Югендстиль в Риге – уникальные лепные улицы столицы Латвии. Югендстиль в риге

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

В начале XX столетия Рига стала местом применения фантазии местных архитекторов, работавших в югендстиле, ставшем популярным в Германии в 1890-х годах и нашедшее широкое распространение на рижский улицах. Новые здания строились в историческом центре, который стал формироваться на излете XX века после ликвидации сооружений городской фортификации.

Стиль под разными названиями возник в европейских странах примерно в одно время. Наиболее употребимыми по отношению у нему стали термины "модерн", означающий "современный" и "Ар Нуво" - новое искусство (от французского l"art nouveau). Иногда стиль называли по имени талантливых архитекторов, например, во Франции "стиль Гимара" по дизайнеру входов парижского метро. В лексиконе были и "стиль линий", "цветочный стиль" , "стиль волн", "вермишель", "угорь" и прочее. В России прижился термин "модерн".

Население в Европе в результате подъема экономики увеличивалось. Так в Риге с 1897 до 1913 года оно выросло на 88%. Мэром в то время был англичанин Джордж Армитстед, который и ввел запрет на типовую застройку.

В Риге выстроено около 800 зданий в узнаваемых формах. ЮНЕСКО по достоинству оценило значимость сооружений, внеся исторический центр со сосредоточием домов, выполненных с этом стиле, в Список мирового культурного наследия.

Каждое творение архитекторы старались сделать не только красивыми, но и совершенно неповторимым. Здание гостиницы Neiburgs с щедрым декором является одним из таких образцов.

Сооружение возведено в 1903 году по проекту местного архитектора Вильгельма Бокслафа (Vilhelms Bokslafs, 1858-1945 гг.), работавшего с стиле эклектики и модерна. В латвийской столице он построили несколько примечательных домов, среди которых здания для офисов и жилых помещений Большой Гильдии и коммерческой школы при Рижской бирже.

Энтузиасты Ар Нуво призывали отказаться от прямых линий и углов, заменив их плавными, изогнутыми линиями.

Стиль отличает растительный и животный орнамент волнистых форм. Источником идей для мастеров стала природа. Очень популярным был бутон, как символ рождения новой жизни. Особенно вдохновляли зодчих орхидеи, ирисы, лилии и кувшинки.

Внимательному зрителю сериала "Семнадцать мгновений весны" это строение покажется знакомым. В окне справа стоял тот самый цветок, который должен был остановить пастора Шлага, сигнализируя, что явка провалена.

Важной особенностью стиля является объединение в единое художественное целое всех элементов архитектурного объекта и внутреннего убранства. Впервые об идеях эстетического синтеза заговорил английский ремесленник, художник и поэт Уильям Моррис (1834-1896 гг.). А действовать в этом направлении он начал со своего собственного дома. Призвав на помощь друзей-единомышленников, автор стал превращать жилище в гармоничную среду, где царят красота и доброта. Место, где искусство облагораживает человеческую жизнь.

Бельгийский модернист Генри Ван де Вельде пошел еще дальше. Для своего особняка "Блуменверф" он разработал буквально все элементы, включая столовые приборы, дверные ручки и даже эскизы одежды для членов его семьи.

В Риге творили свои мастера и стремились удивить как профессионалов, так и обычных жителей.

Интересен еще один элемент в декорировании фасадов домов - маскарон . Это изображение головы человека или животного, дополненное растительным орнаментом. Такое скульптурное украшение можно увидеть над оконным и дверным проемами, в замке арки.

Наиболее ярко югендстиль представлен на улицах Элизабетс, Альберта, Антонияс и Стрелниеку. На открытке начала прошлого столетия можно видеть, как выглядела улица Альберта в оригинальной застройке.

Основные шедевры находятся на улице Элизабетс . В начале XX века в Риге творил выдающийся архитектор Михаил Осипович Эйзенштейн (1867-1920 гг.). За первые 20 лет того столетия по его проектам было построено, по разным данным, от 15 до 53 зданий. Дом 10.Б , сооруженный в 1903 году, считается визитной карточкой автора. Особенно эффектно смотрится композиция из масок, скульптурных голов, хвостов павлинов и геометрических фигур на верхней части фасада.

Размер лиц достигают 4,3 метров в высоту. Ранее на доме были еще железные водосточные трубы в виде обнаженных женских фигур с золотыми кольцами в руках. Они были размещены под прямым углом к зданию. Про них упоминал в своих мемуарах сын архитектора, знаменитый кинорежиссер Сергей Эйзенштейн. Но в советский период такой вольный декор не устроил партийных функционеров из департамента культуры. И фигуры были ликвидированы.

Еще два дома Эйзенштейна под номерами 10.А и 33 на той же улице.

В Риге есть музей югендстиля, расположенный, разумеется, в доме, выполненном в этом стиле. Здание было построено в 1903 году одним из крупнейших латышских архитекторов Константином Пекшеным (1859-1928 гг.). В интерьере воссоздана обстановка жилища горожанина начала XX столетия.

Больше информации о Риге на нашем сайте можно узнать в других обзорах:

November 24th, 2015

Наверняка, все кто хоть раз был в Риге или читал о ней, слышал о квартале в стиле Югендстиль, или дома в стиле Ар-нуво (это одно и тоже), так вот я хочу рассказать именно о этом потрясающем месте, квартальчике где находится множество аристократических домов, где каждый может почувствовать эту атмосферу роскоши и невероятно творческих и даже немного безумных идей архитекторов и строителей.



Вообще у меня было дикое нежелание сюда идти, так как стиль ар-нуво я не очень люблю, но как же я была не права. Это очень приятное место, где часами можно рассматривать эти сказочные домики. (а на главном фото посмотрите какая потрясающая дверь)

Немного из истории: Югендстиль или стиль модерн, или ар-нуво был популярен в Европе во второй половине 19-го - начале 20-го вв. Как архитектурный стиль, Югендстиль достаточно неоднороден - он варьируется от города к городу. Входные павильоны парижского метро, Дом Бальо авторства Гауди в Барселоне, московская гостиница “Метрополь” - все это примеры Югендстиля. Но наибольшей концентрацией архитектуры в этом стиле славится Рига - центральные рижские улицы просто усеяны зданиями с причудливыми растительными декорами, масками женщин и лепниной в виде драконов и прочих мифических существ.


Посольство Франции. Raina bulvaris, 9.

Такое огромное количество домов в Риге в Югендстиле связано с тем, что в конце 19 века - начале 20-го в городе была запрещена типовая застройка и при строительстве новых зданий архитекторы могли проявить свою неуемную фантазию. Хотя часто результат их воображения подвергался бурной критике. Но мне кажется эти здания невероятно классные.

Квартал (а точнее множество домов разбросанных на большом участке) начинается как мне кажется с улиц Альберта, Элизабетес, Бривибас , на них находятся наверное одни из самых значимых и самых красивых зданий. (пойдем знакомиться с конца улицы Альберта)

Здание по адресу Alberta iela 13 одно из моих самых любимых. Поэтому с него и начну. Это один из домов Михаила Эйзенштейна на противоположной стороне улицы по соседству с колоритным сооружением в стиле финского национального романтизма (он же северный модерн) - то здание так себе. Вначале рассмотрим очаровательные башенки со шпилями, эркеры, пилястры и фронтон. Интересно было бы посмотреть на башенку изнутри, там наверняка очень уютная комната. На фасаде можно найти и любимейшие французские окна, так часто встречаемые в зданиях модерна, кричащие женские маскароны (почему-то они есть почти на всех зданиях - и они ужасные), напряжённые женские фигуры, черепа, и куча других элементов. А на самом верху три горгоны, в их головах извиваются змеи. В 1998 году здание было куплено и отдано Рижской высшей школе права.


Alberta iela 13. 1904 год, архитектор - Mihails Eizenšteins

В этом здании сейчас есть ресторан в стиле ар-нуво Alberta 13 , говорят очень даже не плохой, в следующий раз заглянем туда)

А это выдающееся здание по адресу Alberta iela 12, было спроектировано архитектором К. Peksena как личный дом. В разработке принимал участие Е. Laube еще будучи студентом архитектурного факультета. Этот дом необычен своими большими объемами и выразительными силуэтами а также сочетанием разных архитектурных форм: ризалитами, эркерами, балконами, лоджиями, фронтонами, угловой башней и массивными входными порталами. Здесь используются отдельные мотивы архитектурных форм ренессанса и средневековья, но общий образ постройки близок к национальному романтизму. Если присмотреться на окнах нескольких жилых помещений есть витражи с изображениями экзотических растений. В помещении с винтообразной лестницей орнаментальные росписи потолка были отреставрированы в 70-х годах 20 века (жаль что не удалось их посмотреть). На первом этаже до 1907 года была квартира К. Пекшена и его мастерская. На пятом этаже находится квартира - музей художника Розентала и писателя Р. Блауманиса с построенной на чердаке мастерской художника. Это здание трудно не заметить.


Alberta iela 12. 1903 год, архитектор - Konstantīns Pēkšēns.

Здание на фото внизу - считается первым проектом Михаила Эйзенштейна на Alberta iela. Главным элементом является лев символизирующий величие и власть. Гармоничное сочетание белого и голубого цветов на фасаде разделенные пилястрами, женские и мужские маскароны над пилястрами (что-то из египетской мифологии), а также очаровательный эркер в центре (обожаю эркеры), объединяющее два этажа, и балкон на 4 этаже, с окном необычной формы - все это придает зданию неповторимый вид.


Alberta iela 8. 1903 год, архитектор - Mihails Eizenšteins

А это безумно элегантное здание с огромным симметричным овальным окном на фасаде, находится так же на улице Albertaи построено Михаилом Эйзенштейном, где он, кстати, и жил. Рассматривать сверху: львы, повёрнутые хвостами друг к другу (вроде как должны символизировать неразрешимое противоречие и непрекращающуюся борьбу в человеке). Даже снизу видно, как напряжены большие кошки с оскалившимися мордами и поднятыми хвостами, размером три-четыре метра. Но самое интересное оформление центральной части фасада. Там же, наверху, маскарон с изображением трёх медуз. Кстати, журналисты начала ХХ века угадывали в женских маскаронах, которыми Михаил Эйзенштейн украшал фасады проектируемых зданий, лица популярных оперных певиц. То-то медузы так широко открывают рот, прямо оперную арию исполняют. Впрочем, ни одна певица не подтвердила, что узнаёт себя в маскароне. Три этажа центральной части фасада украшают три разных типа окон. На третьем этаже очень часто встречающийся в модерне тип окна в виде замочной скважины. На первом этаже так называемое промышленное окно, также часто применяемое в архитектуре модерна. Но самое интересное на мой взгляд окн (именно оно цепляет взгляд сразу когда смотришь на здание) - это окно на втором этаже.Такой тип окна называется одна треть, так как охватывает три комнатных пространства: огромное и в то же время изящное окно за строгой решёткой балкона. Хотелось бы пожить в таком пространстве хоть денек - открываешь дверь на балкон, выходишь с чашечкой чая и любуешься такими же красивыми зданиями по соседству. Прелестно! И уже на уровне первого этажа надвратное изображение женский маскарон с крыльями (символизирует что-то о тайном человеческом знании) и ниже по сторонам входа два крылатых грифона.


Alberta iela 4. 1904 год, архитектор - Mihails Eizenšteins

Это следующее здание по улице (сбоку виден даже лев), сейчас реконструируется. Оно мне даже нравится больше чем предыдущие, посмотрите на эти эркеры и арочные французские окна с балкончиками. А на верхних балконах летом цветут традиционные цветы, оживляющие серый фасад здания.


Alberta iela 2. архитектор - Mihails Eizenšteins

В этом здании прежде всего, привлекают внимание четыре орущих скульптуры лица (снова) над входом в здание. А над ними женские фигуры в мокрых одеждах, очень модных на рубеже XIX и XX веков (их условно называют оперными певицами), а у входа лежат ещё две фигуры только на этот раз сфинксов. Но в целом здание, по сравнению с другими на этой улице - весьма скромное, лишь цветовой контраст красного кафеля в простенках между окнами выделяет его на фоне других зданий.


Alberta iela 2a. 1906 год, архитектор - Mihails Eizenšteins

Дальше пройдем на другие улицы. Домик по адресу Strēlnieku iela 4a с фантастически богатым орнаментальным убранством фасада. Вообще как утверждают источники этот дом "является образцом эклектичного декоративного направления югендстиля с чрезмерно разнообразным использованием рельефных элементов в отделке фасадов", наверное так и есть. Если рассмотреть дом вблизи то трудно не заметить такое ослепляющие изобилие украшений, многие формы традиционных исторических стилей пронизывают мотивы югендстиля, и соединяются в разнообразных комбинациях. Изначально в здании располагалась частная школа, а в советское время оно использовалось как общежитие. В 1993-1994 годах здание было перестроено под нужды Высшей экономической школы в Риге. Его фасад был отреставрирован, но к сожалению в отделки помещений сохранились лишь отдельные детали.


Strēlnieku iela 4a. 1905 год, архитектор - Mihails Eizenšteins

Перемещаемся на Elizabetes iela, она же Елизаветинская улица. Если искать ярко выраженный модерн, то с Strelnieku iela надо свернуть налево. Но можно прогуляться десять минут направо до Ausekla iela, чтобы на доме 3 найти Ночного сторожа Форбурга (Форбургом называют уголок Риги с претензией на элегантность, где впервые начали строить доходные дома в стиле модерн и ар-деко).

После изучения зданий на Alberta iela постройки Михаила Эйзенштейна узнаются очень легко: в зданиях присутствуют чёткие симметричные линии и вычурный деко. Вот и на доме 33 на Elizabetes iela. На фасаде много орнаментов, женских и мужских фигур поддерживающих резные балкончики, маскароны, и морды львов.


Elizabetes iela, 33. Декоративное украшение.

Вообще, кроме известных домов Михаила Эйзенштейна, на Elizabetes iela много интересных домов с огромными башнями и шпилями, вычурными фронтонами и необычными окнами. Как в этом домике, например.

Вообще эта часть улицы (где-то с 21 по 7 дом) безумно красивая, с маленькими двориками и кованными заборчиками, газончиком, аккуратно подстриженными кустиками и красивейшими зданиями. Даже не похоже на Ригу, ну вот очень советую там прогуляться (правда осенью и зимой мне кажется там не так красиво как летом), но ради зданий - пройдитесь).

Очень рекомендую обратить внимание на здания Elizabetes iela, 11 и 9. Кстати на улице много посольств и консульств, поэтому район называют посольским. И если говорить о недвижимости, то этот район очень элитный, но при это квартиры можно купить по вполне приемлемым ценам - в среднем 330 тыс. евро за квартиру площадью 120 м.кв.

Это одно и любимых зданий, обожаю такие башенки (хотя кто их не любит).


Elizabetes iela, 9 .

А это здание 1898 года, наверное самое выбивающееся на фоне других. Архитектор Hermann Hillbig. Похоже на маленький замок.


Elizabetes iela, 7.

Или на дом с приведениями. В такую погоду особенно атмосферно))

Ну и в завершении немного дверек, все эти находятся на Elizabetes iela.

Посмотрите какие милые малиновые узорчики над дверью, а какие не менее милые вазоны для цветов.

Надеюсь вы узнали для себя что-то новенькое, и если поедете в Ригу обязательно загляните в этот квартальчик и поизучаете маскароны на зданиях архитектора Эйзенштейна. Ведь я показала только 5-ю часть всей красоты что здесь есть.

Хорошего дня и до скорого))!

Рига стала одной из тех европейских столиц, в которой новый стиль заявил о себе достаточно громко, убедительно и ярко, что нашло отголоски и в архитектуре других латвийских городов и даже в сельской среде.

Рига – североевропейская столица югендстиля

Исторический центр включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. В этот важный регистр Рига попала благодаря своей средневековой застройке, деревянной архитектуре XIX века и архитектуре югендстиля, которой с точки зрения качества и распространения нет равных в мире.

Отправляйтесь в Ригу, чтобы увидеть это своими глазами!

Некоторые достопримечательности, которым стоит уделить больше внимания:

  • Первая постройка югендстиля в Риге – это арендный дом с магазинами на ул. Аудею, 7 , построенный в 1899 году.
  • Роскошь и масштаб сочетаются в домах на ул. Элизабетес, 10a и 10b , которые проектировал один из виднейших представителей рижской архитектуры югендстиля Михаил Эйзенштейн.
  • Выразительные женские фигуры, растительные и цветочные мотивы, витые линии и маски – все это можно увидеть на фасаде здания по ул. Смилшу, 8 .
  • Попытки латышских архитекторов создать национальную архитектуру отражены в спроектированном Эйженом Лаубе арендном доме на ул. Алберта, 11 . В отделке здания использованы натуральные материалы, в том числе известковый туф и дерево, а также этнографические орнаменты.
  • Фасад Дома Рижского латышского общества (ул. Меркеля, 13 ) украшен яркими сказочными образами, созданными латышским художником Янисом Розенталсом.

Музей "Рижский центр югендстиля"

Построено в 1903 году как личный дом известного латышского архитектора Константина Пекшенса, который он проектировал вместе с Эйженом Лаубе. Символом здания является его подъезд с чрезвычайно изысканной винтовой лестницей.

В интерьере музея размещена аутентичная рижская мебель начала XX века, посуда, предметы искусства, часы, одежда, вышивка и другие предметы. Неторопливые беседы с дамами в нарядах эпохи югендстиля позволят проникнуться очарованием модерна.

Оазис югендстиля на западе Латвии

Значительное наследие югендстиля хранит портовый город . Вот некоторые здания, на осмотр которых следовало бы выделить время:

  • шестиэтажный арендный дом на ул. Базницас, 18 , или "Голубое чудо" – одна из самых значительных построек югендстиля в Лиепае;
  • здание на ул. Грауду, 44 , отделка которого насыщена декоративными элементами;
  • арендный дом на ул. Куршу, 21 , в подъезде которого сохранилась уникальная стенная и потолочная роспись;
  • арендные дома на ул. Грауду, 34 , и Лиела, 4 , выдержанные в стиле национального романтизма.

Андреас Лехне

В 1895 году торговец из Гамбурга, знаток восточного искусства Самуэль Бинг открыл в Париже художественный салон, названный «Ар нуво». Среди выставленных в нем работ были произведения Хенри ванн де Велде, Луиса Комфорта Тиффани, Феликса Валлотона и Константена Менье.

Они вызвали благожелательные отзывы критики, и в 1897 году некоторые из них попали на международную художественную выставку в Дрездене, где образы оформления интерьера, выполненные брюссельским художником ванн де Вельде, стали настоящей сенсацией. На автора со всех сторон посыпались заказы, и он выступил родоначальником югендстиля - немецкого ар нуво.

Югендстиль в Мюнхене

Колыбелью югендстиля, откуда он распространился по всей Германии, был Мюнхен. Этот сравнительно небольшой город благодаря честолюбивой политике Веттельбахов - правителей Баварии - превратился в один из ведущих художественных центров Германии. В 1893 году мюнхенская публика открыла для себя голландского живописца и рисовальщика Яна Тооропа (1858-1928), который продемонстрировал свою приверженность новому стилю, изображая яванских девушек с извивающимися как змеи волосами.

Одним из выдающихся представителей нового направления был Герман Обрист (1863-1927). В 1894 году этот неутомимый путешественник, знакомый со всеми течениями художественного авангарда, перебрался вместе со своей мастерской из Флоренции в Мюнхен. Его настенное панно, получившее название «Удар бича», - изысканнейший образец немецкого «флорализма». Великолепное переплетение стежкой на этой работе напоминает клетки живого организма.

По своему стилю оно чем-то схоже со знаменитой (к сожалению, не сохранившейся) лепниной фасада, выполненной архитектором Августом Энделем для фотоателье «Эльвира» (1897-1899), которая представляла собой замечательный образец использования органических форм в декоративном искусстве. Оба мастера как бы бросали вызов природе.
Художник из Мюнхена Рихард Римершмид (1868-1957), произвел настоящую революцию в области оформления интерьера, соединив югендстиль с местными традициями. В 1900 году его «Кабинет любителя искусств» экспонировался на всемирной выставке в Париже. Ему также принадлежит оформление театра, для которого характерны изящные, струящиеся линии, указывающие на зрелый, уравновешенный стиль, пока еще чуждый геометризму. Римершмид был один из организаторов «Объединенных мастерских искусств и ремесел», целью которых было поднять уровень художественного оформления предметов повседневного спроса и которые в отличие от «Британского общества искусств и ремесел» в полной мере использовали возможности массового производства.

Роль Мюнхена в художественной жизни Германии была связана еще и с такими периодическими изданиями, как «Pan» и особенно «Jugend» - популярный журнал, давший название немецкому модерну.

Благодаря Отто Экману совершено преобразилось и оформление книг. В его работах растительные мотивы в сочетании с зооморфными и абстрактными претерпевают бесконечные метаморфозы: вода переходит в растения, растения - в лебедей или змей, которые в свою очередь принимают антропоморфные черты. Буквы переплетаются, словно лианы, превращаются в языки пламени или колышущиеся струйки дыма.

Новизна подхода, сатира и юмор, характерные для этих иллюстрированных (иногда даже цветными иллюстрациями) изданий, способствовали быстрому распространению идей югендстиля. На страницах «Simplizissimus» художники Гульбрансов, Арнольд, Тени, Пауль помещали едкие карикатуры и юмористические рисунки, среди которых выделялось стилизованное изображение забавной таксы, выполненное Теодором Хейне.

Югенстиль в Берлине

В начале XX века Берлин был не только большим современным городом, но и центром культурной жизни страны, и поэтому его не могли миновать новые течения. В 1898 году художественный авангард окончательно противопоставил себя устаревшей культурной политике императорского двора. Но из-за отсутствия настоящей поддержки даже ведущие мастера были вынуждены довольствоваться случайными заказами. Ван де Велде создавал интерьеры магазинов. Август Эндель, не имевший столь богатых клиентов, занялся убранством зрительного зала Национального театра, создавая мир странных, фантастических форм, навеянных живой природой и чем-то напоминавших его работу для фотоателье «Эльвира». Все, включая униформу билетерш, было выдержано в единой цветовой гамме. Правда, оформление больших магазинов, выполненное Бернхардом Зерингом и Альфредом Месселем, еще не было свободно от влияния старых стилей. Но некоторые черты дизайна - открытая конструкция витрин, обилие стелка, в котором отражаясь, дробятся объемы фасада, - уже предвещали рождение новой архитектуры.

В Берлине появились и другие сооружения, демонстрирующие собой монументальные и эклектичные варианты югендстиля: среди них, пожалуй, самым интересным является здание суда (1896-1905) на Литтенштрассе, в котором поражает контраст между массивностью сооружения и изяществом лестниц.

Венский Сецессион

В отличие от Германии Австро-Венгерская монархия (начиная с 1897 года Венгрия вошла в ее состав) была многонациональным государством с централизованной властью, сосредоточенной в столице - Вене.
Здесь ар нуво нашло приверженца в лице Отто Вагнера (1841-1918), профессора венской Академии художеств и страстного поборника архитектуры, отказавшейся от следования определенному историческому стилю и приближавшейся к требованиям новой эпохи. «Красиво лишь то, что полезно», - внушал он своим студентам.
Выполняя полученный в 1894 году заказ на оформление станции венского метрополитена, Вагнер сначала увлекся графической красотой «флорализма», но вскоре перешл к более сдержанной, функциональной манере. Он выложил фасад своего «Дома майолики» фаянсовой плиткой, облегчавшей уход за зданием и в то же время делавшей его более долговечным, намеренно сведя все оформление к наружному декору. В возведенных по его проекту жилых кварталах на Линке Винцайле преобладают геометрические формы и влияние модерна совершенно отсутствует.

Создание в 1897 году группой художников авангардистов объединения «венский Сецессион» положило начало австрийскому модерну. «Чтобы это недавно зажженное пламя было видно всем, оно нуждается в соответствующем обрамлении, в достойном очаге», - писал один из критиков того времени. Такой «очаг» был создан самым талантливым учеником Вагнера Йозефом Марией Ольбрихом (1867-1908), построившим «Дом Сецессиона» (1898-1899). Это здание напоминает классический храм, но, увенчанное воздушным куполом из золотых листьев, оно стало символом отказа от условности традиционной архитектуры.

Фасад "Дома майолики" в Вене, архитектор Отто Вагнер (1898)

1898 году объединение стало выпускать собственный журнал «Ver Sacrum» и устраивать в «Доме Сецессиона» пользовавшиеся большим успехом выставки, на которых были представлены все виды искусства. Для одной из них, посвященной Бетховену в 1902 году, глава «сецессионистов» художник Густав Климт (1862-1918) под впечатлением Девятой симфонии в исполнении оркестра под управлением Густава Малера создал росписи.

На той же выставке другой член «венского Сецессиона», тоже ученик Отто Вагнера, Йозеф Хофман (1870-1956), представил абстрактную скульптуру подчеркнуто геометрических очертаний, которая, хоть и осталась практически незамеченной, все-таки явилась определенной вехой в истории венского модерна. Времена орнаменталистики подходили к концу. С легкой руки Хофмана (а также благодаря сильному шотландскому влиянию) геометрические формы неожиданно взяли вверх. Орнаментика использовалась все меньше, приоритет отдавался выявления природной красоты материалов.

В полную меру талант Хофмана проявился в архитектуре здания, построенного им в Брюсселе в 1905-1911 годах по заказу бельгийского финансиста Адольфа Стокле. Настоящее произведение искусства в духе Орта, дворец Стокле, несмотря на несколько чрезмерную роскошь, отличает торжество строгих, лишенных декоративности форм, красота которых подчеркнута природными свойствами материалов и мастерство их обработки.
Адольф Лоос (1870-1933) в серии блестящих статей подверг критике югендстиль как направление, противоречащее самим принципам современной цивилизации (правда, под словом «современной» он имел в виду нечто вроде «стерильной»). Выступая против декоративности в архитектуре, он, по сути дела, пропагандировал интернациональный урбанистический стиль.

В противоположность этим космополитическим тенденциям венской архитектуры в других частях Австро-Венгрии, стремясь создать истинно национальную архитектуру, часто использовались фольклорные мотивы. Эти противоречивые тенденции нашли свое выражение в творчестве многочисленных учеников Отто Вагнера, работавших в период между двумя мировыми войнами. Но наиболее полно они проявились в творчестве словенского архитектора Йоже Плечника, прозванного «славянским Гауди», которому удалось соединить функционализм, новаторство формы и фольклор.

Дармтадт - строгость форм

Известный покровитель нового искусства, великий герцог Гессе-Дармштадта Людвиг IV (1868-1937) заказал двум английским архитекторам, Бейли-Скотту и Эшби, оформление личных покоев в своем дворце. Желая оказать покровительство развития искусств и ремесел, он решил пригласить в Дармштадт ведущих художников того времени и предоставить им возможность работать, не зная материальных забот и пользуясь полной свободой. Так, в 1899 году в Матильденхеэ возникла Дармштадская колония художников, стремившаяся воплотить основной принцип югендстиля: синтез искусства и жизни. Один из членов колонии, молодой венский архитектор Йозеф Мария Ольбрих, создал «Дом труда» или, как его еще называют, «Храм», посвященный культуре творчества. Он же спроектировал жилье для всех художников, входящих в группу, за исключением Петера Беренса (1868-1940) из Гамбурга, который построил свой собственный дом, привлекавший к себе всеобщее внимание почти кристаллической четкостью и простотой прямых линий, контрастировавших с декоративностью построек Ольбриха. Это здание ознаменовало вступление югендстиля в его второй период, когда архитектурная форма освобождается от всего лишнего. В Вене, да и в других городах к югендстилю стали относиться просто как к моде и подвергали критике всякое обращение к нему в коммерческих и промышленных целях.



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Жена сергея лаврова - министра иностранных дел Жена сергея лаврова - министра иностранных дел Урок-лекция Зарождение квантовой физики Урок-лекция Зарождение квантовой физики Сила равнодушия: как философия стоицизма помогает жить и работать Кто такие стоики в философии Сила равнодушия: как философия стоицизма помогает жить и работать Кто такие стоики в философии