Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?
Тест по биологии Обмен веществ для учащихся 8 класса с ответами. Тест состоит из 2 вариантов в каждом варианте 12 заданий с выбором ответа.
1 вариант
1. Обмен веществ — это процесс
А. Поступления веществ в организм
Б. Удаления из организма непереваренных остатков
В. Удаления жидких продуктов распада
Г. Потребления, превращения, использования, накопления и потери веществ и энергии
2. Белки, свойственные организму, строятся
А. Из аминокислот
Б. Из глицерина и жирных кислот
В. Из углеводов
Г. Из жиров
3. Пластический обмен — это процесс
А. Распада веществ клетки с освобождением энергии
Б. Образования в клетке веществ с накоплением энергии
В. Всасывания веществ в кровь
Г. Переваривания пищи
4. Витамины участвуют в ферментативных реакциях, потому что
А. Входят в состав ферментов
В. Поступают с пищей
В. Являются катализаторами
Г. Образуются в организме человека
5. Гиподинамия способствует отложению жира в запас, так-как
А. Расходуется мало энергии
Б. Развивается атеросклероз
В. Снижается устойчивость к инфекциям
Г. Происходит перестройка костей
6. Энергия, поступившая с пищей, расходуется на
А. Рост
Б. Рост и дыхание
В. Дыхание
Г. Рост, дыхание и другие процессы жизнедеятельности
7. Авитаминоз возникает при
А. Избытке витаминов в пище
Б. Продолжительном пребывании на солнце
В. Отсутствии в пище витаминов
Г. Питании растительной пищей
8. Биологическими катализаторами в организме являются
А. Гормоны
Б. Ферменты
В. Вода и минеральные соли
Г. Желчь
9. Энергетический обмен — это процесс
А. Биосинтеза
Б. Удаления жидких продуктов распада
В. Теплорегуляции
Г. Окисления органических веществ клетки с освобождением энергии
10.
А. Молекулы глюкозы
Б. Углекислый газ и воду
Г. Аминокислоты
11.
12.
Биологическое окисление в клетке происходит в:
А. Рибосомах
Б. Митохондриях
В. Хромосомах
Г. Ядрышке
2 вариант
1. В результате пластического обмена (биосинтеза) происходит
А. Образование специфических для клетки веществ
Б. Переваривание пищи
В. Биологическое окисление органических веществ
Г. Транспортировка веществ к клетке
2. Белки в организме изменяются в следующей последовательности
А. Пищевые белки — тканевые белки — СО 2 , Н 2 О
Б. Углеводы — жиры — белки — NH 3 , Н 2 О, СО 2
В. Пищевые белки — аминокислоты — тканевые белки — NH 3 , Н 2 О, СО 2
Г. Пищевые жиры — белки — углеводы — Н 2 О, СО 2
3. Углеводы в клетках человеческого тела при биологическом окислении распадаются на
А. Молекулы глюкозы
Б. Углекислый газ и воду
В. Воду, аммиак, углекислый газ
Г. Аминокислоты
4. После работы удается задержать дыхание на меньшее время, чем в покое, потому что на дыхательный центр гуморально влияет накопленный во время работы избыток
А. Кислорода
Б. Углекислого газа
В. Азота
Г. Обновленного воздуха в легких
5. Порядок соединения остатков аминокислот при биосинтезе в белковой молекуле определяется
А. Митохондриями
Б. Генами (ДНК хромосом)
В. Рибосомами
Г. Клеточным центром
6. Белки, включающие незаменимые аминокислоты, содержатся в
А. Говядине
Б. Кукурузной каше
В. Макаронах
Г. Гречневой каше
7. Вода при обмене веществ в клетке используется как
А. Энергетическое вещество, при окислении которого освобождается энергия
Б. Универсальный растворитель
В. Фермент — биологический катализатор
Г. Гормон, регулирующий работу органов
8. В результате энергетического обмена происходит биологическое окисление
А. Минеральных веществ
Б. Органических веществ
В. Воды
Г. Витаминов
9. Если плохо проварить и прожарить мясо, то может возникнуть заболевание
А. Дизентерия
Б. Глистные заболевания
В. Гастрит
Г. Авитаминоз
10. Биологическое окисление в клетке происходит в
А. Рибосомах
Б. Митохондриях
В. Хромосомах
Г. Ядрышке
11. Клетку с хомяком выставили из теплого помещения в более холодное. Обмен веществ у хомяка при этом
А. Остался без изменения
Б. Понизился
В. Стал более интенсивным
Г. Незначительно колебался как в ту, так и в другую сторону
12. Необходимые для человека жирные кислоты содержатся в
А. Растительных жирах
Б. Бараньем жире
В. Сливочном масле
Г. Свином сале
Ответ на тест по биологии Обмен веществ
1 вариант
1-Г
2-А
3-Б
4-Б
5-А
6-Г
7-В
8-Б
9-Г
10-А
11-Б
12-Б
2 вариант
1-А
2-В
3-А
4-Б
5-В
6-А
7-Б
8-Б
9-Б
10-Б
11-Г
12-А
Отмирающий органический материал транспортируется в почвенные слои и в осадок водных потоков, морей и океанов. На пути к месту захоронения он разлагается химически, подвергается микробиальному воздействию, частично окисляется, растворяется, переходит в сложные органические кислоты, отлагается и накапливается.
Транспортировка органического материала осуществляется в основном в виде двух форм: детритной и растворенной. Детритная форма - это живые и отмершие организмы, их частички с размерностью обычно менее 1 мкм.
Растворенное вещество - это продукты химического и микробиального происхождения, жидкой субстанции или растворенные в воде, Размер отдельных органических компонентов обычно более 1 мкм. О соотношении форм переноса можно судить по продуктам выноса реки Амазонки, составляющим 20% мирового речного стока. В этом стоке содержится 10 10 т органического углерода в год, что в 100 раз больше всей ежегодной продукции Черного моря. Около 10 7 т общего органического углерода выносится в растворенной форме. Остальной органический углерод переносится в виде детритного вещества. Следовательно, для транспортировки органического материала гораздо большее значение имеют детритные формы.
Накопление органического вещества происходит в зонах высокой биологической продуктивности. А она контролируется солнечной и тепловой энергией, а также питательностью среды. Наибольшая биологическая продуктивность наблюдается в верхнем 60-80 метровом слое морской воды. Биологическая продуктивность прибрежных вод, ровная 100 г в год С орг /м 2 в среднем почти в 2 раза выше, чем вод открытых океанов. Наиболее продуктивны зоны апвеллинга (~300 г С орг /м 2 в год), и некоторые районы, где действуют господствующие ветры и силы Кориолиса. Однако, в субаэральных обстановках накопление значительных масс органического вещества не происходит, т.к. ОВ там легко разрушается в процессах химического и биохимического окисления.
Немаловажными факторами, определяющими накопление С орг, является климат и окружающая среда. Кроме того, накопление ОВ в осадках требует сбалансированного оптимального соотношения между динамической активностью водных масс и скоростью седиментации. Дело в том, что пелитовый материал легко адсорбирует растворённые органические частицы, захватывает взвешенные частицы детритного вещества и легко выносится из районов с высокой гидродинамической активностью в зоны распространения спокойных вод. Для тонкозернистых осадков, которые здесь накапливаются, характерен ограниченный доступ растворенного молекулярного кислорода, вследствие чего возрастает вероятность сохранения органического вещества. Если же скорость седиментации слишком высока, происходит разубоживание и формируются осадки с низким содержанием ОВ.
Для накопления осадков, обогащенных органическим материалом, благоприятные условия создаются на континентальных шельфах, в зонах со спокойными водами: лагунах, эстуариях и глубоких впадинах с ограниченной циркуляцией. Континентальные склоны также можно отнести к обстановкам, благоприятным для аккумуляции органического вещества.
Клеточное строение организма человека.
Задание 1.
Задание. Выберите один правильный ответ.
1. Основным структурным и функциональным элементом организма человека является:
В. Клетка
2. Наследственная информация в клетке зашифрована в молекулах:
В. Белков
3. В ядре соматических клеток человека:
A. 46 хромосом
Б. 23 хромосомы
B. 44 хромосомы
4. Ядрышко участвует в образовании:
А. Рибосом
Б. Митохондрий
В. Пластид
5. Гладкая эндоплазматическая сеть участвует в образовании:
А. Белков
В. Углеводов и жиров
6. Накопление и транспортировка веществ, синтезируемых в разных частях клетки, происходит в:
Б. Комплексе Гольджи
В. Лизосомах
7. Основная функция митохондрий:
А. Синтез ДНК
Б. Синтез АТФ
В. Синтез углеводов
8. Распад отработанных веществ и органоидов происходит в:
А. Гиалоплазме
В. Лизосомах
9. Связь между клетками осуществляется через:
A. Клеточную мембрану
Б. Гиалоплазму
B. Эндоплазматическую сеть
10. Клеточная мембрана:
A. Обладает избирательной проницательностью для различных веществ
Б. Непроницаема
B. Полностью проницаема для любых веществ
Задание 2
Задание. Вставьте пропущенное слово.
1... – это основной структурный и функциональный элемент организма человека.
2. Большинство клеток состоит из... и..., покрытых снаружи...
3... несет наследственную информацию и регулирует синтез...
4... состоят из ДНК и хорошо видны в период... клетки.
5. Внутри ядра находятся..., в которых образуются..., синтезирующие...
6. Цитоплазма состоит из... и расположенных в ней...
7. В... эндоплазматической сети образуются белки, а в... синтезируются гликоген и жиры.
8. Многочисленные пузырьки и цистерны образуют..., в котором накапливаются вещества и синтезируются...
9. В митохондриях окисляются... вещества и синтезируется... – универсальный источник энергии.
10. Ненужные вещества и структуры клетки растворяются внутри... под действием...
11. Связь с внешней средой и соседними клетками осуществляется через...
Задание 3
Задание. Дайте краткий ответ из одного-двух предложений
1. Чем представлена транспортная система клетки?
2. Какие органоиды и каким образом обеспечивают клетку энергией для осуществления ее жизненных функций?
3. В каких органоидах происходит непрерывный синтез различных органических соединений?
4. В чем состоит функция лизосом?
5. Что такое регенерация клеток?
Задание 4.
Задание. Дайте полный развернутый ответ.
1. Какая наука изучает клетки? Когда и кем впервые была открыта клетка?
2. О чем говорит тот факт, что клетки большинства живых существ устроены примерно одинаково?
3. При изучении клеток животных было выяснено, что аппарат Гольджи наиболее развит в клетках поджелудочной железы и слюнных желез, а митохондрии – в клетках сердца. Объясните этот факт
4. Какое еще вещество, кроме ДНК, содержится в ядре?
1. Основным структурным и функциональным элементом организма человека является:
А. Орган
Б. Ткань
В. Клетка
2. Наследственная информация в клетке зашифрована в молекулах:
В. Белков
3. В ядре соматических клеток человека:
A. 46 хромосом
Б. 23 хромосомы
B. 44 хромосомы
4. Ядрышко участвует в образовании:
А. Рибосом
Б. Митохондрий
В. Пластид
5. Гладкая эндоплазматическая сеть участвует в образовании:
А. Белков
Б. Жиров
В. Углеводов и жиров
6. Накопление и транспортировка веществ, синтезируемых в разных частях клетки, происходит в:
Б. КомплексеГольджи
В. Лизосомах
7. Основная функция митохондрий:
А. Синтез ДНК
Б. Синтез АТФ
В. Синтез углеводов
8. Распад отработанных веществ и органоидов происходит в:
А. Гиалоплазме
В. Лизосомах
9. Связь между клетками осуществляется через:
A. Клеточную мембрану
Б. Гиалоплазму
B. Эндоплазматическую сеть
10. Клеточная мембрана:
A. Обладает избирательной проницательностью для различных веществ
Б. Непроницаема
B. Полностью проницаема для любых веществ
Задание. Вставьте пропущенное слово.
1... – это основной структурный и функциональный элемент организма человека.
2. Большинство клеток состоит из... и..., покрытых снаружи...
3... несет наследственную информацию и регулирует синтез...
4... состоят из ДНК и хорошо видны в период... клетки.
5. Внутри ядра находятся..., в которых образуются..., синтезирующие...
6. Цитоплазма состоит из... и расположенных в ней...
7. В... эндоплазматической сети образуются белки, а в... синтезируются гликоген и жиры.
8. Многочисленные пузырьки и цистерны образуют..., в котором накапливаются вещества и синтезируются...
9. В митохондриях окисляются... вещества и синтезируется... – универсальный источник энергии.
10. Ненужные вещества и структуры клетки растворяются внутри... под действием...
11. Связь с внешней средой и соседними клетками осуществляется через...
Задание. Дайте краткий ответ из одного-двух предложений.
1. Перечислите основные жизненные функции клеток человеческого организма.
2. Какова структура и функции ядра клетки?
3. Что вы знаете о структуре и функциях хромосом?
4. Какая часть клетки выполняет защитную функцию?
5. Чем представлена транспортная система клетки?
6. Какие органоиды и каким образом обеспечивают клетку энергией для осуществления ее жизненных функций?
7. В каких органоидах происходит непрерывный синтез различных органических соединений?
8. В чем состоит функция лизосом?
9. Как осуществляется взаимодействие клеток друг с другом и органоидов внутри клетки?
10. Что такое регенерация клеток?
Задание. Дайте полный развернутый ответ.
1. Какая наука изучает клетки? Когда и кем впервые была открыта клетка?
2. О чем говорит тот факт, что клетки большинства живых существ устроены примерно одинаково?
3. При изучении клеток животных было выяснено, что аппарат Гольджи наиболее развит в клетках поджелудочной железы и слюнных желез, а митохондрии – в клетках сердца. Объясните этот факт.
4. Чем клетки человека и животных принципиально отличаются от клеток растений?
5. Ученые считают, что в процессе эволюции доклеточных форм в клеточные структуры очень важным моментом было образование мембраны. Объясните почему?
6. Каким образом осуществляется точная передача наследственной информации при делении клеток?
7. Почему клеточные структуры называют «органоидами», а не «органами»?
8. Какое универсальное свойство жизни обеспечивается работой ядра?
9. Какое еще вещество, кроме ДНК, содержится в ядре?
10. Как вы думаете, почему развитие современной медицины тесно связано с цитологическими исследованиями?
(санитарные правила СП 2.1.7.1038-01)
Накопление промышленных отходов
Определение класса опасности промышленных отходов и транспортировка их на полигон
Все промышленные отходы делятся на четыре класса опасности:
- первый класс - вещества (отходы) чрезвычайно опасные;
- второй класс - вещества (отходы) высокоопасные;
- третий класс - вещества (отходы) умеренно опасные;
- четвертый класс - вещества (отходы) малоопасные
(ГОСТ 12.1.007-76 «Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности»).
Технологические производственные лаборатории, ведомственные НИИ и ведомственные лаборатории по охране окружающей среды обязаны определять химический состав (приложение 1) отходов по цехам и устанавливать класс их опасности.
Промышленные отходы формируются по ходу технологического процесса по цехам и сосредотачиваются на промышленной площадке каждого цеха, где собираются и помещаются в тару: первый класс опасности помещается в стальные баллоны, проверенные двукратно на герметичность (по мере уплотнения и наполнения закрываются стальной крышкой и завариваются электрогазосваркой); второй класс опасности отходов помещается в полиэтиленовые мешки; третий класс - в бумажные мешки; четвертый класс собирается на промышленной площадке в виде конусообразной кучки, откуда автопогрузчиком перегружается в герметичный самосвальный автотранспорт и доставляется на полигон захоронения. Во избежание пыления сверху отходы плотно закрываются полиэтиленовой пленкой.
Санитарные требования к транспортировке отходов
Транспортировка промышленных отходов на полигон производится транспортом промышленного предприятия в соответствии с «Инструкцией о порядке перевозки опасных грузов автомобильным транспортом», утвержденной приказом МВД СССР № 371 от 20 ноября 1980 г.
Загрузка в транспорт, транспортировка, выгрузка и захоронение отходов на полигоне осуществляется согласно инструкциям, разработанным предприятиями в соответствии с требованиями настоящих санитарных правил и утвержденными главным инженером предприятия по согласованию с местными органами и учреждениями санэпидслужбы. Отправка пестицидов объединениями «Сельхозхимия» производится в железнодорожных вагонах, выделяемых в установленном порядке, или специализированным автотранспортом объединений «Сельхозхимия».
Все работы, связанные с загрузкой, транспортировкой, выгрузкой и захоронением отходов, должны быть механизированы и герметизированы. Транспортировку отходов следует производить в специально оборудованном транспорте, исключающем возможность потерь по пути следования и загрязнения окружающей среды, а также обеспечивающем удобства при перегрузке:
- транспорт для перевозки полужидких (пастообразных) отходов должен быть снабжен шланговым приспособлением для слива;
- при перевозке твердых и пылевидных отходов необходимо самостоятельное устройство или тара с захватными приспособлениями для разгрузки автокранами полигона;
- при работе с пылевидными отходами необходимо увлажнение на всех этапах: при погрузке, транспортировке, выгрузке и разравнивании.
При транспортировке промышленных отходов не допускается присутствие посторонних лиц, кроме водителя и сопровождающего груз персонала предприятия.
Обезвреживание и захоронение токсичных промышленных отходов осуществляется на специальных инженерных сооружениях - полигонах захоронения токсичных промышленных отходов.
- Полигоны захоронения неутилизируемых отходов должны располагать резервными территориями с расчетным сроком их эксплуатации на 20-25 лет.
- Полигоны захоронения проектируются, строятся для промышленных районов одного или нескольких городов. В отдельных субъектах РФ в зависимости от конкретных условий полигоны могут сооружаться для всей территории субъекта.
- Полигоны захоронения создаются по типу химического предприятия и находятся в ведении Министерства химической промышленности и Муниципальных Советов или в ведении министерств по характеру отходов.
- Полигоны захоронения обеспечивают прием промышленных отходов на захоронение и частичное обезвреживание согласно разработанной инструкции, согласованной с местными органами санитарно-эпидемиологической службы и утвержденной местными органами исполнительной власти.
- В инструкции следует четко определить виды токсичных отходов, подлежащих приему на полигон (с учетом химического состава, физических свойств, агрегатного состояния,пожаро-взрывоопасности) и не подлежащих приему: радиоактивные отходы (принимаются на спецполигон). Тарные отходы (металлическая, деревянная, синтетическая), строительные отходы, строительный мусор, отходы кожевенной промышленности, швейных предприятий и других отходов, относящихся к категории вторичного сырья.
- Полигоны захоронения промышленных отходов обеспечивают изоляцию токсичных веществ от селитебной зоны и защиту окружающей среды от загрязнения за пределами санитарно-защитной зоны.
- Для захоронения неутилизируемых промышленных отходов на полигонах каждое министерство, ведомство, предприятие проводит паспортизацию неутилизируемых отходов, определяет их количество (за сутки, год) по четырем классам опасности, согласовывает список с администрацией полигона и с органами санитарно-эпидемиологической службы и представляет проектным организациям (для проектирования полигона) или полигону, принимающему отходы на захоронение.
- В регламенты на проектирование производственных процессов на полигоны захоронения должны включаться данные о количестве отходов по четырем классам опасности, способы их захоронения в соответствии с требованиями настоящих правил.
На основании настоящих санитарных правил каждое промышленное предприятие в свою очередь разрабатывает:
- инструкцию по сбору, хранению, таре-упаковке (в соответствии с 1, 2, 3 классами опасности) и транспортировке отходов, исключающих их распыление, россыпь, розлив, самовозгорание, взрыв;
- инструкцию по технике безопасности, противопожарной профилактике и производственной санитарии для персонала, занятого сбором, хранением, транспортировкой и сдачей токсичных отходов на полигон захоронения.
Указанные инструкции согласовываются с администрацией полигона и с местными учреждениями санитарно-эпидемиологической службы и утверждаются руководством предприятия.
Гигиенические требования к выбору территории - места расположения полигона
Планировка и устройство полигонов
Гигиенические требования к выбору способов захоронения промышленных отходов
Предупредительный и текущий надзор за полигонами
Гигиена труда и производственная санитария