Влияние темных тонов на здоровье. Как влияет розовый цвет на человека

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Влияние цветов на психику человека было замечено еще в древние времена разными шаманами, знахарями и колдунами. Они могут вызывать радость и огорчение, приносить успокоение или же раздражение, обладая поразительными возможностями.

Разноцветная жизнь

Каждый человек замечал воздействие цвета, когда надевал красный джемпер, притягивая к себе взгляды окружающих. Для западного общества мрачно будут выглядеть люди, одетые в черных тонах, а вот белоснежное платье невесты говорит о торжественном моменте и чистоте события. Если вас интересует психологическое воздействие цвета, то ответы на многие вопросы вы найдете в представленной статье.

Почему так происходит?

Все то, что непонятно, манит человека, разжигая познавательный интерес. Влияние цветов на психику человека обусловлено излучением электромагнитных волн каждым цветом. Эти волны в силу своей длины имеют различное воздействие. Они обладают целебными свойствами, поскольку мы не только видим цвет глазами, но и ощущаем кожей электромагнитное излучение. Подобрав "правильные" цвета конкретно для себя, человек может почувствовать себя более здоровым и веселым.

Психологическое воздействие цвета заключается в том, что он является своеобразной "эмоциональной пищей", и, соответственно, чтобы нормально функционировать, нашему организму нужны различные оттенки в разной пропорции. Они могут помочь восстановить душевный баланс личности и даже некоторые аспекты физического здоровья. Еда, элементы одежды, мейк-ап, окружающая мебель воздействуют на состояние человека. Благодаря многим исследованиям теперь мы знаем достаточное количество информации о том, каково воздействие цвета на психику человека. В связи с этим можно комбинировать тона и улучшать настроение и общее самочувствие.

О чем нам поведают красный и желтый?

Элементы окружающего мира красного цвета вызывают возбуждение в психике и являются неким принуждением к активности. Благодаря ему напрягаются мышцы и ускоряются движения, а это приводит к повышению работоспособности.

Находясь в помещении, где есть красное освещение, люди показывают высшую производительность. Но со временем, когда организм адаптируется к этому оттенку, уровень производительности падает, а решение задач усложняется. Это объясняется цветовым утомлением.

Если вам нужно преодолевать трудности, быть более решительным и выносливым, то советуем вам использовать в своей жизни красный цвет.

Чтобы стимулировать активность головного мозга, пробудить интеллектуальные возможности, увеличить уровень восприятия зрением, применяйте желтый цвет. Противопоказания: невралгия и перевозбуждение коры. Ну а если вам сопутствуют разочарования и огорчения, то желтый подойдет в самый раз.

Для чего нужен зеленый и синий?

Цвет весенней зелени обеспечивает нормализацию кровяного и глазного давления, дыхания, пульса, увеличение остроты восприятия, концентрации внимания и интеллектуального потенциала. Хотите спокойствия, расслабления и отдыха - смело используйте зеленый, ведь именно он даст то, что вам нужно. Воздействие цвета играет огромную роль в нашей повседневной жизни.

Глубокий синий цвет, постоянно влияя на психику, может привести к высокому уровню утомляемости или даже к депрессии в некоторых случаях. Но если с вами произошло сильное потрясение, то этот цвет может восстановить силы. Он снизит напряжение в мышечной ткани, притупит болевые ощущения, ослабит пульс и успокаивающе подействует на спонтанные импульсы в пылкой личности.

Влияние фиолетового, голубого и коричневого цвета

Фиолетовый цвет имеет противоречивое воздействие на состояние человека, так как может и повысить выносливость, и понизить работоспособность, подавить интеллектуальные возможности или даже привести к депрессивным состояниям.

Чтобы уменьшить тревожные ощущения, снизить кровяное давление и утолить боль, используйте вещи голубого цвета. Но не переборщите, ведь длительное влияние такого цвета приводит к усталости и угнетению некоторых функциональных возможностей человеческого организма.

Коричневый цвет заявляет нам о потребности в релаксе, телесном комфорте. Поэтому если чувствуете такие потребности, то подумайте о том, как принести этот цвет в свою жизнь и немного отвлечься от рабочих моментов.

Контраст черного и белого

Любителям белого цвета свойственна потребность в свободе, разрыве обременительных связей и желание начать все с чистого листа. Если вы хотите что-нибудь забыть и освободиться из оков воспоминаний, окружите себя белым цветом.

Черный тон характеризует человека, который восстает против собственной судьбы. Этот цвет обладает важными лечебными свойствами, так как поглощает другие оттенки и действует на организм достаточно положительно.

Определив свои цветовые предпочтения, их стойкость или изменчивость, вы сможете распознать собственные эмоциональные и физические реакции, общее самочувствие и настроение.

Влияние цвета на психику детей

Дети постоянно окружены различными цветами, они познают мир, и следует с умом подходить к цветовому решению детских комнат, мебели, игрушек и одежды. Нет никаких сомнений, что влияние цвета на психику ребенка - один из самых актуальных вопросов для молодых родителей. По данным норвежских ученых, малолетние дети, находящиеся на учете в органах внутренних дел, или несовершеннолетние преступники останавливали свой выбор на черном цвете. Люди, которые имеют склонность к самоубийству, тоже выбирают этот тон.

Влияние цветов на психику человека, особенно маленького, основано на нескольких принципах. Во-первых, повседневная жизнь малыша должна быть наполнена большим количеством разных оттенков, важно одно - грамотное их сочетание.

Во-вторых, стены и потолок в детской комнаты должны быть либо белые, либо светлые, но никак не темные, поскольку это будет влиять как на эмоциональное состояние малыша, так и на его познавательные способности.

В-третьих, используйте голубой цвет, и он поможет спасти вас и вашего малютку от стрессовых воздействий, избавит от болевых ощущений.

В-четвертых, стабильное состояние нервной системы вам обеспечат зеленые оттенки и бело-голубые краски. Зеленый цвет, взятый отдельно, сможет отрегулировать давление и снять усталость.

В-пятых, психологи утверждают, что влияние цвета на психику выражается и в воздействии на развитие речи. Поэтому актуальными станут игры-ассоциации в период от одного до трех лет (например, клубника-красный, солнце-желтый).

В-шестых, если у вашего малыша наблюдается вялость, плохой аппетит, апатичность и резкие скачки настроения, то вам поможет использование красного, желтого и оранжевого цвета.

Зная тонкости цветового воздействия, родители, воспитатели смогут стабилизировать настроение, если нужно, то успокоить или развеселить.

Некоторые хитрости с цветом

Чтобы почувствовать влияние цветов на психику человека, не нужно надевать на себя вещи только одного тона, ведь стильный шарф или сумка красного цвета уже внесут изменения и повысят ваш жизненный потенциал. Главное - сделать акцент. Можно "разбросать" в комнате яркие элементы, например подушки или игрушки, и тогда энергия цвета наполнит помещение.

В гостиной или спальне можно использовать лампочки или светильники разных цветов. Подобный эффект имеют красочные наклейки для оконных стекол, ведь не каждый человек может позволить себе разноцветные витражи.

Ученые советуют изменить цвет спальни, если у вас плохой сон, на спокойные оттенки (нежно-фиолетовые, розовые, светло-голубые).

Отлично подымут настроение и работоспособность желтые подсолнухи и платьице оранжевого цвета. Замечательный вариант наполнения повседневной жизни яркими цветами - это декоративные кристаллы и ювелирные изделия из драгоценных (или не очень) камушков.

Получив в свое распоряжение такую информацию, зная свои потребности, вы можете составлять букеты, которые будут излучать именно те краски, что нужны для вас. Чтобы после еды чувствовать себя легко, добавляйте побольше цветных продуктов, ведь они легче перевариваются.

Также с помощью цвета вы можете посылать сигналы окружающим людям, поэтому используйте косметику (лаки, тени, помады) с умом. Дома можно применять аромамасла лаванды или герани, ведь они излучают голубой и красный цвет, соответственно.

Заключение

Вышеизложенная информация довольно-таки полезная, ведь влияние цвета на психику огромное. И если у вас испортилось настроение или плохое самочувствие, вы с легкостью сможете отрегулировать его с помощью воздействия красок, ярких и насыщенных или бледных и спокойных.

Влияние цвета на физиологию человека

Красный . Длина волны самая большая, поэтому его влияние максимально. Возбуждающий, согревающий, активный и энергичный цвет, проникает и активизирует все функции организма. Стимулирует нервные центры, заряжает энергией мышцы и печень. Используется для лечения ветряной оспы, некоторых кожных заболеваний. На короткое время увеличивает мышечное напряжение (допинг), повышает давление и ускоряет ритм дыхания. Можно подпитываться энергией красного при медитации, простудных заболеваниях, пневмонии, астме и т.д. Противопоказан полным людям, плохо воздействует на гипертоников, нервных людей, рыжеволосых. Не рекомендуется при воспалительных процессах, т.к. он еще больше их активизирует.

Является зодиакальным для овнов, львов, весов, скорпионов, стрельцов.

Оранжевый . Тонизирующий цвет. Действует в том же направлении, что и красный, но в меньшей степени, улучшает пищеварение, способствует омолаживанию, раскрепощению, укрепляет волю, освобождает от чувства подавленности. Укрепляет легочную ткань, обладает антиспазматическим свойством, улучшает кровообращение и цвет кожи, но избыток оранжевого может вызвать перегрев организма (т.е. он более тепловой чем красный).

Является зодиакальным для овнов, львов, близнецов, дев и весов.

Желтый . Тонизирующий цвет. Физиологически оптимальный. Наименее утомляющий, стимулирует зрение и нервную деятельность, активизирует двигательные центры, вызывает радостное настроение, генерирует энергию мышц, используется для лечения диабета, при нарушении пищеварения, для исправления косоглазия, косорукости. В лечебной практики медитация желтого стимулирует интеллектуальные способности, восполняет минеральный недостаток, снижает кислотность в организме.

Является зодиакальным для близнецов, дев, весов и львов.

Зеленый . Физиологически оптимален. Уменьшает кровяное давление, расширяет капилляры, успокаивает и облегчает мигрень, повышает мышечную работоспособность на долгое время. Воздействует противоположно красному.

"Говорят, тот, кто не любит зеленого (кому он не нравится), боится жизненных трудностей, его страшат превратности судьбы, и любые перемены в жизни. А тот, кто его предпочитает боится оказаться под чьим-то влиянием, постоянно самоутверждаясь. Люди, которым нравится зеленый цвет отличаются сильной волей, упрямством, настойчивостью, которые позволяют им преодолевать трудности жизни. Если вам по душе светлые зеленые тона, для вас характерна мягкость и нежность, вы энергичны, умеете сотрудничать и всегда прийти на помощь к ближнему, возможно в вас скрывается целитель". Гете

Зеленый цвет оказывает освежающее и одновременно успокаивающее действие на организм, проявляет антисептические свойства, рекомендуется при лечении нервной сердечно-сосудистой системы, астме, бессонницы.

Является зодиакальным для тельцов, раков, дев, стрельцов.

Голубой . Успокаивающий цвет, снижает мышечное напряжение, понижает кровяное давление, успокаивает пульс, замедляет ритм дыхания, понижает температуру тела, освежает, настраивает на терпение, снижает аппетит, успокаивает боль, обладает жаропонижающим антисептическим действием, помогает при бессоннице, нервных расстройствах.

Является зодиакальным для весов, рыб, стрельцов, козерогов, водолеев.

Синий . Успокаивающее действие переходит в угнетающее, способствует торможению функций физиологических систем человека, обладает антисептическими и бактерицидными свойствами, содействует росту, лечит отеки, ожоги, облысение, ревматизм, головную боль, воспаление глаз. Рекомендуется в терапии для эмоциональных и нервных людей. Длительное воздействие синего может вогнать в депрессию.

Является зодиакальным для весов, рыб, стрельцов, козерогов.

Фиолетовый . Соединяет эффект красного и синего. Производит угнетающее воздействие на нервную систему.

Рассмотрим рис.1

Пояснения к рисунку:

Тонизирующее воздействие

Успокаивающее.

Зеленый, как видно из рисунка занимает самое нейтральное положение.

Фиолетовый цвет, на самом деле, должен находиться как бы в стороне, т.к. он имеет угнетающее воздействие, а не успокаивающее как у Синего или Голубого.

Психологическое воздействие цвета

Глава из книги "Цветоведение" Миронова, 1984

Как видно из исторического обзора в первой части книги, психологический аспект восприятия цвета неразрывно связан с социально-культурным и эстетическим. Всякий отдельно взятый цвет или сочетание цветов может восприниматься человеком различно в зависимости от культурно-исторического контекста, от пространственного расположения цветового пятна, его формы и фактуры, от настроенности и культурного уровня зрителей и многих других факторов. Поэтому попытки составления "реестров" жестких соответствий между цветом и эмоциональным состоянием нельзя признать плодотворными. Значение данной проблемы для художников прикладных специальностей достаточно ясно. Ведь любое произведение прикладного искусства или дизайна - стены зданий, декоративные ткани, предметы убранства, одежда, машины и орудия труда - создает цветовую среду, так или иначе формирующую душевное состояние человека, влияющую на строй его мыслей и уровень работоспособности. Из всего комплекса вопросов, составляющих сложную проблему психологического воздействия цвета, для дизайнеров особенно актуальны вопросы физиологических реакциях человека на цвет и о цветовых ассоциациях. Изложим вкратце их суть. Все спектральные цвета тем или иным образом влияют на функциональные системы человека. Красный - возбуждающий, согревающий, активный, энергичный, проникающий, тепловой, активизирует все функции организма; используется для лечения ветряной оспы, скарлатины, кори и некоторых кожных заболеваний; на короткое время увеличивает мускульное напряжение, повышает кровяное давление, ускоряет ритм дыхания. Оранжевый - тонизирующий; действует в том же направлении, что и красный, но слабее; ускоряет пульсацию крови, улучшает пищеварение. Желтый (самый светлый в спектре) - тонизирующий, физиологически оптимальный, наименее утомляющий; стимулирует зрение и нервную деятельность. Зеленый (самый привычный для органа зрения) - физиологически оптимальный; уменьшает кровяное давление и расширяет капилляры; успокаивает и облегчает невралгии и мигрени; на продолжительное время повышает двигательно-мускульную работоспособность. Голубой - успокаивающий; снижает мускульное напряжение и кровяное давление, успокаивает пульс и замедляет ритм дыхания. Синий - успокаивающее действие переходит в угнетающее; способствует затормаживанию функций физиологических систем человека. Фиолетовый - соединяет эффект красного и синего цветов; производит угнетающее действие на нервную систему. Изучая этот список, можно заметить в нем интересную особенность - периодичность. Возбуждающее действие цвета как будто находится в периодической зависимости от длины волны. Функция возбуждающего действия может быть изображена в виде синусоиды. Длины волн излучения удобнее откладывать на горизонтальной оси в порядке убывания. Первый по счету цвет, красный, - самый возбуждающий. Но максимальной степени этого качества он достигает не в самом начале видимой области спектра, а несколько отступя от начала, т. е. там, где этот цвет приобретает максимальную для своего цветового тона яркость. Оранжевый и желтый - тонизирующие цвета, т. е. возбуждающее действие их умеренно, уменьшено количественно. Зеленый - физиологически нейтральный цвет, поскольку он является цветом биологической среды, из которой вышел человек. В голубом цвете уже явно ощущается успокаивающее действие, которое по мере перехода голубого к синему и фиолетовому возрастает. И наконец, фиолетовый цвет воздействует угнетающе. Однако, подходя от красного к фиолетовому концу, спектр стремится замкнуться. Крайности сходятся. В фиолетовом появляется что-то от красного, т. е. что-то возбуждающее. Пурпурным цветом, объединяющим в себе свойства красного и фиолетового, круг замыкается. Впервые эту закономерность заметил Ш. Ферри, о чем упомянул М. Дерибере в книге "Цвет в деятельности человека". Деятельность органа зрения может возбуждать и другие органы чувств: осязание, слух, вкус, обоняние. Цветовые ощущения могут также вызывать воспоминания и связанные с ними эмоции, образы, психические состояния. Всё это называют цветовыми ассоциациями. Цветовые ассоциации можно подразделить на несколько больших групп: физические, физиологические, этические, эмоциональные, географические и др. В пределах каждой группы содержатся более мелкие подразделения. Приведем примеры. Физические ассоциации: а) весовые (легкие, тяжелые, воздушные, давящие, невесомые,...); б) температурные (теплые, холодные, горячие, ледяные, жгучие,...); в) фактурные (мягкие, жесткие, гладкие, колючие, шершавые, сколь-зкие,...); г) акустические (тихие, громкие, глухие, звонкие, музыкальные,...); д) пространственные (выступающие, отступающие, глубокие, поверхно-стные,...). Эмоциональные ассоциации: а) позитивные (веселые, приятные, бодрые, оживленные, лирические,...); б) негативные (грустные, вялые, скучные, трагические, сентименталь-ные,...); в) нейтральные (спокойные, безразличные, уравновешенные,...). Этот список можно продолжить. Нетрудно видеть, что почти любое прилагательное нашей речи соответствует какому-нибудь цвету. Это свидетельствует о чрезвычайной широте и универсальности цветовых ассоциаций, об исключительно важном месте, которое они занимают в жизни человека независимо от того, осознает он это или нет. Путь образования цветовых ассоциаций подобен процессу образования условных рефлексов. Ощущения и эмоции, вызываемые каким-либо цветом, аналогичны ощущениям, связанным с предметом или явлением, постоянно окрашенным в данный цвет. Всякий читатель, по-видимому, может привести немало примеров из своего личного опыта, подтверждающих эту закономерность. Очевидно, различные цвета обладают неодинаковой способностью вызывать психические реакции. Для оценки этих различий введем понятие качества ассоциаций . К качествам могут быть отнесены: а) однозначность ощущения (т.е. определенность его, повторяемость при различных условиях для одного и того же индивидуума); б) интенсивность ощущения; в) устойчивость в пределах большой группы людей. Качества цветовых ассоциаций, а также эстетическая оценка цветов зависят как от объективных свойств самих цветов, так и от свойств воспринимающего субъекта. К объективным свойствам цвета относятся его чистота, светлота (яркость), форма цветового пятна, место и значение его в визуальной структуре, материал и фактура. Свойства воспринимающего субъекта можно подразделить на групповые и индивидуальные . К первым отнесем национальный фактор (раса, этническая группа), культурные традиции, классовую принадлежность. Ко вторым относятся возраст, пол, культурный уровень, образование, род деятельности, особенности нервно-психического склада субъекта. Многочисленные исследования (М. Сент-Джордж, Б. Райт, Л. Рейнватер, А. Купле, Р. Франсэ и др.), а также высказывания художников и поэтов позволяют сделать некоторые выводы относительно связи объективных свойств цвета с реакциями, которые они вызывают. 1. Чем чище и ярче цвет, тем определеннее, интенсивнее и устойчивее реакция. 2. Сложные, малонасыщенные, среднесветлые цвета вызывают весьма различные (неустойчивые) и относительно слабые реакции. 3. К наиболее однозначным ассоциациям относятся температурные, весовые и акустические (самые разные люди оценивают эти качества цвета в основном одинаково). 4. К наиболее неоднозначным ассоциациям относятся вкусовые, осязательные, обонятельные, эмоциональные, т. е. те, которые связаны с более интимными переживаниями и с деятельностью биологических органов чувств. Здесь даже близкие люди могут по-разному реагировать на одни и те же цвета. 5. Пурпурные цвета даже в чистом и ярком виде вызывают разные реакции. (Это можно объяснить двойственностью их природы.) 6. Желтые и зеленые цвета вызывают наибольшее разнообразие ассоциаций. (Это происходит потому, что в данной области спектра глаз различает наибольшее количество оттенков. В природе богаче всего представлены именно эти цвета. Каждый из оттенков желтого или зелено-го связывается в сознании с определенным предметом или явлением, отсюда и богатство ассоциаций.) Выше упоминалось о том, что одним из факторов, влияющих на эмоциональное переживание цвета, является форма предмета или пятна, несущего данный цвет. Говоря более общо, впечатление, производимое цветом, тесно связано с предметной структурой и, значит, зависит от всех ее качеств. Изучить закономерности этой связи - значит изучить историю искусства и культуры, так как невозможно сформулировать какие-либо общие теоретические положения в этой области вне конкретно-исторической ситуации. Все же имеются интересные попытки описания соответствий между эмоциями человека и комплексом пластических, звуковых и цветовых образов (по наблюдениям над нашими современниками). Одна из таких попыток принадлежит Дж. Ормсби Саймондсу в книге "Ландшафт и архитектура" ". Поскольку выводы Саймондса носят обобщающий характер и содержат ценные мысли для дизайнеров любого профиля, считаем возможным привести их здесь. Напряжение. Неустойчивые формы. Дробная композиция. Нелогичные сложности. Обширный ряд значений. Цветовой конфликт. Непрерывная интенсивность цвета. Зрительная неуравновешенность по отношению к линии или точке. Отсутствие точки, на которой может отдохнуть глаз. Жесткие, шероховатые или зазубренные поверхности. Незнакомые элементы. Резкий ослепляющий или вибрирующий свет. Резкие колебания температуры. Пронзительный, действующий на нервы, звук. Разрядка. Простота. Объем может меняться по размеру от интимного до грандиозного. Соответствие. Знакомые объекты и материалы. Плавные линии. Изгибающиеся формы и пространства. Явная конструктивная устойчивость. Горизонтальность. Приятные и удобные очертания. Мягкий свет. Успокаивающий звук. Объем, насыщенный спокойными цветами - белыми, серыми, синими, зелеными. Испуг. Ощущаемое ограничение. Очевидная западня. Отсутствие точек ориентации. Отсутствие средств, позволяющих оценить положение или масштаб. Скрытые зоны и пространства. Наклоненные, искаженные или разбитые плоскости. Нелогичные неустойчивые формы. Скользкая плоскость пола. Опасность. Незащищенные пустоты. Острые выступающие элементы. Искаженные пространства. Тусклость, темнота, мрачность. Бледный и трепещущий или же, наоборот, ослепляющий свет. Холодные синие, холодные зеленые тона. Ненормальный монохроматический цвет. Веселье. Свободные пространства. Гладкие, плавные формы и узоры. Возможность вихревого, мечущегося и петляющего движения. Движение и ритм, выраженные в сооружении. Отсутствие ограничений. Формы, цвета и символы, взывающие скорее к эмоциям, чем к интеллекту. Возможность театрализованности. Зачастую светлое яркое и стихийное, взятое в контрасте с тяжеловесным и темным. Теплые яркие цвета. Мимолетный, сверкающий, мерцающий свет. Веселые, бодрые звуки. Созерцание. Масштабность не имеет значения, так как субъект погрузится в глубины своего сознания. Все пространство может быть успокаивающим и скромным или же очень просторным и богато разукрашенным - лишь бы конструктивные формы не привлекали внимание. Отсутствие отвлекающих резких контрастов. Символы, если только они использованы, должны иметь отношение к теме созерцания. Пространство должно обеспечивать ощущение изолированности, уединения, отрешенности и покоя. Мягкий рассеянный свет. Спокойные нейтральные цвета. Низкие приглушенные потоки звуков, не воспринимаемые сознанием. Динамическое действие. Смелые формы. Мощный конструктивный ритм. Плоскости, поставленные под углом. Диагонали. Массивные материалы, такие, как камень, бетон, дерево или сталь. Грубые естественные поверхности. Крутая вертикаль. Явный композиционный центр. Концентрация внимания на фокусной точке действия - на трибуне, на точке сбора или на входных воротах, куда направлено общее движение. Движение, вызываемое динамичными линиями, движущимся светом и решительными изменениями формы, характера и звука. Сильные простые цвета. Возвышенное, духовное. Поражающий масштаб, который превосходит обычное человеческое представление и погружает входящего в огромное пространство. Высоко парящие формы в контрасте с низкими горизонтальными формами. Объем устроен так, чтобы держать человека как бы пригвожденным к обширной плоскости пола, в то время как взор и мысли стремятся вверх по вертикали. Ориентация вверх. Завершенный композиционный порядок, часто симметричный. Применение дорогих и капитальных материалов. Применение сдержанного белого. Если же применен цвет, то это холодные цвета, такие как сине-зеленые и фиолетовые. Недовольство. Раздражающая смена направлений и раскрытий. Зоны и пространства, не подходящие для предполагаемого использования. Помехи. Крайности. Несвоевременные затруднения. Отсутствие комфорта. Неприятная фактура. Неверное использование материалов. Нелогичность. Фальшь. Ненадежность. Утомительность. Крикливость. Скука. Беспорядок. Дисгармоничные цвета. Диссонирующие звуки. Неприятная температура или влажность. Неприятное качество света. Удовольствие. Пространство, формы, фактуры, цвета, символы, звуки, световые качества, явно подходящие к использованию пространства, каким бы оно ни было. Удовлетворение ожиданий, требований или желаний. Развитие последовательностей и их осуществление. Гармоничные соотношения. Единство при разнообразии. Возникающее в результате качество красоты. В художественной композиции программного характера (живопись, кино, сценография) эмоциональное восприятие цвета осложняется содержанием произведения. Здесь правомернее говорить об амбивалентности психологического воздействия цвета, чем в тех случаях, когда цвет взят изолированно или в неизобразительной структуре. Но интересен тот факт, что конкретная ситуация картины изменяет эмоциональное звучание данного цвета не как угодно , а только на прямо противоположное общепринятому. Например, насыщенный спектральный желтый - безусловно, веселый и жизнерадостный цвет. Но в картине Ван Гога "Ночное кафе" этот цвет подчеркивает настроение отчаяния и тоски. Ясное, безоблачное голубое небо обычно внушает человеку ясное и безмятежное настроение, однако в картинах С. Дали или Д. Кирико чистое небо еще более углубляет чувство ужаса или омерзения, внушаемое композицией в целом. С. Эйзенштейн в связи с работой над цветным кино исследовал вопрос об "абсолютных" соответствиях звука и цвета. Он пришел к выводу, что "в искусстве решают не абсолютные соответствия, а произвольно образные , которые диктуются образной системой того или иного произведения. Здесь дело никогда не решается и никогда не решится непреложным каталогом цветосимволов, но эмоциональная осмысленность и действенность цвета будет возникать всегда в порядке живого становления цветообразной стороны произведения, в самом процессе формирования этого образа, в живом движении произведения в целом ". С этим выводом нельзя не согласиться. Все сказанное истинно, за исключением слова "произвольно". Художник "окрашивает" образ не произвольно, он считается с традиционным значением цвета и подчиняется ему или дает свое, противоположное значение. Вслед за приведенным абзацем С. Эйзенштейн описывает пример из своей практики, подтверждающий именно такой обусловленный подход к цветовому решению: "Достаточно сличить тему белого и черного цвета в фильмах "Старое и новое" и "Александр Невский". В первом случае с черным цветом связывалось реакционное, преступное и отсталое, а с белым - радость, жизнь, новые формы хозяйствования. Во втором случае на долю белого цвета с рыцарскими облачениями выпадали темы жестокости, злодейства, смерти (это очень удивило за границей и было отмечено иностранной прессой); черный цвет вместе с русскими войсками нес положительную тему - геройства и патриотизма". Такая перестановка черного и белого не противоречит обычной символике этих цветов: в России, например, цвет траура - черный, но погребальный саван - белый; в Японии и Индии цвет траура - белый; враги Советской власти во время гражданской войны назывались "белыми", хотя дела их были черными. Было бы более удивительно и, вероятно, никем не понято, если бы Эйзенштейн заменил, например, черный желто-зеленым, а белый - серым. При проектировании окраски любой вещи, предназначенной для человека, и в особенности для его индивидуального пользования, необходимо учитывать цветовые предпочтения . Зарубежные ученые (Р. Франсэ, М. Сент-Джордж, В. Уолтон и др.) в результате многочисленных исследований пришли к выводу, что существует биологическая врожденность предпочтений цветов. Так, дети в возрасте до одного года независимо от расы и места проживания обнаруживают одинаковые предпочтения: красный, оранжевый и желтый они предпочитают зеленому, голубому и фиолетовому. Среди подростков и взрослых цвета по своей популярности распределяются следующим образом: голубой, зеленый, красный, желтый, оранжевый, фиолетовый, белый. В книге Р. Франсэ "Психология эстетики" говорится, что "на такое ранжирование лишь незначительное влияние оказывает художественное образование, различие в поле, принадлежность к разным расам и культурам". Цветовые предпочтения, так же как и ассоциации, обусловлены множеством факторов. Обычно следует учитывать предпочтения не только отдельных цветов, но и сочетаний. При этом не последнюю роль играет предмет - носитель цвета. Оценка цвета самого по себе может как угодно отличаться от оценки его в конкретной ситуации. Поэтому данные лабораторных исследований цветовых предпочтений не могут служить единственным основанием для разработки цветовой композиции объекта, даже если говорить о ее элементарных эстетических качествах. Более верным, хотя и более сложным способом изучения цветовых предпочтений может служить исследование художественного творчества , например декоративно-прикладного искусства, самодеятельной живописи и графики той или иной социальной группы людей. В этих областях цветовые симпатии проявляются достаточно непосредственно, и в то же время всякий цвет включен в композицию, связан с материалом и фактурой, т. е. на этих объектах можно изучать не препарированный, а живой цвет, в процессе его собственной жизни и взаимодействия с человеком. Полную картину цветовых предпочтений можно получить только на основании изучения истории искусства данного народа. Но человек - существо не только социальное, его деятельность обусловлена также факторами физиологического порядка, а его психические реакции - состоянием нервной системы. Поэтому цветовые предпочтения в известной мере зависят от физиологических свойств организма. Исследуя психофизиологические реакции человека на цвет, можно выявить некоторые общие закономерности цветовых предпочтений. Такой метод может быть полезен как дополнение к методу историческому. С точки зрения физиологического воздействия все цвета и их сочетания можно разделить на две основные группы: А. Простые, чистые, яркие цвета. Контрастные сочетания. Б. Сложные, малонасыщенные цвета (разбеленные, ломаные, зачернен-ные), а также ахроматические. Нюансные сочетания. Цвета группы "А" действуют как сильные, активные раздражители. Они удовлетворяют потребностям людей со здоровой, неутомленной нервной системой. К таким субъектам относятся дети, подростки, молодежь, крестьяне, люди физического труда, люди, обладающие кипучим темпераментом и открытой, прямой натурой. И действительно, цвета и сочетания такого типа мы встречаем в следующих случаях: в детском художественном творчестве; в молодежной моде на одежду; в декоративно-прикладном искусстве народов всего земного шара; в самодеятельном "городском фольклоре", творцы которого - люди неинтеллигентного труда; в искусстве художников-революционеров XX в., ломающих каноны (Матисс, Корбюзье, Леже, Маяковский). Цвета группы "Б" скорее успокаивают, чем возбуждают; они вызывают сложные, неоднозначные эмоции, нуждаются в более длительном созерцании для их восприятия, удовлетворяют потребность в тонких и изысканных ощущениях, а такая потребность возникает у субъектов достаточно высокого культурного уровня. По всем этим причинам цвета группы "Б" предпочитаются людьми среднего и пожилого возраста, интеллигентного труда, людьми с утомленной и тонко организованной нервной системой. Цвета и сочетания данного типа встречаются в следующих случаях: в европейском костюме для среднего и пожилого возраста; в интерьере жилищ городской интеллигенции; в живописи и прикладном искусстве классов, уходящих с исторической арены (XVIII в.- рококо, XIX и XX вв.-модерн); в современной проектной графике и окраске подавляющего большинства архитектурных объектов и т. д. Закономерная картина цветовых предпочтений может временно нарушаться колебаниями моды. Часто в одной и той же культуре сосуществуют противоположные типы колорита, удовлетворяя одного и того же потребителя. Таким образом, проблема цветовых предпочтений сложна и нуждается во вдумчивом и дифференцированном подходе. Интересное для художника явление представляют собой цветовые синестезии. Слово "синестезия" означает "соощущение". Это такое явление, когда органы чувств возбуждаются неадекватными раздражителями. Например, при звуках музыки возникают ощущения цветов или при наблюдении цвета представляются какие-либо звуки, осязательные, вкусовые ощущения и т. д. "Синестетическое чувствование" было знакомо людям тонкой психической организации, по-видимому, во все времена. Вот как ощущали мир японские поэты: Сумрак над морем. Лишь крики диких уток вдали Смутно белеют. Мацуо Басе Льют майские дожди. И ветер в листьях сливы Свежо зазеленел. Саймаро Иоганн Вольфганг Гете чувствовал "фактуру" цвета и его "вкус": "Я ничего не имею против допущения, что цвет можно даже осязать; этим его собственное своеобразие только еще больше обнаруживалось бы. На вкус цвет тоже различим. Синий будет иметь щелочной, желто-красный - кислый вкус. Все проявления действительности родственны". Цветовые синестезии культивировались в искусстве романтического направления во второй половине XIX в. и несколько позже в музыке и поэзии символистов. Французский поэт Артюр Рембо (1854-1891) прославился своим сонетом "Гласные": А - черный, белый - Е; И - красный; У - зеленый; О - синий; тайну их скажу я в свой черед". Немецкий романтик А. В. Шлегель (1767-1845) также ощущал "окраску" звуков: "А - соответствует светлому, ясному, красному и означает молодость, дружбу и сияние. И - отвечает небесно-голубому, символизируя любовь и искренность. О - пурпурное, Ю - фиолетовое, У - ультрамарин". Чрезвычайно богата цветозвуковыми образами поэзия А. Блока, А. Белого, С. Есенина, К. Бальмонта, В. Хлебникова. Многие музыканты и композиторы обладают "цветным слухом". Замечательный русский композитор А. Н. Скрябин в своей музыкальной поэме "Прометей" написал "партию света" (т.е. световое сопровождение музыки). Н. А. Римский-Корсаков говорил, что "диезные строи в нем вызывают представления цветов, а бемольные... рисуют настроения или же большую или меньшую степень тепла..." Среди живописцев, остро чувствовавших цветомузыкальные соответствия, можно назвать Д. Уистлера, М. Чюрлениса, А. Лентулова, В. Кандинского. В книге "О духовном в искусстве" В. Кандинский подробно описывает свои цветомузыкальные синестезии. Вот некоторые из них: "Светло-тепло-красное... напоминает звук фанфар, причем труба как бы призвучит - упрямый, навязчивый, сильный тон... Киноварь звучит подобно трубе и может быть поставлена в параллель с сильными барабанными ударами... Звучание (оранжевой)... подобно однотонно звучащему среднему колоколу, сильному альту как человеческому, так и струнному... Фиолетовое... звучит несколько болезненно, как нечто погашенное и печальное... Оно подобно звуку английского рожка, свирели и в глубине вообще глубоким тонам деревянных инструментов, как фагот". Природу синестезии исследовали многие ученые. Одни предполагали, что в основе ее может лежать взаимное индуцирование возбуждений между слуховыми, зрительными или обонятельными волокнами в мозгу, в местах их близкого расположения. Другие видели в ней обычную "ассоциацию идей" (А. Бинэ). Третьи считают синестезию признаком атавизма, проявлением первобытного синкретизма ощущений (М. Нордау).

Знаете ли вы, что цвет влияет на психику человека, мысли и чувства? Он может радовать и огорчать, успокаивать и раздражать его возможности просто поразительны!

В ы замечали, что привлекаете больше внимания, когда надеваете красный свитер? Или что группа людей, одетых в черное, выглядит чрезвычайно мрачно? Или что ваша коллега, надев белую юбку, производит впечатление весьма деятельной особы? Если да, то вас точно заинтересуют принципы цветотерапии и влияние цвета на человека .

КАК ЭТО ПРОИСХОДИТ

  • Каждый цвет излучает электромагнитные волны, которые по-разному влияют на человека.
  • Целительное действие его мгновенно, потому что мы воспринимаем его энергию не только глазами, но и кожей.
  • Выбрав правильные для себя оттенки, вы станете здоровее и веселее. Цвета иногда называют эмоциональной пищей, и для нормальной работы нашему организму требуется «диета» из самых разных цветов.
  • Восстанавливая душевное равновесие, цвета также положительно влияют на психику человека и его здоровье.
  • Пища, одежда, макияж, мебель — все это может благотворно воздействовать на вас при правильном подборе цвета.
  • Цвет и здоровье. Зная о том, как разные цвета влияют на организм человека, вы сможете улучшить свое самочувствие, внешний вид и даже саму жизнь.

Влияние цвета на человека

Красный

Теплый, волнующий, а также провоцирующий. Цвет крови, огня, энергии и страсти.

  • ЦЕЛЕБНЫЕ СВОЙСТВА Стимулирует все виды энергии, помогает собраться с душевными и физическими силами, когда вы устали, учащает сердцебиение.
  • ИЗБЫТОК красного вызывает переедание, раздражительность и перевозбуждение.
  • ПРИМЕНЕНИЕ Подходит для гостиной и в небольших количествах для спальни. Красная одежда внушает уверенность.
  • КОМПЕНСИРУЕТСЯ зеленым.

Желтый

Цвет яркого солнца, а значит, оптимизма, энергии и радости.

  • ЦЕЛЕБНЫЕ СВОЙСТВА Очень сильный целитель, он улучшает умственные способности, поднимает настроение, придает уверенности, заряжает энергией.
  • ИЗБЫТОК слишком яркого желтого может вызвать умственное переутомление.
  • ПРИМЕНЕНИЕ На кухне этот теплый цвет создаст приятную атмосферу. Надевайте солнечно-желтую одежду в хмурые дни.
  • КОМПЕНСИРУЕТСЯ фиолетовым.

Зеленый

Успокаивающий и гармоничный цвет, помогает ощутить себя одним целым с природой.

  • ЦЕЛЕБНЫЕ СВОЙСТВА Успокаивает, снимает напряжение. Зеленая мебель и светло-зеленый декор в больницах способствуют выздоровлению пациентов.
  • ИЗБЫТОК темно-зеленого может вызвать депрессию.
  • ПРИМЕНЕНИЕ Спокойные зеленые оттенки подойдут для спальни, а яркие — для кухни или прихожей. Зеленая одежда дарит умиротворение.
  • КОМПЕНСИРУЕТСЯ красным.

Оранжевый

Это мощная комбинация энергичного красного и оптимистичного желтого очень сильно влияет на психику человека.

  • ЦЕЛЕБНЫЕ СВОЙСТВА Оранжевый цвет поднимает настроение и стимулирует креативное мышление, помогает воплощать идеи в жизнь.
  • ИЗБЫТОК оранжевого может сделать вас рассеянной.
  • ПРИМЕНЕНИЕ Подходит для гостиной и кабинета. Оранжевые шарфики или украшения с сердоликом внушают оптимизм.
  • КОМПЕНСИРУЕТСЯ синим.

Бирюзовый

Этот цвет помогает выразить свою индивидуальность, а также расслабляет.

  • ЦЕЛЕБНЫЕ СВОЙСТВА Бирюза всегда ценилась за свои защитные и лечебные качества. Цветотерапевты полагают, что она стимулирует иммунитет. К тому же, согласно исследованиям, бирюзовый помогает расслаблению мышц.
  • ИЗБЫТОК бирюзового способствует упрямству и безапелляционности.
  • ПРИМЕНЕНИЕ Бирюзовый цвет в ванной и украшения с бирюзой усиливают чувство покоя.
  • КОМПЕНСИРУЕТСЯ розовым.

Фиолетовый

Сочетание красного и синего — очень мощный цвет влияющий на здоровье человека, который усиливает интуицию и эмпатию.

  • ЦЕЛЕБНЫЕ СВОЙСТВА фиолетовый цвет применяют для медитации или повышения физических возможностей. Целители с помощью аметиста снимают головную боль.
  • ИЗБЫТОК светло-фиолетового сделает вас мечтательной, а избыток пурпурного внушит страх.
  • ПРИМЕНЕНИЕ Уместен в спальне, так как способствует расслаблению. Надевайте фиолетовое, если вам предстоит общение со сложными людьми.
  • КОМПЕНСИРУЕТСЯ желтым.

Синий

Синий олицетворяет мир и гармонию. Также он помогает познавать новое.

  • ЦЕЛЕБНЫЕ СВОЙСТВА Оттенки синего хорошо успокаивают. Они используются для снижения давления и улучшения сна. А еще этот цвет снимает боль в суставах.
  • ИЗБЫТОК темно-синего навевает тоску.
  • ПРИМЕНЕНИЕ Голубой сделает ванную идеальным местом отдыха. Надевайте синее, когда ждете от людей доверия, уважения и внимания.
  • КОМПЕНСИРУЕТСЯ оранжевым.

Розовый

Розовый — цвет любви, а также, благодаря сочетанию красного и белого, равновесия и энергии.

  • ЦЕЛЕБНЫЕ СВОЙСТВА Представляйте себя в окружении розового в стрессовых ситуациях, чтобы внушить себе уверенность. Также розовый способствует отзывчивости.
  • ИЗБЫТОК ярко-розового вызывает возбуждение.
  • ПРИМЕНЕНИЕ Мягкие розовые оттенки хороши для спальни. Надевайте светло-розовое, когда хотите выразить любовь и заботу или попросить прощения.
  • КОМПЕНСИРУЕТСЯ бирюзовым.

Цветовые приемы

  1. НЕБОЛЬШОЙ АКЦЕНТ Необязательно наряжаться в один цвет с головы до ног: красный шарф или сумочка вполне способны повысить ваш жизненный тонус. Разбросайте в гостиной яркие подушки так, чтобы их красочная энергия концентрировалась в нужных частях комнаты.
  2. ЦВЕТНЫЕ АБАЖУРЫ Используйте разноцветные лампочки или абажуры, чтобы комнату наполнил заряжающий энергией оттенок.
  3. РАДУГА НА ОКНАХ Яркие прозрачные наклейки на окнах производят такой же полезный эффект, что и искусно выполненные витражи.
  4. КРЕПКИЙ СОН Если вы плохо спите, измените цвет вашей спальни на более спокойный: мягкий розовый, светло-голубой, нежно-фиолетовый.
  5. ХОРОШЕЕ НАСТРОЕНИЕ Вас одолели безысходность и постоянная усталость? Оранжевая одежда и букет подсолнухов мгновенно поднимут настроение.
  6. ВЛАСТЬ КАМНЯ Разложите по дому цветные декоративные кристаллы и носите ювелирные украшения, чтобы усилить влияние цветов на человека и его психику.
  7. СИЛА ЛЕПЕСТКОВ Букет, составленный из одного или нескольких оттенков, которые соответствуют вашим потребностям, — отличный способ поднять настроение.
  8. РАЗНОЦВЕТНОЕ МЕНЮ Красивая пища легче переваривается. Включайте в свой ежедневный рацион больше цветных продуктов.
  9. ТЕАТРАЛЬНЫЙ ЭФФЕКТ Разноцветные фильтры для театральных прожекторов можно легко приспособить для домашних ламп.
  10. УМНАЯ КОСМЕТИКА Научитесь влиять на окружающих с помощью помады или лака. Например, используйте розовые тона, если хотите выглядеть дружелюбной.
  11. АРОМАТ ЦВЕТА Эфирные масла ярких цветов способны привнести в вашу жизнь энергию разных оттенков, например голубого (лаванда) или красного (герань).

Влияние других цветов на человека и его психику

Цветотерапевты используют также в своей практике следующие цвета:

БЕЛЫЙ Он включает в себя все краски спектра. В белой одежде вы будете выглядеть организованной, искренней и невинной. В сочетании с другими красками белый смотрится не так строго.

ЧЕРНЫЙ Не являясь по сути цветом, он все же используется в цветотерапии. Надевайте черное, когда не хотите выделяться, и представляйте его, если желаете погрузиться в раздумья.

ЗОЛОТОЙ Он не только дарит спокойствие, но и усиливает уверенность в собственных силах. Носите золотые кольца, украшения с янтарем или желтым топазом.

Психология цвета изучает субъективную сторону восприятия цветов, не связанную с естественнонаучными знаниями оптики. Человеческие глаза получают до 80% от всей информации, проходящей через органы чувств. Однако цветовосприятие также может напрямую влиять на человеческое поведение. В большинстве случаев этот процесс происходит бессознательно. Казалось бы, зрение даёт объективную информацию о том, что происходит вокруг, какие объекты и люди окружают человека, что ему предстоит делать в следующий момент, и определяет эти действия именно он. Но поведение человека находится также под влиянием других, неподвластных ему факторов.

Влияние цветов на желания и действия человека в настоящее время было замечено маркетологами и повседневно применяется в построении позитивного имиджа брендов или произведении впечатления на потребителей в местах покупки. Но прежде чем рассмотреть особенности применения цветов на практике, необходимо изучить основные теории их восприятия и понять, каким образом они предопределяют поведение.

Субъективное цветовосприятие тесно связано с восприятием любимых цветов, что, в свою очередь, связано со знаниями об эстетике, которые развивались ещё со времен древнегреческих философов. Платон упоминал об идеальном происхождении цветов и принадлежности их к определенным идеям: божественность синего, мужественность красного или женственность жёлтого . Аристотель говорил, что наблюдение произведений искусств, например, живописи, вызывает эстетическое наслаждение, катарсис, понимаемый им как освобождение от накопившихся аффектов . Гёте не согласился с теорией Ньютона о том, что цветовосприятие зависит исключительно от отражения определенной частоты лучей от предмета. Он утверждал, что определённые цвета вызывают конкретные чувственные состояния, то есть различал два вида цветов: положительные (красный, жёлтый), которые создают бодрое, деятельное настроение, и отрицательные (синий), создающие неспокойное, тоскливое настроение. Таким образом, Гёте был первым из своих современников, кто рассмотрел взаимосвязь между цветом и психикой человека.

С 80-ых годов XX века быстрыми темпами развивается эволюционная психология, стремящаяся объяснить психологическую и культурную жизнь человека через его генетическую наследственную данность как вида homo sapiens . Другими словами, внутренние поведенческие паттерны индивида, к числу которых можно отнести и предпочтение определенных цветов, могут быть предопределены главным принципом теории Дарвина – стремлением к выживанию.

В качестве примера можно привести исследование Кэтти Ламанкьюза. Исследование показало, что синий цвет является самым любимым для большинства опрошенных американцев, его выбрали 35% опрошенных, далее идут зелёный (16%), фиолетовый (10%) и красный (9%) . Синий опрошенные воспринимали как мирный, спокойный и безмятежный и выбирали в качестве любимого в более чем трети случаев. Относительно данного эффекта существует следующий факт: в Токио после установки на железнодорожных станциях фонарей, излучающих синеватый свет, количество самоубийств и уровень преступности заметно снизились . Эффект повторился в Глазго, Шотландия. Некоторые объяснили загадочный эффект известным успокаивающим действием этого цвета. К сожалению, единственным источником данной информации является статья в газете The Seattle Times. Исходя из трактовки эволюционной психологии, синий часто ассоциируется с водой, небом и обозначает место обитания, где присутствует благоприятная для выживания окружающая среда. Согласно одному исследованию, детей разных национальностей попросили выбрать ландшафты, которые им понравятся, то есть вызовут эстетическое наслаждение . Дети выбирали ландшафты с определенными чертами: водой, облаками, открытыми пространствами или засаженными деревьями, ветки которых были необходимой длины для того, чтобы забраться на них и искать пищу, с элементами, призывающими к исследованию местности, например, с тропинкой или рекой. Данные элементы ландшафта характерны для тех мест обитания, где человеческий вид эволюционно развивался и формировался, мест, где он выжил . Синий и зелёный ассоциируются с такими пространствами, поэтому являются любимыми цветами большинства людей.

Красный цвет вызывает агрессию . Это один из его самых популярных эффектов. Люди воспринимают и оценивают других как более агрессивных и влиятельных, если они одеты в красное. Этот эффект тоже может быть объяснен с позиций эволюционной психологии. У множества животных видов, включая приматов, доминирование во время агрессивных столкновений с представителями своего вида сигнализируется с помощью ярко-красного цвета кожи, который достигается с помощью прилива насыщенной кислородом артериальной крови . Во время выяснений отношений между людьми происходит примерно то же самое. Всплеск тестостерона в крови делает лицо красным, что свидетельствует о враждебном настрое человека, тогда как страх ведет к бледному цвету кожи . Таким образом, исследователи предполагают, что одной из функций зрения как у людей, так и у животных, является способность различать тонкие изменения кровообращения под кожным покровом у других представителей вида, чтобы иметь информацию об их эмоциональном состоянии. Краснота говорит о гневе, смущении или сексуальном возбуждении, тогда как синеватый или зеленоватый оттенок может указывать на болезнь или плохое физиологическое состояние . Восприятие особого цвета кожи может стимулировать определенное социальное взаимодействие.

Красный цвет способствует лучшим спортивным достижениям атлетов, о чем свидетельствует множество фактов . На летних Олимпийских играх 2004 года спортсмены, выступавшие по тхэквондо, боксу, вольной и греко-римской борьбе, носившие красные униформы, выигрывали в 55% поединков против тех, кто носил синие униформы (45%, соответственно) .
В Англии со времен второй мировой войны спортивные команды с красной униформой занимают в среднем более высокие позиции в лигах, чем другие . В качестве примера можно привести следующий факт: футболисты таких клубов как Manchester United (которых называют «The Red Devils»), Liverpool («The Reds») и Arsenal, которые признаны одними из лучших даже в мире, носят именно красные формы.

Данный эффект красного цвета был зафиксирован также в нетрадиционных спортивных соревнованиях. В 2004 году в онлайн-шутере от первого лица, Unreal Tournament 2004 (UT2004), было зафиксировано, что команды красных побеждали чаще команды синих . Участники онлайн-игры не были знакомы друг с другом, играли анонимно со всех концов мира, но красные команды победили в 54,9% схваток, тогда как всего было проведено 1347 игр.

Определенно, красный цвет каким-то образом отражается на спортивных выступлениях, возможно, эволюционная психология права, и он подсознательно выражает доминирование и превосходство, что делает более уверенными в своих силах тех спортсменов, кто носит этот цвет, и менее уверенными их оппонентов.

Однако психология цвета рассматривается не только со стороны эволюционного подхода. Теория цвета в контексте (color-in-context theory), основанная на идее социального научения, предполагает, что на восприятие влияет культура, социум . Разные цвета в течение жизни начали закрепляться с какими-то действиями и стали постепенно ассоциироваться с определенным поведением. Красный в современной культуре связан с восприятием опасности и реакцией избегания . Например, в школах учитель, проверяя работы учеников, исправляет ошибки красной ручкой. Также различные предупредительные сигналы и стоп-сигналы, связанные с возможной опасностью, чаще всего имеют тот же самый цвет. Достижения спортсменов, связанные с красным, с помощью этой теории можно объяснить возникновением у их соперников подсознательной ассоциации ситуации с опасностью и риском неудачи.

Красный цвет возбуждает. Женщина в красном платье признается мужчинами как более сексуально привлекательная, нежели в платье другого цвета . Этот эффект в данном случае также может влиять на поведение. Встречаясь с девушкой в красной одежде, мужчины задают больше интимных вопросов и больше проявляют влечение с помощью физического контакта во время разговора . В барах они чаще пристают к женщинам, с красной помадой, а официанткам – дают более щедрые чаевые . Мужчины также воспринимаются как более сексуально привлекательные .

Эволюционно привлекательность красного может объясняться как сигнал готовности к репродуктивному процессу . В животном мире он выполняет эту функцию, например, во время течки, когда половой процесс чаще всего приводит к зачатию. В этот период гениталии самок шимпанзе набухают и краснеют в знак сексуальной готовности для самцов. Привлекательность мужчин аналогично доказывается примерами из животного мира. Многие позвоночные животные используют красный как признак статуса среди самцов, а самки же склонны выбирать партнеров, обладающих высоким статусом, а значит, способных эффективно решить проблему добычи пищи и воды во время периода беременности .

С точки зрения социального научения, красный закрепился в нашем культурном опыте в определенных ассоциациях, приводящих к конкретным психологическим реакциям. Он ассоциировался с романтикой, страстью, похотью и фертильностью практически в каждой долгоживущей цивилизации . Необходимо отметить, что эволюционный подход и социально-культурный подход не являются взаимоисключающими, как отмечают многие исследователи, эти факторы, культура и биология, часто работают вместе и совместно могут объяснить различные психологические эффекты. Биологическое значение красного может усиливать культурные ассоциации с ним, а культура может, в свою очередь, расширить и обогатить значение этого цвета .

Психология цвета часто используется в маркетинге. Рестораны используют определенные цвета, чтобы повысить свою прибыль . Многие сети ресторанов быстрого питания оформляют свои заведения, используя красный и жёлтый цвета, которые увеличивают аппетит клиентов и, таким образом, влияют на их субъективное чувство голода. Поэтому клиенты покупают больше, так как считают, что смогут съесть всё купленное ими. Другие заведения используют синий цвет для успокоения и расслабления. Эта стратегия позволяет увеличить время нахождения потребителей, чтобы они успели проголодаться и сделали ещё один заказ.

Синий цвет внушает доверие. Многие исследования свидетельствуют о том, что он влияет на уровень доверия и воспринимаемой надёжности и может влиять на потребительский выбор. В одном из них исследовалось влияние цветового оформления интернет-магазина на доверие к нему с целью совершения покупки. Среди 277 респондентов 178 (64,3%) выбрали магазин с синим цветовым дизайном, тогда как только 99 (35,7%) – магазин с зелёным дизайном .


Было выявлено, что магазин с синим дизайном внушает гораздо больше доверия, чем магазин с зелёным, что в некоторой степени предопределяло выбор в пользу первого . В другом исследовании респонденты оценивали надежность сайтов разного содержания с несколькими цветовыми схемами. Независимо от контекста, сайты с синим воспринимались более надёжными и заслуживающими доверия, чем с десятками других цветов . Чёрный оказался менее показательным в плане влияния на воспринимаемую надёжность сайта.

Воздействие предпочтений цветов на выбор в процессе покупки косвенно доказано нейронаукой. Изучение предпочтений различных цветов с помощью метода электроэнцефалографии (сокр. ЭЭГ – неинвазивный метод изучения электрической активности мозга, записывающий суммарные электрические потенциалы с помощью размещения на коже головы электродов), показало, что физические действия могут находиться под влиянием подсознательного выбора, совершённого до сознательного принятия решения . Активность нервной ткани, отвечающей за внимание, может находиться под влиянием неосознаваемого выбора. В данном исследовании при предъявлении пар цветов определенные зоны внимания испытуемых активировались, если среди цветов был любимый цвет. Это означает, что подсознательный выбор может активировать к определенному предмету внимание человека, которое, приведёт к возможной поведенческой реакции (покупке). Таким образом, неосознанно человек акцентирует внимание на любимом цвете до того, как сознательно обратит на него внимание. Может быть поэтому после посещения супермаркетов люди удивляются тому, что количество купленных товаров больше запланированного.

Подводя итоги, можно сделать вывод, что цвета могут нести определённое скрытое субъективное значение, не объясняющееся одними лишь физическими законами. Оно могло быть сформировано в результате эволюции homo sapiens и отчасти в ходе социально-культурного развития. При восприятии цвета происходит оценка объекта, которому он принадлежит, что иногда способствует осуществлению мотивированного поведения, например, покупки. Этот процесс может происходить несознательно, что частично доказано нейронаукой. Психология цвета – молодая область исследований, которая в последние десятилетия пробудила небывалый интерес, хотя этой проблематикой занимались ещё древнегреческие мыслители (Аристотель, Платон и другие). Многое ещё предстоит открыть в этой области, а полученные знания уже активно применяются на практике.

В рассуждениях о влиянии цветов на человека часто ссылаются на символические системы в разных культурах, а не на данные психологических исследований. Впрочем, неслучайно - тут много пересечений. ЧТД обобщил некоторые сведения о том, как именно цвета воздействуют на наш мозг.

«Цвет - это продукт света, вызывающий эмоции», - утверждал Гете в «Учении о цвете» . Считается, что он первый предложил систему, описывающую воздействие цветовой палитры на человека. Но Гете, как и многие другие художники и писатели, мог опираться лишь на собственное чутье, на свои наблюдения и уже существовавшие в культуре традиции восприятия цветов.

Только в XX веке, с развитием психологии и экспериментальных методов изучения высшей нервной деятельности, для анализа влияния цветовых волн появилась научная база. Несмотря на большое количество опытов и тестов, действие красок окружающего мира на наше эмоциональное состояние остается загадкой.

Как сказано в современной монографии «Цвет и психика» , влияние цвета на эмоции происходит на нескольких уровнях. В целом яркие цвета являются возбуждающими и активными, а блеклые и темные - тормозящими, успокаивающими. Но пристрастие к ним и их воздействие очень зависит от обстоятельств и индивидуальных свойств личности.

Влияние белого цвета

У африканского племени ндембу есть выражение «иметь белую печень», то есть быть понятным, не замышлять ничего плохого, не представлять опасности. В нашем языке также отражено отношение к белому как к чему-то чистому и хорошему: «белая зарплата», «белый свет», «белая кость», «белая зависть».

Антропологи приводят две основные причины такого восприятия белого цвета. Во-первых, мы все знакомы со сменой дня и ночи, когда на место ясности видимого мира приходит чувство опасности и страх темноты. Во-вторых, белый - цвет двух важнейших человеческих жидкостей, которые дают жизнь, - молочной и семенной.

Наука нашла подтверждение традиционным трактовкам: белый цвет стимулирует способность к активной деятельности.

Однако это относится к белому как к наивысшему проявлению всего светлого и яркого. Безоттеночный пустой белый цвет вовсе не так однозначен. Казимир Малевич, проводя опыты с цветом, пришел к выводу, что обилие белого давит на психику, и предлагал отказаться от него как цвета для больничных стен и докторских халатов.

Влияние черного цвета

Черный - древний антипод белого. Какими бы ни были наши предпочтения в стиле одежды и интерьере, нам труднее настроиться на работу, если пасмурно и преобладают темные, мрачные тона.

Черный как максимально темный вызывает ассоциации со смертью, хаосом и разрушением. Но пассивность и покой черного могут быть необходимы человеку, который перевозбужден или устал, - как ночь необходима после дня.

У первобытных людей отношение к черному было неоднозначным. Иногда черный символизировал источник скрытой мудрости, а также страсть: женщины того же племени ндембу, например, чернят свои половые органы. У племен засушливых районов Африки черный почитался как цвет дождевых туч, а люди с особенно черными волосами считались более красивыми, чем другие.

Влияние красного цвета

Красный - третий важнейший цвет в традиционной символике. Он, несомненно, в первую очередь ассоциируется с кровью. Поскольку кровь служит символом как смерти, так и жизни, красный цвет никогда не относился к разряду однозначно плохого или однозначно хорошего. Доказано, что красный и желтый как наиболее яркие цвета возбуждают жизненную энергию и стимулируют активность. Этот цвет чаще предпочитают экстраверты.

В красном заинтересована нервная система отдохнувшего и восстановившего силы человека, готового к интенсивной деятельности.

Но не спешите делать алый основным в интерьере. Активность красного может иметь нездоровый характер, его длительное воздействие чревато перевозбуждением. Не любят красный, как и другие яркие цвета, те, кто находится в эмоциональном напряжении и фрустрации. Он может увеличивать мускульное напряжение, повышать кровяное давление, ускорять дыхание.

Интересно, что это самый любимый цвет детей независимо от страны и культуры, в которой растет человек. Яркие цвета действуют на ребенка как витамины, а их отсутствие может даже вызывать болезненное состояние, называемое «цветовой депривацией», и вести к нарушениям нервно-психического развития.

Страх темноты может быть связан не с тем, что ребенок не хочет находиться там, где нет света, а с нехваткой ярких цветов в его жизни.

Влияние синего цвета

Синий во многих древних культурах считался атрибутом богов, неба и символом созерцания. Вторит этой мифологии и авангардист , описывавший синий как краску, зовущую в бесконечность.

Научные данные ничего не говорят о мистике синего, но подтверждают его характеристики как релаксанта.

Интерьер с преобладанием синего особенно хорошо действует на тех, кому необходим отдых. Психика, находящаяся в состоянии борьбы, для баланса нуждается в цветах сине-зеленой гаммы, а в состоянии покоя, наоборот, - в активных красно-желтых. Длительное воздействие синего приводит к торможению и депрессии, печали и скуке.

Влияние зеленого цвета

Как ни странно, но такой важный для природы и жизни цвет, как зеленый, никогда не входил в основной набор символических цветов первобытного мира. Правда, есть мнение, что он был одним из любимых цветов древних египтян. А вот древние китайцы вообще не считали его отдельной краской, а воспринимали как вариант синего. Появляясь в символике народов мира позднее, он часто воспринимался как нейтральный, ни к чему не призывающий.

Кандинский считал зеленый цветом пассивной и обывательской буржуазии.

Сегодня, живя в городах и испытывая стресс из-за своей оторванности от природы, мы часто ассоциируем зелень с гармонией, весной, юностью. Как и синий, он отчасти оправдывает свои традиционные характеристики как успокаивающий цвет; его действительно предпочитают люди, которым нужен отдых, под его воздействием активность снижается. Интересно, что с возрастом цветовые симпатии перераспределяются в сторону спокойных сине-зеленых, коричневых и оливковых оттенков.

Влияние желтого цвета

Желтый в разные периоды символизировал самые разные вещи - от славы и просветления до расставания и долгов. Традиционная символика желтого довольно сильно отличается от красного, но по своему воздействию на наше настроение эти цвета очень близки.

Желтый бодрит, тонизирует, согревает, стимулирует деятельность центральной нервной системы и мыслительные процессы.

Спокойные, уверенные в себе люди, не страдающие от эмоционального напряжения, имеют особую склонность именно к ярко-желтому цвету. У детей это второй цвет по популярности после красного.

Кандинский считал желтый земным цветом, потому что его нельзя сделать глубже, в отличие от синего. Но оттенки желтого сильно отличаются по тому, как мы их воспринимаем. Чистый желтый приятен, холодные тона ассоциировались с серой и приобретали негативные коннотации; их связывали с безумием.

Исследования, проведенные с больными шизофренией, никакой связи между желтым цветом и этой болезнью не обнаружили. Правда, воздействие некоторых цветов и, в частности, желтого, может усиливать вегетативные свойства стресса. Если резко поставить желтый экран перед человеком, страдающим от тошноты, то можно вызвать рвоту. Такое воздействие ощущается как удар в живот.

Влияние розового цвета

Розовый можно описать как светло-красный, а значит, вызывающий положительные, но не слишком интенсивные эмоции вроде легкой радости, беззаботности. «Розовые очки» - выражение, наилучшим образом описывающее влияние розового цвета. Он слегка примиряет, чуть-чуть бодрит, немного освежает, напоминает о страсти, но не более того.

Массовая культура XX века превратила розовый в символ девочек и девушек, нежности и «кавайности». Предпосылки для этого существовали еще в Древнем Риме, где считалось, что розовый связан с чувствительностью и эмоциями. Но розовый не всегда рассматривался как исключительно женский цвет. По мнению Гете, молодые женщины предпочитают светлые оттенки - розовый и голубой. В целом же оттенки красного, скорее, имели отношение к мужчинам и были атрибутом силы и власти.



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Жена сергея лаврова - министра иностранных дел Жена сергея лаврова - министра иностранных дел Урок-лекция Зарождение квантовой физики Урок-лекция Зарождение квантовой физики Сила равнодушия: как философия стоицизма помогает жить и работать Кто такие стоики в философии Сила равнодушия: как философия стоицизма помогает жить и работать Кто такие стоики в философии