Сделать морфологический разбор глагола онлайн. Морфологический разбор глагола: пример анализа

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Изучая русский язык и, в частности, глаголы, мы часто сталкиваемся с необходимостью морфологически разобрать глагол - определить его характеристики и особенности. По какой схеме проводится морфологический разбор, и как это выглядит на примерах?

План действия для любого глагола

Разбор состоит из нескольких этапов:

  • Для начала нужно обозначить, что мы имеем дело именно с глаголом, определить его значение и вопрос, на который он отвечает.
  • Затем нужно употребить слово в его начальной форме и рассмотреть постоянные и изменяемые признаки. Для глаголов постоянными являются такие признаки, как вид и спряжение, переходность и возвратность, а непостоянными - лицо, время, род и число, а также наклонение.
  • И наконец, в заключение принято обозначать, какую роль играет рассматриваемое слово во всем предложении.

Образцы морфологического разбора

Морфологический разбор глагола «стоял»

Чтобы было понятнее, разберем для примера слово «стоял».

  • Слово относится к категории глаголов, обозначает некое действие, проверочным вопросом является «что делал».
  • Начальной формой здесь будет слово «стоять». Глагол имеет как постоянные, так и изменяемые признаки. К первым относятся - несовершенный вид, 2-е спряжение, невозвратность и непереходность. Среди изменяемых признаков - прошедшее время, мужской род и единственное число. Наклонение будет изъявительным, а вот лицо здесь определить нельзя.
  • В произвольном предложении слово окажется на месте сказуемого.

Морфологический разбор глагола «писал»

Приведем другой пример - слово «писал».

  • Глагол сообщает о некоем действии, вопросом к нему является «что делал».
  • Инфинитив для слова - «писать». Среди неизменяемых признаков глагола - невозвратность и несовершенный вид, слово является переходным и относится к 1-му спряжению. Среди изменяемых признаков - прошедшее время, мужской род и единственное число. Лицо определить невозможно, а наклонение будет изъявительным.
  • В предложении займет роль сказуемого.

Морфологический разбор глагола «разглядываю»

В качестве третьего примера возьмем слово «разглядываю».

  • Слово отвечает на вопрос «что делаю» и поэтому является глаголом, говорящим о совершаемом действии.
  • Инфинитивом для слова станет «разглядывать». В постоянные признаки попадут 1-е спряжение, несовершенный вид и невозвратность, а также переходность. К изменяемым признакам будут относиться 1-е лицо глагола, единственное число, настоящее время и изъявительное наклонение. Род не определяется.
  • Скорее всего, в предложении слово окажется сказуемым, однако это зависит от конкретной фразы.

Введите слово без ошибок:

Введите любое слово, затем нажмите «разобрать». После этого вы получите разбор, в котором будет написана часть речи, падеж, род, время и всё остальное. Т.к. разбор производится вне контекста, то может быть предложено несколько вариантов разбора, среди которых вам нужно будет выбрать правильный. Разбор выполняется компьютером автоматически, поэтому иногда могут быть ошибки. Будьте внимательны, онлайн разбор предназначен для помощи, а не для бездумного переписывания. Замечание про букву Ё : не заменяйте её на Е.

Нажмите Ctrl+D, чтобы добавить сервис в закладки и пользоваться им в будущем.

Для того, чтобы не испытывать трудности в схеме морфологического разбора слова или в порядке разбора, не следует автоматически запоминать последовательность и принцип разбора. Эффективнее всего ориентироваться на выделение общих признаков частей речи, а затем перейти на частные признаки этой формы. При этом общая логика разбора должна быть сохранена. Также вам помогут Части речи .

Следующие примеры морфологического разбора позволят понять схему разбора слов предложения в русском языке. Однако следует помнить, что наличие текста – обязательное условие правильного разбора частей речи, ведь морфологический разбор – это характеристика слова (как части речи), учитывающая специфику его использования.

Рассмотрим примеры морфологического разбора.

Морфологический разбор существительного

  1. начальная форма (в именительном падеже, единственном числе);
  2. собственное или нарицательное;
  3. одушевленное или неодушевленное;
  4. склонение
  5. число;
  6. падеж;
  7. роль в предложении.

Существительное (образец разбора):
Текст: Малыши любят пить молоко.
Молоко – существительное, начальная форма – молоко, нарицательное, неодушевленное, среднего рода, 2-го склонения, в винительном падеже, единственном числе (множественного не имеет), прямое дополнение.

План разбора прилагательного

  1. начальная форма – инфинитив (именительный падеж, единственное число);
  2. разряд (качественное, относительное или притяжательное);
  3. краткое или полное (только о качественном);
  4. степень сравнения (только о качественном);
  5. род (только о единственном числе);
  6. падеж;
  7. число;
  8. роль в предложении.

Прилагательное (образец разбора):
Текст: Полное лукошко грибов собрала Аленушка.
Полное – имя прилагательное, начальная форма – полный; качественное: полное; в положительной (нулевой) степени сравнения, в среднем роде, винительном падеже, является дополнением.

Числительное (порядок разбора):

  1. начальная форма (именительный падеж для количественного, именительный падеж, единственное число, мужской род – для порядкового);
  2. разряд по значению (количественное, порядковое);
  3. разряд по составу (простое, сложное, составное);
  4. падеж;
  5. род и число (у порядковых и некоторых количественных);
  6. роль в предложении.

Числительное (образец разбора):
Текст: Пролетело четыре дня.
Четыре – числительное, начальная форма – четыре, количественное, простое, в именительном падеже, не имеет числа и рода, является подлежащим.

Местоимение (порядок разбора):

  1. начальная форма (именительный падеж, единственное число, если изменяется по числам и родам);
  2. разряд по значению;
  3. род (если есть);
  4. падеж
  5. число (если есть);
  6. роль в предложении.

Местоимение (образец разбора):
Текст: С нее капали хрустальные дождинки.
Нее – местоимение, начальная форма – она, личное, 3-е лицо, женский род, родительный падеж, единственное число, обстоятельство места.

Морфологический разбор глагола

  1. инфинитив (начальная форма);
  2. возвратный или невозвратный;
  3. переходный или непереходный;
  4. спряжение;
  5. наклонение;
  6. время (для изъявительного наклонения);
  7. лицо (для настоящего, будущего времени и повелительного наклонения);
  8. род (для прошедшего времени и условного наклонения в единственном числе);
  9. число;
  10. роль в предложении.

Глагол (образец разбора):
Текст: Сказали правду, не побоявшись осуждения.
Сказали – глагол, начальная форма – сказать, невозвратный, непереходный, совершенного вида, 1-го спряжения, в изъявительном наклонении, прошедшем времени, множественном числе, является сказуемым.

Причастие (порядок разбора):

  1. начальная форма (именительный падеж, единственное число, мужской род);
  2. инфинитив;
  3. время;
  4. возвратное или невозвратное (для действительного);
  5. переходное или непереходное (для действительного);
  6. полное или краткое (для страдательного);
  7. род (для единственного числа);
  8. падеж;
  9. число;
  10. роль в предложении.

Причастие (образец разбора):
Текст: Гляжу на опадающую листву и грущу.
Опадающую – причастие, начальная форма – опадающий, от глагола опадать, несовершенного вида, настоящего времени, невозвратное, непереходное, в женском роде, винительном падеже, единственном числе, согласованное определение.

Деепричастие (порядок разбора):

  1. глагол, от которого образовано;
  2. возвратное или невозвратное;
  3. переходное или непереходное;
  4. роль в предложении.

Деепричастие (образец разбора):

Текст: Уезжая за границу, ты грустишь о доме.
Уезжая – деепричастие, от глагола «уезжать», несовершенного вида, невозвратное, непереходное, обстоятельство образа действия.

Наречие (порядок разбора):

  1. разряд по значению (определительное или обстоятельственное);
  2. степень сравнения (если есть).

Наречие (образец разбора):
Текст: Солнце взошло выше, и тучи рассеялись.
Выше – наречие, обстоятельственное места, является обстоятельством места, сравнительная степень.

Видео

Что-то непонятно? Есть хорошее видео по теме для прилагательных:

Порядок разбора в вашем классе может отличаться от предложенного, поэтому советуем уточнить у вашего учителя требования к разбору.

Всё для учебы » Русский язык » Морфологический разбор слова с примерами и онлайн

Чтобы добавить страницу в закладки, нажмите Ctrl+D.


Ссылка: https://сайт/russkij-yazyk/morfologicheskij-razbor-slova

Морфологический разбор глагола, одной из самых трудных частей речи, опирается на известную опорную схему анализа.

Сначала определяем общее грамматическое значение слова, потом начальную форму, по которой в дальнейшем выводим постоянные признаки, далее находим словоформу в тексте, устанавливаем непостоянные признаки и синтаксическую роль.

При разборе глагола часто допускаются ошибки в определении вида. А ведь нужно всего лишь задать вопросы "что делать?" или "что сделать?" и не перепутать двувидовые глаголы (сов. вид - его казнят завтра; несов. вид - я всю жизнь казню себя за тот поступок).

Путаница выходит и с выяснением переходности глагола. Это свойство означает способность глагола управлять существительным в В.п. без предлога (смотрю фильм, видишь солнце, писал письмо, ловит рыбу, строят дом) и в Р.п. при отрицании (не вижу стола), а также при обозначении какой-либо части (выпить воды, но не всю воду). Даже если в тексте нет зависимого существительного, необходимо его подставить, чтобы убедиться в наличии переходности глагола.

С возвратностью легче справляются, но иногда теряют постфиксы -СЯ, -СЬ в начальной форме.

С определением наклонения тоже не возникает каких-то особых затруднений: реальное действие, которое уже произошло, происходит сейчас или произойдёт, относят к изъявительному, нереальное представлено двумя наклонениями, одно из которых повелительное (идём, идёмте, давай/те пойдём, иди, идите, пусть идёт/идут), а другое условное, его можно называть ещё сослагательным), в этих формах нельзя определить время.

Напомним непостоянные признаки глагола:

1. Он обозначает действие предмета, (безличные глаголы обозначают состояние человека или природы).

2. Имеет формы 1, 2, 3 лица (в настоящем и будущем времени - пою, поём; поёшь, поёте; поёт, поют; а также в повелительном наклонении).

3. Имеет формы рода (только в прошедшем времени изъявительного наклонения, а также в условном наклонении - лежал, лежала, лежало, лежал бы, лежала бы, лежало бы).

4. Имеет формы единственного и множественного числа (стою, стоишь, стоит; стоим, стоите, стоят).

5. Имеет формы изъявительного, условного и повелительного наклонений (сплю, спим, спишь, спите, спит, спят; спал бы, спала бы, спали бы; спи, спите, стой, стойте, оставь, оставьте).

6. В предложении зависит от подлежащего и согласуется с ним, выполняя роль сказуемого.

Запомните:

1. У безличных глаголов нет числа и лица (смеркалось, смеркается, будет смеркаться, подморозит, подморозило бы, меня тошнило, тошнит, затошнит), а инфинитив неизменяемая форма и не имеет непостоянных признаков.

2. Все возвратные глаголы являются непереходными.

3. Лицо и род исключают друг друга (я/ты/он пришёл).

4. Выяснить спряжение можно по суффиксу перед -ТЬ неопределённой формы, когда окончания безударные, при ударных окончаниях используем форму 3 лица множественного лица (пить - пьют, лететь - летят, спать - спят).

5. Иногда глагол употребляется в переносном значении: Ну, я пошёл! (прошедшее время в значении будущего), Идёт он вчера по улице (настоящее в значении прошедшего), Вы бы меня угостили, что ли! (условное наклонение в значении повелительного), Знай я раньше об этом, никогда бы не пришёл (повелительное в значении условного).

ПЛАН МОРФОЛОГИЧЕСКОГО РАЗБОРА ГЛАГОЛА

1. Часть речи и общее грамматическое значение.

2. Начальная форма (инфинитив) и морфологические признаки:
Постоянные (П.п.):
- вид,
- переходность,
- возвратность,
- спряжение.
Непостоянные (Н.п.):
употреблён в форме
- наклонения,
- времени (только в изъявительном наклонении),
- числа,
- лица (только настоящем и будущем времени и в повелительном наклонении),
- род (только в прошедшем времени единственного числа).

3. Синтаксическая роль глагола (простое и составное глагольное сказуемое, составное именное сказуемое).

Давайте перечитаем начало седьмой главы «В гостях у Беорна» из романа-сказки Джона Р.Р. Толкина и выполним морфологический разбор некоторых глаголов.

На рассвете Бильбо разбудили яркие лучи солнца. Хоббит вскочил, чтобы посмотреть на часы, поставить на огонь чайник - и понял: он не дома. На завтрак не было ни чая, ни ветчины с гренками, а только холодные остатки вчерашней баранины и крольчатины. А после завтрака нужно было сразу же отправляться в путь.

На сей раз хоббиту позволили вскарабкаться орлу на спину и примоститься между крыльями. В лицо дул ветер, и Бильбо зажмурился . Солнце всё ещё освещало вершины крайних восточных гор. Утро выдалось прохладным, в долинах и впадинах клубился подкрадывавшийся к ледникам и вершинам туман.

Не щиплись , - сказал орёл. - Ты же не кролик, хотя похож на него. Не бойся. Нет ничего приятнее прохладного утра и лёгкого ветерка. Что может быть лучше полёта?

Равнину пересекала река, посреди которой торчала то ли скала, то ли каменный холм, напоминавший обломок горы, будто бы сюда его забросил во время игры какой-то великан. Орлы быстро опустились на скалу и оставили там путников.

Прощайте! Пусть во время похода вам сопутствует удача, пока вы не вернётесь в свои гнёзда! - Так обычно прощаются орлы.

Образцы разборов

На рассвете Бильбо разбудили яркие лучи солнца.

1. (Лучи) разбудили

2. Начальная форма (инфинитив): разбудить
Постоянные (П.п.):
- совершенный вид,
- переходный,
- невозвратный,
- II спряжение.
Непостоянные (Н.п.):
употреблён в форме
- изъявительного наклонения,
- прошедшего времени,
- множественного числа.

Хоббит вскочил, чтобы посмотреть на часы, поставить на огонь чайник - и понял: он не дома.

1. Посмотреть - глагол, так как обозначает действие предмета.

2. Н. ф. инфинитив - посмотреть
П.п.
- совершенный вид,
- переходный,
- невозвратный,
- II спряжение, исключение.
Н.п.

3. Синтаксическая роль: обстоятельство.

На завтрак не было ни чая, ни ветчины с гренками, а только холодные остатки вчерашней баранины и крольчатины.

1. Не было - глагол, так как обозначает состояние предмета.

2. Н. ф. быть
Постоянные (П.п.):
- несовершенный вид,
- не переходный,
- невозвратный,
- I спряжение,
- употреблён в безличном значении.
Непостоянные (Н.п.):
имеет форму
- изъявительного наклонения,
- прошедшего времени,
- ср. рода,
- единственного числа.

3. Синтаксическая роль: простое глагольное сказуемое.

А после завтрака нужно было сразу же отправляться в путь.

1. Отправляться - глагол, так как обозначает действие предмета.

2. Н. ф. инфинитив - отправляться
П.п.
- несовершенный вид,
- непереходный,
- возвратный,
- I спряжение.
Н.п.
не имеет, так как не изменяется.

3. Синтаксическая роль: составное глагольное сказуемое.

В лицо дул ветер, и Бильбо зажмурился .

1. (Бильбо) зажмурился - глагол, так как обозначает действие предмета.

2. Н. ф. зажмуриться
Постоянные (П.п.):
- совершенный вид,
- непереходный,
- возвратный,
- II спряжение.
Непостоянные (Н.п.):
употреблён в форме
- изъявительного наклонения,
- прошедшего времени,
- м. рода,
- единственного числа.

3. Синтаксическая роль: простое глагольное сказуемое.

Солнце всё ещё освещало вершины крайних восточных гор.

1. (Солнце) освещало - глагол, так как обозначает действие предмета.

2. Н. ф. освещать
Постоянные (П.п.):
- совершенный вид,
- переходный,
- невозвратный,
- I спряжение.
Непостоянные (Н.п.):
употреблён в форме
- изъявительного наклонения,
- прошедшего времени,
- ср. рода,
- единственного числа.

3. Синтаксическая роль: простое глагольное сказуемое.

Утро выдалось прохладным, в долинах и впадинах клубился подкрадывавшийся к ледникам и вершинам туман.

1. (Утро) выдалось - глагол, так как обозначает действие предмета.

2. Н. ф. выдаться
Постоянные (П.п.):
- совершенный вид,
- непереходный,
- возвратный,
- разноспрягаемый.
Непостоянные (Н.п.):
употреблён в форме
- изъявительного наклонения,
- прошедшего времени,
- ср. рода,
- единственного числа.

3. Синтаксическая роль: составное именное сказуемое.

Не щиплись , - сказал орёл.

1. Не щиплись - глагол, так как обозначает действие предмета.

2. Н. ф. щипаться
Постоянные (П.п.):
- несовершенный вид,
- непереходный,
- возвратный,
- I спряжение.
Непостоянные (Н.п.):
употреблён в форме
- повелительного наклонения,
- 2 лица,
- единственного числа.

3. Синтаксическая роль: простое глагольное сказуемое.

Равнину пересекала река, посреди которой торчала то ли скала, то ли каменный холм...

1. (Река) пересекала - глагол, так как обозначает действие предмета.

2. Н. ф. пересечь
Постоянные (П.п.):
- совершенный вид,
- переходный,
- невозвратный,
- I спряжение.
Непостоянные (Н.п.):
употреблён в форме
- изъявительного наклонения,
- прошедшего времени,
- ж. рода,
- единственного числа.

3. Синтаксическая роль: простое глагольное сказуемое.

Пусть во время похода вам сопутствует удача, пока вы не вернётесь в свои гнёзда!

1. (Пусть) сопутствует - глагол, так как обозначает действие предмета.

2. Н. ф. сопутствовать
Постоянные (П.п.):
- несовершенный вид,
- непереходный,
- невозвратный,
- I спряжение.
Непостоянные (Н.п.):
употреблён в форме
- повелительного наклонения,
- 3 лица,
- единственного числа.

3. Синтаксическая роль: простое глагольное сказуемое.

1. (Вы) не вернётесь - глагол, так как обозначает действие предмета.

2. Н. ф. вернуться
Постоянные (П.п.):
- совершенный вид,
- непереходный,
- возвратный,
- I спряжение.
Непостоянные (Н.п.):
употреблён в форме
- изъявительного наклонения,
- 2 лица,
- множественного числа.

3. Синтаксическая роль: простое глагольное сказуемое.

Так обычно прощаются орлы.

1. (Орлы) прощаются - глагол, так как обозначает действие предмета.

2. Н. ф. прощаться
Постоянные (П.п.):
- несовершенный вид,
- непереходный,
- возвратный,
- I спряжение.
Непостоянные (Н.п.):
употреблён в форме
- изъявительного наклонения,
- 3 лица,
- множественного числа.

3. Синтаксическая роль: простое глагольное сказуемое.

Тренировка

Произведите морфологический разбор глаголов из следующих предложений:

пел 3 ... (М.Ю. Лермонтов.)

Арина Петровна встает с своего места и высматривает 3

сияли 3 звёзды. (М.А. Шолохов.)

Выходишь 3

возьмём 3 . (В. Козлов.)

смущают 3 . (В. Песков.)

Вылезай 3

Листья побежали 3

САМОПРОВЕРКА

По небу полуночи Ангел летел, и тихую песню он пел 3 ... (М.Ю. Лермонтов.)

1. (Он) пел 3 - глагол, так как обозначает действие предмета.

2. Н. ф. петь
Постоянные (П.п.):
- несовершенный вид,
- переходный,
- невозвратный,
- I спряжение.
Непостоянные (Н.п.):
употреблён в форме
- изъявительного наклонения,
- прошедшего времени,
- м. рода,
- единственного числа.

3. Синтаксическая роль: простое глагольное сказуемое.

Арина Петровна встаёт с своего места и высматривает 3 в дверь, точно ли Улитушка ушла. (М.Е. Салтыков-Щедрин.)

1. (Арина Петровна) высматривает 3 - глагол, так как обозначает действие предмета.

2. Н. ф. высматривать
Постоянные (П.п.):
- несовершенный вид,
- переходный,
- невозвратный,
- I спряжение.
Непостоянные (Н.п.):
употреблён в форме

Изъявительного наклонения,
- настоящего времени,
- 3 лица,
- единственного числа.

3. Синтаксическая роль: простое глагольное сказуемое.

По ночам на обугленно-чёрном небе сияли 3 звёзды. (М.А. Шолохов.)

1. (Звёзды) сияли 3 - глагол, так как обозначает действие предмета.

2. Н. ф. сиять
Постоянные (П.п.):
- несовершенный вид,
- непереходный,
- невозвратный,
- I спряжение.
Непостоянные (Н.п.):
употреблён в форме
- изъявительного наклонения,
- прошедшего времени,
- множественного числа.

3. Синтаксическая роль: простое глагольное сказуемое.

Выходишь 3 – ослепляет тебя синева. (Н.Г. Астафьева.)

1. (Ты) выходишь 3 - глагол, так как обозначает действие предмета.

2. Н. ф. выходить
Постоянные (П.п.):
- несовершенный вид,
- непереходный,
- невозвратный,
- II спряжение.
Непостоянные (Н.п.):
употреблён в форме
- изъявительного наклонения,
- настоящего времени,
- 2 лица,
- единственного числа.

3. Синтаксическая роль: простое глагольное сказуемое.

Мы тебя доктором в экспедицию возьмём 3 . (В. Козлов.)

1. (Мы) возьмём 3 - глагол, так как обозначает действие предмета.

2. Н. ф. взять
Постоянные (П.п.):
- совершенный вид,
- переходный,
- невозвратный,
- I спряжение.
Непостоянные (Н.п.):
употреблён в форме

Изъявительного наклонения,
- будущего времени,
- 1 лица,
- множественного числа.

3. Синтаксическая роль: простое глагольное сказуемое.

Размеры жертвы крокодила мало смущают 3 . (В. Песков.)

1. (Размеры) смущают 3 - глагол, так как обозначает действие предмета.

2. Н. ф. смущать
Постоянные (П.п.):
- несовершенный вид,
- переходный,
- невозвратный,
- I спряжение.
Непостоянные (Н.п.):
употреблён в форме

Изъявительного наклонения,
- настоящего времени,
- 3 лица,
- множественного числа.

3. Синтаксическая роль: простое глагольное сказуемое.

Вылезай 3 скорее, мышь. Что ты в норке там сидишь?

1. Вылезай 3 - глагол, так как обозначает действие предмета.

2. Н. ф. вылезать
Постоянные (П.п.):
- несовершенный вид,
- непереходный,
- невозвратный,
- I спряжение.
Непостоянные (Н.п.):
употреблён в форме
- повелительного наклонения,
- 2 лица,
- единственного числа.

3. Синтаксическая роль: простое глагольное сказуемое.

Листья побежали 3 по дороге. Это значит: осень на пороге.

1. (Листья) побежали 3 - глагол, так как обозначает действие предмета.

2. Н. ф. побежать
Постоянные (П.п.):
- совершенный вид,
- непереходный,
- невозвратный,
- разноспрягаемый.
Непостоянные (Н.п.):
употреблён в форме
- изъявительного наклонения,
- прошедшего времени,
- множественного числа.

3. Синтаксическая роль: простое глагольное сказуемое.

Литература

1. Виды разбора на уроках русского языка. Пособие для учителей. - М., Просвещение, 1978.

2. Вороничев О.Е. О логической основе морфологического анализа знаменательных слов / Русский язык в школе и дома. - 2008. - № 1, 4, 6.

3. Литневская Е.И. Поступающим в МГУ им. М.В. Ломоносова. Морфологический разбор на вступительных экзаменах / Русская словесность. - 1995. - № 4.

Глагол - это одна из самых важных частей речи русского языка, на изучение которой в школьной программе отводится огромное количество времени. И это понятно, ведь тема на самом деле достаточно объемная. При ее изучении детям объясняют, как определять форму, вид и значение конкретного слова в предложении, а также как разбирать глаголы как части речи. Курс русского языка предполагает знакомство с данным разделом после всех именных частей. И делается это совсем не случайно, ведь, в отличие от имен существительных, прилагательных и числительных, глагол имеет форму спряжения, а это значит, что морфологические признаки данной части речи в корне отличаются от других слов и словоформ.

Слово как часть речи: глагол

Определение глагола, поданное в школьных учебниках, звучит примерно так: это часть речи, которая отвечает на вопросы, обозначающие действие, и может выражаться в состоянии (болеть), свойстве (заикаться), признаке (темнеть) и в отношении (ревновать). Начальную которая отвечает на вопросы "что делать" и "что сделать", называют инфинитивом, или неопределенной формой, которая в предложении может выступать любым из его членов.

Например: понимать (подлежащее) - значит чувствовать; быть (сказуемое) дождю; друзья просили его спеть (дополнение); она пошла пройтись (обстоятельство).

Тему раздела, повествующего о том, как разбирать глаголы как части речи, дети начинают изучать уже в 4 классе, а в последующие годы возвращаются к ней неоднократно. Однако перед тем, как перейти непосредственно к анализу глагола,следует изучить его признаки. Именно об этом и пойдет речь далее.

Постоянные признаки глагола

Одна из важных особенностей данной части речи заключается в том, что все слова, относящиеся к ней, могут иметь постоянные и не постоянные признаки, изучение которых обязательно для того, чтобы разобрать как часть речи глагол. К первым относятся:

  • Принадлежность к виду. Если процесс или действие, описанное глаголом, законченно на данный момент, или указано, что оно будет таковым - это совершенный вид. Например: уехал, пришел, напишу, прочитаю, скажу . А если слово не предполагает законченности, то это несовершенный вид глагола. Например: живу, рисовал, пишу.
  • Переходность и непереходность. Различия этих грамматических признаков заключаются в наличии предлога при употреблении глагола с местоимением или именем существительным. Переходные глаголы могут употребляться без предлогов с именительными частями речи в винительном, а при отрицании - в родительном падеже. А при непереходных формах наличие предлога для связи слов - обязательное условие. Например: читал письмо, не читал статью, построили дом, отвыкнуть от дома, сочувствовать другу, дорожить временем.
  • Возвратность. Определить этот признак достаточно просто, как правило, все глаголы такого типа заканчиваются на -ся или -сь. Стоит отметить, что данная характеристика указывает на то, что глагол непереходный. Например: смеялся над сестрой, растворился в воде, придерживаться диеты .
  • Спряжение - это одна из важнейших характеристик, которая участвует в формировании слов и заключается в изменении глаголов по числам и лицам. Для изучения и закрепления этой темы в школьном курсе русского языка уделяется немало времени, и от умения правильно определить спряжение глагола зависит качество правописания. Однако можно всю тему записать в один маленький конспект. Итак, к первому спряжению относят все глаголы с окончаниями -ешь, -ем, -ет, -ете, -ут, -ют , а ко второму - с окончаниями на -ишь, -им, -ит, -ите, -ат, -ят . Чтобы определить спряжение, глагол следует изменить по лицам и проследить за изменением окончания.

Непостоянные признаки глагола

Характеристика этих признаков заключена в их названии, и их также очень важно изучить до того, как разбирать глаголы как части речи. К ним относятся следующие факторы, которые влияют на словообразование:

  • Наклонение. Форма этого признака показывает на отношение действия к реальному времени. Существует три формы наклонения: изъявительная (действие происходит сейчас), условная (действие является лишь желаемым) и повелительная (действие возможно при определенных событиях).
  • Время и число. В русском языке существует прошедшее, настоящее и будущее время глаголов. Как правило, с определением этого грамматического признака трудностей не возникает, равно как и с определение множественного или единственного числа.
  • Род. Как и все знаменательные части речи, глаголы могут изменяться по родам, в зависимости от слова, определяющего лицо, с которым связано действие.

Как разбирать глаголы как части речи

Именно вышеуказанные особенности и следует указать в глагола, план которого выглядит так:

  1. Указать название части речи.
  2. Определить начальную форму.
  3. Указать как части возвратность, переходность, спряжение.
  4. Обозначить непостоянные признаки: наклонение, время, лицо и род (если они есть), а также число.
  5. Разобрать предложение, в котором употребляется глагол, и определить его функцию, то есть указать, каким членом он является.

Примеры разбора глагола как части речи

Для закрепления изученного материала (морфологические особенности и признаки глагола) школьной программой предусмотрены многочисленные разборы данной части речи по описанной выше схеме. При помощи такого приема детей учат систематизировать знания и правильно их применять, вновь и вновь повторяя при конкретном разборе все признаки той или иной части речи.

В качестве примера рассмотрим такую фразу: "На небе ярко светит солнце".

  1. Светит - глагол.
  2. Начальная форма - светить.
  3. Глагол несовершенного вида, невозвратный, переходный, использован во втором спряжении.
  4. Солнце светит - действие происходит в настоящем времени, а значит, это изъявительная форма глагола, который употреблен в единственном числе, в третьем лице и в среднем роде.
  5. На - предлог, небе - обстоятельство, ярко - обстоятельство, светит - сказуемое, солнце - подлежащее.

Разбор глагола по составу

Не менее важной является тема: "Морфемный разбор слова". Что это означает и как разобрать слово по составу? Глагол, как и все слова, имеет основную часть, на базе которой и формируются другие формы. Именно эта часть без окончания, которое при обозначении заключается в прямоугольник, называется основой и является главной в определении лексического значения. При разборе она обозначается квадратной скобкой под словом.

Вслед за основой выделяют суффикс - морфему, которая участвует в формо- и словообразовании однокоренных слов. На письме обозначается углом с направленной вверх вершиной.

Для глаголов в изъявительном и условном наклонении прошедшего времени характерен нулевой суффикс или -л-. Например: читал - читал бы , нес - нес бы .

Неопределенная форма образуется при помощи суффиксов -ть- и -ти-, однако в школьной программе эти морфемы рассматриваются как окончания. Например: спала - спать и спасла - спасти .

Приставка - одна из значимых частей слова, которая стоит вначале и участвует в образовании новых словоформ. Схематически обозначается перевернутой буквой Г.

Корень - обязательная и основополагающая часть, в ней заключено лексическое значение и объединяющая для всех однокоренных слов составляющая. Нет ни одной самостоятельной лексической единицы, в которой не было бы этой морфемы, то время как без остальных элементов они вполне нормально используются. Корень на письме обозначают дугой.

Правила морфемного разбора

Вопрос о том, как разобрать глагол по составу, интересует многих школьников. Об этом можно много говорить, но лучше показать на практике. Но для начала следует отметить, что у инфинитива и у глаголов единственного числа мужского рода, употребленного в прошедшем времени и условном наклонении, нет окончания. Также у этих глаголов нет суффикса.

Морфемный разбор глаголов, как и других слов, проводят по такой схеме:

  1. Определение части речи.
  2. Выделение окончания с объяснением его значения.
  3. Подбор однокоренных слов и определение корня.
  4. Выделение приставки и суффикса.
  5. Определение основы слова, в которой заключено лексическое значение.

Разбери глаголы по составу

Для закрепления материала следует разобрать несколько слов по составу по такому примеру: страдает - начальная форма страдать . Это с окончанием -ет , которое указывает на настоящее время, третье лицо, единственное число. Основа слова -страда -, суффикс -а -. Однокоренные слова: страдает, страдание, страждущий . Корень - страд с возможной заменой буквы «д» на «ж». У этого слова нет приставки.

§ 1 Морфологический разбор глагола

На завершающем этапе изучения глагола рассматривается его морфологический разбор, выполнение которого поможет научиться находить верные грамматические признаки данной части речи и систематизировать полученные знания о глаголе.

На этом уроке мы рассмотрим порядок морфологического разбора глагола.

Морфологический разбор - это характеристика слова как части речи с учетом особенностей его употребления в конкретном тексте.

Он включает три обязательных пункта:

1.Часть речи, общее грамматическое значение.Начальная форма (неопределённая форма глагола, или инфинитив, отвечает на вопросы что делать? что сделать?).

2. Морфологические признаки глагола. Они делятся на постоянные и непостоянные.

К постоянным относятся те, которые в слове не меняются. Всего их 3: вид; переходность (если при глаголе можно поставить существительное в винительном падеже без предлога, то он переходный) и спряжение (I спр., II спр. или разноспрягаемый).

К непостоянным признакам глагола относятся: наклонение (изъявительное, повелительное или условное); число (единственное или множественное); время (если есть - настоящее, прошедшее или будущее), лицо (если есть - 1, 2 или 3, определяется у глаголов в форме настоящего и будущего времени) и род (если есть - мужской, женский или средний, определяется у глаголов единственного числа прошедшего времени).

3.Синтаксическая роль глагола в предложении.

§ 2 Примеры морфологического разбора глагола

Рассмотрим разбор на примерах. Перед нами предложение из стихотворения Сергея Есенина «Пороша»:

Заколдован невидимкой,

Дремлет лес под сказку сна.

Для анализа возьмём слово «дремлет».

1. Слово отвечает на вопрос «что делает?» и обозначает действие предмета. Следовательно, это глагол. Начальная форма - дремать.

Постоянные признаки: данный глагол несовершенного вида, поскольку отвечает на вопрос что делает? Он непереходный, так как не употребляется с существительным в винительном падеже и относится к I спряжению.

Непостоянные признаки. Глагол стоит в изъявительном наклонении, в настоящем времени, в единственном числе и 3 лице. Категории рода не имеет, т.к. стоит в настоящем времени.

3. Теперь выясним синтаксическую роль слова в предложении. Поскольку оно отвечает на вопрос «что делает?» значит, является сказуемым.

Мы доказали, что слово дремлет - это глагол, поскольку оно обладает всеми грамматическими признаками этой части речи.

А теперь рассмотрим другой пример из строк стихотворения Сергея Есенина:

Разбуди меня завтра рано,

О моя терпеливая мать!

§ 3 Краткие итоги по теме урока

Чтобы разобрать глагол морфологически, мы должны вспомнить все признаки данной части речи и выполнить разбор строго по заданной схеме. Вначале задаём вопрос к слову и определяем общее грамматическое значение. Далее указываем начальную форму. Теперь мы должны отметить морфологические признаки. К ним относятся вид, переходность, спряжение, наклонение, число, а также время, лицо и род, если они есть в конкретном слове. И в завершении определяем, каким членом предложения является глагол в данном контексте.

Список использованной литературы:

  1. Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов. Русский язык. 6 класс. 2012.
  2. Н.Г. Гольцова. Русский язык 10-11 классы. 2012.
  3. В.В. Бабайцева. Русский язык. Теория. 5-9 класс. 2012.
  4. Г.А. Богданова. Уроки русского языка в 6 классе. 2012.
  5. Н.О. Крамаренко. Уроки русского языка в 6-м классе. Поурочные планы. 2002.
  6. Н.В. Егорова. Контрольно-измерительные материалы. Русский язык. 6 класс. 2011.


Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Жена сергея лаврова - министра иностранных дел Жена сергея лаврова - министра иностранных дел Урок-лекция Зарождение квантовой физики Урок-лекция Зарождение квантовой физики Сила равнодушия: как философия стоицизма помогает жить и работать Кто такие стоики в философии Сила равнодушия: как философия стоицизма помогает жить и работать Кто такие стоики в философии