Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?
Гласные под ударением произносятся в соответствии с написанием.
В безударных слогах гласные подвергаются редукции, т.е. произносятся с более ослабленной артикуляцией.
Редукция может быть количественной и качественной. Количественная редукция - это уменьшение длительности и силы безударного гласного. Она присуща звукам [и], [ы], [у]. Качественная редукция - эго качественное изменение звучания гласного с потерей некоторых признаков его тембра. Качественной редукции подвергаются звуки [а], [о], [э]. Для них различаются 1-я слабая позиция (первый предударный слог или абсолютное начало слова) и 2-я слабая позиция (остальные безударные слоги).
В 1 -й слабой позиции на месте звуков [а] и [о] произносится звук, средний между ними, так называемый «а-закрытый», обозначаемый в транскрипции [Λ]: [вΛда], [ΛгΛрот].
На месте звука [э] в подобной позиции произносится [и 3 ]: [в"и э сна], [л"и э сной].
В первом предударном слоге такой же звук может произноситься на месте гласного [а] после мягких шипящих [ч"] и [ш"]: [ч"и э сы], [ш"и э д"ит"].
После твердых шипящих [ж] и [ш] гласный [а] в 1 -й слабой позиции может звучать как [Λ] перед твердым согласным: [шΛгат"], [жΛра] или как [ы э ], если далее следует мягкий согласный: [жы э л"эт"], [лъшы э д"э]].
Во 2-й слабой позиции на месте звуков [а], [о], [э] после твердых согласных произносится очень краткий (редуцированный) звук, обозначаемый знаком [ъ] (ер), после мягких - очень краткий звук, обозначаемый знаком [ь] (ерь): [мълΛко], [слышът"], [пол"ь], [б"ьл"изна].
Трудности чаще всего возникают в произношении звуков [о] и [э] в ударной позиции, что графически выражается буквами «е» и «ё». Например: бытие (не бытиё), современный (не совремённый), доведённый (не доведенный), новорождённый (не новорожденный), опека (не опёка), оседлый (не осёдлый) и т.п. Отчасти это происходит от того, что в печатных текстах, как правило, вместо буквы «ё» используется буква «е». При затруднениях в произношении слов такого рода следует обращаться к словарям-справочникам. Нужно помнить и о том, что в отдельных случаях буквы «ё» и «е» различают по смыслу слова в словосочетаниях. Ср.: Именительный падеж - падёж скота; чистое небо - верхнее нёбо; совершенный вид - совершённый поступок.
________________________________________________________________________
Произношение согласных звуков
Звонкие, согласные в конце слова оглушаются в парные глухие, моро [с], бага [ш], ро [ф], мё [т]. Оглушение звука [г] в непарный [х] является литературной нормой лишь в слове Бог ; в остальных случаях произношение на конце слова [х] вместо [к] - диалектная черта: сне [х], вра [х], пиро [х].
Оглушение звонких согласных на конце слов зависит от позиции, поэтому называется позиционным процессом.
В русском языке широко распространены комбинаторные (вызванные комбинацией, сочетанием звуков) процессы. Среди них - ассимиляция (уподобление) звуков:
ассимиляция по звонкости (глухой согласный под влиянием последующего звонкого превращается в звонкий): про [з‘] ба, во [г] зал; озвончение не происходит перед звуками [л], [м], [н], [р], [в];
ассимиляция по мягкости (твердый согласный под воздействием следующего за ним мягкого звука становится мягким): го [с"] ти, ле [с"] ник, [з"] десь.
В сочетаниях с зубными и губными согласными наблюдается двоякое произношение: [зл"] ить и [з"л"] ить; [д"в"] ерь и [дв"] ерь. В последнее время усиливается тенденция к произношению в таких случаях твердых согласных.
У существительных мужского рода на -изм согласный [з] произносится твердо во всех падежах, в том числе и при смягчении конечного согласного: в организме, при капитализме, об абстракционизме;
ассимиляция зубных перед шипящими (зубные [з], [с] перед шипящими [ж], [ш] произносятся как долгий шипящий): сшить - [шш] ить; расшнуровать - ра [шш] нуровать; сжечь - [жж] эчь; разжалобить - ра [жж] алобить.
Сочетания зж и жж внутри корня произносятся как долгий мягкий звук [ж"] в словах: дрожжи, брызжет, визжать, дребезжать, вожжи, езжу, жжет, позже, брезжить, жужжать, дожди, дождик, можжевельник. В настоящее время мягкий [ж"] в этих словах вытесняется [ж], как предполагают лингвисты, вследствие того, что у большинства говорящих на литературном языке в их фонетической системе отсутствует [ж"].
Сочетание сч произносится как долгий мягкий звук [ш"], так же, как звук, передаваемый на письме буквой щ: с чем - [ш"ш"] эм; расчет - ра [ш"ш"] ет; счастье - [ш"ш"] астье.
Сочетание зч произносится как долгий мягкий звук [ш"]: разносчик - разно [ш"ш"] ик; резчик - ре [ш" ш"] ик.
Сочетания дч и тч произносятся как долгий звук [ч"]: переводчик - перево [ч"ч"] ик; лётчик - лё [ч"ч"] ик.
Сочетания дц и тц произносятся как долгий звук [ц]: двенадцать - двена [цц] ать; золотце - золо [цц] е. Так же звучат согласные в глагольных сочетаниях тся и тъся: волноваться - волнова [цц| а; встретится - встрети [цц] а.
Сочетания дс и тс произносятся как [ц] на стыке корня и суффикса: городской - горо [ц] кой; советский - сове [ц] кий.
Звук [г] в сочетаниях гк, гч произносится как [х]: мягче - мя [х] че; легче - ле [х] че.
При сочетании трех и более согласных фонем в русском языке происходит процесс упрощения групп согласных (один из согласных, обычно средний, не произносится). Это распространяется на сочетания: ста, здн, рдц, лнц, нстк и др.: местный - ме [сн] ый; праздник - пра [з"н"] ик; сердце - се [рц] е; солнце - со [нц] е; гигантский - гига [нск] ий.
Произношение сочетания чн при одинаковом написании его в словах нередко вызывает затруднения, что связано с взаимодействием правил старомосковского и петербургского (ленинградского) произношения. По старомосковской норме это сочетание произносилось как шн. Данное традиционное произношение сохраняется в словах: конечно, нарочно, яичница, пустячный, скворечник, в женских отчествах на
Ична: Ильинична, Кузьминична и т.п.
По нормам современного русского литературного языка сочетание чн произносится как чн : вечный, точный, ночной, отлично.
Некоторые слова с сочетанием чн допускают варианты произношения [чн] и [шн]: порядочный, булочная, копеечный, подсвечник, молочный и др. В отдельных случаях разное произношение выполняет смыслоразличительную функцию: шапо [чн] ая мастерская - шапо [шн] ое знакомство; серде [чн] ый приступ - серде [шн] ый друг.
Сочетание чт в большинстве слов произносится так же, как пишется: мечтать, почти, прочту. И только в слове что и производных от него: чтобы, ничто, что-либо и т.п. сохранилось старомосковское произношение шт. Исключение в данной группе слов составляет местоимение нечто [чт].
_________________________________________________________________________
1. В русском языке гласные под ударением не изменяются и
произносятся четко и ясно. Ударение в слове только одно (иск
лючение составляют сложные слова, в которых одно ударение
главное - четкое, а второе слабое: водонепроницаемый,
обоюдоострый
и др.). Ударный гласный отличается от безудар
ного высотой и длительностью (ударный звук более долгий).
Как было сказано выше, все безударные гласные звуки произносятся короче. Долгота или краткость безударных гласных аав исит от позиции по отношению к ударному слогу: чем даль- 016 находится звук от ударного слога, тем он короче.
2. Гласные о, о, е, я
изменяются количественно и качествен-
в °; гласные и, э, у, ю, ы
изменяются только количественно, т.е.
В безударном положении произносятся короче по отношению к
ударному слогу.
Примечание. Гласный э встречается в немногих словах: в местоимениях это, эта, этот, поэтому, в междометиях эх, эй, а также в словах и именах собственных, заимствованных из других языков, например: этаж, эталон, эшафот, Эльза, Эвелина и др. Задание
Произнесите вслух слова и обратите внимание на различия в произношении гласных и, э, у,ю,ыв ударном и безударном положении:
эскалатор элипс
электрический эльф
рисовать лист
вырывать выпад
лужёный сук
людоед салют
3. Гласные а и о в предударном слоге (непосредственно перед ударным) и в начале слова, независимо от места, занимаемого по отношению к ударному слогу, произносятся как а, но несколько короче. В транскрипции этот звук имеет обозначение [о]. Задания
1) Произнесите вслух слова, четко выделяя ударный слог, запомните произношение предыдущего звука, который звучит как а:
произносится
[а]строном
[а]гроном
[а]вторизованный
[а]тодвигать
[а]бразование
[а]бращёние
4. Безударные гласные а и о на втором и третьем месте перед ударением и в заударных слогах подвергаются количественному и качественному изменению (редукции) и звучат как звук, средний между а и ы. В транскрипции этот звук имеет условное обозначение [■*].
Произнесите вслух слова, четко выделяя ударный слог. Следите за правильным звучанием редуцированного звука [ъ] взамен а и о на втором и третьем местах перед ударением:
пишется произносится пишется произносится
парадокс п[ъ]радокс города г[ъ]орода
карантин к[ъ]рантйн борода б[ъ]рода
карандаш к[ъ]рандаш золотой з[ъ]лотой
Произнесите вслух слова, четко выделяя ударный слог. Следите за правильным произношением редуцированного звука в конце слов - [-&]:
пишется произносится пишется произносится
пальма пальм[ъ] осторожно осторожн[ъ]
больница больнйц[ъ] болото болот[ъ]
ворона ворон[ъ] голодно голодн[ъ]
только тольк[ъ] сколько скольк[ъ]
несколько нёскольк[ъ] нисколько нискольк[ъ]
(Последние восемь слов включены, потому что часто в них пропускают мягкий звук л и вместо только, сколько, несколько говорят: ток[ъ], нескок[ъ], скок[ъ] и т.п.
ПРОИЗНОШЕНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ГЛАСНЫХ е, я
5. Безударные гласные е, я после мягких согласных в первом предударном слоге произносятся как звук, средний между кие. В транскрипции он условно обозначается как [ие]. Такой же звук произносится вместо гласного а после мягких согласных ч и щ.
Произнесите вслух слова, четко выделяя ударный слог. Следите за правильным произношением безударных я,еи гласного а после согласных ч и щ:
Пишется произносится пишется произносится
в[ие]зать
л[ие]гать
м[ие]снйк
щ[ие]дйть
щ[ие]вёль
пощ[ие]дйть
йЩОЬа ч^»ю\шукт
6. Безударные гласные е, я в начале слова и после гласных в середине слова (в первом предударном слоге) произносятся как звук, средний между и и е с предшествующим ему й. В транскрипции он условно обозначается как .
пишется произносится
тяготение т[ь]готёние
лягушонок л[ь]гушонок
мясорубка м[ь]сорубка
пятилетка п[ь]тилётка
поле пол[ь] доля дол[ь]
горе гор[ь] воля вол[ь]
8. Безударные гласные е, я,
которые находятся в начале сло
ва, но далеко от ударного слога, произносятся как редуцирован
ный звук ь
с предшествующим й.
В транскрипции он обознача
ется как [йь].
Произнесите вслух слова, четко выделяя ударный слог. Следите за правильным произношением безударных гласных е, я - как [йь]:
пишется произносится пишется произносится
Енисей [Йь]нисёй ярлычок [йь]рлычок
европеец [йь]вропёец ядовитый [йь]довйтый
егоза [йь]гоза ягуар [йь]гуар
естество [йь]стество яровизация [йь]ровизация
Иногда безударные гласные е, я произносят как и (так называемое «иканье»). Часто также встречается неправильное произношение гласного я - его произносят одинаково как в ударном, так и безударном слогах. Эти достаточно диалектные явления необходимо исправлять.
9. Гласный и
в качестве союза, стоящего после слова, кото
рое оканчивается на твердый согласный и гласный и
в начале
слова, если тому предшествует слово, которое оканчивается на
твердый согласный, а также после предлогов к, в, с, из, перед
и др. переходит в ы.
Произнесите фразы, следя за тем, чтобы и звучал как ы:
пишется произносится
как вы, так и мы как вы, так [ы] мы
вот и мы вот [ы] мы
отправились в Испанию отправились в [ьфпанию
ушел из института ушел [ы]з [ы]нститута
читаю с интересом читаю с [ы]нтересом
вот именно вот [ы]менно
Если же во фразе между словами должна быть по смыслу пауза, например, в названии произведения, то гласный и произносится в таких случаях без изменения:
Произносится
пишется f
враг и друг враг / и друг
Чертопханов и Недопюскин
Чертопханов / и Недопюскин
лес и степь
лес / и степь
Нарушение правила перехода ивы является очень распространенным. Особенно много делается ошибок в сочетании с предлогом в, например, говорят: «иду винститут», «еду Виталию», «живу визбушке» вместо: [иду вынститут], [еду выта-лию], [живу вызбушке].
10. В русском языке много звукосочетаний из двух безударных гласных: аа, оо, ао, оа, ay, оу, аи, ои, ей, ео, еу, еа. Эти звукосочетания встречаются в словах, а также на стыке слов, когда одно слово оканчивается на безударный гласный, а другое начинается с безударного гласного.
а) сочетания безударных гласных аа, оо, ао, оа произносятся
как два а: аа:
пишется произносится
заасфальтировать заасфальтировать
наобум наабум
воображение ваабражёние
заострение заастрёние;
б) в сочетаниях безударных гласных ау, оу, аи, ои, гласные а и о произносятся как редуцированный звук, в транскрипции имеющий обозначение [ »]:
пишется произносится пишется произносится
наугад
н[ъ]угад поисковая
п[ъ]исковая
поудобней п[ъ]удобней наискосок н[ъ]искосок
в) в сочетаниях безударных гласных ей, еу, еа, ео гласный е произносится как редуцированный звук, и в транскрипции имеет обозначение [ь]:
пишется произносится
неинтересный н[ь]интерёсный
неудобный н[ь]удобный
необразованный необразованный
реализация р[ь]ализация
Для освоения произношения безударных гласных в указанных выше звукосочетаниях проговорите вслух следующие фразы. Но прежде чем их произнести, обдумайте каждую и решите, что вы хотите сказать, с какой целью и с каким отношением к высказываемой мысли. Также обратите внимание на знаки препинания.
аа,оо, ао, оа: аа
Живут на островах. Иду по Арбату.
Входите по одному! Отправляюсь за авансом.
Богатое воображение! Прочтите на обороте.
ау,оу:ьу
Несмотря на упреки. Работать по ударному!
Спасибо за удовольствие. Действую по убеждению!
Ответите Всем на удивление,
за укрывательство.
аи,ои: ьи
Посмотрите Лекции по иконографии.
на иллюстрации!
Трудные наименования. Действовать по инерции.
ей,еу: ьи, ьу
Неиссякаемая энергия. Неуживчивый характер.
Неизъяснимое волнение! Неужели сделали?
Неизбежный конец! Не уединяйтесь!
ео,еа:ьа
Необоснованное заявление! Она не актриса!
Необыкновенное сооружение. Это не аргумент.
Говорил неоднократно. Это не оригинально.
РАБОТА НАД УДАРЕНИЕМ В СЛОВЕ
Знакомство с правилами современного литературного произношения - первый шаг в работе над техникой речи. Для того чтобы научиться говорить правильно, нужно специально тренироваться в запоминании правил произношения и ударения в русском языке.
Изучая литературное произношение, надо овладеть умением наблюдать не только за своей речью, но и за речью окружающих. Речь преподавателя, естественно, является образцом для студентов.
Необходимо прослушивать записи выступлений актеров, чтецов, речь которых может служить образцом правильного произношения. Полезно прослушивать по радио и телевидению выступления специалистов по лингвистике, посвященные вопросам устной речи.
Но только слушать чужую речь мало. Надо тренироваться, закреплять правила произношения на практике.
На первоначальных этапах полезно пользоваться магнитофоном: записывать свою речь, потом прослушивать, сверять с образцами и затем повторять запись, стараясь исправить замеченные отклонения от нормы. Слушая себя «со стороны», легче замечать собственные ошибки.
Освоение ударения в слове требует выработки определенных навыков и большой затраты времени.
Мы предлагаем задания, выполняя которые вы должны будете размышлять над тем, на каком слоге поставить ударение, как произнести слово, имя, фамилию. Задания на ударение сочетаются с заданиями на применение различных правил орфо- " эпии.
Полезно, чтобы студенты, расставив ударения и проверив предварительно правильность своего произношения, слушали и контролировали друг друга.
При чтении книги, слушании речи окружающих у вас могут возникать вопросы, связанные с постановкой ударения, с произношением того или иного слова. Поэтому целесообразно завести небольшой словарик и записывать туда слова, произношение которых вызывает сомнения. Проверять правильность «сомнительных слов» следует по словарю-справочнику.
1. Проставьте ударение в словах. Если возникнут затруднения, проверьте ударение по словарю-справочнику.
2. Если значение какого-либо слова вам будет не понятно, сверьтесь со «Словарем русского языка» С.И.Ожегова.
3. Выпишите и произнесите вслух слова, в которых встречаются звуки о и а в безударном положении в начале слова и в первом предударном слоге.
4. Выпишите и произнесите вслух слова, в которых звуки о и а встречаются в безударном положении во втором и третьем предударных слогах.
5. Выпишите и произнесите вслух слова со звуками е и я в безударном положении в начале слова, в первом и втором слогах перед ударным. Ответьте на вопрос, есть ли разница в произношении безударных еияв начале слова, в первом предударном слоге и во втором предударном слоге.
6. Выпишите и произнесите иностранные слова, в которых согласные звуки т, д,р, с перед гласным е произносятся твердо.
7. Выпишите и произнесите иностранные слова, в которых звуки т, д, р, с в соответствии с правилами русской орфоэпии перед гласным е произносятся мягко.
8. Отметьте слова, которые всегда пишутся одинаково, но в которых изменение ударения меняет их значение.
Аргумент. Автобус. Алиби. Афера. Автобус. Алкоголь. Алфавит. Ангажировать. Абитуриент. Занял, заняла, заняли. Отдал, отдала, отдали. Отнял, отняла, отняли.
Афиняне. Египтянка. Еритик. Ксендз, ксендза, ксендзу. Монолог. Эпилог. Диалог. Ободранный, обдран; ободрано, ободраны. Ободрать, ободрал, ободрала, ободрало, ободрали.
Ворожея, ворожеи. Заговор (разные значения). Договор. Приговор. Звоню, звонишь, звонит; звоним, звоните, звонят. От-
Орфоэпические нормы
– это произносительные нормы устной речи. Их изучает специальный раздел языкознания – орфоэпия.
Соблюдение единообразия в произношении имеет важное значение. Орфоэпические ошибки мешают воспринимать содержание речи, а произношение, соответствующее орфоэпическим нормам, облегчает ускоряет процесс общения.
Особенности произношения гласных звуков в русском языке.
Основной особенностью русского литературного произношения в области гласных является их разное звучание в ударном и безударном слогах при одинаковом написании. В безударных слогах гласные подвергаются редукции.
Редукция (лат. reducire сокращать) - лингвистический термин, обозначающий ощущаемое человеческим ухом изменение звуковых характеристик речевых элементов, вызванное их безударным положением по отношению к другим - ударным элементам.
Существуют два типа редукции–количественная (когда уменьшается долгота и сила звука) и качественная (когда в безударном положении изменяется сам звук). Меньшей редукции подвергаются гласные в 1-м предударном слоге, большей – во всех остальных слогах. Гласные [а], [о], [э] подвергаются в безударных слогах как количественной, так и качественной редукции; гласные [и], [ы], [у]не меняют в безударных слогах своего качества, но частично теряют длительность.
1.Гласные в 1-м предударном слоге:
а)после твердых согласныхна месте о и а произносится ослабленный звук [а]: в [а] да́, н[а] га́, М[а]сква́, с[а]ды́, з[а]бо́р; после твердых шипящих ж и ш на месте а и о также произносится ослабленный звук [а]: ж[а]ра́, ж[а]нглёр, ш[а]ги́, ш[а]фёр.
б)после твердых шипящих ж, ш и ц на месте е произносится редуцированный звук типа [ы] с призвуком [э], обозначаемый условно [ыэ]: ж[ыэ]на́,ш[ыэ]пта́ть, ц[ыэ]лу́й;
в) после мягких согласных на месте букв я и е, а также после мягких шипящих ч и щ на месте а произносится ослабленный звук [и] с призвуком [э],обозначаемый условно [иэ]: м[иэ]сно́й, Р[иэ]за́нь, м[иэ]сти́, ч[иэ]сы́, щ[иэ]ди́ть, а также в формах множественного числа слова площадь: площ[иэ]де́й,площ[иэ]дя́м и т.д.;
2. Гласные в других безударных слогах :
а) в абсолютном начале слова на месте букв а и о всегда произносится ослабленный звук [a]: [а]рбу́з: [а]кно́, [а]втомоби́ль, [а]тклоне́ние;
б) после твердых согласных в безударных слогах, кроме 1-го предударного, на месте а и о произносится редуцированный звук, средний по звучанию между [а] и [ы], краткий по длительности, обозначаемый условно [ъ]: г[ъ]лова́, к[ъ]ранда́ш, я́бл[ъ]к[ъ];
в) после мягких согласных в безударных слогах, кроме 1-го предударного, на месте а/я и е произносится редуцированный, средний по звучанию между[и] и [э], краткий по длительности, обозначаемый условно [ь]: [п’ь]тачо́к, [л’ь]сору́б, вы́[н’ь]су, ч[ь]лове́к.
3. Гласный и в начале корня после приставки или предлога, оканчивающихся на твердые согласные, произносится как [ы]:
с кем вы возвращаетесь из института – и[зы]нститута, с Игорем – [сы]горем; сохранение в этой позиции [и] и смягчение согласного перед ним является областной чертой произношения и не соответствует норме.
4. Ударные гласные звуки на месте е и ё. В произношении ряда слов возникают трудности из-за неразличения в печатном тексте букв е и ё, т.к. для их обозначения употребляется только буква е. Поэтому рекомендуется запомнить два ряда слов:
а) с буквой е, на месте которой звучит [э]: афера, бесхребетный, блеф, бытие, гололедица, головешка, гренадер, дебелый, житие, иноплеменный, крестный ход (но крёстный отец), опека, оседлый (оседлость), преемник, правопреемник, слежка, современный, ярем, ячменный и др.;
б) с буквой ё, на месте которой, звучит [о]: безнадёжный, вёдер, гравёр, жёлчь (допустимо желчь), жёлчный (допустимо желчный), издёвка, коммивояжёр, ксёндз (но ксендза), манёвры, наёмник, осуждённый, внесённый, переведённый, приведённый, осётр, побасёнка, полёгший, привёзший, принёсший, скабрёзный, скрупулёзный, ремённый, смётка, тёша, шёрстка (грубошёрстный), и др.
В некоторых парах слов различное значение сопровождается разным звучанием ударного гласного [о] или [э]: истекший (срок) – истёкший (кровью),оглашенный (кричит как оглашенный) – оглашённый (указ), совершенное (пение) – совершённое (открытие).
В ряде случаев редукции могут подвергаться целые слоги, слова, предложения. Например русское «привет» > быстрое [прет], сейчас > [щас], человек > [чеек], девушка > [деушка].
Одним из наиболее заметных слов, подверженным существенным изменениям при беглом произношении, является приветствие «здравствуйте» ([ˈzdra.stvuj.tʲɪ]), которое повсеместно сокращается до «здрасте» [ˈzdra.sʲtʲɪ] или даже «драсте» [ˈdra.sʲtʲɪ]. Некоторые распространенные примеры:
©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11
Произносительные нормы
1. Понятие об орфоэпии. Произношение гласных и согласных звуков.
2. Особенности произношения заимствованных слов, имен и отчеств.
3. Особенности русского ударения.
Русская орфоэпия включает в себя правила произношения безударных гласных, звонких и глухих согласных, правила произношения отдельных грамматических форм, особенности произношения слов иноязычного происхождения.
Буква - это графический знак, входящий в азбуку. Звук - это то, что слышится, воспринимается слухом.
Произношение гласных звуков
Гласные звуки - звуки речи, образуемые свободным проходом воздушной струи через голосовые связки, состоящие главным образом из голоса.
В первом предударном слоге на месте букв а и о произносится звук [а]. Например: к[а]рова.
В остальных безударных слогах на месте букв а и о произносится краткий звук, средний между [ы] и [а], обозначаемый в транскрипции знаком [ъ]. Например: м[ъ]л[а]ко .
В начале слова безударные а и о произносятся как [а]. Например: [а]зот.
После твердых шипящих ж и ш гласный а в первом предударном слоге произносится как [а]. Например: ш[а]гать, ж[а]ргон . Однако перед мягкими согласными произносится звук, средний между [ы] и [э]. Например: лош[ы/э]дей .
После мягких согласных в первом предударном слоге на месте букв е и я произносится звук, средний между [и] и [э]. Например: в[и/э]сна, ч[и/э]сы .
В остальных безударных слогах на месте букв е и я произносится краткий и, который в транскрипции обозначается знаком [ь]. Например: в[ь]ликан, п[ъ]тачок.
Согласные ц, ж, ш обозначают только твердые звуки, поэтому после них на месте буквы и произносится [ы]. Например: нац[ы]я.
Произношение согласных звуков
Согласные звуки - звуки речи, состоящие или из одного шума, или из голоса и шума, который образуется в органах произношения, где выдыхаемая из легких струя воздуха встречает различные преграды (губы, зубы, язык).
В русской речи происходит обязательное оглушение звонких согласных в конце слова. Например: го[т] (год), зу[п] (зуб).
В сочетаниях звонкого и глухого согласных первый из них уподобляется второму, т. е. происходит оглушение звонкого согласного. Например: ло[ш]ка (ложка).
В сочетаниях звонкого и глухого согласных первый из них в некоторых случаях уподобляется второму. Например: [з]делать (сделать).
В ряде случаев наблюдается смягчение согласных: согласные, стоящие перед мягкими согласными, тоже произносятся мягко. Например: [з"д"есь ].
Сочетания согласных сш и зш произносятся как долгий твердый
звук [шш], например: ни[шш]ий
(низший), вы[шш]ий
(высший).
Сочетания тч и дч произносятся как долгий звук [ч"ч"], например: докла[ч"ч"]ик (докладчик), ле[ч"ч"]ик (летчик).
Сочетание тс в глаголах с частицей -ся произносится как долгий [цц], например: брее[цц]а (бреется).
В сочетаниях стн, здн, стл согласные т и д при произношении выпадают, например: преле[сн]ый (прелестный), пра[зн]ик (праздник), сча[сл]ивый (счастливый).
В сочетаниях стк, здк согласный т сохраняется, например: не-ве[стк]а .
Вместо сочетания чн произносится |шн) в следующих словах: конечно, скучно, нарочно, яичница, пустячный, скворечник, например: ко-не[шн]о, ску[шн]о, нар[шн]о, яи[шн]ица, пустя[ит]ый, скоре[шн]ик.
Орфоэпические нормы (произношения гласных и согласных).
Особенности русского ударения.
Норма – это общепринятое употребление разнообразных языковых средств, регулярно повторяющееся в речи говорящих.
4. общепринятое современное словоупотребление;
5. результаты лингвистических исследований.
Понятие нормы распространяется на все уровни языка . В соответствии с уровневой соотнесённостью и спецификой выделяются следующие типы языковых норм:
· лексические - обеспечивают правильность выбора слов;
· акцентологические - предусматривают правильную постановку ударения;
· орфоэпические - описывают правильное произношение слов;
· морфологические - правила словоизменения и словообразования , описываемые в грамматиках;
Морфологические и синтаксические нормы включаются в число грамматических норм.
Литературная норма отличается рядом свойств : она едина и общеобязательна для всех говорящих на данном языке; она консервативна и направлена на сохранение средств и правил их использования, накопленных в данном обществе предшествующими поколениями. В то же время она не статична, а изменчива во времени и предусматривает динамическое взаимодействие разных способов языкового выражения в зависимости от условий общения (свойство коммуникативной целесообразности).
Единство и общеобязательность нормы проявляются в том, что представители разных социальных слоев общества обязаны придерживаться традиционных способов языкового выражения, а также тех правил и предписаний, которые содержатся в грамматиках и словарях и являются результатом кодификации. Отклонение от языковой традиции, от словарных и грамматических правил и рекомендаций считается нарушением нормы и обычно оценивается отрицательно носителями данного литературного языка.
При относительной устойчивости и стабильности все же наблюдается подвижность и изменчивость языковой нормы, что обусловлено ее историческим характером. Это проявляется в том, что в определенные исторические и временные отрезки для одного и того же языкового явления существует не один единственный регламентированный способ выражения, а больше, т. е. прежняя норма еще не утрачена, но наряду с ней возникает новая норма. В этом случае речь идет о вариативности языковой нормы Вариативность закрепляется в словарях. Например, в «Словаре современного русского литературного языка» как равноправные фиксировались ударения в словах ‘мышление и мыш’ление . Однако в «Орфоэпическом словаре русского языка» и в «Словаре трудностей русского языка» употребление слова мыш’ление указано как предпочтительное и слово‘мышление зафиксировано с пометой «допустимо».
Существует три степени языковой нормы:
1) Норма первой степени (строгая, жесткая, не допускающая вариантов) например, квар’тал, но не ’квартал.
2) Норма второй степени (нейтральная, допускающая нейтральные варианты) например, необжи‘той и необ‘житый.
3) Норма третьей степени, (подвижная, допускающая разговорные и даже устаревшие формы) например, тво’рог и ‘творог.
ЛИТЕРАТУРА
1. Вариативность языковой нормы // Вестник Челябинского государственного университета. - 2013. - № 35 (326). - Филология. Искусствоведение. Вып. 85. - С. 8 - 10.
2. Ицкович норма. - М., 1968.
3.Норма и социальная дифференциация языка. - М., 1969.
4.Щерба система и речевая деятельность. - М., 1974.
5.Горбачевич современного русского литературного языка. - М., 1978.
6.Панов русского литературного произношения ХVIII–ХХ вв. - М., 1990.
7.Языковая норма. Типология нормализационных процессов. - М., 1996.