9 кругов ада данте викинги. Круги ада по Данте Алигьери

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Идея о том, что структурирован и разделяется на круги практически столь же древняя, как и само понятия ада.

Она встречается в трактовках ветхого завета и в упоминаниях нового. Разные христианские конфессии при этом по-разному характеризуют каждый из кругов ада.

Нет единого мнения о них и в Иудаизме и Мусульманстве. Представители других религий, в которых фигурирует ад или аналогичный ему загробный мир трактуют его иначе. Таким образом, их структура и особенности преисподней весьма варьируются.

Многие могут отметить, что христианские религиозные учения определяют наличие всего семи кругов ада , да и аналогичного количества кругов небесных.

Понятие же девяти кругов ада , это философская доктрина и виденье структуры ада с точки зрения тогдашних реалий католической церкви уважаемого Данте Алигьере, поэта писателя, богослова и мыслителя из Италии. Жившего, в тринадцатом веке нашей эры.

Божественная Комедия

Одним из величайших литературных и социальных творений господина Данте по праву считается Божественная комедия.

Она оказывает и поныне влияние на культуру всей планеты. Данная история, имеет три части, каждая из которых описывает Ад, Чистилища и Рай соответственно.

Данте разделил ад на девять неодинаковых по структуре и особенностям устройства кругам, в которых души грешников мучились согласно их вине.

1. Лимб – первый уровень ада, куда попадали нерешённые дети, а также люди, жившие добродетельно, но не являющиеся христианами. Их удел испытывать скорбь аж до вечного суда.

2. Второй круг ада уготован для любителей прелюбодеяний и страстной любви. Им приходится испытывать муки от бури.

3. Для любителей чревоугодия гурманов и всяких обжор, в третьем кругу подготовлена пытка разложением и гниением, под проливными дождями и нестерпимо палящим солнцем.

4. Круг номер четыре принимает в себя жадин, расточителей и скупцов. Их наказание весьма оригинальное, они вечно спорят снова и снова, сталкиваясь друг с другом.

5. В пятый круг ада могут попасть, законченные лентяи, люди, вечно предающиеся унынию. А также неконтролирующие свой гнев. Их наказание нескончаемая драка среди бескрайнего болота.

6. Лжеучителя и еретики, попадая в шестой круг ада, навечно остаются бесплотными призраками в раскалённых могилах, над которыми глумятся фурии.

7. Интересно, что седьмой круг ада имеет целых три пояса:

Первый пояс , уготован тиранам, грабителям и разбойникам. Они вынуждены вариться в кипящей крови в глубоком рву. Выныривающие к тому же получают стрелу от кентавров.

Второй пояс , встречает любителей азартных игр, и проматывать состояние, а так же самоубийц. Наказывают их по-разному. Первых всё время истязают гончие псы. В то время как вторых на клоки разыгрывают Гарпии.

– Богохульники , которые совершили насилие над божественным, будь то физическое изображение или духовное осквернение, а так же содомиты. Им предстоит торчать под огненным дождём среди абсолютно бесплодной пустыни.

8. Восьмой круг ада – уготован для обманщиков. Он состоит из целых десяти рвов с разными мучениями для разных сортов обманщиков. И каждая из них по-своему оригинальна.

9. Последний круг пекла интересен своим климатом, он ледяной и состоит из четырёх поясов. Сюда попадают предатели из числа тех, кто предал близких, родных или друзей.

В частности именно там томятся Кассий, Иуда и Брут. Каждый грешник там вморожен по шею в лёд и страдает именно от холода.

Заключение

Анализировать «Божественную комедию» можно очень долго, но это лучше делать, прочтя её самостоятельно. Тут же просто отметим, что данное литературное произведение и деления ада, не признаётся официальными религиями.

Хотя отчасти и построено на анализе древних легенд в сочетании с христианством католической Италии той эпохи, в которую написано.

Христианство выделяет семь кругов ада , причём их особенности и свойства между конфессиями трактуются слегка по-разному. Что же до оккультистов и мистиков, то они делятся на несколько групп.

Наибольшую составляют те, кто признают именно деление на семь кругов. Немало оккультистов работающих с традициями иных культов, называют разное иное число кругов.

Отдельную группу составляют те мистики, которые не связывают круги ада, как мира демонов с каким либо религиозным учением. По крайней мере, на прямую.

Они обычно говорят о наличии 6 кругов ада иногда с добавлением седьмого. Имеющего, совсем иное свойство и по сути являющегося не кругом, а разумным существом. Впрочем, о взглядах этой группы известно посторонним очень мало…

0 Многие слышали поговорку про какие-то круги Ада, но мало кто может сказать, что он знает смысл и происхождение этого фразеологизма . В этой статье мы поговорим о том, Скольку кругов ада у Данте ?
Однако, прежде чем продолжить, мне бы хотелось порекомендовать вам ещё несколько любопытных статей на тематику уличного сленга . Например, что такое Блудняк ; как понять выражение С какого перепугу ; что значит Писюн , что означает Задолбал и т. п.
Итак, продолжим, Сколько кругов ада ? Впервые про круги Ада упомянул Данте Алигьери в своей "Божественной комедии ". В его произведении всего девять кругов Ада, причём заключительные круги разделяются на отдельные пояса. Души попадают в различные круги, и чем ниже круг, тем тяжелее проступок, который они совершили при жизни.

Сколько кругов Ада - наиболее подробно об этом рассказано в поэме Данте Алигьери - "Божественная комедия", которая создавалась около 14-ти лет с 1307 - 1321 года

Основных кругов ада насчитывается всего семь, именно поэтому все говорят, пройти семь кругов ада .


Кстати, полностью это произведение было издано только после смерти Данте . Многие считают этот труд одним из величайших произведений в истории человечества.

Стоит отметить, что о девяти кругах ада упоминал в своём труде ещё греческий философ Аристотель. Позже Данте позаимствовал и популяризовал эту идею. Так, что же из себя представляет Ад Данте?

Сколько кругов Ада у Данте?

Первый круг ада . Предназначен для некрещёных младенцев и положительных людей.

Второй круг ада . В него попадают блудники, прелюбодеи и сладострастники.

Третий круг ада . В нём оказываются чревоугодники, гурманы и обжоры.

Четвёртый круг ада . Создан для скопидомов, жадных и расточительных граждан.

Пятый круг ада . В нём обитают гневные, и ленивые особи.

Шестой круг ада . Рассчитан на еретиков и лжеучителей.

Седьмой круг ада . Здесь томятся души тех, кто в той или иной мере совершил насилие.
Причём седьмой круг делиться на три пояса:

Первый пояс. Обитают тираны и разбойники.

Второй пояс. В нём располагаются самоубийцы, игроки и транжиры.

Третий пояс. Приверженцы лихоимства, богохульники и педерасты с лесбиянками.

Восьмой круг ада. Рассчитан на тех, кто обманул людей, то есть на обманщиков, и он делится на десять рвов.

Первый ров. В нём заключены сводники и обольстители.

Второй ров. Здесь томятся льстецы.

Третий ров. Проживают симонисты (приверженцы учения Сен-Симона) и святокупцы.

Четвёртый ров. Тут обитают колдуны, звездочёты, гадалки и волшебники.

Пятый ров. В нём томятся души мздоимцев и взяточников.

Шестой ров. Этот ров предназначен исключительно для лицемеров.

Седьмой ров. В нём сосредоточены воры.

Восьмой ров. Здесь пребывают лукавые советчики.

Девятый ров. В этом месте скорби разместились люди, сеющие смуту и раздор.

Десятый ров. Эта область предназначена только для фальшивомонетчиков.

Девятый круг . Он создан для предателей, и он делиться на пять поясов.

Первый пояс (наз. Каина). Здесь отбывают наказание те, кто совершили предательство родных.

Второй пояс (наз. Антенора). Тут заключены предатели своей Родины и своих единомышленников.

Третий пояс (наз Толомея). В этом тёмном месте томятся души предателей друзей и сотрапезников.

Четвёртый пояс. (наз. Джудекка). Тут обретаются предатели своих благодетелей, человеческого и божественного величия.

Пятый пояс. (наз. Сатана). Здесь отбывают наказание предатели земного и небесного.

В католицизме девятый круг ада считается самым кошмарным и беспощадным наказанием за проступки совершённые человеком.

Стоит понимать, что вся эта книга пропитана религиозными догмами , и опирается на христианство. Однако, куда попадают души тех, кто поклоняется другим богам? Тоже в христианский ад? Ну это же смешно на самом деле.

В «Божественной комедии» Данте Алигьери ад представляет собой девять кругов, чем ниже круг, тем серьёзней грехи, совершённые человеком при жизни. Кроме чёткой структуры, в общем концепция отражает существовавшие в средневековье католические представления об аде.

Перед входом - жалкие души, не творившие при жизни ни добра, ни зла, в том числе «ангелов дурная стая», которые были и не с дьяволом, и не с Богом.

1 круг
Лимб
Страж: Харон.
Вид наказания: Безбольная скорбь.
Томящиеся: Некрещёные младенцы и добродетельные нехристиане.

2 круг
Страж: Минос.
Томящиеся: Сладострастники (блудники и прелюбодеи, просто страстные любовники).
Вид наказания: Кручение и истязание бурей.

3 круг
Страж: Цербер.
Томящиеся: Чревоугодники, обжоры и гурманы.
Вид наказания: Гниение под солнцем и дождём.

4 круг
Страж: Плутос.
Томящиеся: Скупцы и расточители (неумение совершать разумные траты).
Вид наказания: Вечный спор.

5 круг
Стигийское болото.
Страж: Флегий - перевозчик через болото.
Томящиеся: Гневные и ленивые.
Вид наказания: Вечная драка по горло в болоте.

6 круг
Стены города Дита.
Страж: Фурии.
Томящиеся: Еретики и лжеучители.
Вид наказания: Быть призраками в раскалённых могилах.

7 круг (поделен на 3 пояса)
Страж: Минотавр.
Томящиеся: Совершающие насилие,
1 - Насильники над ближним и над его достоянием (тираны и разбойники),
2 - Насильники над собою (самоубийцы) и над своим достоянием (игроки и моты, то есть бессмысленные истребители своего имущества),
3 - Насильники над божеством (богохульники), против естества (содомиты) и искусства (лихоимство).

Вид наказания: Кипеть в кровавой реке. Тех, кто высунется, подстреливают кентавры Несс (мифология), Хирон и Фор.
1 - Кипеть в кровавой реке. Тех, кто высунется, подстреливают кентавры Несс (мифология), Хирон и Фол.
2 - Самоубийц, в виде деревьев, терзают гарпии; мотов загоняют гончие псы.
3 - Изнывать в знойной пустыне у горящего потока.

8 круг (содержит 10 рвов, самый популярный из кругов)
Злопазухи, или Злые Щели.
Злопазухи отделены друг от друга валами (перекатами). По направлению к центру область Злых Щелей поката, так что каждый следующий ров и каждый следующий вал расположены несколько ниже предыдущих, и внешний, вогнутый откос каждого рва выше внутреннего, выгнутого откоса. Первый но счёту вал примыкает к круговой стене. В центре зияет глубина широкого и тёмного колодца, на дне которого лежит последний, девятый, круг Ада. От подножья каменных высот, то есть от круговой стены, к этому колодцу идут радиусами, подобно спицам колеса, каменные гребни, пересекая рвы и валы, причем над рвами они изгибаются в виде мостов, или сводов. В Злых Щелях караются обманщики, которые обманывали людей, не связанных с ними особыми узами доверия.

Страж: Герион.
Томящиеся: Обманувшие не доверившихся:
1 - Сводники и обольстители;
2 – Льстецы;
3 - Святокупцы, высокопоставленные духовные лица, торговавшие церковными должностями;
4 - Прорицатели, гадатели, звездочёты, колдуньи;
5 - Мздоимцы, взяточники;
6 – Лицемеры;
7 – Воры;
8 - Лукавые советчики;
9 - Зачинщики раздора;
10 - Алхимики, лжесвидетели, фальшивомонетчики.

Вид наказания:
1 - грешники идут двумя встречными потоками, бичуемые бесами;
2 - Влипшие в кал зловонный;
3 - Туловища закованы в скалы, по ступня струится огонь;
4 - Голова повёрнута на пол-оборота;
5 - Кипеть в смоле. В тех, кто высунется, черти вонзают багры;
6 - Закованы в свинцовые мантии;
7 - Мучения гадами (кенхр, амфисбена, фарей, якул, ехидна), взаимопревращения с ними;
8 - Души спрятаны (горят) внутри огоньков;
9 – Потрошение;
10 - Проказа и лишай.

9 круг
Ледяное озеро Коцит.
Пояс Каина
Пояс Антенора
Пояс Толомея
Пояс Джудекка

Середина, центр вселенной.

Страж: Гиганты (Бриарей, Эфиальт, Антей).
Томящиеся: Обманувшие доверившихся:

Предатели родных;
Предатели родины и единомышленников;
Предатели друзей и сотрапезников;
Предатели благодетелей, величества божеского и человеческого.

Вмёрзший в льдину Дит (Люцифер) терзает в трех своих пастях предателей величества земного и небесного (Иуду, Брута и Кассия).

Вид наказания: Вмёрзли в лёд по шею, и лица их обращены книзу.
9 кругов ада по данте

Рай и ад существуют в представлении людей, и многие умы на протяжении веков занимает вопрос: как выглядит место, куда перемещаются души? Ответы пытаются дать писатели и художники, а люди смотрят на мир их глазами. Никто не знает достоверно, как выглядит Преисподняя, но многим известно, что собой представляют круги ада по Данте Алигьери.

Что такое круги ада?

Впервые понятие ада появилось в библейском Новом Завете. Христиане были убеждены, что грешники после смерти попадают в загробный мир, где подвергаются страданиям и мучениям. Пройдя через 7 кругов ада, они очищаются от скверны и могут быть приняты в рай. К каждой секции четко привязан определенный грех, наказание за него определено заранее. Никто не называет точно, сколько кругов ада должен пересечь провинившийся, но иерархия преисподней меняется в католицизме. Количество кругов увеличил до девяти Аристотель, а потом его идею подхватил итальянский мыслитель Данте Алигьери.

9 кругов ада по Данте

В своем известнейшем произведении «Божественная комедия» Алигьери выстраивает ясную схему построения загробного мира. В нем каждый вновь прибывший, точнее его душа, попадает на свой уровень – так называемый круг ада. Данте не стал первым, кто придал подземному миру такую структуру, но его девять кругов ада получили красочное и подробное описание. Как правило, «Божественную комедию» часто вспоминают, когда заходит речь о Преисподней и ее внешнем виде. Круги ада Данте расположены в форме огромной воронки, узкий конец которой упирается в самый центр Вселенной.

Количество 9 не случайно. Можно разделить девятку на 3 по 3, а это число это имеет символическое значение для Данте:

  • его главное произведение состоит из трех частей;
  • у каждого человека имеется три силы души (животная, природная, жизненная);
  • тройка напоминает о и годах жизни Иисуса – 33.

Первый круг ада у Данте

Если верить авторитетному источнику по устройству загробного мира – «Божественной комедии» – попасть в него можно, если пройти через густой лес, покрытый сумраком. Алигьери начинал «размещать» грешников еще до входа в ад. Перед воротами по его замыслу толпились:

  • так называемые жалкие души, которые при жизни сотворить ничего плохого или хорошего;
  • ангелы (они не могли быть ни с Богом, ни с дьяволом).

Ворота распахивались, и открывался первый круг ада. Всех прибывших встречал старик Харон, герой древнегреческой мифологии. На этом рубеже в не прекращающейся скорби пребывали души тех, кто не заслужил вечных мук, но по независящим от них причинам не имели права попасть в рай. Лимб – это первый круг ада, в котором томились некрещеные, добродетельные нехристиане, античные философы и поэты.

Второй круг ада по Данте

Второй круг ада согласно «Божественной комедии» носил название «Похоть». Здесь были заключены сладострастники, прелюбодеи, все те, кого любовь толкнула на путь греха. За порядком следил справедливый царь Минос. На этом отрезке грешного пути царила мгла и дул сильный ветер, крутящий и швыряющий души о скалы. Прибывшие были вынуждены терпеть истязание бурей на веки вечные за то, что при жизни не смогли усмирить свою плоть.

Третий круг ада Данте

На третьем круге томятся чревоугодники – обжоры и гурманы. Все, кто при жизни был не сдержан в еде, вынуждены гнить под непрекращающимся дождем и градом. Неприятности погоды являются их главным наказанием. 3 круг ада по Данте охраняет Цербер – огромный трехглавый пес со змеиным хвостом, из пасти которого течет ядовитая смесь. Особо провинившиеся души он обгладывает. Кто без меры ел, будет сам съеден.

Четвертый круг ада по Данте

За жадность и расточительство людей наказывал 4 круг ада по Данте. Не умевшие совмещать разумные траты вынуждены были ежедневно вступать в борьбу друг с другом и таскать тяжести. Провинившиеся таскали по полю и вкатывали на гору огромные валуны, сталкивались на вершине и начинали свое непростое дело заново. Как и предыдущие круги ада по Данте это чистилище охранялось надежным стражем. Греческий бог богатства Плутос следил за порядком.


Пятый круг ада по Данте

Пятый круг ада – это последнее пристанище ленивых и гневных душ. Им предначертано сражаться на огромном грязном болоте (другой вариант – река Стикс), дно которого выстлано телами самых главных лентяев, которые скучают даже в Преисподней. Контролировать исполнение наказаний приставлен Флегий, сын бога Ареса и родоначальник мифического разбойничьего племени флегийцев. Адское болото – место угрюмое и неприятное, чтобы не попасть туда, надо при жизни не лениться, не злиться и не печалиться по пустякам.

Шестой круг ада по Данте

Чем хуже проступок, тем большее наказание ждет за него. И 6 круг ада по Данте – это место, где томятся в огненных могилах еретики, проповедавшие при жизни иных богов. Души лжеучителей постоянно горят в открытых ямах, как в печах. Стражи этого страшного места – три злобные и сварливые сестры, Тисифона, Алекто и Мегера. Вместо шевелюры на их головах – змеиные гнезда. Следующие круги ада по мнению Данте отделяет зловонный ров, ведь следом терзают за самые страшные .

Седьмой круг ада по Данте

В степях, где льется огненный дождь, Минотавр охраняет души, запятнавшие себя насилием. Начиная с седьмого, круги ада у Данте делятся на отдельные отрезки. Седьмой разграничен на пояса:

  1. Насильники, тираны, разбойники кипят во рву, который наполнен раскаленной кровью. Тех, кто выныривают из алого кипятка, подстреливают из лука три кентавра.
  2. Самоубийц, превращенных в аду в деревья, терзают гарпии, а игроков (то есть, тех, кто насильничал над собой и своим имуществом) гоняют гончие собаки.
  3. Богохульники и содомиты вынуждены прозябать в огненной пустыне под непрекращающимся дождем из огня.

Восьмой круг ада по Данте

Так же, как и предыдущий, восьмой круг ада разделен на секции – рвы. Под присмотром шестирукого исполина Гериона наказываются обманщики всех мастей. И для каждого имеется своя «щель»:

  • обольстителей и сводников бичуют бесы;
  • льстецы навеки погрязли в каловых массах;
  • святокупцы подвешены вниз головой к скалам, и по их ступням течет огонь;
  • гадатели и прорицатели поражены немотой, и головы их закинуты назад;
  • взяточники кипят в смоле, а бесы багрят рискнувших высунуться;
  • лицемеры закованы в мантии из свинца;
  • ворам досаждают всяческие гады – змеи, пауки и пр. – совокупляются с ними;
  • души лукавых советчиков горят в вечном огне;
  • тех, кто стал зачинщиком раздора, век потрошат;
  • лжесвидетели, фальсификаторы, фальшивомонетчики мучаются от болезней (водянки, бешенства).

Девятый круг ада по Данте

Самый страшный, девятый круг ада является у Алигьери последним. Он представляет собой огромное ледяное озеро Коцит с пятью поясами. Грешники вмерзли в лед по шею и вынуждены испытывать вечные муки холодом. Три гиганта Антей, Бриарей, Эфиальт не позволяют никому сбежать. Трехголовый дьявол , низринутый Богом с небес, отбывает здесь пожизненное наказание. Вмерзший в льдину, он терзает попавших к нему предателей: Иуду, Кассия и Брута. Кроме них девятый круг собирает отступников и изменники всех мастей. Сюда попадают предавшие:

  • родных и близких;
  • друзей;
  • родины;
  • Бога.

Круги ада по Библии

Самое качественное, подробное описание структуры Преисподней в светской литературе принадлежит Алигьери. Его произведение эпохи позднего средневековья описывает загробную жизнь с точки зрения католической концепции, но круги ада по Данте отличаются от представленных в Библии. Понимание ада трактуется в православии как «осознанное небытие», и каждый верующий сам творит свое пристанище не веки вечные. После смерти тела души попадают в геенну огненную.

Представить ад современному человеку нетрудно, благо культуры разных стран создали запоминающиеся картинки. Все мы слышали про 9 кругов ада по Данте, видели захватывающие картины Иеронима Босха, встречали описание ада в других произведениях - от комиксов до кино.

Порой эта информация противоречива, а человека гложет вопрос - что же там, в загробной жизни, ждёт грешника. Мы можем опираться на разные источники, например, довериться свидетельствам людей, переживших клиническую смерть.

Ад представляют по-разному: кто-то считает его реальным местом, кто-то - состоянием души, а другие - выдумкой.

Представления об аде намного старше христианства. Нелегко проследить истоки верований, что душа после смерти может попасть, как минимум, в два места: туда, где её наградят за доброту, либо туда, где она будет страдать за грехи.

Трудно, да, пожалуй, и не нужно, сформировать некое общее представление об аде. Слишком оно различно в мире, в религиях, во времени. Есть очень противоречивые идеи. Вот лишь одни из них:

  • Ад - это место телесных страданий . Умерший человек сохраняет физическое восприятие и некоторый срок (возможно, неограниченный) претерпевает пытки огнём, порезами, болезнями и прочими способами доставить боль;
  • Ад - это источник душевных страданий . Душа - не телесна, а значит, причинить ей наибольшую боль могут только психические удары: то, что лично для этого человека невыносимо. Скажем, человек, страдавший от обжорства, будет претерпевать такие пытки, как переедание или, наоборот, голод;
  • Ад - это не какая-то область загробного бытия, а наш собственный мир. Здесь так много страданий, что сам по себе приходит вывод, будто мы живём в аду. Возможно, уже страдаем за грех, который совершили в реальности. Или же, мы просто не понимаем идею ада, и он нам дан на Земле не как наказание, а как ступень очищения для достижения духовной зрелости. Только после этого человека пустят в высшие миры;
  • Ад, как и рай, - это область в сознании человека. Мы не подаем туда один раз после жизни или смерти, а постоянно мечемся между разными состояниями. Праведник - уже в раю, потому что у него в душе царит совершенство. Грешник, лицемер, преступник ещё при жизни находится во внутреннем аду, так как вынужден мириться со своим несовершенством.

Этого взгляда придерживается греческий Митрополит Иерофей Влахос:

Иерофей Влахос

Митрополит

«Рай и ад существуют не как угроза со стороны Бога, а как болезнь и здравие. Здоровые и очистившиеся испытывают на себе просвещающее действие Божией благодати, а недугующие и больные – опаляющее действие Божие».

  • Ада не существует . Бог нарочно припугивает людей посмертной карой, но он слишком добр, чтобы обрести души на муки.

В действительности, представлений об аде намного больше. Чаще ад - это место нематериальное, поэтому туда могут попасть только тонкие тела: души, сознания и т.д. Но есть и сторонники того, что ад - реальное, материальное место, которое находится под земной корой. Человек из плоти вполне может туда спуститься, если выдержит температуру. Вот лишь несколько таких мест:

  • Дарваза - газовый кратер в Туркменистане. Изначально там бурили воронку, но земля обвалилась и впустила газ. Чтобы тот не распространялся, его подожгли. Однако уже полвека пламя не гаснет.
  • Осоре - гора в Японии. Она соответствует описанию ада в некоторых буддийских источниках.
  • Масая - вулкан в Никарагуа. Испанцы установили на его вершине огромный крест, чтобы не позволить армии демонов выбраться на землю.

Идея ада внутри Земли тесно связана с представлением о его кругах, о чём повествует нам известный средневековый автор - Данте Алигьери

Поэт Данте описал ад в «Божественной комедии»

Данте Алигьери (1265 г. – 1321 г.) - один из самых известных писателей в мире. Наряду с ним упоминают лишь единицы потому, что такой вклад в литературу - редкая заслуга. Он также значим, как, например, Гомер, написавший «Илиаду» и «Одиссею».

Собственно, до Гомера имелись размытые представления о художественных произведениях. Их обычная цель - вознести хвалу богам. Гомер пошёл дальше - создал многоуровневый труд, с образами, сюжетом, поэтикой - нечто, с чем не могли потягаться последующие 15 веков другие авторы.

Данте Алигьери очень любил античность и не побоялся бросить вызов Гомеровским поэмам. Он написал длинную поэму «Божественная комедия» (сперва просто - «Комедия»), каких ещё не знали в те дни европейцы.

Передать художественную ценность этой работы в переводе практически невозможно, так что остаётся верить на слово специалистам, когда они говорят, что это выдающаяся работа с языком.


Данте стал своего рода законодателем и основоположником итальянского языка. Его влияние на последующую литературу сложно переоценить.

Автор собрал все приёмы и традиции предшествующей письменности и подвёл под ними черту, резюмировал одну эпоху писателей и дал начало другой. Впоследствии будет ещё более мощное произведение - «Улисс» Джеймса Джойса, но это в прозе. Данте же был поэтом.

«Божественная комедия» - это поэма с отпечатком биографии и взглядов автора

Именно «Божественная комедия» и создала описание девяти кругов ада. И не только их. Чтобы лучше представлять себе, что это за произведение, нужно учесть несколько фактов:

  • В поэме описана не только структура ада, но и чистилища, а также рая . Об этом редко вспоминают, так как мало кто в действительности читал «Божественную комедию». Но это так. Герой произведения добирается до центра ада, проходит через чистилище и возносится на верхний уровень рая, который, кстати, разделён на 10 небес.
  • Это не богословское и не христианское, а просто художественное произведение . Данте страдал от серьёзного внутреннего конфликта. Как верующий и богослов своей эпохи, он считал необходимым писать во славу христианства. Так делали все. Но сам Данте просто обожал античность. «Божественная комедия» всё время мечется между двумя полюсами, потому что автор хочет писать о греческой мифологии, а «надо» о христианстве. В итоге в картину ада вплетаются Цербер, Минотавр, титаны и прочий греческий бестиарий.

В числе самых страшных грешников - предатель Цезаря Брут. Проводник рассказчика - поэт Вергилий. Данте сложно скрывать симпатию к античности, она преобладает над христианским ядром, которое тоже присутствует. Так что и относиться к произведению нужно не как к путеводителю по настоящему аду, а правильно - как к художественному вымыслу. Тогда всё в порядке.

  • На поэму накладывает серьёзный отпечаток биография Данте . Одни авторы максимально дистанцируются от произведений, другие же пишут о себе. Данте принадлежал к числу последних. Его ад наполнен отсылками к реальным местам на земле, где бывал поэт. Среди мучеников часто отмечают его знакомых - некоторые ещё жили в момент сочинения.

Особое место в сюжете занимает Беатриче Портинари - возлюбленная Данте, завязать отношения с которой он так и не решился до её скоропостижной смерти. Девушка присутствует в большинстве работ Данте, где он фантазирует об их с нею сбывшейся любви. Сам же Данте женился по расчёту и к супруге столь же возвышенных чувств никогда не питал.

В «Божественной комедии» описаны 9 кругов ада, где обитают грешники - от праведных язычников до предателей

Поэма начинается со встречи Данте и Вергилия в лесу. В каждом предмете ландшафта или персонаже можно усмотреть тьму символов, но останавливаться на этом не станем.

Сперва Данте демонстрирует перед входом в ад души, которые не попали в ад и в рай, поскольку не творили добра или зла.

1 круг. Он называется Лимб. Это самое щадящее место в аду. Здесь нет боли, только скорбь. Сюда Данте поместил своих любимцев - античных философов и поэтов, которые были добродетельными, но не крестились. Также здесь обитают некрещёные младенцы.

2 круг. Здесь, на втором круге, бушуют сильные ветра, бури. Они наказывают блудниц, любодеев, людей, которые поддались страсти.

3 круг. Обжоры и чревоугодники. Они вечно гниют под палящим солнцем, страдая от собственной раскормленной плоти. Рядом бегает трёхголовый пёс Цербер. Он охотно пожирает брюхатых грешников.

4 круг . Расточители и скупые люди - жертвы противоположных мировоззрений - здесь вынуждены вечно спорить друг с другом.

5 круг. Ленивые люди вечно вязнут в болоте, из которого им недостаёт воли вылезти. Здесь же рядом гневные грешники - их хватает лишь на то, чтобы без конца драться в трясине. Миновать пятый круг можно на единственной лодке.

5 круг ада, по Данте, - это болото, где топнут лентяи и агрессоры

6 круг . Начинается город Дит. Он занимает несколько кругов внутрь. Пока видны лишь его стены. Здесь лжеучителя и еретики уже не столь опасны, как при жизни. Они незаметны - лишь призраки, которые лежат в горящих могилах.

7 круг . Очень подробно описан, так как включает несколько поясов, где обитают разные грешники. Но всех их связывает один грех - насилие:

  • над другими;
  • над собой и имуществом;
  • над божеством, естеством и искусством.

На этом круге есть лес из самоубийц. Им теперь вечно предстоит терпеть страдания. Есть река крови, где разбойники и тираны вынуждены прятаться от стрел кентавров. А у самого края горит кипящий поток, где вандалы, богохульники и содомиты изнывают от зноя.


8 круг . Мы миновали 7 кругов ада. Город Дит закончился. Дальше мы спускаемся по десяти рвам, как по ступенькам. В центре этих рвов - конец ада. Но пока ещё восьмой круг. Здесь держат обманщиков всех мастей: льстецы, лицемеры, лукавцы, фальшивомонетчики и т.д. Наказаний тоже большое разнообразие: кто-то кипит в смоле, кого-то потрошат, третий страдает от проказы, ещё одного - стегают бичами демоны и т.д.

9 круг . Самый центр. Здесь царит холод. Это поверхность озера Коцит. Самый страшный грех по Данте - предательство. Есть четыре категории предателей:

  • кто предал родных;
  • кто предал родину или общую идею;
  • кто предал друзей;
  • кто предал благодетелей.

Все они вмёрзли по шею. А самом центре - два известнейших в христианстве предателя - Люцифер, который, по преданию, предал Бога, и Иуда. Бывшего апостола дьявол держит в руке и без конца поедает.


Дальше Вергилий ведёт Данте через чистилище, а затем сообщает, что в рай, как язычник, войти не может. Тут рассказчика встречает Беатриче, умершая много лет назад. После смерти обе души объединяются и следуют дальше - в рай.

Кругов ада по Библии не существует - в Писании ни слова о них

А сколько существует кругов ада, согласно Библии? Ни одного. Священное Писание, в принципе, нацелено не на то, чтобы удовлетворить любопытство человека по всем вопросам, а чтобы дать ему духовные ориентиры. Описание ада в Книге книг довольно скупо, ведь акцент не на нём. Если совсем грубо, то Библия - это учение о том, как не попасть в ад, а не экскурсия по нему.

Православие, как и христианство вообще, не имеет общего представления о том, каков ад.

Например, с греческого ад - это место лишённое света.

Вообще, в Библии есть несколько слов, которые часто употребляются как синонимы ада.

Хадес - царство мёртвых по-гречески. По-еврейски - шеол. Это мрачное подземелье для душ грешников. Но в то же время это римское имя бога Аида. И в этом значении оно часто обозначает царство мёртвых вообще.

Хадес упоминается в книге Откровения:

(Откр. 20:14)

«И смерть и ад повержены в озеро огненное»

Отсюда легко сделать вывод, что хадес - это место, где, возможно, темно, но уж точно не жарко.

Тартар - тоже слово греческого происхождения. Изначально - тёмное место, где греческие боги держали своих врагов. В Синдальном переводе - «адский мрак».

«Ибо, если Бог ангелов согрешивших не пощадил, но, связав узами адского мрака, предал блюсти на суд для наказания»

То есть это тоже некая темница.

Геенна - название произошло от местности, где язычники сжигали детей. Геенна огненная должна прийти на смену аду.

«Змии, порождения ехиднины! как убежите вы от осуждения в геенну?»

Преисподняя - перевод слова «шеол» (хадес). Синоним ада.

Согласно Библии, в аду темно, но не жарко

Так что Библия не даёт описания ада и его кругов. Но мы имеем основания сказать, что в аду вряд ли пылает огонь. Скорее всего, там просто темно. Пламя же есть в описании геенны огненной, куда должны попасть души грешников после Страшного суда.

Что же касается наследия Данте, то к нему следует относиться правильно - как к художественному произведению. Не стоит возлагать на литературу проповеднические функции. Это никогда не заканчивалось хорошо. Для таких целей есть Священное Писание. Оно расскажет о главном.



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Жена сергея лаврова - министра иностранных дел Жена сергея лаврова - министра иностранных дел Урок-лекция Зарождение квантовой физики Урок-лекция Зарождение квантовой физики Сила равнодушия: как философия стоицизма помогает жить и работать Кто такие стоики в философии Сила равнодушия: как философия стоицизма помогает жить и работать Кто такие стоики в философии