Взаимосвязь психики и мозга. Теории взаимосвязи

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Связь между психикой и мозгом

Кора имеет асимметричную специализацию определенных центров. Левое полушарие является ведущим в осуществлении речевых и других, связанных с ней функций: чтение, письмо, счет, логическая память, абстрактное мышление и т.д. Правое полушарие связано с осуществлением не опосредованных речью психических функций, обычно протекающих на чувственном уровне, в наглядно-действенном плане.

Индивидуальность личности во многом определяется спецификой взаимодействия отдельных полушарий мозга. Впервые эти отношения были изучены Роджером Сперри. Расщепление мозга, т.е. мозговых связей, испытали и на людях: перерезали мозолистое тело, что избавляло больных с тяжелой формой эпилепсии от мучительных припадков. После подобной операции у пациентов наблюдались признаки «синдрома расщепленного мозга», разделения некоторых функций по полушариям. Человек не рождается с функциональной асимметрией полушарий. Р.Сперри обнаружил, что у больных с «расщепленным мозгом», особенно у молодых, речевые функции есть в зачаточной форме и в правом полушарии. «Неграмотное» правое полушарие может научиться читать и писать за несколько месяцев так, словно оно уже умело все это, но забыло.

Функциональная специфика полушарий изменяется под влиянием как генетических, так и социальных факторов. Асимметрия полушарий мозга – это динамическое образование, в процессе онтогенеза происходит постепенное нарастание асимметрии полушарий мозга. В случае поражения одного полушария, возможна частичная взаимозаменяемость функций и компенсация работы одного полушария за счет другого.

Выводы:

1. В науке установлена связь между отдельными участками мозга и психическими реакциями индивида.

2. Сложные психические процессы локализованы в нескольких центрах. Это представительство в основном асимметрично.

3. Функциональная специфика полушарий пластична, что способствует сохранению важнейших психических функций при частичных повреждениях мозга.

4. Функциональная организация человеческого мозга: энергетический блок; блок приема, переработки и хранения информации; блок, обеспечивающий программирование, регуляцию и контроль деятельности.

5. Основной принцип работы нервной системы связан с понятием рефлекса.

6. Основные законы высшей нервной деятельности построены на взаимодействии возбуждения и торможения. Это – закон силы, закон индукции, закон концентрации, закон суммации.

Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Учеб. пособие. – М.: Педагогическое общество России, 1999. – 276 с.

Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер Л. Мозг, разум, поведение. – М., «Мир», 1988.

| следующая лекция ==>

Человек – это сложный организм, состоящий из множества органов, объединённых в единую сеть, работа которой регулируется точно и безукоризненно. Основную функцию регулирования работы организма осуществляет центральная нервная система (ЦНС). Это сложнейшая система, включающая несколько органов и периферийных нервных окончаний и рецепторов. Важнейшим органом этой системы является головной мозг — сложный вычислительный центр, отвечающий за правильную работу всего организма.

Общая информация о строении мозга

Изучить его пытаются давно, но за все время ученые так и не смогли точно и однозначно на все 100% ответтить на вопрос что это и как работает данный орган. Многие функции изучены, по некоторым имеются только догадки.

Визуально его можно разделить на три основные части: , мозжечок и большие полушария. Однако это деление не отображает всей многогранности функционирования этого органа. Более детально эти части подразделяют на отделы, отвечающие за определенные функции организма.

Продолговатый отдел

Центральная нервная система человека является неразрывным механизмом. Плавным переходным элементом от спиномозгового сегмента цнс является продолговатый отдел. Визуально его можно представить в виде усеченного конуса с основанием вверху или небольшой головки лука с расходящимися от него утолщениями — , соединяющимися с промежуточным отделом.

Выделяют три различные функции отдела — сенсорные, рефлекторные и проводниковые. В его задачи входит контроль за основными защитными (рвотный рефлекс, чхание, кашель) и бессознательными рефлексами (сердцебиение, дыхание, моргание, слюноотделение, секреция желудочного сока, глотание, обмен веществ). Кроме этого, продолговатый мозг отвечает за такие чувства, как равновесие и координацию движений.

Средний мозг

Следующим отделом, отвечающим за связь со спинным мозгом является средний. Но основная функция данного отдела – обработка нервных импульсов и корректировка работоспособности слухового аппарата и зрительного центра человека. После обработки поступившей информации эта формация подает импульсные сигналы для ответной реакции на раздражители: поворот головы в сторону звука, изменение положения тела в случае опасности. К дополнительным функциям можно отнести регулирование температурного режима тела, мышечного тонуса, возбуждение.

Средний мозг человека отвечает за такую важную способность организма, как сон.

Средний отдел имеет сложное строение. Выделяют 4 скопления нервных клеток – бугров, два из которых отвечают за зрительное восприятие, два других за слух. Между собой и с другими отделами головного и спинного мозга связаны нервные скопления все той же нервнопроводящей тканью, визуально похожих на ножки. Общий размер сегмента не превышает 2 см у взрослого человека.

Промежуточный мозг

Еще более сложный по строению и выполняемым функциям отдел. Анатомически промежуточный мозг делится на несколько частей: Гипофиз. Это небольшой придаток мозга, который отвечает за секрецию необходимых гормонов и регулирование эндокринной системы организма.

Условно разделен на несколько частей, каждая из которых выполняет свою функцию:

  • Аденогипофиз – регулятор периферийных эндокринных желез.
  • Нейрогипофиз – связан с гипоталамусом и накапливает в себе выработанные им гормоны.

Гипоталамус

Небольшой участок мозга, важнейшей функцией которого является контроль сердечного ритма и давления крови в сосудах. Дополнительно гипоталамус отвечает за часть эмоциональных проявлений путем выработки необходимых гормонов для подавления стрессовых ситуаций. Еще одна важная функция – контроль голода, насыщения и жажды. В довершение, гипоталамус является центром сексуальной активности и удовольствия.

Эпиталамус

Основная задача этого отдела – регулирование суточного биологического ритма. При помощи вырабатываемых гормонов влияет на продолжительность сна в ночное время и нормального бодрствования в дневное. Именно эпиталамус приспосабливает наш организм к условиям «светового дня» и делит людей на «сов» и «жаворонков». Еще одна задача эпиталамуса – регулирование обмена веществ организма.

Таламус

Данная формация очень важна для правильного осознания окружающего нас мира. Именно таламус отвечает за обработку и интерпритацию импульов, поступающих от переферийных рецепторов. В данный центр обработки информации сходятся данные от зриттельных нервой, слухового аппарата, температурных рецепторов тела, обонятельных рецепторов и болевых точек.

Задний отдел

Как и предыдущие отделы задний мозг включает в себя подразделы. Основная часть – мозжечок, вторая – варолиев мост, представляющий собой небольшой валик нервных тканей для связи мозжечка с другими отделами и кровеносных сосудов, питающих мозг.

Мозжечок

По своей форме мозжечок напоминает большие полушария, он состоит из двух частей, соединённый «червяком» — комплексом проводящей нервной ткани. Основные полушария состоят из ядер нервных клеток или «серого вещества», собранных для увеличения поверхности и объема в складки. Эта часть располагается в затылочной части черепной коробки и полностью занимает всю ее заднюю ямку.

Основная функция этого отдела — координация двигательных функций. Однако мозжечок не инициирует движения рук или ног – только контролирует точность и четкость, порядок выполнения движений, моторика и осанка.

Второй немаловажной задачей является регулирование когнитивных функций. К ним относятся: внимание, понимание, осознание языка, регулирование ощущения страха, ощущение времени, осознание характера удовольствия.

Большие полушария мозга

Основная масса и объем мозга приходиться именно на конечный отдел или большие полушария. Полушарий два: левое – большей часть отвечающее за аналитическое мышление и речевые функции организма, и правое — основная задача которого абстрактное мышление и все процессы, связанные с творчеством и взаимодействием с окружающим миром.

Строение конечного мозга

Большие полушария мозга — это основной «процессорный блок» ЦНС. Несмотря на различную «специализацию» эти сегменты являются дополнением друг друга.

Большие полушария представляют собой сложную систему взаимодействия ядер нервных клеток и нервнопроводящих тканей соединяющих основные участки мозга. Верхняя поверхность,называемая корой, состоит из огромного количества нервных клеток. Её называют серым веществом. В свете общего эволюционного развития, кора – это самое молодое и наиболее развитое образование ЦНС и наивысшее развитие достигло именно у человека. Именно она ответственна за становление высших нервно-психических функций и сложных форм поведения человека. Для увеличения полезной площади поверхность полушарий собрана в складки или извилины. Внутренняя поверхность больших полушарий состоит из белого вещества – отростков нервных клеток, отвечающих за проведение нервных импульсов и связь с остальным сегментами ЦНС.

В свою очередь, каждое из полушарий условно разделяют на 4 части или доли: затылочные, теменные, височные и лобные.

Затылочные доли

Главной функцией этой условной части является обработка нейронных сигналов, поступающих от зрителных центров. Именно тут из световых раздражителей формируются привычные понятия цвета, объема и прочих трехмерных свойств видимого объекта.

Теменные доли

Этот сегмент ответственен за возникновение болевых ощущений и обработку сигналов от тепловых рецепторов организма. На этом их общая работа заканчивается.

Теменная доля левого полушария отвечает за структурирование информационных пакетов, позволяет оперировать логическими операторами, считать и читать. Также этот участок формирует осознание целостной структуры тела человека, определение правой и левой частей, координация отдельных движений в единое целое.

Правая же, занимается обобщением информационных потоков, которые генерируются затылочными долями и левой теменной. На этом участке формируется общая объемная картина восприятия окружающей среды, пространственного положения и риентации, просчет перспективы.

Височные доли

Данный сегмент можно сравнить с «жестким диском» компьютера – долговременное хранилище информации. Именно тут хранятся все воспоминая и знания человека, собранные за всю жизнь. Правая височная доля отвечает за визуальную память – память образов. Левая – тут хранятся все понятия и описания отдельных объектов, происходит интерпретация и сопоставление образов, их названий и характеристик.

Что касается распознавания речи, то в данной процедуре участвуют обе височные доли. Однако функции у них разные. Если левая доля призвана распознавать смысловую нагрузку услышанных слов, то правая интерпретирует интонационную окраску и сопоставление её с мимикой говорящего. Еще одной функцией данного участка мозга является восприятие и расшифровка нейронных импульсов приходящих от обонятельных рецепторов носа.

Лобные доли

Эта часть ответственна за такие свойства нашего сознания, как критическая самооценка, адекватность поведения, осознания степени бессмысленности поступков, настроения. Общее поведение человека тоже зависит от правильной работы лобных долей мозга, нарушения приводят к неадекватности и асоциальности поступков. Процесс обучения, освоения навыков, приобретения условных рефлексов зависит от правильной работы этой части мозга. Это касается и степени активности и любознательности человека, его инициативности и осознанности решений.

Для систематизации функций ГМ они представлены таблицей:

Отдел мозга Функции
Продолговатый мозг Контроль основных защитных рефлексов.

Контроль бессознательных рефлексов.

Контроль равновесия и координации движений.

Средний мозг Обработка нервных импульсов, зрительных и слуховых центров, ответная реакция на них.

Регулирование температурного режима организма, мышечного тонуса, возбуждение, сон.

Промежуточный мозг

Гипоталамус

Эпиталамус

Секрецию гормонов и регулирование эндокринной системы организма.

Осознание окружающего мира, обработка и интерпритацию импульсов, поступающих от переферийных рецепторов.

Обработка информации от периферийных рецепторов

Контроль сердечного ритма и давления крови. Выработка гормонов. Контроль состояния голода, жажды, насыщения.

Регулирование суточного биологического ритма, регулирование обмена веществ организма.

Задний мозг

Мозжечок

Координация двигательных функций.

Регулирование когнитивных функций: внимание, понимание, осознание языка, регулирование ощущения страха, ощущение времени, осознание характера удовольствия.

Большие полушария мозга

Затылочные доли

Теменные доли

Височные доли

Лобные доли.

Обработка нейронных сигналов, поступающих от глаз.

Интерпретация болевых и тепловых ощущений, ответственность за возможность читать и писать, логическая и аналитическая способность мышления.

Долговременное хранилище информации. Интерпретация и сопоставление информации, распознавание речи и мимики, расшифровка нейронных импульсов приходящих от обонятельных рецепторов.

Критическая самооценка, адекватность поведения, настроения. Процесс обучения, освоения навыков, приобретения условных рефлексов.

Взаимодействие отделов мозга

Кроме того, что каждый отдел мозга имеет собственные задачи, целостная структура определяет сознание, характер, темперамент и прочие психологические особенности поведения. Формирование определенных типов определяется различной степенью влияния и активности того или иного сегмента головного мозга.

Первый психотип или холерический. Формирование такого типа темперамента происходит при доминированном влиянии лобных долей коры и одного из подотделов промежуточного мозга – гипоталамуса. Первая генерирует целеустремленность и желание, второй участок подкрепляет эти эмоции необходимыми гормонами.

Характерным взаимодействием отделов, определяющим второй тип темперамента – сангвиника, является совместная работа гипоталамуса и гиппокампа (нижней части височных долей). Основная функция гиппокампа – поддержание краткосрочной памяти и конвертация получаемых знаний в долгосрочную. Результатом такого взаимодействия является открытый, любознательный и интересующийся тип поведения человека.

Меланхолики – третий тип темпераментного поведения. Такой вариант образуется при усиленном взаимодействии гиппокампа и другой формацией больших полушарий – миндалевидного тела. При этом активность коры и гипоталамуса снижена. Миндалина принимает на себя весь «удар» возбуждающих сигналов. Но так как восприятие основных участков мозга заторможено, то реакция на возбуждение низкая, что в свою очередь сказывается и на поведении.

В свою очередь, формируя прочные связи, лобная доля способна задать активную модель поведения. При взаимодействии коры этого участка и миндалин центральная нервная система генерирует только высокозначимые импульсы, игнорируя при этом малозначимые события. Все это приводит к формированию Флегматичной модели поведения – сильного, целеустремленного человека с осознанием приоритетных целей.

Идея взаимосвязи психики и мозга развивалась на протяжении всей истории развития психологических знаний. Еще в IV веке до нашей эры Алкмеон Кротонский сформулировал идею о том, что психические явления тесно связаны с работой мозга.

В XX веке из двух областей знаний (психологии и физиологии) сформировались две новые науки: физиология высшей нервной деятельности и психофизиология. Физиология высшей нервной деятельности изучает органические процессы, происходящие в головном мозге и вызывающие различные телесные реакции. Психофизиология исследует анатомо-физиологические основы психики.

Большой вклад в понимание того, как связана работа мозга и организма человека с психическими явлениями и поведением, внес И. М. Сеченов. Он полагал, что психические явления входят в любой поведенческий акт и сами представляют собой своеобразные сложные рефлексы, то есть физиологические процессы.

Рефлекс (лат. – отраженный) – это ответная реакция организма на раздражитель из внешней и внутренней среды с обязательным участием нервной системы. Представление о рефлексе было разработано еще Рене Декартом.

Сеченов разработал центральное звено в рефлексе, доказывал, что психическое зависит от внешних условий, сделал рефлекторную теорию материалистической.

И.П. Павлов считал, что поведение складывается из сложных условных рефлексов, образованных в процессе научения. Условным рефлексом объяснили научение и поведение. В дальнейшем выяснилось, что условные рефлексы – простое физиологическое явление, и были описаны другие пути приобретения навыков – импринтинг, оперативное обусловливание, викарное научение.

Е.Н. Соколовым и Ч. И. Измайловым было предложено понятие концептуальной рефлекторной дуги , состоящей из трех взаимосвязанных, но относительно самостоятельных систем нейронов: афферентной (сенсорного анализатора), эфферентной (исполнительной) и модулирующей (управляющей связями между афферентной и эфферентной системами). Первая система нейронов обеспечивает получение и переработку информации, вторая система обеспечивает выработку команд и их выполнение, третья система осуществляет обмен информацией между первыми двумя.



Н. А. Бернштейн доказывал, что самое простое приобретенное движение и сложная человеческая деятельность не могут быть выполнены без участия психики. Следовательно, формирование любого двигательного акта - есть активная психомоторная реакция. При этом освоение движения осуществляется под воздействием сознания, которое осуществляет определенную сенсорную коррекцию нервной системы, обеспечивающей выполнение нового движения.

Петр Кузьмич Анохин (1898 – 1974) предложил концепцию регуляции поведенческого акта (отличную от Павловского): модель функциональной системы. Суть концепции: человек не может существовать изолированно от окружающего мира, он постоянно испытывает воздействие внешних факторов. Воздействие внешних факторов было названо Анохиным обстановочной афферентацией , а ответная реакция – ориентировочной реакцией . Поведенческий акт можно представить в виде стадий его регуляции и прохождения.

Первая стадия - афферентного синтеза, включает 4 компонента: 1) мотив поведения; 2) память (прошлый образ); 3) обстановка (обстановочная афферентация); 4) пусковой стимул.

Все воздействия на человека воспринимаются в виде образа. Этот образ соотносится с информацией в памяти и мотивационной установкой. Процесс сопоставления осуществляется через сознание, что приводит к возникновению решения и плана действия.

Вторая стадия – принятие решения

Третья стадия. В ЦНС ожидаемый итог представлен в виде модели, её назвали акцептором результата действия. Это аппарат предвидения или цель, на что направлено действие, формируется ещё на первой стадии.

Четвертая стадия – эфферентный синтез (информация идёт от мозга и периферии, при афферентном – наоборот). При наличии акцептора действия и программы действия, сформированных сознанием, начинается исполнение действия. При этом включается воля, а так же получение информации о выполнении поставленной цели.

Пятая стадия. Информация о результатах действия имеет характер обратной связи (обратной афферентации) и направлена на формирование установки по отношению к выполняемому действию. Информация вызывает эмоции. Если предвидение совпало с результатом, то возникают положительные эмоции, и действие прекращается. Если нет, информация идет на 1 стадию, действие корректируется и выполняется по новой программе.

Данная теория позволяет приблизиться к решению вопроса о взаимосвязи и роли физиологических и психологических процессов.

А. Р. Лурия предложил выделять анатомически относительно автономные блоки головного мозга, обеспечивающие функционирование психических явлений:

1-ый блок (ретикулярная формация ствола головного мозга, отделы среднего мозга, часть лимбической системы, части коры лобных и височных долей) – поддерживает определённый уровень активности;

2-ой блок (кора головного мозга на задних и височных отделах больших полушарий) - познавательные процессы;

3-ий блок (передние отделы коры головного мозга) – функции поведения самоконтроля.

Например, поражение лобных долей мозга наряду со снижением умственных способностей влечёт ряд нарушений в характере и личностной сфере. Люди становятся невыдержанными, вспыльчивыми, грубыми.

С блочным представлением связана проблема локализации психических функций, которая рассматривается в двух противоположных, по исходной установке, концепциях: локализационизма и антилокализационизма . Теория локализационизма рассматривает психические процессы как «привязанные» к определенными участками головного мозга (локализованы). Теория антилокализационизма утверждает, что психические процессы связаны с деятельностью всего мозга.

Филогенез психики

Филогенез – это историческое развитие какого-либо явления на протяжении всего периода его существования (живых организмов, вида и т. д.).

Филогенез психики – это история развития психики на протяжении существования живых организмов.

В предыдущих лекциях мы рассмотрели понятие психики, принятое в отечественной психологии с позиций диалектического материализма. Исходя из этого определения, можно вывести ряд суждений о природе и механизмах проявления психики: 1) психика - это свойство высокоорганизованной живой материи; 2) она обладает способностью получать информацию и создавать на ее основе субъективный образ объективной действительности; 3) получаемая информация служит основой для регуляции внутренней среды организма и формирования поведения, т. е. живая материя, обладающая психикой, способна реагировать на изменения объективной реальности.

Самый общий ответ на вопрос об историческом возникновении психики: психика - результат движения материи. Движение – это способ существования материи, неотъемлемое ее свойство. Не существует материи неподвижной, неизменной пребывающей в абсолютном покое. С другой стороны, вся материя, в том числе и неживая, неорганическая, обладает всеобщим качеством – отражением.

Отражение – это способность материи отвечать на воздействие. Формы отражения зависят от форм существования материи.

I. В неживой материи движение может быть механическим, физическим, химическим. В соответствии с этим и формы отражения, выступающие в виде взаимодействия, будут механическими, физическими, химическими.

II. Для живой материи характерны качественно новые формы движения и соответственно другие биологические формы отражения. На высшем этапе развития живой материи возникает психика как качественно новая форма отражения.

Отличие живой от неживой материи: способность к саморегуляции, способность активно относиться к внешним раздражителям и внутреннему состоянию. Если животное голодно, оно активно ищет пищу, чтобы поддержать жизнеспособность.

В результате эволюции у животных развились многочисленные биологические формы отражения:

1. Элементарная раздражимость (у простейших, одноклеточных, растений). Проявляется в двух формах: притягивание, приближение (если воздействие положительное) и отталкивание, избегание (если воздействие отрицательное). Первичные формы раздражения называют тропизмами.

Тропизмы (или таксисы) – способы реагирования своеобразными движениями по отношению к биотическим воздействиям. Виды тропизма:

Фототропизмы – движение под воздействием света;

Термотропизмы - движение под воздействием тепла;

Хемотропизмы – выбор определенной физико-химической среды.

2. Более сложной формой реагирования обладают животные с более сложной анатомией (моллюски, черви). Это чувствительность , для нее характерна способность к ощущениям. По мнению А. Н. Леонтьева, появление чувствительности у животных может служить объективным биологическим признаком возникновения психики. На этом уровне животное реагирует не только на значимые, но и на нейтральные раздражители. Появляется принципиально новый тип приспособления к окружающей среде – способность к опережающему отражению, а значит к появлению процессов поведения.

Поведение – это сложный комплекс реакций живого организма на воздействия внешней среды. У животных принято выделить три основных формы поведения: инстинкт, навык и интеллектуальное поведение.

2.1.Инстинкт – бессознательные, врожденные акты поведения животных в ответ на сложные раздражители. Это врожденная форма поведения, животное выполняет его без всякого научения. Это видовая форма поведения (рытье норки, строительство гнезда). Инстинктивные действия бессознательны – животное не понимает, что делает. Инстинкт – это целостное, сложное (выслеживание добычи) поведение и этим отличатся от простых рефлексов (одергивание лапы от укола и пр.). Физиологической основой инстинкта является безусловный рефлекс, то есть рефлекс, передающийся по наследству.

2.2. Навык – действие животного, сформировавшееся и закрепившееся в процессе его индивидуальной жизни. Обеспечивает более точное приспособление к условиям жизни. Навык – это действие, формирующееся путем проб и ошибок, в процессе многократного повторения и получения положительного подкрепления. Возникает в результате:1) случайных проб и ошибок; 2) подражания; 3) обучения (дрессуры). Физиологической основой навыка является условный рефлекс (т.е. рефлекс, сформированный при жизни на основе определенных сигналов).

Поведение животных на 2 ступени развития отличается большей степенью гибкости и избирательности. Условный рефлекс может повлиять на безусловный рефлекс и может способствовать расшатыванию инстинктов. Это доказывают эксперименты Павлова.

Например, эксперимент с собакой, которой прижигали кожу электрическим током и давали еду. В результате у собаки при ударе током шла подготовка к пищеварению. Английский физиолог Чарльз Шеррингтон, присутствующий при эксперименте, воскликнул: “Теперь я понимаю радость мучеников, с которой они всходили на костёр”.

2.3. Интеллектуального поведения (связанного с мышлением) достигают немногие животные. На этой ступени наблюдается большая адекватность поведения условиям среды, вариабельность, гибкость поведения. Интеллектуальное поведение накладывается на инстинктивное поведение и на навыки и изменяет их. Таким уровнем поведения владеют антропоиды (человекообразные обезьяны), приматы (другие обезьяны), дельфины, собаки. Эти животные способны решать простые практические задачи.

Особенности интеллектуального поведения животных:

Возникает только при наличии трудностей на пути к цели (проблемная ситуация), когда привычные способы (навыки) не позволяют её достичь;

Интеллектуальные действия животных имеют примитивный характер. Мышление – «здесь и сейчас», виртуального мышления нет;

Проявляется от случая к случаю. А изобретённые способы действия не передаются другим особям, оставаясь достижением одного.

Эффект озарения («Ага»-эффект) описан у обезьян. Для озарения необходимо следующее: 1) все должно быть в зрительном поле (предмет вожделения – банан, и орудие – палка); 2) нужна большая потребность (мотивация); т.е. познавательные действия животных не делаются из любви к искусству; 3) новое поведение приходит внезапно; 4) интеллектуальное поведение происходит тогда, когда устанавливаются новые сущностные характеристики; когда отказываются от предшествующего знания (уже существующего), тогда открываются новые возможности. Предыдущий опыт, как правило, мешает.

Рассмотренные стадии и уровни развития психики представлены в периодизации филогенеза психики Леонтьева – Фабри. Согласно, предложенной ими концепции, психика в своем развитии проходит 2 стадии: 1) стадию элементарной сенсорной психики; 2) стадию перцептивной психики.

I стадия элементарной сенсорной психики представлена двумя уровнями: 1) низшим, который характеризуется развитой раздражимостью (реакции на непосредственное воздействие) и проявлением элементарной чувствительности (реакции на опосредствованное воздействие); 2) высшим, для которого характерно наличие ощущений, элементарных условных рефлексов, двигательной активности (кольчатые черви, брюхоногие моллюски и др. беспозвоночные).

II стадия перцептивной психики представлена тремя уровнями: 1) низшим – животные способны к отражению внешней реальности в форме целостного образа предмета (членистоногие, головоногие моллюски, рыбы, др. низшие позвоночные); 2) высшим – элементарные формы мышления (птицы, некоторые млекопитающие), высокоразвиты инстинкты, способности к научению. 3) наивысшим (А. Н. Леонтьев относил его к 3-й стадии) – появление ориентировочно-исследовательской фазы в поведении. Животные способны решать практические задачи разными способами, переносить эффективные способы решения в другие условия, способны создавать и использовать примитивные орудия, способны к непосредственной фиксации причинно-следственных связей и инсайтам (собаки, дельфины, обезьяны).

Стадия сознательной психики была свойственна примитивному человеку (питекантропы, неандертальцы, кроманьонцы) и есть у современного человека. Если у животных развитие психики связано с законами биологической эволюции, то у человека – с законами общественно-исторического развития. Филогенез психики человека был обусловлен так же развитием руки, возникновением языка и речи, изобретением орудий труда, производством предметов материальной и духовной культуры.

Сознание – это способность отражать окружающий мир в его объективных, устойчивых, не зависящих от субъекта связях.

Лекция 7.Развитие психики человека и сознания – 2 часа

Основные вопросы:

1. Онтогенез психики. Условия и источники развития высших психических функций (речь, культура, знаковые системы, общение и пр.).

2. Сравнение психики животных и человека.

3. Сознание – высшая форма отражения действительности. Признаки и характеристики сознания. Значение и смысл.

4. Соотношение сознательного и бессознательного. Виды проявления бессознательных психических процессов

Вопрос о взаимоотношении психики и мозга является предметом постоянной дискуссии между представителями различных направлений в философии, медицине и психологии.

Отечественная наука утверждает, что психическая деятельность -- это функциональная способность мозга отражать объективную действительность и обеспечивать адекватные взаимоотношения организма с окружающей средой. С психофизиологических позиций психическая деятельность -- это сложный, многоэтапный, многозвеньевой физиологический процесс, все звенья которого функционируют в гармоническом единстве.

Сознание -- это высший уровень отражения действительности, проявляющийся способностью личности отдавать себе ясный отчет об окружающем, о настоящем и прошлом времени, принимать решения и в соответствии с ситуацией управлять своим поведением.

Можно привести характеристику или структуру сознания. Первая характеристика -- это совокупность знаний об окружающем мире, вторая -- закрепленное в сознании отчетливое различение субъекта и объекта, то есть того, что принадлежит «я>> человека и его «не-я». Третья характеристика сознания это обеспечение целеполагающей деятельности. Четвертая характеристика сознания -- наличие эмоциональных оценок в межличностных отношениях.

Психика человека имеет качественно более высокий уровень, чем психика животных (homo sapiens -- человек разумный). Сознание, разум человека развивались в процессе трудовой деятельности, которая возникает в силу необходимости осуществления совместных действий для добывания пищи при резком изменении условий жизни первобытного человека. И хотя видовые биолого-морфологические особенности человека устойчивы уже в течение 40 тысячелетий, развитие психики происходило в процессе трудовой деятельности. психика мозг сознание личность

Трудовая деятельность имеет продуктивный характер, осуществляя процесс воплощения, опредмечивания в продуктах деятельности людей их духовных сил и способностей. Таким образом, материальная, духовная культура человечества -- это объективная форма воплощений достижений его психического развития.

Труд -- это процесс, связывающий человека с природой, процесс воздействия человека на природу. Для трудовой деятельности характерно следующее: 1) употребление и изготовление орудий труда, их сохранение для последующего использования; 2) продуктивный характер и целенаправленность процессов труда; 3) подчиненность труда представлению о продукте труда -- трудовой цели, которая определяет характер труда и способ трудовых действий; 4) общественный характер труда, осуществление его в условиях совместной деятельности; 5) труд направлен на преобразование внешнего мира.

Изготовление, употребление и сохранение орудий труда, разделение труда способствовали развитию абстрактного мышления, речи, языка, общественно-исторических отношений между людьми. В процессе своего исторического развития человек сам изменяет способы и приемы своего поведения, трансформирует природные задатки и функции в высшие психические функции -- специфически человеческие. Общественно и исторически обусловленные формы памяти, мышления, восприятия.

Сознательная деятельность представляет собой одну из высших психических функций. Без участия сознания невозможно представить себе какое-то законченное сложное действие даже на уровне высокоорганизованного млекопитающего, например, процесс выслеживания и добывания пищи хищником, сложный процесс защиты от преследования врагов в мире животных и др. Сознание рассматривают в эволюционно-физиологическом и психосоциальном аспекте.

В эволюционно-физиологическом аспекте сознание было бы правильно квалифицировать как состояние центральной нервной системы, обеспечивающее сложную интегральную высшую деятельность головного мозга и всего организма. У высокоорганизованных животных это психическая деятельность.

В психосоциальном аспекте сознательная деятельность неотделима от психической. Без ясного сознания как определенного состояния мозга невозможна психическая деятельность. Нельзя отождествлять «сознательное» и «психическое». Последнее -- более широкое понятие.

Необходимо различать несколько этапов развития сознательной деятельности, неразрывно связанных со зрелостью ума и соответствующим уровнем общественного сознания и развития психики: психика животных и пред. человека, стадное сознание, сознание разумного человека, сознание человека родового общества и появление самосознания.

Понятие «сознание» относится как к отдельному человеку (индивидуальное сознание), так и к обществу (общественное сознание). Общественное сознание как отражение общественного бытия включает в себя политические, философские, правовые, художественно-эстетические взгляды, морально-этические идеи, нормы, научные знания. Общественное сознание влияет на индивидуальное сознание, на его развитие.

Сознание неразрывно связано с речью, языком. Сознание есть всегда знание о чем-то, имеет активный характер и неразрывно связано с деятельностью.

Важную роль среди различных свойств сознания играет его ориентирующее качество (в месте, времени, окружающей обстановке).

Человек обладает способностью осознавать как окружающий его мир, так и самого себя. Это называется самосознанием, осознанием человеком своего тела, мыслей, действий, чувств, собственного положения в системе общественного производства.

Мир познается и осознается человеком через призму общественных отношений, производственного процесса, орудий труда, языка, этических и эстетических норм. Поэтому сознание человека, в конечном счете, определяется его бытием, т.е. реальной жизнью в конкретно-исторических условиях. О физиологическом механизме сознания И.П. Павлов сказал, что сознание -- это нервная деятельность определенного участка больших полушарий в данный момент, при данных условиях, обладающего известной оптимальной возбудимостью.

Сознание -- это динамический процесс, детерминированный объектом его и опосредуемый мозгом.

Часто в быту употребляется выражение подсознательное. Иногда подсознательно появляются некоторые чувства, происхождение которых человек объяснить не в состоянии. К ним же следует отнести автоматизированные навыки, внушение в гипнозе и т.д.

К области подсознательного следует отнести и работу головного мозга во время сна. Известно, что ряд людей во сне делали открытия (Д.И. Менделеев, А.С. Грибоедов и др.)« Объяснение этому наука еще не дала. В головном мозге во время сна продолжается работа-- происходит анализ и синтез, уточнение и выделение.

Болезнь может изменить самосознание, в частности, нарушить осознание самого себя как больного или понимание себя как личности, своего «я».

Сознание -- особое свойство психики, специально направленное на самоконтроль жизнедеятельности индивида, в том числе, на контроль функционирования и самой психики. Определенную роль не в научной, а в церковной психологии, в восточной психологии и философии занимает понятие «сверхсознание».

Сверхсознание отличается от обычного сознания тем, что в нем представлен не только невидимый мир, но и все сверхразумное и сверхчувственное, а в древнецерковном аскетическом сверхсознании представлено также и сверхъестество Божественных принципов.

Виды сверхсознания. Лодыженский различает три вида сверхсознания: астральный, ментальный и духовный.

Астральное сверхсознание, по Лодыженскому, имеет место в демонской мистике, осуществляется через астральные силы, питаемые в человеке злыми страстями. Астральное сверхсознание составляет элемент в шаманском экстазе, у хлыстов и дервишей. В основе его лежит взвинченная до крайности в пляске или прыганье сила неразумной души.

Ментальное сверхсознание достигается силой концентрированного ума и сознания, то есть возбуждением разумной части души. Психизм -- характерная особенность обоих этих видов сверхсознания. Рудольф Штейнер в книге «Как достичь познания сверхчувственных миров» также уделяет внимание развитию этих центров. В астральном сверхсознании сознание заменяется чувственностью, а в ментальном -- воображением и «змеем». Лодыженский также отмечает роль воображения в развитии сверхсознания.

Духовное сверхсознание в «умной медитации» достигается концентрацией ума в сердце, что вызывает интенцию всего духа в сердце.

В древнецерковной науке нет понятия сверхсознания, а есть божественное сознание.

Обладают ли сознанием животные?

Этот вопрос представляется крайне трудным. Существует довольно широкий спектр научных представлений по этому поводу. Одни ученые абсолютно уверены в отсутствии сознания у животных, другие утверждают, что оно есть у большинства из них. Все эти трудности, по-видимому, объясняются отсутствием четкого определения этой категории.

Некоторые ученые считают, что основным признаком сознания является намеренность действий и направленность на предмет. Другими словами, под сознанием понимают способность организма создавать психические образы и использовать их для управления поведением. Быть в сознании -- это значит «знать, что ты делаешь, что собираешься делать и каким способом будешь это осуществлять». Сознательность поведения включает в себя наличие сознательно поставленной цели и намерения выполнения действий. Одним из проявлений намеренного поведения, по мнению ряда ученых, является демонстрация отвлекающего поведения. Пример такого поведения -- поведение птицы, которая уводит хищника от своего гнезда, притворяясь раненой. Когда птица, волоча якобы сломанное крыло, отводит хищника на безопасное расстояние, она внезапно вновь возвращается к своему нормальному поведению и улетает. Однако этологи объясняют данное поведение как чисто инстинктивное в понятиях ритуализированной демонстрации. Данные наблюдений за деятельностью высших приматов позволяют предположить наличие у них действительно намеренного поведения. В исследованиях Д. Примака изучалась способность шимпанзе к намеренной коммуникации путем создания ситуаций, в которых человек и обезьяна могли кооперироваться или конкурировать друг с другом при добывании пищи. Они сообщали друг другу посредством невербальных сигналов о местонахождении спрятанной пищи. Когда человек помогал шимпанзе, отдавая ей всю найденную пищу, обезьяна также посылала и получала поведенческие сигналы о месте, где спрятана еда. В случае же конкуренции, когда человек забирал всю найденную пищу себе, шимпанзе научилась вводить конкурента в заблуждение, не подавая ему нужных сигналов и не принимая в расчет «ложные» сигналы, подаваемые человеком, чтобы сбить обезьяну с толку. Такое поведение обезьяны заставляет предположить наличие у нее способности разгадывать цели и намерения человеческого поведения и знаний о том, как человек воспринимает их собственное поведение.

Есть также данные о том, что высшие антропоиды действительно способны к обману. В исследованиях Я. Рогинского было обнаружено явление «психической мимикрии», т.е. способность к двойственным поступкам, когда одновременно выполняются два действия. Обезьяна может маскировать свои агрессивные истинные намерения, демонстрируя дружелюбные действия. Так, шимпанзе Беата, которую исследователь как-то обидел, протянула ему руку, прося корма, а при приближении ученого к клетке поцарапала ему лицо и порвала халат.

Сознательная активность человека предполагает наличие специфичных только для него видов поведения; В частности, таким видом является альтруизм. Под альтруизмом в человеческой психологии понимают такую форму человеческого поведения, где центральным мотивом являются интересы другого человека или социальной группы. При том личность жертвует своими интересами в пользу других, не преследуя каких-либо материальных и прочих выгод. Таким образом, человеческое поведение выгодно реципиентам и невыгодно донору. Некоторые ученые пытаются доказать наличие альтруизма у животных, однако их рассуждения носят либо антропоморфический характер, либо за альтруистическое поведение выдаются факты заботы о потомстве или симбиотическое поведение. Правда, необходимо отметить наличие единичных достоверных наблюдений об оказании животным помощи другому животному. Даже скудные наблюдения говорят о возможности альтруизма у животных.

Другой характеристикой сознания является способность индивида к рефлексии, т.е. осознанию самого себя, своих чувств, переживаний и действий. Осознают ли животные самих себя в этом смысле? С одной стороны, эксперименты по обучению крыс показали, что животные способны строить свое инструментальное поведение на основе информации об их собственном поведении и сигналов, поступающих из внешней среды. Это может свидетельствовать в каком-то смысле о том, что крысы знают о своих действиях, но это не означает, что они их осознают. Знание собственных действий может быть тождественно знанию сигналов внешнего мира. С другой стороны, эксперименты с высшими антропоидами по их реагированию на зеркало, показывают, что шимпанзе и орангутанги могут узнавать себя в зеркале. Молодые шимпанзе, рожденные на воле, пользовались зеркалом, чтобы чистить те части своего тела, которые увидеть другим путем невозможно. Вместе с тем воцрос о способности животных реагировать на части своего тела в зеркале как проявление самосознания остается открытым.

В отечественной психологии под самосознанием понимается прежде всего относительно устойчивая, осознанная и переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой строится взаимодействие с окружающим миром и другими людьми, а также вырабатывается отношение к себе. Осознание себя подразумевает установление отличий от других, что осуществляется с помощью человеческой речи. С этой точки зрения, видимо, нельзя говорить о наличии самосознания у животных. Однако некоторые ученые, признавая отличие человеческого интеллекта, обусловленного использованием языка, от мышления животных, не исключают наличие сознания у животных. Так, Д. Макфарланд отмечает, что хотя «нам трудно представить сознание без языка, однако это не дает нам права считать, что животные, которые не имеют языка или обладают очень примитивным языком, не имеют сознания».

Подводя итог, можно отметить, что у животных есть некоторые предпосылки к зарождению сознания, однако только человек способен обобществлять свой опыт, создавать совместные знания, которые закрепляются в речи, образцах материальной и духовной культуры. Человек способен выделять себя из окружающего мира благодаря членораздельной речи, понимать поведение других людей и сопереживать им, хотя последнее обнаружено и у животных.

Лекция № 2

Тема: ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О ПСИХИКЕ. СВЯЗЬ ПСИХИКИ И МОЗГА

План

Понятие психики.

Филогенез и онтогенез психики

Высшие психические функции

История взглядов на связь психики и мозга

Строение и свойства нервной системы

Функциональная организация человеческого мозга

Основные законы высшей нервной деятельности

Связь между психикой и мозгом.

1. Понятие психики. Дадим определение: Психика – это системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении неотчуждаемой от него картины этого мира и саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности .

Что такое высокоорганизованная материя? – Организм человека: и мозг, и нервы и органы чувств. Субъект – это человек как источник активности, преобразования действительности. Отражение активное, т.е. в результате отражения строится картина этого мира, и построить эту картину можно только, если проявить активность, захотеть. Последняя часть определения о том, для чего нужна эта картина. Для саморегуляции. Картина мира должна быть неотчуждаема (иначе – как итог – психическое заболевание).

Есть два философских понимания природы проявления психики: материалистическое и идеалистическое . Согласно материалистическому пониманию психические явления представляют собой свойство высокоорганизованной живой материи. Они возникли в результате длительной биологической эволюции живой материи. Согласно идеалистическому пониманию психики, в мире существует не одно, а 2 начала: материальное и идеальное . Они независимы, вечны, не сводимы и не выводимы друг из друга. И в материалистическом и в идеалистическом подходе есть свои существенные недостатки. Ни одной из философских позиций не удалось одержать верх над другой. (Вечный вопрос философии: Что же первично – материя или дух ?)

Итак, повторим, психика – это системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира . Отражение – это всеобщее свойство материи, заключающееся в воспроизведении особенностей отражаемого объекта или процесса.

Этим свойством обладает вся материя – живая и неживая. В неживой природе это может быть физическое и химическое взаимодействие веществ (луч света отражается от зеркала, диффузия и т.д.). Живой материи присущи биологические формы отражения. Это может быть психическое отражение, а может и чисто физиологическое (процессы метаболизма, например).

Особенности психического отражения .

1. Принадлежность индивиду, субъекту всего того, что он отражает (испытывает) – мысли, чувства, стремления, всего того, что составляет внутреннее содержание нашей жизни.

Если в результате психического отражения получился некий образ, то его у субъекта отнять уже не удастся никому.

2. Психика отражает объективную реальность, существующую вне и независимо от нее.

В результате психического отражения возникает образ предметов реального мира. Мы можем лишь преобразовывать, комбинировать и изменять в размерах и формах то, что отразила наша психика.

3. При физическом отражении обязательно идет изменение предметов, веществ, вступивших во взаимодействие (луч света меняет направления, а на поверхности зеркала выбиваются ионы серебра, при диффузии изменяется состав обоих веществ). А при психическом отражении – материальный мир не меняется, меняется только внутренний психический мир.

Мир остался неизменным, а мы уже можем пользоваться его образом. Итак, в результате психического отражения нам удается построить психический образ.

Свойства психического образа .

1. Образ обладает идеальностью .

Потому что существует только в голове человека. Не существует его материального овеществления. Его нельзя потрогать, взвесить.

2. Образ субъективен .

Психический образ дерева заключает в себе те свойства, которые важны, необходимы отражающему субъекту. Поскольку образ субъективен, он неизбежно несёт на себе печать отдельной личности. Образ не существует вне конкретной личности, он зависит от развития нервной системы и мозга, от состояния организма в целом, от опыта людей и т.д.

3. Образ объективен .

4. Образ демонстрирует неполноту отражения .

Поскольку образ предмета идеален, субъективен, несёт на себе печать личности, то не может отразить всё то многообразие свойств, связей, сущностей, которые заключены в объекте психического отражения. Мир, как известно, одновременно и познаваем, и не познаваем.

Формы проявления психики .

1. Психические процессы . К ним относятся познавательные процессы (внимание, память, мышление и т.д.), мотивация и мотивирование, рефлексия, волевые процессы, творчество.

2. Психические свойства . Сюда относят все свойства личности, волю, направленность, способности, темперамент и характер, совесть, трудолюбие и т. д.

3. Психические состояния . Это огромный класс психических явлений, который, к сожалению, в рамках общей психологии мало затрагивается. В основном рассматриваются эмоциональные состояния: настроения, стресс, аффект, и т.д. Но есть ещё и установка, интерес, вдохновение, убежденность, сомнение, апатия, самоактуализация, паника и многие другие.

2. Филогенез и онтогенез психики. Филогенез психики – это процесс возникновения и исторического развития психики и поведения животных, возникновения и эволюции форм сознания в ходе истории человечества . Филогенез – (от греч. Phyle – род, племя, вид и genos – происхождение) – историческое формирование группы организмов.

Онтогенез – (от греч. – ontos – сущее) – процесс развития индивидуального организма . В онтогенезе изучается формирование основных структур психики индивида от зачатия до смерти.

Антропогенез – (от греч. – antropos – человек) – процесс происхождения человека (Homo sapiens). Изучаются и морфологические преобразования, и глубочайшие качественные изменения поведения и психики от человекоподобной обезьяны до современного человека.

Подходы к пониманию того, кому присуща психика:

1. антропопсихизм (Декарт) – психика присуща только человеку;

2. панпсихизм(французские материалисты) – всеобщая одухотворенность природы; всей природе, всему миру присуща психика (и камню в том числе);

3. биопсихизм: психика – это свойство живой природы (присуще и растениям);

4. нейропсихизм (Ч.Дарвин) – психика свойственна только организмам, которые имеют нервную систему;

5. мозгопсихизм (К.К.Платонов) – психика только у организмов с трубчатой нервной системой, имеющих головной мозг;

6. критерием появления зачатков психики у живых организмов является наличие чувствительности (А.Н.Леонтьев) – способности реагировать на жизненно незначимые раздражители среды (запах, звук и т.п.), которые являются сигналами для жизненно важных раздражителей (пища, опасность), благодаря их объективно устойчивой связи. Критерием чувствительности является способность образовывать условные рефлексы.

Одну из гипотез, касающуюся стадий и уровня развития психического отражения, предложил А.Н.Леонтьев, позднее она была доработана и уточнена К.Э.Фабри. Так появилась концепция Леонтьева-Фабри.

Вся история развития психики согласно этой концепции делится на ряд стадий и уровней. Выделяются 2 стадии: 1) элементарной сенсорной психики (от лат. Sensys – чувство, ощущение) и 2) перцептивной психики (от лат. Perceptio – восприятие).

3. Высшие психические функции. Развитие психики на уровне человека идет в основном за счет памяти, речи, мышления и сознания благодаря усложнению деятельности и совершенствованию орудий труда, изобретению знаковых систем. У человека возникают высшие психические процессы.

Высшие психические функции – это сложные, прижизненно формирующиеся системные психические процессы, социальные по своему происхождению

Социальные, а, следовательно, вне общества эти функции не развиваются, человек так и не становится личностью, если развивается и формируется вне человеческого общества. Пример тому – многочисленные «Маугли».

Высшие психические функции (ВПФ) как системы обладают большой пластичностью, взаимозаменяемостью входящих в них компонентов.

В онтогенезе психики различают генетическое, внутренне обусловленное созревание, и внешнее формирование под воздействием среды и воспитания. Вот эта вторая половинка онтогенеза, т.е. формирование под воздействием среды и воспитания, происходит в ходе интериоризации и экстериоризации.

Формирование ВПФ характеризуется тем, что первоначально они существуют как форма взаимодействия между людьми и лишь позже – как полностью внутренний (интериоризированный) процесс. Превращение внешних средств осуществления функции во внутренние психологические носит название интериоризации.

Интериоризация (от лат. Interior – внутренний) – формирование внутренних структур человеческой психики благодаря усвоению структур внешней социальной деятельности. Самый яркий пример – человеческая речь, которую он (человек) получает извне. Сначала усваиваем, запоминаем слова в процессе общения, а затем речь становится инструментом мышления, частью личности, неотделимым от нее элементом. Речь интериоризована.

Экстериоризация (от лат. Exterior – внешний) – переход внутренних, психических актов во внешний план, в конкретные внешние реакции и действия человека. Пример: человек что-то понял, усвоил и в процессе объяснения этого другому человеку он экстериоризирует данный продукт в речи. Не путать с заученным и пересказанным!

4. История взглядов на связь психики и мозга. Естествоиспытатели и врачи, изучающие анатомию человека, еще в древности высказывали предположение о связи психических явлений с деятельностью мозга и рассматривали психические болезни как результат нарушения его деятельности. В 18 веке возникло предположение о том, что сам мозг определяет деятельность психики человека. Представитель такого подхода – Франц Галль. Он предположил, что все умственные способности человека могут быть определены по расположению шишечек на черепе, лежащих над соответствующими участками мозга. Так возникла френология . Появились френологические карты . Через некоторое время выяснили, что поверхность черепа и его шишечки не соответствуют внутренним шишечкам. Теория легко вошла в жизнь, но и быстро была отвергнута.

В последней трети 19 века были сделаны два важных открытия, которые доказали, что существует связь между отдельными участками мозга и определенными психическими явлениями. Поль Брок описал историю больного, который утратил способность говорить, но мог нормально читать, писать, а также понимать все, что ему говорили. Причина – поражение особого участка коры, прилегающего к двигательной зоне. Эта зона управляет мышцами лица, языка, челюстей и глотки. Этот участок коры получил название зоны Брока . Карл Вернике выделил участок, поражение которого приводит к тому, что больные произносят хорошо артикулированные звуки, из которых они строят грамматически правильные, но совершенно бессмысленные фразы. Этот участок стал называться зоной Вернике. Обе зоны соединяются нервными волокнами, образующими так называемый дугообразный пучок . Через весь мозг идет извилина: от уха до уха. Та ее сторона, которая расположена ближе к затылку – это зона сенсорной чувствительности (все ощущения, болевые, прикосновения, тепла и т.д.). Та, что ближе ко лбу, – двигательная зона . Гораздо позже исследователи «прошлись по всей длине, «прощупали» всю эту извилину и определили, где и как представлены в ней наши части тела: от стопы… до гортани. Выяснилось, что больше всего места на этой двигательной извилине занимает голосовой аппарат и большой палец руки .

5. Строение и свойства нервной системы. Нервная система состоит из двух отделов: центрального и периферического . Центральный включает: головной мозг, промежуточный и спинной мозг. Все остальное – периферическая часть – это нервные волокна, идущие к поверхности тела, к органам чувств и внутренним органам, и идущие от них к центральной нервной системе (ЦНС). ЦНС – это скопление нервных клеток. Рассмотрим, как устроена нервная клетка – нейрон.

Большинство нейронов – специализированные, и выполняют специфические функции. Сенсорный нейрон проводит нервный импульс от рецепторов к ЦНС; двигательный нейрон проводит нервный импульс от ЦНС к органам движения и нейрон локальной сети , который проводит нервный импульс от одного участка ЦНС к другому. На внутренних органах и на поверхности тела нервные клетки своими аксонами подходят к рецепторам органическим устройствам, предназначенным для восприятия различных видов энергии (механической, электромагнитной, химической и др.) и преобразования ее в энергию нервного импульса . Весь организм фактически соткан из массы разнообразных рецепторов. Особенно их много в органах чувств: глаз, ухо, кожа и т.д. Рецепторы это первая составная часть анализатора.

Анализатор нервный аппарат, осуществляющий функцию анализа и синтеза раздражителей, исходящих из внешней и внутренней среды организма.

Анализатор состоит из трех различных отделов :

1. Рецепторы , преобразующие внешнюю энергию в нервный процесс.

2.Проводящие пути : а) афферентные , идущие от рецептора к отделу ЦНС; б) эфферентные , по которым импульсы из коры головного мозга передаются к нижним уровням анализатора, в том числе и к рецепторам и регулируют их активность.

3.Участок коры головного мозга , где перерабатывается информация.

Сам головной мозг делится на правое и левое полушарие , а также на их основные доли: лобная, теменная, затылочная и височная. Большие полушария покрыты массой нейронов (около 10 миллиардов), носящей название коры. Спинной мозг и мозговой ствол осуществляют, главным образом те формы рефлекторной деятельности, которые являются врожденными (безусловные рефлексы), а кора больших полушарий – это орган приобретаемых при жизни форм поведения, регулируемых психикой.

По классификации К.Бродмана, кору головного мозга (к.г.м.) делят на 11 областей и 52 поля. В наиболее развитых полях к. г.м. имеется 6-7 слоев нервных клеток. В к.г.м. поступают импульсы, идущие от подкорковых структур и ствола мозга, в ней же осуществляются основные психические функции человека.

Кора делится на корковые зоны. Зона зрительного анализатора расположена в затылочных отделах больших полушарий, слуховая – верхние отделы височных долей, обонятельные ощущения локализованы в более древних отделах коры головного мозга. А вот речь в к.г.м. локализована в нескольких центрах – лобных, теменных и височных. Это свидетельствует не только о сложности данного психического процесса, но и об особой важности речи в регуляции психики. Это представительство речевой функции асимметрично : она локализована в основном в левом полушарии. Это касается также и ряда других психических функций. !!! Обрати внимание на орфографию слова а – симметрично (варианты написания: асс , сим , се м, ми т, асс имм и т.д.) !!!

6. Функциональная организация человеческого мозга. Этот вопрос рассматривается в трудах различных ученых, в частности, А.Р.Лурии. Он включил в функциональную организацию человеческого мозга три основных блока.

1. Энергетический .

Поддерживает тонус, необходимый для нормальной работы высших отделов коры головного мозга. Энергетический блок расположен в верхних отделах мозгового ствола. Здесь находится ретикулярная формация – это совокупность нейронных структур, напоминающих тонкую сеть. Эта структура изменяет электрическую активность головного мозга, вызывает состояние бодрствования или сна. При повреждении функций первого блока внимание становится неустойчивым, появляются безразличие, сонливость.

2. Блок приема, переработки и хранения информации .

Этот блок включает задние отделы обоих полушарий, теменные, затылочные и височные отделы коры. При нарушении нормальной работы второго блока происходит потеря чувствительности – кожной и глубокой (проприоцептивной), теряется четкость движений и т.д.

3. Блок, обеспечивающий программирование, регуляцию и контроль деятельности .

Располагается в лобных отделах коры. Поражение третьего блока приводит к дефектам поведения, изменениям в сфере движений . При поражении лобных долей оказывается возможным выполнение отдельных логических операций, но невозможно спланировать ход решения задачи, выпадает ориентировочная основа действий. Здесь же хранится память о нашей личности.

Основной принцип работы нервной системы связан с понятием рефлекса . И.П.Павлов в известных опытах с собаками доказал наличие двух видов рефлексов: безусловного и условного.

Безусловный рефлекс (от лат. reflexus – отражение) – это наследственно закрепленная форма реагирования на биологически значимые воздействия внешнего мира или изменения внутренней среды организма.

После открытия безусловного рефлекса была определена рефлекторная дуга. (См. строение анализатора). В отличие от условных рефлексов, действующих таким же образом, безусловные рефлексы обеспечивают приспособление к относительно постоянным условиям. Однако в чистом виде безусловные рефлексы практически не существуют. В онтогенезе на их основе надстраиваются сложные системы условных рефлексов. Общепринятой классификации безусловных рефлексов не имеется , однако выделяют важнейшие из них – пищевой, оборонительный, половой, ориентировочный.

Условный рефлекс это временная связь, которая вырабатывается путем сочетания условного и безусловного раздражителя.

В результате образования условного рефлекса раздражитель, прежде не вызывавший соответствующей реакции, начинает ее вызывать, становясь сигнальным (условным, т.е. обнаруживающимся при определенных условиях) раздражителем. Условный рефлекс индивидуален и приобретается в течение жизни одного человека (или одного животного).

Различают два вида условных рефлексов :

1. Классический , получаемый по указанной методике. Именно такие условные рефлексы вырабатывал И.П.Павлов у своих собак. Такой условный рефлекс повторяет безусловную реакцию.

2. Инструментальные (оперантные) условные рефлексы, при выработке которых безусловное подкрепление дается только после возникновения определенной двигательной реакции животного.

Выработанная в течение жизни система условных рефлексов называется динамическим стереотипом . ДП лежит в основе навыков и привычек.

7. Основные законы высшей нервной деятельности. Говоря о законах высшей нервной деятельности, прежде всего необходимо усвоить два из них: возбуждение и торможение .

Возбуждение – это процесс активации всей нервной системы или определенного участка, т.е. переход от состояния покоя к состоянию активной деятельности. Процесс возбуждения возникает лишь при определенной интенсивности внешнего стимула, превышающей порог ощущений, свойственный данному органу.

Торможение – противоположный процесс – особый нервный процесс, который проявляется в подавлении возбуждения определенного участка мозга. Безусловное торможение включает в себя: 1) индукционное (внешнее) торможение – экстренное прекращение условно-рефлекторной деятельности при воздействии посторонних стимулов; биологическое значение его – обеспечение ориентировочной реакции на неожиданно возникший раздражитель. 2) запредельное (охранительное) торможение , которое возникает при действии стимулов, возбуждающих соответствующие корковые структуры выше присущего им предела работоспособности, и обеспечивает тем самым реальную возможность ее сохранения или восстановления. 3) внутреннее торможение – это проявление внутренних закономерностей работы коры. Например, угасание условных рефлексов. Так, наблюдается постепенный распад навыка, если его не подкреплять упражнением. К этому виду торможения относится и торможение, лежащее в основе выдержки, умение сдерживать непосредственные побуждения, желания.

Процессы возбуждения и торможения образуют основу высшей нервной деятельности. Их динамика накладывает печать на все акты поведения, вплоть до самых сложных, а их индивидуальные особенности определяют тип высшей нервной деятельности (темперамент). Эти два процесса постоянно сменяют друг друга.

Однако в мозге может возникнуть доминанта – (от лат. dominans – господствующий), временно господствующая рефлекторная система, обусловливающая работу нервных центров в данный момент и тем самым придающая поведению определенную направленность.

Учение о доминанте было создано А.А.Ухтомским. Как господствующий очаг возбуждения, доминанта суммирует и накапливает импульсы, текущие в центральную нервную систему, одновременно подавляя активность других центров. Этим объясняется системный характер и целенаправленность поведения организма и основа внимания.

Принцип доминанты объясняют законы высшей нервной деятельности .

1. Закон силы . Его можно определить как наличие определенной границы возбуждения, после которой нервная клетка перестает работать, чтобы не быть разрушенной. Если она продолжит работать, то она просто погибнет. Иногда нужно всему мозгу отключиться, тогда возникает запредельное торможение. Сильные эмоциональные вспышки у некоторых людей доходят до так называемого «эмоционального шока», т.е. внезапной скованности.

2. Закон индукции (дословно – наведение). По этому закону взаимодействуют между собой процессы возбуждения и торможения. Если один участок мозга находится в состоянии сильного возбуждения, то рядом находящиеся участки мозга начинают затормаживаться. а) Положительная индукция : возбуждение расходится веером по мозгу от участка возбуждения и область возбуждения расширяется. б) Отрицательная индукция : лежит в основе условного рефлекса, она же – причина отвлечения или понижении внимания к объекту под влиянием какого-либо нового, сильного внешнего воздействия.

3. Закон концентрации . Осуществляется при работе участка мозга со средней силой возбуждения и воздействии раздражителя средней силы. В этом случае мы имеем постепенное усиление деятельности четко ограниченного участка мозга.

4. Закон суммации . Правила суммации:

а) Два или несколько раздражителей дают при суммации точную сумму, точный эффект, если они средней силы.

б) Слабый и сильный раздражитель в сумме дают единый эффект до определенного предела, после которого по закону силы мы можем получить парадоксальную ситуацию.

в) Несколько сильных раздражителей в сумме дают всегда меньший эффект, чем каждый в отдельности.

8. Связь между психикой и мозгом. Кора имеет асимметричную специализацию определенных центров. Левое полушарие является ведущим в осуществлении речевых и других, связанных с ней функций: чтение, письмо, счет, логическая память, абстрактное мышление и т.д. Правое полушарие связано с осуществлением не опосредованных речью психических функций, обычно протекающих на чувственном уровне, в наглядно-действенном плане.

Индивидуальность личности во многом определяется спецификой взаимодействия отдельных полушарий мозга . Впервые эти отношения были изучены Роджером Сперри. Расщепление мозга, т.е. мозговых связей, испытывали и на людях: перерезали мозолистое тело, что избавляло больных с тяжелой формой эпилепсии от мучительных припадков. После подобной операции у пациентов наблюдались признаки «синдрома расщепленного мозга », разделения некоторых функций по полушариям. Человек не рождается с функциональной асимметрией полушарий. Р.Сперри обнаружил, что у больных с «расщепленным мозгом », особенно у молодых, речевые функции есть в зачаточной форме и в правом полушарии. «Неграмотное » правое полушарие может научиться читать и писать за несколько месяцев так, словно оно уже умело все это, но забыло.

Функциональная специфика полушарий изменяется под влиянием как генетических, так и социальных факторов. Асимметрия полушарий мозга – это динамическое образование, в процессе онтогенеза происходит постепенное нарастание асимметрии полушарий мозга . В случае поражения одного полушария, возможна частичная взаимозаменяемость функций и компенсация работы одного полушария за счет другого.

Выводы:

1. В науке установлена связь между отдельными участками мозга и психическими реакциями индивида.

2. Сложные психические процессы локализованы в нескольких центрах. Это представительство в основном асимметрично.

3. Функциональная специфика полушарий пластична, что способствует сохранению важнейших психических функций при частичных повреждениях мозга.


Похожая информация.




Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Жена сергея лаврова - министра иностранных дел Жена сергея лаврова - министра иностранных дел Урок-лекция Зарождение квантовой физики Урок-лекция Зарождение квантовой физики Сила равнодушия: как философия стоицизма помогает жить и работать Кто такие стоики в философии Сила равнодушия: как философия стоицизма помогает жить и работать Кто такие стоики в философии