Сестринский процесс при бронхиальной помощи. Дипломная работа сестринский уход при бронхиальной астме у детей. Правила пользования спейсером

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Существует множество заболеваний, которые представляют опасность для жизни человека. Одним из них является бронхиальная астма. Вылечить данную патологию полностью нельзя, но можно держать под контролем. Опасность представляют приступы, которые начинаются неожиданно. Многие пациенты научились справляться с приступами в домашних условиях. Особенно тяжело детям, ведь они не всегда понимают и могут объяснить, что с ними происходит. В такие моменты необходима медицинская помощь. Рассмотрим, в чем заключается сестринский уход при бронхиальной астме. Каковы его принципы и особенности?

Что такое бронхиальная астма

Несколько слов о самой болезни. относится к Источником могут стать продукты, пыль, пыльца растений, шерсть животных. Стойкий аллергический воспалительный процесс дыхательных путей захватывает слизистую носа и распространяется до самых мелких бронхов и бронхиол. Один из характеризующих признаков патологии - это приступы удушья. На то, как будет развиваться болезнь, влияет множество разных факторов. К таким относят:

Бронхиальная астма часто встречается в детском возрасте. И одной из причин развития патологии являются частые респираторные заболевания. В этом случае сестринский уход при атопической бронхиальной астме включает информирование взрослых о важности профилактики простудных заболеваний. Если болезнь не проходит продолжительное время, то это может привести к инвалидизации ребенка в самых тяжелых формах, даже к смерти.

Для каждого случая лечение подбирается индивидуально. В него входит:

  • Соблюдение диеты.
  • Проведение медикаментозной терапии.

В силу того, что приступы повторяются и представляют опасность для жизни, родители больных детей и взрослые должны уметь пользоваться ингалятором. Обучить этому обязана В чем заключается сестринский уход при бронхиальной астме, рассмотрим далее.

Этапы сестринского процесса

Необходимо соблюдать при таком заболевании, как бронхиальная астма, уход и сестринский процесс в отношении пациента.Это залог скорейшего выздоровления и снижения частоты приступов болезни.

Хочется отметить, что сестринский уход может быть:

  • Зависимым. Медсестра выполняет указания врача.
  • Взаимозависимым. Процесс осуществляет вся медицинская бригада.
  • Независимым. Медсестра действует самостоятельно.

Рассмотрим этапы сестринского процесса при бронхиальной астме:

1. Опрос пациента и сбор информации о развитии заболевания. Важно получить следующие данные:

  • В случае с детьми, опрашивают родителей или родственников.
  • Выявление сопутствующих патологий у пациента.
  • Наличие аллергических заболеваний у родителей или родственников.
  • Непереносимость лекарственных препаратов.
  • Выясняют, как часто случаются приступы, свистящее дыхание, отдышка.
  • Характер кашля в утренние и ночные часы.

2. Проводят осмотр пациента:

  • Занятая поза пациента.
  • Состояние кожных покровов.
  • Имеются ли хрипы.
  • Каков характер отдышки.

Характер сердечного ритма.

В конце осмотра производят замер артериального давления, пульса.

3. Выделяют имеющиеся проблемы у пациента:

  • Нарушение дыхания.
  • Отсутствие аппетита.
  • Проблемы со сном.
  • Имеется ли отдышка.
  • Кашель с вязкой мокротой.
  • Тахикардия. При этом возрастает риск развития пневмоторекса, сердечной недостаточности, эмфиземы, ателектаза.

4. Планируется оптимальный уход за пациентом, который согласовывается с лечащим врачом.

5. Реализация плана, а именно, сестринский уход за пациентами с бронхиальной астмой.

6. Оценивание результата ухода, прогноз для пациента на будущее.

Сестринский уход при бронхиальной астме в стационаре

Сестринский уход в стационаре должен состоять из следующих пунктов:


Сестринский уход при бронхиальной астме будет эффективным при соблюдении всех этапов.

Решение проблем пациента при бронхиальной астме

Как указано выше, у пациента при бронхиальной астме есть проблемы, угрожающие и усложняющие жизнь, которые уметь решать входит в обязанности медицинской сестры. Перечислим еще раз эти проблемы:


Все эти состояния существует вероятность перенести при бронхиальной астме. Как необходимо действовать в таких ситуациях, в чем заключается сестринский уход?

При кашле с мокротой действия должны быть следующими:

  • Обеспечить введение бронходилататоров при помощи небулайзера.
  • Своевременно давать муколитики перорально, назначенные врачом.
  • Оказывать содействие в использовании ингалятора. Может быть «Амброксол», « Ацитилцистеин».
  • Контролировать выход секрета у тяжелобольных пациентов.
  • Фиксировать в листе наблюдения: частоту и особенности дыхания, цвет кожных покровов, характер отделяемого секрета.

Действия при панике у больного бронхиальной астмой.

В начале приступа пациентов охватывает чувство паники, страх удушья. Сестринский уход заключается в следующих шагах:


Сестринский уход при бронхиальной астме у детей обязательно включает обучение родителей. Контролировать свои эмоции и спокойно приступать к оперативной помощи. А также снимать стресс у ребенка.

Действия при удушье и дыхательной недостаточности

Состояние дыхательной недостаточности характеризуется учащением пульса, поднятием артериального давления, приступами тахикардии. Сестринский уход заключается в контролировании сердечных показателей и нормализации их в течение суток. Контроль необходимо сохранять после приступа еще час. Возможно назначение врачом «Нефидипина» или «Кордафена». Нельзя в такие периоды назначать бетаблокаторы.

Удушье является довольно опасным для пациента состоянием. В чем заключается сестринский уход в таких случаях:


Если наблюдается гипоксия у пациента, сестра должна проводить повторные кислородные ингаляции. В течение суток вести наблюдение за пациентом. У ребенка при гипоксии, как правило, может сильно снизиться артериальное давление. В этом случае необходимо ввести «Кордиамин» или «Этимизол» внутримышечно. После инъекций важно следить за такими показателями, как пульс, давление, температура, дыхание. Сестринский уход при бронхиальной астме в моменты обострений играет самую важную роль, так как есть угроза жизни пациента. От поведения медицинского персонала зависит жизнь пациента.

Особенности сестринского ухода за детьми

Сестринский уход при бронхиальной астме у детей основывается на активной работе с родителями:

  • Необходимо провести о необходимости стационарного лечения. Также о важности исполнения всех предписаний врача, о возможных осложнениях. Рассказать о соблюдении ребенком, особенно, что касается органов дыхания.
  • Родители должны способствовать соблюдению диеты ребенком.
  • Маме и папе необходимо объяснить важность эмоционального состояния малыша. Нервные стрессы и перенапряжение повышают риск развития приступа.
  • Если ребенок проходит лечение в стационаре, пусть с ним будут его любимые книги, игрушки.
  • Необходимо осуществлять контроль над проведением влажной уборки, проветривания, соблюдением гигиенических процедур.
  • Важно обучить родителей пользоваться ингалятором и вести дневник контроля над состоянием ребенка. При прохождении процедур сестра должна присутствовать и осуществлять контроль над их проведением.
  • По окончании стационарного лечения медсестра должна объяснить ребенку и родителям важность соблюдения диеты, предписаний врача и регулярных осмотров.

Бронхиальной астмой болеют не только дети, но и взрослые. Рассмотрим особенности ухода за ними.

Особенности сестринского ухода за взрослыми

Сестринский уход при бронхиальной астме у взрослыхзаключается в следующем:


Оказание неотложной помощи при приступе

Приступ может начаться неожиданно и быстро развиваться. Появляется отдышка, кожные покровы синеют, дыхание становится свистящим, шумным.

Действие сестры в таких случаях заключаются в следующем:

  • Прежде всего, обеспечить приток воздуха.
  • Ввести внутривенно «Эуфиллин» с изотоническим раствором "Хлорида натрия".
  • Необходимо выяснить, сколько раз использовал пациент ингалятор, и какой, чтобы не ухудшить состояние пациента из-за передозировки препарата.
  • Если пульс выше 90 ударов в минуту, необходимо введение «Строфантина», «Коргликона» подкожно или «Эфедрина» внутримышечно.
  • Провести ингаляцию с препаратом «Астмопент», «Сальбутамол».
  • Ингаляции с увлажненным кислородом.
  • Регулярно измерять пульс, следить за кашлем, отхождением мокроты, за дыханием и АД.

Все препараты медицинская сестра должна вводить строго по назначению врача. Если приступ затягивается, и проводимая терапия не оказывает должного эффекта, такое состояние называется астматическим статусом.

Астматический статус

Это приступ удушья в затянувшейся форме. Этому состоянию характерны еще такие признаки:

  • Дыхательная недостаточность.
  • Бронхолитики не оказывают должного эффекта.
  • Дыхание шумное.
  • Синюшность кожных покровов и слизистой.
  • Одутловатость лица.
  • Артериальное давление низкое, при этом наблюдается тахикардия.
  • Также можно заметить заторможенность пациента.

При таких симптомах необходима срочная реанимация пациента. Сестринский уход при бронхиальной астме в реанимации заключается в следующем:

  • Запретить применение карманного ингалятора.
  • Провести кислородную терапию.
  • Провести инфузионную терапию.
  • Ввести «Эуффилин» внутривенно.
  • «Гепарин» внутривенно.
  • «Преднизадол» внутривенно каждые 4 часа.

Особенности сестринского ухода при бронхиальной астме заключаются в умении сохранять спокойствие, выполнять указания врача, не допускать состояния паники у пациента. Также сестра должна уметь обращаться с инновационными техническими средствами и применять новые методики в оказании помощи.

Для того чтобы проводить реанимационные действия, она должна иметь специальное образование.

Цель сестринского ухода при бронхиальной астме

Очень большую роль играет сестринский уход за больными бронхиальной астмой. Именно медсестра ведет наблюдение, замечая и фиксируя все изменения. Выделим несколько целей, в которых заключается сестринский уход:

  • Снизить или исключить приступы в ночное время.
  • Исключить обращения за неотложной помощью.
  • Обострения снизить до минимума.
  • Нормализовать функцию легких.
  • Снизить риск проявления побочных реакций от противоастматических препаратов.
  • Достигнуть долгого периода ремиссии.

Цели достигаются при грамотном выполнении всех этапов сестринского ухода за больным бронхиальной астмой. Это очень важно.

Принципы сестринского ухода при бронхиальной астме следующие:

  • Улучшение качества жизни пациента.
  • Облегчение состояния.
  • Подготовка пациента к возможным методам исследования.
  • Выполнение врачебных предписаний.
  • Устранение внешних раздражителей.
  • Недопущение нервного возбуждения и переутомлений.
  • Помощь в адаптации в социуме.
  • Проведение профилактических мер обострения заболевания.

Из статьи видно, как важен сестринский уход при бронхиальной астме. Медицина не стоит на месте, методы лечения болезни совершенствуются. Разработаны обучающие программы по купированию приступов для детей и родителей. Они заметно уменьшают число обострений, примерно в 2,5 раза. Это улучшает качество жизни пациентов и повышает эффективность лечения.

На сегодняшний день бронхиальная астма относится к группе неизлечимых заболеваний. Медикаментозные схемы направлены лишь на облегчение состояния пациента. Большинству людей знакомы принципы борьбы с приступами дома. Для взрослых ситуация обстоит немного лучше, так как они понимают, что происходит. В отношении ребенка уход значительно сложнее. В период обострения детям необходима полномерная помощь, которая осуществляется по плану. В таких случаях целесообразно проведение сестринского процесса при бронхиальной астме.
Подробная информация о бронхиальной астме находится

Особенности методики, задачи и цели медработника

При патологии, особенно у детей, часто возникают неотложные ситуации. Процесс подразумевает вмешательство, при котором осуществляется уход с учетом индивидуальных особенностей.

Медсестра должна проявлять коммуникабельность и профессионализм, уметь выявить потребности и проблемы пациента. Ее работа также заключается в обучении самостоятельной помощи при приступах, так как от этого зависит не только самочувствие, но и жизнь пациента.

Первый этап, при котором осуществляется сестринский процесс при бронхиальной астме – это выяснение обстоятельств, вызывающих дыхательную недостаточность. В план работы входит опрос больного или родителей и сбор сведений о провоцирующих агентах. Сестра должна узнать, что приводит к приступу, какие лекарства не переносят дети или взрослые подопечные.

  • Характер одышки
  • Положение тела (поза апноэ)
  • Наличие хрипов
  • Состояние тканей, наблюдается ли цианоз
  • Нужно измерять артериальное давление
  • Определить характер сердечных ритмов.

Основные проблемы и специфика вмешательства

Как правило, пациент испытывает ряд ощущений, которые требуют помощи. Существует несколько видов действия: зависимая работа представляет собой выполнение назначений врача: контроль приема лекарственных препаратов, осуществление инъекций, необходимых процедур и манипуляций. Важно донести до человека сведения об опасности самостоятельного применения медикаментозных средств и описать возможные риски такого использования.

Независимые действия – работа, которую фельдшер проводит самостоятельно. Это уход, измерение артериального давления, частоты дыхания, пульса. Он должен организовывать досуг в стационаре и контролировать санитарно-гигиенические нормы в палате.

Взаимозависимые действия – это проведение диагностических исследований, подключение разных специалистов для дополнительных консультаций.

Роль фельдшера заключается в следующих действиях:

Проблема паники

При приступах больные, особенно дети, испытывают страх удушья. Приоритетной целью является разговор с пациентом в спокойном и убедительном тоне. Сестра должна рассказать об особенностях пребывания в стационаре и новых методиках лечения. Кроме того, помощь заключается в том, что она обязана ввести в курс о потенциальных угрозах, но в мягкой форме. Сестринский процесс при бронхиальной астме заключается в собеседовании и формировании доверительных отношениях

Если предстоит уход за детьми, целесообразно научить родителей справляться с паникой в дальнейшем. Основная проблема состоит в неумении настраиваться на оперативную помощь – взрослые также могут растеряться, когда у малыша начинается приступ. В этом случае роль медсестры – не только лично проводить беседу с детьми, но и вовлекать в нее родителей, контролировать спокойную обстановку и учить снимать стресс. Весь план настроен на то, чтобы снять панику в течение приступа.

Проблема удушья

При обострении уход подразумевает выполнение определенных действий:

  • Необходимо придать человеку сидячее положение. Детей при этом лучше поддерживать.
  • Освободить от стягивающей одежды.
  • Обеспечить приток свежего воздуха. Если позволяет погода и климатические условия, нужно открыть окно.
  • Применить ингаляцию с Сальбутамолом для детей и Атровентом – для взрослых пациентов. Достаточно 1-2 впрыскиваний.
  • Если есть предписание врача, вводит внутривенно 2,4% раствор Эуфиллина в дозировке 10 мл.
  • Подготовить кислородный аппарат для использования кислородной смеси и ее подачи в дыхательную систему.
  • При отсутствии аллергии поставить горчичники.

Проблема кашля с мокротой

При кашлевом рефлексе и отхождении секрета сестринский процесс при бронхиальной астме заключается в обеспечении введения бронходилататоров с помощью аппарата Небулайзера. Уход и роль специалиста состоит в регулярном приготовлении теплого питья, детям обычно дают морсы, если нет аллергии на ягоды. По назначению врача медсестра дает муколитики перорально или с помощью ингалятора: Амброксол, Мукалтин, Ацтилцистеин. Это обеспечивает разжижение мокроты и облегчает ее вывод. Для больных в тяжелых состояниях и детей уход заключается в контроле во время выхода секрета.

В этот момент медсестра обязана вести лист наблюдения, где отмечает особенности частоты дыхания, цвета кожных покровов, описывает характер отделяемой жидкости. В отдельных графах указываются улучшения или осложнения, если таковые имеются.

Проблема дыхательной недостаточности

При таких состояниях дети и взрослые испытывают учащенное биение пульса, может подняться артериальное давление. Роль медсестры заключается в нормализации показателей в течение суток. Она должна контролировать параметры сердца и сосудов каждые 10-15 минут на протяжении всего приступа и еще час после него.

Про стойких проявлениях тахикардии взрослым дают 10 мг, детям – 5 мг Нифедипина, Кордафена, Адалата трижды в день, но только в случае указаний врача. Бетаблокаторы в этот период не назначаются, так как могут вызвать спазм и усугубить положение.

Проблема гипоксии

Роль медсестры при вмешательстве состоит в нормализации цвета кожных покровов в течение суток. Приоритетной целью является наблюдение за пациентом, повторное применение кислородных ингаляций. Особенность состояния у детей – возможность резкого снижения артериального давления. В этом случае рекомендовано внутримышечное введение Кордиамина, Никетамида или Этимизола в дозировке 2 мл.

Особенности ухода в стационаре

Приоритетная роль медсестры заключается в наблюдении за больным, она должна способствовать ремиссии, предотвращать потенциальные осложнения. Для этого проводятся следующие процедуры и мероприятия:

  • Обеспечение и контроль соблюдения режима
  • Удовлетворение физиологических потребностей во время приступа
  • Объяснение необходимости применения назначаемых препаратов
  • Обучение самоконтролю, использованию ингаляторов, ведению журнала
  • Обучение методике пикфлоуметрии
  • Проверка навыков на практике больных и родителей маленьких подопечных
  • Нормализация поражений в бронхиальных структурах и показателей их деятельности
  • Осуществление ухода за лежачими больными
  • Контроль проведения влажной уборки и проветривания
  • Обеспечение досуга маленьких пациентов
  • Осуществление назначений врача
  • Организация правильного питания.

Выполнение врачебных назначений

Приоритетной обязанностью медсестры и ее ролью в улучшении состояния больного является не только уход, помощь при приступах, но и проведение процедур, согласно указаниями фтизиатра, пульмонолога. Она обеспечивает человека препаратами и следит за правильностью их приема. Контролирует применение карманного ингалятора, спейсера и небулайзера, проводит подачу увлажненного кислорода.

Кроме того, сестра обязана подготовить подопечного к дополнительным процедурам обследования:

  • Тесты на аллергических агентов
  • Биохимические анализы
  • Исследование мокроты
  • Рентгенографии
  • Спирометрии
  • Бронхоскопии.

Если назначаемые препараты дают побочный эффект, медсестра должна распознать негативные реакции и уведомить об этом врача.

Процедура подачи кислорода

Основная цель манипуляций – уменьшение тканевой гипоксии. Сестра готовит натриевый гидрокарбонат, катетеры, бинты, лейкопластыри, лотки. Все предметы должны быть продизенфицированы. Процедура проводится при помощи аппарата Боброва.

Медсестра должна выявить признаки удушья и гипоксии, установить с больным доверительный контакт. Она поясняет цель оксигенотерапии и роль в улучшении состояния при приступе. В результате проведенной беседы человек успокаивается, что позволяет легким меньше расходовать кислород. Последующие действия проходят в несколько этапов:

  • Обеспечение герметичности и проверка фиксатора на пробке
  • Определение длины катетера. Параметр составляет расстояние от хрящевого выступа на внешней части уха до ноздрей, примерно 15 см.
  • Ввод осуществляется по подготовленной метке
  • Язык прижимается специальной лопаткой или шпателем
  • Кончик катетера должен выглядывать над зевом
  • Наружная часть фиксируется при помощи бинта
  • После подсоединения к аппарату и подключения проверяется скорость подачи кислорода
  • Уход состоит в контроле слизистой
  • Продолжительность процедуры не более часа
  • После выведения катетера необходима оценка состояния пациента, анализ улучшений, о чем производится запись в журнале.

План действия при астматическом статусе

В обязанности медсестры также входят мероприятия по неотложной помощи в период некупируемого приступа, который приводит к осложнениям, угрожающим жизни. Роль заключается в первоочередном запрете на использование карманного ингалятора.

При уходе фельдшер должен уложить пациента, обеспечить ему теплое питье со щелочным содержимым. Это молоко с содой или минеральной водой без газа, что помогает успокоить кашель и вывести мокроту. После этого специалист обеспечивает больного увлажненным кислородом. Медсестра должна сохранять спокойствие и уметь поддержать пациента, не допуская приступа паники.

Специфика деятельности медсестры имеет свои особенности. Прежде всего, к такому труду допускаются люди со специальным образованием, защитившие дипломную работу. Их роль состоит в грамотном и распланированном взаимодействии с пациентом, когда лечебные и профилактические мероприятия тесно связаны с личностными отношениями. При современном прогрессе фельдшер обязан обладать достаточными знаниями об инновационных технических средствах и методиках, осваивать их применение.

При правильной организации ухода ремиссия наступает достаточно быстро. Больной выписывается из стационара под наблюдение ведущего терапевта, педиатра и аллерголога. Пациент подготовлен, он умеет справляться со страхом удушья, понимает, какие меры нужно принимать при приступах. Также он обладает информацией о необходимости приема препаратов, их свойствах и особенностях воздействия на организм. Медсестра проводит инструкцию по правильному и рациональному питанию, дает рекомендации по режиму дня. Она проверяет навыки человека и готовность к применению карманного ингалятора.

  • V2: Кости нижней конечности, их соединения. Особенности строения стопы человека. Рентгеноанатомия суствов нижней конечности. Разбор лекционного материала.
  • V2:Анатомо-физиологические особенности зубов и слизистой оболочки полости рта. Эмбриогенез полости рта и зубов
  • VI. Особенности влияния различных факторов на фармакологический эффект ЛС.
  • А. Дифференциальная диагностика приступа бронхиальной астмы
  • Перед сестринскими вмешательствами необходимо провести опрос пациента или его родственников, провести объективное исследование - это позволит медицинской сестре оценить физическое и психическое состояние пациента, а так же своевременно выявить его настоящие и потенциальные проблемы, удовлетворять нарушенные жизненно важные потребности пациента, оказывать психологическую помощь ему и родителям. Сформировать план ухода.

    2.2. Возможные проблемы пациента:

    Нарушение дыхания из-за отека слизистой, бронхоспазма, гиперсекреции слизи, гипоксии;

    Дефицит жидкости из-за гипервентиляции легких и недостаточного ее потребления;

    Нарушение аппетита;

    Нарушение сна;

    Дискомфорт, связанный с необходимостью длительного лечения, нежелание принимать препараты;

    Беспокойство, чувство тревоги, страх перед приступом;

    Снижение переносимости нагрузок вследствие несоответствия поступления кислорода в организм его потребностям;

    Дефицит самоухода;

    Социальная изоляция, вызванная вынужденным длительным пребыванием дома или госпитализацией;

    Ограничение в выборе профессии;

    Присоединение тяжелых осложнений.

    Целью сестринского процесса является подготовка больного к дополнительным методам исследования, забора биологического материала (кровь, мокрота) для лабораторного исследования, выполнение врачебных назначений лечения больного, оказания доврачебной неотложной помощи, подготовки больного для консультации других специалистов.

    2.3. Особенности наблюдения и ухода:

    Контакт с неинфекционными аллергенами: пылевыми, бытовыми, производственными, пищевыми, лекарственными и др. у больных с атопическим вариантом БА - воспалительные заболевания органов дыхания инфекционной природы у больных с инфекционно - зависимым вариантом.

    При гормональной зависимости ухудшение состояния при уменьшении дозы гормонов - при дизовариальном варианте - ухудшение состояния в связи с менструальным циклом - нервно - психический стресс, различные неприятности в семье, на работе в случае нервно - психического варианта.

    Физическая нагрузка, дыхание холодным воздухом, вдыхание различных запахов - приём аспирина или других НПВП.

    Определение проблем пациента:

    Страх смерти от удушья;

    Нарушение потребности дышать - экспираторная одыш­ка, удушье вызванные спазмом мелких бронхов;

    Непродуктивный кашель, вызванный появлением в брон­хах вязкой мокроты;

    Тахикардия и слабость пульса вследствие развития ды­хательной недостаточности;

    Цианоз (бледность) кожи, как результат гипоксии, выз­ванный нарушением дыхания.

    Медицинская сестра оценивает результат сестринских вмешательств, реакцию пациента на меры оказания помо­щи, ухода. Если что-то из плана выполнено недостаточно эффективно, медсестра продолжает оказывать помощь, со­гласуя действия с врачом.

    Если приступ купирован, все проблемы пациента решены, медсестра беседует с пациен­том по восстановлению правильного дыхания - условия профилактики приступов. Она обучает пациента правиль­но дышать:

    1) в состоянии относительного покоя или средней физи­ческой нагрузки дышать следует только через нос;

    2) дыхание должно быть трехфазным (вдох-выдох-пауза);

    3) выдох в норме длиннее вдоха;

    4) дыхание по возможности должно быть полным: верхне-и нижнегрудным и брюшным; ежедневно - дыхательная гимнастика. Рекомендовать родителям ребенка посещение астма-школы.

    Сестринский процесс при бронхиальной астме.

    Сестринское обследование.

    При расспросе пациента медсестра выясняет обстоятель­ства возникновения приступа удушья, кашля, чем они вы­зываются и чем снимаются, какие лекарства (пищу) не переносит.

    В диагностике БА важную роль играет - тщательно собранный анамнез:

    Что предшествует приступу удушья:

    Контакт с неинфекционными аллергенами: пылевыми, бытовыми, производственными, пищевыми, лекарственными и др. у больных с атопическим вариантом БА.

    Воспалительные заболевания органов дыхания инфекционной природы у больных с инфекционно - зависимым вариантом.

    При гормональной зависимости ухудшение состояния при уменьшении дозы гормонов.

    При дизовариальном варианте - ухудшение состояния в связи с менструальным циклом.

    Нервно - психический стресс, различные неприятности в семье, на работе в случае нервно - психического варианта.

    Физическая нагрузка, дыхание холодным воздухом, вдыхание различных запахов.

    Приём аспирина или других НПВП.

    Отягощённая наследственность: наличие БА и аллергических заболеваний у кровных родственников.

    При осмотре медицинская сестра обращает внимание на положение пациента (сидя, упираясь руками в край крова­ти, стула), на характер одышки (экспираторная), наличие дистанционных разнотембровых хрипов, цвет кожи лица, губ (цианоз, бледность), выражение страха на лице.

    При объективном обследовании оцениваются характер пульса (тахикардия, недостаточное наполнение и напря­жение), измеряется АД (снижено).

    Цели сестринских вмешательств План сестринских вмешательств
    У пациента не будет страха смерти от удушья 1. Доверительная беседа с пациентом о новых условиях пребывания в стационаре. 2. Информирование пациента об эффективных методах лечения приступа удушья
    В течение 30 минут приступ удушья будет купирован 1. Придать пациенту удобное сидячее положение, освободить от стесняющей одежды. 2. Обеспечить приток свежего воздуха. 3. Выполнить ингаляцию пациентом. Р 2 -агониста - сальбутамола (1-2 дозы) (атровента - пожилым) 4. По назначению врача ввести внутривенно 10 мл 2,4% раствора эуфиллина. 5. Приготовить и обеспечить подачу кислорода из аппарата в смеси с воздухом (30-60%). 6. Поставить круговые горчичники по назначению врача и при переносимости запаха горчицы пациентом.
    Кашель у пациента станет продуктивным 1. Обеспечить пациенту обильное теплое питье. 2. Бронходилататоры - через небулайзер. 3. По назначению врача - прием пациентом внутрь или ингаляционно муколитиков, амброксол, ацетилцистеин внутрь - мукалтин, бромгексин по 2-4 таблетки 3-4 раза в день
    Показатели пульса и АД нормализуются 1. Исследование пульса, АД каждые 10-15 минут до ликвидации удушья. 2. По назначению врача и при стойкой тахикардии дать внутрь 10 мг нифедипина (3 раза в день). Примечание: не давать 3-блокаторы - усиливают бронхоспазм
    Цвет кожных покровов нормализуется 1, Наблюдение за пациентом в ходе мероприятий по купированию приступа удушья. 2, Повторно выполнять ингаляции кислорода. 3, При падении АД по назначению врача ввести внутримышечно 2 мл кордиамина

    2.4. Оказание помощи при приступе.

    Жалобы пациента:

    1. Затрудненное дыхание. 2. Затрудненный удлиненный выдох.

    3. Непродуктивный кашель. 4. Свистящее дыхание. 5. Трудно говорить

    Данные осмотра

    1. Вынужденное (сидя) положение. 2. Бледность кожи. 3. Чувство страха на лице. 4. Коробочный перкуторный звук. 5. Дистанционные свистящие хрипы.

    Аускультативно - ослабленное дыхание, разнотембровые сухие хрипы.

    Пульс частый, слабого наполне­ния.

    Сестринские вмешательства

    1. Обеспечить доступ воздуха, удобное положение.

    2. Предложить волевую задержку дыхания.

    3. Ингаляция сальбутамола (1-2 вдоха) (пожилым - атровент).

    4. Приготовить для внутривенного введения 10 мл 2,4% раствора эуфиллина (по назначению врача).

    5. Круговые горчичники при переносимости запаха.

    6. Подать для ингаляции увлажненный кислород.

    7. Наблюдать за дыханием, кашлем, появлением мокроты, за пульсом, АД.

    2.5.Астматический статус.

    Симптомы:

    1. Дыхательная недостаточность. 2. Резистентность к бронхолитикам.

    3. Затянувшийся приступ удушья. 4. Отсутствие дистанционных хрипов.

    5. Шумное дыхание, цианоз. 6.Одутловатость лица. 7. Тахикардия, АД снижено. 8. Заторможенность. 9. Возможны судороги.

    Неотложная помощь

    1. Срочная транспортировка в реанимационное отделение.

    2. Кислородная терапия.

    3. Инфузионная терапия -3-3,5 л (гемодез, полиглюкин и др.)

    4. Эуфиллин внутривенно.

    5. Преднизолон 60-90 мл каждые 4 часа внутривенно.

    6. Гепарин в\в.

    Противопоказаны: морфий, промедол, пипольфен (угнетают дыхание)

    7. Диспансерное наблюдение

    Больные БА должны находиться на диспансерном учёте у участковых врачей, которые в случае необходимости консультируют их с пульмонологом и др. специалистами (аллергологом, дерматологом, ЛОР врачом), решают вопросы госпитализации, трудоустройства.

    Переход на ступень вверх (усиление медикаментозного лечения) необходим в случаях невозможности контроля заболевания на предыдущей ступени при условии правильного выполнения больным назначений врача.

    Санаторно - курортное лечение показано большинству больных лёгкого и среднетяжёлого течения в фазе ремиссии при удовлетворительных показаниях ФВД. БА тяжёлого течения, гормонозависимый вариант, являются противопоказаниями к направлению на СКЛ.

    СКЛ в местных условиях даёт хороший клинико - функциональный эффект у большинства больных БА. При отсутствии эффекта в местных условиях или неблагоприятном климате зоны проживания рекомендуется лечение в другом климатическом поясе: Крыма, Кавказа, Средней Азии, Прибалтики.

    Профилактика БА заключается в санации оча­гов инфекции, предупреждении и своевременном лече­нии острых респираторных заболеваний, хронического бронхита. Имеет значение соблюдение техники безопас­ности на химических заводах, борьба за оздоровление экологии. Вторичная профилактика проводится по ли­нии диспансеризации пациентов в поликлиниках.

    СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ

    А/Д - артериальное давление; БА - бронхиальная астма; НПВП - нестероидные противовоспалительные препараты; СКЛ - санаторно-курортное лечение; ФВД - функция внешнего дыхания.

    Заключение.

    Многочисленные связи соединяют человека с окружающей природой. По своей направленности и содержанию эпидемиологический анамнез приобретает не только клиническое, но одновременно и профилактическое значение. Продуманный и умело собранный, достоверный и своевременный анамнез не только облегчает распознавание болезни, но и становится своего рода контролем за состоянием окружающей обстановки, сигналом ее неблагополучия. Оздоровление окружающей среды - важнейшая государственная задача, одно из решающих условий для дальнейшего снижения инфекционной заболеваемости

    За последние годы в большинстве развитых стран отмечается рост распространённости и смертности, связанных с бронхиальной астмой (БА), несмотря на неуклонное увеличение числа аллергологов, пульмонологов, значительное увеличение числа выпускаемых разнообразных противоастматических и диагностических средств. Всё это явно свидетельствует о недостаточной эффективности существующей системы помощи.

    В данной ситуации приоритетным становится лечение больных БА в амбулаторных условиях с диспансерным их ведением и использованием дневных стационаров для лечения обострений. При этом большая роль в лечении и эффективном диспансерном наблюдении отводится участковым терапевтам. Поэтому столь актуальна проблема обучения этих врачей, в том числе и на данном цикле (поликлиническое обучение). Узким же специалистам отведена роль консультантов и лечение наиболее тяжёлых больных.

    Медицинская сестра активно участвует в процессе. Она контролирует выполнение назначенного лечения пациентами, ведет разъяснительную работу, убеждая их проходить необходимые курсы лечения, проводит санитарное просвещение.

    2.6. Литература.

    1. Давлицарова К.Е. Основы ухода за больными. Первая медицинская помощь: Учебное пособие.- М.: Форум: Инфа – М, 2004.-386с.

    2. Основы сестринского дела: Учебное пособие / Вебер В.Р., Чуваков Г.И., Лапотников В.А., и др. – М.: Медицина, 2001.-496с.

    3. Справочник врача общей практики. В 2-х томах. / Под ред. Воробьева Н.С. –М.: Изд-во Эксмо, 2005.- 960с.

    4. Смолева Э.В. Сестринское дело в терапии. – Ростов н/Д: Феникс, 2007 – 112 с.

    5. Чучалин А.Г. Бронхиальная астма. – М. Медицина, 2001-89с.

    6. Смолева Э.В. Терапия с курсом первичной медико - санитарной помощи.-Ростов-н/Д: «Феникс». Серия «Медицина для вас». 2003 – 544с.

    7.Мухина С.А., Тарновская И.И. Практическое руководство к предмету «Основы сестринского дела»; 2-е издание исп. доп. М.: - ГЭОТАР - Медиа 2009. - 512 с.

    8.Сестринское дело в терапии - ООО «Медицинское информационное агенство», 2008. - 544с.

    9.Шапкин В.Е., Заздравнов А.А., Бобро Л.Н. Пасиешвили - Справочник по терапии с основами реабилитации - М.: - Феникс - 2007. - 275с.

    10.Медицинская сестра - Научно - практический и публицистический журнал - Издательский дом «Русский врач» - №1-2010, №5-2010.

    11.Медсестра - Научно-практический журнал - Медиздат - №2-2011.

    Сестринский процесс при бронхиальной астме состоит в том, чтобы обеспечить больному должный уход, создать подходящие условия для выздоровления, ознакомить пациента и его родственников со способами устранения приступов и прочем. По результатам диагностики разрабатывается тактика проведения терапии. Без врачебного вмешательства в данном случае не обойтись.

    Бронхиальная астма − хроническое заболевание, возникающее в результате воздействия внешних раздражителей и сопровождающееся приступами одышки, кашля и другими проявлениями. Больные должны проходить обследование дважды в год, иногда возникает необходимость помещения пациента в стационар, если на это существуют показания.

    У людей, страдающих бронхиальной астмой, возникают следующие проблемы:

    • недостаток жидкости, что происходит в результате гипервентиляции легких;
    • нарушение сна, аппетита;
    • чувство тревоги, а также боязнь перед приступом;
    • неэффективное дыхание по причине гипоксии;
    • дискомфорт, который связан с необходимостью постоянного приема лекарственных препаратов;
    • высокая вероятность развития осложнений;
    • неспособность справляться с трудностями самостоятельно;
    • ограничение при выборе профессии.

    Кроме всего вышеперечисленного, проблемы детей также состоят в нарушении игровой активности и познавательной деятельности. Задача фельдшера – оказать помощь больному, а также обеспечить ему должный уход.

    Этапы сестринского процесса

    Сестринский процесс при бронхиальной астме состоит из нескольких этапов. План действий таков:

    1. Сбор данных.
    2. Определение проблем.
    3. Исключение схожих заболеваний.
    4. Уход за больными в условиях стационара (организуется контроль над соблюдением режима и питания, досуга, создаются благоприятные условия в палате).
    5. Выполнение назначений врача и наблюдение за результатами лечения.
    6. Оценка действенности ухода.

    Сбор информации

    Прежде всего, проводятся субъективные методы исследования. Происходит опрос пациента, выслушиваются его жалобы. Как правило, они состоят в затрудненном дыхании и кашле. Заболевание начинается остро, присутствует повышенная температура. Помимо этих признаков, могут проявляться и другие симптомы: одышка, периодически свистящее дыхание, кашель, интенсивность которого усиливается утром и вечером.

    Сестринский процесс состоит из опроса родственников пациента на наличие у них такого же недуга, чтобы подтвердить или исключить наследственную предрасположенность как причину развития болезни.

    Объективные методы исследования состоят из осмотра пациента в период приступа. При этом нарушается его самочувствие, он напуган. Наблюдается громкое дыхание, одышка, хрипы со свистом, раздувание носовых крыльев, цианоз носогубного треугольника, кашель в виде приступов, отхождение вязкой мокроты. Вынужденное положение тела – сидя с возвышенным плечевым поясом.

    Обнаружение проблем

    Сестринский процесс при бронхиальной астме на этом этапе состоит в том, чтобы выявить проблемы пациента и подобрать варианты для их решения. При возникновении заболевания, особенно у детей, у больных нарушаются обычные жизненные потребности, к которым относится следующее: дышать, спать, есть, отдыхать, общаться. В задачу фельдшера входит план-тактика по обеспечению требуемого ухода. Пациентам необходимо предоставить помощь, чтобы облегчить их состояние.

    Эти нарушения возникают по причине бронхоспазма, отека слизистой оболочки, накопления слизи в бронхиальных просветах, приступов кашля с отхождением вязкой мокроты. Бронхиальную астму можно спутать с другими заболеваниями дыхательных органов. Нужно уметь отличить ее, чтобы правильно установить диагноз.

    Исключение схожих заболеваний

    Существуют некоторые болезни, симптомы которых схожи с . Такими недугами являются:

    • обструктивный хронический бронхит (клиническая картина устойчиво сохраняется и не изменяется даже после использования клюкокортикостероидных средств);
    • сердечная астма (одышка возникает в виде приступов и сопровождает пациента, как правило, в ночное время) – может возникать ощущение давления в грудине, учащается пульс, затрудняется дыхание в обеих фазах, основное отличие от бронхиальной астмы состоит в отсутствии выраженного опущения диафрагмы;
    • обтурационная астма – основным симптомом является удушье, которое возникает при механическом и прочих органов дыхательной системы (опухоли, наличие инородного тела), одышка инспираторная;
    • сенная лихорадка – представляет собой группу самостоятельных болезней аллергического характера, которые сопровождаются бронхоспазмом, конъюнктивитом, ринореей (на этапах ремиссии симптомы не проявляются);
    • бронхолегочный аллергический аспиргиллез – возникает восприимчивость организма пациента к грибам аспергиллам (поражению подвергаются сосуды, бронхи, альвеолы).

    Другие схожие заболевания

    Стоит отметить, что приступы одышки, а также удушья могут возникать и по причине других болезней. К таковым относятся карциноидный синдром, церебральная астма, узелковый периартериит. Но они не вызывают трудностей при проведении дифференциального диагностирования. Нужно заметить, что все патологические состояния, которые указаны выше, также требуют вмешательства врача и фельдшера.

    Наблюдение за пациентами в условии стационара

    Сестринский процесс при бронхиальной астме предусматривает уход за больным, чтобы не позволить проявиться осложнениям. План ухода состоит из организации, а также контроля над соблюдением правильного режима и питания, досуга, обеспечение комфорта в палате. Если возникнет необходимость, больному нужно оказать помощь во время приема пищи и выполнения гигиенических процедур. Особенно это касается детей. Кроме того, следует придерживаться всех врачебных назначений относительно лечения пациента, наблюдать, дает ли оно требуемый результат.

    Организация и контроль над соблюдением режима

    В данный пункт сестринского процесса при данном недуге входят независимые вмешательства, которые состоят из общения с пациентом либо родителями, чьи дети страдают этим заболеванием. Требуется обсудить с ними причину возникновения недуга, особенности терапии, профилактики возможных осложнений. Кроме того, важно убедить больного в том, что терапия должна проводиться в условиях стационара с соблюдением всех врачебных назначений.

    Организация комфортных условий и контроль

    Независимые вмешательства состоят из общения с пациентами либо родителями на тему необходимости гипоаллергенной диеты. Следует внушить больным, насколько важно ее соблюдать, причем как в условиях стационара, так и после выписки.

    Организация досуга. Независимые вмешательства в данном случае состоят из убеждений родственников пациента в необходимости доставить к нему в палату любимые книги и другие развлечения, чтобы хоть как-то скрасить досуг и отвлечься. Это особенно важно в отношении детей. Им нужно постоянно развиваться и познавать мир, не прерываясь на период лечения.

    Обеспечение комфортных условий. Тактика независимых вмешательств состоит из контроля над своевременным выполнением влажной уборки в палате, систематического проветривания, а также регулярной смены постельного белья. Кроме того, больному требуется тишина и покой. Это позволит восстановить сон, улучшить его качество.

    Предоставление помощи в проведении потребностей и приеме пищи. Тактика фельдшера – беседа на тему соблюдения правил гигиены и важности данного мероприятия. Родителям, чьи дети страдают бронхиальной астмой, рекомендуется принести в больницу зубную пасту, расческу. Всегда должно быть чистое белье на смену. Если у ребенка возникнут затруднения в приеме пищи, задача фельдшера – оказать ему помощь.

    Выполнение назначений врача

    Тактика фельдшера – проведение базисного лечения. Необходимо придерживаться всех рекомендаций врача, а также объяснить пациентам о необходимости приема медикаментозных препаратов. Обязательно проводится беседа по поводу возможных побочных действий. Тактика фельдшера – научить пациента правильно использовать устройства для ингаляций, вести дневник самоконтроля.

    Кроме того, задачей фельдшера является сопровождение больных на диагностические обследования. Следует объяснять пациентам, для чего используются эти процедуры. Важна также психологическая поддержка, оказываемая пациентам и родителям больных детей. Если медикаментозные препараты дали побочные эффекты, фельдшер должен уметь вовремя их распознать. От этого также зависит эффективность лечения. Если назначенная терапия не дает требуемого результата, стоит заменить лекарственные средства на другие препараты.

    Независимые вмешательства в ходе лечения – опрос больного о его самочувствии, измерение температуры тела, частоты дыхания и сердечных сокращений, выслушивание жалоб, контроль над одышкой и кашлем. Если наблюдается ухудшение состояния, необходимо сразу доложить об этом врачу. Если хорошо организовать сестринский уход, после лечения наступает ремиссия. Больного выписывают из больницы и отправляют домой, где следует строго соблюдать все рекомендации врача. Такая тактика позволяет поддерживать нормальное состояние и избежать осложнений и рецидивов болезни.

    Помощь при приступах

    Сестринский процесс включает в себя умение правильно и вовремя оказать пациентам помощь во время приступов. Для этого существует определенная тактика:

    • устранение аллергена;
    • применение («Сальбутамол»);
    • щелочное питье в горячем виде;
    • горчичные ванны для ног.

    В случае некупирующегося приступа используются антигистаминные препараты, а также «Эфедрин» подкожно. При приступах средней и тяжелой степени тяжести необходимо парентеральное введение лекарств. Нередко используется «Преднизолон». При этом больной обязательно должен находиться в стационаре, где за ним будет наблюдать врач. Подобная тактика позволит избежать серьезных последствий.

    Действия в межприступный период

    Если наблюдается тяжелое течение в межприступный период, тактика сестринского процесса должна состоять из назначения кортикостероидов, которые принимаются пациентом внутрь. Сначала используется максимально возможная при данном заболевании дозировка, затем она постепенно снижается по мере улучшения состояния больного. Также можно использовать средства пролонгированного действия. Рекомендуется всегда носить с собой карманный ингалятор. Когда наблюдается связь между инфекцией и развитием заболевания, используются антибактериальные, а также отхаркивающие средства. Нужно в обязательном порядке закрепить лечение медикаментозными препаратами физиотерапией. Для этого назначается дыхательная гимнастика и массаж. Такой план действий позволит улучшить бронхиальную проходимость. Для восстановления организма больного после лечения рекомендуется санитарно-курортная терапия.

    Астматический статус

    В некоторых случаях, даже при адекватной терапии, может затянуться на несколько дней. Возникают и такие ситуации, когда после видимого облегчения он появляется снова. При этом можно говорить о закупорке бронхов слизью. Способен даже развиться синдром «немого легкого», который грозит таким опасным последствиями, как . Он представляет собой тяжелую форму удушья, которое возникает по причине диффузного нарушения прохождения бронхов. В период астматического статуса лекарственные препараты, помогающие раньше, могут быть неэффективными. Поэтому наблюдается ухудшение состояние и прогрессирование болезни.

    При использовании спазмолитиков, проведении ингаляции наблюдается усиление удушья, а также ухудшение общего самочувствия. Способна развиваться сердечная дыхательная недостаточность в острой форме, может повышаться артериальное давление, появиться болезненные ощущения в области сердца. Все это происходит в результате действия данных препаратов. Таким образом, вместо облегчения, они еще больше усугубляют состояние больного. Именно этим и характеризуется астматический статус.

    Если не предпринять соответствующие меры, наступает 2 стадия развития астматического статуса. Наблюдается учащение поверхностного дыхания, усиление хрипов. Иногда лечение не дает требуемого результата, и тогда наступает 3 стадия развития астматического статуса. Больной может впасть в кому, причем вывести из нее его очень трудно. Обычно 3 стадия такой патологии приводит к смерти.

    Что делать при астматическом статусе

    В сестринский процесс включены действия по выведению пациентов из астматического статуса. Оказание неотложной помощи состоит в том, чтобы запретить пациенту использовать карманный ингалятор. Это необходимо сделать в первую очередь. Следует дать больному щелочное питье в горячем виде. Нужно придать пациенту удобное положение, использовать увлажняющий кислород. Главное, реагировать быстро и спокойно.

    Следует сохранять спокойствие, чтобы волнение не передалось и без того возбужденному пациенту.

    В данном случае для лечения используется изотонический раствор хлорида натрия. Устранить ацидоз поможет щелочной раствор. При инфекционном поражении в процесс лечение вовлекаются антибиотики.

    Особенности проведения ингаляций ребенку

    Существуют некоторые правила, о которых необходимо знать фельдшерам. Если пациентом является ребенок до 2 лет, желательно применить небулайзеры либо дозированные аэрозоли с лицевой маской и спейсером. Малышам от 2 до 5 лет можно использовать дозированные аэрозоли со спейсером. Также разрешается применять небулайзеры.

    Необходимо обратить внимание, чтобы , а по объему он находился в соответствии с легочным. По мере роста малыша данный показатель должен увеличиваться. Если ребенок находится в возрасте 5 лет и старше и испытывает трудности с использованием аэрозолей, их можно совмещать со спейсером. Кроме того, существует возможность перехода на дозированные аэрозоли или порошковые ингаляторы.

    Как помочь избежать раздражающих факторов

    Сестринский процесс включает в себя ознакомление пациентов с правилами, которые позволят избежать вредного воздействия факторов, провоцирующих бронхиальную астму. Прежде всего, необходимо их определить. Другими словами, следует выяснить, что является причиной обострения заболевания. После этого нужно направить все усилия для их предотвращения.

    Если аллергенами являются химические вещества, древесная пыль и другие отходы производства, необходимо порекомендовать пациентам сменить место работы. При аллергии на бытовую пыль медицинские сестры должны настоять на удалении ковров со стен комнаты, в которой живет больной. Рекомендуется также чаще совершать влажную уборку и проветривания помещения.

    Зачастую причиной возникновения заболевания является шерсть животных. В таком случае нужно обязательно поинтересоваться у больного о наличии питомцев. Если они имеются, стоит порекомендовать отказаться от их содержания.

    Необходимо объяснить пациентам, что раздражающим фактором может выступать табачный дым. В таком случае людям с бронхиальной астмой желательно избегать мест для курения. И тем более не стоит курить им самим. Пациентам со склонностью к аллергическим проявлениям не рекомендуется употреблять в пищу продукты, в которых содержатся красители и различные добавки. Также стоит удалить из комнаты цветы, поскольку их пыльца тоже является потенциальным аллергеном. Общим для всех правилом выступает избегание чрезмерных физических нагрузок и эмоционального перенапряжения.

    Задачей фельдшеров является обеспечить пациентам с бронхиальной астмой внимание и дать все необходимые рекомендации, которые помогут им справиться с коварной болезнью. Нужно посоветовать больным чаще читать о своем заболевании, чтобы знать, какие меры можно предпринять в случае внезапного приступа, когда рядом не окажется медицинского персонала. Необходимо научить пациентов правильно использовать ингаляторы, поскольку в 35% людей с данным недугом не могут добиться эффективности лечения именно из-за неумения их применения.

    Следует побуждать больных заниматься дыхательной гимнастикой, а также физическими упражнениями. Регулярно нужно напоминать про ношение с собой карманного ингалятора, чтобы своевременно помочь в случае приступа. Однако стоит разъяснить, что увлекаться этими приборами не рекомендуется без видимой причины. Передозировка препарата способна привести к приступам удушья и снизить реакцию организма на другие лекарственные средства. Заядлым курильщикам стоит посоветовать бросить вредную привычку, которая способна привести к ухудшению самочувствия.

    При приступе следует приободрить больного, а также успокоить его в случае необходимости. Особенно важно объяснить, что своевременное лечение – залог успешного исхода. Не нужно ждать тяжелого течения болезни, желательно принять меры после проявления первых симптомов.

    Действия при приступе до приезда врача

    Если у больного случился приступ бронхиальной астмы, до приезда врача необходимо сделать все возможное, чтобы состояние не ухудшилось. Требуется обеспечить атмосферу покоя. Причем он необходим не только больному, но и его родственникам. Человеку, который ухаживает за пациентом с бронхиальной астмой, не менее важно соблюдать спокойствие. Стоит помочь больному сесть либо занять положение полусидя. Под его голову нужно положить большую подушку.

    Также следует помочь пациенту снять стесняющую его одежду, убрать одеяло с верхней части туловища. Желательно открыть окно, чтобы обеспечить приток свежего воздуха. При наличии соответствующих рекомендаций от врача нужно дать больному карманный ингалятор, а также проконтролировать, правильно ли он его использует.

    Бронхиальная астма – болезнь серьезная, которая в случае тяжелого течения может привести к летальному исходу.

    Людям, страдающим данным заболеванием, требуется обязательная консультация врача. Неоценимый вклад в лечение и профилактику болезни вносит сестринский процесс. Правильный, умело собранный анамнез позволяет своевременно распознать недуг, а также контролировать состояние окружающей атмосферы больного.

    В последнее время случаи участились, несмотря на большое количество пульмонологов и аллергологов. Это говорит о нехватке имеющейся системы помощи. Учитывая сложившуюся ситуацию, лечить людей в амбулаторных условиях становится приоритетным. Немаловажная роль в терапии бронхиальной астмы принадлежит участковым терапевтам. Что касается узких специалистов, они занимаются консультацией и лечением больных с тяжелым течением болезни. Медицинская сестра принимает активное участие в данном процессе. В ее обязанности входит контроль выполнения пациентами назначенной терапии, разъяснительная работа и убеждение в необходимости приема того или иного препарата. От медицинской сестры в частности зависит выздоровление больного и улучшение его состояния.

    Сестринский процесс при бронхиальной астме является основной составляющей поддержки больного. Главная задача такой помощи заключается в повышении качества жизни человека.

    Сестринский процесс при взрослой и детской бронхиальной астме заключается в немалом количестве моментов. Вот приоритетные задачи:

    • вовремя отреагировать на приступ;
    • установить, по какой причине произошёл ;
    • оказать грамотное содействие;
    • определить потребности больного;
    • рассказать человеку, как правильно справляться с приступом.

    В первую очередь специалист устанавливает, что именно (какой аллерген) провоцирует состояние удушья. С этой целью проводится беседа с пациентом. Также при необходимости беседуют с его родителями (если это ребёнок) или родственниками и близкими людьми. Определяются препараты, которые могут помочь, а также медикаменты, которые категорически нельзя принимать ни при каких обстоятельствах.

    Проблемы, с которыми сталкивается астматик

    Кашель, удушье, одышка - наиболее часто встречающиеся симптомы. Два раза в год нужно проходить обследование. В случае ухудшения состояния рекомендовано лечение в стационаре.
    Проблемы пациента при бронхиальной астме таковы:

    • частые осложнения;
    • проблемы со сном, вплоть до полной бессонницы;
    • малое количество жидкости в организме;
    • дискомфорт, который связан с регулярным приёмом медикаментов;
    • панический страх, состояние тревоги;
    • ухудшение аппетита;
    • осложнения дыхания;
    • ограниченность в выборе сферы деятельности.

    Сестринский уход у детей при бронхиальной астме предполагает не только решение проблем маленьких больных (требуемая помощь), но и грамотное объяснение им правил поведения. Деткам нельзя играть в чрезмерно энергичные игры. Нужно доходчиво им это объяснить.

    План проведения мероприятий

    Сестринский уход у взрослых и детей при бронхиальной астме реализуется строго по чёткому плану. Это гарантирует быструю нормализацию состояния больного. План сестринского ухода содержит в себе следующее.

    • Анамнез.
    • Установление проблем.
    • Исключение похожих заболеваний.
    • Содержание в стационаре.
    • Выполнение рекомендаций лечащего доктора.
    • Поддержка при обострении.

    Рассмотрим каждый их них более детально.

    Анамнез

    В первую очередь реализуются субъективные исследовательские методы. У больного принимаются жалобы. Чаще всего они заключаются в регулярном кашле и сложном дыхании. Может присутствовать и такой симптом, как . Также проявляется иная симптоматика: свистящее дыхание, одышка. Поздно вечером и рано утром симптоматика усиливается. Важно узнать, имеется ли предрасположенность по наследству. Для этого опрашиваются родственники.
    Затем используются объективные исследовательские методы. Они заключаются в осмотре человека в период приступа. Обычно диагностируется отхождение мокроты высокой вязкости, свистящие хрипы, громкое дыхание.

    Установление проблем

    Сестринский уход при бронхиальной астме на этой стадии заключается в установлении проблем больного и выборе вариантов их устранения. У взрослых и маленьких пациентов происходит нарушение таких потребностей, как дыхание, приём пищи, отдых, сон, общение. Предоставляется помощь, которая способствует облегчению состояния.

    Есть немало недугов, которые схожи по симптоматике с астмой. Крайне важно удостовериться в том, что диагноз поставлен правильно. Вот наиболее распространённые их схожих болезней:

    • хронический бронхит обструктивный - при таком диагнозе симптомы не уходят после приёма клюкокортикостероидных препаратов;
    • лихорадка сенная - это целая группа заболеваний, во время которых возникают аллергические конъюнктивит, насморк, бронхоспазм;
    • аллергический бронхолегочный аспиргиллез - при этом заболевании организм становится восприимчив к грибам аспергиллам (страдают альвеолы, бронхи, сосуды).

    Ухаживать за пациентом должен исключительно компетентный специалист. От этого напрямую зависит результат проводимого лечения.
    В данном случае под уходом подразумевается анализ режима отдыха и приёма пищи, создание оптимальных условий в палате, организация интересного времяпрепровождения (к примеру, предоставление книг, игрушек, раскрасок или возможности просмотра телевизора, почитать интересную книгу). Медицинский персонал обязан регулярно проводить влажную уборку, приоткрывать окна для проветривания.
    Когда пациент не может покушать или привести себя в порядок самостоятельно, медсестра должна прийти на помощь. Этот момент наиболее актуален в случае с детьми и людьми преклонного возраста.
    Уход заключается ещё и в общении с больным человеком. Необходимо объяснить ему, насколько важно соблюдать , план лечения и режим отдыха. Человеку необходимо чувствовать заботу о себе. Медицинский работник должен переговорить с родителями маленького пациента или с родными взрослого. Важно, чтобы дома тоже были созданы оптимальные условия: соответствующее питание, полноценный отдых, отсутствие пыли, регулярные проветривания, ежедневные прогулки на свежем воздухе. Иначе могут случиться осложнения.

    Медсестра обязана убедить пациента в необходимости соблюдения назначений доктора в течение полного курса. Нужно рассказать ему о побочных эффектах и о том, как правильно использовать , с какой целью проводятся процедуры. Больной обязан каждый день записывать информацию о личном состоянии. Медицинский работник должен оказать психологическую помощь.
    Если возникает побочный эффект, медсестра должна оперативно принять соответствующие меры. Когда лечение не даёт требуемого результата, нужно оповестить об этом .
    Дети нуждаются в особом уходе. Мед. работник должен каждый день мерить температуру, контролировать дыхание, прослушивать сердцебиение. Важно поддерживать маленького пациента психологически.

    Поддержка при обострении

    На данной стадии сестринский уход при бронхиальной астме состоит в оказании квалифицированной помощи в момент приступа. Специалист действует чётко в определённой последовательности.

    • Определяется источник, вызывающий аллергию.
    • Посредством ингалятора вводятся бронхорасширяющие медикаменты.
    • Даётся раствор соды, ноги прогреваются в сухой горчице.
    • При необходимости назначается .
    • В случае затяжного приступа под кожу вводится такой препарат, как Эфедрин, а при сложной форме - .

    Если состояние пациента тяжёлое, то его госпитализируют. Наблюдение ведётся круглые сутки. Благодаря этому удаётся не допустить осложнений. Если происходит так, что состояние ухудшается, то назначаются стероидные препараты. Медицинский сотрудник должен следить за наличием ингалятора. Важно напоминать человеку о необходимости приёма .
    Ребёнку в возрасте до пяти лет при приступах показаны аэрозоли с дозатором. Детям до двух лет разрешено принимать такие медикаменты только через лицевую маску. Заботьтесь о здоровье и никогда не болейте!
    Пожалуйста, обязательно поделитесь этим материалом в социальных сетях.



    Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
    Читайте также
    Жена сергея лаврова - министра иностранных дел Жена сергея лаврова - министра иностранных дел Урок-лекция Зарождение квантовой физики Урок-лекция Зарождение квантовой физики Сила равнодушия: как философия стоицизма помогает жить и работать Кто такие стоики в философии Сила равнодушия: как философия стоицизма помогает жить и работать Кто такие стоики в философии