНИЕ 14. «ЧИСТИМ НИЖНИЕ ЗУБЫ СНИЗУ-ВВЕРХ»

И.П. Рот закрыт, губы сомкнуты.

Рот открыть, верхние и нижние зубы обнажить, под счет до 8 широким передним краем языка «чистить» нижние зубы с внутренней стороны снизу вверх. Вернуться в И.П.

Выполнить 3 раза.

УПРАЖНЕНИЕ 15. «ЧИСТИМ ВЕРХНИЕ ЗУБЫ СВЕРХУ-ВНИЗ»

И.П. Рот закрыт, губы сомкнуты.

Рот открыть, верхние и нижние зубы обнажить, под счет до 8 широким передним краем языка «чистить» верхние зубы с внутренней стороны сверху вниз. Вернуться в И.П.

Выполнить 3 раза.

УПРАЖНЕНИЕ 16. «ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ»

И.П. Рот закрыт, губы сомкнуты.

Рот открыть, верхние и нижние зубы обнажить. Широким передним краем языка облизать верхнюю губу сверху вниз. Вернуться в И.П.

Выполнить 5 раз.

ПРИЯТНОГО ВАМ ЧТЕНИЯ И ПОЛУЧЕНИЯ УДОВОЛЬСТВИЯ ОТ УПРАЖНЕНИЙ!

1. Нужно проводить артикуляционную гимнастику так, чтобы видеть, как каждое упражнение выполняет каждый ребенок.

  1. Воспитатель рассказывает, используя игровые приемы, о предстоящих упражнениях.
  2. Показывает выполнение этого упражнения.
  3. Упражнение выполняют все дети.
  4. Воспитатель проверяет выполнение упражнения по подгруппам (не более 5 чел.).

2. Если дети выполняют какое-то упражнение недостаточно хорошо, воспитатель не дает новых упражнений, а отрабатывает старый материал.

3. Если воспитатель увидит, что в основном группа справляется с выполнением упражнения, и только некоторые дети выполняют его недостаточно хорошо, он проводит с ними дополнительную индивидуальную работу или дает задание родителям отработать это движение дома, отводя на его выполнение 2-3 мин. ежедневно.

4. На одно занятие берется 4-5 упражнений на 10-15 минут.

5. Проводя артикуляционную гимнастику, надо следить, чтобы движения каждого органа артикуляционного аппарата выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне. Если у ребенка язык или губы отклоняются влево или вправо, то необходимо индивидуально, перед зеркалом, отработать эти движения. Фомичева М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения».

Значение гимнастики для языка

  • Укрепление мышц языка.
  • Отработка правильных движений языка.
  • Выработка умения владеть языком, правильно изменяя его положение и быстро находя нужное положение.
  • Подготовка к правильному произношению звуков речи.

Упражнения для языка (для подготовки к произношению свистящих звуков: с, з, ц).

«Иголочка» - язык высунуть далеко вперед, напрячь, сделать узким. Держать 10-15 с.
«Лопаточка» - широкий язык высунуть, расслабить, пошлепав губами, положить на нижнюю губу. Держать 10-15 сек..

«Качели» - открыть рот, высунуть язык. Тянуться языком попеременно то к носу, то к подбородку. Убрать язык в рот. Тянуться языком то к верхним, то к нижним резцам. Выполнять 10-15 сек.

«Змейка» - открыть рот. Язык выдвигать вперед и убирать вглубь рта (10-15 сек.).

«Горка» - рот открыт. Кончик языка за нижними резцами. Спинку языка поднять вверх «горкой». Посередине языка - желобок (желобок можно сделать, приложив посередине языка спичку). Удержать 10-15 сек.. Подуть по «горке» - появится звук «с-с-с».

«Катушка» - рот открыт. Кончик языка - за нижними резцами. Язык широкий. Язык «выкатывается» вперед и убирается в рот (как катушка) 10-15 раз. (Сначала большая катушка, затем маленькая).

«Насос» - дышать носом с открытым ртом (язык при этом рефлекторно выгибается «горкой»). Затем «подуть» по язычку, выгнутому горкой (10-15 сек.).

«Трубочка» - язык свернуть трубочкой, загнув его края (10-15 сек.).

«Птенчик в гнезде» - рот открыт, язык спокойно лежит во рту (10-15 сек.).

«Кто сильнее подует?» - дуем с язычка на полоску бумаги, удерживаемую недалеко от губ вертикально, чтобы она отклонялась (5 раз).

«Не шуметь» - произносим «тс-тс-тс-ц-ц-ц», прикладывая палец к губам (10 - 15 раз).
«Почистим зубы» - кончиком языка водим по нижним зубам с внутренней стороны вверх-вниз (10-15 сек.).

«Подметаем пол» - выгнуть язык горкой, двигать кончиком языка вперёд к нижним резцам и назад в глубь ротовой полости (10 - 15 сек.).
«Кошка сердится» - улыбнуться, открыть рот. На счет «раз» - выгнуть язык горкой, упираясь кончиком в нижние зубы. На счет «два» вернуться в исходное положение.
«Упрямый ослик» - губы в улыбке, рот приоткрыть. С силой произносить звукосочетание ИЕ. Кончик языка при этом упирается в нижние зубы (10 -15 сек.).
«Сильный язычок» - с силой упираться кончиком языка в нижние резцы, выгибая язык горкой (10 - 15 сек.).

«Обезьянка» - поместить кончик языка под нижнюю губу, держать 10 - 15 сек.
«Вкусное варенье» - движение «слизывания» кончиком языка с нижней губы внутрь ротовой полости за нижние резцы (10 - 15 сек.).
«Оближи ложку». Облизывая ложку снизу вверх, язык выгибается горкой. (10-15 раз).
«Прятки». (Спрячем язычок, чтобы его никто не увидел.) Язык отодвигается назад.
Кончик языка расположен вниз. (10-15 раз).
«Хоккей». Язык - клюшка, витаминка - шайба, рот - поле. Шайбу (витаминку) нужно
гонять по полю (во рту) клюшкой (языком). (10-15 сек).
«Кашлюны». Язык при кашле рефлекторно выгибается горкой (10-15 раз).
«Погреем руки» - произнести: «Х-Х-Х», воздушную струю при этом направить на ладони. Язык рефлекторно выгибается горкой. (10-15 раз).
«Гудок». Произнести: «У-у-у». Язык рефлекторно выгибается горкой. (10-15 сек).
«Расческа». Кончик языка упирается в нижнюю десну. «Причесывание» спинки языка зубами. (Язык при этом выкатывается, как «катушка»). (10-15 сек).

Упражнения для языка (для подготовки к произношению Р).

«Качели» - открыть рот, высунуть язык. Тянуться языком попеременно то к носу, то к подбородку. Убрать язык в рот. Тянуться языком то к верхним, то к нижним резцам.
«Змейка» - открыть рот, язык выдвигать вперед и убирать вглубь рта (10-15 раз).
«Иголочка» - язык высунуть далеко вперед, напрячь, сделать узким (10-15 сек.).

«Лошадка» - присосать язык к небу, щелкнуть языком. Щелкать медленно, сильно.
«Грибок» - присосать язык к небу, широко открыть рот (10-15 сек.).

«Маляр» - медленные движения кончиком языка по небу от верхних резцов до «горлышка» и обратно (10-15 раз).
«Кто дальше загонит мяч?» - с широкого языка дуть на кусочек ватки или бумажки, чтобы он двигался по столу (5 раз).

«Ветерок» - дуем с язычка на полоску бумаги, удерживаемую недалеко от губ вертикально, чтобы она отклонялась (5 раз).

«Приклей конфетку» - широким кончиком языка коснуться во рту бугорков, находящихся за верхними резцами (10-15 сек.).


«Индюк» - а) широким кончиком языка быстро водить по верхней губе вперед-назад, б) за зубами быстро водим языком вперед-назад (10 - 15 сек.).
«Барабанщики» - быстро произносим «д-д-д», сильно выдыхая воздух последний раз.
«Моторчик» -1) произносить «ж» с открытым ртом и вращать руками перед грудью,
2) произносить «ж» с открытым ртом и задевать язык пальцем (10-15 с).
«Балалайка» - кончик языка - вверх за зубы, задевать язык пальцами а) без голоса;
б) с голосом (10 - 15 сек.).

«Кучерское «тпру»» - (упражнение для выработки напора воздуха и вибрации языка). Язык широко распластать и положить на нижнюю губу. Сильно выдувать воздух, чтобы язык стал вибрировать. Язык и губы не напряжены, расслаблены (Если не получается - сначала попробовать сомкнуть расслабленные губы и сильно выдувать воздух, заставляя губы вибрировать (с голосом)). Потом снова выполнить «кучерское «тпру»» (10-15 сек.).
«Лошади скачут» - быстро произносим «тд-тд-тд-тд», задевая пальцем язык каждый раз (10 - 15 сек.).

«Вилка» - чтобы не было сильной вибрации краев языка, язык с боков придерживаем пальцами: под язык подкладываем 2 пальца, прижимаем снизу его к коренным зубам.
Используем при выполнении упражнения «Лошадка», при произношении [р-р-р].
«Учимся играть на арфе» - произносим «д-д-д-д», каждый раз задевая язык пальцем.
«Забиваем мяч» - рот закрыт, упругий язык упирается то в одну, то в другую щеку.
«Стреляем» - медленно произносим: «дж-дж-дж», сильно выдыхая воздух, стараясь, чтобы язык задрожал (10 - 15 сек.).
«Играем на гуслях» (или «заводим мотор») - медленно водим языком за верхним резцами «дрл-дрл-дрл» (10 - 15 сек.).
«Стрекоза» - шепотом произносить «тр-р-р», а затем громко (10 - 15 сек.).



Упражнения для языка (для подготовки к произношению Л).

«Вкусное варенье» - выдвинуть язык, облизать верхнюю губу сверху вниз и убрать язык (10-15 раз).
«Лопаточка» - широкий язык высунуть, расслабить, пошлепав губами, положить на нижнюю губу (10-15 сек.).
«Иголочка» - рот открыть, язык высунуть далеко вперед, напрячь его, сделать узким.
«Лошадка» - присосать язык к небу, щелкнуть языком. Щелкать медленно, сильно.
«Грибок» - присосать язык к небу, открыть широко рот (10-15 сек.).
«Качели» - высунуть язык, тянуться языком попеременно то к носу, то к подбородку; убрать язык в рот, рот оставить открытым, тянуться попеременно то к верхним, то к нижним резцам.
«Пароход гудит» - произносить «ы», кончик языка поднять за верхние резцы, продолжать гудеть «л-л-л» («ы-л-ы-л»).
«Змейка» - рот открыть, язык выдвигать далеко вперед и убирать вглубь рта. Медленно (10-15 раз).

«Маляр» - кончиком языка движения по небу от верхних резцов до «горлышка» и обратно. Медленно (10-15 раз).
«Приклей конфетку» - кончиком языка коснуться верхних резцов с внутренней стороны, держать язык в таком положении (10-15 сек.). Погудеть «л-л-л».
«Чашечка» - рот раскрыть, язык сделать «чашечкой», загнуть его края и кончик (10-15 сек.). Чашечку убрать вверх за зубы, подключить голос «л-л-л-л-л» - «Пароход гудит».

«Индюк» - задевать верхнюю губу языком (медленно), затем убрать язык за верхние резцы и задевать бугорки (10 - 15 сек.).

«Ветерок» -дуем с язычка на полоску бумаги, удерживаемую недалеко от губ вертикально, чтобы она отклонялась (5 раз).

«Самолет гудит» - зажать кончик языка между зубами и гудеть «л-л-л-л-л». Можно при этом расправить руки и «летать» по комнате.
«Учимся гудеть» - 1) зажать зубы, кончик языка прижать к верхним резцам с внутренней стороны, гудеть «л-л-л»; 2) произнести «н-н-н», зажать нос, продолжать гудеть (воздух пойдет через рот, получится «л-л-л») (10 - 15 сек.).
«Выталкиваем языком зубы» - сильно прижимаем кончик языка к верхним резцам с внутренней стороны и гудим «л-л-л-л-л» (10 - 15 сек.).

Произнести «ж-ж-ж», плотнее прижать язык к небу (пальцем или зондом, кончиком ложки), продолжать гудеть «л-л-л» (10 - 15 сек.).
«Обезьянка» - поместить кончик языка под верхнюю губу, держать 10 - 15 сек.
«Сильный язычок» - с силой упираться кончиком языка в верхние резцы (10 - 15 с).
«Почистим зубки» - кончиком языка водим по верхним резцам с внутренней стороны вниз - вверх (10 - 15 сек.).

Упражнения для языка (для подготовки к произнесению шипящих звуков: ш, ж, ч, щ).

«Лопаточка» - широкий язык высунуть, расслабить, пошлепав губами, положить на нижнюю губу (10-15 сек.).
«Иголочка» - язык напрячь, сделать узким (10-15 сек.).
«Качели» - 1) открыть рот, высунуть язык. Тянуться языком попеременно то к носу, то к подбородку. 2). Убрать язык в рот. Тянуться языком попеременно то к верхним, то к нижним резцам (10-15 раз).

«Змейка» - открыть рот. Язык выдвигать вперед и убирать вглубь рта (10-15 раз).
«Лошадка» - присосать язык к небу, щелкнуть языком. Щелкать медленно, сильно (10-15 раз).
«Грибок» - присасываем язык к небу, широко открывая рот (10-15 сек.).
«Вкусное варенье» - высунуть широкий язык, облизать верхнюю губу сверху вниз и убрать язык (10-15 раз).

«Маляр» - движения кончиком языка по небу от верхних резцов до «горлышка» и обратно. Медленно (10-15 раз).
«Приклей конфетку» - широким кончиком языка коснуться во рту бугорков, находящихся за верхними резцами, держать язык в таком положении (10-15 сек.).

«Ветерок» - дуем с языка на полоску бумаги, удерживаемую недалеко от губ вертикально, чтобы она отклонялась (5 раз).

«Фокус» - на нос ребенку кладем кусочек ватки или бумажки. Ребенок должен сдуть его с широкого языка (5 раз).

«Чашечка» - рот широко раскрыть, широкий язык сделать «чашечкой», загнув его края и кончик (10-15 сек.). Позднее «чашечку» убрать в рот, за верхние резцы, подуть - появится звук.
«Трубочка» - язык свернуть трубочкой, загнув его края (10-15 сек.).
«Птенчик в гнезде» - рот открыт, язык спокойно лежит во рту (10-15 сек.).
«Щеткой чистим ботинки» - произносим «чш-чш-чш-щ-щ-щ» (10-15 сек.).
«Обезьянка» - поместить кончик языка под верхнюю губу, держать 10 - 15 сек.
«Сильный язычок» - с силой упираться кончиком языка в верхние резцы (10 - 15 с).
«Почистим зубки» - кончиком языка водим по верхним резцам с внутренней стороны вниз - вверх (10 - 15 сек.).

«Пьем росинку» - верхняя губа - это лепесток цветка с росинкой. Росинку нужно «выпить» (присосать края языка к губе, оставить посередине языка щель, и засасывать воздух в себя; кончик языка постепенно убираем в рот за верхние зубы.).
«Вилка» - если воздух идет не по центру языка, а между боковыми краями языка и щеками, то широкий язык поднять за верхние резцы, боковые края языка погладить и прижать пальцами к коренным зубам (пальцы - это «вилка»).

Список литературы, использованной при составлении артикуляционной гимнастики.

  1. Фомичева М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения». - М., 1989 г.
  2. Хватцев М.Е. «Логопедия». - М., 1959 г.
  3. Лопатина Л.В. «Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами: Учебное пособие»./ Под ред. Е.А. Логиновой. - С.-Пб.: Издательство «Союз», 2005 г.
  4. Селиверстов В.И. «Речевые игры с детьми». - М.: Владос, 1994 г.
  5. Методика развития речи детей дошкольного возраста/ Л.П. Федоренко, Г.А. Фомичева, В.К. Лотарев, А.П. Николаичева. - М.: Просвещение, 1984 г.
  6. З.А. Репина, В.И. Буйко «Уроки логопедии». - Екатеринбург: Изд. «Литур», 2002 г.
  7. Н.В. Новоторцева «Рабочие тетради по развитию речи на звуки…». - Ярославль: Академия развития, 1996 г.
  8. Богомолова А.И. «Логопедическое пособие для занятий с детьми». - ТОО «Издательство «Библиополис»». С.-Пб., 1994 г.
  9. М.А. Поваляева «Справочник логопеда». - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002 г.
  10. Г.А. Волкова «Логоритмическое воспитание детей с дислалией». - С.-Пб., 1993 г.
  11. Р.И. Лалаева «Логопедическая работа в коррекционных классах». - М.: Гуманит. изд. центр Владос, 1999 г.


Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Жена сергея лаврова - министра иностранных дел Жена сергея лаврова - министра иностранных дел Урок-лекция Зарождение квантовой физики Урок-лекция Зарождение квантовой физики Сила равнодушия: как философия стоицизма помогает жить и работать Кто такие стоики в философии Сила равнодушия: как философия стоицизма помогает жить и работать Кто такие стоики в философии