Жизнь тяжела. Рецензия. Тяжелая жизнь - судьба или выбор

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Источником конфликта в пьесе является мотив одиночества современного человека в своей семье, среди людей, которых он любит и которые любят его. Но это не физическое одиночество, когда никого нет рядом в прямом смысле. Это отсутствие родственной души, которая понимала бы все душевные настроения, которой были бы близки надежды и мечты.

В пьесе Чехова все герои - сестры Прозоровы, их брат Андрей, друзья их дома – разобщены и одиноки, несмотря на то, что они любят друг друга. Эти герои беспомощны: они не могут понять ни себя, ни окружающих.

Безусловно, в пьесе важное место занимают проблемы семьи и любви, именно вокруг них действуют все герои. Но все же главным для всех остается вопрос: «Как жить?» В первом действии звучат радостные слова Ирины: «Когда я сегодня проснулась, встала и умылась, то мне вдруг стало казаться, что для меня все ясно на этом свете, и я знаю, как надо жить». Но наивность этих слов выясняется уже в следующем действии: «…Но оказалось все вздор, вздор!».
Так же разочарована и Маша, но только в любви. Ей все казалось, что она нашла именно то, что нужно, нужного человека. О муже она говорит: «Он казался мне тогда ужасно ученым, умным и важным. А теперь уж не то, к сожалению». О Вершинине Маша отзывается: «Он казался мне сначала странным, потом я жалела его, … потом полюбила». А в конце пьесы она говорит: «Неудачная жизнь.. Ничего мне теперь не нужно…».

Сходны с этими словами и мысли Андрея: «Когда я женился, я думал, мы будем счастливы, все счастливы… Но боже мой... (плачет)». Свои мечты и у Ольги, которые тоже оказываются несбывшимися.

Растерянность, разочарование, осознание обманутости объединяет всех главных героев пьесы. Их разрозненные возгласы сливаются воедино: «как идет время», «что если бы начать жизнь снова», «как обманывает жизнь!», «жизнь промелькнула, как молния». Стремление сестер «В Москву! В Москву!» и его неосуществимость становятся в пьесе символом обманутых надежд.

Главные герои «Трех сестер» несчастливы, но смысл пьесы не сводится к изображению несчастливой жизни несчастных людей. Кстати, именно в этом обвиняла Чехова современная ему критика. Автор позволяет увидеть, глубоко проникнуть в причины несчастий своих героев. Своеобразие конфликта этой пьесе заключается в том, что, сталкивая разных героев или группы героев, автор настаивает, что все они связаны, хотя и скрытно.



Здесь многие герои одновременно и сами являются несчастными, и являются причиной несчастья других. Поэтому Наташа, Соленый, Чебутыкин, Кулагин не противостоят остальным героям. У каждого из них свое представление о счастье, своя жизненная программа. И каждый из них пытается донести свою «правду» до остальных.

Но другим эта «правда» кажется или смешной, или глупой, или странной. И встречает со стороны окружающих насмешку, или грубость, или равнодушие. Тузенбах говорит Ольге: «Такой вы вздор говорите, надоело вас слушать» на ее откровение о том, как она была бы счастлива не работать и выйти замуж. А когда Ольге о своей любви будет говорить Маша, уже Ольга назовет это глупостями. Тузенбах, мечтающий работать и найти взаимность у Ирины, постоянно наталкивается на ее холодность. Еще холоднее Ирина отвечает на признание Соленого в любви к ней.

И у остальных героев происходит такое же непонимание друг друга. Каждый поглощен своим взглядом на вещи, не способен понять точку зрения другого. В ответ на свои изменения или откровенность он встречает лишь насмешку или грубость.

Здесь автор говорит о мнимости священных для человека форм: о семье, о детях, об интеллигентской вере в труд, в страдания ради будущих поколений. Разговоры героев в пьесе о будущем, о смысле жизни, о необходимости веры в счастливое будущее находятся в контрасте с нелепостью их реального положения, с их повседневным поведением.

Именно здесь автор показывает проявление иронии жизни. Но к концу пьесы становится ясно, что все споры, мечты, надежды – это необходимая часть жизни этих людей. Вопреки всему им «хочется жить чертовски», «надо жить», «и хочется жить!». И пока остается у героев это желание жить, столь же естеств естественно для них и стремление верить, пытаться заглянуть в будущее.

Именно в этом и заключается своеобразие конфликта пьесы. Все сложные, общечеловеческие, казалось бы, неразрешимые конфликты между героями в конце пьесы сводятся к простому желанию - «Жить!». Это позитивное отношение к будущему особенно ценно в пьесе.
Барон Тузенбах обрусевший немец, родившийся в Петербурге, «холодном и праздном», - самый счастливый человек в пьесе. Он остро чувствует «рубежность», «переломность» настоящего времени и всем своим существом устремлен к надвигающейся «громаде», «здоровой, сильной буре», которая «сдует с нашего общества лень, равнодушие, предубеждение к труду, гнилую скуку».
В горячей убежденности Тузенбах в необходимости труда, последовательной, обязательной для каждого человека работы («Через каких-нибудь двадцать пять - тридцать лет работать будет уже каждый человек. Каждый!») сказывается его «немецкая» здоровая любовь к «порядку», к разумному устройству жизни, его вера в осмысленный, созидательный труд, преобразующий общество и человека. Тут обнаруживается близость образу Штольца («Обломов» И.А.Гончарова).
Тузенбах лишен скепсиса и не склонен смотреть на теперешнее состояние жизни как на безнадежное. Он считает, что и в будущем «жизнь останется все та же, жизнь трудная, полная тайн и счастливая». Ему в высшей степени присущ «дар проникновения в жизнь», дар любви к жизни, дар быть счастливым даже в безответном чувстве к Ирине. Ему понятна и близка ее «тоска по труде». И он не устает своим бодрым верованием в жизнь поддерживать душевные силы Ирины.
Тузенбах не только мечтает о «новой жизни», но и готовится к ней: выходит в отставку, выбирает работу инженера на кирпичном заводе и собирается, обвенчавшись с Ириной, уехать туда: «Я увезу тебя завтра, мы будем работать, будем богаты, мечты твои оживут. Ты будешь счастливой». Но нелепая, обычная, «всегдашняя» стычка с Соленым привела к дуэли. Прощание Т. с Ириной абсолютно лишено «преддуэльной лихорадки» (ср.: «Дуэль»Чехова, «Поединок» Куприна). Напротив, обычно мягкий, всегда примирительно настроенный Т. обнаруживает мужество и громадную «сосредоточенность спокойствия и боли» (П.А.Марков). Будто впервые увидев красоту окружающей природы, ощутив живой трепет осенних листьев, Тузенбах произносит слова, ставшие итогом его жизненной веры: «Какие красивые деревья и в сущности какая должна быть около них красивая жизнь!»

СОЛЁНЫЙ - центральный персонаж драмы А. П. Чехова "Три сестры» (1900). Штабс-капитан С. по типу характера, по строению психики относится к тем людям, которых принято называть тяжелыми. В его облике, поведении, в идущих вразрез с общим диалогом репликах, каком-то "ритуальном» опрыскивании рук и груди духами - есть какая-то "сочиненность», бросающаяся в глаза "неподлинность»; от застенчивости он сочинил себе образ "ужасно страшного человека», бретера и теперь вынужден его постоянно подтверждать и поддерживать. В критике отмечено его сходство с "подпольными» героями Достоевского (напр., Ганя Иволгин в "Идиоте»), проанализирован его "мещанский байронизм», дешевое подражание Лермонтову. "Случай С.» - это случай "идеи, попавшей на улицу», т. е. в голову плохо образованного, малокультурного человека, и приведшей к искажению его личности. "Он слишком мало образован и слишком мало поэт, чтобы подражать Лермонтову» (Вл. И.Не-мирович-Данченко). С. тяготит его ожесточенность, и, вероятно, ему хочется вырваться из того круга одиночества, в который он заключил себя. Ведь наедине с кем-нибудь, с тем же Тузенбахам, он бывает "и умен и ласков». С. надеется, что Ирина поможет ему разорвать этот круг: "Вам видна правда… Только вы одна можете понять меня». Но его любовь - такая же гнетущая и тяжелая, как и он сам, - пугает Ирину, и она холодно просит не говорить ей о любви. С. поклялся "всем святым», что "убьет соперника», - и сделал это. Действительно, "тараpa бумбия» какая-то: убит прекрасный человек, надежды милой интеллигентной женщины разбиты, а за С. теперь будет числиться уже не три, а четыре дуэли.
По словам Чехова, «ужасно трудно было писать «Трех сестер»». Ведь три героини, каждая должна быть на свой образец, и все три - генеральские дочки». Образованные, молодые, изящные, красивые женщины - «не три единицы, а три трети трех», одна душа, принявшая «три формы» (И.Ф.Анненский). В «триединстве» героинь - виртуозная трудность построения пьесы.
Время действия - время жизни сестер - показано Чеховым в разрывах: в «клочках», «отрывках», «случайностях». Весенний полдень первого акта; зимние сумерки второго; летняяночь, озаренная отблесками бушующего в городе пожара; и снова день, но уже осенний, прощальный - в четвертом действии. Из этих фрагментов, обрывков судеб возникает внутренняя, непрерывная в «подводном течении» пьесы «кантилена жизни чеховских героинь» (И.Н.Соловьева).
Сестрам дано острое чувство текучести жизни, идущей мимо или/и мнимо, проживаемой «начерно». Помимо воли и желания сестер она складывается «не так»: «Все делается не по-нашему» (Ольга); «Эта жизнь проклятая, невыносимая», «неудачная жизнь» (Маша); «Жизнь уходит и никогда не вернется», «Уходишь от настоящей прекрасной жизни, уходишь все дальше и дальше в какую-то пропасть» (Ирина). Течение жизни сестры воспринимают как «громадную инертную реку» Немирович-Данченко), уносящую лица, и мечты, и мысли, и чувствования в забвение, в исчезающее из памяти прошлое: «Так и о нас не будут помнить. Забудут».

Место действия - дом сестер Прозоровых, облагороженное ими пространство жизни, полное любви, нежности, душевной близости, надежд, тоски и нервного беспокойства. Дом возникает в пьесе как пространство культуры, жизни духа, как оазис человечности и «массы света» среди «душевной темноты» (ср. дом Турбиных в «Белой гвардии» М.А.Булгакова). Это пространство хрупко, проницаемо и беззащитно под напором торжествующей в лице Наташи провинциальной пошлости.
Развитие действия в пьесе связано с постепенным оскудением живой радости жизни у сестер Прозоровых, с нарастанием ощущения досадной неполноты бытия и с растущей жаждой понимания смысла проживаемой ими жизни, - смысла, без которого для них невозможно счастье. Чеховская мысль о праве человека на счастье, о необходимости счастья в человеческой жизни пронизывает изображение жизни сестер Прозоровых.
Ольга - старшая из сестер, служащая учительницей в гимназии, - живет с постоянным чувством усталости от жизни: «Чувствую, как из меня выходят каждый день по каплям силы и молодость». Она духовный остов дома. В ночь пожара, «мучительную ночь», когда О. кажется, что она «постарела на десять лет», она принимает на себя нервные срывы, признания, откровения и объяснения сестер и брата.

Она слышит, чувствует, воспринимает не только сказанное ими, но и невысказанную внутреннюю боль - поддерживает, утешает, прощает. А в совете Ирине «выходить за барона» прорывается и ее невысказанная мысль о замужестве: «Ведь замуж выходят не для любви, а только для того, чтобы исполнить свой долг». И в последнем действии, когда полк уходит из города и сестры остаются одни, она словами ободрения и утешения как бы раздвигает мрак сгущающейся духовной пустоты: «Музыка играет так весело, так радостно, и, кажется, еще немного, и мы узнаем, зачем мы живем, зачем страдаем…» Наперекор торжествующей, наглядной, расползающейся пошлости (сюсюкающая Наташа, ссутулившийся над коляской Андрей, всегда довольный Кулыгин, «тара-pa бумбия» Чебутыкина, которому давно «все равно») голос О. звучит тоскующим призывом: «Если бы знать, если бы знать…»
Маша - самая молчаливая из сестер. В 18 лет она вышла замуж за учителя гимназии, который представлялся ей «ужасно ученым, умным и важным». За свою ошибку (муж оказался «самым добрым, но не самым умным») М. расплачивается преследующим ее чувством пустоты жизни. Она носит драму в себе, сохраняя свою «обособленность» и «отдельность». Живя в высоком нервном напряжении, М. все чаще поддается «мерлехлюндии», но не «киснет», а только «сердится». Любовь М. к Вершинину, выраженная с отважной открытостью и страстной нежностью, восполнила мучительную для нее неполноту бытия, заставила искать смысл жизни, веру: «Мне кажется, человек должен быть верующим или должен искать веры, иначе жизнь его пуста, пуста…». Беззаконный роман М. с женатым человеком, отцом двух девочек, заканчивается трагически. Полк переводят из города, и Вершинин уезжает навсегда. Рыдания М. - предчувствие того, что жизнь опять станет «пустой»: бессмысленной и безрадостной. Преодолевая охватившее ее чувство душевного одиночества, М. заставляет себя верить в необходимость продолжения жизни. Уже сама жизнь становится для нее долгом по отношению к себе самой: «Мы останемся одни, чтобы начать нашу жизнь снова». Ее слова «Надо жить, надо жить» звучат в унисон с Ольгиными «Если бы знать, если бы знать…».

Ирина - младшая из сестер. Она купается в волнах любви и восхищения. «Точно на парусах», ее несет надежда: «Покончить все здесь и в Москву!» Ее жажда жизни питается мечтой о любви, о проявлении своей личности в труде. По прошествии трех лет Ирина работает на телеграфе, уставая от отупляющего безрадостного существования: «Труд без поэзии, без мыслей - это совсем не то, о чем я мечтала». Любви нет. А Москва - «снится каждую ночь», и забывается, «как по-итальянски окно или вот потолок».
В последнем акте И. - повзрослевшая, серьезная - решает «начать жить»: «выйти за барона», быть «верной, покорной женой», работать на кирпичном заводе учительницей. Когда глупая, нелепая гибель Тузенбаха на дуэли обрывает и эти надежды, И. уже не рыдает, а «тихо плачет»: «Я знала, я знала…» и вторит сестрам: «Надо жить».
Потеряв дом и близких, расставшись с иллюзиями и надеждами, сестры Прозоровы приходят к мысли о необходимости продолжения жизни как об исполнении нравственного долга перед нею. Смысл их жизни просвечивает сквозь все утраты - духовной стойкостью и противостоянием житейской пошлости.
ВЕРШИНИН - центральный персонаж драмы А.П.Чехова «Три сестры» (1900). Подполковник В., батарейный командир - тот самый русский человек, который, по его собственным словам, «с женой замучился… с домом замучился…», «терпит и только жалуется». Приходя с визитом к сестрам Прозоровым, В. оказывается в родном для него пространстве - душевной теплоты, культуры, врожденной дворянской деликатности. Он восхищается их «чудесною квартирой» и признается, что в жизни ему всегда не хватало именно такой квартиры - «с цветами, с массою света…». Проживающий свою жизнь «начерно», В. жалеет, что «молодость прошла», оставив ему умение терпеть тягости жизни и привычку «философствовать» по поводу и без повода. Его главная мысль о жизни, которую он не устает повторять, - это мысль о том, что «через двести-триста лет жизнь на земле будет невообразимо прекрасной, изумительной» и человек должен «предчувствовать ее, ждать, мечтать, готовиться к ней». На «теперешнюю жизнь» В. смотрит как бы из этого отдаленного будущего - как в перевернутый бинокль. Он убежден, что в настоящем счастье немыслимо, невозможно. И он не очень верит в способность Тузенбаха быть счастливым уже сейчас: «Счастья нет, не должно быть и не будет для нас».

Из жалоб, доверительных разговоров, споров и «философствований» неизвестно, как и почему пробилась прекрасная, высокая любовь Маши и озарила его жизнь счастьем. В. еще утверждает, что молодость прошла, еще упрямится и возвращается к мыслям о том, что будет «через двести-триста лет». Но его уже охватывает новое, особенное настроение: «Хочется жить чертовски…» В ночь пожара - «мучительную» ночь нервных срывов, душевного утомления - прекрасно и мощно звучит объяснение в любви Маши и В.: «Любви все возрасты покорны…» Эта любовь поколебала убежденный философский пессимизм В. Перед разлукой навсегда он «философствует» в последний раз: «Жизнь тяжела. Она представляется многим из нас глухой и безнадежной, но все же, надо сознаться, она становится все яснее и легче…»


Есть 5 основных вещей, которые делают жизнь тяжелой штукой. Это ваши убеждения, идеалы, требования (свои или окружающих), неоплаканные потери и стремление “подсесть на эмоции”. Сама по себе жизнь не проста и не тяжела. Она просто есть. Но привычка делать жизнь тяжелой надежно удерживает многих людей в такой реальности, в которой трудно и неприятно жить.

Тяжелая жизнь – это оценка

Я уже писала о том, что происходит, когда человек уверен, что . Но проблема – не только в том, что мы ценим полученное с усилиями и обесцениваем многое, что получилось “как бы само”. Тяжелая жизнь – это оценочное суждение. Вопрос в том, как человек пришел к этой оценке:

  • тяжелая по сравнению с чем;
  • что ее утяжеляет;
  • как выглядит “легкая жизнь” и что делает ее недоступной?

Часто получается так, что:

  1. Жизнь тяжелая по сравнению с “соседом”. Человек смотрит на то, как окружающие справляются с задачками, бытом, отношениями, и ему кажется, что те совсем не прилагали усилий. “Само получилось, а у меня почему иначе?!”
  2. Жизнь тяжелеет, если есть ощущение безысходности, невозможности что-либо поменять. Кажется, что так будет всегда. Вот и становится жизнь тяжелой штукой.
  3. Идеала “легкой жизни” нет или он невнятный, нереалистичный. Например, “меня все должны любить”, или “со мной не должны спорить”. Любые максимы портят жизнь тому, кто ожидает не оптимального варианта, достаточно хорошего, а невозможного .

Убеждения

Один из вариантов, как человек создает тяжесть – это его убеждения. Все они “цепляются” за какие-то безусловные ценности. Например, страдающий может быть убежден:

  • я достоин большего;
  • меня должны любить;
  • все должно работать вот так, а не иначе.

В итоге убеждение становится ожиданием от мира, а он, зараза такая, не оправдывает. Чтобы что-то сделать, приходится потрудиться, а часто – и отказаться от части своих убеждений, пересмотреть их.

Идеалы

Эго-идеал – представление о себе, о том, каким я должен быть. Если у этого идеала есть большое расхождение с “я-реальным”, то есть тем, что человек делает в обычной жизни, в реальности, появляется тяжесть, вплоть до .

Выход один – пересматривать идеалы в сторону большей жизненности и схожести с собой.

Представьте себе барышню, у которой эго-идеал – балерина. При этом у нее вес больше нормы, она пашет в спортзале, ограничивает себя в еде, но при этом никак не может приблизиться к “балериньему” образу в своей голове. Конечно, у нее будет очень тяжелая жизнь.

И никакие достижения на этом пути не окупят затраченных усилий на достижение своего идеала. Который, напомню, есть только в голове (плюс частично может поддерживаться ее близкими).

Требования – свои и окружающих

Жизнь тяжелая, если человек мало следует своим “хочу”, и много выполняет из того, что он “обязан”, “должен”. Любые долженствования и требования, и свои и окружающих, можно и нужно пересматривать.

Часть домохозяек, воспитывающих маленьких детей, обнаруживает, что им гораздо легче заработать и оплатить труд другого человека, чем убирать в доме самой. Выбирая “заработать и оплатить”, он избавляются от задачи. Но одновременно многие испытывают неприятное, тянущее, гнетущее чувство вины: “я плохая хозяйка, я должна справляться сама”.

Требования приводят к тому, что человек живет в очень мрачном мире, приносящем мало удовольствий и радостей (приятных дел), и требующем много сил на то, что они совершенно не любят. Усилия тратятся, сил остается все меньше, а жизнь становится очень тяжелой штукой…

Неоплаканные потери

Любая потеря требует времени на оплакивание. Похоронить лучше, чем оставлять “призрак прошлого”. Человек, который страдает по прошедшему (от умершего кота до несбывшихся отношений) сродни пациенту со сломанным пальцем:

– Доктор, у меня вот тут болит, еще тут, и вот это тоже болит! – указывая пальцем, говорит пациент.

– Э, батенька, да у вас палец сломан! – замечает доктор.

Пока человек страдает, он делает большую и важную внутреннюю работу. Любое отвлечение на бытовые дела хоть и приносит временное облегчение, но усложняет эту задачу, оттягивает настоящее исцеление души.

Плюс человек в процессе оплакивания окрашивает мир в черные тона.

Оплакивать приходится и странные вещи, неочевидные потери. Например, то, что юность точно прошла, или здоровье уже не то, или карьерные перспективы прошли мимо. Или – оказывается! – нет той великой и прекрасной любви, о которой мечтал человек.

“Королева драмы”, или Как подсесть на эмоции

Тяжелая жизнь и у тех, кто “подсел на эмоции”. Такой человек буквально “выдавливает” проблему из любой ситуации, накручивает себя. Окружающие могут ему возвращать реальную картину – на самом деле все не так страшно. Но настоящую королеву драмы это не остановит. Жизнь г…, все бабы б…, солнце – …аный фонарь. Проблемы продолжаются, сюжет закручивается все крепче, а человек продолжает жаловаться на тяжелую жизнь.

Привычка к сильным эмоциям – часто чуть ли не единственное, что помогает человеку чувствовать себя живым, настоящим. А это значит, что предстоит трудный путь , чтобы перейти с “драмы” на средний регистр чувств. Чтобы почувствовать, что легкий ветерок, приятная музыка и другие, не сильно эмоционально заряженные вещи, тоже могут приносить удовольствие.

С извращенного кайфа придется слазить – иначе вслед за вечными трудностями часто сыплется и здоровье, и работа, и другие важные части жизни.

Стихотворение Аластрум «Жизнь тяжела» http://www.litname.ru/avt_20571721&pbl-7862.htm я заметил сразу как выделяющееся особым философским уровнем глубокого вечного вопроса. Даже на уровне сайта litname.ru, где пытаются выстроится по рангу маститые писатели и поэты, пропустить его было невозможно. Автор пока зарегистрирован на этом сайте как кандидат, и я написал ему небольшой поддерживающий отзыв. Аластрум заказал на него более широкую рецензию. Согласившись с удовольствием прочитаю его ещё раз вместе с Вами:

Жизнь тяжела, но жить не долго,
Не долго радоваться ей.
Мгновенней звездного осколка
И даже памяти быстрей.

Не будет, верно, мне удачи –
Всё будет глупо и не так.
Но что же делать? Путь мой начат,
А для меня он не пустяк.

Да, цель одна: покой страданья,
Сберечь жемчужину и жить,
Чтоб в час надежды, час свиданья
Могильный сумрак осветить.

Короткое ёмкое описание человеческой жизни с точки зрения автора. Можно по буквенно разбирать каждую строчку и не переставать восхищаться насыщенностью её смысловой нагрузкой, метафоричностью сравнений и образами. Всего в трёх стандартных катренах чудесным образом поместилась вся трагедия человечества. Метко, чётко, выверено до буквы. Не стихотворение, а вывернутая наизнанку ищущая ответов душа автора. Трогает. Трогает так же круто как лучшие пессимистически глубоко безнадёжные зарисовки Байронлермонтовопушкинского позапрошлого века:
«Дар напрасный, дар случайный, Жизнь, зачем ты мне дана? И зачем судьбою тайной Ты на казнь обречена? Кто меня враждебной властью Из ничтожества воззвал? Сердце мне наполнил страстью, Ум сомненьем взволновал? Цели нет передо мною... Пусто сердце, празден ум, И томит меня тоскою Однозвучный жизни шум...»
Признаюсь, с трудом сдерживаю порыв разбора каждой словесной метафоры и смысловой формы, которых в каждой строчке как искорок в костре на отдельную статью. Поставлю задачу порассуждать и объясниться с общим видением нарисованной автором картины, постаравшись высказать свои сложившиеся мысли на эту тему вечной казалось бы пожизненной человеческой безысходности.
Идея разобраться со смыслом жизни не нова. Всем известен пессимистический возглас Екклезиаста за десять веков до нашей эры: «Все суета сует и всяческая суета!» Предполагаемый автор этого изречения Соломон провозглашает, что он «возненавидел жизнь, потому что противны стали ему дела, которые делаются под солнцем, ибо всё суета и томление духа» (Екклезиаст, II, 17). Будда возвёл пессимизм на степень учения. По его мнению, жизнь есть сплошное страдание. Но особенно распространился пессимизм в новейшие времена. Помимо философских теорий Шопенгауэра, Гартмана и Майнленде, пессимистическое мировоззрение главным образом было развито поэтами. Уже Вольтер пессимистически жаловался: «Каково течение и какова цель жизни? Пустяки и затем ничто. О Юпитер, нас создав, ты злобно пошутил». Мы знаем, как выражал Байрон свои жалобы на жизнь человеческую. Вскоре после смерти знаменитого английского поэта раздались полные отчаяния вопли известного итальянского лирика Джакомо Леопарди. Вот слова, с которыми он обращается к собственному сердцу: «Успокойся навек, довольно трепетало ты, ничто не стоит этого трепета, и земля недостойна твоих вздохов. Жизнь - не что иное, как горечь и скука. Мир - один прах. Успокойся навек. Покинь надежду навсегда. Нашему роду суждена одна смерть. Презирай навсегда и самого себя, и природу, и постыдную скрытую силу, повелевающую всеобщее разрушение и бесконечную изменчивость всего».
Но зачем же люди вот уже на протяжении многих веков заняты поисками смысла жизни? Платон заметил, что «неисследованная жизнь не стоит того, чтобы её жить». Стало быть, смысл жизни состоит в том, чтобы её исследовать, чтобы её постичь. Ницше связывал смысл жизни со смертью Бога, а следовательно, с утратой веры в абсолютные моральные законы, космический порядок. Камю считал, что мы сами создаём смысл своей жизни, принимая решения. Но никто не предложил определенного, четкого, если угодно, универсального ответа. Возможно, потому что для начала все же стоит ответить на другой вопрос, который стоит совсем рядом: «Почему мы хотим знать, в чем смысл жизни?» Это куда более уместный вопрос, хотя бы потому, что на него можно ответить.
В далёком 1986 году мне случилось лежать в лучшем в то время на Дальнем Востоке лечебном заведении. Окружной военный госпиталь ДФО всегда славился немыслимой собранной со всего света зарубежной аппаратурой, несравнимыми условиями проживания и конечно же персоналом. Ещё бы! Врачи в нём боролись не только за жизни, но и за офицерскую зарплату, звание, жильё в столице, пенсию. Меня, молодого начальника цеха оборонного предприятия решающего любые технические вопросы, любили все. Особые отношения сложились с заместителем главного врача, крупнейшим региональным гастроэнтерологом. Безусловный врачебный авторитет, полковник медицинской службы, член КПСС, доцент кафедр и кандидат наук в задушевной беседе признался мне как-то в секрете его профессионального и послужного карьерного успеха. "В юности, в институте, у меня ничего не получалось в медицине, - рассказывал он, - пока я не начал рассматривать человека как самовоспроизводящегося биологического робота с заданной программой. И всё встало на свои места." Нужно ли добавить, что за одну только такую крамольную мысль в те времена можно было сразу перейти в другую больницу? В психиатрическую. К счастью мой молодой начитанный пытливый ум тогда успешно справился с мозговым штурмом, а сегодня это уже отдельное учение.
Так что же такое люди в реальности, что они из себя представляют? Не будем слушать их самих, они нам правды не расскажут и поэтому попробуем вынести независимую оценку. Человек - это биологический робот, машина созданная искусственно из биологических клеток. Самообучающееся живое существо, не достигшее высшего уровня эволюционного развития. Управляется каждый робот при помощи заложенной в него программы со множеством подпрограмм. Программа управляет мозгом при помощи наркотических веществ (гормонов), впрыскивая нужные вещества в те моменты, когда у человека возникают разные эмоции и чувства, влияющие на его поступки. Например для того чтобы биороботы воспроизводили себе подобных роботов, их мозг стимулируется гормонами любви, а за каждое совокупление биороботы вознаграждаются порцией наркотика. Программа также постоянно даёт биороботам стремление доминировать, и все абсолютно биороботы хвастаются друг перед другом о том, какие они особенные красавцы и умники. При этом особенно ценятся внешние атрибуты. На ком больше блестящих цацек навешано, тот и круче. Айфоны, машины, медали, счета, квартиры. И так везде, биороботы всегда обсуждают не информацию, а её носителя, и по этой причине возникают секты идолопоклонства Христам, Яхвам, Мухаммедам и Аллахам. Последнее ноу-хау - идол Путин. Биороботы хоть всем и втирают очки о своём уме, в реальности у них нет никакого ума, они просто имитируют поведение друг друга и цитируют информацию, которую в них заложили с детства или телеэкранов. Сегодня, находя подходящую информацию для обоснования своей доминантности в интернете, они цитируют её другим бироботам, выдавая это за свой УМ. Посмотрите как рьяно биороботы постят и воцабят в инете разную срань.
Биологические роботы могут плодиться и размножаться. Но они не могут общаться с Богом, Вселенским Разумом. Ибо общается с Богом личность, Человек, который имеет биологическое начало лишь для того, чтобы пребывать на планете Земля. А что бы сделать из биологического робота Человека, его нужно учить, ведь не возможно ввести роботу программу всей науки сразу. Его мозг не справится с такой нагрузкой, это равносильно тому, если первоклассника заставить написать докторскую научную работу. Поэтому созданы школы знаний, для того что бы робота медленно учить научным знаниям и превращать его в грамотного умного Человека, способного познать всю науку, за многие тысячелетия обучения. Наука очень объёмна и бесконечна. Биологический робот, медленно познавая научные знания теоретически, проверяет эти знания практически при жизни и постепенно становится Человеком. Но что бы стать Человеком, одних знаний не достаточно, нужна ещё чистая душа. Чистая душа формируется или по наследству, может быть поколениями, либо глубокой внутренней работой над собой. Таким образом человеку дано право выбора - либо он станет грамотным Человеком с чистой душой и светлыми мыслями, приблизившись к Богу, либо останется неграмотным глупым биологическим роботом, которым можно управлять.
Выбор как жить, у человека огромен, но правильный путь жизни един и кто точно определит этот путь, будет жить и развиваться вечно. В «Этюдах о природе человека» Илья Мечников показал, что почти все пессимистические теории были задуманы молодыми людьми. В пример приведены Будда, Байрон, Леопарди, Шопенгауэр, Гартман, Майнлендер и Метерлинк. Все эти молодые в своё время люди вставали на нелёгкий путь познания и поиска смысла жизни, ища выход из казалось навеки предопределённой роботам программы. Шопенгауэр, Гартман, Метерлинк при этом дожив до зрелого возраста создавали уже оптимистические теории жизни, а идеи Будды превратились в религию, обещающую бессмертие души.
На этот же путь осмысливания и поиска, судя по его стихотворению, встал сегодня Аластрум. Не могу строить предположений, чем закончится трудная, противоречивая и индивидуальная дорога развития поэта. С уверенностью можно констатировать только следующее – перед нами уже не тупой ограниченный биологический робот в форме социальной марионетки, а начинающая задумываться перед своим предназначением творческая личность с большим будущим. При этом хочу предупредить поэта, что жизнь на этом пути не станет легче. Идти по новой дороге жизни гораздо более тяжелей, чем в её начале доказывать безысходность пути.

Существует мнение, что люди делятся на две категории. Якобы есть счастливые люди, у которых не жизнь, а малина. Они богаты, удачливы, радостны и всегда пребывают в прекрасном настроении. Есть и другие люди, они постоянно несчастны, у них жизнь тяжела: нет денег, все не складывается, вокруг одни недоброжелатели, а о радости вообще нет речи. Большинство из нас, конечно, определяет себя где-то посредине, но все же с тяготением ко второй категории: жизнь время от времени подкидывает неприятности и в сердце поселяется боль, обида, страх, разочарование, депрессия. Как же, наконец-то, начать нормально жить и перейти в разряд "постоянно счастливых"?

Почему так тяжело жить? Почему жизнь часто несправедлива и неправильна?
Как изменить свою жизнь? Как начать жить нормально? Как жить полноценной жизнью?
Можно ли постоянно быть счастливым?

Человечество уже много столетий пребывает в погоне за несбыточной мечтой - за сытой, прекрасной, беззаботной жизнью, где нет места тяжестям, боли и страданиям, а есть только счастье и радость. Однако это устремление, каким бы чистым и прекрасным оно ни было, всегда наталкивается на реалии жизни, способные сразить наповал даже самого целеустремленного человека. Существует множество негативных факторов, которые время от времени, а случаются с каждым из нас, причем совершенно без нашего согласия.

Естественным продолжением размышлений на эту тему может стать вывод, что мол человеку на роду написано быть несчастным. Злой рок, злая судьба - как противовес счастью и радости - вот причина всех наших бед и несчастий. Якобы коварный Бог или злые-презлые сильные мира сего специально так задумали - устроить мир полный боли и страданий, порабощая человечество в цепкой хватке несчастья. Есть даже люди, которые в порыве собственных страданий начинают задумываться о суициде , как способе уйти от всех несчастий разом.

Можно, конечно, продолжать в этом тупике сидеть и страдать от несправедливости. А можно поискать другой угол зрения на страдания - ведь не может быть, чтобы они были совсем уж бессмысленными.

Почему жизнь бывает такой тяжелой?

Мы чувствуем жизнь на смене состояний. Мы не можем обойтись без сравнений. Невозможно себе представить жизнь в чисто белом пространстве, нашему глазу необходимо хотя бы пятнышко желтого, а еще лучше, контрастного - черного, чтобы понять расстояние, перспективу, оценить красоту, вообще зацепиться мыслью. И чем более выражена противоположность, тем больше есть нам от чего отталкиваться.

Если присмотреться, мы не найдем ни одного примера в жизни, чтобы к нему не было сравнительной категории, через которую мы и познаем его. Хотим или не хотим, любим или ненавидим, он нас раздражает или волнует. Весь мир существует вокруг нас именно в спектре возможностей, где есть свою плюс и свой минус. Скажем, существует богатство - но сам факт его существования возможен только лишь при условии наличия бедности. Человек богат только относительно другого, у которого нет такого количества денег. Его богатство выражается в чем-то: количестве денег, машин, домов, яхт - все это можно посчитать и понять противоположность. Если бы у всех людей был одинаковый, равный достаток, то и самого понятия богатство не существовало бы, как предмета без противоположности.

Нет на свете человека, которому постоянно, как манна небесная, на голову падают только прекрасные события. Каждый из нас живет в череде событий и каждому из нас предназначены какие-то нехватки, боли, переживания. Другое дело, что для одного проблемы другого выглядят маленькими и смешными, а проблемы третьего - неподъемными и страшными, но это лишь взгляд со стороны. А если абстрагироваться от собственной личностной оценки, то мы увидим, что каждый человек живет жизнь в переменных, от нехватки к наполнению. И жизнь любого человека может быть довольно тяжела.

На самом примитивном уровне такой принцип можно увидеть в пище и воде. Мы ощущаем вкус пищи, только если перед этим испытаем голод, нагуляем аппетит. Мы наслаждаемся вкусом воды, только если почувствуем жажду, желание пить. Когда мы сыты, то еда уже не кажется такой вкусной. Когда мы переели и сидим с набитым животом, самая лучшая еда будет нам противна и неприятна. Чтобы вновь наслаждаться пищей, всеми переливами ее вкуса, необходимо дождаться появления голода.

Но пища - это примитивный, можно сказать, животный пример. Если же говорить о всех других аспектах жизни, то наши желания, когда наполняются, увеличиваются. Очень красочно описал эту особенность человеческой психики Александр Сергеевич Пушкин в "Сказке о золотой рыбке". Желание возрастает и не всегда вовремя наполняется - от этого ощущение нехватки растет, нас давит тяжесть нашей жизни.

Собственно говоря, именно поэтому и развивается наш мир. Именно поэтому мы ездим в автомобилях и можем отправить телескоп к Плутону, сфотографировать его. Желания человечества начинались с самых малых величин: покушать, не мерзнуть, сохранить потомство и получить чуточку развлечений. Сегодня реализация этих желаний достигла невероятных размеров, но вслед за этим, по принципу пульсации, возросли и наши желания. Мы страдаем и страдаем очень сильно. Бóльших нехваток, чем наше поколение, человечество еще никогда не испытывало. В век производственного изобилия, самых разных развлечений, развития медицины и техники, мы все по отдельности невероятно страдаем.

Как начать жить нормально?

Для начала необходимо осознать, что сам факт существования ощущения тяжести жизни - это не проблема, а тот подстегивающий элемент, который создан для нашего развития. Все нехватки, все проблемы, все трагедии, которые происходят в нашей жизни, созданы лишь по одной причине - чтобы мы развивались. И чтобы, добравшись до цели, смогли прочувствовать радость от наполнения.

Проблема не в том, что жизнь тяжела, а в том, что мы не видим, куда нам идти, как добраться до противоположного состояния. Так происходит потому, что это самое противоположное состояние часто не очевидно, а скрыто. Например, всем известно ощущение страха - неприятное, сводящее с ума. Какая у него противоположность? На первый взгляд - это отсутствие страха. Сотни тысяч людей по всему миру ищут рецепт "как перестать бояться? как изжить страх из своей жизни?" Но это ошибка. На самом деле противоположность страха - не его отсутствие, а ощущение сострадания и любви.

Ощущая страх, мы страдаем. Перестав ощущать страх, мы будем, как пустая банка, не ощущать ничего. И только преобразовав страх в сострадание и любовь , мы можем наполниться счастьем и радостью.

Через тернии к звездам

Удивительно, но жизнь действительно может ощущаться как сплошное счастье. Но не тогда, когда у нас не будет никаких проблем. А только в том случае, если мы сможем увидеть в испытаниях, в тяжестях жизни, которые выпадают на нашу судьбы указатели к собственному развитию.



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Жена сергея лаврова - министра иностранных дел Жена сергея лаврова - министра иностранных дел Урок-лекция Зарождение квантовой физики Урок-лекция Зарождение квантовой физики Сила равнодушия: как философия стоицизма помогает жить и работать Кто такие стоики в философии Сила равнодушия: как философия стоицизма помогает жить и работать Кто такие стоики в философии