Скульптурная группа на аничковом мосту. Шурыгин Александр. Укрощение непокорных

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Аничков мост через реку Фонтанка, безусловно, является украшением Санкт-Петербурга. На нем располагаются четыре скульптурные композиции «Укротители коней», изображающие противоборство человека и коня, который изо всех сил стремится вырваться на волю. Автором этих скульптур является барон Петр Карлович Клодт, который в середине XIX века снискал себе славу величайшего «лошадиного» мастера.

Родившись в 1805 году в Санкт-Петербурге, часть своего детства и юность Петр Кл одт пр овел в Омске, куда из столицы его отца перевели командовать штабом Отдельного Сибирского корпуса. Естественно, генерал-майор и участник Бородинского сражения, барон Карл Федорович Клодт фон Юргенсбург в св оем сыне видел исключительно продолжателя славных военных традиций семьи. Мальчик был отдан на учебу в Омский кадетский корпус, откуда, правда, он частенько убегал. Однажды его никто не видел четыре дня. Нашли его в одном из казахских селений, рассматривающим лошадей. В характеристике, которую ему дали после окончания учебного заведения, подчеркивалось, что кадет проявил особые способности к изображению лошадей. Вот такая вот любовь к животным. А все потому, что барон фон Юргенсбург маленькому Петру вырезал из бумаги лошадок.

В 1822 году после смерти главы семейства Клодты возвращаются в Санкт-Петербург. Петр Кл одт поступил в Михайловское артиллерийское училище, а в свободное время, по описанию своих товарищей, «брался за карандаш или перочинный ножик и рисовал или резал лошадей в малых размерах». После окончания учебного заведения будущий создатель скульптур для Аничкова моста получил чин подпоручика, служил в учебной артиллерийской бригаде, но в 1827 году уволился с военной службы и решил заняться своим увлечением - скульптурой. Он стал вольнослушателем Академии художеств. Но перед этим два года занимался самообразованием, копируя современные и античные произведения искусства и рисуя с натуры. Как утверждали очевидцы, Клодт пр иводил в свое полуподвальное помещение, где он тогда ютился, настоящих лошадей и, устроившись рядом, часами рисовал натурщиц, рискуя получить копытом по голове. Внутри его «квартиры» было грязно, валялись комки глины, чертежи, зарисовки. Люди недоумевали: как барон может жить в таком убожестве? Понять гениев - удел не каждого человека, отметил как-то скандальный радиоведущий Говард Ст ерн.

Еще находясь на военной службе, Клодт вырезал из дерева и раскрашивал небольшие фигурки лошадей, с безукоризненной точностью выполнял все детали, имитируя глаза вставками из стекла, делая из волос хвост и гриву. Его поделки становятся популярными в Петербурге, и вскоре одна из деревянных статуэток попадает в руки императора Николая I. «Прелестно. Кто же сей даровитый резчик?», - спросил обожавший подобные игрушки монарх. «Барон Клодт, Ваше Величество. Отставной поручик», - ответили ему. После этого разговора молодой скульптор без профессионального художественного образования получил заказ от императора: вырезать из дерева отряд конногвардейцев. Дальше-больше. «Лошадиного» мастера привлекают к оформлению Нарвских ворот, над которыми уже работали в тот момент известные скульпторы Пименов и Демут-Малиновский. На аттике арки установили шестерку коней, несущую колесницу богини славы, выполненную из кованой меди по модели Петра Клодта. Открытие триумфальных Нарвских ворот состоялось в сентябре 1834 года. Существует легенда, что после этой работы Николай I сказал барону: «Ну, Клодт, ты делаешь лошадей лучше, чем жеребец».

Следующей и, пожалуй, самой известной работой скульптора, над которой он работал около 20 лет, стали «Укротители коней» - четыре бронзовые композиции на Аничковом мосту. Интересно, что укротители и кони должны были размещаться на дворцовой пристани Адмиралтейской набережной, но позже все же решили их установить на опорах реставрируемого Аничкова моста. Эта идея принадлежала Петру Клодту. На этот счет существует еще одна легенда о том, как проект получил императорскую поддержку. Однажды на Дворцовой набережной кучер Клодта вздумал, в нарушение всех правил этикета, соревноваться в скорости езды с кучером самого государя и даже обогнал его. Взбешенный Николай успел только по­грозить кулаком вслед быстро удалявшейся коляске Клодта. Через несколько дней император неожиданно нагрянул в мастерскую скульптора для осмотра моделей «Укротителей». Он долго стоял перед скульп­турной группой молча, а потом сказал: «За этих – прощаю!»

Торжественное открытие Аничкова моста состоялось 20 ноября 1841 года. На боковых пьедесталах стояли две пары скульптурных композиций: бронзовые группы находились на правом берегу Фонтанки, а на пьедесталах левого берега установили гипсовые раскрашенные копии. Клодт, который в 1838 году возглавил Литейный двор Императорской Академии художеств, в скором времени отлил из бронзы еще две пары скульптур, однако на мост они не попали. Их отправили в Берлин в качестве подарка прусскому королю Фридриху Вильгельму. Клодту пришлось самому сопровождать щедрый подарок Николая I в столицу Пруссии, где его коней установили на самом почетном месте - у королевского дворца. Однако потомку вестфальских рыцарей и обрусевшему немецкому барону Берлин совершенно не понравился. «Здешние яства и вина променял бы на черный хлеб да квас - только бы по­скорее вернуться в Россию!» - писал он в письме своему другу, архитектору Александру Брюллову. Однако недостаток русского кваса король Фридрих Вильгельм щедро ему компенсировал, наградив скульптора орденом Красного орла третьей степени и бриллиантовой табакеркой.

Вновь отлитые бронзовые «Укротители» сменили гипсовые композиции на Аничковом мосту в 1844 году, однако простояли они там всего два года. Николай I распорядился снять их и отправить в Неаполь королю обеих Сицилий Фердинанду II. Появились кони Клодта и в других местах – в Стрельне, Петергофе и в усадьбе князя Голицына в Кузьминках под Москвой. Только в начале 50-х годов XIX века на мосту гипсовые скульптуры были заменены на бронзовые. При этом они отличались от первых двух композиций: укротитель и конь те же, а сюжет появился новый. В четырех скульптурах Клодт отразил разные моменты укрощения животного. В первой группе обнаженный атлет еще сдерживает коня, в следующей - драматизм нарастает, могучим движением человек осаживает коня, вставшего на дыбы. В третьей группе - в яростной и достигшей предела схватке укротитель повержен на землю, но в последней композиции неимоверными усилиями, припав на одно колено и захватив обеими руками корду, атлет все-таки сумел покорить животное.

Вокруг одной из композиций до сих пор ходят легенды. Под хвостом коня Клодт вылепил чье-то лицо. Версий несколько. Либо это портрет самого Петра Карловича, либо его недоброжелателя, которому скульптор таким образом решил отомстить, либо Наполеона. Единого мнения до сих пор нет. За «Укротителей» Клодт получил различные правительственные награды, а в процессе работы над скульптурами его назначили профессором Академии художеств, выделили квартиру и мастерскую. Вдобавок он стал членом Берлинской, Парижской и Римской академий художеств. В общем, карьера у отставного поручика пошла в гору. Неизвестно, добился бы он таких успехов на военной службе.

В июне 2005 года в честь 200-летия со дня рождения Петра Клодта была выпущена серебряная монета достоинством 2 рубля и тиражом 10 тысяч штук. Вместе с портретом мастера на ней изображена одна из скульптурных групп «Укротителей коней» на Аничковом мосту, которая сделала его известным во всем мире.

Вначале небольшая историческая справка.

Идея украсить Санкт-Петербург конными статуями возникла в 1832-году, когда молодой скульптор-самоучка Петр Карлович Клодт, к тому моменту вольнослушатель Академии художеств, получил заказ от русского царя отлить две группы фигур для украшения пристаней Адмиралтейского бульвара, у входа на Дворцовую площадь. Однако спустя несколько лет, по просьбе Клодта, было решено их установить на реконструированный Аничков мост. Мост был открыт в ноябре 1841-го, свет увидели первые две группы бронзовых фигур, которые поразили всех (на другой, восточной стороне моста были установлены их точные гипсовые копии). "Толпами собираются люди у нового Аничкова моста" - писали газеты.

В 1842-1843 Клодт отлил бронзовые копии фигур, чтобы заменить оставшиеся две гипсовые группы, но их увидел восхищенный прусский король Фридрих Вильгельм, и Николай I распорядился сделать ему подарок, статуи увезли в Берлин, они были установлены у главных ворот королевского дворца.

В 1843-1844 года Клодт вновь отливает бронзовые копии "Укротителей", но уже другой гость Николая I, король Сицилии Фердинанд II, увидев коней Клодта, пожелал видеть их у себя в Неаполе. Весной 1846 года они были отправлены туда, где и сегодня стоят у входа в дворцовый сад.

Наконец, в 1850-1851 годах Клодт устанавливает последних бронзовый коней, но уже не копии первых двух, как ранее, а две новые группы. Его 18-ти летний труд был завершен.

Конные группы объединены сюжетным замыслом - взяты четыре момента укрощения необъезженного коня, передан их страх, гнев, разъяренность, и наконец, повиновение. Первые модели коней 28-ти летний скульптор лепил с двух чистокровных арабских жеребцов из конюшни Николая I, одного из которых звали Амалатбек. Строение коня было воссоздано с абсолютной точностью, видны все его мускулы и складки кожи. По легенде, посетивший мастерскую император, увидевший коней еще в глине, восхищенно сказал: "Барон, твои кони лучше моих жеребцов". В своих фотографиях я отретушировал все провода, и мешающие фрагменты зданий, чтобы попытаться передать эти ощущения, которые испытывали от просмотра современники великого скульптора.

1-3. Первая группа. Водничий опирается на одно колено, обеими руками сжимая узду, останавливая бег коня.

4-5. Вторая группа. Водничий пытается осадить коня, конь в ярости.
К сожалению, я делал все снимки в одно время суток и сделать фото этой группы в профиль, против солнца, мне не удалось.

6-10. Третья группа. Животное покорно человеку, на копытах видны подковы, вместо седла, похоже, шкура символа "Единой России")

11-13. Четвертая группа. Конь одолевает водничего.

За всё время статуи снимались дважды, во время Великой Отечественной войны кони были закопаны в землю во дворе Аничкова дворца, и во время недавней реставрации перед трехсотлетием Санкт-Петербурга.

Гениальный скульптор Клодт Петр Карлович с детства собирался стать военным. А выбрал творчество. И начал учиться без наставников. А еще, по воле обстоятельств, он стал первоклассным литейщиком. Именно он дал толчок развитию этого искусства.

Он же сделал отечественную анималистику самодостаточной дисциплиной…

Семья потомственных военных

Петр Карлович Клодт, биография которого будет поведана читателю в статье, появился на свет в Петербурге в 1805-м. Семейство Клодтов состояло в основном из потомственных военных. Эта фамилия была весьма небогатой, зато родовитой. Так, прапрадед скульптора принимал участие в Северной войне и считался одним из известных деятелей тех баталий. Папа Петра также был военным. Он сражался против полчищ Бонапарта во время Отечественной войны 1812-го и был боевым генералом. Его портрет до сих пор находится в галерее Эрмитажа.

Когда Петр родился, его отец получил новую должность и возглавил штаб Отдельного Сибирского корпуса. Поэтому детство и юность будущего скульптура прошли в Омске.

Именно в этом сибирском городе у него проявилась тяга к рисованию, лепке и резьбе. Когда ему было двенадцать, он уже вырезал из дерева лошадей. В этих животных он видел ни с чем не сравнимое очарование.

По большому счету это увлечение перешло юному Петру от его отца. Тот высылал ему из армии бумажных лошадок, которые были вырезаны из игральных карт. После этого при малейшей возможности будущий скульптор всегда старался рисовать и вырезать этих животных.

В 1822-м глава семейства скончался, и его родственники сразу же решили вернуться в Северную столицу.

Военная служба

Поскольку предки юного Клодта были военными, семнадцатилетний Петр решил поступать в артиллерийское училище. Честно говоря, об этом периоде жизни крайне мало. Ему было семнадцать, когда он стал юнкером. Затем, через несколько лет, его произвели в прапорщики.

В эти же времена, когда у него оставалось свободное время, он изучал лошадей - наблюдал за их поведением, повадками, позами… Одним словом, он постигал этих животных как субъекты художественного творчества. У него не было другого наставника, кроме натуры. Также он продолжал заниматься своим любимым увлечением - рисовал или вырезал фигурки.

В 1827-м Клодт, уже подпоручик, по причине болезни бросил службу. С этого момента он сосредоточился только на своем творчестве.

Вольнослушатель академии

На протяжении двух лет бывший офицер занимался скульптурой самостоятельно. Он, как и раньше, работал с натуры, копировал античные и современные произведения искусства. Однажды кто-то из венценосных особ преподнес великому императору Николаю I фигурку всадника из дерева. Поскольку самодержец очень любил такие «игрушки», он приказал найти даровитого автора. В результате Петр Клодт оказался в Зимнем дворце и после аудиенции с императором стал вольнослушателем Академии художеств. Также он начал получать и денежное пособие. Это был 1829-й.

С этого времени скульптор полностью отдал себе искусству. Он начал слушать лекции, знакомился с новыми творческими людьми, копировал скульптуры во дворцах и музеях и продолжал вырезать фигурки лошадей с гусарами. Между прочим, в 30-х эти его «игрушки» шли буквально нарасхват. Известно, что подобная деревянная статуэтка Клодта украшала в свое время письменный стол самой императрицы. Одним словом, талант и упорство скульптора неминуемо принесли реальные плоды. Причем даже ранее, чем ожидал сам молодой творец.

Что касается преподавателей Академии, то они одобряли его работы, всячески помогая ему добиться успеха. Но непосредственным наставником молодого слушателя был ректор заведения И. Мартос. Именно он ввел его в свой дом…

Женитьба на племяннице ректора

В действительности, Петр Клодт, биография которого насыщенна интересными событиями, стал частым гостем в доме Мартоса. Через некоторое время он даже хотел жениться на дочери ректора. Но этого не случилось. Зато он начал любезничать с его племянницей. Иулиания Спиридонова - так ее звали. Впоследствии она стал верной любящей супругой и хозяйкой дома. Их свадьба состоялась в 1832-м.

Через три года у семейства Клодтов появился наследник - Михаил. Спустя десятилетия он стал весьма известным художником и периодически работал за границей.

Первый правительственный заказ

После свадьбы Петр Клодт (скульптор) получил первый правительственный заказ. Речь идет о скульптурном оформлении Нарвских ворот, что в Северной столице. Компанию ему составили опытные творческие личности, такие как В. Демут-Малиновский и С. Пименов. Несмотря на то что молодой скульптор совершенно не имел опыта в монументальных работах, ему удалось с блеском выйти победителем. Когда на аттике арки уже была установлена его шестерка коней, которые несут колесницу богини славы, Клодт (скульптор, творец этого шедевра) получил не только покровительство российского самодержца, но и всемирную славу.

Кроме того, после такого триумфа 28-летний творец-самоучка стал академиком Академии художеств. Также он стал профессором скульптуры, и, кроме жалованья, он начал получать ежегодную солидную пенсию. А еще ему дали просторную квартиру и мастерскую…

От Адмиралтейского бульвара до Аничкова моста

Когда Клодт работал над оформлением ему поступил очередной заказ от правительства. Он должен создать две скульптурные группы. По замыслу, они украшали бы пристань Адмиралтейского бульвара. Название им - «Укрощение коня».

Петр Клодт смог изготовить модели для этого проекта и доставил их в Академию для обсуждения. Академики были более чем удовлетворены работой талантливого скульптора, и было принято решение выполнить этот заказ в полном размере.

Но поскольку Клодт продолжал трудиться над композицией Нарвских ворот, пришлось выдержать паузу в работе над «укротителями». Через некоторое время, когда первый проект был завершен, скульптор вернулся к прежней композиции.

Однако теперь он предложил поставить скульптуры не на Адмиралтейском бульваре, а на Аничковом мосту.

Дело в том, что это сооружение изначально было деревянной переправой, потом - каменной. Мост был надежен, но очень узок для большой столицы. Николай I сам понимал, что требуется реконструкция. И в таком случае клодтовские «Укротители коней» были бы тут к месту. Одним словом, такие работы придали бы мосту весьма современный вид. В результате перестройка сооружения стартовала в 1840-м.

Но еще до этого первая группа «укротителей» была уже готова, и литейщики ждали команду, чтобы отлить произведение искусства в бронзе. Но глава литейного двора Академии В. Екимов скоропостижно скончался, не оставив, к сожалению, своего преемника…

Литейщик

Без такого профессионального специалиста отливка была вообще невозможна. Но чтобы реализовать все-таки задуманное, Клодт решил сам руководить выполнением этих работ. Тем более навыкам литейного дела он был обучен, когда учился в военном училище и в Академии.

На тот момент он считался единственным скульптором, который в совершенстве овладел художественным литьем. Поэтому он получил предложение руководить всем литейным двором. Он, конечно, не отказался. Так впервые в истории искусства скульптор, который не имел соответствующего образования, начал возглавлять подобную мастерскую.

К 1841-му Клодт уже изготовил две бронзовые композиции и начал готовиться к отливке последней пары скульптур.

Ну а в конце ноября того же года открылся Аничков мост после реставрации. Готовые бронзовые группы находились на пьедесталах правого берега Фонтанки, а слева - гипсовые копии...

История с подарками

В 1842-м были сделаны отливки последней пары. Однако до Аничкова моста они не добрались. Дело в том, что Николай I вызвал скульптора. Он сообщил, что хочет прославить творения Клодта. А для этого он решил подарить уже отлитые королю Пруссии Фридриху Вильгельму IV.

В результате Клодт отправился в Берлин. Бронзовый подарок был вручен прусскому монарху. После этого скульптуры установили около главных ворот императорского дворца. Вильгельм, правда, в долгу не остался. Он презентовал Клодту бриллиантовую табакерку и вручил ему престижный орден Красного Орла.

По возвращении в Петербург в очередной раз начал отливать «укротителей». Но и в этот раз эта пара не добралась до пункта назначения, так как на тот момент в Северной Пальмире с визитом находился правитель обеих Сицилий Фердинанд II. Российский самодержец продемонстрировал сицилийскому монарху творения Клодта. В результате Фердинанду понравилось, как их ваял Петр Клодт, и он попросил презентовать парочку ему. Так и случилось. Бронзовая пара скульптора находится в Неаполе, а гениального творца наградили очередным орденом.

Честно говоря, такие же копии находятся и в России. К примеру, в усадьбе Голицыных и в Петродворце.

Вершина творчества

Таким образом, с 1846-го художник в очередной раз отливал скульптуру и завершал всю композицию. Этот процесс, на поверку, длился четыре года. И в 1850-м гипсовые копии убрали с моста, и на их место установили бронзовые фигуры. Таким образом, Клодт (скульптор) Аничков мост окончательно завершил оформлять. Работы длились два десятилетия. А весь ансамбль принес мастеру невиданный успех.

Конечно, после «укротителей» Клодт создавал и иные скульптурные работы. Однако, по мнению ценителей искусства, «Аничковы кони» являются вершиной творчества художника.

70-метровый рельеф

П. Клодт (скульптор) продолжал работать над важнейшими императорскими заказами. Один из них - перестройка служебного дома Мраморного дворца. Так, по проекту предполагалось, что весь нижний этаж отдается для конюшен, а корпус, который выходит в сад, станет манежем. Соответственно, для украшения был создан 70-метровый рельеф, который назывался «Лошадь на службе человека». Автором был Клодт. В данной работе скульптор изобразил сцены приручения лошадей, дорожные и охотничьи картины, кавалерийские баталии…

Самое проникновенное произведение

Из иных скульптур мастера особняком стоит памятник Ивану Крылову. Напомним, известного баснописца не стало в 1844-м. Его смерть была воспринята как всенародное горе. На следующий год посредством периодических изданий было объявлено о добровольной подписке, связанной с установкой памятника Крылову. Через три года нужная сумма была собрана, и Академия художеств объявила соответствующий конкурс среди скульпторов. В результате победителем стал Клодт.

Первоначально он планировал выполнить заказ в античных традициях. Но в конце концов создал правдиво точный портретный образ.

По большому счету вся творческая жизнь художника прошла при самодержце, под его непосредственным покровительством. Поэтому кто мог оставить в бронзе память о нем? Только Клодт.

В результате за сооружение отвечал известный творец Александрийской колонны Монферран. А вот вылепить статую и отлить мог лишь Клодт.

В самом начале 1857-го была произведена закладка памятника, на следующий год мастер уже начал отливать бронзовую конную статую царя. К сожалению, в процессе отливки появилась трещина, и в результате ряд частей фигуры оказались не наполненными.

В 1859-м произошла вторичная отливка. На этот раз все прошло более чем успешно.

Однако, чтобы доставить статую из мастерской на место установки, пришлось проламывать одну из стен. Больше никаких проблем уже не было.

Ну а в июне того же года памятник императору был торжественно открыт. Это произведение стало не только истинным украшение площади Исаакия, но и шедевром мирового искусства.

Анатомия

Кроме непосредственной деятельности, Клодт Петр Карлович, скульптуры которого известны всему миру, разрабатывал учебные пособия для молодых дарований Академии. Так, еще в тридцатых он отлил из бронзы известное «Лежащее тело». Иными словами, это анатомия человека, которая была создана при участии одного из преподавателей анатомии. Немногим позднее мастер создал и «Анатомию лошади».

Скоропостижная кончина мастера

Гениального скульптора не стало осенью 1867-го. Скоропостижная смерть настигла его на собственной даче в Финляндии. Говорят, в последние минуты своей жизни скульптор Клодт (его работы признаны шедеврами), как всегда, вырезал фигурки.

Похоронили Клодта на лютеранском погосте, что в Северной столице. А в 1936-м прах мастера перенесли в Некрополь мастеров искусств. Тогда же установили новое надгробие.

На лютеранском кладбище остались практически все родственники скульптора, включая его супругу. К сожалению, все могилы Клодтов оказались непоправимо разрушенными...


Знаменитые кони Клодта, украшающие Аничков мост, являются гордостью Петербурга. А автором этих знаменитых шедевров является Петр Карлович Клодт, потративший на их создание около 20 лет. Сейчас кажется, что лучшего места для этих великолепных скульптур не найти. Но на самом деле история их установки началась совсем не с Аничкового моста.

В 1832 году Университетскую набережную, напротив Академии Художеств, было решено украсить в греческом стиле двумя скульптурными группами бронзовых коней с их укротителями – братьями-близнецами Диоскурами, героями древнегреческой мифологии.


Выполнить этот заказ поручили скульптору из Санкт-Петербурга Петру Клодту, который и приступил к работе. Однако спустя некоторое время планы поменялись – и на набережной вместо коней легли древние изваяния двух сфинксов XIII века, доставленных из столицы Египта.


В то время над ансамблем Дворцовой площади работал знаменитый скульптор Карл Росси. И он решил украсить пристань между Зимним Дворцом и Адмиралтейством львами и конями Клодта. Но император Николай I такую идею не одобрил, на пристани разместили сторожевых львов с шарами и вазы. Петр Клодт стал самостоятельно подыскивать место для их установки, и выбрал Аничков мост. Там их и установили в 1841 году, на одной стороне моста, западной. А на другом берегу временно поставили их копии из гипса, покрашенные под бронзу.


За год Клодт изготовил еще две скульптуры, но до моста они так и не дошли. В качестве подарка от Николая I прусскому королю кони отправились в Берлин, где и были установлены. Потратив еще год, Клодт отлил новые копии бронзовых коней, их установили, но через три года, сняв с постаментов, отправили в Неаполь. Пока копии раздаривались в качестве царских подарков, у скульптора родилась новая идея. Он решил не делать больше копии, а создать две совершенно новые композиции, объединенные с уже установленными единым замыслом.

В 1851 году мост, украшенный конными группами, предстал во всей красе. Все композиции объединены в единую последовательность, отражающую этапы покорения необъезженного коня человеком, и символизирующую борьбу человека с грозными силами природы и торжество над ними. По замыслу Клодта, фигуры на мосту расположены так, что рассмотреть их все одновременно с какой-либо точки невозможно, а рассматривать их следует, постепенно переходя от одной к другой. Но в зависимости от начальной точки, сюжет будет выглядеть по-разному.

Например, так:


Юноша в ожидание противоборства в напряжении сдерживает вставшего на дыбы коня. Конь стоит на дыбах, пытаясь вырваться, юноша его удерживает. Конь сбросил попону и почти вырвался. Юноша повержен, но коня удерживает, натягивая узду. Приподнявшись и опираясь на колено, юноша подчиняет себе дикого коня.

Или так:


Начало поединка… Юноша пытается схватить коня, вставшего на дыбы.
Коню почти удалось вырваться, но юноша удерживает его из последних сил.
Юноша уже уверенно сдерживает коня, а тот ему постепенно покоряется.
Победивший юноша уверенно ведет под уздцы подчинившегося коня.

Но есть одна интересная деталь: на копытах обоих коней, обращенных в сторону Адмиралтейства, имеются подковы, а два коня на другой стороне – не подкованы.


Многие объясняют это так: в те времена на Литейном проспекте и в Кузнечном переулке находились литейные мастерские и кузницы, поэтому от кузниц движутся уже подкованные лошади.


В начале борьбы дикие кони должны быть неподкованными, и лишь после того, как человек их приручил, коней можно было подковать. С учетом этого факта, сюжет представляется по-другому:


Припавший на одно колено юноша, останавливает дикого, еще не подкованного, коня.
Конь сбросил юношу и почти вырвался от него. Конь, еще пытаясь сопротивляться, начинает подчиняться воле человека. Конь подкован. Укротитель и взнузданный и подкованный конь уверенно шагают рядом.

Но на этом варианты не заканчиваются, есть еще один интересный:


Человек лежит на земле. Вот он встал на колено. Вот он уже встал на ноги. И вот он уже идет во весь рост, взяв коня под уздцы. Но разве может лежащий на земле кого-то укротить? Человек может с помощью коня подняться с земли, и тогда выходит что вся эта композиция не Укрощение коня, а Возвышение человека, устремление его ввысь, благодаря коню. И убеждает в этом последняя группа, где рядом идут два самых великолепных существа на земле, одинаково красивых сильных и грациозных. Кстати, сам Клодт назвал свои изваяния Конь с водничим, именно Конь стоит у него на первом месте.

БОНУС

Став по правой стороне моста спиной к Адмиралтейству, многие туристы стремятся заглянуть под скакуна, который ближе к Аничковому дворцу.


По одной из самых известных баек Клодт вылепил гениталии этого коня в виде лица – то ли Наполеона, то ли любовника своей супруги. К реальности это отношение вряд ли имеет, но туристов забавляет.

Специально для тех, кто интересуется историей и достопримечательностями Санкт-Петербурга .



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Жена сергея лаврова - министра иностранных дел Жена сергея лаврова - министра иностранных дел Урок-лекция Зарождение квантовой физики Урок-лекция Зарождение квантовой физики Сила равнодушия: как философия стоицизма помогает жить и работать Кто такие стоики в философии Сила равнодушия: как философия стоицизма помогает жить и работать Кто такие стоики в философии